Муниципальное управление и местное самоуправление: общие и отличительные признаки. Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление Отличия гос власти и местного самоуправления

На сегодняшний день можно выделить следующие отличия:

    Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. Система местного самоуправления осуществляет связь между государством и населением, а также между государством и мелким собственником.

    Органы государственной власти ведают теми делами, которые представляют интересы государства в целом (оборона и безопасность, внутренняя и внешняя политика, экономические отношения, судоустройство, права и свободы человека и гражданина и т.п.), а местное самоуправление занимается реализацией общих интересов территориальных коллективов (общее образование, здравоохранение, благоустройство территории, коммунальное хозяйство и т.п.).

Четыре основных отличия сформулировал Л.А. Велихов:

    Самоуправление в отличие от государственной власти - власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.

    Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем и окончательным являлось только решение центральных органов власти.

    Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.

    Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, т.е. она выборная.

Особенность положения местного самоуправления в государстве (двойственность) определяет и особенности муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство (с точки зрения ведения хозяйственной деятельности) - в значительной степени носит черты частного хозяйства, т.к. выступает на рынке как самостоятельный и равноправный субъект хозяйственной деятельности, т.е. может самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны для выполнения общественных функций, возложенных на них. Отсюда и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по природе. Муниципальное хозяйство - акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако «выплаты дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг.

Подчеркнем, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

    1. 1.4 Правовые основы муниципального управления

Муниципальный менеджмент, являясь формой управления муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством, тождествен местному самоуправлению.

Местное самоуправление в Российской Федерации функционирует на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на местном уровне.

К нормативно-правовым актам федерального уровня относятся:

Правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов Совета Европы, к которым теперь относится РФ, является Европейская Хартия о местном самоуправлении.

На уровне субъектов РФ определяется более конкретное содержание местного самоуправления с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей и отражается в конституциях, законах, постановлениях, положениях и уставах о местном самоуправлении субъектов РФ.

Следующим уровнем муниципально-правового регулирования является местное нормотворчество. Каждое муниципальное образование принимает устав, который разрабатывается им самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным (выборным) органом местного самоуправления или населением непосредственно (над проектом работает инициативная группа).

В уставе отражаются следующие положения:

    наименование, состав, границы территории муниципального образования, наличие собственной символики;

    вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

    формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

    структура органов местного самоуправления, порядок их формирования, полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц, срок их полномочия;

    виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

    основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

    условия и порядок организации муниципальной службы;

    экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

    вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов с учетом исторических и иных местных традиций.

В уставе муниципального образования могут быть отражены и другие положения об организации местного самоуправления в соответствии с законами России и законами субъектов РФ.

Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты, наименование и виды которых, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Нормативные акты содержат общие правила поведения (нормы, права). С их помощью регулируются муниципальные отношения, устанавливаются нормы муниципального права на местном уровне.

Ненормативные (индивидуальные) акты необходимы для осуществления организационной, исполнительской и контролирующей деятельности в системе местного самоуправления (приказы о назначении на муниципальную должность, о мерах воздействия на нарушителей дисциплины и пр.).

Представительные органы местного самоуправления принимают правовые акты, обычно называемые решениями, устанавливающие для всех обязательные правила по предметам ведения муниципального образования: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении, местные налоги и сборы, порядок управления муниципальной собственностью и т.п. Все эти решения принимаются только коллегиально.

Более подробно вопросы правового регулирования муниципальных отношений изложены в учебном пособии курса «Муниципальное право».

Применительно к организации и деятельности местных органов в литературе и законодательстве разных стран используют различные понятия "местное управление", "местное самоуправление", "муниципальное управление". Однако до сих пор четко не определено соотношение этих понятий между собой, степень их сходства или различия, а потому одинаковые по сущности явления определяют различными терминами, и наоборот.

Термин "местное управление" используется для обозначения подчиненных территориальных единиц американских штатов, которые имеют определенные властные полномочия, осуществляемые независимо от внешнего контроля, и в которых обычно существуют способы участия сообщества в определении местной политики и администрации.(Там же, p.4).

Таким образом, "местное" управление, исходя из этимологического смысла слова - управление определенной местностью. Отсюда и следует обычно утверждение, что местное управление является частью управления нацией или штатом, которое имеет дело главным образом с вопросами, касающимися людей определенной местности или района. В этом есть определенный бесспорный резон, очевидно, что иностранные отношения, оборона и т.п. являются не местными, а преимущественно общенациональными функциями. С другой стороны, деятельность города по обеспечению уличного освещения, парков, сбора мусора и т.п. связана прежде всего с местными интересами и приносит немедленную и непосредственную пользу жителям данного сообщества.

Однако, хоть функциональный критерий важен и необходим, он недостаточно конкретен и четок, чтобы выступать в качестве основы для выделения местного управления из всей системы управления, поскольку сформулировать перечень местных функций - задача чрезвычайно сложная.

Еще более сомнительным, пожалуй, следует признать другой критерий.

Для того, чтобы местная единица могла быть квалифицирована как единица управления, она должна отвечать, как минимум, трем основным критериям:

Во-первых, местная единица должна существовать как организованное целое, наделенное такими корпоративными полномочиями, как право выступать истцом и ответчиком в суде, заключать контракты, иметь собственность;

Во-вторых, единица должна носить управленческий характер;

В-третьих, единица должна обладать значительной автономией, проявляющейся в финансовой и административной независимости, подчиняясь только требованиям закона штата и надзору

Критерий значительной автономии, вероятно, наиболее существенный признак местного управления, так как подразумевает степень независимости от внешнего контроля. Как принадлежность штата, все единицы местного управления подконтрольны штату, по крайней мере в определенных пределах и при осуществлении определенных полномочий. Однако считается, что достаточная автономия существует, если единица имеет разумные пределы независимости в административных и финансовых делах.



Чтобы выступать в качестве муниципальной структуры, местное управление должно иметь и определенную территорию, и население, т.е. должна быть создана для обслуживания граждан, имеющих установленную территорию проживания. Равно как оно должно быть идентифицировано в собственном названии, выделяющем его из других существующих единиц. А для того, чтобы обслуживать граждан, эта единица должна иметь и определенную организационную оформленность, и осуществлять определенные существенные властные полномочия, которые включают и право выступать в суде в качестве истца и ответчика, и право заключать контракты и пр.

Одним словом, местное управление определяется государственным законом как муниципальные корпорации, публичные корпорации или как органы корпоративные и государственные (политические).

Управление на местах в различных странах осуществляется разными органами, которые существенно отличаются порядком формирования, компетенцией, уровнем автономности в решении местных дел, характером взаимоотношений с центральной властью. Поэтому в системе местных органов зарубежных стран можно выделить две группы, или два вида, органов: органы местного управления и органы местного самоуправления. Главный критерий отнесения к тому или иному виду - порядок формирования органа, определяющий, соответственно, и остальные характеристики его функционирования, прежде всего взаимоотношение с центральной властью.



К органам местного управления следует отнести назначаемые из центра, а, следовательно, отвечающие за свою деятельность по решению местных вопросов перед центральным правительством (или правительством субъекта федерации). Эти органы выступают в качестве "агентов" этого центрального правительства на местах, одним из звеньев единой управленческой системы, как правило, включенных в иерархические связи.

В "Европейской Хартии Местного самоуправления". В соответствии со статьей 3 Хартии "1.Под местным самоуправлением понимается право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел.

2. Это право осуществляется советами или ассамблеями, состоящими из членов, избранных в результате свободных, тайных, равных, прямых и всеобщих выборов, и могущими иметь в своем распоряжении исполнительные органы, которые ответственны перед ними."

Но выборность - не единственный признак, отличающий местное самоуправление от местного управления. Органы местного самоуправления отличаются большей степенью автономности, самостоятельности в решении переданных в их ведение вопросов. Но самое, пожалуй, главное отличие - отсутствие в системе местного самоуправление иерархических отношений. Система местного самоуправления несовместима с подразделением на вышестоящие и нижестоящие органы.

Итак, основными чертами строго централизованной системы управления местными делами (в нашем понимании близкой к системе местного управления, но полностью не тождественной ей) можно считать следующие:

а)местные органы не обладают самостоятельностью в решении местных дел;

б)главой административно-территориальной единицы признается единоличный руководитель - назначаемый из центра администратор;

в)все местные органы обладают полномочиями двух видов - осуществление общегосударственных мероприятий и управление местными делами;

г)выборные учреждения - советы - играют преимущественно роль совещательных учреждений;

д)существует строгая иерархия администраторов.

При данной системе глава административно-территориальной единицы выступает в двух качествах: во-первых, как глава местной администрации, во-вторых, - как агент правительства, представляющий центральную власть на местах.

Наличие советов - выборных учреждений - при данной системе не является обязательным, а лишь возможным.

Муниципальная система (вернее, система местного самоуправления) по своим признакам представляет собою почти полную противоположность предыдущей. Она характеризуется следующим:

а)относительной самостоятельностью местных органов в решении местных вопросов;

б)главою административно-территориальной единицы является коллегиальный представительный орган, избираемый населением;

в)глава местной администрации выступает лишь как "деятель местного масштаба", но не представитель центра;

г)отсутствием, как правило, иерархии советов;

д)муниципалитеты, как правило, не составляют единую систему в масштабах страны и действуют наряду со строго централизованной.

Едва ли можно так категорично применительно к развитым странам говорить о полном отсутствии у органов местного управления самостоятельности в решении местных дел, все равно что наделять органы местного самоуправления абсолютной самостоятельностью. Даже при самой строгой централизации власти органы, наделенные соответствующими полномочиями по осуществлению конкретных функций, наделяются и относительной самостоятельностью действий, пусть и в определенных рамках. Речь как раз и идет о широте и жесткости этих рамок, а соответственно о большей или меньшей степени относительной самостоятельности органов местного управления и самоуправления.

Местные органы самоуправления также обладают относительной, но не абсолютной, самостоятельностью, что, разумеется, не следует рассматривать в качестве ущемления их прав, недостатком таковой системы. Вполне оправданным можно признать распространенное мнение, что полностью автономное местное управление препятствует согласованности общенациональных мероприятий, ведет к дроблению администрации, создает почву для всякого рода злоупотреблений.

Таким образом, и органы местного управления, и органы местного самоуправления обладают относительной самостоятельностью в решении вопросов местного значения, с разной лишь ее степенью. И для органов местного самоуправления определение разумных, оправданных рамок относительной самостоятельности играет, пожалуй, жизненноважное значение, поскольку излишнее их сужение, установление чрезмерной опеки может вылиться в прямое администрирование, вмешательство извне, а значит и разрушить саму основу самоуправления, предоставление же абсолютной свободы может привести к трансформации местного самоуправления в местное самоуправство, в местничество, что затруднит функционирование государства как единого целого.

Определившись с соотношением понятий "местное управление" и "местное самоуправление", перейдем к вопросу о том, какое место среди этих двух явлений занимает "муниципальное управление". Вопрос этот тем более важен, что чаще всего происходит смешение именно двух понятий - местное самоуправление и муниципальное управление. Нередко эти понятия употребляются как тождественные. Вряд ли с этим можно согласиться.

Местное самоуправление неоднородно по своей сущности и формам реализации и здесь необходимо обратиться к административно-территориальному устройству страны. Как известно, можно выделить административно-территориальные единицы, сложившиеся исторически, естественно, как места проживания граждан - это различные населенные пункты (города, поселки и т.п.), и "искусственно" созданные административно-территориальные единицы - области, районы,графства и т.п. Последние создавались преимущественно по административно-политическим соображениям -облегчение управления отдельными частями единого целого -государства. И на этом уровне чаще всего действует как раз местное управление в чистом виде или с элементами самоуправления, поскольку для соответствующих местных органов приоритетными являются интересы государства или данной территориальной единицы как части государства.

Муниципальное же управление характеризуется максимальной приближенностью к нуждам непосредственно населения отдельной территориальной единицы, и эти нужды и интересы являются приоритетными и преобладающими.К муниципальному управлению, следовательно, следует отнести управление социально-экономической жизнью населенных пунктов. Остальные же органы местного самоуправления, действующие в "искусственных" административно-территориальных единицах, можно определить как "региональную администрацию", построенную на началах самоуправления.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, понятия "местное управление", "местное самоуправление" и "муниципальное управление" имеют как общие черты, так и различия. Общее, что их объединяет - все они являются "местными", функционируют на местном уровне, в той или иной степени предназначены решать вопросы местного значения, осуществлять руководство определенной территориальной единицей.

Различия же между ними касаются как порядка формирования, так и компетенции, взаимоотношений с центральной властью и другими органами, действующими на местах, и т.п. И эти различия, в большей части, столь существенны, что делают недопустимым подмену понятий без искажения их существа.

Попытаемся обобщить все вышеизложенное и сформулировать некоторые выводы и определения.

1. Понятие "местное управление" употребляется в широком и узком смысле слова.

Под местным управлением в широком смысле слова понимается управление делами определенной территориальной единицы,осуществляемое на началах централизации или самоуправления назначаемыми или избираемыми органами.

Местное управление в узком смысле слова (как отличное от самоуправления), как мы уже говорили, характеризуется: назначением должностных лиц сверху, включением органов местного управления в единую систему управления с иерархическими отношениями -отношениями власте- подчинения, ориентированностью деятельности прежде всего на общегосударственные (или субъектов федерации) цели. Следовательно, под местным управлением в узком смысле слова можно понимать низовое звено единой системы государственного управления, осуществление назначаемыми чиновниками руководства развитием отдельной территориальной единицы в целях реализации общегосударственных (штатных) целей (мероприятий) и регулирования и контроля местных дел.

2. Местное самоуправление, в отличие от местного управления, ориентировано на местные нужды и интересы, осуществляется органами, избираемыми на основе всеобщего избирательного права (нередко с участием органов, должностных лиц, назначаемых этими выборными органами), подответственными населению и обеспечивающими частое и широкое участие жителей самоуправляющейся единицы в решении местных вопросов. Понятие местного самоуправления уже сформулировано в приведенном ранее определении из Европейской Хартии местного самоуправления, но попытаемся на его основе сформулировать собственное, исходя из описанных ранее характерных признаков, присущих местному самоуправлению:

Местное самоуправление - это право и действительная способность местных сообществ самостоятельно и под свою ответственность через формируемые (создаваемые) ими органы осуществлять контроль и управление переданной в их ведение государством частью общественных дел на благо населения и при частом и широком участии этого населения.

3.Муниципальное управление можно определить как разновидность местного самоуправления, осуществляемого в рамках естественно сложившихся как места проживания граждан населенных пунктах.

4.Единицами местного управления и самоуправления следует считать территориальные единицы, имеющие легально идентифицированную территорию и проживающее на ней население, собственную управленческую структуру и обладающие определенной степенью самостоятельности в решении переданных в их ведение вопросов.

5.Понятия "местное самоуправление" и "муниципальное управление" нельзя признать ни абсолютно тождественными, ни абсолютно различающимися, их следует рассматривать как общее и частное. И здесь, как мне кажется, наиболее точно их соотношение может быть выражено в логической формуле: все муниципальное управление является местным самоуправлением, но не все местное самоуправление является муниципальным управлением.

Местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ органы местного са­моуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не вхо­дят в систему органов государственной власти. Это пред­полагает организационную обособленность местного са­моуправления, муниципальной власти от государственной власти.

Выводя различия между муниципальной и государственной властями, следует отметить, что государственная власть и местная (муниципальная) власть образуют две равно­правные разновидности единой публичной власти. Каждый уровень власти обладает своими специфическими признаками. Органы государственной власти ре­шают вопросы государственного значения. В сферу компетенции органов местного самоуправ­ления входят вопросы местного значения.

Вопрос о соотношении и взаимодействии местного самоуправления и государственной власти - один из кар­динальных в теории и практике муниципального строительства и права. Не случайно среди основных задач дальнейшего развития местного самоуправления в Указе Пре­зидента Российской Федерации "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федера­ции" от 11 июня 1997 г. названа организация эффектив­ного взаимодействия органов государственной власти с орга­нами местного самоуправления.

Акцент ныне перемещается от централизованного государ­ственного руководства, прямого государственного воздей­ствия на деятельность органов местного самоуправления к децентрализации власти, правовому регулированию, го­сударственной поддержке местного самоуправления. Имен­но такой подход к местному самоуправлению должен стать основным со стороны органов государственной власти как на федеральном, так и региональном уровнях.

Вместе с тем, государство оказывает существенное влияние на организацию и деятельность местного самоуправления. Это проявляется в следующем:

статус местного самоуправления определяется государством в Конституции и федеральных законодательных актах;

государство выступает гарантом осуществления местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ);

государство гарантирует местному самоуправлению право на судебную защиту;

местные дела решаются органами местного самоуправления самостоятельно, но в соответствие с положениями государственной политики;

органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями;

Государственная власть и муниципальная власть имеют ряд общих признаков:

они выступают формами народовластия, относятся к формам осуществления публичной власти;

местное самоуправление и государственная власть обладают необходимыми для их реализации властными полномочиями;

они имеют специфический обособленный аппарат в виде органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих эти ветви власти;

государственная и муниципальная власть обладают не­прерывностью во времени, универсальностью, всеобщностью;

обе ветви власти существуют в рамках определенной территории (территория государства в целом, субъекта РФ, муниципального обра­зования) по отношению ко всем находящимся на ней лицам. Террито­рия является непременным условием организации и функционирования публичной власти, ее физической основой и пределами. Территория местного сообщества одновременно является государственной территорией;

создание органов местного самоуправления на территории местного сообщества носит обязательный характер;

органы государственной власти и органы местного самоуправления располагают возможностью привлекать виновных к со­ответствующему виду юридической ответственности, применять иные меры государственного принуждения;

органы местного самоуправ­ления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.

органы государственной власти и органы местного само­управления обладают правом введения и сбора налогов, а также самостоятель­ного формирования бюджета;

статус местного само­управления определяется государством в Конституции РФ и законах, при­нимаемых органами государственной власти, защищается органами государственной власти;

местные дела реша­ются хотя и самостоятельно, но в рамках единой государственной политики.

Специфическими признаками, отличающие органы местного са­моуправления от государственных органов являются:

местное самоуправление – власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных государственной властью. Государственная власть - власть верховная, суверенная;

органы местного самоуправления не могут самостоятельно определять круг своих полномочий, в отличие от государства местное сообщество не обладает суверенитетом;

сферы компетенции государственной и местной власти разграничены;

государственная и муниципальная ветви власти имеют самостоятельные источники финансовых средств;

в системе органов местного самоуправления отсутствует строгая иерархия и соподчиненность, они выступают не от имени государства, а от имени местно­го сообщества;

материально-финансовую базу деятельности органов местного са­моуправления составляет муниципальная собственность и муниципаль­ный бюджет, а органов государственной власти - государственная собст­венность и государственный бюджет;

органы местного самоуправления обладают более тесной связью с населением, чем федеральные органы. У них практически отсутствуют политические функции. На муниципальном уровне насе­ление может го­раздо шире выражать формы непосредственного волеизъявления;

органы местного самоуправления издают нормативные акты, содержащие правила поведения общего характера, которые не относятся к законам. По своей природе они яв­ляются подзаконными актами;

население самостоятельно определяет структуру муниципальных органов.

Таким образом, му­ниципальная власть - это система властных отношений, реализующая функ­ции местного самоуправления. Она основывается на аппарате принуждения. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной власти (власти над обществом), действует в пределах му­ниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами местного самоуправления и основана на нормах права.

Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о двойственной при­роде муниципальной власти, обособление местного самоуправления от государственной власти имеет относительный характер, в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Органы местного самоуправления выступают в качестве важнейшего элемента публично-властного механизма общества.

Устанавливая самостоятельность местной власти, ее негосударственный характер, российская Конституция и федеральное законодательство закрепляют основные па­раметры взаимодействия ме­стного самоуправления и государственной власти:

1. Признание и гарантированность российским государ­ством местного самоуправления, закрепление его самостоятельности в пределах своих полномочий, невхождение ор­ганов местного самоуправления в систему органов госу­дарственной власти (ст. 12 Конституции Российской Феде­рации).

2. Установление запрета на ограничение прав мест­ного самоуправления (ст. 133 Конституции Российской Фе­дерации).

3. Недопущение осуществления местного самоуправ­ления, образования органов местного самоуправления, на­значения должностных лиц местного самоуправления орга­нами государственной власти и государственными должно­стными лицами (ч. 5 ст. 14, ч. 3 ст. 17 Федерального за­кона "Об общих принципах организации местного самоуп­равления в Российской Федерации").

4. Государственная поддержка местного самоуправле­ния, которая включает в себя создание органами государ­ственной власти необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и раз­вития местного самоуправления, оказание содействия на­селению в осуществлении права на местное самоуправле­ние (ст. 9 Федерального закона).

К государственной поддержке местного самоуправле­ния относятся федеральные и региональные программы развития местного самоуправления, принятие которых входит в число полномочий органов государственной вла­сти (п. 8 ст. 4, п. 7 ст. 5 Федерального закона).

5. Конституционное закрепление возможности законодательного наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и фи­нансовых средств. Реализация переданных полномочий под­контрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).

Делегирование государственных полномочий осуществ­ляется на основе принципов: законности; социально-экономической обоснованности; материально-финансовой обеспеченности; сочетания региональных и местных интересов; подконтрольности их осуществления; ответственности органов и должностных лиц мест­ного самоуправления за их исполнение.

6. Установление государственных гарантий местного самоуправления. В числе таких гарантий Конституция Рос­сийской Федерации устанавливает право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате реше­ний, принятых органами государственной власти (ст. 133).

Контрольные вопросы к теме 3

1. Какое место занимает местное самоуправление в системе народовластия?

2.Для чего необходимо изучение принципов местного самоуправления?

4. Каким образом воплощаются в жизнь функции местного самоуправления?

5. Для чего необходима государственная поддержка местному самоуправлению?

6. Назовите общие и специфические признаки муниципальной и государственной власти.

Тесты по теме 3

1. Основным субъектом местного самоуправления является:

1.1. население муниципального образования;

1.2. представительный орган местного самоуправления;

1.3. глава местного самоуправления;

1.4. местная администрация

2. Членом местного сообщества может быть:

2.1. человек, проживающий на территории муниципального образования не менее 1 года;

2.2. гражданин, имеющий собственность на территории муниципального образования;

2.3. гражданин, постоянно проживающий на территории муниципального образования;

2.4. гражданин, имеющий миграционную карту

3. Муниципальным образованием признается:

3.1.городской, сельский населенный пункт, в пределах, которых осуществляется местное самоуправление;

3.2. городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория;

3.3. территория, на которой действуют органы местного самоуправления;

3.4. внутригородской район

4. Функции местного самоуправления - это:

4.1. основные начала, лежащие в основе местного самоуправления;

4.2. основные направления муниципальной деятельности;

4.3. основные формы деятельности органов местного самоуправления;

4.4. основные полномочия органов местного самоуправления

5. Органы местного самоуправления:

5.1. входят в систему органов государственной власти РФ;

5.2. входят в систему органов государственной власти субъектов РФ;

5.3. не входят в систему органов государственной власти;

5.4. являются одновременно и государственными и муниципальными органами

6. Местное самоуправление представляет собой:

6.1. негосударственную общественную организацию жителей;

6.2. часть системы управления обществом на местах;

6.3. негосударственный элемент публичной власти, осуществляемой на местах;

6.4. часть государственного управления в пределах муниципального управления

Муниципальные районы и городские округа в России появились в 2003 году после принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На сегодня в России насчитывается:

  • Более 1800 муниципальных районов.
  • Более 500 городских округов.
  • 3 городских округа с внутригородскими районами.

По большому счету, муниципальные районы и городские округа – это прежние районы области и отдельные города, но есть и важные отличия. Реформа самоуправления окончательно утверждает разделение власти на исполнительную и представительскую, чего в советской системе не могло быть в принципе (совет фактически соединяет в себе обе ветви).

Одна из целей реформы – четко разделить полномочия той или иной административной единицы для того, чтобы они не дублировали друг друга, что в старой административной системе встречалось очень часто и вносило правовую сумятицу.

После начала реформы наблюдалось такое явление как сепаратизм городских округов, когда города стремились отделиться от муниципальных районов, чтобы не нести лишней, по их мнению, бюджетной нагрузки, связанной с содержанием отстающих территорий.

Что такое муниципальный район?

Муниципальный район представляет собой отдельную самостоятельную многосоставную единицу в российской системе местного самоуправления. В него могут входить межселенные территории, городские, сельские поселения, находящиеся на одной территории.

Административным центром муниципального района может быть одна из входящих в его состав единиц. Управление может осуществляться исполнительными органами в лице администраций и представительными в лице собрания депутатов. Фактически муниципальный район тождественен дореволюционным уездам и районам советского периода.

Полномочия управляющих органов муниципального района

К ведению властей муниципального района относятся все вопросы, которые, согласно российскому законодательству о местном самоуправлении могут решаться на местном уровне. К числу первоочередных функций этой административной единицы относятся формирование и распоряжение местным бюджетом, организация здравоохранения и охраны правопорядка муниципальной полицией, решение вопросов устройства и содержания на вверенной территории учреждений среднего и дошкольного образования.

Согласно законодательству администрации обязаны соблюдать уровень бюджетной обеспеченности подчиненных единиц, поддерживая малообеспеченные сельские поселения на своей территории.

Администрации муниципальных районов также несут ответственность за состояние дорожной сети, ее ремонт и содержание, утилизирует или перерабатывает бытовые и прочие отходы, отвечает за снабжение населения электричеством и газом, имеет право заниматься опекой и попечительством, учреждать музеи местного значения.

В компетенцию муниципального района входит проведение местных спортивных и культурных мероприятий, учреждение символики, организация охраны окружающей среды, местных выборов, референдумов и т. п.

Что такое городской округ?

В отличие от муниципальных районов городские округа, как правило, включают в себя одну административную единицу , один город. Но есть и исключения, когда помимо большого города в состав округа включаются прилегающие мелкие поселения. Полномочия управления муниципальных районов и городских округов практически идентичны, однако при этом городской округ не может входить в состав муниципального района, что существенно отличает его от городского поселения.
В 2014 году после внесения изменений в российское законодательство о местном самоуправлении появилась возможность для образования внутригородских районов в рамках городских округов.

Сходство и различие между муниципальным районом и городским округом

Обе административные единицы имеют идентичные полномочия как элементы местного самоуправления. Для муниципального района и городского округа предусмотрена возможность передачи им полномочий органов государственной власти.

Таким образом, разница между ними пролегает, прежде всего, в чисто территориальной сфере. Если муниципальный район обычно является объединением нескольких мелких единиц, то городской округ представляет собой преимущественно одно крупное поселение.

К федеральным налогам относятся налоги, которые устанавливает федеральное законодательство. В эту группу входят акцизы на отдельные виды товаров и услуг, НДС, лесной налог, НДФЛ, экологический налог, государственная пошлина, корпоративный налог, корпоративный налог, налог на доход от капитала, таможенные сборы и пошлина, лицензионные сборы и водный налог.

Виды федеральных налогов

  • Акцизы на некоторые группы товаров
  • Корпоративный налог
  • Водный налог
  • В отличие от местных налогов федеральные налоги выполняют регулирующую функцию, они направлены на пополнение региональных бюджетов.

    Разновидности местных федеральных налогов

    Этот тип налогов в полном размере зачисляется в местный бюджет. Он предназначен для формирования муниципальных доходов и повышения благосостояния определённой территории. Одним из наиболее известных налогов в этой области выступает НДФЛ. Его обязаны платить все граждане Российской Федерации, которые получают за свою работу доход. Также им облагаются иностранцы, ведущие деятельность в РФ.

    На сегодняшний день действует пять ставок налога, их размер зависит от типа дохода. Удобство в администрировании НДФЛ достигается как за счёт этого, так и простоте расчёта налоговой базы, небольшому количеству льгот и плоской шкале.

    Федеральные налоги

    В отличие от местных налогов федеральные налоги обязательны для оплаты по всей территории России. Однако использование особых налоговых режимов позволит отменить некоторые виды федеральных налогов.

    НДС – это косвенный налог, он предполагает перечисление в бюджет добавленной доли. Величина НДС, которая направляется в бюджет, рассчитывается как разница между размером налога, которую выставляет покупатель, и суммой налога, отраженной поставщиками и записанной в книге закупок.

    Налог на прибыль . Представляет собой налог от полученной прибыли (рассчитывается, как разница между доходами и расходами). Налог является прямым. Он уплачивается авансовыми платежами, указанными в налоговой декларации. Его ставка – 20%.

    Налог на доходы физических лиц. Основной вид прямых налогов, рассчитывается в качестве процента от общей прибыли физических лиц, из неё вычитаются предусмотренные законодательством удержания. Расчёт и уплата налога, формирование налоговой декларации в соответствии PIT производится работодателями, в них плательщики налога получили доход в иных случаях.

    Акцизы. Этот вид косвенных налогов, они обычно устанавливаются на объектах массового потребления (автомобиль, табачная и алкогольная продукция, топлива и прочее). Акцизный сбор входит в состав стоимости товаров и услуг. Для каждого объекта его ставки устанавливаются индивидуально.

    Госпошлина – это налог, который накладывается на частных лиц и предприятия при их обращении к государству. На её величину влияет разновидность значимых действий, совершённых лицом. Как правило, государственная пошлина оплачивается до их совершения.

    Водный налог. Плательщиками выступают частных лица и организации, которые выполняют водное использование для гидроэлектроэнергии и других целей.

    Налог на горную промышленность. Продукт горнодобывающей промышленности – это материал, в котором содержится минеральное сырьё, полученное из-под земли. Налогоплательщик определяет оценку стоимости добытых ископаемых, не привязываясь при этом к стоимости их внедрения либо их стоимости расчёта.

    Федеральный корпоративный налог

    Выступает в качестве бюджетообразующих. Налоговый Кодекс устанавливает порядок его начисления и оплаты во всех деталях. Ставка налога – 20%, их них только 2% направляется в федеральный бюджет, а 18% поступает в региональный бюджет.

    Законодатели в регионе имеют право снизить ставку до 13.5% для определённых групп плательщиков. К тому же действуют особые ставки по налогу, они используются для обложения прибыли по отдельным операциям. К примеру, это относится к страховой и финансовой деятельности.

    Одним из наиболее важных налогов в современной системе является НДС. Иногда благодаря ему казна получает около 30% всех доходов. Налог на добавленную стоимость начал действовать в 1992 году. И по сегодняшний день он не утратил своей популярности.

    Плательщики НДС

    Плательщиками Налога на добавленную стоимость выступают все организации с различной формой собственности. Частные предприятия, ведущие деятельность по упрощённой системе, освобождены от уплаты НДС.

    Хотя плательщиками выступают компании, но по факту, налог ложится на плечи потребителей. Налог на добавленную стоимость распространяется на объектные обороты продукции, предоставляемые услуги и выполненные работы.

    Как мы увидели, в отличие от местных налогов федеральные налоги действуют по всей территории Российской Федерации. Однако некоторая их часть может направляться в муниципалитеты. Благодаря им определённые территории могут успешно развиваться.

    Оплата и оптимизация являются залогом успешного ведения бизнеса. На странице рассказывается, как возвратить подоходный налог после покупки квартиры.. Эта и другая информация поможет не иметь никаких проблем с Федеральной налоговой системой.