Порядок и срок возбуждения приставом исполнительного производства. Возбуждение исполнительного производства Особенности обращения взыскания на денежные средства в иностранной валюте

Возбуждение исполнительного производства, как уже отмечалось, образует самостоятельную и обязательную стадию исполнительного производства. Ее задачами являются: обеспечение правомерного возникновения исполнительного производства; определение сторон исполнительного производства; планирование предстоящих исполнительных действий.

Для возбуждения исполнительного производства по общему правилу необходимо:

  • 1) предъявление исполнительного документа;
  • 2) подача заявления взыскателем;
  • 3) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

В некоторых случаях исполнительное производство возбуждается и без заявления взыскателя. Так, после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановление о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 16 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя, в частности, при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя. В этом случае он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, утверждаемым старшим судебным приставом. По указанному постановлению судебным приставом-исполнителем, к которому оно поступило, возбуждается исполнительное производство (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительное производство возбуждается без заявления и в тех случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Таким образом, место подачи названных выше документов определяется по правилам ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Так, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по месту его жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если же должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Возможны ситуации, когда сведения о местонахождении должника, его имущества или местонахождении ребенка отсутствуют. В этом случае исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества. Соответственно, это и будет надлежащим местом подачи заявления и исполнительного документа.

В случае если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их получения.

Законом об исполнительном производстве установлен общий трехдневный срок передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя и исполнительного документа со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

В свою очередь, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу- исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия – другому судебному приставу-исполнителю.

Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, подлежит направлению взыскателю, должнику, а также субъекту, который выдал исполнительный документ.

Законодательство об исполнительном производстве закрепляет институт сводного исполнительного производства (ст. 34 Закона об исполнительном производстве). Он преследует цели обеспечения полного и правильного исполнения требования исполнительных документов и контроля за распределением взысканных с должника денежных сумм.

Сводное исполнительное производство возникает (исполнительные производства объединяются в сводное исполнительное производство) в случаях, когда:

  • – в отношении одного должника возбуждено несколько исполнительных производств;
  • – в отношении нескольких должников возбуждены исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя.

Согласно ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.

Солидарные обязательства могут возникнуть как из правомерных действий, так и в результате правонарушения (в частности при неделимости предмета в обязательстве). Расширение сферы применения солидарной ответственности в предпринимательских отношениях должно способствовать реальной защите прав и интересов кредиторов, отвечать общей тенденции повышения ответственности предпринимателей по сравнению с лицами, не занимающимися предпринимательской деятельностью.

Солидарными могут быть обязательства:

  • 1) договорные и внедоговорные;
  • 2) основные (первоначальные) и зависимые (производные). Основным является, например, обязательство, возникшее на основе договора аренды. Если же один из должников возместит убытки кредитору (арендодателю), то у него появляется право в регрессном порядке требовать от других возмещения исполненного за вычетом доли, падающей на него. Иными словами, появляется новое производное, зависимое регрессное обязательство. Регрессное обязательство является солидарным, если это предусмотрено соглашением солидарных должников, при отсутствии такого соглашения регрессное обязательство будет долевым (ст. 325 ГК РФ);
  • 3) при субсидиарной ответственности. Солидарно субсидиарную ответственность несут участники полного товарищества по его обязательствам, а также полные товарищи в товариществе на вере (ст. 75, 82 ГК РФ);
  • 4) при солидарной (обеспечительной) ответственности поручителя за действия должника (ст. 363 ГК РФ). В данном случае ответственность за должника несет именно поручитель на основе специального соглашения, заключенного им с кредитором. Должник же отвечает за свои собственные действия, принцип ответственности "один за всех", характерный для солидарного обязательства, распространяется только на поручителя (но не на должника, за которого отвечает поручитель);
  • 5) при солидарной ответственности нескольких юридических лиц, возникающих в результате реорганизации, если из содержания разделительного баланса не видно, кто именно является правопреемником и отвечает по конкретным обязательствам перед кредиторами реорганизованного юридического лица. В результате реорганизации (путем разделения) обычное обязательство с одним должником трансформируется в солидарное (если конкретные правопреемники в разделительном балансе не определены);
  • 6) при солидарной ответственности совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения по обязательствам, возникшим в силу договора социального найма жилого помещения (ст. 672 ГК РФ). Сами члены семьи договор с наймодателем не заключают, однако наличие такового между наймодателем и нанимателем, а также факт принадлежности к членам семьи нанимателя являются основанием для возникновения солидарной ответственности членов семьи и нанимателя .

При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. При этом солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст. 323 ГК РФ).

Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения обязательства кредитору. Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками: 1) должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого; 2) неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных должников.

Для обеспечения контроля за исполнением сводных исполнительных производств в соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона об исполнительном производстве главный судебный пристав РФ и главные судебные приставы субъектов РФ создают банки данных, содержащие сведения о ведении сводных исполнительных производств.

В случае если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов нескольких субъектов Федерации, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом РФ. Закон об исполнительном производстве устанавливает, что контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляет сам главный судебный пристав РФ. В свою очередь, он вправе возложить его на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта РФ или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства (ч. 2 ст. 34 Закона об исполнительном производстве).

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта РФ. За ведением такого исполнительного производства контроль осуществляется главным судебным приставом субъекта РФ или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Поступившие исполнительные документы, содержащие требования имущественного характера к должнику, в отношении которого ведется сводное исполнительное производство, и возбужденные в других подразделениях судебных приставов исполнительные производства передаются судебному приставу-исполнителю, ведущему сводное исполнительное производство. Взыскатель, должник, а также субъекты, выдавшие исполнительный документ, извещаются об этом.

По сводному исполнительному производству исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем на территории, на которую не распространяются его полномочия, в порядке, установленном ч. 11–13 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Ранее действовавшее законодательство не предусматривало возможности отказа в возбуждении исполнительного производства. Согласно ст. 10 Закона об исполнительном производстве 1997 г. судебный пристав-исполнитель мог лишь возвратить исполнительный документ при наличии указанных к тому оснований.

Закон об исполнительном производстве 2007 г. в ст. 31 предусматривает основания отказа в возбуждении исполнительного производства. Так, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  • 1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  • 2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, когда взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, и он в соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве направил все необходимые документы в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  • 3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • 4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Закона об исполнительном производстве;
  • 5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве;
  • 6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1, 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве;
  • 7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • 8) исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению ФССП России.

При вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства его копия с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также субъектам, выдавшим исполнительный документ.

Отметим, что отказ в возбуждении исполнительного производства при условии устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1–4, 7 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в установленном законом порядке.

Возбуждение исполнительного производства — это мера обеспечения исполнения решений и постановлений суда. Возбуждение осуществляется судебным приставом-исполнителем на основании поступившего от суда исполнительного листа (документа). Исполнительный лист может направляться в службу судебных приставов и иным органом, не судом.

Постановление о возбуждении исполнительного производства

Порядок возбуждения исполнительного производства четко регламентирован на федеральном уровне. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» дает четкое описание последовательности действий при возбуждении исполнительного производства. Этот же ФЗ устанавливает и регулирует специфические особенности реализации судебных постановлений по каждой категории дел.

Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится судебным приставом-исполнителем после получения исполнительного листа. Если лист пришел к судебным приставам впервые, то должнику отводится время для добровольного исполнения решения суда. Судебный пристав обязан уведомить должника о необходимости удовлетворения им требований, изложенных в исполнительном листе.

Также он сообщает о размере штрафов и сборов, в случае отказа должника добровольно выполнить предписание. Постановление о возбуждении исполнительного листа копируется — копии рассылаются в суд, должнику и взыскателю. В тот момент как постановление было получено или должно было быть полученным должником, начинается отсчет времени отведенного на добровольное исполнение судебного решения.

Порядок возбуждения исполнительного производства

  • взыскатель подает заявление и исполнительный лист в службу судебных приставов (исполнительный лист сюда может быть направлен судом). Документы отсылаются либо по почте, либо вручаются взыскателем лично в руки пристава-исполнителя
  • после получения указанных документов судебный пристав должен возбудить исполнительное производство. Срок возбуждения исполнительного производства составляет 3-е суток с момента получения судебного документов
  • судебный пристав-исполнитель рассылает копии постановления в срок не позднее следующего дня за днем возбуждения постановления
  • должнику предоставляется время на добровольное исполнение судебного решения.

Федеральное законодательство четко регулирует и порядок, и срок возбуждения исполнительного производства.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Сегодня судебный пристав-исполнитель имеет право выдать отказ в возбуждении исполнительного производства.

Решение должно быть мотивировано одной или несколькими причинами:
  • исполнительный лист поступил без заявления взыскателя или заявление не подписано взыскателем или его законным представителем (за исключением случаев прямо предусмотренных законом)
  • исполнительный документ и заявление поданы не по месту исполнения
  • истек срок подачи документов
  • направлены документы, не являющиеся исполнительными, либо оформленные не по правилам
  • исполнительное производство по полученным документам уже проведено и т.д.

Юристы нашей компании окажут помощь при ведении исполнительного производства.

Стадии исполнительного производства

Возбуждение исполнительного производства. Для этого достаточно предъявить судебному приставу исполнительный лист.

Обращение взыскания на имущество должника. Самый тяжелый этап, во время которого проводится непосредственный арест и изъятие имущества должника. Чаще всего исполнительный лист предписывает возврат денежных средств (долга), который погашается за счет принудительного изъятия имущества должника. Опись распространяется и на ценное имущество, которое находится в банках или других кредитных организациях. Обнаруживаемая наличность также изымается.

Обращение взыскания на зарплату и иные доходы должника.

Исполнительное производство

На всей территории РФ исполнительное производство подлежит исполнению сразу после своего вступления в законную силу. Любое дело, будь то уголовное, гражданское или административное, в качестве своего завершения имеет какие-либо действия, которые виноватая сторона должна собершить. Если эти действия не выполняются добровольно, судебной системой предусмотрен механизм принудительных мер, которые направлены на решение постановлений суда. Приводить эти решения в исполнение будут судебные приставы-исполнителями, которое имеются при городских и районных судах. В качестве основания для судебного исполнения - порядок действий для приставов - существует исполнительный лист с предписаниями суда.

Заполните форму связи

Федеральный закон "Об исполнительном производстве", N 229-ФЗ | ст 30



2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

2.1. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

5.1. Запрос центрального органа о розыске ребенка направляется центральным органом, назначенным в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица либо по последнему известному месту пребывания ребенка.

6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

7.1. Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, либо запрос центрального органа о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов.

8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Читайте также: Госпошлина в арбитражный суд 2020 год

9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

13. Утратил силу.

14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

3) по исполнительному документу о конфискации имущества;

4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

8) по исполнительному документу, выданному судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства.

14.1. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

14.2. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Статья 30. Возбуждение исполнительного производства



1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство . то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи и частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

6. Основанием для также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о либо об отказе в возбуждении исполнительного производства .

9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

12. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства . если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

13. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства .

14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства :

1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи;

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) о восстановлении на работе;

4) об административном приостановлении деятельности;

5) о конфискации имущества;

6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

Читайте также: Нашу стоянку у константинополя долго не забудут войска

16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Возбуждение исполнительного производства

На этой стадии судебный пристав-исполнитель принимает решение о начале процесса исполнения судебных актов и актов иных органов.

Согласно ст. 30 ФЗИП, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗИП. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП РФ (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя, например, в случае, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В данном случае для возбуждения исполнительного производства заявления также не требуется.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗИП, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 ФЗИП.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

Учеными дается неоднозначная оценка института предоставления срока для добровольного исполнения судебного решения. Так, И.Б. Морозова считает, что для недобросовестного должника этого срока вполне достаточно, чтобы принять меры к сокрытию имущества, денежных средств и т.д. чем воспрепятствовать исполнению исполнительного документа. Действительно, в практике осуществления принудительного исполнения встречается мало случаев добровольного выполнения судебных предписаний. Пока еще авторитета ФССП не хватает, чтобы при одном только упоминании о возможности применения мер принуждения должник самостоятельно выполнял ее требования.

Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

1) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

2) по исполнительному документу о конфискации имущества;

3) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

4) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

5) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

6) по запросу центрального органа о розыске ребенка.

Постановления пристава-исполнителя о взыскании с должника

расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного приставом- исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В данном случае должнику также не дается срок для добровольного исполнения.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 ФЗИП, если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов ФССП нескольких субъектов РФ, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом РФ. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом РФ или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта РФ или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа ФССП РФ, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта РФ. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта РФ или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Центральное место в российском уголовном процессе занимает стадия судебного разбирательства уголовного дела в суде первой инстанции. Не случайно уголовный процесс иногда отождествляется с уголовным судопроизводством, то есть с производством по делу в суде. Однако этимологической характеристикой словосочетания «уголовное судопроизводство» отнюдь не исчерпывается содержание всей уголовно-процессуальной деятельности. Понятно, что судебное производство является хотя и главной, но только частью уголовного процесса. Реализация же назначения уголовного судопроизводства начинается в ходе уголовно-процессуальной деятельности на первой стадии уголовного процесса -стадии возбуждения уголовного дела.

В уголовно-процессуальном законе не используется понятие «предварительное производство». Не получило оно широкое распространение и в науке. Лишь в последнее время в отдельных научных работах можно встретиться с таким научным наименованием данного досудебного этапа (фазы) уголовно-процессуальной деятельности. В теории уголовного процесса эту стадию называют по-разному: возбуждение уголовного производства, рассмотрение сообщений о преступлениях, стадия решения вопроса о необходимости расследования и т.д. Наиболее точным представляется название «возбуждение уголовного дела».

Между тем, в законодательстве ряда зарубежных стран (например, Чехии, Болгарии и Польши) применяется термин «предварительное производство». Стадия предварительного расследования первоначально сформировалась еще в средневековом розыскном процессе, в котором уже тогда обозначились три ее этапа: общее расследование (лат.Inquisitiogeneralis), суммарное производство(Inquisitiosummaria) и специальное расследование (Inquisitiospecialis). Аналогичные этапы образуют в различных странах основу структуры предварительного расследования и по сей день. В данном контексте общее расследование называется так потому, что оно производится еще без обвиняемого, следовательно, в отношении относительно неопределенного (общего) круга лиц. Главные цели такого расследования - установить наличие или отсутствие события преступления, обнаружить и изобличить лицо, виновное в его совершении, либо реабилитировать невиновного. В ходе общего расследования происходит подготовка к выдвижению на следующем этапе, так называемого, первоначального обвинения.

В российском уголовном процессе все три классических этапа расследования выделяются предельно отчетливо, хотя осуществляются преимущественно розыскным порядком, при котором суд не принимает непосредственно участия в движении дела, ограничиваясь лишь контролем за применением мер процессуального принуждения и рассмотрением жалоб.

Этап общего расследования осуществляется с момента принятия уголовного дела к производству до вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Процессуальное содержание этапа общего расследования составляет, как правило, производство первоначальных следственных действий, а при наличии оснований - задержание подозреваемого. Суммарный этап совпадает с процедурой предъявления обвинения, после чего следует специальное расследование, которое завершается вынесением обвинительного заключения. Но в России существует еще и четвертый этап досудебной подготовки - деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом. Этот этап формально считается частью предварительного расследования, однако он имеет относительную самостоятельность - для него установлены специальные задачи, сроки, форма деятельности прокурора и итоговые решения. «Процесс становления системы следственных действий складывался в России столетиями», столетиями формировались и шлифовались основные положения предварительного расследования.

В отечественном уголовном процессе производству в суде предшествует не только предварительное расследование (дознание и предварительное следствие), но и в первую очередь - разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела. Стадия возбуждения уголовного дела играет важную роль в достижении назначения уголовного судопроизводства. От своевременного и правильного решения вопросов на этой стадии во многом зависит главное - будет ли раскрыто преступление или будущая следственная работа зайдет в тупик. То есть должен быть «выяснен факт исследуемого события, причем определяется, заключает ли оно в себе признаки преступления или не заключает...». Значение возбуждения уголовного дела в органах дознания ФССП заключается в том, что принятие, регистрация и рассмотрение сообщения о преступлении в строгом соответствии с законом, правильное его разрешение представляет собой важное средство обеспечения конституционных прав и свобод граждан и организаций, является важным фактором, определяющим эффективность борьбы с преступлениями против правосудия.

Определяющее значение имеет качество собранного материала на этапе исполнительного производства. Согласно ст.12 ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения исполнительных документов судебные приставы-исполнители обязаны принимать все предусмотренные законом меры для своевременного, полного и правильного их исполнения. Поэтому помимо получения информации, объяснений и справок, проведения проверок, дачи поручений, производства осмотра помещений должников, ареста их имущества, объявления розыска должника и его имущества, судебные приставы-исполнители вправе совершать иные действия, в том числе путем реализации указания старших судебных приставов по производству дознания по ст.ст.40-41, п.4 ч.3 ст.151 УПК РФ.

Основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 312 УК РФ выступают документы, отражающие этап наложения ареста на имущество должника, назначения ответственного хранителя и его предупреждения об уголовной ответственности. При этом законность и грамотность наложения судебными приставами-исполнителями ареста на имущество должника являются неотъемлемыми составляющими при оценке этих документов с процессуальной точки зрения. Когда осуществляется арест и опись имущества должника, необходимо обязательное участие понятых, которым доводятся их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, о чем делается соответствующая отметка в акте описи имущества.

По ст.315 УК РФ при решении о возбуждении уголовного дела процессуальной оценке подвергаются документы, в которых подтверждается факт «злостности», как необходимый элемент объективной стороны данного состава преступления. На практике этими документами могут быть требования судебного пристава-исполнителя, административные протоколы, предупреждения суда или судебного пристава-исполнителя об уголовной ответственности и др.

Эти документы отражают такую форму совершения данного преступления, как бездействие.

Материалы, собираемые судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, включают, как правило, протокол судебного заседания, в котором зафиксированы признаки преступления, объяснения судей, народных или присяжных заседателей, а также участников уголовного судопроизводства и присутствующих на судебном слушании, аудио пленки и материалы видеосъемки, если она велась в ходе судебного заседания, письма и иные письменные подтверждения вмешательства в деятельность суда и т.п. Состав преступления, указанный в ч.1 ст.297 УК РФ относится к очевидным преступлениям, но фактов возбуждения уголовных дел по данной статье мало, так как не всегда судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обладают достаточным опытом и квалификацией по юридическим вопросам.

В деятельности ФССП по осуществлению предварительного расследования с 2002 г. по настоящее время уже достигнуты определенные успехи. По некоторым регионам результативность возросла в несколько раз. В целом по России процент разрешенных заявлений и сообщений о преступлениях против правосудия с вынесением постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава или события преступления в первом полугодии 2003 года составил 72%.

Специфична сама уголовно-процессуальная деятельность, связанная с решением вопроса о возбуждении уголовного дела. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела особое внимание уделяется признакам, позволяющим отграничить уголовно наказуемые деяния от действий, порождающих административные, гражданско-правовые и иные отношения.

Повод к возбуждению уголовного дела - это прямо предусмотренный законом (УПК РФ) источник информации, из которого органу дознания,; дознавателю Федеральной службы судебных приставов становится известно о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Согласно ч.1 ст. 140 УПК РФ, поводами к возбуждению уголовного дела являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Но поводами к возбуждению уголовного дела такие заявления и сообщения становятся лишь после соответствующего процессуального оформления, регистрации. Так, к числу иных источников относится рапорт судебного пристава-исполнителя о ставшем ему известном преступлении. Нередко, значимую информацию сотрудники ФССП получают путем мониторинга СМИ.

Возбуждение уголовного дела отделяет один режим уголовно-процессуальной деятельности, связанный с рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении, от другого - предварительного расследования преступления. Первый «начинается с момента официальной фиксации органом дознания, следователем, прокурором, судьей или судом поступления носителя первичной информации о преступлении...».

При регистрации информации о преступлениях, поступившей в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации органа дознания, включающий дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию дежурного, принявшего информацию. Как в органах внутренних дел, в ФССП сохранен порядок регистрации информации как в КУП, так и в ЖУИ. Положения о порядке приема, регистрации, учета и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях в ФССП России закреплены Приказом Министра юстиции РФ №179 от 27.06.2002г. и Приказом о Едином учете преступлений №253 Министра юстиции РФ от 29 декабря 2005г...

Следует учитывать, что сведения (доказательства), которые требуются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, могут быть представлены как в виде сообщений о преступлениях, так и в виде приложенных к ним документов и предметов, полученных в ходе предварительной проверки сообщения. Поэтому повод для возбуждения уголовного дела служит отнюдь не единственным, как утверждают некоторые авторы, источником сведений, необходимым для возбуждения уголовного дела.

Закон предъявляет к заявлению о преступлении определенные требования, направленные на обеспечение достоверности и сохранности получаемой информации.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, орган дознания или дознаватель не может игнорировать анонимную информацию, указывающую на криминальный характер события.

Существенное место занимают результаты оперативно-розыскной, деятельности. УПК РФ не раскрывает процедуры возбуждения уголовного дела на основании оперативно-розыскной информации.

Сроки проверки информации, полученной оперативно-розыскным путем, законом жестко не установлены. Формально эта информация обретает статус официального повода к возбуждению уголовного дела лишь тогда, когда установлены достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Такие сведения могут содержаться в рапорте оперативного сотрудника, в справке либо в иных оперативно-служебных документах.

Орган дознания и дознаватель обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему предусмотренное законом решение (ст. 144 УПК РФ). Указанная обязанность вытекает из принципа публичности, сформулированного в ст.21 УПК РФ.

Умышленное уклонение лица, принявшего сообщение о совершенном или подготавливаемом преступлении, от регистрации его в установленном порядке и от принятия по нему решения следует рассматривать как укрывательство преступлений, несовместимое с занятием соответствующей должности в Федеральной службе судебных приставов. Наиболее типичные нарушения на этапе приема сообщений о преступлениях -фальсификация заявлений и сообщений о совершенном преступлении и сокрытие преступлений от учета.

Сообщения о преступлениях могут приниматься различными должностными лицами Федеральной службы судебных приставов. Сообщения, поступившие в орган дознания по почте, телеграфу, телефону, регистрируются по правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются начальнику органа дознания или лицу, его замещающему, который в зависимости от содержащейся в сообщении информации дает письменное указание о регистрации заявления и принимает решение о порядке его проверки.

Из ч.4 ст. 146 УПК РФ следует, что для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, можно помимо осмотра места происшествия назначать освидетельствование и судебную экспертизу. Назначение экспертизы чаще всего сопровождается другими следственными действиями (обыском, выемкой, получением образцов для сравнительного исследования и др.) и осложняется отсутствием в ФССП собственных экспертно-криминалистических центров. В связи с этим возможность назначения экспертизы до возбуждения уголовного дела неизбежно ограничена запретом на производство других следственных действий на данном этапе. Положительной стороной назначения экспертизы в ходе проверки сообщения о преступлении является возможность избежать подмены этого следственного действия различного рода «исследованиями».

Проверка информации производится сотрудником органа дознания по поручению начальника органа дознания. Поэтому проверку сообщения о; преступлении целесообразно поручать тому сотруднику органа дознания, который и будет производить дознание по данному криминальному факту.

Предварительная проверка информации о преступлении должна быть завершена в течение 3 суток. Начальник органа дознания вправе по ходатайству дознавателя продлить этот срок до 10 суток. При необходимости проведения документальных проверок или ревизии прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить срок доследственной проверки до 30 суток».

До истечения указанных сроков органу дознания (дознавателю) необходимо принять одно из трех предусмотренных УПК решений:

При наличии повода и основания и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, - возбудить уголовное дело;

В случае отсутствия оснований или наличия обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, - отказать в возбуждении уголовного дела;

Если решение вопроса о возбуждении уголовного дела входит в компетенцию другого органа, - направить материалы по подследственности или подведомственности.

Таким образом, основными причинами вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела являются:

Отсутствие в документах исполнительных производств сведений и отметок о предупреждении конкретного лица о необходимости исполнить решение суда, не разъяснение ему требований закона и последствий неисполнения решения суда, отсутствие объяснений должников о причинах неисполнения судебных решений;

Суд, вынося решение, не конкретизирует, на кого из должностных лиц организации будет возлагаться уголовная ответственность за неисполнение судебного акта. Выявление в дальнейшем конкретного лица, которое в силу своих служебных обязанностей должно исполнить исполнительный документ, представляет для судебного пристава-исполнителя определенные затруднения;

Недостаточное знание сотрудниками ФССП действующего законодательства, отсутствие практических навыков у старших судебных приставов по расследованию уголовных дел, подследственных ФССП;

Добросовестное заблуждение граждан или организаций-взыскателей, не знающих в полном объеме действующего законодательства, однако, ставящих вопрос о привлечении тех или иных лиц к уголовной ответственности, в том числе, направление заявлений прежде, чем исчерпаны все предусмотренные законом меры, направленные на принудительное исполнение судебного решения, а также заявлений по исполнительным производствам, оконченным на основании актов о невозможности взыскания; требования взыскателей о возбуждении уголовного дела о неисполнении судебного решения, исполнительный лист по которому в службу судебных приставов не предъявлялся или даже не был получен в суде;

Объективные трудности в доказывании умысла на злостное уклонение от исполнения судебного решения; частичное исполнение должниками судебных решений, исключающее элемент злостности, отсутствие у должников реальных возможностей для выполнения решений судов; исполнение должниками решений судов в полном объеме во время проведения предварительных проверок по заявлениям о преступлениях;

Отсутствие у сотрудников службы судебных приставов должной активности по выявлению преступлений, недоработки, допущенные судебными приставами-исполнителями в процессе работы по исполнительному производству: составление актов описи и наложения ареста на имущество без фактической проверки и осмотра этого имущества, без оценки его специалистами; передача арестованного имущества лицам, не способным обеспечить его сохранность, в том числе заинтересованным в получении корыстной выгоды; передача имущества без вынесения предупреждения о возможной уголовной ответственности по ст.312 УК РФ.

ФССП России осуществляет предварительное расследование на общих основаниях с другими ведомствами, обладающими полномочиями на производство дознания. В милиции, прокуратуре и других структурах юридическая практика производства предварительного расследования, базы данных, картотеки, экспертно-криминалистический опыт создавались, развивались и накапливались со времен Царской России. ФССП России наделена полномочиями на производство дознания лишь в 2002 году. Опыт такой деятельности Службы невелик, но ею достигнуты определенные результаты, выявлены проблемы и недоработки, требующие скорейшего разрешения.

Этап возбуждения уголовного дела в деятельности органов дознания судебных приставов производится в соответствии с общими принципами уголовного судопроизводства, но имеет и свои особенности, связанные с исполнительным производством и деятельностью судебных приставов-исполнителей и приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

Среди поводов к возбуждению уголовного дела наиболее распространенными по преступлениям, отнесенным к подследственности органов дознания судебных приставов, являются сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из иных источников, в частности статьи, заметки, выступления, письма, опубликованные в средствах массовой информации и непосредственное обнаружение признаков преступления работниками службы судебных приставов;

В целях своевременного рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, а также формирования истинной отчетности в службах судебных приставов вопросы соблюдения учетно-регистрационной дисциплины должны находиться у руководителей служб судебных приставов и надзирающих прокуроров на особом контроле (на практике встречают факты регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в ЖУИ вместо КУП);

Необходимо шире использовать институт «телефона доверия» и электронные сайты в деятельности служб судебных приставов, а также привлекать средства массовой информации в целях информационного обеспечения служб судебных приставов и информирования населения о деятельности судебных приставов (опрос населения Калининградской области показал, что лишь 15,6% опрошенных граждан осведомлены, что о том, что с 2002 года в ФССП. действуют органы дознания, занимающиеся расследованием преступлений против правосудия);

  • Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, виды, эффективность. Особенности бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и социальной политики в Республике Беларусь
  • Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с другими правоохранительными органами при производстве дознания

  • Статья 30. Возбуждение исполнительного производства

    1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ , удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений , предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

    2.1. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1 , , и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

    3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

    4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

    5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

    5.1. Запрос центрального органа о розыске ребенка направляется центральным органом, назначенным в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица либо по последнему известному месту пребывания ребенка.

    6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

    7.1. Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, либо запрос центрального органа о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов.

    8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

    9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

    10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

    11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных и настоящего Федерального закона.

    12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

    2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

    3) по исполнительному документу о конфискации имущества;

    4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

    5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

    6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    8) по исполнительному документу, выданному судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства.

    14.1. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

    14.2. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

    15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

    16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

    18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

    2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

    Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.