Принципы в части охраны труда. Главные принципы обеспечения безопасности и охраны труда. Раздел viii. трудовой распорядок. дисциплина труда

Введение
1. Основы охраны труда.
1.1. Трудовая деятельность человека. Основные принципы обеспечения безопасности труда. Основные принципы обеспечения охраны труда.
1.2. Основные положения трудового права.
1.3. Государственное регулирование в сфере охраны труда.
1.4. Государственные нормативные требования по охране труда.
1.5. Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка.
1.6. Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда.
2. Основы управления охраной труда в организации.
2.1. Организация системы управления охраной труда.
2.2. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда. Организация общественного контроля.
2.3. Аттестация рабочих мест по условиям труда.
2.4. Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Разработка инструкций по охране труда.
2.5. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
2.6. Документация и отчетность по охране труда
2.7. Сертификация работ по охране труда в организациях.
3. Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности.
3.1. Основы предупреждения производственного травматизма. Обеспечение безопасности работников в аварийных ситуациях.
3.2. Техническое обеспечение зданий и сооружений, оборудования и инструмента, технологических процессов.
3.3. Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью.
3.4. Обеспечение электробезопасности.
3.5. Обеспечение пожарной безопасности.
3.6. Организация охраны труда в образовательном учреждении.
4. Социальная защита пострадавших на производстве.
4.1. Общие правовые принципы возмещения причиненного вреда.
4.2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.3. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
4.4. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний. Предварительные и периодические медицинские осмотры.
4.5. Оказание первой помощи пострадавшим.

Введение

Согласно пункту 1.1 отраслевого стандарта «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России» охрана труда и обеспечение безопасности образовательного процесса – это система сохранения жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников в процессе их трудовой и образовательной деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данная работа требует системного подхода, реализация которого возможна, во-первых, в условиях строгого соблюдения государственных нормативных требований, во-вторых, при сформированости ответственной позиции каждого из работников образовательного учреждения. Как отмечает начальник управления Алтайского края по труду А.К. Мишин, «основная масса нарушений и недостатков не связана с экономическими проблемами и трудностями, а носит субъективный характер». Следовательно, в процессе обучения руководителей и специалистов требованиям охраны труда необходимо уделять внимание не только предметной подготовке, но и совершенствованию соответствующих морально-нравственных категорий, определяющих ответственное отношение к выполняемой работе. Поскольку обязанности по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на работодателя, законодательством предусмотрено обязательное прохождение соответствующей курсовой подготовки с периодичностью 1 раз в три года. Для этого важно обеспечить качественное обучение требованиям охраны труда всех категорий работников, перечисленных в пункте 2.3.2 Постановления Министерства труда и социального развития и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Данный курс лекций разработан для обучения требованиям охраны труда руководителей, должностных лиц и работников образовательных учреждений всех типов.

Основы охраны труда

Условия труда

Под условиями труда понимаютсовокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется трудовая деятельность работника, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. (Заметим, что в новом Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», введенном в действие с 1 ноября 2005г. термин «производственная среда» заменен термином «рабочая среда», не меняя его смысла – содержание понятия).

Под факторами трудового процесса (безотносительно окружающей среды) понимают основные его характеристики: тяжесть труда и напряженность труда .

Тяжесть труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.), которые обеспечивают его трудовую деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, определяющим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.

Под факторами рабочей (производственной) среды , в которой осуществляется деятельность человека, понимают самые различные факторы этой среды – от физических до социально-психологических. Все они, так или иначе, влияют на организм человека.

Среди их многообразия выделяют такие производственные факторы, которые при определенных условиях представляют собой опасность (угрозу) для человека.

ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызывать профессиональные заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Разные люди могут иметь разную чувствительность к тем или иным вредным факторам.

ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Согласно официальному подходу, действующему в нашей стране, все опасности, связанные с охраной труда, классифицируют как ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ физического, химического, биологического и психофизиологического типа.

К физическим

¨ движущиеся машины и механизмы;

¨ подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия (материалы, заготовки);

¨ разрушающиеся конструкции;

¨ обрушивающиеся горные породы;

¨ повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

¨ повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

¨ повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

¨ повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний;

¨ повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение;

¨ повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха;

¨ повышенный уровень ионизирующих излучений;

¨ повышенное значение напряжения в электрической цепи;

¨ повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений;

¨ повышенная напряженность электрического, магнитного полей;

¨ отсутствие или недостаток естественного света;

¨ недостаточная освещенность рабочей зоны;

¨ повышенная яркость света;

¨ пониженная контрастность;

¨ прямая и отраженная блесткость;

¨ повышенная пульсация светового потока;

¨ повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

¨ острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

¨ расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола);

¨ невесомость.

К химическим опасным и вредным производственным факторам относятся химические вещества, которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на:

¨ токсические,

¨ раздражающие,

¨ сенсибилизирующие,

¨ канцерогенные,

¨ мутагенные,

¨ влияющие на репродуктивную функцию.

По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в организм через:

¨ органы дыхания,

¨ желудочно-кишечный тракт,

¨ кожные покровы и

¨ слизистые оболочки.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся:

¨ патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также

¨ макроорганизмы (растения и животные).

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся:

¨ физические (статические и динамические) и

¨ нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Заметим, что один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным типам.

Как показала практика, основными причинами профессиональных заболеваний являются высокие значения вредных производственных факторов и длительность их воздействия на организм работающего, а также индивидуальные особенности и отклонения в состоянии здоровья отдельного работника (в том числе не выявленные при медицинских осмотрах). Низкие значения этих факторов не приводят к таким заболеваниям, а значит, с определенной долей условности их можно принять за «безвредные». Разделение значений факторов производственной среды на «опасно вредные» и «практически безвредные» производится на основе аппарата концепции так называемого «порогового воздействия факторов производственной среды» .

В рамках этой концепции считается, что ниже некоторого порога – предельно допустимого для сохранения здоровья значения вредного производственного фактора – его вредное воздействие практически отсутствует и им можно полностью (для практических нужд) пренебречь.

Классическим примером реализации концепции порогового воздействия химических веществ на живой организм является понятие ПДК – предельно допустимой концентрации, впервые предложенное в начале 20-х годов ХХ века.

Введение ПДК, а затем и ПДУ (предельно допустимого уровня) позволяет на практике разграничить безопасные условия труда, где концентрации ниже ПДК (уровни ниже ПДУ), и значит, профессиональные заболевания практически невозможны, от неблагоприятных условий труда, где концентрации (уровни) выше ПДК (ПДУ), и возникновение профессиональных заболеваний гораздо более вероятно.

На этом принципе основано практически все гигиеническое нормирование вредных производственных факторов и условий труда.

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Трудовой кодекс РФ

(извлечения)

Статья 252. Основания и порядок установления особенностей ре­гулирования труда

Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными ак­тами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой сни­жение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

Перечень

видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ
1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ) Минтруд России
2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) Федеральные органы исполнительной власти
3. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) Госгортехнадзор России Госатомнадзор России
4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) Госстандарт России Госстрой России
5. Строительные нормы и правила (СниП), своды правил по проектированию и строительству (СП) Госстрой России
6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила(СП), гигиенические нормативы(ГН), санитарные правила и нормы(СанПиН), санитарные нормы(СН) Минздрав России

Трудовой кодекс РФ

(извлечения)

Раздел VIII. ТРУДОВОЙ РАСПОРЯДОК. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА

Глава 29. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 189. Дисциплина труда и трудовой распорядок

Дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Глава 30. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА

Статья 192. Дисциплинарные взыскания

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81 или пунктом 1 статьи 336 настоящего Кодекса, а также пунктом 7 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисцип­лине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух ра­бочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представи­тельного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивиду­альных трудовых споров.

Статья 194. Снятие дисциплинарного взыскания

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Статья 195. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного орга­на работников

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законода­тельства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.

В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина труда - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

3. Вопросы, связанные с применением Правил внутреннего трудового распорядка, решаются работодателем в пределах предоставленных ему прав, а в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и настоящими Правилами, - с учетом мнения представительного органа работников, в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных норма­тивных актов.

Министерство труда и социального развития РФ

I. Общие положения

1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда.

4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иныминормативными правовыми актами об охране труда РФ и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями, (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.

6.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

6.4.Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

Общие положения

1.1.Настоящие рекомендации устанавливают общие подходы к разработке и принятию стандарта (СТП БТ) "Функциональные обязанности долж­ностных лиц по охране труда", которым устанавливаются основные функ­циональные обязанности, ответственность служб и должностных лиц, а также их взаимодействие по обеспечению выполнения законодательства РФ и края об охране труда.

1.2.Рекомендации базируются на требованиях Трудового кодекса РФ, закона Алтайского края от 10.11.1996г. № 51-ЗС "Об охране труда в Алтайском крае" (с изменениями и дополнениями, внесенными законами от 06.04.2001 г. № 16-ЗС и от 14.11.2002 г. № 74-ЗС), постановления админист­рации края от 01.06.99 г. №404 "Об утверждении Положения об организации государственного управления охраной труда в Алтайском крае", постановле­ний Правительства РФ и других правовых актов по охране труда и носят межотраслевой характер. В рекомендациях обобщен и использован опыт ра­боты по организации работ по охране труда на ведущих предприятиях края.

По согласованию с профсоюзным комитетом в такой стандарт могут быть включены полномочия комитетов (комиссий), уполномоченных (доверенных) лиц организации по охране труда.

Важнейшие направления труд сохранной работы: планирование мероприятий (подготовка коллективного договора, соглашения) по охране труда, организация обучения руководителей и специалистов, инструктажей работ­ников, организация ступенчатого контроля и т.п. во многих организациях утверждаются как самостоятельные стандарты.

1.3. Обязательным требованием к такому документу является то, что структура органов управления охраной труда в организации должна быть интегрирована в общую структуру хозяйственного (производственного) управления и точно соответствовать стандартам организации, утвержденных приказами руководителя организации.

1.4. Стандарт организации "Функциональные обязанности должностных лиц по охране труда" начинается с вступления ("Общих положений"), краткораскрывающего его содержание, назначение и область распространения правовой (нормативный) статус, порядок внесения дополнений и изменений, срок действия. Последующие статьи этого стандарта последовательно раскрывают обязанности и права должностных лиц (служб), начиная с высшего должностного лица организации.

Обязанности работников

14.1. Обязанности работников в области охраны труда определены в ст. 214 Трудового кодекса РФ.

Заключительное положение

Контроль за внедрением и исполнением настоящего стандарта должны осуществлять службы и специалисты по охране труда, стандартизации и главные специалисты.

За нарушение требований стандарта организации виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а в отдельных случаях - при грубых нарушениях, предусмотренных законодательством – к административной и уго­ловной ответственности.

Образование комитета (комиссии) по охране труда

Выдвижение в комитет (комиссию) представителей работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

Представители работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в комитете (комиссии) отчитываются о проделанной работе не реже одного раза в год на общем собрании (конференции) трудового коллектива. В случае признания их деятельности неудовлетворительной собрание вправе отозвать их из состава комитета (комиссии) и выдвинуть в его состав новых представителей.

Требования к членам комитета (комиссии) по охране труда:

Комитет (комиссия) может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета (комиссии) не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Члены комитета (комиссии) выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.

Комитет (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комитета (комиссии) и утверждается его председателем. Заседания комитета (комиссии) проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

В своей работе комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, профессиональными союзами, службой охраны труда и специалистами по охране труда, привлекаемыми на договорной основе (с учетом специфики и отраслевых особенностей производства, конкретных интересов трудового коллектива). Деятельность и оплата труда привлекаемых специалистов регламентируется коллективным договором или другим совместным решением работодателя и уполномоченных работниками представительных органов.

Для выполнения возложенных задач члены комитета (комиссии) должны получить соответствующую подготовку в области охраны труда.

Комитет (комиссия) в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде и охране труда, коллективным договором (соглашением по охране труда), нормативными документами учреждения.

Задачи комитета (комиссии)

На комитет (комиссию) возлагаются следующие основные задачи:

¨ разработка на основе предложений сторон программы совместных действий работодателя, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

¨ рассмотрение предложений по разработке организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда;

¨ анализ существующего состояния условий и охраны труда на предприятии и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда;

¨ информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средств индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.

Функции комитета (комиссии)

В функции комитета (комиссии) входят:

¨ рассмотрение предложений работодателя, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работников по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии и выработка рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

¨ рассмотрение результатов обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом, участие в проведении обследований по обращениям работников и выработка в необходимых случаях рекомендаций по устранению выявленных нарушений;

¨ изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовка информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда на предприятии;

¨ анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

¨ содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

¨ изучение состояния и использования санитарно-бытовых помещений и санитарно-гигиенических устройств, обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, предоставления лечебно-профилактического питания;

¨ оказание содействия работодателю в организации на предприятии обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

¨ участие в работе по пропаганде охраны труда на предприятии, повышению ответственности работников за соблюдение требований по охране труда.

Трудовой договор (ТД)

Новые требования к трудовому договору

В соответствии с нормами Трудового кодекса РФ (ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ).

ТД заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр ТД передается работнику, другой хранится у работодателя. При этом получение работником экземпляра ТД должно подтверждаться подписью работника на экземпляре ТД, хранящемся у работодателя (ст. 67 ТК РФ).

Если ТД не был надлежащим образом оформлен, то тем не менее он считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3-х рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором (ст.61 ТК РФ). Если работник не приступил к работе в день начала работы, то работодатель имеет право аннулировать ТД. Аннулированный ТД считается незаключенным.

Обязательные условия:

· Ф,И,О работника и наименование работодателя (Ф,И,О работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор;

· сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица;

· ИНН (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

· сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

· место и дата заключения договора.

Работа по охране труда на предприятии предусматривает совместные действия работодателя, работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными направлениями деятельности при организации работ по охране труда на предприятии являются:

образование соответствующих служб и возложение на должностных лиц обязанностей, необходимых для организации работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, создания благоприятных условий для работников;

Создание органа управления охраной труда на предприятии - организация работы службы охраны труда на предприятии осуществляется согласно Трудовому кодексу РФ и Рекомендациям по организации службы охраны труда.

Обеспечение служб, производственных подразделений и должностных лиц предприятия законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда, на основании которых обеспечивается безопасность труда работающих, разрабатываются инструкции по охране труда, стандарты предприятия системы безопасности труда, другие виды нормативных правовых актов,

Планирование работ по охране труда и разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда для включения в коллективные договоры или соглашения по охране труда,

Установление льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием в соответствии с нормативными правовыми актами;

Организация обучения и повторной проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих, обеспечение инструктирования работников в установленном порядке;

информирование работников о состоянии условий и охраны труда,

организация сотрудничества по охране труда работодателей и работников предприятия.

Структура и численность службы охраны труда определяется работодателем в соответствии со ст. 217 Трудового кодекса.

У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответ­ствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране груда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Назначение на должность оформляется приказом (распоряжением) по организации. Права, обязанности и ответственность работников службы охраны труда должны быть четко изложены в их должностных инструкциях.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного (специалиста по охране труда) их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающий услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Для расчета численности работников службы охраны труда предприятию следует руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности службы охраны труда, утв. Постановлением Минтруда РФ № 10 от 22.01.2001г.

Основные принципы обеспечения охраны труда соотносятся с общими принципами обеспечения безопасности.

В настоящее время известны два фундаментальных принципа обеспечения безопасности, и оба они связаны с нашей сегодняшней готовности управлять будущими возможностями.

Первый принцип состоит в постоянном (систематическом) предупреждении, профилактике, принятии всяческих мер по предотвращению опасности. Второй принцип – в постоянной готовности к ликвидации появления опасности и минимизации ее последствий. Он вытекает из невозможности обеспечения абсолютной безопасности. Об этом принципе часто забывают, и, хотя он является дополнительным принципом к первому, его роль не менее важна. Недаром другая русская народная пословица гласит: «Знать бы, где упасть – соломку бы подстелил»!

Первым практическим шагом, который необходимо осуществить исходя из требований основного принципа обеспечения охраны труда, является планирование и реализация превентивных мер, осуществление профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аварий и инцидентов.

Для этого используют все способы, все меры и мероприятия безопасности, все средства различных видов техники безопасности, промышленной, радиационной, транспортной, электротехнической, конструкционной и других видов безопасности. Чтобы обеспечить нормальные и безвредные условия труда/учебы, используют все достижения производственной санитарии, медицины труда, гигиены труда.

Поскольку в рамках превентивных мер необходимо полное выполнение всех мероприятий безопасности, связанное с человеческим фактором, в организационной сфере обеспечения безопасных и безвредных/здоровых условий труда/учебы, предотвращения травматизма и заболеваемости широко использует эффективную практику социального партнерства работодателя и работников по охране труда. Заметим, что в эту практику, по нашему мнению, входит и обучение работников (и учащихся), и стимулирование их внутренней мотивации на безопасный труд/поведение.

Таким образом, техническое обеспечение безопасности, санитарно-техническое обеспечение гигиены, подготовка и управление персоналом, воспитанниками и/или обучающимися, а также социальное партнерство работников с работодателем в организационной сфере охраны труда являются важнейшими мерами профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аварий и инцидентов, реализации других опасностей, присущих образовательным учреждениям. Этим охрана труда полностью реализует принцип профилактики неблагоприятных событий.

Для реализации второго основного принципа – минимизации последствий неблагоприятных событий – обеспечение охраны труда включает целый комплекс мероприятий по социальной защите людей, работающих в неблагоприятных условиях труда или пострадавших на производстве в результате тех проявлений производственных опасностей, которые не удалось предотвратить комплексом профилактических мер.

В рамках второго основного принципа охраны труда, ее мероприятиями предусматриваются:

компенсации работникам за тяжелые, вредные и опасные условия их труда;

возмещение вреда пострадавшему «причинителем вреда»;

реабилитация трудоспособности пострадавших.

Более того, стремясь к минимизации затрат общества на все вышеизложенные мероприятия, предусматривается и реализуется обязательное социальное страхование профессиональных рисков – несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Наблюдаемое реально состояние условий и охраны труда существенно зависит от взаимодействия множества факторов, основными из которых являются:

На уровне отдельного работодателя:

характер используемых технологических процессов и производств;

степень технического совершенства инструмента и оборудования;

состояние основных производственных фондов;

уровень организации производства и общей культуры труда;

уровень общей грамотности, профессиональной квалификации/компетентности, ответственности и дисциплинированности работников;

На уровне региона:

отраслевая структура экономики региона;

региональный характер управления и «дисциплины» субъектов права;

кадровый состав органов регионального управления, включая территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

На уровне страны:

наличие хорошей законодательной базы, обеспечивающей устойчивое функционирование экономики и эффективное регулирование экономической деятельности отдельных субъектов права – работодателей и работников;

наличие системы государственного регулирования в сфере охраны труда и безопасности производства, включая государственный надзор и общественный контроль;

кадровое обеспечение системы управления охраной труда, включая государственную поддержку подготовки специалистов по охране труда, повышение квалификации руководителей и специалистов организаций по вопросам охраны труда;

научное и информационное обеспечение правоустанавливающей и правоприменительной практики.

Характерной особенностью состояния условий и охраны труда является в первую очередь то, что оно формируется под совместным (иногда взаимоисключающим) воздействием вышеуказанных взаимосвязанных факторов. Особо важно для практики то, что многие существенно определяющие состояние условий труда факторы поддаются только косвенному регулированию и реализуются в контексте всей экономической и политической жизни страны. Важно отметить, что традиционно ранее действовавшие административные возможности прямого директивного воздействия органов государственной власти в процессе реформирования неуклонно снижаются, что неизбежно должно быть скомпенсировано усилением косвенного воздействия через совершенствование законодательных и экономических механизмов государственного регулирования.

Состояние условий и охраны труда в Российской Федерации все еще продолжает оставаться достаточно напряженным.

Охраной труда называется социально значимая деятельность по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья наемных работников во время их профессиональной деятельности.

Основная цель охраны труда - сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, сформулирована и закреплена законом в Трудовом кодексе РФ.

Основной принцип достижения этой цели - системность и всеобщность различного рода мероприятий, в качестве основных групп которых Трудовым кодексом РФ выделены правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Социальной сущностью охраны труда является поддержание здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также социальная защита пострадавших на производстве и членов их семей.

Экономической сущностью охраны труда является минимизация потерь общества при ведении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости Возможность получения в процессе труда заболевания и/или травмы, включая смертельную, имеет свои дополнительные к медико-биологическим последствиям (увечье, инвалидность, смерть) негативные социальные последствия. Это и есть опасности труда, как социального отношения.

К ним относятся частичная или полная утрата работоспособности, профессиональной трудоспособности, общей трудоспособности. Следует подчеркнуть, что даже небольшая потеря способности эффективно работать может стать непреодолимым препятствием в сохранении и/или получении работы, особенно при избыточности рабочей силы на рынке труда.

Потеря возможности устроиться на работу, зарабатывать наемным трудом средства на жизнь - страшная социальная опасность не только для самого работника и находящихся на его иждивении членов ее семьи, но и для общества в целом.

Кто будет кормить неспособного прокормиться своим трудом

В общенародном государстве советского типа ответ был элементарен - государство, т.е. все и никто одновременно.

В условиях рыночной экономики с ее идеологией индивидуализма и персонифицированной собственностью этот механизм социальной защиты не работает. Исходя из законов рыночной экономики, вправе разумно говорить о том, что платить пострадавшему (или членам семьи погибшего) должен конкретный "причинитель вреда" - виновник происшедшего и/или хозяин (собственник) объектов, причинивших этот вред.

Кто же виноват, если работнику причинен вред?

В принципе, виновником является, как ни крути, работодатель, ибо не возьми он работника на работу, то вся жизнь последнего пошла бы по-другому и данный вред не был бы причинен. Заметим, что именно поэтому в большинстве развитых стран мира травмы, полученные по время движения на работу и с работы, признаются связанными с производством, и вред, нанесенный ими, должен быть компенсирован. Более того, работодатель, заключая договор о найме с работником, фактически "покупает" его способность работать - рабочую силу. Но раз он является своеобразным собственником рабочей силы на время выполнения работником своих трудовых обязанностей по договору, то он должен в полном объеме отвечать за "сохранность" и последствия "повреждения" своей "собственности" - наемного работника.

Однако такой (в принципе справедливый, а потому никем не оспариваемый) подход может стать разорительным для работодателя, особенно мелкого. Учитывая, что наступление вреда носит все же не всеобщий и не обязательный характер, а относительно единичный, почти случайный характер, наилучшим способом удовлетворить интересы всех трех сторон - общества, работника, работодателя является социальное страхование работников по вышеописанным рискам. Но и этого мало. Юридический факт причинения вреда работнику должен быть доказан, признан, оценен и только после этого по нему должна быть выплачена компенсация.

Поэтому вред, требующий компенсации, должна быть, во-первых, социально значимым, т.е. достаточно серьезно нарушающим трудовые отношения работник-работодатель и препятствующим сохранению существовавшего до нанесения вреда статус-кво, а, во-вторых, реально связанным с действиями работника по выполнению своих обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора с работодателем. Поэтому неизбежно возникает юридическое понятие "производственной травмы" (несчастного случая на производстве) и "профессионального заболевания". Только эти (серьезные по своей медицинской и социально-экономической сущности) явления подлежат компенсации, которая по сути является УЩЕРБОМ для работодателя. А потому он стремится уменьшить этот ущерб либо (в легальном поле) серьезно занимаясь охраной труда, либо (в нелегальном поле) "пряча" от общества и государства либо наличие трудовых отношений, либо факты травмирования и/или профессионального заболевания.

Поскольку каждый пострадавший, лишившись работоспособности, должен или умереть от голода или получить компенсацию, то общество в лице государства не может не ввести систему регулирования обществом трудовых отношений работника и работодателя в сфере безопасности наемного труда - охрану труда.

Именно поэтому охрана труда является элементом социальной политики общества и государства, именно потому она входит составной частью в трудовое право, именно поэтому основное положение охраны труда - обеспечение безопасных и здоровых условий труда - является одним из основных конституционно закрепленных прав каждого гражданина Российской Федерации.

1.3.2. Основные принципы обеспечения охраны труда.

Основные принципы обеспечения охраны труда соотносятся с общими принципами обеспечения безопасности, защиты от случайных неблагоприятных событий.

Основные принципы обеспечения охраны труда включают в себя основные принципы обеспечения безопасности труда, но дополняются мерами социальной защиты. Первый и фундаментальный принцип охраны труда - ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Все мероприятия охраны труда и всех ее частей, например, безопасности труда, гигиены труда, направлены на это. ВОВРЕМЯ ПРЕДОТВРАТИТЬ - вот главная цель, главная задача и основной принцип ее реализации в охране труда. Недаром русская народная пословица гласит: "Берегись бед, пока их нет!".

Второй фундаментальный принцип охраны труда - ГОТОВНОСТЬ К ЗАЩИТЕ ПОСТРАДАВШИХ. Он вытекает из невозможности обеспечения АБСОЛЮТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Этот принцип играет исключительную роль в охране труда. В настоящее время в нашей стране, как в большинстве развитых стран мира, он реализуется через систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Итак, первым практическим шагом, который необходимо осуществить, исходя из требований основного принципа обеспечения охраны труда, являются организация и реализация превентивных мер, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Выше мы уже говорили, что определение безопасности и безопасности труда неразрывно связано с понятием недопустимый риск.

Охрана труда, как некоторая подсистема обеспечения безопасности трудовой деятельности отдельного члена общества и производственной деятельности общества в целом, также неразрывно связана с понятием риска, который в данной отрасли человеческой деятельности часто называют социально приемлемым риском. В рамках превентивных мер необходимо полное выполнение всех необходимых мероприятий безопасности труда, а также мероприятий социального партнерство работодателя и работников по охране труда. Заметим, что в эти мероприятия, по нашему мнению, входит и обучение работников, и стимулирование их внутренней мотивации на безопасный труд. Таким образом, обеспечение безопасности труда и социального партнерства работников с работодателем являются важнейшими мерами профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Для реализации второго основного принципа охрана труда предлагает целый комплекс мероприятий по минимизации последствий проявления профессиональных рисков в форме СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ работников, работающих в неблагоприятных условиях труда или пострадавших на производстве в результате тех проявлений производственных опасностей, которые не удалось предотвратить комплексом профилактических мер. В рамках второго основного принципа охраны труда, ее мероприятиями предусматриваются:

  • компенсации работникам за тяжелые, вредные и опасные условия труда;
  • возмещение вреда пострадавшему причинителем вреда;
  • реабилитация трудоспособности пострадавших.

Более того, стремясь к минимизации затрат общества на все вышеизложенные мероприятия, предусматривается и реализуется обязательное социальное страхование профессиональных рисков - несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

1.3.3. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральными законами обязанностей.

Согласно статье 219 ТК РФ "Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда" каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

1.3.4. Финансовое обеспечение охраны труда.

Согласно действующему законодательству финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями независимо от организационно-правовых форм их деятельности (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется работодателем в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заметим, что в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Подчеркнем, что работник НЕ НЕСЕТ расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а работодатель НЕСЕТ ВСЕ расходы по охране труда, в силу "естественного" права и обязанности собственника и организатора производства заботиться о своей собственности самостоятельно и организовывать свое производства в соответствие со всеми действующими нормативными требованиями.

При том, что работник осуществляет свои трудовые обязанности на подконтрольных работодателю рабочих местах, пользуется средствами производства (которые могут стать источниками причинения вреда), принадлежащими работодателю (на правах собственности или аренды не суть важно), сам на момент выполнения работником его трудовых обязанностей он является своеобразной "собственностью" работодателя, поскольку его работоспособность (рабочая сила) "продана" по трудовому договору работодателю для выполнения в его интересах той или иной необходимой для производства трудовой функции.

Более того, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ относятся на себестоимость продукции, выводятся из налогооблагаемой базы (по налогу на прибыль).

Подчеркнем, что включение затрат на охрану труда в себестоимость продукции фактически означает оплату этих расходов потребителем конечной продукции, а не работодателем. Поэтому "стенания" работодателя о несении им непосильной ноши затрат на охрану труда не более чем иллюзия. На самом деле затраты на охрану труда несет общество! Но это намного дешевле, чем иметь миллионы нетрудоспособных инвалидов.

Основными направлениями расходов на предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются: во-первых, расходы на совершенствование технологии, замену оборудования и другие "технологические" мероприятия, влекущие за собой изменения (считается, что благоприятные) условий труда; во-вторых, расходы на материальное обеспечение безопасности труда и гигиены труда, в том числе на средства индивидуальной защиты и т.п.; в-третьих, расходы на организацию мероприятий по охране труда, в том числе на подготовку работников; в-четвертых, расходы на возмещение вреда работникам, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоят из страховых взносов страховщику - Фонду социального страхования Российской Федерации и определяются страховыми тарифами, ежегодно устанавливаемыми соответствующим федеральным законом. Сумма страховых взносов, уплачиваемых в пределах тарифа, включается в себестоимость продукции. Кроме того, разрешается часть страховых взносов, по согласованию со страховщиком, направлять на профилактическую работу в соответствии с утверждаемыми ежегодно перечнями превентивных мероприятий. Рассматривая экономическую эффективность любых управленческих решений в сфере охраны труда, мы должны помнить, что РАСХОДЫ (ЗАТРАТЫ) на охрану труда в принципе не могут непосредственно приносить ДОХОД (ПРИБЫЛЬ), ибо являются вспомогательными для целей производства и не связаны непосредственно с производством и реализацией какого-либо товара. Поэтому на практике любой предприниматель или руководитель может видеть конкретные РАСХОДЫ на охрану труда, но не видит (а в такой постановке и не может видеть) "ДОХОДЫ" от охраны труда. Тем не менее, мероприятия по охране труда не являются чисто затратными или убыточными. Дело в том, что если при производстве товара (услуг) речь идет об увеличении (максимизации) ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ), то при мероприятиях по охране труда и/или безопасности производства речь идет о снижении (минимизации) УБЫТКОВ (ПОТЕРЬ).

Классический анализ потерь и убытков состоит из установления действительного числа несчастных случаев, серьезности причиненного ущерба и анализа прямых потерь (издержек), связанных с нанесением материального ущерба, телесных повреждений и последующих заболеваний. К сожалению, прямые издержки составляют лишь меньшую часть действительных финансовых затрат предприятия в случае производственных аварий и травматизма. Основную часть играют косвенные потери (издержки). Эти косвенные потери происходят из-за потерянного для основного производства, но оплаченного работодателем, времени руководителей среднего звена, которое ушло на расследование причин аварии и травматизма, временной остановки производства, оплаты переподготовки, внеочередного инструктажа, проверки знаний для работающего персонала, оплаты возможной сверхурочной работы для того, чтобы снова войти в график производства. Стоимость этих косвенных расходов значительно (в несколько раз) превышает прямые потери. Сумма прямых и косвенных потерь составляет общий ущерб от неблагоприятного события. Если в результате проведенных мероприятий гипотетическое неблагоприятное событие не произошло, то можно говорить о предотвращенном ущербе. Предотвращенный ущерб равен общему ущербу от реализации потенциальной опасности. Это гипотетический ущерб от гипотетического несчастного случая или аварии. Так могло бы быть, но так не стало из-за мероприятий по безопасности! Тогда разница между предотвращенным ущербом и реальными прямыми затратами на мероприятия по безопасности образуют своеобразный "доход" от этих мероприятий! Более того, то, что для общества в целом и/или для отдельных лиц является ущербом, для других конкретных лиц может являться "доходом", например, в случае удачного страхования производственных рисков.

На практике привычным является увеличение доходов, а потому принято говорить не о минимизации возможного ущерба, а об увеличении (максимизации) предотвращенного ущерба. Однако относительная простота и привычность подсчета фактических доходов (прибыли) и большая сложность (и практически полнейшая новизна для нашей страны) расчета возможного (но предотвращенного) ущерба мешают внедрению на практике такого подхода. Следует особо обратить внимание слушателей на то, что непредотвращенный ущерб, независимо от того рассчитан он или нет, зафиксирован или нет, явно виден "невооруженным глазом" или скрыт от глаз руководителя, образует ФАКТИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ (УБЫТКИ) предприятия.

Обратим внимание читателей на то, что, не научившись определять возможный ущерб, мы никогда не сможем сделать его предотвращенным. Это серьезная задача для нашей большой страны, только-только вступившей на путь рыночной экономики, где административно-командные методы управления пока все еще привычно доминируют над рыночными.

Охрана труда и ее элементы

В 18 веке Ломоносов впервые описывал в своих трудах методы повышения безопасности рабочих на производствах того времени. Он выступал ярым противником использования детского труда в любой сфере деятельности. Однако, первые законодательные акты, регулирующие сферу охраны труда появились только в начале 19 века. В них были прописаны базовые требования к безопасности труда на рудниках и в заводской отрасли. Ближе к началу 20 века рабочие стали проводить стачки и забастовки на предмет неблагоприятных условий их рабочих мест. С тех пор в производственную и предпринимательскую деятельность все больше внедрялись требования, правила и законы, формирующие принципы охраны труда.

Определение 1

Охрана труда включает в себя мероприятия, действия, правовые, законодательные акты, регламенты, пункты коллективных договоров, а так же технические средства обеспечения здоровья, работоспособности и безопасности трудящихся.

Комплекс по реализации охраны труда на объекте хозяйствования включает в себя мероприятия, различной направленности. Среди них можно выделить:

  • Внедрение, доведение до сотрудников и руководства законов, правовых норм, которые устанавливают стандарты необходимых условий труда. Права и обязанности работодателя и его сотрудников прописаны в Конституции РФ, в Трудовом кодексе, а так же в актах и постановлениях Минтруда, Минздравсоцразвития, Минздрава и региональных нормативных документах.
  • Стимулирование работодателей на повышение уровня условий труда, проведение компенсационных выплат и материальной помощи, предоставление льгот сотрудникам, задействованным на вредных производствах.
  • Реализация единых норм и целей производится через организацию процессов, направленных на создание системы управления охраной труда.
  • Проведение специальных работ по снижению влияния вредных факторов на сотрудников, обеспечивающих санитарные и гигиенические нормы труда.
  • Предоставление лечебных, восстановительных возможностей, курортного лечения, проведения регулярных медицинских осмотров.
  • Проведение реабилитации пострадавших сотрудников, оказание им помощи в восстановлении.

По сути охрана труда занимается поддержанием здоровья и трудоспособности населения. При этом сводятся к минимуму потери от несчастных случаев, аварийных ситуаций и других форс – мажорных обстоятельств.

Принципы охраны труда

Создание здоровых и безопасных условий на рабочем месте является основной целью охраны труда, закрепленной конституционными правами гражданина России. Из цели вытекают принципы, которым должна соответствовать данная система взаимодействия нанимателя и сотрудника.

Фундаментальным принципом охраны труда является ликвидация или максимально возможное снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Любой из элементов системы в первую очередь направлен на обеспечение данного принципа.

Следующий принцип проистекает из первого и связан с тем фактом, что полную безопасность гражданина на его рабочем месте осуществить не возможно. Поэтому охрана труда должна быть готова защищать сотрудников. В России этот принцип реализуется через обязательное страхование работника, задействованного на опасных объектах.

Оба принципа реализуются через спланированные и регулярно проводимые мероприятия, направленные на соблюдение прав сотрудников на безопасность. Прежде всего принимаются меры по профилактике и пресечению возможных негативных происшествий в ходе рабочего процесса. Специалисту или отделу охраны труда необходимо определить степень допустимого риска.

Соблюдение первого принципа происходит только при строгом и полном следовании всем мерам техники безопасности. Достижение приемлемого уровня производственного травматизма так же возможно при слаженном взаимодействии работодателя и наемного сотрудника.

Второй принцип реализуется через комплекс мероприятий, которые имеют индивидуальный подход в зависимости от профессиональной деятельности работника и степени его подверженности риску. Сюда относят компенсационные выплаты сотрудникам, задействованным на тяжелых, опасных и вредных работах. А так же материальное возмещения пострадавшим работникам и предоставление услуг по реабилитации, в случае получения травмы или приобретения профессионального заболевания.

Замечание 1

Государственная политика в области охраны труда так же строится на основании этих двух принципов. В законодательстве страны закреплен список расходов предприятий, направленных на оказание поддержки пострадавшим работникам. Сюда относят затраты на технологическое совершенствование производственных мощностей, расходы на материальное поддержание основных элементов охраны труда и их организацию, денежные расходы на компенсационные и материальные выплаты.

Методы охраны труда

Как правило, для предприятия разрабатывается система управления мероприятиями по охране труда. К ним относят организационные процессы по обеспечению безопасности, сохранению здоровья, работоспособности сотрудника в течение его рабочего времени.

Для создания системы необходимо сначала проанализировать степень безопасности труда, его условий, а так же эффективности методов, применяемых для реализации мероприятий по охране труда. Чтобы оценить условий труда на рабочем месте рассматривают потенциальные опасности, которые присущи данному объекту. Далее им дают количественную оценку. Затем рассчитывают комплексные показатели, характеризующие общее состояние безопасности.

Чтобы проанализировать и оценить степень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости обычно применяется четыре метода:

  1. Статистический основывается на изучении отчетных документов за конкретный промежуток времени. Этот метод позволяет провести глубокую оценку различных параметров возникновения несчастных случаев. Количественные показатели рассчитываются относительно частоты и тяжести травм. Обычно расчет делается относительно тысячи работников за месяц или год.
  2. Топографический изучает причины несчастных случаев по месту их происшествия, например, в одном и тем же цехе. Так выявляются слабые места. Для оценки используются специальные измерительные приборы, проводятся испытательные работы.
  3. Экономический определяет количество потерь, а так же целесообразность социальных и экономических мероприятий по их предотвращению.

Замечание 2

Стоит отдельно выделить метод защиты, который базируется на принципах и методах безопасности. Для целесообразности его применения рассчитывается стоимость реализации различных вариантов. Далее производится оценка и выбирается наиболее оптимальный вариант.