Особенности обязательств из публичных правовых актов. Понятие о публичных нормативных обязательствах. Отдельные категории граждан

Чтобы оплатить расходы, казенные учреждения принимают и исполняют бюджетные и денежные обязательства. Такие операции относят к санкционированию расходов бюджета. В статье найдете проводки для учета принятых, принимаемых и отложенных бюджетных обязательства в бюджетном учете 2018 года.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Как происходит санкционирование расходов

Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Делают это, чтобы проконтролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Санкционирование расходов бюджета проходит четыре этапа:

Этапы

Что сделать на каждом этапе

1. Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства

Получатель бюджетных средств (ПБС) заключает госконтракты и соглашения, формирует Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 0506101) и подает их в орган Казначейства России. После этого или одновременно ПБС заполняет Сведения о денежном обязательстве (ф. 0506102). Их направляют в орган Казначейства вместе с документами для оплаты госконтракта. Формировать Сведения (ф. 0506102) может и сам орган Казначейства.
Бухгалтер отражает бюджетные и денежные обязательства в учете

2.Подтвердить денежные обязательства

ПБС формирует и подает в орган Казначейства заявку на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежное обязательство

3. Санкционировать оплату денежных обязательств

Специалисты органа Казначейства России проверяют заявку на кассовый расход и ставят отметку, которая разрешает санкционировать оплату денежного обязательства

4. Подтвердить исполнение денежных обязательств

Орган Казначейства оплачивает обязательство с единого счета бюджета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход.

В каких пределах принимать бюджетные обязательства в 2018 году

ПБС принимает бюджетные обязательства, когда заключает госконтракты или другие договоры с организациями и гражданами. Обязательства принимайте в пределах суммы лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которую распорядитель утвердил и довел до учреждения.

Без выделенных ЛБО нельзя планировать и начинать закупки. Но есть исключения.

Если ПБС исполняет публичные нормативные обязательства, их принимают в пределах доведенных бюджетных ассигнований.

На каких счетах учитывать

Учет операций по санкционированию расходов бюджета отражайте на счетах:

  • 501.00 «Лимиты бюджетных обязательств» – постановку на учет лимитов бюджетных обязательств;
  • 503.00 «Бюджетные ассигнования» – принятие к учету бюджетных ассигнований;
  • 502.00 «Обязательства» – учет бюджетных и денежных обязательств.

При этом в 22-м разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:

  • 1– текущий;
  • 2– очередной;
  • 3– второй год, следующий за текущим;
  • 4– третий год, следующий за текущим;
  • 9– иной очередной год за пределами планового периода.

Как принять бюджетные обязательства

Процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства ставьте на учет в органах Казначейства. Для получателей средств федерального бюджета Порядок установлен приказом Минфина России от 30 декабря 2015 № 221н.

В текущем финансовом году обязательства принимайте с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет.

Порядок заполнения отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Как учесть бюджетные обязательства

К принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года отнесите расходные обязательства, которые будут исполнены в текущем году. Также к ним отнесите бюджетные обязательства прошлых лет, которые приняты, но не исполнены.

Учет принятых бюджетных обязательств ведите на основании подтверждающих документов. Принимайте к учету бюджетные обязательства только в пределах доведенных до них ЛБО или бюджетных ассигнований.

В бюджетном учете отразите обязательства:

  • по выплате зарплаты (денежного содержания, вознаграждения, довольствия) сотрудникам – в объеме утвержденных на год ЛБО;
  • по выплате сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным категориям работников командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами, служебными контрактами – в сумме начисленных обязательств или выплат;
  • по публичным нормативным обязательствам перед физическими лицами – в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
  • по перечислению обязательных платежей в бюджет: налогов, сборов, пошлин, взносов и других выплат – в сумме начисленных платежей;
  • по субсидиям организациям, предпринимателям и гражданам – производителям товаров, работ, услуг по нормативно-правовым актам, бюджетным и автономным учреждениям:
    – в сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии – если иное основание не предусмотрено нормативно-правовыми актами;
    – в объеме ЛБО соответствующего бюджета на указанные цели – если договоры или соглашения не заключены;
  • по другим расходным обязательствам – в сумме обязательств, которые подтверждены документами.

Как принять денежные обязательства

Денежные обязательства отражайте на счете 502.02 «Принятые денежные обязательства».
Оплату денежных обязательств проводите в пределах доведенных:

  • бюджетных ассигнований – по публичным нормативным обязательствам;
  • ЛБО – по остальным денежным обязательствам.

Обязательств по контрагентам

По расчетам с контрагентами (кроме расчетов с подотчетными лицами и по платежам в бюджет) обязательства принимайте в разрезе получателей авансовых платежей на основании:

  • данных аналитических счетов счета 206.00 (разница дебетовых и кредитовых оборотов) – авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансов. Не включайте остатки выданных авансов (числящихся на начало периода) по счету 1.206.00.000 и кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты за текущий период;
  • кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00 – начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году. Не включайте кредитовые и дебетовые обороты, отражающие изменение кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет;
  • дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00, счета 304.02, счета 304.03 – денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде.

Обязательства по подотчетникам

По расчетам с подотчетными лицами (в разрезе подотчетных лиц) принимайте обязательства на основании:

  • данных по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 (дебетовые обороты минус кредитовые обороты) – полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей. Способ выплаты средств значения не имеет;
  • дебетовых оборотов по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 – полученные подотчетными лицами в текущем периоде денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.

Не включайте остатки выданных авансов, которые числятся на начало отчетного года по счету 208.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты;

Обязательства по платежам в бюджет

По обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы (в разрезе платежей) принимайте на основании:

  • кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.730–1.303.13.730) – начисленные в текущем периоде платежи – налоги, сборы, пошлины, взносы и иные обязательные платежи;
  • дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.830–1.303.13.830) – обязательства по перечислению платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.

Не учитывайте показатели расчетов по излишне перечисленным платежам, которые числятся на начало текущего периода по счету 303.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

Обслуживание долговых обязательств

Расходы на обслуживание долговых обязательств принимайте на основании аналитических данных по соответствующим счетам счета 301.00 в сумме:

  • кредитовых оборотов – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году;
  • дебетовых оборотов – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.

Подтверждающие документы

Возникновение денежных обязательств отражайте в учете на основании подтверждающих документов. Например, это:

Принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений в сторону увеличения или уменьшения отразите проводками:

Дебет счета

Кредит счета

Приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на основании документов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг:

– на текущий финансовый год

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

– на очередной финансовый год

КРБ.1.502.21.000

КРБ.1.502.22.000

Уменьшение принятых денежных обязательств в текущем году

Методом «красное сторно»

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

000 – код КОСГУ, если по нему детализирована бюджетная смета и доведены лимиты. Если же лимиты доведены по видам расходов – указывайте нули.

Пример, как отразить в бухучете принятые в текущем финансовом году бюджетные и денежные обязательства

В январе казенное учреждение «Альфа» разместило извещение о проведении электронного аукциона на закупку оборудования. НМЦК контракта – 580 000 руб. По итогам аукциона «Альфа» заключила контракт с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» на сумму 560 000 руб.
Согласно учетной политике учреждение «Альфа» принимает к учету обязательства:

  • принимаемые – на основании извещения о закупке конкурентным способом, размещенного в ЕИС;
  • принятые – на основании заключенного контракта;
  • денежные – на основании товарной накладной, подтверждающей переход права собственности на имущество.

Смета учреждения по КОСГУ не детализирована.
В бухучете бухгалтер «Альфы» принял обязательства проводками:


Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

В день размещения извещения о закупке

Отражено принимаемое обязательство (основание – извещение о проведении электронного аукциона)

КРБ.1.501.13.000

КРБ.1.502.17.000

В день подписания контракта

Скорректировано принимаемое обязательство на сумму экономии по результатам электронного аукциона

КРБ.1.502.17.000

КРБ.1.501.13.000

Принято обязательство (основание – контракт поставки)

КРБ.1.502.17.000

КРБ.1.502.11.000

Приняты денежные обязательства (основание – товарная накладная и акт приема-передачи оборудования)

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000


Два примера заполнения отчета (ф. 0503128)

Пример 1. В отчетном периоде федеральное казенное учреждение вело расчеты с контрагентами

Сформированный журнал операций выглядит следующим образом:

Хозяйственная операция

Сумма, руб.

Доведены ЛБО

1 501 15 310
1 501 15 340
1 501 15 226
1 501 15 212
1 501 15 211

1 501 13 310
1 501 13 340
1 501 13 226
1 501 15 212
1 501 15 211

300 000
500 000
250 000
125 000
250 000

Отражены принимаемые бюджетные обязательства по конкурсным процедурам

1 501 13 310
1 501 13 340

1 502 17 310
1 502 17 340

150 000
400 000

Заключены контракты по результатам конкурсных процедур

Выявлена экономия по результатам конкурсных процедур

Заключены контракты без применения конкурсных процедур

1 501 13 340
1 501 13 226

1 502 11 340
1 502 11 226

100 000
150 000

Выплачен аванс поставщику по основным средствам

Отражена сумма денежных обязательств на сумму аванса

Поступили основные средства от поставщика

Произведен зачет аванса

Отражена оставшаяся сумма денежных обязательств

Поступили материалы от поставщика

Оплачены материалы поставщику

Выдана подотчетная сумма

Отражены бюджетные обязательства по подотчетным суммам

Отражены денежные обязательства по подотчетным суммам

Выплачена заработная плата сотрудникам

1 302 11 830
1 501 13 211
1 502 11 211

1 304 05 211
1 502 11 211
1 502 12 211

100 000
100 000
100 000

Проследите за тем, чтобы оплата контрактов проходила по тем кодам видов расхода, по которым приняты лимиты бюджетных обязательств. Иначе в строках 11 и 12 отчета будут показатели с показателями «минус». А при сдаче отчета выйдет протокол с критической ошибкой.

Пример. Бухгалтер казенного учреждения в первом полугодии начислил зарплату персоналу на сумму 220 тыс. руб.

Кроме того, учреждение заключило договор на поставку объектов основных средств по КВР 242 – 200 тыс. руб., по КВР 244 – 320 тыс. руб.
Были приняты лимиты бюджетных обязательств:
– КВР 121 – 500 тыс. руб.;
– КВР 242 – 300 тыс. руб.;
– КВР 244 – 700 тыс. руб.
Однако ошибочно вся оплата прошла по КВР 242. При формировании отчета по форме 0503128 вышла пересортица.
И при загрузке на сайт органа казначейства вышел протокол с наличием критической ошибки.

Прочие обязательства

В отдельном порядке выделяются публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.

Публичные обязательства

Это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Как учредителю довести и отразить в учете публичные обязательства

Финансовое обеспечение на исполнение публичных обязательств до учреждений доводите в виде ЛБО (в пределах полученных бюджетных ассигнований). Такие средства финансового обеспечения не включаются в нормативные затраты на оказание государственных услуг в соответствии с госзаданием.

Пример отражения в бюджетном учете доведения лимитов бюджетных обязательств по переданным полномочиям до подведомственных учреждений

Министерство передает полномочия по осуществлению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, на социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующим бюджетным (автономным) учреждениям.

Общий объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на указанные цели в 2016 году, составляет 12 000 000 руб.

Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:

Дебет КРБ.1.501.11.262 Кредит КРБ.1.501.12.262

– 12 000 000 руб. – доведены суммы лимитов бюджетных обязательств министерству;

Дебет КРБ.1.501.12.262 Кредит КРБ.1.501.14.262

– 12 000 000 руб. – переданы суммы лимитов бюджетных обязательств образовательным учреждениям.

Как бюджетному учреждению отразить публичные обязательства
Бюджетные и автономные учреждения могут получить полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств от имени органов власти. Например, материальное обеспечение детей-сирот.

Финансовое обеспечение этих полномочий доводят в порядке, установленном:

Для исполнения публичных нормативных обязательств перед гражданами учреждению нужно открыть лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (код лицевого счета – 14) (п. 5 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ, п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 № 590). О том, как это сделать, читайте в рекомендации Как открыть лицевой счет.

Отражение в бухучете обязательств

Операции по исполнению публичных нормативных обязательств перед гражданами бюджетные и автономные учреждения отражают в бюджетном учете и отчетности. Для этого используйте Инструкцию №162н. Такие операции отражайте в отдельных регистрах бухучета (главной книге).

Финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств до учреждений доводят в виде лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Такие средства финансового обеспечения не включают в нормативные затраты на оказание госуслуг в соответствии с госзаданием.

В учете ЛБО учитывайте по коду вида финансового обеспечения (КФО) – 1 «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)» (п. 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Полученные ЛБО (независимо от типа учреждения) отразите на счете 1.501.05.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» (п. 136 Инструкции № 162н). Аналитический учет операций по счету ведите в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062) (п. 129 Инструкции № 162н). О том, как отразить в бюджетном учете получение лимитов и принятие бюджетных и денежных обязательств, читайте в рекомендации Как учесть санкционирование расходов у ПБС.

Публичные нормативные обязательства

К таковым относят публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Денежные обязательства

Денежные обязательства предусматривают обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

В данной статье мы рассмотрим публичные обязательства как форму права, обусловленного законодательством РФ. Внимание будет уделено понятию данного права, его свойствам, особенностям, законному обоснованию и т. д.

Ознакомление с понятием

Публичные нормативные обязательства - это набор правил, которые принуждаются к обязательству посредством закона или нормативного акта. Относится к расходному обязательству, где субъекты несут ответственность перед физическими или юридическими лицами. А также другими типами публично-правовых образований, которые подлежат исполнению в соответствии с установленными законами или иными типами нормативно-правовых актов, что имеют установку, указанную в законе.

На территории РФ с 01.01.2012 г. было внесено изменение в публичные обязательства муниципальных образований, а также учреждений, работающих на бюджетной основе. С момента выхода корректив такие структуры не имеют статуса, подтверждающего данный вид права.

Введение особого порядка

Особенности устройства порядка, осуществляемого «новыми» бюджетными средствами, на основе полномочий фрагментов структуры гос. властей, имеющих исполнительные возможности в публичном обязательстве, определяются соответствующими органами. Данное изменение можно найти в ФЗ от 12 января 1996 г., в статье 9.2, части пятой.

Исполнение порядка публичных обязательств для учреждений, работающих на бюджетной основе, установленной органами гос. власти, теперь определяется ПП РФ от 02 августа 2010 г., номер - 590. Структуры властей, отвечающих за применение на практике данного постановления, способны принимать решение по предоставлению субсидий учреждениям, относящимся к федеральным и бюджетным.

Финансовая поддержка

Публично-нормативные обязательства - это многосоставная ветвь закона, которая широко применяется государством для создания условий, которые позволяют удерживать ей экономическое равновесие.

Орган гос. власти предоставляет набор своих полномочий в пользование учреждению бюджетного типа. Информация о таком переходе прав на эксплуатацию денежных средств передается в Минфин РФ, где согласуется и утверждается в течение тридцати дней.

Обеспечение финансами осуществляется бюджетными учреждениями, имеющими федеральный статус. Передача полномочий может осуществляться только в пределе бюджетного ассигнования, которые было предусмотрено органом гос. власти и предназначалось для конкретно указанных целей. Субсидии подобным учреждениям за нормативные затраты восполняются и не фиксируют общий объем выплат, проведенных в течение передачи полномочий.

Публичные обязательства обуславливают выплату основанных на капитале средств. Это явление реализуется от имени федеральных органов гос. власти, передавших полномочия, основываясь при этом на платежном ряде документов, которые были представлены бюджетной организацией, принявшей данные полномочия.

Порядок проведения кассовых выплат

Процесс санкционирования кассовой выплаты, входящей в обязательства федерального бюджетного учреждения, осуществляется от имени органов, имеющих федеральный статус. Общий порядок и его исполнение предусмотрены в приказе Минфина России от первого сентября 2008 г. Конкретно указывается в 87 номере.

Главными обязательствами ФБУ (федерального бюджетного учреждения) являются следующие положения:

  • Предоставление федеральному органу гос. власти отчетности, в которой будет указано исполнение ряда обязательств, основанных на публичной основе и установленных Минфином РФ. Это необходимо для создания и представления общего анализа системы бюджета.
  • Учреждение должно отражать общие информационные указания, позволяющие определять данную организацию как орган, наделенный федеральными полномочиями и отвечающий за исполнение публичных обязательств. Собранные данные о деятельности отражаются в отчете, рассказывающем об эксплуатации закрепленного гос. имущества, которое было предоставлено в пользование.

Аналогии порядка

Исполнение публично-нормативных обязательств можно наблюдать и при передаче полномочий по распоряжению бюджетом автономным организациям. Главная информация об этом явлении была закреплена постановлением Минфина РФ и опубликована в законопроекте о внесении ряда корректив в конкретные акты законодательства РФ, что связанно с «эволюцией» положения о правах автономной группы учреждений. Данные обязательства присваиваются и физическим лицам, что влечет за собой создание и ведение учета, в котором будет указан перечень операций, исполненных в рамках имеющегося бюджета.

Расход и обязательство

Расходные обязательства публично-правового образования входят в состав важного аспекта, который обуславливает возможность по снижению финансового риска и вероятных последствий, ведущих к нежелательным последствиям. Здесь расходы средств приобретают интерес науки, представляя правовую регламентацию по исполнению обязательств в форме контекста, обеспечивающего эффективность таких расходов.

Взаимосвязь между публичными расходами и публичным правом

Публичное расходное обязательство тесно взаимосвязано с бюджетным. Это основано на том, что данные правовые нормы перетекают из одной в другую. Это происходит с момента подтверждения ФЗ о бюджетном плане на будущие 12 финансовых месяцев. Именно в нем происходит соответствующее закрепление растрат. Иначе говоря, обязательство бюджетного типа является актом, закрепленным в законе.

Рамки такого положения включают в себя пункты о публичном и публично-нормативном обязательстве.

В перечень публичных обязательств входят нормы, возникшие на законной основе других актов о норме права подобного типа. А также это могут быть другие виды правовых документов по расходным обязательствам, основанные на публичном образовании перед лицом физических или юридических субъектов.

Ответственный перед физическим лицом

Публично-правовые обязательства нормативного характера представляют собой форму несения ответственности перед физическими лицами.

Данная форма права характеризуется тем, что в состав публично-нормативных обязательств не входят услуги, предусматривающие выплату физлицу, обуславливаемую наличием статуса госслужащего РФ. Субъекты, занимающие должности муниципального, военного, бюджетного и призывного типа, также не обладают возможностью использовать этот вид правовых преимуществ.

Для совершения качественного и должного контроля за учетом различных обязательств расходного типа, которыми пользуются органы муниципальных и государственных властей, создаются особые структуры, на которые возлагается большая ответственность. Ведутся особые реестры, обусловленные конкретными установками, которые предполагают собой предоставление всей информации учета в вышестоящие органы исполнительных властей.

Обязательства и расходы

Понятие публичных обязательств фигурирует в кругу деятельности муниципальных образований. Такие организации составляют ряд обязательств, которые исполняются благодаря собственным доходам и источнику покрытия дефицита бюджетных средств.

Возникновение подобных обязательств взаимосвязано со следующими обстоятельствами:

  1. Процесс по принятию актов, носящих муниципальный и правовой характер, отвечающих за вопросы по местному назначению, составленных на основе ФЗ, может осуществляться при помощи имеющихся прав у органов локального самоуправления и у муниципальных организаций.
  2. Муниципальные правовые акты принимаются и осуществляются органами, отвечающими за местное самоуправление. Такие структуры имеют ряд особых гос. полномочий, переданных свыше.
  3. Договор муниципальных образований может быть заключен с использованием имени бюджетных учреждений.

Публичные обязательства в расходной форме предусматривают в себе установление органами локального самоуправления самостоятельного учета оборота расходов. Осуществление финансирования происходит посредством наличия собственного капитала и источников дефицитного типа, которые пополняют местный бюджет. Исключение составляют расходные виды обязательств, которые принимаются и исполняются в процессе реализации гос. полномочий, переданных от органов свыше. В таком случае исполнение происходит путем субвенции (не выходя за ее пределы) из бюджетных средств субъекта РФ.

В случае, когда у муниципальных образований превышаются нормативы, которые используются в методике расчета соответствующей субвенции, обеспечение финансами по оплате дополнительных затрат, необходимых для полноценного приведения в исполнение указанных обязательств расходного типа муниципальных образований, осуществляется благодаря собственным доходам и источникам дефицита местного бюджетного потенциала. Данное явление характерно и для субъектов РФ.

Посредством бюджетного послания Президент РФ отметил, что новое расходное обязательство должно приниматься, лишь основываясь на тщательных оценках их работоспособности. А также важно, чтобы имелись ресурсы, которые могут гарантировать исполнение обязательства в пределах приятного бюджетного ограничения.

Недостаток внимания

Как мы уже поняли, в перечень публично-нормативных обязательств входит понятие «расходного обязательства». Стоит обратить внимание на то, что данной ветви закона уделяется недостаточно сил и времени, что можно считать вполне незаслуженным отношением.

Шестая статья БК РФ закрепляет в себе общую форму понятия бюджетного обязательства. По факту это публично-правовая обязанность, обусловленная законом, а также рядом других нормативно-правовых актов, договоров, соглашений и т. д. Обязательным условием является предоставление отчетности от имени казенного учреждения физическому или юридическому типу лиц, а также другим видам образований, например субъектам с наличием международного права, на расход средств из определенного бюджета.

Основываясь на анализе законодательства федерального и регионального типа, а также ряда актов, попадающих в раздел нормативно-правовых, можно определить признаки расходных обязательств для муниципальных образований:

  1. Реализация обстоятельства для муниципального образования осуществляется путем решения вопросов о местном назначении.
  2. Расходное обязательство приводится в исполнение особыми органами, отвечающими за местное самоуправление. Это обуславливает предоставление средств лицам физического и юридического типа, а также субъектам международного права и публично-правовым образованиям.
  3. Реализация обязательства путем предоставления денежных средств из доступного субъекту РФ бюджета осуществляется при помощи реестра. Данное условие необходимо для строгого контроля за расходованием средств при помощи мониторинга.

Учреждения из списка бюджетных и автономных

Существуют учреждения, входящие в состав так называемых новых. Такие организации называют автономными, и они не располагают возможностью влиять на бюджетный процесс. Однако они могут выступать «соучастниками» по приведению в действие полномочий бюджетного характера.

Заключение

Из содержимого статьи можно заключить, что публично-правовые обязательства - это перечень правил и норм, которые обуславливают образование обязательств, имеющих законное основание и утверждаемых в специальных актах или договорах. Ответственность несется перед лицом юридического или физического типа, а также любым публично-правовым образованием, подвергающимся исполнению в соответствии с установкой закона.

Ирина Пименова

Публичные нормативные обязательства

Добрый день! Выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольном учебном учреждении является расходным обязательством субъекта. Законом субъекта полномочия на выплату компенсации переданы муниципальным районам. Средства на данную выплату передаются в бюджеты муниципальных районов в виде субвенции. Является ли данная выплата публичным нормативным обязательством муниципального района? По какому виду расходов следует проводить выплату?

Ответил пользователь, Светлана Мартыненко (martinenko)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга компании "Гарант" (www.garant.ru),
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Согласно
п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ расходным обязательством субъекта РФ является предоставление субвенции (п. 1 ст. 85 , п. 4 ст. 140 БК РФ). В сводной бюджетной росписи бюджета субъекта РФ указанные расходы отражаются по соответствующей подгруппе видов расходов 530 "Субвенции".

В свою очередь, расходные обязательства при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий являются расходными обязательствами муниципального образования, устанавливаемыми муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта РФ), и исполняемыми за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ (абзац третий п. 1 и п. 3 ст. 86 БК РФ).

Таким образом, в сводной бюджетной росписи муниципального образования расходы, связанные с осуществлением переданных полномочий, отражаются в соответствии с общим порядком применения бюджетной классификации в части групп, подрупп и элементов видов расходов, установленном п. 5 Раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Напомним, что определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, относится к бюджетным полномочиям Российской Федерации и субъекта РФ соответственно (ст.ст. 7 , 8 БК РФ).

В силу п. 4 ст. 21 БК РФ в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются субвенции, устанавливается перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций (п. 4 ст. 21 БК РФ). Вместе с тем, порядок расходования средств субвенций из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), наряду с требованием о применении кодов целевых статей при осуществлении расходов за счет средств субвенций, также может содержать указание о применении соответствующих групп, подгрупп и элементов видов расходов.*(1)

При отсутствии в нормативном правовом акте органа исполнительной власти субъекта РФ, определяющим порядок расходования средств субвенций, предоставленных на реализацию полномочий по выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольном учебном учреждении, требования об отражении расходов на выплату указанных компенсаций с применением конкретных групп, подгрупп и элементов видов расходов, особенности применения групп, подгрупп и элементов видов расходов в целях отражения их в сводной бюджетной росписи муниципального образования будут зависеть от способа реализации переданных полномочий.

В частности, если выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольном учебном учреждении осуществляется получателем бюджетныхсредств, а также бюджетным (автономным) учреждением при условии открытия ему лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, за счет бюджетных ассигнований - в сводной бюджетной росписи указанные расходы подлежат отражению по соответствующему элементу группы видов расходов 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению".

В случае если выплата указанных в вопросе компенсаций осуществляется бюджетными (автономными) учреждениями за счет средств субсидий, предоставляемых в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, расходы на выплату компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольном учебном учреждении в сводной бюджетной росписи муниципального образования подлежат отражению с применением соответствующих кодов видов расходов 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" и 622 "Субсидии автономным учреждениям на иные цели".

___________

*(1) Смотрите, например:

П. 4 Порядка предоставления средств, выделенных из федерального бюджета на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, в 2014 году, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 02.04.2014 N 330;

П. 7 Порядка расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Воронежской области на осуществление переданных отдельных государственных полномочий по организации деятельности по отлову и содержанию безнадзорных животных, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 20.05.2015 N 406.

ПНО - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

2. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

ПНО:- Пенсии военнослужащим , членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, а также пособия; -Тем, кто ликвидировал ЧАЭС ; -Осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам, инвалидам ; -Социальная поддержка и доп. поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, героям войны и т.п.

Основные направления бюджетной политики на 2014-2016 года

В связи с уточнением численности получателей и увеличением размеров выплат в 2014 - 2016 годах уточнены объемы бюджетных ассигнований на:

Предоставление компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

Выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

Предоставление компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву.

Объемы бюджетных ассигнований на предоставление компенсации членам семей погибших военнослужащих, включенных в состав иных обязательств, определены в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в части тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Источники финансового обеспечения государственной социальной защиты граждан в Российской Федерации. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на государственную социальную защиту граждан, их состав, формы, направления повышения эффективности.

Социальная защита населения в широком смысле этого понятия - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице.

Источниками финансового обеспечения государственной социальной защиты граждан в Российской Федерации являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средства внебюджетных фондов.

В соответствии с 21 статьей БК РФ, едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

9) здравоохранение; (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) социальная политика;

Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основ­ной материальной базой пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

Учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

Назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих;

Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспе­чивают гражданам Российской Федерации возможность бес­платного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медици­нских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых забо­леваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.п.

В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Направления повышения эффективности социальной защиты граждан заключаются в принятии упомянутых госпрограмм, результатами которых должно стать:

-(ГП «Социальная поддержка граждан»)

Снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;

Удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;

Создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;

Повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально

ориентированных некоммерческих организаций; обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций;

увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями

(ГП «Развитие здравоохранения»)

Снижение смертности и потребления алкогольной продукции, потребления табака среди детей и подростков, увеличение обеспеченности врачами, увеличение ожидаемой продолжительности жизни и т.д.

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на государственную (муниципальную) финансовую поддержку коммерческих организаций производственных отраслей экономики, их состав, формы, направления повышения эффективности.

Предоставление гос. субсидий, так же как и налоговое регулирование, используется как мера антициклического регулирования. В государствах, осуществляющих рыночные реформы, бюджетные средства выступают важным источником финансирования создании и развития инфраструктуры рынка (фондовых, валютных и товарных бирж, бирж труда, информационных центров, фондов поддержки малого бизнеса и т.д.). Предоставление бюджетных средств как метод финансового стимулирования основано на следующих принципах. Во-первых , не делается различий между организационно-правовыми формами субъектов хозяйствования, которые могут получить соответствующие средства. Во-вторых , как правило, используется конкурсный отбор претендентов на получение средств в рамках государственной поддержки, при этом привлекаются независимые эксперты организации конкурсов, в том числе для выработки критериев отбора участников и победителей

Статья 10. Виды мер стимулирования промышленной деятельности

1. Стимулирование промышленной деятельности осуществляется путем предоставления субъектам промышленной деятельности и организациям инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности финансовой, информационной и консультационной поддержки, поддержки научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности, поддержки в области профессионального обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников субъектов промышленной деятельности, иных видов поддержки.

2. Особенности применения мер стимулирования промышленной деятельности в отдельных отраслях промышленности могут устанавливаться государственными программами РФ и субъектов РФ, муниципальными программами.

3. Финансовая поддержка в форме установления специальных налоговых режимов и налоговых льгот осуществляется путем:

1) установления специальных налоговых режимов или налоговых льгот промышленным кластерам и индустриальным паркам;

2) освобождения от уплаты налогов субъектов промышленной деятельности, которые реализуют инвестиционные проекты, включенные в перечень, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

4. Финансовая поддержка в форме предоставления займов субъектам промышленной деятельности осуществляется в том числе через фонды развития отраслей промышленности, создаваемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

1. В целях осуществления мер финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности по решению Президента РФ могут создаваться фонды развития отраслей промышленности. Учредителем отраслевого фонда от имени РФ является Правительство РФ, которое утверждает устав отраслевого фонда.

Поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в том числе путем:

1) размещения в рамках государственного оборонного заказа заданий на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

2) предоставления субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности, не связанных с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;

Особое значение для любого региона имеет кадровый потенциал. Осуществление подготовки специалистов на основе дополнительного бизнесобразования и приглашение высококвалифицированных кадров для разработки/трансфера производственно-промышленных технологий и ведения инновационных видов бизнеса представляется достаточно узкой задачей, которую необходимо решать на уровне отдельных операционных единиц. Организация регулярного отбора и поддержки реализации перспективных проектов инновационного развития производственных предприятий (как действующих, так и вновь создаваемых), в первую очередь –проектов-«локомотивов» новых трендов в российской и мировой экономике («прорывных», а не «догоняющих» инноваций). Бюджетная поддержка.

9. Субсидии государственным (муниципальным) учреждениям: содержание, виды, особенности расчета и предоставления.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Формула для расчета субсидии на государственное (муниципальное) задание выглядит следующим образом:

а) если учреждением одновременно оказываются государственные (муниципальные) услуги и выполняются работы: SUB гз = SUB у + SUB р + NZ и;

б) если учреждением оказываются только государственные (муниципальные) услуги: SUB гз = SUB у + NZ и;

в) если учреждением выполняются только работы: SUB гз = SUB р + NZ и, где SUB гз – субсидия на государственное (муниципальное) задание; SUB у – часть субсидии на оказание государственных (муниципальных) услуг (рассчитывается на основе нормативных затрат на оказание услуг и количества соответствующих услуг); SUB р – часть субсидии на выполнение работ; NZ и – общий объем нормативных затрат на содержание имущества.

Для расчета нормативных затрат на оказание i-ой услуги следует исходить из суммы составляющих затрат, необходимых для оказания соответствующей услуги (как непосредственно связанных с ее оказанием, так и затрат на общехозяйственные нужды), к которым относятся затраты на оплату труда основного и вспомогательного персонала, затраты на оплату услуг связи и транспорта, коммунальные услуги и пр.

Нормативные затраты следует определять с учетом государственных стандартов (требований), санитарных норм и правил, с обязательным использованием утвержденных натуральных нормативов или нормативов затрат в отношении отдельных составляющих нормативных затрат. В случае отсутствия утвержденных нормативов (порядка их определения или расчета) можно применять экспертный метод для определения соответствующих составляющих затрат в составе нормативных затрат.

На выполнение работ орган власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, вправе, но не обязан, утвердить нормативные затраты.

В случае принятия решения о формировании государственного (муниципального) задания для государственного (муниципального) казенного учреждения требование об утверждении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг обязательно.

Расходы бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии на государственное (муниципальное) задание, учитываемые на лицевых счетах данных учреждений, открытых им в территориальных органах ФК, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы ФК, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Основная задача учреждения – выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана.

Как правило, субсидии на государственное (муниципальное) задание бюджетным и автономным учреждениям предоставляются на основании соглашения, заключаемого с этими учреждениями органами, осуществляемыми функции и полномочия их учредителя, являющимися одновременно главными распорядителями бюджетных средств. Правила заключения такого соглашения, его форма и содержание (объемы и сроки перечисления субсидии, порядок изменения объема субсидии, предоставления отчетности и пр.) определяются в порядке предоставления субсидий на государственное (муниципальное) задание, утверждаемом соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Таким образом, при использовании в очередном году остатков субсидии на государственное (муниципальное) задание учреждением должны быть соблюдены следующие условия: - направления использования остатков субсидии на государственное (муниципальное) задание должны соответствовать целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе; - объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются такие остатки, должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Вместе с тем, как уже было указано, остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, предоставленной бюджетному или автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых это учреждение создано.

10. Сметное финансирование казенных учреждений: содержание, принципы, правовое обеспечение. Назначение, порядок составления и утверждения бюджетной сметы.

Сметно-бюджетное финансирование - это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет. Порядок осуществления сметно-бюджетного финансирования зависит от направления расходов субъектов финансирования.

Сметно-бюджетное финансирование распространяется на широкий круг объектов. В основном на сметно-бюджетном финансировании находятся государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы.

Среди казенных учреждений - школы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

Казенные учреждения, как правило, не имеют доходов для покрытия своих расходов. Однако они выполняют очень важные социальные функции. Поэтому их деятельность финансируется из бюджетов всех звеньев бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Казенные учреждения расходуют бюджетные средства: на оплату труда работников; на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ; на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Финансирование казенных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет расходов казенных учреждений, т.е. плана расходов казенного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом.

Смета казенного учреждения - это финансово-плановый акт, который имеется у всех казенных учреждений. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному казенному учреждению. Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя казенного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете, - составная часть бюджетного процесса, которая именуется сметным процессом.

Индивидуальная смета составляется каждым казенным учреждением и содержит только его расходы.

Индивидуальные сметы объединяются в сводные. Эту работу осуществляют федеральные министерства, ведомства в отношении подведомственных казенных учреждений, а также исполнительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления в отношении соответствующих казенных учреждений. Сводные сметы включают два вида смет: индивидуальные сметы казенных учреждений и сметы расходов на централизованные мероприятия.

Смета расходов на централизованные мероприятия составляется министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для расходов на централизованные мероприятия. Например, проведение областных семинаров учителей, конференции и т.д.

Составление индивидуальной сметы казенным учреждением совпадает по времени с периодом составления проекта бюджета. Оно осуществляется на основе контрольных цифр, сообщаемых казенному учреждению вышестоящей организацией. Контрольные цифры содержат информацию о лимите бюджетных ассигнований, который предусмотрено выделить казенному учреждению после утверждения бюджета. Эти контрольные цифры вышестоящая организация доводит до каждого подведомственного ей казенного учреждения, исходя из общей контрольной цифры, полученной от финансового органа, составляющего проект бюджета.

Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня и других источников для выполнения стоящих перед ними задач.

Смета расходов бюджетного учреждения составляется и подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Затем она направляется в вышестоящую организацию, где включается составной частью в сводную смету по министерству, ведомству и т.д. Сводные сметы учитываются при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета. После утверждения бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований) сметы казенных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. вышестоящей организацией.

Ежемесячно, а также по окончании года казенные учреждения составляют отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию и территориальный орган ФК. Порядок составления таких отчетов ежегодно определяется приказом Минфина России об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете, за соответствующий год.

Любой гражданин страны вправе требовать исполнения закона или иного нормативного права, которым установлены публичные нормативные обязательства. Это договорённости, которые подлежат обязательному исполнению. Они всегда выражаются в денежной форме. В России размер обязательств и порядок индексации их суммы оговаривает Письмо Минфина РФ от 12. 07. 2012 (16-01-0855). Исключения составляют выплаты, предусмотренные статусом муниципальных служащих или государственных. Исключения касаются и тех, кто замещает должности государственные, муниципальные, в бюджетных учреждениях, военнослужащих и ещё некоторых категорий государственных работников.

Виды

Основной задачей автономных и бюджетных учреждений является реализация полномочий органов местного самоуправления или исполнительной власти, которые являются их учредителем в той сфере сектора экономики, к которой учреждение это относится. Именно поэтому им придана функция исполняющего публичные нормативные обязательства. Это так, но не для всех учреждений такая роль понятна и приятна. Тем не менее исполнять её нужно обязательно. Статья 6 БК РФ подробно разъясняет, что такое публичные нормативные обязательства. Это обязательства прежде всего расходные, и учреждение любого публичного правового образования обязано определённому кругу физических или юридических лиц произвести выплаты, установленные законом.

Сюда относится предоставление обеспечения детям, которые остались без попечения, и сиротам, получающим высшее, среднее или начальное образование в государственных учреждениях образования. Это ежемесячная компенсация педагогам, работающим в государственном секторе, чтобы обеспечить их периодическими изданиями и книгоиздательской продукцией. Публичные нормативные обязательства - это и ежегодное пособие докторантам и аспирантам для приобретения необходимой им научной литературы. Это же касается пособий по беременности и родам, а также ежемесячных пособий по уходу за родившимся ребёнком. Перечень публичных нормативных обязательств длинен. А потому лучше подробно остановиться на самых основных.

Страховые пенсии

Закон предусматривает назначение страховых пенсий и выплаты по потере кормильца. Ими могут пользоваться граждане по обязательному пенсионному страхованию, а также находящиеся на иждивении члены их семей. Пенсионные органы принимают во внимание многие обстоятельства для того, чтобы начать выплаты по потере кормильца.

Это наличие страхового стажа, во время которого отчисления в Пенсионный фонд поступали (учитывается и сам стаж, и размер взносов, и индивидуальный коэффициент), и многие другие обстоятельства, которые установлены в статье 3 400-ФЗ. Если несовершеннолетние дети до потери кормильца получали пенсию (например - по инвалидности), но доходы кормильца единственно давали средства к существованию, они имеют право перейти на выплаты по потере кормильца.

Условия

Могут получить такую пенсию дети до 18 лет (и старше, если учатся по государственным программам в России или за её рубежами). После 23 дня рождения выплаты по потере кормильца прекращаются. Дети-инвалиды в любом случае получают страховую пенсию, даже совершеннолетние (если инвалидность получена до совершеннолетия).

Также получает выплаты любой из взрослых детей, ухаживающий за родственником или собственным ребёнком. Страховые пенсии могут получать все потерявшие кормильца то есть и тот, за кем ухаживают, и тот, кто ухаживает - публичные обязательства перед физическим лицом утверждает закон. Лишаются такой возможности только лица, которые спровоцировали смерть своего кормильца собственными действиями, но и в этом случае данный факт должен быть установлен в суде и доказан.

Пенсии военнослужащим

Все военнослужащие нашей страны имеют право получения военной пенсии. Главное условие - оставление службы, иначе пенсия военнослужащим не назначается. Всё время службы включено в выслугу лет, и льготное её исчисление тоже. Установленная выслуга не подлежит изменениям. Право на такую пенсию имеют военнослужащие двух категорий. Прежде всего, отслужившие двадцать или более лет в рядах ВС РФ, а также в ОВД, МЧС, ГПС или УИС.

Вторая категория - уволенные по причинам наступления предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с мероприятиями организационными или штатными после достижения возраста 45 лет со стажем не менее 25 лет, в том числе не менее 12,5 лет службы в ВС РФ или в ОВД, ГПС, МЧС, УИС. После выхода на пенсию военнослужащие могут не оставлять работу, если есть трудовой договор. Они будут получать и пенсию от силовых структур, и пенсию по старости от Пенсионного фонда.

Расчёт

Рассчитываются пенсии военнослужащим по общим правилам ФЗ, касающимся трудовых пенсий, то есть учитывается пенсионный капитал и среднемесячный заработок, который не был учтён, когда устанавливалась военная пенсия (выплаты силовых структур). Чтобы одновременно получать две пенсии - трудовую и военную, нужно выполнить определённые условия.

Во-первых, страховой стаж должен быть более пяти лет. Во-вторых, должен быть достигнут пенсионный возраст: женщины - 55, а мужчины - 60. В-третьих, нужно наличие или выслуге лет согласно Закону 4468-1 от 12.02.1993. Периоды службы в страховую часть трудовой пенсии нельзя включать, если они вошли в военную пенсию. Дальнейшее увеличение трудовой пенсии осуществляется вместе с индексацией страховой её части. Тут действуют общие правила.

Категории

Пенсионеры-военнослужащие должны пройти определённый срок службы в структурах ВС РФ, ОВД, ГПС, в органах контроля за оборотом психотропных веществ и наркотических средств, в органах прокуратуры или таможни, в органах и учреждениях УИС (уголовно-исполнительная система) или МЧС. Военная пенсия по выслуге лет будет назначена при следующих условиях: за 20 лет - 50% всей суммы заработной платы (денежного довольствия), далее за каждый год более 20 лет прибавляется 3% от общей суммы. В общей сложности размер пенсии не может превышать 85% от суммы всего денежного довольствия.

Военнослужащие, имеющие стаж общий трудовой 25 лет и более, в числе которых 12,5 лет - военная служба, получат военную пенсию тоже 50% от общей суммы денежного довольствия. За стаж после 25 лет каждый год будет прибавляться 1% от этой суммы. В денежное довольствие включается и стоимость продовольственного пайка, который получают военнослужащие, а также продовольственная компенсация, которая выплачивается и рядовым, и начальствующему составу.

Размеры пенсий военнослужащих

Минимальная военная пенсия не может быть ниже 100% от размера трудовой пенсии. А минимум трудовой пенсии ежегодно устанавливает федеральный закон по величине прожиточного минимума в стране. Если военнослужащий отказывается от военной пенсии, ему назначается трудовая по старости. Это происходило довольно долгое время и достаточно часто, поскольку военные пенсии ещё меньше пенсий трудовых по старости. Происходит такое и теперь. Есть регионы, где трудовые пенсии выплачиваются со значительными добавками, там от военных пенсий люди отказываются практически стопроцентно.

Если во время службы военнослужащий выполнял определённые задачи или находился в условиях чрезвычайного положения, для него предусмотрено начисление пенсии на льготных условиях. Например, месяц службы считается на шесть месяцев. Или за три, два, полтора. Те, кто служит по контракту и выполняет задачи при чрезвычайном положении, а также во время вооружённых конфликтов, трудовой стаж будет расти по формуле "месяц за три", когда один месяц в выслугу (или в трудовой стаж) засчитывается как три месяца. Это служба за пределами страны, на Кавказе, на Крайнем Севере. Районный коэффициент при начислении пенсий военнослужащим учитывается, если служба длилась на Крайнем Севере и территориях, к нему приравненных, не менее пятнадцать и двадцать лет соответственно. Действует коэффициент для проживающих в данной местности. Предельным размером такого районного коэффициента, применимого к начислению военной пенсии, является 1,5.

Отдельные категории граждан

Чтобы усилить социальную защищённость российского народа, в 1994 году вышел Указ, устанавливающий компенсационные выплаты отдельным категориям граждан. По пятьдесят рублей стали получать аспиранты и студенты в организациях образовательной деятельности, а также находящиеся по медицинским показаниям в академических отпусках. Положенные выплаты получили и работающие будущие матери - по беременности и матери по уходу за ребёнком до трёхлетнего возраста.

Предприятия, учреждения и организации, где эти женщины состоят в трудовых отношениях, не зависят от организационных и правовых норм в своей обязанности оплачивать компенсации. Также выплаты полагаются и женщинам-военнослужащим, которые находятся в отпуске по беременности и уходу за ребёнком. Неработающие жёны служащих рядовыми и в начальствующем составе ОВД, ГПС, МЧС, а также находящиеся в отдалённых гарнизонах тоже получают такую компенсацию. Если предприятие, где была трудоустроена женщина, имеющая детей до 3 лет, ликвидировано, она тоже имеет право на выплату пособия.

Пенсии МВД РФ

Компенсация семьям погибших сотрудников МВД выплачивается, но в минимальном размере. Практику таких позаимствовало у Министерства обороны, где давно выплачиваются пособия семьям погибших при исполнении службы. Ранее родственники полицейских (милиции) получали только единовременное вспомоществование.

Из предложенной суммы Министерство финансов сделало ряд вычетов, и потому на 2014 год при отсутствии всяческих индексаций ежемесячная выплата составляла всего 3 500 рублей вместо запланированных 20 000. В 2015 году Указ был пересмотрен и дополнен. Семьи погибших военных и полицейских с 2017 года стали получать компенсации в размере чуть менее восьми тысяч рублей.

Беженцы

Не являющиеся гражданами России, жертвы преследований по разнообразным признакам (раса, вероисповедание и т. д.), получившие соответствующее свидетельство, имеют право на получение единовременного пособия (каждому члену семьи). Размер данного пособия определяется правительством страны.

Не достигшие восемнадцатилетнего возраста и признанные беженцами на территории России получают 100 рублей, малообеспеченные граждане (инвалиды, пенсионеры, родители с детьми до 18 лет) - 150 рублей на каждого члена семьи. Нужны соответственные заявления и справки, чтобы получать такое пособие беженцам.

Справка

Миграционная служба любой территории, где граждане получали свидетельства и где они состоят на учёте, в течение дня готовит справку на получение пособия. В справке должны быть указаны сведения о беженце, претендующем на получение выплаты, после чего она удостоверяется подписями и печатью. В учётную карточку каждого гражданина, получившего такую справку, вносится соответствующая запись, а также отметка делается и в свидетельстве.

Действительна такая справка только семь дней с момента выдачи. Пособие выдаёт Сберегательный банк России. Если в статусе беженца гражданину отказано, возвращать выплаченные средства не нужно. Если же гражданин умышленно сообщил ложные сведения или предъявил фальшивые документы для выплаты ему пособия, средства придётся возвратить.

Чернобыль

В 2016 году появились изменения в выплатах компенсаций гражданам, пострадавшим от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. стали немного крупнее.

Подвергшиеся воздействию радиации получают выплаты на каждого ребёнка возрастом до полутора лет - 3 000, от полутора до трёх лет - 6 000 рублей. В остальном пособия не изменили сумму, однако пересмотрен список населённых пунктов, которые входили в заражённую зону.