Новый профессиональный стандарт воспитателя. Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет.

К педработникам ДОУ (воспитателям, специалистам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2019 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2019 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

Профстандарт воспитателя в ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  • Общие сведения о стандарте
    В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования ,
    какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателямотносится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
  • Функциональная карта
    Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
    • обучения;
    • воспитания;
    • развития.
  • Характеристика функций
    В этой части профстандарта педагога ДОУ
    функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.
    Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей
    («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие
    квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные
    единого квалификационного справочника, утвержденного
    Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
  • Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
    Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
  • Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
  • В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ,
    подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным
    способом упорядочения работы дошкольных
    образовательных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
    деятельности в них, а также добиться большей компетентности от
    работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет
    время…

    Профессиональные стандарты в Российской Федерации– это такие характеристики, которым должен соответствовать каждый сотрудник для работы на своей должности. Их понятие и, сами их характеристики, были разработаны впервые правительством по указу президента №597. А сами стандарты разработало Минтруда РФ социальной защиты. Они присутствуют на официальном сайте и в Трудовом кодексе РФ. Регулируются федеральными законами об изменениях, зарегистрированных в Минюсте.

    С июля 2016 года каждый работодатель будет обязан принимать на работу людей, которые будут соответствовать требованиям. То есть, они будут обязательны для всех. Изменения и обновления стандартов утверждается приказом минтруда.

    Профессиональные стандарты утвержденные министерством труда 2016 — перечень

    В период с 2012 до 2013 года документы активно разрабатывались. И с 2013 года началась их апробация и внедрение в систему, но они носили рекомендательный характер. Такой закон направлен, прежде всего, на повышение квалификации сотрудников для того, чтоб они больше соответствовали структуре своей деятельности. Перечень, утвержденный Минтруда, есть на федеральном официальном сайте.

    Исходя из всех требований, руководитель может создавать должностные инструкции, разрабатывать кадровую политику, оплату труда, заниматься обучением на основе дополнительных курсов, аттестацией или переаттестацией персонала. Разработан документ под многие специальности, а том числе юриста, юрисконсульта, внутреннего аудитора, которые так же утверждены минюстом. Каждый в своей области имеет несколько разделов.

    Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года

    В социальной сфере и в каждом образовательном учреждении педагог должен соответствовать определенным требованиям, установленным Минтруда и соцзащиты №544н. С января 2015 года педагог должен соответствовать такому требованиям, указанным в документе. С 2017 года планируют внести изменения. Распространяется на разные образовательные организации, в том числе дошкольное (должность воспитателя) и начальное, среднее и высшее школьное образование (преподаватель, учитель).

    Он определяет обязательные требования для формирования трудового коллектива, а именно: опыт работы, профессиональные качества. Указано, преподаватель какого предмета чему должен обучать детей и в какой период повышать свою квалификацию.

    В такой стандарт введена должность психолога образовательного учреждения. Он должен проводить тестирование детей, педагогов, научить их проводить самоанализ и самооценку, проводить познавательные презентации.

    Профессиональный стандарт бухгалтера с 2016 года

    Такой нормативный документ был разработан в декабре 2014 года, введен в работу в 2015 году и действует до сих пор. В нем указаны две должности: бухгалтер (экономист) и главный бухгалтер. Для каждой из них применяются свои требования: уровень квалификации, стаж работы, должностные обязанности. На их основе разрабатывается в организации уровень оплаты труда.

    Для главбуха более короткий, чем для обычного бухгалтера. Основной обязанностью является составление отчетности и ведение налогового учета. Тогда, как у бухгалтера обязанностью является ведение учета по отдельным участкам. Минтруда считает, что один бухгалтер не может работать на всех участках. А также работодатель может перенаправлять бухгалтеров на разные должности — младший, старший бухгалтер.

    Специалист в сфере закупок

    Приказом Минтруда №625н, которые носит название «Специалист в сфере закупок», были разработаны стандарты, которые необходимы такому работнику. Они гласят о том, какой квалификацией должен владеть сотрудник для государственных и муниципальных закупок. Такой специалист должен уметь проводить экспертизу образования цен и самого качества товара. Специалист проводит постоянное слежение за всеми закупками и заказами.

    Специалист по кадрам

    Для кадровика разработан достаточно большой и разноуровневый документ. Специалисты делятся на три категории: оперативный, тактический и стратегический. Таким документом четко установлено то, чем должен владеть работник на своем уровне, какие должны быть в наличии знания. Например, человек, работающий по кадровому делопроизводству, должен знать не только документальное оформление. На более высоких должностях человек должен уметь выявлять разные стороны потенциальных сотрудников, знать основы развития карьеры.

    Специалист по охране труда

    В правилах для такого сотрудника указаны уровни квалификации (6 или 7), какими знаниями и умениями должен обладать работник. А также то, какие существуют возможности повышения квалификации.

    Сотрудник, находящийся на такой должности, должен уметь обеспечить безопасность при работе и производстве. Если это объект, на котором есть повышенная опасность, работодатель может предоставить курсы подготовки к работе на таком предприятии. Если предприятие обычное, стаж нужен не менее трех лет.

    Специалист по управлению персоналом

    Этот стандарт был введен в работу с ноября 2015 года. Выставляет такие требования к специалистам, как умение вести документацию, обеспечивать постоянный карьерный рост, уметь управлять своими сотрудниками.

    Для устройства на работу подойдет среднее специальное образование или курсы подготовки такого рода специалистов. Для того, чтоб устроиться на руководящую должность, опыт работы должен быть не меньше, чем 5 лет.

    (No Ratings Yet)

    О профессии педагога часто говорят, как одной из важнейших в современном обществе. Такой подход ставит высокие требования к специалисту, которому доверяется обучение и воспитание подрастающего поколения.

    О профессии педагога часто говорят, как одной из важнейших в современном обществе. Такой подход ставит высокие требования к специалисту, которому доверяется обучение и воспитание подрастающего поколения. Но если прежде учителям в своей работе приходилось руководствоваться лишь должностными инструкциями, то уже с 2016 года нормативная база дополнилась понятием профессионального стандарта педагога.

    Профессиональный стандарт: тестирование

    Идея ввести профессиональный стандарт в образовательной сфере появилась ещё в 2013 году, когда и был разработан первый пилотный проект документа. Его авторы поставили перед собой цель сформулировать такие требования к личным качествам педагога, его профессиональной подготовке, методикам работы с учащимися и прочим сторонам профессии, которые бы отвечали современным реалиям.


    18 октября 2013 года был издан Приказ Министерства труда №544н «Об утверждении профессионального стандарта педагог (воспитатель, учитель)», который предусматривал разработку окончательной версии нормативного документа, а также его апробацию в ряде образовательных учреждений страны. Официальное же утверждение профстандарта изначально планировалось на 1 января 2015 года, но решение чиновников продолжить тестирование перенесло эту дату ровно на 2 года.

    Тестирование новых стандартов, которое осуществлялось в 43 субъектах страны, показывает улучшение всех без исключения показателей – такой вывод сделали разработчики нового законопроекта, которые внимательно наблюдали за пробной практикой внедрения профессионального стандарта педагога. Уровень подготовки учащихся, условия труда учителей, итоговые баллы на ЕГЭ и контрольных тестах – по каждому отдельному пункту удалось добиться серьёзных результатов, что позволило чиновникам принять решение о допустимости и своевременности введения профстандарта уже с 1 января 2017 года.

    Профессиональный стандарт педагога: скачать текст

    Уже в 2017 году каждому педагогическому работнику пришлось подтверждать своё соответствие , равно как и встраивать свою работу исключительно в соответствии с новым профстандартом. Приказ, наделяющий новый документ юридической силой, а также полный текст «Профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя)» в версии, которая будет разослана Министерством труда во все российские учебные заведения и доведена до всех без исключения педагогов страны, на нашем сайте.

    Профстандарт педагога 2018 года: структура

    Разработка профессионального стандарта педагога велась на основе тех высоких профессиональных требований, которыми, по мнению экспертов, аналитиков и самих учителей, должен обладать специалист сферы образования. В их перечень сегодня включают универсальную образованность, эрудицию, компетентность (информированность) и прогрессивность. Внимание уделяется и способности педагога находить подход к детям с разным уровнем развития, умению уважать личность ученика, чётко видеть способности каждого из них. Современный учитель – это пример для набирающей опыт молодёжи, а потому нормы затрагивают и внешний вид, и стиль педагога.

    Вступивший в силу с 2017 года, профессиональный стандарт имеет чёткую структуру, состоящую из трёх основополагающих направлений. Авторы документа выделяют следующие основные стороны педагогической деятельности:

    1. Обучение.
    2. Воспитание.
    3. Развитие.

    В первых двух разделах собраны те требования к педагогическому работнику, которые затрагивают безупречное знание предмета, владение всеми необходимыми приёмами и методическими техниками для его донесения каждому учащемуся. Третий раздел профстандарта специалисты называют самым сложным, поскольку он значительно расширяет компетенцию специалиста, предполагая, что в лице рядового учителя математики, истории или физики будет представлен человек, обладающий навыками «школьного врача» — психолога, терапевта, дефектолога.


    К слову, на такой шаг авторов законопроекта натолкнуло, в том числе решение властей сократить узких специалистов (школьных психологов, логопедов) в рамках программы «оптимизации штатного расписания сотрудников образовательных учреждений и изыскания средств на увеличение размера оплаты их труда». Отметим, что чиновники уже анонсировали серьёзное увеличение размера зарплат учителей, которые сумеют подтвердить свою квалификацию в соответствии с новым стандартом.

    Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

    Главная идея нововведения заключается в том, что соответствующий профессиональному стандарту педагог будет отвечать требованиям, перечень которых был сформирован путём более чем 2-летней работы, как теоретической, так и практической. От такого специалиста по-прежнему будут ждать образованности и интеллигентности, доброты, чуткости и внимания к ученикам, понимания их проблем и сложностей. Вместе с тем, развитие технологий, совершенствование обучающих программ, новые возможности, которые открывает IT-сфера, и новые вызовы, которые будут стоять перед уже повзрослевшими учениками – всё это вынуждает постоянно совершенствовать и образовательные процессы. Отсюда и куда более обширные обязанности, которые выходят далеко за рамки предмета специализации учителя.

    Возможно, новые стандарты превращают педагога в «универсального человека», который знает ответы на все вопросы и готов не только научить какому-либо предмету, но и научить учиться. Учитель сегодняшнего дня должен помочь ученику понять, что его будущее во многом будет зависеть от самообразования и стремления к познанию мира. Основной посыл – продолжить реформу образования путём совершенствования подхода к работе на местах.

    Что говорят учителя?

    За время тестирования специалистам удалось собрать большое количество информации относительно эффективности новых мер и требований. Однако на фоне впечатляющих результатов, которые были продемонстрированы на «испытательных площадках», имели место и не всегда положительные отзывы о профстандарте со стороны самих педагогов. Подавляющее большинство претензий затрагивало тему неблагоприятных условий для выполнения требований нового профессионального стандарта. Прежде всего, учителя сетуют на отсутствие достаточной материальной базы в школах, а также огромные нагрузки: уже сегодня многие педагоги работают на 2 ставки, что автоматически делает невозможным индивидуальный подход к каждому учащемуся.

    С 1 января вводится профстандарт педагога 2017, утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.

    Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.

    Профстандарт педагога: структура

    Для создания всех профессиональных стандартов существует единая база - макет, включающий следующие пункты:

    1. Общая характеристика профессии. Название, деятельность работников, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
    2. Функциональная карта. Функции деятельности.
    3. Характеристика трудовых функций. Подробное описание знаний, умений и видов действий, которые осуществляют специалисты.
    4. Информация об организациях-разработчиках.

    Структуру профстандарта педагога определяют две обобщенные составляющие:

    • базовая («три кита» педагогической деятельности - обучение, воспитание, развитие);
    • дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).

    Кроме того, профстандарт имеет два добавочных блока - "Математика" и "Русский язык". Отсюда следует, что, к примеру, квалификация учителя русского языка определяется пятью трудовыми функциями:

    1. Обучение.
    2. Воспитание.
    3. Развитие.
    4. Реализация образовательных программ.
    5. Блок «Русский язык».

    Согласно Постановлению правительства № 584, переход на новые стандарты продолжится до 1 января 2020 года. Новый профстандарт не является жестко закрепленным, «монолитным» документом - он допускает возможность дополнения требований в зависимости от региональных особенностей и внутренних стандартов учреждений образования.

    Пока же образовательные организации должны разработать поэтапный план перехода на профстандарт.

    Профстандарт для педагогов в 2017 году: новые задачи

    Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников.

    Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.

    «Подводные камни» введения профстандарта «Педагог»

    Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие - нет. Главная проблема - отсутствие условий:

    1. Недостаточность материальной базы. Если школа намерена обучать особых детей, в здании должны быть предусмотрены лифты, пандусы, оборудованные туалеты и т.д.
    2. Дефицит узких специалистов. Чтобы педагог мог заниматься со всеми учениками, необходимы не только его знания, навыки и желание. В штат должны входить психологи, тьюторы, сурдопереводчики, дефектологи и медицинские работники.
    3. Нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий.
    4. Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
    5. Отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост.
    6. Перегруженность педагогов. Говоря о необходимости персонального подхода к каждому ученику, придется учесть, что практически все учителя сегодня работают на полторы-две ставки. Для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять не более двадцати часов в неделю.
    7. Недостаточная осведомленность представителей местных министерств и департаментов образования о том, что сегодня требуется от педагогов. Знания педагогики и психологии у руководителей минимальны.
    8. Возможность ухудшения отношений в педагогических коллективах. Появление системы должностей (ассистент и помощник учителя, учитель, старший и главный учитель, наставник и эксперт), по мнению многих специалистов, может негативно отразиться на системе образования и привести к оттоку кадров.\

    А пока школьной администрации необходимо разработать план поэтапного перехода на применение профстандартов и при этом учесть все изменения, которые произошли в течение 2016 года. В том числе и тот факт, что новый министр образования и науки Ольга Васильева озвучила ещё ряд нововведений в профессиональный стандарт учителя, а также перенос даты введения данного документа по просьбе педагогической общественности до 1 января 2018 года.

    Специальность учителя одна из самых важных в российском обществе. В его обязанности входит воспитание и развитие наших детей, поэтому и требования к нему должны быть соответствующие. Однако если раньше преподавателю было достаточно просто выполнять должностную инструкцию, то в ближайшее время требования к нему будут регулироваться новым документом.

    В чем суть новых требований

    Идея создать профстандарт педагога возникла в 2013 году. Тогда же возник и документ, который стал основой будущего проекта. Основатели отразили в нем требования, необходимые преподавателю в современных условиях. Они касались:

    • личностных характеристик;
    • подготовки на профессиональном уровне;
    • методов обучения учащихся.

    Министерство труда 18.10.13 издало Приказ No544н о доработке документа и его тестовой проверке в ряде учебных заведений РФ. Окончательное утверждение изменений было намечено на 01.01.2015. Однако, со временем ведомство решило продолжить тестовый режим еще на два года.

    Профстандарты для педагогов проверялись в сорока трех регионах России. Они прошли широкое обсуждение в педагогических коллективах всей страны. Проанализировав результаты экспериментального внедрения новых требований, разработчики проекта пришли к выводу, что профстандарт педагога существенно улучшает все показатели образовательного процесса, такие как:

    • баллы ЕГЭ;
    • уровень обучения;
    • условия преподавания.

    По каждому из этих критерий были достигнуты существенные результаты. Поэтому, Минтруда принял решение о его внедрении с 2017 года.

    Таким образом, теперь каждому преподавателю будет необходимо подтверждать свою квалификацию, согласно нового документа. Кроме этого, они обязаны использовать в своей деятельности новые положения. Утвержденный правительством РФ документ, Минтруда разошлет всем учебным заведениям страны до 01.01.17 года.

    Профстандарт педагога — структура

    Он разрабатывался с учетом требований, которые необходимы в современных условиях. Сегодня работник просвещения должен обладать:

    • универсальной образованностью;
    • информированностью;
    • эрудицией;
    • компетенцией;
    • прогрессивностью.

    Кроме этого, педагогу необходимо уметь находить общий язык с разными детьми, независимо от их способностей и развития. Также будет уместно, если он сумеет проявлять уважение к личности учащегося и будет видеть его возможности. Преподаватель сегодня должен во всем показывать пример подрастающему поколению, начиная с личной жизни и внешнего вида и, заканчивая своими профессиональными данными.

    Утвержденный правительством РФ документ обладает четкой структурой, которая имеет три основных направления, связанных с:

    • обучением;
    • воспитанием;
    • развитием.

    Разделы, связанные с двумя первыми направлениями содержат педагогические требования, касающиеся знаний предмета, владения нужными приемами и донесения знаний до каждого ученика.

    Третье направление, пожалуй, самое сложное, так как оно кардинально увеличивает компетенцию педагога. Предполагается, что современный учитель, например математики или физики может обладать навыками психолога или другого врача. В таком случае он может рассчитывать на существенную прибавку к зарплате, если конечно подтвердит свою квалификацию в смежной области.

    Вот так можно представить будущие квалификационные уровни:

    Разработчики проекта ввели последний раздел в связи с решением Правительства уменьшить число узкопрофильных специалистов (дефектологов, терапевтов, психологов) в соответствии с программой оптимизации учебных организаций. Таким образом, руководство старается изыскать средства для повышения зарплаты преподавателей. Теперь у педагогов появилась возможность воспользоваться моментом и неплохо заработать, освоив новую близкую к преподавательству специальность, тем более, что правительственные чиновники уже анонсировали возможные зарплаты учителей.

    Зачем нужны профстандарты для педагогов

    Целью нововведения является формирование в обществе нового взгляда на преподавательскую деятельность. Понятно, что он по-прежнему должен:

    • иметь высокий уровень образованности;
    • быть интеллигентным, добрым, чутким и внимательным к учащимся;
    • понимать проблемы своих подопечных.

    Нынешний преподаватель в условиях развития технологий, новых возможностей в IT сфере должен постоянно совершенствоваться, осваивать новые формы подачи учебного материала и уметь выйти за рамки чисто преподавательской специализации. В этих условиях, новые профстандарты для педагогов помогут быстрее превратить обычного учителя в универсального специалиста, ориентирующегося во многих областях современного мира. Такому преподавателю будет легче донести ученику не только о важности образования, как такового, но и о необходимости постоянного совершенствовании своих знаний.

    Понятно, что все это произойдет не сразу и с 01.01.17-18 годов все педагоги не станут магами. Однако планка требований уже поднята и задача всех учителей как можно быстрее достичь высот, отвечающих нашему времени. От этого зависит успех и продвижение нашей страны.

    Что думают педагоги

    В течении тестового периода создатели документа собрали множество материала, подтверждающего эффективность стандарта. В то же время обсуждение новых требований показало, что не все положительно относятся к новшеству. Некоторые педагоги намекали на недостаточное обеспечение учебных заведений для реализации новых задач, а также на большие нагрузки, которые испытывают преподаватели уже сейчас. Давно известный факт, что многие преподаватели находятся на двух ставках, поэтому ни о каком индивидуальном подходе в работе с учеником не может быть и речи.

    Заключение

    Повсеместный ввод новых требований повлечет за собой массовую переаттестацию учителей, а это займет большое количество времени. Кроме этого Министерство труда не разработало четкой методики проведения проверки. Согласно новым требованиям, ее должна проводить независимая комиссия. Преподавателя, который не дотянул до необходимого уровня, могут уволить. И здесь возникает вопрос, если учебное заведение не смогло обеспечить развитие педагога, то кто в этом виноват? Разве комиссия может уволить его? Например, стандарт обязывает учителя владеть информационными технологиями и применять их в работе. Почему Минтруда не ответил, что делать учителям, в школах которых не слышали про компьютерные классы. В общем, как утверждают многие специалисты документ еще достаточно «сырой». Быстрее всего, его полное внедрение отложат до 01.01.18 года.