Предвидение возникновения опасных ситуаций по характерным признакам их проявления. Разработка урока на тему "как научится выявлять и предвидеть опасность" Что нужно делать чтобы научиться предвидеть опасности

Опасные, в том числе и экстремальные, и чрезвычайные, ситуации могут возникать внезапно, например, взрыв газа, или развиваться постепенно, как при весеннем половодье.С ними можно неожиданно столкнуться в самой привычной обстановке – на улице, дома или в школе, в лесу или на даче. «18 октября 1998 года в станице Нововеличковская (Краснодарский край) группа подростков обнаружила взрывное устройство. При попытке его разобрать произошел взрыв. Шесть человек получили ранения.

В тот же день в старинном русском городе Ярославле неожиданно умерли две женщины и ребенок, ошибочно употребившие в пищу вместо соли селитру»

Подобные часто называют случайными, непредвиденными, непредсказуемыми. Но мы с тобой, как начинающие изучение , должны признать, что на самом деле это не всегда так. Каждый умный и дальновидный человек понимает, что неприятности на улице или на производстве могут произойти практически в любое время. Об этом часто передают по радио и пишут в газетах. И дома, и не исключены ссоры, порча одежды или мебели, травмы из-за неправильного пользования бытовыми приборами. Ножом, молотком.

Запомни, пожалуйста, еще одну формулу ОБЖ:

  • обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом твоей невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания.

Иные причины твоего травматизма, проступка, утери денег, других подобных неприятностей крайне редки. Даже если ты пострадал от урагана или от преступника, чаще всего в этом есть доля твоей вины.

Добрый совет.

Тысячи людей ежедневно ранят свои руки ножами, вилками, стеклом, другими предметами. Но с тобой это не случится, если ты будешь всегда наклонять режущую кромку ножа чуть от себя, работать с острыми предметами при хорошем освещении, устойчивом

положении, а, не переминаясь с ноги на ногу, не бегать и не прыгать с ножом или отверткой в кармане.

Опытные утверждают, что если ты запомнишь основные причины возникновения опасностей, научишься просчитывать события наперед, предвидеть возможные угрозы, то тебе будет легче их избежать или выйти из них без потерь.

А как это сделать практически? Оказывается, не так уж и трудно. Например, уходя из дома, скажи или напиши, где будешь и с кем; позвони и предупреди, когда тебя встречать. Моряки и шахтеры, водители и геологи, врачи и пожарные, заранее продумывают все возможные случайности, берут с собой соответствующие запас и снаряжение.

И ты, прежде чем выйти из любого помещения, обязательно подумай о следующем:

  • Все ли, что может понадобиться, взято с собой (ключи, сумка, деньги на проезд, иные вещи)?
  • Все ли закрыто и выключено (дверь, газ, свет, утюг, другие приборы)?
  • Предупреждены ли родители или друзья о твоих планах, о маршруте и времени возвращения?

Летчики, прежде чем сесть в самолет, изучают методы спасения на земле и на воде. Специальные страховочные пояса используют и верхолазы, и альпинисты, работающие на большой высоте, и , выполняющие сложные трюки.

Для тебя таким «страховочным поясом» будут знания, умения и навыки ОБЖ.

Как же , избегать их, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты своего дела выработали множество рекомендаций-предостережений, которые можно встретить и в поезде, и в инструкции к телевизору, и в автобусе.

«осторожно: высокое напряжение!», «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран», «Огнеопасно».Вспомним некоторые из них:

И пятьдесят, и пятьсот, и тысячи лет назад самые опытные и мудрые люди передавали из поколения в поколение свои предостережения потомкам, надеясь сделать их жизнь более безопасной, а значит, и более счастливой.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не в свои сани не садись.

Самая лучшая защита та, которую мы активно (а не пассивно) создаем заранее, благодаря тому, что знаем о разных видах опасностей и можем предвидеть их возникновение у себя под носом за спиной, сбоку или сверху. Поэтому и говорят: «знание – сила», а еще: «есть смелость, нужна и умелость».

А вот о чем предупреждает народная мудрость тех, кто хочет научиться предвидеть опасности:

В тихой воде омуты глубоки.

Где тонко, там и рвется.

Не дразни собаку, так не укусит.

Теперь давай подытожим все сказанное в этой статье: для того чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности, нужно развивать наблюдательность, постоянно пополнять свои знания об опасностях, старательно изучать дисциплину ОБЖ, советоваться по всем сложным вопросам со старшими товарищами и родителями, анализировать свои ошибки и соблюдать рекомендации по безопасному поведению даже если они еще не совсем тебе понятны.

ПРЕДВИДЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ПО ХАРАКТЕРНЫМ ПРИЗНАКАМ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

Есюнина Наталья Сергеевна

студентка 4 курса, кафедра безопасности жизнедеятельности и физической культуры НТГСПИ филиала РГППУ, РФ, г. Нижний Тагил

Сорокина Людмила Аркадьевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры БЖиФК НТГСПИ филиала РГППУ, РФ, г. Нижний Тагил

На сегодняшний день вероятность возникновения различного рода опасных и чрезвычайных ситуаций очень велика. По данным статистики в России в 2014 году произошло 20376 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в результате которых погибло 878 детей в возрасте до 16 лет, 21588 - ранено . Пожары унесли жизнь 10253 человек, травмировано 11089 человек . На водных объектах Российской Федерации за 2014 год погибло 5043 человека, из них 367 детей . Несмотря на тенденцию снижения количества происшествий с участием детей, гибель и травматизм несовершеннолетних на дорогах, при пожарах, на водных объектах все еще остаются высокими. Чтобы снизить риск попадания в опасные ситуации, ребенок должен быть готов к возможной угрозе, вовремя её распознать и уклониться от опасности. Этому необходимо обучать в школе.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одним из предметных результатов обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности является умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления . Но на данный момент не разработана специальная система обучающих воздействий, нет методических пособий, с помощью которых можно грамотно организовать образовательный процесс и обучать школьников необходимым умениям. В учебниках ОБЖ написано, как действовать, если человек уже попал в опасную ситуацию, а как не попасть, по каким признакам можно предвидеть опасную ситуацию - не указано.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «предвидеть» трактуется как «заранее знать, предполагать возможность появления, наступления чего-нибудь» .

На наш взгляд, предвидение - это использование накопленных поколениями знаний и/или личного опыта индивида с целью предположить, предугадать вероятность возникновения какого-либо процесса или явления в будущем.

По мнению В.М. Губанова, Л.А. Михайлова, В.П. Соломина, предвидение опасности предполагает:

· знание опасностей, окружающих человека;

· знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;

· правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности, последствия опасности, правовая и нормативно-практическая подготовленность);

· предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной), военных действий;

· предвидение опасности от собственного «Я» (грозящей самому себе, среде обитания, другим людям) .

Школьники в своей повседневной жизни могут сталкиваться с различными опасностями. Наиболее часто они взаимодействуют с опасностями на дорогах. Поэтому, чтобы учащиеся могли предвидеть возникновение опасных ситуаций на дороге, они должны:

· -знать типичные опасные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

· знать характерные признаки опасных ситуаций (дорожные «ловушки»);

· уметь определять опасные места дороги;

· уметь оценивать расстояние до приближающихся транспортных средств, скорость и направление их движения;

· уметь предполагать действия водителя (подача предупредительных сигналов световыми указателями, руками, применение аварийной световой сигнализации);

· прогнозировать последствия своего поведения при взаимодействии с опасной ситуацией и т. п.

Мы выделили следующие характерные признаки опасных ситуаций с пешеходами на дорогах.

1. Плохие погодные условия (дождь, снегопад, туман, гололед).

2. Закрытый обзор (стоящие транспортные средства, кусты, деревья, сугробы, заборы, здания).

3. Высокая скорость автомобиля. Автомобиль движется на большой скорости и водитель не снижает ее при приближении к пешеходному переходу.

4. Неожиданное появление другого транспортного средства (выезд автомобиля из-за поворота, из-за плохо просматриваемого выпуклого перелома профиля пути).

5. Длина транспортного средства. Пешеход может не увидеть буксируемое транспортное средство, прицеп (второй прицеп) и, думая, что автомобиль проехал, сразу начать движение. Пешеход может не учесть смещение прицепа при изменении движения автомобиля (поворот, объезд препятствия, перестроение в другую полосу), подойти близко к буксирующему транспортному средству и попасть в зону движения прицепа.

6. Темное время суток. Водитель может не заметить пешехода. Кроме того водителя может ослепить свет фар другого транспортного средства и он также не увидит пешехода.

7. Плохо освещенный пешеходный переход.

8. Вечерние сумерки. В это время суток видимость уже плохая, уличное освещение еще не включено. Водителю трудно заметить пешехода.

9. Приближающееся транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (МЧС, полиция, скорая помощь), так как такое транспортное средство обладает приоритетом и может двигаться на запрещающий сигнал светофора.

Чтобы успешно осуществлять предвидение важно не только обладать определенными знаниями и умениями, но и грамотно их использовать, умело выстраивать последовательность действий. На основе характерных признаков опасных ситуаций с пешеходами на дорогах нами разработан алгоритм предвидения опасности.

Прежде, чем переходить проезжую часть, необходимо:

1. Осмотреться и определить специально оборудованное для перехода проезжей части место (пешеходный переход), по возможности воспользоваться надземным или подземным переходом.

2. Если установлен светофор, обратить внимание, переведен ли он в желто-мигающий режим или находится в рабочем цикле. Это даст возможность понять: регулируемый пешеходный переход или нет.

3. Обратить внимание на плохие погодные условия (снег, дождь, туман, гололед). Предусмотреть, что осадки ухудшают видимость и увеличивают время перехода проезжей части. Гололед значительно увеличивает тормозной путь, затрудняет переход проезжей части, создает угрозу падения.

4. Следует учесть вероятность ослепления водителя светом фар встречного автомобиля, уличным освещением, солнцем, отражением от дорожного покрытия. На основании этого предположить, что в такой ситуации водитель может не увидеть пешехода.

5. Находясь у края проезжей части, предусмотреть, что это может быть опасно (выталкивание человека на проезжую часть, заезд автомобиля на бордюр или тротуар).

6. Осмотреться и обратить внимание на стоящие автомобили, деревья, кусты, сугробы, заборы, здания, повороты, выпуклые изломы полотна дороги. Следует учесть, что эти объекты и участки могут ограничивать обзор проезжей части.

7. Если пешеходный переход регулируемый, обратить внимание на сигнал светофора (разрешающий, запрещающий) и понять, можно ли переходить проезжую часть. Если горит разрешающий сигнал, следует предположить, что остановившийся автомобиль может скрывать движущееся транспортное средство.

8. Если пешеходный переход нерегулируемый, следует внимательно посмотреть по сторонам и увидеть, что водители пропускают пешеходов, а также учесть, что за стоящим транспортом может двигаться транспортное средство.

9. Прежде, чем начать движение, необходимо прислушаться и определить по наличию или отсутствию специального звукового сигнала приближение автомобилей экстренных служб (МЧС, полиция, скорая помощь).

При переходе проезжей части:

1. Необходимо предусмотреть, что обстановка на дороге постоянно меняется, поэтому при движении важно непрерывно следить за ситуацией на проезжей части.

2. При пересечении проезжей части следует предположить, что стоящее транспортное средство может скрывать от пешехода движущийся транспорт.

3. Двигаясь по пешеходному переходу нужно взять во внимание, что на «зебру» может выехать транспортное средство (нарушение водителем ПДД, неисправность транспортного средства, аварийная ситуация). Это может быть опасно, поэтому следует ожидать возникновение такой ситуации.

4. Следует ожидать, что для завершения перехода проезжей части может не хватить времени и включится красный сигнал светофора. Поэтому нужно заранее продумать свои действия в случае возникновения такой ситуации.

Учителю, для того, чтобы научить школьников осуществлять предвидение, необходимо формировать у них знания о различных опасностях, их характерных признаках, о том, какую угрозу представляют данные опасные ситуации для жизни и здоровья человека, к каким последствиям могут привести, а также умения грамотно использовать эти знания и выстраивать последовательность действий. Таким образом, педагог приучит детей к аналитической системе поведения. Это значит, что ученик, анализируя ситуацию, совершая умственные действия, сможет спрогнозировать опасность и избежать ее.

Список литературы:

  1. Анализ деятельности ГИМС за 2014 год по обеспечению безопасности людей на водных объектах // МЧС России: [сайт]. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения 02.06.2015).
  2. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учебное пособие. М.: Дрофа, 2007.
  3. Количество дорожно-транспортных происшествий за 12 месяцев 2014 г. // Госавтоинспекция: [сайт]. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.gibdd.ru (дата обращения02.06.2015).
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное.- М.: ООО «А ТЕМП», 2010. - 874 с.
  5. Сведения о пожарах и их последствиях за январь-декабрь 2014 года [Электронный ресурс] // МЧС России: [сайт]. [Электронный ресурс] - режим доступа. - URL: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения 02.06.2015).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www. минобрнауки.рф (дата обращения27.05.2015).

Опасные, в том числе экстремальные и чрезвычайные, ситуации могут возникать внезапно, например смерч или ураган, или развиваться постепенно, как при весеннем половодье. Они могут нас застать в самой привычной обстановке - на улице, дома или в школе, в лесу или на даче.

В одной из деревень Тверской области подростки нашли взрывное устройство. При попытке его разобрать произошёл взрыв. Шесть человек получили ранения.

Подобные опасные ситуации часто называют случайными, непредвиденными, непредсказуемыми. Мы с тобой должны признать, что на самом деле это не всегда так. Разбирая взрывное устройство, подростки понимали, что это опасно, но пошли на риск. Следовательно, беда произошла не случайно. Такова же природа многих других несчастий, о которых часто передают по радио, пишут в газетах и сообщают в других средствах массовой информации. Будь дальновиден. Нарушишь правила безопасности, жди последствий, не беды, так неприятностей. И дома, и в школе не исключены травмы из-за неправильного пользования бытовыми приборами и лабораторным оборудованием, инструментами.

Запомни, многие опасные ситуации являются результатом нашей невнимательности, нашего незнания, каприза или непослушания. Это можно назвать самым важным уроком ОБЖ. Очень важно усвоить главные правила ОБЖ, понимать причины возникновения опасных ситуаций. Надо научиться прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия.

Это умеют хорошо делать специалисты, чья работа проходит в условиях высокого риска: лётчики и моряки, шахтёры и геологи, спасатели и пожарные. Стараются избежать неприятных ситуаций грибники и рыбаки, туристы и просто взрослые люди при выходе из дома: как одеться по погоде, выбрать лучший маршрут, взять с собой зонтик и т.д. Бери с них пример.

Прежде чем выйти из дома, обязательно подумай о следующем.

  • Всё ли, что может тебе понадобиться, взято с собой (ключи, деньги на проезд? другие вещи)?
  • Всё ли закрыто и выключено (дверь, окна, газ, свет, вода, утюг, другие электрические приборы)?
  • Предупреждены ли родители или друзья о твоих планах, о маршруте и времени возвращения?

Лётчики, прежде чем подняться в воздух, изучают методы спасения на земле и на воде. Специальные страховочные пояса используют и верхолазы, и альпинисты, работающие на большой высоте, и артисты цирка, выполняющие сложные трюки.

Для тебя таким «страховочным поясом» должны стать знания, умения и навыки, полученные на уроках ОБЖ.

Как избежать опасности, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты разных профессий выработали множество подсказок, рекомендаций и требований, которые ты наверняка видел в транспорте и на улицах города. Вспомним некоторые из них:

«Огнеопасно», «Осторожно: высокое напряжение!», «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран».

С давних времён старшие поколения передавали младшим правила безопасного поведения, стараясь уберечь потомков от бед и несчастий.

«Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся».
«От глупого риска до беды близко».

Надо учиться на чужих ошибках, понимать их. Это поможет предвидеть, чем обернётся та или иная ситуация. Задумаемся ещё раз о том, чему нас учит народная мудрость.

«Не зная броду, не суйся в воду».
«Мала птица, а и та своё гнездо бережёт».
«Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает».
«Не дразни собаку, так не укусит».

Для того чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности, нужно развивать наблюдательность, постоянно пополнять свои знания о законах окружающего мира, внимательно изучать дисциплину ОБЖ, советоваться по всем сложным вопросам с родителями и профессионалами, анализировать свои ошибки и соблюдать рекомендации по безопасному поведению. Если возникают вопросы, надо находить на них правильные ответы.

Вопросы

  1. Приведи пример социальной опасной ситуации.
  2. Можно ли предвидеть опасную ситуацию? Можно ли её избежать?
  3. Закончи предложение: Многие опасные ситуации являются результатом...
    1. Невнимательности
    2. Незнания
    3. Предусмотрительности
    4. Храбрости
    5. Непослушания
  4. Ситуационные задачи.
    1. Миша отправился вечером в гости к своему приятелю, который жил за городом. Он торопился и перепутал номер автобуса и уехал в другую сторону. На обратный билет у него не было денег, он их забыл дома, забыл и мобильный телефон. Что должен был сделать Миша, чтобы избежать такой неприятной и возможно опасной ситуации?
    2. Кто-то разжёг костер на чердаке старого дома. Какие последствия мы можем прогнозировать? Возможна ли гибель людей?

Задания

  1. Рассмотри рисунки и ответь на вопросы:
    • Какие опасные и чрезвычайные ситуации могут возник-нуть в каждом случае?
    • Что нужно сделать, чтобы избежать неприятностей, беды?
    • Когда человек может попасть в неприятную ситуацию?
  2. Объясни пословицу: «Есть смелость, нужна и умелость».

    компьютер;

    экран;

    презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок.

Прокричим: «Ура! Урок!»

Наш урок по ОБЖ

Начинается уже.

Здравствуйте, мои друзья.

Давайте проверим, как вы усвоили главные правила ОБЖ.

II . Актуализация опорных знаний

Индивидуальная работа учащихся

6 учащихся приглашаются за первые парты.

3 учащихся получают индивидуальные карточки и выполняют задание в течение 5 минут. Смотри приложение 1.

После чего, 3 других учащихся проверяют их работу и ставят отметку.

Проводится опрос «Огонь по стоящим».

К доске приглашаются 3 учащихся. По очереди им задаются вопросы по пройденным темам. Правильность ответов фиксируется на доске (ребята получают 1 балл за правильный ответ). Если ученик не отвечает на вопрос, право ответа передается другому отвечающему. В конце опроса выставляются оценки.

Вопросы:

1. Как называется неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы, угрожающие здоровью человека, его имуществу и среде обитания? (Опасная ситуация).

2. Как называется обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения?

(Чрезвычайная ситуация).

3. Как называется состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от неблагоприятных факторов воздействия? (Безопасность).

4. Приведите примеры социальных ЧС.

5. Приведите примеры природных ЧС.

6. Приведите примеры техногенных ЧС.

7-9. Назовите 1 любое правило ОБЖ.

10-12. Продемонстрируйте нарисованный вами плакат? (Это было д.з.).

III . Введение в тему урока

Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы (слайд 2.) :

1. Какие опасные ситуации могут возникнуть в каждом случае?

2. Что нужно сделать, чтобы избежать неприятностей?

3. Когда человек может попасть в неприятную ситуацию?

Выполняя данное задание, обсуждая поучительные истории, мы с вами делаем первые шаги к предупреждению и преодолению опасностей. Находим причины возникновения неприятностей.

IV . Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим учиться прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия.

Тема урока: « Как научиться выявлять и предвидеть опасности» (слайд 3.) . Запись числа и темы урока в тетрадь.

V . Изложение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы. По ходу рассказа учащиеся записывают в тетрадь правила.

Многие неприятные и опасные ситуации, в которые мы с вами попадаем, кажутся нам случайными. Но это не всегда так. Многие из них являются результатом нашей невнимательности, нашего незнания, каприза или непослушания. Что-то не предусмотрел, чем- то пренебрег или нарушил правила безопасности. Поэтому, чтобы научиться выявлять и предвидеть опасности, необходимо:

1. Желать обеспечить свою безопасность. Слайд 4.

Надо научиться прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия. Это умеют хорошо делать специалисты, чья работа проходит в условиях высокого риска: летчики и моряки, шахтеры и геологи, спасатели и пожарные. Стараются избежать неприятных ситуаций грибники и рыбаки, туристы и просто взрослые люди выходя из дома: как одеться по погоде, выбрать лучший маршрут, взять с собой зонтик и т.д. Берите с них пример.

2. Активно пополнять свои знания и опыт. Слайд 5.

Для вас таким «страховочным поясом» будут являться знания, умения и навыки, полученные на уроках ОБЖ.

3. Учиться делать выводы из отрицательного опыта. Слайд 6.

Надо учиться на чужих ошибках, понимать их. Это поможет предвидеть, чем обернется та или иная ситуация. Задумаемся еще раз о том, чему нас учит народная мудрость.

Выполним задание. Слайд 7.

Задание. Прочитайте пословицы. Что они означают? Ответы учащихся.

«Не зная броду, не суйся в воду» - не предпринимай чего-либо без знания дела. Без достаточных знаний и опыта не следует предпринимать что-либо, т.к. из-за своей неосведомлённости можно потерпеть неудачу или даже попасть в беду.

«Не в свои сани не садись»- браться не за своё дело; заниматься тем, к чему не способен.

«Не доглядишь оком, заплатишь боком» - за свои ошибки будешь отвечать.

«Под лежачий камень вода не течет» - у того, кто не пытается что-либо сделать, ничего не получится.

4. Соблюдать правила техники безопасности. Слайд 8.

Специалисты своего дела выработали множество рекомендаций-предостережений, которые можно встретить и в поезде, и в инструкции к телевизору, и в автобусе. «Осторожно: высокое напряжение! », «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран», «Огнеопасно».

Выполним задание. Слайд 10.

Задание. Рассмотрите запрещающие и предупреждающие об опасностях знаки. Выберите для них названия. Запишите номер с правильным названием рядом с буквой.

А. Б. В. Г.

2. «Опасность поражения электрическим током».

4. «Курить запрещено».

5. «Опасно. Вентилятор».

6. «Опасность поражения молнией».

7. «Опасно. Радиоактивные вещества или ионизирующее излучение».

Ответ: А-8; Б -4; В-2; Г-7.

6. Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку. Слайд 11.

VI . Закрепление

Работа с учебником.

Давайте разберем ситуационные задачи на стр.16 вопрос 4.

VII . Подведение итогов урока

Сегодня на уроке к главным правилам ОБЖ мы добавили еще очень важные рекомендации, которые помогут вам научиться предвидеть опасные ситуации.

Перечислите эти важные правила.

V III . Домашнее задание Слайд 12.

Учебник: § 3 (стр. 13-16)

Задание 1 стр. 17 по группам (1-я картинка- учащиеся 1 ряда; 2-ая картинка- учащиеся 2 ряда; 3- я картинка- учащиеся 3 ряда).

Приложение 1.

Карточка 1. Тема: «Главные правила ОБЖ»

Прочитав правила ОБЖ, вставьте пропущенные глаголы. Обратите внимание на СЛОВА-ПОМОЩНИКИ.

1. ________________________ виды и причины опасностей.

2. ________________________ опасных ситуаций.

3. Не паникуй и _________________________ в трудных ситуациях.

4. При появлении опасности _______________________ решительно.

5. Всегда _______________________ за советом и помощью.

6. _______________________ самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.

СЛОВА - ПОМОЩНИКИ: не пугайся, действуй, выбирай, изучай, обращайся, избегай.

Ответы:

1. изучай. 2. избегай, 3. не пугайся, 4. действуй, 5. обращайся, 6. выбирай.

…………………………………………………………………………………………………

Карточка 2. Тема: «Главные правила ОБЖ»

1. К опасной ситуации не могут привести какие-то наши действия.

2. Чтобы уменьшить риск попадания в опасные ситуации, стоит изучать виды и причины опасностей.

3. В трудных ситуациях обращайся за советом и помощью к родителям и специалистам.

4. Столкнувшись с опасностью, не теряйся, действуй обдуманно и решительно.

5. Часто опасности возникают в тот момент, когда их не ждешь и не готов к их появлению.

6. Предвидеть опасные ситуации нельзя.

Ответ:

1. -, 2. +, 3. +, 4. +, 5. +, 6. -.

……………………………………………………………………………………………………

Карточка 3. Тема: «Главные правила ОБЖ»

Прочитайте пословицы. Каким рекомендациям они соответствуют? Поставьте номер пословицы рядом с нужной рекомендацией.

1. Не зная броду, не суйся в воду. А. Учись предвидеть опасные ситуации.

2. Знал бы, где упасть- соломки подстелил бы. Б. Избегай опасных ситуаций.

3. Одна голова хорошо, а две лучше. В. Не паникуй и не пугайся в трудных ситуациях.

4. Слезами горю не поможешь. Г. Всегда обращайся за советом и помощью.

5. Из двух зол выбирай меньшее. Д. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.

6. Под лежачий камень вода не течет. Е. Активно борись за свою жизнь, свои права и имущество.

Ответ:

А – 2, Б - 1, В – 4, Г- 3, Д – 5, Е – 6.

Составитель, зам. директора по ГПВ, преподаватель ОБЖ и технологии сош №2 г. Кувандыка Оренбургской области

Поурочные планы

Тема : Что такое опасные и чрезвычайные ситуации?

Цели и задачи : познакомить с понятием «безопасность», видами опасных ситуаций.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Основная часть.

Безопасность – это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

Попробуем очертить пространство, в котором мы живем. Назовем все места, в которых мы бываем и где нас могут ожидать не только обыденные дела, но и опасности.

· Дома: в ванной, на кухне, на балконе;

· В подъезде, в подвале, на чердаке, в лифте;

· На улице: во дворе, на дороге, на площади, на стройке;

· В гостях, на дне рождения, на елке;

· В парке, на стадионе, в лесу, на пляже;

· В школе: в мастерской, в классе, в спортзале, в коридоре, в раздевалке;

· В магазине, на ярмарке, на рынке, в кафе.

· На транспорте: в автобусе, трамвае, такси, в поезде, самолете, на вокзале;

· В кино, в музее, на выставке, на концерте, в театре.

Опасная ситуация – это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

Экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил.

Крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжелыми последствиями для общества называются чрезвычайными ситуациями (ЧС).

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Главные формулы ОБЖ.

Цели и задачи : познакомить с главными формулами ОБЖ.

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Опасные ситуации очень многообразны, они складываются для каждого индивидуально. Часто опасности возникают именно в тот момент, когда их не ждешь и не готов к их появлению. И задача нашего обучения ОБЖ состоит в том, чтобы всегда быть готовым к встрече с любыми трудностями. И делать при этом как можно меньше ошибок.

· изучай виды и причины опасностей;

· учись предвидеть их возникновение в любом месте и в любое время;

· по возможности избегай опасных ситуаций, обходи опасные места, не рискуй без нужды;

· не пугайся и не плачь в трудных ситуациях;

· при появлении опасности действуй без промедления и решительно;

· всегда обращайся за советом и помощью;

· выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных;

· активно борись (любыми законными способами) за свою жизнь, свои права и имущество.

Как научиться выявлять и предвидеть опасности у себя под носом и чуть-чуть дальше.

· В каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом твоей невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания.

Иные причины твоего травматизма, проступка, утери денег, других подобных неприятностей крайне редки. Даже если ты пострадал от урагана или от преступника, чаще всего в этом есть и доля твоей вины.

· Все ли, что может понадобиться взято с собой (ключи, сумка на проезд, иные вещи)?

заранее, благодаря тому, что знаем о разных видах опасностей и можем предвидеть

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Как научится выявлять и предвидеть опасности.

Цели и задачи : познакомить с правилами выявления и предотвращения опасностей

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

· В каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, является результатом твоей невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания.

· Иные причины твоего травматизма, проступка, утери денег, других подобных неприятностей крайне редки. Даже если ты пострадал от урагана или от преступника, чаще всего в этом есть и доля твоей вины.

Прежде чем выйти из любого помещения, обязательно подумай о следующем:

· Все ли, что может понадобится, взято с собой (ключи, сумка, деньги на проезд, иные вещи)?

· Все ли закрыто и выключено (дверь, газ, свет, вода, утюг, другие приборы)?

· Предупреждены ли родители или друзья о твоих планах, о маршруте и времени возвращения?

Как же обходить опасности, избегать их, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты своего дела выработали множество рекомендаций-предостережений, которые можно встретить и в поезде, и в инструкции к телевизору, и в автобусе. Вспомним некоторые из них: «Осторожно: высокое напряжение!», «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран», «Огнеопасно», «Курить строго запрещается».

Самая лучшая защита та, которую мы активно (а не пассивно) создаем заранее, благодаря тому что знаем о разных видах опасностей и можем предвидеть их возникновение у себя под носом, за спиной, сбоку или сверху.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Опасности есть и в городе, и в поселке

Цели и задачи : познакомить с основными видами городских опасностей

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Основные виды городских опасностей и их причины:

· Загрязнение окружающей среды;

· Наличие опасных для здоровья промышленных объектов;

· Интенсивное движение городского транспорта;

· Зависимость городского жителя от работы бытовых служб;

· Неприспособленность горожан к природным катаклизмам, привычка к комфорту;

· Сложность перенесения стихийных бедствий при нарушении городской инфраструктуры;

· Высокая концентрация правонарушителей, любителей легкой наживы, авантюристов , мошенников, воров, наркоманов;

· Социально-бытовые проблемы: жилищные, безработица , городские соблазны.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Какие службы защищают население, какие сигналы оповещают нас об опасностях.

Цели и задачи : познакомить со службами защищающими население

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

С 1990г. в России существует Министерство по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

О самых опасных и чрезвычайных ситуациях Управление ГО ЧС и городские власти оповещают по специальному сигналу «Внимание всем!».

В поисково-спасательную службу (ПСС) МЧС России входят поисково-спасательные отряды, которые каждый раз, когда случается беда, занимаются оказанием экстренной помощи пострадавшим, обеспечивают условия для сохранения жизни и здоровья людей, оказавшихся в чрезвычайной или другой опасной ситуации. Для этого у спасателей есть современная техника и специальные средства индивидуальной защиты.

Что такое оповещение? Это предупреждение о надвигающейся катастрофе, стихийном или ином бедствии. Для оповещения используются все средства – от ударов в рельс или колокол до спутниковой связи . Услышав завывание сирен, прерывистые гудки предприятий, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник чтобы услышать сообщение городских властей или Управления ГОЧС.

На каждый возможный случай чрезвычайных ситуаций заготовлены специальные сообщения, например:

«Внимание всем! Говорит Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайными ситуациями. Граждане! В связи с сильным ветром и ливневыми дождями в городе в ближайшие часы возможны нарушения энергоснабжения , обрывы проводов, падения деревьев, затопление отдельных улиц и подвалов. Применяйте все необходимые меры предосторожности. Дополнительную информацию слушайте через 30 минут».

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Опасные ситуации в жилище.

Цели и задачи : познакомить с основными опасными ситуациями в жилище, причинами их возникновения

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Список наиболее распространенных опасных ситуаций в жилище:

· Возгорания, пожары;

· Отравления угарным или бытовым газом;

· Бытовые травмы, заболевания;

· Падение с лестниц, с высоты;

· Ссоры и конфликты;

· Нехватка продуктов и средств для жизни;

· Утеря ключей, захлопывание дверей;

· Кражи, нападения злоумышленников;

· Аферы и мошенничества;

· Нападения или болезни животных;

· Затопление помещений;

· Разрушение зданий, повреждение имущества.

Причинами опасных ситуаций в жилище могут стать техногенные, природные и социальные факторы, а именно:

· Неисправные или оставленные без присмотра включенные электробытовые приборы;

· Технические аварии, протечки, повреждения водопроводов и газопроводов;

· Ураганы, ливни, сильные холода, жара, землетрясения, наводнения;

· Шалости с огнем, взрывными устройствами, ядовитыми веществами;

· Социально бытовые проблемы, кризисные явления в экономике и политике;

· Пьянство и противоправное поведение;

· Незнание ОБЖ или злостное нарушение дисциплины, правил безопасности, правил обращения с приборами и механизмами.

А также… ну-ка вспомни одну из формул ОБЖ:

· В каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом твоей невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Пожары в жилище страшны и опасны, но мы их не пустим к себе на порог.

Цели и задачи : познакомить с основными поражающим факторами, причинами пожаров, действиями при пожарах

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Опасными спутниками огня являются:

· Ядовитый дым;

· Высокая температура;

· Плохая видимость;

· Паника и растерянность;

Можно воспользоваться и огнетушителями , но ведь, бывает, их не сразу найдешь, иногда они не исправны, а время терять нельзя. Наиболее распространены огнетушители порошковые, углекислотные и химические пенные . На корпусе каждого огнетушителя написана или нарисована инструкция по его использованию.

Пенным огнетушителем нельзя тушить электрооборудование, находящееся под напряжением.

В крупных зданиях существуют внутренние пожарные краны. В случае необходимости открой или разбей дверцу шкафчика, на котором написано: «ПК » (пожарный кран), раскатай шланг, присоедини его к крану и направь ствол в сторону огня. Затем с помощью палки или второго человека поверни вентиль против часовой стрелки до отказа. После подачи воды подойти к стволу и начать тушить пожар, направляя струю в место горения.

При отказе ПК или его отсутствии нужно использовать все другие доступные средства тушения: песок, землю, коврики, - чтобы уменьшить доступ кислорода к огню.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Опасные газы. С ними не шутят.

Цели и задачи : познакомить с видами опасных газов, причинами утечки газов

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

1. Угарный газ (оксид углерода) губит много человеческих жизней при пожарах, а также в банях, дачных, сельских домах при неправильном пользовании печным отоплением. Он чрезвычайно ядовит, а так как не имеет запаха и цвета, не раздражает глаза – его трудно обнаружить. Угарный газ поднимается вверх, и, следовательно, надо передвигаться ползком.

2. В выхлопах автомобилей содержится и скапливается вдоль автомагистралей и другой ядовитый газ – оксид азота . Поэтому лучше воздержаться от прогулок по улицам с интенсивным движением и закрывать окна, выходящие на улицу, в часы пик.

3. Ядовитые газы выделяются и при горении синтетических отделочных материалов , ковровых покрытий, дорожек. И в этом случае, чтобы ими не надышаться, надо двигаться ползком.

4. Следует помнить и о ядовитом газе, образующимся в грунте, который может скапливаться в низких местах. Например, на старых свалках, болотах, в канализационных или водопроводных колодцах, подвалах, шахтах. Этот газ также не имеет вкуса и запаха, он тяжелее воздуха. В таких случаях к потерпевшему надо приближаться, идя в полный рост.

5. Бытовой газ. Он может быть двух видов: магистральный газ (метан), чаще используемый в крупных городах, и сжиженный газ в болонах, состоящий из смеси двух газов – пропана и бутана. Первый – легче воздуха и, значит, поднимается вверх; второй – тяжелее и поэтому при утечке заполняет в первую очередь подвалы, подземные коммуникации.

Причины утечки бытового газа:

· Неисправность труб, плит, колонок, баллонов;

· Неправильная установка газового оборудования;

· Слабое крепление резинового шланга между баллоном и плитой, из-за чего может произойти взрыв;

· Неполное закрытие крана газовой плиты;

· Заливание огня газовой горелки выкипающей водой, молоком;

· Задувание слабого огня сквозняком.

Пламя газовой горелки должно быть ровным и голубого цвета.

Первая помощь «надышавшимся» угарным или бытовым газом: пострадавшего необходимо вывести, вынести на улицу. При слабом поверхностном дыхании или его остановке следует применить искусственное дыхание. Помогают в таком случае растирание тела, грелки к ногам, кратковременное вдыхание паров нашатырного спирта.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Затопление жилища.

Цели и задачи : познакомить с причинами, с алгоритмом действий при затоплении

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Наиболее частые причины:

· Неисправность (срыв) кранов, легкомысленное отношение жильцов к протечке воды;

· Невнимательность (забыл закрыть кран);

· Пересекай проезжую часть по пешеходным переходам (подземным и надземным), а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин;

· Строго подчиняйтесь сигналам светофора;

· Не ослабляй внимания при желто сигнале светофора, когда при исключительных обстоятельствах водителям разрешается дальнейшее движение. Ведь у каждого свое понимание исключительности;

· Не перебегай улицу, а переходи ее шагом и в прямом направлении, а не наискосок;

· Не успев перейти улицу пред приближающимся транспортом, не мечись, а остановись и дай возможность водителю проехать тебя;

· Будь внимательным и осторожным в ненастную погоду, особенно при обледенелом дорожном покрытии, когда водителю не всегда удается рассчитать тормозной путь его машины;

· Не сходи с тротуара на проезжую часть улицы вне пешеходных переходов или когда переход запрещен;

· Не останавливайся в непосредственной близости от проходящего автомобиля, так как выступающие детали машины могут зацепиться за одежду и потащить тебя за собой;

· После выхода из общественного транспорта переходи улицу только по пешеходному переходу, а если его нет, то после отхода автобуса, троллейбуса, когда дорога будет хорошо просматриваться а обе стороны;

· При приближении специальных автомобилей (пожарных, милицейских, медицинской помощи) с включенным звуковым сигналом отходи в сторону, чтобы не мешать их маневрированию.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Безопасность в общественном и личном транспорте.

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Посадка в общественный транспорт должна проводиться организованно при полной остановке трамвая, автобуса, троллейбуса.

Заметив бесхозную сумку или сверток, не трогай их, а тут же сообщи о находке пассажирам или водителю.

Находясь в транспорте, не толкайся, не наступай людям на ноги и не говори слишком громко, не плюйся.

Не высовывай голову из окна.

Пожар в общественном транспорте. В случае пожара алгоритм действий не сложен:

· Без промедления сообщи о появлении дыма или огня водителю (машинисту, проводнику);

· Оповести пассажиров, разбуди спящих;

· Защити рот и нос от дыма платком, шарфом, рукавом, полой платья, куртки. Пригнись, выбираясь из горящего салона. Не прикасайся к металлическим частям в троллейбусе, трамвае – при пожаре они могут оказаться под электрическим напряжением;

· Чтобы ветер не раздувал пламя, закрой окна;

· В поезде уходи от пожара в передние вагоны. Если это не возможно, иди в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери – в купе, тамбурах и межвагонных переходах;

· Если существует угроза для твоей жизни, не пытайся спасать багаж;

· Выпрыгивай из вагона лишь в крайнем случае, надев на себя для амортизации побольше одежды или вместе с матрасом.

· Если кто-то провалился между вагонами стоящего поезда, сразу же кричи и делай круговые движения рукой, которые для машиниста означают «стоп»;

· Если нужно достать упавший на пути предмет, не рискуй, попроси сделать это дежурного, имеющего специальные приспособления;

· Если поезд остановился в тоннеле, сохраняй спокойствие, выполняй распоряжения ответственных лиц. По их требованию в случае необходимости следует выйти из вагона и двигаться в указанном направлении. В тоннеле метро всегда держись стороны, противоположенной контактному рельсу, находящемуся под высоким напряжением;

· Если в отъезжающем поезде остались твои вещи, не теряя времени, посчитай, в каком вагоне ты ехал, запиши маршрутный номер уходящего поезда (расположен на лобовых стеклах концевых вагонов) и обратись с данной информацией к дежурному по станции.

Опасности в автомобилях. Самое безопасное - заднее правое сиденье. Если в машине есть ремни, то ими обязательно надо пользоваться как на переднем, так и на заднем сиденьях.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Толпа.

Цели и задачи : познакомить с понятием «толпа», правилами поведения в толпе, правилами подготовки к массовым мероприятиям

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Толпа – одно из наиболее опасных явлений городской жизни.

Как уцелеть в толпе:

· Лучше всего не попадать в нее, обойти;

· Не идти против толпы;

· Находясь в толпе, следует избегать как ее центра, так и краев (могут прижать к ограде, витринам)

· Не цепляться не за что руками (могут сломать);

· Уронив что-либо, не пытайся поднять (могут затоптать);

· Главное в толпе – не упасть! В случае падения защитить голову руками и как можно быстрее встать – рывком, подтянув под себя ноги и сгруппировавшись.

· Для того чтобы, противостоять толчкам сзади, сдавливанию, следует согнуть руки в локтях и сцепить пальцы на груди.

Собираясь на массовые мероприятия помни о том, что:

· Плохо застегивающаяся, неудобная одежда, длинный шарф, зонт или объемная сумка могут сильно осложнить твое нахождение в толпе;

· Приходить на все массовые мероприятия лучше заранее, тогда ты избежишь толкотни при входе;

· Если есть возможность выбора, безопасней садиться ближе к выходу и дальше от центрального прохода;

· При угрозе беспорядка следует немедленно покинуть зал, стадион.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Ох уж этот гололед…

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Как же противостоять гололеду?

· Надевать обувь на небольшом устойчивом каблуке или без каблука, лучше с микропористой мягкой подошвой.

· Различными способами (например: приклеивая на каблук или подошву изоляционную ленту, лейкопластырь, натирать подошву наждачкой перед выходом) увеличивать сцепление обуви со льдом.

· Старайтесь при ходьбе наступать на всю подошву, немного расслабив ноги в коленях.

· Не занимать руки, чтобы при угрозе падения использовать их (как канатоходец посох) для удерживания равновесия.

· Не торопиться, выходить из дома с запасом времени.

· Научиться падать: сжаться, напрячь мышцы, а коснувшись земли, чтобы смягчить удар, обязательно перекатиться на бок, вжав голову в плечи. Нельзя падать на прямую спину или на вытянутые руки.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Мы едем, едем, едем в далекие края! Кто мои соседи, где мои друзья?

Цели и задачи : познакомить с причинами опасных ситуаций на железной дороге, рекомендациями по поведению в поезде, правилами поведения на железной дороге

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Перед выходом из дома проверь билеты, документы, деньги, ключи, список нужных вещей, отключил ли все приборы и закрыл ли все окна и двери.

Причины опасных ситуаций на железной дороге:

· Собственное легкомыслие, излишняя доверчивость, невнимательность;

· Действия хулиганов и преступников;

· Нарушение правил работы проводниками и машинистом, ошибки диспетчерских служб;

· Возгорание поезда, повреждение путей и токонесущего провода.

· Не пей напитков, предлагаемыми незнакомыми людьми; ничего не покупай у них и не играй с посторонними на деньги;

· Будь вежлив с пассажирами и проводниками, выполняй его законные требования и распоряжения, даже если они тебе не нравятся. В случае сомнения обратись к бригадиру поезда, вежливо изложив ему суть проблемы;

· Чаще мой руки, особенно после выхода из купе и посещения туалета; не ещ немытых фруктов и овощей; не пей сырую воду в пути и воду из сомнительных источников;

· Не трогай стоп-кран без крайней необходимости; не высовывай руки и голову из окна;

· Не трогай наружные двери, не стой в тамбурах и на подножках при движении поезда;

· На остановках не уходи от поезда больше того, которое ты сможеш пробежать за 10-15 секунд; не обходи стоящий поезд слишком близко от него – он может неожиданно тронуться.

· Не выходи из дверей, открывающихся не на платформу, - так можно попасть под рядом идущий поезд.

Для предотвращения травм и других угрожающих твоему здоровью ситуаций на железной дороге выполняй следующие правила:

· Не играй на путях и не ходи по ним;

· Переходи железнодорожное полотно, только убедившись в отсутствии поезда, желательно в установленных местах – по переходному мосту или пешеходному настилу;

· Стой на расстоянии не менее 2 метров от края платформы (при прохождении скоростных поездов еще дальше), иначе тебя может затянуть вихревой поток воздуха;

· Не пытайся перебраться на другой путь под вагонами или через автосцепки;

· Не забирайся на опоры линии электропередачи, не трогай их руками (особенно в дождь), держись подальше от лежащих на земле электропроводов.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте .

Цели и задачи : познакомить с причинами опасностей на воде, правилами безопасности на воде

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Главные причины опасных происшествий и несчастных случаев на воде:

· Самоуверенность, пренебрежение правилами поведения на воде;

· Незнание того, как вести себя в тех или иных ситуациях, например при судороге;

· Пьянство и хулиганство на воде и возле нее;

· Умышленное нарушение правил безопасности, демонстрация «смелости и лихости»;

· Столкновение судов между собой или с иными препятствиями, пробоины в днище или корпусе лодки, судна;

· Поломки, аварии, отказы механизмов, пожары и взрывы на суднах;

· Штормы, ураганы, обледенение судна;

· Ошибки, недисциплинированность команды.

Для того чтобы избежать лишних проблем на воде, учти советы опытных спасателей.

· Обязательно научись плавать и отдыхать на воде;

· Никогда не купайся в одиночку, особенно в незнакомом месте. Там могут быть стекла, гвозди, вредные вещества.

· Не прыгай и не ныряй, если не знаком с водоемом .

· Не заплывай за ограждения, там может быть такая глубина и течение, что спасателям будет трудно помочь тебе;

· Не подплывай близко к катерам, лодкам, пароходам: даже легкий удар веслом может привести к беде;

· Во время игр в воде будь осторожен и внимателен. Не кричи без надобности «тону»;

· Не бойся судороги, но и не купайся до посинения, не допускай переохлаждение организма. При судороге: погрузившись на секунду с головой в воду и распрямляя сведенную ногу, сильно потении рукой на себя ступню за большой палец;

· Научись пользоваться простейшими спасательными средствами и оказывать помощь терпящим бедствие. Не бросайся на помощ, если не уверен в своих возможностях.

· Обязательно держи в поле зрения малышей: очень часто они тонут молча и незаметно.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Эвакуация с тонущего судна.

Цели и задачи : познакомить с правилами эвакуации с тонущего судна, с порядком действий при возникновении пожара на судне

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

При эвакуации с тонущего судна на шлюпку или спасательный плот моряки рекомендуют:

· Для спасения от холода надеть теплую одежду, а поверх нее – что-либо из водонепроницаемой ткани.

· Надеть спасательный жилет. Как это правильно сделать, следует узнать зарание из инструкции, имеющейся в каютах.

· Взять с собой документы, еду, воду, спички, одеяла. Другие личные вещи брать бесполезно, да и некогда.

· Если не осталось плавсредств – прыгать в воду. Для прыжка выбирают такие места, что бы быть отнесенными от судна течением;

· Прыгать в воду надо правильно: прижать к груди подбородок, напрячь затылок, не наклоняя сильно голову вперед, чтобы не удариться о воду лицом. При этом одной рукой закрыть рот и нос, а другой держаться за спасательный жилет;

· выныривать с открытыми глазами, стараясь не попасть под судно или шлюпку. Восстановив дыхание надо повернуться лицом к волнам и постараться как можно быстрее отплыть от тонущего судна на безопасное расстояние, а затем если удастся, зацепиться за как-нибудь плавающий предмет;

· если нет уверенности в том, что доплывешь до спасательного средства, то при отсутствии спасательного жилета не следует делать лишних движений. Стремись лишь удержать над водой лицо, медленно двигая руками и ногами.

После объявления о пожаре по судовому радио или по команде капитана выполняй следующие действия:

· выйди на палубу к спасательным шлюпкам. Выбирайся из каюты без суеты и паники. Постарайся найти для себя спасательный жилет или круг;

· если в шлюпке нет места, найди наиболее безопасное место и жди спасателей. Только при угрозе затопления судна прыгай за борт, предварительно бросив в воду все, что поможет удержаться на паву;

В целях самозащиты соблюдай следующие полезные советы:

· Не пей воду из родников и других водоемов, пока не убедишься в ее хорошем качестве. Вода для питья должна быть прозрачной, бесцветной, без какого либо запаха и привкуса;

· Избегай употреблять для питья и приготовления пищи воду из крана с горячей водой, так как из него течет не питьевая, а техническая вода;

· Пей кипяченую воду, поскольку при кипячении разрушаются многие вредные примеси;

· Очищай воду в домашних условиях с помощью бытовых фильтров. Если их нет, отстаивай воду в открытой емкости в течение суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету (вспомни персидского царя);

· Надежное средство очищения воды - ее «вымораживание». Поставь кастрюлю с водой в морозилку холодильника. Через некоторое время, когда вода начнет замерзать, удали первую верхнюю корочку льда. Затем продолжи замораживание до образования внутри льда «линзы» - не замерзающей части содержащей вредные соли. Сделай дырочку и слей скопившуюся в «линзе» жидкость. И теперь, растопив лед, ты получишь не только чистую, но и полезную воду.

Огромные площади плодородных земель погибают при строительстве городов, предприятий, горнопромышленных работах.

Пройдись по своему району, и увидишь овраги, брошенные поля, свалки и дороги… 458 экваторов – такова протяжность дорог на планете. Все это считается землей, но на самом деле эти территории уже мертвы, бесплодны.

В результате хозяйственной деятельности человека происходит исчезновение почв и наступление пустынь «по всему фронту». Угроза опустынивания затрагивает в настоящее время уже десятки стран.

Загрязненность почв крупных городов различными химическими элементами представляет опасность для здоровья населения. В районах с наибольшей загрязненностью почв выше общая заболеваемость, больше детей с храническими недугами, особенно сердечно сосудистой системы, органов дыхания.

В 1998г. в Москве было выявлено 17 участков радиационного загрязнения почвы.

Опасность может исходить от привезенной из-за города земли для разбивки сквера, от свалок прежних лет, куда без должного контроля вывозили промышленные отходы.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Продукты под контролем

Цели и задачи : познакомить с правилами выбора и контроля качества продуктов

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Химические и другие загрязняющие вещества накапливаются в почве, воде и атмосфере. Все они в той или иной степени усваиваются растениями (а это – овощи и фрукты), а затем попадают в организм животных, мясо и молоко которых мы также употребляем в пищу.

Вот некоторые советы, которые помогут тебе не навредить своему здоровью:

· Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы, растущие около автомагистралей, свалок, промышленных и военных объектах;

· Перед едой мой фрукты и овощи в теплой кипяченой воде;

· Покупай фрукты и овощи средних размеров, поскольку слишком большие могут быть выращены с помощью чрезмерного использования химических удобрений;

· По этой же причине не покупай овощи и фрукты неестественной окраски;

· Зимой и весной с овощей, выращенных в теплицах (например, огурцов), срезай кожуру.

· Учитывай возможность радиоактивного заражения сельскохозяйственной продукции, грибов и ягод;

· При малейшем подозрении, что продукт испорчен, не используй его в пищу;

· Старайся не употреблять импортные консервы, конфеты, печенье, на упаковке которых нет сведений о составе продукта и сроке хранения на русском языке ;

· Все сельскохозяйственные продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца, и его можно потребовать.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Безопасный компьютер (телевизор)

Цели и задачи : познакомить с правилами работы перед компьютером

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Чтобы компьютер (или телевизор) из твоего друга не превратился во врага, нужно знать, что именно может навредить при общении с ним:

· Длительное (более часа) пребывание перед экраном, поскольку электромагнитное излучение в больших дозах опасно. Кроме того, у экрана образуются вредные положительно заряженные ионы, а тек же происходит концентрация находящейся в воздухе пыли. Такая эликтризованная пыль, оседая на лицо, может вызвать образование сыпи и другие кожные заболевания, а у вдыхающего человека – аллергические и астматические реакции;

· Чрезмерное напряжение глазных мышц, что может привести к ухудшению зрения. Все имеющиеся нарушения зрения должны быть устранены еще до начала использования компьютера, например с помощью очков. При сильных нарушениях вопрос о возможности и длительности работы на компьютере решает врач;

· Неправильное, неудобное обустройство рабочего места (для компьютера).

Плоскость экрана монитора должна находиться на расстоянии не менее 1 метра, середина экрана – на уровне глаз или немного ниже.

Кресло должно быть такой высоты, чтобы не чувствовалось давления на копчик (слишком низко) или на оборот (слишком высоко). Желательно, чтобы оно было с подлокотниками, а спинка повторяла форму спины.

Клавиатуру установи так, чтобы к ней не надо было тянуться и было бы удобно работать, не напрягая мышцы;

· Эмоциональная перегрузка в результате длительного просмотра телевизионных программ и слишком продолжительных компьютерных игр, приводящая к нервозности, нарушению сна, апатии. Не остается сил для спорта и полезных дел.

Потоки машин, телефонные звонки, шум механизмов на предприятиях и в быту, речь, музыка – все это сливается в постоянный шумовой фон, образуя «шумовое загрязнение».

Как же защитить себя от шума? Вот некоторые полезные советы:

· Не включай громко радио, телевизор, магнитофон;

· Избегай слишком шумных мест, не выходи без нужды на улицу в часы пик;

· Не злоупотребляй прослушиванием громкой музыки через наушники;

· Не шуми поздно вечером – помни, что ты мешаешь отдыхать своим соседям;

· Чаще отдыхай и работай в тишине;

· Применяй различные средства в борьбе с шумом: хорошо снижают шум ковры, плотные шторы, обитые двери, заделанные щели, тройные рамы, толстые стекла;

· Если есть возможность выбирать – спи, отдыхай в комнате с окнами, выходящими во двор, а не на проезжую часть.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Тема : Что следует знать об оказании первой медицинской помощи.

Цели и задачи : познакомить с правилами оказания ПМП

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Повторение пройденного материала

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Основная часть.

Первая медицинская помощь – это самые неотложные меры, принимаемые окружающими или самим пострадавшим для спасения жизни человека и облегчения его страданий до оказания квалифицированной (врачебной) медицинской помощи.

Есть несколько общих правил оказания помощи, которые ты должен усвоить (заучить). Это предохранит тебя оттого, что, волнуясь, ты чего-то забудешь или сделаешь неверно.

· Узнать, что произошло. От того зависит вид первой помощи и характер сообщения для вызова врача.

· Оградить пострадавшего от дальнейшей опасности или хотя бы уменьшить ее. Например, перенести в безопасное место; при дорожном происшествии – оградить место происшествия, вынести пострадавших из горящей кабины. При этом всегда необходимо думать и о собственной безопасности: не сбережешь себя – не поможешь другим.

· Без промедления начать принимать меры первой помощи. Например, наложение давящей повязки на сильную кровоточащую рану, промывание желудка.

· Как можно скорее вызвать «Скорую помощь». Если ты с пострадавшим наедине, постараться криками, жестами привлечь к себе внимание, попросить кого-нибудь вызвать помощь.

· Оставаться с пострадавшим до приезда врача, стараться его успокоить, внушить чувство безопасности и веру в благополучное излечение. Говорить с пострадавшим, держать его руки, гладить по голове. Эти простые приемы могут предупредить развитие опасного для жизни шока.

III. Заключительная часть

1. Закрепление

2. Задание на самоподготовку

Литература :

Вихорева Т. С, «ОБЖ» 5 класс - М. 1996

«ОБЖ» 5класс/ под редакцией – М. 2001

Н.В. Бубнова«Основы медицинских знаний» - М.2000