Объекты хозяйственных правоотношений. Понятие, виды объектов. Субъекты хозяйственных отношений Хозяйственные правоотношения и их характеристика

Объектами в ХП являются материальные и нематериальные блага, на достижение которых направлены действия субъектов этих отношений.

Объектами хозяйственных правоотношений являются˸ вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права; работы и услуги; собственная деятельность субъекта хозяйствования; неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом˸

абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; неимущественные абсолютные правоотношения; обязательственные правоотношения.

Для абсолютного вещного правоотношения характерно , что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество ʼʼабсолютноʼʼ, т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с ᴇᴦο правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов - очерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших ᴇᴦο право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Объекты хозяйственных правоотношений. Понятие, виды объектов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Объекты хозяйственных правоотношений. Понятие, виды объектов." 2015, 2017-2018.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании, которое сводится к субъективным права и обязанностям этих субъектов.

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус предпринимателя, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; собственная деятельность субъекта хозяйствования; неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; неимущественные абсолютные правоотношения; обязательственные правоотношения.

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения.

К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов – очерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения. Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов); внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия); оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров); территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями).

Субъектами или участниками хозяйственных правоотношений, регулируемых нормами хозяйственного права, являются:

1. индивидуальные граждане;

2. юридические лица, т.е. предприятия, организации, осуществляющие хозяйственную деятельность;

3. РФ как государство в целом;

4. субъекты РФ и муниципальные образования.

Хозяйственные отношения между перечисленными субъектами кроме хозяйственного права регулируются гражданским, административным и финансовым отраслями права.

Права и обязанности хозяйствующих субъектов, регулируемые хозяйственным правом, вытекают из:

· договоров, предусмотренных законом;

· актов государственных органов власти;

· различных судебных решений;

· на основании приобретения имущества на законных основаниях.

Защита прав хозяйствующих объектов осуществляется различными путями:

1. признание права;

2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

3. в результате самозащиты прав;

4. в результате взыскания убытков;

5. компенсация морального ущерба и др.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своей собственности в хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, несет за него ответственность и может быть истцом и ответчиком в суде (ГК РФ ст.48).

По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие организации обычно не занимаются предпринимательской деятельностью, так как извлечение прибыли для них является основной целью. Они могут быть созданы в виде потребительского кооператива, общественной и религиозной организации (объединения), фонда, учреждения и объединения юридических лиц (ассоциаций и союзов). Коммерческие же организации по организационно-правовой форме могут быть разделены на:

· хозяйственное товарищество (полное товарищество, товарищество на вере);

· хозяйственное общество (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью):

· производственный кооператив;

· унитарное предприятие.

Учредительными документами являются:

· Устав для АО

· Учредительный договор для товарищества

· Устав и учредительный договор для ООО.

Учредительный договор заключается, а Устав утверждается. Учредители юридического лица - основатели юридического лица, которые принимают участие в образовании его имущества и берут на себя обязательства согласно юридическим документам. Кроме обязательств учредительные документы определяют порядок и условия распределения прибыли между учредителями, порядок управления деятельностью юридического лица, а также порядок выхода учредителей из состава юридического лица.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определенном законом. Все юридические лица, прошедшие регистрацию, в том числе и коммерческие, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который открыт для всеобщего ознакомления. Государственный реестр содержит сведения о всех юридических лицах: вновь созданных, реорганизованных, а также ликвидированных, независимо от их государственно-правовой формы, формы собственности и вида деятельности. После государственной регистрации юридическое лицо обязано в установленном порядке в 10-дневный срок встать на налоговый учет в государственную налоговую инспекцию.

Юридические лица, кроме финансированных за счет учредителей, отвечает по своим обязательствам принадлежащим им имуществом. Если банкротство юридического лица вызвано его учредителями или другими юридическими лицами, которые не имеют права давать указания данному юридическому лицу, на таких лиц накладывается ответственность, т.е. ответственность лица, которое в соответствии с правовыми нормами или условиями учредительных документов несет ответственность за другое юридическое лицо.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование) может быть проведена либо по решению учредителей, либо по решению уполномоченных государственных органов (суда).

При слиянии юридических лиц права и обязанности присоединяются, при разделении - разделяются между новыми юридическими лицами. При реорганизации юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, к вновь возникающему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Учредители или руководящий орган юридического лица, проходящего преобразование, обязаны в письменном виде уведомить об этом своих кредиторов. Ликвидация юридического лица влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим юридическим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется в следующих случаях:

· Когда истек срок, на который оно создано;

· В связи с достижением цели, ради которой создавалось это предприятие;

· По решению суда.

Юридическое лицо, являясь коммерческой организацией, может быть ликвидировано в случае признания его банкротом. При принятии решения о ликвидации юридического лица об этом должно быть сообщено органу, где осуществлялась регистрация юридического лица. Этот орган совместно с учредителями обязан создать ликвидационную комиссию и установить срок и порядок ликвидации юридического лица.

Хозяйственные правоотношения это урегулированные хозяйственно-правовыми нормами и находящиеся под охраной государства, возникающие в сфере предпринимательской деятельности коммерческие и некоммерческие общественные отношения, субъекты которых взаимно связаны между собой субъективными правами и юридическими обязанностями.

Хозяйственные правоотношения обладают определœенными признаками .

1. Так как хозяйственное право является комплексной отраслью, хозяйственные правоотношения регулируются довольно широким кругом нормативных правовых актов различных отраслей российского права: гражданского, финансового, налогового, земельного, административного и др.

2. Ограниченное, по сравнению с гражданским правом количество субъектов, к которым, прежде всœего, относятся организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также органы власти, контролирующие хозяйственные процессы.

3. Объединœение организационных и имущественных отношений.

4. Материальной основой хозяйственных правоотношений является общественное производство, деятельность хозяйствующих субъектов по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуᴦ.

Многообразие хозяйственных отношений позволяет выделить несколько их видов. К ним относятся производственно-хозяйственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения.

Производственно-хозяйственными являются имущественные и другие отношения, которые возникают между субъектами предпринимательства при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. К ним относятся, к примеру, договорные отношения между субъектами предпринимательской деятельности и, соответственно, отношения, возникающие между ними в случае нарушения обязательств.

Организационно-хозяйственные отношения - ϶ᴛᴏ отношения, которые складываются между хозяйствующими субъектами и субъектами, имеющими организационно-хозяйственные полномочия в процессе управления экономической деятельностью. Примерами таких правоотношений бывают отношения между Федеральной налоговой службой РФ и предпринимателœем по поводу уплаты налогов. К ним также можно отнести отношения между субъектом предпринимательской деятельности – юридическим лицом и его основателями.

Внутрихозяйственными , являются отношения, которые складываются между структурными подразделœениями субъекта хозяйственной деятельности и отношения хозяйствующего субъекта с его структурными подразделœениями. Такие отношения могут возникать, к примеру, в процессе утверждения положения о структурном подразделœении (филиале, представительстве) и выделœении ему имущества субъектом предпринимательской деятельности.

В состав любого правоотношения входят четыре элемента: субъекты, объекты, субъективные права и юридические обязанности. Последние два составляют содержание любого правоотношения. Субъективные права в сфере хозяйственного права могут носить как активный так и пассивный характер. С одной стороны субъекты предпринимательской деятельности своими активными действиями реализуют право на осуществление экономической деятельности, производят товары, оказывают услуги, с другой стороны они же имеют право требовать совершения активных действий и от контрсубъекта – выполнить условие договора, вернуть долг, произвести качественно и вовремя работы и т.д.

Активной и пассивной может быть и обязанность. В первую очередь, субъекты хозяйственного права обязаны совершать определœенные действия: выполнять условия договора, платить налоги, регистрироваться, получать лицензии и т.д. (активная обязанность). Во-вторых, они обязаны воздерживаться от каких-либо действий, нарушающих интересы контрсубъекта или государства, не осуществлять противоправные действия и др. (пассивная обязанность).

Субъектами хозяйственных правоотношений являются лица, которые вступают в данные отношения, являясь носителями субъективных прав и юридических обязанностей в сфере предпринимательской деятельности. Их можно разделить на две группы – индивидуальные субъекты и коллективные.

1. Индивидуальные субъекты - ϶ᴛᴏ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Коллективных субъектов (юридические лица) можно разделить на две группы:

а) коммерческие организации (хозяйственные общества: акционерные общества; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; хозяйственные товарищества; производственные кооперативы; государственные (муниципальные) унитарные предприятия и др.

б) некоммерческие организации: общественные объединœения, религиозные организации, автономные некоммерческие организации и др.

Объектами хозяйственных правоотношений являются определœенные общественные блага, на которые направлены действия их участников, а также поведение субъектов предпринимательской деятельности.

К объектам хозяйственно-правовых отношений относятся: 1) вещи, предметы, ценности включая деньги и ценные бумаги, иное имущество; 2) действия обязанных субъектов; 3) собственная деятельность субъекта права; 4) неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).


Хозяйственные правоотношения представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.
Хозяйственные правоотношения можно разделить на два вида:
1) вертикальные – это отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и государственными органами, регулирующими эту деятельность различными способами и в различных формах. Одной из сторон таких отношений выступает субъект хозяйствования, а другой – орган государственного управления;
2) горизонтальные – это отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Большая часть этих отношений урегулирована нормами гражданского права и строится на равенстве их участников.
Наиболее полное представление о хозяйственных правоотношениях возникает тогда, когда оно рассматривается в виде составляющих его элементов, к числу которых относят: субъект, объект и содержание, юридические факты.
В хозяйственных правоотношениях участвуют субъекты хозяйствования (коммерческие, некоммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели), Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы в лице соответствующих компетентных органов.
Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные компетенцией субъекты, обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, зарегистрированные в установленном законом порядке, приобретающие права и обязанности от своего имени и, как правило, несущие самостоятельную имущественную ответственность.
Субъекты могут быть субъектами хозяйственных правоотношений при наличии следующих условий:
1. хозяйственно-правовой нормы, предусматривающей права и (или) обязанности субъекта;
2. хозяйственной право- и дееспособности;
3. основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения (юридический факт).
Классификация субъектов хозяйственно деятельности можно проводить по ряду признаков:
1) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуальных предпринимателей и юридических (коммерческих и некоммерческих) лиц;
2) по признаку происхождения собственности субъекты делятся на государственные и частные;
3) по признаку происхождения капитала:
– национальные;
– совместные;
– предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;
4) по признаку основной деятельности различают субъектов в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др.
Особое место среди субъектов занимает государство. Так, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в хозяйственных отношениях на равных с иными участниками условиях.
В тоже время государство в лице его государственных органов регулирует отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования, т.е. выступает субъектом так называемых правоотношений по вертикали.
Объектами хозяйственных правоотношений выступают фактические общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности. Под непосредственными объектами хозяйственных правоотношения понимают материальные и нематериальные блага, по поводу которых участники вступают в фактические отношения. К ним относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, действия обязанных субъектов, неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (товарный знак, фирменное наименование и т. д.).
Содержание хозяйственных правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности его участников, являющие соответственно мерой возможного и должного поведения, обеспечиваемые в необходимых случаях государственным принуждением.
Законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности участников хозяйственных правоотношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления своих прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
Основанием возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты – определенные факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, которые влекут возникновение, изменение или прекращение данных правоотношений. Классификацию юридических фактов можно провести по различным основаниям.
В зависимости от того, какие последствия они влекут их делят на:
– правообразующие;
– правоизменяющие;
– правопрекращаюшие.
По волевому основанию юридические факты делятся на:
– события (их наступление не зависит от воли субъектов права);
– действия (акты волевого поведения субъектов).
В хозяйственном праве правообразующими факторами предстают преимущественно действия участников правоотношений. События не играют существенной роли, они встречаются главным образом в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.
Действия участников правоотношений в свою очередь можно разделить на правомерные и неправомерные. Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты могут быть четырех видов:
1) акты – предписания (например, акты антимонопольного характера);
2) акты – соглашения (соглашения и договоры);
3) акты – разрешения (например, лицензирование);
4) акты одностороннего характера (например, действия по исполнению обязательств либо применение мер оперативного воздействия, т.е. в договоре может быть записано «в случае нарушения сроков оплаты покупатель может быть переведен на предоплату»).
Неправомерные действия – это такие юридические факты, которые нарушают требования норм права и влекут для субъекта неблагоприятные последствия.
  • 8.Создание и гос регистрация субъектов предпринимательской деятельности.
  • 9. Понятие хозяйственных организаций. Учредительные документы хозяйственных организаций.
  • 14. Ооо и одо
  • 15. Представительства и филиалы. Дочерние и зависимые общества
  • 16.Производственные кооперативы (уставный фонд-400 евро min)
  • 17. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
  • 18.Некоммерческие организации
  • 24. Правовой режим уставного фонда (уф). Специальные фонды и резервы.
  • 25. Понятие, субъекты и объекты разгосударствления и приватизации гос. Собственности.
  • 26. Понятие и участники экономической несостоятельности.
  • 27. Процедуры банкротства.
  • 28. Органы управления в процедуре банкротства.
  • 29. Понятие и формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее.
  • 30. Понятие и виды монополистической деятельности. Виды ответственности за нарушение антимонопольного зак-ва.
  • 31. Понятие инвестиций и инвест-ой деят-ти. Суб-ты и об-ты инвест-ой деят-ти. Формы инв-ой деят-ти.
  • 32. Правовое положение иностр-ых инвестиций на территории рб.
  • 34. Порядок и способы закл-ия хоз.Дог-ов.
  • 35. Основ-я и порядок изм-я и расторж-ия хоз.Договора. Продление срока действия хоз.Дог. Толкование дог-ра.
  • 36. Понятие,источ-ки прав-го рег-ния дог-ра к-п. Виды дог-ра к-п.
  • 37.Содержание дог-ра к-п. Права, обяз-ти и отв-ть сторон дог-ра к-п.
  • 38.Понят.Дог.Розн.К-п.Эл-ты дог:предм.,стор.,форма и поряд.Закл-я,цена,срок.
  • 39. Содержание д-ра розничной купли-продажи. Права, обязанность и ответственность сторон д-ра р к-п. Законодательство о защите прав потребителей.
  • 40. Понятие и признаки договора поставки. Элементы договора поставки.
  • Договор поставки явл-ся двустор-им, возмездным и консенсуальным. Он относ-ся к дог-ам, широко распростр-ым в сфере мат.-технического снабжения и оптовой торговли.
  • Основными нормативными актами, регулирующими отношения по договору поставки являются:
  • 42. Понятие договора поставки для гос. Нужд. Форма и порядок заключения госконтракта на поставку товаров для гос. Нужд.
  • 43. Общая характеристика договора продажи предприятия.
  • 44. Понятие и правовая природа договора аренды. Элементы договора аренды.
  • 45. Содержание договора аренды. Права, обязанности и ответственность сторон.
  • 46.Понятие и признаки договора лизинга
  • 47. Понятие и виды договора подряда (дп).
  • 49. Содержание договора подряда (дп). Ответственность сторон по дп.
  • 50. Содержание договора строительного подряда (сп).Права, обязанности и ответственность сторон.
  • 51. Понятие договора займа. Элементы договора займа: стороны, предмет, форма, цена, срок, содержание. Ответственность заемщика.
  • 52. Понятие и содержание кредитного договора. Виды кредита.
  • 53. Понятие и содержание договора банковского счета. Виды счетов.
  • 56. Понятие и правовая природа договора поручения. Особенности коммерч. Представительства.
  • 57. Права, обязанности и ответственность сторон в договоре поручения.. Прекращение договора поручения..
  • 58.Понятие и правовая природа договора комиссии. Элементы договора комиссии.
  • 59. Содержание договора комиссии. Права, обязанности и ответственность сторон договора комиссии.
  • 60. Понятие и значение договора простого товарищества.
  • 62. Прекращение договора простого товарищества. Раздел имущества после прекращения договора простого товарищества.
  • 64. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
  • 66.Органы рассмотрения хоз.Споров. Система хоз.Судов рб.
  • 67.Понятие и виды хоз.Споров. Подведомственность дел хоз.Суду.
  • 68.Подсудность дел хозяйственному суду.Родовая и территориальная подсудность.
  • 69.Понятие, содержание и порядок предъявления иска в хоз.Суд.
  • 70.Права и обязанности сторон в процессе рассмотрения хоз.Споров
  • 71.Исп.Документы. Порядок предъявления иска к исполнению.Органы по исполнению.
  • III. Понятие и система хозяйственных правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений

    Правоотношения - урегулированные нормами права обществ-е отношения соотв-щей отраслью права, имеющие особую юр. связь между их уч-ми и обеспеченной принудительной связью гос-ва.

    Правоотношения делятся на горизонтальные- отношения, складывающиеся между субъектами предприн. деят-сти; вертикальные – отношения, складывающиеся между субъектами предприним-ой деят-сти и соотв-ими органами гос.управления, регул-щими эту деят-ть разл-ми способами в различных формах.

    Структура правоотношений:

      Субъект - зарегистрированные субъекты хоз.деятельности.

      Непосредственным объектом хоз.правоотношений выступ-т фактич-е обществ-ые отнош-ия, возник-щие при осущ-лении предприним. деятельности. Опосредованным объектом хоз.правоотношений явл. оказание слуг, выпол-ие работ, пр-во прод-ии: вещи, деньги, цен. бум, результаты интеллект собств-сти, различные нематер-ые блага.

    ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ:

      Заключение договоров

      Вынесение судебных решений

      Принятие актов гос.органами

      Создание нового имущества

    IV. Государственное регулирование хоз.Деятельности

    Гос.регулирование - целенаправленная деят-ть соот-их законодательных и иных органов, которые посредством системы разл. форм, методов обеспечивает достижение поставленных целей и решение важнейших экон.,. соц. и др. задач в процессе регламентации хоз.отношений

    Государственное регулирование осуществляется через:

      систему определенных организационных структур (предикаты, комитеты,…)

      акты организационных структур

      систему распределения и перераспределения

      бюджет доходов между отраслями и регионами

      стимулирование. Дотации предприятий отрасли для обеспечения развития заданного направления

      систему контроля за соблюдением хоз.законадательства.

    Формы государственного регулирования:

      Прогнозирование - подготовка представлений (на бумажном носителе) о возможном развитии экономической и социальной сферы.

      Планирование - определение целей, задач, темпов, этапов, показателей, сроков достижения тех или иных результатов.

      Денежная политика - цены, каталоги, валютное регулирование

      Антимонопольное регулирование - обеспечивает условия для развития конкуренции, защиты прав потребителей.

    СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

      Административно - распределительный базируется на авторитете государственной власти, включает меры запрета, разрешения и предупреждения.

      Экономический - осуществляется через цены, налоги, финансовые средства.

    5. Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности

    Предпринимательство осуществляется:

    С образованием ЮЛ;

    Без образования ЮЛ- индивидуальное предпринимательство

    Организ-правовая форма- совок-ть имущ-ых,организационных отличий, способов формирования имущественной базы (УФ), особенности взаимодействия собственников учредителей, участников, а также ответственности друг перед другом и контрагентами

    Комерческие ЮЛ могут создаваться в организационно-правовых формах:

    Хоз обществ (ООО, ОДО, АО)

    Хоз товариществ(полные и коммандитные)

    Производственные кооперативы

    Унитарные предприятия

    Некоммерческие ЮЛ:

    Потребительские кооперативы

    Общественные и религиозные организации

    Благотворительные фонды

    Имущественные отличия проявляются в зависимости от того, на какой форме собственности или на базе какого вещного права осущетвляют свою деятельность

    В зависимости от объема прав на пользование имуществом различают:

    Обладающие правом собственности

    Обладающие правом оперативного управления

    Обладающие правом хозяйственного ведения (УП)

    Организационное отличие – особенность внутренней структуры в управлении хоз деятельности

    Ответственность. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом.

    Солидарная ответственность – все участники несут равную ответственность кроме общества с дополнительной ответственностью.

    В производственных кооперативах участники отвечают субсидиарно и рискуют своим паем.

    6.Права и обязанности предпринимателей. Ответственность предпринимателей, при осуществлении хозяйственной деятельности.

    Права и обязанности возникают:

    Из договоров, сделок; из актов гос. Органов и органов местного управления и самоуправления; вследствие принятия судебных решений; создания и приобретения имущества; причинения вреда др лицу; вследствие необоснованного обогащения (сокрытия прибыли, необоснованное увеличение цены)

    Обязанности предпринимателей:

    Обязанности перед государсвом; перед наемными работниками(заключение договоров, контрактов, выплата з/п); перед контрагентами; перед потребителями.

    Ответственность:

    Перед своими обязательствами;

    В сфере предпринимательской деятельности;

    Виды ответственности:

    Гражданско-правовая (штрафы, неустойка, пени)

    Уголовная (за экономические преступления)

    Административная

    Вконтакте

    Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права общественные отношения, возникающие при осуществлении коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринима-телями предпринимательской деятельности, деятельности организационно-имущественного характера, создающей основу для будущей предпринимательской деятельности, а также при государ-ственном регулировании предпринимательской деятельности.

    Основанием возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты. Юридические факты подразделяются на действия и события.

    Действия зависят от воли субъекта хозяйствования и бывают правомерные (например, заключение договора) и неправомерные (например, указания государственного органа с превышением компетенции). В связи с тем что нормами хозяйственного права регулируется прежде всего деятельность субъектов хозяйствования, юридическими фактами чаще всего выступают действия участников хозяйственного оборота.

    Можно выделить следующие виды правомерных действий:

    - акты-предписания (акты антимонопольных органов, запреты, предписания о прекращении нарушения);

    - акты-разрешения (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, лицензии);

    - акты-соглашения (договоры);

    - акты одностороннего характера (перевод на предоплату, аккреди-тивную форму расчетов, действия, связанные с исполнением обязательств).

    События как юридические факты не зависят от воли сторон и обычно являются правоизменяющими или правопрекращающими обстоятельства-ми (например, форс-мажорные обстоятельства вызывают невозможность исполнения договора, что влечет его прекращение или изменение).

    Юридические факты приобретают правовое значение только при наличии соответствующего нормативного правового акта.

    Юридический состав представляет собой совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей сторон. Например, для возникновения отношений по строительству объекта необходимо наличие отведенного земельного участка, проектно-сметной документации, разрешений соответствующих государственных органов, лицензии на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений у подрядчика, договора строительного подряда.

    Обязательными элементами правоотношения, в том числе и хозяйственного, являются субъекты, объекты и содержание (права и обязанности сторон).

    В хозяйственном правоотношении в качестве субъектов участвуют коммерческие организации, некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, индивидуальные предприниматели, государство и его административно-территориальные единицы в лице соответствующих государственных органов, обладающих определенной компетенцией.

    Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:

    Вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

    Работы и услуги;

    Охраняемая информация;

    Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность);

    Нематериальные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (например, право на товарный знак (знак обслуживания).

    В юридической литературе хозяйственные правоотношения классифицируются по различным основаниям.

    По конструкции, объектам и содержанию хозяйственные правоотношения можно классифицировать на:

    - абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности). Здесь субъект, реализуя свое право, не корреспондирует ни с одним конкретным лицом;

    - абсолютно-относительные вещные правоотношения (отношения хозяйственного ведения, оперативного управления). Здесь субъект хозяйствования имеет абсолютные права на имущество, соотнося свои возможности только с собственником имущества, с которым он состоит в относительных правоотношениях. Объем прав субъекта хозяйствования на имущество в данном случае определяется собственником;

    - абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Для этих отношений характерно то, что они складываются по поводу ведения субъектом хозяйствования собственной хозяйственной деятельности. У данного субъекта отсутствуют конкретные обязанные лица, однако все другие субъекты хозяйствования должны считаться с правом ведения хозяйственной деятельности и не препятствовать ей. Данные отношения становятся относительными при возникновении препятствий к осуществлению хозяйственной деятельности. В частности, если субъект хозяйствования нарушает установленные правовые нормы, компетентные государственные органы могут потребовать прекращения неправомерных действий, применить определенные санкции и т.п.;

    - неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения . Складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности (товарный знак, знак обслуживания, информация, составляющая коммерческую тайну, и т.п.). Данные отношения являются абсолютными, поскольку никто, кроме субъекта, обладающим правом на неимущественное благо, не может без законных оснований пользоваться этим благом. При нарушении данных прав у потерпевшего субъекта хозяйствования возникает право на защиту своих интересов, возмещение убытков и отношение трансформируется из неимущественного абсолютного в имущественное относительное;

    - относительные обязательственные хозяйственные правоотношения . В данном случае один из участников правоотношения вправе требовать от другого участника совершения соответствующих действий. Обязанное лицо должно их исполнить: передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

    Последнюю группу хозяйственных правоотношений называют «хозяйственные обязательства» . Они подразделяются на четыре вида:

    Хозяйственно-управленческие;

    Оперативно-хозяйственные;

    Территориально-хозяйственные;

    Внутрихозяйственные.

    Хозяйственно-управленческие обязательства представляют собой отношения по вертикали и возникают между органом, обладающим властными полномочиями, и подчиненным субъектом хозяйствования. Данные отношения порождаются актами государственных органов (например, решение антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) субъекта хозяйствования).

    Оперативно-хозяйственные обязательства являются отношениями по горизонтали и возникают между равноправными субъектами хозяйствования в силу договоров. Подобные отношения имеют товарно-денежный характер.

    Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения по горизонтали на макроуровне, поскольку возникают между:

    Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами;

    Административно-территориальными единицами;

    Республикой Беларусь (административно-территориальными единицами) и субъектами хозяйствования.

    Целью исполнения данных обязательств является прежде всего комплексное и эффективное развитие хозяйства и социально-культурной сферы. Основанием возникновения этих обязательств служит договор, а в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти (управления). Территориально-хозяйственные обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но всегда носят стоимостной характер. В качестве примера можно привести отношения по реализации программ поддержки предпринимательства, поставке товаров для государственных нужд, инвестиционные проекты и т.п.

    Внутрихозяйственные обязательства возникают между подразделениями субъектов хозяйствования (по горизонтали), а также между подразделениями и самим субъектом хозяйствования (по вертикали) в силу локальных нормативных правовых актов (например, отношения между филиалами (представительствами) и головным субъектом хозяйствования).

    Эти обязательства, как правило, не имеют товарно-денежной формы (не используются расчеты и банковские счета), реализуются с помощью средств бухгалтерского учета, охватывающих перемещение ценностей, выполнение работ, оказание услуг внутри организации.

    Под хозяйственными правоотношениями понимаются, отношения урегулированные нормами хозяйственного права, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, связанных взаимными правами и обязанностями .

    Хозяйственные правоотношения представляют между собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании и сводится к субъективным правам и обязанностям данных субъектов.

    Основой для возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты. Хозяйственное право включает в себя предпринимательскую деятельность субъектов, таким образом, правопорождающими фактами будут являться именно действия совершаемые субъектами данных правоотношений. Например, заключение хозяйственного договора. А относительно событий, «события не играют здесь существенной роли, они встречаются главным образом в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств» . Например, стихийное бедствие (наводнение, ураган и др.) может явиться основанием для уменьшения или снятия ответственности коммерческой организации, не исполнившей по этой причине договорные обязательства.

    Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

    Объектами хозяйственных правоотношений являются:

    Вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

    Работы и услуги;

    Неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна);

    В юридической литературе хозяйственные правоотношения классифицируются по различным основаниям и различны

    Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на: абсолютные и относительные .

    В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченому лицу в осуществлении своего права.

    В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

    Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

    • абсолютные вещные правоотношения;
    • абсолютно-относительные вещные правоотношения;
    • абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
    • неимущественные абсолютные правоотношения;
    • обязательственные правоотношения .

    Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом . Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

    Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

    Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования . У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов - отчерчена законом.

    Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и др. . Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

    Обязательственные хозяйственные правоотношения (относительные) . Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой . Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

    Хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов);

    Внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия);

    Оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров);

    Территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями) .

    Вопросы к теме:

    1.Что представляет собой Хозяйственное право как отрасль права ?

    2.Какие группы отношений включает в себя Хозяйственное право?

    3.Что входит в предмет хозяйственного права?

    4.Определите принципы хозяйственного права?

    5. Какой метод присущ для хозяйственного права?

    6. Как развивалась наука Хозяйственного права?

    7.Раскройте вопрос о составе хозяйственного законодательства?

    8.Что понимается под хозяйственными правоотношениями, их состав?


    Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности

    Основные термины: предпринимательская деятельность; субъекты предпринимательской деятельности;самостоятельная деятельность;рисковая деятельность;имущественная ответственность;систематическое получение прибыли; формы предпринимательской деятельности;особая форма предпринимательства; права предпринимателя; обязанности предпринимателя;лицензия; предмет лицензирования; приостановление действия лицензии; прекращение действия лицензии.

    Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Законодательство о предпринимательстве

    Понятие предпринимательской деятельности содержится не только в ст.1 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г., но и в Гражданском кодексе Республике Беларусь вступившим в силу 1 июля 1999г. В настоящее время, следовательно, существует два легальных определения предпринимательской деятельности, так в Законе о предпринимательстве, она определяется как самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица .

    В ч.2 п.1 ст. 1 ГК Республики Беларусь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления .

    Определение, данное ГК Республики Беларусь, рассматривает предпринимательскую деятельность как деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ, что дает возможность отличить предпринимательство от иных видов деятельности. Анализ данного определения позволяет выделить некоторые характеризующие предпринимательскую деятельность признаки:

    · Это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц. Здесь имеется ввиду, как имущественная самостоятельность субъекта хозяйствования, так и организационная его самостоятельность. Имущественная самостоятельность определяется наличием у субъекта хозяйствования обособленного от других субъектов и граждан имущества. Организационная самостоятельность – это способность субъекта хозяйствования самостоятельно принимать решения и осуществлять сделки в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности.

    · Это рисковая деятельность . Риск, в предпринимательской деятельности – это основной стимул для принятия правильного и обдуманного решения при осуществлении хозяйственной деятельности субъектом хозяйствования в условиях рыночных отношений.

    · Деятельность осуществляется под самостоятельную имущественную ответственность . Отличительной особенностью ответственности субъектов хозяйствования является ответственность, наступающая независимо от вины. Предприниматель будет освобождаться от ответственности лишь в случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами.

    · Деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли (доходов), т.е. это коммерческая деятельность, приносящая систематически определенный доход. Если же изначально не преследовалась эта цель, следовательно, эту деятельность нельзя было бы назвать предпринимательской.

    · Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи вещей, а также от выполнения работ или оказания услуг, если они предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Перечисленный в законе перечень деятельности не является исчерпывающим;

    · Осуществлять предпринимательскую деятельность могут лишь лица, зарегистрированные качестве субъектов предпринимательской деятельности в установленном законом порядке - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

    В ч.3 ст. 1 Закона о предпринимательстве указываются виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской. Так, не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений.

    Предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и гражданами, подлежит обязательному законодательному регулированию со стороны государства. Это проявляется в издании различных нормативных правовых актов со стороны государственных органов в пределах их компетенции.

    Перечень основных актов законодательства достаточно велик и, тем не менее, можно выделить из них самые основные:

    · Конституция Республики Беларусь 1994 года;

    · Гражданский кодекс Республики Беларусь;

    · Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;

    · Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996г. ;

    · Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г. ;

    · Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. ;

    · Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001г. №6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности»;

    Кроме указанных основных актов законодательства регулирующих предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь, существует специальное законодательство, устанавливающее правовые основы регулирования отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования в различных сферах деятельности: банковской, биржевой, страховой, инвестиционной, внешнеэкономической и других.

    Субъекты и формы предпринимательства. Государственная

    регистрация субъектов хозяйствования

    Статья 1 Закона о предпринимательстве устанавливает возможность осуществления предпринимательской деятельности в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах юридических лиц . Это означает, что в качестве субъектов предпринимательства могут выступать, как физические, так и юридические лица. Относительно юридических лиц, следует отметить, что в предпринимательской (хозяйственной) деятельности могут участвовать не только юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) частной формы собственности, а также юридические лица, в основе которых лежит государственная собственность, что значительно расширяет круг субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности и указывает на возможность участия в таковой государства, в лице своих полномочных представителей.

    Статья 17 ГК Республики Беларусь, определяя правоспособность граждан, указывает на возможность граждан:

    заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью;

    создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

    иметь другие права в сфере предпринимательства .

    Содержание ст. 2 Закона о предпринимательстве очерчивает круг субъектов предпринимательской деятельности - это физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь, а также в предпринимательстве могут участвовать группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей .

    На возможность занятия предпринимательской деятельностью для иностранных граждан и лиц без гражданства указывает ст. 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г., это возможно в том случае, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь и не противоречит целям их пребывания на территории Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь .

    Следует обратить внимание на существующие в законодательстве ограничения в занятии предпринимательством отдельных категорий граждан. Так, ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» не допускает, чтобы должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, занимались предпринимательской деятельностью. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003г. «О государственной службе», предусматривает ограничение для государственных служащих на право занятия предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, они не могут оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителями третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого они является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (далее – Закон о государственной службе) . Статьей 15 Закона Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» предусматривается отнесение государственных налоговых инспекторов к категории государственных служащих, следовательно, на них распространяются требования Закона о государственной службе . Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1992г. «О статусе военнослужащих» запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности военнослужащим .

    В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

    - частное предпринимательство , осуществляемое на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

    - коллективное предпринимательство , осуществляемое на основе объединения капиталов, нескольких физических и (или) юридических лиц.

    Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда (ст. 3 Закона о предпринимательстве).

    Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

    Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации, на что указывает норма ст. 22 ГК Республики Беларусь.

    Регистрация представляет собой акт, дающий право лицу заниматься предпринимательской деятельностью.

    Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается:

    без государственной регистрации;

    если государственная регистрация осуществлена на основании недостоверных данных, представленных собственниками имущества (учредителями, участниками) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем в регистрирующие органы;

    в случае осуществления ими видов деятельности, не указанных в учредительных документах, свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, если указание таких видов деятельности предусмотрено актами законодательства, либо о начале осуществления которых субъекты хозяйствования не уведомили соответствующие регистрирующие и налоговые органы в порядке, предусмотренном Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 (с изм. и доп.) (далее - Положение от 16 марта 1999г.) ;

    при осуществлении производственной деятельности (выполнении работ, оказании услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, без перевода этого помещения в нежилое в порядке, установленном законодательством.

    Доходы, полученные от незаконной предпринимательской деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке (п.5 Положения от 16 марта 1999г.) .

    Порядок государственной регистрации определяется в соответствие с основными положениями установленными: ГК Республики Беларусь, Законом о предпринимательстве, а также нормами Положения от 16 марта 1999г. №11.

    С момента государственной регистрации возникает юридическое лицо либо приобретает статус индивидуального предпринимателя физическое лицо.

    Органами, осуществляющими государственную регистрацию субъектов хозяйствования являются:

    облисполкомы (Минский горисполком) - коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

    Национальный банк - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

    Министерство финансов - страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;

    Министерство юстиции - торгово-промышленных палат;

    администрация свободных экономических зон - коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;

    облисполкомы, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы – иных субъектов хозяйствования. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

    Согласно п. 14 Положения от 16 марта 1999г., регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют:

    проверку учредительных документов, а также изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы (свидетельства о государственной регистрации) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на их соответствие актам законодательства;

    государственную регистрацию субъектов хозяйствования;

    представление Министерству юстиции необходимых сведений для включения субъектов хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также исключения их из этого регистра;

    систематизацию и хранение данных о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

    взаимодействие с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования, включая вопросы постановки на учет, регистрации в качестве плательщика, страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдачи разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

    ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования путем принятия соответствующих решений;

    создание ликвидационной комиссии и назначение ее председателя или ликвидатора;

    публикацию данных о ликвидированных (прекративших деятельность) в установленном порядке субъектах хозяйствования;

    иные функции, связанные с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования.

    Ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

    Для государственной регистрации предоставляются заявление и перечень необходимых документов установленных законодательством в зависимости от формы предпринимательской деятельности.

    Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующим органом в 20-дневный срок со дня подачи всех необходимых документов для государственной регистрации в регистрирующий орган.

    Отказ в государственной регистрации предпринимателя по мотивам нецелесообразности его деятельности не допускается. Если в регистрации отказано с такой мотивировкой, то заявитель может обратиться в суд и восстановить свое нарушенное право.

    Целью государственной регистрации является:

    · осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования;

    · проведения налогообложения в предпринимательстве;

    · получения статистических сведений о сферах деятельности предпринимателей, в целях осуществления сбалансированности экономики;

    · предоставления необходимой информации всем участникам хозяйственного оборота и государственным органам о субъектах хозяйственной деятельности.

    Субъектами хозяйственного права являются предприятия, учреждения, организации, их структурные подразделения, органы или граждане (участники хозяйственных отношений), которые осуществляют хозяйственную деятельность, потребляют ее результаты либо реализуют управленческую компетенцию или организационно - учредительные полномочия в сфере хозяйствования.

    Субъекты хозяйствования делятся

    1. По характеру и целям деятельности на:

    · субъекты, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность: индивидуальные предприятия; предприятия; др. хозяйственные организации (банки, биржи, страховые компании, инвестиционные фонды и компании, холдинги; нехозяйственные предприятия, когда они вступают в хозяйственные отношения.

    · субъекты, которые занимаются управлением хозяйственной деятельностью:

    Государственные органы хозяйственного управления;

    Государственные и коммунальные хозяйственные объединения;

    Отраслевые Министерства и т.д.

    2. По форме собственности на:

    · субъекты государственной собственности (государственные предприятия, государственные хозяйственные объединения и т.д.);

    · субъекты коммунальной собственности (коммунальные предприятия, коммунальные хозяйственные объединения и т.д.)

    · субъекты частной собственности (индивидуальные предприятия, хозяйственные общества, фермерские хозяйства им т. Д.)

    · Субъекты смешанной собственности (арендные прадприятия, предприятия с иностранными инвестициями и т.д.)

    3. По особому составу на

    · Индивидуальные предприятия;

    · Хозяйственные организации.

    Важнейшим субъектом и формой хозяйствования, согласно ст. 62 ХК Украины, является предприятие - самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, иной хозяйственной деятельности.

    Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности. (Например, создаются госпредприятия для удовлетворения социальных нужд инвалидов) В этом отличие подхода ХК к понятию предприятия от существовавшего ранее в Законе « О предприятиях».

    Предприятие обладает правами юридического лица, действует на основе устава, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своими наименованием и идентификационным кодом. Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, самостоятельно определять численность работников и штатное расписание, обязано вести налоговый и бухгалтерский учет, сдавать отчетность в установленном порядке. Предприятие не имеет в своем составе юридических лиц.



    Хозяйственные общества – это предприятия или другие субъекты хозяйствования, созданные юридическими лицами и /или гражданами путем объединения их имущества и участия в предпринимательской деятельности общества с целью получения прибыли (виды - акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества и коммандитные общества)

    Объединение предприятий – это хозяйственная организация, образованная в составе двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной и иной деятельности для решения общих экономических и социальных задач.

    Гражданин - признается субъектом хозяйствования, в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его в качестве предпринимателя без статуса юридического лица. в установленном порядке в качестве предпринимателя