Конституционным контроль осуществляется конституционным судом. Конституционный контроль, осуществляемый квазисудебными органами. Функции конституционного контроля

Конституционный контроль – деятельность компетентных органов по проверке соответствия конституции законов, нормативных актов и действий органов и должностных лиц.

В каждой стране есть свои национальные особенности осуществления контроля, но можно выделить несколько типовых схем, основываясь на порядке формирования органов контроля, юрисдикции и порядке принятия решений:

1) Функции конституционного контроля осуществляют суды общей юрисдикции – конкретный последующий контроль.

2) Специализированные судебные учреждения .

3) Внесудебные или квазисудебные органы осуществляют конституционный контроль во Франции, Швеции.

Конституционный совет во Франции на 1 / 3 назначается президентом, 1 / 3 – представители Национального собрания, 1 / 3 – Сената Å туда входят все бывшие президенты. Члены Конституционного совета назначаются на 9 лет без возобновления.

Совет обладает следующими полномочиями:

Решения о соответствии конституции органических законов до вступления их в силу;

Контроль за правильностью избрания президента Республики;

Контроль за проведением референдума;

Решение о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается.

Совет рассматривает только нормативные акты, не вступившие в законную силу, его решения являются обязательными для всех административных и судебных органов – обязательный предварительный контроль. При подписании международного договора Совет рассматривает вопрос о соответствии его конституции и может принять решение об изменении конституции.

При признании проекта закона неконституционным он не может ни промульгироваться, ни применяться. Решения Конституционного совета во Франции должно быть вынесено в месячный срок, он может быть сокращён до 8 дней по требованию президента. Решение обязательно для всех органов власти и судов и обжалованию не подлежит. Если Совет признаёт не соответствующим конституции международный договор, подлежащий ратификации, то изменения должны быть внесены в конституцию, а потом договор будет подписан. Конституционный совет не может отменить международный договор, т.к. это противоречит международному праву.

Конституционный надзор ЗС

Появился в начале 19 века в США; 1809 – Швеция, потом Норвегия, а сейчас везде.

Задача: обеспечение конституционной законности (либо обычными судами, либо только верховным). Наличие специальных конституционных судов – самый демократичный вариант. Так же квази-судебные и несудебные органы.

Осуществляется:

a) Предварительный – до вступления в силу закона;

b) Последующий – после вступления закона в действие, когда наступает коллизия.

Закон может отменяться либо издавшим его органом, либо судом.

Функции:

1. Обеспечение конституционной законности;

2. Следит за распределением компетенции между органами государственной власти федерации и субъектов;

3. Выполняет важнейшую функцию по обеспечению законности при подготовке и проведении избирательной президентской компании (в большинстве стран утверждает результаты выборов и кандидатов). Орган конституционного контроля утверждает правомерность импичмента;

4. Соблюдение законности при проведении референдума на всех этапах;

5. Законность парламентских выборов (кроме объявления результатов);

6. Законность деятельности политических партий: легальность и конституционность;

7. Обеспечение соответствия обязательств по международным договорам внутригосударственному законодательству: не может противоречить.

Формирование:

1. Глава государства (США);

2. Президент, парламент и судебная система (Франция).

Принципы:

1. Пытаться уйти от решения любого конституционного вопроса, если нет острой необходимости его решения;

2. Толковать закон как соответствующий конституции;

По возможности сузить рамки принимаемого решения

Правовая норма, издаётся любым гос-ным органом обретает юридическую силу, если предписанные к ней нормы не противоречат требованиям Конституции. В противном случае такая норма может быть признана ничтожной.

Эта функция возлагается на институт конституционального контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции.

Доктрина конституционного контроля впервые сформирована и применена верховным судом в США в 1803 году.

В настоящее время конституционный контроль действует почти во всех странах, кроме стран с написанной Конституцией.

Виды конституционного контроля:

  • Централизованный (европейский)- в этих странах для осуществления функций конституционного контроля, создаются специальные квази-судебные органы (Франция, ФРГ, Италия, РФ).
  • Децентроллизованый (Американская модель)- в таких странах конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Канада, Австралия, Индия, Япония).

Смешанный тип конституционного контроля: применяется очень редко и как правило действует определённый срок (Греция Конституция 1975)

Объекты конституционного контроля:

  • Обычные законы
  • конституционные законы
  • поправки к конституции
  • международные договора
  • нормативные акты исполнительных органов власти

В федеративных гос-вах к числу объектов конституционного контроля относятся вопросы разграничения компетенций федерального центра и ее субъектов.

Формы конституционного контроля:

· Предварительный: проверка конституционности закона на стадии его прохождения через парламент (Канада, Финляндия, Швеция)

· Последующий: предполагает проверку законов, вступивших в юридическую силу (США, Италия, ФРГ, РФ)

· Смешанная форма: Применение 2 форм конституционного контроля сразу (Франция, Ирландия)

· Объектами конституционного контроля могут быть конституционные, органические и ординарные законы, поправки к конституции, парламентские регламенты, нормативные акты исполнительных органов государственной власти.

· Конституционные или органические законы могут обладать более высокой юридической силой, чем законы обыкновенные. Проверка обыкновенных законов на непротиворечие органическим входит в этом случае в понятие конституционного контроля. В это же время законы, принятые путем референдума, проверке на конституционность обычно не подлежат, поскольку представляют собой непосредственное проявление народного суверенитета. Но если для принятия или изменения конституции путем референдума требуется особое большинство (например абсолютное),то законы принятые референдумом при отсутствии такого требования, вполне могут проверяться на конституционность.

· Понятие и виды конституционного контроля

· Впервые конституционный контроль появился в США в прошлом веке. Верховный суд объявил, что конституция является высшим законом страны, и любой акт, ей несоответствующий, может быть признан судом неконституционным (американская модель конституционного контроля основана на системе общего права). Примеру США последовали некоторые другие страны (Норвегия, Греция). После I мировой войны в Европе была выработана собственная модель - австрийская, автором которой был Ханс Кельзен.

· Надо отметить нетождественность понятий «контроль» и «надзор» (хотя Л.М. Энтин считает их тождественными). Обычно контроль - это такие отношения между органами, при которых контролирующий орган может отменять акты подконтрольного. А при надзоре надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного на недостатки актов или приостановить их действие. К тому же надзор понимается как постоянное действие. Но в целом - это близкие понятия, которые можно определить как любую форму проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, др. органов и должностных лиц.

· Задачи:

· - обеспечение конституционной законности.

· - защита прав и свобод личности

· - Выполняет важнейшую функцию по обеспечению законности при подготовке и проведении избирательной президентской компании (в большинстве стран утверждает результаты выборов и кандидатов). Орган конституционного контроля утверждает правомерность импичмента

· - проверяет законность деятельности политических партий: легальность и конституционность

· - обеспечение соответствия обязательств по международным договорам внутригосударственному законодательству.

· Объектами конституционного контроля могут быть:

· 1) нижестоящие по отношению к конституции законы, нормативные акты; исключением могут быть законы, принятые на референдуме;

· 2) внутригосударственные договоры;

· 3) частноправовые акты;

· 4) национальные законы (на соответствие международным правовым нормам);

· 5) проекты международных договоров и подписанные договоры до ратификации;

· 6) действия должностных лиц.

· Существует несколько моделей конституционного контроля:

· 1. Судами Общей юрисдикции - так называемая американская модель или децентрализованный контроль. Так же практикуется в Японии и Норвегии, Дании. Любой суд общей юрисдикции уполномочен осуществлять контроль.

· 2. Исключительно Верховным судом. Не принадлежит это полномочие нижестоящим судам. Австралия, Индия, Ирландия.

· 3. Конституционным судом. ФРГ, Испания, Австрия. В данных гос-вах приняты спец законы, которые регулируют данный орган.

· Эти два последние вида относятся к так называемой Европейской модели.

· 4. В некоторых странах он осуществляется квазисудебными органами. Например, Конституционный Совет Франции. Он не входит в судебную систему Франции, состоит из 9 советников.

· 5. Политические органы. Великобритания, Куба. В Великобритании тот орган, который издает закон и следит за его законностью.

· 6. Нетрадиционные органы. Например, в Пакистане - Совет Исламской идеологии. В Иране - Попечительский совет.

· Виды контроля можно выделить по различным основаниям:

· 1) По времени: предварительный (Финляндия, Франция) и последующий (существует в большинстве стран; США, ФРГ. Для него необходима инициатива представит органа или субъекта. По времени осуществления: предварительный - до вступления акта в силу);

· 2) По месту осуществления: внутренний и внешний (органом, издавшим акт, или другим);

· 3) По правовым последствиям: консультативный (рекомендательный характер) и постановляющий (влечёт за собой обязательные последствия);

· 4) По обязательности проведения: обязательный и факультативный (проверяется, если есть инициатива компетентных лиц или органов);

· 5) По форме: абстрактный и конкретный (в связи с каким-либо делом);

· 6) По объему: полный (охватывает всю систему общ отношений. Т.е весь акт) и частичный (отдельные нормы);

· 8)По действию во времени: имеющий обратную силу и действующий на будущее.

· Органы, осуществляющие конституционный контроль в зарубежных странах

Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений, т.е проверку на соответствие конституции законов и иных нормативно правовых актов, решений и действий публичных органов власти, их должностных лиц. Особое значение и преимущества этого контроля обусловлены специальной судебной процедурой его осуществления в виде судопроизводства и обязательной юридической силой его результатов.

Государственными органами, осуществляющими конституционный контроль, являются:

    глава государства, парламент, правительство;

    судебные органы (суды общей юрисдикции и специализированные (конституционные суды).

    специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора несудебного характера (квазисудебные органы);

Глава государства, парламент, правительство .Этот вид конституционного контроля можно квалифицировать как общий (общеполитический) конституционный контроль. Для его осуществления указанные государственные органы могут создавать специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии и т.п.) либо специализированные органы, подобные парламентскому институту омбудсменов (уполномоченных по правам человека, народных защитников).

Органы конституционного надзора (квазисудебные органы) осуществляют конституционный контроль на постоянной основе. Их решения, как правило, не являются окончательными, а носят предварительный, консультативный характер (Конституционный Совет Франции, Конституционный Трибунал Польши, бывший Комитет конституционного надзора СССР, Конституционный Совет Республики Казахстан и др.).Они могут быть преодалены компетентными органами (парламентом).

Конституционный контроль могут осуществлять и судебные органы - как суды общей юрисдикции (включая административные, арбитражные и др.), так и специализированные суды конституционного контроля - конституционные суды.Он является наиболее действенным и эффективным средством в охране и защите конституции.

Конституционные контроль осуществляется как судами общей юрисдикции, так и специализированными, конституционными судами. В зависимости от того, какие суды осуществляют конституционный контроль, различают две основные модели судебного конституционного контроля: североамериканскую и европейскую (констинентальную).

1. Северо-американская модель (США, Канада, Аргентина, Боливия, Доминиканская республика, Индия, Иран, Пакистан, Япония).

Особенность североамериканской модели состоит в том, что конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции . Эта модель имеет две разновидности:

1) констит. контроль осущ.всеми общими судами при рассмотрении конкретных дел (гражданских, административных, уголовных) в соответствии с правилами обычной судебной процедуры (децентрализованный контроль);

2) конституционный контроль осуществляется верховными (высшими) судебными инстанциями, возможно по особой процедуре (централизованный контроль). В Аргентине, Мексике, Японии любой суд может признать закон либо отдельные его положения неконституционными. Если дело доходит до Верховного суда и он тоже подтверждает, решение нижестоящего суда, то это решение становится обязательным для всех судов. Формально закон продолжает действовать. Но действие его блокировано судом: ни один суд применять его не станет.Фактически- утрата юр.силы. Законодатель, как правило, вскоре отменяет такой закон.

2. Европейская модель судебного конституционного контроля является преобладающей в мире, принята в большинстве стран Западной Европы, Латинской Америки (Колумбия, Коста-Рика, Панама, Чили и др.), Азии (Ирак, Кипр, Сирия, Турция, Южная Корея и др.), Африки (Ангола, Египет, Мали, Эфиопия и др.), т. е. характерна для государств, в которых действует принцип верховенства и высшей юридической силы конституции.

Европейская модель судебного конституционного контроля имеет две разновидности: конституционность объектов контроля проверяют специализированные - конституционные - суды либо специальные конституционные коллегии, палаты в составе высших (верховных) судов , для которых конституционный контроль является единственной (исчерпывающей) функцией, и осуществляют ее по правилам специальной процедуры (централизованный контроль). В РФ действует европейская модель в виде функционирования самостоятельного Конституционного Суда РФ.

3. Наряду с североамериканской и европейской моделями судебного конституционного контроля существуют и смешанные модели, совмещающие элементы и той и другой. Верховный суд Канады - главная апелляционная инстанция страны - рассматривает конституционно-правовые вопросы при осуществлении обычного судопроизводства по конкретным делам. В то же время он наделен специальными полномочиями рассматривать по запросу Правительства важные вопросы права или факта, касающиеся толкования Конституции, конституционности или толкования федерального или провинциального законодательного акта, полномочий парламента Канады или законодательных органов провинций, или их соответствующих правительств, а также по любому иному важному вопросу права или факта, касающемуся любой другой области. Решения Верховного суда Канады по этим вопросам носят рекомендательный характер.Конституционное правосудие есть высшая форма конституционного контроля.

Основные виды конституционного контроля : 1) по времени осуществления: а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона); б) последующий (проводится в отношении действующих актов);

2) по месту осуществления: а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган); б) внешний (проводит другой орган);

3) по правовым последствиям: а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий); б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);

4) по обязательности проведения: а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле); б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы);

5) по форме: а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом); б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);

6) по объему: а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией); б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);

8) с точки зрения придания акту обратной силы: а) имеющий обратную силу; б) не имеющий обратной силы и действующий на будущее.

Конституционный контроль можно охарактеризовать как процедуру по осуществлению проверки актов и действий госорганов власти на их соответствие Конституции. Таким образом, его проведение возможно только там, где существует писаное право и, прежде всего, основные законы в форме Конституции, положения которой являются доминирующими в юридическом плане в сравнении с другими нормативно-правовыми документами.

Из истории

Движение по внедрению данного вида контроля стартовало в XIX столетии в Америке. Как известно, право в данной стране является прецедентным, и еще в 1803 году там был создан соответствующий прецедент во время рассмотрения дела Мэрбэри против Мэдисона, где было установлено, что суд имеет право толковать Конституцию и признавать любой нормативно-правовой акт не соответствующим ей.

Данная модель конституционного контроля, разработанная в Соединенных Штатах, была впоследствии принята другими государствами и получила распространение у них.

В Европе подобная система была разработана Г. Кельзеном, являющимся профессором права.

Орган конституционного контроля — Конституционный суд, как специализированная организация, впервые был создан в Австрии в 1820 году.

Понятие

Правовым государством может считаться такое, в котором имеется верховенство закона. При этом все ветви власти должны заниматься своим делом, то есть полномочия каждой из них должны быть лимитированы. Также в подобном государстве должна присутствовать возможность оспаривания различных нормативно-правовых актов на основе Конституции.

Рассматриваемый вид контроля должны осуществлять те лица, которые в максимально возможной степени независимы от госорганов власти, способные разрешать возникающие правовые коллизии беспристрастно. Однако такое происходит не всегда.

Органы

Ими могут являться такие лица (в зависимости от того, какой характер носит конституционное решение):

Они могут выполнять рассматриваемый вид контроля специально вместе c иными выполняемыми ими функциями либо в ходе их осуществления. Помимо этого, к ним относятся: судебные, квазисудебные. К первым относится распространенная во многих странах, а ко вторым — Конституционные советы, образованные сначала во Франции, а затем и других государствах, которые приняли данную модель.

В зависимости от того, какими органами конституционного контроля он осуществляется, его подразделяют на централизованный и децентрализованный. Первый относится к компетенции спецорганов конституционной юстиции или Верховного Суда, а второй осуществляется судами общей юрисдикции.

В отдельных мусульманских странах такие органы составляют мусульманские юристы, а законодательство контролируется на предмет его соответствия исламским критериям.

Тот конституционный контроль, который осуществляется высшими органами власти, называется политическим, поскольку они являются выборными, и в ходе проведения очередных выборов ситуация может кардинально измениться, что приведет к динамике проводимой политики. Следовательно, данный контроль привязан к сиюминутным политическим задачам и является нестабильным.

При осуществлении рассматриваемого вида контроля госорганами, кроме судебных, его называют общим конституционным контролем. С целью его проведения могут создаваться вспомогательные органы и учреждения или такие устройства, которые будут специализироваться в данном вопросе, как, например, парламентский институт омбудсменов.

Подобный контроль может быть предварительным. Он предусмотрен в Швеции. Там консультативный контроль осуществляет законодательный совет, а постановляющий, носящий политический характер, выполняют Риксдаг и Правительство. Однако в данном случае политическая окраска рассматриваемой модели выражена слабо.

Деятельность судов

Выделяют 2 главные модели конституционного контроля:

  • европейскую;
  • американскую.

Помимо этого, некоторые исследователи выделяют гибридную модель, под которой понимают смешанный тип осуществления контроля.

Как отмечалось ранее, вторая разновидность возникла раньше. Здесь конституционность различных нормативно-правовых законов устанавливают суды общей юрисдикции во время рассмотрения определенных дел. Этот вид контроля получил название конкретного последующего.

В случае признания судом неконституционности нормативно-правового акта с доведением дела до Верховного Суда, его решение становится обязательным для всех судов. Если он посчитает закон таковым, то он формально продолжит свое действие, но никакой другой суд не будет его применять. В большинстве случаев подобный правовой акт парламентом государства после принятия подобного решения Верховным Судом отменяется.

В некоторых государствах (США, Японии, Аргентине и др.) судебный конституционный контроль могут осуществлять любые суды, в других же (Индия, Мальта) в Верховный Суд дело может поступить только после его рассмотрения нижестоящим, который не может принять решение о конституционности.

Европейская система включает в себя специальные судебные (квазисудебные) органы, осуществляющие рассматриваемый вид контроля. К ним относятся:

  • Федеральный конституционный суд в ФРГ;
  • Конституционный трибунал в Польше;
  • аналогичный по названию совет во Франции;
  • и некоторые другие.

Данная система в настоящее время проникла и в некоторые государства Латинской Америки. Такие органы могут быть не только федеральными, но и находится в рамках субъектов, входящих в ее состав. Так, в немецкой земле Гессен рассматриваемый вид контроля осуществляет Госсудебная палата, а в Саксонии — подобная под названием Конституционная. При этом специальные органы конституционного контроля — Конституционные суды, имеющие федеральный и региональные статусы, не образуют единой системы, что обусловлено тем, что между ними отсутствуют отношения инстанционности, каждый из них осуществляет проверку определенных нормативно-правовых актов на соответствие той Конституции, в ведении которой находится суд.

Рассматриваемые органы применяют абстрактный вид разбираемого контроля, хотя он может сочетаться и с конкретным.

Классификация рассматриваемого процесса

Выделяют следующие виды конституционного контроля:

  • обязательный;
  • факультативный;
  • предварительный;
  • последующий;
  • абстрактный;
  • конкретный;
  • формальный;
  • материальный;
  • внутренний;
  • внешний;
  • централизованный;
  • децентрализованный.

Два последних уже рассматривались выше. Остановимся подробнее на остальных.

Абстрактный вид присущ европейской системе рассматриваемого процесса. Вопрос о конституционности того или иного нормативно-правового акта может поднять любое лицо, признанное компетентным соответствующим законом, вне зависимости от конкретного дела.

Конкретный контроль называют инцидентным, то есть при его применении вопрос о конституционности разрешается только по поводу проведения конкретного разбирательства в суде. Широкое распространение он получил в государствах с децентрализованным конституционным контролем.

Предварительный контроль осуществляется в Польше, Румынии, Казахстане, Франции. Здесь нормативно-правовой акт становится объектом рассматриваемого вида контроля еще до вступления в действие для предотвращения различных антиконституционных ситуаций. Последним может становиться проект данного документа или же таковой принятый, но не подписанный.

Последующий контроль осуществляется на любых этапах применения правовых норм для обеспечения конституционности их применения. Этот вид осуществляется в России, Германии, Венгрии, Австрии, Испании, Португалии.

Обязательный — такой контроль, при котором нормативно-правовой документ должен проходить проверку, заложенную в названии, на конституционность. К данному виду относятся органические законы, существующие во Франции. Его цель — исключить потенциальные неконституционные нормы из самых главных нормативно-правовых документов.

Факультативный вид используется в том случае, если для установления конституционности определенного нормативно-правового акта обращается определенный субъект, у которого имеется такое право.

Формальный контроль производится с целью установления соблюдения необходимых процедур рассмотрения и принятия соответствующего нормативно-правового акта.

Материальный вид заключается в проведении проверки конституционности содержания как самого документа, так и отдельных его положений.

Внутренний контроль производится органом, издавшим правовой документ.

Внешний же вид осуществляется иными органами. Он является последующим, в то время как внутренний в основном предварительный.

Функции конституционного контроля

Они заключаются в совершении некоторых действий его органами. К ним относятся:

  1. Проверка соответствия конкретных правовых документов Конституции.
  2. Проверка конституционности международных контрактов в некоторых государствах.
  3. Разрешение споров между федерацией и ее регионами или между различными ее субъектами. Применяется в Австрии, Бельгии, США, Германии и Швейцарии.
  4. Аналогичное рассмотрение между унитарным образованием и областями такого государства. Характерно для Италии.
  5. Разрешение споров между органами госвласти по их компетенциям. Характерно для Италии и Швейцарии.
  6. Осуществление судебной функции над должностными лицами страны, относящихся к высшим. Характерно не для всех стран.
  7. Запрет политических партий в Германии и Турции при падении на них подозрения о нанесении ущерба демократическим основам.

Следовательно, в каждой стране имеется своя система органов рассматриваемого контроля, и функции, выполняемые ими, регламентированы правовыми актами данного государства и его Конституцией.

Субъекты рассматриваемого контроля

При его характеристике можно говорить о президентском, парламентском, правительственном контроле, осуществляемом судами общей юрисдикции и иными госорганами. Из всех субъектов конституционного контроля выделяют тех из них, для которых деятельность в данной сфере имеет доминирующее значение.

Для них характерны следующие признаки:

  • это высшие госорганы власти;
  • они могут быть созданы и функционировать как спецорганы конституционного контроля;
  • их полномочия и принципы деятельности закрепляются в Конституции;
  • они следят за соответствием законов и подзаконных актов требованиям основного закона;
  • споры с конституционным значением разрешаются именно этими органами;
  • они контролируют соотношение Конституции и нормативно-правовых документов как самой федерации, так и ее субъектов;
  • регулирование деятельности этих органов осуществляется специальным правовым актом, как правило, с рангом закона;
  • право толкования нормативных и правовых актов;
  • право отменять неконституционные нормы или накладывать ограничения на их применение.

Отличия контроля от надзора

Конституционный контроль и надзор отличаются тем, что последний имеет своей целью обнаружение неконституционных актов и требует от органа, его принявшего, отмены последнего. Надзорная деятельность может иметь место по инициативе органа, наделенного такими полномочиями или по обращениям с сообщениями о соответствующих нарушениях. В нашем государстве функцию госнадзора выполняет прокуратура.

Понятие конституционного контроля же предполагает осуществление в ходе которого производится оценка соответствия различных правовых актов Конституции, которые могут быть признаны неконституционными, что влечет их отмену.

Отличия конституционной юстиции от других видов правосудия

К ним относятся:

  • особая система законодательства, с помощью которой осуществляется регулирование конституционного правосудия;
  • при неосуществлении данного контроля общими судами характерно наличие своих особых судебных органов;
  • в них осуществляется судебное судопроизводство, которое имеет кардинальные отличия от других видов судопроизводства;
  • природа документов судебного конституционного контроля резко отличается своим своеобразием;
  • для органов, осуществляющих рассматриваемый контроль, характерно наличие конституционной юрисдикции.

Осуществление рассматриваемого контроля в нашей стране

В России подобная деятельность проводится с целью проверки правовых актов соответствующими Конституции государства. При этом документы, противоречащие основному закону, должны быть выявлены. Также предусматривается применение мер по их устранению. В самой Конституции установлены следующие формы ее защиты:

  • президент РФ;
  • прямой и косвенный конституционный надзор;
  • рассматриваемый контроль;
  • пересмотр и внесение поправок в данный основной закон в особом порядке;
  • толкование конституционных норм.

Судебным органом конституционного контроля в РФ является Конституционный суд (КС). Он не может осуществлять предварительную форму контроля. Он может проводить его по отношению к уже принятым и действующим нормативно-правовым актам. Причем в нашем государстве используется абстрактная форма контроля.

Помимо федерального КС в России действуют и одноименные или уставные суды субъектов. Те полномочия, которые к ним не относятся, осуществляются арбитражными судами и таковыми общей юрисдикции.

В нашей стране федеральный Конституционный суд был образован в 1990 г., а сформирован в конце 1991 года. Он не поднадзорен никаким инстанциям. При ведении судопроизводства ограничен только требованиями конституции и ФКЗ «О Конституционном суде...». Решения, принимаемые им, носят обязательный характер для любых субъектов.

Принципы его деятельности:

  • гласность;
  • независимость;
  • состязательность;
  • равноправие сторон;
  • коллегиальность.

Судья Конституционного суда должен быть возрастом не менее 40 лет, он не может занимать другие должности в государственных или общественных организациях, заниматься иной деятельностью, которая бы подлежала оплате, за исключением творческой. Он не должен оказывать кому-либо своего покровительства, быть вовлеченным в политику. Помимо этого, ему запрещено высказываться по рассматриваемому вопросу до тех пор, пока не будет принято решение КС.

В данный орган могут обратиться не все граждане. Такой привилегией с запросом о конституционности правовых документов обладают президент, парламент РФ или пятая часть от любой из ее палат, Верховный суд, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти регионов. По собственной инициативе Конституционный суд не может рассматривать дела. В его полномочия входит разрешение вопросов о конституционности правовых документов, изданных президентом, Правительством РФ и обеими палатами парламента и только по запросу выше обозначенных лиц. Если в документах этих лиц не устанавливаются нормы права, то такие дела данный суд не может рассматривать. Также в его полномочия входит разрешение споров по распределению компетенции как по горизонтали, так и по вертикали.

При этом с запросом о толковании Конституции может обращаться еще меньший круг лиц и органов: президент, Правительство, парламент, облдумы и иные законодательные органы регионов. В отличие от других запросов, критериев допустимости обращений по толкованию Конституции не установлено.

Предварительный конституционный контроль в РФ осуществляет Федеральное собрание. В пределах своих компетенций в рассматриваемом явлении задействованы и другие высшие лица и госорганы государства. Прежде всего, это президент, Правительство, а также исполнительные и законодательные органы регионов РФ, общие суды и прокуратура.

В заключение

Является одним из основных демократических институтов государства, с помощью которого осуществляется соблюдение требований Конституции в различных нормативно-правовых документах, принимаемых госорганами власти на различных уровнях. Существует несколько моделей его осуществления, наибольшее распространение среди которых получили европейская и американская. В нашей стране правом судебного вида данного контроля наделен Конституционный суд. В некоторых регионах имеются свои одноименные суды. Также в рассматриваемом контроле в пределах своих полномочий задействованы и иные органы и должностные лица государства.

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Судебный конституционный контроль в Российской Федерации

Вилялкина Анастасия Ивановна – студент магистратуры Московского гуманитарного университета.

Аннотация: В статье содержатся сведения о мировом опыте осуществления конституционного контроля. Рассмотрена специфика реализации судебного конституционного контроля в Российской Федерации. Выявлены факторы, сдерживающие развитие судебного конституционного контроля в рамках российской действительности. Представлены направления его развития в Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституционный контроль, судебный конституционный контроль, Конституционный Суд, уставной суд, Российская Федерация.

На сегодняшний день одной из отличительных черт и неотъемлемым атрибутом демократического государства является наличие конституционного контроля. Мировой опыт высокоразвитых стран свидетельствует, что несмотря на наличие юридически оснащенного парламента, правительства и главы государства нельзя полностью исключить вероятность принятия неконституционных решений. Прежде всего это обусловлено тем, что, во-первых, в наше время количество разрабатываемых и принимаемых нормативно-правовых актов существенно возросло, по сравнению с прошлыми годами. Во-вторых, принятие таких актов в некоторых случаях осуществляется в спешке, без предварительной юридической экспертизы и людьми, которые не наделены достаточным уровнем правовой квалификации. В-третьих, к сожалению, нередко в процесс разработки и принятия законов или других актов вторгаются политические силы, которые оказывают значительное влияние на их содержание и порядок принятия, что в свою очередь довольно часто приводит к отклонению от норм, предусмотренных конституцией. В-четвертых, человек по своей сущности, в принятии законов, как и, впрочем, в любом другом деле, может допустить ошибку. Так, обеспокоившись сложившейся ситуацией многие страны приступили к созданию и занимаются совершенствованием органов конституционного контроля, которые наделены правом проверки конституционности того или иного закона.

Конституционный контроль сам по себе представляет собой особый вид правоохранительной деятельности, сущность которой состоит в проверке соответствия законов и других нормативных актов конституции конкретной страны. В зависимости от того, какие суды ответственны за реализацию конституционного контроля на сегодняшний день существуют две основные модели судебного конституционного контроля – североамериканская и европейская (континентальная).

Североамериканская модель судебного конституционного контроля помимо США принята в Канаде и в некоторых европейских государствах. Ее ключевая особенность заключается в том, что реализация конституционного контроля производится судами общей юрисдикции. Также данная модель имеет два подвида:

  • Конституционный контроль осуществляется всеми общими судами при рассмотрении конкретных дел (гражданских, административных, уголовных) на основании правил, предусмотренных для обычных судебных процедур (децентрализованный контроль);
  • Конституционный контроль реализуется верховными (высшими) судебными инстанциями, возможно по особой процедуре (централизованный контроль).

Европейская модель судебного конституционного контроля является более распространенной, ее приняли большинство стран Западной Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. То есть, данная модель разделяется теми государствами, которые основаны на принципе верховенства и высшей юридической силы конституции. Данная модель также представлена двумя разными видами. Так, конституционность объектов контроля может проверяться специализированными конституционными судами или же специальными конституционными коллегиями, палатами в составе высших (верховных) судов, в рамках которых реализация конституционного контроля является единственной функцией, осуществляемой по правилам специальной процедуры (централизованный контроль).

В России на сегодняшний день принята европейская модель судебного конституционного контроля, реализация конституционного контроля осуществляется специальным конституционным судом. Конституционный Суд несет ответственность за вопросы соответствия Конституции федеральных законов, актов Правительства, Государственной думы, Совета Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года система российского права имеет двухуровневую систему – федеральный уровень и уровень субъектов Федерации . Двухуровневой системой обладают и органы государственной власти, а также судебная система Российской Федерации, которая в настоящий момент представлена совокупностью судов, осуществляющих свою власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства на федеральном и субъектовом уровнях . Однако, здесь следует принять во внимание тот факт, что если Верховный Суд РФ с точки зрения Конституции выступает в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам и в вопросах разрешения споров экономического характера, то по отношению к Конституционному Суду РФ, в частности, по отношению к системе судебного конституционного контроля, в Конституции четкого ответа не предусмотрено. Весьма справедливо, на мой взгляд, отмечает на этот счет В.И. Зуев, который говорит о том, что судебный конституционный контроль в рамках российской действительности является прежде всего важным элементом системы разделения властей .

Ситуация с судебным конституционным контролем в Российской Федерации также неоднозначна и с точки зрения федерального законодательства. Так, в рамках Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» указано, что с одной стороны судебная система едина, а с другой стороны признается наличие в Российской Федерации федеральных судов, включая Конституционный Суд РФ, конституционных (уставных) судов, которые несмотря на это включены в судебную систему Российской Федерации. С точки зрения этого же закона указано, что Конституционный Суд РФ представляет собой судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного производства. При этом конституционный (уставный) суд субъекта Федерации может быть сформирован субъектом с целью рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта, а также толкования конституции (устава) субъекта Федерации .

На сегодняшний день в России существуют конституционный суды, которые занимаются осуществлением судебного конституционного контроля по отношению к учредительным актам субъектов Российской Федерации. Их основной задачей является обеспечение правовой охраны учредительных актов субъектов РФ – конституций и уставов, обеспечение их юридической силы в системе нормативно-правовых актов субъектов РФ .

Основными объектами судебного конституционного контроля в Российской Федерации в настоящее время являются:

  • законы и их разновидности;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • внутригосударственные договоры;
  • международные договоры;
  • разрешение споров о компетенции между высшими органами государства, между органами федерации и ее субъектами, между центральной властью и автономиями, местными властями;
  • акты судебных органов;
  • акты и действия общественных объединений;
  • индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц;
  • действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности;
  • организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов в высшие органы государственной власти;
  • создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.

Интересным, на мой взгляд, является точка зрения О.В. Брежнева относительно роли судебного конституционного контроля. Так, ученый отмечает, что его роль заключается в установлении материально-правовых и процессуальных оснований для применения мер данного вида ответственности, а в ряде случаев – и непосредственно в их применении .

Основными формами осуществления судебного конституционного контроля в Российской Федерации являются следующие:

1) По времени осуществления:

  • предварительный – контроль, который осуществляется до момента вступления официального акта в силу (в России это касается лишь международных договоров);
  • последующий – контроль, реализация которого происходит после непосредственного вступления проверяемого акта в силу.

По способу проведения:

  • абстрактный – контроль, осуществляемый вне связи с применением проверяемого акта;
  • конкретный – контроль, который осуществляется в связи с применением проверяемого акта.

По основаниям проверки:

  • материальный – контроль содержания проверяемого акта;
  • процессуальный – контроль процедуры принятия проверяемого акта.
По правовым последствиям:
  • консультативный – контроль, который не порождает собой обязательных решений;
  • постановляющий – контроль, в результате которого образуются решения обязательного характера.
По обязательности проведения:
  • обязательный – контроль, реализация которого происходит вне зависимости от чьей-либо воли;
  • факультативный – контроль, который осуществляется по инициативе заинтересованности субъекта.

Так, как показал анализ, на сегодняшний день в России судебный конституционный контроль осуществляется на федеральном уровне – Конституционным Судом РФ и на уровне субъектов РФ – конституционными (уставными) судами, которые несмотря на то, что состоят в общей российской судебной системе, но не находятся в подчинении друг у друга. Исходя из этого следует, что в России судебный конституционный контроль осуществляется на двух совершенно независимых уровнях. При этом, если функции и роль Конституционного Суда РФ определена на законодательном уровне (№ 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации») , то значение и компетенция конституционных судов в рамках отдельных субъектов РФ остается под вопросом.

Несмотря на значимость конституционных (уставных) судов, ко всеобщему сожалению, данная форма судебного конституционного контроля в Российской Федерации на сегодняшний день представлена не во всех субъектах Федерации. Во многом это обусловлено прежде всего нормой статьи 27 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в рамках которой образование данных судов является возможным, но не обязательным. Однако, как свидетельствует опыт других стран, реализация судебного конституционного контроля на местном уровне и на уровне отдельных субъектов имеет высокое значение. В связи с этим Р.Н. Шгаепова предлагает внести некоторые изменения в содержание статьи 27 вышеуказанного акта, а именно в качестве пункта внедрить обязательное создание органов судебного конституционного контроля всеми субъектами Российской Федерации . По мнению ученого, за счет этого решится не только задача обеспечения законности актов в субъектах Российской Федерации, но и значительным образом снизиться нагрузка на Конституционный Суд РФ, который будет заниматься рассмотрением непосредственно федеральных актов на их соответствие Конституции РФ. Это в свою очередь позволит повысить качество защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Также и О.В. Брежнев в качестве мер совершенствования судебного конституционного контроля в Российской Федерации предполагает усиление специализированного начала в осуществлении конституционной юрисдикции .

Таким образом, судебный конституционный контроль представляет собой реализуемый в системе конституционно-правовых отношений особый вид юрисдикционной деятельности, целью которого является защита важнейших социальных ценностей, облеченных в форму конституционно-правовых категорий, разрешение возможных противоречий между ними.

Список литературы

  1. Брежнев О.В. Судебный конституционный контроль в России: проблемы методологии, теории и практики: автореф. доктора юр. наук. Специальность: 12.00.02. – Москва, 2006. – 23 с.
  2. Зуев В.И. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. - № 3 (152). – С. 73-77.
  3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом правок, внесенных Законами РФ о поправках и Конституции РФ) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.constitution.ru (дата обращения 28.08.2017).
  4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О конституционном Суде Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/ (дата обращения 27.08.2017).
  5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/ (дата обращения 01.09.2017).
  6. Ховрин А.В. К вопросу о необходимости судебного конституционного контроля в субъектах Российской Федерации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2009. - № 1. – С. 36.
  7. Шгаепова Р.Н. Судебный конституционный контроль в субъектах Российской Федерации: опыт и перспективы // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. – 2016. - № 8. – С. 145-150.

Важность регулируемых конституцией общественных отношений, необходимость обеспечения ее верховенства в системе правовых актов, соответствия их нормам конституции требует и ее особой правовой охраны. Такая охрана направлена на достижение стабильности общественного и государственного строя, незыблимости правового статуса личности, на неуклонное выполнение конституционных норм всеми субъектами права.

Охрана конституции в широком смысле этого понятия предполагает создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. Исходя из этого, одной из наиболее действенных гарантий в реализации норм конституции считается конституционный контроль.

Чаще всего понятие конституционного контроля употребляется в узком смысле, то есть как оценка судами общей или специальной юрисдикции нормативно-правовых актов на предмет их соответствия конституции.

Впервые функцию конституционного контроля было признано в США в нач. ХIХ в. Основой для него стало решение Верховного суда 1803 г. по делу Marbury v. Madison, в котором главный судья Верховного суда США Дж. Маршалл указал, что «именно судебная власть вправе и обязана сказать, что есть закон».

Характер и содержание конституционного контроля во многом определяется природой органов, которые его осуществляют – это могут быть как судебные, так и несудебные органы.

Существуют две основные модели организации судебного конституционного контроля американская и европейская (австрийская).

Теоретическое обоснование американская модель получила в работах американского юриста и ученого Александра Гамильтона в конце ХVIII века.

Американская модель характеризуется тем, что соответствующими полномочиями наделены суды общей юрисдикции. Эта модель иначе называется децентрализованной и «дифузивной». Ее характеризует трактовка конституционного контроля, как сугубо правовой функции. Такая модель действует в Аргентине, Бразилии, Мексике, Японии и других странах.

При этом существуют следующие разновидности судебных органов, наделенных правом осуществлять конституционный контроль:

1. Конституционный контроль могут осуществлять все суды общей юрисдикции, но окончательное решение принимает высший суд государства.

2. Конституционный контроль осуществляют только высшие суды государства.

3. Конституционный контроль осуществляют высшие суды субъектов федерации.

При американской модели должности судей верховных судов замещаются, как правило, по решению главы государства, санкционированному парламентом.

К достоинствам данной системы относятся: возможность обращения в суд по вопросу конституционности правового акта любой стороной судебного процесса; возможность рассматривать дело о неконституционности правового акта в любом суде; обеспечение принципа состязательности в процессе. К недостатками системы можно отнести следующие: при такой системе возможен только последующий конституционный контроль, когда вступивший в силу закон, може иметь разнообразные последствия, а признание его неконституционным может привести к нестабильности и запутанности юридических отношений; вопрос о конституционности правового акта решается судьей, который, как правило, не является профессионалом в конституционном праве; доведение дела до суда последней инстанции, которая принимает окончательное решение, может заняь очень много времени.

В некоторых странах (Колумбия. Перу) создается Палата конституционных гарантий, которая действует отдельно либо в составе Верховного суда.

Теоретическое обоснование европейская модель получила в работах австрийского юриста и философа Ганса Кельзена и впервые была реализована в Австрии в 30-е гг. ХХ века.

Европейская (австрийская) модель характеризуется наличием в государстве специализированного судебного органа, отделенного от судов общей юрисдикции. Главная его функция – оценка конституционности законодательных актов, хотя он может быть наделен и другими полномочиями. Органы конституционной юстиции, как правило, называют конституционными судами, но встречаются и другие названия.

При европейской модели порядок формирования органов конституционного контроля имеет свои особенности практически в каждой стране. Отличия имеются и в принципах их организации. Однако, по общему правилу, при такой модели в формировании органов конституционного контроля участвуют органы, представляющие различные ветви власти.

Например, в Австрии в состав конституционного суда входят председатель, его заместитель и 12 судей, а также 6 запасных судей. Председателя, заместителя, шесть действительных судей и трех запасных назначает президент по предложению правительства. Остальных президент назначает из числа кандидатур, предложенных палатами федерального парламента. Судьи идут в отставку в 70 лет.

Несомненным достоинством данной модели является то, что в конституционный суд может обратиться любой человек. К плюсам конституционного суда относится и то, что в его состав входят специалисты по конституционному праву. Недостатком европейской модели, как и американской, является то, что осуществление контроля в отношении актов, вступивших в законную силу и имевших случаи применения, может привести к нестабильности и запутанности юридических отношений, так как они будут регулироваться различным образом до и после признания акта неконституционным.

Впервые идею охраны конституциис помощьюспециализированных государственных (внесудебных) органов выдвинул французский юрист и политический деятель Эммануэль Жозеф Сийес в 1795 году; однако реализована она была только после принятия Конституции Франции 1958 года посредством создания Конституционного совета.

Конституционный совет Франции - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе 9 человек, назначаемых на 9 лет. Три члена Совета назначаются президентом, три - председателем Сената и три - председателем Национального собрания. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе отменить его. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрения споров о правильности избрания депутатов парламента. Решения Конституционного совета окончательны и обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех государственных органов.

Подобная форма контроля принята в ряде бывших французских колониальных владениях, а также в Казахстане и в некоторых других странах.

Конституционный совет, как правило, формируется различными ветвями власти, независимо друг от друга. В его состав могут входить также лица в соответствии с их общественным положением (например, бывшие президенты республики). Таким образом, членами конституционного совета могут быть не только юристы, но и политики, что дает возможность разносторонней оценки рассматриваемых правовых актов. Достоинством является то, что при данной форме контроля закон проверяется на предмет конституционности до его подписания и промульгации президентом, а это исключает действие законов не соответствующих конституции. При этом возможен также и последующий конституционный контроль при рассмотрении вопросов о нарушении конституционных прав граждан теми или иными правовыми актами. К недостаткам данной модели относится отсутствие состязательного процесса, но это имеет и свою положительную сторону, поскольку обеспечивает быстроту вынесения необходимого решения.

В мусульманских странах могут создаваться конституционно-религиозные советы, состоящие из богословов и юристов . К примеру, в Иране действует наблюдательный совет, состоящий из 12-ти человек: 6-ти богословов, назначаемых высшим духовным лицом и 6-ти юристов, предложенных парламентом.

Существуют следующие формы конституционного контроля:

- по времени реализации : предварительный – осуществляется на стадии рассмотрения законопроектов, до их подписания главой государства (Румыния, Франция, Польша); последующий (будущий )– применяется к нормативным актам, вступившим в законную силу (Германия, Индия, США, Филиппины).

- по форме: конкретный решение выносится в связи с конкретным делом; абстрактный – решение не связано с конкретным делом.

- по обязательности проведения : обязательный – осуществляется на основе предписаний конституции и законодательства независимо от волеизъявления какого-либо органа или должностного лица; факультативный – осуществляется только по инициативе тех, кто наделен соответствующим правом.

Существует две процедуры конституционного контроля – путем действия и путем запрещения .

В первом случае инициирование вопроса о конституционности нормативно-правового акта может осуществляться сразу же после вступления его в действие независимо от факта применения.

Во втором случае рассмотрение вопроса напрямую зависит от конкретного применения нормативно-правового акта.

Решение органов конституционного контроля имеет различный характер и юридические последствия. Чаще всего, после принятия решения о не конституционности нормативно-правового акта его действие прекращается, а решения органов конституционного контроля являются обязательными и не подлежат обжалованию в каком-либо органе.

Главным полномочием органов конституционного контроля является оценка конституционности законодательных актов. Кроме этого, к полномочиям этих органов относится решения других вопросов. В странах, где конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции, последние имеют право давать оценку конституционности судебных решений и нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, включая акты главы государства. К тому же тут суды осуществляют контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

План семинарского занятия:

1. Понятие и сущность конституции.

2. Форма и структура конституций.

3. Принятие, изменение и отмена конституций.

4. Классификация конституций.

Контрольные вопросы:

1. Определите, что такое конституция с юридической и социально-политической точки зрения?

2. Раскройте сущность теории конституционализма.

3. Установите, в чем заключается сходство и различия в понятиях «юридическая» и «фактическая» конституции?

4. Определите функции конституции.

5. Определите объект конституционного регулирования.

6. Установите, являются ли конституционные нормы нормами прямого действия? Ответ обоснуйте ссылками на конкретные примеры.

7. Определите, какие конституции называются конституциями смешанного типа?

8. Определите, какие конституции относятся к кодифицированным, а какие - к некодифицированным?

9. Классифицируйте основные способы принятия конституций. Какой из них, по Вашему мнению, является наиболее демократичным?

10. Определите порядок изменения конституций, который предусмотрен в зарубежных странах.

11. Установите, какая процедура конституционного пересмотра существует в зарубежных странах?

12. Определите цели классификации конституций. Назовите основные ее критерии.

13. Установите, какие способы конституционного контроля предусмотрены в законодательстве зарубежных стран?

14. Охарактеризуйте способы формирования органов конституционного контроля в зарубежных странах. Какова юридическая сила решений, которые они принимают?

Практические задания:

1. Структура конституции - одна из важнейших ее характеристик, связанная с такими понятиями как «содержание», «форма», «предмет правового регулирования» и т.п. Сравните структуру конституций США и Испании. Что общего и особенного в них. Какие существуют подходы к конституционному дизайну?

2. Схематически изобразите структуру и порядок принятия конституций в зарубежных странах.

3. Определите, имеются ли различия по сущности, содержанию и порядку внесения изменений между конституциями России и ФРГ? Какие это различия?

4. Определите, какие признаки положены в основу классификации конституций? К каким классификационным видам можно отнести Основной закон Испании?

5. Сравните юридическое оформление переходных положений в конституциях России и Португалии.

6. Изучите структуру и содержание Конституции США. Содержит ли она нормы прямого действия? Как Вы понимаете данное конституционное положение?

7. Приведите примеры зарубежных стран, в которых действуют американская и европейская модели организации конституционного контроля. Охарактеризуйте их сущность.

Основные понятия и термины:

Конституция; юридическая и фактическая конституция; сущность конституции; функции конституции; объект конституционного регулирования; форма конституций; структура конституций; статут; хартия; октроирование; конституанта; жесткая и гибкая конституции; конституция смешанного типа; временные и постоянные конституции.

Тесты:

1. Определите, какой признак не относится к юридическим свойствам конституций:

Г) для жестких конституций не обязательно устанавливать особый порядок внесения изменений и дополнений;

Д) особая правовая защита.

2. Определите, какой из предложенных ответов на вопрос является правильным: «В переводе с латинского слово «конституция» означает»:

А) устанавливаю;

Б) не устанавливаю;

В) самоограничиваю;

Г) абсолютизирую;

Д) самоутверждаю.

3. Определите, какой признак не относится к юридическим свойствам конституций:

А) верховенство в системе законодательных актов государства;

Б) действие на всей территории государства;

В) на нормах и принципах конституций базируется все текущее законодательство;

Д) конституции не нуждаются в защите.

4. Реальный порядок организации и осуществления государственной власти, фактические отношения между государством и обществом – это фактическая конституция.

А) да;

5. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «Положения конституции, которые не совпадают с существующими общественными отношениями являются фиктивными».

А) да;

6. Определите пункт, который относится к классификации конституций по порядку принятия:

А) октроированные;

Б) гибкие;

В) жесткие;

Г) кодифицированные;

Д) временные.

7. Определите пункт, который относится к классификации конституций по порядку принятия:

А) одобренные на референдуме;

Б) гибкие;

В) жесткие;

Г) кодифицированные;

Д) временные.

8. Определите пункт, который относится к классификации конституций по порядку принятия:

А) принятые представительным органом;

Б) гибкие;

В) жесткие;

Г) кодифицированные;

Д) временные.

9. Определите пункт, который относится к классификации конституций по способу внесения изменений:

А) октроированные;

В) жесткие;

Г) кодифицированные;

Д) временные.

10. Определите пункт, который относится к классификации конституций по способу внесения изменений:

А) октроированные;

Б) гибкие;

В) принятые учредительным собранием;

Г) кодифицированные;

Д) временные.

11. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов: «Конституционализм – это»:

Б) наличие в стране писанной конституции;

В) соблюдение всеми субъектами права требований конституции;

Г) конституционная законность;

Д) политико-правовая теория и практика конституционного строя страны, основанная на применении принципов верховенства права, разделения властей и гарантированности политической свободы;

12. Определите пункт, который относится к классификации конституций по периоду действия:

А) октроированные;

Б) принятые представительным органом;

В) жесткие;

Г) кодифицированные;

Д) временные.

13. Определите, какой признак не относится к юридическим свойствам конституций:

А) они не могут быть выше кодексов;

Б) действие на всей территории государства;

В) на нормах и принципах конституций базируется все текущее законодательство;

Г) особый порядок внесения изменений и дополнений;

Д) особая правовая защита.

14. Определите, какой признак не относится к юридическим свойствам конституций:

А) верховенство в системе законодательных актов государства;

Б) действие на всей территории государства;

В) законы государства не должны в обязательном порядке базироваться на нормах и принципах конституций;

Г) особый порядок внесения изменений и дополнений;

Д) особая правовая защита.

15. Определите пункт, который относится к классификации конституций по периоду действия:

А) октроированные;

Б) принятые представительным органом;

В) жесткие;

Г) кодифицированные;

Д) постоянные.

16. Найдите верный ответ: «Октроированными называются конституции»:

А) представляющие собой совокупность разных законов;

Б) дарованные главой государства – изданные его властью без участия представительных органов;

В) принятые представительным органом;

Г) одобренные на референдуме;

Д) представляющие собой особый законодательный акт, который официально провозглашен основным законом страны.

17. Найдите верный ответ: “Конституционное судопроизводство исторически возникло в:

А) Франции;

Б) Великобритании;

Г) Германии;

Д) Швеции.

18. Определите, какой из предложенных ответов на вопрос является правильным: «Исторически институт омбудсмана возник в»:

А) Германии;

В) Швеции;

Г) Франции;

Д) Великобритании.

19. Используя общепринятую классификацию, установите конституция какой страны является наиболее жесткой:

А) Великобритания;

В) Япония;

Г) Испания;

Д) Италия.

20. Определите, конституция какой страны является наименее жесткой:

А) Испания;

Б) Германия;

В) Италия;

Г) Франция;

Д) Великобритания.

21. Определите, конституция какой страны является наименее жесткой:

Б) Великобритания;

В) Франция;

Г) Япония;

Д) Российская Федерация.

22. Определите, конституция какой страны является наиболее жесткой:

Б) Великобритания;

В) Испания;

Д) Япония.

23. Конституция какой из европейских стран называется «Основной закон»:

А) Франция;

В) Польша;

Г) Швеция;

Д) Италия.

Список литературы:

Основная литература:

1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Юриспруденция" / А. С. Автономов. - М. : Проспект, 2007. - 547 с.

2. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов юрид. вузов / Г. Н. Андреева; Междунар. акад. предпринимательства. - М. : Элит, 2007. - 256 с.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: учебник для вузов для студентов по специальности "Юриспруденция" / [И. А. Андреева, А. Ш. Будагова, С. Ю. Кашкин и др.] ; рук. авт. коллектива и отв. ред. Б. А. Страшун. - 4-е изд. - М. : НОРМА, 2007. - 895 с.

4. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д. А. Ковачев; [Л. Л. Алексеева, Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, ред. Д. А. Ковачев и др.] ; Ин-т законодавства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М. : WoltersKluwer, 2005. - IX, 310 с.

5. Конституционное право зарубежных стран: (Курс лекций) / Авт.-сост. Якушев А.В. - М. : Приор, 2001. - 333 с.

6. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для студентов вузов, обучающ. по спец. "Юриспруденция" / Баглай М. В. и др. ; Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД РФ. - М. : НОРМА: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 632 с.

7. Конституційне (державне) право зарубіжних країн [Текст] : навч. посіб. / В. М. Бечастний та ін. ; за ред. В. М. Бечастного. - 2-ге вид. - Київ: Знання, 2008. - 467 с.

8. Конституційне право зарубіжних країн: навч. посіб. / [М. С. Горшеньова, О. В. Журавка, К. О. Закоморна та ін.] ; за заг. ред. В. О. Ріяки. - 2-ге вид. - К. : Юрінком Інтер, 2007. - 544 с.

9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А. А. Мишин. - 10-е изд. - М. : Юстицинформ, 2003. - 506 с.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / В. Е. Чиркин; Институт государства и права РАН; Академический правов. ун-т (ин-т). - 5-е изд. - М. : Юристъ, 2007. - 606 с.

11. Шаповал В.М. Конституційне право зарубіжних країн. Академічний курс [Текст] : підручник / В. М. Шаповал. - К. : Юрінком Інтер, 2008. - 476 с.

11. Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. - М.: Норма, 2001.

12. Конституции зарубежных государств / Сост. В. В. Маклаков.- М., 2003.

Дополнительная литература:

1. Мишин А. А., Власихин В. А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. - М., 1986.

2. Круглоголов М. А Конституционный Совет Франции. - М., 1993.

3. Боботов С. В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). - М., 1994.

4. Боботов С. В. Конституционная юстиция. - М., 1994.

5. Овсепян Ж. И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. - Ростов н/Д, 1995.

6. Витрук Н. В. Конституционное правосудие: судебное конституционное право и процесс. - М., 1998.

7. Лазарев В. В. Конституционный суд в Австрии // Государство и право. - 1993. - № 9.

8. Овсепян Ж. И. Акты органов судебного (квазисудебного) кон­ституционного контроля (на материалах Австрии, Италии, Испании, Франции, ФРГ) // Государство и право. - 1994. - № 4.

9. Кряжков В. А Конституционные суды земель Германии // Государство и право. - 1995. - № 5.

10. Алебастрова И.А. Основы американского конституционализма.- М.: Юриспруденция, 2001.- 160 с.

11. Конституции зарубежных стран: Сб./ Сост. В.Н. Дубровин. - М.: Юрлитинформ, 2003. - 448 с.

12. Юдин Ю.А., Шульженко Ю.Л. Конституционное правосудие в федеративном государстве: сравнительно-правовое исследование: [Австрия, Бельгия, ФРГ, Швейцария, Индия и др.]. – М.: Ин-т государства и права, 2000. – 108 с.