Кто не является участником бюджетного процесса. Органы, обладающие бюджетными полномочиями. Зачем каждому участнику необходим свой номер

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетными полномочиями обладают:

Финансовые органы (их структура определяется указом Прези­дента РФ);

Органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ);

Органы государственного (муниципального) финансового кон­троля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые орга­ны исполнительной власти, контрольные органы законодатель­ных органов субъектов РФ и представительных органов мест­ного самоуправления).

Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пре­делах закрепленных полномочий.

Отдельные бюджетные полномочия могут осуществлять иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с за­конодательством.

Субъекты РФ для проведения собственной бюджетной поли­тики создают финансовые органы и органы финансового контро­ля в соответствии со своим законодательством.

Муниципальные образования для обслуживания местного бюд­жета и управления средствами бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы в соответствии со своим уставом и законодательством РФ.

Участниками бюджетного процесса являются:

1) Президент РФ;

2) органы законодательной власти;

3) органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые орга­ны, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

4) органы денежно-кредитного регулирования;

5) органы государственного и муниципального финансового контроля;

6) государственные внебюджетные фонды;

7) главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8) иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные пред­приятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредит­ные организации, осуществляющие отдельные операции со сред­ствами бюджетов.

Законодательные органы, представительные органы местного самоуправления:

Рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их испол­нении;

Осуществляют последующий контроль за исполнением бюдже­тов;

Формируют и определяют правовой статус органов, осуществ­ляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;

Осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.

Законодательные органы не имеют права создавать свои резерв­ные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, со­вмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправле­ния осуществляют:

Составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательно­го органа, представительного органа местного самоуправления;

Исполнение бюджета, в том числе сбор доходов, управление государственным, муниципальным долгом;

Ведомственный контроль за исполнением бюджета;

Составление отчета об исполнении бюджета для утверждения законодательными органами;

Другие полномочия.

Центральный банк РФ наделен следующими бюджетными пол­номочиями.

Совместно с Правительством РФ он разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. ЦБ РФ обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального аген­та по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации могут осуществлять отдельные опера­ции со средствами бюджета, например привлекаться для осуще­ствления операций по предоставлению средств бюджета на воз­вратной основе. Они выполняют бюджетные функции ЦБ РФ, если на соответствующей территории нет учреждений ЦБ РФ или последние не могут выполнять эти функции.

Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в банках, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муници­пальными ценными бумагами, а также осуществляющих расчеты.

Органы государственного, муниципального финансового контро­ля, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных право­вых актов бюджетного законодательства. Они осуществляют пред­варительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Главным распорядителем бюджетных средств является орган власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям этих средств. Он определен ведомственной классификацией рас­ходов федерального бюджета. Аналогично определяется главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

Главный распорядитель:

Представляет государство в договорах о выделении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муници­пальных гарантий, бюджетных инвестиций;

Определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей с учетом нормативов финансовых затрат;

Утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюд­жетных учреждений;

Составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получате­лям средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

Вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет (на основании мотивированного представления бюджетного уч­реждения);

Осуществляет контроль получателей бюджетных средств в час­ти обеспечения их целевого использования, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

Осуществляет контроль за использованием бюджетных средств их распорядителями, бюджетными учреждениями и другими получателями, государственными и муниципальными унитар­ными предприятиями, которым передана на праве хозяйствен­ного ведения или в оперативное управление собственность соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных обра­зований. Непосредственное проведение контроля за использо­ванием бюджетных средств унитарными предприятиями осу­ществляется по инициативе главного распорядителя органами финансового контроля;

Готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению госу­дарственных или муниципальных услуг;

Выступает в суде от имени казны РФ:

По искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов;

По искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.

Распорядителем бюджетных средств является орган государ­ственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям.

Бюджетное законодательство, наделяя главного распорядите­ля и распорядителя бюджетных средств широкими полномочия­ми, устанавливает их ответственность за:

Целевое использование выделенных в их распоряжение средств;

Достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;

Своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям средств;

Своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям средств в орган, исполняющий бюджет;

Утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюд­жетных учреждений;

Соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом о бюджете;

Соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;

Эффективное использование средств;

Соответствие иным требованиям Бюджетного кодекса и феде­ральным законам.

Бюджетное учреждение - это организация, созданная органа­ми государственной власти для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансирует­ся из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы. Бюджетными учреждени­ями признаются также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управ­ления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия.

Смета этого учреждения должна отражать все его доходы, по­лучаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фон­дов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципаль­ной собственности, закрепленной на праве оперативного управ­ления, и иной деятельности.

Если уполномоченные органы государственной власти умень­шают средства соответствующего бюджета, выделенные целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюд­жетным учреждением, стороны договора согласуют новые сроки и другие условия договора. Контрагент вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением договора.

Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной год, которая подается на утверждение глав­ному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетные средства используются в соответствии с утвержден­ной сметой. Однако бюджетное учреждение вправе при исполне­нии сметы перераспределить расходы по предметным статьям и видам расходов. Эти права определяет Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с глав­ными распорядителями бюджетных средств. В расходовании же средств, полученных за счет внебюджетных источников, бюджет­ное учреждение самостоятельно.

Получателем бюджетных средств является бюджетное учрежде­ние или иная организация, имеющие право на получение этих средств в соответствии с бюджетной росписью.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

Своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью разме­ром с учетом сокращения и индексации;

Своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигно­ваниях и лимитах бюджетных обязательств;

Компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

Своевременно подавать бюджетные заявки или иные докумен­ты, подтверждающие право на получение средств;

Эффективно использовать средства в соответствии с их целе­вым назначением;

Своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные сред­ства, предоставленные на возвратной основе;

Своевременно и в полном объеме вносить плату за пользова­ние средствами, предоставленными на возмездной основе;

Своевременно представлять отчет и иные сведения об исполь­зовании средств.

Бюджетное законодательство определяет круг участников бюд­жетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне:

Президент РФ;

Государственная Дума;

Совет Федерации Федерального Собрания;

Правительство РФ;

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство;

Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

Банк России;

Счетная палата РФ;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы, на которые законодательством возложены бюд­жетные, налоговые и иные полномочия.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетны­ми полномочиями:

Составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

По поручению Правительства РФ представляет государство в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

Осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;

Составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

Разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

Разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внутренних заимствований РФ, условия выпус­ка и размещения государственных займов, выступает в каче­стве эмитента государственных ценных бумаг, проводит реги­страцию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

Разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внешних заимствований РФ, организует рабо­ту по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разра­батывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторона­ми и определяет порядок предоставления таких гарантий;

Осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их орга­низационно-правовых форм, если иное не предусмотрено за­конодательством;

Принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;

Получает от органов исполнительной власти разных уровней, государственных внебюджетных фондов материалы, необходи­мые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидирован­ного бюджета РФ, а также отчета об исполнении консолиди­рованного бюджета РФ;

Обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах утвержденного лимита в порядке, установ­ленном Правительством РФ;

Предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным об­разованиям и юридическим лицам в пределах утвержденного лимита;

Проводит проверки финансового состояния получателей бюд­жетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;

Проводит проверки получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности исполь­зования указанных средств;

Регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и фе­деральных казенных предприятий;

Ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внеш­него долга РФ;

Осуществляет управление государственным долгом РФ;

Осуществляет иные полномочия;

Организует исполнение федерального бюджета, а также бюдже­тов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;

Исполняет федеральный бюджет;

Осуществляет предварительный и текущий контроль за испол­нением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;

Осуществляет операции со средствами федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;

Составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а так­же бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае за­ключения соответствующих соглашений;

Составляет отчет об исполнении консолидированного бюдже­та РФ;

Представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;

Устанавливает порядок ведения учета и составления отчетнос­ти об исполнении бюджетов всех уровней, смет расходов бюд­жетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;

Открывает лицевые счета главных распорядителей, распоряди­телей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;

Обладает правом требовать от главных распорядителей, распо­рядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, за­числением и использованием средств бюджета;

Получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами внебюджетных фондов;

Направляет представления главным распорядителям, распоря­дителям и получателям средств федерального бюджета, ЦБ РФ и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодатель­ства и осуществляет контроль за их устранением;

Приостанавливает операции по лицевым счетам главных рас­порядителей, распорядителей и получателей средств федераль­ного бюджета;

Взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получа­телей средств федерального бюджета средства в размере бюд­жетных средств, использованных не по целевому назначению;

Взыскивает в соответствии с договорами со всех счетов полу­чателей бюджетных средств средства, выданные в форме бюд­жетных ссуд и кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджет­ными ссудами и кредитами;

Налагает на главных распорядителей, распорядителей и полу­чателей средств федерального бюджета, кредитные организа­ции штрафы в соответствии с договорами и законодательством;

Ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансирует­ся из средств федерального бюджета;

Осуществляет иные полномочия.

Бюджетный кодекс определяет исключительные полномочия министра финансов РФ. Министр имеет исключительное право дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следу­ющих действий:

1) утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

2) утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей;

3) предоставление бюджетных ссуд из федерального бюджета;

4) введение режима сокращения расходов федерального бюд­жета при условии недостатка поступлений не более 5% утверж­денных поступлений в бюджет;

5) перемещение ассигнований между главными распорядите­лями, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ в преде­лах 10% утвержденных расходов;

6) осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.

Эта тема занимает много места в экзаменах. Эта тема легче других.

Есть 2 разновидности административно-правового понимания процесса: широкое (как всех процедур вообще) и узкое (как юрисдикционного процесса).

Бюджетный процесс – в широком смысле, включает в себя все стадии управленческого процесса, связанные с принятием и исполнением закона о бюджете.

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс предполагает строгую последовательность в реализации. Это деятельность постадийная. Стоит ли выделять контроль как стадию? Скорее – нет, так как осуществляется все время.

Стадии бюджетного процесса:

    Составление проекта

    Рассмотрение и утверждение проекта

    Исполнение бюджета

    Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

Организация бюджетного процесса на основе безусловного исполнения расходных обязательств соответствующего публично-правового образования – важная задача. Постановление Правительства № 249 от 2004 года, Распоряжение Правительства от 2010 года № 1101-р – о повышении эффективности бюджетных расходов.

Внедрение программно-целевого принципа – распределение бюджета по государственным программам и подпрограммам (это бывшие нацпроекты). То есть нужно разделить бюджет на программы, а их – на подпрограммы. Предполагается, что 2-3 года будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов федерального бюджета. Цель – упорядочение, так как огромное количество счетов, открытых ФК в ЦБ, затрудняет управление.

Участники бюджетного процесса

На всех уровнях

На федеральном уровне субъекты бюджетного процесса имеют некие полномочия как участники, но не всегда эти полномочия носят властный характер. В бюджетном законодательстве полномочия не всегда властные. Так, полномочия по распределению – властные, а полномочия по принятию гражданско-правового обязательства от имени публичного образования – невластные полномочия.

Участники бюджетного процесса – лишь те лица, которые имеют те или иные полномочия. Получатели средств бюджета полномочиями не наделены, и они не являются участниками бюджетного процесса.

Участниками бюджетного процесса признаются Президент (в субъектах – высшее должностное лицо), высшие исполнительные органы власти, законодательные (представительные органы) – ФС, законодательные органы субъектов, представительные органы МО, органы финансового контроля, главные администраторы, администраторы доходов бюджета, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, администраторы источников финансирования дефицита, получатели бюджетных средств, Центральный банк, что касается ГВФ, то это органы государственных внебюджетных фондов. Все они обладают бюджетными полномочиями.

Поскольку субъект РФ осуществляет свое бюджетное регулирование (так, в СПБ есть закон «О бюджетном процессе в СПБ», который определяет ход процесса), в субъектах детализируется законодательство РФ. Следовательно, могут быть и иные участники бюджетного процесса, но особых отличий нет.

Бюджетные полномочия определяются в основном БК.

Бюджетные полномочия – это установленные БК и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (ОМСУ) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Президент РФ – выступает с ежегодным бюджетным посланием к ФС, содержащим основные направления бюджетной (налоговой) политики. Прежде всего – повышение эффективности управления, мониторинг и иные направления политики.

Исполнительные органы готовят законопроект о бюджете, представляют его в законодательные органы.

Законодательные органы – есть проблемы разграничения полномочий с исполнительными органами. Законодательные органы, в первую очередь принимают закон о бюджете, кроме того, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета, определяют правовой статус органов, которые…, в случае введения временной финансовой администрации в субъекте РФ или МО (когда субъект РФ – «банкрот»), закон о бюджете может приниматься законодательным органом вышестоящего уровня – у субъекта ФС, у МО законодательным органом субъекта РФ.

Исполнительные органы – обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение (правительство), разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета, предоставляют отчет, обеспечивают управление государственным долгом, осуществляют иные полномочия.

Определение ВС от 16.12.2009 г. № 92-Г09-5 – Правительство не может регулировать стадию рассмотрения и утверждения проекта бюджета, это может делать лишь законодательный орган, который имеет полномочия на этой стадии.

Определение ВС от 20.06.2007 – органам исполнительной власти субъектов предоставляются в ряде случаев полномочия по изменению параметров бюджетной росписи. Но внесение изменений в бюджетную роспись не должно затрагивать параметры закона о бюджете, полномочия, касающиеся закона о бюджете, могут реализовываться только законодательным органом.

Постановление ФАС ВВО от 30.11.2009 по делу № А28-3784/2009 – заявление было о том, что в бюджете не было предусмотрено выделение средств на исполнение конкретного судебного решения. Средства на покрытие расходов от исполнения конкретного судебного решения в бюджете не предусматриваются, предусматриваются в общем.

Определение ВС РФ от 1.02.2006 – на стадии передачи средств должны быть согласительные процедуры.

Финансовые органы – составляют проект соответствующего бюджета, предоставляют его для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют его исполнение, устанавливают порядок составления отчетности, осуществляют иные полномочия, регулируют отношения по межбюджетным трансфертам и т. д.

Постановление ФАС УО от 3.11.2009 № Ф09-8430/09-С2, Определение КС от 1.10.2009 № 1312-О-О – с одной стороны, судебные решения должны исполняться, однако денежные средства МО сконцентрированы только в бюджете, поэтому может быть недостаточность средств на конкретную цель, и тогда возникает вопрос, не может ли финансовый орган перераспределить средства в бюджете. КС говорит, что возможно перераспределение расходов в бюджетной росписи без внесения изменений в бюджет может быть только в рамках одного вида расходов, на другие виды расходов нельзя обратить взыскание без перераспределения их в бюджете законодательным органом. При недостаточности средств выбор направления расходования – исключительное полномочие законодательного органа, только представительный орган имеет право определять направление расходования. Исполнительный орган может перераспределять только в рамках вида расходов.

Если закон о бюджете не принят на 1 января года, то есть к началу финансового года, то по ст. 190 БК вводится временное управление бюджетом . На федеральном уровне этого не случается, но на уровне МО это может возникнуть, раньше было и в субъектах. Тогда финансовый орган правомочен ежемесячно доводить лимиты бюджетных обязательств в размере не более 1/12 бюджетных ассигнований и лимитов отчетного финансового года. Иные показатели применяются в размерах на отчетный финансовый год.

Какими показателями руководствоваться, если приняты плановые показатели на следующий после отчетного год? На этот вопрос БК не дает ответа, так как плановые периоды не адаптированы к БК.

Финансовый орган не имеет права: доводить лимиты бюджетных обязательств и ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии ЮЛ и ФЛ, предоставлять бюджетные кредиты, осуществлять заимствования более 1/8 объема заимствований предыдущего года в расчете на квартал, формировать резервные фонды.

Не хватает процедур, которые давали бы финансовому органу понять, когда режим временного управления начался и когда он должен завершиться.

Постановление ФАС СКО от 29.03.2005 № Ф08-1104/2005 – поскольку в протоколе сессии законодательного органа видно, что депутаты всесторонне обсуждали вопрос предоставления???

Администраторы, главные администраторы (ст. 160.1 БК).

Главный администратор обладает наиболее общими полномочиями. Формирует перечень администраторов, наделяет их бюджетными полномочиями, доводит до них сведения для составления финансового плавна или проекта бюджета, сведения для ведения кассового плана, формирует и предоставляет бюджетную отчетность и т. д.

Администраторы несут само бремя практической деятельности, связанное с начислением, учетом, контролем исчисления платежей, взысканием платежей, решениями о возврате излишне уплаченного, решениями о зачете, бюджетной отчетностью, и т. д.

Главный администратор – ФНС, администраторы – территориальные органы ФНС. Аналогично и иные органы. Перечень главных администраторов – в законе о бюджете.

Особенность ФНС как администратора – такой орган, администрирующий налоговые доходы, существует только на федеральном уровне и создает территориальные органы. При этом в налоги включаются и пени, и штрафы.

Постановление Правительства № 995 от 29.12.2007 – о перечнях администраторов. Администраторы определяются по доходам, которые они администрируют. Каждый главный администратор принимает свои акты, который регламентирует администрирование определенного дохода, в т. ч. территориальными подраделениями, может быть администрирование органами субъектов доходов бюджета РФ (Приказ Роструда от 17.08.2010 № 231).

Во многих случаях возникает проблема о том, что плательщик должен правильно определить получателя платежа, то есть администратора. Это касается некоторых неналоговых доходов. Тогда суды оценивают, имеет или не имеет орган права администрировать соответствующий доход.

Была раньше очень массовая проблема (теперь решенная), когда было непонятно, к какому органу обращаться плательщику страховых взносов в ПФР – в ФНС или в ПФР (функции были разделены), обращаться надо было в ФРС.

Приказ Минфина № 80н (2008 г.) – порядок учета участников федерального бюджетного процесса (распорядителей, получателей, администраторов, главных распорядителей и главных администраторов бюджета), они получают собственный код.

Главный распорядитель, распорядитель

По системе главных распорядителей и распорядителей выстраивается исполнение бюджета.

Главный распорядитель (по ст. 6) – это ОГВ, орган управления ГВФ, ОМСУ, учреждение (в некоторых случаях), имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между распорядителями и получателями бюджетных средств.

Главные распорядители – в законодательном акте, на уровне всего публично-территориального образования.

Распорядитель – ОГВ, орган управления ГВФ, ОМСУ, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Основные полномочия – определены БК.

Ст. 158 БК – основные полномочия главного распорядителя:

    обеспечивать результативность, эффективность, адресность, целевой характер бюджетных средств (контроль),

    формирование перечня подведомственных распорядителей и получателей,

    ведение реестра расходных обязательств,

    планирование расходов бюджета,

    составление, утверждение, ведение бюджетной росписи,

    распределения ассигнований, лимитов,

    внесение предложений по формированию и изменению лимитов

    определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных учреждений (кто и как может утверждать бюджетную смету)

    формирует государственные (муниципальные) задания (в соответсвии с ними предоставляются субсидии учреждениям)

    обеспечивает контроль за получением трансфертов

Главный распорядитель распределяет по распорядителям ассигнования, для чего формирует бюджетную роспись. Может обеспечивать внутренний аудит внутри своей системы.

Бюджетные полномочия главного распорядителя (ч. 3 ст. 158 БК): главный распорядитель выступает в суде от имени РФ по следующим требованиям: о возмещении вреда от действий должностных лиц по ведомственной принадлежности, а также по требованиям, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств доведенных казенному учреждению. Выступает не финансовый орган при возмещении вреда по ст. 1069, 1070, а выступает именно главный распорядитель. По остальным основаниям выступают в суде финансовые органы, иные органы в суде почти не выступают.

Главные распорядители поименованы в законе о бюджете, и этим главным образом они отличаются от распорядителей (главное отличие).

Постановление Пленума ВАС № 21 2006 года: нужно выяснять, кто выступает в качестве главного распорядителя, и он будет выступать от казны.

В Послании Президента – система мониторинга качества финансового менеджмента: обеспечение качества расходования наименьшего количества выделяемых средств.

Распорядитель:

Осуществляет планирование расходов бюджета

Распределяет бюджетные ассигнования, лимиты по подведомственным распорядителям и (или) получателям средств и т. д.

Получатели бюджетных средств (ст. 162 БК)

Очень разные точки зрения на понятие получателя средств.

Получатель в бюджетном кодексе – участник бюджетного процесса.

Получатель – это ОГВ, ОМСУ, органы фонда, казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. А что насчет автономных учреждений, ЮЛ, ФЛ? Они не включаются в число участников бюджетного процесса.

В некоторых случаях пытаются обращаться к статусу получателя как участника бюджетного процесса, но применимо к ответственности это неверно, и иные лица, получающие средства бюджета, могут привлекаться к ответственности.

В подзаконных актах, которые регламентируют процедуру исполнения бюджета, находим детализацию категории получателя средств (Приказ ФК от 7.10.2008 № 7н). Там – своеобразное определение, и есть несколько таких определений в актах для определенных целей.

Ст. 289 БК – нецелевое использование бюджетных средств: говорится об ином основании получения получателем бюджетных средств, непонятно, допустимо ли тут расширенное толкование понятия получателя.

Минэкономразвития указало, что негосударственное учреждение не может иметь статус получателя.

Полномочия получателя:

    Составляет и исполняет бюджетную смету

    Принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства (заключает во исполнение законодательства гражданско-правовые договоры, оплачивает их за счет бюджетных средств)

    Обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных ассигнований

    Вносит предложения по изменению бюджетной росписи

    Ведет бюджетный учет

    Формирует и представляет бюджетную отчетность

    Исполняет иные полномочия

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) – это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и исполнение их в бюджетном году.

То есть смета устанавливает объем прав на принятие казенным учреждением расходных обязательств.

Закон 83-ФЗ – об учреждениях. Есть автономные, бюджетные и казенные учреждения. Законодатель ввел эту реформу, чтобы не отвечать по долгам учреждений. При этом больше самостоятельности они не получили. Учреждения (кроме казенных) получают госзадание и субсидии, доходы от деятельности расходуются по своему усмотрению, но при этом есть механизмы контроля.

Казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее выполнение государственных (мун) услуг, работ, функций в целях обеспечения выполнения полномочий ОГВ или ОМСУ.

Ст. 161 БК про казенные учреждения распространяется на ОГВ, ОМСУ и органы управления ГВФ. ОГВ становятся казенными учреждениями в части обеспечения своей деятельности.

Какие есть казенные учреждения? Это воинские части, учреждения УИС, силовых структур, психиатрические больницы, лепрозории и т. д.

Все операции отражаются на лицевых счетах в ФК или финн органах субъектов. Казенные учреждения не вправе иметь банковских счетов (грубое нарушение), не могут распоряжаться имуществом без согласия собственника, быть участником и учредителем ЮЛ, получать кредиты и т. д.

Заключение и оплата контрактов – в пределах лимитов бюджетных обязательств, превышение лимитов ведет к признанию недействительным контракта по иску ОГВ. Это вопрос гражданского законодательства, но решается он БК. С точки зрения ГП недостаточность денежных средств не является основанием для признания сделки недействительной, ведь можно обратиться к распорядителю.

Лимиты – объем прав на принятие обязательств. Вопрос в том, что если на момент заключения сделки право на принятие обязательств в таком объеме отсутствует, есть ли тут дефект полномочий, который является основанием для признания сделки недействительной?

Что, если лимиты доводятся, в соответствии с этими лимитами заключается ГПД, но лимиты уменьшаются? Казенное учреждение должно обеспечить согласование размещения заказов на новых условиях. Контрагент вправе требовать лишь возмещение фактически понесенного ущерба, вызванного изменением условий гос контракта.

При ответственности по обязательствам: при недостаточности денежных средств ответственность субсидиарно несет собственник имущества.

Бюджетное учреждение – формально не является участником бюджетного процесса. Передаются субсидии на выполнение гос задания, но могут быть иные субсидии, бюджетные инвестиции. Получает доходы от доходной деятельности, средства бюджетов ГВФ (медицинские учреждения – из ФОМС). Операции осуществляются через лицевые счета в ФК.

Постановление Правительства от 30.12.2011 № 1249 – об исполнении бюджета, есть правила предоставления субсидий учреждениям.

Бюджетному учреждению должны открываться лицевые счета, открытые в органах ФК. Это не один лицевой счет, их может быть несколько. В зависимости от необходимости санкционирования расходов осуществляется учет операций по счетам с теми или иными денежными средствами. Никакого санкционирования по общему правилу не должно быть, лишь проведение операций. Но если речь идет о субсидиях на выполнение гос задания, должна пройти процедура согласования расходов.

Доходы от оказания платных услуг не изымаются в бюджет, так как они не зачисляются в доходы бюджета, должен быть для них отдельный счет, открытый казначейству в ЦБ, как для средств, не подлежащих зачислению в бюджет.

Автономные учреждения тоже получают субсидии, но имеют больше полномочий по распоряжению имуществом и могут иметь расчетные счета.

Бюджетная политика как совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой, осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по моби­лизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюд­жетного процесса.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Согласно Бюджетному кодексу РФ участниками бюджетного процесса являются:

– Президент Российской Федерации;

– высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

– законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

– исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

– Центральный банк Российской Федерации;

– органы государственного (муниципального) финансового контроля;

– органы управления государственными внебюджетными фондами;

– главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

– главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

– главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

– получатели бюджетных средств.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса устанавливаются Бюджетным кодексом РФ (гл. 18) и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами:

1. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов. Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, контролирующих исполнение соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия.

2. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований). Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядок предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия.



3. Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации. В случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций их выполняют кредитные организации.

4. Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключение на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации. Органы государственного, муниципального финансового контроля вправе проводить проверки получателей бюджетных средств.

5. Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств получателями; ведет реестр расходных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; осуществляет иные бюджетные полномочия.

6. Бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета. Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета; представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия. Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; осуществляет иные бюджетные полномочия.

7. Бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета . Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета; осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований; распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; формирует бюджетную отчетность.

8. Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств. Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; исполняет иные бюджетные полномочия.

Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов обусловлены правовой формой бюджетов, поскольку в соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ – в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов изложены в ст. 153 БК РФ.

Представительные (законодательные) органы участвуют в бюджетном процессе по двум направлениям:

1) рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении. При рассмотрении и утверждении проектов бюджетов представительные (законодательные) органы на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – облекают бюджет в требуемую правовую форму, аналогичным образом утверждается отчет об исполнении бюджета;

2) осуществление контроля за исполнением бюджетов. Для осуществления последующего контроля за исполнением бюджетов представительные (законодательные) органы создают специальные органы бюджетного контроля (счетные палаты и др.), порядок формирования которых определяется соответствующим представительным (законодательным) органом.

Помимо этого, представительные (законодательные) органы определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочия представительных (законодательных) органовна федеральном уровне определяются Конституцией РФ, БК РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления.

В 2000 г. введен запрет на создание представительными (законодательными) органами резервных фондов, который был направлен на то, чтобы избежать возможных злоупотреблений полномочиями, поскольку принятие решения о создании таких фондов находится в исключительной компетенции законодательных (представительных) органов. Одновременно был введен запрет на выполнение представительными (законодательными) органами отдельных функций по исполнению бюджетов, что соответствует конституционному принципу разделения властей: если принятие законов (решений) о бюджете относится к компетенции законодательной власти, то исполнение бюджета находится в компетенции органов исполнительной власти. В то же время этот запрет не распространяется на органы местного самоуправления, совмещающие функции как законодательных, так и исполнительных органов.

Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, закрепленные в ст. 154 БК РФ, реализуются в ходе составления проекта бюджета, исполнения бюджета, а также в ходе контроля за его исполнением.

Органы исполнительной власти участвуют в бюджетном процессе по следующим направлениям:

1) составляют проект бюджета и вносят его с необходимыми документами на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Составление проекта бюджета находится в компетенции высших органов исполнительной власти соответствующего уровня;

2) осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджетов, управление государственным (муниципальным) долгом. Исполнение бюджета осуществляется различными органами исполнительной власти, в том числе финансовыми органами, налоговыми органами, органами по управлению имуществом, органами казначейства и прочими в соответствии с их компетенцией;

3) осуществляют ведомственный контроль за исполнением бюджета. Ведомственный контроль за исполнением бюджета осуществляется в соответствии с компетенцией соответствующих ведомств;

4) представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Отчет об исполнении бюджета соответствующего уровня также составляется высшими органами исполнительной власти соответствующего уровня.

Общие полномочия исполнительных органов власти на федеральном уровне установлены Конституцией РФ, БК РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления. Правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления на исполнительные органы могут быть возложены и иные полномочия.

В отличие от представительных (законодательных) органов исполнительные органы власти всех уровней вправе создавать в бюджете резервные фонды. Размер резервных фондов и порядок расходования средств резервных фондов на федеральном уровне определяется БК РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, на региональном уровне – нормативными правовыми актами исполнительных органов власти субъектов РФ, на местном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом органы исполнительной власти всех уровней обязаны ежеквартально информировать о расходовании средств резервного фонда соответствующий орган представительной (законодательной) власти либо представительный орган местного самоуправления

Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства

Министерство финансов РФ выступает в бюджетном процессе на федеральном уровне в качестве органа, ответственного за составление и исполнение федерального бюджета. Полномочия Минфина РФ определены ст. 165 БК РФ, а также Положением о Министерстве финансов РФ.

К полномочиям Минфина РФ в частности относятся:

1) составление проекта федерального бюджета и представление его в Правительство РФ;

2) представление интересов государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

3) составление и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

4) осуществление управления государственным долгом РФ;

5) организация исполнения федерального бюджета;

6) представление отчета об исполнении федерального бюджета и отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ в Правительство РФ.

Банк России участвует в бюджетном процессе в качестве органа денежно-кредитного регулирования. Бюджетные полномочия Центрального банка России закреплены в ст. 155 БК РФ, а также в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86–ФЗ.

Основными функциями ЦБ РФ являются:

1) разработка совместно с Правительством РФ основных направлений денежно-кредитной политики;

2) обслуживание без взимания комиссионного вознаграждения счетов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

3) осуществление функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Органы Федерального казначейства РФ осуществляют кассовое обслуживание бюджетов. Полномочия органов Федерального казначейства установлены ст. 166.1 БК РФ.

К полномочиям органов Федерального казначейства относятся:

1) распределение доходов и иных поступлений между бюджетами по установленным нормативам;

2) открытие счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством;

3) установление порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов;

4) установление порядка открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5) ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

6) ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета;

7) составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представление их в Министерство финансов РФ.

Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели

Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета (ст. 158 БК РФ).

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом, перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Основными полномочиями главного распорядителя являются:

1) представление интересов государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций;

2) утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

3) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, контроль за получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования и своевременного возврата;

4) контроль использования бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств наряду с главным распорядителем участвует в исполнении бюджета по расходам (ст. 159 БК РФ).

Основными полномочиями распорядителя бюджетных средств являются:

1) представление интересов государства, субъекта РФ или муниципального образования в договорах о предоставлении средств соответствующего бюджета на возвратной основе;

2) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;

3) утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

4) контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ).

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного про­цесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и ис­полнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный период в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев с 1 января по 31 декабря.

Бюджетный процесс основывается на принципах:

    единства универсальности,

    самостоятельности,

    полноты отражения и гласности,

    эффективности, достоверности,

    адресности и целевой направленности,

    специализации и др.

Участниками бюджетного процесса являются:

    Президент РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования);

    законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

    исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

    Центральный банк РФ;

    органы государственного (муниципального) финансового контроля;

    органы управления государственными внебюджетными фондами;

    главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

    главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

    главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

    получатели бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне

    Президент.

    Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госдума).

    Правительство РФ.

    Минфин РФ.

    Федеральное казначейство.

    Счетная палата РФ.

    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

    Органы управления государственными внебюджетными фондами.

    Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств.

    Администраторы (администраторы) доходов бюджета.

    Администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим бюджетные полномочия основных участников бюджет­ного процесса (рис. 3).

Законодательные (представительные) органы власти имеют сле­дующие полномочия:

рассмотрение и утверждение бюджетов;

рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

формирование и определение правового статуса органов, осущест­вляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней; другие обязанности.

Аналогичные полномочия законодательных (представительных) ор­ганов власти касаются вопросов регулирования деятельности государст­венных внебюджетных фондов.

Органы исполнительной власти осуществляют:

составление проектов бюджетов;

представление их на рассмотрение и утверждение законодатель­ным (представительным) органам власти вместе с необходимыми документами и материалами;

исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;

управление государственным (муниципальным) долгом;

осуществление ведомственного контроля за исполнением бюдже­та;

представление отчета об исполнении бюджета на утверждение за­конодательным (представительным) органам власти; другие обя­занности.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Органы государственного, муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства.

Основные этапы бюджетного процесса

      Составление проектов бюджетов

      Исполнение бюджетов.

      Рассмотрение и утверждение бюджетов.

      Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Проект бюджета составляется на основе Прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств (сроком на 3 года: очередной финансовый год и плановый период). Порядок составления определяется Правительством РФ.

Процедура рассмотрения и утверждения Федерального бюджета (этапы)

1.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию (не позднее марта) – в нем определяется бюджетная политика РФ.

2.Правительство РФ составляет проектфедерального бюджета и направляет его Президенту РФ и в Государственную Думу (до 26 августа текущего года).

3.Государственная дума:

Первое чтение (30 дней со дня внесения);

Второе чтение (35 дней со дня принятия во первом чтении);

Третье чтение (15 дней со дня принятия во втором чтении);

4. Совет Федерации (в течении 14 дней –отклонение или подписание законопроекта о Федеральном бюджете)

5. Президент РФ - подписание закона о бюджете РФ (или отклонение) –

(в течении 5 дней).