Уведомление о дисквалификации учредителю форма. Дисквалификация генерального директора ООО: основания. Незаконное введение в оборот товара

1 января 2016 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым налоговый орган может отказать в государственной регистрации по новому основанию. Изменения предусматривают право налогового органа отказать заявителю, который на момент исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (ст. 21 указанного Федерального закона), имевшего задолженность перед бюджетом, являлся его участником с долей не менее 50% либо руководил таким лицом.

Данное негативное последствие, состоящее в невозможности регистрации, например, нового юридического лица, имеет внешние признаки дисквалификации - административного наказания, предусмотренного КоАП, - хотя таковой, конечно, не является. При анализе этих на первый взгляд схожих категорий можно сделать вывод об их различной правовой природе. Также можно сделать вывод о том, что обсуждаемые положения Федерального закона нуждаются в доработке и уточнении.

Во-первых, лицо подлежит дисквалификации только в судебном порядке, то есть в условиях относительно состязательной процедуры, предоставляющей лицу возможности для защиты своих прав. Решение же об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ принимается налоговым органом по его собственной инициативе и может быть обжаловано только постфактум. Соответственно, лицо, в отношении которого становится применимым абз. 2 или абз. 3 пункта «ф» ч. 1 ст. 23 Федерального закона, поставлено в ситуацию, когда негативные последствия применяются к нему без предоставления ему возможности представить аргументы в свою защиту.

Во-вторых, дисквалифицировать за правонарушения можно, по общему правилу, в пределах трехмесячного срока с момента совершения или обнаружения административного проступка. А вследствие исключения юридического лица негативный юридический эффект сохраняется ни много ни мало в течение трех лет.

Более того, цель института исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ состоит в «расчистке» ЕГРЮЛ и сохранении в реестре актуальных сведений, а для целей привлечения к ответственности недобросовестного генерального директора, не предоставлявшего отчетность или допустившего наличие долга перед бюджетом, уже есть соответствующие нормы законодательства.

В этой связи интересен концептуальный вопрос о соразмерности негативного последствия в виде невозможности осуществить регистрационные действия в течение 3 лет тем последствиям, к которым может привести исключение из ЕГРЮЛ задолжавшего бюджету юридического лица. В настоящее время порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующих лиц не предусматривает какую-либо дифференциацию степени вины директоров, учредителей (участников) в таком исключении, а также размера задолженности или факта однократности или многократности участия в недействующем юридическом лице, имеющем задолженность, или руководства им.

Также нельзя не отметить, что новое основание для отказа в регистрации, как представляется, не должно применяться ретроактивно. Исходя из буквальных формулировок вступивших в силу изменений, отказ будет правомерным в случае исключения юридического лица до 1 января 2016 г. Иными словами, лица могут быть привлечены к «ответственности» в виде невозможности осуществить регистрационные действия за деяния, которые не являются неправомерными и совершены до введения рассматриваемого запрета.

Лица, которые утратили возможность произвести регистрационные действия, могут обратиться с требованием признать данное основание отказа не подлежащим применению в порядке главы 21 КАС РФ или попытаться признать его не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно допускает ограничение возможности осуществить регистрационные действия (вести предпринимательскую деятельность или осуществлять трудовую деятельность в должности руководителя юридического лица) без учета соразмерности подобного ограничения общественной опасности обстоятельств, в связи с которыми оно устанавливается.

Дисквалификация генерального директора ООО прописана в законодательстве страны и может служить наказанием за нарушения: трудовые и банковские, а также связанные с уплатой налогов и приведением организации к состоянию банкротства.

Правовые нормы и их исполнение

Дисквалификация генерального директора ООО как наказание была разработана, чтобы у руководителей компаний была мотивация активнее работать на улучшение качества производственного процесса. Кроме того, это делает административную ответственность более эффективной.

Надо сказать, что дисквалификация расценивается как событие исключительно неблагополучное и нежелательное. Судебная практика показывает, что в последние несколько лет стали чаще принимать решения в пользу именно такого исхода дел.

И как это случилось?

По какой причине может произойти дисквалификация генерального директора ООО? На практике чаще всего такое развитие ситуации провоцируют многочисленные нарушения действующих на территории страны законов. Многие руководители пренебрегают современной выплатой заработной платы. Известно много случаев, когда должность «генеральный директор» занимал человек, который сознательно вел организацию к банкротству, при этом не планировал возмещать нанесенный другим юридическим и физическим лицам ущерб.

Как правило, всего лишь одно нарушение не станет причиной столь серьезных мер. Но повторение ситуации, систематическое пренебрежение законами - это уже достаточное основание, провоцирующее увольнение генерального директора.

Наказание по заслугам

Дисквалификация генерального директора ООО представляет собой такое официальное судебное решение, которое ставит под запрет занятие лицом некоторой должности. При этом нельзя более быть руководителем в исполнительном совете, становится закрытым доступ к совету директоров. Кроме того, таким образом осужденный человек не вправе быть предпринимателем, управляющим неким юридически лицом.

Срок дисквалификации не бывает менее полугода, но и не длится более трех лет. Конкретный временной промежуток установит судья в рамках слушания по делу.

В некоторых случаях дисквалифицируются те лица, которые занимались операциями:

  • хозяйственными;
  • административными;
  • распорядительными;
  • организационными.

Сюда также относится увольнение генерального директора, арбитражного управляющего. Судебное решение может распространяться на лиц, которые вели предпринимательскую деятельность, не имея для этого соответствующего основания.

Трудовой договор и дисквалификация

Есть несколько тонких моментов, которые должны быть учтены в этой непростой ситуации. В частности, постановление вступает в силу только тогда, когда пройдет время, предназначенное для обжалования. Альтернативный вариант: промежуток времени, определенный в ходе кассации или подачи апелляции.

Если административная дисквалификация была отменена, то человек вправе восстановиться в своей должности и снова получить все права и обязанности, которыми он располагал ранее.

Помните следующие аспекты, касающиеся увольнения:

  • оно возможно лишь тогда, когда работник не дает согласия на перевод;
  • оно применимо к тому специалисту, который состоит на указанной в решении суда должности.

К чему это приведет?

Если ген. директор был дисквалифицирован, руководитель не имеет более права управлять фирмой и должен прекратить свою деятельность незамедлительно.

  • при обжаловании - в тот день, когда районный суд определит постановление;
  • при отсутствии обжалования - через 10 дней с того момента, когда официально ген. директор получает копию принятого судом решения.

Надо сказать, бывают и такие случаи, когда судебное решение оказывается для управленца недостаточной мотивацией и он не желает освобождать должность. Если такое происходит, то данные об этом в скором времени попадают в прокуратуру или в полицейские органы, что приводит к выписыванию немалого штрафа. Как правило, прокурорские проверки следуют после решения о деквалификации одна за другой, поэтому «тайком» остаться «у руля» вряд ли получится. Штраф лично директору выпишут в пределах пяти тысяч, а для организации назначат выплату до ста тысяч рублей.

Ст. 3.11 КоАП РФ гласит, что в случае дисквалификации необходимо прекратить трудовой договор. На этом сотрудничество управленца и организации полностью прекращается.

Дисквалификация и обязательства

Несомненно, даже если руководитель был дисквалифицирован, у компании остаются те договора, которые он подписал. И вот здесь могут начаться конфликты, так как по закону все они становятся недействительным, поскольку их утвердило лицо, не имеющее на то полномочий.

В то же время даже после дисквалификации человек может действовать так, чтобы принести благо своему предприятию. В частности, он может представлять юридическое лицо в государственных органах, если ему выдадут доверенность установленной формы. Но вот выдачей этой доверенности будет заниматься уже новый руководитель, пришедший на место смещенному судьей.

Дисквалификация и налоги

За что может быть дисквалифицирован руководитель? Практика показывает, очень большой процент ситуаций связан с налоговыми нарушениями, массово допускаемыми на предприятиях в наше время. К судебному решению, столь тяжелому своими последствиями, могут привести следующие ошибки в работе:

  • передача заведомо ложной информации;
  • повторное нарушение законов и прав;
  • раскрытие данных, не соответствующее нормативам и законам страны.

В такой ситуации до 85% случаев - это возложение основной вины на управленца, то есть на руководителя. Из этого следует, что современная судебная практика рассматривает дисквалификацию как эффективный метод влияния на хозяйственную сферу через управляющий персонал.

Кто в опасности?

Если не соблюдается должностная инструкция генерального директора, безусловно, такой управленец должен осознавать, что относительно него есть некоторая доля риска. Впрочем, не только лишь генеральному директору стоит опасаться такого развития ситуации. Дисквалификацию могут применить к следующим управленцам в ООО:

  • распорядительным;
  • хозяйственным;
  • административным.

Характер дисквалификации - относительно-определенный. Это означает, что наказание является основным, а срок его варьируется в законных рамках. При назначении такого наказания суд оценивает:

  • личность;
  • особенности правонарушения;
  • обстоятельства.

Обязательно анализируется, можно ли оставить человека и дальше на его работе или это исключено. Во втором случае и происходит дисквалификация генерального директора ООО. Причины тому различные, как правило, комплексные. Они же будут определять, может ли в принципе заниматься тем или иным видом предпринимательства в будущем не сложившийся управленец.

Особенности дисквалификации

В законе нет конкретных указаний на то, кто именно должен инициировать процесс. Следовательно, любое физическое, юридическое лицо может спровоцировать судебное разбирательство. Это может быть участник предприятия, которым управляет директор, а также акционер или любое заинтересованное лицо.

Применяют дисквалификацию не просто тогда, когда оказалась нарушена должностная инструкция генерального директора, но в случае, если нарушения прописаны в КоАП. Наиболее часто наказание назначают в следующих ситуациях:

  • ст. 14.21, ненадлежащее управление;
  • ст. 14.13, некорректные поступки при банкротстве;
  • ст. 14.12 фиктивное банкротство или осознанное ведение дел так, чтобы спровоцировать банкротство;
  • ст. 5.27 нарушение трудовых правовых нормативов;
  • ст. 14.25 неправильная регистрация, сопряженная с подачей в государственные органы заведомо ложных сведений.

Можно сделать вывод, что дисквалификация назначается за достаточно специфические правонарушения, сопряженные с управленческими задачами. Она может стать наказанием руководителя на разных этапах деятельности и становится эффективной мерой регулирования соблюдения законов в различных реальных ситуациях.

И у закона есть недостатки

Столь строгое наказание связано с тем, что перечисленные ранее нарушения считаются практически преступлениями. Это означает, что судебное решение не будет зависеть ни от возраста подсудимого, ни от гендерной принадлежности, ни от других особенностей человека. Также в законе не предусмотрен минимальный ущерб, после которого уже можно говорить о том, что лицо неэффективно управляет организацией. К чему это приводит? Если есть некоторое заинтересованное лицо, в чьих интересах - сместить директора с его должности, оно может составить судебный иск и дисквалификация наступит в том случае, когда ущерб до смешного маленький.

Похожая ситуация обстоит и с нарушениями законов страны, касающихся трудовых норм. Сейчас существует 424 статьи с разнообразными нормами. Все они должны строго выполняться руководителями любых компаний. Если есть нарушение, а также есть иск, тогда дисквалификация становится вполне вероятным исходом. Более того, при определенном желании и наличии заинтересованной стороны нередки ситуации, когда создается так называемый «внеигровой» случай, что приводит к возможности открыть судебное разбирательство.

Как это выглядит?

Представьте себя в роли руководителя предприятия. И тут на «дружественных» условиях некий неплохо известный вам предприниматель (возможно, вы уже вели с ним дела) предлагает кредит - и не простой, а без обеспечения. Согласитесь, такое предложение выглядит очень привлекательным. Но вот ведь загвоздка: средства могут в таком случае потребовать вернуть раньше времени. Если вы не справитесь с этим, тогда вводятся в игру санкции, а за ними следует дисквалификация.

Это может показаться наигранной, надуманной ситуацией, но в судебной практике последних лет таких очень много.

Основная проблема, как говорят юристы, в том, что нынешние нормы законодательства не позволяют говорить о разных степенях опасностей правонарушений. Даже самые малозначительные ведут к наиболее катастрофичным последствиям. Избежать смещения можно, если отслеживать соблюдение всех норм, а также контролировать своих недоброжелателей.

Когда дисквалификация невозможна?

В некоторых случаях суд не имеет достаточно прав, чтобы дисквалифицировать управляющий персонал предприятия. Это характерно для следующих ситуаций:

  • отсутствуют обоснования, утверждающие, что некие обстоятельства вынуждают дисквалифицировать директора;
  • нет доказательств того, что введение подобного приговора в силу окажет положительное влияние на ситуацию.

А вот чаще всего к дисквалификации прибегают в ситуации, когда предприятие обанкротилось и суд сделал выводы, что это произошло из-за действий руководителя. Более того, по мнению суда, управленец стремился к именно такому исходу. Если удается это доказать, можно принимать решение в пользу дисквалификации.

Основания: важные аспекты

В некоторых случаях дисквалификация руководителя происходит при нарушении законодательства, регулирующего трудовые нормативы и права работников. Кроме того, такая мера применяется к тем директорам, которые нарушают порядок закупки и предоставления услуг. Можно наказать таким образом и руководителей, допустивших нарушение норм безопасности в промышленности.

Что касается ситуации банкротства, то тут основанием будет неправомерное поведение руководящего состава. Это и есть та самая наиболее распространённая статья, по которой наступает дисквалификация.

С другой стороны, подобное наказание, относительно прочих административных, встречается относительно редко. Статистика говорит, что не более чем в 4% случаев предпринимателей называют виновными и наказывают именно дисквалификацией. Гораздо чаще судья предписывает выплатить штраф, и на этом дело закрывают.

Подводя итоги

Дисквалификация директора ООО возможна при нарушении им трудового законодательства и при несоблюдении норм при банкротстве предприятия. Как правило, такой приговор вступает в силу, если нарушения были достаточно тяжелыми или предприниматель уже привлекался к ответственности по сходной статье. Чтобы обратить внимание суда на несоблюдение законов и правил в некоторой организации, достаточно подать иск. Сделать это могут как работники фирмы, так и сторонние физические и юридические лица. В частности, если вам не платят заработную плату или регулярны задержки при выплате, можно обратиться в полицию или прокуратуру и написать соответствующее заявление, которое и даст ход делу.

Понятие дисквалификации установлено ст. 3.11 КоАП РФ. Это мера наказания, которая заключается в лишении физического лица права:

Замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы;

Занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица;

Входить в совет директоров (наблюдательный совет) организации;

Осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация применяется к лицам, которые осуществляют:

Организационно-распорядительные функции (например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий);

Административно-хозяйственные функции (например, управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации и ее подразделений, принятие решений о начислении заработной платы, премий, определение порядка хранения и движения материальных ценностей).

Кроме того, данному наказанию могут быть подвергнуты:

Члены совета директоров;

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также занимающиеся частной практикой;

Арбитражные управляющие, то есть лица, назначенные арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (п. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). При этом за административные правонарушения, влекущие данное административное наказание, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. А при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Примечание. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ).

Рассмотрим, когда названное административное наказание применяется к руководителю юридического лица.

Случаи применения дисквалификации к руководителю организации

Административными правонарушениями, за совершение которых к руководителю организации может быть применена дисквалификация, в частности, признаются:

Нарушения законодательства о труде и об охране труда;

Фиктивное или преднамеренное банкротство;

Неправомерные действия при наличии признаков банкротства в виде сокрытия имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях;

Неправомерные действия при наличии признаков банкротства в виде передачи имущества во владение иным лицам, отчуждения или уничтожения имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения;

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет (если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния);

Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;

Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Нарушения законодательства о труде и об охране труда

К названным видам правонарушений относятся:

Нарушение оформления трудовых отношений. Например, если с работниками не заключены трудовые договоры или они заключены, но не в надлежащей форме (ст. 67 ТК РФ). Или имеют место факты несвоевременного ознакомления работников с положениями приказов о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), о привлечении их к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ);

Несоблюдение порядка ведения и хранения трудовых книжек. Например, в них не произведены записи о приеме сотрудников на работу, книжки хранятся не в сейфе или не выдаются работникам в день увольнения;

Подмена трудовых договоров гражданско-правовыми;

Невыплата окончательного расчета в последний день работы сотрудника;

Оплата командировочных не в полном объеме;

Выплата зарплаты работникам один раз в месяц или без выдачи расчетных листов по заработной плате;

Неознакомление работников с требованиями охраны труда;

Отсутствие учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормативной продолжительности рабочего времени работников;

Непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;

Выплата отпускных менее чем за три дня до начала отпуска и др.

Примечание. Правила ведения и хранения трудовых книжек утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках". Инструкция по заполнению трудовых книжек утверждена Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69.

Отметим, что количество нарушений, за которые руководитель организации может быть дисквалифицирован, велико. Но как показывает практика, совершив какой-либо из рассматриваемых проступков впервые, он привлекается к административной ответственности в виде штрафа. Ведь дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда подвергается должностное лицо, ранее уже наказывавшееся за аналогичное административное правонарушение.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Положения п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставят в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии, или они совершены за время работы в разных организациях.

Примечание. Под аналогичным правонарушением, указанным в п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, должностное лицо не произвело расчета при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

Таким образом, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) в одной фирме, а затем в течение этого же года совершивший аналогичное нарушение в другой организации, являясь ее руководителем, может быть привлечен к ответственности на основании п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Примечание. Срок дисквалификации должностного лица при нарушении им законодательства о труде и об охране труда составляет от года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Фиктивное и преднамеренное банкротство

Статьей 14.12 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение Закона N 127-ФЗ и Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Кроме того, в этой статье указано, что фиктивное банкротство - это заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица (п. 1 ст. 14.12 КоАП РФ). А преднамеренным банкротством признается совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (п. 2 ст. 14.12 КоАП РФ).

Дисквалификация должностного лица за фиктивное и преднамеренное банкротство применяется, если его действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний. Ее срок составляет:

При фиктивном банкротстве - от шести месяцев до трех лет (п. 1 ст. 14.12 КоАП РФ);

При преднамеренном банкротстве - от года до трех лет (п. 2 ст. 14.12 КоАП РФ).

Неправомерные действия при банкротстве

Юридическое лицо считается банкротом, то есть неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона N 127-ФЗ). Неправомерные действия при банкротстве относятся к нарушениям установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

Указанные действия имеют неправомерный характер, только если они совершены при наличии указанных выше признаков банкротства. Дисквалификация применяется к руководителю организации, который совершил при банкротстве неправомерные действия, не содержащие уголовно наказуемых деяний.

Примечание. Основания для возбуждения дел о фиктивном и преднамеренном банкротстве, неправомерных действиях при банкротстве перечислены в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. Кроме того, поводом для возбуждения подобных дел могут быть сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов (п. 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет применяется, если при наличии признаков банкротства совершены такие неправомерные действия, как:

Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях (п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

Передача имущества во владение иным лицам (п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

Отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица (п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника - юридического лица заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам (п. 2 ст. 14.13 КоАП РФ).

Дисквалификация на срок от шести месяцев до двух лет применяется, если при наличии признаков банкротства совершены неправомерные действия:

Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу либо кредитной организации (п. 4 ст. 14.13 КоАП РФ). При этом дисквалификации подвергаются совершившие указанные действия арбитражные управляющие (руководители временной администрации кредитной организации), на которых возложены функции руководителя юридического лица (кредитной организации);

Неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 5 ст. 14.13 КоАП РФ).

Представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения

Перечень сведений о юридическом лице, необходимых для его регистрации, определяется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в частности ст. ст. 5, 12, 14, 17 и 21. О том, что сведения, содержащиеся в документах, представляемых для регистрации, достоверны, необходимо указать в заявлении. Об этом говорится в п. "а" ст. 12, пп. "а" п. 1 ст. 14 и пп. "а" п. 1 ст. 17 указанного Закона.

За представление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган должностное лицо привлекается к ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Если же имел место умысел, то виновник будет нести ответственность согласно п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Примечание. Дисквалификация за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, применяется, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Протоколы о рассматриваемых правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1 и пп. 8 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Срок дисквалификации при представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, может составлять до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Незаконные действия по получению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет

Кредитная история включает информацию, состав которой определен ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон N 218-ФЗ). Она характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй. Лица, получившие в соответствии с Законом N 218-ФЗ доступ к информации, входящей в состав кредитной истории, и (или) к коду субъекта кредитной истории, обязаны не разглашать третьим лицам указанную информацию. За разглашение или незаконное использование данной информации они несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ (п. 14 ст. 6 Закона N 218-ФЗ). Такая ответственность установлена в ст. 14.29 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ.

Примечание. Документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории, и который бюро кредитных историй предоставляет по запросу пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации, называется кредитным отчетом.

Протоколы о рассматриваемых административных правонарушениях составляют должностные лица Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченной на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй (ст. 23.65 КоАП РФ).

Срок дисквалификации за незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, может составлять до трех лет (ст. 14.29 КоАП РФ).

Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию действий

Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения представляет собой нарушение норм антимонопольного законодательства.

Перечень недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений и согласованных действий содержится в ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Так, например, не допускается заключение соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если они приводят или могут привести:

К установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

Повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

Разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

Экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ;

Навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

Экономически, технологически и иным образом необоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

Сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

Созданию препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Данное административное правонарушение совершается умышленно. Протоколы о рассматриваемых административных правонарушениях составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, может быть освобождено от административной ответственности, в том числе в виде дисквалификации. Для этого должны быть выполнены в совокупности следующие условия:

На момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

Лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Примечание. Не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованные действия.

Срок дисквалификации должностного лица за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий составляет до трех лет (п. 1 ст. 14.32 КоАП РФ).

На такой же срок может быть дисквалифицировано должностное лицо организации за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством РФ (п. 2 ст. 14.32 КоАП РФ).

Незаконное введение в оборот товара

Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом они противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона N 135-ФЗ).

Статья 14 Закона N 135-ФЗ запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг. Подобные действия влекут административную ответственность согласно п. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, в том числе дисквалификацию должностного лица.

Примечание. За недобросовестную конкуренцию, выразившуюся в продаже, обмене или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ и услуг (например, товарный знак), срок дисквалификации составляет до трех лет (п. 2 ст. 14.33 КоАП РФ).

Причем указанное административное правонарушение совершается умышленно. Протоколы о рассматриваемых административных правонарушениях составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

Процедура дисквалификации

Согласно п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Они могут:

Непосредственно быть обнаружены должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;

Поступить из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений;

Материалы, сообщения, заявления, содержащие эти данные, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении фиксируются (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):

Дата и место составления протокола, а также должность и Ф.И.О. лица, его составившего;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются;

Место, время совершения и событие административного правонарушения, а также статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, и иные необходимые сведения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Подпись также ставит и руководитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае его отказа подписывать протокол в этом документе делается соответствующая запись.

Примечание. Протокол об административном правонарушении, за которое применяется дисквалификация, направляется в суд в течение трех суток с момента его составления (п. 1 ст. 3.11 и п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в течение 15 суток со дня получения судом протокола об административном правонарушении и других материалов дела (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). По результатам его рассмотрения суд выносит постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ). Копия этого постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого оно вынесено, в течение трех дней со дня вынесения данного постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган (п. 4 ст. 32.11 КоАП РФ).

Порядок исполнения постановления о дисквалификации руководителя организации установлен в ст. 32.11 КоАП РФ. Согласно данному порядку постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления его в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности (п. 1 ст. 32.11 КоАП РФ). Исполнение данного постановления производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

Запись в трудовой книжке дисквалифицированного руководителя должна выглядеть следующим образом: "Уволен в связи с дисквалификацией (административным наказанием), исключающей возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, пункт 8 части 1 статьи 83 ТК РФ".

Примечание. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ дисквалификация является обстоятельством прекращения трудового договора, не зависящим от воли сторон.

Сведения о дисквалифицированном лице заносятся в Реестр дисквалифицированных лиц, который формируется и ведется МВД России и ГУВД (УВД) по субъектам РФ. Основание - п. 2 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805. В названном реестре отражается:

Ф.И.О., дата и место рождения, место жительства дисквалифицированного лица;

Информация о том, в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

Дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (статья КоАП РФ);

Наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

Срок дисквалификации и даты начала и истечения этого срока;

Наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;

Сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

Основания исключения из Реестра дисквалифицированных лиц и дата исключения.

Примечание. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение на него административного штрафа в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 14.23 КоАП РФ).

Справка. Исполнение решения суда о дисквалификации руководителя организации

Исполнение решения суда о дисквалификации руководителя связано с определенными процедурами. Так, в Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) указано, что избрание единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и др.) и досрочное прекращение его полномочий относятся к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Следовательно, после вынесения решения суда о дисквалификации руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом общества, необходимо созвать внеочередное собрание участников в соответствии со ст. 35 Закона N 14-ФЗ для решения вопроса о досрочном снятии полномочий с указанного руководителя. При этом необходимо соблюдать сроки созыва такого собрания. То есть лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за 30 дней до его проведения уведомить об этом каждого участника заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества (ст. 36 Закона N 14-ФЗ).

Если был дисквалифицирован руководитель акционерного общества (директор, генеральный директор), являющийся его единоличным исполнительным органом, то необходимо провести процедуру внеочередного общего собрания акционеров, установленную Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Ведь досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Проверка будущего руководителя на наличие у него дисквалификации

При заключении трудового договора (контракта) с будущим руководителем необходимо проверить, не был ли он дисквалифицирован. Для этого делается запрос в орган, ведущий Реестр дисквалифицированных лиц.

Примечание. Получение заинтересованными лицами сведений из Реестра дисквалифицированных лиц происходит по определенным правилам. Они установлены в Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957.

Информация, содержащаяся в Реестре дисквалифицированных лиц, открыта для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. На сегодняшний день плата за данную информацию равна МРОТ. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя информация предоставляется бесплатно. Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется:

Главным информационно-аналитическим центром (ГИАЦ) МВД России, информационными центрами (ИЦ) МВД России;

ГУВД и УВД по субъектам РФ.

При наличии сведений о проверяемом лице в Реестре дисквалифицированных лиц инициатору запроса выдается выписка из реестра, а при отсутствии - соответствующая справка.

Примечание. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения соответствующего запроса ГИАЦ и ИЦ МВД России, региональными (муниципальными) ГУВД (УВД).

Проверка физического лица перед заключением с ним договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом осуществляется в ИЦ МВД России или ГУВД (УВД) по месту государственной регистрации организации. Лицо, уполномоченное заключать договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению организацией, в отношении физического лица, с которым предполагается заключать такой договор (контракт), подает запрос в указанные ведомства при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность). Запрос должен содержать Ф.И.О., число, месяц и год рождения, место рождения проверяемого лица, а также полное наименование, место и орган регистрации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица - инициатора запроса. К указанному запросу прилагаются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица на заключение договоров (контрактов) на осуществление деятельности по управлению организацией, а также квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление информации, содержащейся в реестре.

Выписки (справки) в зависимости от указанного в запросе порядка получения информации из реестра:

Выдаются заявителям сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись в отрывном талоне выписки (справки) при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности, выданной в установленном законодательством РФ порядке;

Направляются по почте в орган внутренних дел по месту обращения граждан (юридических лиц) для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

После вручения выписки (справки) отрывной талон с соответствующими отметками подлежит возврату в ИЦ МВД России и ГУВД (УВД).

Если организация заключит трудовой договор с руководителем, который является дисквалифицированным лицом, то такой договор подлежит прекращению ввиду нарушения установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ). Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по инициативе работодателя, если первый представил подложные документы при заключении с ним трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Примечание. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо - до 100 000 руб. (п. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Дисквалификация, как метод административного наказания для директоров (они же генеральные директора, руководители, президенты, словом, единоличный орган управления ООО) в последние несколько лет стал достаточно активно использоваться ФНС. На сайте налоговой можно даже найти соответствующий реестр дисквалифицированных лиц .

Дисквалификация, согласно ст. 3.11 КоАП РФ может быть наложена сроком от полугода, до трех лет. Дисквалифицированному лицу нельзя занимать должности государственной и муниципальной гражданской службы, должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иным образом осуществлять управление юридическим лицом.

Дисквалификация назначается только решением суда. Инициировать же процедуру может представитель государственной власти - налоговый инспектор, прокурор, трудовой инспектор, и др. Данный сотрудник, обнаруживший нарушение, или получивший сведения о нарушениях, проверяет эти сведения. В случае их подтверждения, он составляет протокол об административном правонарушении. Срок давности по таким делам – 1 год с момента совершения или обнаружения нарушения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо и руководитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае его отказа подписывать протокол, в этом документе делается соответствующая запись.

Протокол в течение трех суток с момента его составления направляется в суд (п. 1 ст. 3.11 и п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). В течение 15 суток со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела суд должен рассмотреть дело и вынести по нему решение (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).

И если суд вынесет решение о назначении наказания в виде дисквалификации, то руководитель будет занесен в Реестр дисквалифицированных лиц и будет там числиться до тех пор, пока срок дисквалификации не пройдет.

Читайте также: Регистрация ООО иностранным гражданином в России в 2019 году

Если директор при этом занимает аналогичную должность в других юридических лицах, запрет распространяется на все случаи. Кроме того, формулировка «запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иным образом осуществлять управление юридическим лицом» подразумевает под собой и то, что он не сможет принимать участие в собраниях участников (либо принимать решение как единственный участник в ООО).

Есть мнение, что можно такого человека, для сохранения ему управленческих функций, зарегистрировать в качестве ИП, и назначить его управляющим. Это не получится сделать, поскольку в ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ прямо предусмотрен запрет на такие действия:

«дисквалификация заключается в лишении физического лица права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом».

Число дисквалифицированных директоров растет. В нем содержатся данные о тысячах человек. Более того, появляются новые причины для дисквалификации и причины, по которым налоговики сами без суда могут запретить директору занимать эту должность. Если упустить дисквалификацию директора, то возможен штраф – до 100 тысяч рублей.

Причины для дисквалификации директора

Самая частая причина для дисквалификации связана с фиктивным адресом компании. Инспекторы проверяют, находится ли компания по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ, и если нет, то обращаются в суд. А суд уже принимает решение о дисквалификации руководителя. Также причинами дисквалификации могут быть:

  • расчеты без контрольно-кассовой техники;
  • директор не оплатил долги фирмы;
  • нарушение сроков выплаты зарплаты и другие трудовые нарушения.

Какие последствия от дисквалификации?

Кроме прямой дисквалификации для директора есть другие риски. Если у него плохая репутация, его просто не включат в ЕГРЮЛ. Так, директор не сможет руководить другой компанией, если бросил прежнюю организацию с долгами и инспекторы исключили ее из реестра. В этом случае налоговики откажутся вносить в реестр сведения о директоре (подп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Похоже на дисквалификацию, только без суда.

Дисквалификация означает, что суд запретит директору руководить любой компанией и входить в совет директоров любой компании в течение длительного срока - от 6 месяцев до 3 лет.

Кроме этого, директору нельзя будет работать в этой должности, появится недоверие со стороны контрагентов. Инспекторы снимают расходы и вычеты, если сделку заключил дисквалифицированный директор.

Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ). (Письмо Минфина России от 27.12.2017 № 03-12-13/87273)

Как проверить директора на дисквалификацию

Перед назначением нового генерального директора лицо, уполномоченное заключить с ним трудовой договор, обязано проверить претендента на предмет дисквалификации за совершенное ранее административное правонарушение.

Читайте также Что относится к финансовым инвестициям

Платная справка

Информация о дисквалификации содержится в реестре дисквалифицированных лиц ФНС России. После обращения выдается выписка о дисквалифицированном лице либо справка об отсутствии такой информации в реестре (ч. 2, 3 ст. 32.11 КоАП РФ).

Стоимость предоставления выписки или справки составляет 100 рублей (постановление Правительства РФ от 03.07.2014 № 615, п. 27 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 30.12.2014 № 177н).


Бесплатно

Сведения о дисквалифицированных лицах размещаются также на