Лицензирование определенной деятельности относится к. Порядок лицензирования предпринимательской деятельности. Приостановление действия и аннулирование лицензии

Религиозные организации: понятие и виды.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в РФ вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Согласно этому Закону религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности, юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Общественные и религиозные организации как добровольные объединения граждан для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей также являются юридическими лицами - некоммерческими организациями. Лишь в этом качестве - как участники имущественных, гражданских правоотношений - они приобретают правовой статус, регулируемый нормами . ГК РФ не регулирует иные особенности их статуса, включая внутреннюю организацию и структуру управления.

По общему правилу общественные и религиозные организации являются объединениями только граждан.

Общественные и религиозные организации, являясь некоммерческими организациями, вправе осуществлять лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Члены этих организаций не сохраняют никаких прав на имущество, переданное в собственность этих организаций, что отличает эти организации, как от коммерческих, так и от других некоммерческих организаций. Участники не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Предпринимательская деятельность указанных организаций может осуществляться только в пределах уставной и в тех формах, которые предусмотрены законодательством. Так, например, общественная организация вправе создавать свои предприятия, деятельность которых также не может выходить за пределы уставной правоспособности самой организации.

Доходы от деятельности некоммерческих организаций, созданных общественными и религиозными организациями, не могут распределяться между членами таких некоммерческих организаций, а направляются на нужды этих юридических лиц.

Деятельность религиозных объединений регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ (в редакции Федерального закона № 45-ФЗ). Законом установлены основные цели деятельности религиозных организаций, а также закреплены их характерные признаки.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

Вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах , воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Законом запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозной группой по Закону признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Религиозной организацией в соответствии с Законом признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном Законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 Закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Указанные сведения о местных религиозных организациях могут представляться в регистрирующий орган соответствующей централизованной религиозной организацией.

Непредставление указанных сведений в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.

В соответствии с Законом учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

В уставе религиозной организации указываются:

Наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;
- цели, задачи и основные формы деятельности;
- порядок создания и прекращения деятельности;
- структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
- источники образования и иного имущества организации;
- порядок внесения изменений и дополнений в устав;
- порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;
- другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в результате волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, указанных в уставе общественного объединения.

Деятельность общественных объединений должна быть основана на принципах равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; развития активности и самостоятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-просветительской, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы; расширения международных связей; осуществления иной деятельности, не запрещенной законом.

Общественные объединения создаются по инициативе не менее десяти граждан.

Общественные объединения, кроме политических партий и профессиональных союзов, могут быть созданы также другими общественными объединениями.

В процессе создания общественного объединения созывается учредительный съезд (конференция) либо общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения (положение, иной основополагающий акт) и образуются руководящие органы.

Общественные объединения в порядке, определяемом законодательством, осуществляют производственную и хозяйственную деятельность и создают лишь в целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, обладающие правом юридического лица.

Доходы от производственной и хозяйственной деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами этих объединений и используются только для выполнения уставных задач, допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Общественные объединения в зависимости от целей их деятельности, наличия (отсутствия) членов, порядка управления имуществом могут быть созданы в одной из установленных законодательством организационно - правовых форм:

1) общественная организация;
2) общественное движение;
3) общественный фонд;
4) общественное учреждение;
5) орган общественной самодеятельности.

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов. Представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели. Учредители и управляющие имуществом не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного учреждения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями (учредителем). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Политическое общественное объединение - общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

Понятие и роль религиозных объединений в системе гражданского общества РФ

Суть понятия "религиозное объединение" раскрывает федеральный закон Российской Федерации "о свободе совести и религиозных объединениях" Пункт 1 статьи 6 данного нормативного акта гласит: "Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей".

Роль религиозных объединений в условиях развития нашего государства включает в себя множество аспектов, таких как организацию духовного развития личности, поддержку ее нравственных ориентиров, а так же воспитание любви к отечеству, веротерпимости и толерантности во взаимоотношениях среди народов, воспитание и формирование мировоззрения молодежи.

На сегодняшний день в России существует множество религиозных объединений. Наряду с прочими конфессиями наиболее крупными по числу последователей традиционно считаются Православие и Ислам, что в прочем не мешает бурному развитию деятельности других религиозных объединений (в соответствии с выборочным опросом, проведенным в 2001г., верующих 55% респондентов, неверующих - 33%, среди верующих большинство христиан, мусульман - 5%, сторонников некоторых других религий 2%; остальные опрошенные затрудняются с ответом). Подобное многообразие религиозных предпочтений в обществе гарантируется Конституцией Р.Ф., которая гласит:

"Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Понятие "религиозное объединения" включает в себя три признака:

- вероисповедание

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей,

при условии что:

- это не противоречит законам Российской Федерации

- члены объединения проживают на территории РФ на законных основаниях.

Роль религиозных объединений, на данный момент времени, очень велика. Деятельность религиозных объединений в сфере политики, культуры, нравственности и т.п., может принести как пользу, если используется рациональный подход со стороны государственных органов и разумный диалог со стороны представителей религиозных объединений, так и вред в случае игнорирования властями проблем связанных со взаимоотношениями религиозных организаций с государством и обществом, и радикальность во взглядах последователей религиозных объединений.

Деструктивные религиозные объединения

В настоящее время одним из самых актуальных является вопрос о критериях разграничения религиозных организаций на два прямо противоположных вида: социально приемлемые для российского общества и государства конфессиональные образования, деятельность которых не нарушает законов Российской Федерации; и социально не приемлемые для российского общества и государства конфессиональные образования, деятельность которых грубо нарушает законы Российской Федерации. Этот второй вид религиозных организаций принято также называть тоталитарными религиозными сектами.

Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному,психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам,культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.

Одна из главных целей лидеров подобных религиозных организаций - отбор среди массы своих сторонников тех, кто по приказу вождя пойдет на любые действия, вплоть до преступления или пожертвования собственной жизнью. Для того, чтобы сделать человека фанатично преданным вождю, используются приемы психологического воздействия, приводящие к контролю над сознанием. С этой целью на вовлекаемого в секту направляется групповое давление для усиления «потребности к принадлежности». Предоставляемая новобранцу информация дается через медитирование, монотонное пение и многократно повторяющиеся действия, т. е. через специально созданное состояние высокой внушаемости. Вовлеченный в секту обязан под предлогом создания близости исповедовать свои страхи и секреты, которые потом используются для эмоционального давления посредством явных и завуалированных угроз. Нарушается нормальное физическое состояние человека, поощряется отказ от сна, якобы для духовных упражнений и необходимого тренинга. Вводится неадекватное питание, маскируемое под специальную диету для улучшения здоровья или под ритуалы. В результате образуется сенсорная (чувственная) перегрузка, которая навязывает комплекс целей и определений новой доктрины, чтобы заменить прежние ценности посредством усвоения массы информации за короткое время, с очень ограниченной возможностью критической проверки.

Руководители и члены тоталитарных религиозных (а также псевдорелигиозных) сект используют новейшие достижения общей и социальной психологии для привлечения в секту новых ее членов и для удержания их в этой секте. Последовательное использование руководителями сект "сильнодействующих" психологических приемов в отношении новичков секты в течение длительного времени (нескольких месяцев или лет) приводит к существенному изменению психики членов секты и изменению их поведения. Член секты уже не мыслит своего существования без общения с другими сектантами и руководителями секты, которые им часто просто обожествляются. Члены секты продают свои квартиры и передают руководителям секты все свои накопления и практически все имущество. Члены секты бесплатно работают, зарабатывая деньги для руководителей секты. Сектанты живут в нищем и полуголодном состоянии, очень мало спят и много работают. Зачастую руководители секты выбирают для членов секты их партнеров по браку. При этом руководители секты, как правило, требуют от членов секты полного разрыва отношений с теми людьми, которые были для сектантов родными и близкими до их вступления в секту (то есть, требуют полного разрыва с родителями, родственниками, супругами, друзьями, товарищами). Родными и близкими для сектанта могут быть только другие члены секты.

Сами же руководители секты, как правило, живут абсолютно иной жизнью, чем рядовые сектанты: руководители большинства тоталитарных сект являются миллионерами или даже мультимиллионерами и ведут себя как богатые или сверхбогатые люди.

Культовый контроль над сознанием, практикующийся в деструктивных религиозных организациях, не столько стирает прежнюю личностную идентификацию, сколько создает новую, с тем, чтобы подавить старую. Это приводит к психическим расстройствам у некоторых сектантов, и, в конечном счете, к высокой вероятности агрессивных акций с их стороны в состоянии психической невменяемости. У человека формируется четкая грань между теми, кто имеет право на существование (сторонники секты), и теми, кто такого права не имеет («внешний мир»). Это приводит к планомерному распространению ненависти к внекультовому социуму. И потенциально обуславливает готовность адептов секты принести в жертву ради достижения целей своего культа любое количество неадептов. Другими словами, снимается априори грех за любое преступление во имя целей организации. Подобное уничтожение комплекса вины за совершаемое преступление и оправдание любых своих (или других членов секты) действий, способно привести человека к бесконфликтному принятию самоубийства. В некоторых сектах для целенаправленного нарушения идентичности личности и разрыва внекультовых связей адепта используются психотропные и наркотические вещества.

Возникновение сект всегда связано с хаосом в душах людей и крахом стабильности в стране. И едва успевает утихнуть один скандал, связанный с какой-нибудь сектой, как ему на смену приходит новый.

Целью некоторых сект также является изменение сознания русских людей, уничтожение православного самосознания граждан России. Полным ходом идет уничтожение всего русского, Православного, славянского. Точнее, идет расчленение нашего государства и нарушается закон массы, когда народ не может быть монолитным и высоко организованным. Секты разрушают душу, культуру народа, православную Церковь и единение Небесной церкви, Православной, домашней (семейной) церкви.

Сегодня в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

По расчетам президента Центра религиоведческих исследований и автора термина "тоталитарная секта" Александра Дворкина, только "штатных" сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч.

На сегодняшний день невозможно разграничить социально приемлемые и социально неприемлемые религиозные организации, т. к. еще не выработаны однозначные и точные критерии для такого разграничения. Но можно надеяться на то, что в будущем удастся найти правильное решение этой проблемы науки и практики. В современном мире, где так стремительно идет развитие науки, не последнее место занимает религия. Наряду с давно признанными, традиционными религиями, такими как христианство, католицизм, буддизм, иудаизм, ислам, есть и относительно новые религиозные организации, чаще всего негативно воздействующие на личность и общество.

Сектанство толкает людей на различные преступления, в том числе и на убийства; люди, попавшие в секту теряют свое мнение, у них исчезает цель и смысл жизни; многие заканчивают жизнь самоубийством и т. д.

Таким образом, деятельность сект в России подрывает нормативные социальные устои, подвергает общество и личность повышенной опасности, связанной с неконтролируемыми действиями сектантов, с их беспрекословным подчинением своим «лидерам» и выполнением любых их приказаний, обычно направленных против воли и сознания общества и личности.

1. Светский характер государства в России

2. Общее ионнтие религиозных обьединенийи их виды

3. Создаиие и ликвидация религиознйх организаций

4. Основные виды деятелъностй религиозных оргаиизаций

5. Перерегистрация религиозных организаций

1. Российская Федерация - светское государство . Это значит, что религия отделена от государства, а государство - от религии . Религиозные организации не вмешиваются в деятельность органов государственной власти и не участвуют в их работе.

Государство:

ü не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и определение своей религиозной принадлежности;

ü не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления;

ü не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она непротиворечит Федеральному закону "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года М 125-ФЗ;

ü и обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

2. Религиозным объединением называется добровольное объединение граж дан РФ, иных лиц для совместного вероисповедания и распростране ния веры;

Признаками религиозного объединения являются:

ü вероисповедание;

ü совершение богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний;

ü обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Основными организационными формами религиозных объединений являются:

ü религиозная группа;

ü религиозная организация.

Религиозная группа имеет те же цели, что и религиозная организация, но осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Религиозная организация регистрируется в установленном порядке в качестве юридического лица.

По территориальному признаку религиозные организации подразделяются на:

ü централизованные;

ü местные.

Местная религиозная организация состоит не менее чем из 10 участников, постоянно проживающих в одной местности (городском, сельском поселении) и достигших 18 лет.

Централизованная религиозная организация состоит не менее чем из трех местных. В случае, если централизованная религиозная организация действовала на территории России не менее 50 лет до обращения за регистрацией, она может использовать в своем названии слова "русская", "российская" и производные от них.

3. Местная религиозная организация создается:

ü не менее 10 гражданами РФ;

ü ранее объединенными в религиозную группу;



ü если у религиозной группы имеется подтверждение ее существования на данной территории не менее 15 лет (которое выдается органами местного самоуправления) либо подтверждение, выданное централизованной религиозной организацией о вхождении в ее структуру.

Централизованная религиозная организация создается при наличии не менее трех местных организаций того же вероисповедания.

Запрещается создание религиозных объединений (религиозных организаций и религиозных групп) в:

ü органах государственной власти;

ü других государственных органах и учреждениях;

ü органах местного самоуправления;

ü воинских частях;

ü государственных и муниципальных организациях.

Учредители религиозной организации или централизованная религиозная организация утверждают устав, в котором определяются:

ü цели, задачи и основные формы деятельности;

ü порядок создания и прекращения деятельности;

ü структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и комплектация;

ü источники образования денежных средств и иного имущества организации;

ü другие сведения, относящиеся к деятельности данной религиозной организации.

Регистрацию религиозной организации осуществляют федеральный органюстиции и органы юстиции субъектов РФ.

Основаниями отказа в регистрации являются:

ü противоречие Конституции РФ и законодательству РФ (конкретным статьям) целей и деятельности религиозной оргаиизации;

ü непризнание регистрируемой организации в качестве религиозной;

ü недостоверность или несоответствие законодательству РФ сведений, содержащихся в уставе либо иных документах;

ü наличие в государственном реестре юридических лиц, ранее зарегистрированной организации с тем же названием;

ü неправомочность учреждения.

Религиозная организация ликвидируется :

ü добровольно - по решению учредителей или управомоченным (по уставу) органом;

ü в судебном порядке.

Основаниями ликвидации религиозной организации в судебном порядке являются:

ü нарушение общественной безопасности и порядка, подрыв безопасности государства;

ü действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ и разрушение территориального единства РФ;

ü пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, человеконенавистничества;

ü создание вооруженных формирований;

ü принуждение и разрушение семьи;

ü посягательство на права и свободы граждан, человеческую личность;

ü склонение к самоубийству или отказу от необходимой медицинской помощи;

ü использование в деятельности гипноза, наркотиков, иных психотропных средств;

ü принуждение к совер»ению или совершение развратных действий;

ü принуждение последователей к отказу от своего имущества в пользу религиозного объединения;

ü воспрепятствование получению обязательного образования;

ü воспрепятствование выходу последователя из религиозного объединения с применением реальных угроз причинения вреда жизни, здоровью, имуществу;

ü призывы к совершению последователями противоправных действий, отказу от обязанностей.

4. К основным видам деятельности религиозных организаций относятся:

ü проведение религиозных обрядов и церемоний;

ü распространение религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

ü благотворительная и культурйо-просветительская деятельность религиозных организаций;

ü ви осуществление профессионального религиозного образования;

ü международные связи и контакты;

ü управление собственностью;

ü предпринимательская деятельность.

Богоепужения, иные религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях, на их территории, в иных местах, предоставленных для этих целей. Религиозные организации имеют право осуществлять богослужение в лечебных учреждениях, воинских частях по договоренности с их руководством.

Важнейшей сферой деятельности религиозных организаций является создание, приобретение, распространение религиозной литературы .

Данная литература должна иметь маркировку соответствующей религиозной организации.

Исключительным правом религиозных организаций является открытие духовных образовательных учреждений . Данные учреждения пользуются правами государственных и муниципальных образовательных учреждений (автономия, отсрочки от призыва и т. д.) и обязаны получить лицензию.

Религиозные организации вправе управлять имуществом (как собственным, так и других физических и юридических лиц). Вырученные денежные средства должны расходоваться исключительно на нужды религиозной организации и цели, указанные в уставе. То же можно сказать об их предпринимательской деятельности.

Помимо этого, религиозные организации имеют право учреждать благотворительные организации и осуществлять благотворительность непосредственно.

5. После принятия Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 года М 125-ФЗ существующие религиозные организации должны пройти перерегистрацию.

Перерегистрация религиозных организаций не производится, если имеются основания их ликвидации в судебном порядке.

Организации, существующие на соответствующей территории менее 15 лет, перерегистрируются ежегодно вплоть до наступления данного 15-летнего срока.

В это время они осуществляют все виды своей уставной деятельности, за исключением ряда ограничений:

ü священнослужители данных религиозных организаций не имеют отсрочек от призыва на воинскую (альтернативную) службу;

ü указанные религиозные организации не имеют права создавать религиозные образовательные учреждения;

ü не должны иметь при себе представительства иностранной религиозной организации;

ü не имеют права проводить религиозные обряды в больницах и воинских частях, распространять религиозную литературу, приглашать иностранныхпроповедников.

Религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию до 31 декабря 1999 года, будут ликвидированы в судебном порядке.

Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции).

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками .

Религиозное объединение отвечает таким признакам, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

По форме религиозные объединения могут быть религиозной группой или религиозной организацией .

Религиозная группа - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации делятся на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском по-
селении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Взаимосвязь государства и религиозных объединений сводится к тому, что по отношению к религиозным объединениям:

Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству;

Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую и иную помощь;

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;

Органы юстиции осуществляют регистрацию и контроль за деятельностью религиозных объединений.

Религиозной организации могут отказать в государственной регистрации, если: ее цели и деятельность противоречат Конституции и законодательству РФ (со ссылкой на конкретные статьи законов); она не признана религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны; в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем, же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен.

Основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в судебном порядке:

Нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

Действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Создание вооруженных формирований;

Пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

Принуждение к разрушению семьи;

Посягательство на личность, права и свободы граждан;

Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном, для жизни и здоровья состоянии;

Воспрепятствование получению обязательного образования;

Принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции последних.

Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.

Закон разрешает деятельность религиозных объединений по оказанию помощи своим членам в конфликтных ситуациях, признает право священнослужителя на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди. Государство сотрудничает с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности.

Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время церковь может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.

Религиозные объединения и их иерархи не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.

Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одного религиозного объединения не может финансироваться из государственного бюджета.

В государственных органах, органах местного самоуправления, учебных заведениях не могут образовываться структуры религиозных организаций. Решения руководящих органов религиозных организаций не имеют значения публично-правовых норм. Государственные служащие не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений. Они могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве. В служебных кабинетах не должны размещаться предметы религиозной символики.

Государство ограничивает деятельность религиозных или отдельных лиц в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения по этим основаниям допускает и Международный пакет о гражданских и политичес-
ких правах.

Являясь институциональной формой выражения религии и важнейшим условием ее социального бытия, религиозные объединения создаются и действуют с целью удовлетворения религиозных потребностей людей, определяющих сущность и назначение религиозных объединений. Эти объединения занимаются благотворительной, образовательной и иными видами деятельности тем самым, оказывая конструктивное воздействие на гражданское общество.

В современной России формирование гражданского общества может стать реальным гарантом демократического характера происходящей в стране глобальной социальной трансформации всех сфер общественной жизни, участниками которой являются в том числе и религиозные объединения, ищущие свое место в системе институтов гражданского общества.

Правовая модель правоотношений государства и религиозных объединений в различный исторический период России определялась правовым статусом религиозных объединений. В истории формирования и развития религиозных объединений в России можно выделить пять этапов:

1) от начала христианства на Руси до утверждения московского единодержавия в XVI веке;

2) от начала московского единодержавия до Петра Великого;

3) от Петра Великого (или утверждения Святейшего Синода) до Октябрьской революции 1917 года;

4) советский период;

5) постсоветский период.

Социально-правовая специфика религиозных объединений как института гражданского общества определяет правовое содержание элементов правового статуса религиозных объединений, которыми являются права, обязанности, юридические гарантии и юридическая ответственность религиозных объединений, закрепленные в Конституции Российской Федерации,

Специфика религиозных объединений среди иных институтов гражданского общества выражается:

1) в исторической устойчивости и неизменности внутренних взаимоотношений, их многообразии, специфичности в зависимости от конфессиональной принадлежности;

2) в субординации с жестким подчинением единоличному главе, который наделяется божественным непререкаемым авторитетом;

3) в особенностях имущественного положения религиозных объединений, связанного с необходимостью использования ими в своей деятельности имущества религиозного, в том числе богослужебного назначения;

4) в целях создания (удовлетворение религиозных потребностей человека).

Формирование надлежащего правового статуса религиозных объединений является фактором предотвращения возможных межконфессиональных конфликтов, преодоления религиозного (и связанного с ним национального) экстремизма, подрывающего основы гражданского общества.

При анализе юридической ответственности религиозных объединений необходимо выделить ее особенности, отличные от мер юридической ответственности, применяемых к другим юридическим лицам. Среди них, в частности, можно выделить норму Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентирующую приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидацию религиозной организации, запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации и норму, согласно которой на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Применительно к первой норме обращается внимание на то обстоятельство, что конституционно-правовой институт запрета по существу превращается в институт ликвидации для тех религиозных объединений, которые не имеют статуса юридического лица. Между тем институт запрета того или иного объединения - это жесткое средство конституционно-правового воздействия, которое должно иметь адекватные правовые последствия, отличные от последствий применения гражданско-правового института ликвидации юридического лица. Одним из таких последствий должен быть запрет на воссоздание запрещенного объединения без каких-либо оговорок относительно срока действия такого запрета. При рассмотрении второй нормы указано на ее правомерность, т.к. в данном случае иное (т.е. взыскание на имущество богослужебного назначения) означало бы фактически блокирование деятельности религиозных объединений.

Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», установлено, что религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не имеют права оказывать им материальную поддержку, не могут участвовать в выборах в органы власти и в органы местного самоуправления, не выполняют функции органов государственной власти и других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Правомерность таких ограничений вытекает из существа религиозных объединений, их назначения, связанного с удовлетворением религиозных потребностей и интересов людей. В данном случае речь идет о правомерных ограничениях прав религиозных объединений, которые направлены на сохранение религии как фактора, консолидирующего общество.

Законодательство определяет особенность государственной регистрации религиозных организаций, которая отличает ее от регистрации других юридических лиц вообще. Это предусмотренный законодательством пятнадцатилетний срок существования, а также фактически разрешительный порядок государственной регистрации.

Следует отметить, что важным шагом в совершенствовании законодательства о религиозных объединениях могло бы стать исключение из преамбулы Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» фразы «признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Требует уточнения целый ряд норм необоснованно ограничивающих права религиозных объединений. В частности, предусмотренный в законе пятнадцатилетний временной ценз, как необходимое условие создания религиозной организации, является, по нашему мнению, навязыванием религиозным общинам членства в централизованных религиозных организациях (догматика которых может и не совпадать), что противоречит принципу свободы совести, предполагающему добровольность участия каждого в религиозных объединениях. В этой связи предлагается внести соответствующие изменения в пункт 1 статьи 9 и пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Одной из проблем, требующей правового регулирования в соответствии с нормами международного права, является проблема «иностранного источника» в религиозном объединении (учредителей религиозной организации). По данному вопросу сформулирована позиция Европейского суда по правам человека не совпадающая с нормами законодательства о религиозных объединениях. Закон устанавливает различное отношение государства к российским и иностранным гражданам, с точки зрения их способности публично осуществлять право на свободу совести посредством участия в деятельности религиозных объединений. Между тем, согласно Конституции Российской Федерации свобода вероисповедания, включающая «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию», гарантируется каждому.

Другой вопрос, заслуживающий внимания законодателя, касается уточнения понятия «централизованная религиозная организация». Централизованные и местные религиозные организации являются разновидностями религиозной организации как самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц (статья 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). При этом правовое положение централизованных религиозных организаций неопределенно: Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» называет их собственно религиозными организациями, которые опять же состоят из религиозных организаций. Это не соответствует положению, сформулированному в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому религиозной организацией является «объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в Российской Федерации». Соответственно централизованные религиозные организации не могут признаваться разновидностью религиозных организаций.

Необходимо отметить, что установление преимуществ религиозным объединениям в сфере экономической деятельности (не вытекающих из их существа как института гражданского общества) может привести к злоупотреблению организационно-правовой формой религиозного объединения, и как следствие, к девальвации ценности религиозной идеологии и формированию негативного отношения к религиозным объединениям как к институту гражданского общества. В связи с этим необходимо откорректировать некоторые льготы религиозным организациям в налоговой сфере, направленные на обеспечение их адресного применения при осуществлении религиозной, образовательной, благотворительной деятельности религиозных организаций. При этом следует исключить распространение налоговых льгот на предпринимательскую деятельность последних. В частности, предлагается пересмотреть соответствующие положения части 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовый техники», отменив освобождение предприятий религиозных организаций от применения контрольно-кассовой техники при реализации предметов религиозного назначения культа и религиозной литературы; освободить от налога на имущество организаций не все имущество религиозных организаций, а только непосредственно используемое в религиозных целях не связанного с извлечением прибыли; нормативно определить понятие «религиозная деятельность» в целях применения льготы по налогу на добавленную стоимость.