Интересы политические. Политические интересы

Понимание политической власти не может быть полным без осмысления принципов и способов ее использования различными социальными силами и впервую очередь политической элитой общества, т. е. социальных аспектов власти. Все это прежде всего обнаруживается в политической деятельности.

Политическая деятельность - это особая, специфическая сфера общественной деятельности. В самом общем виде она представляет собой совокупность действий общественных групп (классов, социальных слоев, наций и др.) в реализации своих политических интересов по завоеванию, использованию и удержанию власти.

Движущими мотивами политической деятельности, ее внутренними источниками выступают:

Политическая деятельность охватывает постановку принципиальных, научно обоснованных задач, перспективных и ближайших целей, которые должны быть достигнуты на определенном этапе, с учетом реальных возможностей их достижения.

Она предполагает выработку методов, форм и направлений деятельности организаций, с помощью которых поставленные задачи и цели могут быть достигнуты оптимальным образом.

Как уже было отмечено ранее, политическая власть есть специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенной социальной группы или индивида проводить в жизнь свою политическую волю. Она реализуется через механизм власти и политики. В его функционировании особая роль принадлежит субъектам политики и власти. Именно посредством их деятельности происходит реализация политических интересов, осуществляется власть и политика в обществе. Этими соображениями и определяется теоретическая и практическая актуальность темы.

Человек взаимодействует с окружающим миром с учетом своих желаний, определенных потребностей и интересов. Французские мыслители одни из первых попытались объяснить общественную жизнь, исходя из потребностей и интересов людей. Они пришли к выводу, что понять смысл политики и государственной деятельности невозможно без изучения интересов и потребностей общества.

В предельно широком плане интересы выражают существующие общественные отношения, в том числе и политические. Не случайно Г.В. Плеханов видел источник и движущую силу человеческой деятельности и социальной активности людей в интересе. «Интерес, - писал он, - вот источник, вот двигатель всякого социального творчества».

В политике интересы выступают как определенные цели, достижение которых осуществляется в ходе политической деятельности. В обобщенной форме политические интересы могут быть представлены как осознанные ценности, мотивирующие политическое поведение тех или иных социальных групп и служащие для них отправным моментом для формирования политики. На основе изучения этих интересов можно понять характер, суть деятельности классов, отдельных слоев общества, прогнозировать развитие общественных событий, тенденций, процессов.

Понятие «интерес» - в политологической литературе имеет различную трактовку. Так, например, в словарях русского языка Даля, Ушакова, Ожегова «интерес» интерпретируется как значение, важность дела, внимание, возбуждаемое к кому (чему)-нибудь значительному, вечному, полезному или кажущемуся таким. Но при всей множественности его значений просматривается общий смысл понятия «интерес» - иметь значение для индивида, социальной группы, класса, общества в целом.

Сущность и структура политических интересов

Интересы выступают как единство объективного и субъективного. С одной стороны, содержанием интереса являются объективные потребности развития людей, выражающие условия их общественного бытия. То, что обязательно, необходимо для жизни и развития общества, человека, для удовлетворения их жизненных потребностей и нужд, составляет предмет их интереса. И в этом смысле интерес - это такое отношение к действительности, которое направлено на обеспечение субъекта всем необходимым для его существования и развития.

С другой стороны, интерес - это отражение в сознании людей потребностей как объективных явлений, их более или менее точное и правильное осознание, которое проявляется в избирательности, целенаправленности субъектов интереса. Поскольку сознание человека выражает интерес, то воплотить его возможно только через деятельность.

Обобщая вышесказанное, можно определить интерес как избирательное отношение социальных групп или личности к объекту в силу его жизненной значимости и привлекательности. Жизненная значимость (осознается она или нет) отражает потребность в определенных условиях жизни и деятельности, а привлекательность превращает эту объективную потребность в субъективный интерес.

В структуре интереса можно выделить следующие основные моменты:

а) социальное положение субъекта или совокупность его практических связей с обществом;

б) степень осознания субъектом своего положения в обществе;

в) идеальные побудительные силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса;

г) само действие, которое представляет собой утверждение субъекта в объективном мире.

Интересы выполняют существенные функции в жизни общества. Прежде всего они составляют основу деятельности людей, их нравов и представлений. Французский философ К. Гельвеций подчеркивал, что загадка человека может быть вполне разгадана с помощью интереса. Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса.

Интересы выступают как движущая сила, побудительные мотивы человеческих поступков. Зачастую интересы олицетворяют предметы, объекты с которыми человек связывает свои представления о счастье, смысле жизни. С помощью интересов, если они совпадают, люди объединяются между собой в социальные группы, образуют слои, классы, вступают в различного рода отношения.

Интересы как объективные отношения общества, социальной группы, личности к условиям общественной жизни и наличным потребностям по своему содержанию и структуре являются сложным образованием. В зависимости от сферы действия и социального носителя их можно классифицировать: экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, военные, религиозные; общественные, классовые, групповые, личные, государственные, партийные; ультралевые, левые, левоцентристские, центристские, правоцентристские, правые, ультраправые. Все они активно взаимодействуют между собой и вместе с тем обладают относительной самостоятельностью и характеризуются специфическими чертами.

Политические интересы занимают особое место в общественной жизни. Для них характерны следующие особенности.

  1. Политические интересы носят ярко выраженный социально-классовый характер. Они не могут существовать вне класса в силу объективной логики развития общества, разделенного на различные социальные группы с различными потребностями. Материальные интересы класса, социальной группы с необходимостью находят выражение в политических интересах. В своей работе «Нищета философии» К. Маркс на примере развития капитализма показал, что экономические условия превратили сначала массу народонаселения в рабочих. Господство капитала создало для этой массы одинаковые условия и общие интересы. Таким образом, эта масса стала уже классом по отношению к капиталу, но еще не для самой себя. В борьбе с господствующим классом эта масса сплачивается, осознает свое положение и место в обществе и конституируется как класс для себя. Защищаемые ею интересы становятся классовыми интересами и объективно затрагивают политические структуры общества.
  2. Аналогичный процесс сочетания материальных интересов с классово-политическими можно увидеть на примере любого современного общества, в том числе и нашей страны. В процессе осуществления глубокой экономической реформы активно формируются новые классы (предприниматели, арендаторы и др.), которые все больше проявляют себя как активная политическая сила со своими экономическими и политическими интересами. Для защиты своих интересов они формируют свои организации, союзы и поднимают вопрос о государственно-правовом закреплении их статуса в обществе, т. е. их классовый интерес становится политическим интересом.

    Важно также заметить, что в политический процесс люди включаются объективно, т. к. личные интересы всегда воплощаются в классовые, а общие интересы, независимо от воли людей, приобретают самостоятельность по отношению к отдельным личностям, принимая при этом обособлении форму всеобщих. Объективная природа политического интереса обусловлена в конечном счете тем положением, которое занимает субъект в системе социально-политических отношений и в структуре экономического строя общества.

  3. Политические интересы имеют первенствующее значение среди остальных интересов. Известно, что интересы социальных групп могут быть основными, коренными и второстепенными. В политических интересах находят выражение общие, коренные интересы. Содержанием политических интересов выступает потребность завоевания государственной власти. Это связано с особой ролью государства в обществе, призванного защищать интересы экономически господствующего класса. Вот почему, не упразднив старую власть, невозможно изменить существующее состояние общества, которое она защищает. Только завоевание государственной власти дает возможность победившему классу утвердить свой интерес в качестве государственного интереса, т. е. сделать его приоритетным в обществе.
  4. Политический интерес есть осознание объективных возможностей реализации большими общественными группами (прежде всего классами) своих коренных интересов посредством государственной власти. Процесс завоевания, укрепления, усовершенствования политической власти, является непосредственным объектом политического интереса. Опосредованным же его объектом являются все другие общественные отношения.

  5. Политические интересы, как правило, носят устойчивый характер. Это объясняется социальным положением и целями классов, различных слоев общества. Например, политический интерес рабовладельцев связан с созданием и укреплением государственной машины для удержания рабов в повиновении. Раб же заинтересован в завоевании свободы, а не власти. Свобода для него как самоценность, но не более.
  6. В последующем для господствующих классов политический интерес стабильно заключается в удержании в своих руках политической власти и сохранении привилегированного положения в обществе. Не изменился он и в настоящее время. Однако в условиях высокоразвитой политической культуры, образованности широких масс господствующим классам приходится тщательно маскировать свои политические интересы. За многие века ими всесторонне отработан механизм удержания власти.

    Что же касается угнетенных классов, то на протяжении многолетней борьбы с эксплуататорами у них не существовало классового сознания, осознанного политического интереса. Лишь не многие руководители народных восстаний осознавали значение борьбы за власть. Угнетенный народ вел борьбу, как правило, против тяжелых условий жизни.

  7. Политический интерес оказывает существенное влияние на общественный прогресс. Это влияние может быть как положительным (позитивным), так и отрицательным (негативным) в зависимости от того, совпадает или не совпадает общественный и социально-классовый интерес.

Содержанием общественного интереса всегда является развитие производительных сил и производственных отношений как материальной основы социального прогресса. У класса, интересы которого не противоречат тенденции общественного развития, политический интерес совпадает с общественным и обеспечивает поступательное движение к высшим формам организации общественной жизни, к большим возможностям человека реализовать себя как личность. Такое совпадение делает класс действительно революционным, хотя по своей сути он может быть эксплуататорским. Классы, исчерпавшие свой потенциал, напротив, стремятся сохранить старые формы, позволявшие им занимать господствующее положение в обществе. Они действуют вопреки назревшим потребностям общественного развития. Их политический интерес, естественно, противостоит общественному и закономерно тормозит прогрессивное развитие общества.

С превращением класса в реакционный его политический интерес оказывается в противоречии с общественным прогрессом. Тем самым ранее прогрессивный класс превращается в реакционный. Совпадение политического и общественного интересов не единственное условие включения социальной группы в механизм общественного прогресса. Тот или иной политический интерес может быть реализован только через активную деятельность людей.

Таким образом, интересы выражают активное, специфически человеческое отношение к действительности. Под воздействием интересов отношение человека к миру приобретает определенную устремленность на тот или иной объект. Поэтому интерес является той внутренней пружиной, которая движет человеческими поступками. Политические интересы являются основой политики. По словам Г. Моргентау, «идея интереса есть сама сущность политики». И в политике всегда необходимо разыскивать интересы того или иного класса, социальной группы.

Наряду с коренными интересами существуют временные интересы, как их еще называют «интересы минуты». Учитывать временные интересы очень важно при осуществлении политологического анализа. Но не они определяют в конечном счете ход социальных процессов, т. к. не являются определяющими. При анализе общественных процессов необходимо эти отношения переводить на язык общих для всего класса интересов. Кроме этого, следует учитывать, что между интересами людей и их деятельностью существует необходимая взаимосвязь. Формами проявления политических интересов людей являются позиция, поведение людей, т. е. то, что определяет характер политических отношений в обществе.

Политические отношения

Общественные отношения, как известно, делятся на две большие группы: материальные и идеологические. Материальные отношения - это производственные отношения, которые складываются независимо от воли и сознания людей и совокупность которых образует экономическую структуру, базис общества. Идеологические отношения - это отношения, которые, прежде чем сложиться, проходят через сознание людей и осмысливаются ими. Политические отношения относятся к числу идеологических отношений, т. к. формируются под непосредственным влиянием тех политических идей и взглядов, которые свойственны различным слоям общества. Но это вовсе не значит, что они существуют только в сознании. Политические отношения существуют реально, вне сознания, как особый вид общественных отношений, в которых люди находятся постоянно. В этом их отличие от политической идеологии, которая существует только в сознании людей.

Политические отношения, как и другие отношения в обществе, проявляют себя как взаимодействие интересов определенных классов и социальных групп. Следуя своим интересам, субъекты политики, хотят они того или нет, выступают носителями политических отношений. Эти отношения как форма связи отражают положение политических субъектов относительно друг друга в процессе политической деятельности. Положение их определяется в зависимости от того, в каких отношениях находятся их интересы - совпадают они или не совпадают, являются антагонистическими или неантагонистическими.

По сравнению с другими видами отношений в обществе политические отношения обладают определенной спецификой.

Политические отношения - это отношения между большими группами людей, возникающие по поводу осуществления государственной власти и управления обществом. Это главное, что отличает их от других общественных отношений и составляет сущность. По количеству субъектов политики они могут быть двухсторонними и многосторонними.

Как следует из данного определения, в политические отношения вступают между собой не отдельные физические лица, а классы, партии, общественные организации, движения, союзы и т. п. На международной арене между государствами, коалициями также существуют политические отношения. Однако они являются производными, вторичными и третичными по отношению к внутренним политическим отношениям. В конечном счете их существо определяется внутриполитическими отношениями, и они направлены на решение задач, возникающих в том или ином обществе.

На современном этапе общественного развития политические отношения занимают центральное место в системе идеологических отношений и оказывают на них определяющее влияние в силу их властного характера. Поэтому политические отношения в обществе являются объектом пристального внимания со стороны классов и государств и всегда регламентируются правовыми средствами.

В зависимости от характера политических интересов классов и социальных групп могут существовать различные состояния и формы политических отношений.

Политические отношения в зависимости от совпадения или не- совпадения отношений могут находиться в состоянии политического соперничества (борьбы) или политического сотрудничества. Это два крайних состояния политических отношений. В действительности же в политической жизни общества часто возникают промежуточные состояния, например состояние борьбы с элементами сотрудничества; временные соглашения по каким-то вопросам; совместимые действия классов в решении конкретной задачи. Состояние политической борьбы, как правило, имеет место в отношениях между классами-антагонистами, между партиями, борющимися за власть, между политическими движениями, организациями с противоположными политическими интересами.

Политическое сотрудничество характерно для политических отношений между классами и социальными группами, интересы которых по коренным проблемам общественной жизни совпадают. В этом случае такое сотрудничество носит устойчивый характер. В то же время политическое сотрудничество может возникать на определенном этапе развития общества как временное явление для достижения какой-то политической цели. Чаще всего оно характерно для отношений между партиями или движениями.

Отношения политического соперничества или сотрудничества в каждой стране имеют конкретное содержание в зависимости от особенностей политической обстановки и политической культуры народа.

Это видно на примере современной политической жизни нашего государства, свидетельствующей о существующем многообразии политических интересов и отношений. С одной стороны, происходит процесс формирования политических блоков, партий, движений со своими конкретными интересами, а с другой - идет активный процесс установления между ними политических связей, союзов, идет процесс как объединения, так и размежевания, в зависимости и от обстановки, и от политических интересов. Между отдельными же партиями идет острая и бескомпромиссная борьба за власть.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что политические отношения можно определить как форму политических связей между субъектами политики, складывающуюся на основе совпадения или несовпадения их политических интересов, и проявляющихся в состоянии политической борьбы или политического сотрудничества.

Исторический опыт показывает, что формы политических отношений как способ взаимодействия классов и социальных групп в осуществлении государственной власти могут быть различными. Прежде всего они проявляются в форме господства и подчинения. Такая форма характерна для диктаторских, тиранических режимов осуществления власти в обществе с антагонистическими противоречиями.

На определенных этапах истории развития общества политические отношения в форме господства и подчинения выступают как объективная необходимость. Общество, основанное на непримиримых антагонистических противоречиях, не могло нормально функционировать по-другому, особенно на ранних периодах истории. Отношения господства и подчинения являются отражением противоположного положения классов и социальных групп в обществе. Господствующим в обществе всегда выступает класс, владеющий средствами производства. Именно этому классу и принадлежит власть. Неимущие классы, лишенные средств материального производства, вынуждены подчиняться, т. к. другого способа существования у них просто нет. Чтобы существовать и добывать себе необходимые жизненные блага, они должны работать на своего социального противника и тем самым обогащать его еще больше. Такое положение и является экономической основой отношений господства и подчинения, которое еще дополняется политическим и идеологическим подавлением.

Другой формой политических отношений является социальное партнерство между различными классами и социальными группами. Например, социальное партнерство как определенная политика имело место в отношениях между буржуазией и другими социальными группами развитых капиталистических государств в послевоенное время. В этом партнерстве ведущая роль отводилась буржуазии как имущему классу. Главная цель его заключалась в том, чтобы заинтересовать трудящихся в высокоэффективном труде, расцвете предприятия, в получении высоких прибылей. Естественно, что заработная плата при этом увязывалась с размером прибыли предприятия.

Одним из проявлений партнерских отношений было участие работников предприятий в выработке путей повышения производительности труда, в распределении доходов предприятий, проведении социальных мероприятий и др. Таким способом у представителей рабочего класса складывалось представление об их непосредственном участии в управлении предприятиями, о демократичности, гуманности существующего социального строя. Именно на этой почве и возникали идеологические концепции о народном, демократическом капитализме.

Отличительная особенность данной формы политических отношений по сравнению с предыдущей заключается в том, что здесь главный акцент делается на экономические и идеологические рычаги влияния на социальные группы.

Еще одной современной формой политических отношений в различных государствах выступает консенсус (согласование). Консенсус может иметь место между имущими и неимущими классами и социальными группами. Господствующие классы всегда умело согласовывают политические действия между собой. Однако, в современных условиях политика консенсуса, или соглашения, стала характерной для отношений между буржуазией и другими слоями народа. Она возникла под влиянием объективных и субъективных причин, и прежде всего в связи с возрастанием роли человеческого фактора в условиях современной научно-технической революции. Кроме того, в современных демократических государствах на основе высокой политической культуры населения и высокого уровня развития демократических традиций сформировались новые более цивилизованные механизмы разрешения возникающих противоречий, исключающих крайние формы борьбы между классами, социальными группами.

Научно-техническая революция потребовала от господствующего класса согласования его политического интереса с интересами других слоев и на этой основе развития политических отношений в обществе. Чтобы удовлетворить экономический интерес буржуазии в условиях научно-технической революции, необходим качественно новый, заинтересованный, высокоинтеллектуальный и высококвалифицированный труд, необходимо изменить форму собственности и преодолеть, хотя бы частично, отчуждение работников от собственности и управления. В современных демократических государствах в этом направлении осуществляются соответствующие мероприятия. В значительной мере в этом заинтересованы и широкие массы наемных работников, т. к. создается реальная возможность для улучшения их материального положения. Таким образом, складывается своеобразный экономический союз между классами, который является материальной основой для согласования политических интересов.

Вот почему идея консенсуса - это не чей-то подарок кому-то, а объективная потребность современного этапа развития демократического общества. Консенсусные политические отношения в то же время означают довольно высокий уровень развития демократии, выросший на новой экономической основе. Анализ форм политических отношений показывает, что в их развитии четко проявляются две довольно противоречивые тенденции.

С одной стороны, тенденция к сохранению в политических отношениях между классами формы «господство-подчинение». В классическом виде эта форма проявилась наиболее четко в рабовладельческом обществе, т. к. необходимо было удерживать в повиновении рабов, по численности в десятки раз превосходивших рабовладельцев, и полностью не заинтересованных в своей деятельности и положении. В последующем, по мере развития общества и совершенствования политической системы, форма «господство-подчинение» полностью не исчезла, в том числе и в консенсусных отношениях, и присутствовала в скрытом виде, закамуфлированном демократическими институтами. Даже на современном этапе в развитых государствах, в которых широкие массы активно участвуют в управлении, общее руководство процессами все же осуществляет буржуазия и, таким образом, занимает господствующее положение в обществе.

С другой стороны, все больше обнаруживает себя тенденция к достижению единства в политических отношениях. Объективной основой этой тенденции служит потребность в дальнейшем развитии производительных сил общества. Быстрый прогресс в их развитии возможен только на основе процессов социализации и интернационализации. А это обусловливает постоянное сближение экономических и, следовательно, политических интересов классов, социальных групп внутри общества.

Кроме того, политическая культура общества в настоящее время достигла высокого уровня развития, люди осознанно смотрят на происходящие процессы в обществе и уже не хотят быть простыми винтиками в общественном механизме. Они активно выступают за непосредственное участие в политической жизни общества, требуют учитывать их политические интересы. Таким образом формируются объективная и субъективная основы для достижения единства в политических отношениях.

Однако это единство не означает полного единомыслия и единодействия. В реальной действительности такого не было и в перспективе не может быть, т. к. единство всегда предполагает с диалектической точки зрения различия. Речь идет о гармонии политических интересов различных социальных групп общества. А гармония, по выражению античного философа Гераклита, существует там, где есть разнообразие.

Политическая деятельность. Субъекты политики

Реализация политических интересов посредством политических отношений принадлежит субъектам политики и власти, при этом степень их влияния, возможностей и способов воздействия на общественную жизнь различна.

Из сказанного вытекает, что различные субъекты политики неравноценны. Неоднозначную по существу и форме роль выполняют в политике классы, слои, народы, государство, политические партии, профсоюзы, различные общественные движения, политические лидеры, рядовые граждане. Различен также уровень субъективности сил, действующих на одном и том же уровне. Например, есть более сильные и более слабые социальные группы, более или менее влиятельные политические лидеры и т. д.

Субъекты политики классифицируются следующим образом.

Первичными субъектами политики являются большие социальные группы как организованные целостности, объединенные общностью интересов и устремлений. Невозможна политика, которая, учитывая интересы всех слоев общества, не отдавала бы предпочтения интересам какого-то слоя.

Вторичными субъектами политики являются различные силы (институты, их органы, малые группы, представительские коллективы, личности), реализующие интересы и волю больших социальных групп, играющие существенную роль в политике в меру своей способности служить какому-либо классу, социальному слою, группе и пользоваться их поддержкой.

Первичные субъекты подразделяются на основные субъекты, к которым относятся общественные классы, большие социальные группы, являющиеся основными в данном обществе, а также субъекты неосновные, имеющие второстепенное или даже маргинальное значение. Они могут играть бoльшую или меньшую роль только на фоне борьбы или сотрудничества основных классов общества, в соответствии с соотношением сил между ними, т. е. играть определенную роль в раскладе основных политических сил.

Среди вторичных субъектов следует различать непосредственных и посреднических субъектов.

Посреднические субъекты - институты и органы государства, политические организации как представители больших социальных групп.

Непосредственные субъекты - малые группы, действующие в рамках организаций либо неформально, группы лидеров и управленцев (правящие круги), политические лидеры, действующие либо от имени организаций, либо самостоятельно.

Процессы дезинтеграции, происходящие в различных общественных группах и слоях, расколы в политических партиях, банкротства политических лидеров и другие подобные явления показывают, что более важные субъекты могут утратить свое значение, а производные субъекта приобрести его и уравняться с ним.

Первичные субъекты. Большие социальные группы являются первичными субъектами политики, поскольку их внутренняя и взаимная связь, обособление, самоопределение, самоорганизация и консолидация составляют предпосылку для возникновения политических организаций, общественных институтов, государственных органов. Их интересы обрисовывают потенциальное поле политики, сферу конфронтации и сотрудничества, функции и границы власти. Без выраженной ими потребности было бы невозможно эффективное функционирование политических партий, их стратегии, программ, лидеров, организационных форм, методов деятельности.

Реальным подтверждением этого служит судьба лишившихся общественной опоры организаций и политиков.

Именно воля и поддержка большой социальной группы как целого является условием и источником способности определенных институтов к принятию решений, правлению и политическому руководству, т. е. первичным субъектом власти являются господствующие классы и социальные группы.

Вторичные субъекты. Большие социальные группы реализуют свои интересы опосредованно - через вторичные субъекты власти. Вторичные субъекты являются производными (в отношении первичных) как в смысле генетическом (т. к. появились как реакция на потребности определенных групп), так и в функциональном (т. к. выполняют служебную и исполнительную роль в отношении больших социальных групп). В процессе своей деятельности они различаются разным уровнем самостоятельности, активности, эффективности деятельности.

Среди вторичных субъектов политики и власти выделяют прежде всего органы государства и политические партии (организации). Они посредничают в установлении и поддержании связей между большими социальными группами, слоями и т. д. и индивидами. Именно благодаря им индивиды и малые группы ощущают свою связь с большой общностью. И именно через эти институты они способны осуществлять властное воздействие на других членов собственной или чужой общности.

Личность как субъект политики

Непосредственными субъектами политики и власти являются ма лые группы и коллективы, звенья и ячейки общественных организаций и политических институтов, а также личности (индивиды), которые реализуют процесс управления различными сторонами общественной жизни непосредственно, располагая различными средствами власти.

Политическая активность и политическое влияние различных личностей неодинаковы.

Можно выделить несколько типов политических ролей личности:

  • рядовой член общества, гражданин с минимальным политическим влиянием, минимальной активностью и заинтересованностью делами политики и даже полной аполитичности;
  • гражданин, принимающий участие в общественной жизни, общественном движении либо в нескольких организациях. Он включается в политическую жизнь постольку, поскольку это вытекает из его роли как рядового члена той или иной организации, либо из его организационной или идейной связи с той или иной организацией либо движением;
  • гражданин, учавствующий в политических организациях (например, в политической партии), принимающий самостоятельное решение, непосредственно включается в политическую жизнь. Максимальная сфера его участия определяется через отношение между его амбициями и возможностями, вытекающими из общественного значения организации и конкретной роли, которую он там исполняет;
  • общественный деятель, в частности политический деятель;
  • профессиональный политик, для которого политика не только профессия, источник существования и главное занятие, но и смысл жизни;
  • политический лидер.

Понятие правящей элиты. Политическая элита и элита власти

Безусловно, среди непосредственных участников политики выделяются правящие круги.

Это особый тип непосредственных субъектов политики. Это они вырабатывают цели деятельности, принимают решения о формах и средствах действия, приводят в движение людские ресурсы, а также сами принимают участие в осуществлении политических действий.

Можно выделить четыри вида общественных групп - непосредственных субъектов политики, выполняющих в той или иной форме правящие функции.

  1. руководящие центры общественных движений и формальных институтов больших общественных групп, например политических партий;
  2. политические элиты, в том числе элиты власти;
  3. группы партикулярных интересов, например, лоббисты;
  4. центры руководства общественных движений и политических институтов.

Это выдвинутая волей больших общественных групп немногочисленная группа лиц, облеченная доверием и определенными полномочиями. Легитимируются они особым мандатом, т. е. определенным уровнем действенной поддержки общественных групп, общественной обязанностью исполнять определенные обязанности, достигать определенной цели в определенное время.

Каждый из центров имеет свою определенную сферу влияния и определенные цели, обязанности и направления большего или меньшего радиуса действия и т. д.

Руководящие центры часто отождествляются с формализованными институтами (органами государственной власти, администрации, исполнительными и контрольными органами политических партий и т. д.). Зачастую, однако, формальные и неформальные структуры власти не совпадают. (Например в выборном руководящем органе бывают течения, которые монополизируют либо ограничивают влияние другой группы).

В составе формализованных руководящих центров можно выделить неформальный узкий круг «тесного руководства», могут возникнуть также внутренние сферы влияния (фракционные, групповые и т.д.).

Наконец, внутренние различия в руководящих центрах могут возникнуть благодаря влиянию извне (возникающего из определенных обязательств части руководства).

В компетенцию руководящих центров входят следующие функции (в отношении тех групп, интересы которых они призваны исполнять):

  1. объединение людей вокруг себя, создание такой структуры внутренней связи, которая гарантирует подчинение интересов и стремлений части интересам, условиям существования и целям целого;
  2. наведение по мере необходимости дисциплины в различных звеньях общественного движения и центрах сосредоточения данного класса, ограничение их свободы, самореализации во имя единства и интересов целостности;
  3. выработка и формулировка политической воли данной большой общественной группы (либо союза групп) и тем самым определение долговременных целей, методов, направлений деятельности, накопление средств;
  4. организация деятельности групп и тем самым преобразование группы в реальную, действенную общественную силу;
  5. осуществление выбора и принятие решений в конкретных ситуациях, особенно перед лицом альтернатив;
  6. осуществление решений, прежде всего в рамках данной группы, а уже на этой основе - в рамках общества, охрана интересов группы либо обеспечение доминантности этих интересов;
  7. представительство данного класса либо слоя в отношениях с другими общественными группами и с центром власти в государстве;
  8. организация классовой борьбы данной группы, заключение союзов, компромиссов, поиск поддержки, покорение противников, создание более широкого поля для политики данного класса;
  9. обеспечение стабильности существования и условий деятельности общественного как посредством воспроизводства организационно-институциональных связей формальных структур, так и через воспроизводство символов, образцов деятельности, ценностей, политических атрибутов, лозунгов и т. д.

Как правило, выполнение всех этих организационно-политических функций связано с выполнением другой необходимой функции - идеологической. Центр поддерживает и регулирует практику идеологических институтов или прямо подчиняет себе деятельность подобного рода и даже монополизирует ее.

Большое внимание в политологии уделяется исследованию политических элит и элит власти. Слово «элита» происходит от французского elite - лучший, избранный. Впервые оно было употреблено для обозначения верхушки капиталистического общества итальянским социологом Г. Моской в книге «Правящий класс».

Различные теории элит изложены в работах В. Парето, Р. Михельса, Р. Миллса.

Политическая элита - это часть организационного класса, осознавшая свои интересы и собственную исключительность, либо социального слоя, которая наиболее активно и влиятельно определяет способы и условия реализации интересов большой социальной группы как целого.

Элиту способна воспроизвести такая общественная группа, которая достигла определенного уровня политической субъективности.

В современных обществах в состав политической элиты входят, как правило, высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артистического мира, духовенства), суждения и мнения которых пользуются огромным авторитетом. Обеспечение этим кадрам высокого общественного статуса (материальный комфорт, престиж и т. д.) способствует их непосредственной заинтересованности в упрочнении правящего класса.

В свою очередь, тщательный отбор и объединение лучших представителей этих кругов, создание им привилегированных условий для выполнения профессиональных обязанностей позволяют правящей группе достичь действительного превосходства в умении анализировать и прогнозировать развитие общества, разрабатывать и внедрять новые решения.

Наряду с наиболее влиятельными экономическими и административными кругами, руководителями средств массовой информации элиту образуют также члены семей влиятельных лиц.

Они в целом исключены из процесса прямого и регулярного принятия решений по общественным проблемам, но заинтересованы в результатах основных направлений и в методах реализации политики, оказывают сильное закулисное влияние.

Механизм личных и семейных связей, протекций, негласных обещаний и т. д. может оказать сильное воздействие на способ функционирования элиты.

В состав политических элит входят также те представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, однако являются неформальным источником распоряжений и давления, играя роль серых кардиналов. Нередко им принадлежит последнее слово в определении политической стратегии и тактики.

Следует отличать элиты политические, которые в новое время выделяются во всех классах, обладающих субъективностью, от элит власти, представляющих исключительно интересы господствующего, правящего класса.

Элиты власти, в том числе политические элиты, традиционно формировались в среде самого класса, как правило, из наилучших (занимающих наиболее значительное материальное и общественное положение), наиболее представительных лиц данного класса.

Из этого правила формирования состава элит есть два исключения. Первое - это известная закономерность перехода части идеологов и политиков одного класса на службу другому классу - новому, прогрессивному. Второе - это устойчивый механизм пополнения элит лицами из числа классов, находящихся в зависимости, в целях лучшей селекции представителей правящего класса и отягощения негативной селекцией противостоящих классов.

Функции элиты

  1. Элиты играют наибольшую роль в определении политической воли социальной группы, а также в сознании механизмов реализации и осуществления этой воли.
  2. На политические элиты социальная группа возлагает главные задачи определения направлений и контроля политического представительства всего класса. Элиты в этом смысле посредничают в отношениях между конечным субъектом политики и власти, с одной стороны, и его представительствами и непосредственными субъектами - с другой.
  3. Элиты регулируют деятельность политического представительства группы, главным образом через механизм увеличения либо ограничения поддержки.
  4. Они являются принципиальным резервуаром кадров, центром рекрутации и селекции кадров, имеющих иное социальное происхождение, выполняют роль непосредственного тыла (базы) для институализированных политических сил.
  5. Элита создает возможности для координации деятельности различных форм и уровней представительства группы.

К сожалению, историческая практика пока что не дала нам примеров гармонического развития политических отношений между важнейшими субъектами политики и власти. Тот политический опыт, который имел место до недавнего времени в нашей стране, тоже оказался неубедительным. Фактически гармонично развитых политических отношений, несмотря на различные политические заявления, у нас не было. Они жестко регулировались со стороны партийно-государственного аппарата, который фактически осуществлял власть от имени народа, рабочего класса и делал все, чтобы не допустить их в сферу властных отношений. Очевидно, можно ожидать гармоничных отношений в будущем, когда будут осуществлены в нашем обществе экономические и политические реформы.

Коренной политический интерес всех членов общества состоит в постоянном развитии демократии, в упрочении и расширении подлинного народовластия, самоуправления народа. В механизме действия демократии особое значение имеют учет, улавливание, выражение объективно обусловленных интересов социальных групп. Здесь многое зависит от методов выявления, координации и субординации этих интересов. Расширение спектра интересов предполагает постоянное совершенствование и тех надстроечных структур, с помощью которых осуществляются их учет и реализация.

Выводы

  1. Политический интерес как единство объективного и субъективного выражает устойчивое и избирательное отношение субъектов политики к действительности с целью удовлетворения потребностей. Содержанием политических интересов является завоевание, удержание и использование государственной власти для получения экономических и других благ.
  2. Политическая субъективность есть способность личности, организации, общественной группы постоянно участвовать в политической жизни относительно самостоятельно в соответствии со своими интересами и вызывать существенные изменения в политических отношениях.
  3. Субъекты политики и власти подразделяются на первичные и вторичные, основные и неосновные, посреднические и непосредственные. Их роль в политической жизни общества определяется многими факторами.

политическое отношение управление общество

Политический интерес - это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей.

Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например: а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные;) б) по степени осознанности (стихийные или осознанные); в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.); д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

Политический интерес, являясь неотъемлемым свойством всех субъектов политики, в функционально-деятельном плане представляет их творчески преобразующее отношение к окружающей действительности. Он обнаруживает себя на всех уровнях активности субъекта (в процессе теоретического моделирования возможных действий, в конкретных практических действиях и т.д.). В целом политический интерес имеет ряд каналов реализации: 1) деятельность властных структур (представительной, исполнительной и президентской); 2) политическое влияние партий, организаций, союзов, церкви, средств массовой информации; 3) давление массовых политических сил (забастовочное движение, митинги). Реализация политического интереса предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденций: тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей, и тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности.

Эти две тенденции образуют диалектическое противоречие в реализации политического интереса. Их взаимное отрицание проявляется в том, что они не совпадают между собой, не тождественны друг другу, поскольку образуют два процесса, имеющих взаимно противоположные направления и результаты. Тенденция на историческое творчество производит изменение и преобразование условий жизни путем реализации содержащихся в них возможностей. Ее результатом является политически преобразованная среда. В противовес этому - тенденция к политическому самоутверждению направлена на воспроизведение и развитие самого субъекта путем потребления и использования им результатов политической деятельности. Результатом процесса политического самоутверждения является развитие самого субъекта - носителя политического интереса.

Реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя. В политической активности отдельных личностей или социальных групп можно сконструировать следующую примерную шкалу интенсивности политических действий: 1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью собственной высокой активности; 2) участие в периодических действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3) деятельность в политических и примыкающих к ним организациях; 4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее; 5) прямое действие; 6) активная (в том числе руководящая) деятельность во вне институциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы и добивающихся ее коренной перестройки и т.д. Исходя из предложенной шкалы интенсивности политических действий в политическом поведении классов, наций, социальных групп и слоев, отдельных личностей - можно выделить две основные формы реализации их политических интересов: политическое участие и политическая деятельность.

Политическое участие представляет собой действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические события, процессы и т.д., с целью оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики. Оно включает в себя два типа участия.

Политическая деятельность представляет собой совокупность действий общественных групп по реализации своих политических интересов по поводу завоевания, использования и удержания власти.

В качестве вывода следует отметить.

1. Процесс осознания политических интересов непрерывен. На уровне обыденного осознания этот процесс происходит в форме выработки политических знаний, оценок, ориентаций, которые, в свою очередь, детерминируют практическую деятельность, социальную активность и гражданскую позицию.

Для реализации своих коренных интересов посредством государственной (политической) власти, определенные социальные группы создают свои политические партии.

2. Коренной политический интерес общества состоит в постоянном развитии демократии, в упрочении и расширении подлинного народовластия, самоуправления народа. В механизме действия демократии особое значение имеет учет, улавливание, выражение объективно обусловленных интересов социальных групп. Здесь многое зависит от методов выявления, координации и субординации этих интересов. Кроме того, необходимо систематическое выяснение, в какой мере общеполитические интересы воспринимаются гражданами как свои собственные, в какой степени они становятся источником поведения конкретных лиц и коллективов. Усложнение интересов, возрастание их многогранности в современных условиях, предполагает постоянное совершенствование и тех надстроечных структур, с помощью которых осуществляется учет и реализация политических интересов.

3. Политическое участие и политическую деятельность как формы реализации политических интересов можно, с полным основанием рассматривать в качестве критериев развития политической организации общества.

Гражданина в демократической политической системе отличает проявление интереса к политике, вовлеченность в политические дискуссии, участие в выборах, наличие определенных познаний в политике, компетентность, все, что необходимо для воздействия на правительственную деятельность. В целом эти качества можно суммировать как активность, вовлеченность, рациональность. В то же время эти качества присущи и гражданину в системе однопартийной диктатуры.

Одна из форм участия - это система представительной демократии, в которой представители народа осуществляют власть по его поручению. Еще одна форма участия граждан в системе власти - посредством референдумов, гражданских инициатив или отзыва депутатов.

Интерес вообще - это направленность человека (или социальной группы) на осуществление определенной цели, удовлетворяющей какие-то потребности. Интерес политический - это направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Способами достижения такой цели выступают различные формы участия в политике.

В зависимости от носителей интересы могут быть личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные . По социальному содержанию – экономические, политические, духовные. По степени устойчивости – долговременные и преходящие . По насущности коренные и вторичные .

Политический интерес - по преимуществу объективный феномен. Однако, объективность интереса вовсе не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальный мотив действия интерес должен быть осознан. Но это уже – область субъективного, где возможны различные осложнения. Представление человека о своих интересах далеко не всегда совпадает с их действительным содержанием. Более или менее адекватное представление людей о своих потребностях и интересах требует понимания всей совокупности причинно-следственных связей, определяющих их действительное положение в системе социальных отношений. Такое не всегда под силу не то, что обычному человеку, но и тем, кто владеет умами и судьбами людей. Поэтому в реальной практике люди руководствуются не своими интересами, а представлениями о них. Ложные представления, как правило, становятся фактором политической деструкции. Это обстоятельство наглядно проявляется в феномене общественного мнения, которое под влиянием обстоятельств или манипуляций может варьироваться очень быстро и с большой амплитудой. Когда, например, результаты демократического процесса не оправдывают завышенных ожиданий, демократические ценности объявляются мнимыми, и начинается поиск другой формы выражения политических интересов – через авторитаризм и традиционализм.

По возможности избежать таких ситуаций помогают только разнообразие и конкуренция таких политических институтов, как идеологии, партии, движения. Внося в политический процесс элементы состязательности, а, следовательно, и критичности, дискуссионности, они могут способствовать установлению реального содержания и соотношения любых политических интересов.

Дефицит ресурсов, служащих для удовлетворения многообразных потребностей людей порождает конфликт интересов и ценностей. Дефицит политических позиций и статусов, являющихся объектом притязаний со стороны многочисленных политических субъектов, а также дифференциация политических ролей (на управляющих и управляемых) служит источником политической конфликтности. Роль конфликта в политике нельзя переоценить, ибо он выступает как источник и движущая сила политического процесса. Ведь политика по сути своей - это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. В бесконфликтном обществе надобность в ней попросту отпадает.


Политический конфликт - это разногласие или противоборство различных субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.

В основе политического конфликта лежат социально-экономические, этнические и собственно политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму благодаря установке на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов.

Конфликты можно типологизировать по разным основаниям, например, по характеру противоречий (антагонистические и неантагонистические), внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе), по сферам проявления (экономические, политические, духовные, межнациональные, международные).

Конфликты классифицируются по времени действия: затяжные или скоротечные; по интенсивности: слабые или сильные; по масштабам действия: локальные или региональные; по формам проявления: мирные и немирные; по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институализированные или неинституализированные; по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные.

При типологизации конфликтов следует обращать внимание на их происхождение и этапы развития. Конфликты, обусловленные факторами внутреннего характера, обозначаются как эндогенные, внешнего – по отношению к данной системе – экзогенные.

Любой конфликт, как правило, имеет определенные стадии своего развития: начало, скрытая (латентная форма); открытая форма, или стадия противостояния; послеконфликтный этап.

Природу и характер конфликта определяют:

– условия его возникновения и протекания;

– состав участников конфликта;

– средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;

– сложившийся образ конфликтной ситуации;

– характер конфликта;

– пространственно-временные параметры конфликтной коллизии;

– этапы и интенсивность протекания;

– последствия.

Существует немало методик урегулирования конфликтов, в числе которых есть смысл упомянуть «теорию принципиальных переговоров и терпимости». Сущность «теории принципиальных переговоров» состоит в том, что стороны стремится найти взаимную выгоду там, где только возможно. Там же, где интересы не совпадают, следует добиваться результата, который был бы обоснован справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных переговоров лежат следующие принципы:

– концентрация на интересах и отказ от позиционного торга;

– использование объективных критериев;

– поиск взаимовыгодных вариантов;

– разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;

– искусная тактика взаимодействия и подключение в случае необходимости к ним третьей стороны.

Для разрешения политического конфликта необходимо:

– локализовать конфликт;

– избегать упрощения проблем, послуживших основанием политического конфликта, их дихотомической трактовки;

– выйти за пределы конфликтной ситуации, рассмотреть ее с точки зрения общего, что объединяет обе стороны;

– не допускать промедления в принятии конструктивных усилий и мер, так как время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов;

Политические противоречия и конфликты нельзя отменить, они - неизбежный атрибут политического процесса. Вопрос, следовательно, состоит в том, чтобы на основе цивилизованных норм и современных технологий создавать и внедрять в политический процесс практику справедливого и рационального разрешения политических конфликтов.

Когда у человека появилась потребность в осмысленной деятельности, у него возник интерес. Интерес – побудительная сила, определяющая характер и направление жизни людей. С появлением общества, появился социальный интерес. Это причины действий, формирующиеся у социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни. Формой реализации социальных интересов являются политические отношения. Политический подход к решению любого вопроса состоит в том, чтобы обеспечить анализ событий с точки зрения интересов общества, социальных групп, индивидов.

Таким образом, политика – это выражение потребностей, интересов и установление путей их удовлетворения.

Основой интереса является положение социального субъекта (класса, нации, группы) в системе общественных отношений. Они воспринимаются людьми через жизненно важные факторы: характер и условия труда, размер и способ получения вознаграждения, социальную защищенность, условия и образ жизни и т.д. Социальные субъекты находятся в постоянном взаимодействии, на их жизнь влияет общество. Положение людей может меняться, ухудшаться, дестабилизироваться, либо наоборот, улучшаться. Из этого взаимодействия и рождается интерес. Интерес – это стремление субъекта изменить, улучшить и сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение с помощью социальных средств. Если субъекты для реализации интересов использую политические средства – давление на правительство, изменение государственной политики, участие в парламенте, поддержка партий, лидеров и т.д. – то речь идет о политическом интересе. Основой политических интересов является зависимость положения субъекта от сферы политики. Политический интерес – это стремление изменить положение с помощью политических средств. Политические интересы классифицируются:

А) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);

Б) по сфере функционирования (внутриполитические, внешнеполитические);

В) по характеру субъекта (национальные, государственные);

Г) по возможности осуществления (реальные, мнимые);

Д) по отношению к тенденциям общественного развития (прогрессивные, консервативные, реакционные).

Политические интересы имеют ряд особенностей.

1. Основой развития политических интересов являются материальные отношения, экономический базис общества.

2. Политические интересы – это проявление властных отношений, опосредованных интересами общественных классов.

3. Политические интересы обладают относительной самостоятельностью.

4. Природа политических интересов разнообразна., но имеет общий источник – соотношение интересов классов, групп, слоев с интересами общества в целом.

6. Политические интересы классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическими государственными интересами.

7. В многонациональном обществе политические интересы всегда имеют политическую окраску, поскольку нации – субъекты политики.

Роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе:

1. В политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей.

2. Политические интересы определяют направленность политической деятельности.

3. Политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей.

4. В политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом.

5. Политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, настроений, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов.

Реализация политических интересов предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденции: 1) тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей, и 2) тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности.

Реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя.

Существует шкала интенсивности политических действий:1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью собственной высокой активности; 2) участие в периодических действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3) деятельность в политических и примыкающих к ним организациях; 4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее; 5) прямое действие; 6) активная (в том числе руководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы и добивающихся ее коренной перестройки.

Можно выделить две основные формы реализации политических интересов: а) политическое участие; б) политическая деятельность.

Политическое участие – это действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические события, процессы и т.д. в целях оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики. Оно включает в себя: а) участие во всенародных обсуждениях государственных дел, референдумах; б) участие в выборах в местные и верховные органы власти; в) воздержание или отказ от голосования на выборах; г) участие в различных формах политического протеста (забастовки, стачки, голодовки и т.д.); д) участие в политических митингах, демонстрациях, собраниях; е) участие в антивоенном движении; ж) участие в движении национальных меньшинств за свои права; з) написание писем к авторитетным политическим деятелям современности, прямые контакты с ними; и) участие в работе местных органов власти в качестве активистов, добровольных помощников и т.д.

Политическая деятельность – сознательное изменение или совершенствование существующих в обществе политических отношений в интересах больших масс людей (классов, наций, групп, слоев). Политическая деятельность предполагает профессиональное участие в рамках тех или иных институтов политической организации общества.

Тема 14: Этнонациональные и конфессиональные группы в политике.

1. Социальные группы и их роль в политике.

Политика – сфера столкновения групповых интересов, потребностей, позиций. Различие в интересах социальных групп, их стремление к наиболее полному удовлетворению своих интересов порождает политическую борьбу и саму сферу политики.

Социальные группы – это совокупности людей на основе общности социального положения. Среди коллективных участников политических действий можно выделить три категории общностей: классовые, территориальные и корпоративные.

В основе формирования классовых общностей лежит экономический фактор. Современное общество можно поделить на четыре основных класса: а) высший класс – люди, владеющие собственностью или осуществляющие непосредственный контроль за ее распоряжением (крупные промышленники, финансовые магнаты и т.д.); б) средний класс представлен служащими («белые воротнички») и профессионалами; в) рабочий класс («синие воротнички») – люди, занятые преимущественно промышленным физическим трудом; г) крестьяне.

В основе формирования территориальных общностей лежит единство, возникающее как следствие географической, пространственной или исторической близости. Это – нация, характеризующаяся особой интенсивностью связей между ее членами на базе общей культуры, языка, исторического прошлого и т.д. и многообразные этнические группы, в том числе национальные меньшинства. Принадлежность к территориальной общности с особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты между такими группами бывают чрезвычайно жестокими.

Корпоративные общности образуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой по своему характеру деятельностью; это – профессиональные группы. Их участие в политике наглядно проявляется в забастовках.

На базе социальных общностей формируются политические интересы, которые объективно обусловлены их жизненным положением. Из недр социальных общностей выходят политические партии, движения, объединения. Партии и движения объединяют наиболее активных представителей социальных групп, вносящих в политику те ценности, нормы, идеи и представления, которые порождены воспитавшей их средой.

Влияние социальных общностей на политику обнаруживается в так называемых массовых акциях: забастовках, митингах, манифестациях, маршах, пикетировании, актах гражданского неповиновения, а также в поддержку или ее отсутствии по отношению к государству, его политике. Государство, партии, проводя конкретный политический курс, нуждаются в поддержке своих действий. Речь идет о глубокой практической заинтересованности больших групп людей, увидевших в данном политическом курсе шансы на собственный успех, отождествлявших его с собственными интересами.

Социальные общности в качестве субъектов политики имеют специфические свойства: 1. политические интересы общностей, их взаимосвязь с экономическими и другими интересами; 2. степень сплоченности и единства социальной группы; 3. уровень ее политического развития, выраженный в способности к созданию своих организаций и умении отстаивать свои интересы; 4. наличие или отсутствие политических лидеров, авторитетов, характер их связи со своими сторонниками и т.п.; 5. стратификационное положение социальной группы, ее место в иерархии социальных групп, которым в значительной мере определяется политическое влияние групп; 6. политический «вес» группы: учитываются ли ее интересы в государственной политике или нет, если учитываются, то каким образом и в какой степени; 7. тип и характер политического сознания, политической культуры, присущие данной группе и оказывающие сильное влияние на определение целей действий и ее поведение, склонность к использованию тех или иных средств в политической деятельности.

Все социальные группы играют одновременно роль субъектов и объектов политики. Изменение общественно-политической концепции развития России привели к существенному изменению роли и значения социальных групп в обществе. Центральным элементом социальной структуры выступает проблема собственности. Собственность – это исторически определенный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного потребления. Она реализуется через нормы: владения, пользования, распоряжения. Приватизация коренным образом меняет эти нормы, создавая условия для предпринимательства. С другой стороны происходят противоречивые процессы в социальной структуре: 1) резкое социальное расслоение по уровню доходов: 80% населения находятся за чертой бедности; 2) маргинализация социальной структуры: беженцы, бомжи, нищие и т.д. 3) значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий; 4) ухудшение и падение жизненного уровня и социально-правовой защищенности слабообеспеченных. Поэтому противоречия социальных интересов, их конфликтность неизбежны и будут обострятся. Однако будут укрепляться и набирать силу социальные группы, связанные непосредственно с материальным и духовным производством (средний класс).

2.Этносы в политике.

Этносы – устойчивые группы людей состоящие из:

- племени (первобытное общество);

- народность (рабовладение, феодализм);

- нация (капиталистическое общество).

Нация – высший тип этноса, группа людей, которую объединяет история, психологический склад характера и культура.

Этнос может включать несколько наций. Например, славянский этнос состоит из:

Русских;

Белорусов;

Украинцев;

Поляков;

Словаков.

Нации стали появляться в период капитализма, с 15 – 17 веков на основе формирования буржуазных обществ.

В колониально-зависимых странах процесс образования наций начался только во II половине ХХ в.

Становление нации связано со становлением государства. Главный критерий независимости государства – это суверенитет. Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние дела, внешнюю политику, право нации на самоопределение. Нация как субъект суверенитета выступает лишь в том случае, если она имеет свое государство.

В условиях федерации нация – субъект конституционного права, она передает часть прав федеральным властям в обмен на право на участия в делах не только своего региона, но и в делах всего государства (автономные округа, области, республики). В современной политике существуют 2 тенденции проявления национальной независимости:

1) Интернационализация – это равноправное взаимовыгодное сотрудничество наций в едином государстве с целью своего благополучия.

2) Активизация национального самосознания – взгляды, оценки, мнения наций о своей истории, о перспективах развития и о месте среди других наций.

Историческая практика свидетельствует о том, что социальная общность с развитием национального самосознания, как правило, руководствовалась своими собственными интересами и мало внимания обращала на учет интересов другой стороны. Больше того, в периоды часто возникавших обострений между национально-государственными образованиями, выливавшимися в вооруженные столкновения и войны, каждая из участвовавших в конфликте сторон старалась добиться успеха за счет интересов своего противника.

Гуманизация общественных, в том числе и национальных, отношений в наше время объективно требует умения политиков сочетать национальные интересы своей страны с интересами других народов и государств. В таком случае реализация национальных интересов будет способствовать утверждению наций как истинно разумных субъектов политики.

Политический интерес – феномен по преимуществу объективный, так как обусловлен он независимыми от сознания людей характеристиками социальных групп: их размерами, местом в системе общественного разделения труда, средой обитания. Однако объективность политического интереса не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальным мотив политической деятельности, интерес должен быть осознанным. Но в этой области человеческой субъективности могут быть осложнения. Так, политический интерес может быть неадекватно и ложно понятым. Избежать подобных ситуаций помогают разнообразие и конкуренция политических партий, движений, их идеологий.

Роль политических интересов заключается в том, что:

1) в них происходит осознание и выражение политических потребностей общества;

2) именно они определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов;

3) осознание политических интересов вызывает к жизни многочисленные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания.

В зависимости от основания политические интересы подразделяются на различные типы. Так, если выделить субъектов, носителей интересов, то различают личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные политические интересы. Если иметь в виду степень их проявленности, то выделяются стихийные и осознанные интересы. В зависимости от сферы действия выделяются внутриполитические, внешнеполитические и глобальные, или геополитические, интересы.

Мир политических интересов многообразен. По сути своей политика – это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами.

В динамике политических интересов, по мнению многих исследователей, проявляются 2 противоположные тенденции:

1) укрупнение, агрегирование политических интересов ведущими политическими силами. Это приводит к формированию устойчивых и стабильных, как правило, двухпартийных политических систем;

2) диверсификация политических интересов, т. е. нарастание их многообразия и, как следствие, увеличение точек их пересечения. Все чаще люди оказываются в ситуациях, когда определенные общие интересы в одной из сфер жизни могут вполне мирно уживаться с различием интересов в других сферах. Люди уже не считают себя принадлежащими к какой-то определенной социальной группе и меняют свою политическую ориентацию в зависимости от того, какая из проблем кажется им наиболее важной.