Дорожно транспортные травмы. Дорожно-транспортный травматизм, профилактика. Лечение по поводу микротравм

Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, тро лейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Пострадавшие в ДТП нередко становятся инвалидами.

Причины гибели и травматизма людей на дорогах

Специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:

превышение скорости;

проезд на красный свет;

вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;

не пристегнутый ремень безопасности;

переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т. д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается зимой и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом. Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части, неподчинение сигналам светофора, неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев; игра на проезжей части; неумелое управление велосипедом. В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

— неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

— неспособность адекватно оценивать обстановку;

— быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

— преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

— преобладание потребности в движении над осторожностью;

— стремление подражать взрослым;

— недостаток знаний об источниках опасности;

— отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

— переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

— неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и. соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты, должны быть доступны для родителей и находиться, в том числе, в детских поликлиниках, детских отделах магазинов.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

«Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».

Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.

Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.

Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

Памятка родителям

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях обстановки на дороге. Показывайте ему машины, которых следует остерегаться, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью.

Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска машины. Если ребенок заметил это, значит, он обучается на Вашем примере.

Находясь на улице, всегда крепко держите ребенка за руку, даже если Вы находитесь в нескольких метрах от проезжей части.

Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по линии тротуаров. Пользуясь одним и тем же маршрутом, выберите самое безопасное место для перехода — подземный или регулируемый пешеходный переход. Если Вы своим примером приучите ребенка ходить, где ему захочется, никто не в силах будет его переучить.

Перед началом перехода необходимо остановиться на тротуаре, не ближе полуметра от края, и осмотреть проезжую часть.

Если дорога узкая, то следует начинать переход тогда, когда вы сможете перейти через проезжую часть, не задерживаясь на середине дороги.

Если вы прошли только половину пути, заметили приближающийся к вам транспорт, следует остановиться и дождаться его проезда. Ни в коем случае не возвращайтесь обратно, не делайте шаг назад. Будьте спокойны сами и спокойно держите ребенка.

Если дорога широкая, дойдя до середины, следует еще раз осмотреть ту сторону, откуда: возможно появление автомобиля. Автомобиль мог находиться далеко от вас или был не виден.

Не начинайте переход, если вы подошли к светофору, на котором уже горит разрешающий сигнал пешеходам. Помните: сигналы меняются через несколько секунд. Ребенок должен привыкнуть к тому, что переход улицы следует начинать только после того, как на светофоре загорелся зеленый сигнал для пешехода.

Никогда не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он так будет поступать и без Вас.

Не переходите, не доходя нескольких метрах до пешеходного перехода, боясь не успеть на «зеленый». Транспорт на этом участке еще движется.

Если на вашем пути расположен светофор с вызывным устройством, научите ребенка правильно обращаться с "кнопкой": после нажатия проходит разное время до включения разрешающего сигнала. Поэтому следует нажать на кнопку и ожидать, пока на пешеходном светофоре появится "зеленый человечек". После этого, убедившись, что транспорт остановился, следует начинать переход.

Никогда не переходите дорогу наискосок. Идти следует строго под прямым углом к обочине. Сами взрослые, может быть, и успеют перейти, но ребенок один не будет видеть дорогу и возможной опасности, время его нахождения на проезжей части возрастает.

Скорость перехода через дорогу и размер своего шага соизмеряйте с возможностью малыша. И вы, и он должны идти спокойным шагом.

Не выходите с ребенком из-за стоящих и движущихся машин, кустарников, снежных сугробов, киосков, не осмотрев предварительно дороги. Это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди Вас, идти самостоятельно, когда Вы находитесь на противоположной стороне. Этим Вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам.

В случае отсутствия тротуара или невозможности двигаться по обочине, следует идти по краю проезжей части навстречу движения транспорта. Ребенок должен находиться слева от вас. Не забывайте держать его за руку.

Следуя по тротуару, пешеходной дорожке, придерживайтесь принципа правостороннего движения (так же, как идут автомобили). Ребенок должен находиться всегда дальше от проезжей части (ближе к середине тротуара). Никогда не ведите ребенка со стороны дороги.

Пресекайте попытки детей устраивать игры возле проезжей части. Отвлечение внимания от окружающей обстановки грозит выбегом на проезжую часть, где, как запомнилось ребенку, несколько секунд назад никого не было.

Вы должны дойти до пешеходного перехода или (в случае его отсутствия вблизи) дождаться, когда транспорт отойдет. В этом случае вы хорошо будете видеть дорогу в обе стороны и сами будете видны водителям. Если вы научите так поступать своего ребенка, то вы сможете быть за него спокойны.

Находясь в ребенком в автомобиле, приучите его садиться только на заднее сиденье. Также поступайте и сами, если Ваш ребенок еще не самостоятелен.

Ни в коем случае не разрешайте детям стоять (особенно между водительским и передним пассажирским сиденьем): небольшое торможение, проезд по неровной дороге может привести к травмам.

Из любого транспортного средства первым выходит взрослый человек, затем он помогает выйти ребенку. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги. В транспорт ребенок садится первым.

Если после выхода из автомобиля, автобуса или другого транспортного средства вам необходимо перейти через дорогу, то помните: опасно обходить стоящий транспорт, в т.ч. и легковой, с любой стороны.

Памятка детям

· из подъезда, ворот дома, территории школы выходи спокойно, не беги — рядом могут быть машины;

· иди по тротуару или обочине, держись как можно дальше от проезжей части;

· если на пути стоит группа людей, обойди их, не выходя на проезжую часть;

· если нет тротуара или обочины, иди по краю проезжей части навстречу транспорту;

· подойдя к проезжей части, остановись;

· переходи по пешеходному переходу, обозначенному знаками или разметкой "зебра";

· выбирая место перехода, помни: дорога должна просматриваться во все стороны;

· не выходи на проезжую часть, когда обзору мешает препятствие — стоящая у тротуара машина, построенное близко здание, растущие кусты, а зимой — сугробы;

· обходить стоящие на остановке автобус, трамвай, троллейбус нельзя;

· при переходе дороги, двигайся прямо, не меняй направления движения;

· не останавливайся на середине дороги, рассчитывай время перехода;

· не стой за машиной, которая припарковывается или отъезжает с места стоянки;

· используй светоотражающие значки и наклейки на одежду и портфель (сумку, ранец, рюкзак);

· играй только в местах, предназначенных для игр.

Повреждения при дорожно-транспортных происшествиях имеют индивидуальные особенности, связанные с видом транспортного средства, скорости движения, зоной столкновения автомобиля в возрасте потерпевшего и т. При наездах автомобилей на пешеходов возникают одновременно переломы нижних конечностей, таза и черепно мозговые травмы. При столкновении и опрокидывании транспортных средств тяжесть повреждения, в основном, определяется использованием водителем и пассажирами ремней безопасности. При их использовании повреждения в 93% случаев бывают легкими, если они не используются - это степень тяжести повреждения зависит от скорости движения транспортного средства и места, которое занимал пострадавший в салоне. Опрокидывания транспортных средств опасные повреждениями позвоночника, преимущественно на двух уровнях - шейном и поясничном уровнях. В мотоциклистов при ДТП чаще всего бывают травмы черепа, нижних конечностей и таза.

Основные причины возникновения ДТП:

Игнорирование правил дорожного движения;

Вождение транспортных средств в нетрезвом состоянии;

Превышение скорости движения;

Плохое техническое состояние транспортного средства;

Некачественное состояние дорог.

Запомните

По данным ВОЗ около 30% лиц, погибших при ДТП, могли бы быть спасены, если бы им в течение часа верно оказали первую помощь. Оказание помощи в течение первых 10 минут с момента травмы снижает смертность на 50%.

При оказании первой помощи свои действия следует спланировать таким образом:

Вынести пострадавшего из опасного места;

Быстро оценить состояние пострадавшего, наметить последовательность и объем помощи;

При отсутствии дыхания и сердечной деятельности немедленно приступить к проведению реанимационных мероприятий (искусственное дыхание - 8-12 раз, закрытый массаж сердца - 60 раз в минуту);

Остановить кровотечение;

Защитить рану от загрязнения;

Провести противошоковые мероприятия;

Осуществить транспортную иммобилизацию;

Обеспечить срочную и оптимальную доставку пострадавшего в лечебное учреждение.

В случае ДТП в городе, где прибытия машины скорой медицинской помощи ожидается в течение 20-30 минут, нет необходимости извлекать пострадавших из автомобиля, если они в сознании, несжатые деформированными частями автомобиля и не требуют реанимационных мероприятий или остановки кровотечения. Если же в автомобиле чувствуется запах горелой электропроводки или разлитого бензина, пострадавших нужно немедленно перенести в безопасное место.

Наиболее типичные повреждения при ДТП

Среди травм, возникающих в результате ДТП, чаще всего встречаются черепно-мозговые, травмы грудной клетки и органов грудной полости, живота и органов брюшной полости, переломы позвоночника и трубчатых костей.

Наибольшую опасность при травмах головы составляют повреждения головного мозга (сотрясение, ушиб, сжатия) и костей черепа. При сотрясении мозга характерны потеря сознания, ретроградная амнезия (потеря памяти на события, непосредственно предшествовавшие травме), головные боли, головокружение, тошнота, рвота, замедление пульса, повышение артериального давления. При ушибе и сжатии мозга появляются еще и симптомы очагового поражения: нарушение речи, чувствительности, движений. При более тяжелых травмах возможен перелом костей черепа. Повреждения мозга при этом может быть не только от удара, но и от углубления отломков костей и крови, выливается (сжатие гематомой). Особую опасность представляют открытые переломы костей мозгового отдела черепа, которые сопровождаются утечкой из раны спинномозговой жидкости и мозгового вещества. При переломе основания черепа в области век появляются синяки, кровотечение и истечение спинномозговой жидкости из носа и ушей.

Помощь сводится к применению холода до головы, профилактики аспирации рвотных масс, щадящего транспортировки в лечебное учреждение. При открытой травме головы - еще остановка кровотечения, наложение асептической повязки на рану, а при переломах основания черепа - на уши.

Среди травм грудной клетки чаще всего встречаются ушиб, сжатия грудной клетки, переломы ребер и грудины, повреждения легких.

Сжатия грудной клетки - тяжелый вид травм, возникает при воздействии на грудную клетку двух встречных сил.

Признаки: синюшная окраска кожи лица, шеи и верхней части грудной клетки с капельными кровоизлияниями, одышка, учащение пульса.

Помощь: освобождение грудной клетки от сжатия, обезболивание, покой.

Переломы ребер и грудины возникают при прямой травмирующего воздействия большой силы.

Признаки: резкие боли в месте перелома, усиливающиеся при дыхании, кашле, изменении положения тела.

При оказании помощи важно провести иммобилизацию в момент глубокого выдоха путем наложения на грудную клетку тугой повязки широким бинтом, полотенцем, простыней.

Проникающие ранения грудной клетки, как и усложненные переломы ребер, чрезвычайно опасны тем, что при них могут повреждаться межреберные сосуды, плевра, аорта, сердце, легкие, ранения которых ведут к тяжелой внутреннего кровотечения, плевро-пульмонального шока, открытого пневмоторакса и скорой смерти. Пневмоторакс возникает при попадании в плевральную полость воздуха, что приводит к падению легкие, смещение сердца и развития сердечно-легочной недостаточности.

Помощь: наложение герметизирующей асептической повязки на рану, проведение противошоковых мероприятий, транспортировки пострадавшего в полусидячем положении.

Травматические повреждения живота разделяются на закрытые и открытые. Закрытые травмы в 30% случаев сопровождаются разрывами селезенки, печени, кишечника. Ведущими в клинической картине разрыва печени является сочетание признаков шока и внутреннего кровотечения. Больные бледны, возбуждены, жалуются на боли в правом подреберье, отмечается частый слабый пульс, снижение артериального давления.

Повреждения селезенки возникает при ударах в живот. Пострадавшие жалуются на боли в левой половине живота, которые отдают в левое плечо, дыхание поверхностное, поскольку глубокий вдох усиливает боли; положения потерпевшего вынужденное, на левом боку с приведенными к животу ногами. Имеют место признаки внутреннего кровотечения, живот напряжен в левой половине, резко болезненный.

Тупая травма живота часто сопровождается разрывами желудка, двенадцатиперстной, тонкой и толстой кишок. В клинической картине доминируют сначала симптомы болевого шока и внутреннего кровотечения, а потом - раздражение брюшины. Появляются резкие боли по всему животу, икота, рвота, задержка газов и стула, в вздутие живота, напряжение и болезненность передней стенки живота, усиление боли при внезапном вычитании рук от живота Пострадавших с подозрением на повреждение органов брюшной полости необходимо срочно доставить в хирургическое отделение для оперативного лечения. Транспортировать таких больных нужно на носилках в положении лежа с подогнутыми ногами, применив к животу холод.

Открытые повреждения органов брюшной полости возникают при колото- резаных или огнестрельных ранах живота. Помощь заключается в наложении асептической повязки на рану, но вправлять выпавшие органы нельзя.

Нередко встречаются повреждения костей таза в виде двусторонних переломов костей с одновременным повреждением тазовых органов (мочеиспускательного канала, мочевого пузыря, прямой кишки, мочеточников, матки). Они, как правило, сопровождаются тяжелым шоком и образованием крупных забрюшинных гематом (истечение крови достигает 2-3 л).

Помощь: остановка кровотечения и наложения асептической повязки (при открытых переломах) противошоковые мероприятия; транспортная иммобилизация в положении "лягушки" (потерпевшего кладут на твердую щит с согнутыми в коленях и умеренно разведенными ногами).

Переломы позвоночника - очень тяжелая травма. Ее признаки - деформация позвоночника, сильная боль в спине, усиливающаяся при малейшем движении. Наибольшая опасность при переломе позвоночника - это повреждение спинного мозга (разрыв,

сжатия), которое сопровождается расстройствами чувствительности, движений, функции тазовых органов.

Главным при оказании помощи является осуществление надежной иммобилизации с целью недопущения сжатия или разрыва спинного мозга. При повреждении грудного или поясничного отделов позвоночника пострадавших транспортируют на носилках вниз животом или на спине, подложив при этом деревянный щит.

Конспект занятия КО «ЮИДД»

«Дорожно-транспортный травматизм.

Основные причины происшествий с детьми»

Часть 1

Цели урока: знакомство учащихся с причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий и правилами поведения при ДТП.

Время: 2 часа

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация «Безопасность на улицах и дорогах», проектор, компьютер, экран, карты с дополнительными заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие проходит в этом кабинете, думаю и дальше мы так же продолжим заниматься в нем. Здесь и места больше, и более комфортно.

II. Подготовительный этап.

Социологический опрос: при входе в кабинет учащимся предлагается ответить на вопрос «Нарушали ли Вы ПДД», обозначив ответ на листе формата А3 красным (при ответе «да») или зеленым (при ответе «нет») стикером. Затем лист убирается, без анализа и оглашения результатов до момента обсуждения причин ДТП.

Слайд 1 (тема урока)

Тема безопасности дорожного движения далеко не нова, но актуальности своей не утратила. Ежедневно мы слышим о событиях на дороге, уносящих чьи-то жизни. Самое трагичное и печальное то, что среди них и жители нашего города, соседних населенных пунктов, наши знакомые.

Что происходит на дороге?

Почему гибнут молодые люди, дети, взрослые?

Почему это происходит?

Именно это нам и предстоит сегодня выяснить. Итак, тема урока «Дорожно–транспортные происшествия их причины и последствия»

3. Усвоение новых знаний.

Но прежде, чем мы выясним причины ДТП, надо разобраться, что же такое «дорожно-транспортное происшествие»?

    Итак, «д орожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб». (слайд 2)

    Определяют 9 видов ДТП :(слайд 3)

    • Столкновение

      Опрокидывание

      Наезд

      • на стоящее транспортное средство

        наезд на препятствие

        наезд на пешехода

        наезд на велосипедиста

        наезд на гужевой транспорт

    • Падение пассажира

      Иной вид ДТП.

Посмотрите на слайд – здесь приведена статистика за 2014 и 2015 год (слайд 4)

Давайте послушаем историю и статистику о ДТП за 8 месяцев 2016 года (Анастасия Тетеревлева)

(3 минуты на сравнение/Ответы детей)

Неизбежны ли дорожно-транспортные происшествия? Слайд 5

Чтобы ответить на этот вопрос, надо опять обратиться к причинам дорожно-транспортных происшествий. Каковы они, можно ли их ликвидировать? Если причины ДТП устранимы, то, значит, ДТП не неизбежны? А если причины возникновения ДТП устранить невозможно, значит, они неизбежны? Попробуем разобраться.

Слайд 6

Причин ДТП много, но, как бы они ни были разнообразны, 85-90% из них происходят по вине человека – водителя или пешехода. Оставшиеся 10-15% ДТП происходят по другим причинам.

Специалисты пришли к выводу, что безопасность движения в решающей степени зависит от трех взаимосвязанных составляющих. Это человек, автомобиль и дорога.

Значит, нужно, каким-то образом воздействуя в отдельности на каждую из этих составляющих, добиться, чтобы они перестали быть источниками опасности. Как это можно сделать?

Воздействие на самый главный параметр безопасности - на самого человека - кажется как будто бы наиболее простым делом, не требующим особых усилий. В действительности же именно при воздействии на человека приходится сталкиваться с основными трудностями.

Мы выделим основные причины получения травм на дорогах именно среди детей: (Слайд 7)

Основными причинами (факторами) получения травм детьми являются: (слайд 8/9)

несоблюдение Правил дорожного движения (дети в возрасте с 7 до 12 лет попадают в ДТП, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом);

неожиданный выход на проезжую часть из-за сооружения, стоящего транспорта и иных препятствий (как правило, это дети от 4 до 10 лет);

неспособность детей оценить степень опасности от видов транспорта (дети не осознают, что машину нельзя быстро остановить, не учитывают возможно низкой квалификации водителя и т. д.);

переоценка своих физических возможностей (дети часто неправильно определяют расстояние до приближающегося транспорта);

безнадзорность детей (3/4 родителей не имеют возможности провожать детей в школу)

    Предлагаю обратиться к опросному листу «Нарушали ли вы ПДД?» (Слайд 10)

    Каких стикеров больше? (из опыта работы – красных)

    Что это значит?

    А значит, что основная причина в нас самих.

    Кто не знает правила перехода проезжей части? Тогда почему количество красных стикеров превышает количество зеленых?

    Все дело в нас самих! Низкая культура участников дорожного движения – основная проблема. И покуда мы, каждый из нас, это не осознает, ждать улучшения ситуации на дорогах не придется.

Слайд 11 (картинка)

Убедить человека, будь то пешеход, пассажир или водитель, относиться к Правилам с должной серьезностью, выработать у него совершенно необходимую в наши дни устойчивую, постоянную привычку соблюдать их требования всегда и везде, в большом и малом оказывается очень и очень непростым делом. Еще раз вспомните свое поведение на дороге, вспомните поведение своих товарищей, да и взрослых тоже. (Слайд 12)

Казалось бы, проще всего воздействовать на водителя. Есть всякие способы его наказать, в конце концов, его можно просто не выпускать на дорогу, а как быть с пешеходом? Его, правда, тоже можно наказать, например, оштрафовать. Но как же не выпустить его на дорогу?

Слайд 13 (наказание)

Порядок будет надежным и постоянным, если его соблюдают не из опасения подвергнуться штрафу или оказаться под колесами, а по глубокому внутреннему убеждению. Проще говоря, если человек будет соблюдать Правила не по принуждению и не из страха, а по желанию, потому что будет понимать, что это надо для его же безопасности. (Слайд 14 наезд на пешехода)

Из всех видов ДТП чаще всего случаются наезды на пешеходов. Пешеходы и являются обычно причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия и др.) также могут происходить (и происходят) в результате действий пешеходов-нарушителей. Виновниками нарушений ПДД также являются в большинстве случаев пешеходы.

Ролик

Игра «ДА или НЕТ»

Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе») , надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим») , покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

Основные причины аварий на транспорте (Слайд 15)

Школьники не всегда осознают связь между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение на дороге является причиной ДТП. Сюда можно отнести: (Слайд 16)

- неумение прогнозировать дорожную обстановку (неумение предвидеть опасность);

- незнание основ безопасного поведения;

- отсутствие навыков безопасного поведения;

- нежелание соблюдать правила безопасности, пренебрежительное отношение к ним;

- следование опасным привычкам поведения на улице;

- неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасности движения;

- беспечность, потеря бдительности, недисциплинированность.

В поведении школьников на дороге проявляется неумение : (Слайд 17)

- осматривать проезжую часть;

- замечать транспортные средства;

- оценивать скорость и направление движения транспортных средств;

- предвидеть возможность появления транспортного средства из-за другого транспорта, из-за деревьев, кустов и других объектов.

Все это является причиной таких распространенных нарушений ПДД школьниками, как: (слайд 18)

- переход проезжей части перед близко идущим транспортом;

- переход проезжей части в неустановленном месте;

- неожиданный выход из-за транспортного средства, сооружения, зеленых насаждений и т. п.;

- переход дороги на запрещающий сигнал светофора. Эти и другие подобные нарушения часто приводят детей к попаданию в так называемые дорожные «ловушки».

Последствия дорожно-транспортных происшествий (Слайд 19)

Дорожно-транспортные происшествия никогда не проходят бесследно, а тяжесть последствий соответствует серьезности самих ДТП.

Каждый день в нашей стране случается более 1000 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 1500. (слайд 20)

На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за 3 дня здесь гибнут столько человек, сколько за год на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте в целом. Примерно 5% погибших в ДТП - это дети. Количество погибших детей ежегодно увеличивается на 15%, а более 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Каждый год их число растет более чем на 3000 человек. (слайд 21)

Ущерб, наносимый обществу вследствие дорожно-транспортных происшествий, непоправим. Помимо унесенных и покалеченных жизней, следует отметить материальные потери.

Каждое ДТП может иметь непосредственные последствия:

1. Временная дезорганизация движения.

2. Материальные потери:

- выплата пособий по инвалидности;

- расходы на лечение;

- расходы на восстановление аварийных транспортных средств;

- расходы на ремонт;

- другие расходы.

3. Нанесение ущерба здоровью участников ДТП.

4. Летальный исход (гибель) всех или некоторых участников ДТП

5. Психические травмы и заболевания участников ДТП и их родственников.

Слайд 22 (заставка)

Презентация 2 (викторина)

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» с мячом

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой.
Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Ролик 2

III. Итог урока

Закрепление темы урока

1. От каких трех основных причин зависит безопасность на дороге? (человек/автомобиль/дорога)

2. Каковы основные причины аварий на транспорте?

3. Какие из последствий ДТП являются самыми опасными?

Д/З работа в парах - Подготовить презентации «Правила для водителя», «Правила движения пешехода», «Правила для пассажиров». Форма презентации и тема – по выбору .

Дорожно-транспортный травматизм

Профилактика бытового травматизма

Травматизм бытовой

Статистика

В России в 2008 году число пострадавших на рабочих местах составило 58 тыс. (по сравнению со 152 тыс. в 2000 году), погибших - 2548 (в 2000 году - 4400). Основная причина снижения-увеличение безработицы.Российский показатель производственной смертности в 2008 году составил 11 на 100 000 работников (во Франции 2,7, в Италии 2,6, в Великобритании - 1,4) .

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы - приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 5-6 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

  • улучшение условий быта;
  • расширение коммунальных услуг населению;
  • рациональную организацию досуга;
  • проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
  • широкую антиалкогольную пропаганду;
  • целенаправленную работу по созданию здорового быта;
  • организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
  • широкое привлечение общественности.

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Пострадавшие в ДТП нередко становятся инвалидами.

Специалисты признают халатное отношение к соблюдению правил дорожного движения:

  • превышение скорости;
  • проезд на красный свет;
  • вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
  • не пристегнутый ремень безопасности;
  • переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т. д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается зимой и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом. Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Дорожное происшествие – это ситуация на дороге, в результате которой одно или несколько транспортных средств, в том числе и людей получили повреждения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По статистике больше всего аварий происходит в темное время суток или на дорогах с интенсивным движением. Каковы основные причины аварийных ситуаций и как можно предотвратить катастрофу, читайте далее.

Основные

Итак, по данным ГИБДД основными причинами возникновения дорожных происшествий являются:

  • употребление водителями спиртных напитков или наркотических препаратов;
  • несоблюдение установленных законодательством правил движения;
  • невнимательность водителей или пешеходов;
  • неисправность транспортных средств;
  • плохая видимость на проезжей части;
  • плохое состояние дорожного покрытия.

Рассмотрим наиболее частые причины ДТП более подробно.

По вине водителя

Причинами ДТП и травматизма людей по вине водителей автотранспортных средств являются:

  • невнимательность, которая может быть вызвана различными факторами: усталость, плохое самочувствие, перевозка детей, требующих отдельного внимания и так далее;

Наиболее высокая вероятность аварии по этой причине появляется в вечернее время, когда люди возвращаются с работы. Этот период времени так же отличается сильной загруженностью основных магистралей населенного пункта.

  • нарушение правил движения. К наиболее существенным причинам высокой аварийности относятся: превышение скоростного режима, неправильный проезд перекрестков (особенно это касается нерегулируемых перекрестков, где приоритетными считаются установленные дорожные знаки), выезд на полосу встречного движения для обгона или совершения каких-либо иных маневров;

Все перечисленные нарушения относятся к категории грубых. За их совершение водитель, помимо штрафных санкций, может быть лишен права на управление автотранспортом.

  • алкогольное опьянение. По статистике около 27% дорожных происшествий случаются по вине водителя, находящегося в нетрезвом состоянии. Однако следует отметить, что эта цифра за последние 2 – 3 года несколько снизилась (приблизительно на 6% – 7%);

Причинами такого явления стали: увеличение штрафных санкций, введение такого вида наказания, как лишение прав и изъятие транспортного средства.

  • эксплуатация автотранспорта в неисправном техническом состоянии. В настоящее время по дорогам России передвигаются как новые автомобили, так и практически раритетная техника, которая не во всех ситуациях поддается качественному ремонту.

Можно отметить и иные причины дорожных аварий, которые происходят по вине водителей. например, неправильное использование телефона во время эксплуатации машины, увлеченность музыкой, фильмом, разговоры за рулем, курение и так далее.

Пьянство за рулем

Одной из наиболее существенных причин возникновения ДТП является алкогольное опьянение, причем большинство аварий, совершенных по этой причин заканчиваются трагично – гибелью людей.

Даже после одного – двух бокалов пива реакция человека становится замедленной, что приводит к неадекватному поведению. Примеры аварий с участием пьяных водителей постоянно разбираются на телеканалах.

Например, в сентябре 2019 года водитель в нетрезвом состоянии, пытающийся уехать от патрульной службы, не справился с управлением и заехал на детскую площадку. В результате мальчик 4-х лет погиб и двое детей получили серьезные травмы.

Постоянная борьба с пьянством, увеличение штрафов ( – штраф 30 000 рублей и лишение водительских прав до 2 лет) и иные меры позволили несколько снизить аварийность на дорогах именно по этой причине. Однако принятых на данный момент времени мер не достаточно.

В дальнейшем предполагается за повторные правонарушения пьяных водителей лишать прав пожизненно, но данный законопроект пока не принят и будет ли принят вообще не известно.

Для напоминания трагических последствий управления автотранспортом в нетрезвом виде в Москве даже установлен памятник (бутылка, наполненная остатками разбитых автомашин).

Превышение скоростного режима

Так же существенной причиной ДТП является превышение скорости. По статистике по этой причине случается порядка 15% дорожных аварий по России.

Существенное увеличение скоростного режима приводит:

  • к неадекватности поведения транспортного средства на проезжей части, особенно в зимний период времени;
  • к невозможности быстро остановить автомашину при возникновении какой-либо опасности, например, при появлении пешехода на проезжей части.

В автомобильных авариях, случившихся из-за превышения допустимого скоростного режима, достаточно часто гибнут люди (пешеходы, пассажиры и сами водители), а транспортные средства получают сильные повреждения.

Наказание за увеличение скорости предусмотрено и в 2019 году составляет:

Однако данных мер борьбы с этим правонарушением не достаточно. Госдумой предполагается ввести увеличение штрафов по этому правонарушению как минимум в два раза.

Несоблюдение правил дорожного движения

Кроме употребления алкоголя за рулем так же к существенным правонарушениям, которые могут привести к дорожным авариям, относятся:

  • выезд транспортного средства на полосу со встречным движением. Такой выезд может быть в результате обгона иного автотранспорта или с целью объезда затора на дороге. Так же часто выезды на встречку случаются из-за усталости (водитель засыпает) или элементарной невнимательности. Перестроение с одной полосы на другую зачастую приводит к лобовым столкновениям, приводящим к тяжким последствиям, в том числе и смерти;

По статистике количество аварий по этой причине превышает 11% от общего числа дорожных происшествий.

  • проезд автомашины на запрещающий сигнал светофора. Перекрестки так же являются зоной повышенной опасности. Привести к игнорированию сигналов светофора могут такие факторы, как невнимательность водителя, использование телефона без специальной гарнитуры и так далее, то есть все факторы, отвлекающие внимание от дорожной ситуации;
  • не предоставление права преимущественного проезда. Такие ситуации чаще всего случаются на нерегулируемых перекрестках, оснащенных исключительно дорожными знаками или при въезде/выезде с придворовой территории;
  • не использование ремней безопасности или детских удерживающих устройств. Необходимость установки детских кресел появилась сравнительно недавно и далеко не все водители оснащают свои транспортные средства этими специальными устройствами, что становится основной причиной ДТП с участием детей;

К непоправимым последствиям так же может привести не использование ремня, но многие водители, несмотря на статистику и тесты, до сих пор пренебрегают элементарным правилом безопасности.

  • неправильное пересечение перекрестков с железнодорожными путями. Большинство таких перекрестков в настоящее время оснащены автоматическими шлагбаумами, которые перекрывают проезд задолго до появления поезда, но есть и такие которые не оснащены автоматическими устройствами;

Проезд запрещает исключительно сигнал светофора, который в отличие от шлагбаума можно проигнорировать.

  • нарушение правил перевозки крупногабаритных и опасных грузов. По статистическим данным доля таких правонарушений не высока (всего 4% — 5%), однако опасные вещества могут повредить не только автотранспорту и людям, но и окружающей среде.

Если посмотреть на ситуацию в общем, то любое нарушение правил движения может привести к дорожной аварии. Например, из-за нарушения правил маневрирования случается 2% — 4% аварий, а из-за не включения сигналов поворота – 0,5% — 1%.

Разговор по телефону, невнимательность

Большой ущерб, не только материальный, но и моральный, может привести простой мобильный телефон, который используется водителем во время управления транспортным средством. Звонки и СМС сильно отвлекают внимание водителей от ситуации на дороге.

Дорожные происшествия, ставшие причиной невнимательности или использования электронных гаджетов так же нельзя отнести к категории легких.

Водитель, пассажиры и пешеходы могут получить тяжкие повреждения, а в некоторых случаях ДТП может быть и со смертельным исходом.

Чтобы максимально снизить процент аварийности из-за использования мобильных устройств в Административный Кодекс была введена , по которой предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 500 рублей .

Техническая неисправность

Неисправность автотранспорта является еще одной причиной тяжких дорожно-транспортных происшествий.

Все неисправности подразделяются на две группы:

  • повреждения, при которых можно самостоятельно добраться до магазина или станции технического обслуживания, например, перегоревшая лампочка в одной из фар;
  • повреждения, при которых эксплуатация автотранспорта запрещена, например, неисправность тормозной системы. В данных ситуациях водителю при обнаружении неполадки необходимо немедленно остановиться и вызвать эвакуационную технику.

Однако на дорогах страны можно встретить «героев», которые в темное время суток двигаются с выключенными фарами и неисправными тормозами или рулевым управлением, не задумывать о возможных последствиях.

По вине пешехода

Еще одной причиной дорожной аварии может стать неадекватной поведение пешехода на проезжей части, а именно:

  • переход дороги в неположенном месте. Многие пешеходы, особенно лица в преклонном возрасте или спешащая молодежь, переходят проезжую часть там, где это наиболее удобно и способно сократить расстояние до пункта назначения;

Последствия такого необдуманного поступка могут быть плачевными, так как автомобиль, двигающийся даже со скоростью 40 км/ч нельзя остановить в считанные секунды.

  • невнимательность пешеходов, переходящих проезжую часть. Например, молодые люди часто ходят, слушая музыку и осматриваясь по сторонам. Если такой человек выйдет на дорогу, то велика вероятность наезда;
  • принятие спиртных напитков. Достаточно часто ДТП случаются по вине пьяных пешеходов, у которых нарушены все основные функции и снижена доля внимания.

Пешеход так же, как водитель является участником движения и за неправомерные действия может быть привлечен к административной или гражданской ответственности.

Административная ответственность заключается в наложении штрафных санкций, например, по пешеход за нарушение правил может быть наказан штрафом в размере 500 – 1 500 рублей .

Гражданская ответственность пешехода заключается в необходимости оплаты восстановительного ремонта автотранспорта, если повреждения автомобилем были получены по его вине ().

Погодные условия

Причины ДТП в зимний период, в темное время суток или в условиях недостаточной видимости в силу ухудшения погоды, полностью аналогичны вышеописанным.

Следует отметить, что каждый водитель обязан выбирать скоростной режим согласно условиям видимости, то есть при сильном ливне или снегопаде разрешенную на определенном участке дороги скорость рекомендуется снизить на 10 км/ч – 20 км/ч.

Кроме плохих погодных условий причинами высокой аварийности могут стать:

  • плохое дорожное покрытие. Попадание автомашины в яму (выбоину или на ухаб) приводит к снижению управляемости и как следствие дорожной аварии;
  • низкий уровень подготовки начинающих водителей. В настоящее время правила подготовки и проведения экзамена ужесточаются, то минимальное количество часов наезда (56) считается не достаточным.

С участием велосипедистов

Происшествия с велосипедистами практически всегда заканчиваются тяжкими тяжелыми повреждениями или смертельным исходом.

Причинами высокой аварийности с участием велосипедистов являются:

  • невнимательность водителей при повороте направо. Поскольку велосипедистам запрещено движение по тротуарам, то в большинстве случаев они ездят по крайне правой полосе проезжей части и при повороте автотранспорта в этом направлении подвергаются большой опасности;
  • не предоставление дороги велосипедисту на перекрестке. Любители велосипедов являются полноценными участниками дорожного движения и имеют такие же права, как и водители автомобилей;
  • пренебрежение велосипедистами светоотражающих элементов, при отсутствии которых в темное время суток они не заметны на проезжей части;
  • невозможность корректно оценить скорость движения велосипеда и предполагаемый тормозной путь.

ДТП может случиться и при участии велосипедиста и пешехода. В большинстве случаев такие несчастные случаи случаются при пренебрежении велосипедистами правил движения, а именно пункта 9.9 (движение по тротуарам запрещено).

С мотоциклистами

Мотоциклисты представляют собой особую опасность на проезжей части, так как:

  • двигаются с большой скоростью. Современные мотоциклы отличаются высокой мощностью, чем часто и пользуются водители этого вида транспортного средства;
  • невнимательны. При езде на мотоцикле большая доля внимания уделяется скорости и балансировке, а не оценке дорожной ситуации;
  • мотоциклисты часто пренебрегают правилами движения: стремятся въехать в ограниченное пространство между иными транспортными средствами, считают, что благодаря скорости, успеют «проскочить» перекресток на желтый сигнал светофора и так далее.

В большинстве случаев, дорожные аварии с мотоциклистами заканчиваются смертельным исходом.

Статистика причин ДТП

Госавтоинспекция ежегодно приводит статистические данные основных причин аварийности, чтобы можно было привлечь внимание участников дорожного движения к существующим проблемам и найти способы снизить количество дорожных происшествий.

В таблице приведены данные за 2019 и начало 2019 года:

Причина дорожной аварии Количество аварий Пострадало, чел. Со смертельным исходом
Нарушения правил движения водителями 140 546 132 218 43 542
Нарушения пешеходами 38 564 32 134 27 976
Превышение скорости 123 629 146 052 28 673
Алкогольное опьянение 87 563 67 081 35 739

Меры предотвращения аварий

Для снижения количества дорожных аварий правоохранительными органами принимаются следующие меры:

  • систематическая работа с водителями, в которую входят: выдача памяток по безопасности возжжения при регистрации автотранспорта, повышение уровня квалификации, ознакомление через средства массовой информации с нововведениями, информирование об ухудшении дорожных условий и так далее;
  • проведение профилактической работы с пешеходами. Ознакомление несовершеннолетних с правилами движения;
  • повышение уровня подготовки начинающих водителей. В последнее время увеличились требования не только к кандидатам в водители, но и учебным учреждениям, а так же к сдаче теоретической и практической частей экзамена;
  • информирование населения о причинах ДТП. Проведение тренингов для сокращения аварийных ситуаций и устранения тяжких последствий;
  • улучшение качества дорожного покрытия;
  • введение увеличенных штрафов за грубые правонарушения и ужесточение контроля за нарушениями;
  • введения контроля за передвижением автотранспорта, принадлежащего юридическим лицам: обязательный предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль, назначение ответственных лиц за выпуск на линию и так далее;
  • ужесточение требований по проведению технического осмотра автотранспорта и увеличению обязательного техосмотра для отдельных категорий транспортных средств (например, рейсовых автобусов, маршрутных такси);
  • проведение контроля за регистрацией автотранспорта, ввоза автомобилей из иных государств.