Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Что обычно входит в план мероприятий по улучшению усл

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 118, 28.05.2014);
(Российская газета, N 142, 27.06.2014).
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3; 2006, N 27, ст.2878; 2011, N 30 (ч.1), ст.4586) и подпунктом 5.2.65(6) Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2898; 2011, N 47, ст.6659),

приказываю:

Утвердить Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков согласно приложению.

Министр
Т.Голикова


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 марта 2012 года,
регистрационный N 23513

Приложение. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

_______________
Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

1. Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков.
приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 года N 103н .

_______________
Сноска исключена с 8 июня 2014 года - приказ Минтруда России от 20 февраля 2014 года N 103н ..

2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июня 2014 года приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 года N 103н .

3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.

5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

19. Обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.
_______________
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты , утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года N 290н (зарегистрировано Минюстом России 10 сентября 2009 года N 14742), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 года N 28н (зарегистрировано Минюстом России 1 марта 2010 года N 16530).

20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

22. Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.
_______________
Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 года N 4209).

23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

25. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
_______________
Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2011 года N 22111).

26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

32. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:

компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее - ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы;
(Пункт дополнительно включен с 8 июля 2014 года приказом Минтруда России от 16 июня 2014 года N 375н)



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

    Приложение. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н
"Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков"

С изменениями и дополнениями от:

Регистрационный N 23513

Работодатели (за исключением ГУПов и федеральных учреждений) не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) должны направлять на улучшение условий и охраны труда и снижение профрисков. Утвержден типовой перечень соответствующих мероприятий.

Так, ежегодно рабочие места аттестуются по условиям труда и оцениваются уровни профрисков. Внедряются системы автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами. Предусмотрена механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

В числе мероприятий также приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой, обучение сотрудников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования) и пр.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков"


В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений) под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены в статье 212 ТК РФ, и среди них можно выделить обеспечение:

    безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

    применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, включая приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

    соответствующих требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

    приобретение и выдачу за счет собственных средств смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

    контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

    проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

    организации проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка за время их прохождения;

    принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

    расследования и учета в установленных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

    обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.

    Выполнение указанных обязанностей работодателем непременно влечет за собой осуществление определенных расходов, по которым должны быть установлены соответствующие источники финансирования.

    В соответствии с положениями действующего в настоящее время законодательства такими источниками могут являться: средства организаций, принимаемые в целях налогообложения по налогу на прибыль; собственные средства организаций, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль; средства социального страхования, включая средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; средства целевого финансирования.

    В частности, согласно статье 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.

    Порядок выделения и использования указанных средств определяются положениями федеральных законов, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

    Согласно Трудовому кодексу РФ финансирование мероприятий может осуществляться также и за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Согласно упомянутой выше статье 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

    Конкретные размеры указанных средств на уровне отдельно взятой организации определяются заключаемым между работодателем и представительным органом работников коллективным договором.

    При этом, как представляется, имеются в виду средства, выделяемые за счет любых возможных источников, включая средства организации, принимаемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.

    Следует также учитывать положения статьи 226 ТК РФ о том, что работники не могут нести расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В связи с этим, не допускаются, в том числе, удержания из заработной платы работающих лиц на указанные цели, любой сбор наличных и иных средств физических лиц, требования об оплате работниками за счет собственных средств стоимости положенных им по норме специальной одежды, лечебно-профилактического питания, мыла и др.

    В основном же расходы, производимые работодателями в целях обеспечения соблюдения условий охраны труда, относятся на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.

    Так, в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 264 главы 25 НК РФ, которой регулируются вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

    В целях налогообложения могут быть приняты только те расходы, которые производятся с целью выполнения норм действующего законодательства. Таким образом, если принятыми в соответствии с действующим законодательством правилами по охране труда, санитарно-гигиеническими нормами и правилами предусмотрена та или иная обязанность работодателей в сфере охраны труда, соответствующие расходы в полной мере могут быть отнесены на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.

    В соответствии со статьей 163 ТК РФ к нормальным условиям труда относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

    Ряд производимых организациями расходов принимаются для целей налогообложения и по другим основаниям (отличным от подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

    Так, затраты на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты учитываются в составе материальных расходов на основании статьи 254 НК РФ (см. пункт 5.1 Методических рекомендаций по налогу на прибыль), но при условии, что их обязательное применение работниками конкретной профессии предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Если специальная одежда, специальная обувь или другие средства индивидуальной защиты будут выданы работникам, которые согласно действующему законодательству не обеспечиваются ими в обязательном порядке, или же будут выданы со сниженными против установленных норм сроками носки, соответствующие расходы должны осуществляться за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

    В соответствии со статьей 221 ТК РФ сертифицированные средства индивидуальной защиты выдаются на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. За счет средств работодателя оплачиваются приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты.

    Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны выдаваться работникам с соблюдением Правил, установленных постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. № 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в редакции изменений и дополнений), и в соответствии с утвержденными Минтрудом России типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи.

    Например, Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики утверждены постановлением Минтруда России от 30 декабря 1997 г. № 69.

    В соответствии с положениями статьи 213 ТК РФ предусмотренные действующим трудовым законодательством медицинские обследования (осмотры), включая внеочередные в соответствии с медицинскими рекомендациями, осуществляются за счет средств работодателя.

    Расходы организаций, связанные с оплатой услуг медицинских учреждений за проведение периодических и предварительных медицинских обследований работников, принимаются для целей налогообложения по налогу на прибыль на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ, как расходы, связанные с обеспечением нормальных условий труда и мер по технике безопасности.

    По этому же основанию в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль могут быть отнесены расходы организаций по оборудованию специальных помещений, предназначенных для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей. При этом перечень оборудования и иных предметов, расходы на приобретение которых могут быть приняты в целях налогообложения, определен в приложении № 2 к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», доведенных письмом Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

    В частности, для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное):

    кушетка медицинская;

    письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

    прибор для определения артериального давления - 2 шт., термометр - 3 шт., стетофонендоскоп - 2 шт.;

    прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 шт.;

    алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 шт., экспресс-тесты на наркотики - 10 шт.;

    столик для медицинского оборудования - 1 шт.;

    шпатели медицинские - 10 шт.;

    сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 шт.;

    оборудованная комната для отбора биологических сред.

    Помещение также должно быть оборудовано средствами связи.

    Принимаются в целях налогообложения также и расходы на содержание и эксплуатацию указанного специального помещения, его ремонт, а также ремонт и техническое обслуживание оборудования и иных предусмотренных предметов (подпункт 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ).

    За время прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением, в соответствии со статьей 212 ТК РФ сохраняется средний заработок и место работы (должность) на время прохождения указанных осмотров (обследований). Выплачиваемые работникам суммы среднего заработка за дни прохождения медицинских осмотров и обследований, принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль на основании пункта 6 статьи 255 НК РФ.

    Вместе с тем следует учитывать, что расходы на оплату услуг медицинских учреждений по проведению медицинских осмотров работников, а также расходы на выплату среднего заработка, связанные с прохождением работниками медицинских осмотров, могут быть приняты в целях налогообложения только в тех случаях, когда случаи прохождения медицинских осмотров установлены действующими нормативными правовыми актами (подтверждено письмом Управления МНС по г. Москве от 8 января 2003 г. № 26-12/1401).

    Если какие-либо медицинские осмотры работников осуществлены организацией по своей инициативе (кроме вышеприведенных случаев), расходы на оплату услуг медицинских учреждений, а также расходы на оплату среднего заработка работникам за время прохождения медосмотров, в целях налогообложения по налогу на прибыль приняты быть не могут.

    В соответствии с положениями статьи 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

    В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

    При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда), работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Расходы по оплате оказываемых услуг признаются в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

    Все работники организации, в том числе ее руководитель, согласно статье 225 ТК РФ обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Работодатель также обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

    Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требованиям охраны труда работников организаций утвержден совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

    Расходы организаций по обучению работников принимаются в целях налогообложения в порядке, установленном подп. 23 п. 1 и п. 3 статьи 264 НК РФ. Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, если:

    соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

    подготовку (переподготовку) проходят работники организации, состоящие в ее штате;

    программа подготовки (переподготовки) соответствует положениям по обучению в области охраны труда.

    Расходы по проведению аттестации рабочих мест принимаются в целях налогообложения при условии, что такие мероприятия организованы с соблюдением положений постановления Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», и тому имеются документальные подтверждения (имеются оформленные карты аттестации, протоколы оценки травмобезопасности и иных условий на рабочих местах и др. предусмотренные документы).

    Согласно положениям статьи 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется лечебно-профилактическое питание.

    При этом расходы организаций по обеспечению работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль при соблюдении положений постановления Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда» и приказа Минздрава России от 28 марта 2003 г. № 126 «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».

    Стоимость предоставляемого работникам лечебно-профилактического питания признается в целях налогообложения прибыли при условии, что данное питание предоставлялось в соответствии с постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 14 «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» (в редакции изменений от 11 сентября 2003 г.).

    Смывающие и обезвреживающие средства выдаются работникам с соблюдением норм и правил, установленных постановлением Минтруда России от 4 июля 2003 г. № 45 «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи». В частности, мыло выдается в количестве 400 г на месяц на работах, связанных с загрязнением, а в количестве 800 г - на работах на угольных (сланцевых) шахтах, в разрезах, на обогатительных и брикетных фабриках, в шахтостроительных и шахтомонтажных организациях угольной промышленности. Именно при соблюдении установленных норм и правил, расходы по оплате смывающих и обезвреживающих средств могут приниматься в целях налогообложения по налогу на прибыль.

    Стоимость выдаваемых в пределах норм молока, ему равнозначных продуктов и лечебно-профилактического питания не облагается налогом на доходы (пункт 3 статьи 217 главы 23 НК РФ) и единым социальным налогом (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ).

    Если же продукты выданы по нормам, превышающих законодательно установленные, соответствующие разницы должны быть включены в облагаемую базу по обоим налогам (по единому социальному налогу - если только такие разницы не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль), а финансироваться они должны за счет собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.

    В уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль могут быть приняты также следующие расходы организаций, связанные с обеспечением нормальных условий труда и выполнением требований по охране труда:

    на приобретение аптечек и медикаментов;

    на приобретение плакатов и справочников, пособий по технике безопасности и охране труда;

    на оборудование кабинетов или уголков по охране труда (Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда утверждены постановлением Минтруда России от 17 января 2001 г. № 7);

    на организацию и проведение прочих мероприятий по охране труда и технике безопасности, предусмотренными номенклатурой таких мероприятий, разработанной в организации в соответствии с положениями действующих нормативных актов.

    В любом случае необходимость осуществления указанных расходов должна быть обусловлена положениями соответствующих нормативных правовых актов. В связи с этим первичные учетные документы рекомендуется снабжать указаниями на то, во исполнение какого нормативного акта произведены те или иные расходы.

    Предусмотренные статьей 147 ТК РФ дополнительные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, принимаются в целях налогообложения на основании пункта 3 статьи 255 НК РФ. При этом конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором или трудовым договором. Однако в силу положений Методических рекомендаций по налогу на прибыль для принятия указанных расходов в уменьшение налоговой базы каждый из заключенных с работниками трудовых договоров должен иметь ссылки на размер и порядок производства дополнительной выплаты, или же ссылки на нормы коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка организации, положения по оплате труда и (или) других локальных нормативных актов, устанавливающих размеры и порядок производства выплаты.

    Действующее законодательство предусматривает возможность оплаты отдельных расходов в сфере охраны труда за счет средств обязательного социального страхования.

    В частности, согласно статье 15 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных организацией в ФСС РФ за 2003 год, могут быть направлены на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников организации, включая финансирование их периодических медицинских осмотров и профилактического лечения, в том числе санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.

    Объем выделяемых средств определяется за вычетом расходов организации на выплату обеспечения по страхованию по происшедшим страховым случаям.

    Непосредственно перечень расходов, которые могут быть осуществлены за счет выделенных организации средств обязательного страхования, приведен в постановлении Минтруда России от 5 марта 2004 г. № 28 «Об утверждении Перечня предупредительных мер на 2004 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В него включены:

    проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами;

    оплата профилактического лечения, в том числе стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами;

    оплата расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам;

  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда в организациях.

    Санкционирование расходов производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2004 г. № 82 «О порядке и условиях финансирования в 2004 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников». За счет выделенных организации средств социального страхования не могут быть оплачены суммы среднего заработка, сохраняемого за время прохождения работниками медицинских осмотров.

    28. САНИТАРНО-БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ

    Согласно ст. 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое. Перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами организации либо за ее счет.

    К системе социально-бытового обслуживания работников в организациях наряду с помещениями здравоохранения, общественного питания, торговли, предприятий службы быта, культурно-массового обслуживания относятся санитарно-бытовые помещения (гардеробные, душевые, умывальные, уборные и помещения личной гигиены женщин).

    Проектирование этих помещений должно производиться согласно нормам СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания».

    По сравнению с другими санитарно-бытовыми помещениями гардеробные занимают наибольшую площадь (около 40…50 процентов от общей площади санитарно-бытовых помещений), поэтому вопросы рациональной планировки и повышения эксплуатационных качеств их имеют важное значение. Гардеробные проектируют для хранения уличной одежды (пальто, головной убор, обувь), домашней (костюм, платье, белье) и рабочей одежды с соблюдением, как правило, условия самообслуживания.

    Гардеробные, душевые, умывальные и другие помещения, исполь^ зуемые при пересменках, следует объединять в гардеробные блоки.

    Эти блоки должны объединять группы производственных процессов со сходными требованиями к организации хранения одежды: не следует блокировать отдельные гардеробные домашней (и уличной) одежды с общими гардеробными для хранения специальной и домашней одежды, так как в этом случае разница в гигиенических требованиях к хранению одежды воспринимается работниками как неравноправие, неудобство, что вызывает стихийный переход на хранение всей одежды в общей гардеробной, способствующей переносу особо грязных и опасных производственных загрязнений на домашнюю одежду.

    Допускается объединение различных типов гардеробных для производств с малочисленным персоналом, так как проектирование гардеробных блоков со списочным количеством рабочих менее 50 человек экономически нецелесообразно.

    Гардеробные на производстве должны быть отдельными для специальных групп производственных процессов: вызывающие загрязнения веществами 3-го и 4-го классов опасности тела и спецодежды, удаляемые с применением специальных моющих средств (группа 1в); протекающие при избытках явного тепла или неблагоприятных метеорологических условиях, связанные с воздействием влаги, вызывающей намокание спецодежды (2в), при температуре воздуха до 10 ° С, включая работы на открытом воздухе (2г); вызывающие загрязнени/ веществами 1-го и 2-го классов опасности, а также веществами обладающими стойким запахом (36). В виде исключения может допускаться объединение в одном гардеробном блоке работников групп 1) и 36, а также 2в и 2г групп производственных процессов при условии что их суммарное число не превышает 50 человек.

    При выборе величины гардеробного блока следует исходить как и:’ возможности объединения в одном блоке работников различных груш1 производственных процессов, так и из условий эксплуатации гардеробных. Рекомендуется принимать вместимость гардеробного блока не более 60 мест и блоки вместимостью не менее 100 человек.

    Предусматривается три способа организации хранения специальной и домашней одежды:

    попеременное в одном отделении шкафа;

    в разных отделениях шкафа в одном помещении;

    в разных помещениях.

    Хранение спецодежды попеременно в одном шкафу целесообразней только для производственных процессов, вызывающих незначительный ее загрязнения, при условии, что они не могут быть перенесены через внутреннюю поверхность шкафа на домашнюю одежду - группа 1-го (процессы, вызывающие загрязнения веществами 3-го и 4-го классов опасности только рук).

    Хранение домашней и специальной одежды в разных гардеробных предусматривается для производственных процессов с особо сильными и опасными загрязнениями для предотвращения их возможного перенесения на домашнюю одежду в процессе переодевания.

    Для хранения одежды предусматриваются следующие виды оборудования: запираемые (закрытые) шкафы, открытые шкафы и вешалки,

    Для отдельного хранения уличной одежды следует предусматривать вешалки, для ее совместного хранения с домашней одеждой - шкафы.

    Домашнюю одежду следует, как правило, хранить в запираемых отделениях шкафов.

    Для хранения специальной одежды могут применяться как запираемые, так и открытые отделения шкафов.

    Для удобства проведения текущих ремонтов гардеробных блоков в одном гардеробном блоке рекомендуется проектировать не менее двух душевых помещений.

    Основным типом душевых кабин являются открытые душевые кабины, В целях повышения удобства пользования кабины в женских душевых рекомендуется оборудовать устройствами с гибкими шлангами либо с наклонной установкой форсунки над уровнем пола не выше 1,6 м.

    Закрытые душевые кабины являются более комфортными, однако имеют меньшую пропускную способность, так как используются и для вытирания тела. Не рекомендуется применение закрытых душевых кабин на производствах с особо сильными или опасными загрязнениями (группы 1в, 26-процессы, протекающие при избытках явного лучистого тепла). Закрытые душевые кабины рекомендуется проектировать отдельно от помещения с открытыми кабинами.

    Душевые кабины со сквозным проходом применять не рекомендуется, за исключением случаев, специально оговоренных в технологическом задании или ведомственных нормах. Душевые кабины со сквозным проходом требуют большей площади помещений, неудобны в пользовании и не обладают гигиеническими преимуществами перед открытыми душевыми кабинами,

    При расчете количества душевых сеток следует иметь в виду, что расчетное количество 3, 5 и 7 человек на одну душевую сетку предполагает пользование душем каждым работником (при разной продолжительности мытья). При назначении одной сетки на 15 или 25 человек предполагается использование душа как общегигиенической процедуры или для очистки от случайно возникших загрязнений только некоторыми работниками. Поэтому при проектировании душевых с расчетом 7,5 или 3 человека на душевую сетку требуется их размещение в гардеробном блоке с учетом кратчайших удобных связей с местами хранения одежды.

    Двери помещений душевых и преддушевых должны быть самозак-рываюшимися, чтобы предотвратить проникновения водяных паров в гардеробные помещения.

    Умывальные рекомендуется размещать в отдельных помещениях, смежно с душевыми. При количестве умывальников не более 4 допускается размещать умывальники на специально отведенной площади гардеробных, смежно с душевыми. С боковых сторон места для умывания рекомендуется выделять перегородками высотой 1 м; Полы под умывальниками на расстоянии 0,9 м от стены и 0,45 м от оси крайнего умывальника должны быть облицованы керамической плиткой и иметь трапы.

    Уборные в многоэтажных бытовых помещениях должны быть на каждом этаже. При численности работников на двух смежных этажах 30 человек или менее уборные следует размещать на одном из этажей с наибольшей численностью. При численности работников на трех этажах менее 10 человек допускается одну уборную на три этажа. Общую уборную для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работников в смену не более 15 человек. Уборные рекомендуется оборудовать напольными чашами. При оборудовании уборных в цехах унитазами во избежание их поломки рекомендуется предусматривать опоры для ног на уровне верха унитаза.

    Уборные должны быть оборудованы крючками, корзинками для мусора и держателями бумаги.

    Помещения для личной гигиены женщин предназначены для проведения гигиенических процедур. В их состав входят: помещения для раздевания, индивидуальные кабины для процедур, оборудованные гигиеническими душами с индивидуальными смесителями холодной и горячей воды, с ножным пуском; места для раздевания, оборудованные скамьями с крючками над каждым местом и умывальником. Помещения для личной гигиены женщин следует оборудовать: биде со смесителями горячей и холодной воды, умывальником со смесителем холодной и горячей воды, бачком для мусора, крючками для одежды и белья, скамьей размерами 30×40 см.

    Кабины облицовываются керамической плиткой. Над поддонами устанавливается подставка.

    Нормы площади помещений на I человека, единицу оборудования, расчетное число работников, обслуживаемых на единицу оборудования в санитарно-бытовых помещениях, следует принимать:

    Площадь помещений на человека, м 2:

    Гардеробные уличной одежды, раздаточные спецодежды, помещения для
    обогрева или охлаждения 0,01,

    Кладовые для хранения одежды:

    при обычном составе спецодежды 0,04

    расширенном составе спецодежды 0,06

    громоздкой спецодежде ….. 0,08

    Респираторные 0,07

    Помещения централизованного склада спецодежды и средств индивидуальной защиты:

    для хранения 0,07

    выдачи, включая кабины примерки и подгонки 0,02

    Помещения дежурного персонала с местом для уборочного инвентаря

    Зрительные при уборных или помещениях для отдыха 0,02

    Места для очистки обуви, бритья, сушки волос 0,01

    Помещения для сушки, обеспыливания или обезвреживания спецодежды

    Помещения для мытья спецодежды, включая каски и спецобувь …. 0,3
    Площадь помещений на единицу оборудования, м 2:

    Преддушевые при кабинах душевых открытых и со сквозным

    проходом 0,7

    Тамбуры при уборных с кабинами. . . 0,4

    Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до уборных, курительных, помещений для обогрева или охлаждения, полудушей, устройств питьевого водоснабжения должно приниматься не более 75 м, а от рабочих мест на площадке предприятия - не более 150 м.

    117. УСТОЙЧИВОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА

    Мероприятия по обеспечению устойчивости работы объекта прежде всего должны быть направлены на защиту рабочих и служащих от последствий ЧС; они тесно связаны с мероприятиями по подготовке и проведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, так как без людских резервов и успешной ликвидации последствий ЧС в очагах поражения проводить мероприятия по обеспечению устойчивой работы объектов народного хозяйства практически невозможно. Под устойчивостью работы объекта народного хозяйства понимается способность объекта выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатурах, предусмотренных соответствующими планами (для объектов, не производящих материальные ценности, - транспорт, связь и др. - выполнять свои функции), в условиях ЧС, а также приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения. Для исследования подготовки объекта к защите от последствий ЧС, оценки физической устойчивости и разработки мероприятий привлекаются инженерно-технический персонал и работники штаба ГО объекта; в необходимых случаях - сотрудники или группы (отделы) научно-исследовательских и проектных организаций, связанных с работой предприятия. Общее руководство исследованиями осуществляет начальник ГО (директор) предприятия. Его приказом определяются рабочие группы для исследования и разработки мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в условиях ЧС. Одновременно разрабатывается и утверждается план проведения исследований. Руководство рабочими группами возлагается на главного инженера объекта, при котором создается группа руководства исследованием. Рабочие группы обычно соответствуют основным производственно-техническим службам объекта. На промышленных объектах, как правило, создаются рабочие группы по исследованию устойчивости: зданий и сооружений, старший группы - заместитель директора по капитальному строительству (начальник ОКС); коммунально-энергетических сетей, старший группы - главный энергетик; станочного и технологического оборудования, старший группы - главный механик; технологического процесса, старший группы - главный технолог; управления производством, старший группы - начальник производственного отдела; материально-технического снабжения и транспорта, старший группы - заместитель директора по МТС (начальник отдела МТС). Кроме того, создается группа штаба ГО объекта, в которую входят руководители основных служб объекта. Эти группы проводят всю расчетную работу по исследованию устойчивости работы объекта. В зависимости от особенностей объекта, его размеров и сложности производства число групп, их состав и задачи могут меняться. Конечная цель таких исследований - оценка устойчивости работы объекта в условиях ЧС и изыскание наиболее эффективных и экономически оправданных путей и способов ее повышения. На первом этапе исследования проводится анализ уязвимости промышленного объекта и оценка устойчивости его работы в условиях ЧС. На втором этапе - разрабатываются мероприятия по повышению устойчивости и заблаговременной подготовке объекта к восстановлению. В результате изучения всех вопросов в рабочих группах и проведения главным инженером совместно с руководителями групп предварительного обсуждения итогов исследований группой руководства составляется отчетный доклад и план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в условиях ЧС. В каждом разделе плана указываются мероприятия, выполняемые объектом, проектными и другими организациями. В плане или приложениях к нему указываются объем и стоимость планируемых работ, источники финансирования, основные материалы и их количество, машины и механизмы, рабочая сила, ответственные исполнители, сроки исполнения и т.д. Этот план-график каждого объекта утверждается директором предприятия, доводится до сведения исполнителей. Остальные предложения направляются на утверждение в вышестоящий производственный орган (например, в объединение, главк), в который входит объект. В дальнейшем по мере расширения и реконструкции объекта в разработанный план-график должны быть внесены соответствующие коррективы и дополнения, что, естественно, потребует проведения дополнительных исследований и проработок. Таким образом, исследование устойчивости - это неодноразовое действие, а длительный, динамичный процесс, требующий постоянного внимания со стороны руководства, инженерно-технического персонала и штаба ГО объекта. Повышение устойчивости работы объекта будет, по существу, достигаться путем усиления наиболее слабых (уязвимых) элементов и участков объекта. Для этого на каждом объекте заблаговременно на основе исследования планируется и проводится большой объем работ, включающий выполнение организационных и инженерно-технических мероприятий. Особенно важное значение имеет проведение инженерно-технических мероприятий. Достижения современной науки и техники, позволяют осуществлять такие решения, при которых предприятие будет устойчиво к воздействию на него даже весьма значительных избыточных давлений. Однако это связано с крупными затратами средств и материалов, которые могут быть оправданы только острой необходимостью защиты уникальных, особо важных элементов объекта. К выработке мероприятий по повышению устойчивости надо подходить весьма обдуманно, всесторонне оценивая их техническую, хозяйственную, и экономическую целесообразность. Мероприятия будут экономически обоснованы в том случае, если они максимально увязаны с задачами, решаемыми в обычных условиях с целью обеспечения безаварийной работы объекта, улучшения условий труда, совершенствования производственного процесса. Примерами таких решений могут служить: использование убежищ для народнохозяйстственных целей и обслуживания населения; строительство подземных емкостей для горючих, ядовитых и агрессивных жидкостей и газов и пр. Особенно большое значение имеет разработка инженерно-технических мероприятий при новом строительстве, так как в процессе проектирования во многих случаях можно добиться логического сочетания общих инженерных решений с защитными мероприятиями ГО, что снизит затраты на их реализацию. На существующих объектах мероприятия по повышению устойчивости их работы целесообразно проводить в процессе реконструкции или выполнения других ремонтно- строительных работ. Основные мероприятия в решении задач повышения устойчивости работы промышленных объектов: защита рабочих и служащих от оружия массового поражения; повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объектов и совершенствование технологического процесса; повышение устойчивости материально-технического снабжения; повышение устойчивости управления объектом; разработка мероприятий по уменьшению вероятности возникновения вторичных факторов поражения и ущерба от них; подготовка к восстановлению производства после поражения объекта. Разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в большинстве случаев проводится в обычных условиях. Та часть работ, исполнение которых проводится в условиях ЧС, планируется заблаговременно, а выполняется при угрозе возникновения ЧС.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, согласно статьи 226 Трудового кодекса РФ, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Областные целевые и муниципальные программы по улучшения условий и охраны труда осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, за счет прибыли (доходов) предприятий, а также фондов охраны труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Фонды охраны труда формируются на следующих уровнях:

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью (авиаперевозки) - в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

Мероприятия по охране труда на предприятии могут финансироваться также за счет цеховых и общепроизводственных расходов; амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств; фонда охраны труда предприятия; банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники, расширению производства; государственных капитальных вложений, включая фонд развития производства.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Отчет о фактических затратах на мероприятия по улучшению условий и охраны труда составляется по форме, утвержденной Росстатом.

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты.

Виды затрат по охране труда можно подразделять на следующие разделы:

  • 1. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
  • 2. Выплаты компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.
  • 3. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Одной из главных задач при экономическом обосновании мероприятий по улучшению условий и охране труда является определение затрат на реализацию мероприятий, которые включают капитальные вложения и эксплуатационные расходы.

К капитальным вложениям относятся единовременные затраты, используемые на создание основных фондов для улучшения условий и охраны труда, состав которых соответствует основным направлениям производимых или планируемых мероприятий, а также на совершенствование техники и технологии в целях улучшения условий труда и обеспечения его безопасности.

К эксплуатационным расходам относятся: текущие затраты на содержание и обслуживание основных фондов; дополнительные текущие затраты на содержание и обслуживание основного технологического оборудования, вызванные его совершенствованием в целях улучшения условий труда и предотвращения травматизма; затраты на проведение мероприятий по охране труда за счет цеховых и общезаводских расходов.

Определенные трудности возникают при определении доли капитальных вложений и эксплуатационных расходов, связанных с улучшением и охраной труда, если осуществляемые мероприятия имеют многоцелевую направленность. Доля затрат в этом случае рассчитывается с использованием данных о стоимости соответствующих работ в проектах-аналогах, укрупненных расценок, нормативов затрат.

При сравнении между собой кратковременных мероприятий или долговременных с примерно равными значениями годовых эксплуатационных расходов и капитальных вложений по годам расчетного периода затраты на их осуществление определяются следующим образом:

где С - эксплуатационные расходы на мероприятия по улучшению условий и охране труда, руб./год;

К - капитальные вложения, предназначенные на улучшение условий и охрану труда, руб.;

Е н - нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений, 1/год.

Величина нормативного коэффициента эффективности характеризует нижнюю границу эффективности капитальных вложений. В соответствии с типовой методикой определения экономической эффективности капитальных вложений нормативный коэффициент сравнительной эффективности для народного хозяйства в целом установлен равным 0,12. В связи с тем, что главной целью мероприятий по улучшению условий и охране труда является сохранение здоровья трудящихся и создание предпосылок для превращения труда в важнейшую жизненную потребность человека, нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности для мероприятий по улучшению условий и охране труда устанавливается равным 0,08. Этим стимулируется внедрение мероприятий, направленных на коренное улучшение условий и охраны труда.

Затраты предприятий на осуществление организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий по охране труда осуществляются в плановом порядке в соответствии с планом мероприятий, включаемых в коллективный договор.

Текущие затраты на мероприятия по охране труда (в рамках установленных нормативов) относят на себестоимость продукции (работ, услуг). Затраты, осуществляемые сверх установленных нормативов, оплачиваются из прибыли организаций. Затраты на выплату компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда входят в фонд заработной платы и относятся на себестоимость продукции. Выплачиваемые страховые взносы включаются в себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.

…НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ . Вместо создания отдельной службы может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию.

При создании службы охраны труда следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда, как правило, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и выполняет следующие функции:

  • - контролирует выполнение работниками требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;
  • - организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний;
  • - проводит мероприятия по улучшению условий труда и др.

… НА ДРУГИЕ ВИДЫ РАСХОДОВ

К таким расходам можно отнести затраты:

  • - связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты;
  • - на проведение периодических медицинских осмотров;
  • - компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
  • - связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами;
  • - на приобретение молока и других равноценных продуктов.

Затраты работника - материальные, в том числе денежные, расходы и нематериальные потери работника, понесенные им в результате трудовой деятельности.

Затраты работника, занятого на рабочем месте с вредными условиями связаны с повышенным расходом физической, интеллектуальной, эмоциональной энергии в процессе трудовой деятельности работника. Они носят, как правило, материальный, хотя и не денежный характер.

Одно из направлений государственной политики в области охраны труда является установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 210 ТК РФ).

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ).

В статье 219 ТК РФ сказано, что каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Компенсации работникам устанавливаемые в соответствии со ст. 210, 219 ТК РФ, направлены на обеспечение возможности профилактического лечения и реабилитации в целях сохранения (восстановления) здоровья. Согласно статьи 165 ТК РФ при предоставлении компенсаций выплаты производятся за счет средств работодателя.

Бухгалтерский учет расходов

Расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ).

Если рассматривать затраты, согласно положения главы 25 «Налог на прибыль организаций» ст. 253 , то расходы связанные с производством и (или) реализацией, в том числе и затраты в области охраны труда подразделяются на:

  • 1) материальные расходы;
  • 2) расходы на оплату труда;
  • 3) суммы начисленной амортизации;
  • 4) прочие расходы.

К материальным расходам можно отнести затраты на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

В состав расходов на оплату труда входят:

Прочие расходы или другие в области охраны труда это:

  • · обеспечение нормальных условий и охраны труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • · сертификация работ по охране труда;
  • · аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • · оплата консультативных и иных аналогичных услуг касающихся вопросов охраны труда;
  • · лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • · оплата услуг по управлению охраной труда в организации;
  • · на подготовку и переподготовку персонала по охране труда;
  • · оплата учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, в том числе проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • · лечебно-профилактическое питание, молоко и другие равноценные продукты;
  • · содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
  • · выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При планировании расходов по охране труда рекомендуется принимать во внимания «Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда», утвержденные постановлением Минтруда России от 27.02.95 №11.

Ответственность за нарушение законодательства…

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель. Сотрудники же подразделения по охране труда несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Эти обязанности должны быть установлены должностными инструкциями и положением о службе охраны труда.

…АДМИНИСТРАТИВНАЯ

На основании статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 500 до 5000 руб. Организации же грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Кроме того, за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

…УГОЛОВНАЯ

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно статье 143 Уголовного кодекса РФ, нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • - штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • - исправительными работами на срок до двух лет;
  • - лишением свободы на срок до года.

Одна из основных обязанностей работодателя заключается в обеспечении работников подобающими условиями в их трудовой деятельности. Данное положение касается не только технического обеспечения, но и соответствующего уровня подготовки, особенно в вопросах безопасности. Такой аспект особенно важен в вопросе снижения производственных рисков для здоровья и жизни работников. Для его решения каждый работодатель должен составить план, направленный на решение данных вопросов.

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда на предприятии

Основным документом, на который необходимо ориентироваться для планирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, является Приказ Минздравсоцразвития России под номером 181н . Он предписывает необходимость проведения тех действий, которые рассчитаны на минимизацию производственных рисков.
Мероприятия по охране труда в бюджетном учреждении согласно приказу можно подразделить на следующие категории:


  • анализ и оценка условий трудовой деятельности;
  • инструктирование и обучение тем методам работы, которые будут для работника наиболее безопасными;
  • при необходимости своевременное и регулярное проведение медицинского и психологического осмотра;
  • обеспечение рабочих индивидуальной защитой, выдача соответствующего снаряжения;
  • принятие мер для безопасного использования работниками оборудования, помещений, коммуникаций;
  • предоставление условий для создания и функционирования службы по охране труда .

Кроме данных положений работодателем могут быть предприняты дополнительные меры, если этого требует род и сфера деятельности организации.

Организационно-технические мероприятия по охране труда

Организационно-технические меры включают в себя перечень действий, которые направлены на обеспечение безопасности и снижение производственных рисков. К данному аспекту относятся следующие моменты:

  • регулярная проверка и профилактика оборудования;
  • своевременное предоставление сотрудникам средств защиты в надлежащем состоянии;
  • инструктаж по технике безопасности, проверка и аттестация знаний его положений.

Административный контроль над исполнением данных вопросов помогает своевременно и качественно выполнять указанные функции.

Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда

Санитарно-гигиенические меры нацелены на сохранение здоровья персонала:

  • контроль над состоянием помещений, обеспечение их проветриваемости и чистоты;
  • организация регулярных медицинских осмотров в зависимости от сферы деятельности компании;
  • проведение лечебно-профилактического лечения;
  • улучшение оборудования для повышения его экологичности;
  • проведение оздоровительных процедур.

В данный аспект можно включить также необходимость обеспечить работников полезным питанием и чистой питьевой водой. К примеру предписывает, что сотрудникам, которые связаны с вредными для организма веществами, полагается выдавать молоко.

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда

Планирование мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством в несколько этапов:

  • необходимо создать службу, которая будет отвечать за исполнение предписанных норм;
  • составляется приказ о назначении нескольких лиц ответственными за принятие мер по обеспечению надлежащих условий трудовой деятельности;
  • далее на основе представленного перечня составляется план действий, который должен учитывать специфику организации.

Данное положение указывает, что расход работодателя должен составлять не менее 0,2% от тех затрат, которые направляются на производство итоговой продукции. Подчеркивается, что работник не несет никакой финансовой нагрузки. В отдельных случаях государство может взять на себя некоторые затраты в соответствии с установленным порядком.

Составление плана мероприятий

Перечень мер по улучшению условий и охраны труда составляется на основе Приказа под номером 181н. Однако включение всех пунктов не предусматривается. Оговаривается, что план необходимых мер составляется с учетом производственной специфики предприятия.

Документ должен учитывать технические, санитарные и организационные моменты. Его основная цель — улучшение условий работы и повышение безопасности сотрудников. Составляется он на ближайший календарный год, на протяжении которого и должны быть распределены все необходимые меры.

Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда 181н

Приказ Минздравсоцразвития представляет собой рекомендации по планированию мероприятий по охране труда в 2018 году. Все 32 его пункта не являются обязательными для включения в составляемый план. Поэтому требуется тщательно проанализировать, какие меры из данного перечня действительно актуальны для компании.

Разработкой данного документа занимается созданная служба или соответствующий специалист. Учитывается при этом не только специфика организации, но и возможности финансирования всех указанных мер.

Мероприятия по охране труда в школе

План действий по улучшению условий в школе включает в себя те аспекты, которые нацелены на качественный уровень работы. Сюда включаются как санитарно-гигиенические меры, так и технические аспекты.

При планировании мер необходимо учитывать также и направленность на учеников. Проведение инструктажа по технике безопасности, к примеру при пожарной тревоге, должно быть проведено и среди учащихся в обязательном порядке. В отдельных случаях может производиться дополнительный инструктаж, к примеру в спортзале или на улице.

    Аудит охраны труда на предприятии

    Предприятие мелкое или крупное должно периодически проводить аудит по различным сферам деятельности и структурам, в…

    Организация службы охраны труда на предприятии

    Для многих работодателей при организации службы охраны труда на предприятии актуальным становится вопрос о ее…

    Основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

    Охрана труда это некая система сохранения здоровья и жизни работников в трудовом процессе. Включает в…

    Обязанности работника по соблюдению требований охраны труда

    Законодательство предписывает в качестве одной из основных обязанностей работодателя необходимость обеспечения того уровня условий и охраны…