Поисково спасательные работы в горах. Поисково-спасательные работы в горах - вводные сведения. Погодные условия, необходимые для полетов

Спасатели МЧС России большой объем ПСР проводят в горах. Объективные опасности гор: атмосферные осадки, ветер, гроза, горные реки, горный рельеф, дикие животные, камнепады, лавины, неблагоприятные метеорологические условия, обвалы, пещеры, сели, солнечная радиация, трещины, туман, ядовитые растения.

Лавины - одно из самых могучих и стихийных непредсказуемых бедствий в природе. На, казалось бы, нелавиноопасных и пологих склонах снег может накапливаться годами, а то и десятилетиями, чтобы потом сойти мощной лавиной, которая уничтожит все, что, попадется ей на пути.

При проведении ПСР в лавинах главным фактором является время. От быстроты и оперативности поиска и спасения людей, попавших в лавину, зависит их жизнь. Известно, что через 2 ч после попадания в лавину 90% пострадавших погибает. Правда, есть достоверные сведения о том, что при соблюдении правил выживания в лавинах некоторые люди оставались живыми под снегом до 13 суток, после чего были спасены.

Поэтому поиск в лавине необходимо продолжать до тех пор, пока не будет обнаружен последний пострадавший, ведь всегда остается шанс, что он окажется живым.

Для быстрого поиска попавших в лавину особо ценными будут показания очевидцев события. Чтобы правильно определить район поиска, следует внимательно проследить маршрут движения пострадавших и точно промаркировать место их исчезновения. Для определения границ поиска необходимо определить особенности схода данной лавины. Если при сходе пласта снега образовались нагромождения масс на более пологих участках

рельефа или на террасах, то пострадавший часто находится в этих нагромождениях или непосредственно за ними. При сходе пылевидной лавины не исключено, что попавшего в нее человека выбросило воздушным потоком на противоположный склон или в сторону, за пределы лавинного выноса. Если лавина сходит по крутому склону, где скорость значительна, то пострадавший, как правило, бывает ближе к осевой линии схода; на пологом склоне - в стороне от осевой линии. Если человек попал в лавину у верхнего ее края, то его уносит вниз, как правило, на одну треть от общей длины лавины.

Для поиска засыпанных лавиной людей используются специальные устройства:

  • -электромагнитные излучатели;
  • -радиолокационные установки;
  • -термические детекторы;
  • -радиопеленгаторы и др.

Наибольший эффект дает поиск с привлечением собак кинологической службы. Он обеспечивает ряд дополнительных преимуществ по сравнению с другими методами.

Извлеченному из лавины человеку делают искусственное дыхание (предварительно очистив его рот от снега и посторонних предметов), отогревают его грелками и теплой одеждой и, приведя в сознание, дают горячее питье. Алкогольные напитки давать не рекомендуется.

Метель. В горах метель возникает неожиданно и представляет серьезную опасность. Проведение ПСР во время метели затруднено плохой видимостью, сильным ветром, холодом. Метель лучше переждать в укрытии.

При проведении ПСР в условиях холода необходимо иметь теплую одежду, средства защиты кожи, теплое питание, возможность обогреться, знать первые признаки обморожения и уметь оказывать первую помощь.

Обвал. Большую опасность при проведении ПСР в горах представляют обвалы горных пород, снежных карнизов, козырьков, снежных мостов, льда, фирна.

ПСР в местах возможного обвала должны проводиться с соблюдением требований безопасности.

Туман. Чаще всего неожиданно образуется в утренние и вечерние часы. Может сохраняться несколько часов и даже суток, или быстро рассеиваться. Туман ухудшает видимость, закрывает ориентиры, делает опасным передвижение, затрудняет проведение ПСР, оказывает отрицательное воздействие на психику спасателей. В туман необходимо прекратить ПСР и дождаться благоприятной погоды.

Специфические особенности гор предъявляют повышенные требования к спасателям, участвующим в ПСР. Они должны:

  • - знать горы и особенности работы в этих условиях, иметь высокую квалификацию, быть адаптированными к работе в условиях высокогорья, владеть горным и горноспасательным снаряжением, знать местные погодные условия, в совершенстве владеть приемами поиска и оказания помощи пострадавшим;
  • -иметь хорошую физическую подготовку, высокую работоспособность и выносливость, сильную и уравновешенную нервную систему, достаточно высокую скорость реакции;
  • -уметь правильно оценивать ситуацию, осознавать степень риска, выживать в условиях гор;
  • -обладать чувством долга и ответственности.

Главным принципом организации и проведения ПСР в горах является принцип единоначалия. Он основан на неукоснительном выполнении команд руководителя, который отвечает за проведение работ.

Снаряжение и оборудование подбираются в зависимости от конкретной ситуации.

Успех ПСР напрямую зависит от материально-технической оснащенности спасателей.

В оснащение спасателей должны входить световые и звуковые средства сигнализации - ракеты, фонари, сирены, свистки.

Поисково-спасательные работы начинаются с поисковых работ, которые, на каком бы горном рельефе ни проводились, должны быть осуществлены в кратчайшие сроки.

Чем быстрее будут найдены пострадавшие, тем меньше вероятность летального исхода. После сбора необходимых данных, установления возможного места пребывания (исчезновения) группы или человека, определения границ района поиска начинается поиск.

Он может осуществляться одновременно несколькими способами:

  • -с воздуха, если метеоусловия и удаленность района позволяют это сделать;
  • -наземными поисковыми группами;
  • -сбором дополнительных сведений о пропавшей группе от местного населения, органов власти и других организаций, находящихся в районе поиска.

Наиболее эффективным в поисковых операциях является применение вертолетов, что позволяет:

  • -сократить время, необходимое для обнаружения пропавшей группы или человека;
  • -уменьшить количество членов поисковых групп;
  • -за короткое время обследовать большие по площади территории.

Ограничениями для использования вертолетов в поисковых работах являются:

  • -сложные метеорологические условия;
  • -порог высоты полета вертолета без и с совершением посадок и взлетов.

При поисковых работах, как правило, применяют два варианта:

  • -маршрутный поиск, в том числе по запасному варианту;
  • -неопределенный поиск.

Если маршрут движения пропавшей группы известен, то поиск начинают с конечной точки маршрута, то есть навстречу движению группы. Около каждого предмета, вызывающего внимание, вертолет снижается или совершает кратковременную посадку.

Горные вершины осматриваются с вертолета, снижающегося или поднимающегося по спирали. Осмотр начинают с вершины или с подножия горы.

Если детальное изучение маршрута не дало положительных результатов, то просматриваются все возможные пути отклонения пропавшей группы от маршрута. При этом задействуется максимально возможное количество воздушных судов и наблюдателей для охвата поиском больших территорий.

Поиски наземными спасательными отрядами проводятся, как правило, одновременно с организацией поисковых работ с воздуха. По различным причинам наземный поиск может начаться гораздо раньше, чем поиск с воздуха.

Если позволяют условия, то спасательные отряды с помощью транспортных средств доставляются в различные точки маршрута и каждый отряд начинает тщательный поиск на заданном ему отрезке. Отряду или поисковой группе устанавливают маршрут движения, возможные отклонения от него для

просмотра боковых хребтов, долин рек и т.д. Размер района поиска определяется с учетом рельефа местности, сложившихся или ожидаемых метеоусловий, физической и тактической подготовки членов спасательных отрядов, количества дней, отведенных для поиска, и количества груза для автономного существования.

Экипировка наземных спасательных отрядов зависит от возложенных на них конкретных задач, состава поисковой группы, физико-географических особенностей района, времени года, сложности маршрута, метеорологических и ряда других специфических условий.

Наземный спасательный отряд должен поддерживать связь с базовым лагерем, другими наземными поисковыми группами и воздушными поисковыми судами. Для этого используются средства связи и средства сигнализации.

В случае разделения спасательного отряда на отдельные группы, минимальный состав которых 3-4 человека, каждая должна иметь:

  • - необходимое снаряжение для автономного существования в полевых условиях;
  • - неприкосновенный запас (НЗ) (15-20% к общему количеству продуктов);
  • - средства связи и сигнализации;
  • - контрольный срок возвращения в базовый лагерь, маршруты поиска, карты местности.

При проведении поиска спасателям приходится передвигаться по различным горным ландшафтам. Для сохранения сил и снижения риска при длительных переходах и преодолении сложных участков местности необходимо соблюдать режимы дыхания и передвижения. Способы и скорость передвижения в горах спасателей выбираются, исходя из уровня их профессиональной подготовленности, экипировки, массы перемещаемого груза, степени пересеченности местности, особенности ее покрытия (камни, снег, грунт, лед и др.), метеорологических и других конкретных условий.

При движении по скалам необходимо соблюдать следующие правила.

  • 1. Прежде чем двигаться по скальному участку, нужно наметить и просмотреть маршрут движения, изучить и запомнить расположение сложных участков, удобных зацепок для рук и ног, безопасные участки для отдыха, наметить ориентиры, варианты обходов. Если очевидно, что опасность непреодолима или дальнейшее передвижение сопряжено с неоправданным риском, то необходимо выбрать более легкий вариант пути. Следует помнить, что, попав в труднопроходимое место, особенно на спуске, вернуться обратно будет еще труднее.
  • 2. Прежде чем опереться рукой или ногой о выступ, надо проверить его прочность, осмотреть, нет ли трещин, мха, песка, нажать на выступ, покачать его в разные стороны. Все это делается осторожно, чтобы не пораниться и не сбросить камень на людей, находящихся ниже. Непрочно лежащие камни следует отбросить в сторону.
  • 3. Необходимо иметь три точки опоры. Прежде чем перенести ногу на новый выступ, нужно, чтобы другая нога и обе руки нашли прочные опоры. Когда обе ноги стоят прочно и одна рука имеет хорошую опору, другой рукой нащупывают следующую зацепку. Только при таких условиях можно уверенно, без риска, искать очередную опору или зацепку и, если выступ или камень при опробовании обломится или оборвется, то при трех точках опоры срыва не произойдет.
  • 4. Следует стремиться двигаться, главным образом, за счет усилий мышц ног (они гораздо сильнее мышц рук), ступать при подъеме на опоры, проверенные руками, руки, как правило, поддерживают равновесие тела. Лазанье нагружает и утомляет больше всего внутреннюю часть ступни и пальцы ног, но опираться на скалу коленом не следует - можно сорваться.
  • 5. Основная работа рук - захват опоры (верхней, боковой и нижней) пальцами и ладонью.
  • 6. Лазать следует плавно, без рывков, мягко, пластично, сохраняя равновесие и сберегая силы. Нужно уметь нагружать и расслаблять различные группы мышц, меняя характер движения, чередовать работу с отдыхом.
  • 7. Каждую надежную опору следует использовать максимально, не допуская чрезмерно длинного шага, быстро утомляющего мышцы.
  • 8. Надо стремиться идти маршрутом, близким к линии падения воды (наиболее короткий путь).
  • 9. На высоте необходимо действовать осмотрительно и обдуманно.

2008 года

Участники: К участию приглашаются альпинисты с 1 разрядом и выше

Кандидат на участие в УТС сдает в ФАР письменную работу и заполненную анкету (см. также Критерии отбора участников).

Кандидат предоставляет медицинскую справку

При поступлении кандидат сдает зачет по физической подготовке.

Участникам необходимо приехать на место сборов со всем необходимым личным снаряжением. Желательно иметь страховой полис.

Тренерский состав: Определяется и утверждается решением Правления ФАР

Документы

об окончании

обучения: После прохождения аттестации и сдачи экзаменов участники получают документы государственного образца (свидетельство о повышении квалификации, удостоверение, книжку и жетон спасателя) и награждаются номерным жетоном «Спасение в горах»;

Финансирование: - участник оплачивает проезд к месту проведения УТС и обратно*

Участник оплачивает оргвзнос. В оргвзнос входит оплата проживания, питания, оплата работы преподавателей, атрибутика.

Размер оргвзноса определяется организаторами не позднее чем за 2 месяца до начала УТС.

Утверждено

Положения о знаке «Жетон «Спасение в горах»

1. Общая часть

Настоящее Положение устанавливает:

Понятие о жетоне «Спасение в горах» (жетон);

Порядок выполнения требований для награждения жетоном;

Порядок присвоения и лишения жетона.

2. Жетон «Спасение в горах»:

Учрежден Федерацией альпинизма России (ФАР) с целью повышения уровня подготовки спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований и общественных альпинистов-спасателей в обеспечении безопасности альпмероприятий (АМ) и оказания помощи терпящим бедствие в горах.

Имеет вид нагрудного знака с порядковым номером с надписями на русском («Спасение в горах») и английском («Mountain rescue») языках.

Наличие присвоенного жетона является обязательным условием для выпуска альпиниста на первое восхождение по маршруту 6А категории сложности*.

3. Требования к лицам, награждаемым жетоном

Иметь 1-й разряд по альпинизму;

- сдать экзамен и быть аттестованным комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей при органе исполнительной власти субъекта РФ (далее – аттестационная комиссия).

Пройти обучение на специализированном учебно-тренировочном сборе (далее – УТС);

4. Порядок награждения жетоном

После прохождения УТС и сдачи экзамена участнику выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца.

Награждение жетоном «Спасение в горах» производится лицом, уполномоченным ФАР.

Для внесения награжденных жетоном в единый реестр ФАР, организацией, проводившей УТС, на каждого участника в Правление ФАР предоставляются:

Учетная карточка альпиниста

Свидетельство об окончании УТС.

Цветная фотографии 3*4 см (1 шт.)

Альпинисты, награжденные жетоном, а также получившие жетон до момента вступления в силу настоящего положения и прошедшие переаттестацию, включаются в реестр.

5. Ответственность обладателя

Награжденный жетоном несет дисциплинарную ответственность за проступки, несовместимые с данным званием.

Решением Правления ФАР альпинист может быть лишен жетона.

6. Особые случаи

В случае утраты для получения дубликата в Правление ФАР предоставляются:

Заявление с объяснением обстоятельств утраты, ходатайство региональной ФА, цветное фото (3х4) см.

Решения по вопросам, не оговоренным данным Положением, принимаются Правлением ФАР и согласуются с МЧС РФ.

* - настоящее требование вступает в силу с 01.01.2008 г.

Утверждено

Конференцией Федерации альпинизма России

Положение о специализированном учебно-тренировочном

сборе по подготовке на жетон «Спасение в горах»

Подготовка к организации и проведению квалифицированных поисково-спасательных работ на всех формах горного рельефа и в иных условиях с использованием альпинистской техники.

Повышение квалификации руководящего состава и участников альпмероприятий (АМ) в деле организации и проведении работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в горной местности.

2. Проводящие организации

Специализированный учебно-тренировочный сбор (далее - УТС) проводятся организациями, уполномоченными Правлением Федерации альпинизма России по согласованию с МЧС РФ.

3. Виды подготовки (обучения) на УТС

Форма обучения - очная.

УТС проводится на местности с наличием всех форм горного рельефа, сроком не менее 10 календарных дней.

4. Требования к руководящему и тренерскому составу

Руководитель сборов - иметь опыт хозяйственного обеспечения АМ.

Старший тренер - КМС, инструктор-методист по альпинизму I категории, имеющий жетон "Спасательный отряд" или являющийся аттестованным спасателем

Ответственный за безопасность (ОБ) - КМС, инструктор-методист II категории, имеющий жетон "Спасательный отряд" или являющийся аттестованным спасателем.

Тренер - КМС, инструктор-методист III категории, имеющий жетон "Спасательный отряд" или являющийся аттестованным спасателем.

Врач - медицинский работник с высшим медицинским образованием .

Старшему тренеру, ОБ и всему тренерскому составу иметь опыт участия и проведения поисково-спасательных и транспортировочных работ в горах.

5. Требования к участникам УТС

Возраст - не моложе 20 лет.

Спортивная квалификация - 1-й разряд по альпинизму.

Кандидат на участие в сборах предоставляет в организацию, проводящую УТС:

Паспорт,

Книжку альпиниста,

Паспорт спортсмена (классификационный билет),

Учетную карточку альпиниста,

2 цветных фото 3х4 см.,

Заключение по результатам медицинского освидетельствования о годности к работе в экстремальных условиях1,

Справку о прохождении обучения по программе первоначальной подготовке спасателя МЧС России;

Заявление в комиссию по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей при органе исполнительной власти субъекта РФ по месту проведения УТС (далее – аттестационная комиссия).

Прим.: 1 – медицинское освидетельствование проводится в соответствии с приказом Минздрава РФ № 90 от 01.01.2001 г., формулировка записи «годен к работе спасателем».

6. Программа подготовки

6.1. Проводится по Программе подготовки «Организация и проведение поисково-спасательных работ в горной местности и иных условиях с использованием альпинистской техники».

6.2. Программа подготовки является специально-технической программой дополнительного образования , утверждается Правлением ФАР и согласовывается с Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

7. Сроки и порядок утверждения сборов

7.1. Документы на утверждение проведения УТС подаются в Правление ФАР не позднее одного месяца до начала работы.

7.2. Перечень подаваемых документов.

Ходатайство проводящей организации на разрешение проведения УТС.

Список руководящего и тренерского состава с указанием – ФИО, года рождения, спортивного разряда (звания), инструкторской категории (с номером удостоверения), номера жетона «Спасательный отряд» и (или) удостоверения спасателя, города проживания.

Список участников с указанием – ФИО, года рождения, спортивного разряда по альпинизму, города проживания.

Место и сроки проведения УТС.

Календарный план УТС.

8. Отчетные документы

8.1. Для утверждения итогов УТС проводившая организация в течение месяца с момента окончания направляет в Правление ФАР следующие отчетные документы:

Отчет старшего тренера о выполнении Программы подготовки,

Список работавших тренеров,

Протокол решения аттестационной комиссии,

9. Документы об окончании УТС

9.1. Участникам, окончившим сборы, выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца.

10. Финансирование.

11.1. Финансирование затрат на проведение УТС проводится заинтересованными организациями и (или) из личных средств участников.

11.Особые условия.

11.1. Решения по вопросам, не оговоренным данным Положением, принимаются Правлением ФАР и согласуются с МЧС России.

УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО

Конференцией Межведомственной комиссией по

Федерации альпинизма России аттестации аварийно-спасательных

по их подготовке МЧС России

протокол МАК №1 п. II

Программа подготовки

«Организация и проведение поисково-спасательных работ

в горной местности и в иных условиях

с использованием альпинистского снаряжения»

1. Введение

Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Правилами проведения соревнований и совершения восхождений в горах» Росспорта РФ, решениями ежегодной Конференции и Правления Федерации альпинизма России и регламентирует дополнительную специально-техническую подготовку общественных альпинистов-спасателей и руководителей альпинистских мероприятий.

Настоящая программа является дополнительной специально-технической и разработана в соответствии с «Программой первоначальной подготовки спасателей РФ» от 01.01.2001 г.

Проводящими организациями могут быть конкретизированы и расширены некоторые разделы, внесены дополнительные вопросы, особенно при проведении практических занятий и тренировок.

Расчет часов по предметам обучения программы подготовки спасателей (всего 100 часов)

Прим.:

1 - При проведении занятий по медицинской и психологической подготовке учитываются знания, полученные при теоретических и практических занятиях по «Программе подготовке альпинистов», утвержденной ФАР.

2. Перечень разделов, тем и видов занятий программы подготовки спасателей

РАЗДЕЛ 1. БЕЗОПАСНОСТЬ В АЛЬПИНИЗМЕ 4

Тема 1. Статистика несчастных случаев в горах

Учебные вопросы:

Анализ данных СТК ФАР

Тема 2. Особенности гор и возникновения опасностей в горах. 1 - -

Учебные вопросы:

Опасности, обусловленные природой гор

Опасности непогоды и высокогорного климата

Тема 3. Анализ технических приемов в горах, при которых происходят 2 - -

несчастные случай.

Учебные вопросы:

Объективные и субъективные причины несчастных случаев в горах

Ошибки при вязании узлов

Ошибки при движении по скалам

Ошибки при движении по снегу и льду

Ошибки при организации страховки и самостраховки

Ошибки при спуске по веревке

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА СПАСАТЕЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ В ГОРАХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 3

Тема 1. Организация профилактическо-спасательной службы в 1 - -

горах в СССР

Учебные вопросы:

История создания службы. Жетон «Спасательный отряд»

Тема 2. Организация и структура поисково-спасательной службы 1 - -

Учебные вопросы:

История создания ПСС МЧС. Структура и функции.

Нормативные акты, регулирующие проведение спасательных работ.

Права и обязанности спасателя.

Тема 3. Организация спасательных служб в горах за рубежом 1 -

РАЗДЕЛ 3. СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ГОРАХ 11

Тема 1. Классификация спасательных операций 1 - -

Учебные вопросы:

Классификация спасательных операций

Виды спасательных работ

Тема 2. Организация спасательных операций 1 - -

Учебные вопросы:

Предварительные организационно-профилактические мероприятия

Спасательные отряды: головной, транспортировочный,

вспомогательный. Структура и функции.

Тема 3. Планирование и тактика спасательных операций. 3 - -

Учебные вопросы:

Выход поисковых групп и спасательных отрядов

Определение тактики. Выбор организационной схемы. График работ.

Организация сигнализации и связи

Особенности тактики спасательных операций малыми группами

Неопределенный поиск. Маршрутный поиск. Поиски в лавине.

Спасательные операции на стенных маршрутах. Спуск сверху.

Подъем снизу. Продвижение сбоку.

Особенности тактики спасательных операций при высотных восхождениях

Тема 4. Техническое обеспечение спасательных операций 2 4 -

Учебные вопросы

Снаряжение. Общие сведения.

Подручные средства

Специальное снаряжение. Тросовое. Лебедки. Носилки. Акья.

РАЗДЕЛ 4. СПАСАТЕЛЬНО-ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫЕ

РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДРУЧНЫХ СРЕДСТВ 18

Тема 1. Снаряжение 2 4 -

Учебные вопросы:

Узлы, беседки, обвязки. Веревочные носилки.

Системы закрепления веревки

Системы торможения

Наращивание веревок

Полиспастные системы

Тема 2. Технические приемы 2 4 - Учебные вопросы:

Подъем к пострадавшему

Спуск пострадавшего

Подъем пострадавшего

Траверсирование участков склона

Тема 3. Транспортировка пострадавшего 2 4 - Учебные вопросы

Транспортировка на простом рельефе небольшой крутизны

Транспортировка по крутым и обрывистым склонам

Транспортировка по сложному скальному рельефу

Транспортировка по травянистым склонам

Взаимодействие групп при большой протяженности спуска

Особенности спасательных работ при восхождении в двойке

РАЗДЕЛ 5. СПАСАТЕЛЬНО-ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫЕ 14

РАБОТЫ НА СНЕЖНО-ЛЕДОВОМ РЕЛЬЕФЕ

И В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ. ЛАВИННАЯ ПОДГОТОВКА.

Тема 1. Особенности спасательно-транспортировочных 2 4 -

работ на снежном и ледовом рельефе

Учебные вопросы:

Спасательные работы в районе ледников. Подъем из трещин.

Транспортировка по снежным склонам.

Особенности спасательных работ зимой

Тема 2. Организация и проведение спасательных работ в лавинах 2 6 -

Учебные вопросы:

Виды снега. Механизмы образования лавин.

Преодоление лавиноопасных склонов.

Правила поведения при попадании в лавину.

Техническое обеспечение и средства безопасности в лавинах.

Лавинные датчики («бипперы»). Лавинные зонды.

Тактика и методы проведения поисковых работ в лавинах

Поисковые работы силами участников группы.

Поисковые работы силами спасательного отряда.

РАЗДЕЛ 6. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД 8

Тема 1. Горные реки 1 - -

Учебные вопросы:

Зависимость уровня воды в горных реках от различных факторов.

Наводнения. Сели.

Тема 2. Организация переправ 1 6 -

Учебные вопросы:

Виды переправ.

Транспортировка пострадавшего через водные преграды

РАЗДЕЛ 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ ГРУПП 4

И АЛЬПИНИСТОВ В ГОРАХ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ МЧС,

СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ДРУГ С ДРУГОМ.

Тема 1. Радиосвязь при проведении спасательных работ

Сигналы бедствия

Тема 2. Взаимодействие с подразделениями МЧС 1,5 - -

Тема 3. Взаимодействие с авиацией 1,5 - -

РАЗДЕЛ 8. МЕДИЦИНСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА 10 5 5 -

Тема 1. Основы анатомии и физиологии человека

-Тема 2. Средства оказания первой медицинской помощи

Тема 3. Первая медицинская помощь при травмах и травматическом шоке

Тема 4. Первая медицинская помощь при кровотечениях

Тема 5. Первая медицинская помощь при горной болезни и

острых заболеваниях

Тема 6. Первая медицинская помощь при вывихах и переломах костей .

Синдром длительного сдавливания.

Тема 7. Основы сердечно-легочной реанимации

Тема 8. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях

Тема 9. Первая медицинская помощь при несчастных случаях

Тема 10. Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми

расстройствами психики

Тема 11. Морально-психологические основы статуса спасателя

в горной местности

Учебные вопросы:

Безопасность – основа горовосхождений. Важность профилактики

несчастных случаев в горах.

Подбор партнера при занятиях альпинизмом и горным туризмом

Психологические качества необходимые спасателю.

Правила поведения в спасательном отряде.

Тема 12. Психологическая подготовка спасателей к действиям

в экстремальной ситуации

Учебные вопросы:

Страх и его проявления.

Методы психологической подготовки

Методы управления психическим состоянием

Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении

спасательных работ.

РАЗДЕЛ 10. РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 4 - 4 -

РАЗДЕЛ 11. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ

ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНА СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

РАЗДЕЛ 12. СДАЧА ЭКЗАМЕНА И СОРЕВНОВАНИЯ 20 4 16 -

3. Перечень разделов программы подготовки руководителей и ответственных за безопасность альпинистских мероприятий

1. Правовые основы деятельности общественных аварийно-спасательных 1 - 2

формирований

2. Организация деятельности ответственного за безопасность 4 - 2

альпинистского мероприятия, руководителя аварийно-спасательного

формирования.

3. Руководство проведением поисково-спасательных работ 6 4 2

в горной местности с использованием альпинистской техники.

Взаимодействие общественных аварийно-спасательных формирований

и подразделений МЧС.

4. Спасательный фонд альпинистского мероприятия: организация, хранение

5. Расследование причин несчастных случаев и нарушений правил 2 2 -

горовосхождений. Составление отчета о несчастном случае.

6. Организация альпинистских общественных аварийно-спасательных 1 1 3

формирований и подготовка для них кадров.

Цель подготовки общественных альпинистов-спасателей и руководителей альпинистких мероприятий – дать необходимый объем знаний и выработать практические навыки, позволяющие им квалифицированно выполнять спасательные работы на всех формах горного рельефа в любых условиях обстановки, в т. ч. при ограниченных возможностях наличных сил и средств.

Это достигается:

Четкой организацией и качественным проведением всех занятий;

Приданием занятиям практической направленности;

Высоким уровнем методической подготовки преподавателей;

Наличием соответствующей учебной базы.

Ответственный за безопасность альпинистских мероприятий обязаны:

Кандидат на участие в сборах при поступлении сдает зачет по физической подготовке:

Бег, 3 км – не более 14 минут

Подтягивание на перекладине - 12 раз

Отжимание от пола - 40 раз

Упражнение на пресс (наклоныраз

Приседание на ноге (пистолетикраз

При не выполнении нормативов кандидат не зачисляется на обучение.

Горами называются обширные территории со складчатой и складчато- глыбовой структурой земной коры, поднятые до нескольких тысяч метровнадуровнем моря и характеризующиеся в своих пределах резкими колебаниями высот. Горы занимают 12% всей земной поверхности . Климат гор отличается большой суровостью. Для него характерны резкая смена погоды с большими перепадами температур в течение суток, достигающими десятков градусов. Температура обычно снижается с повышением высоты примерно на 0,5-0,7° С через каждые 100 м. В дневное время суток в горах постоянно дуют так называемые горно-долинные ветры устремленные вверх по долинам и отрогам. Ночью охлажденные воздушные массы движутся вниз по горным склонам. Перепаду температур также способствует солнечная радиация. Это ускоряет таяние снегов, вызывая лавины. Чистый горный воздух почти без потерь пропускает солнечные лучи. Поэтому фиолетовая и ультрафиолетовая часть спектра солнечного излучения гораздо интенсивнее в горах, чем в долинах. Перепады температур вызывают активные атмосферные процессы. Поднимающийся прогретый воздух смешиваясь с холодным, приводит к образованию мощных грозовых облаков и выпадению значительного количества осадков. Постоянно изменяющийся температурный режим и наличие влаги разрушают горы, и они постепенно осыпаются вниз обвалами, оползнями, камнепадами. С повышением высоты понижается атмосферное давление и уменьшается парциальное давление кислорода в воздухе. Так, на высоте 5500 м атмосферное давление почти вдвое меньше, чем на уровне моря.
Горы считаются одним из наиболее опасных для человека природных ландшафтов. Опасности в горах подразделяются на две группы: объективные, связанные с самой природой гор, и субъективные, в основе которых лежат личностные качества человека.

К природным опасностям в горах относятся горный рельеф, холод, сильныйветер, туман, снежно-ледяное покрытие, лавины, камнепады, скалы, снежныекозырьки, лед, трещины, горные реки, пещеры, карнизы.

К личностным опасностям в горах относятся незнание опасности, ошибочная оценка ситуации, недостаточный уровень подготовки, перенапряжение, неправильные действия, пренебрежение опасностью, отсутствие или неправильное использование оборудования и снаряжения, преувеличение своих возможностей, несогласованность действий. Наибольшей опасности в горах подвергаются люди, занимающиеся видами спорта, основой которых является преодоление препятствий, а риск - одним из главных побудительных мотивов к действиям. К этой категории людей относятся альпинисты, горные туристы, спелеологи, горнолыжники, путешественники по горным рекам на плавсредствах (байдарки, плоты, надувные лодки). Огромному риску подвергаются неорганизованные и неподготовленные туристские группы. Опасные ситуации также могут возникнуть с людьми, выполняющими различные работы в горах: геологами, картографами, инструкторами, спасателями, обслуживающим персоналом турбаз и альпинистских лагерей, а также с постоянно или временно проживающими в горах людьми (местные жители, отдыхающие и др.). Несмотря на все мероприятия, проводимые для повышения безопасности людей, находящихся в горах, количество ЧС. возникающих в горной местности, остается на стабильно высоком уровне.

Основными ЧС в горах являются: переохлаждение (замерзание), падение со скал, ледников, склонов, попадание в лавину, камнепад, обвал, горную реку, трещину, невозможность самостоятельного передвижения, отклонение от маршрута, воздействие метеорологических факторов, зависание на веревках, блокирование людей в пещерах, травмы на горнолыжных трассах, аварии на канатно-кресельных дорогах, падение техники (автомобили, самолеты, вертолеты).

Специфические особенности гор предъявляют повышенные требования к спасателям , участвующим в ПСР. Они должны:
- знать горы и особенности работы в этих условиях, иметь высокую квалификацию, быть адаптированными к работе в условиях высокогорья, владеть горным и горноспасательным снаряжением, знать местные погодные условия, в совершенстве владеть приемами поиска и оказания помощи пострадавшим;
- иметь хорошую физическую подготовку, высокую выносливость и работоспособность, сильную и уравновешенную нервную систему, достаточно быструю скорость реакции;
- уметь правильно оценивать ситуацию, осознавать степень риска, выживать в условиях гор;
- обладать чувством долга и ответственности.

Главным принципом организации и проведения ПСР в горах является принцип единоначалия . Он основан на неукоснительном выполнении команд руководителя, который отвечает за проведение работ. Состав спасательного отряда и его руководитель подбираются с учетом квалификации и опыта работы. Чем сложнее и опаснее ПСР, тем выше должна быть квалификация руководителя и спасателей.

Снаряжение и оборудование подбираются в зависимости от конкретной ситуации. Успех ПСР напрямую зависит от материально-технической оснащенности спасателей. Средства связи выбираются так, чтобы они наилучшим образом соответствовали своему назначению. Для обеспечения связи на отдаленных расстояниях используют стационарные радиостанции, а непосредственно на месте проведения работ - переносные радиостанции. Для поддержания радиодисциплины в эфире все переговоры должны быть краткими, четкими и ясными.
В оснащение спасателей должны входить световые и звуковые средства сигнализации - ракеты, фонари, сирены, свистки.

Аварийные ситуации, возникающие в горнотуристских походах, являются следствием, как правило, неправильных действий участников группы или ее руководителя.

Планируя маршруты в горах, туристы должны знать природу гор и с учетом этого правильно планировать нитку маршрута, выбирать трассу и время движения, применять наиболее целесообразные в каждом конкретном случае тактику и технику передвижения и страховки. Игнорирование объективных законов природы ведет к созданию аварийных ситуаций.

Предаварийные критические условия возникают в горах из-за резкого ухудшения погоды на сложном участке рельефа, что затрудняет ориентировку, выбор пути и связь между участниками; резкого похолодания, неверного выбора трассы или времени движения; недостаточной высотной акклиматизации; чрезмерно напряженного графика маршрута; плохо организованного и недостаточного питания туристов на маршруте; недисциплинированности и пренебрежения страховкой; потери части снаряжения, использования некачественного или непроверенного до похода самодельного снаряжения и т. д. Важно, чтобы группа и особенно ее руководитель вовремя распознали эти причины и мобилизовали свои знания, опыт и хладнокровие для устранения критической ситуации.

Срыв на крутом рельефе или провал в ледниковую трещину, травмирование падающими камнями, кусками льда, фирна, снегом, срыв вместе с частью рельефа, травмирование грозовыми разрядами, снаряжением, заболевания являются непосредственными причинами аварий. В аварийной ситуации следует:
уяснить факт происшедшей аварии и ее масштабы;
выяснить непосредственные причины;
организовать, если необходимо, поисковые работы с обеспечением безопасности остальных участников;
оказать первую помощь, выяснить самочувствие пострадавшего и необходимый объем дальнейших работ;
распределить обязанности в группе по ликвидации аварии;
организовать транспортировочные работы и при необходимости послать за внешней помощью.

В условиях внезапного бедствия огромная доля моральной ответственности и основная психологическая нагрузка ложатся на руководителя группы или наиболее опытного и авторитетного участника в случае несчастья с самим руководителем. Необходимо быстро и хладнокровно оценить ситуацию, составить план действий на первое время и четкими конкретными командами приступить к спасательным работам. Руководитель должен отчетливо представлять себе психическое состояние остальных участников, ставить перед ними реальные конкретные задачи, учитывать, что некоторые из туристов, находясь в состоянии нервного шока, вызванного происшедшей на их глазах трагедией, могут частично утратить некоторые технические и двигательные навыки, координацию движений. Поэтому во время проведения спасательных работ необходимо держать под контролем действия участников, при необходимости поручать им более простые и легкие участки работы. По мере прояснения ситуации и поступления новой информации руководитель должен чутко реагировать на изменение обстановки и соответственно координировать план спасательных работ. Важно организовать работу так, чтобы отдельные ее элементы были четко увязаны между собой как по важности, так и по времени.

Если группа попала в снежную лавину, несмотря на самое разное практическое "оформление" этой ситуации, существует единый, "типовой" порядок проведения работ.

По мере движения по рельефу, группа и ее руководитель должны постоянно следить за изменяющейся снежной обстановкой и достаточно ясно представлять себе возможную опасность. Особенно подозрительные с точки зрения лавинной опасности участки, если принято решение об их прохождении, следует пересекать по одному, без связок, организовав наблюдение за склоном и оговорив на случай аварии действия всех участников. Если в группе есть лавинные шнуры и специальное лавинное снаряжение, их нужно привести в "боевую" готовность. Для зимних походов в горах такое снаряжение обязательно.

Прежде чем перейти к действиям группы по обнаружению засыпанного, напомним основные правила поведения попавшего в лавину. При сигнале товарищей "лавина!" надо немедленно освободиться от рюкзака, а если турист шел на лыжах, — от лыж и лыжных палок и попытаться удержаться на поверхности лавины, стараясь попасть ближе к ее краю. Если все же лавина захватила туриста, он должен сгруппироваться, подтянув колени к животу, сжатыми кулаками защитить лицо, стараясь сохранить перед ним свободное пространство. При остановке лавины надо определить свое положение: выпуская слюну, узнать, где верх, и по возможности продвигаться в эту сторону. Ни в коем случае не спать! Кричать надо только тогда, когда непосредственно над собой слышны крики или шаги участников группы.

При сходе лавины и захвате ею туриста наблюдатели должна четко фиксировать его местонахождение в лавине или то место, где он был виден в последний раз. После остановки лавины руководитель, оценив обстановку и установив возможность повторного схода лавины, организует наблюдение за склонами и с остальными членами группы немедленно приступает к поискам засыпанного. При этом вначале отмечают место, где в последний раз видели потерпевшего и место остановки той части поверхности лавины, где исчез турист.

Осматривая поверхность лавины, туристы двигаются шеренгой снизу вверх, от места ее остановки до места исчезновения человека. При этом стараются обнаружить лавинный шнур или детали снаряжения. Как правило, эти предметы находятся недалеко от засыпанного и ниже его по склону, поэтому поиски нужно проводить от этого места вверх к месту исчезновения. Через каждые 2-3 шага следует останавливаться и кричать. Поиски должны проходить при полной-тишине, так как крик пострадавшего, приглушенный снегом, доносится до поверхности очень слабым. Вся работа в лавине должна проводиться под командованием руководителя.

Если первичный осмотр лавины не принес ничего утешительного, приступают к быстрому и энергичному зондированию предполагаемой зоны нахождения пострадавшего. Для зондирования используют стойки палаток, ледорубы, а в лыжных походах — лыжные палки со снятыми кольцами и специально подготовленные унифицированные облегченные зонды. Вначале проводят "скоростное" первичное зондирование — "крупным планом". Двигаясь шеренгой вверх по лавине, вводят зонды в снег на расстоянии 70-75 см друг от друга, затем, поднявшись на 70 см, операцию повторяют. В том случае, когда местоположение пострадавшего предварительно определить очень трудно (большое расстояние между точками исчезновения человека и остановки лавины, большой фронт лавины, противоречия в оценке возможного нахождения засыпанного у наблюдателей и т. д.), надо проанализировать ситуацию в целом и на основе данных о характере лавины, рельефе склока и других факторов определить места наиболее вероятного нахождения засыпанного, представить схему предстоящего фронта работ и выделить первоочередные места зондирования — зоны А.

Если склон имеет круто обрывающиеся террасы, то пострадавшего нужно искать либо внизу в конусе выноса, либо на одной из террас. На склоне с пологими ступенями засыпанного ищут в первую очередь на горизонтальных, пологих участках. В том случае, если лавина сходит по извилистому желобу, в зависимости от ее харакгера- сухая пылевидная или мокрая — осматривают вначале лавинный конус, а затем внешние стороны всех поворотов. Если лавина перед остановкой отклонилась в сторону, самое большое накопление образуется у внешней дуги, здесь также зона А. Сошедшая с ровного крутого склона лавина почти весь свой снег откладывает в лавинном конусе. Когда движение лавины ослабевает из-за какого-либо препятствия, в первую очередь искать засыпанного следует выше препятствия и по бокам от него.

При сходе лавины из сухого пушистого снега, когда она развивает огромную скорость и обладает большой ударной силой, пострадавший может быть выброшен в сторону от основного пути лавины и даже за пределы конуса выноса.

Если наблюдателями достаточно точно определены точки попадания туриста в лавину и его исчезновения, нужно искать его прежде всего в ближайшем нагромождении снега на продолжении линии, соединяющей эти точки. В том случае, если пострадавший в момент схода лавины находился недалеко от места отрыва лавины или непосредственно на ней, наиболее вероятное его нахождение — в лавинном стоке или в верхней части лавинного конуса. Если точка попадания находится в районе осевой линии лавины — это значит, что турист захвачен главным потоком, имеющим наибольшую скорость и поэтому, вероятнее всего, находится в нижней части лавинного конуса. Так как по краям скорость лавины значительно меньше, чем в осевой части, человек, застигнутый лавиной у ее края, может оказаться в верхних частях конуса выноса.

Если первоначальное скоростное зондирование оказалось безрезультатным, необходимо еще раз тщательно проверить эту зону и только потом, промаркировав обработанные участки, приступить к зондированию второстепенных участков- зоны F. Маркировку обработанных площадей ведут любыми подручными средствами — рюкзаками, штормовками, ледорубами, ветками и пр.

Бели после многочасовых поисков становится ясно, что силами группы найти пострадавшего не удастся, необходимо отправить наиболее сильных и технически подготовленнык участников за внешней помощью.

В случае обнаружения лавинного шнура его надо быстро, но аккуратно откопать, не допуская обрыва. Как только местонахождение засыпанного установлено, немедленно приступают к его откапыванию, используя все имеющиеся подручные средства. Определив положение тела пострадавшего, в первую очередь освобождают от снега его голову, лицо, очищают рот и нос от грязи и снега, делают искусственное дыхание и выясняют, работает ли сердце и в каком состоянии находится брюшной пресс. Если он теплый и мягкий — есть реальная возможность возвратить пострадавшего к жизни. Работу по спасению человека прекращают только при явных признаках смерти. Одновременно с искусственным дыханием необходимо всеми мерами повысить до нормы температуру тела пострадавшего. Для этого надо положить его на теплую подстилку, возможно теплее накрыть, обложить теплыми компрессами и грелками, а когда состояние здоровья улучшится, дать горячее питье — сладкий чай, бульон и пр.

Транспортировку пострадавшего осуществляют только после полного восстановления нормальной сердечной деятельности и дыхания.

После ликвидации последствий лавинной аварии руководитель, обсудив ситуацию с группой, должен составить план дальнейших действий. Здесь возможны следующие варианты:
в случае, если состояние здоровья попавшего в аварию туриста удовлетворительное, лавинная обстановка и психологический климат в группе позволяют дальнейшее движение по маршруту, рекомендуется, сделав дневку и отдохнув, двигаться дальше;
если продолжение маршрута психологически невозможно, руководитель обязан, честно объяснив группе создавшееся положение и свое решение, не торопясь, организованно вывести группу к населенному пункту наиболее простым и безопасным путем;
если лавинная обстановка осложнилась, движение стало опасным, надо быстро выбрать безопасное место, а при необходимости вырыть в склоне пещеру и переждать опасность;
если необходима транспортировка пострадавшего, группа из подручных материалов сооружает носилки, волокушу, нарты и транспортирует пострадавшего по наиболее простому пути к населенному пункту. Вперед может быть послан передовой отряд;
если пострадавший в тяжелом состоянии и транспортировка его нежелательна, руководитель направляет не менее двух человек за помощью, группа оборудует безопасный и комфортабельный бивак, создает пострадавшему максимальный уют и тепло, оказывает ему необходимую медицинскую помощь;
если обнаружить засыпанного туриста не удается, группа продолжает поиски, а руководитель, обеспечив безопасность спасателей, одновременно высылает часть группы за помощью;
если попавший в лавину турист обнаружен, но сохранить его жизнь не удалось — в этом случае поступают в зависимости от ситуации: транспортируют тело вниз силами группы; временно хоронят тело в надежном, имеющем хорошие ориентиры месте и опускаются вниз всей группой или группа остается на месте, а руководитель отправляет за помощью нескольких туристов.

В походах могут возникнуть различные варианты и поступать надо, учитывая конкретные условия. Главное при этом — заботиться о безопасности туристов.

Провал в ледниковую трещину в горных походах случается достаточно часто и, как правило, оканчивается благополучно. Но бывает, что такая ситуация оборачивается трагедией.

При провале в трещину туристы могут быть травмированы выступающими краями, стенками и ледово-снежными образованиями внутри трещины, страхующей веревкой или рюкзаком; заклинены в узкой сходящейся трещине со сдавливанием грудной клетки, переломом ребер, вмерзанием Чрезвычайно опасно нахождение в трещине головой вниз, со сдавленным веревкой или лямкой рюкзака горлом, с вывернутыми конечностями. Этими факторами и определяются действия" группы. Надежно закрепив страхующую веревку и обеспечив самостраховку, необходимо выяснить, продвинувшие, непосредственно к месту провала, положение пострадавшего, его состояние.

Если провалившийся находится в сознании, "не имеет тяжелых травм, мешающих ему активно участвовать работах по вытаскиванию, висит на страхующей веревке в достаточно удобном положении или стоит на снежно-ледовой пробке, его товарищи, соблюдая все меры предосторожности и обеспечив самостраховку, организуют подъем способами "правая-левая" или "грудь-нога". Если турист находится в непосредственной близости от края трещины, ему помогают освободиться от рюкзака и вытаскивают за одежду.

В случае, когда провалившийся травмирован, находится в шоковом состоянии, заклинен в трещине, необходимо при соблюдении всех правил безопасности организовать спуск к нему еще одного участника. Он должен уточнить местонахождение провалившегося, по возможности облегчить его положение и координировать’ дальнейшие действия спасателей, активно им помогая. При вынужденном продлении работ по вытаскиванию пострадавшего ему доставляют теплую одежду и по возможности оказывают медицинскую помощь. После проведения всех подготовительных работ приступают непосредственно к подъему. Подъем рекомендуется осуществлять с использованием полиспаста. Одновременно на безопасном участке ставят палатку, устраивают место для приема пострадавшего, готовят горячую пищу.

Наиболее сложным этапом при вытаскивании провалившегося оказывается, как правило, конечный — протаскивание через край трещины. Ею предварительно обрабатывают, предохраняя пострадавшего от падающих кусков льда. Под врезавшуюся в край трещины веревку должен быть обязательно подложен ледоруб. На этом этапе спасательных работ должны участвовать все туристы. Если есть возможность, для облегчения этой операции хорошо с другой стороны трещины обеспечить оттяжку. Когда пострадавший вытащен наверх, ему необходимо оказать медицинскую помощь, согреть, накормить. В этой ситуация руководитель должен составить план дальнейших действий — принять решение о транспортировке и подготовить из имеющегося снаряжения транспортное средство или выслать часть группы за помощью. Если состояние здоровья туриста удовлетворительное, группа после непродолжительного отдыха может продолжить путь.

При срыве одного или нескольких участников на крутом рельефе группа должна определить местонахождение потерпевших и, если это возможно, визуально или голосом выяснить их состояние. Затем, обеспечивая самостраховку, спуститься к ним, оказать необходимую помощь и, если они не могут передвигаться самостоятельно, транспортировать их до ближайшего удобного и безопасного места. В дальнейшем, в зависимости от самочувствия пострадавших и морального состояния группы принимают решение о транспортировке этих туристов собственными силами, отправке нескольких туристов за помощью пли продолжении маршрута.

Организация помощи на сложном ледовом, скальном иди снежном рельефах требует технической и моральной подготовки спортсмена, так как спасательные работы туристы выполняют своими силами, с помощью имеющегося у них подручного, а не специального снаряжения. Тем большее внимание руководитель и все участники группы должны уделять обеспечению безопасности и надежности страховки. Никакие скидки на "экстремальность" ситуации здесь неуместны — ведь травма или гибель самих спасающих только усугубит сложность обстановки.

Заболевание в горах- одна из самых опасных аварийных ситуаций на маршруте. Причин заболеваний может быть много, но любое заболевание, осложненное высотой, может закончиться трагедией. Особенно опасны заболевания сердечно-сосудистой системы, простудные и тяжелые формы горной болезни. Во избежание заболеваний необходимо все время следить за тем, чтобы организм человека не переохлаждался. Надо помнить, что если внизу человек довольно быстро сам справляется с начинающейся простудой, то на высоте, ослабленный горной болезнью и кислородным голоданием, организм часто оказывается не в состояние ликвидировать начинающееся заболевание, и ему нужно интенсивно помочь. Вот почему так важно при первых же признаках недомогания немедленно сообщать об этом руководителю и походному лекарю. Важно вовремя распознать начинающуюся болезнь и срочно принять все профилактические и лечебные меры. Группа, отправляющаяся в высокогорье, должна иметь достаточно подготовленного для оказания серьезной медицинской помощи туриста, вооруженного не только подробной инструкцией о необходимых действиях в тех или иных случаях, но и достаточно полным набором медикаментов. Вместе с тем, действенным способом лечения большинства заболеваний в высокогорье остается быстрое снижение высоты. Иногда целесообразнее подняться с заболевшим на еще большую высоту, после чего окажется возможным быстрый и большой сброс ее, нежели двигаться вниз, но гораздо медленнее теряя высоту. Особенно это касается случаев с простудными заболеваниями, которые на высоте прогрессируют, переходя в отек легких, после чего человек "сгорает" буквально за несколько часов. В этой ситуации руководитель похода должен тщательно продумать тактику транспортировочно-спасательных работ и выбрать наиболее простой, безопасный путь. 1 При движении по скальным н ледовым склонам, преодолении ледопадов и снежно-ледовых карнизов возможно травмирование участников падающими камнями, кусками льда" или фирна. В этом случае группа, соблюдая правила безопасности, должна оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, вывести или вынести его из опасной зоны, а при тяжелой травме организовать транспортировку до ближайшего удобного и безопасного места для оказания более обстоятельной медицинской помощи и изготовления более удобных для дальнейшей транспортировки приспособлений.

Очень важно, чтобы группа перед выходом в горы попробовала изготовить носилки и отработала разные варианты индивидуальной и групповой переноски пострадавшего (на альпинистских поясах, веревке, рюкзаке, носилках) с тем, чтобы в горах, если случится несчастье, не терять время на изобретение давно известных и проверенных методов.

Важное место в организации спасательных работ в горах занимает взаимодействие туристов внутри группы. Задача руководителя заключается в том, чтобы каждый участник твердо знал свое место, свою задачу, четко и без промедления выполнял ее. В тех случаях, когда возникает необходимость выслать вперед передовой отряд для вызова внешней помощи, ему должна быть поставлена четкая, однозначно понимаемая задача и оговорены все возможные варианты и сроки взаимного передвижения, средства связи и сигнализации. Все это должно быть изложено письменно. Документ составляют в нескольких экземплярах-по экземпляру для каждого уходящего и руководителя. Четко написанный документ способствует правильному выполнению поставленной задачи. В этом документе должны указываться задача передовой группы и контрольные сроки с нанесением всей маршрутной информации на карту или выкопировку с нее, которые также обязательно должны быть у уходящей за помощью группы. Кроме того, спасательная группа должна иметь записку об аварии для передачи КСС или другим спасателям, содержащую информацию о происшедшем несчастном случае, положении группы, ее месте нахождения или направлении передвижения, характере травм и количестве потерпевших, наличии специального спасательного снаряжения,. медикаментов, средств связи, сигнализации, горючего и продуктов питания. Должны быть также составлены тексты телеграмм в соответствующие организации с указанием номера маршрутной книжки, фамилии руководителя, фамилий и домашних адресов потерпевших

В качестве средств связи туристы используют зеленые и красные ракеты. В горах основной сигнал бедствия — красная ракета. Общепринятым сигналом бедствия считается также сигнал, подаваемый шесть раз в минуту. В этих целях можно применять электрический фонарь, периодически закрываемый штормовкой костер или примус и т. д.

При поисковых платах с помощью вертолета группе выбрасывают вымпел с инструкциями о необходимых сигналах для ответа на разные вопросы (та ли это группа, которая разыскивается, нужна ли помощь, может ли группа самостоятельно начать транспортировку пострадавшего, нужен ли врач и пр.). Простые сигналы с земли в виде фигур приведены выше (см. рис. 4).

История спасательной службы в горах и её организация в современных условиях

Необходимость в спасательных службах в горах существовала уже давно. Ещё в 19 веке началось активное продвижение людей в горы, и, к сожалению не всегда пребывание людей в горах заканчивалось благополучно. Так на Кавказе первой крупной катастрофой можно назвать переход Новороссийского драгунского полка в обход Крестового перевала во время Русско-Турецкой войны.

В марте 1853 года, передвигаясь по маршруту сел. Коби – сел. Каркуча - пер. Бусарчильский, при спуске с последнего один из эскадронов попал в лавину, при этом 3 офицера и 31 солдат оказались под снегом, из них 14 человек погибло. Также погибло 28 лошадей.

Необходимо отметить, что снежно-ледовые обвалы, лавины, сели и связанные с ним наводнения до середины 19 века часто и надолго прерывали движение по Военно-Грузинской дороге. На то время это была единственная хорошая дорога, соединявшая центр Северного Кавказа и Закавказье.

До наших дней сохранились тропы обхода над дорогой от р. Кистинки до Казбеги, а вплоть до 1917 года существовал Терский отдел Кавказского округа путей сообщения со своими казармами, будками, наблюдателями и т.п.

Надо сказать, что главной задачей 19 века для администрации крепости Владикавказ было бесперебойное и безопасное передвижение по Военно-Грузинской дороге. Для этого на перевале были построены приюты, держали горных проводников. Так на Крестовом перевале длительное время спасателями-проводниками работали несколько поколений Бидаровых – их можно назвать первыми спасателями Осетии.

Начало первых профессиональных поисковых работ в горах Кавказа было положено выдающимся английским альпинистом-путешественником Дугласом Фрешфильдом в 1889 г., когда он возглавил и проводил поисковые работы пропавших в горах в 1888 г. альпинистов Донкина и Фокса.

Д.Фрешфильд был отважным горовосходителем, сумевшим за один сезон 1868 года совершить великолепный дубль – первовосхождение на Казбек и первопрохождение на Эльбрус с Юга (Вост. вершину), и он сумел через год отыскать лагерь погибших альпинистов под Коштантау.


Возникновение организованной индустрии горных путешествий на Кавказе в начале 20 века потребовало создания класса проводников, наблюдателей, спасателей для обслуживания туристов. Возникла необходимость строительства приютов, хижин и троп вдоль туристических маршрутов.

В 1901 г. возникло Русское горное общество в 1903 г. - Владикавказское горное общество. Вопросы безопасности и разбор несчастных случаев в разных горных системах подробно освещались в географических изданиях, трудах, сборниках горных обществ.

Так, в “Ежегоднике Кавказского Горного общества за 1905 г.”, разбирался несчастный случай на Барт-Корте, когда в обычной экскурсии на спуске по осыпи от Ермоловской хижины в августе 1904 г. погиб гр. Котельников. Сам председатель Русского горного общества делал подробный анализ и выводы: “Действия проводников и спасателей были верными, а несчастный случай произошёл по вине пострадавшего, легкомысленно не пожелавшего выполнять указания проводников”.

Смутный период 1915-1924 гг. практически свёл на нет все достижения в области горного туризма предыдущей эпохи. Приюты и хижины пришли в упадок или были разрушены, кадров для работы в горах не стало. Но в 1925 году с бандитизмом на Кавказе было покончено, и в стране вновь зародился широкий интерес к горным путешествиям.


С середины 20-х годов, момента зарождения альпинизма и горного туризма в СССР, возникла проблема оказания помощи, спасения и контроля в горах, т.к. среди десятков любителей горной природы появились и многочисленные группы “Интуриста” с непредсказуемыми маршрутами и не подчиняющиеся никаким правилам и постановлениям.

Точно так же, бесконтрольно, нигде не регистрируясь, на свой страх и риск, действовали первые отечественные спортивные группы в горах, и для их нормальной работы требовалось создание единой организации по горным путешествиям.

В 1929 г. возникло “Общество пролетарского туризма и экскурсий” с отделениями в союзных республиках. Началось строительство турбаз и альплагерей. В целях безопасности была введена классификация горных маршрутов, а степень подготовки самих альпинистов с 1934 года стала оцениваться значками “Альпинист 1 и 2 ступени” и “Мастер Советского альпинизма”.

К 1940 году в стране действовало около 40 альпинистских лагерей, подготовивших более 100 тысяч альпинистов. Регулярно работали школы инструкторов, и достаточно чётко была налажена работа горноспасательных пунктов на Кавказе, где трудились: А.Гусев А.Малеинов А.Золотарёв Н.Гусак А.Дурнов и другие.

Развитие массовости в альпинизме и горном туризме привело к усложнению маршрутов восхождений, к выбору более трудных путей подъёма и прохождению сложных перевалов. В целях безопасности и для постепенного роста спортивного уровня альпинистов в 1946 году были введены спортивные разряды по альпинизму.

Несчастные случаи в горах 1951-1956 гг. (вершины Пассионария, Домбай, Щуровского, пик Победы и др.) поставили спортивное руководство страны перед необходимостью создать единый контролирующий орган. Он нужен был для предупреждения и профилактики чрезвычайных ситуаций с альпинистами, а также возможности спасения попавших в беду, т.к. все эти несчастные случаи вызвали большую негативную оценку у руководства страны. В альпинизме СССР возникла предпосылка для создания КСП, и в 1958 г., по решению, ВЦСПС, для координации и руководства действиями спасательных отрядов альплагерей (состоящих из самих же альпинистов) были созданы постоянно действующие Контрольно–спасательные пункты – КСП.

В 60-х годах, через 15 лет после создания КСП, такая же реакция ВЦСПС на большое количество несчастных случаев с неуправляемым кланом т.н. спортивных туристов вызвала образование системы Контрольно-спасательных служб – КСС, через 15 лет после создания КСП.

В подготовку, организацию и обучение кадров инструкторов и спасателей КСП много сил вложил Ф.А.Кропф (1914-2004гг), который, с 1935 г. по 1993 г., работал в системе альпинизма. Он же создатель основного пособия для спасателей “Спасательные работы в горах”, написанного в 1975 г. и актуального и востребованного до сих пор, т. е. через 30 лет после выпуска книги!

После создания КСП для подготовки кадров ввели курсы обучения на жетон “Спасательный отряд” и ежегодные соревнования спасательных отрядов альплагерей на скальном рельефе. В дальнейшем подобные соревнования стали проводиться и в системе КСС.

Система КСП помогла стабилизировать и упорядочить выпуск альпинистских групп на восхождения. Все группы на восхождениях имели радиосвязь (5 сеансов в день, плюс аварийное и контрольное прослушивание), группы наблюдения и взаимодействия. В случае крупных аварий КСП имело право организовать и привлекать на спасательные работы почти любых спортсменов в альплагере.

Большое учебно-методическое значение имели проведение разборов и зачет восхождений, разбор несчастных случаев, их профилактика, наблюдение за учебными занятиями, контроль объективно опасных горных объектов и маршрутов данного района, организация и проведение поисково-спасательных работ.

Больше всего неприятностей в работу КСП вносили аварии с внеплановыми, “дикими” туристами, и внелагерными альпинистскими мероприятиями, т.к. их деятельность заведомо шла в обход инструкций и указаний КСП. Доходило до того, что работникам КСП приходилось мобилизовать, в ущерб спортивным планам, спортивные составы альплагерей, для ведения масштабных поисково-спасательных работ по поиску или спасению отдыхающих.

Аналогичная ситуация возникла и в работе КСС, где дополнительные трудности были не только из-за большого количества групп в сезон, но из-за отсутствия радиосвязи с этими группами. Также не всегда хватало квалифицированных кадров спасателей и транспорта. Иногда были периоды, когда число аварий в горах с туристами и альпинистами значительно возрастало, а руководство ВЦСПС требовало усиления контроля над спортивными группами (вплоть до ограничения доступа их в горы) с целью уменьшения числа несчастных случаев (т.н. закрытые районы).

Для индустрии спортивного туризма и альпинизма это был серьёзный удар, но при тех нормах финансирования и материального обеспечения, видимо, по-другому и быть не могло. Несмотря на все эти трудности, общественные спасательные отряды, укомплектованные добровольцами, которые, в основном и работали в КСП и КСС, проводили десятки, а иногда и сотни работ в год. При этом количество погибших на территории СССР, до начала демократизации, составляло в среднем около 50 человек в год. Сейчас же если только на территории России в год выходит такая же цифра, то год считается “удачным”.

После развала Советского Союза и самой структуры ВЦСПС финансирование КСП и КСС фактически закончилось. Одновременно с этим началось образование МЧС. В конце 1990 года группа депутатов добивается создания в РСФСР Российского корпуса спасателей, и 27 декабря (сейчас это День Спасателя) принимается соответствующее решение. Но только в августе 1992 г. был образован Государственный Комитет по Чрезвычайным Ситуациям (ГКЧС), который объединил КСП и КСС.

Работники КСП и КСС вместе со своей материальной базой перешли в ГКЧС. Ещё через 3 года, присоединив к себе войска Гражданской обороны, ГКЧС реорганизуется в МЧС.

Начиная с 1992 г. функции спасения людей в России, в том числе и в горах, берёт на себя эта организация. Но работа спасателей МЧС стала существенно отличаться от работы спасателей в СССР, для которых главным было предотвращение несчастных случаев в горах, контроль безопасности восхождений и организацией учебного процесса альпинистов, спасение попавших в беду.

Спасатели МЧС, может быть, осуществили мечту многих поколений спасателей – общественников, работавших в КСП и КСС – они смогли, занимаясь любимым делом, получать за это деньги и небольшие льготы от государства. С появлением МЧС в Перечне Профессий наконец-то появилась профессия “Спасатель”.

Но спасатели сегодняшнего дня, получающие за свою работу в среднем 6-7 тысяч рублей (на апрель 2006 г.), должны быть спасателями-универсалами. Они должны уметь оказывать помощь, и не только в горах, но и под водой, на воде, и в техногенных катастрофах. Исключением по зарплате и по необходимости быть универсалами, являются только т.н. муниципальные спасатели. Они входят в состав городских спасательных служб, которые за последние 5-7 лет были образованы почти в каждом крупном городе России. Сфера деятельности муниципальных спасателей - Дорожно-Транспортные Происшествия, промальп на захлопнувшихся дверях, кошечки на деревьях и собачки посреди реки, иногда техногенные аварии и водолазные работы. При всём этом зарплата, как правило, в 1,5-2 раза выше, чем у спасателей на федеральном бюджете (а если город или край богатые - то и больше).

Спасение же людей за пределами города падает на плечи федеральных спасателей, которых во всей России около трёх тысяч.

В последнее время, правда, в некоторых субъектах РФ намечается, а кое-где уже осуществилось, создание краевых, областных, республиканских спасательных отрядов на местном бюджете, которые будут оказывать помощь по всей территории субъекта, т.е. и в горах, если они есть на территории этого края или республики. Но человек, хорошо разбирающийся в альпинизме, прекрасно понимает, что спасателя, безаварийно работающего на маршрутах 6-й, или даже 4-5-й категории, за год-два не подготовишь. А таких спасателей нужно не 20 и не 30 человек, поскольку спасатели - тоже люди, и они могут, как не странно, болеть, им нужно заниматься другими работами, ездить на обучение, повышать свой спортивный уровень, ходить в отпуска, наконец. И кто скажет, сколько нужно спасателей для Приэльбрусья, где в прошлом году через Эльбрусский ПСО прошло, только зарегистрированных, более 2000 групп. Вот иногда и складывается такая ситуация, что не везде физически успевают быть спасатели, не на всех ЧС оказать помощь. Зато потом бывает повод во всех околоальпинистских изданиях, на многочисленных форумах в Интернете склонять МЧС (случай на Коштантау во время гибели альпинистов на Чемпионате России в 2000 году Уллутау в 2004 году).

Стоит вообще отметить, что в 21 веке изменилась психология, принципы и этика восходителей. За редким исключением, бравада, риск и пренебрежение опасностями и погодой стали главными мотивами пребывания в горах. Современные туристы и альпинисты это, очень часто, люди, сознательно ищущие неприятности на свои головы в погоне за пресловутым адреналином. Это стремление изо всех сил поддерживается печатными изданиями, кино, и даже рекламой различных товаров, далёких от гор, воспевающих экстремальные ситуации и смертельный риск. Если ты не рисковал на “единичке” или “двойке” - значит ты не экстремал! И, к сожалению, спасательные отряды и службы в горах сейчас - последний оплот на пути таких людей, потерявших чувство опасности в горах. Хотя МЧС и не может не пускать туристов и альпинистов куда - либо, поскольку у нас в стране свобода передвижения. У спасателей остаётся только право регистрировать группы, уходящие в горы, и то не все удосуживаются зайти в ПСО и дать информацию. Хотя в Правилах совершения восхождений в горах Ответственный за Безопасность (раньше это был начспас) обязан согласовывать работу альпинистского мероприятия с поисково-спасательным отрядом МЧС РФ в районе нахождения. Часто за помощь и консультации спасатели получают небрежные ксерокопии маршрутных документов (без схем и карт). По ним, в случае ЧС, невозможно будет определить, где находится группа. Так же часто можно увидеть и услышать игнорирование любых замечаний по маршруту, стремление к анархическим путешествиям по горам в любых направлениях и комбинациях (одно “затаскивание”, по другому и не скажешь, детей из детдома, директором (батюшкой), для совершения на Западной вершине Эльбруса торжественной литургии). Чего стоит и кому он нужен, этот подвиг!?

Несмотря на все эти проблемы, Министерство по Чрезвычайным Ситуациям, никогда не отказывает в помощи ни своим, ни иностранным гражданам, какими бы правдами и не правдами они оказались в горах. В течение нескольких минут группа спасателей выдвигается к месту ЧС.

На Кавказе все республиканские ПСО, являющиеся филиалами Южного Регионального ПСО, который базируется в Сочи, иногда вынуждены работать на крупных поисковых работах по очереди, из-за большой нагрузки на спасателей, так как некоторые работы растягиваются на несколько недель. Пример – майские работы 2004 года по поиску группы ульяновских туристов на Эльбрусе с Севера, и транспортировке тел с высоты 5100 м. Поисково-спасательные работы в мае 2006 года по поиску и транспортировке тел российской и украинской групп с высоты 5400 метров по Южному склону Эльбруса.

(есть и такой вид спорта), чаще всего не пригоден для многочасовых подъёмов в горах с грузом и выполнения спасательных работ в тяжёлых погодных условиях высокогорья. В 2006 году, возможно, будет, создан Высокогорный Спасательный отряд МЧС России, с современным альпинистским снаряжением и средствами связи. В него войдут спасатели Кавказа на федеральном бюджете, имеющие альпинистские разряды и звания. Планируется количество спасателей – до 60 человек, с поочерёдными дежурствами в ущельях Кавказа, с дальнейшим спортивным ростом спасателей. В Ставрополе в апреле 2006 г. появился вертолёт для проведения работ, в том числе и в горах.