Объект исследования спортивного права. Международное спортивное право: определение, система и особенности. Что повлекло разделение международной отрасли

Физическая культура и спорт занимают значительное место в жизни каждого человека. Практически каждый член общества вовлечен в физкультурно-спортивные отношения: одни индивиды являются спортсменами или тренерами, вторые выступают в качестве болельщиков, третьи являются служащими государственных или частных спортивных организаций. Школьники и студенты осваивают обязательные программы по физической культуре, в корпоративном секторе проводятся спортивные мероприятия и соревнования, в индустрии отдыха и развлечений задействованы спортивно-оздоровительные лагеря и спортивный туризм. Кроме того, каждый налогоплательщик, по сути, является участником физкультурно-спортивных отношений, так как через бюджетно-распределительную систему финансируется массовый, оздоровительный и инвалидный спорт, дотируется профессиональный спорт, ведутся научные исследования в сфере физической культуры и спорта, ведется строительство спортсооружений и т.д.

Физическая культура и спорт затрагивают интересы подавляющего большинства людей. Однако физкультурно-спортивные отношения настолько широки, многогранны и носят подчас неявный характер (например, оказывают позитивное влияние на повышение продолжительности жизни, снижения уровня преступности, потребления алкоголя и проч.), что многие индивиды не вполне отдают себе отчет в том, что оказываются субъектами спортивно-правовых отношений. В то же время от отношения людей к физической культуре и спорту, от общественного мнения зависит очень многое. И если в обществе есть понимание того, как, посредством каких инструментов и по каким направлениям физкультура и спорт улучшают жизнь общества, делают ее интересней и богаче, то это придает импульс развитию многим наукам о спорте, – в том числе и правовым основам физической культуры и спорта. И если знание физкультурно-спортивного права для обычных граждан страны желательно (хотя и необязательно), то для специалистов по физкультуре и спорту такое знание носит императивный характер, так как без достаточных правовых знаний в области физкультурно-спортивного права профессионалом в сфере спорта стать невозможно.

Правовые основы физической культуры и спорта, как нами отмечалось выше, весьма молодая профессиональная дисциплина. Процесс ее обособления и выделения как самостоятельной отрасли права оформился лишь к середине ХХ столетия, – именно тогда стали появляться первые практические результаты в данной отрасли знания, – целостные и комплексные законы о физической культуре, спорте, рекреации и туризме. Очевидно, что для того, чтобы такие законы появились, была необходима большая предварительная работа по оформлению правовых основ физической культуры и спорта как самостоятельной отрасли знаний. Такая работа охватывала следующие направления:

  • Накопление и систематизацию эмпирического и статистического материала;
  • Разработку различных теоретических подходов к формированию физкультурно-спортивного права, оформлению различных правовых школ и мировоззренческих позиций;
  • Создание инфраструктуры правовых основ физической культуры и спорта как науки (системы подготовки кадров, специальных научных и учебных заведений, специализированных печатных органов и проч.);
  • Выявление тенденций развития в физкультурно-спортивном праве, формулировку проблем, возникающих в рамках физкультурно-правовых отношений, разработку научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию спортивного права.

Из направлений исследований и задач, стоящих перед правовыми основами физической культуры и спорта как профессиональной дисциплиной, становится понятным содержание физкультурно-спортивного права как науки. Однако для более полного понимания того, что представляют собой правовые основы физической культуры и спорта как наука, следует четко уяснить объект и предмет исследования данной дисциплины.

В качестве объекта познания всегда выступает какая-либо часть реальной действительности, которая находится во взаимодействии с субъектом (то есть лицом, познающим объект). В физкультурно-спортивном праве объектом исследования является все многообразие свойств и отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Предметом исследования называется категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объекта. Иными словами, предмет – это часть объекта, причем один и тот же объект может быть предметом различных видов исследований: например, физическая культура и спорт могут выступать предметом медицинских, экономических, социологических, правовых и других исследований. Таким образом, предметом исследований в правовых основах физической культуры и спорта является вся совокупность нормативно-правовых отношений в данной отрасли.

Содержание объекта и субъекта дает нам представление об огромном многообразии сферы исследований в физической культуре и спорте. В данную сферу входят исследования роли государства в регламентации и законодательном оформлении физкультурно-спортивных отношений, – насколько глубоким должно быть вмешательство государства в физкультуру и спорт, на каких регулятивных принципах должно осуществляться такое вмешательство, какая помощь и в каких объемах должна оказываться физической культуре и спорту и т.д.

В сферу правовых основ физической культуры и спорта входит также законодательное оформление социальных интересов, то есть интересов отдельных социальных групп – спортсменов-профессионалов, предпринимателей в области фитнеса и двигательной активности, физкультурников, детей, юношей, студенчества, пенсионеров, инвалидов и проч. Очевидно, что цели и задачи в области физической культуры и спорта каждой из перечисленных социальных групп различны; соответственно, решение их проблем требует различных подходов, дифференцированных форм и методов, а также финансовых и материальных ресурсов.

В физкультурно-спортивной отрасли действуют десятки тысяч спортивных клубов, добровольных спортивных обществ, ассоциаций, федераций, лиг, атлетических и фитнес-клубов. Все они производят специфический продукт – физкультурно-спортивные услуги и зрелища. Так как все они приобщают население к здоровому образу жизни, несут в массы здоровье и красоту, их деятельность является социально значимой, а значит, требует к себе особого подхода, отличного от подхода к иным предприятиям и предпринимательским структурам. Такой подход также требует своего законодательного закрепления. В связи с этим обстоятельством задачей правовых основ физической культуры и спорта становятся исследования, направленные на научное обоснование значимости спортивных организаций, на выработку конкретных рекомендаций и законодательных норм, поддерживающих предприятия и организации, оказывающих населению физкультурно-спортивные услуги.

Теперь, после предварительного рассмотрения специфики правовых основ физической культуры и спорта как науки, анализа объекта и предмета исследований, мы можем дать ей следующее определение: правовые основы физической культуры и спорта – это наука, изучающая процессы нормативно-правового оформления физкультурно-спортивных отношений на основе взаимодействия ее основных элементов: спортивных субъектов, физкультурно-спортивных институтов и здорового образа жизни .

Предмет спортивного права составляют спортивные отношения - особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека, ориентированных на соревновательную деятельность


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

15058. Каноническое право католической церкви и индусское право: правовой анализ 312.48 KB
Правовое пространство объединяет одна общая цель. Какими бы ни были цивилизации, каким бы ни был правопорядок, есть одна-единственная, истинная цель – всеобщее благо. Все остальное: принципы демократии, прав человека, законности – вторично. Это не более чем инструменты, которые должны обеспечивать указанную цель.
3512. Право на защиту как субъективное гражданское право 53.64 KB
Гражданские права и обязанности могут возникать как из правомерных действий, соответствующих закону, иным правовым актам и принципам права (сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления и др.),
5868. Уголовне право РФ 96.16 KB
Уголовное право как отрасль законодательства это система законов и норм издаваемых высшим органом власти определяющих принципы и основания уголовной ответственности круг деяний объявляемых преступлениями а также виды и размеры наказаний и иных мер уголовноправового характера. Уголовноправовые отношения в широком смысле возникают с момента вступления уголовного закона в силу а в узком смысле это отношения между государством и преступником возникающие с момента совершения преступления и заканчивающиеся погашением или снятием...
6019. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 21.76 KB
В целом же регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины равенства прав супругов в семье разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию приоритета семейного воспитания детей заботы об их благосостоянии и развитии обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации заключения брака. Основания для прекращения брака: смерть...
17241. Земельное право 16.94 KB
В ходе изучения земельного права исследуются его фундаментальные понятия и категории такие как: предмет и система земельного права земельно-правовые нормы субъекты и объекты земельных правоотношений право собственности и иные вещные права на землю правовая охрана земель и многие другие. Общая характеристика права собственности на землю...
17281. Трудовое право 20.96 KB
Неудовлетворительная динамика, показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда свидетельствует, что не ликвидированы основные причины, определяющие сохранение опасных и вредных факторов производственной среды. Именно поэтому вопросы охраны труда являются актуальными.
3842. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 14.64 KB
Его нормы устанавливают какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания следует применять к лицам совершившим эти преступления ч. Именно отношения возникающие в связи с совершением преступления и применением за него определенных наказаний и составляют предмет уголовного права. Ввиду того что преступления представляют собой повышенную общественную опасность для установленных в Украине общественных отношений и правопорядка государство применяет за их совершение и наиболее строгие меры принуждения уголовные...
3841. ТРУДОВОЕ ПРАВО 19.7 KB
Нормативные акты регулирующие трудовые и тесно связанные с ними правоотношения составляют трудовое законодательство где основным актом является Кодекс законов о труде Украины КЗоТ. 1 КЗоТ. КЗоТ регулирует не только трудовые отношения работников всех предприятий учреждений организаций независимо от форм собственности вида деятельности и отраслевой принадлежности а также лиц которые работают по трудовому договору с физическими лицами ст. 3 КЗоТ.
6100. Банківське право 15.65 KB
Банківське право Банки і банківська діяльність Банк юридична особа яка має виключне право на підставі ліцензії Національного банку України НБУ здійснювати у сукупності такі операції: залучення у вклади грошових коштів фізичних і юридичних осіб та розміщення зазначених коштів від свого імені на власних умовах та на власний ризик відкриття і ведення банківських рахунків фізичних та юридичних осіб. Спеціалізованим банкам за винятком ощадного забороняється залучати вклади депозити від фізичних осіб в обсягах що перевищують 5 відсотків...
6015. Конституционное право 23.72 KB
Конституции Российской Федерации закреплено что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российской Федерации и Россия равнозначны. Российская Федерация как федеративное государство состоит...

Публикации, 10:00 07.02.2018

© РАПСИ

Система спортивного правосудия. Право в спорте

Контекст

Спортивный арбитражный суд (САS) , пожизненно отстраненных от участия в Олимпийских играх в связи с подозрениями в употреблении ими допинга. Однако МОК отказался приглашать 13 атлетов из этого списка в Пхенчхан. Продолжение правового спора вокруг российских спортсменов может привести к реформе международного спортивного правосудия. РАПСИ разбирается в его устройстве.

САS признал собранные в отношении 28 российских атлетов доказательства недостаточными. Согласившись с обвинениями в адрес 11 спортсменов, суд постановил отменить их пожизненную дисквалификацию и ограничиться запретом на участие в предстоящей Олимпиаде в Пхенчхане.

Однако комиссия Международного олимпийского комитета (МОК) по вопросам участия российских атлетов в Играх в Корее отказалась пригласить 13 спортсменов и двух тренеров из РФ из списка оправданных САS.

Как отмечается в сообщении организации, комиссия по вопросам участия спортсменов была организована не для установления фактов нарушения антидопинговых правил, а для проверки спортсменов на «чистоту» перед играми. По утверждению комиссии, решения САS не рассеяли подозрений в отношении спортсменов.

Предложения реформ

Президент МОК Томас Бах заявил, что решение САS по 28 российским спортсменам доказывает, что его структура нуждается в реформе.

Интересно, что два месяца назад, задолго до рассмотрения иска россиян, вопрос реформы САS уже поднимался, в т.ч. и отечественными специалистами. В частности, с критикой спортивного арбитража выступила начальник управления международного сотрудничества МГЮА Кутафина Ксения Машкова.

«В области спортивного права часто возникает конфликт юрисдикций. Нынешние регламенты и правила САS не согласуются с международным типовым регламентом арбитражных разбирательств и типовым законом арбитража», — заявила она.

Поводом для этого высказывания стало мнение вице-президента Ассоциации адвокатов Индии Удэя Пракаша Варунджикара, озвученное 1 декабря 2017 года на IV Юридическом форуме стран БРИКС.

Варунджикар назвал создание централизованного спортивного агентства стран БРИКС и подготовку спортивных стандартов обязательным шагом для международного спортивного права.

«Страны БРИКС на международных соревнованиях получают около 50% всего медального зачета. Мнение наших спортсменов должно учитываться. Почему эта организация находится в Лозанне, а не в наших странах? Подобные решения чреваты сложностями с политическим нейтралитетом и заинтересованностью», — полагает Варунджикар.

Одновременно с этим все громче звучат заявления спортсменов и экспертов из разных стран, недовольных методами работы Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Главная претензия заключается в том, что у ВАДА слишком много полномочий: сотрудники агентства сами определяют список запрещенных веществ, аккредитовывают лаборатории, определяют правила, по которым собираются допинг-пробы и т.д. Во избежание конфликта интересов и политизированных решений, считают специалисты, эти полномочия следует развести в независимые организации.

Нынешние противоречия между САS, МОК и ВАДА способны стать решающим поводом для начала внутренней трансформации одной из этих организаций.

Разобраться в этом запутанном споре инстанций не просто даже профильным специалистам. Чтобы облегчить эту задачу нашим читателям, РАПСИ подготовило краткое описание действующей системы устройства международного спортивного правосудия.

Три формы спортивного правосудия

Спортивное правосудие в современном мире существует в трех основных формах. В Европе принято направлять спортивные иски в единый арбитражный суд: сначала в национальный, затем в Международный. В США предпочтение отдается конкурентной системе локальных спортивных арбитражей. В менее развитых странах спортсмены решают свои профессиональные проблемы в судах общей юрисдикции.

Россия официально признает юрисдикцию Международного спортивного арбитражного суда в Лозанне

На Западе в последние двадцать лет прослеживается тенденция выделения спортивных конфликтов в особую форму правосудия, которое разбирает их в состязательном процессе, а не автоматическим подбором наиболее подходящей нормы регламента. Причем спортивные споры рассматривают не только специализированные третейские (арбитражные) суды, но и квазиюридические органы: комитеты, палаты, комиссии при спортивных федерациях и лигах.

Спортивный арбитраж

Национальный спортивный арбитраж (в т.ч. российский) разрешает споры субъектов спортивной деятельности, в том числе: споры, вытекающие из уставов, положений, правил, регламентов и иных документов, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований; споры, связанные с определением статуса и порядка переходов спортсменов; споры, вытекающие из агентской деятельности; споры, возникающие из спонсорских контрактов; споры, связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий, а также любые иные споры, возникающие из договорных и других гражданских правоотношений в сфере физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральным законом.

Все эти суды на международном уровне подчиняются Международному спортивному арбитражному совету, при котором был создан Международный спортивный арбитражный суд. Этот суд со штаб-квартирой в Лозанне уполномочен рассматривать все споры, возникающие в области спорта на международном уровне. В 1996 году были созданы отделения суда в США (Денвер, позднее перенесено в Нью-Йорк) и Австралии (Сидней).

Кроме того, на время проведения крупнейших регулярных соревнований создаются непостоянные трибуналы для ускоренного разрешения споров. С 1996 года — на Олимпийских играх, с 1998 года — на Играх Содружества, с 2000 года — на чемпионатах Европы по футболу, с 2006 года — на чемпионатах мира по футболу, с 2014 года — на Азиатских играх.

Последние годы прослеживалась тенденция передачи САS полномочий по рассмотрению дел, которые раньше пытались разбирать узкоспециализированные организации. Примером того, как САS превращается в единый судебный орган для всех спортивных конфликтов, может служить история неудачной попытки учреждения Международной футбольной арбитражной палаты. Это решение было принято на внеочередном Конгрессе ФИФА 7 июля 2001 года. МФАП должна была стать независимым арбитражным органом со своим регламентом, персоналом и инфраструктурой, призванным разрешать споры с футбольным элементом.

Однако вскоре стало очевидно, что ФИФА не укладывается в отведенные для этой цели сроки и бюджет. Уже через год создание МФАП в предложенном формате было признано невозможным и нецелесообразным. Президенту ФИФА поручили изыскать альтернативные пути для организации футбольного арбитража. Результатом этих «изысканий» стало соглашение о выделении в САS списка арбитров, специализирующихся на разрешении футбольных споров.

Сегодня к компетенции спортивного арбитража относятся трудовые, дисциплинарные, квалификационные (судейские), трансферные, коммерческие споры. А также споры из нарушения допинговых правил, из нарушения регламентов соревнований, споры о компетенции.

CAS рассматривает как «коммерческие», так и «дисциплинарные» дела. Среди последних большую часть составляют споры о дисквалификациях, связанных с использованием допинга.

Что особенно важно в контексте нынешних правовых противоречий между САS и ВАДА, соответствующие полномочия Спортивного арбитражного суда по оценке меры ответственности атлетов и тренеров за употребление допинга прописаны во Всемирном антидопинговом кодексе ВАДА.

Проблемы спортивного правосудия

Главная проблема спортивного правосудия заключается в том, что большинство «коммерческих» споров САS рассматривает как суд первой инстанции, а «дисциплинарные» обычно попадают в арбитраж после того, как их рассмотрела предшествующая инстанция.

Обязательным условием рассмотрения спора в спортивном арбитражном суде является исчерпание заявителем всех правовых средств защиты своих нарушенных прав, предоставленных спортивной организацией, чьи решения или действия обжалуются. Это значит, что перед тем как попасть в специализированный суд, спортсмен обязан пройти разбирательство в согласительной комиссии, созданной при клубе, лиге или спортивной федерации.

Кроме того, по-прежнему сильно ограничивает правовую свободу спортсменов «арбитражная оговорка» — содержащееся в трудовом договоре соглашение сторон, предусматривающее возможность рассмотрения спора в САS (без наличия которой возбуждение дела в Спортивном арбитраже невозможно). Причем сама эта возможность может противоречить внутреннему законодательству, гражданско-правовому договору (например, рекламному контракту) или регламенту спортивных организаций, и в этом случае спортсмен лишается доступа к международному правосудию.

За годы своей работы Международный спортивный арбитражный суд не только урегулировал частные споры по всем возможным контекстам спортивного права, но и дал разъяснения по таким вопросам, как определение понятия контракта о спонсорстве, понятия «профессиональный спортивный журналист»… А главное - по вопросу участия спортсменов, к которым были применены санкции за употребление допинга, в Олимпийских играх. Поэтому в рамках традиционного права именно решение САS по применению этого вопроса на практике должно было бы быть наиболее влиятельным.

Спортивное правосудие сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений правовой и юридической мысли. Особый интерес спортивные суда вызывают благодаря своему специфическому статусу: номинально не подчиняясь национальным властям и международным организациям (в т.ч. и МОК), спортивные суды имеют возможность независимо исследовать главные правовые язвы современного мира (выходящие за пределы чисто спортивной тематики). В этой связи ограничение деятельности и сферы влияния САS может негативно сказаться и на эффективности развития гражданского правосудия.

Родион Руднев

Ключевые слова: спортивное право, система законодательства, отрасль права.

Спортивное право как отрасль законодательства включает в себя нормативные акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и участия спортсмена в спортивных соревнованиях, а также участия иных юридических лиц в деятельности, связанной с организацией и проведением спортивных мероприятий как на национальном,так и на международном уровне 1 .

В соответствии с п. 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Поэтому в первую очередь остановимся на международных нормативных актах, регулирующих отношения в сфере спорта.

В 1978 г была принята Международная хартия физического воспитания и спорта (далее Хартия) 2 . Рассматриваемая Хартия, как следует из преамбулы, принята с целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, а также компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею, распространять и применять ее 3 . Из текста Хартии следует, что физическое воспитание и спорт являются важной составляющей жизни общества. В ней провозглашается, что каждый человек обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития личности.

В Хартии говорится, что физическое воспитание и спорт со действуют сохранению и улучшению здоровья и разумному проведению человеком досуга, обогащают общественные отношения и развивают спортивный дух, необходимый для жизни общества.

Важное значение имеют положения статей 9 и 10 Хартии, согласно которым государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации призванны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту. Такое содействие должно заключаться в принятии нормативных правовых актов, обеспечении материальной поддержки, а также в использовании других мер поощрения, стимулирования и контроля. Особое место отводится сотрудничеству между государствами, международными и региональными правительственными и неправительственными организациями, способствующему поддержанию мира, укреплению взаимного уважения и дружбы и создающему благоприятный климат для решения международных проблем.

Другими международно-правовыми источниками в сфере спорта являются Спортивная хартия Европы, принятая 15 мая 1992 г. (далее Спортивная хартия) и Кодекс спортивной этики 4 (далее Кодекс). В основу Кодекса положены принципы этического характера, являющиеся неотъемлемой частью всей спортивной деятельности, спортивной политики. Кодекс создает этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями не только в спорте, но и в современном обществе (это следует из п. 3). Кодекс устанавливает ответственность за соблюдение справедливой игры 5 перед правительствами, спортивными и относящимися к спорту организациями, а также отдельными лицами.

Спортивная хартия, в соответствии с принципами, изложенными в Кодексе, призывает правительства создавать благоприятные условия для занятий спортом, включающие гарантии получения знаний по физическому воспитанию и овладению физическими навыками, гарантии заниматься спортом и физической активностью в безопасных для здоровья условиях; защищать и развивать моральную и этическую базу спорта, человеческое достоинство и безопасность и др.

Особое значение имеет Конвенция против применения допинга 6 , которая регулирует отношения, связанные с его употреблением; устанавливает меры, направленные на ограничение его доступности, а также принципы международного сотрудничестве в этой сфере.

В Конвенции «О предотвращении насилия...» 7 , устанавливаются принципы международного сотрудничества в области предотвращения насилия на спортивных мероприятиях; меры, направлен ные на предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей спортивных мероприятий и др.

Рассмотрев основные международно-правовые акты, затрагивающие отношения, связанные со спортом, обратимся к действующему в рассматриваемой сфере российскому законодательству

Начнем с «Конституции Российской Федерации» как с источника права, имеющего высшую юридическую силу. В тексте Конституции физическая культура и спорт упоминаются дважды, а именно: в п. 2 статьи 41, констатирующем, что в Российской Федерации принимаются меры, в частности по физической культуре и спорту; и подпункте «е» п.1 ст.72, который относит общие вопросы физической культуры и спорта к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Факт упоминания в конституции рассматриваемой сферы подтверждает её значимость и общественную важность.

В п.1 ст. 25 Декларации прав и свобод человека и гражданина 8 сказано, что государство поощряет деятельность, способствующую развитию физической культуры и спорта.

Рассматривая содержание федеральных законов, отметим, что законом, устанавливающим правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, а также принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 29 апреля 1999 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 9 . Данный закон является базовым отраслевым законом, создающим фундамент в правовом регулировании рассматриваемой сферы.

В настоящий момент на федеральном уровне существуют также многочисленные подзаконные акты, регулирующие отношения в области спорта, такие как: постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. №515 10 , поста новление от 30 апреля 2004 г. № 326 11 и др.

На уровне субъектов Российской Федерации также существует целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные со спортом.

Особо следует подчеркнуть, что в законодательство о спорте помимо актов, непосредственно регулирующих отношения, связанные со спортом, можно также отнести отдельные положения нормативных актов других отраслей права, в частности: налогового 12 , таможенного 13 , трудового 14 , гражданского законодательства 15 и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент как в России, так и на международном уровне сформировалась система законодательства о спорте, носящая комплексный характер, представляющая собой определенный массив правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере спорта.

Говорить же о спортивном праве как о самостоятельной отрасли права, скорее всего, нельзя, поскольку, как было показано выше, важнейшим основанием для выделения отрасли права является выделение его предмета и метода правового регулирования. Рассматривая спортивное право, довольно трудно осуществить такое выделение, поскольку отношения, складывающиеся в спорте, весьма многообразны. Относительно же метода правового регулирования стоит сказать, что в зависимости от вида отношений в сфере спорта используются методы правового регулирования различных отраслей права, и выделить конкретный метод, нормализующий общественный отношения, складывающиеся в сфере спорта, не представляется возможным.

1 Такую точку зрения высказывала Е.А. Орлова («Спортивный менеджмент». 2004, №1, с. 61).

2 Принята в Париже 21.11.1978 г. на 20-й сессий Генеральной конференции ЮНЕСКО.

3 Абзац 13 преамбулы Хар тии.

4 Кодекс спортивной этики Совета Европы 1992 г. «Справедливая игра - путь к победе».

5 Как следует из статьи 6 Кодекса, «Справедливая игра» является достаточно широким понятием, включающим в себя помимо следования правилам в спортивной деятельности понятия дружбы, уважения; это образ мышления, исключающий обман, применение допинга, насилие, оскорбление, эксплуатацию, коррупцию.

6 Совет Европы, Конвенция против применения допинга, ETS 135, Страсбург, 16.11.1989.

7 Совет Европы, Конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей. ETS 120, 19.08.1985.

9 СЗ РФ, 03.05.1999, №18, ст. 2206.

10 Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 515 «Об утверждении Положения об аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) по различным видам спорта.

11 Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2004 г. № 326 «О Федеральном агентстве по физической культуре, спорту и туризму».

13 Например п.1 ст. 212, пп. 24 п.1 ст. 268 Таможенного кодекса РФ; Конвенция о таможенных льготах для туристов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.).

14 Здесь имеются в виду положения Трудового кодекса, регламентирующие отношения работника и работодателя.

15 Нормы Гражданского кодекса, регулирующие предпринимательскую деятельность; законодательство об общественных объединениях и др.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Сердюков Александр Викторович. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Сердюков Александр Викторович; [Место защиты: Гос. ун-т - Высш. шк. экономики].- Москва, 2010.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/1025

Введение

Глава I. Понятие комплексной отрасли законодательства. Общетеоретические вопросы 15

1.1. Современная система российского законодательства. Право и законодательство 15

1.2. Комплексные отрасли в системе российского законодательства 36

Глава II. Теоретические основы и концепция спортивного права 50

2.1. Понятие спортивного права. Границы спортивного права 50

2.2. Предмет спортивного права. Спортивно-правовые отношения 76

2.3. Спортивное право на современном этапе: проблемы и перспективы развития 102

Глава III. Состав спортивного права 122

3.1. Источники спортивного права 122

3.2. Субъекты спортивного права 137

3.3. Принципы спортивного права 153

3.4. Институты спортивного права 164

Заключение 193

Список использованных источников 197

Приложение 231

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Возрастание роли комплексного, то есть находящегося на стыке основных отраслей права, правового регулирования является одной из главных тенденций развития современного российского законодательства. В научных изданиях последнего времени наблюдается интерес авторов к проблемам и закономерностям комплексного законодательного регулирования, угасший было после научной дискуссии конца 70-х - начала 80-х годов прошлого века о системе права. Этот интерес присущ, прежде всего, тем исследователям, которые повседневно сталкиваются с комплексными образованиями системы законодательства, структура которой в современных условиях значительно меняется. Примерами могут служить работы, целью которых является определение места в современной системе права массивов правовых норм, регулирующих отношения 1 в важнейших сферах общественной жизни, как правило, не рассматривавшихся ранее в качестве самостоятельных отраслей права и законодательства - военного, информационного, медицинского, образовательного, транспортного права и др. 1

О спорте и о правовых нормах, регламентирующих складывающиеся в этой сфере отношения, в этой связи следует говорить отдельно. Спорт - одна из важнейших сфер общественной жизни. Он ценен как сам по себе, так и в качестве одной из основ сохранения и укрепления здоровья населения, средства повышения жизнестойкости, оптимизма, трудоспособности людей. Спортивные достижения граждан конкретного государства всегда считались индикатором его мощи, достоинств социальной системы, уровня развития и оборонного потенциала страны в целом. С каждым годом в мире растёт число спортсменов, как любителей, так и "профессионалов". Спортивные соревнования привлекают

1 См., напр: Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2; Литовка А.Б., Литовка П.И. Медицинское право - комплексная отрасль национального права России: становление, перспективы развития // Правоведение. 2000. № 1; Мигачев Ю.И., Тихомиров СВ. Военное право. М., 2002; Стрельникова И.А. Понятие и место транспортного права в системе права России. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002 и др.

4 внимание всё большего числа людей, в спорт вкладываются всё увеличивающиеся денежные средства. Соответственно, повышаются требования к организации спортивных мероприятий, деятельности их участников, появляется потребность в более чётком правовом регулировании отношений в сфере спорта.

Особое и значимое место спорт традиционно занимает в общественной жизни нашей страны. Право на занятия физической культурой и спортом вытекает из статьи 41 Конституции Российской Федерации. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации неоднократно отмечалась необходимость поиска путей по формированию и сохранению здоровья граждан. В этом контексте эффективная государственная политика в сфере физической культуры и спорта рассматривается в качестве оптимального механизма сбережения нации 2 .

Конец первого десятилетия XXI века стал важной вехой в развитии нормативного правового обеспечения отечественного спорта - был принят Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" . 30 марта 2008 г. новый базовый нормативный правовой акт в сфере физической культуры и спорта вступил в силу. Одновременно вступила в силу глава 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающая особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. Произошедшие качественные изменения в законодательном обеспечении российского спорта, несомненно, положительно отразились на состоянии всего нормативного массива, который можно назвать спортивным правом. Наряду с этим можно наблюдать рост внимания к спортивно-правовым вопросам со стороны научной общественности. Поэтому необходимым и своевременным видится обращение к теоретико-правовой проблематике спортивного права, в том числе его рассмотрение в качестве комплексной отрасли законодательства.

2 См.: Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года
"О состоянии законодательства в Российской Федерации". М., 2007. С. 103.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6242.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы общей теории системы права исследовались в отечественной науке преимущественно во второй половине XX века. Можно выделить работы С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, О.А. Красавчикова, А.В. Мицкевича, СВ. Полениной, И.С. Самощенко, А.Ф. Шебанова, В.Ф. Яковлева и др. В постсоветскую эпоху рассматриваемые вопросы стали объектом исследования Д.В. Гусева, СВ. Ермоленко, Е.А. Киримовой, М.И. Милушина, Д.Е. Петрова, В.П. Реутова, Е.Э. Черенковой и др.

Отдельные аспекты спортивного права и нормативного правового регулирования" в сфере физической культуры и спорта изучались отечественными правоведами, а также специалистами в области физической культуры и спорта: С.Н. Братановским, Р.Г. Гостевым, СИ. Гуськовым, В.Н. Зуевым, С А. Ищенко, В.Н. Уваровым, И.М. Чемакиным и др. В работах этих авторов анализируется взаимодействие государственных органов и физкультурно-спортивных организаций, включая, спортивные федерации, трудовые отношения с участием спортсменов и тренеров, вопросы финансирования физической культуры и спорта, функционирования объектов спорта и др., исследуется история нормативного правового регулирования в сфере спорта.

Спортивно-правовой тематике посвящен ряд диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук, защищенных в последние годы. Можно отметить работы И.М. Амирова, СВ. Васильева, В.П. Васькевича, Е.А. Дементьева, А.Н. Егоричева; А.С Леонова, М.В. Лукина, М.А. Маргулиса, С А. Медведева, Н.А. Овчинниковой, В.В. Сараєва, А.Н. Чеснокова, О.А. Шевченко и др.

Стоит отметить, что в последние годы помимо прикладных вопросов правового регулирования спорта внимание исследователей все больше привлекают теоретические проблемы спортивного права. Попытки концептуально определить понятие спортивного права, описать его место в системе права и системе законодательства предпринимались СВ. Алексеевым,

И.С. Кузнецовым, С.А. Медведевым, СИ. Нагих, Д.И. Рогачевым, А.А. Соловьевым и др. Ряд исследователей приходит к выводу, что сформировавшийся в России массив правовых норм, регулирующих отношения в сфере спорта, носит комплексный характер 4 . Однако предметом углубленного общетеоретического исследования указанный вопрос не становился.

Объектом диссертационного исследования является система российского законодательства, обладающая сложной многослойной структурой, обусловленной современным этапом ее развития. При этом система законодательства рассматривается в неразрывной связи с системой источников права, а также примыкающей к ней системой иных социальных норм.

Предметом исследования являются особенности функционирования и развития массива правовых норм, регулирующих отношения в области спорта, - спортивного права и его соотношение с системой российского законодательства.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является обоснование самостоятельности спортивного права как элемента системы законодательства, а также определение места спортивного права в данной системе с учетом существующих теоретико-правовых наработок, прежде всего по вопросу комплексных образований в структуре системы законодательства.

Объект, предмет и цель исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

осуществить структурный анализ современной системы российского законодательства, определить элементы этой системы, их виды и уровни, существующие внутрисистемные связи, рассмотреть основные подходы к указанному вопросу;

обосновать наличие комплексных образований в системе законодательства, их научную и практическую значимость;

См., напр.: Кузнецов И.С. Спортивное право России как отрасль российского законодательства// Спорт: экономика право, управление. 2004. № 4. С. 3.

ввести определение понятия "спортивное право", критически рассмотреть основные существующие подходы к определению указанного понятия, очертить состав и границы спортивного права;

рассмотреть предмет, принципы, основные институты спортивного права, субъектный состав правовых отношений в сфере спорта;

осветить ключевые этапы формирования спортивного права России, уделив основное внимание современному состоянию отрасли и направлениям ее развития.

Теоретические основы исследования. Общетеоретической основой диссертации являются труды по общей теории права и государства, социологии права, психологии права, теории систем и по ряду отраслевых юридических наук С.С. Алексеева, М.О. Аржанова, М.И. Байтина, В.М. Баранова, Д.Н. Бахраха, И.В. Блауберга, С.Н. Братуся, О.С. Иоффе, В.Б. Исакова, Д. А. Керимова, О. А. Красавчикова, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, О.Э. Лейста, Р.З: Лившица, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, В.П. Мозолина, B.C. Нерсесянца, Е.Б. Пашуканиса, Л.И. Петражицкого, А.С. Пиголкина, СВ. Полениной, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, В.А. Толстика, Т.Я. Хабриевой, P.O. Халфиной, В.М. Чхиквадзе, Н.Д. Шаргородского, Э.Г. Юдина, Л.С. Явича, Ц.А. Ямпольской и др.

Теоретико-методологической основой исследования также стали работы в области спортивного права и нормативного правового регулирования в сфере физической культуры и спорта СВ. Алексеева, Р.Г. Гостева, СИ. Гуськова, СИ. Нагих, А.А. Соловьева, а также работы В.Г. Бауэра, П.А. Виноградова, А.А. Исаева, М.Я. Сарафа и др., исследовавших социальную сущность общественных отношений в указанной сфере и их развитие.

В диссертации использован зарубежный опыт комплексного исследования спортивного права, а также анализа отдельных институтов спортивного права в работах таких авторов, как М. Beloff, С Furno, S. Gardiner, М. Jones, М. Pescante, Т. Sarkozy, G. Wong и др.

Методологические основы исследования. В работе используется современный методологический инструментарий теории права и государства, включающий как общенаучные, так и специальные методы научного познания.

Особое место в процессе научного исследования занимает системный (системно-структурный, системно-функциональный) метод, широкое применение которого обусловлено особенностями объекта исследования.

В работе были применены также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования, необходимые для познания правовой действительности. Одновременно специфика объекта исследования определила широкое использование средств правового мониторинга действующих актов законодательства, проектов нормативных правовых актов, общественных отношений, входящих в рассматриваемую сферу правового регулирования 5 .

Источниковедческая и эмпирическая основа исследования. В ходе подготовки диссертации был исследован широкий круг законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере спорта и смежные отношения, значительное число законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов. Также исследованы основные международно-правовые документы в рассматриваемой сфере и акты корпоративного нормотворчества. В работе используются материалы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, физкультурно-спортивных организаций по вопросам совершенствования нормативно-правового обеспечения физической

5 См.: Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е Мониторинг в правотворчестве: теория и методология. М., 2009. С. 10 и далее.

9 культуры и спорта.

Особое внимание было уделено Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" - базовому акту спортивного права России.

Эмпирическую основу диссертации составляют: источники права и практика их реализации, акты применения и толкования, статистические данные, научно-практические работы в области систематизации законодательства и в области спортивного права, справочная литература, материалы периодической печати и других средств массовой информации.

Научная новизна результатов исследования. Диссертация представляет собой первую попытку общетеоретического исследования спортивного права как целостного образования и определения его места в правовой системе России и в системе российского законодательства. К настоящему моменту в научной литературе проработаны лишь частные, фрагментарные аспекты функционирования спортивного права. Автором используется концепция комплексной отрасли законодательства, разрабатываемая современной npaBOBOUN наукой, обосновывается ее применимость для характеристики спортивного права.

В работе впервые осуществлен- анализ спортивного права с учетом происходящих системных изменений, обусловленных вступлением в силу Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В этой связи автором не только описывается система действующих источников спортивного права России, но и предлагаются пути ее развития и совершенствования.

В работе обосновываются следующие теоретические положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Принимая во внимание дискуссионность вопроса и существующее многообразие подходов, автор использует понятие "комплексные отрасли законодательства" для характеристики обособленных групп нормативных правовых актов, содержащих нормы нескольких отраслей права, при этом

10 объединенных предметным единством, то есть регулирующих качественно однородные общественные отношения, а также едиными принципами, в основе которых, как правило, лежат базовые законодательные акты.

2. Результаты исследования системы российского законодательства в
целом, а также соответствующей тематической источниковедческой базы и
научной литературы, позволяют сделать вывод, что к настоящему времени
сформировалась комплексная отрасль законодательства - спортивное право,
обладающая особым предметом правового регулирования, состоящая из
базового нормативного правового акта - Федерального закона "О физической
культуре и спорте в Российской Федерации", осуществляющего функцию
системообразующего отраслевого центра, и ряда согласующихся с ним законов
и иных нормативных правовых актов, отличающаяся внутренней
структурированностью и системностью.

3. Одновременно автором не отрицается возможность теоретико-
правового рассмотрения спортивного права в иных качествах. В частности,
спортивное право может быть рассмотрено как составная часть правовой
системы - целостного комплекса правовых явлений, связанных со спортом. В
таком случае спортивное право включает как соответствующий нормативный
массив и систему источников, так и другие элементы, соответствующие прочим
элементам правовой системы: спортивную правовую культуру, спортивное
правосознание и спортивно-правовую идеологию, институты, осуществляющие
деятельность в сфере спортивного права, практику спортивного права и т.д.

4. Предмет спортивного права составляют спортивные отношения -
особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта,
высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на
удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей
человека, ориентированных на соревновательную (состязательную)
деятельность и (или) подготовку к ней. К спортивным отношениям ограничено
применение принципа эквивалентности.

    В исследовании содержится обзор состава институтов спортивного права. В силу комплексной природы спортивного права такой состав двойственен: с одной стороны, в нем можно выделить уникальные, не свойственные для других частей права и законодательства институты, с другой - иные правовые институты, известные в системе права и системе законодательства, представлены в спортивном праве со значительной спецификой, обусловленной своеобразием спортивной деятельности. В числе первой группы институтов спортивного права автор называет и характеризует институты борьбы с допингом, драфта, видов спорта, Единой всероссийской спортивной классификации, спортивных сборных команд, в числе второй группы - институты гражданства, разрешения споров, юридической ответственности, трудового договора, перехода работников от одного работодателя к другому, аттестации работников, договора присоединения, спонсорства, страхования, агентирования, лицензирования; государственного контроля, признания и др.

    Развитие и правовое регулирование правовых отношений в сфере спорта строится на общеправовых и межотраслевых принципах права, отраслевых принципах - гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей права, принципах отдельных правовых институтов, а также на единых специфичных принципах спортивного права: правовой автономии спорта, соревновательности, ограничения эквивалентности, "честной игры" ("fair play").

    Автором обращается внимание на невозможность классификации спортивных правоотношений по видам осуществляемой их субъектами экономической деятельности с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) 6 в действующей редакции, в связи с чем даются конкретные предложения по

6 Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст. "О принятии и введении в действие ОКВЭД"

12 совершенствованию ОКВЭД в части описания видов деятельности в области физической культуры и спорта (см. Приложение).

8. Автор обосновывает нецелесообразность разработки "спортивного кодекса" на современном этапе развития спортивного права России, а также отсутствие необходимости в специальном законодательном регулировании профессионального спорта.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его новизной и содержащимися в нем обобщениями, выводами и предложениями, которые могут быть использованы широким кругом субъектов, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта.

В работе осуществлен критический анализ представлений о системе права и системе законодательства, их структуре и соотношении. В результате уточнено понятие комплексной отрасли законодательства, что углубило современные научные знания по данному вопросу. Результаты диссертационного исследования могут применяться при преподавании соответствующих разделов курса теории права и государства, а также специальных дисциплин, рассчитанных на юристов и специалистов в сфере физической культуры и спорта.

В диссертации определено место спортивного права как комплексной отрасли российского законодательства, описаны его объект, принципы, содержится анализ основных институтов и специфических субъектов правовых отношений в сфере спорта, что может быть использовано федеральными органами законодательной и исполнительной власти в процессе дальнейшего совершенствования законодательства о физической культуре и спорте, а также правоприменительными органами. В частности, практическая значимость исследования многократно возрастает в условиях продолжающейся работы по совершенствованию российского законодательства о физической культуре и спорте и спортивного права в целом с учетом нового базового отраслевого акта

Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре
и спорте в Российской Федерации".

По результатам диссертационного исследования автором осуществляется доработка программы спецкурса "Спортивное право", рассчитанного на студентов, проходящих подготовку по специальности "Юриспруденция". Чтение курса планируется на факультете права Государственного университета

Высшей школы экономики.

Апробация результатов диссертации. Работа выполнена на кафедре теории права и сравнительного правоведения факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях указанной кафедры, высказывались автором на I и II международных научно-практических конференциях "Спортивное право: перспективы развития" (г. Москва, Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина, 29 июня 2007 г. и 29 мая 2008 г.), Научно-практической конференции "О гражданско-правовых отношениях между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией. Пути развития" и "круглом столе" по теме: "Обсуждение проекта федерального закона "О спортивной подготовке" (г. Москва, 19 ноября 2009 г.), докладывались на заседаниях рабочих органов Федерального агентства по физической культуре и спорту, Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения, легли в основу ряда публикаций автора.

Материал диссертационного исследования широко апробирован в ходе профессиональной деятельности автора в качестве преподавателя кафедры теории права и сравнительного правоведения Государственного университета - Высшей школы экономики (с 2006 г.), ведущего специалиста-эксперта отдела нормативного обеспечения отрасли Правового управления Федерального агентства по физической культуре и спорту (2007-2008 гг.), арбитра Спортивного арбитража при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (с 2009 г.), члена Экспертного совета Комиссии Совета Федерации

14 по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения (с 2009 г.), члена Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России (с 2010 г.).

Отдельные предложения, вытекающие из научного исследования были приняты и реализованы в практической деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в ходе разработки Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и главы 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров". Автор участвовал в деятельности рабочих групп по подготовке проектов указанных федеральных законов.

Ряд теоретических положений, сформулированных в ходе исследования, используются автором в ходе проведения занятий со студентами по курсу "Теория государства и права" на факультете права Государственного университета - Высшей школы экономики.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования и позволяет последовательно рассмотреть теоретические и практические проблемы избранной темы. Работа включает в себя введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение, список использованных источников и приложение.

Современная система российского законодательства. Право и законодательство

В настоящее время система российского законодательства переживает новый этап своего становления и развития. Данный этап характеризуется тем, что на смену прямолинейным, простым, явным, открытым решениям, применявшимся в ходе реализации правовой политики и, прежде всего, в процессе законотворчества в 90-х годах XX века, пришли решения тонкие сложные, многослойные. Разработка и внедрение таких решений предполагают совершенно иной уровень понимания того, что происходит в социальном организме7. Таким образом, объяснимым и неизбежным является обращение к существующим в юридической науке концепциям системы законодательства и системы права с целью их критического осмысления и дальнейшей разработки.

Говоря о системе законодательства, прежде всего, следует определиться с объемом по нятия " законодательство". В юридической науке существует как минимум два подхода к его определению. Согласно первому законодательство понимается в узком смысле - как совокупность законов. Иные нормативные правовые акты термином "законодательство" в таком случае не охватываются. "Объединение законов и подзаконных актов подрывает авторитет закона, подменяет его актами управления", - считает Л.Б. Тиунова9. В современный период необходимость применения узкой трактовки законодательства обосновывается также принципами правового государства, в частности, принципом верховенства закона и принципом разделения властей10. Расширительная трактовка законодательства, по их мнению, приводит к подмене закона подзаконными актами и может использоваться как легальное средство умаления роли закона в жизни общества11. Данный подход прослеживается также в работах Р.З. Лившица, А.С. Пиголкина, Ю.А. Тихомирова и др.12 В широком смысле, как систему нормативных правовых актов, в том числе включающую и подзаконные акты, законодательство понимают С.С. Алексеев, Д.А. Керимов, О.А. Красавчиков, СВ. Поленина, А.Ф. Шебанов и др. В отдельных случаях под законодательством понимается также деятельность, связанная с принятием законов, для обозначения которой более корректным видится понятие "законотворчество"

При этом исследователями не раз отмечалось, что легальной дефиниции для термина "законодательство" в самом российском законодательстве не существует1 . Принятие федерального закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации" - так называемого "Закона о законах" - который в числе прочих задач мог бы определить объем термина "законодательство" и соотношение элементов его состава, до сих пор остается делом неопределенного будущего.

Характерно, что единство употребления термина "законодательство" отсутствует даже в базовых отраслевых нормативных правовых актах, которыми являются кодексы Российской Федерации: в узком смысле понимают законодательство Водный, Гражданский, Земельный, Лесной, Семейный, Таможенный, Трудовой кодексы Российской Федерации, в широком -Воздушный, Градостроительный, Жилищный кодексы Российской Федерации. Особым образом определяет структуру бюджетного законодательства статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, включая в ее состав наряду с законами (федеральными конституционными, федеральными и субъектов Российской Федерации) также муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, носящие подзаконный характер.

Рядом субъектов Российской Федерации приняты собственные "законы о законах"18, регулирующие отношения, связанные с принятием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Однако и на региональном уровне единое понимание термина "законодательство" отсутствует.

Комплексные отрасли в системе российского законодательства

Системные изменения, коснувшиеся всей жизни российского общества в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся и по сей день, затронули как сам предмет изучения социальных наук, так и доступную исследователям методологию, существенно расширив возможности ученых, прежде всего, избавив их от существовавших идеологических барьеров. Так, отечественные юристы вновь после долгого перерыва обратили свое внимание на основное разделение позитивного права в странах континентальной правовой семьи - на частное и публичное. Усиление частноправовых начал, необходимость согласования между собой правовых норм разных подсистем права, регулирующих общественные отношения по поводу одних и тех же материальных благ, но на основе принципиально различных подходов, обусловили возрастание комплексного, межотраслевого регулирования, что является, пожалуй, одной из главных характеристик современного этапа развития системы российского законодательства.

Отраслевая дифференциация и межотраслевая интеграция назывались одновременными направлениями развития законодательства еще в середине 70-х годов XX века97. При этом дифференциация правового регулирования связывалась учеными с обособленными формированиями в системе права, а по интеграция правовых норм - с формированиями комплексными. Очевидно, что за прошедшее время социальная жизнь лишь усложнилась, и современная структура общественных отношений сложнее той, которая легла в основу "классической" структуры системы права, дифференцированной, прежде всего, на основе предмета и метода, и практически копирующей ее структуры системы законодательства". Таким образом, актуализируется проблема комплексных образований в системе законодательства, складывающихся отдельно от отраслей (подотраслей) и институтов законодательства, прямо корреспондирующих соответствующим отраслям (подотраслям) и институтам права (какими являются, например, гражданское, уголовное, трудовое, административное законодательство).

Как уже было сказано, вопрос о природе комплексных образований в системе законодательства возник во время третьей дискуссии о системе советского права, имевшей место в 1982-84 гг., одновременно с вопросом комплексных отраслей права. В связи с этим С.С. Алексеев отмечает, что в юридической науке, пожалуй, нет другой группы вопросов, которые бы с таким постоянством привлекали повышенное внимание во всех областях юридических знаний, как вопросы состава и соотношения отраслей российского права... При этом проблема комплексных образований в структуре права продолжает оставаться в юридической литературе весьма дискуссионной, приобретая не оправданную существом самой проблемы полемическую остроту.

Одним из путей преодоления такой остроты, на наш взгляд, может стать перенос основного акцента полемики на структурное содержание системы законодательства. В этой связи по-новому может быть воспринята идея Р.З. Лившица, предлагавшего "отказаться от системы права в пользу системы законодательства", ведя речь об отраслях законодательства и не рассматривая отраслевую структуру права

Хотя комплексная дифференциация законодательства страдает субъективизмом (впрочем, присущим самой системе законодательства, в отличие от системы права, по мнению многих правоведов, имеющей объективный характер), возможность выделения комплексных законодательных образований, как показывает анализ соответствующей научной литературы, вызывает на порядок меньше протестных мнений среди ученых, чем выделение комплексных образований в системе права. В частности, это позволяет в определенной мере преодолеть разрыв между правом и законодательством, на неоправданность которого еще в 1982 г. обращали внимание С.Н. Братусь, В.В. Полянский и др.

Понятие спортивного права. Границы спортивного права

Спортивное право - сравнительно новое для российской юриспруденции направление исследования и нормотворчества. До сих пор нет единой точки зрения на то, что это, собственно, такое - "спортивное право". К слову сказать, среди ученых и специалистов отсутствует даже терминологическое единство в рассматриваемом вопросе. Поэтому с этим аспектом определимся в первую очередь. Среди наиболее часто используемых терминов можно назвать непосредственно "спортивное право", а также "физкультурно-спортивное право", "физкультурно-спортивное законодательство", "спортивное законодательство", "законодательство о физической культуре и спорте"136. Терминологической и содержательной разнице понятий "спортивный" и "физкультурно-спортивный", связанной» с разграничением физической культуры и спорта, мы уделим внимание далее, когда будем характеризовать предмет спортивного права - таким образом наиболее распространенными альтернативами остаются термины "спортивное право" и "законодательство о физической культуре и спорте". Остановимся на них подробнее.

Словосочетание "спортивное право" все чаще входит в обиход как специалистов, так и широкой общественности. Обращение к нему может рассматриваться как результат повышения уровня правовой урегулированности общественных отношений в сфере спорта, роста внимания общества и государства к спорту вообще. К настоящему времени именно указанное словосочетание, пожалуй, является наиболее распространенным для обозначения, условно говоря, "области стыка" права и спорта: данным термином пользуются авторы многочисленных цитируемых нами статей, монографий, учебников, рядом вузов предпринимаются попытки подготовки юристов со специализацией "Спортивное право", проводится ежегодная Международная научно-практическая конференция "Спортивное право: перспективы развития", в рамках Ассоциации юристов России более года ведет активную деятельность Комиссия по спортивному праву. Одновременно " указанный термин имеет общемировое признание: в англоязычном варианте "sports law", во франкоязычном "droit du sport", немецко-язычном "sportrecht" и т.д. он также используется в изданиях научной и учебной направленности. Существует Международная ассоциация спортивного права (International Association of Sports Law - IASL), проводящая ежегодные конгрессы (Конгресс 2009 года в Варшаве стал 15-м) и выпускающая периодическое издание "International Sports Law Review". Также употребляется латинское понятие "lex sportiva", используемое для обозначения» особого правового явления и одновременно научной дисциплины Понятие "законодательство о физической культуре и спорте" носит легальный характер. Данный термин введен Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской- Федерации" , (далее - Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской -Федерации"), часть 1 статьи 4 которого определяет состав законодательства о физической культуре и спорте, которое состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Налицо узкое понимание законодательства о физической культуре и спорте, которое не может быть использовано для обозначения всего массива норм и их источников, j регулирующего общественные отношения в рассматриваемой сфере. Таким образом, в нашем исследовании мы оперируем термином v "спортивное право" как устоявшимся в юриспруденции понятием. Значительно, более важным, прежде всего с научной точки зрения, является содержание понятия "спортивное право". Его уяснение - и есть одна из главных задач настоящего диссертационного исследования. J Хотя термин "спортивное право" используется в наши дни весьма часто, % знакомясь с трудами ученых-юристов, посвященных спортивному праву, f сталкиваешься с уже описанным и нередким для отечественной юриспруденции. обстоятельством, когда ныне почти каждый исследователь, занимающийся изучением той или иной группы норм, непременно стремится провозгласить ее отраслью права. В современной юридической литературе высказывались следующие точки зрения на рассматриваемую проблему.

В работах СВ. Алексеева, внесшего, пожалуй, наибольший вклад в, развитие учения о спортивном праве в последние годы, прослеживается своего рода "эволюция" рассматриваемого нами понятия. Относясь к системе права. как надстроечной категории, связанной с базисом общественных отношений (т.е. в русле советской правовой науки, выделявшей отдельные отрасли права исключительно в виду общественной, политической значимости регулируемых ими отношений), а также исходя из соображений практической целесообразности и удобства, автор, во-первых, определяет физкультурно- . спортивное законодательство, которое видится им как комплексная отрасль ь законодательства, имеющая свою родословную, восходящую к гражданскому и административному праву.

Источники спортивного права

Нормы спортивного права выражаются и закрепляются в правовых источниках. В данном случае термин "источник права" употребляется нами в формальном (формально-юридическом) значении для обозначения внешних форм выражения юридической материи361. В наше время в числе источников права главенствующая роль принадлежит официальным документам, принятым компетентными органами, в которых закрепляются правовые нормы. Учитывая, что мы ведем речь о спортивном праве как о комплексной отрасли законодательства, первостепенное значение для нас имеют нормативные правовые акты. Весьма удачным представляется определение нормативного правового акта, данное В.М. Сырых с учетом- анализа, системы источников права и рассмотрения отличий различных видов актові и документов: нормативный правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов

Другим источником права в настоящее время выступает договор нормативного содержания. Поскольку мы ведем речь о системе законодательства, возможность включения в указанную систему источников договорного характера сомнительна. Вместе с тем, такие источники, безусловно, оказывают влияние на спортивные отношения. На национальном уровне к числу нормативных договоров в сфере спорта можно отнести коллективные соглашения, регламентирующие трудовые отношения с участием спортсменов, договоры о делегировании общероссийскими спортивными федерациями права организации и проведения чемпионатов, первенств и кубков России, заключаемые в реализацию пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и др. Кроме того, пожалуй, наиболее значимой разновидностью договоров нормативного содержания являются международные договоры, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являющиеся наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права частью правовой системы нашей страны. Из положений Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" следует, что значительное число нормативных международных договоров Российской Федерации подлежит ратификации в форме федерального закона - таким образом, международные договоры интегрируются непосредственно в систему законодательства. Так, уже упоминавшимся Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. № 240-ФЗ была ратифицирована Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте.

Ряд международно-правовых документов, хотя и не имеют прямого действия, являются ориентиром для внутригосударственного законодательства, повышая стандарты прав человека и юридических механизмов их реализации. Такие международные документы также можно считать источниками спортивного права, только в ином смысле - как идеи, которые в дальнейшем находят свое отражение в актах внутригосударственного законодательства. 21 ноября 1978 г. в Париже на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Международная хартия физического воспитания и спорта, в которой закрепляется право на занятие физическим воспитанием и спортом как основное право каждого человека. В числе других подобных документов можно считать Европейскую хартию спорта365, Европейский манифест "Молодые люди и спорт"366 и др.367

Действующая система источников в сфере спортивного права на национальном уровне неоднократно подвергалась анализу и классификации со стороны ученых-юристов, а также специалистов в области физической культуры и спорта. Обобщение накопленных в литературе мнений, а также выводы и мнения автора данной работы позволяют представить систему источников спортивного права следующим образом.

Применяемые в сфере спорта нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Статьей 4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определен состав законодательства Российской Федерации о физической культуре и, спорте, которое основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической, культуры и спорта, не могут противоречить базовому Федеральному закону. По вопросам деятельности в области физической культуры и спорта также принимаются муниципальные правовые акты.