Сроки хранения исполнительных листов у судебных приставов. Исполнительный документ: храним как зеницу ока. Журнал регистрации входящей корреспонденции

25 марта 2010 года состоялось заседание ЦЭПК при Росархиве. На заседании был рассмотрен вопрос «Об установлении сроков хранения документов завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств, заведенных на основании актов уполномоченных органов и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, завершенных фактическим исполнением».

ЦЭПК при Росархиве согласовала предложенные ЦЭК Федеральной службы судебных приставов сроки хранения документов, связанных с ведением исполнительных производств. Федеральной службе судебных приставов предложено внести соответствующие изменения в «Инструкцию по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» (Утв. Приказ Минюста России от 25.06.2008 № 126).

Для справки: Речь в данном случае идет не обо всех документах Службы, а только об исполнительных документах. Их виды указаны в ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 12. Виды исполнительных документов

1. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

  1. исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
  2. судебные приказы;
  3. нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
  4. удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
  5. акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
  6. судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
  7. постановления судебного пристава-исполнителя;
  8. акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  9. исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
В настоящее время сроки хранения документов, связанных с осуществлением исполнительного производства, утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июня 2008 г. № 126 (см. приложение №47) одновременно с инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов).
Сроки хранения отдельных видов документов, связанных с осуществлением исполнительного производства (Приложение №47 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июня 2008 г. № 126)
№ п/п Вид документа Срок хранения документов
1 Книга учета исполнительных документов 10 лет (1)
2 Зональная книга учета исполнительных производств 5 лет, ст. 193 л (*)
3 Книга учета сводных исполнительных производств 5 лет, ст. 193 л (*);
4 Журнал регистрации жалоб, поданных в порядке подчиненности 5 лет, ст. 72в (*)
5 Книга учета арестованного имущества 10 лет (1)
6 Исполнительные производства по исполнению решений судов общей юрисдикции 5 лет, ЭПК, ст. 58 (2)
7 Исполнительные производства по исполнению решений арбитражных судов 5 лет, ЭПК, ст. 58 (2)(*)
8 Исполнительные производства по исполнению постановлений уполномоченных государственных органов о назначении административного наказания 3 года (1), ЭПК
9 Исполнительные производства, оконченные на основании пункта 8 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" 5 лет после фактического исполнения, ЭПК, ст. 58 (2), (*)
Стоит также обратить внимание, что Федеральная служба судебных приставов уже не в первый раз согласует установленные ею сроки хранения своих документов с Федеральным архивным агентством. Так, сроки хранения документов, упомянутых в пп. 1, 5 и 8, были согласованы с Росархивом в 2005 году (Письмо от 18.10.2005 № 4/2091-К), а документы, упомянутые в пп.6, 7 и 9 - согласовывались в 2006 году (Письмо от 21.08.2006 № 4/1565-К).

Мой комментарий: Я считаю, что именно такой подход должен применяться при установлении всех сроков хранения документов органами государственной власти. В настоящее время, однако, большинство ведомств предпочитает делать это самостоятельно - что, как мне кажется, чревато неприятностями для самих государственных органов, и разрушением остатков единого подхода к определению сроков хранения документов.

Законченные судебные дела, исполнительные производства, наряды, журналы и картотеки поступают на хранение в архив суда.

При учете и хранении дел и других материалов в архиве соблюдаются правила, предусмотренные:

Перечнем документов Министерства юстиции СССР, органов, учреждений юстиции и судов, с указанием сроков хранения58, сдобренным Центральной экспертно-проверочной комиссией Главного архивного управления при Совете Министров СССР 23 ноября 1979 г.

И утвержденным Министерством юстиции СССР и Главным архивным управлением при Совете Министров СССР 25 апреля 1980 г.

Инструкцией о порядке хранения, отбора и сдачи в архив документов судов, одобренной Центральной экспертно-проверочной комиссией Главного архивного управления при Совете Министров СССР 18 апреля 1980 г. и утвержденной приказом министра юстиции СССР 17 сентября 1980 г.

В судебных делах, подлежащих сдаче в архив суда, подшиваются и пронумеровываются все документы, приобщенные к делу, заканчивается опись находящихся в деле документов, после чего общее количество листов в деле заверяется подписью секретаря.

Разрешение на передачу уголовного или гражданского дела в архив дает народный судья (член суда), под председательством которого дело было рассмотрено, или председатель суда.

Народный судья (член суда) обязан тщательно просмотреть все производство по делу, обращая особое внимание на исполнение вступившего в законную силу решения, приговора, определения, постановления.

При этом, исходя из требований Инструкции о порядке хранения, отбора и сдачи в архив документов судов, он руководствуется следующими правилами:

уголовное дело, по которому согласно приговору или определению суда осужденный подлежит заключению под стражу, считается законченным после получения от соответствующего органа внутренних дел подтверждения о том, что осужденный, находящийся на свободе, заключен под стражу;

уголовное дело, по которому осужденный, находящийся на свободе, приговорен к условному осуждению с обязательным привлечением к труду, считается законченным после получения от соответствующего органа внутренних дел сообщения о том, что осужденный прибыл к месту отбытия наказания; уголовное дело, но которому лицо осуждено условно, считается законченным, когда осужденный взят судом на учет для осуществления контроля за его поведением. Если судом принято решение о необходимости назначить несовершеннолетнему осужденному общественного воспитателя, то дело считается закопченным после получения от комиссии по делам несовершеннолетних сообщения о назначении общественного воспитателя.

В тех случаях, когда в отношении несовершеннолетнего осужденного применена отсрочка исполнения приговора, дело считается законченным после решения вопроса об освобождении несовершеннолетнего от наказания, а при направлении его в места лишения свободы для отбытия наказания - после получения от соответствующего органа внутренних дел подтверждения о том, что осужденный заключен под стражу;

уголовное дело, по которому объявлен розыск лица, скрывающегося от суда после вынесения приговора, считается закопченным по получении извещения о задержании лица и исполнении вынесенного в отношении него приговора;

уголовное дело, по которому осужденный приговорен к штрафу или с него взысканы денежные суммы в доход государства, подлежит сдаче в архив по возвращении исполнительного листа с отметкой судебного исполнителя об исполнении;

уголовное дело, по которому вынесен оправдательный приговор, считается законченным после вступления приговора в законную силу;

уголовное дело, по которому лицо освобождено от уголовной ответственности п в отношении него применена принудительная мера медицинского характера, считается законченным после получения сообщения о помещении такого лица в лечебное учреждение;

уголовное дело, прекращенное судом по основаниям, предусмотренным ст.

Ст. 5, 6, 9 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик, подлежит сдаче и архив после вступления в законную силу определения суда о прекращении дела;

уголовное дело, прекращенное судом в связи с привлечением лица к административной ответственности, считается закопченным после получения судом документа об уплате штрафа, или исполнения определения суда об аресте, или поступления сообщения от органов, ведающих исправительными работами, о получении ими копии определения суда;

уголовное дело, прекращенное судом в связи с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда или комиссии по делам несовершеннолетних, считается законченным после получения сообщения о результатах его рассмотрения;

материал о направлении лица в лечебно-трудовой профилакторий для принудительного лечения от наркомании или алкоголизма считается законченным после получения сообщения о направлении лица в ЛТП;

уголовное дело, по которому с осужденных взысканы суммы в возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, считается законченным после направления исполнительных листов для производства взыскания, извещения об этом взыскателя и оформления при солидарном взыскании сводного исполнительного производства.

Гражданское дело, разрешенное с удовлетворением иска, считается законченным после выдачи взыскателю исполнительного листа, либо направления его по просьбе взыскателя или по инициативе суда для исполнения (ст. 340 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик);

гражданское дело, по которому в иске отказано, считается законченным по вступлении решения в законную силу.

Если суд вынес решение, постановление или определение о наложении штрафа, о взыскании государственной пошлины или иных сумм в доход государства, дело считается законченным после приобщения к нему документа, подтверждающего поступление в доход государства взысканной суммы.

Порядок определения сроков хранения. Ежегодно, по окончании делопроизводственного года, в суде должна проводиться экспертиза научной и практической ценности документов, целью которой является отбор документов для последующего хранения.

Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов в суде создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК), которая назначается приказом председателя суда.

Сроки хранения дел, нарядов, исполнительных производств и других документов устанавливаются в соответствии с «Перечнем».

Сроки хранения дел и нарядов, содержащих документы различной значимости, определяются по документам, имеющим наибольший срок хранения.

Сроки хранения документов, которые не предусмотрены «Перечнем», устанавливаются экспертной комиссией, исходя из их научной и практической ценности.

Срок хранения, указанный в «Перечне», исчисляется:

для гражданских дел:

а) со дня вступления решения в законную силу;

б) со дня вынесения определения о прекращении дела или оставления иска без рассмотрения;

для уголовных дел:

а) со дня окончания срока отбытия наказания, определенного приговором, вступившим в законную силу;

б) со дня вступления в законную силу оправдательного приговора, а также определения или постановления о прекращении дела;

в) со дня освобождения осужденного от наказания при условно-досрочном освобождении;

20 Заказ 2033 3Q5

г) со дня истечения испытательного срока при условном осуждении; со дня истечения отсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему. В случае отмены отсрочки исполнения приговора о направлении осужденного для отбывания наказания- со дня окончания отбытия срока наказания;

д) с момента вынесения судом определения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости.

Для уголовных дел, по которым заявлен и удовлетворен гражданский иск, учитывается срок исполнения приговора в части гражданского иска.

Для исполнительного производства срок хранения исчисляется со дня исполнения решения, а по делам о взыскании алиментов- со дня исполнения решения в данном суде.

По всем остальным документам (нарядам, книгам, картотекам, контрольным производствам и т. п.) срок исчисляется с 1 января следующего за годом окончания их делопроизводством.

Отбор документов на хранение. Отбор документов на государственное хранение осуществляется после окончания делопроизводственного года. Отбор документов на хранение и уничтожение в Министерстве юстиции СССР, органах, учреждениях юстиции и судах, документация постоянного хранения которых подлежит приему в государственные архивы, должен проводиться путем полистного просмотра дел, законченных делопроизводством. Не допускается проведение экспертизы ценности только по заголовкам дел без просмотра самих документов.

Порядок и методика отбора судебных дел на постоянное хранение и к уничтожению установлены Инструкцией «О порядке хранения, отбора и передачи в архивы документов судов».

Из отобранных к уничтожению дел оставляются на постоянное хранение подлинники приговоров, решений и последующих определений и постановлений вышестоящих судов, из прекращенных дел оставляются определения о прекращении дела.

На подлинниках приговоров, решений и последующих определений и постановлений вышестоящих судов проставляются регистрационные номера дел, из которых они изъяты. Приговоры и последующие определения и постановления по уголовным делам хранятся отдельно от решений и последующих определений и постановлений по гражданским делам.

Из дел, подлежащих уничтожению, оставляются на хранение личные документы, которые помещаются в отдельную папку, содержащую внутреннюю опись документов. В опись вносятся: фамилия, и. о. владельца документа, наименование документа и номер дела, из которого он изъят, год рассмотрения дела, номер и дата акта об уничтожении дела. Невостребованные личные документы хранятся в архиве суда 50 лет.

И должникам, и кредиторам важно понимать, каковы сегодня сроки действия исполнительного листа. Первые надеются, что взыскатель пропустит эти сроки и можно будет вздохнуть с облегчением, вторые, наоборот, стараются не упустить момент. Расскажем о нюансах и поясним, что будет после истечения срока.

После того, как кредитор обратился в суд, выиграл дело, ему нужно обратиться за получением исполнительного листа. Далее у кредитора будут два пути: либо направить этот исполнительный лист приставам, либо самому заняться взысканием. Здесь можно узнать о том, как взыскать долг по исполнительному листу за 3 дня?

Ошибкой взыскателя будет бездействие, потому что текущее законодательство предусматривает, что срок действия исполнительного листа составляет 3 года. Именно за этот срок взыскатель должен предъявить лист к исполнению. Трехлетний отсчет срока стартует с вступления в силу судебного акта. По судебным приказам срок в 3 года начинает отсчитываться со дня выдачи.

Если речь идет о том, чтобы взыскивать периодические платежи с должника, то в этом случае срок действия исполнительного листа будет состоять из двух частей. Первая часть представляет собой срок, в течение которого должник должен выплачивать платежи. Вторая часть – это плюс 3 года после того, как истечет срок, указанный в первой части.

Иногда должники, которые из-за сложного финансового положения не могут исполнять требования исполнительного листа, обращаются в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения. Об этом читайте в материале «Вычеты по исполнительному листу. Размер. Как уменьшить?» Если суд согласится с доводами должника и предоставит ему рассрочку или отсрочку, то срок действия исполнительного листа начнется после окончания предоставленного судом срока.

Когда сроки действия листа приостанавливаются?
Текущая глава, пожалуй, разобьет все надежды должников на то, что пройдет несколько лет и от них отстанут в связи с истечением сроков давности. Приостановка сроков действия листа позволяет взыскателям бесконечно долго пытаться вернуть свои деньги.

Итак, начнем с того, что указанный выше трехлетний срок действия исполнительного листа прерывается, когда взыскатель предъявляет документ в целях исполнения, а также когда должник платит по судебному решению. Интересно, что после данной «паузы» срок действия исполнительного листа начинает новый отсчет, то есть у кредитора снова есть 3 года.

Поясним на примере. Предположим, кредитор получил исполнительный лист, но 2 года держал его у себя, не предпринимая никаких действий. На 3 год он обратился с листом в банк, в котором у неплательщика есть вклады, с требованием взыскать задолженность. С этого момента срок действия исполнительного листа получает перерыв, после которого начнут отсчет очередные 3 года.

Также кредитор всегда может отдать исполнительный лист приставам, чтобы они начали свою работу с должником. Проверив должника и его имущество, приставы могут вернуть лист взыскателю из-за невозможности исполнения. С этого момента у взыскателя начинаются очередные 3 года. В этот срок он может снова направить исполнительный лист приставам, чтобы те снова проверили финансовое положение должника, не обзавелся ли он активами, не устроился ли на работу. И так будет до бесконечности. Пожалуй, только процедура банкротства должника прервет этот замкнутый круг. Читайте здесь, как объявить себя банкротом перед физическим лицом?

А если срок действия листа истек?
Как уже говорилось выше, направить исполнительный лист приставам нужно в трехлетний срок. Если же кредитор 3 года не предпринимал никаких действий по предъявлению листа, должник при этом не платил, то, обратившись к приставам, кредитор рискует получить отказ в возбуждении исполнительного производства.

Однако даже в этом случае закон оставил незадачливым взыскателям возможность восстановить пропущенные сроки. Для этого нужно подготовить заявление в суд, указав причины пропуска. Если суд положительно рассмотрит заявление, то сроки восстановят.

На что вы потратите премию, которую неожиданно вручили вам на работе?

Какую часть дохода ежемесячно откладываете?

Что будете делать, если не хватает денег?

Кто виноват в проблемах с выплатой по кредиту?

Что делать, если не получается найти работу?

Как отпраздновать свадьбу, если нет денег?

Кто ты в жизни: должник или кредитор?

Как и у любого документа, у исполнительного листа есть свои сроки, в течение которых он может быть использован. Разберёмся, кто выдаёт этот документ, какой срок действия исполнительного листа, можно ли продлить этот срок и при каких условиях.

По закону так называется документ, на основании которого служба судебных приставов-исполнителей производит взыскание с должника, а также осуществляет другие действия, требуемые судом.

Чаще всего такие документы выдаются арбитражными судами и судами общей юрисдикции (районными или мировыми) на основании принятых ими решений. Однако закон допускает и иные варианты:

  • лист может выдаваться и по неисполненному мировому соглашению, которое было утверждено судом;
  • допускается выдача и на основании решения третейского суда.

Чтобы получить его, истец, в чью пользу вынесено решение, должен обратиться в тот суд, который это решение принимал. Срок получения исполнительного листа составляет обычно от десяти до четырнадцати дней. Он может выдаваться на руки лицу, выигравшему дело, или же прямо судом направляться в подразделение судебных приставов-исполнителей. Такое допускается как по некоторым прямо предусмотренным в законе категориям дел (в частности, по делам о взыскании ущерба, причинённого преступлением, или по возмещению, связанному с потерей кормильца), так и по просьбе самого гражданина. Отказать гражданину в направлении документов сразу приставам-исполнителям суд не имеет права.

По закону исполнительное производство возбуждается, если лист поступает к приставам-исполнителям. Однако в ряде случаев гражданин может заниматься взысканием долга и самостоятельно. К примеру, если точно известно, что у должника есть счёт в каком-то конкретном банке, взыскатель может придти туда сам и потребовать, предъявив выданные судом документы, списать в его пользу деньги со счёта должника. Кроме того, если сумма долга меньше, чем двадцать пять тысяч рублей, или же по решению суда выплаты должны производиться периодически (к примеру, по делам об алиментах), можно обратиться прямо в организацию, в которой должник получает зарплату или пенсию. В этом случае взыскателю не имеют права отказать.

Однако самостоятельное взыскание требует точных знаний. Поэтому наилучший вариант – это обратиться службу судебных приставов-исполнителей до того момента, пока не истёк срок действия исполнительного листа. Это будет самый короткий путь к возвращению долга.

В данном случае можно встретить некоторые разночтения. Закон устанавливает, что срок действия исполнительного листа составляет три года с того момента, как вступил в действие судебный акт, на основании которого он был выдан.

Важно помнить про это обстоятельство, потому что, к сожалению, многие считают, что этот срок отсчитывается от того момента, как лист был получен на руки. Это абсолютно не так. Обратиться в суд и получить его взыскатель может в любое время. Однако если три года уже прошло, смысла в этом уже нет: срок получения исполнительного листа уже истёк, и пристав просто не примет его к исполнению, а вынесет постановление об отказе.

Однако там, где по решению суда должник обязан не выплатить конкретную сумму, а производить периодические платежи (как, к примеру, по делам об алиментах), сроки будут совсем другие. В этом случае подать на исполнение можно в течение всего периода, на который назначены выплаты (для алиментов – до момента, когда ребёнок станет совершеннолетним), плюс ещё три года сверх того.

Даже имея документ на руках, не обязательно сразу обращаться к приставам. Иногда граждане, выигравшие дело в суде, договариваются с должниками мирно. В этом случае лист служит лишь дополнительной гарантией того, что выплаты будут производиться своевременно. Если же должник прекратит исполнять свои обязанности, то, пока не истёк срок действия исполнительного листа, к приставам можно пойти в любой момент.

В том случае, если подлинник был по каким-то причинам утрачен, взыскатель может обратиться в суд повторно и получить на руки дубликат. Однако следует помнить: в отношении дубликата действуют те же правила, что и для оригинала, поэтому необходимо следить за тем, чтобы сроки не оказались пропущены.

С того момента, как началось исполнение, срок исковой давности исполнительного листа прерывается. Начинается новая фаза процесса – взыскание. Те действия, которые имеют право совершать приставы, описываются ФЗ «Об исполнительном производстве», а также в должностных инструкциях приставов.

Производство начинается в срок не позднее трёх рабочих дней с того момента, как взыскатель обратился с заявлением в подразделение судебных приставов и принёс туда исполнительный лист. Однако в том случае, если судья забыл заверить документ подписью или печатью, или в нем имеются опечатки и неясности, пристав имеет право отказаться от исполнения. В этом случае вместе с постановлением об отказе пристав возвращает лист взыскателю, и тот должен снова обратиться в суд и получить там уже надлежаще заверенный документ с исправленными неточностями.

Получив исполнительный лист, пристав сначала даёт должнику 5 дней на добровольную выплату причитающихся сумм. Если этого не произошло, начинаются исполнительные действия: наложение ареста на банковские счета должника, направление документов к нему на работу для взыскания долга из зарплаты, а в крайнем случае – наложение ареста на имущество и продажа его с торгов.

Законом допускается приостановление действия исполнительного листа. Оно возможно, к примеру, в следующих случаях:

  • если должник оспаривает законность выдачи исполнительного документа;
  • если должник стал недееспособным;
  • если обжалуется сам акт, на основании которого выдан лист;
  • если должник или взыскатель находятся в действующей армии или командировке большой продолжительности.

Помимо того, пристав может сам принять решение о приостановлении, если уже после принятия листа обнаружил, что содержание нуждается в разъяснении со стороны суда. В этом случае действие исполнительного листа приостанавливается на основании постановления пристава.

Период зависит от конкретных обстоятельств дела. В частности:

  • в случае смерти должника – до того момента, когда завершится процедура вступления в наследство его родственников;
  • при прохождении должником службы в армии, длительном лечении, долгой командировке – до того как закончится срок службы, лечения или командировки;
  • в том случае, если оспариваются действия пристава или основания выдачи листа – до того момента как суд примет решение в этом споре.

В общем случае действует правило: приостановление длится по закону, пока не прекратятся основания на него.

В некоторых случаях пристав может вернуть взыскателю исполнительный документ, не завершив производство. Как правило, это происходит в том случае, когда у должника нечего взыскивать, и приставу, несмотря на все усилия, не удалось отыскать ничего, что можно было бы реализовать с торгов. В этом случае исполнительное производство завершается, а пристав возвращает лист взыскателю.

Сроки возврата исполнительного листа составляют в этом случае три рабочих дня. В том случае, если лист возвращён без исполнения, повторно подать его можно не раньше, чем через полгода. Однако не стоит бояться, что это приведёт к истечению срока действия листа: срок автоматически прекращается на время исполнения. Таким образом, если произошёл возврат листа, срок на предъявление начинает отсчитываться заново.

Правила, описанные выше и касающиеся повторной подачи, могут применяться многократно. Таким образом, даже в том случае, если у должника нет имущества, документ на исполнение может подаваться не один раз. При этом трёхлетний срок каждый раз будет восстанавливаться, если взыскатель получит его обратно.

Однако радоваться здесь нечему. На практике многократная подача означает, что решение не исполняется и взыскание не производится. Следовательно, хотя лист и можно направлять приставам раз за разом, шансы получить по нему хоть что-то с каждым разом не увеличиваются.


Взыскатель, который подал исполнительный лист уже после того как истёк срок его действия, вправе обратиться в суд. Туда он может подать заявление о восстановлении пропущенного срока. В том случае, если причины пропуска суд сочтёт уважительными, срок может быть восстановлен полностью. Однако в отношении исполнительных листов по арбитражным делам срок может быть восстановлен лишь на полгода.

Закон подробно не указывает, какие именно причины должны считаться уважительными. Главным является лишь то, что они должны мешать предъявлению листа к исполнению.

Кроме того, в тех случаях, когда документ направляется судом сразу к приставам, говорить о пропуске срока невозможно: пристав, получив лист, обязан начать производство. Следовательно, в тех случаях, когда речь идёт о возмещении вреда, причинённого преступлением, о компенсации в связи с потерей кормильца, срок не будет пропущен ни в коем случае.

Важно помнить, что всё сказанное выше касается только России. Если же вы желаете взыскать деньги по решению украинского суда, то в этой стране действует другой срок действия исполнительного листа. Украина с 2011 года ввела закон, согласно которому срок, в течение которого действителен лист, составляет лишь один год.

Отличаются нормы и в Белоруссии. Там по решениям судов общей юрисдикции срок предъявления листа – тоже три года, как и в России, зато по решениям арбитражных судов – лишь полгода.

Если решение принято казахским судом, и исполнительный лист предъявляется к исполнению в Казахстане, то там правила, касающиеся сроков исполнения, такие же, как в России: лист можно подать исполнителям в течение трёх лет с момента, когда суд вынес решение.

Выиграть суд и получить судебное решение, к сожалению, не всегда означает своевременно добиться того, что оно будет исполнено. Поэтому вместе с самим решением составляется исполнительный лист. Он может быть получен заявителем самостоятельно и предоставлен судебным приставам, либо по его заявлению может быть сразу направлен в ФССП. Далее исполнение вынесенного решения будет зависеть от того, как активно будет действовать судебный пристав.

На основании получения судебного листа открывается исполнительное производство. Его открытие должно быть осуществлено в течение 3 суток с момента его получения.

Сам по себе исполнительный лист является документом строго установленной формы, который дает право судебному приставу истребовать исполнение решения в пользу взыскателя.

Такой лист может быть выдан следующими видами судебных инстанций:

  • третейским;
  • гражданским;
  • арбитражным.

Для того чтобы приставы начали исполнять решение суда, они должны получить данный лист. Самостоятельно канцелярия суда направить его туда не имеет права. Он выдается только после того, как решение вступит в силу. То есть должно пройти время, предоставленное проигравшей стороне на апелляцию. Если обжалование решения не было подано в установленные сроки, то решение вступает в силу. Только после этого взыскатель имеет право получить исполнительный лист.

Предоставить приставам исполнительный лист можно следующими способами:

  1. Взыскатель самостоятельно лично в руки или через представителя получает лист и направляет его в ФССП.
  2. Взыскатель пишет заявление в канцелярию суда о том, чтобы они самостоятельно направили данный документ приставам.

В некоторых ситуациях лист может быть направлен прямо из суда. К таким обстоятельствам относятся судебные решения по поводу взыскания вреда, причиненного вследствие потери кормильца или в результате совершения преступления.

Общий срок длительности исполнительного производства длится 2 месяца. Об этом указано в федеральном законе, которым регулируется порядок организации исполнительного производства. Однако данный срок может быть изменен, если иными законодательными актами предусмотрены другие сроки.

Большое значение для установления срока действия листа оказывает его вид. Данный документ может быть выдан:

  • с целью возвращения похищенного имущества;
  • с целью возмещения морального вреда;
  • с целью компенсации ущерба, который был причинен совершением преступления, либо прочего правонарушения;
  • с целью выплаты положенным алиментов;
  • с целью выплаты заработной платы;
  • с целью возврата имеющихся у человека долгов.

К большинству из них применяются стандартные сроки действия листов и открытого исполнительного производства. Однако везде есть свои исключения:

  1. Взыскание долгов должно длиться 3 года.
  2. Взыскание задолженности по алиментам для несовершеннолетних граждан длится до того момента, пока ребенку не исполнится 18 лет.
  3. Взыскание задолженности по алиментным выплатам для своих родителей длится с момента возникновения у них права до их смерти.
  4. Если выплаты по алиментам должны длиться только определенный период нетрудоспособности человека, то лист будет действовать только в течение этого периода.

Таким образом, вид взимаемой задолженности напрямую влияет на сроки действия исполнительного производства. А итог данного взыскания задолженности в большинстве случаев зависит от успешной и правильной деятельности ответственного пристава.

Сама процедура взыскания задолженности представляет собой строго регламентированный законодательством процесс, состоящий из следующих этапов:

  1. Принятие решения о возможности открытия производства. Для этого должны поступить исполнительный лист и заявление от взыскателя.
  2. Далее пристав должен известить должника об открытии производства. С момента вручения ему данного извещения дается 5 дней для добровольного исполнения обязательств.
  3. Если в установленный срок обязательства не были исполнены, то пристав выносит постановление о взыскании дополнительного исполнительного сбора с должника.
  4. Далее предпринимаются меры для взыскания задолженности принудительными способами. С этой целью происходят розыскные мероприятия по поиску денежных средств должника на счетах в банке, зарегистрированного имущества, а также прочей собственности, на которую можно наложить арест.
  5. Если после наложения ареста обязательства должником не были исполнены, оно реализуется с торгов, а вырученные средства направляются взыскателю.
  6. После полного исполнения обязательств должником, а также после окончания сроков, приставом выносится постановление, на основании которого происходит прекращение производства, а сам лист возвращается обратно взыскателю.

Если долг был не получен, либо взыскан не полностью, взыскатель имеет право повторно направить данный лист с целью продления исполнительного производства. Кроме этого каждый гражданин или юридическое лицо имеет право обжаловать действия судебного пристава, если он считает, что последний бездействовал или работал не в полную силу.

Также спустя время могут открыться определенные обстоятельства о владении должником определенным имуществом. И если за ним осталась задолженность, то взыскатель имеет право повторно подать исполнительный лист.

В некоторых случаях устанавливаются дополнительные сроки, в течение которых должны действовать приставы. К ним относятся:

  1. Пятнадцатидневный срок для совершения определенных действий одним приставом на другом неподведомственном ему территориальном участке. Сюда не включается время, которое требуется для передачи поручений между приставами. Это можно сделать по электронным средствам связи, либо по почте.
  2. Если суд вынес определение, и оно признано обеспеченным, то такие требования исполняются в этот же день. В этом случае исполнительный лист направляется приставам прямо из здания суда. И они должны проконтролировать его исполнение в этот же день. Такие ситуации часто касаются незаконного увольнения сотрудников. Тогда по решению суда работодатель обязан восстановить работника прямо в этот же день на его рабочем месте. И кроме этого он обязан выплатить ему моральный ущерб, а также прочие выплаты, если они присуждены судом.
  3. Окончание двухмесячного срока не считается основанием для полного закрытия делопроизводства.
  4. Также исполнительное производство может предусматривать предоставление отсрочки должнику, если он об этом напишет заявление приставу, либо подаст заявление в суд. При положительном решении судьи или пристава должник получает определенный срок, в течение которого исполнение обязательств считается временно приостановленным. При этом вовремя предоставленная отсрочка освобождает от уплаты исполнительского сбора.

Важно знать, что общий срок действия листа составляет 3 года. Если он не был предъявлен приставам, то воспользоваться по прошествии этого времени можно только при положительном решении суда и признании пропуска сроков уважительным.

С момента приостановки производства и обратной выдачи этого листа взыскателю снова начинает отсчитываться 3 года. Если он не был подан, то обязательство взыскано уже не будет.

На самом деле мало в каких ситуациях бывает достаточно 2 месяцев, чтобы успеть разыскать должника, найти имеющееся у него имущество, а также реализовать его с торгов. Поэтому такие производства длятся иногда по нескольку лет.

Поэтому для более скорого взыскания исполнения судебного решения необходимо постоянно напоминать приставам о себе, а также помогать им информацией о возможном появлении определенного имущества у должника.

Как и любой документ из области права, исполнительный лист подразумевает определенный срок давности исполнительного листа. Исполнительный лист - основание по которому судебные приставы потребуют выплату долгов по решению суда. ИЛ выдается гражданским или арбитражным судом РФ.

Вопросы относительно срока действия исполнительного листа являются обширным дискуссионным полем, поскольку одна лишь процедура выдачи листа сторонам процесса затягивается вплоть до месяца.

Также судебные органы могут установить дополнительную планку ожидания в случае если сторона ответчика пожелает направить апелляцию по почте. Стоит учитывать и тот момент, что на поступление листа в ФССП требуется минимум 3 дня.

Исполнительный лист должен быть предъявлен к исполнению в течение 3 лет с момента вступления судебного постановления в законную силу (п. 1 ст. 21 закона № 229-ФЗ).

Основная загвоздка вопроса срока исполнительного производства по исполнительному листу состоит в том, что правовые нормы не устанавливают единого срока исполнения. Поэтому сроки предъявления исполнительного листа к исполнению судебными приставами устанавливаются отдельно для каждого судебного прецедента.

Управления УФССП в субъектах федерации вправе устанавливать свои сроки действия исполнительного листа. По различного рода долговым обязательствам приставы обяжут погасить задолженность в течение пяти суток с момента поступления ИЛ в ФССП. Если суд выносит решение о немедленном погашении штрафа/долга, то у стороны ответчика есть не более суток на исполнение платежных обязательств.

Исполнение требований, содержащихся в ИЛ, должно быть осуществлено судебным приставом-исполнителем в течение 2 месяцев с момента возбуждения исполнительного производства (п. 1 ст. 36 закона № 229-ФЗ).

По сложившейся практике такие сроки соблюдаются судебными приставами-исполнителями далеко не всегда, и взыскание может длиться даже несколько лет.

При установлении сроков на исполнение решения суда по исполнительному листу соответствующие органы руководствуются ФЗ ««Об исполнительном производстве» «. Речь идет о добровольном исполнении обязательств.

В ряде случаев сроки исполнения могут быть пересмотрены или же судебное решение отменяется полностью:

  • плательщик проходит срочную службу в ВС РФ или находится в продолжительной командировке;
  • плательщик стал недееспособным;
  • плательщик обжалует законность ИЛ;
  • плательщик умер.

Смерть плательщика автоматически перекладывает долговую ответственность на его наследников, после того, как они вступят в права наследования.

О сроках выдачи исполнительного листа узнайте по ссылке

Свои вопросы по срокам действия исполнительного листа, пишите в комментариях

Категории: | |

В целях обеспечения установленных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условий и порядка принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приказываю:

1. Утвердить прилагаемое о порядке действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, и организационных условиях предотвращения их утраты в подразделениях судебных приставов.

2. Возложить на руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации обязанность по реализации требований о порядке действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, и организационных условиях предотвращения их утраты в подразделениях судебных приставов.

3. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы судебных приставов от 29.10.2007 № 570 «Об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов».

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор А.О. Парфенчиков

Приложение

Положение
о порядке действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, и организационных условиях предотвращения их утраты в подразделениях судебных приставов
(утв. Федеральной службы судебных приставов от 10 сентября 2013 г. № 292)

I. Общие положения

1.1. Целью настоящего Положения является упорядочение действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств (далее - исполнительные документы), а также создание организационных условий для предотвращения их неумышленной утраты вследствие небрежного хранения, исключение возможности их умышленного уничтожения в подразделениях судебных приставов из корыстной либо иной личной заинтересованности должностного лица ФССП России.

1.2. Утрата исполнительных документов выявляется:

при проверке деятельности структурного подразделения судебных приставов, осуществлении контроля за деятельностью судебных приставов-исполнителей: старшим судебным приставом, заместителем старшего судебного пристава, работниками аппарата управления территориального органа, центрального аппарата ФССП России, надзирающим прокурором;

при рассмотрении обращений сторон исполнительного производства (их представителей), сообщений средств массовой информации;

при приеме-передаче дел;

при проведении оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами;

при иных обстоятельствах.

1.3. При выявлении фактов утраты исполнительных документов принимаются меры по их восстановлению, а также в обязательном порядке проводятся проверки обстоятельств утраты исполнительных документов для установления умышленности либо неумышленности утраты и принятия соответствующих правовых, организационных, кадровых и иных решений в установленной сфере деятельности.

II. Порядок действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

2. Руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:

2.1. Осуществляет контроль за восстановлением исполнительных документов.

2.2. Возлагает обязанность по восстановлению исполнительных документов:

утраченных при регистрации и исполнении - на структурные подразделения территориальных органов ФССП России, допустившие их утрату;

утраченных при пересылке - на структурные подразделения территориальных органов ФССП России - отправители исполнительных документов;

утраченных организациями, обязанными производить удержания из заработка должника, - на структурные подразделения территориальных органов ФССП России, в производстве которых данные исполнительные документы находились;

утраченных при ненадлежащей организации оперативного хранения завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств - на структурные подразделения территориальных органов ФССП России, на исполнении которых находились данные исполнительные производства.

3. Начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России:

3.1. Дает поручение судебному приставу-исполнителю о выдаче либо направлении в адрес взыскателя (либо его представителя) справки об утрате исполнительного документа для предъявления ее в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата.

3.2. Дает поручение судебному приставу-исполнителю о самостоятельном обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа.

4. Судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России:

4.1. Выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа. При этом разъясняет право взыскателя (его представителя) на обращение в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа.

4.2. В обязательном порядке незамедлительно обращается в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа. В случае принятия судом либо иным уполномоченным органом решения об отказе в их выдаче, судебный пристав-исполнитель уведомляет об этом взыскателя (его представителя).

4.3. По получении дубликата исполнительного документа принимает меры к возбуждению исполнительного производства в порядке статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и его исполнению, если до утраты исполнительного документа по нему не было возбуждено исполнительное производство.

4.4. В случае утраты исполнительных документов, неоконченного исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель принимает меры по получению дубликата исполнительного документа и в течение 30 дней со дня получения дубликата производит действия по созданию копий материалов исполнительного производства.

4.5. В случае утраты оконченного исполнительного производства, по которому не истек срок хранения, судебный пристав-исполнитель принимает меры по его восстановлению путем запроса копии исполнительного документа, а также получения копий иных документов, находившихся в составе этого исполнительного производства, путем направления соответствующих запросов сторонам исполнительного производства, в регистрирующие органы, кредитные организации.

4.6. При восстановлении исполнительных документов судебный пристав-исполнитель принимает меры по их восстановлению, в том числе путем получения информации из АИС ФССП России.

III. Порядок проведения проверки обстоятельств утраты исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, в подразделениях судебных приставов

5.1. Должностное лицо структурного подразделения территориального органа ФССП России, выявившее факт утраты исполнительных документов, незамедлительно докладывает об этом докладной запиской начальнику отдела - старшему судебному приставу структурного подразделения территориального органа ФССП России;

5.2. Начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России незамедлительно докладывает о факте утраты исполнительных документов докладной запиской руководителю территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу субъекта Российской Федерации (далее - руководитель территориального органа);

5.3. Должностное лицо аппарата управления территориального органа ФССП России незамедлительно докладывает о факте утраты исполнительных документов докладной запиской руководителю территориального органа;

5.4. Работник центрального аппарата ФССП России незамедлительно информирует о факте утраты исполнительных документов руководителя территориального органа и отражает факт утраты в итоговой справке по результатам проверки.

5.5. Руководитель территориального органа в соответствии с порядком направления территориальными органами ФССП России информационных сообщений в адрес руководителей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов направляет информационное сообщение в центральный аппарат ФССП России и поручает начальнику подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - подразделение противодействия коррупции) проверку обстоятельств утраты исполнительных документов.

Проверка проводится в 10-дневный срок.

Проверка обстоятельств утраты исполнительных документов проводится с целью выявления круга лиц, причастных к утрате исполнительного документа, последующего установления из их числа виновного в утрате исполнительного документа, а также для установления умышленности либо неумышленности действий виновного, приведших к утрате исполнительного документа.

Умышленными действиями, в результате которых происходит утрата исполнительного документа, являются: сокрытие, похищение, уничтожение.

Для целей настоящего Положения под сокрытием понимается перемещение документов в другое место, что препятствует их обнаружению и использованию, например, маскировка документов, сообщение ложных сведений об их местонахождении, умолчание о некоторых документах; под похищением понимается противоправное изъятие документов.

5.6. При проведении проверки начальник подразделения противодействия коррупции (его заместитель) вправе:

поручать работнику подразделения противодействия коррупции проверку обстоятельств утраты исполнительных документов;

по согласованию с руководителем территориального органа привлекать к проведению проверки работников других структурных подразделений аппарата управления;

истребовать объяснения от должностных лиц по вопросам, связанным с утратой исполнительных документов;

проверять соблюдение должностными лицами ФССП России требований Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов;

изучать документы, которыми оформляется поступление, прием, передача и учет исполнительных документов (книга учета исполнительных документов, зональная книга учета исполнительных документов, акты приема-передачи исполнительных производств между судебными приставами-исполнителями в пределах структурного подразделения, между структурными подразделениями, от судебных приставов-исполнителей делопроизводителю для обеспечения оперативного хранения), и другие служебные документы, а также снимать с них копии.

5.7. В ходе проверки по факту утраты исполнительных документов подразделением противодействия коррупции выясняются вопросы:

соблюдения требований Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов - при передаче исполнительных производств между судебными приставами-исполнителями внутри подразделения судебных приставов (при переводе, увольнении);

соблюдения порядка, определенного статьей 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - при передаче исполнительных производств между подразделениями судебных приставов;

наличия признаков умышленных действий со стороны должностных лиц территориальных органов, допустивших утрату исполнительных документов.

5.8. Если в ходе проверки установлены факты несоблюдения при передаче исполнительных производств требований Инструкции по делопроизводству либо нарушения порядка, определенного статьей 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», начальник подразделения противодействия коррупции (его заместитель) докладывает об этом руководителю территориального органа докладной запиской с предложением о рассмотрении вопроса о проведении служебных проверок в отношении должностных лиц, допустивших, а также способствовавших нарушению законодательства Российской Федерации.

5.9. Если в ходе проверки (в том числе служебной) установлен факт умышленных действии, повлекших утрату исполнительных документов (сокрытие, похищение, уничтожение), которые повлекли за собой нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, начальник подразделения противодействия коррупции (его заместитель) либо работник указанного подразделения в порядке ст. 143 УПК РФ составляет рапорт на имя руководителя территориального органа об обнаружении признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 285, 286, 293 и иными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

5.10. Руководитель территориального органа дает указание о регистрации сообщения о преступлении в Книге учета сообщений о преступлениях отдела организации дознания и административной практики аппарата управления территориального органа ФССП России и поручает начальнику подразделения противодействия коррупции (его заместителю) организацию рассмотрения сообщения о преступлении в порядке ст. 144-145 УПК РФ.

5.11. Начальник подразделения противодействия коррупции (его заместитель) проводит проверку по сообщению о преступлении в порядке ст. 144-145 УПК РФ либо поручает проведение проверки работнику подразделения противодействия коррупции.

5.12. Лицо, которому поручена проверка, проводит неотложные следственные действия в целях фиксации следов противоправных действий, требующих незамедлительного закрепления, после чего сообщение о преступлении в соответствии со ст. 151 УПК РФ направляется по подследственности, при этом, согласно п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, в обязательном порядке выносится соответствующее постановление.

5.13. Если в ходе проверки обстоятельств утраты исполнительных документов не установлены факты умышленных действий (сокрытие, похищение, уничтожение), а также признаки уголовно-наказуемого деяния, об этом указывается в докладной записке на имя руководителя территориального органа.

5.14. О результатах проверки обстоятельств утраты исполнительных документов начальник подразделения противодействия коррупции (его заместитель) в трехдневный срок с момента окончания проверки докладывает руководителю территориального органа.

5.15. По результатам каждой проверки обстоятельств утраты исполнительных документов руководитель территориального органа принимает решение о направлении материалов проверки в:

арбитражный суд для принятия решения о наложении штрафа в отношении лица, виновного в утрате переданного ему на исполнение исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в соответствии со ст. 331 АПК РФ;

суд общей юрисдикции для принятия решения о наложении штрафа в отношении лица, виновного в утрате переданного ему на исполнение исполнительного листа или судебного приказа, в соответствии со ст. 431 ГПК РФ.

5.16. Учет и контроль поданных в суды заявлений о наложении штрафов в отношении лиц, виновных в утрате переданных им на исполнение исполнительных документов, выданных арбитражными судами либо судами общей юрисдикции, обеспечивается структурными подразделениями аппаратов управлений территориальных органов ФССП России в соответствии с их компетенцией.

Обзор документа

Утверждено Положение о порядке действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов таких производств и организационных условиях предотвращения их утраты в подразделениях судебных приставов.

Цель положения - упорядочить действия по восстановлению, а также создать условия для предотвращения неумышленной утраты материалов из-за небрежного хранения, исключить возможность их умышленного уничтожения из личной заинтересованности должностного лица ФССП России.

Утрата выявляется при проверке деятельности подразделения, контроле за деятельностью приставов, рассмотрении обращений сторон исполнительного производства, сообщений СМИ, при приеме-передаче дел, проведении ОРД правоохранительными органами и др.

При выявлении фактов утраты материалов принимаются меры по их восстановлению. Также обязательно проводятся проверки обстоятельств утраты для установления умышленности либо неумышленности и принятия соответствующих правовых, организационных, кадровых и иных решений.

Приказ об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств в Службе признан утратившим силу.

Срок давности по исполнительному производству судебных приставов наступит через 3 года после того, как любой суд выдаст взыскателю исполнительный лист. То есть, чтобы он истек нужно указанное количество времени не передавать его приставам. Также данный период времени может закончится, когда после приостановления приставами производства, человек или организация, имеющие исполнительный лист, не захотели обращаться в ФССП для повторного проведения процедуры.

Согласно вышеуказанных фактов становится ясно, что ответ на вопрос, есть ли срок давности у судебных приставов, положительный, то есть он предусмотрен. Но, какие плюсы получат должники, которые в основном задаются такими вопросами, в ситуации, когда время для судебных разбирательств закончилось?

Что даст человеку, имеющему задолженность, истекшая давность

Когда срок давности по исполнительному производству судебных приставов истечет, то для любого должника ничего не изменится, у него останется та же задолженность и обязанность вернуть ее. Должностные лица из ФССП также останутся вправе искать источники дохода такого лица, его имущество, реализовывать его.

Все это означает, что срок давности по взысканию долга судебными приставами автоматически не истекает. То есть это надо доказывать в суде, в который нужно идти самому, чтобы предотвратить какие-либо действия со стороны приставов или ждать пока в судебный орган обратится вторая сторона и заявлять, что срок давности по исполнительному производству судебных приставов уже истек. В обоих случаях нужно обосновать свою точку зрения, привести доказательства, так то, что прошло 3 года с какого-то момента, еще не является достаточным основанием для признания факта.

Это значит, что человек-должник получит ощутимый плюс, только когда кредитор сам оставит его в покое . Например, банки так делают, если сумма кредита небольшая и им накладно взыскивать ее. В любом другом случае такое событие, как истечение давности приведет человека только к новым спорам с неизвестным результатом.

Когда может быть списан долг

В сети люди часто ищут ответ на такую дилемму: через какое время приставы списывают долги? Или ответ на вопрос — сколько лет приставы могут взыскивать долг? Законодательство не дает повода для оптимизма заемщику, просто должнику — взыскание может длиться бесконечно долго, причем долг может достаться наследникам. Что еще хуже даже при минимальной затрате времени, сил любой кредитор может контролировать ситуацию не допуская ошибок, отклонений от норм законов, включая истечение давности. Например, известны случаи, когда кредиторы переносят давность уже по нескольку 3-хлетних периодов.

Это означает, что вопрос о том, сколько висит долг у судебных приставов для заемщиков не актуальный — этого может никогда не произойти, если вторая сторона конфликта будет не согласна. Когда же она смирится с ситуацией, то с момента приостановки процедуры взыскания должно пройти не менее указанных 3 лет.

Как происходит процесс взыскания или почему ждать не выгодно

Тем, кому интересно, когда списываются долги у судебных приставов должны знать — с момента передачи исполнительного листа приставам, у этих людей есть два месяца на взыскание любой задолженности. Но во многих случаях они не вкладываются в выделенный период и процедура становится намного длительней. Во многом она зависит от второй стороны спора, от его желания, активности. Все же, если в течении полугода продвижения не будет, то ФССП вернет исполнительный лист взыскателю. С этого момента начинается истечение нужного должнику времени, но срок давности может быть в любой момент прерван второй стороной. Банк, бывший супруг, любой другой взыскатель может опять обратиться к приставам или в суд, после чего начнется новый виток процесса взыскания.

Хотя обычно загруженные работой приставы выполняют все стандартно, например, отправляют запросы по известным им адресам, на потенциальное место работы. Когда это результата не дает, то через некоторое время могут повторить или расширить процедуру. Опытный же взыскатель, например, юрист банка сможет придать процедуре гораздо большего размаха, в результате приходы приставов домой, на работу, различные запросы станут обычным явлением, возникающим в жизни человека с периодичностью от нескольких месяцев до многих лет.

Поэтому человек интересующийся, как списать долги у судебных приставов, должен понимать, что по большей части возможность воспользоваться плодами истекшего периода давности зависит от другой стороны спора, но не от человека-должника. В результате чего тратится большое количество нервов и времени.

Это значит, что интересующемуся вопросом есть ли срок давности у судебных приставов лучше подумать, как избавиться от долга более надежным способом, например, выполнив реструктуризацию долга, списав его часть. Что стабилизирует ситуацию, даст человеку покой и гарантию, что в долгосрочной перспективе он от этого выиграет.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Сколько будет длиться исполнительное производство? Я поручитель

Здравствуйте, у меня такая ситуация. Некогда имела неосторожность быть поручителем у недобросовестного человека. 4 года назад банк подал в суд и дело передали судебным приставам 3 года назад. За 3 года кроме арестованного дебет счета приставы ничего не предпринимали и не извещали! Сколько будет длиться такое производство? Как снять арест со счета? Могу ли я выехать зарубеж в отпуск?