По степени обязательности для исполнения. Виды норм права. Классификация норм права проводится по различным основа­ниям Альтернативная санкция содержит

Классификация правовых норм

Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи.1

В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм.

По характеру содержания выделяют:

нормы-декларации;

нормы-дефиниции;

нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права.

Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов.

По целевому назначению нормы права подразделяются на: регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения. Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями.

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных.

Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.

По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на: обязывающие; запрещающие; управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий. Они встречаются чаще всего в административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном отраслях права и др.

Запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение недозволенных действий, предписывают воздержание от содержащихся в норме действий. Они формулируются как полудиспозиции, так как прямо не устанавливают правил поведения в отличие от обязывающих и управомочивающих норм. Прямо выраженные диспозиции часто отсутствуют, гипотезы обычно сливаются с диспозициями, например, в уголовном праве. Большинство запрещающих норм установлено в охранительных (карательных) отраслях права.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам правоотношений возможность совершения положительных действий в целях удовлетворения своих законных интересов, т.е. эти нормы являются дозволительными (гражданское, семейное, трудовое право).

По степени обязательности (способам установления правил поведения) нормы права подразделяются на:

императивные;

диспозитивные. Варина Г.Л. Теория государства и права. М., 2007.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения и могут устанавливать запреты, обязывания и предписания.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты сами своими соглашениями не установили условий своего поведения. Эти нормы наиболее характерны для отраслей частного права.

По сфере действия правовые нормы делятся на:

специальные;

исключительные. Варина Г.Л. Теория государства и права. М., 2007.

Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты (например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям).

Общие нормы обычно конкретизируются в других нормах. Среди общих норм ведущее место принадлежит конституционным нормам.

Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения, относятся к отдельным институтам отрасли права. Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях.

Специальные нормы действуют также в отношении определенной категории лиц (заключенных, военнослужащих).

Исключительные нормы являются дополнением к общим и специальным нормам и устанавливают изъятия (исключения) из содержащихся в них правил. Например, выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, но для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок выселения.

По кругу субъектов нормы также делятся на: общие и специальные.

По предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности) различают нормы конституционного, административного, гражданского и других отраслей права, которые строятся внутри себя по институтам, подотраслям права на основе специфики предмета и метода правового регулирования.

По специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на: материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений. Они регулируют "экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения; определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности. С помощью материальных норм регулируются взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями".

Процессуальные нормы регулируют процедурный порядок реализации правовых предписаний. Данные нормы, сформулированные в процессуальных отраслях права, "закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав".

По юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего нормы (по актам, в которых нормы права содержатся), они подразделяются на: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация (конституционные законы, органические законы, обычные законы, общие подзаконные акты, местные подзаконные акты, ведомственные нормативно-правовые акты и др.). Нормы законов принимаются в особом порядке и обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами.

Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом действует закон. Подзаконный акт основан на законе и не может противоречить ему, является результатом нормотворческой деятельности исполнительной ветви власти.

По времени действия нормы права делятся на: постоянные (действуют до их официальной отмены); временные (действуют только до определенного самим законом периода времени).

По сфере распространения на определенной территории нормы права классифицируются как: федеральные, региональные и местные.

По степени общности содержания нормы права делятся на: нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы.

По техническим приемам установления правил поведения нормы права делятся на: определенные, отсылочные и бланкетные.

Приведенный перечень классификации правовых норм в некоторых аспектах является условным и не исчерпывает всех существующих в науке теории права способов классификации правовых норм. Например, нормы права можно классифицировать и по таким основаниям, как степень активизации социально полезной деятельности, непосредственный предмет воздействия или по признакам, свойственным элементам правовой нормы. Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими или только запрещающими, или только управомочивающими. Обязывая к совершению какого-либо действия, норма права запрещает воздержание от его совершения и наоборот. В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого-либо действия и запрещающая его, управомочивает кого-либо требовать совершения или не совершения этого действия. Условность классификаций правовых норм не означает их отрицания вообще. Классификации правовых норм отражают особенности структуры и системы права, помогают понять их формы и содержание.

b. диспозитивные

i. несколько вариантов реализации (поступивший из ГД ФЗ СФ может одобрить или не одобрить)

ii. возложение одного и то же полномочия на несколько субъектов (круг субъектов законодательной инициативы)

iii. оставление на усмотрение адресата, осуществлять полномочие или нет (получив предложения о кандидатурах на пост судьи КС, президент сам решает принимать ли ему это во внимание или нет)

8) по значимости для регулирования и возникновения конституционных правоотношений:

a. основные – нормы, содержащие ключевое правило; предопределяют появление дополнительных норм, т.к. нужны для реализации основных (п. з, ч.1, ст.103 К – ГД может выдвигать обвинение против Президента для отрешения его от должности)

b. дополнительные – определяют механизмы и формы реализации основных норм (порядок выдвижения обвинения против президента)

**нельзя говорить о том, что дополнительные нормы имеют второстепенное значение; неверно, что основные – всегда материальные, а дополнительные процессуальные (РФ – федеративное гос-во принципы взаимодействия РФ с субъектами РФ); в зависимости от отношения норма может превращаться из основной в дополнительную и наоборот (с позиции ГД, рассмотрение федерального бюджета – основная, обязанность Правительства внести законопроект о бюджете – дополнительная, но для правительства внесение этого законопроекта – основная, а обязанность подведомственных правительству органов в предоставлении соотв материалов для составления этого законопроекта - дополнительная)

9) по структуре:

a. диспозиция (основное содержание нормы, правило поведения)

b. гипотеза (условия, при которых правило применяется)

c. санкция (неблагоприятное последствие, наступающее для тех, кто не следует правилу данной нормы).

4. Конституционно-правовая ответственность: понятие и виды

К-П ответственность – вид юр ответственности, имеющей политический характер, которая наступает в случае нарушения конституционных норм.

· Позитивная

o ответственность перед кем-то, кто может оценить данное поведение, т.е. спрашивают за поведение, соответствующие закону, за его исполнение (ч.1, ст.114 К – представление Правительством отчета об исполнении федерального бюджета)

o как внутреннее осознание субъектом своего долга в части выполнения предписаний норм КП

· Негативная (ретроспективная) – ответственность за недолжное поведение, наступающая посредством применения санкций

o недолжное поведение не всегда характеризуется нарушением кп норм, чаще всего на первый план выступаю критерии делового и политического хар-ра (безуспешно работающее правительство будет отправлено в отставку, даже если в процессе работы не нарушило ни одной нормы; успешно работающее правительство, не нарушающее ни одной нормы также м/б отправлено в отставку, если кого-то не устроит)

*не во всех случаях применения мер принуждения можно говорить о кп ответственности: введение чрезвычайного положения на территории субъекта вследствие допущения местными властями напряженной ситуации – санкция в отношении местных властей, но введение ЧП как следствие природных катаклизмов – не пример кп ответственности

**не во всех случаях наступления негативных последствий можно говорить о кп ответственности: отказ в принятии в гр-во, отказ КС признать акт несоответствующим Конституции РФ

Субъекты кп ответственности (Все субъекты кп отношений)

1. проблемы применения мер ответственности

Народ, нация и гос-во бесспорно могут нести позитивную ответственность 2 типа (в форме внутреннего осознание своего долга: ответственность гос-ва за свою политику, обязательства, деятельность его органов), однако к ним невозможно применить позитивную ответственность 1 типа (в форме спроса другим субъектом) и негативную (депортация народов – незаконная санкция)

2. проблема вины субъектов

o вина субъекта, представленного индивидом

глава исполнительной власти субъекта издал акт, противоречащий Конституции, и не отменяет его – конкретное умышленное юридические оцениваемое деяние, вину определить легко; депутат старается, но плохо справляется с депутатскими обязанностями – трудно найти вину в правовом смысле, для оценки выступают деловой, политический критерии

o вина коллективного субъекта

принятие незаконного акта органом представительной власти не влечет индивидуальной ответственности каждого, кто причастен к его появлению; справедлив ли роспуск этого органа, если акт не применялся?

o Как быть с понятием вина, если санкция применяется при строго законном поведении?

ч.4, ст.111 К – после трехкратного отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Президент распускает ГД. В правовом смысле ГД ничего не нарушила, несет ответственность за последствия своей политической линии.

o Как быть с определением вины, если санкция применяется к 1 субъекту, а последствия применения этой санкции ощущают на себе и др субъекты?

Если по вине избирательной комиссии и некоторых избирателей выборы признаны недействительными, негативные последствия ощущают все голосовавшие.

o Не всякое неблагоприятное последствие порождает вину и рассматривается в качестве санкции

Виды санкций:

ü Применяемые к физическим и ЮЛ для обеспечения интересов гос-ва и народа

o Обращенные к физ лицам, направленные на правильное оформление их отношений с гос-вом

(Пример: лишение гр-ва – было в СССР, отменено ст.6 действующей К; отмена ранее принятого решения о гр-ве, если оно было принято на основе ложных документов; лишение статуса беженца вследствие вступления в силу приговора суда за совершение преступления на территории РФ)

o В отношении ПП и иных общественных объединений и религиозных организаций

(Пример: в случае нарушения ООем законодательства РФ выносится представление об устранении нарушения с определением срока для устранения, если нарушения не устранены – приостановление деятельности до 6 мес, далее по решению суда – ликвидация, т.е. запрет на осуществление деятельности; в случае осуществления ООем экстремистской деятельности, повлекшей … подается заявление в суд о его ликвидации и приостанавливается его деятельность до рассмотрения заявления)

o Обращенные к физ лицам, д/л, органам гос власти и местного самоуправления, ОО, направленные на обеспечение учета ими интересов гос-ва и населения

(Пример: выборные д/л МСУ несут ответственность перед населением соотв МО – если после негативной оценки населением его работы положение дел не меняется, выборное д/л м/б отозвано населением)

o Лишение физ лиц ранее полученных ими поощрений от гос-ва

(Пример: лишение гос званий и наград, если получены без оснований; лишение пособий и выплат, если предоставлялись на основании ложных документов)

ü Меры, применяемые для федеративных и иных «вертикальных» конституционных правоотношений

(Пример: приостановление деятельности органов власти субъекта и учреждение федеральной администрации вследствие введения ЧП на территории субъекта, вызванного действиями местных органов власти; предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса субъектами РФ и МО, блокировка расходов и т.д.)

ü Меры, применяемые в связи с реализацией избирательных прав гр-н и и реализацией избирательного процесса

o Лишение или приостановление избирательного права гр-на

(было в СССР, сегодня: лишение активного и пассивного – только по решению суда о признании лица недееспособным, приостановление активного и пассивного – во время отбывания наказания в местах лишения свободы по приговору суда, приостановление пассивного как доп наказание в виде лишения права занимать определенные должности в течении опред времени)

o Признание выборов недействительными

o Отмена решений нижестоящих ИК вышестоящими при выявлении нарушения избирательного законодательства. *решение любой ИК м/б отменено по решению суда

o Отмена решения о регистрации кандидата или списка кандидатов (в случае обнаружения ложных данных или грубого нарушения законодательства)

o Расформирование ИК (в случае нарушения изб прав гр-н и т.д.) решение суда

ü Меры, применяемые в связи с деятельностью органов гос власти и местного самоуправления, а также депутатов и д/л

o В результате которых деятельность прекращается – он ликвидируется или формируется в новом составе

(Пример: роспуск, прекращение полномочий, упразднение, отрешение от должности д/л; недоверие к Правительству со стороны парламента, отказ в доверии; лишение депутатского вознаграждения за определенный срок; признание акта, противоречащим Конституции с его последующей отменой)

По степени обязательности:

а) обязательные – эти проекты требуют для выполнения правил и норм (инвестиционные проекты по охране окружающей среды);

б) необязательные (замена вышедшего из строя оборудования).

По степени срочности:

а) неотложные проекты, которые либо вообще недоступны в будущем, либо теряют свою привлекательность при отсрочке (разного рода приобретения);

б) откладываемые – привлекательность при отсрочке данных проектов меняется довольно незначительно (реактивация остановленных скважин).

По степени связанности:

а) альтернативные:

Принятие одного из таких проектов исключает принятие другого. Эти проекты являются как бы конкурентами за ресурсы фирмы. Оценка этих проектов происходит одновременно, а осуществляться одновременно они не могут. Примером может быть строительство атомной и теплоэлектростанции одинаковой мощности для выработки необходимой тепловой и электрической энергии для удовлетворения потребностей одного и того же региона. Поскольку удовлетворить потребности в электроэнергии можно строительством одной станции, аналитики выбирают наиболее привлекательный проект.

б) независимые:

Отклонение или принятие одного из таких проектов не влияет на принятие решения в отношении другого проекта. Эти проекты могут осуществляться одновременно, их оценка происходит самостоятельно (реконструкция двух несвязанных подразделений в составе предприятия, проект строительства школы и электростанции в большом промышленном регионе).

в) взаимосвязанные:

Принятие одного проекта зависит от принятия другого. Эти проекты оцениваются одновременно друг с другом как один проект, в результате принимается одно решение (освоение нового нефтяного месторождения и комплекс мероприятий по рекультивации земли после его отработки; строительство теплоэлектростанции и монтаж очистных сооружений для выведения загрязняющих веществ, которые выбрасываются в результате работы станции).

г) взаимоисключающие проекты:

К взаимоисключающим проектам относят такие проекты, принятие одного из которых исключает принятие другого. Например использование земельного участка под строительство металлургического комплекса или зоны отдыха.

д) условные:

К условным принадлежат проекты, принятие одного из которых является возможным только при условии принятия другого.

е) замещаемые:

Называют проект 1, рентабельность которого зависит от реализации проекта 2, так как его доходность начинает снижаться при принятии решения о реализации проекта 2. К замещающим проектам относят проекты, принятие которых тем или иным способом способствует достижению определенных целей. Например, плотина строится для работы гидроэлектростанции и для орошения сельскохозяйственных угодий.

ж) синергичные:

Проекты, принятие одного из которых увеличивает эффективность принятия другого. Например модернизация железнодорожного вокзала и морского порта города.

з) взаимодополняющие:

К взаимодополняющим принадлежат проекты, реализация одного из которых является необходимым условием реализации другого.

Юридические презумпции закреплены в правовых нормах, фактические – нет, но в жизни существуют (родители любят своих детей, но это не нашло прямого отражения в правовых нормах).

47. Понятие и структура политической системы общества.

Политическая система общества - это механизм организации и функционирования политической власти.

Структура : политические организации, политические отношения, политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая организация - это совокупность государственных, общественных организаций, при помощи которых осуществляется управление общественными делами. Основные элементы политической организации: государство, политические партии, массовые национальные и общественные движения; общественные организации, в том числе и различные церковные организации; профессиональные союзы, органы местного самоуправления, трудовые коллективы.

Политические отношения , т.е. взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение или разобщение; передача идей, взглядов; обмен ресурсами (информацией, знаниями); передача волевых побуждений от одного субъекта к другому. Главные взаимосвязи, определяющие политические отношения: между государством и обществом; властью и народом; классами, социальными группами и слоями общества; внутри групп и на уровне межиндивидуального общения.

Политическая идеология - это отражение политической жизни в теориях, взглядах, представлениях, чувствах и настроениях, политических традициях и установках. Политическая идеология существует на двух уровнях: теоретическом, включающем доктрины, программы, политические решения; и общественно-психологическом, состоящем из взглядов, представлений, иллюзий, предрассудков, чувств, настроений, убеждений, стереотипов, традиций.

Политическая деятельность представляет одну из форм функционирования политической системы. Структура политической деятельности вклю­чает: субъект процесса (реальная власть или ее носитель, тот, кому делегирована власть); объект процесса, который должен быть создан; средства, методы, исполнители, ресурсы (материальные и финансовые, а также идеальные - наука, знания, настроение масс и др.).

Важнейшими функциями политической системы являются: определение целей развития общества, его политическое объединение, регулирование режима политической деятельности, легитимация политического режима и др.

В современных условиях различают два основных вида политических систем: демократическую и антидемократическую . Первая связана с вещными отношениями и имеет предпосылкой построение их по рыночному типу. Вторая определяется единственной правящей партией, проводящей свою политику через общественные организации и население.

48. Соотношение публичного и частного права.

Деление норм права на публичное и частное существовало уже в Древнем Риме, где предмет публичного права – это государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, предмет частного права – имущественные отношения отдельных лиц, их правовой статус.

Существуют разные основания для деления норм права на публичное и частное:

· интерес, соответственно публичное право относится к положению государства, частное – к пользе отдельных лиц;

· субъективный состав, когда публичное право охватывает такие
отношения, где государство участвует как принудительная власть; частное же право – это отношения между гражданами и государством, когда последнее выступает как носитель имущественных отношений;

· способ судебной защиты. Нормы публичного права охраняются по инициативе государства в уголовном или административном процессе. Нормы же частного права защищаются по личной инициативе в гражданском производстве;

· инициатива и содержание нормативно-правовых актов. В сфере публичного права нормативные акты имеют категорический, императивный характер. Государство в нормах частного права не определяет содержания принимаемых решений. Если оно вмешивается в частные дела, то только в том случае, когда физические лица решения не приняли;

· полномочия центра и регионов. Публичное право – это централизованное воздействие, предполагающее субординацию. Частное право – область децентрализации, где наблюдается координирование субъектов права;

· вид нормативного акта. Публичное право тяготеет к односторонним актам: указам, приказам, постановлениям. Для частного права характерен договор, основа которого – формальное равенство сторон.

Границы между публичным и частным правом подвижны.

В настоящее время существуют две частноправовые системы: пандектная (всеобъемлющая) и институционная.

Пандектная состоит из общего раздела и трех-четырех особенных. В общий раздел входят нормы, применяемые в особенных. Это физические и юридические лица и др. В специальные разделы входят: право собственности, вещное право, обязательственное и наследственное право.

Институционная система группируется по трем разделам:

· лица (правовой статус субъектов права);

· вещи (право собственности, вещное право);

· иски, обязательства (способы возникновения правоотношений).

49. Правопорядок и его соотношение с законностью.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Законность - строгое и неуклонное соблюдение исполнения норм права всеми участниками общественных отношений.

Законность – идея, требование и система (режим) реального выражения права в законах государства, в законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

Соотношение:

Правопорядок – результат обеспечения законности; законность – условие обеспечения правопорядка;

Состояние правопорядка оказывает влияние на уровень обеспечения законности.

50. Конфедерация: понятие, признаки.

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

1. Конфедерации - государственно-правовые объединения, союз суверенных государств.

Применительно к внутренней организации конфедерации отметим:

 в законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств;

финансовые средства образуются из взносов государств-членов;

исполнительные органы носят коллегиальный характер;

 нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством;

 вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием;

международная политика проводится совместно.

В конфедерациях устанавливаются политико-административ­ные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации - полностью суверенные государства.

2. Содружества - объединения государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

 интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств);

 языковым единством (Британское Содружество Наций);

 общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских государств).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др.

Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ принят модельный Уголовный кодекс от 2 ноября 1996 г.).

3. Сообщества - объединения государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе могут существовать бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества - выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. А для этого нужно упростить таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже ввести единую валюту. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

4. Ассоциации - объединения государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.). Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.), например, направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

5. Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

К насильственным формам объединений государств относят империи, которые образуются путем территориального завоевания либо оказания экономического, политического давления.

Черты империи:

 обширная территория;

 централизованная власть;

 стремящаяся к экспансии элита;

 асимметричные отношения господства и подчиненности между центром и периферией;

 разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации на первый план выходят добровольные формы

51. Правовая культура: понятие, классификация.

Правовая культура – это исторически обусловленная характеристика правовой среды общества, уровень развития субъекта права, его юридическая деятельность и результаты этой деятельности, определенные в правовых институтах и отношениях.

Смысл правовой культуры в том, что она охватывает те проявления правового бытия, которые фиксируют устойчивые связи между ее элементами и закрепляют стабильные и прогрессивные стороны правовой жизни.

Классификация:

По субъектам права различают правовую культуру личности, группы и общества.

Концентрированная форма правовой культуры личности правовая активность .

Развитию активности способствует:

· уровень правовой информации;

· доведение информации до субъектов права;

· состояние законодательства;

· характер правоприменительной деятельности;

· состояние правового просвещения и образования.

Емкая форма проявления правовой культуры группы правоотношение .

Субъективные права и юридические обязанности, гарантированность реализации прав – показатель уровня правовой культуры различных групп общества.

С расширением сферы правоотношений правовая культура групп обогащается такими ценностями, как компромисс, примирение и исключение экстремизма, анархизма, правового радикализма и др.

Выражением правовой культуры общества является право, которое оказывает мощное воздействие на культуру. Это воздействие двояко:

· если право рассматривается как орудие обеспечения диктатуры господствующего класса, а несогласие части общества с такими правовыми предписаниями, как подрыв строя, то воздействие такого права на правовую культуру негативно, если вообще можно говорить в этом случае о правовой культуре как таковой (таким было советское право);

· если же право – это средство упорядочения межличностного общения, управления социальными процессами без преувеличения принудительного начала, защиты прав и свобод человека, то право способствует становлению правовой культуры общества.

52. Правоприменительные акты: понятие, виды.

По выполняемым функциям

Большинство конституционных норм являются регулятивными , т.е. содержат только гипотезу и диспозицию. Правоохранительные нормы, содержащие санкции за их нарушения.

Например, если Президент РФ совершит тяжкое уголовное преступление, то он может быть отстранен от должности (ст. 93 Конституции РФ).

В конституционном праве немного охранительных норм. Часто санкции за нарушение конституционных норм содержатся в иных отраслях права: уголовном, административном, трудовом, гражданском.

В особую группу выделяют нормы-принципы , закрепляющие правовые принципы (принцип демократии, разделения властей), нормы целеполагания , закрепляющие цели политики государства (Российское государство должно создавать условия для достойной жизни человека – ст. 7 Конституции). Эти нормы, конечно, надо поделить на действующие и имеющие только идеологический характер (лозунг, призыв). Опять следует вспомнить, что идеология, закрепленная в норме, может оправдывать существующий строй или требовать изменить его.

Конституционное право содержит большое количество дефинитивных норм, разъясняющих отдельные понятия, используемые в праве.

Например, Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» содержит нормы, разъясняющие, что такое публичное мероприятие, собрание, митинг и т.д. Ч. 1 ст. 80 Конституции РФ говорит о том, что Президент РФ является главой государства. Ст. 1 Конституции РФ указывает, что термин «Россия» и «»Российская Федерация» являются тождественными.

Коллизионные нормы разрешают противоречия между нормами разного уровня (федерации и субъекта Федерации – ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Методические нормы определяют правила применения других норм.

Технико-юридические нормы описывают документы (герб, флаг, удостоверение депутата).

1) Императивными – содержащими строгие предписания.

«Принудительный труд запрещен» (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ).

2) Диспозитивные – дающие возможность выбора того или иного поведения (управомочивающие нормы, которые можно не реализовать).

«Каждый вправе иметь имущество в собственности …» (ч. 2 ст. 35 Конституции)

Тексты конституций часто наполнены декларациями, требования которых невозможно защитить с помощью судебного механизма.

Например, ч. 2 ст. 40 Конституции РФ гласил, что органы государственной власти поощряют жилищное строительство. Но ни один человек не может обратиться в суд и потребовать каких-то действий от государственных органов во исполнении этой нормы.

3) Рекомендательные нормы предлагают какой-то вид поведения. Ими часто пользуются для обязывания субъекта, при отсутствие у властного субъекта права, закрепленного в нормах официального права давать такие обязанности.