Локальная смета утверждается заказчиком согласовывается. Порядок составления, ведения и утверждения бюджетной сметы: образец. Основы согласования документов

Многие застройщики и прочие участники строительного процесса сталкиваются с проблемами в вопросах согласования сметной документации. В чем же особенности проведения таких работ? Какие моменты при оформлении сметной документации должны браться в расчет? Как рассчитывается сметная стоимость?

Основы согласования документов

Процесс согласования сметной и технической документации во многом зависит от места, где находится сооружение. При этом процесс согласования бумаг в отношении определенного проекта проходит во многих организациях, официально уполномоченных на осуществление подобных функций. Специальные структуры проверяют документацию на факт соответствия действующему техрегламенту и требованиям ГрК РФ. Не меньшее внимание уделяется и сметной документации, которая проверяется на факт актуальности, обоснованности трат и соответствия цен тем, что действуют на рынке в момент постройки.

Если говорить в общем, то согласование проектно-сметной документации должно проходить с участием следующих структур:

  • архитектора района;
  • Роспотребнадзора;
  • управы города;
  • органов ГО и ЧС;
  • регионального органа, занимающегося вопросами градостроительства и архитектуры;
  • энергосбытовых компаний;
  • департаментов, занимающихся природоохранной деятельностью и городским имуществом;
  • ГУОП и так далее.

Если объект возводится на охраняемом участке, имеющем какое-либо культурное или историческое значение, что может потребоваться дополнительное согласование. Но сметная документация в такой ситуации, как правило, остается без изменений.

Особенности составления сметы

Чтобы упростить процесс согласования сметной документации, стоит внимательно подходить к составлению бумаг и привлекать к расчетам только профессионалов. Важно учесть, что стоимость капремонта или строительства представляет собой общий объем расходов, которые необходимы для реализации того или иного проекта. Для вычисления стоимости работ часто применяются базовые параметры, то есть стоимость строительства (реконструкции) аналогичных объектов. Далее с применением обоснований осуществляется разработка проектной документации, в которой должны быть уточнены технико-экономические параметры или решения.

Что касается сметной стоимости, то под этим термином подразумеваются расходы на возведение (реконструкцию) сооружения с учетом уже готовой проектной документацией. Решение вопросов по разработке и согласования проводится по поручению инвестирующей стороны (заказчика) в процессе разработки проекта.

По размеру сметной цены можно вычислить размер капвложений в процессе инвестирования строительства (ремонта) здания. Кроме того, вычисленная стоимость используется при оформлении договора по закупке товаров, а также в процессе расчетов по факту выполняемых работ. Смета зачастую является базой для проведения учета и составления отчетности, а также оценки работы строительных компаний.

Чтобы ускорить процесс согласования сметы, при расчете последней должны быть учтены следующие моменты:

  • Рабочая документация и проект – в том числе и схемы, спецификация оборудования, пояснительные записи к проекту и так далее.
  • Существующие на момент составления документации нормативы в отношении смет. Здесь же должны быть учтены расходы на транспорт, покупку оборудования и мебельной продукции.
  • Соответствующие решения со стороны органов федеральных и муниципальных властей в секторе возведения сооружений и капремонта.

При оформлении сметы важно учесть и требования к составу таких бумаг. В частности, в состав документации должны входить объектные, объектно-сметные и локально-сметные и локальные расчеты. Необходимо приводить и сметные расчеты, а также общие сводки расходов застройщика при возведении (реконструкции) объекта.

Каждый из видов расчетов имеет индивидуальные особенности. К примеру, локальные сметы представляют собой первичные документы, которые оформляются для конкретного типа мероприятий. Что касается локально-сметных вычислений, то они потребуются при неопределенности в расходах и необходимости их уточнения. Последние расчеты проводятся с учетом задания на разработку проекта, результатов техобследования сооружения, а также перечня работ, необходимых для выполнения поставленных задач.

В процессе составления сметы на возведение или капремонт сооружения должны использоваться общие принципы образования цены, которые действуют на момент составления документов. При этом цена исходных материалов может изучаться как инвестирующей стороной, так и подрядной организацией на этапе оформления подрядного соглашения по выполнению работ.

В процессе определения цены должны составляться следующие документы – инвесторские сметы с точными вычислениями расходов (в том числе вероятных издержек), а также сметы подрядчика в случае, когда договор составляется на базе тендерной документации. Стоимость сооружения (строительства, ремонта) определяется посредством составления сметы. Последняя оформляется с учетом действующих тарифов, норм и расценок.

Чтобы согласование сметы не вызывало сложностей, важно точно определить сметную стоимость. При этом к вниманию должна приниматься следующая документация:

  • Непосредственно в проекте – сметные вычисления на конкретные типы расходов, общие вычисления затрат на возведение объекта, локальная и объектная смета;
  • Для рабочих документов – сметы локального и объектного типа.

Как только проект готов (сметная и техническая часть), документ передается для согласования.

Следующий этап – экспертиза со стороны уполномоченных инстанций. По завершению экспертизы и после получения положительного заключения документация утверждается заказчиком.

Последний этап – получение разрешения со стороны организаций госархстройконтроля. Только после этого начинается само строительство.

Статья 4 . Порядок согласования локальных сметных расчетов

1. Для проверки локальных сметных расчетов в целях определения обоснованности начальной (максимальной) цены контракта либо гражданско-правового договора, заказчик обеспечивает направление в ЭУ следующего пакета документов:

1) сопроводительного письма по форме в соответствии с Приложением N 4 к настоящему Положению. При этом виза главного распорядителя бюджетных средств на сопроводительном письме подтверждает наличие бюджетных ассигнований на выполнение данного вида работ;

2) утвержденной руководителем организации заказчика ведомости объемов работ (ведомости дефектов). Для смет на проектные работы - утвержденного руководителем организации заказчика задания на проектирование;

3) локального сметного расчета;

4) приложения к локальному сметному расчету, составленному в формате электронной таблицы в соответствии с Приложением N 6 к настоящему Положению, а также источники ценовой информации, на основании которых сформировано приложение к локальному сметному расчету;

5) выписки из плана-графика, опубликованного на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок с выделением позиции закупки, по которой необходима проверка локального сметного расчета для формирования документации на осуществление закупки;

выписки из плана-графика, сформированного программными средствами Муниципального Автоматизированного комплекса - Размещение заказов города Нижний Тагил, с выделением позиции закупки, по которой необходима проверка локального сметного расчета для заключения договора в соответствии с пунктами 4 , 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Информация по подпунктам 3 , 4 пункта 1 статьи 4 настоящего Положения направляется в ЭУ в бумажной и электронной версии (подпункт 3 - в формате программы "Гранд Смета", подпункт 4 - в формате электронной таблицы на электронном носителе (исключая дискеты) либо посредством электронной почты).

2. Проверка ЭУ локальных сметных расчетов осуществляется на предмет применения расценок и начислений.

4. Локальный сметный расчет считается согласованным после устранения всех замечаний предъявленных ЭУ.

5. Проверка локальных сметных расчетов осуществляется при наличии соответствующей записи о планируемой закупке необходимых работ, услуг в плане-графике закупок. Заказчиком в сопроводительном письме декларируется информация о наличии данной закупки в плане-графике закупок.

6. При необходимости проверки локальных сметных расчетов на выполнение работ, оказание услуг, не запланированных в планах-графиках закупок, Заказчиком направляется письмо на имя заместителя главы Администрации города по финансово-экономической политике, обосновывающее необходимость проверки смет. Письмо предварительно согласовывается с главным распорядителем бюджетных средств. Руководителем ЭУ положительное решение о санкционировании проверки сметной документации принимается при наличии письменного разрешения заместителя Главы Администрации города по финансово-экономической политике.

7. ЭУ не принимается и не рассматривается сметная документация, поступившая для проверки, в составе которой отсутствуют необходимые документы, указанные в пунктах 5 , 6 статьи 4 настоящего Положения.

8. Не подлежат проверке в ЭУ локальные сметные расчеты, по которым имеется заключение:

1) органа, уполномоченного на проведение государственной экспертизы;

2) органа уполномоченного на осуществление проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.

9. Проверка локальных сметных расчетов осуществляется ЭУ вне зависимости от суммы указанной в пункте 4 статьи 1 настоящего Положения, при условии, что осуществление закупки на выполнение работ, оказание услуг будет проводиться заказчиком конкурентными способами. Наличие данного заказа в плане-графике закупок опубликованного на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок является обязательным условием.

Составление и последующее ведение сметы в соответствии с действующим российским законодательством является обязательным условием осуществления деятельности любого казенного учреждения. При этом следует учитывать, что такая организация является частным случаем более общего понятия некоммерческой. Основная и главная цель ее работы - не получение прибыли, а реализация задач, поставленных при создании. К их числу могут относиться оказание образовательных, медицинских, правовых, культурных, научных и других видов услуг. Казенные учреждения создаются различными органами власти или местного самоуправления.

Законодательные акты, регулирующие правила ведения бюджетной сметы

Наиболее значимым нормативным актом, который регулирует правила и требования к ведению бюджетных смет казенными учреждениями, является Приказ российского Минфина №112н, датированный 20.11.2007 г. В него неоднократно вносились поправки и изменения, последние из которых были приняты Приказом №168н от 30.09.2016 г.

Они введены в действие с 01.01.2017 г. и содержат новый, несколько измененный порядок составления бюджетной сметы, а также форму заполнения, размещенную ниже.

Кроме того, каждое ведомство издает собственные нормативные документы, которые регламентируют порядок составления, а также утверждения и дальнейшего ведения и исполнения бюджетных смет для учреждений, работающих в рассматриваемой сфере. В частности для медицинских, культурных и социальных организаций основные правила и требования изложены в Приказах, соответственно, Минздрава №141 от 18.03.2013 г., Минкультуры №711 от 18.11.2010 г. и Минтруда №630 от 26.12.2012 г. Аналогичные нормативные акты выпущены и другими отраслевыми ведомствами. Однако, несмотря на некоторые различия, основные правила составления, утверждения и ведения смет являются едиными для всех казенных учреждений.

Требования к составлению и ведению бюджетной сметы

После внесения последних изменений правильное составление бюджетной сметы подразумевает наличие следующих четырех разделов:

В первом из них должны быть приведены расходы , необходимые для обеспечения нормального функционирования учреждения, в частности:

  • оплата труда и другие вознаграждения сотрудникам организации, а также командировочные расходы и подобные выплаты, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • затраты на приобретение товаров и выполнение работ, необходимых для работы учреждения;
  • выплата сборов, налогов или других платежей в бюджет РФ, являющихся обязательными;
  • возмещение вреда, причиненного казенным учреждением в процессе осуществления своей деятельности;

Второй раздел рассматриваемого документа содержит затраты , связанные с выполнением полномочий распорядителя бюджетных средств . На практике он заполняется далеко не всегда, так как подобные функции казенными учреждениями выполняются достаточно редко;

В третьем разделе отражаются расходы, не вошедшие в первые два;

Четвертый раздел - итоговый , в нем содержатся результаты сметы.

При составлении и последующем ведении бюджетной сметы необходимо учитывать, что основные показатели, используемые при этом, должны приводиться с указанием соответствующих кодов бюджетной классификации.

Порядок формирования бюджетной сметы

Для каждого казенного учреждения распорядителем бюджетных средств (в качестве которого, чаще всего, выступает соответствующее министерство, ведомство и их территориальные подразделения) разрабатываются основные правила и порядок составления и ведения бюджетной сметы. Именно ими, в первую очередь, должна руководствоваться организация при формировании рассматриваемого документа.

При определении конкретных показателей сотрудники учреждения, ответственные за разработку документа, могут использовать два варианта:

  • расчет с использованием нормативных затрат на содержание имущества или оказание услуг (определяются действующими на момент составления бюджетной сметы ведомственными документами);
  • расчет с применением показателей прошлых лет.

Существуют достаточно большие отличия в правилах и основных требованиях, предъявляемых ведомствами к ведению и исполнению бюджетных смет различными учреждениями. Это вовсе не удивительно, учитывая абсолютно непохожие цели их деятельности: начиная от оказания медицинских услуг (учреждения Минздрава) и заканчивая охраной правопорядка (учреждения ФСБ, МВД).

Правила утверждения бюджетной сметы

Действующим законодательством четко прописана процедура и правила, по которым должно осуществляется утверждение и согласование бюджетной сметы. Допускаетсяодин из трех возможных вариантов:

  • руководителем учреждения - если организация является распорядителем бюджетных средств;
  • руководителем организации - если учреждение не является распорядителем бюджетных средств. Однако, в этом случае распорядитель средств имеет право предусмотреть иной порядок утверждения;
  • руководителем организации - если разрабатывается бюджетная смета какого-либо его структурного подразделения.

Нормативными актами предусмотрен жесткий срок, в течение которого рассматриваемый документ должен быть утвержден. Он начинается с того момента, когда до организации доводятся лимиты по бюджетным обязательствам и составляет не более 10 суток. При этом учитываются только рабочие дни. Выполнение указанных требований является одним из важных факторов соблюдения общей бюджетной дисциплины.

Требования к ведению бюджетной сметы

Под ведением и исполнением бюджетной сметы подразумевается внесение в нее корректировок, связанных с изменениями лимитов бюджетных обязательств. Подобная процедура происходит достаточно часто и связана, в первую очередь, с вносимыми в бюджет изменениями, вызванными увеличением или сокращением его доходной части, смещением приоритетов государственного развития и множеством других возможных причин.

Изменения в бюджетную смету вносятся в форму, практически аналогичную используемой при ее составлении. При этом увеличение размера сметных расходов отражается вполне традиционно со знаком плюс, а сокращение - с минусом.

Существует несколько вариантов внесения корректировок в бюджетную смету, выполняемых в случае:

  • изменения первоначальных доведенных до организации ЛБО (лимитов бюджетных обязательств);
  • изменения размера затрат между статьями расходов, что также ведет к корректировке ЛБО;
  • перераспределения средств внутри бюджетной сметы без изменения ЛБО.

Изменения, которые вносятся в документ, должны быть утверждены в соответствии с правилами, описанными в предыдущем разделе. При этом к нему следует приложить обоснование необходимости произведенных корректировок.

Образец составления бюджетной сметы

Выше уже был приведен бланк бюджетной сметы. Для того чтобы более четко понимать правила и требования ее составления, целесообразно рассмотреть образец заполненной бюджетной сметы, приведенный ниже.

Как и большинство подобных документов, он состоит из трех основных частей:

  • шапка;
  • табличная часть;
  • итоговые результаты сметы.

Оформление шапки документа не содержит каких-либо сложностей- необходимо просто заполнить поля разработанного и утвержденного ведомством бланка. При этом бюджетная смета утверждается исполнителем и разработчиком, а согласовывается представителем главного бюджетного распорядителя.

Затем в документе необходимо указать его название, а также наименование следующих организаций: получателя, распорядителя (при наличии) и главного распорядителя выделяемых бюджетных средств. Также в шапке сметы располагается название бюджета, коды оформляемого документа и единица измерения приводимых в нем данных.

Далее следует табличная часть бюджетной сметы. Выше уже отмечалось, что после внесения изменений в нормативную базу, она состоит из четырех разделов, содержание которых было также описано в предыдущих частях статьи. В приведенном примере данные содержаться только в первом разделе рассматриваемого документа.

Второй и третий разделы не содержат показателей и оставлены незаполненными. Необходимо обратить внимание на сквозную нумерацию страниц документа.

Раздел 4 содержит итоговые данные. В приведенном образце бюджетной сметы показатели данного раздела идентичны указанным в первой части документа, хотя форма их представления несколько изменена.

Бюджетная смета подписывается теми ответственными лицами, которые участвовали в составлении и проверке правильности ее заполнения. В рассматриваемом случае таковыми являются руководитель казенного учреждения, начальник планово-финансовой службы и непосредственный исполнитель

Согласование
Проекты подготовленных документов перед подписанием в ряде случаев согласовываются с заинтересованными учреждениями, структурными подразделениями, отдельными должностными лицами.
Это делается для проверки целесообразности и своевременности документа, соответствия действующим законодательным и нормативным актам и является, по существу, оценкой проекта.
Согласование проводится внутри учреждения и вне его. Внутреннее согласование проводится с теми подразделениями, участие которых предусмотрено при реализации данного документа. В учреждениях, имеющих юридическую службу, документы до подписания согласовываются с юристом. Документ может быть также согласован с заместителем руководителя учреждения, курирующим вопросы, отраженные в документе.
Если выполнение документа связано с финансовыми затратами, требуется согласование с финансовой службой (главным бухгалтером).
В "Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" указывается: "С главным бухгалтером (бухгалтером) целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других)".
В "Положении о главных бухгалтерах" документы, подлежащие согласованию с бухгалтером, перечислены более подробно. Это, кроме приказов по личному составу, договоры и соглашения, заключаемые организацией (фирмой) на получение или отпуск товарно-материальных ценностей, выполнение работ и услуг; приказы об установлении должностных окладов, надбавке к заработной плате, премировании и т.д.* Таким образом, виза бухгалтера предусмотрена на большом количестве документов.

* Положение о главных бухгалтерах. / /Настольная книга бухгалтера, т. 1. -М.: ИНФГА, 1996, с. 66.

Внутреннее согласование оформляется визой согласования документа (реквизит 23), состоящей из личной подписи визирующего, её расшифровки и даты. Но виза может быть оформлена и более полно:
указание должности визирующего, подпись, ее расшифровка (инициалы и фамилия) и дата. Например:
Главный бухгалтер
(подпись) Л. И. Иванова
23.11.98

В случае несогласия с документом, наличия замечаний и дополне­ний к проекту они излагаются на отдельном листе. В этом случае виза оформляется так:

Место визы - ниже подписи или на левом поле документа на после­днем листе того экземпляра, который будет оставлен в учреждении. Для внутренних документов это первый экземпляр, для отправляемых из учреждения - второй.

Проекты распорядительных документов: приказов, указаний, поста­новлений коллегиальных органов обычно визируются на оборотной сто­роне последнего листа первого экземпляра документа.

В учреждении должен быть перечень важнейших документов с ука­занием лиц, визы которых необходимы при их оформлении. Такой пере­чень целесообразно дать в приложении к инструкции по делопроизвод­ству. Работники службы делопроизводства должны хорошо знать, без чьих виз документ не может быть представлен на подпись руководите­лю.

При наличии компьютерной сети согласование текста документа можно провести одновременно с несколькими специалистами без его распе­чатки на бумаге.

Внешнее согласование в зависимости от содержания документа мо­жет проводиться с подчиненными и неподчиненными органами, если содержание документа затрагивает их интересы, с научно-исследова­тельскими организациями, общественными организациями, органами го­сударственного и ведомственного контроля, вышестоящими органами.

Внешнее согласование документа может быть оформлено протоко­лом согласования или обсуждения проекта документа, справкой, но чаще всего грифом согласования документа (реквизит 22) .

Гриф согласования оформляется в строгом соответствии с требова­ниями ГОСТа и имеет два варианта: согласование с конкретным долж­ностным лицом и согласование другим документом, чаще всего пись­мом, протоколом и т.п.. Например:

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Директор школы № 583 Протокол заседания профкома

(подпись) В.В.Соколова 09.08.97 №25

СОГЛАСОВАНО

Письмо Минздрава России

05.09.97 №65-17/184

В первом случае после слова СОГЛАСОВАНО указывается наиме­нование должности, включая наименование организации, ставится лич­ная подпись, дается ее расшифровка, указывается дата. Во втором случае после слова СОГЛАСОВАНО указываются вид документа, его дата и номер.

Слово СОГЛАСОВАНО пишется прописными буквами без кавычек. Место грифа согласования ниже реквизита "подпись" на лицевой сторо­не документа.

При необходимости согласования с несколькими организациями мо­жет составляться отдельный лист согласования.

В Государственной системе документационного обеспечения управ­ления рекомендуется лист согласования оформлять по форме:

Лист согласования

Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Начальник государственного Председатель Комитета по

правового управления законодательству

подпись Г.С.Остроумов подпись В.С.Гусенков

Согласованный документ направляется для подписания.

Подписание и утверждение документов

Подпись (реквизит 21) - обязательный реквизит служебного доку­мента, придающий ему юридическую силу. Должностные лица подпи­сывают документы в пределах их компетенции. Документы, составляе­мые в учреждениях, действующих на правах единоначалия, подписываются одним должностным лицом. На документах, принимае­мых коллегиальными органами, ставятся две подписи. Например, ре­шение подписывают председатель и секретарь коллегиального органа. Также подписывается протокол.

Две и более подписи ставятся на документах, за содержание кото­рых отвечают несколько лиц. Договоры и контракты подписывают дого­варивающиеся стороны.

Документы, составляемые комиссией, например, акты, подписывают все ее члены.

Денежно-финансовые документы имеют особенности в составе удо­стоверения. Их подписывает руководитель учреждения и главный бух­галтер. Специальный пункт Федерального закона "О бухгалтерском учё­те" посвящён порядку подписания первичных учётных документов. В нём говорится: "Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учёт­ных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяй­ственные операции с денежными средствами, подписываются руково­дителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами".*

* Федеральный закон "О бухгалтерском учёте", ст. 9, n .3.

В "Инструкции Министерства финансов РФ по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете", подписание документов расписано более подробно: "В учреждениях все бухгалтер­ские документы, связанные с исполнением смет расходов по бюджету, специальным и другим внебюджетным средствам, подписываются ру­ководителем учреждения или его заместителем и главным бухгалтером или его заместителем". Далее указан порядок подписания расходных, кассовых ордеров, платёжных (расчётно-платёжных) ведомостей, мемо­риальных ордеров и т.д. В соответствии с Инструкцией "приходные кас­совые ордера действительны при наличии подписи главного бухгалтера или его заместителя и кассира".*

* Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете. Утверждена приказом Министерства финансов Российской Фе­дерации от 3 ноября 1993 года № 122. - М.:ИПО "Полигран", 1993, с. 9-10.

Таким образом, все законодательно-нормативные акты о ведении документации бухгалтерской отчётности касаются вопросов их подписа­ния.

Подписи на документе располагаются одна под другой в последова­тельности, соответствующей занимаемой должности. Наименования должностей разделяются между собой двумя межстрочными интерва­лами.

Подписывается, как правило, первый экземпляр документа. Реквизит "подпись" состоит из наименования должности лица, подпи­сывающего документ, его личной подписи и ее расшифровки, в которой указываются инициалы и фамилия. В документах, изготовленных на бланках, в название должности не входит название учреждения. Например:

Директор института подпись В.Т.Логинов

При оформлении документа на бланке должностного лица должность этого лица в подписи не указывается.

При оформлении документа на чистом листе бумаги название долж­ности включает наименование учреждения. Например:

Директор Всероссийского

научно-исследовательского

института документоведения

и архивного дела подпись М.В.Ларин

В вузах, научных учреждениях в должностях указываются ученая степень и звание. Например:

Зав. кафедрой зоологии

профессор, д-р биолог, наук подпись И.Ф.Милютин

Подписи нескольких должностных лиц на документе располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности. Наименования должностей разделяются между собой дву­мя межстрочными интервалами.

Если документ подписывает несколько лиц, равных по должности, их подписи располагаются на одном уровне. Например:

Директор школы № 585 Директор бассейна "Заря" подпись О.О.Никитина подпись Е.Л.Бландинская

Следует помнить, что в случае отсутствия должностного лица, под­пись которого заготовлена на документе, если документ подписывает его заместитель или исполняющий обязанности, обязательно указыва­ется фактическая должность подписавшего документ путем внесения исправлений (допечатывается "зам." или "И.О.") и указывается его фа­милия. Проставление косой черты перед указанием должности или пред­лога "За" является грубой ошибкой. Не допускается также подпись от руки "Зам".

Порядок подписания документов, создаваемых и передаваемых с помощью компьютерных систем, определён в ст. 5 Федерального зако­на "Об информации, информатизации и защите информации":

2 Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания долж­ностным лицом в порядке, установленном законодательством Российс­кой Федерации.

3 Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и пе­редаваемого с помощью автоматизированных информационных и те­лекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной циф­ровой подписью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и со­блюдении установленного режима их использования.

4 Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий оп­ределяется законодательством Российской Федерации".

Печать(реквизит 24).

Для заверения подлинности на подпись ответственного лица простав­ляется печать. В учреждениях, как правило, печати бывают двух видов: одна гербовая печать (или приравненная к ней в коммерческих органи­зациях) и несколько простых. Гербовая печать круглая, в центре дается изображение Герба, а по окружности указывается полное название уч­реждения. Требования к печати акционерных обществ описаны в п.6 ст. 2 Федерального закона "Об акционерных обществах": "Общество долж­но иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наимено­вание на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на лю­бом иностранном языке или языке народов Российской Федерации". Гер­бовая печать или приравненная к ней в негосударственных учреждени­ях проставляется на подлинниках документов, требующих особого удостоверения: договорах, документах, удостоверяющих личность, тру­довой стаж, квалификацию (паспорт, трудовая книжка, диплом и т.д.).*

*Перечень документов, на которые ставится гербовая печать, дан в приложе­нии к ГСДОУ.

Многие бухгалтерские документы требуют проставления гербовой (в коммерческих организациях - приравненной к ней) печати. Это и гаран­тийные письма на выполнение работ, услуг и т.д.; поручения (бюджет­ные, банковские, пенсионные, платёжные и др.); заявления (на аккреди­тив, об отказе от акцепта и т.д.); доверенности (на получение товароматериальных ценностей) и т.д.

Простые печати бывают различной формы: круглая, квадратная, треу­гольная и прямоугольная. На них нет изображения герба, а воспроизво­дится название учреждения или структурной части. В учреждении таких печатей может быть несколько, их оттиски проставляются на справках и пропусках, копиях документов, выходящих за пределы учреждения, размноженных экземплярах распорядительных документов при их рас­сылке, при опечатывании пакетов, бандеролей, шкафов и дверей сей­фов и т.д.

Письма, выполняемые на бланках, не требуют удостоверения печа­тью.

Отметка о заверении копии (реквизит 25).

Секретарю часто приходится заверять соответствие копии документа подлиннику. Отметка о заверении копии располагается ниже реквизита "подпись документа". На основании требований ГОСТа Р 6.30-97 она вклю­чает слово "Верно", наименование должности лица, заверившего копию, его личную подпись, её расшифровку (два инициала и фамилия) и дату заверения. Например:

Верно

Секретарь Личная подпись Т.В.Романова

14.07.98

Если копия документа пересылается в другое учреждение или выда­ётся на руки, заверительную отметку удостоверяют печатью.

Тиражирование средствами оперативной полиграфии организации документов, выполненных на гербовом бланке и предназначенных для рассылки, ГОСТ Р 6.30-97 допускает только при условии заверения каж­дой копии документа печатью организации.

Гриф утверждения документа (реквизит 15).

После подписания некоторых видов документов требуется их утвер­ждение, после чего они приобретают юридическую силу. Необходимость утверждения этих документов обычно предусмотрена в нормативных актах.

Утверждение санкционирует содержание документа или распростра­няет его действие на определенный круг лиц и организаций.

Документ утверждается двумя способами, имеющими одинаковую юридическую силу: специально издаваемым документом (чаще всего распорядительным: постановлением, решением, приказом, иногда про­токолом) или должностным лицом. На утверждаемом документе простав­ляется гриф утверждения, имеющий соответственно два варианта офор­мления:

УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДЕНО

Президент Акционерного общества Приказ Министра

"Гималаи" подпись Е.А. Султанов здравоохранения России

15.05.98 15.05.98 № 36

Слова УТВЕРЖДАЮ и УТВЕРЖДЕНО пишутся прописными буквами без кавычек. Далее в зависимости от вида утверждения указывается должность лица, утверждающего документ, его подпись, расшифровка подписи (инициалы и фамилия) и дата. Документ может быть утвержден руководителем своей организации или вышестоящей.

Если документ утверждается другим документом, то указывается наименование утверждающего документа в именительном падеже, его дата и номер.

Располагается гриф утверждения в верхней правой части документа (на месте адресата в бланке письма).

Примерный перечень документов, подлежащих утверждению, дан в приложении к методическим рекомендациям "Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р6.30-97.

Людочка, Благодарю Вас!

ЭТО КАК?. Т.е.

вы допускате,что штамп в работу будет стоять на НЕутвержденных.? Думаю проверяющие с вами не согласятся..

Речь про шапку локальной сметы, кто же все таки утверждает? заказчик или исполнитель? Извеняюсь,что не в ту ветку форума написал.

miks1969, утверждает Заказчик, согласовывает исполнитель.

miks1969, Смотрите 1) ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 48 п. 15 — Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. 2) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 759 — 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком и статья 760 п. 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком — с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

Спасибо за ответ, я в принципе так и думал что утверждает тот кто круче, а круче тот кто платит! но со ссылкой на ГК очень хорошо

miks1969, Да, Кодексы весомый аргумент

Доброе утро! Реанимирую данную тему в связи с возникшим вопросом: Если проектно-сметная документация получила положительное заключение гос.экспертизы и вот Заказчик её должен утвердить, как я понимаю Заком создаётся комиссия для утверждения, например в составе главного инженера, главного механика, главного энергетика и т.п… И вот начинают они её смотреть и видят, что уж очень много чего не хватает и имеются ошибки, то какие дальнейшие действия Зака? Спасибо!

Hadgime, Если что-то не хватает и есть ошибки, надо исправлять. А вот что делать после исправления отвечает ГГЭ. Вопрос #9 Требуется ли повторная государственная экспертиза проектной документации при внесении в нее изменений после получения положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на строительство? Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик после внесения в проектную документацию соответствующих изменений до утверждения направляет ее на государственную экспертизу. Кроме того, на основании пункта 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 270), проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется на государственную экспертизу повторно при внесении в нее изменений в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, после внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, также может быть повторно направлена на государственную экспертизу по инициативе застройщика или технического заказчика. Примечание. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624. Мне интересен алгоритм всего этого, т.е. комиссия созданная Заком, пишет письмо проектировщику о том, что в псд допущены ошибки (указывает где и какие), необходимо их исправить и повторно отправить на ггэ, так? Платит я так понимаю за повторную экспертизу уже проектировщик из своего кармана?

Кто согласовывает а кто утверждает?

и делаю вывод, что заку и проектировщику лучше очень тесно общаться до экспертизы т.е. предоставлять псд заку для ознакомления, а потом уже отдавать в экспертизу, дабы не получилось оказии?

Должно быть прописано в договоре подряда — проверьте раздел, касающийся порядка сдачи-приемки выполненных работ, а также определение того, что именно является результатом работ по договору Специально прописали в договоре, что вся разрабатываемая ПСД (проект + изыскания + сметы) ДО направления на вневедомственную государственную (негосударственную) экспертизу должна пройти согласование с Заказчиком. За несогласование с Заказчиком перед выдачей на гос.экспертизу — штраф. И повторное прохождение гос.экспертизы за счет Подрядчика (Проектировщика) в случае отказа Заказчика от согласования по наличию замечаний. Иначе по факту получается замкнутый круг: Подрядчик разработал, получил положительное заключение гос.экспертизы, но результат проектирования не устраивает Заказчика. Подрядчик в соответствии со ст. 761 ГК РФ обязан удовлетворить требования Заказчика в части результата проектирования — т.е. внести изменения в ПСД. При внесении изменений в технические показатели, как отметил Andrey79, она может быть направлена повторно (но, судя по тексту, может быть и не направлена). Однако повторную экспертизу лучше все-таки проводить, при аудите часто оказывается, что положительное заключение выдали на один проект, а вот утвержден и реализован был все же другой проект. Это чревато возникновением ряда непоняток у Заказчика, которые впоследствии он пытается перекладывать на Проектировщика с привлечением юристов и походами в арбитраж. ст. 761 ГК РФ, п. 2 "При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное."

Людочка, Благодарю Вас!

а кто должен утверждать рабочую документацию?….вот прошли экспертизу, утвердили, а дальше начали разрабатывать рабочку, там ведь тоже могут быть изменения, незначительные, не влияющие на стоимость и конструктив, вот кто ее утверждает, особенно сметы?

Галадриэль, я думаю, что зак. штамп "В производство работ" ставится.

а сметы тоже в производство работ выдаются?..мне кажется сметы должны кто должен их именно утверждать

Да, ина них тоже, и в обязательном порядке.

а кто должен от заказчика выдавать сметы в производство работ? обычный инженер? потому что если утверждать, то это кто-то их руководства, все таки сметы это деньги

Галадриэль, тот же кто и РЧ выдаёт…

то есть никто не считает, что рабочие сметы должны утвердаться?…..а вот проверяющие органы, которые приходят, всегда требуют утвержденные сметы

Как это.. НИКТО. Со штампом-в работу и никак по-другому.

я не про выдачу в производство работ говорю, а про утверждение, это разные вещи

вот я и спрашиваю про утверждение, у нас просто руководство бузит и не хочет утверждать сметы, и я пытась для себя разобраться, кто как и в какой последовательности должен утверждать и подписывать рабочие сметы

Это прописывается внутренним регламентом в организации.. выше вам ответили аналогично. Вариантов нет.

Сметы утверждает тот, кто за работы по этим сметам будет платить, согласовывает тот, кто по этим сметам собрался работать

Ценообразование в строительстве. ФЦЦС Минстроя. Сметный норматив. Концепция 400 дней.

Речь про шапку локальной сметы, кто же все таки утверждает? заказчик или исполнитель? Извеняюсь,что не в ту ветку форума написал.

miks1969, утверждает Заказчик, согласовывает исполнитель.

miks1969, Смотрите 1) ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 48 п. 15 — Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. 2) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 759 — 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком и статья 760 п. 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком — с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

Спасибо за ответ, я в принципе так и думал что утверждает тот кто круче, а круче тот кто платит! но со ссылкой на ГК очень хорошо

miks1969, Да, Кодексы весомый аргумент

Доброе утро! Реанимирую данную тему в связи с возникшим вопросом: Если проектно-сметная документация получила положительное заключение гос.экспертизы и вот Заказчик её должен утвердить, как я понимаю Заком создаётся комиссия для утверждения, например в составе главного инженера, главного механика, главного энергетика и т.п… И вот начинают они её смотреть и видят, что уж очень много чего не хватает и имеются ошибки, то какие дальнейшие действия Зака? Спасибо!

Hadgime, Если что-то не хватает и есть ошибки, надо исправлять. А вот что делать после исправления отвечает ГГЭ. Вопрос #9 Требуется ли повторная государственная экспертиза проектной документации при внесении в нее изменений после получения положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на строительство? Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик после внесения в проектную документацию соответствующих изменений до утверждения направляет ее на государственную экспертизу. Кроме того, на основании пункта 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 270), проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется на государственную экспертизу повторно при внесении в нее изменений в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, после внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, также может быть повторно направлена на государственную экспертизу по инициативе застройщика или технического заказчика. Примечание. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624. Мне интересен алгоритм всего этого, т.е. комиссия созданная Заком, пишет письмо проектировщику о том, что в псд допущены ошибки (указывает где и какие), необходимо их исправить и повторно отправить на ггэ, так? Платит я так понимаю за повторную экспертизу уже проектировщик из своего кармана? и делаю вывод, что заку и проектировщику лучше очень тесно общаться до экспертизы т.е. предоставлять псд заку для ознакомления, а потом уже отдавать в экспертизу, дабы не получилось оказии?

Должно быть прописано в договоре подряда — проверьте раздел, касающийся порядка сдачи-приемки выполненных работ, а также определение того, что именно является результатом работ по договору Специально прописали в договоре, что вся разрабатываемая ПСД (проект + изыскания + сметы) ДО направления на вневедомственную государственную (негосударственную) экспертизу должна пройти согласование с Заказчиком. За несогласование с Заказчиком перед выдачей на гос.экспертизу — штраф. И повторное прохождение гос.экспертизы за счет Подрядчика (Проектировщика) в случае отказа Заказчика от согласования по наличию замечаний. Иначе по факту получается замкнутый круг: Подрядчик разработал, получил положительное заключение гос.экспертизы, но результат проектирования не устраивает Заказчика. Подрядчик в соответствии со ст. 761 ГК РФ обязан удовлетворить требования Заказчика в части результата проектирования — т.е.

Кто утверждает и кто согласует смету

внести изменения в ПСД. При внесении изменений в технические показатели, как отметил Andrey79, она может быть направлена повторно (но, судя по тексту, может быть и не направлена). Однако повторную экспертизу лучше все-таки проводить, при аудите часто оказывается, что положительное заключение выдали на один проект, а вот утвержден и реализован был все же другой проект. Это чревато возникновением ряда непоняток у Заказчика, которые впоследствии он пытается перекладывать на Проектировщика с привлечением юристов и походами в арбитраж. ст. 761 ГК РФ, п. 2 "При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное."

Людочка, Благодарю Вас!

а кто должен утверждать рабочую документацию?….вот прошли экспертизу, утвердили, а дальше начали разрабатывать рабочку, там ведь тоже могут быть изменения, незначительные, не влияющие на стоимость и конструктив, вот кто ее утверждает, особенно сметы?

Галадриэль, я думаю, что зак. штамп "В производство работ" ставится.

а сметы тоже в производство работ выдаются?..мне кажется сметы должны кто должен их именно утверждать

Да, ина них тоже, и в обязательном порядке.

а кто должен от заказчика выдавать сметы в производство работ? обычный инженер? потому что если утверждать, то это кто-то их руководства, все таки сметы это деньги

Галадриэль, тот же кто и РЧ выдаёт…

то есть никто не считает, что рабочие сметы должны утвердаться?…..а вот проверяющие органы, которые приходят, всегда требуют утвержденные сметы

Как это.. НИКТО. Со штампом-в работу и никак по-другому.

я не про выдачу в производство работ говорю, а про утверждение, это разные вещи

ЭТО КАК?. Т.е. вы допускате,что штамп в работу будет стоять на НЕутвержденных.? Думаю проверяющие с вами не согласятся..

вот я и спрашиваю про утверждение, у нас просто руководство бузит и не хочет утверждать сметы, и я пытась для себя разобраться, кто как и в какой последовательности должен утверждать и подписывать рабочие сметы

Это прописывается внутренним регламентом в организации.. выше вам ответили аналогично. Вариантов нет.

Сметы утверждает тот, кто за работы по этим сметам будет платить, согласовывает тот, кто по этим сметам собрался работать

Ценообразование в строительстве. ФЦЦС Минстроя. Сметный норматив. Концепция 400 дней.

Кто утверждает проектную документацию в зависимости от источников финансирования

Процедура утверждения проектной документации это продолжительный и процесс. Но она есть тем серьёзным этапом, что не может быть пропущен. Проектная документация является утверждением в соответствии с правилами, включающее в себя графические и текстовые материалы.

Разработка проектной документации обязана выполняться только в соответствии с действующему законодательству, и нормативных документов, утвержденных клиентом. Чтобы согласовать утверждение проектной документации нужно создать проект строительства. Проектную документацию постоянно утверждает клиент, а исполнитель ее согласовывает.

До собственного утверждения проектной документации нужно в обязательном порядке пройти госэкспертизу.

Утверждение проектной документации выполняется по строго установленному методу.

В том случае, в то время, когда объект находится в особенных условиях, требуется согласовать документы в установленных органах.

При происхождении спорных вопросов, ответ принимает Горсовет. Учреждение проектной документации напрямую вязано с экспертной оценкой. Запрещено подавать на комплексную госэкспертизу отдельные объекты строительства, это

зависит от их содержания и объёма.

Организация, делающая экспертизу и предоставляющая советы, на себе несет всю ответственность за заключение, поскольку на основании их уже клиент будет принимать решение относительно утверждения проектной документации.

Необходимо подчернуть, что утверждение проектной документации есть одним из самые долгих, сложных и дорогих этапов создания объектов.

Проектная документация есть утвержденными в соответствии с правилами текстовыми и графическими материалами, определяющими конструктивные, технические, архитектурные, градостроительные объёмно-сметы и планировочные решения объектов строительства. Утверждение проектной документации напрямую связано с экспертной оценкой уполномоченных властей. Для утверждения проектной документации нужно создать проект.

Организации, каковые делали госэкспертизу и выдавали советы, несут полную ответственность за все экспертные заключения, на каковые основывался клиент, по окончании чего принимал ответ об утверждении проектной документации. Клиент с проектной организацией должны обязательно внести изменения и дополнения в проектную документацию (при их наличии).