Земельные правоотношения: понятие, сущность и виды. Земельные правоотношения Публичные земельные правоотношения

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти , организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права .

Особенности земельных правоотношений :

  1. особое содержание и предмет;
  2. особый субъектный состав;
  3. значительное число видов.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории . В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, и др.

Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2ст. 9, ст. 10 и 11 Земельного кодекса).

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

  1. норма права , которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;
  2. субъекты права , т. е. участники земельных отношений;
  3. объект права - индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения;
  4. содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.

Виды земельных правоотношений :

  1. по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:

    а) в процессе сельскохозяйственного производства;
    б) при использовании земли в промышленности и строительстве;
    в) при использовании земли в лесном хозяйстве и т. д.

  2. по функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Регулятивные правоотношения - отношения, которые урегулированы нормами земельного права и которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий.

Правоохранительные земельные отношения, в отличие от регулятивных, вызываются отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона . Они, как правило, возникают по поводу правонарушений , когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства. Названные отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления.

Согласно пункту 1 статьи 5 Земельного кодекса РФ, участниками земельных правоотношений являются:

  • 1. Российская Федерация;
  • 2. субъекты Российской Федерации;
  • 3. муниципальные образования;
  • 4. юридические лица;
  • 5. граждане.

Все они могут иметь различные права и обязанности, связанные с владением, использованием и распоряжением участками. Субъекты земельных правоотношений способны приобретать специальные наименования. Они могут являться собственниками, владельцами, пользователями или арендаторами участков.

Органы государственной власти как субъекты земельных отношений

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает государственным суверенитетом, как неотъемлемым элементом международной правосубъектности страны. Эта высшая власть осуществляется соответствующими органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

Субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений, поскольку земли могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности регионов. Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники земли. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

  • 1. определение основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений;
  • 2. установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
  • 3. государственное управление в области мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;
  • 4. установление порядка резервирования земель, изъятия участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
  • 5. резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
  • 6. разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • 7. иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации Конституцией РФ, Земельным кодексом, федеральными законами.

В полномочия субъектов Федерации входят:

  • 1. резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд регионов России;
  • 2. разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Федерации;
  • 3. иные полномочия, не отнесенные к ведению России или органов местного самоуправления.

Муниципалитеты как субъекты земельных отношений

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, поэтому они также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений.

Муниципалитеты являются субъектами земельных отношений обычно при управлении рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной, так и в частной собственности.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:

  • 1. резервирование земель;
  • 2. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  • 3. установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, с учетом требований законодательства Российской Федерации;
  • 4. разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
  • 5. иные полномочия, решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Граждане и юридические лица как субъекты земельных отношений

С учетом происходящих в России политических и экономических преобразований земельное законодательство развивается по пути максимального расширения круга физических и юридических лиц, которые могут являться собственниками, пользователями или арендаторами участков.

Признавая права иностранцев, лиц без гражданства и организаций, зарегистрированных в других странах, быть участниками земельных правоотношений в России, некоторые федеральные законы все же содержат ряд ограничений. Например, иностранцы не могут приобретать в собственность участки, находящиеся в пределах приграничных территорий, а также земли сельскохозяйственного назначения.

Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам - только за плату.

Земельный кодекс закрепляет ряд специальных правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из них придается иной смысл.

Собственниками участков могут быть любые участники земельных правоотношений: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

Землепользователи - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Согласно статье 20 Земельного кодекса РФ, участки предоставляются в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставлялись до введения в действие нынешнего Земельного кодекса РФ.

Субъектам земельных правоотношений недостаточно обладать лишь потенциальным правом участвовать в таких отношениях. Они должны иметь правовую дееспособность, а в ряде случаев - соответствовать определенным требованиям. Например, пользоваться землями обороны могут только организации, обеспечивающие деятельность Вооруженных Сил России, а дачными участками - члены садоводческих товариществ.

При всем различии взглядов общепризнанно, что элементами структуры любого правоотношения являются его участники, их права и обязанности, а также объект, по поводу которого они складываются. Однако некоторые ученые выводят последний элемент за рамки структуры правоотношений, рассматривая его всего лишь как их предпосылку. Но данная точка зрения представляется недостаточно обоснованной, так как роль объекта в правоотношениях не ограничивается лишь созданием предпосылки для их появления, она выражается также в способности объекта влиять на права и обязанности субъектов, т.е. определять их правовое положение.

Большинство ученых в сфере земельного права, следуя традиции, которая сложилась в общей теории права, выделяют в структуре земельных правоотношений следующие элементы. Во-первых, это норма права, на основе которой складывается правоотношение. Во-вторых, -- субъекты, деятельность которых регулируется соответствующей нормой права. В-третьих, -- объект, по поводу которого складываются земельные правоотношения. Этим объектом в земельном праве является индивидуально определенный земельный участок. Правда, в сфере государственного регулирования объектом земельных правоотношений может быть земельный фонд в целом, а также его составные части в пределах границ субъектов РФ. В-четвертых, в структуру земельных правоотношений входит содержание, под которым понимаются права и обязанности участников отношений, а также их действия, направленные на реализацию этих прав и обязанностей. Рассмотрим отдельные элементы структуры земельных правоотношений более подробно.

Классификация земельно-правовых отношений

В силу различий природных свойств земли и ее неодинакового хозяйственного использования могут возникать самые разнообразные виды земельных правоотношений, классификация которых имеет важное значение для определения наиболее эффективных подходов к их регулированию. В настоящее время в науке разработано достаточно много оснований для типизации земельных правоотношений.

Земельные правоотношения, как и другие виды правоотношений, можно разделить по следующим классификационным основаниям:

а) по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли) - на общерегулятивные, регулятивные и охранительные;

б) по степени конкретизации (определенности) субъектов (сторон) правоотношения - на абсолютные и относительные;

в) по характеру регулирования отношений - на материальные

и процессуальные и т.д.

К регулятивным земельным отношения относятся отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Как правило, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

Напротив, охранительные земельные правоотношения реализуются при применении юридической ответственности и возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения. Так, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц в соответствии со ст. 8.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).

Абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. На другом полюсе правоотношения нет персонально-определенного субъекта, носителя юридической обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером абсолютного отношения является правоотношение, возникающее в связи с реализацией субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью, в том числе и земельной, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия, если их реализация не выходит за рамки закона.

Относительные правоотношения - это такие правоотношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения могут служить правоотношения, связанные с различными сделками, предусмотренными нормами гражданского права, с учетом норм земельного права. Так, в соответствии с договором купли-продажи между продавцом земельного участка и его покупателем возникают конкретные, относительные правоотношения.

Материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, складывающиеся по поводу реализации прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. Например, право на залог земельного участка; право на самостоятельное хозяйствование на земле; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю; права продавать, передавать по наследству, сдавать в аренду земельные участки; обязанность в срок уплачивать земельный налог и т.д.

В отличии от материальных, земельные процессуальные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Например, порядок оформления сделок с землей, порядок установления ограничений на земельный участок, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

В зависимости от целевого назначения земель, различают следующие виды земельных отношений:

* отношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения;

* отношения по использованию земель поселений;

* отношения по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения;

* отношения по использованию земель особо охраняемых территорий;

* отношения по использованию земель лесного фонда;

* отношения по использованию земель водного фонда;

* отношения по использованию земель запаса.

Классифицируются земельные отношения и в зависимости от своего содержания. По этому признаку выделяют:

1. Земельные правоотношения в сфере собственности на землю, имеющие принципиальное значение. Возможность существования, наряду с государственной и муниципальной, частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима соответствующих земельных участков.

2. Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Эта группа земельных отношений, в свою очередь, делится на две подгруппы: правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

К вещным правам относятся закрепленные в главе IV действующего Земельного кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Следует подчеркнуть, что перечисленные вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками земельного участка.

К числу правоотношений, имеющих обязательственный характер, относятся правоотношения, возникающие в результате совершения договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением; временного (срочного) пользования, аренды; безвозмездного срочного пользования; доверительного управления; залога (ипотеки).

Особо следует выделить вид правоотношений, возникающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Субъектный состав земельных правоотношений определен статьей 5 ЗК РФ. Участниками данных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Правовой статус граждан как субъектов земельных отношений определяется гражданским и земельным законодательством.

Для того чтобы быть участниками земельных правоотношений, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом (статья 8 ГК РФ). Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (статья 22 ГК РФ).

Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это положение закона основано на статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание правоспособности определено в статье 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность, так же как и правоспособность, является своеобразным субъективным правом и защищена законом. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений. Согласно статье 48 ГК РФ под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов земельно-правовых отношений наравне с гражданами и юридическими лицами. При этом к их статусу применяются нормы, регулирующие статус юридических лиц. Права и обязанности от имени и в интересах данных субъектов осуществляют их уполномоченные органы и должностные лица в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Статус этих субъектов в отношениях по гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с приведенными положениями с учетом особенностей, предусмотренных специальными правовыми нормами по регулированию отношений в соответствующей сфере.

Однако статус государственных и муниципальных образований в любой области общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений статья 9 ЗК РФ относит:

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

Установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

Резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд;

Разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следует сразу заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений. Доказательством этому служит то обстоятельство, что федеральные министерства и агентства (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) являются юридическими лицами, имеющими печать с изображением Государственного герба РФ и со своими наименованиями, иными печатями, штампами и бланками установленного образца и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством РФ.

Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В то же время российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут:

Иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

Иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В зависимости от объема правомочий, составляющих то или иное субъективное право в отношении земельного участка и оснований возникновения этого права, участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Земельные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Земельные правоотношения являются юридической формой выражения и закрепления экономических отношений по поводу земли как особого имущественного объекта.

Тем самым они обеспечивают реализацию на практике требований, содержащихся в земельно-правовых нормах.

Земельно-правовые нормы можно определить как установленные государством и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений.

Земельно-правовые нормы являются первичными по отношению к земельным правоотношениям. Именно земельно-правовые нормы определяют характер, состав участников, условия возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Обязательным признаком земельно-правовой нормы является указание на правовой режим земли, по поводу которой устанавливаются определенные права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет содержание земельных правоотношений. Например, целевой характер использования земель - это норма, а совокупность прав и обязанностей землевладельца, который должен соблюдать эту норму, - это один из видов правоотношений.

В зависимости от способа воздействия на участников отношений нормы, регулирующие земельные отношения, подразделяются на нормы материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые нормы устанавливают права и обязанности участников земельных отношений. Так, ими определяется система прав на землю, компетенция органов управления землями, составы земельных правонарушений и санкции за их совершение. Процессуальные нормы регулируют порядок реализации материально-правовых норм. Например, чтобы получить земельный участок в собственность, владение или пользование, необходимо пройти специальную процедуру предоставления участка, установленную законодательством.

По виду воздействия на участников земельных отношений нормы могут быть регулятивными - запретительными (нарушать права пользователей земельных участков), обязывающими (вносить платежи по земельному налогу, арендной плате), компенсационными (при изъятии земель для государственных и общественных нужд); нормами-гарантиями - поощрительными (направленными на повышение заинтересованности в рациональном использовании и охране земель) и карательными (предусматривающими принуждение к выполнению предписаний регулятивных норм и ответственность за виновное противоправное невыполнение этих предписаний).

Виды земельных правоотношений. В силу того, что объектом земельных правоотношений является земля как предмет, по поводу которого устанавливаются права и обязанности участников земельных отношений, эти отношения характеризуются определенным единством, в рамках которого проводится классификация земельных правоотношений на виды. Критерии деления на виды могут быть различными, но важнейшим из них является содержание - соотношение прав и обязанностей участников правоотношений. По этому критерию можно выделить несколько видов земельных правоотношений.

1. Правоотношения земельной собственности, участники которых обладают определенной совокупностью правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

Содержание этих правоотношений зависит от формы и вида права собственности на землю.

С отменой монополии государственной собственности на землю и включением ее как недвижимости в систему рыночных отношений отношения собственности на землю приобрели характер имущественных, рыночных отношений, регулируемых гражданским законодательством с учетом земельного и иного специального законодательства. В настоящее время не только государство, но и частные собственники получили право распоряжения землей. Государство перестало быть обязательным участником земельных правоотношений собственности. Правовой режим земельной собственности постоянно претерпевает изменения.

2. Правоотношения землевладения и землепользования, содержание которых составляют правомочия владения и пользования землей, предоставленной собственником другим лицам.

Правоотношения землевладения возникают на основе предоставления земельных участков во владение. Право пожизненного наследуемого владения граждан имеет самостоятельное значение и может быть классифицировано по определенным группам:

Для строительства и обслуживания жилого дома;

Для ведения личного подсобного хозяйства;

Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

Для ведения коллективного садоводства;

Для дачного строительства;

Для традиционных народных промыслов;

Правоотношения землепользования - традиционная группа самостоятельных земельных отношений. Их отличает свой основной круг субъектов: сельскохозяйственные организации, промышленные и транспортные предприятия. Это одна из форм гарантированного пользования землей. Из числа субъектов данной категории в настоящее время исчезли собственники и владельцы земли, появились новые участники земельных отношений - совместные предприятия, международные организации.

Сравнительно недавно в земельном законодательстве появились нормы, регулирующие право аренды земли и право ограниченного пользования соседним земельным участком (сервитуты). Правоотношения по аренде земли - группа отношений по поводу использования земли, участники которых пользуются ею временно, возмездно и на договорной основе.

3. Правоотношения по государственному управлению землями, которые по форме выступают как административно-правовые и участники которых находятся в отношениях власти и подчинения. К ним относятся правоотношения по ведению государственного земельного кадастра, планированию использования и охраны земель, предоставлению и изъятию (выкупу) земель для государственных и общественных нужд, землеустройству и планированию земель населенных пунктов, ведению государственного контроля за использованием и охраной земель, ведению мониторинга земель, разрешению земельных споров.

4. Охранительные земельные правоотношения, которые возникают в результате неправомерного поведения и в рамках которых обеспечивается применение мер ответственности за нарушение земельного законодательства. Типичными земельными правонарушениями являются:

Несвоевременный возврат временно занимаемых земель;

Невыполнение мероприятий по приведению земель в пригодное для использования состояние;

Уничтожение межевых знаков, границ землепользований и землевладений;

Использование земельных участков не в соответствии с целями предоставления.

Субъектами земельных правоотношений выступают носители земельных прав и обязанностей. Совокупность правомочий субъектов, которыми они обладают в соответствии с земельным законодательством, определяет их земельно-правовой статус. В зависимости от правового статуса участников можно выделить следующие категории субъектов земельных правоотношений.

1. Наиболее широкими правомочиями в земельных правоотношениях обладает государство в лице Республики Беларусь. Республика Беларусь является основным участником правоотношений собственности на землю, и одновременно, как политический суверен (носитель политической власти), определяет государственную земельную политику, формирует земельное законодательство и обеспечивает функционирование системы управления землями.

2. Иностранные государства могут участвовать в правоотношениях собственности на землю и правоотношениях по использованию земли на условиях аренды.

3. Государственные органы обладают специальной компетенцией по регулированию земельных отношений. Они участвуют в правоотношениях по управлению землями и охранительных земельных правоотношениях. Не наделенные самостоятельными правомочиями по владению, пользованию и распоряжению землей, они осуществляют их от имени государства.

Однако, в том случае, если органы местного самоуправления используют земельные участки, предоставленные им в пользование (аренду), они являются также и субъектами отношений в области использования земель. В охранительных правоотношениях субъектами правоотношений выступают государственные правоохранительные органы, прокуратура, судебные органы.

4. Юридические и физические лица могут быть субъектами земельных правоотношений всех видов. Понятие юридического лица как субъекта земельных отношений получило свое признание в связи с включением земли как недвижимости в систему гражданского оборота и приданием земельным правоотношениям имущественного, рыночного характера.

Для того чтобы юридические и физические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правоспособность юридических и физических лиц заключается в возможности получить земельный участок в порядке и на условиях, предусмотренных земельным законодательством, и использовать его для определенных целей.

Земельная правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения (регистрации) его устава (положения) и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями и задачами деятельности данного юридического лица.

Сельскохозяйственные предприятия всегда реализуют свою земельную правоспособность, так как земля в сельском хозяйстве является основным средством производства, и без нее их деятельность вообще невозможна.

Что касается физических лиц, то их земельная правоспособность возникает в момент рождения, а земельная дееспособность, как правило, по достижении 18-летнего возраста.

Земельную правоспособность граждане могут осуществлять индивидуально, когда отдельный гражданин выступает субъектом права на земельный участок, а также в составе групп, объединений граждан, не имеющих организационного единства, например при общем пользовании земельным участком собственниками жилого строения.

Свою земельную правоспособность граждане могут реализовать в составе коллектива - садоводческого товарищества, сельскохозяйственного кооператива, акционерного общества и т. д. Для того чтобы коллектив граждан мог быть признан субъектом земельных правоотношений, он должен быть юридически оформлен, обладать специальной земельной право- и дееспособностью.

В этом отношении от коллектива отличается группа граждан, имеющая, например, общую собственность на строение. Она не является субъектом земельных правоотношений по поводу земельного участка, на котором размещено это строение, так как не обладает организационным единством, который был бы закреплен в уставе (положении).

Объектом земельных правоотношений является земля. В зависимости от вида земельных правоотношений в качестве объекта может выступать как государственный земельный фонд в целом, так и его определенная часть или конкретный земельный участок. Согласно законодательству, выделены следующие виды объектов:

Индивидуально-определенные земельные участки или их части. Правовые характеристики земельного участка, которым он должен соответствовать, чтобы считаться объектом земельных правоотношений, даются в Кодексе Республики Беларусь о земле (ст.17). Земельный участок или его часть выступают объектом правоотношений, связанных с осуществлением прав на землю;

Земельные сервитуты. Земельный сервитут представляет собой право ограниченного пользования соседним, а в необходимых случаях другим земельным участком. Земельные сервитуты являются объектом правоотношений землепользования особого вида;

Все или частъ земелъ Республики Беларусь могут быть объектом правоотношений государственной собственности на землю, по управлению землями, охранительных земельных правоотношений, а в отдельных случаях - и правоотношений по использованию земли, если они связаны с общим землепользованием.

Объектом материальных земельных отношений всегда служит земля, а процессуальные земельные правоотношения своим непосредственным объектом имеют результат, на достижение которого направлено процессуальное действие. Таким результатом могут быть данные земельного кадастра, сведения мониторинга земель, решение компетентного государственного органа о предоставлении земельного участка и т. д.

В правоохранительных земельных правоотношениях объектом является установленный законом земельный правопорядок, т. е. права и законные интересы участников земельных правоотношений.

В основе возникновения и прекращения земельных правоотношений лежат юридические факты - обстоятельства, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений. Они зависят от вида земельных правоотношений и состава их участников.

В зависимости от юридических последствий, факты подразделяются на правоустанавливающие, при наличии которых возникает земельное правоотношение (например, заключение договора аренды земельного участка); правоизменяющие, при наличии которых происходит изменение правоотношений; правопрекращающие, с возникновением которых прекращается правоотношение (истечение срока аренды, прекращение деятельности предприятия и др.).

При этом если для возникновения одного вида земельных правоотношений достаточным является наличие простого юридического факта (совершение земельного правонарушения), то для некоторых других необходима совокупность двух или более фактов (принятие решения государственного органа о предоставлении участка, отвод земельного участка на местности, правовое оформление права на участок).

Основаниями возникновения и прекращения земельных правоотношений могут служить действия субъектов, их бездействие или какие- либо события. Действия могут быть правомерными (если речь идет о возникновении правоотношений земельной собственности, землепользования, по управлению землями) и неправомерными (являются основанием возникновения охранительных земельных правоотношений).

Правомерные действия, приводящие к возникновению земельных отношений, могут совершаться в форме:

* административного акта;

* судебного решения;

* международного договора.

Одним из оснований, с которым закон связывает возникновение земельных правоотношений, является правовой акт индивидуального значения. В отличие от нормативно-правовых актов, предписания которых обычно носят общий характер, акты органов государственного управления, имеющие индивидуальный характер, влекут возникновение лишь конкретных земельных правоотношений. Это могут быть решения органов исполнительной власти о предоставлении земельного участка данному лицу, изъятии земельного участка для государственных или муниципальных надобностей. Статус индивидуально-правового акта имеют приказы администрации предприятий (о предоставлении работнику служебного надела), решения судебных органов (признание права наследования земельным участком, решение о разделе садового участка между супругами).

В последнее время в качестве основания возникновения земельных правоотношений все большее значение приобретают договоры сделки. Договор может быть как самостоятельным основанием установления земельного правоотношения, так и дополнением к соответствующему административному акту. Как дополнение к административному акту он может быть заключен, например, в соответствии с решением уполномоченного органа о предоставлении субъекту земельного участка в аренду из земель, составляющих государственную или муниципальную собственность. Составленный согласно утвержденной форме и зарегистрированный в установленном порядке, договор конкретизирует права и обязанности сторон правоотношения, предусматривает ответственность сторон в случае нарушения ими договора и т. д.

Неправомерными действиями, прекращающими земельные правоотношения, могут быть нерациональное использование земельного участка, использование участка способом, приводящим к снижению плодородия, ухудшению экологической обстановки, использование земли не по целевому назначению. Бездействием, влекущим прекращение земельных правоотношений, признается, например, систематическая неуплата налога за землю в течение установленного срока.

Юридические факты, относящиеся к категории событий, в основном служат основаниями изменения или прекращения земельных правоот-

ношений отдельных видов (истечение срока временного землепользования; смерть гражданина как правоизменяющее основание для перехода земельного участка его правопреемникам и др.).