Правительство рф реформа надзорных органов. Соссп заявил о прессинге надзорных органов. реформа госконтроля тонет в невыполнимых требованиях. Проверь себя сам

В преддверии нового политического цикла вновь заговорили о проблеме контрольно-надзорных органов: об их деятельности и реформировании. Иногда создается впечатление, что эта реформа превращена чуть ли не в самоцель — делать, лишь бы делать. При анализе заявлений причастных к этому вопросу напрашивается ряд интересных выводов.

Первое, что бросается в глаза: те, кто пытаются реформировать контрольно-надзорные органы, но при этом никогда не работали в сфере, видимо, исходят из "философии эффективных менеджеров".

Такие люди, впрочем, готовы осуществлять менеджмент любой области — от экономики до политики.

Я, однако, хотел бы обратить внимание на содержательную часть вопроса. Суть в том, что зачастую под видом якобы новаторских решений "реформаторы" преподносят давно принятую в нашей стране практику.

Не отстают от них и профессионалы в надзорных органах.

Так, нам постоянно выдают за новинку так называемый риск-ориентированный надзор. Отдельные руководители надзорных органов говорят, что это нововведение последних пяти лет. Это лукавство. Возьмем тот же эпидемиологический надзор. Сейчас много говорят о том, что "необходимо анализировать общую ситуацию в мире", что к этому пришли только сейчас.

На самом деле, напомню, уже давно в рамках Всемирной организации здравоохранения с активнейшим участием нашей страны был организован глобальный надзор за циркуляцией вируса гриппа. Наша страна является лидером в этом вопросе. Это дает прагматичный эффект: каждый год изготавливается новая вакцина против гриппа, которая всегда актуальна и применима к тем штаммам, которые циркулируют в эпидемиологический сезон. Это огромное достижение, спасающее миллионы жизней.

Так вот это не что иное, как риск-ориентированный надзор. Он был смоделирован с участием России не только потому, что у нас есть великая школа эпидемиологии. У нас есть еще и национальная особенность: сегодня наша страна является глобальным "родильным домом" для всех видов перелетных птиц, которые существуют на Земле. К нам ежегодно прилетают десятки миллионов птиц, начиная с юга Африки, юга американского континента в летний период. Это прежде всего водоплавающие птицы, которые являются природными резервуарами гриппа.

Далее: с начала прошлого века в нашей стране тщательнейшим образом описывались все скотомогильники скота, погибшего от сибирской язвы. И сегодня все 35 тысяч скотомогильников, имеющих точные географические координаты, содержатся в кадастре, который ведется эпидемиологами нашей страны. Эти скотомогильники — не что иное, как природный резервуар сибирской язвы. Мониторинг за ними обеспечивает стабильность эпидемиологической ситуации.

Далее: еще в 1989 году вся огромная страна, которая называлась Советским Союзом, с точностью до административного района каждого населенного пункта была откадастрирована по принципу рисков распространения холеры в случае попадания возбудителя заболевания в данный регион. Исходя из этих данных строились все эпидемиологические мероприятия по контролю заболеваемости среди населения. Риск-ориентированный надзор выходил далеко за пределы сугубо медицинской деятельности. И эта система сегодня эффективно работает. И приносит огромный экономический эффект от предотвращения эпидемиологического осложнения.

Пугает то, что люди, которые занимаются надзорной деятельностью, забыли, что риск-ориентированный надзор успешно применялся задолго до них. Не помнить этого, не опираться на это, а ссылаться на то, что "где-то в Европе существуют правильные методы", безответственно по отношению к истории профессии в нашей стране.

Есть еще одна практика, которую сейчас любят преподносить как откровение. Дескать, сейчас впервые начинают внедрять технологии внутреннего контроля. На деле же еще в первой половине прошлого века в контрольно-надзорной деятельности в ответственность производителей, в том числе и пищевых продуктов, медикаментозных средств, других продуктов сельскохозяйственного производства, входил внутренний контроль, в том числе технологий и лабораторий. Без этого нельзя обеспечить высокое качество продукта.

Говорится и о том, что сегодня впервые мы внедряем контроль за продуктами, а не за предприятиями (это, отмечу, говорят люди, которые отвечают сегодня в стране за важнейшие виды надзора). Это не так. Контроль за прохождением любого продукта — от поля до тарелки — всегда был на первом месте. Все начиналось даже не с клубня картофеля, а с контроля качества земель. Разговоры о том, что это якобы начинается только сейчас, вызывают недоумение.

Еще одно обстоятельство, на которое мне бы хотелось обратить внимание. Все, что мы делаем, делается не ради самих себя, не ради совершенствования взаимодействия между структурными производителями-контролерами, а ради потребителя, гражданина. Его оценка и удовлетворенность состоянием работы — главный критерий нашей работы.

Кампанейщина тут только вредит. Беспрерывное провозглашение реформ формируют лишь недоверие в обществе. Опираясь же на оценку нашей работы гражданами и на наработанный опыт, мы в преддверии нового политического цикла сможем решить актуальные вопросы контрольно-надзорной деятельности.

Будущему правительству, которое придет после мартовских выборов, нужно дать возможность постоянной работы по совершенствованию деятельности контрольно-надзорных органов. Тем более это актуально сегодня, в той обстановке, которая складывается вокруг государства, а это появление, в том числе, военных биологических лабораторий по периметру страны, которые несут потенциальную опасность преднамеренного воздействия на состояние здоровья наших граждан. Выявлять риски, оценивать их и принимать эффективные меры по сохранению биологической безопасности нашего государства — вот задачи риск-ориентированного надзора. Хотел бы особо отметить: необходимо прекратить межведомственные распри, которые тормозят и формирование законодательного поля в области биологической безопасности, и совершенствование самой структуры контрольно-надзорной области.

…В целом, по моему глубокому убеждению, в результате непродуманного реформаторства мы не только не приобретаем в контрольно-надзорной деятельности, а, наоборот, теряем и мельчаем.

У нас огромный опыт. Это, разумеется, не значит, что контрольно-надзорная деятельность вовсе не нуждается в развитии и закрыта для реформирования. Сегодня мы имеем колоссальные технологические возможности благодаря компьютеризации. Имея эти возможности, мы можем внедрять современные программы и технологические методы, и, опираясь на опыт, резко повышать эффективность этой работы.

Но это совершенно не то что заменять наработанные собственные подходы бездумно импортированными с Запада аналогами. Это неверный подход.

Наша задача — не делать псевдооткрытий, которые тешат честолюбие тех или иных руководителей, не ссылаться без надобности на международные организации, которые всегда у нас учились этой работе. А опираясь на собственный гигантский опыт нашей страны, быстро и своевременно использовать открывающиеся технологические возможности, непрерывно совершенствовать эту важнейшую из функций государства.

12 февраля 2020 , Принято решение о признании утратившими силу или недействующими на территории России правовых актов СССР Постановление от 3 февраля 2020 года №80

13 января 2020 , Система государственного контроля и надзора Об отмене устаревших правительственных актов РСФСР и Российской Федерации Сообщение Константина Чуйченко на совещании с вице-премьерами.

13 января 2020 , Система государственного контроля и надзора Принято решение о признании утратившими силу или недействующими на территории России некоторых правовых актов РСФСР и Российской Федерации Постановление от 13 января 2020 года №7. С 1 февраля 2020 года признаются утратившими силу принятые в период с 1917 года по 2002 год 1259 актов РСФСР и Российской Федерации и их отдельных положений, содержащих устаревшее регулирование или имеющих статус «действующие», но не применяющихся на практике.

6 января 2020 , Система государственного контроля и надзора Установлен порядок государственной регистрации аттракционов Постановление от 30 декабря 2019 года №1939. Утверждены Правила государственной регистрации аттракционов, включающие в том числе правила возобновления регистрации, временной регистрации по месту пребывания ранее зарегистрированного аттракциона, приостановления, прекращения регистрации, выдачи дубликата свидетельства о государственной регистрации аттракциона, выдачи государственного регистрационного знака на аттракцион взамен утраченного или пришедшего в негодность, выдачи справки о совершённых регистрационных действиях в отношении аттракциона.

27 декабря 2019 , Система государственного контроля и надзора Установлены требования к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов Постановление от 20 декабря 2019 года №1732. Утверждены требования к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов, изготовленных и введённых в действие до вступления в силу Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов». Это будет способствовать повышению их безопасной эксплуатации.

3 декабря 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Установлен порядок государственного надзора в области обращения с животными Постановление от 30 ноября 2019 года №1560. Правилами организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными определены задачи и предмет государственного надзора, разграничены вопросы, отнесённые к компетенции Росприроднадзора и Россельхознадзора. К задачам государственного надзора в этой области отнесены предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных требований.

2 декабря 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании механизма государственного и муниципального контроля Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2861-р. Принятие законопроекта позволит создать системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности, нацеленное на минимизацию административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

2 декабря 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об обязательных требованиях, соблюдение которых подлежит проверке в рамках контрольно-надзорной деятельности Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2860-р. Принятие законопроекта позволит законодательно закрепить основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и будет способствовать снижению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

23 октября 2019 , Система государственного контроля и надзора Доклад руководителя Ростехнадзора Алексея Алёшина на совещании о внедрении систем дистанционного контроля в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности О цифровой трансформации надзорной деятельности на основе механизмов дистанционного контроля.

23 октября 2019 , Система государственного контроля и надзора Совещание

23 сентября 2019 , Система государственного контроля и надзора Уточнён порядок подготовки и принятия правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Постановление от 14 сентября 2019 года №1200.

23 августа 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Обсуждались актуальные вопросы в сфере регулирования рынка труда, в частности, возможность введения четырёхдневной рабочей недели, а также участие бизнес-сообщества в процессе реформирования системы государственного контроля и надзора.

16 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

1

23 мая бизнес-омбудсмен Борис Титов представит Владимиру Путину доклад о проблемах предпринимателей. Одной из его тем будет реформа контрольно-надзорной деятельности, которую курировал в Белом доме до смены кабинета министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Как процесс будет организован теперь, пока неизвестно - надежды на продолжение реформы связывают с тем, что новый вице-премьер и глава аппарата Белого дома Константин Чуйченко ранее занимался этой тематикой в администрации президента. Бизнес же жалуется на то, что число проверок превышает официальные показатели в разы, а количество требований, зафиксированных в чек-листах, делает их невыполнимыми.


В среду, 23 мая, бизнес-омбудсмен Борис Титов представит Владимиру Путину пятый ежегодный доклад, основанный на обращениях бизнеса к уполномоченному (55 тыс. обращений в 2017 году против 36 тыс. в 2016-м и 25,4 тыс.- в 2015 году). Одной из основных проблем предпринимателей, по мнению Бориса Титова, является пробуксовка реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Напомним, проект в ушедшем в отставку после выборов президента правительстве курировал министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов, его центральная идея заключалась в систематизации видов госконтроля с последующим устранением избыточных и дублирующих. Однако, как отмечается в проекте доклада бизнес-омбудсмена (есть у “Ъ”), несмотря на масштабную работу, заметного сокращения контрольных мероприятий добиться пока не удалось. Минэкономики (ведомство также курирует реформу) отмечает снижение числа плановых и внеплановых проверок, но предприниматели этого не подтверждают. Так, по данным министерства, в 2017 году проведено 1,7 млн плановых и внеплановых проверок (на 200 тыс. меньше, чем в 2016 году) - однако опросы предпринимателей по инициативе уполномоченного показывают, что проводится до 10 млн контрольных мероприятий.

Как заявила “Ъ” глава экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович, проблема избыточности требований до сих пор не решена, что сводит на нет все усилия по внедрению риск-ориентированного подхода. В «перезапущенные» чек-листы (закон 227-ФЗ от 2016 года обязывает указывать в них вопросы, ответы на которые составляют предмет проверки) включено слишком много требований, а критериев их отбора нет. В результате проверяются все требования, что по факту приводит к ужесточению контроля. Борис Титов настаивает на аудите обязательных требований и уточнении применения чек-листов и списка контрольных вопросов. «Выполнить их все просто невозможно, зато для проверяющих де-факто появились очень удобные справочники-подсказки»,- отмечает госпожа Алехнович. Вице-президент «Опоры России» Марина Блудян подтверждает: в проверочных листах зафиксировано 2 млн требований к бизнесу. «В ходе реформы сделано беспрецедентно много, но ей необходим толчок, пока ее задачи не выполнены»,- отмечает она. Экспертизу требований проводит РСПП, но пока изучены только первые 400 требований.

В бизнес-объединениях надеются, что реформу КНД в Белом доме будет курировать вице-премьер и глава аппарата правительства Константин Чуйченко. Ранее как помощник президента и глава контрольного управления администрации он плотно занимался тематикой КНД. Пока известно, что работу над реформой продолжит «Открытое правительство» - для этого Белый дом сохранит его экспертный совет и департамент по формированию системы «Открытого правительства» уже без Михаила Абызова. Структура и формат организации процесса в Белом доме сейчас обсуждаются.

Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей требует реформы надзорных органов. Бизнесмены и чиновники указывают, что новые чек-листы требований к предприятиям, по которым ведутся проверки, начиная с 2018 года фактически невыполнимы. При этом количество проверок, несмотря на поставленную задачу по их снижению, напротив, растет. Итоги ревизий массово оспариваются в судах. Подсчитывая финансовые потери, промышленники и чиновники выдвигают свои контрпредложения вплоть до объединения надзорных органов. В личных беседах собеседники издания сетуют на сложившуюся систему частных компаний, вероятно, аффилированных с надзором, предлагающих сервисные услуги. При сохранении существующей системы взаимодействия бизнеса и госорганов через данные структуры, резюмируют депутаты и промышленники, призванная «перестать кошмарить бизнес» реформа вряд ли обеспечит достижение поставленных целей.

Представители Союза промышленников и предпринимателей 12 октября подвели первые итоги реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области и дали оценки законопроекту о реформе госконтроля, призванного снизить административное давление на бизнес. Законодательная инновация предусматривает установление для каждого вида ревизий нового административного регламента, определяющего перечень обязательных требований к предмету контроля. Проект также предполагает создание проверочных листов – перечня вопросов, которыми инспектор обязан пользоваться в ходе проверки. По словам свердловского бизнес-омбудсмена Елены Артюх, в настоящее время подобные чек-листы уже введены по нескольким десяткам видов надзора.

Уполномоченная по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх

«Мы проанализировали чек-листы Роспотребнадзора, из 93 требований 36 абсолютно правильные и выполнимые, но остальные надо корректировать (7 требований в документе дублируют друг друга. – Прим. ред.), а с 2018 года этот чек-лист как закон работает. Мы отправили результаты нашего исследования во все надзорные органы, начиная с Минэкономразвития», – отметила Елена Артюх .
По словам бизнес-омбудсмена, предприниматели нередко вынуждены договариваться с надзорными органами о сумме штрафов, поскольку ряд требований невозможно объективно исполнить.

«В России 2 миллиона требований, а в Казахстане – 43 тысячи. Почувствуйте разницу. Случаи, когда надзорные органы предлагают договориться, возможно, есть, но зачастую предприниматели сами инициируют такие диалоги, понимая, что не могут исполнить требования. Просят свернуть проверку, заплатить какой-то разумный штраф и продолжать деятельность», – указывает бизнес-омбудсмен.

На неактуальность многих требований указывают и предприниматели, и чиновники. Так, по словам директора департамента контрольно-надзорной деятельности Минэкономразвития РФ Константина Никитина , в требованиях к содержанию скотомогильников до сих пор есть норма, согласно которой у объекта обязательно должна быть коновязь (оборудованное место для привязывания лошадей). Так, промышленники приводят пример о требовании наличия люков в мостовом кране электролизного цеха, в то время как современная техника роботизирована и исключает присутствие людей внутри установки.

По данным опроса СОСПП, 35,6% респондентов из числа членов союза отмечают предъявление новых неожиданных требований со стороны надзорных органов, 31% говорит о дублировании требований, 29% – об их противоречии, 19% – устаревании.

Само количество проверок, которое в рамках реформы должно снизиться и ослабить давление на бизнес, на практике, по оценке членов СОСПП, растет. Если, по словам первого заместителя губернатора Алексея Орлова, количество плановых проверок за минувший год снизилось на 30% и составило 7 тыс., то в союзе с ним соглашается только 10% респондентов. Порядка 44% опрошенных бизнесменов, наоборот, указывают на общий рост числа ревизий, учитывая внеплановые, 45% считают, что количество ревизий осталось на прежнем уровне. При этом предприниматели выражают общее недовольство качеством их проведения. При смене подхода к оценке контрольно-надзорной деятельности с количества проверок и взысканных средств на падение смертности, травматизма на предприятиях, снижение заболеваемости промышленники отмечают сохранение прежних методов на местах.

«Я сталкивался с практикой контролеров: давайте договоримся, на сколько вас штрафовать, а то без штрафа мы уйти не можем. Такая практика позволяет найти огромное количество пунктов для предписаний», – заявил гендиректор комбината «Смак» Владилен Фуфаров .

В части качества проведения проверок бизнесмены указывают на нередко низкий уровень подготовки сотрудников надзорных органов. Так, по словам вице-президента СОСПП Михаила Черепанова , одно из уральских предприятий за год оспорило 11 предписаний органов МЧС, выданных в 2015-2016 годах, другое – 17 из 21 предписания надзора. По данным Свердловской областной прокуратуры, только за минувший год пресечено более 2 тыс. незаконных проверок в отношении предпринимателей.

К проблемам роста числа ревизий бизнесмены добавляют коррупциогенные факторы, влияющие на деятельность проверяющих органов. «Иногда допуск на какие-то рынки невозможен без заключения профильных экспертов. Они подведомственны надзорным, контрольным органам. Получается, что выдают разрешения и заключения, а через год приходят и проверяют эти же фирмы. Это взаимоисключающие факторы», – считает исполнительный вице-президент СОСПП Татьяна Кансафарова.

Михаил Черепанов добавляет к этому необходимость «исключить формирование коммерческих структур вокруг контрольно-надзорных органов, оказывающих сервисные услуги», что вызывает «конфликт интересов». В частных беседах предприниматели говорят о работе подобных компаний, вероятно, аффилированных с отдельными сотрудниками надзорных органов.

«У надзорных органов такая позиция: сделайте все с иголочки, но и денег дайте. С этим приходится сталкиваться в 95 из 100% задач. К сожалению, это повсеместная практика», – делится с изданием на условиях анонимности представитель среднего бизнеса.

На жалобы со стороны бизнеса, связанные с предложениями представителей надзорных структур оформить документы в конкретных частных фирмах, указывает и свердловский бизнес-омбудсмен. По ее словам, подобные обращения поступали в 2014-2015 годах, в 2018 году в аппарате уполномоченного такие факты не фиксировались.

«В 1990-е годы разные конторы существовали вокруг милиции. Через них что-то покупалось для органов – тогда было очень плохое обеспечение. Сейчас они есть при различных надзорных органах, не только технадзоре, но и санэпидстанции. Например, по оформлению санитарно-защитной зоны. Они укрупнились и зафиксировались. Кроме того, проверки надзора используются и в конкурентных войнах, в том числе с применением запросов депутатов Госдумы», – высказал личную позицию депутат Заксобрания Свердловской области Вячеслав Вегнер .

Последним ярким примером использования проверок надзорных органов в конкурентных войнах, в том числе с участием депутатов разных уровней, на Урале стали заводы компании «Форэс». Кроме того, «Правда УрФО» ранее сообщала о вероятной связи сотрудников Ростехнадзора по УрФО и владельцев сети газовых АЗС в Екатеринбурге, что также могло оказать влияние на развитие конкуренции в данном сегменте рынка.

При сохранении подобной практики, заключают представители предпринимательского сообщества, реформа надзорной деятельности, призванная «перестать кошмарить бизнес», вряд ли принесет ожидаемые плоды.

Таким образом, итоговый показатель считается отдельно для каждого вида предприятий в зависимости от их размера, а затем результаты по малым, средним и крупным компаниям суммируются. Из-за такого подхода у крупного бизнеса, например, показатель нагрузки почти в восемь раз выше, чем у малых предприятий. Такая разница может быть связана и с действием моратория на проверки малого бизнеса, полагает замглавы Аналитического центра при правительстве Михаил Прядильников.

Методика еще будет дорабатываться, утвердить ее планируется к февралю, говорит Абызов: пока она не учитывает структуру поднадзорных компаний и «не характеризует уровень экономических затрат бизнеса по сопровождению госконтроля».

Отставание МВД

Самой тяжелой для бизнеса практикой при работе с проверяющими оказалось дистанционное взаимодействие с инспекторами надзорных ведомств: ее негативно оценили 72% опрошенных (всего аналитики выделяют девять практик взаимодействия). «Процедуры дистанционного контроля не отработаны в достаточной мере, что связано в том числе с информационной закрытостью большинства организаций. Это уже вопрос информационной культуры и открытости как со стороны самого бизнеса, так и со стороны проверяющих органов», — указывает научный сотрудник Центра технологий госуправления РАНХиГС Алексей Ефремов.

Сложности у бизнеса также возникают с актуальностью и правомерностью требований (62% негативных оценок) и с профилактикой нарушений (57%). Реформа КНД пока не завершена, и сейчас сама ее идеология «ориентирована на выявление нарушений и применение санкций», подчеркивает Ефремов. Лучше всего, по данным Аналитического центра, предприниматели оценивают ситуацию с информированностью о требованиях ведомств (59% позитивных мнений).

Фото: Александр Щербак / ТАСС

Респондентам также предлагалось оценить практику взаимодействия с надзорными ведомствами по профессионализму его сотрудников. Министерство внутренних дел стало единственным органом КНД, у которого профессионализм его инспекторов отрицательно оценили предприниматели. Разница между негативными и позитивными мнениями (именно по этому критерию эксперты подвели итоги ответов респондентов) о работе сотрудников контрольно-надзорного блока МВД составила 3,6 п.п. с перевесом негатива, говорится в исследовании Аналитического центра. Лучшими по этому критерию стали МЧС (положительные оценки преобладают над отрицательными сразу на 33,1 п.п.), Ространснадзор и Ростехнадзор. Впрочем, «лучшие» и «худшие» надзорные органы по результатам опроса выделить нельзя, он нужен для выявления «болезненных» вопросов в реформе КНД, указывает Прядильников.

Инспекция из МВД — «самая нервная для предпринимателей, самая стрессовая проверка», категорична вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. Ведомство может подвести любую деятельность предпринимателя «под мошенническую статью», свою роль играет и статья по предоставлению услуг и продаже товаров с нарушением обязательных требований, указывает Блудян: «К вам может прийти милиционер, если у вас неправильно заполнена этикетка». В деятельности предпринимателей «может быть что-то не так», но не стоит это воспринимать именно как мошенничество, заключает она.

В то же время негативные оценки профессионализма инспекторов из МВД не помешали этому ведомству войти в тройку лидеров по практике взаимодействия с бизнесом в целом. На первом месте по итоговому результату оказалась ФАС, на втором — Роструд. Отстающими по работе с предпринимателями (по крайней мере с точки зрения самих предпринимателей) стали Росздравнадзор, Ростехнадзор и Ространснадзор (число положительных оценок их работы, впрочем, все равно превышает число негативных).

Год в борьбе с контролем

За год реформы госконтроля, которая в рамках приоритетного проекта по контролю и надзору, число плановых проверок снизилось на 44%, говорится в материалах «открытого правительства» к конференции, а 60% подконтрольных субъектов не будут включены в план проверок в дальнейшем. Но сейчас на 450 тыс. плановых проверок приходится 1 млн внеплановых, оценивает Абызов. Впрочем, если в их число не включать поручения президента и правительства и проверки из-за высоких рисков для жизни, внеплановых окажется вдвое меньше.

Президент Владимир Путин в августе поручил сократить число внеплановых инспекций до 30% от плановых; это может привести к последующему росту плановых проверок, считает Абызов, но это положительный знак, так как они реализуются с учетом риск-ориентированного подхода (то есть затронут в основном высокорисковые объекты). Законопроект по переходу от «палочной системы» к системе оценки рисков ранее внесло в Госдуму правительство, но, как РБК, он не будет распространяться на оперативно-разыскные мероприятия, надзор за исполнением уголовных наказаний, при производстве по делам об административных правонарушениях, работе полиции по обеспечению соблюдения ПДД, налоговый, валютный и таможенный контроль и т.д.

За год реформы бизнес внес более 400 предложений по пересмотру требований надзорных ведомств, говорится в материалах «открытого правительства». Пока правительство и надзорные ведомства согласились на пересмотр 110 требований, по остальным пока требуются дополнительные заключения, уточняет Абызов.

«Реформирование контрольно-надзорной деятельности пока не стало элементом системной регуляторной политики, то есть у нас совершенствование нормотворчества и правоприменения идут отдельно, это процессы идут параллельно, администрируются разными органами, и, соответственно, из-за этого возникают проблемы», — считает Ефремов.

Взгляд с другой стороны

Оценить восприятие контроля и надзора со стороны не бизнеса, а самих инспекторов в рамках своего исследования к конференции КНД попробовала Высшая школа экономики. Большинство из них (всего опрошено было 25 тыс. проверяющих) считают, что у их органов достаточно инструментов для воздействия на бизнес (имеется в виду арсенал наказаний, предупреждений и т.д.). Однако тех, кто настаивает на дополнительных возможностях по наложению более жестких санкций, больше (23,4 против 14,4% тех, кто настаивает на смягчении). Чаще всего ужесточения хотят сотрудники ФНС и МВД. А единственное ведомство, чьи инспекторы хотели бы относиться к предпринимателям мягче, — Ростехнадзор.