Чин советник государственной гражданской службы. Основы государственной службы и кадровой политики. Классные чины Федеральной таможенной службы Российской Федерации

Государственная служба уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства. Система государственных и муниципальных органов - это огромная иерархическая структура. Очевидно, что чем выше позиция - тем она привлекательнее. Разберемся с классификацией должностей госслужащих в России и узнаем, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ , который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаютсязаконами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Ихосновная функциязаключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты.Этограждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие:руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие:специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.

Указ Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции" (с изменениями и дополнениями)

    Приложение. Размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным классным чином юстиции работников Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы исполнения наказаний и их территориальных органов, аппаратов федеральных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации

Указ Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1554
"О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции"

21 мая 2008 г., 18 апреля 2009 г., 7 июня, 16, 23 ноября 2011 г., 6 февраля, 2 апреля, 13, 29 декабря 2012 г., 4 декабря 2013 г., 29 июля 2014 г., 18 декабря 2016 г., 10 ноября 2018 г.

В целях регламентации вопросов присвоения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, а также установления федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции и впредь до принятия соответствующего федерального закона постановляю:

1. Установить, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах (далее - работники органов юстиции), аппаратах федеральных судов (далее - работники аппаратов судов), Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее - работники системы Судебного департамента), квалификационным требованием для замещения которых является юридическое образование, присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы следующие классные чины юстиции:

юрист 3 класса;

юрист 2 класса;

юрист 1 класса;

советник юстиции 3 класса;

советник юстиции 2 класса;

советник юстиции 1 класса;

действительный .

При наличии у работника органа юстиции, аппарата суда или системы Судебного департамента, имеющего классный чин юстиции и замещающего должность федеральной государственной гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов юстиции, также классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации, классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания ему производится выплата только оклада за классный чин юстиции.

Выплата месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином юстиции прекращается в случае увольнения работника органа юстиции, аппарата суда или системы Судебного департамента из Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний или их территориальных органов, аппарата федерального суда, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации.

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

Советник юстиции 1 класса

Советник юстиции 2 класса

Советник юстиции 3 класса

консультант

Юрист 1 класса

главный специалист-эксперт

ведущий специалист-эксперт

Юрист 2 класса

специалист-эксперт

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

2. В территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

начальник главного управления Министерства юстиции Российской Федерации

начальник управления Министерства юстиции Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

заместитель начальника главного управления Министерства юстиции Российской Федерации

Советник юстиции 1 класса

заместитель начальника управления Министерства юстиции Российской Федерации

начальник отдела территориального органа

Советник юстиции 2 класса

начальник отдела территориального органа

заместитель начальника отдела территориального органа

помощник начальника главного управления Министерства юстиции Российской Федерации

помощник начальника управления Министерства юстиции Российской Федерации

Юрист 1 класса

главный специалист-эксперт

ведущий специалист-эксперт

Юрист 2 класса

специалист-эксперт старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

III. В территориальных органах Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний

1. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

Советник юстиции 1 класса

начальник отдела территориального органа

Советник юстиции 2 класса

заместитель начальника отдела территориального органа

Советник юстиции 3 класса

консультант

Юрист 1 класса

главный специалист-эксперт

ведущий специалист-эксперт

Юрист 2 класса

специалист-эксперт

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

2. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

руководитель территориального органа

Советник юстиции 1 класса

заместитель руководителя территориального органа

Советник юстиции 3 класса

начальник отдела территориального органа

заместитель начальника отдела территориального органа

помощник руководителя территориального органа

Юрист 1 класса

главный специалист-эксперт

судебный пристав

ведущий специалист-эксперт

Юрист 2 класса

специалист-эксперт

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

3. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня

Советник юстиции 1 класса

руководитель территориального органа

Советник юстиции 2 класса

заместитель руководителя территориального органа

Советник юстиции 3 класса

начальник отдела

заместитель начальника отдела

старший судебный пристав

Юрист 1 класса

судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

судебный пристав-исполнитель

главный специалист-эксперт

ведущий специалист-эксперт

Юрист 2 класса

специалист-эксперт

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

III.1. В зарубежном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации

Советник юстиции 1 класса

представитель федерального органа исполнительной власти

Советник юстиции 2 класса

заместитель представителя федерального органа исполнительной власти

Советник юстиции 3 класса

консультант

Юрист 1 класса

главный специалист-эксперт

IV. В аппарате Конституционного Суда Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

руководитель аппарата Конституционного Суда Российской Федерации

руководитель Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации

заместитель руководителя аппарата Конституционного Суда Российской Федерации

заместитель руководителя Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации

руководитель Секретариата Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

руководитель представительства Конституционного Суда Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

начальник управления

управляющий делами Конституционного Суда Российской Федерации

руководитель Секретариата заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

руководитель Секретариата судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

заместитель руководителя Секретариата Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

заместитель руководителя представительства Конституционного Суда Российской Федерации

заместитель начальника управления Конституционного Суда Российской Федерации

помощник Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

советник Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

советник Конституционного Суда Российской Федерации

начальник отдела

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

заместитель начальника отдела

начальник отдела в управлении

помощник заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

советник заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

помощник судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации

советник судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации

помощник судьи Конституционного Суда Российской Федерации

советник судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

ведущий советник

советник

главный специалист 3 разряда

Советник юстиции 1 класса

главный консультант

Советник юстиции 2 класса

ведущий консультант

Советник юстиции 3 класса

консультант

ведущий специалист 1 разряда

ведущий специалист 2 разряда

ведущий специалист 3 разряда

Юрист 1 класса

главный специалист-эксперт

ведущий специалист-эксперт

Юрист 2 класса

специалист-эксперт

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

IV.1. В аппарате Верховного Суда Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

руководитель Секретариата Председателя Верховного Суда Российской Федерации

руководитель Секретариата первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

заместитель руководителя Секретариата Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

начальник управления управляющий делами Верховного Суда Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

заместитель начальника управления заместитель управляющего делами Верховного Суда Российской Федерации

помощник Председателя Верховного Суда Российской Федерации

советник Председателя Верховного Суда Российской Федерации

начальник отдела

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

заместитель начальника отдела

начальник отдела в управлении

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

заместитель начальника отдела в управлении

помощник первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

советник первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

помощник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

советник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

советник

главный специалист 3 разряда

Советник юстиции 1 класса

помощник судьи Верховного Суда Российской Федерации

советник судьи Верховного Суда Российской Федерации

главный консультант

Советник юстиции 2 класса

ведущий консультант

Советник юстиции 3 класса

консультант

заведующий секретариатом судебной коллегии

заведующий секретариатом судебного состава

ведущий специалист 1 разряда

ведущий специалист 2 разряда

ведущий специалист 3 разряда

ответственный секретарь суда

Юрист 1 класса

главный специалист

секретарь судебного заседания

ведущий специалист

секретарь суда

Юрист 2 класса

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

V. В аппаратах федеральных судов общей юрисдикции

1. В аппаратах кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

руководитель секретариата

председателя суда

управляющий делами

заместитель управляющего делами

начальник отдела

помощник председателя суда

советник председателя суда

Советник юстиции 1 класса

заместитель начальника отдела

Советник юстиции 2 класса

ведущий консультант

Советник юстиции 3 класса

помощник судьи

консультант

ведущий специалист 3 разряда

Юрист 1 класса

секретарь судебного заседания

главный специалист

Юрист 2 класса

ведущий специалист

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

2. В аппаратах Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

начальник отдела

помощник председателя суда

Советник юстиции 1 класса

заместитель начальника отдела

Советник юстиции 2 класса

ведущий консультант

помощник судьи

консультант

Советник юстиции 3 класса

ведущий специалист 3 разряда

Юрист 1 класса

секретарь судебного заседания

главный специалист

ведущий специалист

Юрист 2 класса

секретарь суда

специалист

Юрист 3 класса

старший специалист 1 разряда

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

3. В аппаратах районного суда, городского суда, межрайонного суда, гарнизонного военного суда

Советник юстиции 1 класса

начальник отдела

Советник юстиции 2 класса

заместитель начальника отдела

помощник председателя суда

Советник юстиции 3 класса

помощник судьи

Юрист 1 класса

консультант

секретарь судебного заседания

главный специалист

ведущий специалист

Юрист 2 класса

секретарь суда

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

VI. В Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации

Утратил силу с 6 августа 2014 г.

VII. В управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации

Утратил силу с 6 августа 2014 г.

VIII. В аппаратах арбитражных судов Российской Федерации

Утратил силу с 6 августа 2014 г.

IX. В аппаратах арбитражных судов Российской Федерации

1. В аппаратах арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам, арбитражного апелляционного суда

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

управляющий делами заместитель руководителя секретариата председателя суда

заместитель управляющего делами начальник отдела

помощник председателя суда

советник председателя суда

Советник юстиции 1 класса

заместитель начальника отдела

Советник юстиции 2 класса

помощник заместителя председателя суда

советник заместителя председателя суда

советник Суда по интеллектуальным правам

ведущий консультант

Советник юстиции 3 класса

помощник судьи

консультант

ведущий специалист 3 разряда

Юрист 1 класса

секретарь судебного заседания

главный специалист

Юрист 2 класса

ведущий специалист

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда старший специалист 3 разряда

2. В аппарате арбитражного суда субъекта Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

руководитель секретариата председателя суда

управляющий делами

заместитель руководителя секретариата председателя суда

заместитель управляющего делами

начальник отдела

помощник председателя суда

советник председателя суда

Советник юстиции 2 класса

заместитель начальника отдела

помощник первого заместителя председателя суда

советник первого заместителя председателя суда

Советник юстиции 3 класса

консультант

помощник заместителя председателя суда

советник заместителя председателя суда

помощник судьи

ведущий специалист 3 разряда

Юрист 1 класса

секретарь судебного заседания

главный специалист

Юрист 2 класса

ведущий специалист

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

X. В Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

заместитель Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

начальник главного управления

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

начальник управления

управляющий делами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

заместитель начальника главного управления

помощник Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

советник Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

заместитель начальника управления заместитель управляющего делами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

начальник отдела

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

заместитель начальника отдела

начальник отдела в главном управлении

начальник отдела в управлении

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

заместитель начальника отдела в главном управлении

заместитель начальника отдела в управлении

советник: главного управления, управления

Советник юстиции 1 класса

ведущий консультант

Советник юстиции 2 класса

помощник заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Советник юстиции 3 класса

ведущий специалист 2 разряда

Юрист 1 класса

главный специалист

Юрист 2 класса

ведущий специалист

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

XI. В управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

начальник управления

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

администратор кассационного суда общей юрисдикции

администратор кассационного военного суда

администратор арбитражного суда округа

администратор Суда по интеллектуальным правам

администратор апелляционного суда общей юрисдикции

администратор апелляционного военного суда

администратор арбитражного апелляционного суда

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

администратор: Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда

администратор арбитражного суда субъекта Российской Федерации

Советник юстиции 1 класса

заместитель начальника управления

Советник юстиции 2 класса

начальник отдела в управлении

Советник юстиции 3 класса

заместитель начальника отдела в управлении

администратор: районного суда, городского суда, межрайонного суда, гарнизонного военного суда

консультант

ведущий специалист 3 разряда

Юрист 1 класса

главный специалист

Юрист 2 класса

ведущий специалист

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

______________________________

* Начальникам главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации, обеспечивающим координацию деятельности управлений Министерства юстиции Российской Федерации в субъектах Российской Федерации в пределах федерального округа, в связи с повышенным объемом работы Президентом Российской Федерации по представлению Министра юстиции Российской Федерации может быть присвоен классный чин юстиции, предусмотренный для высшей группы должностей.

** Начальник отдела в главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации.

Таблица
соответствия классных чинов, присвоенных в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-I "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР", лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, классным чинам юстиции
(утв. Указом

С изменениями и дополнениями от:

Положением , утвержденным Постановлением

Классные чины юстиции

Государственный советник юстиции Российской Федерации

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

Советник юстиции 1 класса

государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

Советник юстиции 2 класса

государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

Советник юстиции 3 класса

государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

советник юстиции 1 класса

советник юстиции 2 класса

советник юстиции 3 класса

Юрист 1 класса

юрист 1 класса

Юрист 2 класса

юрист 2 класса

Юрист 3 класса

юрист 3 класса

Таблица
соответствия классных чинов, присвоенных в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-I "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР", классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1554)

Классные чины, присвоенные в соответствии с Положением , утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1

Классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации

Государственный советник юстиции 1 класса

действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса

Государственный советник юстиции 2 класса

действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

Государственный советник юстиции 3 класса

действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Советник юстиции 1 класса

государственный советник Российской Федерации 1 класса

Советник юстиции 2 класса

государственный советник Российской Федерации 2 класса

Советник юстиции 3 класса

государственный советник Российской Федерации 3 класса

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Юрист 1 класса

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Юрист 2 класса

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Юрист 3 класса

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Установлены классные чины юстиции, которые присваиваются лицам, замещающим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы в Минюсте России, ФССП России, Росрегистрации, ФСИН России и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде РФ и его управлениях (отделах) в субъектах РФ.

Утверждено Положение, регламентирующее порядок присвоения и сохранения указанных классных чинов. Классные чины присваиваются в соответствии с квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы. Приведена таблица соответствия классных чинов замещаемой должности. Так, классный чин юстиции "юрист" соответствует старшей группе должностей гражданской службы, классный чин "советник юстиции" - ведущей группе должностей, "государственный советник юстиции РФ" - главной группе и "действительный государственный советник юстиции РФ" - высшей группе должностей. Лицам, замещающим государственные должности РФ, классный чин юстиции - действительный государственный советник юстиции РФ присваивается Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Правительства РФ или Председателя Верховного Суда РФ.

В соответствии с присвоенным классным чином юстиции работнику устанавливается месячный оклад, который вместе с месячным окладом в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы составляет оклад месячного денежного содержания. Установлены размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным классным чином юстиции. При наличии у работника, имеющего классный чин юстиции и замещающего должность федеральной государственной гражданской службы, также классного чина государственной гражданской службы РФ, классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания ему производится выплата только оклада за классный чин юстиции.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Указ Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции"


Указ Президента РФ от 13 декабря 2012 г. N 1652


Указ Президента РФ от 2 апреля 2012 г. N 375


Указ Президента РФ от 23 ноября 2011 г. N 1533


Указ Президента РФ от 16 ноября 2011 г. N 1504

Изменения вступают в силу со дня подписания названного Указа


Указ Президента РФ от 7 июня 2011 г. N 720


Указ Президента РФ от 18 апреля 2009 г. N 425


Указ Президента РФ от 21 мая 2008 г. N 830


Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ.

В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ определяются указом Президента РФ.

Классные чины введены Законом о госслужбе вместо квалификационных разрядов государственных служащих. Термин "чин" обозначает степень отличия, ранг, звание, разряд, категорию, класс.


Введение классных чинов - дело не новое в российском законодательстве. Смысл нововведения состоит в определении чьей-либо пригодности для той или иной деятельности на основе наличия необходимых знаний, навыков и умений, а слово "чин" - категория, степень, уровень квалификации.

Петр I в период своего управления ввел единую систему чинов, закрепленную Табелью о рангах 1722 г. В Табели о рангах устанавливались чины 14 классов, каждому из которых соответствовала определенная должность на военной, морской, гражданской или придворной службе. Декретом Советской власти от 16 декабря 1917 г. все ранги, классные чины и звания были упразднены. В наши дни термин "ранг" сохранился в Военно-Морском Флоте России (капитан 1, 2, 3-го ранга), в рангах дипломатов и служащих ряда других ведомств.

Введение классных чинов является своеобразным возвратом к российским традициям.

В сравнительной таблице даны перечень чинов, введенных Петром I в Табели о рангах, и приблизительно соответствующие им классные чины, установленные Положением о классных чинах государственных служащих федеральной государственной службы Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных органов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, утвержденным Указом Президента РФ от 19 июля 2001 г. N 876.

Должности в прокуратуре, права и обязанности сотрудников надзорного органа
Все сотрудники прокуратуры, которая является надзорным государственным органом, относятся к категории федеральных государственных служащих. Данное положение вводится законом «О Прокуратуре» за номером 2201, принятом в 1992 году. Прокурорские работники, будучи частью государственных служащих, подчиняются служебному праву, которое регламентирует их служебные обязанности в рамках предоставленных им прав и полномочий.

Структура званий в прокуратуре

Прокуратура имеет вертикаль власти, а ее сотрудники получают классные чины, что закреплено в 41 статье ФЗ№ 2202-1. Каждый чин является персональным званием прокурорского работника и аналогичен служебному разряду. Правила получения очередного классного чина закреплены «Положением о классных чинах работников прокуратуры», который был утвержден специальным президентским указом №659 в 1997 году.

Классные чины в прокуратуре присваиваются согласно должности, которую занимает сотрудник и стажу его работы. Начальный классный чин соответствует званию младшего юриста. Самым высоким чином прокурорского работника является звание действительного государственного советника юстиции. Также предусмотрены звания юристов различного класса и советников юстиции, подразделяющихся на младших, обычных и старших. Высшим званием является чин государственного советника юстиции 1 класса, позволяющий занимать руководящие должности в прокурорском ведомстве.

Сотрудники прокуратуры обязаны носить форму и специальные знаки различия согласно своему классному чину. Это закреплено Постановлением Правительства РФ за номером 352 от 25.03.1996 года.

Должности в прокуратуре

Должностная иерархия в прокуратуре регулируется 54 статей ФЗ №2202-1. Закон вводит специальные термины для обозначения должностей внутри этого федерального надзорного органа: прокуроры и прокурорские работники. Руководителей разного уровня и сотрудников, которые выполняют функции руководителей отделов и помощников прокуроров называют «прокурорами». Сотрудники управлений и отделов называются прокурорскими работниками. Первый пункт 54 статьи указанного закона специально отмечает, что выполнять профессиональные полномочия по надзору за соблюдением законности могут только сотрудники в должности прокурора или их заместители.

Прокурорскими работниками считаются:

  • прокуроры;
  • следователи;
  • сотрудники научно-исследовательских и образовательных заведений, работающих в прокурорской системе;
  • специалисты, имеющие классный чин, который аналогичен воинскому званию.

Третий пункт 4 статьи специально выделяет ряд категорий следователей и прокуроров, для которых предусмотрены особые права, обязанности и ограничения. В статьях 41 и 42 3 пункта и в статьях 44 и 45 второго пункта указаны специальные права этих сотрудников на социальную и правовую защиту.

Права и обязанности

Федеральный закон №79 регламентирует права и обязанности сотрудников прокурорского ведомства, разделяя их на:

  • общие;
  • функциональные;
  • должностные.

Этот закон регламентирует права и обязанности , которые должны выполнять все государственные служащие. 14 статья закрепляет за сотрудниками прокуратуры права на:

  • получение соответственных условий для выполнения должностных обязанностей;
  • знакомство с документами, разъясняющими их должностные обязанности, критерии оценки эффективности работы, результативность профессиональной деятельности и условия повышения по службе;
  • регламентированный доступ к нужным документам, информации и материалам, которые необходимы для выполнения служебных обязанностей;
  • предложения по улучшению работы надзорного органа и иных государственных структур;
  • - получение регламентированного доступа в органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и другие общественные объединения в рамках выполнения своих профессиональных обязанностей;
  • служебный рост в соответствии с правилами конкурсной основы, для чего организуются стажировки и курсы повышения квалификации;
  • получение соответственного званию материального обеспечения, отпуска, пенсии, размер которой определяется стажем службы;
  • защиту своей служебной деятельности, которое позволяет сотруднику знакомиться со всей информацией, вносимой в его личное дело, а также право на опротестование этой информации, в том числе и в судебном порядке.

В 15 статье закона №79 обозначены 12 должностных обязанностей всех государственных служащих, которые делятся на:

  1. те, которые связаны с непосредственным исполнением профессиональной деятельности и полученными полномочиями согласно Конституции РФ и иным законодательных актов;
  2. те, которые обеспечивают эффективное исполнение функций на занимаемой сотрудником прокуратуры должности.

В рамках должностных обязанностей прокурорские работники и прокуроры должны:

  • следить за поддержанием своей профессиональной квалификации,
  • соблюдать внутреннюю дисциплину,
  • сохранять государственную тайну,
  • беречь государственное имущество,
  • выполнять наложенные на них законом ограничения и запреты,
  • информировать руководство о наличии личной заинтересованности при выполнении должностных обязанностей.

Функциональные и должностные права и обязанности

Функциональные обязанности определяются надзорной функцией прокуратуры и указаны в первой статье федеральным законом № 2202-1. Они обязывают сотрудника следить за соблюдением Конституции и другие российских законов руководителями различных уровней власти, работающих в разных ведомствах и отраслях.

Прокуроры обязаны проводить проверки по поступающим в ведомство заявлениям граждан, а также контролировать деятельность подчиненных им ведомств.

Рассматривать заявления граждан, вызывать руководителей для допроса по поводу нарушения законов, разъяснять гражданам их права и обязанности, проводить проверки по поступившим заявлениям.

Должностные функциональные обязанности сотрудников этого ведомства также определяются различными кодексами: УПК, ГПК, АПК и другими нормативными актами, связанными с профильными прокурорскими ведомствами, надзирающими за военными, транспортной системой, ФСИН.

Любое прокурорское ведомство выполняет надзорные функции по соблюдению законности в рамках своей специализации. Этим определяется разнообразие должностных прав и обязанностей их сотрудников . Все должностные права и обязанности связаны с осуществлением надзорной деятельности и регламентируются специальной должностной инструкцией и закреплены в должностном регламенте, который определяет 47 статья ФЗ №79. Закон позволяет менять старые должностные регламенты на новые по мере наступления их несоответствия текущим законодательным стандартам.

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Классификация государственных служащих Российской Федерации

Классификация государственных служащих - одна из сложных в административной науке и практике. Нормативно она решена лишь частично. Научные исследования данной проблемы свидетельствуют, что классификация государственных служащих многовариантна. Можно классифицировать российских государственных служащих по следующим признакам.

1. По уровням государственной власти:

  • федеральные государственные служащие;
  • государственные гражданские служащие субъектов РФ.

2. По ветвям государственной власти:

  • государственные служащие законодательной власти;
  • исполнительной власти;
  • судебной власти и прокуратуры;
  • иных высших государственных органов.

3. По видам государственной службы.

  • гражданский служащий;
  • военнослужащий;
  • служащий правоохранительных органов.

4. По условиям прохождения службы:

  • карьерные государственные служащие, работающие на основе бессрочного служебного контракта;
  • замещающие должности государственной службы по контракту на определенный срок.

5. По классным чинам, воинским и специальным званиям, (дипломатическим рангам. Эта классификация особо значима, поскольку имеет давние исторические традиции и в настоящий момент в большей степени нормативно урегулирована. В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ классные чины на гражданской службе введены в Российской Федерации вместо квалификационных разрядов, установленных еще в 1995 г. Классные чины, воинские и специальные звания - одна из фундаментальных основ государственной службы, поэтому на ней следует остановиться подробно.

Чины, ранги, звания. В современном российском законодательстве определено четыре вида классификации государственных служащих. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу РФ, присваиваются:

  • классные чины;
  • дипломатические ранги;
  • воинские звания;
  • специальные звания.

Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются только классные чины 1 Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 13. .

Законодательно установлены общие условия (принципы) присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий государственных служащих РФ:

  • их последовательное присвоение по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
  • присвоение классного чина, воинского звания и т.д. государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью государственной службы;
  • досрочное присвоение классного чина воинского звания и т.д. либо присвоение классного чина и т.д. на одну ступень выше, предусмотренных для замещаемой должности государственной службы, в качестве меры поощрения;
  • учет классного чина воинского звания и т.д. при переводе или поступлении служащего с государственной службы одного вида на другой;
  • сохранение присвоенного классного чина, воинского звания и т.п. при освобождении от замещаемой должности государственной службы или увольнения с государственной службы;
  • лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания только по решению суда.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также пребывание в них учитываются при присвоении классного чина и т.д. по новому виду государственной службы. Заметим: учитываются, но не переносятся автоматически.

В частности, в указе Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими» 2005 г. № 113 говорится, что при поступлении на гражданскую службу гражданина РФ, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида службы, дипломатического ранга воинского или специального звания, то ему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Отдельным указом Президента России определяется и соответствие старых квалификационных разрядов федеральных государственных служащих новым классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации.

Классный чин гражданского служащего РФ - это персонально присваиваемый, как правило, на основании государственного квалификационного экзамена разряд, соответствующий служебному положению, занимаемой должности, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет и заслугам служащего.

Современное законодательство определяет пять наименований классных чинов гражданской службы:

  • секретарь государственной гражданской службы РФ;
  • референт государственной гражданской службы;
  • советник государственной гражданской службы РФ;
  • государственный советник Российской Федерации;
  • действительный государственный советник РФ 2 .

В каждой группе чинов предусматривается три класса - 1, 2, 3-й (1-й класс высший). Всего, таким образом, в гражданской службе России 15 классных чинов.

Классные чины строго дифференцированы по группам должностей гражданской службы. Присвоение классных чинов производится последовательно в строгом соответствии с замещаемой группой должностей гражданской службы:

  • чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует младшей группе должностей;
  • чин референта государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует старшей группе должностей;
  • чин советника государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует ведущей группе должностей;
  • чин государственного советника Российской Федерации 1-3-го класса соответствует главной группе должностей;
  • чин действительного государственного советника Российской Федерации 1-3-го класса соответствует высшей группе должностей.

Присвоение классных чинов гражданских служащих РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.

Высшие классные чины - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3-го класса - присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ.

При этом:

  • в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. - по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства РФ;
  • в иных федеральных государственных органах (законодательной, судебной власти) или их аппаратах - по представлению руководителей этих органов.

Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

  • в федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ;
  • в иных федеральных государственных органах - руководителями этих органов.

Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа либо представителя этого руководителя.

Гражданским служащим субъектов РФ классные чины присваиваются в соответствии с законами субъектов Федерации 3 Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 11. . Как правило, классные чины высших и главных групп должностей присваиваются губернаторами, а остальные - руководителями местных администраций и их структурных подразделений.

С момента присвоения гражданскому служащему классного чина ему устанавливается месячный оклад по классному чину, входящий в денежное содержание служащего, и делается запись в личное дело, учетную карточку и трудовую книжку чиновника.

Законодательство устанавливает основные требования к присвоению классных чинов гражданским служащим:

  • классные чины присваиваются гражданским служащим только в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы;
  • гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена;
  • классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, причем с соблюдением последовательности присвоения чина, с учетом профессионального уровня служащего и продолжительности государственной гражданской службы РФ в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, воинское, специальное звание, дипломатический ранг, присвоенные служащему на прежнем месте государственной службы России.

Например, первым классным чином для младшей группы должностей является секретарь государственной гражданской службы РФ 3-го класса для старшей группы должностей - референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса и т.д.

Первый классный чин федеральному гражданскому служащему присваивается после успешного завершения испытания. Если испытание не устанавливалось по условиям служебного контракта, то первый классный чин присваивается не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность.

Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый служащему.

Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

  • в классных чинах секретаря государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, референта государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса - не менее одного года;
  • в классных чинах советника государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, государственного советника РФ 3-го и 2-го класса - не менее двух лет;
  • в классных чинах действительного государственного советника РФ 3-го и 2-го класса - как правило, не менее одного года.

Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря гражданской службы 1-го класса референта гражданской службы 1-го класса, советника гражданской службы 1-го класса и государственного советника РФ 1-го класса сроки не устанавливаются.

При назначении гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а также должности категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена, если решение о сдаче этого экзамена принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа.

В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

  • до истечения срока, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в занимаемой должности и не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;
  • по истечении срока - на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы, но в пределах группы должностей, к которой относится занимаемая должность.

Важно, что очередной классный чин не присваивается гражданскому служащему, имеющему дисциплинарные взыскания, а также служащему, в отношении которого проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от занимаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы, в том числе с выходом на пенсию, а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина только судом за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Дипломатические ранги. В рамках гражданской службы свою специфику имеет служба дипломатических работников. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел РФ.

Законодательством установлено, что лицам, заметающим должности федеральной государственной службы в Министерстве иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, представительствах МИД РФ на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера присваиваются в соответствии с их квалификацией и занимаемой должностью дипломатические ранги. Они имеют следующие наименования: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1-го класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса советник 1-го класса советник 2-го класса, первый секретарь 1-го класса, первый секретарь 2-го класса, второй секретарь 1-го класса, второй секретарь 2-го класса, третий секретарь, атташе.

Воинские звания. На государственной военной службе традиционно существуют воинские звания. Они были и в армии императорской России, и в Советской Армии, есть и в современных Российских Вооруженных силах. Составы военнослужащих и их воинские звания Российской Федерации установлены Федеральным законом № 53-ФЭ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» и рядом других нормативных актов. Согласно действующему законодательству все воинские звания делятся на войсковые и корабельные. Их иерархический уровень и старшинство зависят от состава военнослужащих и замещаемых ими должностей. На военной службе существует три состава (группы) военнослужащих: солдаты (сержанты), прапорщики и офицеры.

Группе солдат, матросов, сержантов и старшин соответствуют следующие воинские звания:

  • войсковые - рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина;
  • корабельные - матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, старшина 1-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина.

Группе прапорщиков и мичманов соответствуют воинские звания:

  • войсковые - прапорщик и старший прапорщик;
  • корабельные - мичман и старший мичман.

Офицерский состав подразделяется на три категории: младшие,

старшие и высшие офицеры.

Воинские звания младших офицеров:

  • войсковые - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
  • корабельные - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант.

Воинские звания старших офицеров:

  • войсковые - майор, подполковник, полковник;
  • корабельные - капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга.

Воинские звания высших офицеров:

  • войсковые - генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал- полковник, генерал армии, маршал Российской Федерации;
  • корабельные - контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота.

Соответствие званий и чинов. Своя классификация специальных званий существует в правоохранительной государственной службе.

Сложный и пока до конца не решенный вопрос - правовое определение соответствия воинских званий званиям правоохранительной службы или классным чинам. Как уже отмечалось, они учитываются, но не переаттестуются автоматически. Все зависит от замещаемой должности в новом виде государственной службы.

Разработан табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам (теперь классным чинам) государственных служащих 4 Указ Президента РФ от 1 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащего». .

Согласно нему соответствует:

  • генералу армии, адмиралу флота генерал-полковнику, адмиралу - квалификационный разряд (классный чин) действительного государственного советника РФ 1-го класса;
  • генерал-лейтенанту, вице-адмиралу - действительный государственный советник РФ 2-го класса;
  • генерал-майору, контр-адмиралу - действительный государственный советник РФ 3-го класса;
  • полковнику, капитану 1-го ранга - государственный советник РФ 2-го класса;
  • подполковнику, капитану 2-го ранга - государственный советник РФ 3-го класса;
  • майору, капитану 3-го ранга - советник РФ 1-го класса;
  • капитану, капитан-лейтенанту - советник РФ 2-го класса;
  • старшему лейтенанту - советник РФ 3-го класса;
  • лейтенанту - советник государственной службы 1-го класса;
  • младшему лейтенанту - советник государственной службы 2-го класса;
  • старшему прапорщику, старшему мичману, прапорщику, мичману - советник государственной службы 3-го класса;
  • старшине, главному корабельному старшине, старшему сержанту, главному старшине - референт государственной службы 1-го класса;
  • сержанту, старшине 1-й статьи, младшему сержанту, старшине 2-й статьи - референт государственной службы 2-го класса;
  • ефрейтору, старшему матросу, рядовому, матросу - референт государственной службы 3-го класса.

Следовательно, введение и присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий служащим являются фактором упорядочения государственно-служебных отношений, закрепления иерархии государственных должностей, стимулом повышения квалификации государственного служащего и фактом государственного признания его заслуг.

Одно из главных требований, которое предъявляется к государственным служащим, - их профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Данное требование вытекает из принципа современной государственной службы РФ - профессионализма и компетенции служащих. Возрастание сложности управленческого труда потребовало от служащего профессиональной специализации и квалификации, т.е. приобретения им специальных знаний, умений и навыков. Основные формы специализации персонала государственной службы - профессия, специальность, должность. Диагностика управленческих кадров по определению их профессиональной компетентности осуществляется с помощью специальных методов оценки персонала: конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов, испытаний, составления профессиограмм, индивидуальных собеседований, наблюдений и т.д.

Весьма важен вопрос мотивации поступления граждан на государственную службу. Что влечет их стать государственными служащими? Социологические опросы показывают, что федеральные гражданские служащие среди мотивов поступления на государственную службу на первое место ставят гарантию постоянности работы (44,7%), а далее - желание принести пользу государству и обществу, стремление реализовать свои способности, стремление сделать карьеру, повысить свой статус, заработать государственную пенсию 5 Актуальные проблемы государственной службы и кадровой политики. М.: РАГС. 2005. С. 36. .

Результаты исследования говорят о том, что в целом у российских государственных гражданских служащих превалирует личная и одновременно общественно-государственная мотивация поступления на государственную службу и ее прохождения. Абсолютное большинство чиновников вполне удовлетворены своим положением. Все это говорит о достаточно высоком социальном статусе российских государственных служащих.