Проблемы карательно-воспитательного процесса в исправительных учреждениях. Карательно-воспитательный процесс и его правовое регулирование То есть, об акционизме сами узнали
Карательно-воспитательный процесс - это системная деятельность в рамках исполнения уголовного наказания, предусматривающая исправление, перевоспитание осужденного.
Карательное воздействие носит комплексный характер и реализуется путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных режимом отбывания конкретного наказания. Применение этих правоограничений – не самоцель, их назначение состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответствии с задачами, стоящими перед уголовно-исполнительным законодательством. Указанные правооганичения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на личность осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений
Карательный и воспитательный процесс имеют и существенную разницу. В общих чертах их отличие заключается в следующем:
Кара всегда устанавливается за совершенное преступление, а меры воспитательного воздействия всегда применяются в связи с совершенным преступлением;
Кара носит характер устрашения, а меры воспитательного воздействия не обладают данным признаком;
Кара – это всегда осуждение и порицание со стороны государства, а меры исправительного воздействия не порицают и не осуждают;
Применение мер воспитательного воздействия всегда индивидуально (персонефицировано), а кара такого признака не имеет, другое дело, что объем карательного воздействия может быть различным и зависит от тяжести совершенного преступления, общественной опасности личности виновных, вида исправительного учреждения, условий режима и пр.;
Кару осуществляют только наделенные властными полномочиями специализированные органы, а в применении мер исправительного воздействия (воспитательного) принимают участие и иные органы и лица, например, педагоги средних школ, мастера профессионально-технического обучения, служители культа.
Представляется, что воспитательный процесс в местах лишения свободы нельзя отождествлять с воспитательным процессом вообще, поскольку в исправительных учреждениях данный процесс всегда сопряжен с применением карательного воздействия. Если в обычных школах, училищах, колледжах происходит воспитание личности, то в местах лишения свободы, как правило, осуществляется процесс исправления и перевоспитания. К тому же в местах лишения свободы воспитательный процесс осуществляют специализированные органы, и базируется данный процесс на специфических дисциплинах: специальная педагогика (пенитенциарная), специальная психология и др., поскольку невозможно не учитывать психологические особенности личности преступника, применяя в связи с этим особые методы и приемы
Все, что есть в сети по этому вопросу:
Карательно-воспитательный процесс - это системная деятельность в рамках исполнения уголовного наказания, предусматривающая исправление, перевоспитание осужденного.
Основные этапы процесса исправления:
1. Подготовительный этап.
При поступлении к месту отбывания наказания на основе полученных документов осужденного и беседы с ним проводится педагогическая диагностика. Выясняется, что представляет собой осужденный как личность, причины его девиантного поведения, позитивные аспекты личности, отношение к решению суда, к отбыванию наказания и др. Полученные данные позволяют воспитателям определить цели и задачи перевоспитательной работы на начальный и последующий периоды срока наказания, особенности взаимодействия с осужденным и возможности их реализации. На этой основе определяется вариант (методика) реализации функционирующей в данном пенитенциарном учреждении технологии перевоспитания каждого осужденного. Затем следует планирование реализации воспитательной деятельности с прибывшим осужденным.
^ 2. Этап непосредственной реализации.
Реализация технологии начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникновения конфликта между ним и коллективом, группой и другим осужденным. В этом случае и характер педагогической деятельности имеет свое, специфичное содержание, определяемое средой и опытом воспитателей.
Постепенно осужденный вливается в общий сложившийся исправительно-воспитательный процесс на период назначенного ему срока. Завершается адаптация постепенным втягиванием осужденного в общий ритм труда, отдыха, взаимоотношений с окружающими. Собственно исправительный процесс включает ряд подэтапов.
В общем процессе реализации технологии исправления от воспитателей требуется особенно большое терпение, проявление гибкости, творчества, инициативы и оптимизма, уверенности в своей способности добиться позитивного результата в воспитательной работе с каждым осужденным. Действенность практической реализации исправительного процесса обеспечивается искусством педагогической деятельности воспитателей, его эффективность определяется степенью исправления осужденного.
По степени исправления осужденных выделяют три группы.
Первая группа - встал на путь исправления. Осужденные характеризуются положительным отношением к труду, соблюдением требований режима, положительным отношением к воспитательным мероприятиям, стремлением к повышению общеобразовательного и профессионального уровня, участием в общественной жизни учреждения и в работе самодеятельных организаций.
Вторая группа - твердо встал на путь исправления. Осужденные характеризуются проявлением инициативы в трудовой деятельности, соблюдением требований режима и положительным влиянием на других осужденных, непосредственным участием в проводимых воспитательных мероприятиях, положительным отношением к обучению в школе и к профессиональной подготовке, активным участием в работе самодеятельных организаций, признанием своей вины, раскаянием в совершенном преступлении.
Третья группа - доказал свое исправление. Осужденные, кроме вышеизложенного, отличаются самовоспитанием, самообразованием. Они, как правило, составляют руководящее ядро самодеятельных организаций, открыто осуждают свою прошлую преступную деятельность.
На практике встречается и более детальная классификация осужденных по степени исправления.
Выделяются и три группы лиц, не вставшие на путь исправления. Среди них:
Четвертая группа - «болото» (такое название ввел в свое время А.С. Макаренко) - это осужденные, которые характеризуются неопределенным поведением.
Пятая группа - грубые нарушители установленного порядка. Это лица, не желающие подчиняться требованиям администрации, допускающие грубые нарушения режима отбывания наказания, поддерживающие открыто или скрыто неформальных отрицательных лидеров.
Шестая группа - злостные нарушители. Это лидеры отрицательных группировок и их опора.
Выделяют иногда в отдельную группу тех осужденных, кто недостаточно изучен и не может быть отнесен к тем или иным.
Встречаются и другие классификации, например, стратификация, т.е. деление осужденными самих себя на слои, касты (страты).
Одна из исключительно важных проблем в работе с осужденными - это обеспечение связи их помыслов, чувств с семьей (если в ней есть хоть какой-то позитивный потенциал), с родственниками, наиболее близкими ему людьми. В каждом конкретном случае эта проблема носит индивидуальный характер.
Работа с заключенными требует от администрации и воспитателей достаточной гибкости, своевременного анализа действенности педагогической деятельности на каждом под этапе, коррекции своих усилий, обеспечения наибольшей индивидуализации воспитательной деятельности.
Следует отметить также, что подэтапы воспитательной деятельности по своему содержанию и направленности зависят от ряда факторов, в том числе:
Особенностей осужденного;
Срока пребывания в пенитенциарном учреждении, назначенного для осужденного;
Своеобразия коллектива осужденных, его позитивных воспитательных возможностей;
Педагогического опыта администрации и воспитателей;
Воспитательных возможностей самого учреждения. Данные факторы отражаются на качественно-количественных характеристиках протекания подэтапов педагогической деятельности по исправлению (перевоспитанию) осужденного; на времени протекания каждого подэтапа; на включенности самого осужденного в процесс самоисправления, самовоспитания и т. д.
Заключительный подэтап педагогической деятельности, как правило, носит особый характер. Он часто во многом зависит от предшествующей воспитательной работы с осужденным. В этот период возникают новые проблемы: предстоящее самообеспечение, восстановление связи с близкими для них людьми, наличие постоянного места жительства, трудоустройство и многие другие, если они не решены в процессе отбывания наказания.
В этот период особенно важны согласованные действия социального воспитания и социальной работы. Они во многом могут предопределять перспективы действенности всей исправительной деятельности.
^ 3. Заключительный этап.
На данном этапе имеет место оценка действенности всей воспитательной работы с человеком и выводы для работы с другими. Такая оценка может быть дана далеко не сразу после отбывания срока осужденным. Для него начинается подэтап адаптации после отбывания наказания. Именно адаптационный период нередко определяет перспективы рецидивности бывшего осужденного. Данный факт зависит от действенности воспитания, осознания бывшим осужденным необходимости соблюдения правовых норм, а также от наличия места жительства, возможности трудоустройства, особенностей среды, в которой предстоит жить, ее нравственного климата, отношения к бывшему осужденному окружающих.
Исправительно-воспитательный процесс осуществляется в специфических условиях пенитенциарного учреждения. К таким условиям относятся:
а) Частичная или полная изоляция осужденных от общества.
б) Отдельное содержание в течение длительного времени мужчин или женщин.
в) Процесс перевоспитания в условиях исполнения уголовного наказания.
г) Жесткие правовые рамки жизни, учебы и труда, а также взаимоотношений осужденных с воспитателями и администрацией.
д) Специфический статус осужденных, регламентированный специальными правами и обязанностями.
44. Понятие и содержание процесса карательно-воспитательного воздействия.
Все, что есть в сети по этому вопросу:
Карательно-воспитательный процесс - это системная деятельность в рамках исполнения уголовного наказания, предусматривающая исправление, перевоспитание осужденного.
Основные этапы процесса исправления:
1. Подготовительный этап.
При поступлении к месту отбывания наказания на основе полученных документов осужденного и беседы с ним проводится педагогическая диагностика. Выясняется, что представляет собой осужденный как личность, причины его девиантного поведения, позитивные аспекты личности, отношение к решению суда, к отбыванию наказания и др. Полученные данные позволяют воспитателям определить цели и задачи перевоспитательной работы на начальный и последующий периоды срока наказания, особенности взаимодействия с осужденным и возможности их реализации. На этой основе определяется вариант (методика) реализации функционирующей в данном пенитенциарном учреждении технологии перевоспитания каждого осужденного. Затем следует планирование реализации воспитательной деятельности с прибывшим осужденным.
2. Этап непосредственной реализации.
Реализация технологии начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникновения конфликта между ним и коллективом, группой и другим осужденным. В этом случае и характер педагогической деятельности имеет свое, специфичное содержание, определяемое средой и опытом воспитателей.
Постепенно осужденный вливается в общий сложившийся исправительно-воспитательный процесс на период назначенного ему срока. Завершается адаптация постепенным втягиванием осужденного в общий ритм труда, отдыха, взаимоотношений с окружающими. Собственно исправительный процесс включает ряд подэтапов.
В общем процессе реализации технологии исправления от воспитателей требуется особенно большое терпение, проявление гибкости, творчества, инициативы и оптимизма, уверенности в своей способности добиться позитивного результата в воспитательной работе с каждым осужденным. Действенность практической реализации исправительного процесса обеспечивается искусством педагогической деятельности воспитателей, его эффективность определяется степенью исправления осужденного.
По степени исправления осужденных выделяют три группы.
Первая группа - встал на путь исправления. Осужденные характеризуются положительным отношением к труду, соблюдением требований режима, положительным отношением к воспитательным мероприятиям, стремлением к повышению общеобразовательного и профессионального уровня, участием в общественной жизни учреждения и в работе самодеятельных организаций.
Вторая группа - твердо встал на путь исправления. Осужденные характеризуются проявлением инициативы в трудовой деятельности, соблюдением требований режима и положительным влиянием на других осужденных, непосредственным участием в проводимых воспитательных мероприятиях, положительным отношением к обучению в школе и к профессиональной подготовке, активным участием в работе самодеятельных организаций, признанием своей вины, раскаянием в совершенном преступлении.
Третья группа - доказал свое исправление. Осужденные, кроме вышеизложенного, отличаются самовоспитанием, самообразованием. Они, как правило, составляют руководящее ядро самодеятельных организаций, открыто осуждают свою прошлую преступную деятельность.
На практике встречается и более детальная классификация осужденных по степени исправления.
Выделяются и три группы лиц, не вставшие на путь исправления. Среди них:
Четвертая группа - «болото» (такое название ввел в свое время А.С. Макаренко) - это осужденные, которые характеризуются неопределенным поведением.
Пятая группа - грубые нарушители установленного порядка. Это лица, не желающие подчиняться требованиям администрации, допускающие грубые нарушения режима отбывания наказания, поддерживающие открыто или скрыто неформальных отрицательных лидеров.
Шестая группа - злостные нарушители. Это лидеры отрицательных группировок и их опора.
Выделяют иногда в отдельную группу тех осужденных, кто недостаточно изучен и не может быть отнесен к тем или иным.
Встречаются и другие классификации, например, стратификация, т.е. деление осужденными самих себя на слои, касты (страты).
Одна из исключительно важных проблем в работе с осужденными - это обеспечение связи их помыслов, чувств с семьей (если в ней есть хоть какой-то позитивный потенциал), с родственниками, наиболее близкими ему людьми. В каждом конкретном случае эта проблема носит индивидуальный характер.
Работа с заключенными требует от администрации и воспитателей достаточной гибкости, своевременного анализа действенности педагогической деятельности на каждом под этапе, коррекции своих усилий, обеспечения наибольшей индивидуализации воспитательной деятельности.
Следует отметить также, что подэтапы воспитательной деятельности по своему содержанию и направленности зависят от ряда факторов, в том числе:
Особенностей осужденного;
Срока пребывания в пенитенциарном учреждении, назначенного для осужденного;
Своеобразия коллектива осужденных, его позитивных воспитательных возможностей;
Педагогического опыта администрации и воспитателей;
Воспитательных возможностей самого учреждения. Данные факторы отражаются на качественно-количественных характеристиках протекания подэтапов педагогической деятельности по исправлению (перевоспитанию) осужденного; на времени протекания каждого подэтапа; на включенности самого осужденного в процесс самоисправления, самовоспитания и т. д.
Заключительный подэтап педагогической деятельности, как правило, носит особый характер. Он часто во многом зависит от предшествующей воспитательной работы с осужденным. В этот период возникают новые проблемы: предстоящее самообеспечение, восстановление связи с близкими для них людьми, наличие постоянного места жительства, трудоустройство и многие другие, если они не решены в процессе отбывания наказания.
В этот период особенно важны согласованные действия социального воспитания и социальной работы. Они во многом могут предопределять перспективы действенности всей исправительной деятельности.
3. Заключительный этап.
На данном этапе имеет место оценка действенности всей воспитательной работы с человеком и выводы для работы с другими. Такая оценка может быть дана далеко не сразу после отбывания срока осужденным. Для него начинается подэтап адаптации после отбывания наказания. Именно адаптационный период нередко определяет перспективы рецидивности бывшего осужденного. Данный факт зависит от действенности воспитания, осознания бывшим осужденным необходимости соблюдения правовых норм, а также от наличия места жительства, возможности трудоустройства, особенностей среды, в которой предстоит жить, ее нравственного климата, отношения к бывшему осужденному окружающих.
Исправительно-воспитательный процесс осуществляется в специфических условиях пенитенциарного учреждения. К таким условиям относятся:
а) Частичная или полная изоляция осужденных от общества.
б) Отдельное содержание в течение длительного времени мужчин или женщин.
в) Процесс перевоспитания в условиях исполнения уголовного наказания.
г) Жесткие правовые рамки жизни, учебы и труда, а также взаимоотношений осужденных с воспитателями и администрацией.
д) Специфический статус осужденных, регламентированный специальными правами и обязанностями.
Остальные несут иные виды кары, которые являются более мягкими.
Статья 43. Понятие и цели наказания
1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Общая информация
Что представляет из себя наказание в уголовном праве?
Это определенный вид кары или принуждения к страдательным действиям с целью достижения конкретной цели по перевоспитанию , а не с целью самого факта причинения.
Наказание предусматривает факт лишения лица, преступившего закон, определенного вида благ . Наказание направлено на какие-либо страдания преступника за те неправомерные действия, которые были им совершены. Но любой вид наказания относительно преступника назначается в зависимости от некоторых факторов , например, тяжести преступления, наличия обстоятельств смягчающего характера и т.д.
Любое наказание несет в себе некий оттенок возмездия , но ни в коем случае им не является, наказание регулируется напрямую законом .
Сущность любого наказания заключается в каре , то есть оно является мерой ответа уголовного характера и познается в действиях, которые предусмотрены непосредственно законом, таких как лишение свободы на установленный срок или ограничение любого права.
Сущность уголовного наказания
Два понятия, такие как и имеют весьма плотную связь.
Наказание можно рассматривать в качестве ответной реакции от лица государства на деяние уголовного характера, которое было совершено неким лицом.
Что касается сущности уголовного наказания , то она заключена в наказуемости преступления, тем самым сам закон уголовного характера является неким способом манипулирования людским поведением.
Уголовное наказание несет в своей сущности наказание принудительного порядка .
То есть со стороны правоохранительных органов в сторону осужденного направлено применение наказания , а преступник должен беспрекословно ему подчиниться, тем самым он лишается свободы и определенных видов права .
Сама сущность наказания уголовного порядка несет некий карательный процесс , который будет иметь различия у разных видов предусмотренного наказания, и будет учитывать все факторы, относящиеся к конкретному делу.
Чтобы назначить определенное наказание преступнику, необходимо рассмотреть некие факторы, которые относятся к осужденному :
- Тяжесть его преступления;
- Личностные свойства преступника.
То есть осужденный может быть наказан такими способами , как:
- Полная изоляция от общества путем лишения свободы;
- Преступник может быть ограничен лишь в определенных правах трудового характера;
- Преступник может быть лишен неких материальных благ, например ежемесячной заработной платы;
- И в самых тяжелых случаях органы правоохранения имеют право лишить преступника жизни.
Наказание и его меры напрямую зависит от судебного разбирательства , за судом остается последнее слово касательно не только самого наказания, но и его сроков.
Несовершеннолетних
преступники не имеют никаких привилегий, им не предусмотрено особое наказание, они несут ответственность на общих правах
.
Законодательство не рассматривает в отношении несовершеннолетних особого смягчения наказания. Единственное, что может смягчить наказание подобным преступникам – это .
Также к ним не будут относиться виды наказания, предусмотренные для другой категории граждан, имеющих отличный от них статус, например, несовершеннолетних не могут и т.д.
Для несовершеннолетних преступников существуют такие , как:
- Денежный за содеянное;
- Лишение права на занятие определенной деятельностью, если тому позволяет статус преступника;
- Обременение на ;
- Обременение на ;
- , установленный судом.
Если совершеннолетний преступник получил наказание в виде штрафа, то он не может превышать 50 тысяч рублей
, либо должен иметь размер, равный доходу несовершеннолетнего, если таковой имеется, за определенное время, обычно срок не превышает 6
месяцев.
Если данный преступник не имеет никаких доходов, то штраф приписывается его родителям или законным представителям .
Что касается лишения права заниматься какой-либо деятельностью, чаще всего это правило не применимо к лицам, не достигшим своего совершеннолетия, но вот если закон предусматривает в качестве наказания работы обязательного характера, то они могут длиться от 40 до 160 часов в зависимости от тяжести преступления . В эти работы входит та деятельность, с которой смогут справиться несовершеннолетние граждане.
Работы исправительного характера могут быть назначены на более высокий срок, который может длиться от 60 дней вплоть до 1 года . При таких наказаниях все работы соответствуют нормам касательно трудовых прав несовершеннолетних.
Если несовершеннолетний преступник лишается свободы, то сроком его лишения сможет стать срок, который не превысит 10 лет , если же преступник не достиг 16 лет , то максимальный срок сокращается до 6 лет . Но данная мера наказания последует за преступлением с особо тяжким характером.
Законодательство не имеет право на то, чтобы заменить несовершеннолетнему преступнику одно наказание другим, если тот уклоняется от ответственности.
Когда суд выносит решение о наказании относительно лица несовершеннолетнего возраста, он учитывает многие факторы , также к ним можно отнести следующие:
![](https://i0.wp.com/ug-ur.com/wp-content/uploads/2015/02/5.jpeg)
При назначении и исполнении наказания несовершеннолетнему лицу используется сложная последовательность действий :
- Первым делом полученный срок наказания должен быть сокращен до максимальной цифры, положенной в сторону несовершеннолетнего;
- Следующим этапом является уменьшение результата в случае покушения;
- Потом посредством норм о смягчении наказания в случае раскаяния наказание подвержено еще одному уменьшению;
- Потом в учет берется положение, которое гласит о том, что низший предел наказания подвержен сокращению ровно наполовину;
- Последним этапом является применение общих правил наказания.
Цели уголовного наказания
Наказание, которое назначено преступнику, согласно 43 статье УК РФ , имеет определенные цели . Одной из целей исполнения уголовных наказаний являются некие результаты конечного итога, либо определенные достижения, которые вытекают из проведенного уголовного наказания .
Данная проблема, касаемо целей уголовного наказания
всегда вызывала множество вопросов и являлась спорной.
Самые первые упоминания о подобных целях говорили о том, что любое наказание в том или ином случае должно стать неким возмездием за совершенное неправомерное действие . И именно по этой причине раньше наказание назначалось аналогичное преступлению, так сказать око за око .
Чуть позднее в качестве целей наказания и всех последствий, вытекающих из него, стали рассматривать непосредственную компенсацию расходов за причиненный ущерб .
Поэтому многие страны использовали в качестве наказания , а размер его зависел от тяжести преступления.
В это время абсолютно не использовалась и иного рода наказания .
Позже на цели относительно наказания существовал другой взгляд, цель должна заключаться в воспрепятствовании преступнику опять пойти по той же дороге , совершив подобное же преступление, тем самым причинив вред окружающим. Но цель ни в коем случае не должна нести в себе мучения и повреждения телесного характера в сторону осужденного, потому что это не сможет отменить уже совершенное деяние.
Потом цель была направлена на то, чтобы всеми путями изменить преступника, тем самым поставив его на правильный путь, чтобы в его мыслях не было повторить содеянное .
Сейчас же существует несколько целей уголовного наказания, которые применимы в правоохранительных органах .
Основные
Каковы цели уголовного наказания?
Современное общество выделяет несколько целей уголовного наказания , которые являются основными:
![](https://i1.wp.com/ug-ur.com/wp-content/uploads/2015/02/11.jpg)
Эти три цели считаются основными , и в первую очередь все действующие наказания направлены на достижение именно этих целей. Достижение данных целей происходит только в случае полнейшего соблюдения законов и правопорядка .
Любой преступник, если он виноват, обязательно должен быть наказан , но наказание в свою очередь должно быть грамотно и верно определено. Оно, конечно, должно быть карательного характера, но только в частично, то есть за преступлением должно идти наказание, но не аналогичное.
Преступник должен понимать, что он виноват, он должен пройти нелегкий путь в виде лишения свободы или прав конкретного характера , чтобы в дальнейшем у него не возникало мыслей повторить совершенное незаконное деяние.
В этом и заключается вся сущность наказания , преступник не должен быть подвержен пыткам или различным телесным повреждениям, ведь он, итак, наказан.
Многие скажут, что данные люди должны быть подвержены жестокому отношению , но это неправильно, свое наказание они уже отбывают, поэтому нужно следовать закону и относиться к преступникам так, как положено, как прописано в законодательстве .
Основные изменения в карательной политике и праве на законное возмездие связаны с новациями в системе наказаний, пересмотром степени тяжести отдельных преступлений, практикой
Часть II. Современная история
составления модельных кодексов там, где преобладает прецедентная система (опыты США), и с принятием новых кодексов (Французский карательный кодекс 1994 г.).
Изменения в системе квалификации преступлений и выборе наказаний демонстрируют сегодня самые консервативные национальные правовые системы, к которым в первую очередь следует отнести страны англосаксонского правового семейства. В Акте об уголовном праве 1967 г. традиционная триада в классификации разновидностей преступлений: тризн (измена) - фелония (тяжкое преступление) - мисдиминор (проступок) - заменена на более упрощенное деление наказуемых деяний. В Законе говорится, что "все (существовавшие прежде) различия между фелонией и мисдиминором настоящим актом отменены", и с этого момента все наказуемые деяния именуются мисдиминорами. Все аресты (задержания) по противоправным деяниям с перспективой заключения в тюрьму сроком до пяти лет именуются "арестными преступлениями".
Американский раздел 18 Свода законов, именуемый также Федеральным криминальным кодексом и регуляциями (1986 г.), в главе первой сохраняет традиционное положение о фелонии и мисдиминоре. Фелония представляет собой "любое посягательство, карающееся смертной казнью или тюремным заключением сроком более 5 лет" (§ 1). Мисдиминором в этом случае признается "любое другое посягательство". Малозначительное посягательство считается таковым, если оно наказуется заключением до 6 месяцев. Карательный кодекс штата Нью-Йорк для таких посягательств использует французскую терминологию. Нарушения, кара-емые заключением на срок до 15 дней, он именует инфракциями (infractions).
Эволюция французского карательного права в послевоенный период отмечена дальнейшим усложнением и увеличением круга источников права. Помимо Уголовного кодекса 1810 г. преступления определялись также Кодексом военной юстиции (воинские преступления), Аграрным кодексом (преступления в области землепользования), Кодексом публичного здравоохранения (преступления в области медицинского обслуживания). Велика роль Уголовно-процессуального кодекса (обновленного после 1811 г. только в 1958 г.), где перечислены типичные цели наказания, определены взаимосвязь и соотношение между размером штрафа, заменяющего тюремное заключение, и самим заключением. Здесь регулируются также вопросы условного осуждения и условного освобождения.
Новый Уголовный кодекс Франции 1994 г. Принятый в 1992 г. и вступивший в силу через два года Кодекс сохраняет триаду наказуемых деяний из Кодекса 1810 г.: преступление, проступок и нарушение. Вместе с тем Кодекс дает уточненное основание для
подобного различения - степень тяжести преступления, которая в свою очередь определяется как "причинение или угроза причинить ущерб общественным ценностям". Полицейские нарушения теперь толкуются как нарушения дисциплины общественной жизни. Они признаются таковыми вне зависимости от наличия умысла.
Уголовное право согласно франкоязычной терминологии - это право карательное, точнее исправительно-наказательное. Карательное право (именно право, а не карательное законодательство, собранное в книгу: Кодекс имеет в виду выражение droit penal) также предстает отраслью права, которое выявляет факты нарушения законов или уклонения от признанных и согласованных требований и устанавливает санкции, применяемые к каждому из выявленных нарушений.
Известной новацией следует считать комплексное и целостное истолкование в Кодексе и комментариях к нему понятия законности в области квалификации преступлений и наказанш Это истолкование принимает в конце XX столетия следующм вид: никто не может быть наказан за совершенное деяние, т упомянутое в законе или правительственном постановлении Никто не может быть наказан без учета требований закона Закон подлежит строгому толкованию. Закон обратной силы н имеет. Закон действует во времени, пространстве и в определен ном круге лиц.
Столь же значительную инновацию претерпевает толкование смягчающих и освобождающих от ответственности обстоятельств:
Действие влияния силы или преступления, которому лицо не могло (не в состоянии было) противостоять;
Если имела место ошибка в отношении права и правомерности действия;
Если действия разрешены или предписаны законом;
Если лицо выполняло приказ законного органа власти, за исключением случаев, когда приказание носило незаконный характер;
Если лицо действовало в состоянии правомерной самообороны и если не было допущено несоответствия мер осуществленной защиты (лица, собственности) тяжести посягательства;
Если лицо действовало в условиях наступившей или неминуемой опасности, угрожающей ему самому или другому лицу, а также собственности, и если это лицо действовало с соблюдением требования о соответствии между используемыми средствами защиты и тяжестью угрозы.
Таков вариант современного переформулирования принципа равновозмездности, восходящего к библейскому "око за око» зуб за зуб".
Часть II. Современная история
Новыми направлениями в наказательно-исправительной политике французских законодателей можно считать следующие:
Более полная индивидуализация ответственности законопреступника и выносимого ему наказания Эта тенденция имеет давнюю историю. Она включает в себя следующие вехи и новации: учет смягчающих обстоятельств (1832 г.); учет рецидивности преступления, предоставление простой отсрочки наказания (1886 г.), условное освобождение (1891 г.), разрешение временно покидать исправительные учреждения во время отбывания срока наказания (1958 г.); предоставление каждому осужденному возможности иметь специальный, более мягкий ("полусвободный") режим отбывания наказания (1970 г.); введение практики отсрочки вынесения наказания (1975 г.);
Гуманизация наказания. Здесь основные изменения датируются следующим образом: отмена членовредительских наказаний (1832 г.); отмена каторги (1946 г.); отмена смертной казни (1981 г.); к тюремному заключению и штрафу добавили наказание в виде общественно полезного труда (1983 г.);
Включение новых разновидностей составов преступлений с увеличением ответственности. Среди них - торговля наркотиками, крупный бандитизм и терроризм, общественно опасные транспортные преступления, посягательства на окружающую среду, преступления в области информатики и компьютерной технологии;
Очищение кодекса от устарелых (недействующих) норм за деяния религиозного и нравственного характера (святотатство, адюльтер).
В 1992 г. были представлены четыре книги нового Кодекса, но это не все части, которые предполагалось ввести в действие. Дополнительно задумывалась подготовка книг о преступлениях и наказаниях в области экономики, труда, здравоохранения, финансов, окружающей среды.
В Германии действует Уголовный кодекс 1871 г. (в ред. от 1 января 1975 г.), причем в процессе его обновления полностью изменена Общая часть, ряд изменений претерпела и Особенная часть. Характерно, что за период с 1909 по 1962 г. было предпринято 10 попыток обновить Кодекс. Реформы уголовного законодательства 60- 70-х гг. декриминализируют сексуальные преступления, особое внимание уделяют борьбе с терроризмом, вводится ответственность за недоносительство - пять лет. С 1972 г. установлен запрет на профессиональную деятельность учителям и некоторым другим работникам по политическим основаниям (это законодательство встретило неоднозначную ответную реакцию общественности, а его инициаторы получили прозвище "врачеватели конституции"). За четыре года на учете по признаку принадлежности к числу лиц с запретом на профессиональную деятельность значилось 2 млн граждан.
Тема 32. Основные изменения в отраслях права
В 1976 г. принят Закон о хозяйственном карательном праве, где были зафиксированы состав преступления, связанный с "обманом при выдаче пособий" (§ 264), и ответственность за обман в сфере кредита (§ 265).
Система источников германского карательного законодательства выглядит сложной и довольно насыщенной: помимо Кодекса действует 30 главных дополнительных законов и еще около 1000 неглавных дополнительных законов. Комментаторы отмечают чрезвычайную репрессивность предписанных способов и мер по обеспечению безопасности, неопределенность многих составов (включая так называемые социально-этические признаки деяний, например, "добропорядочность", "соответствие народному правосознанию").
Еще по теме Карательное законодательство. Новый карательный колене Франции 1994 г.:
- Карательное законодательство. Новый карательный колене Франции 1994 г.
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право -