Уголовно правовое направление уголовной политики. Уголовно–правовая политика как основной элемент государственной уголовной политики. Виды диспозиций в УК

Понятие и цели уголовной политики

В современном мире насчитывается свыше двухсот самостоятельных суверенных государств, отличия между которыми обнаруживаются в особенностях политического режима, государственного устройства, формы правления, территориального и этнического состава, и т.д.

Однако существует определенный набор целей и задач, признание которых характерно для каждого государства. Одной из таких задач выступает поддержание правопорядка и защита охраняемых законом интересов от преступных общественно-опасных посягательств.

При этом следует иметь в виду, что с учетом общесоциальной значимости и сложности соответствующей деятельности, она не может реализовываться стихийно, напротив – рассматриваемое направление государственной деятельности опосредуется в рамках специального, научно-обоснованного направления политики государства – в мероприятиях уголовной политики.

В специальной литературе предлагает следующее определение уголовной политики:

Определение 1

Уголовная политика – это самостоятельное направление государственной деятельности, для целей обеспечения защиты граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом, содержанием которой выступает разработка целей и задач уголовной политики, а также выработка непосредственных методов и средств борьбы с преступностью.

Также следует обратить внимание на то, что рассматриваемая категория отличается определенной степень сложности и многоаспектности, в связи с чем, представляется необходимым отметить, что уголовная политика в настоящее время может одновременно пониматься в трех значениях:

  1. Как государственная деятельность, выраженная в совокупности действующих нормативных правовых актов, в которых определены цели, задачи и принципы противодействия преступности;
  2. Как особых виды практической государственной деятельности, направленной на реализацию соответствующих программных целей, задач и принципов борьбы с преступностью;
  3. Как научная теория о стратегии и тактике борьбы с преступностью.

Замечание 1

Важнейшим свойством уголовно-правовой политики, существование которого вытекает, в том числе, из содержания приведенных особенностей состоит в том, что с одной стороны, соответствующая политика является единой – это вытекает из единства ее целей, задач и принципов. С другой – она сложна по своей внутренней структуре, поскольку объединяет множество относительно самостоятельных направлений государственной деятельности, призванных достижению общей цели – обеспечению законности и противодействию общественно-опасным посягательствам.

Содержание мер уголовно-правовой политики

Переходя к рассмотрению вопроса о содержании мер уголовно-правовой политики представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что противодействие такому сложному и опасному социальному явлению как преступность, требует от государства и общества приложения серьезных комплексных усилий, выраженных, в первую очередь – в мероприятиях и мерах общесоциального и специального (превентивного характера).

Общесоциальные меры уголовно-правовой политики государства: в их числе в специальной литературе принято называть совокупность социально-экономических, социально-культурных, организационно-управленческих, общеправовых мер, которые имеют основополагающее значение в деле противодействия преступности – не будучи направлены специально на это, они воздействуют на сами причины преступности, путем решения (или снятия остроты) многих общесоциальных проблем. В этой связи, общесоциальные меры уголовно-правовой политики содержат в себе важный превентивный компонент, позволяющий перспективное воздействие на состояние преступности, путем воздействия на ее причины;

Специальные меры уголовно-правовой политики связаны с непосредственным воздействием на разного рода преступные посягательства, поскольку они специально предназначены (и активно используются государством) для борьбы с преступностью. В числе конкретных мероприятий и мер представленной группы могут быть названы: совершенствование законодательства и практики его применения в части предупреждения и пресечения преступных посягательств, возложением конкретных мер уголовно-правового характера на виновных лиц, реализацией мер уголовно-правового, процессуального, уголовно-исполнительного и административного воздействия на лиц, совершивших или готовы совершить преступление, и с иными факторами, оказывающими влияние на состояние, структуру и динамику преступности.

Структура уголовно-правовой политики

Исходя из анализа приведенных особенностей и элементов уголовно-правовой политики можно сделать вывод о том, что соответствующее направление государственно-властной деятельности, в обобщенном видео объединяет два основных направления реализации противодействия преступности, составляющие, в этой связи, структуру соответствующей политики:

  1. Политика предупреждения преступлений – приоритетное направление государственной деятельности, выраженное в поиске, разработке, исследовании и реализации целей, принципов, основных направлений, форм, методов и средств воздействия на детерминанты преступности, для целей сдерживания и сокращения количеств общественно-опасных посягательств, и правонарушений в целом;
  2. Политика реагирования на преступления – второй элемент уголовно-правовой политики государств, связанных с поиском, разработкой и последовательной реализацией наиболее рациональных и эффективных мер реагирования государства на каждый факт совершения преступления. Иными словами, сущностью рассматриваемого направления уголовно-правовой политики выступает кара, то есть осуждение каждого совершенного преступления и порицание лица его совершившего, путем применения к виновному наказания (или иных мер уголовно-правового характера), выраженных в совокупности лишений и ограничений личного, имущественного, организационного и иного характера.

Слово «политика» было известно еще в Древней Греции. В переводе с греческого «politike» означает искусство управления государством, т. е. деятельность общественных классов (групп, каст, партий), определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов власти в государстве, отражающая социально-экономическую природу данного общества и государства.

В политике государства традиционно выделяют два основных направления деятельности государственной власти - внутреннюю и внешнюю политику, каждое из которых имеет свои цели, задачи и приоритеты. Уголовная политика - составная часть внутренней политики государства. Следует подчеркнуть, что цели, задачи и приоритеты, определяемые и реализуемые государственной властью, не являются раз и навсегда данными. Они возникают, меняются, корректируются с учетом общественного развития, желания реализовывать те или иные интересы, потребности государства, ситуаций, складывающихся во внешнеполитической и внутриполитической сферах. Они могут также корректироваться в случае достижения ранее поставленных целей и задач либо установления невозможности их реализации ввиду различных причин или обстоятельств.

Понятие уголовной политики, как составной части внутренней политики, определение круга проблем, составляющих ее предмет, на различных этапах развития государственности в России были подвержены изменениям. В этой связи интерес представляет трансформация взглядов различных авторов на уголовную (уголовно-правовую) политику. В 20-е гг. XX в. уголовная политика рассматривалась в узком плане. Как писал А. Я. Эстрин, «основные вопросы уголовной политики - вопрос о целях уголовной репрессии, вопрос о критериях и методах определения рода и меры репрессии каждому конкретному осужденному - в это время не получают сколько-нибудь отчетливого разрешения в официальных документах, исходящих от... власти» . В последующие годы достаточно длительное время такие изменения сводились в основном к уточнению частных аспектов и мало затрагивали существо определения уголовной политики.

В настоящее время существуют десятки определений уголовной политики, отличающихся друг от друга только объемом содержания и степенью детализации рассматриваемого понятия. Для обозначения политики в области борьбы с преступностью используется несколько понятий: уголовная политика, уголовно-правовая политика, политика в сфере борьбы с преступностью и т. д. . Можно проследить трансформацию этого понятия начиная с 50-х гг. прошлого столетия. Так, Н. А. Беляев писал: «Политика... государства, направленная на борьбу с общественно опасными деяниями, называется уголовной политикой» .

Позднее, уже в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в., вносятся некоторые уточнения, касающиеся, в частности, направлений и масштабов уголовной политики, что нашло отражение и в понятии ее содержания. В. А. Владимиров и Ю. И. Ляпунов отмечали, что «в аспекте своего объективного проявления в социальной и правовой действительности уголовная политика должна рассматриваться и как реальное воплощение директивно-руководящих идей, установок и требований... в содержании и функциях уголовного, уголовно-процессуального и исправительно-трудового законодательства, в системе, силах и средствах органов уголовной юстиции, а также в применяемых ими стратегии, тактике, методах и профессионально-технических способах и приемах борьбы с преступностью» .

По мнению В. Н. Кудрявцева, уголовная политика государства, «определяет, а затем и реализует те цели, для которых создается и функционирует система уголовной юстиции» . Она проявляется в деятельности, которая, собственно, ее и образует. Эта деятельность начинается с принятия соответствующего закона, нормативного акта и заканчивается их применением для противодействия преступности. Законотворческая деятельность, как форма реализации уголовной политики, является, таким образом, начальным моментом уголовно-политической деятельности. Всякие акции государства, имеющие политическое значение и связанные с уголовно-правовой сферой, должны получать закрепление в законах государства.

По мнению Н. И. Загородникова и Н. А. Стручкова, «уголовная политика представляет собой такое направление...политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию... и декриминализацию деяний, а также посредством определения крута допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения» .

Как бы обобщая все сложившиеся к 90-м гг. XX в. понятия, П. Н. Панченко заключает: «Несмотря на различия в объеме содержания, сущностная основа уголовной политики и политики борьбы с преступностью одна и та же. Состоит она в том, что уголовная политика формирует главную линию, стратегические и тактические направления борьбы с преступностью» .

И. А. Исмаилов считает, что уголовная политика - это «направление деятельности государства, осуществляемое на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений, имеющее основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами» . Он также сделал вывод «о наличии и необходимости организационного оформления в самостоятельную научную область обществозна- ния уголовной политологии как науки, призванной изучать свойства, связи и отношения уголовной политики, как единой, сложной системы и поставлять: а) соответствующим органам информацию, могущую служить основой для принятия решений об организации, оптимальном режиме функционирования и совершенствовании системы воздействия на преступность на определенные периоды времени и на перспективу; б) отраслевым наукам, обслуживающим отдельные подсистемы борьбы с преступностью, информацию, ориентирующую их на общие задачи, состояние, тенденции развития, принципы системы борьбы с преступностью как целостности» .

По мнению А. И. Коробеева, А. В. Усса и Ю. В. Голика, «уголовная политика в традиционном ее понимании есть генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений». В структуре уголовной политики они, как и многие другие исследователи, выделяют в качестве составных частей уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную и криминологическую политику .

Поскольку единого понятия уголовной политики не было выработано, Г. М. Миньковский предложил примиряющее различные точки зрения положение, указав, что «как бы ни именовались направления деятельности государства и общества, связанные с борьбой с преступностью, речь идет о важнейшей составной части внутренней политики, обеспечивающей эффективное функционирование экономической, идеологической и социальной политики» . Развивая эту мысль,

С. С. Восходов отметил: «Главное, таким образом, состоит не в том, чтобы в максимально точных и полных формулировках дать определение предмета и содержания уголовной политики, а в том, чтобы, во-первых, за этим понятием были видны государственная политика, стратегия и тактика борьбы с преступностью, четко прослеживалась политика и идеология в государственной сфере; во-вторых, во главу угла борьбы с преступностью было поставлено право, которое, по сути дела, и есть сама воплощенная политика, реализующая ценности правового государства: безопасность личности, общества и государства; права и свободы человека и гражданина; законность, гуманизм и справедливость. Наконец, в-третьих, в понятии должен быть учтен комплексный, многоаспектный характер уголовной политики и, в частности, отражены ее концептуальный, законодательный и правоприменительный уровни» .

С учетом указанных методологических требований под уголовной политикой следует, таким образом, понимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях Правительства); 2) особый вид социальной деятельности, направленной на активное наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям; 3) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний. При определении своего предмета уголовная политика опирается, следовательно, на интегративные качества социальной политики государства, положения теории управления и наук уголовно-правового цикла, а также достижения социологии и политологии. Это совокупность целей, направлений, норм, методов и принципов деятельности государства, специфическим институтом которого является система уголовной юстиции в области уголовно-правовой защиты общественных отношений . Профессора В. Н. Кудрявцев, В. В. Лунеев и А. В. Наумов под уголовной политикой понимают формирование и проведение в жизнь целенаправленных мер борьбы с преступностью при использовании всех отраслей права, связанных с выполнением этой задачи: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, а также в криминологической и криминалистической практике. Уголовная политика в узком смысле слова представляет собой уголовно-правовую политику, где речь идет о стратегии и тактике борьбы с преступностью именно и только уголовно-правовыми средствами . При узком понимании уголовной политики, по мнению Н. А. Лопа- шенко, она должна быть обязательно определена правовыми нормами, а исходя из форм ее закрепления, различают политику уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, политику в сфере профилактики преступности, политику уголовно-тактическую, уголовно-профилактическую, криминалистическую, пенитенциарную, оперативно-розыскную и др. , с чем можно вполне согласиться. Но далее она считает, что уголовная политика ничем

ю не отличается от политики уголовно-правовой; уголовно-правовая политика не включает в себя политику уголовно-процессуальную или уголовно-исполнительную , с чем вряд ли можно согласиться.

Основной целью уголовной политики является ее социальная направленность. Более ста лет назад русский правовед Ф. Лист уже был уверен, что «лучшая уголовная политика - это политика социальная» . С этим согласны и современные авторы, например, А. И. Алексеев, В. С. Овчинский и Э. Ф. Побегайло, которые считают, что уголовная политика является одним из направлений социальной политики, это государственная политика в области борьбы с преступностью. Уголовная политика определяет стратегию и тактику этой борьбы . Между тем было бы ошибочным полагать, что стратегия и тактика определяются исключительно нормами уголовного права. Уголовно-правовая политика - часть уголовной политики, которая как бы «не выходит» за пределы применения уголовного права.

Термин «уголовная политика» нельзя рассматривать и понимать как политику противодействия преступности, реализуемую только через нормы уголовного права, или противодействия преступности, реализуемую через нормы любых отраслей, сущностью которых является кара или угроза ее применения. Уголовная политика - понятие более сложное и многомерное. Так, А. А. Матвеева полагает, что уголовная политика может быть определена как часть внутренней политики государства, направление деятельности в сфере охраны демократического общественного строя от преступных посягательств, заключающаяся в выработке и формулировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях ее снижения и уменьшения негативного влияния на социальные процессы . С. В. Иванов предлагает следующую дефиницию: «Уголовная политика - это самостоятельное направление деятельности государства, представляющее собой систему отношения власти к преступности, воплощающее на уровне политического руководства высших органов государственной власти стратегическую организацию комплекса специальных мер, средств и способов противодействия преступности, целенаправленно предназначенных для ее максимально возможной нейтрализации на основе уголовного закона, выражающееся в определении и выработке задач, оснований, форм и тактики влияния на них через функционирующую систему правоохранительных органов и органов уголовной юстиции, в управлении ими, контроле и корректировке их деятельности» . Данное определение, по мнению авторов, является несколько усложненным.

Основное содержание доктринальных определений может быть сведено к следующему: уголовная политика представляет собой направление внутренней политики государства, определяющее стратегию и тактику в области борьбы с преступностью. Данное определение предполагает установление государством основных задач, принципов и средств воздействия на преступность, используя уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, выработку подходов к криминализации и декриминализации деяний и определению системы уголовно-правовых санкций и иные мер уголовно-правового воздействия, практическую реализацию таких подходов. Таким образом, уголовная политика представляет собой государственную политику противодействия преступности, заключающуюся как в определении правовых, так и иных концептуальных, организационных, в том числе ресурсных, мер. Эти меры направлены на противодействие преступности, устранение ее причин и минимизацию последствий за счет соответствующей деятельности органов государственной власти и усилий гражданского общества.

Можно также выделить два основных аспекта уголовной политики: разработку оптимального воздействия на преступность средствами уголовно-правового и иного правового характера, дифференциацию ответственности, что отражает такое направление, как разработка уголовно-правовой политики и деятельность законодательной и исполнительной власти государственных органов, а также субъектов уголовной юстиции, непосредственно реализующих уголовную политику.

Приведенные понятия уголовной политики в достаточной степени отражают ее сущность и содержание.

Сущность уголовной политики заключается в разработке и реализации целей и задач государства в сфере борьбы с преступностью; определении средств, форм и методов деятельности государства и государственных (прежде всего, правоохранительных) органов в названной сфере борьбы с преступностью.

Содержание уголовной политики предполагает необходимость постановки таких целей и задач, определение таких средств, форм и методов борьбы с преступностью, которые были бы, безусловно, правовыми, опирались на систему конституционных и федеральных законов России и соответствующих подзаконных актов, принятых на основе этих законов; были бы эффективными, т. е. соответствовали затратам государства, направленными на противодействие преступности; в полной мере защищали (охраняли) права граждан России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, от преступных посягательств. Кроме того, уголовная политика включает:

  • - определение принципов уголовно-правового воздействия на преступность, которые состоят из принципов уголовного права (в настоящее время они выражены в Уголовном кодексе РФ) и принципов правоприменительной деятельности (принципов неотвратимости ответственности, главенства деятельности по предупреждению преступлений, уменьшение мер уголовной репрессии);
  • - установление круга преступных деяний путем выработки критериев преступного и наказуемого и исключение из круга преступных деяний с учетом этих критериев;
  • - разработку общих начал назначения наказания и иных мер уголовно-правового характера, их применения и условий освобождения от наказания .

Уголовная политика в обязательном порядке должна отражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и свобод. Вместе с тем эта политика должна быть направлена на обеспечение интересов общества и государства. Между тем уголовная политика включает в себя не только правовые средства воздействия на преступность, но и правоприменительную деятельность, меры социально-экономического и идеологического характера.

С точки зрения функциональной роли уголовная политика предполагает целенаправленную активную деятельность государства по защите общества от преступности, разработку и реализацию оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение стабилизации и ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности.

Характеризуя уголовную политику в ее общем понимании, следует иметь в виду, что она «включена» и опосредуется соответствующими общественными отношениями и определяется общими направлениями деятельности государства во внутренней политике, например, финансирование правоохранительной деятельности. В этом плане следует отметить следующие положения:

  • - во-первых, уголовная политика - важная и неотъемлемая часть государственной внутренней политики в целом, обеспечивающая функционирование всех других сфер и элементов этого направления;
  • - во-вторых, уголовная политика представляет собой единство разработки и реализации директивных актов и практических мероприятий, теоретической и практической деятельности по борьбе с преступностью (ее отдельными видами и формами);
  • - в-третьих, уголовная политика предполагает тесную взаимосвязь целей и задач государства и практической деятельности при выборе средств, форм и методов по защите от преступности личности, общества и государства. Это означает также и то, что эффективная защита личности и общества невозможна без сильной государственной власти, без отлаженной системы государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, без их поддержки населением. Эффективная государственная власть является основой для защиты личных и общественных интересов и существования самого государства. Таким образом, формируя и реализуя уголовную политику, органы государственной власти решают задачи укрепления государственности в целом, конкретные социально-экономические, собственно политические и идеологические задачи, стабилизируют общество, придают поступательный характер развитию общества и государства.

Для уяснения «технологии» и «процедуры» развития и реализации уголовной политики, которые демонстрируют, как развиваются положения уголовной политики от зарождения (формирования) идеи до практической реализации следует выделить определенные аспекты:

  • - разработка теоретических основ и научные исследования, позволяющие сформулировать и обосновать идеи уголовной политики, отражающие концептуальный аспект уголовной политики. Следует отметить, что попытки ее подготовки делались и ранее ;
  • - отражение отдельных положений, относящихся к уголовной политике, содержащихся в законах, направленных на борьбу с преступностью, борьбу с незаконным оборотом наркотиков в других нормативных актах, определяет нормативно-политический аспект уголовной политики;
  • - установки уголовно-политического характера, имеющие место в выступлениях, докладах, отчетах руководителей Российской Федерации и ее субъектов, в концепциях молодежной политики, программах по усилению борьбы с преступностью и других подобных документах, отражающие директивно-политический аспект уголовной политики;
  • - разработка, принятие и совершенствование на основе Конституции Российской Федерации федеральных законов правовых основ, направленных на реализацию целей и задач, определение законодательным аспектом уголовной политики;
  • - обеспечение на основе правовых нормативных актов, государственной концепции уголовной политики, программных документов различных уровней управления непосредственно организационной реализацией уголовной политики - прерогатива управленческого аспекта уголовной политики;
  • - непосредственно правоприменительная деятельность должностных лиц правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, которая включает совершенствование правоприменительной практики в целом и по отдельным направлениям, применение мер, направленных на повышение эффективности средств, форм и методов противодействия преступности выражается в правоприменительном аспекте уголовной политики.

Исходя из аспектов уголовной политики следует, что в этом процессе участвуют (в той или иной мере) элементы политической системы, все ветви власти, все общество. Например, выявленные проблемы в сфере борьбы с преступностью обсуждаются в печати, на радио и телевидении и на этой основе формируется общественное мнение, которое не может не учитываться органами государственной власти различных уровней и, конечно же, правоохранительными органами - субъектами уголовной политики. Возникает ситуация, когда законодательные, исполнительные и судебные власти должны реагировать на определенную позицию населения на всех этапах разработки и реализации уголовной политики - от концептуального до практического правоприменения.

В зависимости от масштаба уголовную политику можно рассматривать на следующих ее уровнях:

  • - федеральном, общегосударственном (в пределах Российской Федерации);
  • - региональном (в пределах субъекта Российской Федерации);
  • - местном (в пределах муниципалитета).

Уголовная политика на федеральном уровне в основном разрабатывается (концептуальный, директивно-политический и законодательный аспекты), а на региональном и местном - реализуется (управленческий и правоприменительный аспекты). Правда, это соотношение не носит абсолютного характера, поскольку и на федеральном уровне, и в субъектах Федерации, и на местном уровне ведется и разработка, и реализация уголовной политики, исходя из компетенции общегосударственного, регионального или местного уровня управления.

Руководителям правоохранительных органов следует иметь в виду, что в условиях федеративного устройства необходимо, с одной стороны, строго и неуклонно реализовывать общегосударственные задачи, определяемые Конституций Российской Федерации и федеральным законодательством; с другой - учитывать и решать специфические задачи регионального и муниципального уровня, вытекающие из конкретных условий и обстановки в республике, области, городе, районе. Влияние на разработку и реализацию уголовной политики следует оказывать, доводя возникающие проблемы и требования правоохранительной деятельности до депутатов законодательных органов, а также при обращении с соответствующими предложениями к депутатам, в законодательные органы субъектов РФ и к другим субъектам, обладающим законодательной инициативой.

Цели, задачи и содержание уголовной политики формируются и корректируются под влиянием изменений в состоянии экономики, права, идеологии и социальной психологии, качества социальной жизни, особенностей состояния и тенденций преступности. Данные обстоятельства должны постоянно анализироваться и использоваться при корректировке целей и задач уголовной политики, определения тактических аспектов ее реализации.

Уровень значения уголовной политики повышается в условиях реформирования общества, при переходе к качественно иному состоянию. В обстановке относительной нестабильности общества в последние годы закономерностью являются количественные и качественные изменения преступности: ее значительный рост, увеличение доли тяжких и особо тяжких преступлений, усиление организованности и коррупционных проявлений. В связи с этим резко возрастает значение уголовной политики государства. Это косвенно находит подтверждение в том, что среди факторов, беспокоящих большинство населения России, преступность в последнее десятилетие стабильно занимает место в первой пятерке.

Термином «уголовная политика» также обозначаются три относительно самостоятельных, но взаимосвязанных направления: государственная политика в сфере борьбы с преступностью; отрасль науки, приобретающая все большее значение в структуре отраслей правовых знаний; учебная дисциплина, преподаваемая юристам.

Уголовно-правовая политика

занимается изучением государственной и общественной деятельности, имеющей целью уменьшение и устранение преступности. Задача У.-правовой политики - установить общие начала названной деятельности и указать наиболее целесообразные средства их осуществления на практике. У.-правовая политика опирается на У. социологию, пользуется ее выводами и оперирует с преступлением и преступниками, как с данными и выясненными явлениями. У.-правовая политика составляет отрасль общей государственной политики. Связь ее с уголовным правом, понимаемым в тесном смысле, как совокупность правоположений, касающихся преступлений и наказаний, заключается в том, что установленные ею начала должны получить в уголовном праве юридическую формулировку. Такое определение уголовно-правовой политики в настоящее время не является общепризнанным; до сих пор не только ее содержание, но и самое право на существование подвергается оспариванию. Представители классического направления в уголовном праве, понимающие его исключительно как юридико-техническую дисциплину, не находят надобности в существовании У.-правовой политики. Единство принципов и целесообразность их применения отступают для них на второй план перед разработкой правовых и законодательных определений. Всякое внесение иного материала - антропологического, социологического, политического - рассматривается ими как переход за пределы науки уголовного права и ненужное вмешательство чуждых ей дисциплин. Такого мнения, однако, держатся только непримиримые классики; остальные стараются сохранить старое посредством соглашений и уступок новому, и в число уступок входит признание У.-правовой политики. Большинство криминалистов отвергает определение основной цели У.-правовой политики как стремления к устранению преступности, считая последнее невозможным и даже нежелательным. В этом отношении сходятся авторы очень различающихся оттенков. Известный представитель классического направления проф. Биндинг признает, что преступление, вызываемое страстями, является необходимым условием прогресса. К Биндингу примыкают и писатели из других лагерей, напр. Алимена. Убежденный противник Биндинга, проф. Лист (см.), находит, что преступление так же вечно, как болезнь и смерть, и что социальные реформы будут в состоянии достигнуть лишь уменьшения, а не устранения преступности. Но до каких пределов может дойти это уменьшение? Насколько оно будет далеко от устранения? Отсутствие точного ответа на предложенные вопросы позволяет признать целью У.-правовой политики и устранение преступности, путем постепенного ее уменьшения. За допустимость такой цели борьбы с преступностью высказываются Ферри и Тард. Ферри выходит из факта постепенного улучшения угол. правосудия, из развития чувства справедливости, которое сделается с течением времени общим, сильным и органическим и приведет к совершенно другому общественному строю, чем ныне существующей; тогда карательные меры исчезнут, за ненадобностью, и останется только лечение небольшого числа больных-преступников. Тард указывает на морализирующее влияние цивилизации и, основываясь на том, что преступность возникла в обществе вследствие условий роста человеческой культуры, приходит к выводу, что при высоком развития цивилизации она будет иметь достаточно силы для уничтожения преступности. Он отодвигает возможность этого золотого века к тому времени, когда цивилизация охватит всю землю и ассимилирует человечество. Спорным представляется и объем содержания У.-правовой политики. Обыкновенно ее задачей считают изучение целесообразного устройства карательных мер, необходимых для успешной борьбы с преступностью (см. Политика). Такое ограничение предмета У.-правовой политики не может быть принято, так как для уменьшения преступности недостаточно одной хорошей организации карательных мер; необходимо, чтобы все угол. право и законодательство были построены согласно с угол. политическими принципами, чтобы рядом с карательными институтами стояли учреждения политического характера. Только законодательство, проникнутое общими началами, опирающееся на соответствующие им институты, может плодотворно выполнить поставленные ему цели. Поэтому современные криминалисты, придерживающиеся социального направления, расширяют область У.-правовой политики; Вейнрих, напр., определяет ее как совокупность положений о действиях и упущениях, подлежащих наказанию, и об устройстве последнего в видах уменьшения преступности. Французский ученый Гоклер определяет область действия У.-правовой политики социальными фактами, относящимися к преступлениям, их причинам и следствиям. Отсутствием точности и определенности в понятии У.-правовой политики объясняется и построение наиболее выдающегося представителя социального направления в Германии, проф. Листа, определяющего У.-правовую политику, как "систематическое изложение принципов борьбы правового порядка с преступлением посредством наказания и родственных ему мероприятий, основанной на изучении преступления в его проявлениях и причинах и наказания в его применении и результатах". Лист разделял У.-правовую политику на два самостоятельных отдела: 1) криминологию (изучение причин и условий преступности) и 2) пенологию (изучение карательных мер), и соединял У.-правовую политику с собственно угол. правом, вводя для них новый термин "уголовно-правовая наука". Такое разделение противоречило вышеприведенным определениям лишь формально, так как по существу У.-правовая политика неизбежно тесно связана с криминологией, или угол. социологией, а криминология и У.-правовая политика, в свою очередь, являются базисом, на который опирается угол. право в тесном смысле. Но в издании учебника 1899 г. прежнее определение У.-правовой политики оставлено Листом: он признал самостоятельными дисциплинами, составляющими У.-правовую науку: 1) криминологию, 2) пенологию и 3) У.-правовую политику. Под последней он понимает целесообразную борьбу с преступностью, главным образом, но не исключительно путем наказания и сходных с ним мер. В такой формулировке определение близко подходит к вышеприведенному. Ферри под общим названием угол. социологии понимает также и изложение У.-правовой политики, в то же время допуская возможность самостоятельного существования последней дисциплины и относя к ее области осуществление начал и выводов угол. социологии. Выделение У.-правовой политики в самостоятельную дисциплину представляется полезным, так как и криминология, и У.-правовая политика, каждая в отдельности, дают достаточно материала для самостоятельного существования. Обеспечивая в большей мере их детальное развитие, такое существование нисколько не мешает связи между разными отраслями науки о преступности и о мерах борьбы с нею.

Литература. Liszt, "Kriminal-politische Aufgaben" ("Zeitschrift für gesamte Strafrechtswissenschaft", 1889, 1890, 1892; есть русский перев.); его же, "Die psychologischen Grundlagen der Kriminalpolitik" (там же, 1896); его же, "Die deterministischen Gegner der Zweckstrafe" ("Zeitschrift für g. Strafrechtswissenschaft", 1893); Weinrich, "Strafrecht und Kriminalpolitik" ("Zeitschrift", 1897); Ferri, "La justice pénale"; его же, "La criminologie"; Tarde, "Criminalité comparée"; Liszt, "Die Aufgaben und die Methode der Strafrechtswissenschaft" ("Zeitschrift", 1900); Gauckler, "La peine et la fonction du droit pénal" ("Arch. de ranthropologie criminel.", 1893); Saleilles, "L"individualisalion de la peine" (1898); Cuche, "Un peu de terminologie" ("Revue pénitent.", 1900); В. Пржевальский, "Проф. Фр. Лист и его основные воззрения на преступление и наказание" (1895). О попытках применить к карательным мерам начала У.-правовой политики см. Delvincourt, "La lutte contre la criminalité"; Joly, "Combat contre le crime"; W. Tallack, "Penological and Préventive Principles" (Лонд., 1896); Принс, "Преступность и репрессия".

А. Тимофеев.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Уголовно-правовая политика" в других словарях:

    Уголовное законодательство система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и… … Википедия

    - (особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, ювенальное уголовное право) установленный уголовным законодательством России специфический уголовно правовой режим, предусматривающий значительное смягчение репрессивных мер в… … Википедия

    Специфичные для российского права характеристики уголовно правового режима несовершеннолетних рассматриваются в статье «Уголовно правовой режим несовершеннолетних в России». Уголовно правовой режим несовершеннолетних (особенности уголовной… … Википедия

    Вина в уголовном праве психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Учение о вине является крайне важной составляющей уголовного права … Википедия

    Правовая система России совокупность национальной системы права и международно правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Во второй половине 1980 х первой половине… … Википедия

    Юриспруденция (лат. juris prudentia правоведение, от лат. jus право и лат. prudentia предвидение, благоразумность, мудрость) это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая… … Википедия

    Уголовная политика деятельность государства по защите граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом. Содержанием уголовной политики является разработка целей и задач, выработке средств и методов борьбы с… … Википедия

    Имеет место в случаях, когда одно и то же деяние регулируется двумя нормами уголовного законодательства, из которых подлежит применению только одна. Содержание 1 Законодательные положения, касающиеся конку … Википедия

    Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… … Википедия

Книги

  • Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика , . Социальная значимость уголовной политики возрастает в современный период в связи с необходимостью усиления борьбы с наиболее опасными формами преступности - терроризмом, коррупцией,…

В юридической литературе для обозначения политики в области борьбы с преступностью используются различные понятия: государственная политика борьбы с преступностью, уголовная политика, уголовно-правовая политика, уголовно-процессуальная политика и т.д. 1

Государственная политика борьбы с преступностью - наиболее широкое понятие, включающее в себя экономические, социально-политические, идеологические, правовые и иные меры, направленные на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, исправление преступников, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и судов, противодействие отдельным видам преступности и преодоление ее негативных последствий.

Понятие "уголовная политика" некоторые авторы определяют как политику государства по выработке основных принципов и направлений, форм и методов борьбы с преступностью, осуществляемую на основе мер, предусмотренных уголовным правом. Большинство авторов этим понятием обозначает основные направления, цели, методы и средства борьбы с преступностью, в основном с помощью уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, а также мер предупреждения преступлений. В связи с этим понятие "уголовная политика" включает в себя политику уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную и криминологическую.

Уголовно-правовая политика - это часть уголовной политики, которая представляет собой направление деятельности государства в сфере борьбы с преступностью уголовно-правовыми средствами. Она тесно связана с уголовным правом, играет ведущую роль в системе уголовной политики. Уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, криминологическая политики основываются на определенных уголовно-правовой политикой основаниях и пределах уголовной ответственности, круга преступных деяний, видов наказания и иных мер уголовно-правового характера. Решение перечисленных вопросов имеет политический характер, поскольку касается охраны прав и свобод человека, господствующих экономических отношений, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, мира и безопасности человечества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений.

Предмет (объект) уголовно-правовой политики - преступность как социальное явление.

Цель уголовно-правовой политики состоит в том, чтобы на основе совершенствования уголовного законодательства обеспечить наступательное противодействие преступности, снижение количества фактически совершенных преступлений, уменьшение их вредных последствий. Цель искоренения преступности, ее причин и условий в современном государстве является недостижимой. Однако государство в состоянии контролировать и сдерживать преступность, искоренить или нейтрализовать причины и условия совершения отдельных преступлений, уменьшить ее негативное влияние на социальные процессы, защитить граждан, интересы организаций, общества и государства от преступных посягательств, обеспечить наказание преступников и возмещение нанесенного вреда. Поэтому государственная политика борьбы с преступностью должна обеспечить максимально возможное ограничение преступности, сведение ее к такому состоянию, при котором она перестает угрожать национальной безопасности и не способна подорвать устои жизни общества и государства.

Задачами уголовно-правовой политики являются:

а) определение концептуальных основ и важнейших направлений борьбы с преступностью средствами уголовного права;

б) охрана общественных отношений от преступных посягательств;

в) предупреждение преступлений средствами уголовного права.

1. Определение концептуальных основ, пределов, принципов и методов уголовно-правовой борьбы с преступностью.

2. Определение приоритетных направлений борьбы с преступностью:

а) предупреждение преступлений уголовно-правовыми средствами;

б) защита личности, охраняемых законом интересов организаций, общества и государства от преступных посягательств;

в) перенесение центра тяжести на борьбу с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, коррупцией, наркопреступностью и преступлениями, создающими угрозу национальной безопасности;

г) сужение сферы применения наказания, в частности, лишения свободы, замена его другими, более мягкими наказаниями и мерами правовой ответственности в отношении лиц, виновных в совершении нетяжких преступлений и способных исправиться без изоляции от общества;

д) применение строгих мер наказания к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, ранее судимым, упорно не желающим приобщиться к честной трудовой жизни;

е) расширение объема и сферы применения уголовно-правовых норм, поощряющих положительное посткриминальное поведение и исправление осужденных;

ж) координация уголовно-правовой политики с иными видами политики борьбы с преступностью.

Эти направления уголовно-правовой политики должны учитываться как законодателем, так и правоприменителями. Поэтому вряд ли нужно разделять правотворческую и правоприменительную уголовно-правовые политики.

Методами реализации уголовно-правовой политики законодателем являются: криминализация, декриминализация, пенализация и депенализация, дифференциация уголовной ответственности и наказания, определение различных уголовно-правовых последствий совершения преступлений, посткриминальных и иных деяний.

Криминализация заключается в признании законодателем того или иного общественно опасного деяния преступлением с указанием наказания за его совершение. Декриминализация состоит в признании указанного в уголовном законе деяния непреступным в целом или его части.

Пенализация - это определение законодателем общих условий наказуемости, видов и размеров уголовного наказания и иных мер уголовноправового характера за совершение общественно опасных деяний. Депенализация предполагает исключение отдельных наказаний из системы наказаний или санкций уголовно-правовых норм, либо сужение сферы применения наказания за счет установления новых оснований освобождения лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания.

Дифференциация заключается в разделении, расчленении уголовной ответственности и наказания с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, степени осуществления преступного намерения и других обстоятельств.

Методами реализации уголовно-правовой политики правоприменителями являются: уголовно-правовая оценка деяний; освобождение от уголовной ответственности и наказания; назначение наказания и иных мер уголовно-правового характера судом; осуществление прокурорского надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами норм уголовного права; правоохранительная деятельность государственных органов, в том числе реализация уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения преступлений.

Субъектами уголовно-правовой политики являются Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, другие государственные органы и их должностные лица, участвовавшие в разработке, принятии программ борьбы с преступностью, уголовного законодательства, директив, указаний, постановлений по вопросам применения норм уголовного права и в их реализации. Научно-исследовательские учреждения, вузы, научно-консультативные и инициативные группы ученых-юристов, общественные организации, участвовавшие в разработке программных документов и проектов уголовных законов, не являясь субъектами уголовно-правовой политики, лишь способствуют ее формированию.

Документными формами выражения уголовно-правовой политики являются: Конституция Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам борьбы с преступностью; ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, федеральные и региональные целевые программы по усилению борьбы с преступностью; решения Конституционного Суда РФ о соответствии норм уголовного права Конституции РФ; постановления Пленума Верховного Суда РФ, касающиеся толкования и применения норм уголовного закона; директивы и указания высшего руководства правоохранительных органов по вопросам уголовно-правовой борьбы с преступностью; акты применения норм уголовного права судами и правоохранительными органами, в которых реализуются основные направления уголовно-правовой политики.

Обеспечение надежной охраны общества от преступных посягательств является одной из наиболее острых проблем, стоящих перед Российским государством. Неблагоприятные тенденции в развитии преступности диктуют необходимость поиска эффективных путей решения данной проблемы. Это требует в качестве важнейшего условия разработку и реализацию единой, научно обоснованной и грамотно реализуемой государством (при безусловном и активном участии общественности, институтов гражданского общества) политики, определяющей стратегию и тактику противодействия преступности. Необходимо перейти от недостаточно организованных, некоординированных, разрозненных и не всегда обоснованных действий государственных органов к основанной на единой концепции политике высокоорганизованного сопротивления преступности.

Между тем многочисленные исследования не привели пока к выработке достаточно точного и полного представления о феномене соответствующей государственной политики. Единого и достаточно точного представления нет даже о понятии, предмете и структуре этого феномена.

Деятельность государства в сфере борьбы с преступностью (целиком либо в той или иной ее части) принято именовать уголовной политикой. Это понятие было введено в оборот Францем фон Листом и получило основательную научную разработку. Однако, несмотря на многочисленные исследования, до сих пор отсутствует единство мнений в вопросе о содержании этого понятия, его значении и соотношении с иными родственными, так называемыми смежными понятиями — «политика противодействия преступности», «криминологическая политика», «уголовно-правовая политика» и др.

Так, различным является понимание авторами качественных характеристик — сущности и содержания этого понятия : чаще всего уголовную политику определяют как направление деятельности государства — его генеральную линию в сфере борьбы с преступностью; в некоторых случаях дополнительно подчеркивается, что она представляет собой стратегию и тактику борьбы с преступностью (С.В. Бородин, Н.И. Загородников, Н.А. Стручков, П.С. Дагель). Другой распространенный подход связан с определением политики как совокупности идей, взглядов, представлений, положений (С.К. Гогель, Н.А. Беляев, Б.В. Здра- юмы ело в, М.П. Петров) или как совокупности целей, направлений, норм, методов и принципов деятельности государства (О. Г Перминов). Некоторые авторы акцентируют внимание на ее социальной обусловленности, социальном назначении или целях (Л.Д. Гаухман, Ю.И. Ляпунов, И.Я. Козаченко), ее соотношении с другими вилами политики (В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов, А.В. Кузнецов), ряд ученых указывает на комплексность данного понятия (С.С. Восходов, О. Г. Перминов).

Различно решается в специальной литературе и вопрос о предмете уголовной политики и, соответственно, об объеме содержания данного понятия. Ряд авторов включают в содержание понятия «уголовная политика» всю совокупность усилий государства по противодействию преступности, т.е. отождествляют уголовную политику с политикой государства в сфере борьбы с преступностью (П.С. Дагель, И.М. Гальперин, В.И. Курляндский, В.Н. Кудрявцев, А.А. Герцензон, С.С. Восходов, Н.А. Беляев, Э.Ф. Побегайло). Весьма распространенной является и умеренно широкая, «промежуточная» трактовка уголовной политики как части (вида) политики борьбы с преступностью, включающей в себя в качестве уже своих составных частей уголовно-правовую, уголовно-исполнительную, криминологическую и, по мнению отдельных авторов, также некоторые другие виды политики (А. И. Ко- робеев, А.В. Усс, Ю.В. Голик, О.Г. Перминов). Наконец, многими учеными уголовная политика рассматривается в узком смысле слова — как политика уголовно-правовая, под которой понимается та часть или направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью, которая реализуется средствами и методами только уголовного права (И.Я. Козаченко, Н.А. Лопашенко и др.).

По мнению автора этих строк, чтобы разобраться в имеющемся многообразии подходов, взглядов и представлений по вопросу содержания рассматриваемых понятий и их объеме, следует исходить из лежащей в их основе социальной потребности, которую необходимо удовлетворить при помощи соответствующей деятельности государства, т.е. из потребности охраны общества от преступных посягательств. Именно эта социальная потребность определяет необходимость, а также содержание и объем соответствующей деятельности государства и соответствующее направление (вид) его политики - политику противодействия преступности.

Противодействие такому сложному и опасному социальному явлению, как преступность, требует весьма серьезных усилий государства и общества и может быть успешным только на основе использования широкого комплекса общесоциальных и специальных предупредительных мер.

Общесоциальные (социально-экономические, социально-политические, социально-культурные, организационно-управленческие, общеправовые и т.п.) меры имеют при этом решающее значение; не будучи специально предназначены для противодействия преступности, они несут в себе очень важный превентивный заряд, воздействуя на причины совершения преступлений.

Специальные (специально-криминологические) меры играют вспомогательную, по необходимую и очень важную роль; специально предназначенные и используемые государством для борьбы с преступностью, они связаны с совершенствованием законодательства, практикой предупреждения и пресечения преступных проявлений, возложением уголовной ответственности, реализацией системы мер уголовно-правового, процессуального, уголовно-исполнительного и административного воздействия на лиц, совершивших или готовых совершить преступление, и с другими факторами, оказывающими влияние на состояние, структуру и динамику преступности.

Объединить все усилия государства и общества в противодействии преступности, обеспечить их научную обоснованность, придать им организованный, целенаправленный и наступательный характер как раз и призвана политика противодействия преступности.

Государственная политика противодействия преступности представляет собой направление деятельности государства (при участии и поддержке институтов гражданского общества и отдельных граждан), связанное с разработкой и реализацией стратегии и тактики (генеральной линии) организованного сопротивления преступности и иным правонарушениям.

Она заключается в поиске, разработке и целенаправленном использовании в интересах безопасного развития общества имеющихся в распоряжении государства и общества ресурсов, наиболее эффективных общесоциальных и специальных предупредительных мер. Но политика противодействия преступности - это не только практическая деятельность, но также и лежащая в основе такой деятельности идеология , основанная на господствующих в обществе на соответствующем этапе его исторического развития совокупности идей, взглядов, представлений о том, какой должна быть по своему характеру и содержанию деятельность государства в отношении преступности и преступников, на каких принципах, во имя каких целей, какими методами и средствами, по каким основным направлениям и в каких формах она должна реализовываться. Воплощенная в соответствующих нормативно- и политико-правовых документах и реализуемая в практической деятельности, связанной с охраной общественных отношений от преступных посягательств, эта идеология определяет стратегию и тактику противодействия преступности: цели, принципы, основные направления (формы), методы, содержание, характер и перспективы соответствующих усилий государства и общества. Цель политики противодействия преступности — обеспечить максимально возможное ограничение преступности, свести ее к такому уровню, при котором она перестанет быть угрозой национальной безопасности.

Политика противодействия преступности является единой (во всяком случае, таковой она должна быть по своей сути и предназначению), что обусловлено едиными задачами, целями и принципами, па которых она основывается. Однако она сложна по своей внутренней структуре , напоминает своеобразную «матрешку»: политика противодействия преступности включает политик) предупреждения преступлений и политику реагирования на преступления; в свою очередь, первая из них делится на политик) общесоциального и политику специального предупреждения преступлений; вторая — на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и уголовно-исполнительную политику.

Поскольку деятельность государства, направленная на охрану общественных отношений от преступных посягательств, объективно складывается из двух основных компонентов — предупреждения преступлений и реагирования на совершенные преступления, можно выделить два основных направления (формы) реализации политики противодействия преступности: а) политику предупреждения преступлений и б) политику реагирования на преступления.

Политика предупреждения преступлений представляет собой приоритетное направление деятельности государства в рамках политики противодействия преступности, связанное с поиском, разработкой, исследованием и реализацией целей, принципов, основных направлений, содержания, форм и методов, эффективных общесоциальных и специальных средств воздействия на причины и условия совершения преступлений в целях предупреждения (сдерживания) и сокращения преступности и иных правонарушений.

В деятельности по предупреждению преступлений используются, как известно, две взаимосвязанные, но обособленные группы мер — общесоциальные и специальные предупредительные, что дает основание для выделения двух взаимосвязанных, но относительно обособленных видов (составных частей) политики предупреждения преступлений: а) политики общесоциального предупреждения преступлений и б) политики специального предупреждения преступлений.

  • оказание предупредительного (предупреждающего преступность) воздействия наличность преступника;
  • оказание предупредительного (предупреждающего преступность) воздействия на причины и условия преступности;
  • создание системы эффективных предупредительных мер;
  • эффективное управление этой системой (Н.А. Лопашенко).

Политика реагирования на преступления (политика борьбы с преступностью, карательная) — это самостоятельное направление деятельности государства и (в меньшей степени) общества, связанное с поиском, разработкой, исследованием и активным, наступательным применением наиболее рациональных и эффективных специальных мер в рамках реакции государства на каждый факт совершения преступления. Сущность этой реакции — кара, т.е. осуждение каждого совершенного преступления и порицание лица, его совершившего, их негативная, справедливая и неотвратимая оценка, сопровождаемые при необходимости применением к виновному наказания или иных предусмотренных уголовным законом мер уголовно-правового воздействия.

Деятельность государства, связанная с реагированием на факты , может реализоваться в разных правовых формах с учетом особенностей предмета правового регулирования общественных отношений. Соответственно, правомерно говорить о нескольких взаимосвязанных, но вполне самостоятельных формах реализации (видах, составных частях) единой политики реагирования на преступления:

  • политике криминализации и пенализации деяний, определения стратегии и тактики, форм и методов уголовно-правового реагирования на совершенные преступления (уголовно-правовой политике);
  • политике расследования преступлений, изобличения виновных, осуществления правосудия (уголовно-процессуальной)\
  • политике исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно- правового воздействия (уголовно-исполнительной).

Таким образом, уголовно-правовая (уголовная) политика — один из видов политики реагирования на преступления, который заключается в разработке и реализации стратегии и тактики деятельности государства, реагирующего на совершенные преступления, и который осуществляется средствами и методами только уголовного нрава. Этот вид политики представляет собой, с одной стороны, специфическое направление деятельности государства , связанное с разработкой и установлением основания и принципов уголовной ответственности, определением круга преступных деяний и видов наказаний и иных мер уголовно- правового воздействия за их совершение, порядка и условий освобождения от уголовной ответственности и наказания в целях обеспечения надежной защиты интересов личности, общества, государства от преступных посягательств.

Это также совокупность лежащих в основе указанной деятельности идей, взглядов и представлений о целях, задачах, принципах, основных направлениях (приоритетах), средствах, содержании, формах и методах уголовно-правового воздействия на преступность, которые складываются в обществе на данном этапе его исторического развития и получают свое воплощение в указанной деятельности. Это идеология грамотного противодействия преступности с использованием всех средств и возможностей, имеющихся в распоряжении уголовного права. Уголовно-правовая политика находит свое выражение в нормах уголовного права, актах толкования норм и практике их применения и таким образом определяет границы уголовно-правового обеспечения нормальной жизнедеятельности государственных и общественных учреждений, беспрепятственного осуществления прав и свобод граждан.

Уголовная (уголовно-правовая) политика является «стержнем политики борьбы с преступностью», занимает центральное место в политике реагирования на преступления: именно на ее основе формируются стратегия и тактика политики уголовно-исполнительной, уголовно-процессуальной и криминологической. Приоритет уголовной политики проистекает из того, что только в ее рамках решаются такие принципиальные для каждого государства проблемы, как установление основания и принципов уголовной ответственности, определение круга преступных деяний и мер уголовно-правового воздействия за их совершение. По этой же причине и уголовное право играет ведущую роль в механизме реагирования на преступные проявления, являясь важнейшим «инструментом» уголовной политики; именно его нормы служат основой для отнесения общественно опасных деяний к числу преступлений, определяют преступление и наказание как ключевые понятия, характеризующие деятельность по борьбе с преступностью, закрепляют систему наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, применяемых к лицам, виновным в совершении преступлений.

Приоритеты уголовно-правовой политики

Преступность — сложное негативное социальное явление, в связи с чем эффективное противодействие ей предполагает прежде всего последовательное и грамотное осуществление комплекса серьезных превентивных мер как общесоциального, так и специального характера, направленных на устранение порождающих ее причин и условий. И только в случаях, когда меры предупреждения преступлений не «срабатывают», государство вынуждено реагировать на совершенные правонарушения и применять меры карательные.

Приоритетным (первостепенным и наиболее важным) в решении указанной проблемы представляется осуществление следу ющих общесоциальных мер.

1. Главное в обеспечении эффективной политики противодействия преступности — таковая должна быть: как в формате идеологическом, в виде научно обоснованной, выверенной концепции, так и в формате деятельности, связанной с реализацией данной концепции.

Необходимо преодолеть пресловутый «кризис уголовной политики», для чего, прежде всего, следует осознать на государственном уровне (на разных уровнях государственной власти), что проблема преступности сложна и многопланова. Решение этой проблемы требует огромных, чрезвычайных усилий, серьезнейших ресурсов, материальных и иных затрат, и полумерами в противодействии ей не обойтись. Необходимо понимание того, что серьезное улучшение в этой области может быть связано в итоге только с реализацией долгосрочных и крупномасштабных мер по перестройке экономики, политической и социальной сфер. Такое понимание, а главное — основанная на нем твердая политическая воля, прежде всего первых лиц государства, законодательной, исполнительной и судебной властей в их единстве, — это необходимая основа для формирования обшей стратегической линии государства и общества, разработки и реализации тщательно проработанной, взвешенной, всесторонне обоснованной политики, направленной на эффективное противодействие преступности. Успех возможен только при серьезном — систематическом, настойчивом, упорном противодействии этому негативному явлению.

2. Чтобы быть целенаправленной и эффективной, она должна получить свое воплощение в соответствующих научно обоснованных документах — концепции, программе, системе нормативных правовых актов.

3. Необходима подкрепленная ресурсами, решительная и последовательная реализация принятых документов.

4. Политика противодействия преступности должна строиться на признании приоритетности политики предупреждения преступлений перед политикой реагирования на совершенные преступления (карательной).

5. Политика противодействия преступности должна строиться на признании солидного антикриминогенного потенциала, которым обладают меры общесоциального характера, и максимальном использовании этого потенциала в приоритетном по отношению к мерам специального предупреждения порядке.

Многие из таких мер неоднократно предлагались российскими учеными-юристами, в значительной степени они сохраняют свою актуальность и в наше время (А.А. Алексеев, С.Г. Келина, Н.И. Матузов, А.В. Наумов, Л.H. Тимофеев и др.).

В рамках политики предупреждения преступлении наиболее актуальными представляются следующие общесоциальные меры:

  • укрепление социально-политических предпосылок противодействия преступности и, в частности, формирование сильной представительной власти, которая единственная даст надежду на выявление массовой коррупции, питающей организованную преступность, особенно в высших эшелонах власти; борьба с тотальной коррупцией приобретает сегодня особое значение (Н.И. Матузов, Л.H. Тимофеев);
  • укрепление экономических предпосылок противодействия преступности; развитие экономического потенциала страны, исправление перекосов экономической реформы, создающих питательную базу коррупции и преступности;
  • наведение порядка в структурах власти и управления, решительное сокращение бюрократического аппарата (А.А. Алексеев, И.М. Клейменов); меры по оптимизации гак называемых легальных иммунитетов и значительному сокращению числа лиц, пользующихся ими;
  • совершенствование законодательной базы для борьбы с наиболее опасными преступными проявлениями (прежде всего принятие законов, лишающих бюрократический аппарат возможности использовать свое служебное положение в корыстных целях);
  • обеспечение необходимых мер контроля и надзора за соблюдением норм действующего законодательства со стороны государственных органов, должностных лиц, руководителей корпораций и своевременное их реагирование на правонарушения;
  • укрепление социальной политики, обеспечение адресной поддержки категорий лиц, которые в силу социального неблагополучия могут прибегнуть к неправомерным способам разрешения своих жизненных проблем, в том числе путем совершения преступлений;
  • реализация антикриминогенного потенциала общества, включая правовое просвещение, повышение правовой грамотности и правовой культуры населения;
  • совершенствование организации и координации деятельности по борьбе с преступностью, более гибкое управление системой пра- воохраны, позволяющее оперативно и адекватно реагировать на изменения обстановки, на новые криминальные угрозы;
  • проведение настоящей реформы органов внутренних дел, направленной на коренное улучшение финансового, материально-технического, кадрового и иного ресурсного обеспечения правоохранительных органов;
  • тщательная и кропотливая разработка оперативных мероприятий, требующих высочайшего профессионального мастерства работников соответствующих служб (А.В. Наумов, А.А. Алексеев, С.Г. Келина).

Для обеспечения эффективности политики противодействия преступности в форме предупреждения преступлений необходим также комплекс специальных мер:

  • связанных с совершенствованием уголовного законодательства в соответствии с целями и принципами уголовно-правового воздействия и направленных на обеспечение обоснованной криминализации только деяний, представляющих существенную опасность для общества, — в случаях действительной в том необходимости;
  • связанных с совершенствованием уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-розыскной деятельности и направленных на нормативное регулирование усилий правоприменительных органов по своевременному обнаружению, регистрации, расследованию правонарушений и на обеспечение высокого уровня осуществления правосудия;
  • связанных с обеспечением своевременного поступления достоверной и полной информации о правонарушениях от потерпевших, свидетелей и иных лиц (включая меры, направленные на повышение их заинтересованности в выявлении преступлений, укрепление доверия к правоохранительным органам, ослабление страха перед преступниками и т.п.);
  • связанных с повышением эффективности деятельности правоохранительных органов и направленных на обеспечение своевременного обнаружения, фиксации и исчерпывающей регистрации всех случаев нарушения уголовного законодательства;
  • направленных на обеспечение своевременного и справедливого реагирования на каждый случай нарушения уголовного законодательства, совершенствование практики расследования преступлений, передачу дела в суд либо освобождение от уголовной ответственности;
  • направленных на повышение профессионализма работников оперативно-следственных органов, укрепление их способностей и возможностей по раскрытию самых сложных, изощренных, замаскированных хищений, взяточничества и т.п., а также на укрепление как материального благосостояния этих работников, так и профессиональной честности и добросовестности;
  • связанных с совершенствованием практики осуществления правосудия и направленных на обеспечение своевременного и справедливого судебного разбирательства и вынесение законного и обоснованного решения, состоящего или в освобождении от уголовной ответственности, освобождении от наказания, или в назначении наказания;
  • направленных на совершенствование фактического исполнения различных предусмотренных законом мер уголовно-правового воздействия, включая совершенствование организации и деятельности учреждений уголовной юстиции, повышение качества их работы, строгое соблюдение ими требований закона;
  • связанных с совершенствованием практики реабилитации лиц, отбывших наказание.

Приоритеты уголовно-правовой политики, определяющие ее основные направления, содержание и формы реализации, вытекают из общих целей политики противодействия преступности — необходимости надежной охраны общественных отношений от преступных посягательств. Они достаточно полно, хотя и по-разному, определены в специальной литературе.

К числу первоочередных, приоритетных задач уголовно-правовой (уголовной) политики в настоящее время относят следующие:

  • разработка критериев определения преступного и наказуемого, уточнение на основе этих критериев видов общественных отношений, подлежащих уголовно-правовой охране и уголовно-правовому регулированию, и, соответственно, установление круга общественно опасных деяний, которые должны признаваться преступлениями (проблема криминализации и декриминализации);
  • определение целей, принципов и основных направлений уголовно-правового воздействия на преступность;
  • определение оптимальных методов правового регулирования и охраны соответствующих видов общественных отношений;
  • оптимизация системы мер уголовно-правового воздействия на преступность — совершенствование имеющихся и поиск новых мер, альтернативных уголовному наказанию;
  • разработка правил (общих начал, порядка и условий) применения мер уголовно-правового воздействия, альтернативных наказанию (включая условия и порядок и от наказания);
  • совершенствование , поиск видов наказаний, альтернативных лишению свободы; оптимизация системы уголовно-правовых санкций;
  • толкование норм действующего законодательства в области борьбы с преступностью с целью выяснения и разъяснения их точного смысла;
  • совершенствование содержания, форм и методов уголовно-правового воздействия; определение (разработка) оптимальных форм и методов деятельности государственных правоприменительных органов по применению положений уголовного права, выявление их эффективности;
  • определение содержания и методов правового воспитания населения, поиск путей повышения эффективности воздействия уголовно-правовых мер на правосознание населения и повышение его правовой культуры;
  • улучшение взаимодействия государственных правоприменительных органов с иными учреждениями и органами, участвующими в борьбе с преступностью, в том числе с институтами гражданского общества;
  • всестороннее укрепление международного сотрудничества в решении задач противодействия преступности, прежде всего наиболее опасным формам ее проявления (терроризм, наркотики, незаконная торговля оружием и т.д.).

Самым неотложным в плане повышения эффективности уголовно-правовой политики представляется необходимым обеспечить: обоснованность криминализации общественно опасных деяний, беспробельность уголовного законодательства, обоснованность и целесообразность видов и размеров уголовно-правовых санкций, последовательное применение мер уголовно-правового воздействия в отношении каждого, кто совершил преступление.

Обоснованность криминализации общественно опасных деяний предполагает глубокое изучение объективных общественных процессов — позитивных и негативных, определяющих как саму необходимость в уголовном законодательстве, так и его конкретное содержание. Главный научный вопрос, который требуется решить применительно к законодательной криминализации, — это определение социально-экономических, социально-психологических, системно-правовых оснований для признания (или непризнания) деяния преступным и наказуемым. Ученые справедливо обращают внимание на то, что в настоящее время здесь существует еще много проблем.

Обеспечение реальной безопасности общества предполагает в качестве необходимого условия обоснованное и точное установление в уголовном законе границ преступного поведения, исчерпывающее законодательное определение как преступных всех деянии, представляющих существенную опасность для общества. Поэтому необходимо ликвидировать все пробелы, которые обнаруживаются практикой в связи с формированием в России новых экономических и социальных отношений. В частности, при регулировании различных уголовно- правовых институтов, а также при конструировании составов преступлений в статьях Особенной части УК не должно быть «лазеек» для необоснованного ухода виновных от уголовно-правового воздействия. Между тем в действующем УК таких лазеек еще много.

Обеспечивая полноту криминализации общественно опасных деяний, принципиально важно правильно — обоснованно и достаточно высоко установить планку криминализации, отделяющую преступное поведение от нспреступпого, помня о том, что криминализация деяний — крайняя, наиболее острая и потому в принципе нежелательная форма реакции законодателя на совершение деяний соответствующих видов. Круг деяний, признаваемых преступными, должен быть предельно узким — он должен включать только такие деяния, которые действительно представляют существенную опасность для социально полезных общественных отношений и иными средствами бороться с которыми не представляется возможным.

Обеспечение полноты криминализации общественно опасных деяний не должно приводить к необоснованной криминализации общества, в связи с чем весьма важное значение имеет другое требование принципа неотвратимости — о декриминализации таких общественно опасных деяний, которые перестали представлять значительную опасность для общества. Вместе с тем переоценивать значение декриминализации деяний небольшой и средней степени тяжести также не следует: само по себе это проблему безопасности общества не обеспечивает, если сами вредоносные деяния не исчезнут, а будут лишь «перераспределены» внутри общего массива правонарушений — например, переименованы в административные правонарушения.

Необоснованная декриминализация, как и необоснованная криминализация, не согласуются с уголовно-правовыми принципами законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости уголовно-право- вого воздействия, справедливости, гуманизма и «не работают» на обеспечение безопасности общества. Следовательно, надо в принципе исключать возможность совершения таких деяний, а не только их оценку как преступных или административно наказуемых; главное — обеспечить, чтобы в принципе эксцессов, требующих реакции государства, прежде всего уголовно-правовой, было меньше.

Нужен гибкий, целесообразный подход к реагированию на случаи совершения преступлений , предполагающий предоставление широких возможностей для применения на практике альтернативных уголовной ответственности и в особенности наказанию мер уголовно-пра- вового воздействия. Следует поддержать мнение, что «уголовное законодательство должно способствовать освобождению судебной системы от излишней перегрузки» (С.Г. Келина).

При этом и в законотворчестве, и в правоприменительной практике принципиальной должна оставаться позиция, связанная с необходимостью обеспечения неотвратимости уголовно-правового реагирования на каждый случай нарушения уголовного закона.

Охрана полезных для общества социальных отношений является важнейшей задачей государства, а обеспечение неотвратимости его реакции на каждый случай посягательства на такие отношения — важнейший принцип и объективно необходимое условие успешного решения данной задачи. Государство должно реагировать на нарушение установленных им нормативных предписаний — это необходимо для обеспечения реализации правовых норм и предупреждения их массовых нарушений в дальнейшем. Если правовые нормы позволительно безнаказанно нарушать, то теряется смысл в самом праве, его предписаниях и запретах.

Такая позиция не исключает необходимости и возможности использования альтернативных институтам ответственности и наказания эффективных форм уголовно-правового реагирования — как уже сложившихся, широко предусмотренных действующим законодательством и оправдавших себя на практике, так и новых, еще не известных отечественному уголовному праву.