Термин адвокат впервые был употреблен в. История развития адвокатуры в россии. Присяжные стряпчие при коммерческих судах

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Трудовой потенциал Развитие хозяйства любой страны зависит от её человеческого потенциала. Однако для экономики важна не просто общая численность населения, а количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте. В нашей стране трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет. Трудовой потенциал. Развитие хозяйства любой страны зависит от её человеческого потенциала. Однако для экономики важна не просто общая численность населения, а количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте. В нашей стране трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет.

3 слайд

Описание слайда:

Трудовые ресурсы Трудовые ресурсы - часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны. В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14–16 лет, значительная часть населения в возрасте старше трудоспособного, которые продолжают работать. Трудовые ресурсы - часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны. В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14–16 лет, значительная часть населения в возрасте старше трудоспособного, которые продолжают работать

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Экономически активное население В условиях перехода России к рыночным отношениям правильнее применять термин «экономически активное население». Экономически активное население включает лиц, занятых в экономике (работающих по найму или имеющих собственный бизнес), и безработных.

6 слайд

Описание слайда:

Безработица В категорию безработных включают людей, которые обычно хотят работать, заняты поиском работы, но не могут пока найти подходящее место. Число безработных в России составляет 7,5 % экономически активного населения. Средний возраст российских безработных - 34,9 года. В категорию безработных включают людей, которые обычно хотят работать, заняты поиском работы, но не могут пока найти подходящее место. Официально в службах занятости зарегистрировано меньше безработных, чем существует на самом деле (такое явление получило название «скрытая безработица»). Число безработных в России составляет 7,5 % экономически активного населения. Средний возраст российских безработных - 34,9 года. То есть это люди, находящиеся в самом расцвете физических и интеллектуальных сил.

7 слайд

Описание слайда:

Скрытая безработица Скрытая безработица, характерная для кризисной экономики, была широко распространена в начале 1990-х гг., когда на предприятиях уменьшали число рабочих дней и часов, задерживали зарплату, люди были заняты лишь частично, но числились работающими. При этом многие подрабатывали частными перевозками, торговлей и пр. Численность российских безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в 2004 г., составляла всего около 2 млн чел. Скрытая безработица, характерная для кризисной экономики, была широко распространена в начале 1990-х гг., когда на предприятиях уменьшали число рабочих дней и часов, задерживали зарплату, люди были заняты лишь частично, но числились работающими. При этом многие подрабатывали частными перевозками, торговлей и пр. Численность российских безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в 2004 г., составляла всего около 2 млн чел.

8 слайд

Описание слайда:

Причины безработицы Главная причина – кризисное состояние экономики страны (сокращение производства предприятий и отраслей). Структурная перестройка хозяйства страны (изменение спроса на некоторые профессии, появление новых профессий). Низкие темпы создания новых рабочих мест, не поспевающие за естественным приростом населения. Безработица зависит от соотношения спроса и предложения на рабочую силу. Но причины, определяющие это соотношение, могут быть разными. Главная причина безработицы в России - кризисное состояние экономики страны, которое проявляется в резком сокращении производства отдельных предприятий и целых отраслей (машиностроения, лёгкой промышленности, сельского хозяйства и т. д.). По этой причине в наиболее сложном положении оказалось население территорий, где сконцентрированы предприятия и отрасли, переживающие спад производства. Ещё одной причиной безработицы является структурная перестройка хозяйства страны, при которой меняется спрос на некоторые профессии, сокращаются рабочие места в одних отраслях хозяйства и увеличиваются в других. Структурная безработица охватывает несколько процентов экономически активного населения страны и является объективным процессом развития хозяйства страны. Так, структурная безработица характерна для Ивановской области, где расположено много предприятий текстильной промышленности. Районы с широким набором отраслей специализации, крупные города со множеством предприятий производственной и непроизводственной сферы находятся в относительно благоприятных условиях. Уровень занятости населения здесь намного выше, а уровень безработицы ниже, чем в регионах с узкой специализацией хозяйства. Примером такого региона может служить Европейский Центр. Наблюдающееся в последние десятилетия снижение естественного прироста населения России создаёт проблему «старения населения». В результате этого процесса растёт число россиян в возрасте старше трудоспособного, а доля населения в детском возрасте и трудоспособном возрасте сокращается. Однако для некоторых территорий России сохраняется высокий естественный прирост населения. В трудоспособный возраст ежегодно вступает большое количество молодых людей, которые нуждаются в новых рабочих местах. Скорость роста трудоспособного населения в таких регионах больше, чем скорость создания рабочих мест, соответственно, растёт уровень безработицы. Такая причина безработицы характерна для республик Северного Кавказа. Её результат - трудовые миграции населения, в основном в центральные районы России.

9 слайд

Описание слайда:

Человеческий капитал Национальный человеческий капитал - это наиболее образованная, созидательная, инициативная, профессиональная и здоровая часть трудовых ресурсов, интенсивный производительный фактор экономического развития страны.. Для формирования и эффективного функционирования человеческого капитала необходимы значительные затраты государства для создания среды, обеспечивающей высокое качество жизни населения. К основным формам «инвестиций в человека» относятся инвестиции в образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Люди - главное богатство страны. Однако, характеризуя население страны, недостаточно учитывать только его численность, демографические показатели, долю людей трудоспособного возраста. В современном обществе всё большее значение играют показатели, характеризующие качество населения: уровень интеллектуального развития, образования, культуры, квалификации, здоровья и пр. Человек образованный, сознательный, обладающий хорошим здоровьем и высоким уровнем профессионализма не только возвращает государству затраченные на него средства, но и многократно их преумножает, создавая материальные, духовные, интеллектуальные ценности. Таким образом, национальный человеческий капитал - это наиболее образованная, созидательная, инициативная, профессиональная и здоровая часть трудовых ресурсов, интенсивный производительный фактор экономического развития страны. Для формирования и эффективного функционирования человеческого капитала необходимы значительные затраты государства для создания среды, обеспечивающей высокое качество жизни населения. К основным формам «инвестиций в человека» относятся инвестиции в образование, здравоохранение и социальное обеспечение. В экономически развитых странах в последние полвека инвестиции в человеческий капитал значительно опережают инвестиции в производственный (физический) капитал. Так, в США «инвестиции в человека», т. е. социальные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение, в 1970 г. составляли 194 % по отношению к производственным инвестициям, а в 2010 г. - уже 420 %.

10 слайд

Описание слайда:

«Утечка мозгов» Из России в 1990–1995 гг. в связи с кризисным состоянием научной отрасли около 50 тыс. российских учёных уехали работать за рубеж. Многолетний процесс «утечки мозгов» привёл к тому, что основная часть мирового человеческого капитала сосредоточилась в развитых странах мира. В условиях плохого качества жизни, низкой безопасности, агрессивной или угнетающей среды проживания и работы лучшие специалисты уезжают туда, где им удобнее жить, комфортнее и безопаснее работать. За рубежом это явление получило название «утечка мозгов». Так, из России в 1990–1995 гг. в связи с кризисным состоянием научной отрасли около 50 тыс. российских учёных уехали работать за рубеж. Многолетний процесс «утечки мозгов» привёл к тому, что основная часть мирового человеческого капитала сосредоточилась в развитых странах мира.

11 слайд

Описание слайда:

Формирование человеческого капитала Человеческий капитал является частью национального богатства страны наряду с природным, производственным, финансовым и интеллектуальным капиталом. Человеческий капитал является частью национального богатства страны наряду с природным, производственным, финансовым и интеллектуальным капиталом. По подсчётам специалистов, стоимость мирового человеческого капитала составляет 365 трлн долл. США, или 66 % мирового богатства. В большинстве экономически развитых стран мира человеческий капитал составляет 70–80 % накопленного национального богатства. В России человеческий капитал значительно ниже (около 50 %) как за счёт высокой стоимости природных ресурсов, так и за счёт низких инвестиций на социальные нужды. В настоящее время на формирование человеческого капитала направлены национальные проекты в области образования и здравоохранения, инициированные Президентом РФ. Однако человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, так как его величина и качество зависят не только от образования, знаний и здоровья населения, но и от менталитета, который формируется десятилетиями. Например, попустительское отношение части населения к своему образу жизни (курение, употребление спиртных напитков и пр.) делает инвестиции государства в здравоохранение малоэффективными. В то же время наличие национальной идеи, объединяющей граждан, высокая культура основной массы населения служат фундаментом для формирования человеческого капитала страны, что подтверждают примеры Финляндии, Японии, Южной Кореи, Китая и ряда других стран.

Рабочая сила и связанные с ней понятия

В результате длительного процесса развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни возник ряд понятий: «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «человеческий фактор», «трудовой потенциал», «человеческий капитал». Эти понятия, зачастую близкие по своему содержанию, несут собственную смысловую нагрузку и отражают постепенное осознание обществом возрастающей роли человека в экономической и общественной жизни (рис. 4.1).


Рис. 4.1. Система понятий, характеризующих ресурсы для труда

Понятие «рабочая сила» в социально-экономической литературе и в практической жизни используется в двух значениях. Во-первых, как совокупность физических, духовных и интеллектуальных способностей человека, которые он может использовать для производства материальных и духовных благ, услуг, т. е. для осуществления трудовой деятельности. Во-вторых, как совокупность носителей способностей к труду – тех людей, которые обладают указанными способностями. Другими словами, рабочая сила как способность к труду идентифицируется с носителями этой способности – людьми.

Следует отметить, что во втором своём значении понятие «рабочая сила» применяется довольно широко и границы его недостаточно определённы. Официальная статистика называет рабочей силой экономически активное население , т. е. тех людей, которые уже фактически работают или предлагают себя на рынке труда в качестве потенциальных работников.

Если производство материальных благ и услуг рассматривать с позиций ресурсного подхода, то очевидным будет вывод о том, что наряду с материальными, энергетическими, финансовыми ресурсами важнейшим фактором экономического развития являются человеческие ресурсы, т. е. люди с их профессиональными знаниями и навыками. Своеобразие человеческих ресурсов заключается в том, что это одновременно и ресурсы экономики, и люди – потребители материальных благ и услуг.

В качестве одной из форм выражения человеческих ресурсов выступают трудовые ресурсы , в состав которых включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и фактически работающие подростки и пенсионеры. Понятие «трудовые ресурсы» родилось и утвердилось в СССР и других странах бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), практиковавших централизованное планирование в качестве основного метода государственного воздействия на экономику. В этих условиях человек выступал как пассивный объект внешнего управления, как планово-учётная единица трудовых ресурсов. Вместе с тем, как показала практика, понятие «трудовые ресурсы» вполне вписывается в систему рыночных категорий и в силу его широкой информативности может использоваться как эффективный инструмент государственного регулирования рынка труда.

Понятие «трудовые ресурсы» даёт количественную характеристику той части населения, которая обладает способностями к труду. Но оно не учитывает различия трудовых способностей и возможностей людей. Поэтому в научный оборот с начала 80-х годов прошлого столетия было введено понятие «трудовой потенциал », которое в самом общем виде можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении , т. е. с учётом пола, возраста, образования, состояния здоровья, сознательности и активности, определяющих «отдачу» трудовых ресурсов как ресурса экономики. Понятие трудового потенциала основано на представлении о человеке не как о пассивном объекте внешнего управления, а как о субъекте со своими возможностями, потребностями и интересами в сфере труда.

С конца минувшего века в теории и практике управления широкое распространение получил взгляд на человека как на главный, решающий фактор производства и общественного развития. Приоритетным стало понимание того, что в конечном итоге не технический уровень производства определяет экономический потенциал предприятий, организаций, общества в целом, а человеческий фактор , воплощающий способность творить, изобретать, продуцировать новые знания.

Человеческий фактор рассматривается как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Человеческий фактор производства характеризуется не только показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур работников, но и показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

Человеческий фактор – экономико-политический термин, предмет интересов современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к человеческому фактору непосредственно связано с необходимостью социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления. Активизация человеческого фактора представляет собой многогранную проблему, к которой относятся сложные процессы формирования нравственных ценностей, проблемы семьи, школьного и домашнего воспитания, физического здоровья общества, сохранения культурных традиций, кадровой и социальной политики, образования и др.

Ещё одно понятие, получившее распространение в последнее время, - человеческий капитал – основано на представлении о человеке как объекте эффективных вложений и субъекте, преобразующем эти вложения в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации. Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Приобретая форму капитала в связи с непрерывностью процесса его накопления, он содействует росту производительности труда и влияет на рост доходов человека и экономики в целом.

Затраты отдельного человека, связанные с вложениями капитала в образование и профессиональную подготовку, могут включать в себя три составляющие:

Прямые затраты (плата за обучение, расходы на приобретение учебников, смену места жительства и проезд и др.);

Упущенные возможности (упущенный заработок) за время учёбы и в связи с вероятной сменой профессии, места работы;

Моральный ущерб, вызванный нервным напряжением в связи с получением образования, поиском работы, вероятной сменой среды обитания.

4.5. Теория человеческого капитала

Проблема сущности человеческого капитала и его роли в производстве всегда интересовала экономистов. Первую попытку оценить человеческий капитал осуществил один из основателей западной политэкономии У. Пети в работе «Политическая арифметика» (1690). Приблизительно через 200 лет к этому вопросу обратились немецкий статистик Э. Энгель и английский экономист Дж. Николсон, а позже - основатель кембриджской школы политэкономии А. Маршалл.

Рост значения человеческого фактора в производстве в условиях научно-технической революции способствовал появлению и расширению на рубеже 60-х годов ХХ в. теории человеческого капитала.

Теория человеческого капитала - теория, которая объединяет разные взгляды, идеи, положения о процессе формирования, использования знаний, навыков, способностей человека как источника будущих доходов и присвоения экономических благ.
Разработали ее сторонники свободной конкуренции и ценообразования в западной политической экономии американские экономисты Т.-В. Шульц и Г.-С. Беккер. Позднее этими проблемами занимались Дж. Кендрик, Ц. Грилихес, Э. Денисон и др.
Шульц (Schultz) Теодор-Уильям (1902-1998) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1979). Родился недалеко от г. Арлингтона (штат Южная Дакота, США). Учился в колледже, аспирантуре Висконсинского университета, где в 1930 г. получил ученую степень доктора наук по специальности «экономика сельского хозяйства».
Преподавательскую деятельность начал в колледже штата Айова. Через четыре года возглавил кафедру экономической социологии. С 1943 г. и на протяжении почти сорока лет он - профессор экономики Чикагского университета. Деятельность преподавателя соединял с активной научно-исследовательской работой. В 1945 г. подготовил сборник с материалами конференции «Продовольствие для мира», в котором особенное внимание уделено факторам поставки продуктов питания, вопросам структуры и миграции сельскохозяйственной рабочей силы, профессиональной квалификации фермеров, технологии сельскохозяйственного производства и направлению инвестиций в фермерское хозяйство. В работе «Сельское хозяйство в нестабильной экономике» (1945) он выступил против неграмотного использования земли, поскольку это приводит к эрозии грунтов и другим негативным последствиям для аграрной экономики.
В 1949-1967 гг. Т.-В. Шульц - член совета директоров Национального бюро экономических исследований США, затем - экономический консультант Международного банка реконструкции и развития, Продовольственной и сельскохозяйственной организаций ООН (ФАО), нескольких государственных ведомств и организаций.
Среди его наиболее известных работ - «Производство и благополучие сельского хозяйства», «Преобразование традиционного сельского хозяйства» (1964), «Инвестиции в людей: экономика качества населения» (1981) и др.



Американская экономическая ассоциация наградила Т.-В. Шульца медалью имени Ф. Волкера. Он - почетный профессор Чикагского университета; ему присвоены почетные ученые степени Иллинойским, Висконсинским, Дижонским, Мичиганским, Северо-Каролинским университетами и Чилийским католическим университетом.
Согласно теории человеческого капитала в производстве взаимодействуют два фактора - физический капитал (средства производства) и человеческий капитал (приобретенные знания, навыки, энергия, которые могут быть использованы в производстве товаров и услуг). Люди затрачивают средства не только на мимолетные удовольствия, но и на денежные и неденежные доходы в будущем. В человеческий капитал направляются инвестиции. Это издержки на поддержание здоровья, на получение образования, издержки, связанные с поиском работы, получением необходимой информации, миграцией, профессиональной подготовкой на производстве. Величина человеческого капитала оценивается потенциальным доходом, который он способен дать.

Т.-В. Шульц утверждал, что человеческий капитал - это форма капитала, поскольку служит источником будущих заработков или будущих удовлетворений, или то и другое вместе взятое. А человеческим он становится потому, что он - составляющая часть человека.

По мнению ученого, человеческие ресурсы подобны, с одной стороны, природным ресурсам, а с другой - вещественному капиталу. Сразу после рождения человек, как и природные ресурсы, не приносит эффекта. Только после соответствующей «обработки» человек приобретает качества капитала. То есть с ростом издержек на улучшение качественного состояния рабочей силы труд как первичный фактор постепенно преобразуется в человеческий капитал. Т.-В. Шульц убежден, что с учетом вклада труда в выпуск продукции производственные возможности человека выше всех других форм богатства вместе взятых. Особенность этого капитала, по мнениию ученого, заключается в том, что независимо от источников формирования (собственных, государственных или частных) его использование контролируется самими собственниками.
Микроэкономический фундамент теории человеческого капитала был заложен Г.-С. Беккером.

Беккер (Becker) Гарри-Стэнли (род 1930) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1992). Родился в г. Потсвил (Пенсильвания, США). В 1948 учился в Высшей школе Дж. Мэдисона в Нью-Йорке. В 1951 г. окончил Принстонский университет. Его научная карьера связана с Колумбийским (1957-1969) и Чикагским университетами. В 1957 г. защитил докторскую диссертацию и стал профессором.
С 1970 г. Г.-С. Беккер работал заведующим кафедрой общественных наук и социологии в Чикагском университете. Преподавал в Гуверовском институте Стэнфордского университета. Сотрудничал с еженедельником «Business Week».

Он - активный сторонник рыночной экономики. В его наследии немало трудов: «Экономическая теория дискриминации» (1957), «Трактат о семье» (1985), «Теория рациональных ожиданий» (1988), «Человеческий капитал» (1990), «Рациональные ожидания и эффект цены потребления» (1991), «Фертильность и экономика» (1992), «Обучение, труд, качество рабочей силы и экономика» (1992) и др.
Сквозная идея трудов ученого заключается в том, что, принимая решения в своей повседневной жизни, человек руководствуется экономическими рассуждениями, хотя не всегда это осознает. Он утверждает, что рынок идей и мотивов функционирует по тем же закономерностям, что и рынок товаров: спрос и предложение, конкуренция. Это относится и к таким вопросам, как венчание, создание семьи, обучение, выбор профессии. Экономической оценке и измерению, по его мнению, поддаются и многие психологические явления, как, например, удовлетворенность-неудовлетворенность материальным положением, проявление зависти, альтруизма, эгоизма и др.
Оппоненты Г.-С. Беккера утверждают, что, акцентируя внимание на экономических расчетах, он приуменьшает значение моральных факторов. Однако на это у ученого есть ответ: моральные ценности у разных людей разные, и пройдет немало времени, пока они станут одинаковыми, если такое когда-либо будет возможным. Личную же экономическую выгоду стремится получить человек с любой моралью и интеллектуальным уровнем.

В 1987 г. Г.-С. Беккер был избран президентом Американской экономической ассоциации. Он - член Американской академии наук и искусств, Национальной академии наук США, Национальной академии образования США, национальных и международных обществ, редактор экономических журналов, а также почетный доктор Стэнфордского, Чикагского, Иллинойского, Еврейского университетов.

Отправным пунктом для Г.-С. Беккера было представление, что при вложении средств в профподготовку и образование ученики и их родители действуют рационально, учитывая все выгоды и издержки. Подобно «обычным» предпринимателям, они сравнивают ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами на банковских вкладах, дивидендами от ценных бумаг). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, они принимают решение: продолжать образование или прекратить его. Нормы отдачи являются регулятором распределения инвестиций между разными типами и уровнями обучения, а также между системой образования и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании.

Г.-С. Беккер осуществил практический расчет экономической эффективности образования. Например, доход от высшего образования определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто закончил колледж, и теми, кто не пошел дальше средней школы. Среди издержек на обучение главным элементом были признаны «утраченные заработки», то есть заработки, недополученные студентами за годы обучения. (По сути, утраченные заработки измеряют ценность времени студентов, затраченного на формирование ими своего человеческого капитала). Сопоставление выгод и издержек на образование дало возможность определить рентабельность вложений в человека.

Ученый настаивает на отличии между специальными и общими инвестициями в человека (и шире - между общими и специфическими ресурсами вообще). Специальная подготовка дает работнику знания и навыки, которые повышают будущую производительность ее получателя только в фирме, его обучающей (разные формы ротационных программ, ознакомление новичков со структурой и внутренним распорядком предприятия). В процессе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые повышают производительность ее получателя независимо от фирмы, на которой он работает (обучение работе на персональном компьютере).

Как утверждает Г.-С. Беккер, общая подготовка определенным образом оплачивается самими работниками. Стремясь повысить свою квалификацию, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату, а позже имеют доход от общей подготовки. Ведь если бы обучение финансировали фирмы, то каждый раз при увольнении таких работников они избавлялись бы от своих вложений в них. И наоборот, специальная подготовка оплачивается фирмами, и они же получают доход от нее. При увольнении по инициативе фирмы издержки несли бы работники. В итоге общий человеческий капитал, как правило, вырабатывают особенные «фирмы» (школы, колледжи), а специальный - формируется непосредственно на рабочих местах.
Термин «специальный человеческий капитал» помог понять, почему работники с большим стажем работы на одном месте реже меняют место работы, и почему заполнение вакансий происходит в фирмах преимущественно путем внутренних передвижений по службе, а не путем найма на внешнем рынке.

Есть у теории человеческого капитала и оппоненты. В частности, украинский ученый С. Мочерный основными недостатками ее считает аморфное толкование сущности капитала, к которому относят не только все, что окружает человека, но и отдельные черты самого человека; игнорирование того факта, что издержки на развитие образования, приобретение квалификации формируют лишь способность к труду, рабочую силу соответствующего качества, а не сам капитал; ошибочность мнения, что такой капитал - неотделим от самого человека; не взвешен ряд положений теории о структуре человеческого капитала, в частности не корректно отнесение к элементам этой категории поиск необходимой информации о величине цен и доходов, поскольку такой поиск не всегда успешен, о чем свидетельствует значительная безработица в большинстве стран; положение, что для преобразования приобретенных знаний, опыта, творческих способностей и других элементов человека-работника в будущие доходы и присвоение экономических благ наемный работник должен постоянно работать, значит, источником таких доходов является не сам по себе уровень образования, квалификации, а труд человека. Самый большой недочет теории человеческого капитала, по мнению оппонентов, - ее идеологическая направленность.

В то же время изменение характера современного производства и новые требования к знаниям и квалификации обуславливают определение того, что высокая образованность - это необходимая база для достижения лучших показателей производственной деятельности.

Более того, Г.-С. Беккер считал, что низкоквалифицированный работник становится капиталистом не вследствие диффузии (распыления) собственности на акции корпораций (хотя такая точка зрения популярна). Происходит это путем приобретения знаний и квалификации, которые имеют экономическую ценность. Ученый был убежден, что необразованность - самый серьезный фактор, который сдерживает экономический рост.

Несмотря на то, что в течение длительного времени многие ученые и даже сторонники теории человеческого капитала рассматривали ее как непригодную для практического использования, в последние годы ученые и управленцы во многих странах делают попытки внедрить ее положения. Этому способствуют несколько аспектов:

1. Г.-С. Беккер получил количественные оценки рентабельности вложений в человека и сопоставил их с фактической рентабельностью большинства фирм США, что помогло конкретизировать и расширить представление об экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал. Появление большого числа частных учебных заведений, активизация деятельности консультационных фирм, проводящих краткосрочные семинары и специализированные курсы, свидетельствуют о том, что рентабельность в частном секторе просветительской деятельности вовсе не ниже, чем в других сферах предпринимательства. Например, в США в 60-е годы ХХ в. рентабельность просветительской деятельности на 10-15 % превышала рентабельность других видов коммерческой деятельности.

2. Теория человеческого капитала объяснила структуру распределения личных доходов, вековую динамику заработков, неравность в оплате мужского и женского труда. Благодаря ей, изменилось и отношение политиков к издержкам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, такой же важный, как «обычные» капиталовложения.

Более широкую трактовку приобретает понятие национального богатства. Оно охватывает сегодня вместе с вещественными элементами капитала (ценностные оценки земли, строений, сооружений, оборудования, товарно-материальных ценностей) финансовые активы и материализованные знания и способности людей к производительному труду. Накопленные научные знания, в частности, материализованные в новые технологи, вложения в здоровье человека начали учитываться в макроэкономической статистике как элементы национального богатства, имеющие невещественную форму.

Новое толкование «человеческих» инвестиций в обеспечение социально-экономического развития и общественного прогресса признали международные организации. Положение в сферах образования, здравоохранения и другие факторы, характеризующие уровень развития человеческих ресурсов и качество жизни населения, стали главными объектами внимания международной статистики. В качестве интегральных индикаторов социального развития общества и состояния человеческих ресурсов используют, в частности, индекс развития человеческого потенциала (индекс социального развития); индекс интеллектуального потенциала общества; показатель величины человеческого капитала в расчете на душу населения; коэффициент жизнеспособности населения и др.

Начиная с 1995 г., в Украине готовятся отчеты человеческого развития. Так отчеты за 1995-1999 гг., опубликованные Программой развития ООН (ПРООН), стали основой для обоснования человеческого развития как средства и цели национального развития. На основе этих отчетов Национальная академия наук Украины рассмотрела и приняла разработанный ПРООН индекс человеческого развития. Сегодня этот индекс стал важным показателем развития человеческого потенциала, мониторинг которого осуществляется Государственным комитетом статистики на регулярной основе.
3. Теория Г.-С. Беккера обосновала экономическую необходимость осуществления больших капиталовложений (государственных и частных) именно в «человеческий фактор». Такой подход реализуется на практике. В частности, индекс человеческого капитала на душу населения (выражает уровень издержек государства, фирм и граждан на образование, охрану здоровья и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения), использующийся Бюро статистики труда США, увеличивался в послевоенные годы на 0,25 % в год. В 60-е годы рост приостановился, что было связано прежде всего с демографическими особенностями периода, а в 80-е ускорился - почти на 0,5 % ежегодно.
По мнению Г.-С. Беккера, вложения в образование граждан, в медицинское обслуживание, в частности в детское, в социальные программы, направленные на сохранение, поддержку, пополнение кадров, равнозначны инвестированию в создание или приобретение новой техники или технологий, что в будущем возвращается такими же прибылями. Значит, согласно его теории, поддержка предпринимателями школ и вузов - не благотворительность, а забота о будущем государства.

Теория человеческого капитала создала единую аналитическую структуру для изучения средств, вложенных в образование и профподготовку, а также пояснила отличия между странами, заключающиеся в структуре занятых в экономике. Ведь отличия в предложении человеческого капитала в разных странах существеннее, чем отличия в предложении реального капитала. Среди проблем, при решении которых может быть целесообразной теория человеческого капитала Т.-В. Шульц назвал явление, когда страны, богатые капиталом, в частности созданными материальными фондами, экспортируют преимущественно трудоемкие, а не капиталоемкие продукты.
Исследовав проблемы человеческого капитала, Г.-С. Беккер стал одним из основателей новых разделов экономической теории - экономики дискриминации, экономики внешнего хозяйствования, экономики преступления и др. Он перекинул «мостик» от экономики к социологии, демографии, криминалистике; первым внедрил принцип рационального и оптимального поведения в тех отраслях, где, как считали раньше исследователи, господствовали привычки и иррациональность.

Основной социальный вывод теории человеческого капитала заключается в том, что в современных условиях повышение качества рабочей силы имеет большее значение, чем рост фондообеспечения труда. Контроль над производством переходит из рук собственников монополий на материальный капитал в руки тех, кто владеет знаниями. Эта теория открывает возможности оценки вклада в экономический рост образовательного фонда (по аналогии с оценкой вклада основных имущественных фондов), а также возможность управления процессами инвестирования на основе сопоставления отдачи от вложений в имущественные фонды и образовательный фонд.

С точки зрения общественной формы занятость - это определенная совокупность социально-экономических отношений между людьми по поводу обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов с целью их участия в общественно полезном труде и обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы. Эта совокупность социально-экономических отношений находит свое выражение в таких экономических категориях, как индивидуальная (семейная) и коллективная трудовая деятельность, процесс труда, интенсивность и производительность, мобильность рабочей силы, общеобразовательная и профессиональная подготовка кадров, заработная плата и др.
Различают три основных вида занятости: полную, рациональную и эффективную. Полная занятость - это предоставление обществом всему трудоспособному населению возможности заниматься общественно полезным трудом, на основании которой осуществляется индивидуальное (в рамках семьи) и коллективное (при участии фирм, компаний и государства) воспроизводство рабочей силы и удовлетворение всей совокупности потребностей. Рациональная занятость - занятость, которая имеет место в обществе с учетом целесообразности перераспределения и использования трудовых ресурсов, их половозрастной и образовательной структуры. Этот видзанятости не всегда бывает эффективным, поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости, привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных отсталых регионов и др. Эффективная занятость - этозанятость, которая осуществляется в соответствии с требованиями интенсивного типа воспроизводства, критериями экономической целесообразности и социальной результативности, ориентирована на сокращение ручного, непрестижного и тяжелого физического труда.
Трудовая деятельность в зависимости от формы собственности осуществляется на государственных, коллективных и частных предприятиях. Частные, в свою очередь, делятся на индивидуальные (семейные), трудовые и частнокапиталистические. Преобладающее большинство трудоспособного населения в развитых странах мира работает в частном секторе. С точки зрения структуры народного хозяйства большая часть трудоспособного населения занята в сфере нематериального производства (около 2/3 общей численности, а в США - более 70%). В сельском хозяйстве занято от 2,5 до 5 % общего количества рабочей силы.

Различают основную и специальную формы занятости. Основная форма регулируется трудовым законодательством и типовыми правилами внутреннего распорядка в отношении разных категорий работников. Специальные, или нетрадиционные формы занятости (работа на дому, по совместительству, индивидуальная и коллективная трудовая деятельность и др.) используются в соответствии со специальными правовыми нормами. В США и Англии нетрадиционными формами занятости охвачено более 30 % рабочей силы.

В странах бывшего СССР доминирует тип занятости, который отвечает технологическому способу производства, основывающемуся на ручном и механизированном труде. В структурезанятости преобладает промышленная и сельскохозяйственная деятельность с широким применением простого физического труда (более 40 % от общей численности работающих). Развитые страны мира прошли этот этап в 40-50-е гг. Сегодня там преобладает информационный тип занятости, связанный со сбором, обработкой и предоставлением информации в сфере производства и обращения и Др. Растут расходы на подготовку качественной рабочей силы в высокотсхнических отраслях промышленности. В США, например, проходят переподготовку 75-85 % руководителей, специалистов, работников. В частном секторе ежегодно обучается почти треть работающих.

В современных условиях осуществляется активное регулирование рынка рабочей силы. Государство влияет на се спрос через развитие государственного предпринимательства, создание и реализацию программ общественных работ, предоставление премий предпринимателям за создание рабочих мест в экономически отсталых районах, подготовку и переподготовку кадров и др. Регулирование государством предложения рабочей силы осуществляется через сокращение продолжительности рабочего дня, развитие образования, здравоохранения, предоставление помощи безработным, их переквалификацию, создание бирж труда и др.
Сущность и причины безработицы.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда. По определению Международной организации труда, безработный - лицо, которое хочет и может работать, но не имеет рабочего места.
Безработица впервые возникла в Великобритании в начале XIX в., но до конца столетия она не носила массового характера, а увеличивалась только в периоды экономических кризисов. Так, в США в 1920-1929 гг. среднее количество безработных составляло 2,2 млн чел., а в 30-х гг. - уже около 20 %.

Первую попытку выяснить сущность и причины безработицы предпринял Т. Мальтус. Он объяснял ее появление слишком быстрым ростом населения, который опережал увеличение количества средств производства. Причину он видел в вечном биологическом законе. Эта теория с определенными модификациями существует и сегодня. Средствами преодолениябезработицы Мальтус и неомальтусианцы считают войны, эпидемии, сознательное ограничение рождаемости и др. Основными недостатками этой теории являются, во-первых, рассмотрение человека только как биологического существа, игнорирование его социальной сущности. Во-вторых, Мальтус и его последователи игнорировали (или существенно недооценивали) роль НТП, возможность обеспечения опережающего роста производства предметов потребления в результате использования достижений науки и техники. Выводы данной теории не подтвердила практика.
В середине 50-х гг. возникла технологическая теория безработицы, согласно которой ее причиной является прогресс техники, технические изменения в производстве, особенно случайные. Бороться с безработицей, по мнению ее авторов, следует через ограничение технологического прогресса, его замедление.

Наиболее распространена в наше время кейнсианская теория безработицы, согласно которой причина заключается в недостаточном спросе на товары, обусловленном склонностью людей к сбережению и недостаточными стимулами к инвестициям. Кейнсианцы доказывали, что ликвидировать безработицу можно через стимулирование государством спроса и инвестиций. Особая роль в увеличении инвестиций отводилась снижению процента за кредит. Средством борьбы с безработицей Дж.Кейнс считал увеличение инвестиций, которые могли идти на расширение общественных работ и даже на военные расходы.
По одной из концепций, безработица обусловлена высоким уровнем заработной платы, следовательно, чтобы снизить безработицу, необходимо уменьшить заработную плату. Неоклассическая школа считает безработицу естественным явлением.
Марксистская теория объясняет безработицу закономерностями капиталистического способа производства, прежде всего, законами конкурентной борьбы, вынуждающей капиталистов увеличивать инвестиции, совершенствовать технику, что ведет к относительному увеличению расходов на средства производства в сравнении с расходами на рабочую силу, росту органического строения капитала. Последнее также связано с циклическими процессами накопления капитала и особенностями воспроизводства. В марксистской теории это получило название всеобщего закона капиталистического накопления. Его сущность состоит в растущей поляризации капиталистического общества, наличии внутренне необходимых, устойчивых и сущностных связей между увеличением объемов функционирующего капитала, общественного богатства, производительной силы труда пролетариата, с одной стороны, и ростом относительной промышленной резервной армии, перенаселением, нищетой, официальным пауперизмом - с другой. Составной элемент данного закона - закон накопления, к основным формам проявления которого относятся абсолютное и относительное обнищание.
Всеобщий закон накопления позволяет выявить диалектическое единство причин, связанных как с технологическим способом производства, так и с его общественной формой. В первом случае такой причиной выступает прогресс техники, который обусловливает опережающий рост спроса на средства производства в сравнении со спросом на рабочую силу. Этим объяснением ограничивается технологическая теория безработицы. Однако подобного объяснения недостаточно, поскольку в условиях гуманистического общества преодолениебезработицы не составляло бы особой проблемы: высвобожденным работникам предоставлялась бы возможность трудоустройства в других сферах и отраслях, для занятых сокращался бы рабочий день, не было бы занятости на двух и более работах, исключались бы сверхурочные работы и т.д. К сожалению, такая картина не отвечает действительности. Поэтому поиск причин безработицы с необходимостью должен быть дополнен анализом общественной формы - условий конкурентной борьбы, особенностей капиталистического накопления, которые делают безработицу неизбежной, так как"она является основным резервом для удовлетворения дополнительного спроса на рабочую силу в период подъема.

При этом она выступает и в качестве важного фактора давления на работников при снижении заработной платы.

Наряду с отмеченными системными причинами, безработица может быть также вызвана комплексом иных причины, связанных со структурными изменениями в экономике, неравномерностью развития производительных сил в народном хозяйстве и отдельных регионах, с постоянным прогрессом техники, особенно его революционной формой - НТР, диспропорциональностью развития экономики, ограниченностью спроса на товары и услуги, наконец, с элементарным поиском работниками новых рабочих мест, где выше заработная плата, более содержательная работа и т. д. В зависимости от условий данные причины безработицы могут выступать в качестве основных, поскольку закон капиталистического накопления не носит всеобщего характера, так как действует не во всех общественно-экономических формациях и даже не на протяжении всего периода существования капитализма.

Различают текущую, аграрную, застойную безработицу. Текущую - порождают структурные, технологические изменения в экономике, кризисы пере- и недопроизводства и т. п. К данной категории безработных относятся лица, которые имеют необходимую общеобразовательную и профессиональную подготовку, физически и психически здоровы. Непосредственной причиной их безработицы является превышение предложения рабочей силы над ее спросом вследствие неравномерного и диспропорционального развития производительных сил в разных сферах, отраслях и районах народного хозяйства. Чаще всего текущее перенаселение - это кратко- и среднесрочная безработица. Аграрное перенаселение обусловлено отсутствием достаточного количества рабочих мест в городах, что вынуждает сельских тружеников оставаться в селе, подрабатывая в городе, поскольку доходов от труда на земле недостаточно для нормального существования. Застойное перенаселение характеризуется нерегулярностью занятости отдельных категорий населения (сезонные работы, надомный труд). Нижний слой этой категории безработных - пауперы (нетрудоспособные и те, кто продолжительное время не могут найти работу).

В соответствии с производными причинами (относительно основной) выделяют безработицу технологическую, возникающую в результате вытеснения работников вследствие внедрения новой, как правило, автоматизированной техники; фрикционную - связанную с текучестью рабочей силы вследствие ее профессиональных, возрастных и региональных перемещений; структурную, обусловленную структурными изменениями, вызывающими несоответствие структуры рабочих мест и профессиональное несоответствие; циклическую, связанную с экономическими циклами и, прежде всего, кризисами; конверсионную, вызванную окончанием военных действий, значительным сокращением производства военной продукции; региональную, институционалную, скрытую. В развитых странах мира около 50 % прироста безработных обусловлено структурной формой безработицы. В зависимости от возраста выделяют молодежную безработицу, безработицу среди людей старшего возраста и т. д.
Безработица наносит значительный экономический ущерб государству. Согласно закону А. Оуэна, ее увеличение на 1 % приводит к потере годовой продукции более чем на 2 %, а ежегодный прирост ВНП в объеме 2,7 % удерживает долю безработных на постоянном уровне. На самих безработных отсутствие работы оказывает значительное психологическое давление, увеличивает количество сердечных заболеваний, трагических случаев. Потеря рабочего места в развитых странах по своему психологическому воздействию равнозначна смерти близкого родственника.

В западной экономической литературе широкое распространение получила концепция А.Филипса, в которой обосновывается обратная зависимость между темпами инфляции и уровнембезработицы на непродолжительном отрезке времени. В течение более длительного времени, согласно выводам современных экономистов, такая зависимость не проявляется.

Численность официально зарегистрированных безработных в развитых странах мира выросла с 11,7 млн чел. в 1965 г. до более 50 млн в середине 90-х гг. Если в США под полнойзанятостью в 1946 г. понимали ограничение безработицы 4%-м уровнем, то в начале 90-х гг. - уже 7%-м.

Приведенные данные свидетельствуют о действии закона народонаселения, сущность которого, по утверждению К. Маркса, заключается в росте промышленной резервной армии труда.

Достаточно привести высказывание на эту тему гениального Пушкина. В «Истории Пугачевского бунта» он упоминает о юридическом казусе, случившемся с соратником Пугачева, бывшем членом Комиссии по составлению законов, созданной Екатериной Великой: «Падуров, как депутат, в силу привилегий, данных указом, не мог ни в каком случае быть казнен смертью. Не знаю, прибегнул ли он во время суда к защите сего закона; может быть, он его не знал; может быть, судьи о том не подумали; тем не менее казнь сего злодея противу закона. Вот один из тысячи примером, доказывающих необходимость адвокатов».

Великие экономические достижения и буржуазные преобразования России в 60-х годах XIX в. заставили власть приступить к реформированию почти всех сфер, относящихся к государственной деятельности: военной, земской, крестьянской, судебной, школьной и т. д.

Самой значительной реформой являлась судебная 1864 г. Ее суть: отделение суда от исполнительной и законодательной власти , отмена сословных судов, учреждение суда присяжных; судьи становились независимыми и несменяемыми, учреждалась адвокатура. В основе ее деятельности решающими были принципы независимости и правозаступничества: адвокат являлся поверенным своего клиента. По содержанию и по форме созданная адвокатура напоминала французскую: система взысканий, порядок дисциплинарного производства , внутреннее самоуправление.

Как известно, Судебные уставы были введены в действие 17 апреля 1866 г. В этот же день были утверждены и первые присяжные поверенные (адвокаты). Их было 27, среди них К. К. Арсеньев, В. П. Гаевский, В. В. Самаринский-Быховец, Д. В. Стасов, В. И. Танеев, А. Н. Турчанинов, К. Ф. Хартулари и др. В 1913 г. адвокатов насчитывалось уже свыше 5,5 тыс. человек.

Кто мог быть присяжным поверенным? Ими могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имевшие дипломы университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по этим наукам (экстернат) и прослужившие не менее пяти лет по судебному ведомству на должностях, позволяющих приобрести практические навыки в производстве судебных дел, а также помощники присяжных поверенных, бывшие таковыми не менее пяти лет.

Статья 355 Учреждения судебных установлений перечисляет условия, по которым не могли быть присяжными поверенными лица моложе 25 лет, иностранцы , а также лица, объявленные несостоятельными должниками, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда; лица состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, состояв под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами; граждане, исключенные со службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; лица, кому по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.

Для того чтобы вступить в ряды присяжных поверенных, надо было подать прошение в совет присяжных поверенных. В прошении должны были быть указаны необходимые в соответствии с законом сведения.

Кроме того, к прошению прилагались документы, подтверждающие образование, стаж и другую необходимую информацию.

Вновь принятые в присяжные поверенные приносили присягу.

После этого его фамилия вносилась в список поверенных. Кандидатура утверждалась министром юстиции, в случае отказа решение могло быть обжаловано в Сенате.

Присяжные поверенные в соответствии с Судебными уставами имели права, несли обязанности и ответственность. Присяжные имели право вести гражданские дела во всех судах и получать вознаграждение.

Оплата определялась соглашением с клиентом в письменной форме.

Если такое соглашение отсутствовало, оплата определялась таксой, установленной Минюстом.

Кроме присяжных поверенных, существовали частные поверенные.

В отличие от присяжных поверенных, которые имели право выступать в любом суде на всей российской территории , частные поверенные имели право выступать в судах, которые выдали им разрешение на занятие этой должности. Частным поверенным необязательно было иметь высшее юридическое образование и стаж работы на юридическом поприще.

Среди прав, которые имели присяжные, было и право на корпоративное устройство. Присяжные каждого судебного округа образовывали совет. Высшим органом было общее собрание присяжных поверенных. На собрании избирались совет, его председатель и товарищ председателя. В компетенцию совета входили: прием и исключение присяжных поверенных, рассмотрение жалоб на ненадлежащее исполнение присяжными своих обязанностей, назначение поверенных для бесплатного ведения дел и т. п. Председателями советов избирались наиболее уважаемые адвокаты.

Нелегким было становление адвокатуры. Во-первых, это был организационный период; во-вторых, из-за упущений в отборе кандидатур в числе присяжных оказались недобросовестные люди, которые рассматривали свою деятельность «как торговлю словом». Вот определения, которыми их награждало общество: «присяжное жулье», «блудливый адвокатский язык». Звучали призывы: «Избавить нас от саранчи и адвокатов».

Однако наряду с этим в России появились специалисты, которые являлись гордостью русской адвокатуры. В адвокатуру приходило все больше образованнейших и талантливейших юристов. Среди них В. Д. Спасович, П. А. Потехин, А. И. Урусов, А. Л. Боровиковский, Ф. Н. Плевако, С. А. Андреевский, М. Ф. Громницкий, А. Я. Пассовер. Но и среди равных были первые. Это в перую очередь относится к Владимиру Даниловичу Спасовичу (1829-1906 гг.). Современники именовали его «Королем адвокатуры», а Ф. М. Достоевский сказал о нем: «Талант из ряда вон, сила!» Высказывания Спасовича о целях и задачах адвоката актуальны и сегодня.

Благодаря А. Ф. Кони эти задачи не остались забытыми: «…Загляну [в] в тайны души подсудимого… сказать в пользу обвиняемого все, чего последний сам не может, не умеет или не хочет сказать, не закрывая, однако, при этом глаз на истину… Дар свободного слова предоставлен адвокату для облегчения участи подсудимого, и им не следует пользоваться для распространения преступных или противообщественных идей.…Проявлять отвагу своего звания в названии вещей по их именам. <…> По политическим делам защита должна быть свободна, причем адвокат, и не будучи солидарен с подсудимым, должен, однако, иметь право высказать все возможное для оправдания или уменьшения вины подсудимого и для ослабления невыгодного впечатления в отношении чувств, руководивших последним. В своих приемах защита не должна давать увлечь себя неуместным соображениям о возможности надоесть или наскучить судьям… в делах, имеющих предметом щекотливые подробности, она должна рисовать не их, а лишь общие начертания предмета, подражая не детальной китайской живописи, а античной скульптуре».

Много ярких имен вписано в историю российской адвокатуры, много сделано ими для упрочения нравственности адвокатской профессии. Многие адвокаты всецело придерживались буквы и духа закона. Это благодаря их стараниям юридические консультации для населения были не только открыты, но и стали притягательной силой для неимущих граждан, права которых сплошь и рядом нарушались.

Члены Съезда понимали, что в ближайшем будущем Всероссийский союз адвокатов будет иметь огромное значение для профессиональной деятельности адвокатуры. Ведь именно на таких съездах в результате тесного общения, разработок литературы будут совершенствоваться правила адвокатской этики, организовываться и объединяться старшие и младшие члены сословия, что облегчит поддержание чести и достоинства адвокатского сословия в целом, содействуя подъему нравственного уровня, ограждая членов сословия от произвола и устраняя причины, стесняющие их деятельность.

Участники Съезда признавали, что Всероссийский союз адвокатов поможет объединить, расширить и умножить учреждения, стремящиеся выполнить общественные задачи адвокатуры, например по оказанию юридической помощи народу и по защите лиц, привлекаемых по политическим делам и пострадавшим в борьбе за свои убеждения. Союз окажет неоценимые услуги науке права и судебной практике, разрабатывая и кодифицируя богатый материал, накопленный членами сословия за многие годы своей профессиональной деятельности. Кроме того, Союз, чье веское мнение народные представители оценят по достоинству, будет помогать законодательной работе будущего русского парламента в разработке и обсуждении законопроектов. Всероссийский союз адвокатов будет содействовать осуществлению мероприятий, направленных на материальное обеспечение членов сословия и их семей в случае смерти, болезни или нетрудоспособности. От объединенной адвокатуры следует ждать решения трудного, но неотложного вопроса о пенсионной кассе и об иных видах взаимопомощи.

Союз насчитывал в своем составе 2,5 тыс. присяжных поверенных и их помощников, работающих в 64 городах. Многие делегаты были сильно политизированы и предложили участникам Съезда принять участие во всеобщей политической забастовке .

Однако Съезд не поддержал это предложение, посчитав, что «[п]о техническим условиям профессиональной деятельности адвокатуры провозглашение всеобщей политической забастовки неприемлемо».

Вскоре после Съезда некоторые его члены были привлечены за участие в Союзе адвокатов к жандармскому дознанию по обвинению по ст. 126 Уголовного уложения. Как только эта новость стала известной в общественных кругах, в жандармское управление стали пачками поступать заявления от адвокатов о своей принадлежности к этому Союзу, в результате чего гонения прекратились. Почти накануне всеобщей политической забастовки, 5-6 октября 1905 г., в Москве состоялся второй Съезд, который проходил в здании судебных установлений, в помещении Совета присяжных поверенных, куда во время одного из заседаний вошла полиция, потребовавшая прекращения проведения Съезда, однако участники отказались подчиниться, а очередной оратор продолжал говорить. Тогда городовые вывели его из зала, и заседание было закрыто. Следующие заседания Съезда проходили на частных квартирах и прерывались появлением полиции, что, несомненно, усиливало общее настроение участников.

Российская адвокатура после событий 1917 г. и до наших дней

Следует отметить, что большинство выдающихся адвокатов не участвовало в политической борьбе того периода, считая, что они «не политики, а судебные деятели… независимы в исполнении своего адвокатского долга». В. Д. Спасович, выражая мнение независимых мэтров российской адвокатуры , сформулировал эту позицию следующим образом: «За всякий прогресс, но легальный, за всякую эволюцию, но не революцию, за установления порядка по соглашению всех партий на арене парламента — без кровопролития и убийств ».

Спасович неслучайно акцентировал внимание на парламентской борьбе за прогресс. Он считал, что все важнейшие вопросы демократического государства должны обсуждаться и решаться в парламенте.

И, надо сказать, адвокаты принимали деятельное участие в работе Государственной Думы : в состав I Думы входили 36 присяжных заседателей и их помощников, в составе II Думы их было 32, в III Думе — 29, а в IV — 23. Некоторые адвокаты входили в состав Временного правительства .

28 февраля 1917 г. Временный комитет Государственный Думы назначил комиссаров в министерства и другие государственные учреждения. Представителями Временного комитета в Министерстве юстиции стали адвокаты В. А. Маклаков, М. С. Аджемов и В. П. Басаков. Среди лидеров Февральской революции ярко и весомо обозначилась фигура одного из самых политически активных и харизматичных «молодых адвокатов» — А. Ф. Керенского, который с упоением принял и оценил ее: «Бескровная революция, это была моя всегдашняя мечта…» На растущей волне своей популярности он без особого труда добился санкции Петроградского совета на занятие поста министра юстиции во Временном правительстве, где броско объявил себя «заложником революционной демократии». Утром 3 марта он, с трудом сдерживая радостную эйфорию, гордо сообщил по телефону признанному корифею отечественной адвокатуры Н. П. Карабчевскому: «Сегодня в ночь сформировано Временное правительство. Я взял портфель министра юстиции». Но это был далеко не праздный звонок. Новоиспеченный министр юстиции предложил председателю Петербургского совета присяжных поверенных забыть их давние идейные разногласия и попросил оказать помощь при подборе состава министерства и Сената: «Не можете ли Вы собрать Ваших товарищей по Совету сегодня? Я хотел бы посоветоваться, чтобы наметить кандидатов». Это обращение Керенского однозначно указывало на то, что ядром будущего Министерства юстиции и высшей судебной инстанции России должны были стать представители адвокатского сословия; тем самым Керенский хотел «поставить правосудие на недосягаемую высоту».

Временного правительства, которых оно, как правило, привлекало из среды адвокатуры, по воспоминаниям Н. К. Муравьева, «считали своим долгом явиться с визитом к председателю Петроградского совета присяжных поверенных Н. П. Карабчевскому, который обыкновенно приурочивал их прием к заседанию нашей подкомиссии». В первый же день руководства Министерством юстиции А. Ф. Керенский обратился к советам присяжных поверенных с телеграммой, в которой просил их «принять посильное участие в установлении истинного правосудия в нашей Родине и поднятии его на высоту, соответствующую величию народа и важности исторического момента». Он лично явился на заседание Петроградского совета присяжных поверенных, которое проводилось на квартире председателя Совета Карабчевского.

Обратившись к присутствующим с краткой речью, министр просил Совет «способствовать по мере сил водворению порядка и законности ».

Опора высокопоставленного представителя новой власти на коллег по адвокатскому цеху во многом объяснялась тем, что Керенский считал эту профессиональную корпорацию единственной в России, «до последнего времени сохранивш[ей] верность чести и долгу», и подчеркивал, что «право соблюдалось только в этой корпорации».

Вскоре в России вновь произошла смена власти. Что изменилось в деятельности адвокатуры с установлением правления большевиков? Первый же Декрет от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. № 1 «О суде» упразднил адвокатуру и постановил: «Каждый человек может выступать в качестве адвоката защиты, пока у него или у нее имелось правильное сознание».

Первая попытка создать институт адвокатуры была предпринята в Декрете от 15 февраля 1918 г. № 2 «О суде», в котором устанавливалось, что при местных советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов должны создаваться коллегии правозаступников. Предполагалось, что правозаступничество может осуществляться как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты.

21 октября 1920 г. ВЦИК утвердил Положение о Народном суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики , в котором говорилось об учреждении коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе . Создавались они «для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе». Указанные коллегии защитников учреждались при советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Члены этих коллегий становились госслужащими, их содержание устанавливалось в размере оклада народного судьи . Плата с клиентов поступала на счет народного комиссариата юстиции.

11 мая 1920 г. СНК РСФСР принял Декрет «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием». Этим лицам предписывалось в течение трех дней зарегистрироваться в отделах по учету и распределению рабочей силы местных советов. После регистрации их распределяли на работу юристами в учреждения в порядке отбывания трудовой повинности.

29 июня того же года III Всероссийский съезд работников юстиции обнародовал план привлечения защитников к отбыванию трудовой повинности. Вводилась система: вместо членов коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в суды направляли для ведения дел юристов, работавших в частных организациях или госучреждениях.

Все это делалось на основе обязательной трудовой повинности. 26 мая 1922 г. III сессией ВЦИК было принято Постановление «Об адвокатуре», а 5 июля того же года Народным комиссариатом юстиции (НКЮ) было утверждено Положение о коллегии защитников. В соответствии с этими нормативными документами в каждой губернии при губернских судах создавалась коллегия защитников, которая являлась общественной организацией. Руководил коллегией президиум, избираемый общим собранием. В его компетенцию входили следующие вопросы: прием членов коллегии, исключение их за порочащие проступки, рассмотрение дисциплинарных дел, организация юридических консультаций. Надзор возлагался на суды и прокуратуру . Частная адвокатская практика вышеназванными положениями не регулировалась.

27 февраля 1932 г. НКЮ было утверждено Положение о коллективах членов коллегии защитников. Данный правовой акт регулировал вопросы организации коллективов ЧКЗ и руководства их деятельностью; порядок приема и выхода из состава членов коллективов; практиканства в коллективах ЧКЗ; управления коллективами ЧКЗ и многие другие.

Пережив многочисленные реорганизации, российская адвокатура окончательно сформировалась с принятием Совнаркомом СССР 16 августа 1939 г. Положения об адвокатуре СССР. В соответствии с Положением для оказания юридической помощи населению создавались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов.

Помощь населению оказывалась путем дачи юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т. п.); составления заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан , учреждений, организаций и предприятий ; участия адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.

Членами коллегии адвокатов могли быть лица, имеющие высшее юридическое образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров , следователей и юрисконсультов. Кроме того, заниматься адвокатской деятельностью могли лица, не состоявшие в коллегии адвокатов. Однако они допускались к занятию адвокатской деятельностью с разрешения народного комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом инструкцией НКЮ СССР.

Не могли быть членами коллегии адвокатов лица, ранее судимые, лишенные избирательных прав , находящиеся под следствием и судом.

О том, как работало Положение об адвокатуре СССР от 16 августа 1939 г., вспоминает выдающийся организатор адвокатуры, проработавший в Министерстве юстиции почти полвека, кандидат юридических наук, почетный адвокат России, заслуженный юрист Российской Федерации Исай Юльевич Сухарев: «Вся деятельность адвокатских образований протекала под неусыпным оком наркоматов, а впоследствии министерств и органов юстиции.

Формирование самой коллегии и создаваемых ею юридических консультаций, прием новых членов и исключение провинившихся, даже размер адвокатского заработка — все эти вопросы решались по указке или по согласованию с чиновниками и местными партийными органами (не ниже обкома!). Особенно грозно звучала статья 12 упомянутого Положения. Она давала наркомам юстиции Союза и союзных республик право «отвода» принятых в коллегию адвокатов. Причем это право толковалось расширительно: «отвести» могли даже того, кто десятки лет отдал адвокатуре, не удосуживаясь при этом объяснить причины.

В начале пятидесятых годов, в разгар борьбы с космополитизмом, таким образом были лишены права на профессию более ста ленинградских адвокатов, в том числе такие выдающиеся, как Я. Киселев, Л. Мазель, Н. Рожанский, И. Олягова, Г. Ярженец, И. Адмони-Красный и др.

Подобная акция, как я знаю, готовилась и в Москве.

О том, какие подчас нелепые домыслы ложились в основу такого рода репрессий, можно судить по делу об отводе из коллегии известного ленинградского адвоката Ефима Бегуна, которым довелось заниматься и мне, только что назначенному ревизором отдела адвокатуры Минюста РСФСР. Поступившая в министерство жалоба адвоката на отвод показалась мне настолько убедительной, что я обратился к министру (Ф. Беляеву) с просьбой выехать на место для проверки фактов. И вот что обнаружил.

Адвокат Бегун защищал в суде молодого человека, обвиненного в убийстве тещи. Единственной объективной уликой его причастности к убийству следствие называло совместную трапезу молодого человека с погибшей за несколько минут до трагедии. А подтверждался факт совместного ужина… наличием лапши как на столе в комнате зятя, так и в желудке убитой. В четырехчасовой защитительной речи (она стенографировалась) адвокат начисто отвел все косвенные доказательства виновности подсудимого и обратился к главному. Можно ли считать наличие лапши в желудке убитой прямым доказательством того, что женщина ужинала именно в комнате зятя? Да ни в коем случае! Поскольку лапшовый концентрат выдавался по карточкам всем ленинградцам и был в то время их обычной пищей.

Суд согласился с доводами адвоката и оправдал подзащитного.

Президиум Ленгорколлегии нашел речь адвоката образцовой и направил ее стенограмму в ЛГУ в качестве пособия для будущих юристов.

А вот там нашелся доцент, усмотревший в доводах адвоката… клевету на героических ленинградцев. Разве могли они в нашей замечательной стране питаться одной лапшой?! В обком КПСС полетел донос — и на политически близорукого адвоката, и на коллегию, пытавшуюся пропагандировать домыслы клеветника.

Выяснив все это, я пришел к выводу о необоснованности решения об отводе адвоката, о чем и доложил министру. Он согласился с моим заключением и отменил приказ. Добавлю, что в период хрущевской «оттепели» были отменены и другие такого рода приказы, в том числе об отводе упомянутых ранее ста с лишним ленинградских адвокатов.

Правда, не все из них дожили до реабилитации».

Высшим органом коллегии адвокатов было общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом — президиум.

Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов созывалось не реже одного раза в год.

В коллегии адвокатов, насчитывающей более 300 человек, вместо общего собрания могла созываться конференция.

Общее собрание считалось правомочным при участии в нем не менее 2/3 состава членов коллегии.

Конференция членов коллегии адвокатов созывалась исходя из нормы представительства , устанавливаемой президиумом коллегии адвокатов, и считалась правомочной при участии в ней не менее 2/3 делегатов, избранных по юридическим консультациям.

Все вопросы общим собранием (конференцией) решались большинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании.

Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов созывалось по инициативе президиума коллегии адвокатов, по предложению

Министерства юстиции РСФСР, министерства юстиции автономной республики, отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского cовета народных депутатов, а также по требованию не менее 1/3 состава коллегии.

Собрание обладало следующими полномочиями:

  • избирало президиум коллегии адвокатов и ревизионную комиссию;
  • устанавливало численный состав, штаты, смету доходов и расходов коллегии адвокатов с последующим утверждением советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского совета народных депутатов;
  • заслушивало и утверждало отчеты о деятельности президиума коллегии и ревизионной комиссии;
  • утверждало по согласованию с профсоюзными органами правила внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов;
  • определяло порядок оплаты труда адвокатов в соответствии с правилами, устанавливаемыми Министерством юстиции СССР;
  • рассматривало жалобы на постановления президиума коллегии;
  • рассматривало другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии адвокатов.

Президиум коллегии адвокатов избирался общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года. Количество членов президиума определялось общим собранием (конференцией). Избранными в состав президиума считались кандидаты, получившие большинство голосов адвокатов, участвующих в голосовании.

Президиум коллегии адвокатов в соответствии со своими полномочиями созывал общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов; в установленном порядке организовывал юридические консультации и руководил их деятельностью, проводил проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов; назначал и освобождал от работы заведующих юридическими консультациями по согласованию с министерством юстиции автономной республики, отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского совета народных депутатов; принимал в члены коллегии и в состав стажеров; организовывал прохождение стажировки, распределял адвокатов по юридическим консультациям и решал вопросы их перевода из одной консультации в другую, а также отчислял и исключал из членов коллегии и из состава стажеров; утверждал штаты и сметы юридических консультаций; проводил мероприятия по повышению идейно-политического уровня и юридической квалификации членов коллегии; осуществлял контроль за качеством работы адвокатов, обобщал и распространял положительный опыт работы юридических консультаций и адвокатов, разрабатывал и издавал методические пособия по вопросам адвокатской деятельности; осуществлял контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов, применял меры поощрения, рассматривал дела о дисциплинарных проступках членов коллегии и налагал на виновных дисциплинарные взыскания; осуществлял контроль за соблюдением установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в юридических консультациях; организовывал изучение и обобщение по имеющимся в коллегии материалам причин преступных проявлений и иных нарушений законности и вносил соответствующие предложения в государственные и общественные организации, а также организовывал участие адвокатов в пропаганде советского законодательства; осуществлял контроль за соблюдением порядка оплаты юридической помощи, принимал решения об оказании юридической помощи бесплатно; распоряжался средствами коллегии в соответствии со сметой; представлял коллегию адвокатов в государственных и общественных организациях; осуществлял мероприятия по улучшению материально-бытовых условий адвокатов и административно-технического персонала коллегии, а также по охране их труда; вел статистическую работу и финансовую отчетность по установленным формам и представлял ее министерству юстиции автономной республики, отделу юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского совета народных депутатов; представлял совету министров автономной республики, исполнительному комитету краевого, областного, городского совета народных депутатов, Министерству юстиции РСФСР сообщения о деятельности коллегии адвокатов.

Деятельность президиума строилась на основе коллективности руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами коллегии адвокатов, широкого привлечения адвокатов к работе президиума.

Президиум коллегии адвокатов проводил свои заседания при наличии не менее половины членов президиума, решения принимались большинством голосов.

Согласно ст. 11 Положения в члены коллегии адвокатов принимались граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии указанных лиц мог быть обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев.

Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могли быть приняты в коллегию адвокатов после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года.

Члены коллегии адвокатов и стажеры не могли состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение допускалось для лиц, занимавшихся научной или педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работавших в районах, в которых объем адвокатской работы был недостаточным.

Отчисление адвоката из коллегии, как и прием, производился президиумом коллегии адвокатов. Основанием служили: заявление адвоката; неудовлетворительный результат испытания, обусловленного при приеме в коллегию адвокатов; невозможность исполнения адвокатом своих обязанностей вследствие недостаточной квалификации либо по состоянию здоровья.

Исключение адвоката из коллегии производилось президиумом коллегии адвокатов за систематическое нарушение внутреннего трудового распорядка или недобросовестное выполнение своих обязанностей, если к адвокату ранее применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия; совершение иных проступков, несовместимых с пребыванием в коллегии.

Отчисление и исключение из коллегии адвокатов могли быть обжалованы в судебном порядке в месячный срок со дня вручения копии постановления президиума коллегии об отчислении или исключении.

В ст. 15 и 16 подробно регламентировались права и обязанности членов коллегии адвокатов.

Член коллегии адвокатов имел право:

  • избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов;
  • ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, касающиеся деятельности коллегии, вносить предложения по улучшению ее работы и принимать участие в их обсуждении;
  • принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения;
  • выйти из состава коллегии адвокатов.

Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, был правомочен:

  • представлять права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входило разрешение соответствующих вопросов;
  • запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии.

Адвокат не мог быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.

В свою очередь адвокат обязывался точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обратившихся к нему за юридической помощью; он был не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи.

За нарушение требований Закона об адвокатуре в СССР, Положения об адвокатуре 1980 г. и других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры, адвокаты могли быть привлечены к дисциплинарной ответственности .

Дисциплинарные взыскания применялись президиумом коллегии адвокатов непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни адвоката или пребывания его в отпуске. Взыскание не могло быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Статья 26 предусматривала следующие меры дисциплинарных взысканий, налагаемых президиумом коллегии адвокатов:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • исключение адвоката из коллегии.

При наложении дисциплинарного взыскания должна была учитываться тяжесть совершенного проступка.

Дисциплинарные взыскания, порядок их наложения, снятия и обжалования, предусмотренные Положением об адвокатуре 1980 г., распространялись также и на стажеров.

Представляют большой интерес взаимоотношения адвокатуры с государственными органами и общественными организациями.

Общее руководство коллегиями адвокатов согласно ст. 31 осуществляли Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательством, определяющим их компетенцию как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских советов народных депутатов.

Статья 32 определяла взаимоотношения Министерства юстиции СССР с адвокатурой. В соответствии с Законом об адвокатуре в СССР Министерство юстиции СССР в пределах своей компетенции контролировало соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона об адвокатуре в СССР, Положения об адвокатуре 1980 г., других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры; устанавливало порядок оплаты юридической помощи и по согласованию с соответствующими ведомствами условия оплаты труда адвокатов; издавало инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры; устанавливало особенности порядка организации и деятельности межтерриториальных и других коллегий адвокатов.

Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских советов народных депутатов в пределах своей компетенции контролировали соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона об адвокатуре в СССР, Положения об адвокатуре 1980 г., других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры; устанавливало порядок оказания адвокатами юридической помощи гражданам и организациям; заслушивало сообщения председателей президиумов коллегий адвокатов о работе коллегий; содействовало созданию условий для наиболее полного использования адвокатами предоставленных им законом прав и выполнения возложенных на них обязанностей; обобщало практику работы коллегий адвокатов, организовывало распространение положительного опыта работы президиумов коллегий, юридических консультаций и отдельных адвокатов; издавало инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры.

Коллегии адвокатов при осуществлении задач адвокатуры поддерживали связи с государственными органами и общественными организациями, оказывали правовую помощь трудовым коллективам, народным депутатам, добровольным народным дружинам, товарищеским судам и другим органам общественной самодеятельности, ведущим борьбу с правонарушениями , участвовали в правовой пропаганде и разъяснении законодательства населению.

Положение об адвокатуре 1980 г. просуществовало почти 22 года, что свидетельствует о вдумчивом и профессиональном подходе к подготовке данного нормативного акта . Рыночные отношения, установившиеся в нашем обществе , предопределили судьбу документа, явившегося фундаментом Закона об адвокатуре.