Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования. Нормативно – правовое обеспечение системы дошкольного образования 2 нормативно правовые основы дошкольного образования

Составитель: , к. пс. н., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования.

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Вопрос №1. Образование как сфера нормативно-правового регулирования. 1

Вопрос №2. Общая характеристика законодательства РФ в сфере образования. 2

Вопрос №3. Характеристика основных нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав ребенка и образования. 3

Вопрос №4. Нормативно-правовые документы в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения: необходимый пакет. 5

Задания для самостоятельной работы.. 8

Задание 1. 8

Задание 2. 9

Список литературы для самостоятельной работы.. 9

Вопрос №1. Образование как сфера нормативно-правового регулирования.

Вопрос №2. Общая характеристика законодательства РФ в сфере образования.

Законодательство об образовании – комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре помимо правовых норм и институтов нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса.

Законодательство об образовании РФ имеет трехуровневый характер:

Федеральное законодательство,

Законодательство субъектов Федерации,

Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя основные законы государства, профильные законы (например, «Об утверждении ФЦПРО»), непрофильные законы (например, «О языках народов РФ») и подзаконные акты (указы президента РФ, постановления правительства РФ, нормативно-правовые акты Минобразования и науки и других министерств).

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует общие вопросы образовательной деятельности на основе Закона об образовании, общие вопросы, которые недостаточно разработаны в федеральном законодательстве, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, отношения в смежных с образованием сферах.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России. В случаях противоречия норм международного права и российского права приоритет должен отдаваться нормам международного права. Каждый гражданин РФ или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-правовой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека, иную международную правозащитную организацию.

Вопрос №3. Характеристика основных нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав ребенка и образования.

В контексте вопросов образования дошкольников следует руководствоваться основными правовыми актами международного и федерального законодательства. Дадим краткую характеристику ключевым документам.

1. Всеобщая декларация прав человека занимает ведущее место среди законодательных актов. Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:

1) способствовать полному развитию человеческой личности;

2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;

4) содействовать деятельности Организации Объединен­ных Наций по поддержанию мира.

Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины XX столетия в области образования, не потеряли они своей значимости и в начале XXI в.

2. Декларация прав ребенка (1959 г.) – является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

3. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. При разработке «Конвенции» решались вопросы, которые являются общими и значимыми для всех детей от 0 до 18 лет, в ней нет национальной принадлежности, расового приоритета – они едины.

Впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которым предоставлен весь спектр прав человека. «Конвенция» признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. «Конвенция» - синтетический документ, педагог должен выработать свои пути по реализации этого документа.

Вопросы реализации идей «Конвенции» это серьезная, целенаправленная работа ОУ по повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми.

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В нем специально выделяется особая категория детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов к этой категории относятся дети с отклонениями поведения. Закон вводит понятие «социальных служб» для детей и предусматривает необходимость обеспечения их социальной адаптации и реабилитации.


5. Закон РФ «Об образовании» (нач. 90-х г. г.). Право ребенка – дошкольника на образование гарантируется государством. Это закон посвящен образованию детей дошкольного возраста. В нем указывается. Что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и, именно, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его, как личности. Государство гарантирует родителям финансовую и материальную поддержку в воспитании детей и обеспечивает доступность образовательных услуг для всех слоев населения. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимости коррекции развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений.

6. Национальная доктрина образования в РФ выступает политико-правовой основой правового регулирования российской системы образования. Политическая и декларативная составляющая документа более весомы, чем его правовое содержание. Доктриной впервые задан вектор развития российского общества в контексте развития образования. Документ определяет задачи, стоящие перед российской системой образования, сообщает о государственных гарантиях гражданам на получение образования и об изменении подходов к качеству образования, определяет единые цели воспитания и обучения, условия для сохранения единого образовательного пространства, развития демократичности государства.

В доктрине отражена общегосударственная идея, лежащая в основе содержания образования и направленная на возрождение духовности и нравственности населения, формирование современного научного мировоззрения, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений.

7. Концепция дошкольного образования была утверждена в 1989 г. Ее авторы, . Она положила начало реформе, которая коснулась как организационной, так и содержательной стороны системы дошкольного образования. Концепция и последовавшие за ней нормативные документы Министерства образования РФ положили начало реформе, которая коснулась как организационной, так и содержательной стороны системы дошкольного образования.

8. В 1999 г. впервые Министерством Образования был выпущен информационный каталог-справочник по дошкольному образованию, в который включены программы и пособия для педагогов и детей, отвечающие государственным стандартам в области дошкольного образования и Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время на территории РФ действует шесть рекомендованных Министерством Образования РФ отечественных комплексных программ дошкольного образования («Радуга», «истоки», «Развитие», «Одаренный ребенок», «Детство», «Кроха»), три отечественные комплексные Программы непрерывного образования – «Из детства в отрочество», «Золотой ключик», «Преемственность» и Программа «Сообщество».

9. Типовое Положение о ДОУ (1995 г.). в соответствии с Законом РФ «Об образовании» закрепилось право ДОУ самостоятельно выбирать Программу из вариативных программ. Это подзаконный акт стал первоосновой деятельности всех детских садов РФ. Его основное положение конкретизируются в нормативных документах каждого ДОУ. Министерством Образования был предложен пакет образцов таких документов, главный из них – Устав ДОУ. Типовое Положение регулирует деятельность государственных муниципальных ДОУ всех видов.


10. В условиях модернизации образования внимание привлекает ФЗ «Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования» (на 2006-2010 гг.), Областная целевая программа «Развитие системы образования Костромской области в 2010-2013 годах », приказ Минобразования и науки «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и разработка проектов образовательных стандартов для деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы имеет своей стратегической целью обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ , формирования системы непрерывного образования.

Целью развития образования в Костромском регионе является обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики региона и общественным запросам.

Развитие дошкольного образования в Костромской области предполагает:

Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях;

Совершенствование качества дошкольного образования;

Развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования;

Обеспечение условий безопасности жизнедеятельности детей в учреждениях дошкольного образования.

В документе обозначается существующий на сегодня ряд нерешенных проблем. Так, в системе дошкольного образования Костромской области сохраняется дефицит мест. В условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационные образовательные программы и технологии обучения сложилась потребность в информационном и научно-методическом обеспечении. Остаются вопросы и в оснащении учреждения медицинских кабинетов, изоляторов, систем оповещения о пожаре, систем тревожной сигнализации.

Вопрос №4. Нормативно-правовые документы в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения: необходимый пакет.

Характеризуя необходимый пакет нормативно-правовых документов при осуществлении работы в дошкольном образовательном учреждении, представляется возможным определить такие составляющие: международные документы, законы федерального уровня, региональные законодательные акты и локальные акты образовательного учреждения.

Международные документы являются основой при построении ориентиров и основных механизмов образовательного процесса, взаимодействия с ребенком. Следует самостоятельно ознакомиться и в адекватной форме познакомит участников образовательного процесса (в том числе, детей и родителей) с Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка.

Федеральные законы являются нормативной основой при разработке программных и организационных документов учреждения. С ними должны быть ознакомлены все педагоги учреждения. Сюда относятся

Основной федеральный документ, регламентирующий образовательную сферу «Закон об образовании»,


Положение, раскрывающее идеологические направления в современном образовании (Национальная доктрина образования РФ),

Постановления, распоряжения правительства РФ (Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО 2006-2010)), Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения», и многие другие,

Приказы Минобразования и науки РФ по следующим вопросам: перспективы развития образования в РФ, проблемы охраны здоровья и физического воспитания детей, проблемы взаимодействия образовательных учреждений с родителями. Эти вопросы освещаются в методических рекомендациях и информационных письмах Минобразования и науки РФ,

Типовые положения («Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное в 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 000 от 01.07.95),

Разработанные концепции и проекты в области дошкольного образования (Концепция дошкольного образования 1989 года, проекты стандартов дошкольного образования 2008 года).

Непростая ситуация, сложившаяся в современной системе дошкольного образования РФ, осложняется еще и тем, что до сих пор не разработан и не утвержден Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Стандарт должен опираться на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывает воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, программно-методические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий в системе дошкольного образования.

Двенадцать лет назад, в 1996 г., приказом Министра образования Российской Федерации были установлены «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Эти требования относятся как к образовательным программам и педагогическим технологиям, так и к характеру взаимодействия персонала с детьми. Как говорится в самом документе, Временные требования действуют до введения Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, работа над которым проводится в настоящее время.

1. С одной стороны (как уже было отмечено нами выше), право дошкольного образовательного учреждения на выбор программы закреплено законодательно (как уже отмечалось нами выше) в «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» (1995 г.). При этом специалисты в области дошкольного образования предостерегают, что не следует использовать в работе с детьми программы, которые не прошли соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне.

2. С другой стороны, узаконено положение, согласно которому: «Рекомендация к использованию программы (гриф) не является единственной гарантией получения высокой оценки деятельности ДОУ в ходе проведения его аттестации. Оценка образовательной деятельности комплексно учитывает не только качество программ, на основе которой ДОУ строит свою работу, но и уровень ее реализации. Опыт показывает, что целый ряд программ, не имеющих грифа, при условии их правильной реализации могут обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». («О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» (письмо Минобразования России от 02.06.98 № 89/34-16.)


При этом Государственный образовательный стандарт дошкольного образования находится в стадии разработки.

На региональном уровне педагогам необходимо знакомится с региональными законодательными актами (например, закон Костромской области о гарантиях прав ребенка в Костромской области), приказами и рекомендациями областных и муниципальных органов управления образованием.

На уровне образовательного учреждении основным документом, регламентирующим осуществление работы воспитателя, становится программа работы. Согласно типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, оно самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

В соответствие с официальным документом «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования - в контексте педагогики развития» (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования России от 24.03.95 г. №42/19-15 за подписью зам. министра образования РФ) гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» получили следующие программы:

А. Комплексные программы:

- «Радуга» - разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитании НИИ общего образования, руководитель;

- «Развитие», «Одаренный ребенок» - разработаны коллективом научных сотрудников Детского центра РАО (под ред.);

- «Золотой ключик» - разработана коллективом педагогов и психологов под руководством.

К основным комплексным программам дошкольного образования также отнесены: «Гармония развития» (); «Детский сад - дом радости» (), «Детство» (, и др.); «Истоки» (под ред.), «Из детства - в отрочество» (под ред.), «Кроха» (, и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. ,); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. ,).

Б. Парциальные программы:

- «Красота. Радость. Творчество» (, и др.);

- «Росинка. В мире прекрасного» (,);

- «Художественный труд» ();

- «Природа и художник» ();

- «Камертон» ();

- «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху», (,);

- «Малыш» ();

- «Музыкальные шедевры» ();

- «Ритмическая мозаика» ();

- «Программа развития речи детей дошкольного возраста» ();

- «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000» ();

- «Росинка. Расту здоровым» () и др.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15), где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка ; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.


Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; н ерегламентированные виды деятельности ; свободное время , предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т. д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.

Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Любая программа дополняется рядом локальных актов , принятых учреждением. Основным документом, регламентирующим деятельность учреждения, является Устав, принятый на общем собрании трудового коллектива. В перечень локальных актов входят положения, правила, инструкции, программы (программы развития, образовательная программа), планы, штатное расписание, расписание занятий , приказы и распоряжения заведующего ДОУ, решения Совета педагогов, решения Совета ДОУ, коллективный договор , договоры о взаимоотношениях родителей (законных представителей) и МДОУ. Важный блок локальных документов составляют инструкции, обеспечивающие здоровье и безопасность всех участников образовательного процесса.

Задания для самостоятельной работы

! Задание 1.

Познакомьтесь с содержанием федеральных документов, регламентирующих вопросы образования и воспитания. Оцените, как отраженные в них ориентиры и приоритеты реализуются в работе Вашего учреждения.

Представьте ответ по следующей схеме:

! Задание 2.

Дайте краткую характеристику основных результатов, положенных в основу образовательной деятельности, осуществляемой вами в дошкольном образовательном учреждении.


Ваши ___________________________________________________________

Список литературы для самостоятельной работы

1. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: Практическое пособие. – М., 2006.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утв. распоряжением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. // Вестник образования, №6, 2002.

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. . – М., 2006.

4. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. Учебное пособие. – М., 2008.

5. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – М., 2008.

Сайт «Патриоты России» // http://www. patriot-rf. ru/law/norm/fed/patriot_2006-2010.html

Сайт Министерства образования и науки РФ // http:///dok/fz/vosp/

Сайт Федерального агентства по образованию – полезные страницы

http://www. /young_people/vospitanie_detey/

http://www. /ntp/fp/ (федеральные целевые программы)

http://www. /ntp/fp/chil/ (ФЦП «Дети России» на 2007-2010 гг.)

Сайт Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. Подпрограмма «Одаренные Дети» // http://www. odardeti. ru/static. php? mode=index

Вопросы для самопроверки

Как в целом, в самых общих чертах, можно охарактеризовать изменения, произошедшие в законодательстве российской системы дошкольного образования в период с 1990-х гг. по настоящее время? Какие новые формы организации дошкольного образования получили в последние годы широкое распространение? Какой документ заменяет Государственный образовательный стандарт дошкольного образования? В каком году он был принят? Кем утвержден? На какие основные ориентиры должен опираться образовательный стандарт? В чем заключается противоречие ситуации, сложившейся в настоящее время в обеспечении государственного контроля за качеством дошкольного образования? Каковы, на Ваш взгляд, возможные пути преодоления этого противоречия?

Свою деятельность образовательные учреждения строят в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования. Нормативно-правовое обеспечение - это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения.

Основные задачи нормативно-правового обеспечения:

1) правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и другими сотрудниками ОУ;

2) защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Примерный состав таких документов приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном учреждении

Наименование документов

Международный

Декларация прав ребенка, материалы ООН.

Федеральный

Конституция, ТК, Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве (например: в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования).

Отраслевой

Организационно-распорядительные документы министерства образования

Региональный

Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти регионального самоуправления

Муниципальный

Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти муниципального самоуправления

Наименование документов

Учреждения

Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения.

Рабочего места

Должностная инструкция, трудовое соглашение.

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социально информации. Нормативные и методические документы по делопроизводству в учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также соответствующими министерствами и ведомствами.

Изменения в действующем законодательстве РФ обусловили необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые и программно-методические документы с учетом спектра функционирующих в Российской Федерации учреждений, реализующих программы дошкольного образования .

Правовое обеспечение реализации Основной общеобразовательной программы включает основные документы:

1) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ);

2) Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

3) Постановление от 12 сентября 2008 г. №666 об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении;

4) Постановление от 26 марта 2003 года №24 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03".

Министерство образования РФ утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Предлагаемый документ следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт утверждает основные принципы:

Поддержки разнообразия детства;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт преследует следующие цели:

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает задачи:

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

Сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

Формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

Обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

Определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

ФГОС ДО является основой для разработки и реализации Программы; разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении организаций; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных организаций; объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Согласно вступившему с 01.09.2013 в силу Закона "Об образовании в Российской Федерации" вводится новый порядок оплаты услуг, предоставляемых ДОУ. До 1 сентября 2013 года вносимая родителями плата за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ не должна была превышать 20 процентов расходов (для родителей трех и более несовершеннолетних не более 10 процентов) на содержание ребенка, включающее присмотр и уход за ним .

В соответствии со статьей 65 Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ регулированием платы за присмотр и уход за ребенком будет заниматься учредитель ДОУ, который может снизить ее размер либо вообще не брать ее с родителей, если те попадают под отдельную категорию. Формально, данное нововведение означает, что учредитель вправе повысить плату за детсад до 100% затрат на содержание ребенка в нем. В муниципальном детсаду регулированием платы будет заниматься администрация на основе своих финансовых возможностей, в частном - его владелец.

Новый закон предполагает, что родителям будут, как и прежде, выплачиваться компенсации за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ, в размере 20% при наличии одного ребенка, 50% - при наличии двух и семьям с тремя и более детьми положено 70% от родительской платы. Однако каждый субъект РФ теперь будет самостоятельно устанавливать среднюю величину родительской платы за содержание ребенка в государственном или муниципальном ДОУ, исходя из которой будет произведен расчет положенных родителям компенсаций. Ранее компенсации рассчитывались исходя из фактического размера платы родителями за пребывание и уход ребенка в ДОУ.

Средний размер родительской платы за детский сад с 1 сентября увеличиться с 1226 руб. до 1300 руб., увеличившись на 5%. Правительство будет ежемесячно отслеживать изменения размера родительской платы в каждом муниципальном образовании в целях недопущения ее необоснованного повышения Российская Федерация .

Виды нормативно-правовых актов:

1) Нормативные акты - соглашения, генеральные, специальные (региональные), коллективные и другие договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях;

2) Ненормативные акты - это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители, отвечающие за кадровое обеспечение.

3. Формирование нормативно-правовой базы в системе кадрового обеспечения сферы дошкольного образования осуществляется, в первую очередь, на основе:

1) Конституции РФ;

2) Трудового кодекса РФ;

3) Бюджетного кодекса РФ.

Значительное внимание уделено разработке системы кадрового обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поскольку в настоящее время требует доработки «базовая» модель кадрового обеспечения, структура которой включает основной контингент работников учреждений дошкольного образования. Кроме того, "базовая" модель кадрового обеспечения изменена и дополнена в соответствии с особенностями каждой вариативной организационной формы, в рамках которой в РФ могут быть оказаны дошкольные образовательные услуги.

Особое внимание, при рассмотрении проблемы формирования нормативно-правовой базы системы кадрового обеспечения учреждений дошкольного образования, необходимо обратить на следующие законы:

Федеральный закон "Об образовании" вводит общие нормы, позволяющие субъектам РФ осуществлять собственное правовое регулирование, т.е. издавать законы регионального значения, которые бы не противоречили федеральному закону.

Так, в частности, ст. 53 вышеуказанного закона определяет круг лиц, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью; ст. 54 регулирует положение об оплате труда работников образовательных учреждений; права работников образования, их социальные гарантии устанавливает ст. 55.

Одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода "дополнительным, содействующим элементом" по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса .

Основные документы, регламентирующие деятельность ДОУ:

1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

2. Положение о дошкольном образовательном учреждении детском саде (группе) компенсирующего вида для детей с ранней неврологической патологией;

3. Устав детского сада;

4. Программа развития ДОУ;

5. Образовательная программа;

6. Основная общеобразовательная программа дошкольного детства;

7. Документация на организацию образовательной деятельности;

8. Кадровые документы;

9. Должностные и рабочие инструкции сотрудников ДОУ;

10. Бухгалтерские документы;

11. Медицинские документы;

12. Хозяйственные документы;

13. Документы на организацию питания;

14. Документы на охрану труда;

15. Документы на обеспечение безопасности;

16. Документы на делопроизводство и архив;

17. Положения, регулирующие организацию жизнедеятельности в ДОУ;

18. Положение об общем собрании трудового коллектива;

19. Положение о совете трудового коллектива;

20. Коллективный договор;

21. Правила внутреннего трудового распорядка.

На уровне региона, муниципальной системы образования, самого образовательного учреждения принимается ряд документов, дополняющих представленную нормативно-правовую базу, регламентирующих в т.ч. управленческую деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Управление воспитательно-образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении является одним из необходимых элементов педагогической системы, оказывающим существенное воздействие на её функционирование и развитие.

Под управлением дошкольным учреждением понимается целенаправленная деятельность по достижению определённых целей, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований.

На разных уровнях управления по результатам выделяются: умения руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения, рассматривать результат с точки зрения качества услуг, с позиций потребителей.

Главными субъектами управления дошкольным образовательным учреждением являются заведующая и её заместитель (методист), педагоги и родители, объектами - вся система его жизнедеятельности: воспитательно-образовательный процесс; межличностные отношения всех его участников; повышение квалификации педагогов; материально-технические условия.

Основу управленческой деятельности заведующего ДОУ составляют принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения, функции управления, цели, задачи, содержание и механизмы управления современным дошкольным учреждением, знание которых позволит руководителю выстроить систему управления, эффективно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Нормативно-правовая база дошкольного образовательного учреждения регламентирует деятельность в целом образовательного учреждения, в т.ч. управленческую деятельность.

Курмакаева Анна Алаксандровна
Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС до

«Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО »

Нормативно -правовая база ДОУ - это совокупность законов, нормативно-правовых актов , организационных и методических документов , регламентирующих технологию создания, обработки , хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, разработанных в соответствии :

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция о правах ребенка

3. СанПин 2.4.1.3049-13

4. «Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

6. Устав ДОУ.

7. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования » (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 .08.2013 г. № 1014)

8. «Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации , осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования , в другие организации , осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» утвержденный приказом Министерства и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015г. №1527.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования »

10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г (с последующими изменениями и дополнениями)

11. Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»

12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных , осуществляемой без использования средств автоматизации».

И это только часть перечисленных Федеральных законов, на которые нужно опираться в своей работе.

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми документами разного уровня : федерального, регионального, муниципального, регламентирующими деятельность, а также внутренними локальными актами , регулирующими деятельность учреждения.

Локальный нормативный акт образовательной организации – это надлежащим образом утвержденный документ , который содержит нормы права , т. е. обязательные для исполнения требования (правила, адресованные определенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. К локальным нормативным актам в образовательной организации могут относиться приказы, положения, инструкции, правила, программы, графики и др. Основное назначение локального нормативного акта – детализация , конкретизация, дополнение общей правовой нормы применительно к условиям дошкольной образовательной организации с учетом специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий .

В учреждении локальные акты , как нормативные , так и индивидуальные, являются средствам правового обеспечения деятельности МДОУ. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность МДОУ осуществляется в пределах ее компетенции, определенной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

В соответствии с компетенцией учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности :

Правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (лицензирование, аттестация образовательного учреждения , формирование структуры учреждения и органов управления );

Правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

Правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;

Правовое обеспечение материально-технического снабжения;

Правовое обеспечение безопасных условий нахождения воспитанников в общеобразовательном учреждении ;

Правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами) ;

Правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения ) всех сторон деятельности

По укрупненным направлениям деятельности МДОУ правовое обеспечение управления учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов :

Локальные акты , регламентирующие деятельность органов самоуправления

Устав общеобразовательного учреждения ;

Положение об общем родительском собрании

Положение о совете родителей

Положение о Педагогическом совете

Положение о собрании трудового коллектива

Локальные акты , регламентирующие отношения МДОУ с участниками образовательного процесса

Договор об образовании с родителями (законными представителями)

Положение о приеме детей и комплектовании групп

Положение об АИС комплектовании ДОУ

Правила внутреннего распорядка воспитанников

Положение о защите персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей, представление льгот по оплате за содержание ребенка в детском саду

Положение о порядке формирования, ведения, хранения и проверке личных дел воспитанников

Положение о защите персональных данных работников

Положение о порядке ведения, хранения личных дел сотрудников

Положение о режиме функционирования

Положение о порядке создания, организации работы и принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса

Положение о тарификационной комиссии

Положение «О порядке и условиях осуществления перевода воспитанников»

Положение об охране здоровья воспитанников ДОУ

Локальные акты , регламентирующие административную и хозяйственную деятельность.

Положение О порядке разработке и структуре программы развития

Положение о делопроизводстве

Положение по организации питания

Положение о бракеражной комиссии

Локальные акты , регламентирующие методическую работу

Положение о рабочей группе по созданию ООП в соответствии с ФГОС ДО

Положение об основной образовательной программе в соответствии с ФГОС ДО

Положение о рабочей программе педагога ДОУ

Положение «О рабочей группе по подготовке введения и реализации ФГОС ДО »

Положение об официальном сайте в сети Интернет

Положение о внутренней системе оценки качества образования

Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.

Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, как любая организация или должностное лицо, разрабатывающее нормативные акты , обязаны соблюдать при их подготовке действующие нормы законодательства , издавать документы только в пределах своей компетенции, придерживаться общегосударственных правил составления и оформления документов .

Публикации по теме:

Формирование имиджа образовательной организации в контексте реализации ФГОС до Формирование слов «имидж детского сада» совсем недавно звучало необычно. А сейчас многие руководители ДОУ задумываются над целенаправленной.

Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности.

Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения. Развитие и образование ни одному.

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Горобец Татьяна Петровна, воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,.

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра-ведущая.

Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС В настоящее время перед каждой дошкольной образовательной организацией (далее – ДОО) стоит задача проектирования основной образовательной.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации Фгосдо. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации ФГОСДО. «От того, как прошло детство, кто.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС» (из опыта.

Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает.

Значимость физического развития в условиях дошкольной образовательной организации «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие» Аристотель Значимость физического развития в.

Библиотека изображений:

в соответствии с новыми нормативно-правовыми документамипо введению ФГОС дошкольного образования»

ФГОС ДО: КОРОТКО О ГЛАВНОМ

ФГОС ДО (федеральные государственные стандарты) - нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) , затрагивающий дошкольные учреждения.

Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:

  • поддержки специфики и разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
  • осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Стандарт направлен на достижениеследующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующихзадач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Для обеспечения введения ФГОС дошкольного образования необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

Создание нормативного обеспечения введения ФГОС;

Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;

Создание организационного обеспечения введения ФГОС;

Создание кадрового обеспечения введения ФГОС;

Создание информационного обеспечения введения ФГОС;

Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Наличие решения органа государственно-общественного управления (управляющий совет, педагогический совет, попечительский совет) о введении в ДОУ ФГОС.

2. Внесение изменений и дополнений в Устав ДОУ.

3. Разработка на основе примерной основной программы дошкольного образования Основной образовательной программы данного ДОУ.

5. Обеспечение соответствия нормативной базы ДОУ требованиям ФГОС.

6. Приведение должностных инструкций работников ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО и квалификационными характеристиками.

7. Разработка и утверждение плана – графика введения ФГОС ДО.

8. Определение списка методической литературы и пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

9. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ДОУ (положения о логопункте, ПМПК, и т. д.)

10. Разработка:

Учебного плана, годового календарного графика;

Рабочих программ педагогов

Положения о мониторинге

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования.

2. Разработка локальных актов (внесение изменений в них, регламентирующих установление заработной платы работников ДОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.

3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС ДО.

2. Разработка модели организации образовательного процесса.

3. Разработка и реализация моделей взаимодействия ДОУ и дополнительного образования детей.

4. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей воспитанников и родителей по использованию вариативной 60% (обязательной) части учебного плана и инвариативной 40%.

5. Привлечение органов государственно-общественного управления ДОУ к проектированию ООП ДО.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.

2. Создание плана – графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ДОУ в связи с введением ФГОС.

3. Разработка (корректировка) плана методической работы с ориентацией на проблемы введения ФГОС ДО.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.

2. Обеспечение соответствия материально-технической базы ДОУ требованиям ФГОС ДО.

3. Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС ДО.

4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ.

5. Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС.

6. Обеспечение укомплектованности методической литературы и пособиями, электронными образовательными ресурсами.

7. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети интернет.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ

1. Размещение на сайте ДОУ информационных материалов о введении ФГОС дошкольного образования.

2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты.

3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение дополнений в содержание ООП дошкольного образования.

4. Обеспечение публичной отчётности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС.

По организации дополнительного образования;

По организации оценки достижения планируемых результатов

«Профессиональный стандарт педагога»

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования.

В стремительно меняющемся мире готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – должны стать качественными характеристиками деятельности успешного профессионала, в том числе и педагога. Обретение данных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Профессиональный стандарт педагога, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в законе, наряду с функцией уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Т. к. в соответствии с Законом, любая школа сегодня вправе реализовывать программы дошкольного образования, возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Слайд 1 – объясняет, что же такое стандарт в педагогической деятельности.

Слайд 2 – отражает на что направлен профессиональный стандарт.

Слайд 3 – раскрывает характеристику стандарта

Слайд 4 – функции профессионального стандарта

Слайд 5 – области применения – касается приема на работу

Слайд 6 – раскрывает цель применения стандарта

Слайд 7 – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области ОБУЧЕНИЕ

Слайд 8 - – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области ВОСПИТАНИЕ

Слайд 9 – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области РАЗВИТИЕ

Слайд 10 – раскрывает незначительную часть профессиональных компетенций воспитателя

Слайд 11 - раскрывает методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

Деловая игра

«Проверь сои способности»

В игре участвует весь педагогический коллектив ДОУ, который разбивается на две команды. Каждый педагог достает из коробки (мешочка, чемоданчика) номер соответствующей команды – 1 или 2. Таким образом, формируются команда №1 «Деятельность» и команда №2 «Творчество». Выбирается жюри из представителей администрации, которое оценивает правильность, оригинальность ответов, а так же чувство юмора, находчивость

1. «Разминка»

Команды высказывают свои идеи и ответы на каждый вопрос:

  • Что нужно для того, чтобы стать миллионером?
  • Что делать, чтобы дети не уснули на занятии?
  • Существует ли ключ к сердцу женщины? Если да, то какой?
  • Как избавиться от лишнего веса, не ограничивая себя в еде?

2. «Стань поэтом»

Участникам предлагается придумать рифму к незаконченному предложению

Шла корова по Луне…

Подробней nsportal.ru

Нормативно-правовое обеспечение деятельности МДОУ в рамках ФГОС

(Выступление на курсах повышения квалификации на тьюторской площадке МДОУ «Детский сад №1 «Сказка» общеразвивающего вида»)

Тьютор: Добрый день, уважаемые коллеги.

(Слайд.)

Основными документами, регламентирующими деятельность дошкольных организаций в условиях введения ФГОС на сегодняшний день являются:

  1. Конституция Российской Федерации. (Слайд.)
  2. Конвенция ООН о правах ребенка

    Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. (Слайд.)

  3. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. (Слайд.)

Федеральный закон закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. (Дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование.)

Закон направлен на:

  • создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства;
  • комплексную модернизацию законодательства об образовании;
  • повышение эффективности механизма правового регулирования;
  • обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования.
  1. Закон Республики Марий Эл «Об образовании в РМЭ» от 01 августа 2013 года. (Слайд.)

5. Государственная программа «Развитие образования на 2013- 2020 годы». (Слайд.)

Японский педагог Инуи Такаси говорил: «Миссия воспитателей – быть полномочными представителями ребенка перед лицом общества». И добавлял: «Выступая как доверенное лицо ребенка, воспитатель в этом качестве получает право на доступ в его внутренний мир».

Этот постулат заложен в требованиях к кадровым условиям реализации ООП, следовательно, изменяется роль взрослого в ДОУ. Возможности и компетенции педагога- одна из ключевых точек стандарта. Данные компетенции изложены в документе (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА) . В документе указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. (Слайд)

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014. (Слайд.)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ установил, что ДО – это уровень общего образования, образовательные программы ДО разрабатываются в соответствии с ФГОС.

Дошкольная образовательная организация –это организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, осуществляющая присмотр и уход за детьми.

Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, но не является обязательным.

Дошкольное образование направлено на:

  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств4
  • формирование предпосылок учебной деятельности;
  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Финансовое обеспечение муниципальных дошкольных образовательных учреждений по предоставлению дошкольного образования осуществляется из бюджетов двух уровней (субъекта и муниципалитета) , а также привлечение внебюджетных средств.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

Определение ФГОС

ФГОС – система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

Из истории образовательного стандарта. (Слайды.)

Поколения Образовательных стандартов. (Слайд.)

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

ФГОС ДО обеспечивает исполнение государственных гарантий, направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на данном этапе образования, но в отличие от школьных ФГОС не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников, не предполагает проведения промежуточных и итоговой аттестации. (Слайд.)

Этапы ФГОС. (Слайд.)

Разработчиками ФГОС стали представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций. Возглавляет группу директор Федерального института развития образования, академик РАО Асмолов Александр Григорьевич.

Кратко:

Ключевые вопросы введения ФГОС ДО и разработки ООП ДО, практика управления внедрением стандарта, методические аспекты работы по новым правилам раскрываются на семинаре ведущими экспертами Санкт-Петербурга и лучшими специалистами города по дошкольному образованию. Для руководителей ДОУ, их заместителей, сотрудников органов управления образованием.

Подробно:

1.Изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу дошкольного образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) .

oАнализ стратегических перспектив развития дошкольного образования в РФ.

oСтандартизация системы дошкольного образования: причины и суть изменений. Задачи, проблемы и риски реализации ФГОС ДО.

oПреобразование локальных документов и актов дошкольной образовательной организации (ДОО) с учетом требований ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО.

oНезависимая оценка качества дошкольного образования. Нормативно-правовая регламентация оценки качества. Механизмы общественной и общественно-профессиональной оценки.

Профессиональный стандарт педагога как инструмент независимой оценки качества дошкольного образования.

oВнутренняя система оценки качества дошкольного образования: цели, задачи, принципы, методы, формы.

2.Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) как инструмент реализации ФГОС ДО.

oТребования к структуре и содержанию ООП ДО.

oРазработка целевого раздела ООП ДО. Целевые ориентиры как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка (ранний возраст, этап завершения дошкольного образования) .

oРазработка содержательного раздела ООП ДО. Обзор современных вариативных образовательных программ дошкольного образования. Выбор модели образовательного процесса.

Проектирование содержания образовательных областей с учетом примерной ООП ДО и вариативных образовательных программ.

oПоддержка детской инициативы. Формы, способы, методы и средства реализации содержания ООП ДО. Становление детских видов деятельности как показатель субъектности ребёнка.

Взаимодействие с семьёй.

oРазработка организационного раздела ООП ДО. Механизмы выполнения требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям и развивающей предметно-пространственной среде.

oДополнительный раздел ООПДО в виде презентации. Требования к подготовке презентационных материалов.

oЦели, принципы и формы планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Требования к планированию (целевые, содержательные, технологические) . Новые подходы к планированию в примерной основной ОПДО в соответствии с ФГОС.

3.Педагогическая диагностика (мониторинг) как оценка качества реализации ОП ДОО.

oРазработка критериев и индикаторов качества реализации образовательной программы ДОО.

oИндивидуализация мониторинга и проектирование карт развития ребенка как инструмента индивидуализации образовательного процесса.

4.Организация методической работы ДОО с учетом основных требований ФГОС.

oОпределение адекватных современной ситуации в системе дошкольного образования целей, задач, направлений и форм методической работы в ДОО.

oПрофессиональная компетентность воспитателя в контексте идей актуальных нормативных документов.

oУправление процессом разработки ООПДО.

oВзаимосвязь задач внутреннего обучения педагогических работников реализации ФГОС с выполнением задач повышения квалификации и выполнения требований профессионального стандарта «Педагог». Особенности формирования эффективного контакта с педагогом.

5.Выездное занятие в дошкольной образовательной организации Санкт-Петербурга: обмен опытом введения ФГОС ДО в деятельность организации, проектирование образовательной программы, документационного обеспечения деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

6.Круглый стол участников с возможностью презентации собственного профессионального опыта проектирования ООП ДО в соответствии ФГОС ДО.

Участники круглого стола, представившие свой опыт, получат: Свидетельство участника о представлении собственного педагогического опыта (по заявленной теме) на межрегиональном семинаре; Благодарственное письмо (письмо поддержки) за обобщение и распространение опыта на семинаре.Свидетельство и письмо выдаются от имени ЧОУ ДПО «ЦНТИ «Прогресс» и содержат регистрационный номер, подпись руководителя и печать организации. Заявка на участие в работе круглого стола оформляется в первый день семинара.

Получить программу семинара на e-mailВведите свои данные: Распечатать

Верховкина М. Е.к.с.н., доцент Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и другие специалисты.

Всем слушателям выдается Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часа (лицензия № 0327 от 25.01.2013) . Занятия проходят по очно-заочной форме. Срок обучения: заочная форма - с 23 ноября по 29 ноября 2015 года, очная форма с 30 ноября по 4 декабря 2015 года. Для оформления Удостоверения необходимо предоставить:

копию паспорта;

копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ, просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по контактным телефонам или электронной почте) ;

копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась) .

Санкт-Петербург, Васильевский остров, Средний пр-т, д. 36/40

Отправить заявку на участие:

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования

АКТУАЛЬНО!!!

Создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования

Министерством образования и науки Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. В состав рабочей группы входят представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций.

По словам председателя рабочей группы, руководителя Федерального института развития образования Александра Асмолова, «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

Новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования и предусмотрена разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Планируется, что уже в марте первый проект стандарта дошкольного образования будет вынесен на широкое общественное обсуждение, в котором смогут принять участие как представители образовательного сообщества, так и все заинтересованные граждане.

Ожидается, что по итогам общественного обсуждения с 1 сентября пилотные организации дошкольного образования смогут в пилотном режиме апробировать ключевые положения стандарта. Прежде всего, это касается системы финансирования, полностью обеспечивающей государственные гарантии в области дошкольного образования, систему оплаты труда, стимулирующую работников дошкольного образования к качественным результатам, а также к соблюдению оптимальных условий для воспитанников.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» . В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Свою деятельность образовательные учреждения строят в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования. Нормативно-правовое обеспечение – это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения.

Основные задачи нормативно-правового обеспечения:

1) правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и другими сотрудниками ОУ;

2) защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Примерный состав таких документов приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном учреждении

Уровень

Наименование документов

Международный

Декларация прав ребенка, материалы ООН.

Федеральный

Конституция, ТК, Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве (например: в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования).

Отраслевой

Организационно-распорядительные документы министерства образования

Региональный

Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти регионального самоуправления

Муниципальный

Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти муниципального самоуправления

Уровень

Наименование документов

Учреждения

Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения.

Рабочего места

Должностная инструкция, трудовое соглашение.

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социально информации. Нормативные и методические документы по делопроизводству в учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также соответствующими министерствами и ведомствами.

Изменения в действующем законодательстве РФ обусловили необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые и программно-методические документы с учетом спектра функционирующих в Российской Федерации учреждений, реализующих программы дошкольного образования .

Правовое обеспечение реализации Основной общеобразовательной программы включает основные документы:

1)Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ);

2) Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

3) Постановление от 12 сентября 2008 г. № 666 об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении;

4) Постановление от 26 марта 2003 года № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».

Министерство образования РФ утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Предлагаемый документ следует рассматривать как шаг на пути к разра­ботке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт утверждает основные принципы:

Поддержки разнообразия детства;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт преследует следующие цели:

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает задачи:

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

Сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

Формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

Обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

Определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

ФГОС ДО является основой для разработки и реализации Программы; разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении организаций; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных организаций; объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Согласно вступившему с 01.09.2013 в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» вводится новый порядок оплаты услуг, предоставляемых ДОУ. До 1 сентября 2013 года вносимая родителями плата за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ не должна была превышать 20 процентов расходов (для родителей трех и более несовершеннолетних не более 10 процентов) на содержание ребенка, включающее присмотр и уход за ним .

В соответствии со статьей 65 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ регулированием платы за присмотр и уход за ребенком будет заниматься учредитель ДОУ, который может снизить ее размер либо вообще не брать ее с родителей, если те попадают под отдельную категорию. Формально, данное нововведение означает, что учредитель вправе повысить плату за детсад до 100% затрат на содержание ребенка в нем. В муниципальном детсаду регулированием платы будет заниматься администрация на основе своих финансовых возможностей, в частном – его владелец.

Новый закон предполагает, что родителям будут, как и прежде, выплачиваться компенсации за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ, в размере 20% при наличии одного ребенка, 50% - при наличии двух и семьям с тремя и более детьми положено 70% от родительской платы. Однако каждый субъект РФ теперь будет самостоятельно устанавливать среднюю величину родительской платы за содержание ребенка в государственном или муниципальном ДОУ, исходя из которой будет произведен расчет положенных родителям компенсаций. Ранее компенсации рассчитывались исходя из фактического размера платы родителями за пребывание и уход ребенка в ДОУ.

Средний размер родительской платы за детский сад с 1 сентября увеличиться с 1226 руб. до 1300 руб., увеличившись на 5%. Правительство будет ежемесячно отслеживать изменения размера родительской платы в каждом муниципальном образовании в целях недопущения ее необоснованного повышения Российская Федерация .

Виды нормативно-правовых актов:

1) Нормативные акты – соглашения, генеральные, специальные (региональные), коллективные и другие договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях;

2) Ненормативные акты – это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители, отвечающие за кадровое обеспечение.

3. Формирование нормативно-правовой базы в системе кадрового обеспечения сферы дошкольного образования осуществляется, в первую очередь, на основе:

1) Конституции РФ;

2) Трудового кодекса РФ;

3) Бюджетного кодекса РФ.

Значительное внимание уделено разработке системы кадрового обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поскольку в настоящее время требует доработки «базовая» модель кадрового обеспечения, структура которой включает основной контингент работников учреждений дошкольного образования. Кроме того, «базовая» модель кадрового обеспечения изменена и дополнена в соответствии с особенностями каждой вариативной организационной формы, в рамках которой в РФ могут быть оказаны дошкольные образовательные услуги.

Особое внимание, при рассмотрении проблемы формирования нормативно-правовой базы системы кадрового обеспечения учреждений дошкольного образования, необходимо обратить на следующие законы:

Федеральный закон «Об образовании» вводит общие нормы, позволяющие субъектам РФ осуществлять собственное правовое регулирование, т.е. издавать законы регионального значения, которые бы не противоречили федеральному закону.

Так, в частности, ст. 53 вышеуказанного закона определяет круг лиц, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью; ст. 54 регулирует положение об оплате труда работников образовательных учреждений; права работников образования, их социальные гарантии устанавливает ст. 55.

Одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода «дополнительным, содействующим элементом» по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса .

Основные документы, регламентирующие деятельность ДОУ:

1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

2. Положение о дошкольном образовательном учреждении детском

саде (группе) компенсирующего вида для детей с ранней

неврологической патологией;

3. Устав детского сада;

4. Программа развития ДОУ;

5. Образовательная программа;

6. Основная общеобразовательная программа дошкольного детства;

7. Документация на организацию образовательной деятельности;

8. Кадровые документы;

9. Должностные и рабочие инструкции сотрудников ДОУ;

10. Бухгалтерские документы;

11. Медицинские документы;

12. Хозяйственные документы;

13. Документы на организацию питания;

14. Документы на охрану труда;

15. Документы на обеспечение безопасности;

16. Документы на делопроизводство и архив;

17. Положения, регулирующие организацию жизнедеятельности в

18. Положение об общем собрании трудового коллектива;

19. Положение о совете трудового коллектива;

20. Коллективный договор;

21. Правила внутреннего трудового распорядка.

На уровне региона, муниципальной системы образования, самого образовательного учреждения принимается ряд документов, дополняющих представленную нормативно-правовую базу, регламентирующих в т.ч. управленческую деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Выводы по первой главе

Управление воспитательно-образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении является одним из необходимых элементов педа­гогической системы, оказывающим существенное воздействие на её функцио­нирование и развитие.

Под управлением дошкольным учреждением понимается целенаправленная деятельность по достижению определённых целей, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований.

На разных уровнях управления по результатам выделяются: умения руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения, рассматривать результат с точки зрения качества услуг, с позиций потребителей.

Главными субъектами управления дошкольным образовательным учреждением являются заведующая и её заместитель (методист), педагоги и родители, объектами – вся система его жизнедеятельности: воспитательно-образовательный процесс; межличностные отношения всех его участников; повышение квалификации педагогов; материально-технические условия.

Основу управленческой деятельности заведующего ДОУ составляют принципы, ле­жащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения, функции управления, цели, задачи, содержание и механизмы управления современным дошкольным учреждением, знание которых позволит руководителю выстроить систему управления, эффективно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Нормативно-правовая база дошкольного образовательного учреждения регламентирует деятельность в целом образовательного учреждения, в т.ч. управленческую деятельность.