Нормативно – правовое обеспечение системы дошкольного образования. Анализ нормативно-правовой базы управления дошкольным образовательным учреждением Нормативно правовое обеспечение дошкольного образования по фгос

в соответствии с новыми нормативно-правовыми документамипо введению ФГОС дошкольного образования»

ФГОС ДО: КОРОТКО О ГЛАВНОМ

ФГОС ДО (федеральные государственные стандарты) - нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) , затрагивающий дошкольные учреждения.

Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:

  • поддержки специфики и разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
  • осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Стандарт направлен на достижениеследующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующихзадач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Для обеспечения введения ФГОС дошкольного образования необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

Создание нормативного обеспечения введения ФГОС;

Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;

Создание организационного обеспечения введения ФГОС;

Создание кадрового обеспечения введения ФГОС;

Создание информационного обеспечения введения ФГОС;

Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Наличие решения органа государственно-общественного управления (управляющий совет, педагогический совет, попечительский совет) о введении в ДОУ ФГОС.

2. Внесение изменений и дополнений в Устав ДОУ.

3. Разработка на основе примерной основной программы дошкольного образования Основной образовательной программы данного ДОУ.

5. Обеспечение соответствия нормативной базы ДОУ требованиям ФГОС.

6. Приведение должностных инструкций работников ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО и квалификационными характеристиками.

7. Разработка и утверждение плана – графика введения ФГОС ДО.

8. Определение списка методической литературы и пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

9. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ДОУ (положения о логопункте, ПМПК, и т. д.)

10. Разработка:

Учебного плана, годового календарного графика;

Рабочих программ педагогов

Положения о мониторинге

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования.

2. Разработка локальных актов (внесение изменений в них, регламентирующих установление заработной платы работников ДОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.

3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС ДО.

2. Разработка модели организации образовательного процесса.

3. Разработка и реализация моделей взаимодействия ДОУ и дополнительного образования детей.

4. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей воспитанников и родителей по использованию вариативной 60% (обязательной) части учебного плана и инвариативной 40%.

5. Привлечение органов государственно-общественного управления ДОУ к проектированию ООП ДО.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.

2. Создание плана – графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ДОУ в связи с введением ФГОС.

3. Разработка (корректировка) плана методической работы с ориентацией на проблемы введения ФГОС ДО.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.

2. Обеспечение соответствия материально-технической базы ДОУ требованиям ФГОС ДО.

3. Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС ДО.

4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ.

5. Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС.

6. Обеспечение укомплектованности методической литературы и пособиями, электронными образовательными ресурсами.

7. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети интернет.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ

1. Размещение на сайте ДОУ информационных материалов о введении ФГОС дошкольного образования.

2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты.

3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение дополнений в содержание ООП дошкольного образования.

4. Обеспечение публичной отчётности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС.

По организации дополнительного образования;

По организации оценки достижения планируемых результатов

«Профессиональный стандарт педагога»

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования.

В стремительно меняющемся мире готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – должны стать качественными характеристиками деятельности успешного профессионала, в том числе и педагога. Обретение данных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Профессиональный стандарт педагога, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в законе, наряду с функцией уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Т. к. в соответствии с Законом, любая школа сегодня вправе реализовывать программы дошкольного образования, возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Слайд 1 – объясняет, что же такое стандарт в педагогической деятельности.

Слайд 2 – отражает на что направлен профессиональный стандарт.

Слайд 3 – раскрывает характеристику стандарта

Слайд 4 – функции профессионального стандарта

Слайд 5 – области применения – касается приема на работу

Слайд 6 – раскрывает цель применения стандарта

Слайд 7 – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области ОБУЧЕНИЕ

Слайд 8 - – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области ВОСПИТАНИЕ

Слайд 9 – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области РАЗВИТИЕ

Слайд 10 – раскрывает незначительную часть профессиональных компетенций воспитателя

Слайд 11 - раскрывает методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

Деловая игра

«Проверь сои способности»

В игре участвует весь педагогический коллектив ДОУ, который разбивается на две команды. Каждый педагог достает из коробки (мешочка, чемоданчика) номер соответствующей команды – 1 или 2. Таким образом, формируются команда №1 «Деятельность» и команда №2 «Творчество». Выбирается жюри из представителей администрации, которое оценивает правильность, оригинальность ответов, а так же чувство юмора, находчивость

1. «Разминка»

Команды высказывают свои идеи и ответы на каждый вопрос:

  • Что нужно для того, чтобы стать миллионером?
  • Что делать, чтобы дети не уснули на занятии?
  • Существует ли ключ к сердцу женщины? Если да, то какой?
  • Как избавиться от лишнего веса, не ограничивая себя в еде?

2. «Стань поэтом»

Участникам предлагается придумать рифму к незаконченному предложению

Шла корова по Луне…

Подробней nsportal.ru

Нормативно-правовое обеспечение деятельности МДОУ в рамках ФГОС

(Выступление на курсах повышения квалификации на тьюторской площадке МДОУ «Детский сад №1 «Сказка» общеразвивающего вида»)

Тьютор: Добрый день, уважаемые коллеги.

(Слайд.)

Основными документами, регламентирующими деятельность дошкольных организаций в условиях введения ФГОС на сегодняшний день являются:

  1. Конституция Российской Федерации. (Слайд.)
  2. Конвенция ООН о правах ребенка

    Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. (Слайд.)

  3. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. (Слайд.)

Федеральный закон закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. (Дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование.)

Закон направлен на:

  • создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства;
  • комплексную модернизацию законодательства об образовании;
  • повышение эффективности механизма правового регулирования;
  • обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования.
  1. Закон Республики Марий Эл «Об образовании в РМЭ» от 01 августа 2013 года. (Слайд.)

5. Государственная программа «Развитие образования на 2013- 2020 годы». (Слайд.)

Японский педагог Инуи Такаси говорил: «Миссия воспитателей – быть полномочными представителями ребенка перед лицом общества». И добавлял: «Выступая как доверенное лицо ребенка, воспитатель в этом качестве получает право на доступ в его внутренний мир».

Этот постулат заложен в требованиях к кадровым условиям реализации ООП, следовательно, изменяется роль взрослого в ДОУ. Возможности и компетенции педагога- одна из ключевых точек стандарта. Данные компетенции изложены в документе (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА) . В документе указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. (Слайд)

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014. (Слайд.)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ установил, что ДО – это уровень общего образования, образовательные программы ДО разрабатываются в соответствии с ФГОС.

Дошкольная образовательная организация –это организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, осуществляющая присмотр и уход за детьми.

Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, но не является обязательным.

Дошкольное образование направлено на:

  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств4
  • формирование предпосылок учебной деятельности;
  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Финансовое обеспечение муниципальных дошкольных образовательных учреждений по предоставлению дошкольного образования осуществляется из бюджетов двух уровней (субъекта и муниципалитета) , а также привлечение внебюджетных средств.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

Определение ФГОС

ФГОС – система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

Из истории образовательного стандарта. (Слайды.)

Поколения Образовательных стандартов. (Слайд.)

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

ФГОС ДО обеспечивает исполнение государственных гарантий, направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на данном этапе образования, но в отличие от школьных ФГОС не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников, не предполагает проведения промежуточных и итоговой аттестации. (Слайд.)

Этапы ФГОС. (Слайд.)

Разработчиками ФГОС стали представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций. Возглавляет группу директор Федерального института развития образования, академик РАО Асмолов Александр Григорьевич.

Кратко:

Ключевые вопросы введения ФГОС ДО и разработки ООП ДО, практика управления внедрением стандарта, методические аспекты работы по новым правилам раскрываются на семинаре ведущими экспертами Санкт-Петербурга и лучшими специалистами города по дошкольному образованию. Для руководителей ДОУ, их заместителей, сотрудников органов управления образованием.

Подробно:

1.Изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу дошкольного образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) .

oАнализ стратегических перспектив развития дошкольного образования в РФ.

oСтандартизация системы дошкольного образования: причины и суть изменений. Задачи, проблемы и риски реализации ФГОС ДО.

oПреобразование локальных документов и актов дошкольной образовательной организации (ДОО) с учетом требований ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО.

oНезависимая оценка качества дошкольного образования. Нормативно-правовая регламентация оценки качества. Механизмы общественной и общественно-профессиональной оценки.

Профессиональный стандарт педагога как инструмент независимой оценки качества дошкольного образования.

oВнутренняя система оценки качества дошкольного образования: цели, задачи, принципы, методы, формы.

2.Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) как инструмент реализации ФГОС ДО.

oТребования к структуре и содержанию ООП ДО.

oРазработка целевого раздела ООП ДО. Целевые ориентиры как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка (ранний возраст, этап завершения дошкольного образования) .

oРазработка содержательного раздела ООП ДО. Обзор современных вариативных образовательных программ дошкольного образования. Выбор модели образовательного процесса.

Проектирование содержания образовательных областей с учетом примерной ООП ДО и вариативных образовательных программ.

oПоддержка детской инициативы. Формы, способы, методы и средства реализации содержания ООП ДО. Становление детских видов деятельности как показатель субъектности ребёнка.

Взаимодействие с семьёй.

oРазработка организационного раздела ООП ДО. Механизмы выполнения требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям и развивающей предметно-пространственной среде.

oДополнительный раздел ООПДО в виде презентации. Требования к подготовке презентационных материалов.

oЦели, принципы и формы планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Требования к планированию (целевые, содержательные, технологические) . Новые подходы к планированию в примерной основной ОПДО в соответствии с ФГОС.

3.Педагогическая диагностика (мониторинг) как оценка качества реализации ОП ДОО.

oРазработка критериев и индикаторов качества реализации образовательной программы ДОО.

oИндивидуализация мониторинга и проектирование карт развития ребенка как инструмента индивидуализации образовательного процесса.

4.Организация методической работы ДОО с учетом основных требований ФГОС.

oОпределение адекватных современной ситуации в системе дошкольного образования целей, задач, направлений и форм методической работы в ДОО.

oПрофессиональная компетентность воспитателя в контексте идей актуальных нормативных документов.

oУправление процессом разработки ООПДО.

oВзаимосвязь задач внутреннего обучения педагогических работников реализации ФГОС с выполнением задач повышения квалификации и выполнения требований профессионального стандарта «Педагог». Особенности формирования эффективного контакта с педагогом.

5.Выездное занятие в дошкольной образовательной организации Санкт-Петербурга: обмен опытом введения ФГОС ДО в деятельность организации, проектирование образовательной программы, документационного обеспечения деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

6.Круглый стол участников с возможностью презентации собственного профессионального опыта проектирования ООП ДО в соответствии ФГОС ДО.

Участники круглого стола, представившие свой опыт, получат: Свидетельство участника о представлении собственного педагогического опыта (по заявленной теме) на межрегиональном семинаре; Благодарственное письмо (письмо поддержки) за обобщение и распространение опыта на семинаре.Свидетельство и письмо выдаются от имени ЧОУ ДПО «ЦНТИ «Прогресс» и содержат регистрационный номер, подпись руководителя и печать организации. Заявка на участие в работе круглого стола оформляется в первый день семинара.

Получить программу семинара на e-mailВведите свои данные: Распечатать

Верховкина М. Е.к.с.н., доцент Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и другие специалисты.

Всем слушателям выдается Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часа (лицензия № 0327 от 25.01.2013) . Занятия проходят по очно-заочной форме. Срок обучения: заочная форма - с 23 ноября по 29 ноября 2015 года, очная форма с 30 ноября по 4 декабря 2015 года. Для оформления Удостоверения необходимо предоставить:

копию паспорта;

копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ, просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по контактным телефонам или электронной почте) ;

копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась) .

Санкт-Петербург, Васильевский остров, Средний пр-т, д. 36/40

Отправить заявку на участие:

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования

АКТУАЛЬНО!!!

Создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования

Министерством образования и науки Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. В состав рабочей группы входят представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций.

По словам председателя рабочей группы, руководителя Федерального института развития образования Александра Асмолова, «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

Новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования и предусмотрена разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Планируется, что уже в марте первый проект стандарта дошкольного образования будет вынесен на широкое общественное обсуждение, в котором смогут принять участие как представители образовательного сообщества, так и все заинтересованные граждане.

Ожидается, что по итогам общественного обсуждения с 1 сентября пилотные организации дошкольного образования смогут в пилотном режиме апробировать ключевые положения стандарта. Прежде всего, это касается системы финансирования, полностью обеспечивающей государственные гарантии в области дошкольного образования, систему оплаты труда, стимулирующую работников дошкольного образования к качественным результатам, а также к соблюдению оптимальных условий для воспитанников.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» . В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Нормативный правовой документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Знание педагогом нормативных документов – залог его правовой грамотности, повышение профессиональной компетенции, позволяющее осуществлять воспитательно - образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством.

Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования включает в себя документы международного, федерального уровня, регионального уровня, а также уровня образовательной организации.

Рассмотрим ключевые документы.

Документы международного уровня

К документам международного уровня относятся:

- Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка. Декларация является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Документы федерального уровня

Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя:

Конституцию РФ,

Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Документы регионального уровня.

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Республике Татарстан, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории республики. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ.

Одним из основных документов регионального уровня в нашей республике является Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»

На уровне образовательного учреждения принимаются правовые акты, регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:

Устав дошкольного образовательного учреждения;

-Правила внутреннего трудового распорядка;

-Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанника;

-Положение о родительском комитете и др.

В системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС. Основными нормативными документами, регламентирующими введение и реализацию ФГОС являются:

-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - это нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующий деятельность дошкольного образовательного учреждения. На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» впервые выделяет дошкольное образование первым, самостоятельным уровнем общего образования (ч.2 ст.10 п.4). В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. В итоге получается такая цепочка:

дошкольное образование - общее - среднее профессиональное - высшее.

Настоящий Федеральный закон гарантирует право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.5 п.2).

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года разработан и вступил в силу с 1 января 2014г федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который призван регулировать отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

ФГОС стал главным нормативным документом, на который теперь опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (ч.2 п. 2.9).

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (ч.2 п.2.11).

ФГОС направлен на охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования первой ступени образования и перестройки системы управления.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"

Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

Мы работаем по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

В заключение хотелось бы отметить, что наша современная жизнь – это жизнь в ускоренном темпе, которая диктует определённые правила, где информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованным, идти в ногу со временем. Современное состояние образования – реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики.

С разработкой и утверждением новых федеральных законов образования радикально изменяется нормативно-правовая база дошкольного образования. Современный педагог должен идти в ногу со временем, знать и грамотно применять в работе нормативно-правовые документы.






Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 2. Система образования Статья 10. Структура системы образования 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: …2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико- педагогической коррекции;


Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам … за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе... Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ … понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.




1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;


5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.




Стандарт направлен на достижение следующих целей: 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.




Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;


Стандарт направлен на решение следующих задач: 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.




Статья 2 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством: расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; приобщения детей через соответствующие их индивидуально- возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализации вариативных образовательных программ; соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.






Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 1 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; 10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;




ФГОС дошкольного образования II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.


ФГОС дошкольного образования 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.




ФГОС дошкольного образования Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
ФГОС дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.


ФГОС дошкольного образования Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой- либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.


ФГОС дошкольного образования 4.4. Настоящие требования являются ориентирами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.


ФГОС дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;


ФГОС дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.





Курмакаева Анна Алаксандровна
Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС до

«Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО »

Нормативно -правовая база ДОУ - это совокупность законов, нормативно-правовых актов , организационных и методических документов , регламентирующих технологию создания, обработки , хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, разработанных в соответствии :

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция о правах ребенка

3. СанПин 2.4.1.3049-13

4. «Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

6. Устав ДОУ.

7. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования » (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 .08.2013 г. № 1014)

8. «Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации , осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования , в другие организации , осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» утвержденный приказом Министерства и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015г. №1527.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования »

10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г (с последующими изменениями и дополнениями)

11. Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»

12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных , осуществляемой без использования средств автоматизации».

И это только часть перечисленных Федеральных законов, на которые нужно опираться в своей работе.

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми документами разного уровня : федерального, регионального, муниципального, регламентирующими деятельность, а также внутренними локальными актами , регулирующими деятельность учреждения.

Локальный нормативный акт образовательной организации – это надлежащим образом утвержденный документ , который содержит нормы права , т. е. обязательные для исполнения требования (правила, адресованные определенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. К локальным нормативным актам в образовательной организации могут относиться приказы, положения, инструкции, правила, программы, графики и др. Основное назначение локального нормативного акта – детализация , конкретизация, дополнение общей правовой нормы применительно к условиям дошкольной образовательной организации с учетом специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий .

В учреждении локальные акты , как нормативные , так и индивидуальные, являются средствам правового обеспечения деятельности МДОУ. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность МДОУ осуществляется в пределах ее компетенции, определенной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

В соответствии с компетенцией учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности :

Правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (лицензирование, аттестация образовательного учреждения , формирование структуры учреждения и органов управления );

Правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

Правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;

Правовое обеспечение материально-технического снабжения;

Правовое обеспечение безопасных условий нахождения воспитанников в общеобразовательном учреждении ;

Правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами) ;

Правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения ) всех сторон деятельности

По укрупненным направлениям деятельности МДОУ правовое обеспечение управления учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов :

Локальные акты , регламентирующие деятельность органов самоуправления

Устав общеобразовательного учреждения ;

Положение об общем родительском собрании

Положение о совете родителей

Положение о Педагогическом совете

Положение о собрании трудового коллектива

Локальные акты , регламентирующие отношения МДОУ с участниками образовательного процесса

Договор об образовании с родителями (законными представителями)

Положение о приеме детей и комплектовании групп

Положение об АИС комплектовании ДОУ

Правила внутреннего распорядка воспитанников

Положение о защите персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей, представление льгот по оплате за содержание ребенка в детском саду

Положение о порядке формирования, ведения, хранения и проверке личных дел воспитанников

Положение о защите персональных данных работников

Положение о порядке ведения, хранения личных дел сотрудников

Положение о режиме функционирования

Положение о порядке создания, организации работы и принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса

Положение о тарификационной комиссии

Положение «О порядке и условиях осуществления перевода воспитанников»

Положение об охране здоровья воспитанников ДОУ

Локальные акты , регламентирующие административную и хозяйственную деятельность.

Положение О порядке разработке и структуре программы развития

Положение о делопроизводстве

Положение по организации питания

Положение о бракеражной комиссии

Локальные акты , регламентирующие методическую работу

Положение о рабочей группе по созданию ООП в соответствии с ФГОС ДО

Положение об основной образовательной программе в соответствии с ФГОС ДО

Положение о рабочей программе педагога ДОУ

Положение «О рабочей группе по подготовке введения и реализации ФГОС ДО »

Положение об официальном сайте в сети Интернет

Положение о внутренней системе оценки качества образования

Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.

Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, как любая организация или должностное лицо, разрабатывающее нормативные акты , обязаны соблюдать при их подготовке действующие нормы законодательства , издавать документы только в пределах своей компетенции, придерживаться общегосударственных правил составления и оформления документов .

Публикации по теме:

Формирование имиджа образовательной организации в контексте реализации ФГОС до Формирование слов «имидж детского сада» совсем недавно звучало необычно. А сейчас многие руководители ДОУ задумываются над целенаправленной.

Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности.

Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения. Развитие и образование ни одному.

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Горобец Татьяна Петровна, воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,.

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра-ведущая.

Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС В настоящее время перед каждой дошкольной образовательной организацией (далее – ДОО) стоит задача проектирования основной образовательной.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации Фгосдо. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации ФГОСДО. «От того, как прошло детство, кто.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС» (из опыта.

Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает.

Значимость физического развития в условиях дошкольной образовательной организации «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие» Аристотель Значимость физического развития в.

Библиотека изображений:

Законодательство об образовании – комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре помимо правовых норм и институтов нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса.

Законодательство об образовании:

Федеральное законодательство РФ,

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления,

Локальные акты образовательного учреждения.

Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РФ и других министерств. Например:

Конституция РФ

Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 1.09.2013г.)

Закон РФ от 01.01.2001 N 3266-1 «Об образовании» (действует до 01.09.2013г.)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 2562 г."Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (действует до 01.09.2013г.)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. N 03-599 "О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда ".

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Костромской области, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории области. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ и др.


Например:

Закон Костромской области от 4 марта 2010 г. N 585-4-ЗКО "О нормативах расходов на нормативное подушевое финансирование государственных образовательных учреждений Костромской области" (вступил в силу с 1 января 2011 года)

Закон Костромской области от 01.01.01 г. N 29 "О гарантиях прав ребенка в Костромской области" (с изменениями и дополнениями)

Постановление администрации Костромской области от 01.01.01 г. N 333-а "Об областной целевой программе "Развитие системы образования Костромской области в годах".

На муниципальном уровне принимаются нормативно-правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления, не противоречащие федеральному и региональному законодательству. Например:

Постановление Администрации г. Костромы от 01.01.01 г. N 589 "Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Костромы"

Постановление Администрации г. Костромы от 2 апреля 2010 г. N 630 "Об утверждении типовых должностных инструкций руководителей муниципальных образовательных учреждений города Костромы"

Постановление Администрации г. Костромы от 01.01.01 г. N 4497 "Об утверждении Положения "О группах кратковременного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Костромы"

Решение Думы города Костромы от 01.01.01 г. N 141 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие дошкольного образования в городе Костроме в период с 2008 по 2011 год" (с изменениями и дополнениями).

На локальном уровне (уровень образовательного учреждения) принимаются правовые акты , регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:

Устав дошкольного образовательного учреждения

Правила внутреннего трудового распорядка

Положение о родительском комитете и др.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России (в том случае, если они ратифицированы в РФ). В случаях противоречия норм международного права и российского права приоритет отдается нормам международного права. Каждый гражданин РФ или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-правовой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека, иную международную право защитную организацию.

Вопрос №3. Характеристика основных нормативно-правовых актов, регламентирующих права ребенка

В контексте вопросов образования дошкольников следует руководствоваться основными правовыми актами международного, федерального и регионального законодательства в области прав ребенка. Рассмотрим ключевые документы.


1. Декларация прав ребенка (1959 г.) – является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. При разработке Конвенции решались вопросы, которые являются общими и значимыми для всех детей от 0 до 18 лет, в ней нет национальной принадлежности, расового приоритета – они едины.

Впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которым предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Конвенция ООН - синтетический документ, педагог должен выработать свои пути по реализации этого документа.

Вопросы реализации идей Конвенции - это серьезная, целенаправленная работа ОУ по повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми.

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) провозглашает первоочередной задачей - обеспечение благополучия детей, рассматривает вопросы поддержки детей-инвалидов, а также других детей, находящихся в крайне трудных условиях. Всемирная Декларация определяет, что всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к ответственной жизни в свободном обществе. С ранних лет следует поощрять их участие в культурной жизни их стран.


4. Конституция РФ (1993 г.) провозглашает, что « материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (ст.38).

5. Семейный кодекс РФ (1996 г.) определяет, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Глава 11 кодекса регламентирует права несовершеннолетних детей, закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье (ст.54), право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст.55), право ребенка на защиту (ст.56), право ребенка выражать свое мнение (ст.57), право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст.58), право на изменение имени и фамилии ребенка (ст.59), имущественные права ребенка (ст.60).

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998 г.).

Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В Законе уделяется внимание таким процессам, как социальная адаптация ребенка, социальная реабилитация ребенка, отдых детей и их оздоровление и др.

7. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) – основной нормативный правовой акт в области образования. В период с 1992 по 2010 гг. в Закон вносились многочисленные изменения и дополнения. Сегодня педагогическое сообщество обсуждает новый проект федерального закона «Об образовании».

Право ребенка – дошкольника на образование гарантируется государством. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, В Законе особо отмечается, что отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (2012 г.)

Устанавливает следующие типы образовательных организаций:

Дошкольная образовательная организация

Общеобразовательная организация

Профессиональная образовательная организация

Образовательная организация высшего образования.

Дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Статья 47 настоящего закона регламентирует правовой статус педагогических работников и определяет их академические и трудовые права.

Академические права и свободы:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность ;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;


3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени ;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года ;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск , продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статья 48 закона называет обязанности педагогических работников:


1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда ;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

9. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 2562 определяет ДОУ как тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

Воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» закрепилось право ДОУ самостоятельно выбирать Программу из вариативных программ. Это подзаконный акт стал первоосновой деятельности всех детских садов РФ.


На сегодняшний день в Российской Федерации существуют следующие виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений:

1) детский сад;

2) детский сад общеразвивающего вида с одним или несколькими приоритетными направлениями развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

3) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

4) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

5) детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в охране жизни и укреплении здоровья детей, обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, проведении необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, в приобщении детей к общечеловеческим ценностям, организации взаимодействия с семьей для полноценного развития ребенка.

К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития , труда и защиты прав потребителей.

10. Закон Костромской области «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» (1998 г.) регулирует отношения по осуществлению мер обеспечения прав и законных интересов ребенка, а также отношения по реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Костромской области. Действие настоящего Закона распространяется на всех детей, проживающих или временно находящихся на территории Костромской области: граждан Российской Федерации, в том числе вынужденных переселенцев, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев.

Задания для самостоятельной работы

! Задание 1.

Познакомьтесь с содержанием федеральных и региональных документов, регламентирующих вопросы образования и воспитания. Оцените, какие направления государственной политики реализуются в работе Вашего учреждения.

Представьте ответ по следующей схеме:

Изученные нормативные документы федерального уровня:

Изученные нормативные документы регионального уровня:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственные ориентиры и приоритеты, которые наиболее полно реализуются

в Вашем учреждении:

Государственные ориентиры и приоритеты, реализации которых необходимо уделить больше внимания:

! Задание 2.

Предложите ответы на вопросы.

Ваша ___________________________________________________________

1. Какой документ РФ определяет, кто такой ребенок?

_____________________________________________________________________________

Какой нормативно-правовой акт РФ определяет тип, вид и категорию ОУ?

_____________________________________________________________________________

Какие дошкольные учреждения существуют сегодня в России?

Назовите первый международный документ о правах детей?

_____________________________________________________________________________

Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей?

_____________________________________________________________________________

! Задание 3.

Прочитайте ситуации, определите, нарушены ли здесь права ребенка (если да, то какие)? Аргументируйте свои ответы соответствующими статьями из нормативно-правовых актов:

Ваша ___________________________________________________________

Ситуация 1.

Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь, что она маленькая, а меня никогда не жалеешь».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2.

Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш и жалуется: «Он отнял мою машинку!»

Ситуация 3.

Воспитатель обсуждала в присутствии ребенка его родителей, говорила, что они не занимаются ребенком, он им не нужен, поэтому и забирают его из детского сада самым последним.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы для самостоятельной работы

1. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: Практическое пособие. – М., 2006.

2. , Я – ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

3. Копытова образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. Учебное пособие. – М., 2008.

5. Феклин правовые и локальные акты в сфере образования: методическое пособие /. – М.: Арсенал образования, 2009.

6. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – М., 2008.

Сайт «Патриоты России» // http://www. *****/law/norm/fed/patriot_.html

Сайт Министерства образования и науки РФ // http://*****/dok/fz/vosp/

Сайт Федерального агентства по образованию – полезные страницы

http://www. *****/young_people/vospitanie_detey/

http://www. *****/ntp/fp/ (федеральные целевые программы)

http://www. *****/ntp/fp/chil/ (ФЦП «Дети России» на гг.)

Сайт Федеральной целевой программы «Дети России» на гг. Подпрограмма «Одаренные Дети» // http://www. *****/static. php? mode=index

Вопросы для самопроверки

Как в целом, в самых общих чертах, можно охарактеризовать изменения, произошедшие в законодательстве российской системы дошкольного образования в период с 1990-х гг. по настоящее время? Какие новые формы организации дошкольного образования получили в последние годы широкое распространение? В чем заключается противоречие ситуации, сложившейся в настоящее время в обеспечении государственного контроля за качеством дошкольного образования? Каковы, на Ваш взгляд, возможные пути преодоления этого противоречия? Какие моменты в учреждениях дошкольного образования, по Вашему мнению, не урегулированы нормами права? Какие формы работы используются в Вашем образовательном учреждении для правового просвещения родителей?