Основные условия обращения в европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Справка Европейский суд по правам человека принял

Для граждан тех стран, которые ратифицировали Конвенцию по защите прав и свобод, есть возможность обжалования решения в Европейском суде. Данный институт не является одной из ступеней российского законодательства, в связи с этим процесс подачи жалобы имеет отличия от стандартной процедуры.

Критерии приемлемости обращения в ЕСПЧ

Подать жалобу в ЕСПЧ можно при несогласии с решением национального судебного органа по гражданскому делу. В целом, организация рассматривает все виды дел:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не каждый процесс будет рассмотрен в Страсбурге, претензии должны соответствовать следующим критериям:

  1. Жалоба должна быть направлена против страны, которая ратифицировала международную Конвенцию.
  2. Одна или несколько прав человека были нарушены или блокированы со стороны органов власти.
  3. Долгий судопроизводственный процесс или плохое содержание в местах лишения свободы также являются условиями для рассмотрения заявки.

Основанием для подачи жалобы в Европейский суд по правам является нарушение статей Конвенции. В связи с этим, прежде, чем формировать заявку, важно определить, подходит ли она под перечень рассматриваемых организацией вопросов.

Рассмотрим основные положения международного сообщения:

  1. Право на жизнь, а также личную независимость.
  2. Запрет на рабство и истязания.
  3. Справедливость и открытость при рассмотрении дел в суде.
  4. Свобода религии, моральных убеждений, получении образования.
  5. Право обращения в вышестоящие судебные инстанции и , в случае ошибок и нарушений со стороны органов власти.
  6. Невозможность быть осужденным повторно за одно преступление.

Таким образом, подача жалобы актуальна в том случае, когда были нарушены права человека и гражданина государственными органами власти.

Пакет документов

Согласно правилам Страсбургского суда, заявление может быть подано на всех официальных языках стран Европы, в том числе и на русском. Пакет документов по уголовному делу также не требуется переводить и заверять нотариально.

К основному перечню документации относится:

  • актуальный формуляр;
  • приложения, отражающие суть и решения местных органов власти всех инстанций;
  • если обращение поступает от группы лиц, то прилагается бланк с личными данными потерпевших.

Важно! Если секретариат запрашивает дополнительные документы, то заявитель обязан отправить их в течение шести месяцев после получения запроса. В случае отказа или несвоевременной отправки бумаг дело будет закрыто на основании недостаточности фактов.

Как подать самостоятельно

  1. Подача документов и заявления осуществляется по на адрес Страсбургского суда , представленный на официальном сайте организации. В связи с тем, что важно наличие живой подписи со стороны заявителя, по электронной почте и факсу жалоба не принимается на рассмотрение .
  2. После составления заявления происходит формирование пакета документов . Если в формуляре присутствуют ошибки или не достаточно подтверждающих , то об этом в письменной форме сообщит секретариат суда и предоставит время на доработку материалов. Сама подача заявления бесплатна, а вот стоимость услуг юриста и отправки определяется индивидуально.
  3. Рекомендуется отправлять копии документов . Дело в том, что если в жалобе будет отказано по причине несоответствия предоставляемых материалов стандартам, то обратно их не отправят. При составлении повторной правильной формы снова потребуется полный пакет документации.

Как написать жалобу в Европейский суд по правам человека

Когда ситуация подходит под рассмотрение Страсбургским судом, важно грамотно и четко составить само заявление. К базовым аспектам, указываемым в документе, относятся:

  1. Персональные данные заявителя, а также адрес места пребывания.
  2. Кратко сформулированная просьба.
  3. Суть попрания прав в данной ситуации.
  4. Описание действий, предпринятых для защиты прав в рамках страны.
  5. Список всех судебных решений и предписаний, с приложением их копий.
  6. Формулировка претензий, в том числе и финансовых, связанных с затратами на судопроизводство.
  7. Просьба с отправкой формуляра в случае положительного решения ЕСПЧ.

Почтовый адрес ЕСПЧ:

European Court of Human Rights Council of Europe

67075 STRASBOURG CEDEX FRANCE

Перечислим некоторые особенности:

  1. Сам документ должен быть напечатан, иметь нумерацию страниц. Скреплять бумаги не требуется.
  2. Отправить прошение нужно по адресу, который можно найти на официальном сайте.
  3. В ответ будет получено оповещение, в котором делу присвоится временный номер.
  4. Секретариат может запросить досыл дополнительных документов. При их отправке надо указывать присвоенный номер жалобы.

Как правильно заполнить формуляр

Заполнение формуляра допустимо на трех языках: национальном (для россиян – русском), а также на английском и французском, как официальных языках в международных отношениях.

Актуальный образец формуляра отправляет секретариат, большинство попыток писать напрямую в инстанцию, как правило, приводят к отказу:

  1. Во-первых, могут быть ошибки в оформлении.
  2. Во-вторых, сам бланк может иметь устаревшую форму. Составить документ самому на основе данных в интернете проблематично, так как они противоречивы и могут носить неактуальный характер.
  • лаконичность и простота выражения;
  • не стоит отклоняться от образца формуляра, но если это требует индивидуальный характер обращения, то это допустимо;
  • использование шрифта Calibri, 11 кегль ;
  • сокращения и не принятые в международном использовании аббревиатуры не рекомендованы;
  • опираться только на факты и проверяемую информацию по делу.

Текст должен быть структурирован и разделен на абзацы. Сложно составленное заявление может быть отклонено без уточнения причин .

Если происходят изменения в обстоятельствах дела , то заявитель обязан сообщить об этом в письменной форме. Письмо должно содержать сами обстоятельства и то, какое они могут оказать влияние на дальнейший исход процесса.

Пример формуляра ЕСПЧ:

Правила, условия и сроки подачи

Процедура подачи жалобы строго регламентирована. В первую очередь человеку требуется пройти все инстанции в России , если решение суда осталось неизменным, то предоставляется полгода на подачу заявления в Страсбург. В ряде дел не обязательно рассмотрение в .

Подача в ЕСПЧ предусмотрена при следующих условиях:

  • гражданские дела – после отклонения в четвертой инстанции;
  • уголовные дела – после ;
  • после .

Срок на подачу заявления ограничен шестью месяцами . Спустя полгода после принятия решения национальным органов международная организация жалобу не примет.

Как проверить статус жалобы

Проверить статус рассмотрения жалобы на официальном сайте ЕСПЧ стало возможным только с 2016 года. С целью сохранения конфиденциальности это можно сделать только по присвоенному досье номеру. То есть стороннее лицо, используя только персональные данные заявителя, почерпнуть информацию не сможет. Важно сохранить письмо, полученное от секретариата, для возможности досыла документов и проверки статуса жалобы.

Информация по заявлению будет доступна при трех условиях:

  • заявление принято к рассмотрению;
  • оно не носит характер;
  • решение по нему пока не принято.

Обратите внимание! Обновление информации может идти с задержкой в несколько дней. Оповещение о том, что документы приняты к рассмотрению может не придти, в связи с этим стоит отслеживать его на сайте.

Порядок рассмотрения

  1. Первое обращение рассматривает секретариат Страсбургского суда. При положительном решении об этом отправляется уведомление, как заявителю, так и в государственную структуру, против которой выдвинута жалоба.
  2. В большинстве случаев личное присутствие в суде не требуется, основные вопросы решаются в письменной форме, путем оповещения о принятых решениях.
  3. В зависимости от сложности дела секретариат может назначить либо одного , либо нескольких. Максимальное количество судей представлено в Большой палате – семнадцать человек.
  4. Процесс рассмотрения заявки занимает несколько месяцев, максимально может продлиться до одного года. Вся переписка будет идти на официальных языках Страсбурга. Ко всему процессу рекомендуется привлечь юриста со знанием английского или французского языка.

Само дело может рассматриваться от нескольких лет до пяти, в целом все индивидуально и зависит от сложности и неоднозначности дела. Посмотреть результаты дел можно на официальном сайте организации.

Причины отклонения

Документ не может быть составлен в свободной форме, любое нарушение в структуре приводит к отказу в рассмотрении. К другим типичным ситуациям, при которых ЕСПЧ отклонит заявление, относятся:

  • жалоба от анонимного лица;
  • повторная подача без наличия новых условий и ;
  • уже рассматривается другим международным органом;
  • отсутствуют доказуемые факты дела;
  • содержит заведомо ложную информацию.

Правовая база

Регулирование осуществляется на основании ряда нормативных актов. При подаче заявления и анализа результатов рассмотрения стоит опираться на:

  1. , принятую в 1950 году, а также учитывать все внесенные в нее поправки за последние десятилетия.
  2. , принятый в 1998 году.
  3. Инструкция по практическим действиям, утвержденная в 2017 году.
  4. Особые протоколы, к числу которых относятся: первый, четвертый, шестой, седьмой, двенадцатый и тринадцатый.

Жалоба в Европейский суд по правам человека – одна из крайних мер, к которой может обратиться гражданин с целью защиты. Не смотря на сложность и многоступенчатость процесса, данная инстанция дает реальную возможность восстановить нарушенные права. Подойти к процессу оформления и сбора документов важно максимально тщательно, дабы не допустить ошибок.

Полезное видео по теме

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .


Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека . Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Страсбургский суд (Международный суд по правам человека в Страсбурге) расположен во Франции и является судом, в юрисдикцию которого входит рассмотрение жалоб поступивших от различных лиц, заявляющих о нарушениях прав человека, предусмотренных (официальный сайт).

К сожалению, для России нарушение прав человека не является редкостью, поскольку в стране сложилась негативная тенденция, затрудняющая поиск справедливости и защиту нарушенных прав с помощью внутренней судебной системы. На фоне обострившейся внешнеполитической обстановки, во многом сошли на нет все позитивные начинания рубежа первых 2 десятилетий XXI века по реформированию российской судебной системы, направленному на беспристрастность и независимость российских судов. Эта проблема касается всех отраслей процессуального права: уголовного, гражданского, административного и даже арбитражного.

При наличии внешнего давления смещаются фокусы взглядов государства и общества от внутренних проблем на внешнюю политику. Что в свою очередь ведет к умалению необходимости защиты прав и свобод отдельного человека. В таких условиях суды как бы перестают ощущать давление общества и начинают работать по старинке, то есть, выполняя формальный подход к решению и рассмотрению дел. Особенно это ощутимо сказывается в делах по спорам отдельных граждан с органами государственной власти. В подавляющем большинстве таких случаев суды априори встают на сторону властных структур.

Например, по уголовным делам с одной стороны оправдательные приговоры за последние два года сошли с 0,54% на 0,36%, но в тоже время добиться возбуждения уголовного дела в некоторых ситуациях, когда требуется привлечь к уголовной ответственности обидчика, не говоря уже о должностном лице органа государственной власти, пострадавшему гражданину становится очень непросто.

В административном судопроизводстве, как и при производстве по делам об административных правонарушениях складывается похожая ситуация. В подавляющем большинстве случаев суды также априори встают на сторону властных структур. При таком положении вещей обычному гражданину в большинстве случаев приходится бороться с государством с помощью внешних институтов. На помощь им приходит Страсбургский суд (Европейский суд по правам человека).

Есть ли какая-то специфика при обращении в Страсбургский суд?

Однако Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не является еще одной (последней) инстанцией в российской судебной системе, поэтому граждане РФ должны знать, что при обращении в российские суды за защитой своих нарушенных прав им надо сразу закладывать такую возможность, даже скорее необходимость, как обращение в Европейский суд по правам человека. Попадая под незаконное уголовное или административное преследование, либо становясь жертвой преступного посягательства, а равно, получив необоснованный иск гражданский или административный, необходимо в ходе процесса собирать информацию в материалы дела о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод.

Здесь подразумевается, что на каждой стадии процесса необходимо заявлять о соответствующих нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод (при наличии таковых) при этом даже не обязательно указывать на конкретные статьи.

Конечно, по возможности желательно их указывать, а также ссылаться на прецеденты по рассмотрению жалоб на аналогичные нарушения прав человека в Европейском суде. Это необходимо для того чтобы после того как будут исчерпаны все эффективные способы судебной защиты нарушенных прав в национальных, т.е. российских судах можно было подать жалобу в Европейский суд по правам человека. Что необходимо сделать строго в течение шестимесячного срока. После вступления в силу протокола № 15 к Конвенции шестимесячный срок сократится до 4 месяцев.

В случае же если, например, по уголовным делам в процессе вплоть до апелляционной жалобы нигде не было указано о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека, то необходимо подать кассационную жалобу, где указать на соответствующие нарушения Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод, а также привести примеры прецедентов рассмотрения аналогичных нарушений по жалобам в Европейском суде по правам человека. В такой ситуации жалобу в Страсбургский суд придется подавать сразу же после подачи кассационной жалобы, не дожидаясь рассмотрения, чтобы не пропустить шестимесячный срок. По другим видам судебных процессов производств также должно быть отражено нарушение Конвенции. Иначе жалоба может быть признана неприемлемой или при рассмотрении по существу Европейский суд сочтёт что не было использовано в полной мере право на защиту от нарушения Европейской Конвенции по правам человека в национальных судах.

Чем на более ранней стадии процесса начало заявляться о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод, тем больше шансов на положительный результат рассмотрения жалобы в ЕСПЧ.

Можно ли справиться самому?

При самостоятельной подаче жалобы или подготовке жалоб с помощью знакомых юристов (адвокатов) не имеющих опыта работы с ЕСПЧ, как правило, возникает очень много ошибок, о чём неумолимо свидетельствует статистика: 9 из 10 жалоб Европейский суд по правам человека признаёт неприемлемыми, так в 2016 году Европейский суд проверил около 7000 жалоб против России, из них 6300 признал неприемлемыми или отклонил. Проблемы возникают не только с соблюдением многочисленных формальностей сопровождающих процессов ЕСПЧ, но и с неправильным определением существенных обстоятельств, имеющих значение для дела.

При этом по большинству из рассмотренных, из 228 Решений в 222, было установлено как минимум одно нарушение Европейской Конвенции по правам человека. Это говорит о том, что если жалоба принимается к рассмотрению, то в подавляющем большинстве случаев по ней принимается решение, имеющее положительный результат для заявителя.

Также необходимо учитывать, что на самой подаче жалобы ещё участие заявителя не заканчивается. Если жалоба не будет признана неприемлемой или отклонена, то после коммуникации к РФ, как к государству ответчику, и получения отзыва (меморандума) от уполномоченного РФ, заявителю необходимо будет предоставить отзыв (обсервацию) на официальном языке Европейского суда, то есть на английском или французском с отстаиванием своей позиции, опровергая доводы меморандума уполномоченного РФ, а также Требование о справедливой компенсации и её обоснование.

Следует добавить, что пятая часть всех Решений в 2016 году касалась Российской Федерации, из 993 решений в отношении стран членов совета Европы 228 касалось действий властей Российской Федерации, о чём было сказано выше. На основании чего можно сделать вывод, что в целом Европейский суд по правам человека уделяет значительное время и большое внимание жалобам против Российской Федерации, что в свою очередь внушает оптимизм потенциальным заявителем жалоб против Российской Федерации.

Если подробнее разобрать жалобы, на какие нарушения Конвенции они были поданы и в большинстве удовлетворены, то получается, что на первом месте нарушение права на свободу и личную неприкосновенность (153 заявления), на втором месте запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (64), на третьем право на справедливое судебное разбирательство (41). Очевидно, что основная часть жалоб происходит из нарушений в рамках уголовного судопроизводства, но на третьем месте идут нарушения права на справедливое судебное разбирательство, что включает в себя все виды судопроизводства.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что восстанавливать свои права и требовать справедливой компенсации за нарушение Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод имеет смысл в рамках всех видов судопроизводства.

Где находится Страсбургский суд и как туда обратиться?

На этот вопрос вы найдете ответ в , посвященном полезной информации о Страсбургском суде по правам человека.

Если же вы все же хотите привлечь к работе специалистов, то лучшим способом связи будет отправка документов на адрес

Подробнее об этом вы найдет информацию на странице « «

Фото Council of Europe (

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Часто бывает, что отправив жалобу в ЕСПЧ, человек несколько месяцев находиться в неведении относительно её судьбы. Ввиду чего часто возникают вопросы — можно ли позвонить в ЕСПЧ и получить ответ о состоянии жалобы, как сделать это если ещё не присвоен жалобе номер. Позвонить в Европейский суд и получить ответ на русском языке несложно, но не стоит этим злоупотреблять. Поэтому, если с момента подачи жалобы прошло более 6 мес. ответа нет, а Вы волнуетесь, лучше отправить письмо. Но если Вы всё же решили позвонить, то что бы получить ответ на русском языке, следует воспользоваться следующим номером:

8 10 33 388 412 01

После того, как Вы дозвонились по указанному номеру и услышали приветствие на иностранном языке, нажмите клавишу «4» для перехода в русскоязычное голосовое меню. После этого Вам будет предложено:
  • получить информацию по жалобе, которая уже подана в Страсбургский Суд, нажав «1»;
  • получить информацию об обращении в Европейский Суд по правам человека, нажав «2»;
  • получить ответ на вопрос, связанный с применением срочных мер по предотвращению выдворения за пределы государства или иных временных мер в соответствии с Правилом 39 Регламента Европейского Суда по правам человека, нажав «3»;
  • обратиться по другому вопросу, нажав «4».
Если после дозвона Вы воспользуетесь первым пунктом голосового меню, Вам сообщат, что Вы не можете получить информацию о состоянии жалобы по телефону, после чего связь будет разорвана.

Таким образом, получить какую либо общую информацию Вы можете, только по пункту 4 меню. Еще раз предупреждаем, злоупотреблять возможностью позвонить в ЕСПЧ с целью узнать о поступлении жалобы не следует, так же не следует злоупотреблять пунктом 3 меню, и требовать срочных мер в соответствии с Правилом 39 Регламента Европейского Суда по правам человека, изначально внимательно изучите данное положение Регламента, что бы знать в каких случаях ЕСПЧ принимает обеспечительные меры, в ином случае будет признано наличие злоупотребления с Вашей стороны и с Вами прекратят общение и переписку.

Относительно, долгого отсутствия вестей из Страсбургского суда, помните, что отказы в принятии жалобы (письмо о признании жалобы неприемлемой) приходят обычно не позднее чем через 3-4 месяца, но письмо со штрихкодом и сообщением о прохождении жалобой фильтрационной секции может быть отправлено и позже (это связано с особенностями регламента работы юристов фильтрационной и палатной секций ЕСПЧ). Соответственно если, имеет место задержка с ответом, то вероятно новости будут хорошие, Европейский суд принял Вашу жалобу. Из нашей практики самый долгий ответ мы ждали 10 месяцев, от других адвокатов слышал о случаях когда срок ожидания превышал год. В остальном, в большинстве случаев, ответы приходили в течении 2-4 месяцев, но за последнее время было два случая, когда ЕСПЧ по нашим жалобам давал положительные ответы в течении 2 недель (одно дело касалось сноса собственности в Москве, другое осуждения по 228 УК РФ, за вещество не входящее в список наркотических средств).

Для начала разберёмся, что такое Европейский суд по правам человека. Это часто единственная возможность для того, чтобы как-то защитить свои права. Это последний шанс для тех людей, чьи права были нарушены, и подчас очень грубо, властями и правоохранительными органами отдельных государств, и государств стран СНГ - не в последнюю очередь. Бывает так, что гражданин, спасаясь от неправомерного и противоправного преследования, выезжает из России на территорию стран Евросоюза, чтобы не сесть в тюрьму без веских оснований. После выезда из страны ему приходится совмещать такие вещи, как и Если бы не было Европейского суда по правам человека, то во многих случаях добиться правды было бы невозможно, а защита общечеловеческих прав заканчивалась бы в высшей судебной инстанции того или иного государства, которая не всегда бывает справедливой.

Многие граждане, принявшие решение приехать жить во Франции на ПМЖ или в другой стране ЕС, в итоге смогли защитить свои права и снять с себя обвинительные приговоры благодаря грамотной защите в ЕСПЧ, где разбирают дела не предвзято, а опираясь на международные правовые стандарты. Так что любой удар по данной инстанции - это в значительной степени удар по справедливости, которой в современном мире и так не очень много.

Об исполнении решений ЕСПЧ

Если решения главной судебной инстанции государства, например Верховного суда РФ или Конституционного суда Франции, очень быстро "доходят до адресата" и немедленно принимаются к исполнению на территории государства, то решения ЕСПЧ порой непросто довести до исполнения. Что ни говори, а этот суд не внедрён в судебную систему ни одного государства. И вообще существует только два десятка государств, которые приняли Конвенцию и потому обязаны исполнять решения Европейского суда по правам человека. Но "обязаны", опять же, не в том смысле, в каком правоохранительные органы обязаны отправить в тюрьму человека, имея предписание суда. Здесь требуется добрая воля государства, принявшего Конвенцию, а наказаний за отказ соблюдать решения ЕСПЧ вообще не предусмотрено. По факту, решения ЕСПЧ имеют пожелательный характер. И чтобы такое решение было доведено до своего исполнения, может потребоваться изрядная доля дипломатии на переговорах с необходимыми органами и инстанциями той или иной страны. Обычно такие переговоры проводят сами представители ЕСПЧ, имеющие нужные дипломатические каналы. Но не всегда это заканчивается успехом.

Причины отказов в исполнении решений ЕСПЧ

Чаще всего в Европейский суд по правам человека, конечно же, попадают спорные и сложные дела, связанные с преследованием человека за границей. И весьма часто этот человек был как-то связан с политикой или бизнесом, либо и с тем и с другим. И неудивительно, что государство, осудившее гражданина на своей территории, часто говорит о том, что решения ЕСПЧ носили "политический" характер, а потому и исполнять их как бы необязательно. При желании объявить "политическим" можно почти что любое решение. Тем более что политическое решение не обязательно должно быть направлено против человека, который когда-то занимался политикой, всегда можно сказать о том, что тем или иным решением Европейский суд пытается надавить на определённую страну или действовать в рамках интересов западных стран. Хотя Европейский суд по правам человека меньше всего интересуется политическими режимами и взаимоотношениями стран, он был создан с единственной целью - гарантировать, что любой человек сможет спокойно себя чувствовать и знать, что его права всегда будут защищены, даже если ему так и не удалось добиться правды и справедливости в родной стране.

О новом указе Президента РФ: признание решений ЕСПЧ

Согласно новому указу, который вышел 15 декабря, Конституционный суд России получает полномочия принимать решение о возможности или невозможности исполнения решений межгосударственных судебных органов. Проще говоря, если Конституционный суд РФ посчитает, что ЕСПЧ принял неправомерное решение, то исполнять такое решение не будет нужно. Межгосударственных судебных органов на сегодняшний день не так много, и во многом это решение было направлено именно на Европейский суд по правам человека, куда могут обращаться и граждане России, недовольные преследованием по разным мотивам в родной стране и за её пределами.

Документ был подписан Президентом 15 декабря, 4 декабря он был принят Государственной Думой, а 9 декабря - Советом Федерации. Он уже вступил в законную силу, так что уже сегодня отдельные решения ЕСПЧ могут быть отклонены российской судебной системой.

Интересным дополнением является то, что Конституционный суд может признавать или не признавать решения ЕСПЧ по запросу федеральных органов, а также Правительства и Президента.

Как это будет выглядеть на практике? Несложно догадаться, что если кто-то из перечисленных инстанций/лиц обратится в КС РФ, то это как раз будет ярким примером политического решения, потому что по запросу с такого уровня суду просто придётся принять то решение, которое принять "нужно". Да и сам факт подобного обращения уже будет говорить о том, что решение Европейского суда по правам человека требуется не признать на территории РФ. Фактически, канал между ЕСПЧ и российскими судами просто закрыли - теперь между этими инстанциями появился новый участник в лице государственной власти России, которая получает полномочия управлять процессом признания или непризнания судебных решений. Таким образом, защиту прав в Европейском суде по правам человека провести можно, но вот провести в жизнь решение данного суда на территории России сегодня - будем реалистами - стало почти невозможно. Это будет возможно только в том случае, если государственные органы РФ сами этого захотят. Но если бы они изначально хотели, то не было бы и всего дела, не было бы и того, что гражданину пришлось обратиться в ЕСПЧ за непризнанием судебных решений и отстаивать там свои права с компанией Кофранс. Новый закон серьёзно усложнил путь европейскому правосудию на территорию России.

Причины принятия закона о непризнании решений ЕСПЧ

Нетрудно понять, что причины принятия такого закона исключительно политические. В настоящее время Россия ведёт сильную конфронтацию с Европой, так что ограничение действия решений Европейского суда по правам человека на территории России можно считать просто ещё одним способом для того, чтобы максимально "закрыться" от Европы и минимизировать влияние любых европейских инстанций на российские органы. Правда, в погоне за этим, наверное, неплохо бы различать, где находится поле для взаимных ударов и контрударов во время противостояния, а какие области лучше не трогать даже в самый разгар противостояния. И нет сомнений в том, что честный и справедливый суд - одна из таких областей.

В российских судебных кругах закон прокомментировали с позиции того, что речь вроде бы и не идёт о неисполнении решений ЕСПЧ, а только о таких ситуациях, когда российская Конституция лучше защищает права граждан. Вырисовывается ситуация, когда гражданин решил обратиться в Европейский суд по правам человека, этот суд принял решение - а затем оказалось, что российская правовая система "лучше защищает гражданина", то есть более лояльна к нему. Однако это нонсенс, потому что если бы российская правовая система и правда была на стороне гражданина, то он ни за что бы не обратился в ЕСПЧ. Оправдывать такой закон "благими намерениями" можно сколько угодно, но его суть не должна ускользать - а суть состоит в том, что любое решение ЕСПЧ может быть пересмотрено (читаем проще - отменено), если у государственных органов возникнет в том необходимость.

Ещё одна интересная черта нового закона - он устанавливает принцип "отдельного рассмотрения каждого решения ЕСПЧ". То есть, никакие принципы прецедента и аналогии не работают, по каждому делу Конституционный суд РФ выносит самостоятельное решение, принимать решение ЕСПЧ или нет. На первый взгляд звучит неплохо, но если вдуматься, то мы видим тут исключительно подходящую почву для избирательного правосудия и тех же самых политических дел. Можно надеяться, что решение Конституционного суда всегда будут справедливым, а пересмотр решений Европейского суда по правам человека будет осуществляться только в тех случаях, когда это правда в интересах гражданина, обратившегося в суд. Однако опыт показывает, что ожидать этого, к сожалению, было бы весьма наивно и недальновидно.

Практическая сторона: что даёт рассмотрение дела в ЕСПЧ

В каких случаях гражданину есть смысл обратиться в ЕСПЧ, и как это сделать?

Если гражданин преследуется на территории того или иного государства в связи с экономическими, уголовными или политическими делами (впрочем, специального раздела "политических" дел в большинстве государств нет, так что даже самые что ни на есть политические дела всё равно классифицируются как уголовные, гражданские или экономические), то само по себе признание его невиновности в Европейском суде по правам человека конкретно ничего ему не даст. Находясь на территории того государства, где ведётся преследование, нельзя будет чувствовать себя в безопасности. А если гражданин уже принял благоразумное решение приехать во Францию на ПМЖ , то ему бояться нечего - если не нарушать местные законы, а к тому же заручиться поддержкой серьёзной компании Cofrance , чтобы была проведена защита от экстрадиции, то никакое преследование правоохранительных органов его государства не будет ему страшно, в то время как снова приезжать в страну, где ведётся преследование, ни в каком случае не рекомендуется. Особенно если гражданину понятно, что преследование именно политическое, то есть факты и судебные решения подстраиваются под те установки, которые есть с самого начала.

Чаще всего в Европейский суд по правам человека люди обращаются, ставя перед собой вполне конкретные задачи.

1) Основная причина обращения в ЕСПЧ - это как раз защита от неправомерного преследования за границей. В том числе, и от требований экстрадиции. Чтобы экстрадиция не висела дамокловым мечом над головой, проще всего закрыть это дело именно через ЕСПЧ. Россия может сколько угодно отвергать решения такого суда, но ни одно европейское государство не рискнёт выдавать гражданина, если ЕСПЧ принял решение в его пользу и посчитал, что депортация недопустима.

2) Часто требуется разобрать какие-то конфликты, в которых фигурирует имущество, бизнес или финансы. Нередко бывает так, что всё перечисленное отбирается у гражданина на территории страны, которую потом ему самому пришлось спешно покинуть. Порой захват бизнеса и завладение деньгами и имуществом происходят самыми "чёрными" методами. Вот это всё можно будет оспорить в Европейском суде по правам человека. Есть значительный шанс, что все эти объекты или хотя бы часть из них вернутся своему законному владельцу согласно решению ЕСПЧ, или же можно будет получить компенсацию. Так что и в этом отношении добиваться пересмотра дела в Европейском суде по правам человека смысл есть.

Если вас интересует судебная победа в ЕСПЧ, обязательно работайте совместно с командой хороших юристов, таких как специалисты Кофранс . Это даст вам возможность в короткие сроки защитить свои права и начать жить более счастливой жизнью.