Конституции российской федерации. Виды информационно-правовых норм По содержанию информационно правовые нормы подразделяются на

Правовая норма - первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников.

Субъекты права имеют дело прежде всего с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми признаками права в целом.

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможною, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы человека в обществе. Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные.

Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.

В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными .

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость. В нормах уголовно-процессуального кодекса перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается. По сути гипотеза содержит указание на юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Гипотеза во многих случаях начинает формулироваться со слова «если». Например, если наступила смерть человека, его наследники получают право на наследство.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

Диспозиция - это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.

Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» устанавливаются права и обязанности читателя и библиотекаря по предоставлению информационных услуг, по пользованию такими услугами.

Санкция - такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее требование диспозиции. Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

В конкретной статье нормативного правового акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.

Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений. Здесь действуют две группы норм - диспозитивные и императивные .

НОРМЫ ПРАВА ИМПЕРАТИВНЫЕ (категорические) - нормы права, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. Императивные нормы имеют принудительный характер. Они действуют на участников правоотношения независимо от воли последних. Примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией

НОРМЫ ПРАВА ДИСПОЗИТИВНЫЕ - нормы права, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие второе предписание, содержащееся в них. Диспозитивные нормы имеют восполнительный характер. Они действуют на участников конкретного правоотношения лишь в тех случаях, когда таковое не урегулировано волей последних (восполняя тем самым не выраженную ими волю). Например, согласно ч. 1 ст. 253 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.

Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это - достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации. Диспозитивные информационно-правовые нормы имеют свою специфику, определяемую особенностями и юридическими свойствами информации и информационных объектов, что отличает их от других норм диспозитивного характера.

1. Информационная норма: понятие, особенности, виды Информационно-правовые нормы регулируют обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационно-правовая норма задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении.

Особенности информационно-правовых норм способствуют реализации информационных прав и свобод, а также реализуют информационные процессы при обращении информации. Структура информационно-правовых норм не отличается от классического определения и представляет собой:

Гипотезу;

Диспозицию;

Санкцию.

Выделим виды информационно-правовых норм по способу воздействия.

2. Императивные:

а) нормы-определения (ст. 2 Закона об информации);

государственном земельном кадастре");

в) нормы-цели (преамбула Закона);

г) нормы-санкции (КоАП, УК РФ);

д) обязывающие нормы (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов").

Виды информационно-правовых норм:

Материальные;

Процессуальные;

по масштабу действия:

Федеральные;

Субъектов Федерации;

Местные.

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.

Классификация информационно-правовых норм следующая:

1. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов - императивные и диспозитивные.

2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.


Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений.

3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.

Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций.

4. В зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений действуют две группы норм - диспозитивные и императивные.

5. По сфере их применения (по масштабу действия):

Нормы федерального уровня и действия;

Нормы субъектов РФ;

Нормы органов местного самоуправления.

6. По объему регулирования:

Общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности;

Межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

Отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

На уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

Механизм правового регулирования в сфере информации представляет собой совокупность правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами государства. Элементами этого механизма являются: 1) информационно-правовые нормы и акты; 2) информационно-правовые отношения; 3) акты реализации информационно-правовых норм.

Норма права по своему юридическому значению представляет собой определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется прежде всего юридическими средствами, включая применение к нарушителям мер государственного принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Это в полной мере относится и к информационно-правовым нормам.

Нормы в сфере информационной деятельности регулируют следующие группы общественных отношений:

1) отношения, связанные с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации;

2) отношения, связанные с применением информационных технологий;

3) отношения, связанные с обеспечением защиты информации.

Информационно-правовые нормы выполняют регулятивную функцию, т. е. направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в информационной сфере. Нормы также выполняют охранительную и защитную функции, т. е. обеспечивают охрану и защиту общественных отношений в данной сфере от нарушений. Эти нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением государственно-правового воздействия при посягательстве на отношения, охраняемые правом. В информационно-правовой норме всегда выражается определенное предписание о том, как должны участники рассматриваемых правоотношений поступать в различных ситуациях. Норма имеет следующие черты.

Во-первых , нормы, в отличие от других правовых предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных информационных образований и сообразно воле государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе - информационные отношения.

Во-вторых , нормы всегда готовятся и издаются с санкции государства и выражаются в законодательных и иных нормативных правовых актах. Например, они могут выступать в форме норм Конституции, указов Президента, федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства, договоров и т. д.

В-третьих , нормы всегда охраняются государством, и оно заинтересовано в их информационно-правовом качестве и в действенном исполнении в ходе правового воздействия на информационные отношения.

В-четвертых , правовые нормы в сфере информации, в отличие от других социальных норм, всегда содержат общеобязательные установки и предписания. Сама норма есть информационно-правовая модель, мера, эталон, масштаб поведения тех или иных участников информационных отношений.

Под структурой информационно-правовой нормы понимается ее внутреннее строение, она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза нормы содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, условия реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности).

Диспозиция - это структурный элемент нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения диспозиции информационно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие. Предписывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Управомочивающие диспозиции определяют в праве обычно функции и правомочия субъектов информационной деятельности. Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

Санкция как элемент информационно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

Нормы делятся на виды в зависимости от различных критериев: особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения, а также функций.

1. По назначению информационно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы регламентируют структуру информационного законодательства, систему информационно-правового пространства России, права и обязанности физических и юридических лиц в информационной сфере, их информационное поведение, т. е. закрепляют материальное, информационно-правовое содержание прав и обязанностей участников информационных отношений. Процессуальные нормы устанавливают порядок действия (реализации) норм материального права.

2. По методу воздействия на поведение субъектов. В соответствии с характером сформулированного в норме правила информационно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запретительные, управомочивающие, рекомендательные и поощрительные.

3. По субъектам (адресатам) нормы делятся на регулирующие: а) деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций; б) поведение граждан; в) деятельность общественных организаций; г) деятельность государственных служащих.

4. По форме предписания нормы делятся на императивные (категоричные), рекомендательные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения. Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами информационного права тех или иных действий. Диспозитивные нормы предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках нормы.

5. По действию в пространстве . Информационно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории РФ. На территориях субъектов РФ действуют также правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах этих субъектов.

6. По действию во времени нормы делятся на срочные, т. е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Нормы информационного права, как и нормы любой другой отрасли права, представляют собой правило общего характера, определенную меру должного, возможного или дозволенного поведения, установленную или санкционированную государством.

От норм других отраслей права они отличаются тем , что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере.

Вышесказанное позволяет сформулировать следующее определение понятия нормы информационного права.

Информационно-правовая норма - это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и обязанностей субъектов и осуществлением информационных процессов при обращении информации (процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации).

Перед нормами информационного права стоят следующие задачи:

· упорядочение различных компонентов информационной сферы;

· классификация объектов информационной сферы;

· закрепление научно обоснованных и наиболее целесообразных взаимоотношений между субъектами и объектами в информационной сфере;

· регламентация различных информационных процессов,

· регламентация взаимодействий субъектов обращения информации.

Правовое регулирование в информационной сфере обеспечивается: во-первых, доброй волей субъектов информационного права (участников информационных правоотношений), (добровольное их соблюдение большинством субъектов информационного права)

во-вторых, мерами государственного принуждения. т.е. принуждение применяется в случае неисполнения или нарушения требований информационно-правовой нормы.

Исходя из общего понятия правового регулирования, можно сделать вывод, что цели информационно-правового регулирования заключается в следующем:

Упорядочении и закреплении наиболее целесообразных общественных отношений в информационной сфере;

Охране урегулированных правом информационных правоотношений;

Порождении и развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития информационного общества;

Информационно-правовая норма, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообу­словленности составных частей, элементов. Информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые, в свою очередь, порождают конкретные правовые отношения.

Например, порядок получения гражданином информации о состоянии окружающей среды от компетентных государственных органов обязывает уполномоченный на то орган предоставлять досто­верную информацию.

Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.

Диспозиция - правило поведения, предписываемое нормой.

Диспозиция в информационно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений.

Санкция содержит указание на меры воздействия со стороны государства, применяемые к правонарушителю.

Санкции информаци­онно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба и других факторов правонарушителя могут привлечь к гражданско-правовой, административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

Информационно-правовые нормы могут классифицироваться на определенные виды по следующим основаниям:

Предмет регулирования;

Метод воздействия на поведение субъектов информационного права;

Форма предписания;

Предел действия (в пространстве, во времени, по субъектам).

По предмету регулирования информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными .

Если нормы регулируют саму сущность информационных отношений, то они считаются материальными.

Если же нормы регулируют порядок реализации, применения права, то они признаются процессуальными нормами.

Последние направлены на проведение в жизнь материальных норм.

1. Главная особенность материальных информационно-правовых норм состоит в том, что:

они в юридическом порядке закрепляют комплекс прав и обязанностей субъектов регулируемых информационным правом общественных отношений,

устанавливают виды юридической ответственности субъектов регулируемых информационным правом общественных отношений.

в находит свое проявление тот правовой режим, в рамках которого призвана функционировать информационная сфера.

они устанавливают правовой статус, компетенцию органов государственной власти, местного самоуправления, других субъектов информационных правоотношений, основы их взаимодействия при обращении информации, их ответственность перед гражданином, обществом и государством в соответствии с действующим законодательством.

2. К числу процессуальных информационно-правовых норм обычно относят те, что регламентируют динамику организации и обеспечения процессов обращения информации.

Например, нормы, определяющие порядок предоставления законодательно закрепленной информации гражданам.

В зависимости от метод воздействия на поведение субъектов информационно-правовых отношений можно выделить следующие виды информационно-правовых норм.

1. Уполномочивающие, или дозволительные, информационно-правовые нормы. В данных нормах выражается возможность адресата действовать в рамках требований нормы по своему усмотрению: в них нет прямых предписаний, как и запретов.

2. Обязывающие информационно-правовые нормы, т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Например, чтобы иметь право на занятие определенной деятельностью в информационной сфере, субъект правоотношения должен вначале получить лицензию от соответствующей инстанции (органа), дающую право заниматься указанной деятельностью.

3. Запрещающие информационно-правовые нормы, т.е. такие, которые предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определенных данной нормой.

Запреты могут носить либо общий, либо специальный характер.

4. Стимулирующие (поощрительные) нормы , которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых общественных отношений.

Информационно-правовые нормы по форме предписания подразделяются на диспозитивные, рекомендательные и категорические (императивные).

1. Диспозитивные нормы содержат правило, которое предоставляет возможность участникам информационного правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности. И только в случае отсутствия взаимного соглашения вступает в силу правило нормы.

Рекомендательная норма обязывает (в форме совета) субъекта права к совершению определенных действий, предоставляя ему возможность самостоятельно определить пути и способ выполнения предусмотренных нормой обязанностей.

3. Категорические (императивные) нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.

Информационно-правовые нормы можно классифицировать и по пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).

1. Информационно-правовые нормы действуют в пределах Республики Беларусь и за ее границами . Соответственно территориальным масштабам действия информационно-правовые нормы подразделяются на международные, общереспубликанские, локальные.

2. По действию во времени информационно-правовые нормы делятся на срочные (т.е. с заранее определенным сроком действия) и бессрочные (не имеющие заранее установленного срока действия).

3. При классификации по субъектам (адресатам) выделяются нормы, которые регулируют:

поведение индивидуальных субъектов (граждан РБ, иностранных граждан, лиц без гражданства) в информационной сфере;

Деятельность коллективных субъектов, в число которых входят органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и учреждения различных форм собственности, общественные объединения в информационной сфере.

Рассматриваемая классификация указывает субъектов, на которых распространяется действие информационно-правовых норм, и помогает установить конкретный крут информационных отноше­ний, регулируемых нормами информационного права.

Нормы права могут запрещать участникам информационных отношений совершать некоторые действия, предписывать конкретное поведение (публичное право) либо разрешать самим свободно определять характер взаимоотношений друг с другом на договорной основе (частное право).

2.Информационные правоотношения: их содержание, структура и виды

Информационно-правовые отношения - это регулируемые нормами информационного права общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере.

Поскольку информационные правоотношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они имеют все общие признаки, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как информационно-правовым отношениям.

Эти особенности состоят в том, что информационные правоотношения складываются в информационной сфере , т.е. в непосредственной деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Элементами информационных правоотношений являются :

· субъекты (участники),

· объекты (то, по поводу чего возникли отношения)

Субъектом информационно-правового отношения называется тот, кто наделен информационными правами и обязанностями.

Субъекты информационного правоотношения - это физические лица и организации, которым информационным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в информационной сфере деятельности и вступать в конкретные информационно-правовые отношения.

индивидуальные субъекты (граждане РБ, иностранные граждане, лица без гражданства), наделенные правами и обязанностями в информационной сфере;

коллективные субъекты - а)органы государственной власти и местного самоуправления, б)предприятия и учреждения различных форм собственности, а также в)общественные объединения, наделенные информационными правами и обязанностями выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое.

Информационная правосубъектность:

§ у граждан РБ возникает с момента рождения,

§ у государственных органов, предпри­ятий, учреждений, общественных объединений и других формирований - с момента образования их в установленном порядке.

Правосубъектность - это правоспособность и дееспособность, взятые в единстве и развитии.

Правоспособность - это закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности, носящие юридический характер.

Дееспособность - это закрепленная за субъектом права возможность своими действиями приобретать права и обязанности, предусмотренные законодательством.

Объектом информационно-правовых отношений являются действия сторон (участников правоотношений), а предметом правоотношений - информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация (информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать), информационные продукты и услуги.

· материальную (поведение субъектов)

· юридическую (субъективные юридические права и обязанности).

Реализация прав и обязанностей субъектов информационного правоотношения может быть связана не только с их поведением и действиями (правомерными или неправомерными).

Информационные правоотношения могут устанавливаться и по поводу вещных прав или продуктов творческой деятельности, а также по поводу личных нематериальных благ (например, при охране чести и достоинства граждан, защите конфиденциальной информации и так далее).

Основаниями возникновения, изменения или прекращения информационно-правовых отношений являются юридические факты, т.е. такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Юридические факты могут возникать:

· в результате выражения воли людей. Такие юридические факты именуются волевыми. Например, гражданин подает жалобу на действия должностного лица в компетентный орган. Последний обязан рассмотреть ее в установленный срок и сообщить об этом гражданину.

· при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение. Такие события - это неволевые юридические факты, влекущие правовые последствия. Например, в связи с изменением места проживания гражданина призывного возраста, его семейного положения или других событий (отцовства, потери кормильца, получения увечья) у него возникает обязанность предоставлять информацию в компетентный орган об этом юридическом факте, а у этого органа возникает обязанность вести учет и контроль поступающей от гражданина информации.

Различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение первых зависит от воли людей (которые совершают как правомерные, так и неправомерные действия), тогда как возникновение вторых от воли людей не зависит.

Информационное правоотношение носит двусторонний характер: правам одного субъекта, как правило, соответствуют обязанности другого, и наоборот.

Оба участника правоотношения связаны в конечном счете с государством , которое создает нормативную основу, устанавливая права и обязанности субъектов, гарантирует законность их реализации.