Стратегическими функциями государственного органа являются. Основные функции государственных органов. Список использованной литературы

2.5. Инструкция, основные виды инструкций,

правила составления

Инструкция – нормативный акт, регулирующий организационные, производственные, финансовые и иные вопросы деятельности организаций, предприятий и должностных лиц . Инструкции составляют на основе законодательства РФ. Инструкции могут издавать:

– органы государственного управления;

– отраслевые органы управления;

муниципальные органы управления;

– руководство организации.

Инструкции бывают двух видов:

1) типовые (разрабатываемые государственными или отраслевыми органами управления для однотипных предприятий, структурных подразделений. Например, Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти);

2) индивидуальные (разрабатываемые для конкретного предприятия, структурного подразделения, комиссии. Например, Инструкция по делопроизводству ООО «ЛУЧ»).

Инструкция должна иметь:

– наименование организации;

– заголовок к тексту;

– гриф утверждения;

– подписи составителей;

– печать (при необходимости);

Датой инструкции является дата ее утверждения руководителем или вышестоящим органом.

Заголовок инструкции определяет круг вопросов и отвечает, как правило, на вопрос «о чем?» («Инструкция о государственном регулировании...»).

Текст инструкции содержит формулировки: «должен», «запрещается», «не допускается».

Инструкция может пройти согласование со специалистами, которое оформляется визами.

Инструкция утверждается и вводится в действие руководителем организации или распорядительным документом (приказом). При введении приказом инструкция оформляется как приложение к этому приказу.

Отдельную группу составляют должностные инструкции, которые также могут быть типовыми; отраслевыми и индивидуальными.

Образец инструкции представлен в прил. 4, 5.

Должностная инструкция – нормативный документ, в котором определены функции, права, обязанности и ответственности сотрудника предприятия.

Должностная инструкция – один из важных документов, с которым должны знакомить работника при переходе на занимаемую должность (например, по закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий имеет право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности).

На основании должностной инструкции разрабатывается трудовой договор с работником.

Должностная инструкция и трудовой договор используются:

– при разрешении спорных ситуаций между работодателем и работником;

– с целью разделения труда между персоналом;

– для повышения ответственности за порученный участок работы.

Должностная инструкция:

– разрабатывается – руководителем структурного подразделения;

– визируется – юрисконсультом предприятия и кадровой службой;

– утверждается – руководителем предприятия или заместителем директора, курирующим это подразделение, или вводится приказом. Все существенные изменения в должностную инструкцию вносятся приказом руководителя предприятия.

Должностная инструкция должна иметь:

– наименование министерства (если является отраслевой);

– наименование организации, разработавшей инструкцию;

– наименование вида документа;

– заголовок к тексту;

– гриф утверждения (или отметку о приложении к приказу, которым инструкция вводится);

– подписи составителей;

– печать (при необходимости);

Текст должностной инструкции содержит следующие разделы:

– Общие положения.

– Функции.

Должностные обязанности.

– Ответственность.

– Служебное взаимодействие.

В разделе «Общие положения» устанавливаются: область деятельности работника; порядок его назначения и освобождения от должности, замещения во время его отсутствия; квалификационные требования; подчиненность работника; должностные лица, которыми он руководит. В данном разделе перечисляют нормативные документы, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.

В разделе «Функции» перечисляют основные направления деятельности работника.

В разделе «Должностные обязанности» должны быть определены конкретные виды работ, выполняемых работником.

В разделе «Права» устанавливают права, необходимые работнику для выполнения возложенных на него обязанностей.

В разделе «Ответственность» указывается, за что конкретно несет ответственность данный работник.

В разделе «Служебное взаимодействие» определяют круг служебных связей, регулируются производственные контакты между должностными лицами. Этот раздел может устанавливать порядок предоставления отчетов, планов, других документов, периодичность предоставления отчетной информации и т. п.

Должностная инструкция составляется в трех экземплярах:

– первый экземпляр хранится в кадровой службе;

– второй – у руководителя подразделения;

– третий – у работника.

Образцы должностных инструкций представлены на рис. 8 и в прил. 6.

____________________________________________

(наименование учреждения)

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

_________________________

(наименование учреждения)

_________________________

(подпись) (фамилия, инициалы)
«__»_________200 г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

__________________________________________________________________________

(полное наименование должности и структурного подразделения учреждения по штатному расписанию)

I. Общие положения

II. Должностные обязанности __________________________________________________

(наименование должности)

III. Права ____________________________________________________________________

(наименование должности)

IV. Ответственность ________________________________________________________

(наименование должности)

Руководитель структурного подразделения

__________________________________________________________________

(наименование должности) (подпись, фамилия, инициалы, дата)

Согласовано:

Начальник юридического отдела (юрисконсульт)

_________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы, дата)

Ознакомлен: (дата и подпись работника)


Рис. 8. Образец оформления должностной инструкции

2.6. Штатное расписание, правила составления и оформления

Штатное расписание правовой акт, определяющий структуру, численность, должностной состав и оплату труда работников организации.

Штатное расписание оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 с нанесением реквизитов общего бланка: наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения, в заголовке к тексту указывается год, на который составлено штатное расписание (рис. 9).

Ответственность за подготовку штатного расписания несут планово-экономическое подразделение и служба персонала. Проект штатного расписания визируют руководители подразделений, главный бухгалтер, юрисконсульт, заместители руководителя организации.

Штатное расписание подписывается руководителем отдела кадров и утверждается руководителем организации с проставлением гербовой печати (или печати организации) на грифе утверждения.

Текст штатного расписания составляется в табличной форме. Указываются коды и наименования структурных подразделений и должностей, количество единиц по штату, должностной оклад, надбавки и месячный фонд зарплаты по должностным окладам. В зависимости от условий организации труда штатное расписание может содержать и другие графы .


Протокол заседания

Совета директоров (Правления)

от __________№ ______

Код и наименование

должности

Должностной

Персональные

надбавки

надбавки

Месячный фонд

заработной платы

отчество

(код и наименование подразделения)

Руководитель отдела кадров Подпись Инициалы, фамилия


Рис. 9. Образцы оформления штатного расписания

2.7. Правила внутреннего трудового распорядка

Организация работы предприятия, взаимные обязанности работников и администрации, предоставление отпусков, командирование сотрудников, внутриобъектный режим и другие вопросы отражаются в правилах внутреннего трудового распорядка .

Этот документ разрабатывается на основе типовых правил внутреннего распорядка с учетом специфики деятельности, формы собственности и других особенностей конкретной организации.

Правила составляются на общем бланке организации руководителем кадровой службы, согласовываются путем обсуждения на собрании трудового коллектива, визируются юрисконсультом и утверждаются руководителем организации. Образцы правил внутреннего трудового распорядка представлены на рис. 10 и в прил. 7.

Рис.10. Форма документа «Правила внутреннего трудового распорядка»

В правилах внутреннего трудового распорядка организации указывают следующие разделы:

– общее положение;

– порядок приема, перевода и увольнения служащих;

– основные обязанности служащих;

– основные обязанности администрации;

– рабочее время и его использование;

– поощрения за успехи в работе;

– взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

– внутриобъектный режим;

– организация работы.

2.8. Регламент, правила подготовки и оформления

Регламент – правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа.

Текст регламента состоит из разделов, имеющих самостоятельные заголовки и разбитых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами.

Регламент коллегиального или совещательного органа определяет статус этого органа; порядок планирования работы; порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании; внесение материалов на рассмотрение; порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании; ведение протокола заседания; оформление решений; порядок доведения решений до исполнителей; материально-техническое обеспечение заседаний.

Регламент оформляется на общем бланке учреждения.

Обязательными реквизитами регламента являются:

– наименование учреждения;

– наименование коллегиального или совещательного органа;

– вид документа;

– номер документа;

– место составления;

– гриф об утверждении;

– подпись.

Регламенты утверждаются руководителем организации или руководителем коллегиального органа.

В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, а также согласования с заинтересованными подразделениями и юридической службой .

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите основные учредительные документы.

2. Где закреплены требования к оформлению и структуре текста положения, должностной инструкции?

3. В чем заключаются отличия оформления устава и учредительного договора?

4. Назовите основные виды уставов, порядок их утверждения.

5. Оформите титульный лист устава для ИП Ерошина.

6. Назовите основные реквизиты должностной инструкции.

7. Какие разделы включает в себя текст положения?

8. Оформите титульный лист положения ЗАО «ЦУМ» о персонале.

9. Составьте проект штатного расписания для ООО «Каравай».

10. Какие требования предъявляются к оформлению регламента?

11. Назовите основные разделы Правил внутреннего трудового распорядка.

12. Назовите основные реквизиты Устава.

13. Оформите гриф утверждения штатного расписания ЗАО ТЦ «Красноярье»

3. Распорядительные документы.

требования к составлению

3.1. Назначение и состав

распорядительной документации

Независимо от организационно-правовой формы, характера и содержания деятельности организации, ее компетенции, структуры и других факторов руководство любой организации наделяется правом осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и, соответственно, издавать распорядительные документы.

Многие авторы (Т. В. Кузнецова, В. А. Кудряев, М. В. Стенюков и другие) придерживаются единого подхода к рассмотрению распорядительной документации. Более полное определение назначения и состава распорядительной документации дано В. А. Кудряевым в учебнике «Организация работы с документами». Основным назначением распорядительных документов является регулирование и координация деятельности, позволяющие органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своей деятельности. От того, насколько эффективно регулируется деятельность учреждения, зависят результаты работы организации .

Решения, фиксирующиеся в распорядительных документах, могут касаться совершенствования организационной структуры учреждения, определения или корректировки средств и способов осуществления основной (производственной) деятельности, обеспечения организации финансовыми, трудовыми, материальными, информационными и иными ресурсами.

Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху внизпо системе управления: от управляющего органа к управляемому, от руководителя организации к структурным подразделениям и работникам. Именно эти документы реализуют управляемость объектов по вертикали.

В юридическом плане распорядительные документы относят к правовым актам. В них получают выражение конкретные юридически властные предписания субъектов управления. Распорядительные документы могут издавать совместно несколько органов управления.

С точки зрения порядка разрешения вопросов (принятия решений) все распорядительные документы делятся на две группы (рис. 11).

Рис. 1. Классификация распорядительных документов

В первом случае распорядительные документы издаются на основе решений, принимаемых совместно группой работников (коллегией, собранием, советом, правлением и т. п.). Коллегиальность позволяет наиболее правильно и эффективно решать наиболее важные вопросы деятельности организации. На основе коллегиальности действуют федеральное правительство, представительные органы и правительства субъектов федерации и органов местного самоуправления, комитеты и комиссии, коллегии министерств, высшие органы управления акционерных обществ и др.

В системе коллегиальных органов особое место занимают совещательные по своему статусу органы (например, коллегии министерств, дирекции при руководителях и др.). Решения совещательных органов носят не обязательный, а рекомендательный характер. Это означает, что руководитель организации имеет право принять собственное решение, вопреки решению совещательного органа.

В условиях единоличного принятия решений власть по всем вопросам управления в организации принадлежит ее руководителю. Единоличное принятие решений обеспечивает оперативность управления, повышает персональную ответственность руководителей за принятые решения. На основе единоличного принятия решений действуют федеральные министерства, администрации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, руководители организаций, учреждений, предприятий, фирм (генеральный директор, директор, исполнительный директор, председатель правления).

Руководители органов управления, действующих на основе коллегиальности, наделяются правом принимать единоличные решения по определенному кругу вопросов, как правило, касающемуся внутренней деятельности организации – ее кадрового состава, материального и иного обеспечения и некоторых других.

В условиях коллегиального принятия решений издаются постановления и решения. В условиях единоличного принятия решений издаются приказы, распоряжения, указания.

организационно -распорядительных документах (план работы, перечень, штатная численность...

  • Книга

    организационно -распорядительным документом распорядительных документов

  • Организационно-правовое обеспечение управления персоналом книга i прием на работу заключение трудового договора предисловие

    Книга

    Изменения должны быть оформлены соответствующим организационно -распорядительным документом , как правило, приказом или... определенные трудности, связанные с задержкой принятия распорядительных документов , устанавливающих зависимость размеров гарантий и...

  • Унифицированные системы документации " унифицированная система организационно-распорядительной документации требования к оформлению документов"

    Документ

    Настоящий стандарт распространяется на организационно -распорядительные документы , относящиеся к Унифицированной системе организационно -распорядительной документации (УСОРД), - постановления...

  • Инструкция - это правовой акт, утверждаемый или изда­ваемый в целях установления правил, регулирующих организацион­ные, научно-технические, технологические, финансовые или иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их структурных подразделений и служб), должно­стных лиц и граждан.

    Инструкции издаются также в целях разъяснения и опреде­ления порядка применения законодательных актов, распоряди­тельных документов, по заполнению и ведению форм докумен­тов (например, бухгалтерских, отчетных, учетных и др.).

    В управленческой практике используются как типовые, так и индивидуальные инструкции. Типовые обычно издают органы власти или управления для системы однотипных организаций или учреждений.

    Инструкция оформляется на общем бланке и должна содер­жать следующие реквизиты: наименование организации, наиме­нование вида документа, дату, место издания, заголовок к тек­сту, гриф утверждения, текст, подпись.

    Заголовок должен четко определять те вопросы, объекты или круг лиц, на которые распространяется инструкция. Например, должностная инструкция «Секретаря-референта», Инструкция «По делопроизводству».

    Как правило, первый раздел инструкции называется «Общие положения». В нем указывают цели издания, область распро­странения, порядок и обязательность использования, правовые, нормативные или распорядительные акты, послужившие осно­вой для разработки инструкции.

    Инструкция - документ длительного действия. В «Общих по­ложениях» оговариваются сроки введения инструкции в дейст­вие или отмена ее введением ранее действующей.

    Реквизит 1 - Наименование вида документа – верно оформлен полужирным шрифтом, прописными буквами, без интервала между буквами, что соответствует требованиям ГОСТ Р 6.30-2003, р

    Реквизит2 – Дата документа – в анализируемой инструкции оформлена после заголовка в аббревиатуре цифровым способом: число месяца – одной цифрой вместо двух, как прописано в ГОСТе, месяц – двумя цифрами, год- четырьмя арабскими цифрами.



    Реквизит 3– заголовок к тексту –грамматически верно сочетается с наименованием вида документа Инструкция.

    Реквизит 4 – текст документа – оформлен на государственном языке РФ. Текст анализируемой инструкции оформлен в виде связного текста, разделен на пункты, подпункты. Текст полностью отвечает требованиям нейтрального тона изложения.

    Реквизит 5- гриф согласования документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласован документ расшифровки подписи (инициалов, фамилии). Отсутствие собственноручной подписи и даты согласования свидетельствует, что документа является проектом.

    Реквизит 6 – регистрационный номер –включает обязательный элемент - порядковый номер – 12, который должен соответствовать записи в журнале регистрации организационно-правовых издаваемых документов.

    33.Приказ: понятие, основные группы, реквизиты.

    Приказ-это правовой акт издаваемый руководителем предприятия для разрешения основных и оперативных задач деятельности.

    Существует 3 группы, на которые делятся все приказы:

    1. Приказы по личному составу. К ним относятся:

    Отбор и прием кандидата на работу;

    Оформление увольнения работника;

    Оформление командированных сотрудников;

    Закрепление социальных гарантий;

    Оформление поощрений работников и д.р.

    2. Приказы по организационным вопросам. Например:

    Утверждение штатного расписания;

    Ликвидация или реорганизация предприятия;

    Разделение полномочий между должностными лицами и т.д.

    3. Приказы по основной производственной деятельности. К ним можно отнести:

    Обеспечение предприятия необходимыми для нормальной работы ресурсами (оборудование, материалы и д.р.);

    Содействие в выпуске качественной продукции;

    Регулирование финансирования предприятия и т.п.

    Приказ должен содержать следующие реквизиты:

    Эмблема организации;
    - код организации по ОКПО;
    - код документа по ОКУД;
    - наименование организации;
    - название вида документа;
    - дата;
    - индекс;
    - место составления или издания;
    - гриф ограничения доступа к документу;
    - заголовок к тексту;
    - отметка о контроле;
    - текст;
    - отметка о наличии приложения;
    - подпись;
    - гриф согласования;
    - визы;
    - отметка о заверении копии;
    - фамилия исполнителя и номер его телефона;
    - отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
    - отметка о переносе данных на машинный носитель.

    Приказы по основной деятельности, его стуктура.

    Приказы по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации руководителями подразделений с привлечением специалистов; в отдельных случаях, когда речь идет о решении сложных, комплексных вопросов, для подготовки приказа руководителем организации может создаваться комиссия из представителей нескольких подразделений.

    Приказы оформляются на специальном бланке приказа. Обязательными реквизитами приказа являются:

    наименование организации;

    название вида документа (ПРИКАЗ);

    дата издания;

    регистрационный номер;

    место издания;

    заголовок к тексту;

    Из этой статьи вы узнаете:

    Какие существуют виды инструктажей по безопасности и охране труда;
    как провести инструктаж по охране труда на рабочем месте;
    какие инструктажи по охране труда проводятся на рабочих местах, а какие нет;
    каковы последовательность и сроки проведения инструктажей по охране труда;
    должен ли специалист по охране труда проводить все виды инструктажей.

    Все виды инструктажей по охране труда – составляющая постоянного обучения правилам безопасности, стартующего в детском саду и продолжающегося в образовательной сфере, а затем и в производственной. Их основная цель – ознакомить трудящихся с особенностями производственной среды организации, рабочими местами, безопасной техникой ведения работ, их правами и обязанностями, а также постоянно поддерживать эти знания в «рабочем режиме».

    Обязанность работодателей инструктировать своих сотрудников закреплена в ст. 225 Трудового Кодекса . Здесь же прописана их обязанность обучать приемам безопасности трудящихся, которые работают в далеких от идеала условиях. Обучение требованиям ОТ при этом делится на:

    первичное;
    периодическое.

    Руководители соответствующих рангов организуют работу системы обучения ОТ и отвечают за результаты ее работы, в том числе качество и своевременность проведения инструктажей в целом по организации и ее подразделениям. Персональную ответственность за инструктирование закрепленных работников несут их непосредственные руководители, за организацию и проведение – назначенные руководителем организации лица.

    Со своей стороны, трудящиеся обязаны своевременно проходить все виды инструктажей по безопасности и охране труда, показывать качественное усвоение материала по их окончании. Трудящиеся, которые уклоняются от инструктирования, не допускаются к выполнению производственных заданий. Если такое произошло, заработок за ними не сохраняется. Проинструктированные работники, которые показали неудовлетворительное качество знаний (не выполнили правильно тест, не дали правильных ответов на вопросы инструктирующего), отправляются на переобучение.

    Виды инструктажей по безопасности и охране труда

    1. Вводный – предназначен для всех, кто будет трудиться или просто присутствовать на предприятии или его территории. Его проходят все сотрудники предприятия независимо от ранга и профессии, в том числе студенты-практиканты, подрядчики и даже сотрудники медпунктов и столовых.

    2. Первичный – предназначен для трудящегося, который будет работать на конкретном рабочем месте, используя конкретное оборудование. Его перед допуском к работам проходят работники, учащиеся, практиканты. Этот инструктаж могут не проходить лица, профессии и должности которых перечислены в соответствующем приказе.

    3. Повторный – предназначен для всех лиц, которые проходили первичный инструктаж, если их не освободили от этой обязанности приказом в течение «межинструктажного» периода.

    4. Внеплановый – предназначен для лиц, которые должны ознакомиться с новой информацией по ОТ, либо прерывали работы данного вида на 30 либо 60 календарных дней (больничный, другая деятельность, отпуск).

    5. Целевой – предназначен для лиц, которые будут направляться на выполнение работ разового характера, либо требующих наличия особой документации (например, наряда-допуска).

    Особенности каждого из инструктажей устанавливает .

    Порядок проведения инструктажей по охране труда. Какой инструктаж проводится на рабочем месте, а какой нет.

    Пошаговый алгоритм инструктирования трудящихся службы ОТ организаций разрабатывают, учитывая особенности их работы. Общие закономерности этого инструктирования таковы:

    Подготавливают и ведут сотрудники службы ОТ или другие назначенные руководителем организации лица. Часто в качестве этих лиц выступают кадровики. Поэтому его проводят в кабинетах, уголках ОТ, учебных классах, актовых залах или других специально отведенных помещениях, размеры которых зависят от количества одновременно проходящих инструктаж людей. Желательно оборудовать такое помещение вне зоны проведения производственных процессов, чтобы не допускать пребывания недообученных правилам ОТ людей в потенциально опасных условиях.

    И организуются на рабочих местах . Поскольку руководитель работ может проводить их с работниками по одному либо с целой группой (если каждому из них нужно объяснить одинаковый материал), допускается использовать комнаты для сменно-встречных собраний, другие помещения. Практические части инструктажей проводятся исключительно на рабочих местах – формализма в вопросах безопасности допускать нельзя.

    — место организации этого инструктажа устанавливается, исходя из его содержания. Если его проводят из-за изменения производственных процессов, несчастного случая, замены оборудования и подобных факторов, то он проходит на рабочих местах. Если же причиной внепланового инструктирования стало изменение законодательства, касающееся общих вопросов ОТ (например, изменение «льготных» списков), которые можно в достаточной степени осветить без привязки к помещению, то инструктирование можно организовать в актовом зале или комнате сменно-встречных собраний.

    Организуется перед:

    · выдачей наряда-допуска – на рабочих местах;
    · стартом выполнения производственных заданий разового характера – на рабочих местах;
    · массовыми мероприятиями (ученическими турпоходами, профсоюзными митингами, спортивными олимпиадами и др.) – в оборудованных для подобных целей помещениях;
    · устранением последствий аварии, природного бедствия – исходя из сложившейся обстановки по усмотрению руководителя работ.

    Сроки проведения инструктажей по охране труда

    Каждый «участник процесса» должен соблюдать такие сроки проведения инструктажей по охране труда:

    вводный – при трудоустройстве;
    первичный – перед допуском к работам (самостоятельным или под руководством опытного сотрудника) или стажировке;
    повторный – через каждые 6 месяцев, начиная с даты первичного инструктажа (если этого требуют условия работы, можно чаще);
    внеплановый и целевой – по необходимости.

    При правильно организованном трудоустройстве сотрудников и безопасном ведении работ соблюдается логическая последовательность чередования инструктажей. всегда проходит после вводного, а все остальные – после первичного. Если в ходе проверки оказывается, что инструктаж по охране труда на рабочем месте трудящийся прошел раньше, чем вводный при трудоустройстве, это сигнализирует об их проведении в режиме «для галочки» и проблемах в функционировании службы ОТ компании.

    Распространяется ли порядок проведения инструктажей по охране труда на надомников?

    Надомники – это лица, которые трудятся на пользу работодателя по месту своего фактического проживания. Он предоставляет им сырье, материалы, необходимое оборудование. Условия, в которых организован их труд, должны соответствовать требованиям ОТ точно так же, как и «обычных» работников. О существовании этой необходимости работодателей ставит в известность ст. 311 ТК РФ. Поэтому надомников также необходимо обучать ОТ в полном объеме, соответствующем их деятельности. Это касается и инструктирования. Работодатель организует обучение надомных работников, может освобождать их от инструктажей на тех же основаниях, что и работников, которые трудятся на территории предприятия.

    Для выполнения порученных надомному работнику заданий он может использовать помощь своей семьи. Если он так поступает, то должен помнить: трудовые отношения существуют только между ним и работодателем. Между членами его семьи и его работодателем таких отношений нет, следовательно, инструктажи по ОТ с ними не проводятся.

    Распространяется ли порядок проведения инструктажей по охране труда на «дистанционщиков»?

    «Дистанционщики» выполняют свои рабочие функции вне стационарных рабочих мест, ответственность за состояние которых лежит на работодателях. Они скорее оказывают услуги, чем занимаются выполнением конкретных производственных заданий. Нанимая работников, которые будут трудиться дистанционно, по требованию ст. 312.3 ТК, работодатель должен ознакомить их с требованиями ОТ, которые касаются оборудования и средств производства:

    Дополнительно, согласно требованиям этой же статьи ТК, работодатель, который использует труд «дистанционщиков», должен:

    Расследовать и учитывать НС и ПЗ, произошедшие с его дистанционными работниками;
    выполнять предписания Госнадзора, рассматривать представления органов общественного контроля относительно «дистанционщиков»;
    страховать дистанционных работников от НС и ПЗ.

    Поэтому проводить все виды инструктажей по охране труда для «дистанционщиков» в ряде случаев все же придется. Организуются такие инструктажи так же, как и остальное общение «дистанционщика» с работодателем: в форме пересылки.doc, .txt, .pdf и любых других файлов, конференции в Skype, Viber и любом другом мессенджере, используемом организацией. Отметка об ознакомлении «дистанционщика» с инструктажем по ОТ делается в том же порядке, как и с другими нужными для работы документами. Это целесообразно обсудить и прописать в трудовом договоре, указать в Правилах внутреннего распорядка, «Положении об обучении по ОТ» и других документах, которые затрагивают этот вопрос. Работодателю позволено освобождать «дистанционщиков» от инструктажей точно так же, как и других работников.

    Качественно проведенный инструктаж – недорогое, но эффективное мероприятие, которое позволяет работникам трудиться с полной самоотдачей, не рискуя собственным здоровьем и безопасностью.

    Отвечаем на вопросы

    1. Должен ли специалист по охране труда проводить все виды инструктажей?

    Специалист по охране труда не должен проводить все виды инструктажей. Согласно ТК РФ специалист по охране труда проводит только вдовый инструктаж. Все остальные виды инструктажей должен проводить непосредственный руководитель данных работников. Смотрите видео с ответом на этот вопрос:

    2. Женщина вышла из отпуска по уходу за ребенком (т.е. был перерыв в работе более 60 дней). Какой инструктаж ей проводить?

    В данном случае лучше всего проводить повторный инструктаж. Смотрите видео с подробным ответом на этот вопрос:

    3. Кому можно не проходить инструктаж по охране труда на рабочем месте?

    Если в процессе работы подчиненные не подвергаются опасностям, не обслуживают оборудование, если работники не применяют в своей работе инструменты, сырье материал, руководитель организации или подразделения может освободить их от всех инструктажей по охране труда на рабочих местах. А вот необходимо проходить всем сотрудникам предприятия, даже тем, которые временно попадают на его территорию (командировочные сотрудники других компаний, преподаватели, медработники, практиканты). Подробнее смотрите в видео:


    Итак, мы разобрались, какие виды инструктажей по охране труда проводятся в организациях и кто их осуществляет; изучили порядок проведения инструктажей по охране труда; как проводится инструктаж по охране труда на рабочем месте; узнали сроки проведения инструктажей по охране труда. 22 оценок, среднее: 4,55 из 5)

    Государство осуществляет свои функции, используя определенные, свойственные ему методы. В целом различают правовые и не правовые методы осуществления государственных функций.

    В обществе с централизованной плановой экономикой государство является собственником основных средств производства, оно монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределение в масштабах всей страны. Государство также принимает на себя функцию регулирования торгового и бытового обслуживания населения.

    В условиях рыночной экономики вмешательство государства в эту сферу сводится, как правило, к выработке экономической политики, управлению государственной собственностью, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя от недобросовестного производителя. Государство регулирует экономические отношения косвенными методами, например, налоговыми мерами.

    Социальная функция многообразна по содержанию и объемна по охвату деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке.

    Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

    К социальной функции тесно примыкает экологическая функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает особую значимость в условиях ухудшения во всем мире экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д.

    К числу приоритетных функций государства относятся защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

    Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности конкретного государства. Реализация рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов - судом, органами внутренних дел, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности.

    Из внешних функций, функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами глобализации мировой экономики, переплетением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга.

    Функция обороны относится к постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства. В настоящее время меняются ориентиры в реализации данной функции: в современном мире усиливаются процессы взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны и в укреплении международной безопасности.

    Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, урегулированию межнациональных конфликтов, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами.

    В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, международным терроризмом. Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности приобретает актуальное значение на нынешнем этапе развития. Она направлена на поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования.

    К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических или техногенных катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и глобального климата от крупномасштабного вреда, который причиняется производственной деятельностью человека.

    Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

    В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства- правотворческою, правоисполнительную и правоохранительную.

    К правовым формам осуществления государственных функций относятся: Правотворческая деятельность - подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация функций государства практически невозможна;

    Эту функцию исполняют органы исполнительной власти, возглавляемые правительством страны. Сущность данной деятельности заключается в повседневном разрешении разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты; Правоохранительная деятельность властная правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений.

    Неправовые формы осуществления функций государства охватывают большой объем организационной, подготовительной работы в процессе осуществления основных функций.

    Это, например, рассмотрение жалоб граждан, предложений различных комиссий и комитетов по совершенствованию деятельности государственного аппарата, законодательства и т.п.

    Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов- прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

    Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную. Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

    От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

    Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства.

    Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

    Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.

    Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.

    Внутренние функции государства:

    Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

    Политическая функция - обеспечение политической стабильности.

    Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов.

    Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики.

    Социальная функция - обеспечение солидарных отношений обществе, сотрудничества слоёв общества,

    Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания.

    Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей.

    Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования.

    Внешние функции государства :

    Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами.

    Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территор. целостности.

    Функция поддержания мирового порядка -деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем.

    Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.

    Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.

    Основная функция государства - обеспечение комфортного проживания своих граждан. С этой целью государство выполняет ряд задач:

    -управление хозяйством и обществом;

    -оборона собственной территории.

    Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации

    Функции государства классифицируются:

    По сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

    По продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

    По значению: на основные и дополнительные,

    По видимости: на явные и латентные,


    По влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

    Органы государственного управления по предметам ведения и в объеме своей компетенции самостоятельно осуществляют исполнительно-распорядительные функции, в первую очередь контрольные и надзорные.

    К органам государственного управления можно отнести практически все линейные и функциональные подразделения органов исполнительной власти, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции, но не обладают такими функциями исполнительной власти, как осуществление государственной политики и нормотворческая

    Функции государственного управления :

    1) прогнозирование изменений в развитии каких-либо объектов или явлений в процессе управления на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учетом всех условий и факторов влияния; напр., с учетом прогнозирования разрабатываются федеральные и региональные программы основных направлений государственной деятельности;

    2) планирование деятельности в процессе государственного управления по реализации федеральных и региональных программ, регламентированных актами управления;

    3) выявление и осмысление актуальных проблем, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей и критериев оценки организации управленческой деятельности;

    4) разработка вариантов, обоснование и принятие рационального решения (в правовой форме) и организация его исполнения;

    5) распорядительство (руководство) и координация действий не подчиненных друг другу органов государственного управления в целях улучшения их взаимодействия;

    6) правовое регулирование отношений во внутренней и внешней сфере государственного управления по предметам ведения и в объеме компетенции;

    7) контроль с целью выявления и устранения отклонений в процессе государственного управления, соблюдения правил и норм и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным;

    8) учет наличия финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов;

    9) информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;

    10) кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и др.

    Должностное лицо - лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальному полномочию.

    1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.

    Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

    2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

    3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо.