Правила безопасности в автомобиле, поезде. Соблюдение правил безопасности в автомобиле. Правила безопасного поведения пассажиров в городском транспорте Правила обеспечения безопасности в легковом автомобиле

Самым ответственным лицом за соблюдение правил поведения в легковом автомобиле является шофер, основное внимание которого должно быть ориентировано на обеспечение безопасности окружающих людей. Шофер автомобиля несет ответственность за соблюдение техники безопасности пассажирами , он должен смотреть за наличием в машине вполне укомплектованной аптечки, огнетушителя и лично соблюдать и технику безопасности и правила по охране труда.

В легковом автомобиле разрешена перевозка такового количества людей, сколько оборудованных для их посадки мест имеется в комплектации стандарт, при этом пассажиры не должны мешать водителю авто управлять им, также они не должны ограничивать обзорность. атегорически воспрещают перевозить пассажиров в багажном отделении, есть, курить, употреблять спиртные напитки во время езды, открывать и закрывать двери автомобиля, находящегося в движении.

Одной из главных заморочек современных автовладельцев является неразрешенное внедрение мобильников. Во время езды на автомобиле категорически запрещено говорить по мобильному телефону во избежание сотворения аварийной ситуации на дороге . Если же телефонный разговор является очень принципиальным, нужно приостановить автомобиль на дорожной обочине и выполнить разговор, и только после чего можно продолжать движение. Телефонные дискуссии за рулем могут вызвать непредсказуемую психическую реакцию у водителя автомобиля, тем отвлекая его от управления транспортным средством.

Как следует вести себя пассажиру?

Пассажирам автомобиля не рекомендуется отвлекать водителя от управления автомобилем дискуссиями и вопросами, что также может иметь очень нехорошие последствия. Водителям дамского пола правила поведения в автомобиле категорически воспрещают приводить свою наружность в порядок во время вождения тс, даже при остановках на светофорах, ввиду переключения внимания от дороги. Находясь за рулем автомобиля, водителю не следует производить деяния, не связанные с управлением транспортным средством. Придерживаясь этого простого правила, каждый автомобилист сумеет обезопасить не только лишь свое собственное благополучие, да и жизнь окружающих его людей. Нужно держать в голове, что при движении тс, в случае возникновения аромата отработавших газов в салоне, непременно необходимо срочно тормознуть для определения предпосылки их появления. Такими причинами могут быть: не соответствующая плотность в щите передка, подсос газовых паров из подкапотного места или через уплотнения багажного отделения либо задней двери. Во время работы с такими эксплуатационными материалами как бензин (в основном этилированный), антифриз, электролит для аккумуляторной батареи и другими субстанциями нужно кропотливо соблюдать правила безопасности, а в случае их попадания в глаза либо на кожные покровы, немедленно помыть водой. Если появляется критическая необходимость в ремонте автомобиля, нужно его приостановить, постаравшись избежать способности самопроизвольного движения. Когда во время поездки появляется потребность в ремонте нижней части кузова автомобиля, целенаправлено произвести установку страховочной подставки под его колеса, что можно сделать при помощи разных подпорок либо запасного колеса.

Шофер авто должен.

Для водителя автотранспорта нужным требованием является хорошее познание мер, предпринимаемых в случае появления пожара. Самым основным в данной ситуации является критическая эвакуация пассажиров салона, выключение мотора и совершение действий по обесточиванию проводки. Вспыхнувший в один момент пожар нужно тушить порошковым либо углекислотным огнетушителем, а в случае последней необходимости, можно пользоваться водой, песком либо кошмой. Есть огнетушители хим и углекислотные. Хим огнетушители представляет собой емкость, заряжающуюся пенообразующим щелочным либо кислотным составом, снутри которого, в сетчатом цилиндре, расположены две стеклянные пробирки, вместимость которых около 185 мл. В какой-то из них содержится серная кислота, в другой — аква раствор, состоящий из сернокислого железа, все оставшееся место заполняется щелочным веществом, представляющим из себя смесь содового экстракта ибикарбоната натрия, общей массой 600-650 гр. в воде. Обращаться с огнетушителем нужно искусно. Он приводится в действие от удара ударным элементом об жесткий предмет, разбивающий стеклянные пробирки прибора. В итоге этого жидкостный состав огнетушителя смешивается, вызывая активное пенообразование, гасящее возгорание. Углекислотный огнетушитель — это округлый металлической баллон, сверху закрывающийся вентилем, на котором устанавливается особый раструб (снегообразователь). Зарядом такового типа огнетушителей служит осушенная сжиженная пищевая или техно углекислота. Через раструб вентиля углекислота извергается в виде комков углекислотного снега в течение недолговременного времени, при всем этом она очень охлаждается и преобразуется в туманообразное состояние. Таким макаром, углекислый газ, понижает температуру пылающего предмета, после этого преобразуется в газ, снижающий в зоне пожара концентрацию кислорода и прекращающий воспламенение.

Дополнительные правила.

В зимнее время года нужно соблюдать дополнительные правила поведения в легковом авто, а конкретно: пристально смотреть за техническими жидкостями авто и температурой его мотора; прогреваться на маленький скорости либо вообщем на холостых оборотах. ; заблаговременно инспектировать устойчивость тормозной воды и антифриза к замерзанию, вовремя подменять старенькую жидкость на новейшую; выслеживать давление в колесах во избежание ухудшения маневренности авто. Нужно часто поддерживать автомобиль в чистоте, не допуская загрязнения лобового и боковых стекол, а вслучае хранения авто на открытой стоянке нужно часто в зимнее время очищать его от надели.

А самое главное при езде в легковом автомобиле - соблюдение ПДД и норм безопасности.

Транспортные средства являются объектами повышенной опасности и для находящихся в нем лиц, и для окружающих, поэтому знать правила безопасности в автомобиле – обязанность каждого водителя. Именно он осуществляет управление транспортным средством и должен позаботиться о перевозимых им пассажирах. Даже если автомобилем Вы сами не пользуйтесь, изучите представленные нами правила, чтобы поездка в такси не обернулась неприятными последствиями или неожиданностями в виде привлечения к административной ответственности.

Какие правила необходимо соблюдать до начала поездки в целях обеспечения безопасности

Разумеется, управлять автомобилем может только тот, кто получил в установленном порядке . Помимо обязательного наличия с собой при управлении автомобилем такого удостоверения (со своевременной по истечении срока годности), водитель обязан оформить полис (и иметь его с собой при нахождении за рулем), иметь свидетельство о регистрации ТС. При необходимо вовремя поставить его на учет (подробнее – ). В противном случае водитель может быть привлечен к административной ответственности.

Правила дорожного движения предусматривают обязанность водителя иметь в транспортном средстве огнетушитель и (проверьте срок годности и комплектность). Если есть какие-то медицинские заболевания, безусловно, аптечку необходимо расширить и иметь необходимые лекарства под рукой. Особенности перевозки рассмотрены на сайте отдельно.

Помимо вышеперечисленного, правила безопасности в автомобиле предполагают проверку его технического состояния (помимо техосмотра). Водитель не имеет права управлять автомобилем при сломанном рулевом управлении, тормозной системе и т.п. Даже перегоревшая лампочка в фаре может стать основанием привлечь водителя к административной ответственности. А спущенные шины привести к аварии. Тем более, что сейчас подкачать шины можно на автозаправке. Поэтому обращайте внимание на состояние машины перед выездом.

Общие правила безопасности в автомобиле для водителя

Не употребляйте за рулем или перед поездкой алкогольные напитки. Дело даже не в и штрафе за такое правонарушение. Алкоголь снижает бдительность, внимательность и может стать причиной тяжкой травмы или даже смерти.

Пристегнитесь ремнями безопасности, даже если ехать Вам недалеко или двигаетесь Вы не быстро.

Отдохните и выспитесь, ведь плохое самочувствие также плохо сказывается на внимательности.

Тяжелые предметы не должны помещаться на полки автомобиля без крепления, чтобы в момент аварии не покалечить никого внутри.

Не отвлекайтесь при управлении ТС, в т.ч. на телефоны. На кону Ваша жизнь, зачем так рисковать? Если так необходимо поговорить по телефону, всегда можно припарковаться на обочине.

Выберите правильно скоростной режим: двигайтесь не очень быстро и не слишком медленно, чтобы не создавать препятствий. Учитывайте скоростной режим поездки, способности автомобиля быстро набирать/сбрасывать скорость, маневрировать.

Правила безопасности в автомобиле для пассажиров

Все пассажиры, взрослые и дети, должны быть пристегнуты ремнями безопасности. И на переднем сидении, и на задних. Правила предусматривают отдельные требования к наличию специальных удерживающих устройств. Они должны быть установлены правильно (!), для чего достаточно внимательно изучить инструкцию или найти способ их установки в Интернете.

Также следует обратить внимание на длительность нахождения ребенка в автокресле: делайте периодически перерывы в зависимости от возраста малыша и длительности пути.

Не стоит игнорировать количество пассажиров в автомобиле – правила безопасности в автомобиле не предусматривают возможности перевозки большего количества людей, чем мест для них.

Соблюдайте правила безопасности в автомобиле и будьте всегда здоровы!

Современный образ жизни невозможен без использования различных транспортных средств. Транспорт является связующим звеном современного народного хозяйства. Но любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека, окружающей природной среде и экономике.

Транспортная авария – это авария с уничтожением или повреждением транспортных сооружений и средств, повлекшая за собой гибель людей или причинившая им тяжкие телесные повреждения.

Транспортная катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими жертвами.

Транспортные аварии и катастрофы подразделяются по видам транспорта и по поражающим факторам перевозимых опасных грузов :

    Катастрофы на автомобильном и других видах общественного транспорта, аварии на мостах, в туннелях и пр.

    Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов, поездов метрополитена.

    Авиационные катастрофы.

    Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных.

    Аварии на транспорте с выбросом радиоактивных веществ или сильнодействующих ядовитых веществ.

    Аварии на магистральных газо-, нефте- и продуктопроводах.

Катастрофы на автомобильном транспорте

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) это транспортная авария в процессе дорожного движения, повлекшая за собой человеческие жертвы или телесные повреждения, а также повреждения транспортных средств, дорог, грузов или иной материальный ущерб.

Ежегодно в мире в ДТП погибают более 300 тыс. человек и более 15 млн. получают травмы. В РБ ежегодно в ДТП погибают более 2000 чел.

ПРИЧИНЫ ДТП:

Около 75 % всех ДТП происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Наиболее опасным видом нарушений остаётся превышение скорости, выезд на полосу встречного движения. Каждое десятое ДТП - по вине пьяного водителя. Растет уровень ДТП также по вине пешеходов (беспечность, несобранность), неисправности машины, плохих дорог, и в значительной степени – неблагоприятных метеорологических условий.

Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов.

В РБ более 6 тыс. км ж/д путей и их грузонаполненность в 8 – 15 раз выше по сравнению с другими развитыми странами. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в вагонах. При возгорании опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

При перевозке опасных грузов , таких как легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ХОВ и РВ, происходят взрывы, пожары, загрязнение окружающей среды. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

Аварии в метрополитене.

Сегодня метро стало одним из наиболее распространённых и надёжных видов транспорта. Ещё на заре появления этого вида транспорта самой крупной катастрофой считался пожар в 1902 г. в Парижском метро - в деревянных вагонах сгорели заживо 80 чел. В 1975 г. крушение электропоезда Лондонской подземки стало причиной гибели 43 чел. и ранения 74 пассажиров. 28 октября 1995 г. - крупнейшая за всю историю мировой подземки катастрофа в Баку. За считанные минуты в ядовитом дыму от возникшего пожара задохнулись почти 300 человек и среди них 28 детей!

Причины : ЧС на станциях, в тоннелях и вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине членов экипажа; Это возможно в результате столкновения между судами, посадке судна на мель, течи корпуса судна и др. Много аварий и катастроф происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов.

Вот только несколько крупнейших морских катастроф: 1912 г. – затонул "Титаник", погибло более 1500 чел. В 1939 г. та же участь постигла пароход "Индигарка″ - погибло 1500 чел. В 1986 г. ушёл на дно лайнер "Адмирал Нахимов", погибло более 400 чел. В 1994 г. погиб морской паром ″Эстония″, погибло 900 человек. Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

К работам по ликвидации последствий аварий и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. При необходимости капитан может обратиться и к пассажирам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи :

Спасение людей, терпящих бедствие;

Борьба за живучесть корабля; ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению людей и судна привлекаются специальные судоспасатели, буксиры, экипажи других плавсредств.

Аварии на авиационном транспорте .

В РБ имеется 7 аэропортов со статусом Международных.

На воздушном транспорте в авиакатастрофах прошлого столетия погибло около 100 тыс. человек в мире. Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается.

Основные причины аварий и катастроф .

1. Разрушения отдельных конструкций самолётов.

2. Отказ двигателей.

3. Нарушение работы систем управления, связи, пилотирования.

4. Недостаток топлива и др.

5. Человеческий фактор – более 50% всех причин .

Поражающие факторы : декомпрессия, (резрежение воздуха в салоне) при разгерметизации самолета, пожар в самолете, удар при падении или посадке

Аварии на трубопроводном транспорте.

В РБ общая протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов около 6 тыс. км, газопроводов – 5 тыс. км. При авариях опасен выброс под давлением опасных химических и взрывопожароопасных веществ, в результате чего возможна гибель людей, материальный ущерб и экологические бедствия.

Предупреждение транспортных аварий и катастроф : это мероприятия по борьбе и устранению тех факторов и причин, которые приводят к росту транспортных аварий :

* своевременное устранение технических неполадок транспортного средства, улучшение качества дорог и диспетчерского контроля;

* изучение с раннего детского возраста правил дорожного движения, борьба с беспечностью и невнимательностью пешеходов и водителей, воспитание культуры дорожного движения у населения;

* повышении уровня подготовки и профессионализма водителей, их своевременное мед. обследование;

* это также своевременное прогнозирование неблагоприятных метеоусловий и оповещение населения об этом и пр.

Правила поведения при транспортных авариях

Как действовать при неизбежности столкновения в ДТП?

Безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой по бамперу .

Во время столкновения с препятствием все мышцы должны быть напряжены!!! При этом нужно, если автомашина идет на малой скорости упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен упереться руками и ногами в переднее сиденье и прижмите головы к рукам. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем. Если Вы едете на переднем месте пассажира , упритесь руками в передний щиток, но не в стекло (закройте голову руками и завалитесь набок на сидении).

Как действовать после аварии?

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Постарайтесь как можно быстрее выбраться из автомобиля (м.б. взрыв, пожар). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв. При ДТП, оказав первую помощь пострадавшим, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

Как действовать при падении автомобиля в воду

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть. Или дождаться, пока вода заполнит салон, вдохнуть остатки воздуха и выбраться вплавь (через дверь?).

Помните, что при дорожно-транспортном происшествии главное - бе­речь голову от травм. Не пытайтесь покинуть машину во время движения навстречу препятствию (шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании);

В момент удара, сидя в кресле, упритесь руками и ногами в переднее сиденье;

Если в момент удара вы стоите, постарайтесь ухватиться за поручень и удержаться, присев на корточки; если приходится падать, постарайтесь не удариться головой;

Все мышцы должны быть напряжены и не должны ослабляться до пол­ной остановки;

После аварии или катастрофы постарайтесь быстрее выбраться из транспортного средства, так как оно может загореться. Обычно в дверях при аварии бывает давка или дверь заклинивает. Поэтому лучше выбираться че­рез аварийное окно (выдернув шнур из резинового уплотнителя окна и выда­вить стекло) или через аварийный выход. Можно проще - разбить стекло мо­лотком; можно выбраться и через форточку, если позволяют габариты вашего тела. В автобусах и троллейбусах можно эвакуироваться через верхние вен­тиляционные люки;

При возникновении пожара в салоне, приготовьте носовой платок, часть ткани одежды для защиты органов дыхания; если в салоне находится огнету­шитель или ящик с песком приступайте к тушению пожара (если нет реальной угрозы вашей жизни);

В случае короткого замыкания, вспышки в салоне трамвая или трол­лейбуса покидать транспортное средство лишь тогда, когда водитель остано­вит его и отключит электрические цепи;

Если вы упали в воду как пассажир общественного транспорта, то глав­ная опасность для вас не вода, а другие пассажиры. Они забьют все выходы своими телами. Оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, потом выбирайтесь через форточку или верхние вентиляционные люки. Если нет рядом открытой форточки, выбейте ногой или другим предметом окно. До за­полнения салона автобуса водой дышите глубже и чаще, чтобы насытить орга­низм кислородом.

Как действовать при аварийной обстановке на борту авиалайнера:

Безопасность как полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и пр. Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и им пользоваться.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д.

Обычно экипаж самолета успевает оповестить пассажиров о возможной аварии. Тогда пассажир перед аварией должен принять безопас­ную фиксированную позу (согнуться, плотно сцепить руки под коленями, макси­мально наклонив голову или упереться руками в переднее кресло, голову поло­жить на руки, а ногами упереться в пол). В момент удара максимально напрячь­ся и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику. После остановки самолета необходимо уходить через ближайший путь вы­хода. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. При аварийном выходе из самолета соблюдают следующие правила:

Открыть аварийный люк, достать спасательный канат и выбросить его наружу;

Прежде чем покинуть самолет, надо снять обувь на высоком каблуке;

Соблюдать правила выхода: сначала ноги, потом голова,

Растянуть матерчатый желоб, сесть на порог надувного трапа и спус­титься по нему вниз;

Пожар в самолете.

Не дышите дымом, защищайте дыхательные пути одеждой;

Двигайтесь к выходу после того, как самолет остановился,

Если в салоне много дыма, двигайтесь по полу на четвереньках; помните, что дым, а не огонь - главная опасность;

Не стойте в толпе у выхода; если очередь не двигается, помните что есть другие выходы;

Не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;

Помните, что самолет надо покинуть за 5 минут и удалиться от самоле­та на расстояние до 1,5 км, пока не взорвалось топливо.

При декомпрессии самолета (из салона выходит воздух) срочно воспользоваться кислородной маской. На высоте до 3 км состояние декомпрессии устраняется.

Действия при высадке с судна:

Решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила: в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам; перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя больше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду; если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет; так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству; после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м)

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

Действия при железнодорожной аварии :

Наиболее распространенными железнодорожными авариями и катастро­фами являются: столкновения поездов, их крушение, пожары в вагонах.

При крушении или экстренном торможении поезда:

Закрепиться, чтобы не упасть. Для этого нужно схватиться за поручни и упереться в стену или сиденье ногами;

Помните, что после первого удара могут быть другие, поэтому не расслаб­ляйтесь,

После окончания ударов срочно покинуть вагон, так как высока вероят­ность пожара. Если поезд остался на рельсах, но есть запах дыма, а в коридоре толпятся люди, то можно использовать окна-аварийные выходы, расположенные в 3 и 6 купе . Там необходимо повернуть рукоятку на себя, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку-защелку окна;

Можно выбраться из вагона и через окно любого купе, но помните, что разбить стекла трудно, они прочные,

После остановки – срочно покинуть вагон, взяв самое необходимое, т.к. высока вероятность пожара,

Выбравшись из вагона, помогите выбраться другим.

При пожаре в вагоне :

При задымлении или пожаре срочно подготовить защиту для дыхания - шарф, любую ткань, намочить их любой жидкостью;

Постоянно дышать через смоченную в жидкости ткань, выделяемый при горении малминита (облицовка вагона) газ является токсичным;

Покидать вагон используя один из вариантов, описанных выше;

Если эвакуация проводится в соседний вагон, действуйте по указанию проводника;

Выбравшись из вагона, включайтесь в спасательные работы, соблю­дайте меры безопасности при прохождении встречных поездов.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

Современные средства передвижения (морские корабли, речные пароходы, само­леты, железнодорожные поезда, автобусы, трамваи, троллейбусы, метро и др.) по­стоянно совершенствуются, их скорости увеличиваются. Такая тенденция представ­ляет повышенную опасность для пассажиров и обслуживающего персонала.

Аварии на автомобильном транспорте

Автомобильный транспорт - самый опасный вид транспорта: на его долю при­ходится наибольшее количество транспортных потерь и человеческих жертв.

Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает 300 тыс. человек. Общее число лиц, получивших травмы в результате ДТП, достигает 15 млн человек. Ежегодно в России регистрируется 200 тыс. ДТП в которых гибнут 34-35 тыс. и получают травмы различной степени тяжести 240-250 тыс. человек.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь.

Правила дорожного движения РФ определяют дорожно-транспортное проис­шествие (ДТП) как «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспорт­ного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен другой материальный ущерб».

Внезапная смерть пассажира в транспортном средстве в результате сердечного приступа не относится к ДТП, так как это событие не связано с движением автомо­биля. Нельзя также отнести к ДТП травмирование водителя во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящей машине.

Причинами аварий на дороге (рис. 6.1) являются: нарушение правил дорожного движения: превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, игнори­рование дорожных знаков и т.д.; человеческий фактор: управление в нетрезвом со­стоянии, переутомление; плохие дороги, главным образом скользкие; неисправность машин - тормозов, рулевого управления, колес и шин.

Действия при неизбежном столкновении. Сохраняйте самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности. Максимально напряги­те все мышцы, не расслабляйтесь до пол­ной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомо­биля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом опаснее, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо.

Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности (что является грубым нарушением!), прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и зава­литесь на бок, распростершись на сиденье. Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

В целях безопасности, находясь в автомобиле, НЕЛЬзя

  • сажать детей на переднее сиденье;
  • перевозить в салоне и багажнике горючие и взрывчатые вещества;
  • находиться внутри потерпевшего аварию автомобиля при сильном запахе бен­зина;
  • вытаскивать людей, зажатых в обломках машины, применяя силу.

Действия после аварии. Определите, в какой части салона автомобиля и в ка­ком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше, так как возможен взрыв.

Порядок действий при погружении автомобиля в воду:

  • включите фары (чтобы машину потом было легче искать); активно провентилируйте легкие - глубокие вдохи и выдохи позволяют на­полнить кровь кислородом «впрок» (однако при слишком частых глубоких вдохах может возникнуть обморок вследствие переполнения головного мозга кислородом);
  • избавьтесь от лишней одежды; захватите документы и деньги;
  • выбирайтесь из машины через дверь или окно, как только она заполнится во­дой наполовину (позже вам помешает поток воды, идущей в салон);
  • при необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предме­тами и протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины;
  • покинув машину – резко плывите вверх.

Помните, машина может держаться на плаву некоторое время, которого доста­точно для того, чтобы покинуть салон. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть.

Если вы свидетель ДТП, при котором водитель скрылся, - запомните и за­пишите номер, марку, цвет и любые другие приметы автомобиля. Окажите помощь пострадавшим, вызовите и дождитесь службы ГИБДД. Если вы на машине, поста­райтесь остановить преступника.

Пожар в автомобиле. Признаками пожара в автомобиле является запах горелой резины, подтекающего бензина или масла, струйки дыма из-под капота. В горящей машине можно находиться 1-2 минуты, так как при горении синтетических матери­алов выделяются токсические вещества, опасные для человека. Почувствовав запах дыма, необходимо:

  • остановить автомобиль и вытащить ключ зажигания;
  • поставить машину на ручной тормоз, взять огнетушитель, аптечку и покинуть машину;
  • осторожно открыть капот машины, из-под которого валит дым, палкой. Помни­те, возможен выброс пламени из-за притока кислорода;
  • направить струю огнетушителя на очаг загорания;
  • тушить можно песком, снегом.

Нельзя тушить пожар, если только что работали с бензином или маслом. Сгорите раньше автомобиля!

Основные правила поведения детей на дороге:

  • Нельзя переходить улицу на красный свет светофора
  • Нельзя выбегать на дорогу и играть на ней.
  • Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен переходить улицу в сопровождении родителей или группы пешеходов.
  • При переходе улицы необходимо сначала посмотреть налево, перейти до сере­дины дороги, посмотреть направо и пересечь оставшуюся часть дороги.
  • Автобус и троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай - спереди, чтобы ви­деть приближающийся автотранспорт, а водители транспорта могли видеть пе­шехода.
  • Двигаться вдоль дороги нужно по тротуару или по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту.

Безопасное поведение мотоциклиста и велосипедиста. Управляя мотоциклом или велосипедом, нужно помнить о следующем:

  • не ехать против движения;
  • держаться строго правой стороны
  • оповещать об изменении движения заранее;
  • не тормозить резко во избежание скольжения;
  • быть внимательными к автомобилистам, которые во время обгона создают воз­душную волну, что может вызвать потерю равновесия;
  • двигаться друг за другом;
  • ночью использовать яркоокрашенную одежду и следить за тем, чтобы свето­отражающие детали были чистыми;
  • возить сумки или пакеты только на багажнике; выполнять требования дорожных знаков, чтобы избежать происшествий и штрафов;
  • пользоваться велосипедными дорожками там, где они есть;
  • не буксировать других и не ездить самому не буксире;
  • не устраивать гонок на скорость;
  • держать дистанцию при движении в потоке;
  • снижать скорость на дороге, покрытой песком, льдом, снегом или на спуске. Помните, что в случае аварии наиболее вероятными жертвами становятся вело­сипедисты и мотоциклисты.

Безопасность в общественном транспорте

Система автобусного сообщения - самая развитая транспортная связь в нашей стране. Автобусами постоянно пользуются как внутри населенных пунктов, так и между ними.

Основные правила безопасности в общественном транспорте: не входить и не выходить до полной остановки транспорта, не прислоняться к дверям, не высовывать голову и руки из окна, внутри транспорта держаться за поручни на случаи экстренного торможения (надежная точка опоры - поручень над головой), стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать, в случае столкновения и падения попытайтесь сгруппи­роваться, закрыть голову руками.

Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после ДТП быстро покиньте салон и отойдите от транспорта на 10-15 м в сторону. При заклинивании выходных дверей или образовании затора вос­пользуйтесь запасными выходами. Разбивайте окна подручными тяжелыми пред­метами: огнетушителем, твердым предметом. В крайнем случае выбивайте стекло сильным ударом ног в угол окна, повиснув на руках на поручнях.

В случае пожара транспорт горит очень быстро, при этом образуется большое ко­личество токсических веществ. Иногда достаточно сделать несколько вдохов, чтобы потерять сознание. Поэтому закройте рот и нос шарфом, платком, полой одежды.

В городском электротранспорте во время пожара опасность представляет обго­рающая проводка. В этой ситуации самые безопасные места - сидячие, нельзя при­касаться к стенам и металлическим деталям корпуса, нельзя заливать огонь водой и другими жидкостями. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновре­менно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь. Запрещается стоять на земле и помогать людям выходить из транспор­та, так как можно получить электротравму.

Определенную угрозу в транспорте представляет излишняя скученность пасса­жиров в салоне. Люди страдают от давки, нехватки воздуха, жары, психологического стресса. Если человеку плохо, необходимо открыть форточку, расстегнуть верхнюю одежду, посадить его на сиденье.

Безопасность в метрополитене

Сегодня метро стало одним из самых распространенных и надежных способов передвижения, но и здесь периодически возникают «нештатные» ситуации. Во из­бежание возникновения ЧС в метро следует строго соблюдать правила поведения и пользования его услугами. ЧС на станциях, в тоннеле и вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалатора, падения пассажиров с платформы на пути, террористических акций.

Опасности метрополитена начинаются с входа в метро. Во время массовых празд­ников люди могут быть прижаты к дверям и получить травмы. Можно получить трав­му при проходе через турникет, особенно опасно это для детей. При движении по эскалатору:

  • стойте с правой стороны (лицом по направлению движения), а проходите - с левой;
  • держитесь за поручень, и не прикасайтесь к неподвижным частям эскалатора;
  • держите детей за руку, а самых маленьких на руках;
  • придерживайте полы длинной одежды;
  • придерживайте вещи, которые вы поставили на ступеньки эскалатора;
  • при сходе с эскалатора не задерживайтесь;
  • если эскалатор начал разгоняться, а тормоза не сработали, единственно верное решение - перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу.

Находясь на платформе, не заходите за ограничительную линию во избежание па­дения на пути. На платформе в ожидании поезда размещайтесь равномерно по длине платформы. При падении вещей на пути нужно сообщить дежурному по станции, который обесточит линию и поднимет предмет. Если человек оказался на пути, не пытайтесь ему помочь самостоятельно подняться на платформу, так как именно под ней расположен 825-вольтный контактный рельс. Человеку, оказавшемуся на путях, необходимо, если нет поезда, двигаться вперед по направлению к часам. Если поезд приближается, то нужно лечь в желоб между рельсами, плотно прижавшись к полу. Если на ваших глазах кто-то упал между вагонами стоящего поезда, немедленно по­дайте знак машинисту круговыми движениями руки, затем вызовите любого работ­ника метрополитена. При пожаре в вагоне поезда пассажиры должны по внутренней связи сообщить машинисту о возгорании. Тушить огонь огнетушителем (под сидением в торце вагона) или подручными средствами пожаротушения. Закрыть окно для уменьшения сквозня­ков. Защитить дыхательные пути платком или одеждой. Помните, что во время пожара нельзя останавливать состав в тоннеле. Пока поезд движется, есть шанс, что он успеет доехать до следующей станции и тогда начнется эвакуации пассажиров.

Если поезд стоит в тоннеле из-за аварии или технических неполадок на линии, сохраняйте спокойствие и выполняйте все распоряжения работников метрополите­на. Если вагон стоит долго, пассажиры начинают задыхаться и падать в обморок, разбейте окна (например, огнетушителем).

  • заходить за ограничительную линию у края платформы и подходить к вагону до полной остановки поезда;
  • сидеть на ступеньках эскалатора, облокачиваться и класть вещи на поручни, бежать по эскалатору и платформе;
  • спускаться на пути и ходить по путям;
  • открывать двери вагона во время движения, задерживать закрытие и открытие дверей вагонов на остановках;
  • входить на станцию и проезжать в поездах в нетрезвом состоянии;
  • курить на станциях и в вагонах;
  • провозить пожароопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые вещества и предметы, бытовые и газовые баллоны;
  • без крайней нужды ходить по неработающему эскалатору - он может начать двигаться.

Безопасность на железнодорожном транспорте

Ведущим видом транспорта в нашей стране является железная дорога.

На долю железных дорог России и стран СНГ приходится более 50 % мирового грузо­оборота и 47 % - пассажирских перевозок. Общая протяженность наших железнодорож­ных линий составляет 11 % от протяженности мировых железнодорожных путей. Средняя грузонагруженность железных дорог СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз больше, чем в других странах. Товарные составы ежедневно перевозят большое количество легковос­пламеняющихся, горючих, химических и других веществ, представляющих в случае аварии значительную угрозу жизни и здоровью населения, проживающего вблизи железнодорожной магистрали.

Производственные аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте быва­ют двух видов: аварии (катастрофы), происходящие на производственных объектах, непосредственно не связанных с движением поездов (аварии на заводах, в депо, на станциях и др.), и аварии поездов во время движения.

Первый вид аварий (катастроф) для объектов железнодорожного транспорта но­сит общий характер, второй - имеет специфический.

Железнодорожная авария - опасное происшествие на железной дороге, при­ведшее к повреждению одной или нескольких единиц подвижного состава до сте­пени капитального ремонта и (или) гибели одного или нескольких человек, при­чинению пострадавшим телесных повреждений разной тяжести либо к полному перерыву движения на аварийном участке, превышающему нормативное время. При катастрофах последствия намного тяжелее.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на пере­ездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Стихийные бедствия (наводнения, обвалы, ураганы, пожары и т.п.) могут вы­звать аварии (катастрофы) обоих видов, стать причиной человеческих жертв на объ­ектах железнодорожного транспорта. В районе землетрясений железнодорожные объекты подвергаются разрушениям, повреждениям и обвалам. Для защиты желез­нодорожных путей от природных стихий используют соответствующие инженерные сооружения: специальные галереи и подпорные стенки, водоотводные и берегоукре­пительные сооружения (канавы, дамбы, траверсы и др.).

Правила безопасного поведения на территории действия железнодорожного транспорта. Всем людям, оказавшимся на территории действия железнодорожно­го транспорта, следует учитывать, что они находятся в зоне повышенной опасности и должны соблюдать правила безопасного поведения:

  • при движении вдоль железнодорожных путей не подходить ближе чем на 5 м к крайнему рельсу;
  • не ходить по рельсам и шпалам;
  • не появляться около железнодорожного полотна в нетрезвом виде;
  • на электрифицированных участках не подниматься на опоры, не прикасаться к ним и к спускам, идущим от опоры к рельсу, а также к лежащим на земле про­водам;
  • переходить железнодорожные пути сле­дует только в установленных местах, где есть пешеходные мосты, тоннели, переходы. При их отсутствии переходить пути по настилам и в местах, где устанолены указатели «Переход через пути»;
  • не подлезать под вагоны и не перелезать через автосцепки;
  • в ожидании поезда не устраивать на перроне подвижные игры;
  • не бегать рядом с вагоном идущего поезда, подходить к нужному вагону толью после полной остановки состава;
  • садиться в вагон и выходить из него только со стороны перрона или остановоч­ной платформы;
  • не выходить из вагона, если время стоянки ограничено 1-3 минутами;
  • не стоять ближе 2 м от края платформы, если поезд идет транзитом.

Правила поведения в поезде. Всем, кто отправляется в поездку на железнодо­рожном транспорте, нужно знать, что самые безопасные места в вагоне - это полки купе, расположенные в сторону движения. В этом случае при экстренном торможе­нии или столкновении поездов вас только прижмет к стенке, в то время как пассажи­ры с противоположных полок слетят на пол.

На боковых полках лучше лежать ногами в сторону движения. Тогда при резком торможении или столкновении вы упретесь в перегородку ногами, а не головой и избежите травмы шейных позвонков.

Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда.

В целях безопасности, находясь в поезде, нужно:

  • укладывать детей в вагоне на самые безопасные места - на нижние полки, в сторону движения поезда;
  • убрать с пола и столика острые и опасные вещи;
  • полностью до фиксации закрывать или открывать двери купе, чтобы они при резкой остановке не травмировали попавшие в проем руки и ноги;
  • передвигаясь по вагонам и между ними, придерживаться за поручни, так как всегда возможно экстренное торможение.

НЕЛЬЗЯ:

  • перегружать верхние багажные полки;
  • загромождать тамбуры и проходы вагонов различными предметами, вещами и багажом;
  • срывать стоп-кран, даже при пожаре, если поезд находится на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация пассажиров.

В момент аварии нужно:

  • ухватиться за выступающие детали полок;
  • в момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками;
  • после аварии немедленно покинуть вагон, взяв с собой теплые вещи, одеяло, документы;
  • оказать первую помощь нуждающимся.

НЕЛЬЗЯ:

  • выпрыгивать из поезда до его полной остановки;
  • выходить в сторону, где располагается встречный путь;
  • уходить после аварии далеко от поезда.

На месте крушения надо соблюдать крайнюю осторожность! Передвигаться не спеша, внимательно осматривать дорогу пред собой. Любые свисающие или лежащие на земле контактные провода обходить, помня, что оборванные провода могут оставаться под напряжением и представлять смертельную опасность! К проводам, лежащим на земле, не подходить ближе 30-50 м, чтобы не попасть под шаговое на­пряжение (см. главу 4). В случае попадания в зону напряжения необходимо скорее покинуть ее. Передвигаться надо мелкими шажками или прыжками, отрывая одно­временно обе ступни от земли и приземляясь одновременно двумя ногами.

Пожар в поезде страшен в первую очередь ядовитыми продуктами горения син­тетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интенсивном сгорании - секунды.

Если вы почувствуете запах горелой резины или увидите очаг возгорания, не­медленно сообщите об этом проводнику, одновременно пытаясь затушить очаг. При задымлении вагона закройте дыхательные пути смоченной в воде тряпкой - по­лотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. Предупредите об опасности пассажиров соседних купе. Если возгорание в вагоне не удалось зату­шить и оно переросло в пожар, надо закрыть окна, чтобы ветер не раздувал пламя и приток свежего воздуха не усилил горение. Уходить следует в передние вагоны, а если это невозможно, надо идти в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери; а в остановившемся поезде - на улицу, по возможности в полевую сторону (где нет железнодорожных путей). В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше.

Если пожар начался ночью, то необходимо разбудить спящих пассажиров.

В целях противопожарной безопасности в поездах нельзя перевозить легковос­пламеняющиеся и взрывчатые вещества, курить разрешается только в тамбуре, не включать кипятильники в бритвенные розетки. При малейшем запахе дыма вызы­вайте проводника.

Тем не менее ехать в поезде примерно в 3 раза безопаснее, чем летать на само­летах, и в 10 раз безопаснее, чем ехать на автомобиле.

Безопасность на авиационном транспорте

Воздушный транспорт в настоящее время занимает одно из ведущих мест в об­щей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов.

За сутки самолеты перевозят более 300 тыс. пассажиров, за год - более 100 млн человек. Протяженность воздушных трасс - более 1 млн км. По мере освоения человеком воздуш­ного пространства возросло и число воздушных аварий и катастроф. Ежегодно в России ре­гистрируется 50-60 авиационных происшествий, в том числе 10-15 авиакатастроф, причем более чем в половине случаев гибнут все находившиеся в самолете люди.

По статистике авиационный транспорт по безопасности уступает лишь железно­дорожному.

Согласно Воздушному кодексу РФ, авиационная безопасность обеспечивается посредством соблюдения пассажирами обязательных правил до и во время полета воздушного судна:

  • не выходите на перрон и к стоянкам воздушных судов;
  • не ходите по перрону и у стоянок воздушных судов без сопровождения работ­ника аэропорта;
  • займите места согласно номерам, указанным в билетах;
  • не перевозите в ручной клади и багаже окисляющие вещества, способные к образованию воспламеняющихся и взрывчатых смесей; сжатые и сжиженные газы; ядовитые и отравляющие вещества; едкие и коррозирующие вещества;
  • не перевозите оружие; при приобретении билета ознакомьтесь с действующим правилами на воздушном транспорте порядком перевозки оружия и безоговорочно выпол­няйте его, если вы имеете разрешение на право ношения оружия, а также хотите перевезти его;
  • соблюдайте правила поведения, которые вам сообщает бортпроводник или член экипажа;
  • не пользуйтесь на борту самолета электронными аппаратами, телефонами и биноклями;
  • при различных видах аварий строго выполняйте команды экипажа, не допуская при этом паники;
  • не ставьте на полку для ручной клади тяжелые вещи, так как на это в самолете есть спрочно закрепите на полке ручную кладь;
  • перед взлетом обязательно проверьте, нет ли над головой тяжелых предметов;
  • перед полетом внимательно прослушайте и запомните информацию бортпро­водника о том, где находятся аварийные люки, медицинская аптечка, огнетуши­тели, кислородная маска, когда и как ее надевать, а если полет будет проходить над водой, - где находится спасательный жилет и как им пользоваться;
  • при взлете и посадке пристегните ремни безопасности: об этом напомнят борт­проводник и световое табло «Пристегните ремни!». Тщательно подгоняйте ремни перед каждым взлетом и посадкой, плотно закрепив их как можно ниже у бедер;
  • во время взлета и посадки не вставайте со своего места и не ходите по салону;
  • не курите в салоне самолета и не распивайте на его борту спиртные напитки;
  • после посадки самолета не вставайте сразу со своего места - дождитесь его полной остановки и выхода экипажа;
  • покидайте салон только после распоряжения бортпроводницы.

Работа современного самолета протекает в условиях большой плотности воз­душного потока, постоянной вибрации, резких перепадов забортных температур и других неблагоприятных обстоятельств, что может способствовать возникновению авиационных происшествий.

Авиационное происшествие - это полное или частичное разрушение воз­душного судна, имеющего на борту пасса­жиров, а также его бесследное исчезнове­ние. Авиапроисшествия могут произойти как в воздухе, так и на земле. Их подразде­ляют на катастрофу, аварию и поломку.

Авиационная катастрофа - это авиапроисшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, частичное или полное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационная авария - это авиапроисшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее настолько значительное разрушение самолета, что восстано­вительные работы невозможны или нецелесообразны.

Авиационная поломка - это незначительные повреждения воздушного судна, отдельных его узлов, механизмов или конструкций, которые не вынуждают прервать полет и устраняются зачастую в процессе следования самолета.

Распределение авиапроисшествий по этапам полета, согласно статистическим данным, свидетельствует о том, что большинство их происходит при посадке (36 % происшествий) и взлете (30 %); наименьшее число - при заходе на посадку (16 %) ив течение крейсерского полета (18%)

Причины аварий на авиационном транспорте:

  • человеческий фактор (50-80 %): недочеты в наземном обеспечении, несоблюде­ние правил пилотирования, низкий уровень проведения технического обслужи­вания, стрессовые ситуации в жизни членов экипажа, переутомление и т.д.);
  • технический фактор (15-30 %): неисправность техники, физический износ, контрафактные детали и т.д.; неблагоприятное воздействие внешней среды (10-20 %): столкновение само­летов в воздухе и на земле с птицей, туманы, наземное обледенение, перепады температур и т.д

Эти эксцессы приводят к тяжелым последствиям: разруше­нию конструкций самолета, отказу двигателя, нарушению функционирования систем управления, электропитания, недостатку топлива.

Аварии самолетов на высоте более 7000 метров нередко сопровождаются деком­прессией. Декомпрессия - это разряжение воздуха в салоне самолета в результате нарушения герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушитель­ного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом, резко снижается видимость. Из легких человека быстро вытягивается весь находящийся там воздух, удержать который силовыми методами невозможно. Одновременно перегружаются барабанные перепонки, что сопровождается болью и шумом в ушах, кишечнике, где расширяются газы, вызывая резкие боли. Уже через несколько секунд человек теря­ет сознание от удушья.

Действия человека при декомпрессии. Надо немедленно надеть кислородную маску на себя самого. Она находится в спинке расположенного впереди кресла. За­стегнуть ремни безопасности, так как самолет начнет резко снижаться, отчего вас может выбросить из кресла. После этого помочь другим надеть кислородную маску. Не вставать со своих мест и не поддаваться панике.

Серьезную опасность представляют на воздушном транспорте пожары и взры­вы. В случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым. Следует защитить дыхательные пути смоченной в воде тканью. При сильном за­дымлении передвигаться лучше на четвереньках у самого пола. Если проход блоки­рован, ползите поверх опущенных спинок самолетных кресел. После приземления немедленно покиньте самолет и отойдите на безопасное расстояние, так как возмо­жен взрыв

Основы безопасности жизнедеятельности

Работы по спасению терпящего бедствие самолета ведет экипаж во главе с коман­диром и наземные службы. При аварии экипаж подает сигнал бедствия, докладывает местонахождении, курсе полета, принятии решения. При вынужденной посадке применяются меры повышенной безопасности. Оказывается первая медицинская помощь. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобож­даются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние по надувным трапам.

Действия пассажиров при аварийной посадке. Необходимо снять сережки, очки, убрать острые и колющие предметы. Застегнуть ремни безопасности. Принять позу безопасности - голову склонить, локтями и коленями упереться в переднее кресло, под живот и грудь положить мягкие вещи. Детей посадить на колени и за­крыть своим телом. В случае эвакуации по надувному трапу снять обувь на каблу­ках. При вынужденной посадке на воду каждому пассажиру необходимо достать и надеть спасательный жилет. Используются при эвакуации с воздушного судна груп­повые спасательные плавучие средства (плоты), на которых в первую очередь пере­правляют детей, раненых, больных и пожилых пассажиров.

Безопасность на водном транспорте Под флагами более чем 130 стран мира воды Мирового океана бороздят свыше 55 тыс. крупнотоннажных судов и 200 млн мелких - туристических и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов. Около 4/5 транспортных перевозок на земном шаре осуществляется по Мировому океану. Ежесуточно в его водах находятся 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают около 1 млн человек. По данным Регистра судоходства Ллойда (лондонское классификационное об­щество), ежегодно гибнет 350-400 судов общим весом судов и грузов 600-800 тыс. тонн. В ре­зультате кораблекрушений ежегодно погибает около 200 тыс. человек. Так катастрофа теплохо­да «Булгария» на Волге (июль 2011 г.) унесла жизнь более 120 чел. Кроме того, еще на 7-8 тыс. судов случаются серьезные аварии, не приводящие к катастрофическим последствиям.

Принята следующая классификация происшествий на водных судах:

  • катастрофа - это происшествие, при котором есть человеческие жертвы;
  • кораблекрушение - гибель судна или его полное разрушение;
  • авария - повреждение судна или его нахождение на мели более 40 ч, а для -. пассажирского судна - 12ч;
  • аварийное происшествие - нарушения и сбои в работе судна, относительно легко устранимые в процессе его эксплуатации, а также нахождение на мели менее 40 ч, а для пассажирского судна - менее 12ч.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит из-за ураганов, штормов, туманов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов эки­пажа. Зачастую аварии случаются из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, по­садка на мель, взрывы и пожары, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

Советы пассажирам, отправляющимся в плавание на водном судне:

  • перед плаванием запаситесь лекарствами, в том числе от морской болезни;
  • заранее ознакомьтесь с местами хранения спасательных средств индивидуаль­ного пользования и правилами их применения;
  • запомните места крепления спасательных средств коллективного пользования;
  • запомните дорогу из своей каюты к спасательным средствам коллективного пользования, так как во время катастрофы ориентироваться трудно, особенно при задымлении и крене судна;
  • не паникуйте и пресекайте панические и нецелесообразные действия других людей; трезвое спокойствие - одно из основных условий выживания в чрез­вычайной ситуации;
  • не покидайте терпящее бедствие судно без команды капитана.

Помните: кораблекрушение не грозит фатальной неизбежностью гибели на море. Действия при высадке с судна:

Покинуть судно можно только по команде капитана. При высадке действуют следующие правила

  • в первую очередь места в шлюпках предоставляются женщинам, детям, ране­ным и старикам;
  • перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот нужно надеть на себя по­больше одежды, а сверху - спасательный жилет;
  • если есть возможность, в шлюпку грузят одеял

Перевозите детей только в детских удерживающих устройствах.

Правилами дорожного движения установлено, что: «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств» (пункт. 22.9 Правил дорожного движения).

Обязательно пристегнитесь.

Пользоваться ремнями безопасности обязательно должны как водитель, так и пассажиры . Простой пример: если человек не пристегнут, столкновение на скорости всего 50 км/ч равносильно для него падению с третьего этажа. Ремень снижает эту скорость до 7 км/ч.
Водитель обязан настаивать, чтобы все пассажиры пристегивались: и сидящий на переднем месте, и сидящие на задних сидениях. Потому что непристегнутый пассажир на заднем сидении подвергает опасности не только себя, но и других пассажиров. Надо понимать, что ремень защищает не только при лобовых столкновениях транспортных средств, но и при других типах ДТП, например, при опрокидывании. Остаться на месте в салоне при аварии — это уже во многом остаться в живых. Ведь 75 процентов тех, кого выбросило из машины, гибнут. В целом же использование ремня снижает риск погибнуть или получить серьезные травмы.

Ремень должен быть пристёгнут правильно.

Ремень, кроме того, что он должен быть пристегнут, должен быть пристёгнут правильно. Правильно — это так: ремень располагается вдоль груди, ближе к шее. Это важно, поскольку плечевая и грудная часть туловища принимает на себя основную силу удара. Нижняя часть ремня удерживает таз, а ни в коем случае не живот, поэтому ремень должен опоясывать бедра. Застегнув ремень, обязательно натяните его. Ремень следует располагать как можно ближе к телу.

Первый шаг к снижению травматизма и смертности на дороге должны сделать мы сами. Пристегнуться сами, усадить в правильно установленное детское кресло ребенка. Использование ремней безопасности в несколько раз снижает тяжесть последствий ДТП и спасает от тяжелейших травм. При столкновении на большой скорости непристегнутого водителя сначала бросает грудью на руль, а в следующие доли секунды — головой в лобовое стекло. При ударе о руль обычные последствия — травма грудной клетки, нередко с переломами ребер и грудины, не говоря уже об обширных гематомах… Но это еще не самое страшное. Есть немалый риск получить ушиб легких, хуже того — ушиб сердца, который приравнивается медиками к инфаркту миокарда. Он может привести к смертельному исходу, и не сразу, а спустя несколько месяцев после аварии. Кроме того, не исключено, что удар о нижнюю часть руля, пришедшийся в солнечное сплетение, вызовет мгновенную рефлекторную остановку сердца. Не менее ужасно страдают непристегнутые водители и пассажиры, брошенные силой инерции в лобовое стекло. На стекле в местах столкновения остаются характерные «паутинки» — примерно такой же эффект будет, если ударить по нему молотком. Можете себе представить, насколько хуже приходится голове. Как минимум — сотрясение мозга и гематомы, но чаще всего такие аварии оборачиваются открытыми или закрытыми черепно-мозговыми травмами, повреждениями глаз и органов слуха, сильными порезами лица. Еще серьезнее последствия, когда сидящих в машине при ДТП выбрасывает через лобовое стекло на капот.

Достаточно пристегнуться — и во многих случаях можно избежать тяжелого вреда своему здоровью.