На что заменен ми 2304 08. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения. Оформление результатов метрологического надзора

СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ
МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Метрологический надзор, осуществляемый метрологами предприятий, является одним из важнейших элементов системы обеспечения качества выпускаемой предприятием продукции и гарантом соблюдения предприятием метрологических правил и норм, установленных действующим законодательством. Это было всегда: до принятия в 1993 г. Закона РФ « » и после принятия этого Закона, в котором функция осуществления метрологического надзора была названа в качестве одной из основных функций метрологических служб юридических лиц. И это не менее, а, может быть, более важно сейчас, с принятием нового Федерального закона «Об обеспечении единства измерений », в котором упоминание о метрологических службах юридических лиц встречается только в двух местах: ст. 2 п. 12) - термины и определения и ст. 21 п. 1 п/п. 4) - в перечислении субъектов, осуществляющих деятельность по обеспечению единства измерений.

Авторы Закона, преследуя цель регламентировать только сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, не посчитали нужным (или возможным) уделить внимание основной армии метрологов, стоящей на «защите прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений и обеспечении потребностей граждан и общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений». Однако, и то малое, что зафиксировано в законе, все-таки, содержит главное, то, что определяет назначение метрологических служб, а именно:

«метрологическая служба - организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений... юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель».

Отсюда можно сделать вывод, что Государство законодательно предписывает метрологическим службам организовывать и (или) выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений. Одна из этих работ (услуг) - осуществление метрологического надзора.

Довольно часто при обсуждениях, в которых, как правило, не участвуют метрологи - практики, возникает вопрос - зачем нужен метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц (далее: МН МС), если есть государственный метрологический надзор (далее: ГМН)? Рассмотрим определение ГМН, приведенное в новом Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений ». «ГМН - контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, а также в применении установленных законодательством Российской Федерации мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий».

Характеристика

МН МС

Сфера распространения

Только сфера государственного регулирования

Без ограничений (в сферах и вне сфер государственного регулирования; технологические процессы производства, обеспечивающие значение гарантируемых параметров; контроль качества продукции; внутренний учет; расчетные операции внутри одного юридического лица и т.д.)

Периодичность

Не чаще 1 раза в 2 года (в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 30.10.2002 № 132-ФЗ. Ввиду огромного количества объектов систематичность не может быть гарантирована.

Периодичность определяется реальными потребностями производства: где - раз в смену, где - раз в неделю, где - раз в год. Единственное, что гарантировано, это то, что проверки производятся систематически.

Степень охвата субъектов и объектов надзора

Количество субъектов хозяйственной деятельности в той или иной мере осуществляющих деятельность в сфере государственного регулирования составляет сотни тысяч, из них надзору могут подвергнуться 5 - 10 тысяч, т.е. не более чем 10 %-ная выборка из субъектов.

Метрологических объектов, применяемых в сферах государственного регулирования на крупных предприятиях - десятки, сотни, иногда тысячи. Проверке может подвергнуться только выборка, условно тоже не более 10 %.

Таким образом, из всех объектов, которые должны подлежать систематическому надзору со стороны государства для обеспечения целей «защиты», надзору подлежит не более 1 % объектов.

Любой субъект хозяйственной деятельности при осуществлении этой деятельности, так или иначе, организует проведение у себя метрологического надзора. В той или иной мере, в силу своих представлений и компетентности в этом вопросе своих метрологов. Этой функции не может не быть, т.к. иначе рано или поздно производство развалится, качество продукции снизится. Кто-то должен обязательно проверять состояние и применение всех метрологических объектов, как входящих в сферы государственного регулирования (далее: ГР), так и не входящих. Здесь вполне вероятен 100 %-ный охват объектов.

Степень компетентности лиц, осуществляющих проверки

Трудно представить себе должностное лицо какого-либо федерального органа исполнительной власти, обладающего глубокими знаниями как в области обеспечения единства измерений, так и во всех областях деятельности, подлежащих ГР. В общем случае, это люди, обладающие общетехническими знаниями, которые в каждой конкретной ситуации могут оказаться достаточно поверхностными.

Внутренний метрологический надзор, как правило, поручается наиболее опытным и компетентным метрологам, проработавшим на предприятии много лет, знающим производство как свои пять пальцев, знающим его «тонкие места», и «болевые точки». Этих «инспекторов» не обмануть, не «заболтать», они проверяют не то, что им показывают, а то, что действительно критично для производства.

Результативность

Основными показателями результативности осуществления ГМН являются:

а) % предприятий, на которых обнаружены нарушения метрологических правил и норм;

б) количество обнаруженных нарушений;

в) сумма предъявленных штрафов.

При этом считается, что чем выше данные показатели, тем эффективнее ГМН, что абсолютно противоречит логике. Если принять, что цель ГМН - защита всего и вся от недостоверных результатов измерений, а сам ГМН является выборочной проверкой (см. п. 1 табл.) становится ясно, что чем хуже дела в выборке, тем ещё хуже во всей генеральной совокупности.

Целевая функция - защита и показатели эффективности противоречат друг другу. Никакие штрафы не заменят, например, безопасности, ради которой и осуществляется ГМН

Цель внутреннего метрологического надзора - как можно скорее устранить обнаруженное нарушение, своими силами или силами владельца СИ, процесса. По большому счету и «инспектор» и «инспектируемый» одинаково заинтересованы, чтобы все было в порядке, т.к. они, образно говоря, «плывут в одной лодке».

Их показатель эффективности - это отсутствие нарушений. Если всё везде в порядке, значит внутренний надзор работает хорошо.

Итак, какой же основной вывод?

МН МС не заменяет и не отменяет ГМН, но без него ГМН абсолютно не эффективен. Констатировать «беспорядок» не означает осуществлять «защиту» от чего-либо. Констатировать «порядок» - подтверждать, что «защита» обеспечена.

Подчеркнем, что МН МС может осуществляться не только как одна из функций МС юридического лица, но и предлагаться как услуга другому юридическому лицу.

Такие ситуации могут возникнуть в следующих случаях, например:

а) Изготовитель каких-либо неординарных средств измерений, выпуская их в обращение, предлагает Заказчику заключить договор на осуществление метрологического надзора за их состоянием и применением, включая устранение обнаруженных нарушений путем дополнительного обучения персонала, ремонта и внеочередной калибровки СИ, замены неисправного СИ на исправное из обменного фонда, установления оптимального межкалибровочного интервала, исходя из условий эксплуатации и т.д. и т.п.;

б) Руководство какого-нибудь холдинга поручает одной из организаций, компетентных в осуществлении МН, проведение МН на всех предприятиях холдинга с целью установления единых требований к метрологическому обеспечению на предприятиях холдинга и создания условий для централизованного руководства;

в) Руководство предприятия не считает экономически оправданным создание на предприятии самостоятельной МС и заключает договор на проведение метрологических работ с организацией, компетентности которой оно доверяет. Если такой договор не включает в себя проведение МН, то есть систематического контроля за состоянием и применением СИ, методиками выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм, то никакой уверенности в соблюдении всех необходимых требований на предприятии у руководства не будет.

Возможны и другие случаи, когда метрологический надзор по своей сути может носить характер «метрологического аудита» или «метрологического страхования».

Теперь, если у нас не осталось сомнений в необходимости осуществления МН МС, попробуем ответить на вопрос, зачем нужна аккредитация на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора, какую пользу она может принести предприятию?

Во-первых, любая аккредитация - это официальное признание полномочным или авторитетным органом компетентности организации выполнять работы в определенной (заявленной) области. В нашем случае в качестве полномочного и авторитетного органа выступает Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы, одной из функций которого является разработка основополагающих нормативных документов по организации деятельности метрологических служб, и имеющий Сертификат органа по аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц, выданный Госстандартом России 05.09.1998 г.

Таким образом, данная аккредитация - это официальное подтверждение третьей, независимой, авторитетной стороной компетентности аккредитованной метрологической службы в осуществлении метрологического надзора. Это подтверждение может оказаться необходимым и сыграть решающую роль при заключении с Заказчиком договоров на поставку продукции, а также при предложении МН в качестве услуги.

Такая аккредитация повышает статус МС, как в рамках предприятия, так и в рамках объединения или холдинга. Это нужно метрологам, это нужно и руководителям предприятий, т.к. это ещё одно преимущество, повышающее конкурентоспособность предприятия.

Итак, всё это об аккредитации как о признании компетентности.

Но есть и вторая, не менее важная сторона аккредитации. Аккредитация - это помощь аккредитующего органа в правильной организации этой деятельности. Для того, чтобы метрологический надзор выполнял задачи, которые он перед собой ставит, он должен быть правильно организован, порядок осуществления метрологического надзора должен быть строго задокументирован, а персонал должен пройти специальную подготовку. Во всех этих действиях метрологическая служба может рассчитывать на помощь и аккредитующего органа и уполномоченной экспертной организации.

В сборник «Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Система аккредитации» вошли следующие документы:

а) МИ 2304-08 «ГСИ. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения», представляющие собой пересмотренную в соответствии с новым Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений » МИ 2304-98;

Дата введения 23.06.2008 г.

Настоящий документ устанавливает общие требования к содержанию, порядку проведения и оформлению результатов метрологического надзора за организацией и выполнением работ по обеспечению единства измерений (далее - метрологический надзор), осуществляемому метрологическими службами юридических лиц.

Документ предназначен для метрологических служб юридических лиц, осуществляющих внутренний метрологический надзор, а также предлагающих его в качестве услуги для сторонних организаций.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Областями применения настоящего документа являются:

производство продукции, в том числе средств измерений;

испытания, поверка и калибровка средств измерений и технических устройств, выполняющих измерительные функции, включая аттестацию испытательного оборудования;

использование и применение средств измерений, средств допускового контроля и испытательного оборудования;

техническое обслуживание и ремонт средств измерений, испытательного оборудования и средств допускового контроля;

аттестация и применение методик выполнения измерений; осуществление деятельности в сферах государственного регулирования в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений »;

осуществление деятельности по сертификации продукции и услуг в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании »;

осуществление деятельности в области энергосбережения в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении ».

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Настоящий документ разработан с учетом следующих документов:

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26 июня 2008 г.

международный документ МОЗМ Д9 «Принципы метрологического надзора»;

7.7. Акт проверки должен содержать исчерпывающую информацию о принятых мерах по устранению обнаруженных нарушений.

7.8. Оформление результатов метрологического надзора, выполняемого для сторонней организации на основании заключаемого договора, определяется условиями данного договора.

8. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

8.1. Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

руководствоваться в своей деятельности Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений », нормативными документами по метрологии, действующим законодательством и требованиями настоящего документа;

соблюдать правила доступа лиц в подразделения предприятия;

обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок.

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим документом;

осуществлять проверки в соответствии с разделом Раздел 5 настоящего документа и выдавать соответствующие предписания;

гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ, выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

в случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения об устранении недостатков;

руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

9. МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НАРУШЕНИЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ

9.1. В зависимости от тяжести последствий, к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм, к нарушителям могут применяться следующие меры:

выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

административное взыскание, налагаемое руководством предприятия;

экономические меры, применяемые руководством предприятия и другие меры по усмотрению руководства предприятия.

9.2. В зависимости от потребностей предприятия (производства) и возможностей метрологической службы, а также от условий договора по осуществлению метрологического надзора на стороннем предприятии, метрологическая служба может брать на себя функции по устранению нарушений, а именно:

Замена неповеренных (неоткалиброванных) средств измерений на поверенные (откалиброванные) из обменного фонда метрологической службы;

Организация (осуществление) поверки (калибровки) средств измерений;

Аттестация методик выполнения измерений или испытательного оборудования;

Метрологическая экспертиза конструкторско-технологической документации;

Организация дополнительного обучения персонала и др.

9.3. Осуществление метрологического надзора должно в обязательном порядке предусматривать проведение анализа обнаруженных нарушений, с целью устранения причин их возникновения. Метрологический надзор доложен носить характер корректирующих и предупреждающих действий.

Приложение А

АКТ ПРОВЕРКИ

наименование подразделения предприятия

В период с «_____» _________________ 20___ г. по «____» ________________ 20___ г.

на основании _______________________________________________________________

наименование, дата и номер распоряжения о проверке

комиссия в составе:

председатель комиссии

___________________________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

члены комиссии

___________________________________________________________________________

должности, фамилии, инициалы

провела проверку

___________________________________________________________________________

конкретные направления проверки: состояние и применение СИ,

___________________________________________________________________________

аттестованные МВИ и т.п.

При проверке установлено:

1. Состояние средств измерений, подлежащих калибровке

2. Состояние эталонов

3. Состояние аттестованных методик выполнения измерений

Комиссия предприняла:

___________________________________________________________________________

указываются действия, предпринятые комиссией

___________________________________________________________________________

Председатель комиссии _______________ ____________________

подпись инициалы, фамилия

Члены комиссий: _______________ ____________________

подпись инициалы, фамилия

С актом ознакомлен: ___________________________________________________

должность руководителя проверяемого подразделения,

инициалы, фамилия

_______________ ____________________

дата подпись

Приложение Б

ПРЕДПИСАНИЕ

___________________________________________________________________________

наименование предприятия

от _______________ 200____ г. Выдано на основании акта проверки

от ________________ 20____ г.

При проверке ______________________________________________________________

конкретные направления проверки:

___________________________________________________________________________

состояние и применение СИ, аттестованные МВИ и т.п.

были обнаружены следующие нарушения:

___________________________________________________________________________

факты нарушений

На основании Федерального закона «Об обеспечении единства измерений » и в соответствии с Рекомендацией «Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц» запрещаются к применению:

___________________________________________________________________________

конкретные объекты: СИ, МВИ, эталоны и т.п.

Изымаются из эксплуатации:

___________________________________________________________________________

перечень СИ с указанием причин изъятия

Предписывается устранить:

___________________________________________________________________________

перечень и сроки устраняемых нарушений

Председатель комиссии по проверке _______________ ____________________

подпись инициалы, фамилия

СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ
МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ

2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Метрологический надзор, осуществляемый метрологами предприятий, является одним из важнейших элементов системы обеспечения качества выпускаемой предприятием продукции и гарантом соблюдения предприятием метрологических правил и норм, установленных действующим законодательством. Это было всегда: до принятия в 1993 г. Закона РФ « » и после принятия этого Закона, в котором функция осуществления метрологического надзора была названа в качестве одной из основных функций метрологических служб юридических лиц. И это не менее, а, может быть, более важно сейчас, с принятием нового Федерального закона «Об обеспечении единства измерений », в котором упоминание о метрологических службах юридических лиц встречается только в двух местах: ст. 2 п. 12) - термины и определения и ст. 21 п. 1 п/п. 4) - в перечислении субъектов, осуществляющих деятельность по обеспечению единства измерений.

Авторы Закона, преследуя цель регламентировать только сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, не посчитали нужным (или возможным) уделить внимание основной армии метрологов, стоящей на «защите прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений и обеспечении потребностей граждан и общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений». Однако, и то малое, что зафиксировано в законе, все-таки, содержит главное, то, что определяет назначение метрологических служб, а именно:

«метрологическая служба - организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений... юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель».

Отсюда можно сделать вывод, что Государство законодательно предписывает метрологическим службам организовывать и (или) выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений. Одна из этих работ (услуг) - осуществление метрологического надзора.

Довольно часто при обсуждениях, в которых, как правило, не участвуют метрологи - практики, возникает вопрос - зачем нужен метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц (далее: МН МС), если есть государственный метрологический надзор (далее: ГМН)? Рассмотрим определение ГМН, приведенное в новом Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений ». «ГМН - контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, а также в применении установленных законодательством Российской Федерации мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий».

Характеристика

МН МС

Сфера распространения

Только сфера государственного регулирования

Без ограничений (в сферах и вне сфер государственного регулирования; технологические процессы производства, обеспечивающие значение гарантируемых параметров; контроль качества продукции; внутренний учет; расчетные операции внутри одного юридического лица и т.д.)

Периодичность

Не чаще 1 раза в 2 года (в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 30.10.2002 № 132-ФЗ. Ввиду огромного количества объектов систематичность не может быть гарантирована.

Периодичность определяется реальными потребностями производства: где - раз в смену, где - раз в неделю, где - раз в год. Единственное, что гарантировано, это то, что проверки производятся систематически.

Степень охвата субъектов и объектов надзора

Количество субъектов хозяйственной деятельности в той или иной мере осуществляющих деятельность в сфере государственного регулирования составляет сотни тысяч, из них надзору могут подвергнуться 5 - 10 тысяч, т.е. не более чем 10 %-ная выборка из субъектов.

Метрологических объектов, применяемых в сферах государственного регулирования на крупных предприятиях - десятки, сотни, иногда тысячи. Проверке может подвергнуться только выборка, условно тоже не более 10 %.

Таким образом, из всех объектов, которые должны подлежать систематическому надзору со стороны государства для обеспечения целей «защиты», надзору подлежит не более 1 % объектов.

Любой субъект хозяйственной деятельности при осуществлении этой деятельности, так или иначе, организует проведение у себя метрологического надзора. В той или иной мере, в силу своих представлений и компетентности в этом вопросе своих метрологов. Этой функции не может не быть, т.к. иначе рано или поздно производство развалится, качество продукции снизится. Кто-то должен обязательно проверять состояние и применение всех метрологических объектов, как входящих в сферы государственного регулирования (далее: ГР), так и не входящих. Здесь вполне вероятен 100 %-ный охват объектов.

Степень компетентности лиц, осуществляющих проверки

Трудно представить себе должностное лицо какого-либо федерального органа исполнительной власти, обладающего глубокими знаниями как в области обеспечения единства измерений, так и во всех областях деятельности, подлежащих ГР. В общем случае, это люди, обладающие общетехническими знаниями, которые в каждой конкретной ситуации могут оказаться достаточно поверхностными.

Внутренний метрологический надзор, как правило, поручается наиболее опытным и компетентным метрологам, проработавшим на предприятии много лет, знающим производство как свои пять пальцев, знающим его «тонкие места», и «болевые точки». Этих «инспекторов» не обмануть, не «заболтать», они проверяют не то, что им показывают, а то, что действительно критично для производства.

Результативность

Основными показателями результативности осуществления ГМН являются:

а) % предприятий, на которых обнаружены нарушения метрологических правил и норм;

б) количество обнаруженных нарушений;

в) сумма предъявленных штрафов.

При этом считается, что чем выше данные показатели, тем эффективнее ГМН, что абсолютно противоречит логике. Если принять, что цель ГМН - защита всего и вся от недостоверных результатов измерений, а сам ГМН является выборочной проверкой (см. п. 1 табл.) становится ясно, что чем хуже дела в выборке, тем ещё хуже во всей генеральной совокупности.

Целевая функция - защита и показатели эффективности противоречат друг другу. Никакие штрафы не заменят, например, безопасности, ради которой и осуществляется ГМН

Цель внутреннего метрологического надзора - как можно скорее устранить обнаруженное нарушение, своими силами или силами владельца СИ, процесса. По большому счету и «инспектор» и «инспектируемый» одинаково заинтересованы, чтобы все было в порядке, т.к. они, образно говоря, «плывут в одной лодке».

Их показатель эффективности - это отсутствие нарушений. Если всё везде в порядке, значит внутренний надзор работает хорошо.

Итак, какой же основной вывод?

МН МС не заменяет и не отменяет ГМН, но без него ГМН абсолютно не эффективен. Констатировать «беспорядок» не означает осуществлять «защиту» от чего-либо. Констатировать «порядок» - подтверждать, что «защита» обеспечена.

Подчеркнем, что МН МС может осуществляться не только как одна из функций МС юридического лица, но и предлагаться как услуга другому юридическому лицу.

Такие ситуации могут возникнуть в следующих случаях, например:

а) Изготовитель каких-либо неординарных средств измерений, выпуская их в обращение, предлагает Заказчику заключить договор на осуществление метрологического надзора за их состоянием и применением, включая устранение обнаруженных нарушений путем дополнительного обучения персонала, ремонта и внеочередной калибровки СИ, замены неисправного СИ на исправное из обменного фонда, установления оптимального межкалибровочного интервала, исходя из условий эксплуатации и т.д. и т.п.;

б) Руководство какого-нибудь холдинга поручает одной из организаций, компетентных в осуществлении МН, проведение МН на всех предприятиях холдинга с целью установления единых требований к метрологическому обеспечению на предприятиях холдинга и создания условий для централизованного руководства;

в) Руководство предприятия не считает экономически оправданным создание на предприятии самостоятельной МС и заключает договор на проведение метрологических работ с организацией, компетентности которой оно доверяет. Если такой договор не включает в себя проведение МН, то есть систематического контроля за состоянием и применением СИ, методиками выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм, то никакой уверенности в соблюдении всех необходимых требований на предприятии у руководства не будет.

Возможны и другие случаи, когда метрологический надзор по своей сути может носить характер «метрологического аудита» или «метрологического страхования».

Теперь, если у нас не осталось сомнений в необходимости осуществления МН МС, попробуем ответить на вопрос, зачем нужна аккредитация на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора, какую пользу она может принести предприятию?

Во-первых, любая аккредитация - это официальное признание полномочным или авторитетным органом компетентности организации выполнять работы в определенной (заявленной) области. В нашем случае в качестве полномочного и авторитетного органа выступает Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы, одной из функций которого является разработка основополагающих нормативных документов по организации деятельности метрологических служб, и имеющий Сертификат органа по аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц, выданный Госстандартом России 05.09.1998 г.

Таким образом, данная аккредитация - это официальное подтверждение третьей, независимой, авторитетной стороной компетентности аккредитованной метрологической службы в осуществлении метрологического надзора. Это подтверждение может оказаться необходимым и сыграть решающую роль при заключении с Заказчиком договоров на поставку продукции, а также при предложении МН в качестве услуги.

Такая аккредитация повышает статус МС, как в рамках предприятия, так и в рамках объединения или холдинга. Это нужно метрологам, это нужно и руководителям предприятий, т.к. это ещё одно преимущество, повышающее конкурентоспособность предприятия.

Итак, всё это об аккредитации как о признании компетентности.

Но есть и вторая, не менее важная сторона аккредитации. Аккредитация - это помощь аккредитующего органа в правильной организации этой деятельности. Для того, чтобы метрологический надзор выполнял задачи, которые он перед собой ставит, он должен быть правильно организован, порядок осуществления метрологического надзора должен быть строго задокументирован, а персонал должен пройти специальную подготовку. Во всех этих действиях метрологическая служба может рассчитывать на помощь и аккредитующего органа и уполномоченной экспертной организации.

В сборник «Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Система аккредитации» вошли следующие документы:

а) МИ 2304-08 «ГСИ. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения», представляющие собой пересмотренную в соответствии с новым Федеральным законом « Об обеспечении единства измерений » МИ 2304-98;

Дата введения 23.06.2008 г.

Настоящий документ устанавливает общие требования к содержанию, порядку проведения и оформлению результатов метрологического надзора за организацией и выполнением работ по обеспечению единства измерений (далее - метрологический надзор), осуществляемому метрологическими службами юридических лиц.

Документ предназначен для метрологических служб юридических лиц, осуществляющих внутренний метрологический надзор, а также предлагающих его в качестве услуги для сторонних организаций.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Областями применения настоящего документа являются:

производство продукции, в том числе средств измерений;

испытания, поверка и калибровка средств измерений и технических устройств, выполняющих измерительные функции, включая аттестацию испытательного оборудования;

использование и применение средств измерений, средств допускового контроля и испытательного оборудования;

техническое обслуживание и ремонт средств измерений, испытательного оборудования и средств допускового контроля;

аттестация и применение методик выполнения измерений; осуществление деятельности в сферах государственного регулирования в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений »;

осуществление деятельности по сертификации продукции и услуг в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании »;

осуществление деятельности в области энергосбережения в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении ».

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Настоящий документ разработан с учетом следующих документов:

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26 июня 2008 г.

международный документ МОЗМ Д9 «Принципы метрологического надзора»;

7.7. Акт проверки должен содержать исчерпывающую информацию о принятых мерах по устранению обнаруженных нарушений.

7.8. Оформление результатов метрологического надзора, выполняемого для сторонней организации на основании заключаемого договора, определяется условиями данного договора.

8. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

8.1. Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

руководствоваться в своей деятельности Федеральным законом « Об обеспечении единства измерений », нормативными документами по метрологии, действующим законодательством и требованиями настоящего документа;

соблюдать правила доступа лиц в подразделения предприятия;

обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок.

8.2. Права

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим документом;

осуществлять проверки в соответствии с разделом Раздел 5 настоящего документа и выдавать соответствующие предписания;

гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ, выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

в случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения об устранении недостатков;

руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

9. МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НАРУШЕНИЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ

9.1. В зависимости от тяжести последствий, к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм, к нарушителям могут применяться следующие меры:

выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

административное взыскание, налагаемое руководством предприятия;

экономические меры, применяемые руководством предприятия и другие меры по усмотрению руководства предприятия.

9.2. В зависимости от потребностей предприятия (производства) и возможностей метрологической службы, а также от условий договора по осуществлению метрологического надзора на стороннем предприятии, метрологическая служба может брать на себя функции по устранению нарушений, а именно:

Замена неповеренных (неоткалиброванных) средств измерений на поверенные (откалиброванные) из обменного фонда метрологической службы;

Организация (осуществление) поверки (калибровки) средств измерений;

Аттестация методик выполнения измерений или испытательного оборудования;

Метрологическая экспертиза конструкторско-технологической документации;

Организация дополнительного обучения персонала и др.

9.3. Осуществление метрологического надзора должно в обязательном порядке предусматривать проведение анализа обнаруженных нарушений, с целью устранения причин их возникновения. Метрологический надзор доложен носить характер корректирующих и предупреждающих действий.

Приложение А

АКТ ПРОВЕРКИ

наименование подразделения предприятия

В период с «_____» _________________ 20___ г. по «____» ________________ 20___ г.

на основании _______________________________________________________________

наименование, дата и номер распоряжения о проверке

комиссия в составе:

председатель комиссии

___________________________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

члены комиссии

___________________________________________________________________________

должности, фамилии, инициалы

провела проверку

___________________________________________________________________________

конкретные направления проверки: состояние и применение СИ,

___________________________________________________________________________

аттестованные МВИ и т.п.

При проверке установлено:

1. Состояние средств измерений, подлежащих калибровке

2. Состояние эталонов

3. Состояние аттестованных методик выполнения измерений

4. и т.п.

Комиссия предприняла:

___________________________________________________________________________

указываются действия, предпринятые комиссией

___________________________________________________________________________

Председатель комиссии _______________ ____________________

подпись инициалы, фамилия

Члены комиссий: _______________ ____________________

подпись инициалы, фамилия

С актом ознакомлен: ___________________________________________________

должность руководителя проверяемого подразделения,

инициалы, фамилия

_______________ ____________________

дата подпись

Приложение Б

ПРЕДПИСАНИЕ

___________________________________________________________________________

наименование предприятия

от _______________ 200____ г. Выдано на основании акта проверки

от ________________ 20____ г.

При проверке ______________________________________________________________

конкретные направления проверки:

___________________________________________________________________________

состояние и применение СИ, аттестованные МВИ и т.п.

были обнаружены следующие нарушения:

___________________________________________________________________________

факты нарушений

На основании Федерального закона «Об обеспечении единства измерений » и в соответствии с Рекомендацией «Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц» запрещаются к применению:

___________________________________________________________________________

конкретные объекты: СИ, МВИ, эталоны и т.п.

Изымаются из эксплуатации:

___________________________________________________________________________

перечень СИ с указанием причин изъятия

Предписывается устранить:

___________________________________________________________________________

перечень и сроки устраняемых нарушений

Председатель комиссии по проверке _______________ ____________________

подпись инициалы, фамилия

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(ГОССТАНДАРТ РОССИИ)

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
(ВНИИМС)

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Москва
1994

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Сковородников В. А., Генкина Р. И., Орлова В. К.

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления метрологического контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

производство средств измерений;

испытания, поверка и калибровка средств измерений;

использование и применение средств измерений;

техническое обслуживание и ремонт средств измерений;

импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений;

сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм;

сертификация продукции и услуг.

Международного документа МОЗМ № 9 «Принципы метрологического надзора»;

ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»;

ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений»;

ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения»;

ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений».

3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

3.2. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

3.3. Средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.

3.4. Эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных, либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

3.5. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

3.6. Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

3.7. Утверждение типа средств измерений - решение Государственной метрологической службы Госстандарта России о соответствии испытанного типа средств измерений установленным требованиям.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Объекты метрологического контроля и надзора

Объектами метрологического контроля и надзора являются:

состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых);

состояние методик выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации;

результаты измерений;

соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией;

своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

4.2. Формы метрологического контроля и надзора

Метрологический контроль и надзор осуществляют метрологические службы юридических лиц путем:

калибровки средств измерений;

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представленных средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Примечание: требования и порядок проведения калибровки средств измерений устанавливаются документами Российской системы калибровки и настоящим документом не регламентируются.

4.3. Порядок введения метрологического контроля и надзора

4.3.1. Метрологический контроль и надзор может быть введен:

внесением соответствующего пункта в Положение о метрологической службе федеративного органа исполнительной власти или юридического лица;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вытекающим из Закона РФ или предписания федеративного органа исполнительной власти или органа Государственной метрологической службы, с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического контроля и надзора, их прав и обязанностей;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вызванным исключительными обстоятельствами, такими, как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимость поиска причины устойчивого брака, необходимость поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.

4.3.2. Административным решением руководителя предприятия лица, ответственные за осуществление метрологического надзора, могут получать полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений» на данном предприятии.

4.4. Периодичность метрологического контроля и надзора

4.4.1. Периодичность осуществления метрологического контроля и надзора устанавливает руководитель метрологической службы юридического лица.

4.4.2. Руководитель метрологической службы своим распоряжением образует комиссию для проведения проверки и назначает ее председателя.

4.4.3. Лица, назначенные приказом руководителя предприятия инспекторами по обеспечению единства измерений, могут осуществлять метрологический надзор самостоятельно без образования комиссии по распоряжению руководителя метрологической службы.

5.1. Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений проверяют:

правильность отнесения средств измерений (составление перечня) к средствам измерений, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору;

правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств;

соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений требованиям нормативных документов;

наличие оттисков клейм, калибровочных знаков, свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки или калибровки;

соответствие сроков проведения поверки (калибровки) требованиям нормативных документов;

наличие и целостность поверительных клейм (основного и защитного) и калибровочных знаков;

отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

правильность использования средства измерений по назначению; соответствие условий эксплуатации СИ требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности, давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д.);

правильность монтажа и установки средств измерений;

правильность настройки средств измерений;

полноту и качество комплектации средств измерений;

правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;

правильность хранения средств измерений, которые не используются постоянно;

соответствие средства измерений, его размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техники безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

5.2. Метрологический надзор за аттестованными методиками выполнения измерений

При осуществлении метрологического надзора за аттестованными методиками выполнения измерений (МВИ) проверяют:

наличие аттестации МВИ, использующих средства измерений, входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора, и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;

определение метрологических характеристик МВИ, использующих средства измерений, не входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора.

5.3. Метрологический надзор за эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за эталонами проверяют:

наличие свидетельства о поверке (сертификата о калибровке) эталона;

наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов; наличие договора(ов) с органами (организациями) Госстандарта России или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;

соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативной документации.

5.4. Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений

При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:

полноту и актуальность нормативной документации, регламентирующей метрологическую деятельность юридического лица;

наличие лицензий (при необходимости) на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений;

состояние выполнения подразделениями юридического лица требований по организации и проведению измерений;

условия, в которых проводятся измерения, а также поверка и калибровка средств измерений;

квалификацию персонала, выполняющего измерения, а также поверку (калибровку) средств измерений;

правильность использования единиц величин, допущенных к применению или установленных заказчиком, их кратных или дольных значений;

правильность применения наименований и обозначений единиц величин, их кратных и дольных значений;

правильность обозначения метрологических характеристик средств измерений и методик выполнения измерений в установленной форме и в установленном месте;

правильность применения наименований и обозначений средств измерений и эталонов.

5.5. Выдача обязательных предписаний

В случае нарушений метрологических правил и норм уполномоченные лица метрологической службы юридического лица выдают виновным в нарушениях предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения А.

5.6. Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку

При осуществлении проверки устанавливают:

наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;

наличие перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, и графика их представления на поверку, согласованного с органами Государственной метрологической службы или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;

наличие графика калибровки средств измерений;

соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений.

6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

6.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение Б). В акте должно быть отражено состояние проверяемых объектов и раскрыты причины выявленных нарушений.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.

6.2. Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

6.4. Акт проверки составляется, как правило, в 2-х экземплярах. Первый экземпляр передается руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр остается у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копия акта направляется руководству предприятия для принятия необходимых мер.

6.5. Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии определяется руководителем предприятия и фиксируется в нормативных документах предприятия.

7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

7.1. Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

руководствоваться в своей деятельности Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством и требованиями настоящего документа;

соблюдать правила доступа лиц в подразделения предприятия;

обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок.

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим документом;

осуществлять проверки в соответствии с разделом 5 настоящего документа и выдавать соответствующие предписания;

гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ, выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

в случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения об устранении недостатков;

руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

8. МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАРУШИТЕЛЯМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ

В зависимости от тяжести последствий, к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм, к нарушителям могут применяться следующие меры:

выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

административное взыскание, налагаемое руководством предприятия;

экономические меры, применяемые руководством предприятия и другие меры по усмотрению руководства предприятия.

Приложение А

ПРЕДПИСАНИЕ

__________________________

(наименование предприятия)

от ________ 19 г.Выдано на основании акта проверки

от _____________ 19 г.

При проверке _____________________________________________________________

конкретные направления проверки:

состояние и применение СИ, аттестованные МВИ и т.п.

были обнаружены следующие нарушения:

__________________________________________________________________________

факты нарушений

На основании Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с Рекомендацией «Метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц» запрещаются к применению:

__________________________________________________________________________

конкретные объекты: СИ, МВИ, эталоны и т.п.

Изымаются из эксплуатации:

__________________________________________________________________________

перечень СИ с указанием причин изъятия

Предписывается устранить:

__________________________________________________________________________

перечень и сроки устраняемых нарушений

Председатель комиссии по проверке_________________________________

подписьинициалы, фамилия

Приложение Б

АКТ ПРОВЕРКИ

________________________________________

наименование подразделения предприятия

В период с «_____» ______________________ по «____» ____________________ 199 г. на основании ______________________________________________________________

наименование, дата и номер распоряжения о проверке

комиссия в составе:

председатель комиссии

__________________________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

члены комиссии

__________________________________________________________________________

должности, фамилии, инициалы

провела проверку

__________________________________________________________________________

конкретные направления проверки: состояние и применение СИ,

__________________________________________________________________________

аттестованные МВИ и т.п.

При проверке установлено:

1. Состояние средств измерений, подлежащих калибровке

2. Состояние эталонов

3. Состояние аттестованных методик выполнения измерений

__________________________________________________________________________

Председатель комиссии ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

Члены комиссий: ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

С актом ознакомлен: _____________________

должность руководителя

Проверяемого подразделения,

дата подпись инициалы, фамилия