Название частей конструкции римской ячейки. Домашняя работа. Собор Св. Софии в Константинополе

    Переложение греко-доричского ордера на римский манер. Соединений греческий и римских традиций.

    Зарождение теории архитектуры.

    Деление ордеров на полный и не полный. Если в нижней части колонный есть пьедестал – полный, нет – не полный.

    Весь ордер делится на 19 частей: 3/19 – антаблемент, 4/19 – пьедестал, 12/19 – колонна. R колонны – модуль.

Тосканский о́рдер - архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

А́ттик (от др.-греч. ἀττικός) - декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Аттик часто украшается рельефами или надписями.

Обломы

Обломы- архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению - профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии:

    полочка (прямоугольное сечение). Для полочки, расположенной в пьедестале колонны, зачастую используется название плинт

    полка (более широкое прямоугольное сечение)

    валик или торус (полукруглое сечение)

    вал или торус (более широкое полукруглое сечение)

    четвертной вал (сечение в виде четверти окружности)

    каблучок (сечение содержит выпуклую и вогнутую дуги с выпуклой дугой наверху). Используется в капителях и карнизах

    гусёк (очертание сечения составлено из двух дуг окружностей, образующих рукописную строчную букву Г (г))

    выкружка (сечение содержит вогнутую часть окружности или кривой)

    слезник (сложный профиль, состоящий из полки и жёлоба)

Композитный ордер – соединение Ионического и Коринфского ордеров.

Римская архитектурная ячейка - композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на пилоны, и обрамляющих ее колонн, обычно на пьедесталах, с антаблементом. Римская архитектурная ячейка демонстрирует разъединение несущих частей (стена, пилон, арка) и декоративных, оформляющих фасад (колонны с антаблементом).

Акведук – система арок, для поддержания на высоте проложенный водопровод.

Псевдопериптер (от псевдо... и периптер), тип античного храма. В П. интерколумнии наружной колоннады на боковых и заднем фасадах закрыты стеной, из которой колонны выступают наполовину своего диаметра. П. были распространены в Древнем Риме.

Трансформация стереобата в подиум.

Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

Пантео́н (др.-греч. πάνθειον - храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες - все и θεός - бог) - «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

Окулос – окно в крыше Пантеона, диаметр 6м.

Эксе́дра (греч. έξέδρα, сиденье за дверями) - полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом. В ней стояли статуи богов.

Кессон - элемент членения потолка или внутренней поверхности свода.

Триумфа́льная а́рка - архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.

Пьедеста́л (фр. piédestal, от итал. piedistallo из piede «нога» и stallo «место») - то же, что и подиум; художественно оформленное основание, на котором устанавливают произведение. Древние римляне использовали пьедесталы как основания для колонн на площадях и форумах (например, колонна Траяна, колонна Марка Аврелия) для придания им большей величественности, а также в качестве подножий колонн триумфальных арок.

Пилон (от греч. πυλών - ворота, вход). Пилястры, расположенные на краях арки.

Антервольт - часть плоскости стены между обрамлением, архивольтом арки и находящимся над ней карнизом, либо между архивольтами двух соседних арок. Похожее на треугольник поле часто заполняется декоративным рельефом, росписью, мозаикой, розетками.

Ризали́т (перевод итал. risalita «выступ») - часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты. У древнеримских триумфальных арок – надпись.

Розе́тка, розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре - мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины.

Древнеримский дом. Дом – домус.

    Нет архитектурных изысков;

    Окно – отверстие в кровле;

    Бассейн под окном – имплювий;

    Атриум – большой зал.

    Таберны – лавки.

    Таблинум – место хозяина дома.

Многоэтажные дома для бедных – инсулы.

Жильё для богатых – загородные виллы.

Табуларий – городской архив.

Трибуна – место выступления ораторов.

Форум - главная городская площадь, рынок и центр народных собраний в древнеримских городах. Таким главным таким местом в Риме был Forum Romanum, находившийся между Капитолийским и Палатинским холмами. Это был также главный римский рынок.

Субструкция (от лат. substructio – основание) - опорная конструкция, служащая основанием той или иной части сооружения. В древнеримских театрах поддерживали зрительные ряды с местами.

Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) - амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени.

    Построен при императоре Веспасиане.

    Строительство с 72 по 80 г. н.э.

    В плане эллипс, расчитан на 10.000 зрителей.

    Фасад разбит на римские ячейки с иерархией ордеров:

4. Пилястры – коринфский ордер на сплошной стене. антаблемент

3. Коринфский

2. Ионический ордер

1. Дорический

Термы - общественные бани в Древнем Риме. Они занимали огромные участки земли и представляли собой сложный комплекс различных строений с большим количеством помещений. Огромные внутренние залы основного здания, имевшего симметричный план, были перекрыты сводами и куполами. Интерьеры терм отличались богатством декора, роскошью архитектурной отделки. Термы, помимо собственно бань, имели и другие помещения: спортивные залы, залы для собраний, места для прогулки под открытым небом или под портиками, библиотеку, небольшой театр, художественную галерею и др.

Искусство раннего Христианства - произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданные для нужд христианских общин начиная с апостольских времен (нач. 4 в.) и до упрочения византийской культуры в 6 в.

Катакомбное искусство - один из самых основных аспектов раннехристианского искусства, росписи раннехристианских катакомб, в основном катакомб Рима. Изображение Христа, как доброго пастыря.

Бази́лика (базили́ка) (греч. βασιλική - царский дом) - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

Христианский храм – помещение для молитвы. Богатый интерьер храма, простой экстерьер.

Алтарь - (лат. «возвышенное место») – восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Доступен только для священника. Храм – земля, алтарь – Рай.

Престо́л в храме - стол, находящийся в середине алтаря, для совершения на нём Евхаристии.

Нартекс (Притво́р) - пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

Раннехристианские базилики. Базилика Св. Петра в Риме (на предположительном месте захоронения апостола).

Вход – подобие триумфальной арки. Двор (перестильный двор) – атриум. В центре атриума водоём или фонтан для ритуала омовения. На фасаде нет декора, только ритм окон.

В базиликах был плоский потолок (плоскоперекрытые), видны деревянные стропила.

Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Трансе́пт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») - поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания.

Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος - свод), абси́да (лат. absis) - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах.

Архитектура Византии.

Строительство новой столицыКонстантином Великим и перенос резиденции римских императоров в Константинополь. Строительство Константинополя по Римскому образцу.

Новая задача – строительство купольных храмов, для проведения обрядов. Купол на парусах – новое конструктивное решение (Собор Св. Софии в Константинополе – Айя - София).

Купол подчёркивает центр храма.

Собор Св. Софии в Константинополе

Собор Св. Софии – дворцовый собор, включён в территорию дворца Императора. Купольная Базилика (d купола – 51 м., h – 50 м). Строительство велось 6 лет.

Увенчан 1 большим куполом и 2-мя полукуполами – конхами.

Применена конструкция: Купол на парусах. Парус – сферический треугольник.

Кóнха (от греч. κόγχη - раковина) - элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Храмы с крестово-купольной системой

Кресто́во-ку́польный храм (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») - архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

Крестово-купольный храм с обнажённым крестом:

Церковь-мавзолей в Равенне

Крестово-купольный храм на 2-х опорах с вписанным крестом:

Собор Св. Софии в Салониках

Крестово-купольный храм на 4-х опорах с вписанным крестом:

Церковь 12 апостолов в Салониках

Закома́ра (от др. русского комара - свод) -полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Плинфа (от греч. πλίνθος - «плита») - характерный для византийского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Применялась в строительстве Византии и Древней Руси.

Размеры 30х30х4 см.

Икона (перевод. как облик) – условное изображение святого, настраивающее молящегося на молитвенный лад, посредник между человеком и богом.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест и в XIII в.), возродившийся на основе традиций Древнего Рима. Один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в.

Сходства с Римской архитектурой: цилиндрические своды, циркульная арка, римский колонный (ордера).

Особенности романских храмов:

    Отказ от деревянных перекрытий

    Толстые стены (до 6 метров), толстые своды (до 2 метров)

    Каменные своды

Изменения храмов:

    Каменные своды

    Центральные нефы – цилиндрические, боковые – крестовые

    Трансепт смещён, планы стали более крестообразные

    Колонны – массивные столбы

    Световая средокрестная башня (обычно 8 гранная), на пересечении трансепта и центрального нефа

    Капеллы – маленькие часовенки. Алтарь окружает венок из капелл

    Под алтарём крипта – подземный храм.

Капелла - (позднелат capella, итал. capella – часовня) – в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т.д. Капеллы находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора – “венец капелл” в готической архитектуре), а также в замках и дворцах. Строились также отдельно стоящие капеллы (например, Сикстинская капелла).

Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή - крытый подземный ход, тайник) - в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты - «нижняя» церковь.

Пало́мничество (от латин. palma «пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) - путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от латин. peregrinus «чужеземец, странник»).

Возникновение монастырей на пути паломников к святым местам. Монастыри могли строить храма, т.к. обладали властью и деньгами.

Монастыри начинают собирать реликвии. Места для реликвий, для привлечения паломников в монастырь.

Реликварий (латин. Reliquarium, от reliquiae) - вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение. Реликвариями называются иногда наперсные кресты, заключающие в себе частицы мощей.

Поперечный разрез дороманской базилики:

Крестовый свод:

Запалубка - заполнение пространства над нервюрами свода кирпичом или мелким камнем.

Шелыга (щалыга) - верхняя линия или хребет свода. Также - непрерывный ряд замковых камней (ключ свода).

Щека свода (люнет) - торец свода, его срез.

Щековая арка - подпружная боковая арка крестового свода, расположенная по сторонам прямоугольника его плана.

Щековая стена - торцовая стена помещения, перекрытого цилиндрическим сводом, нагрузки не испытывает.

Распалубки - выемка в цилиндрическом своде в виде сферического треугольника. Образуется пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей (обычно разного радиуса). Может быть либо частью крестового свода, либо дополнительным сводом, врезаным в цилиндрический или зеркальный. Устраивается над дверными и оконными проёмами при расположении верхней точки проёма выше пяты свода.

Паруса - сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола.

Подпружная арка - упорная арка, укрепляющая или поддерживающая свод.

Ребристые своды:

Крестовый вспарушенный свод (ребристый, нервюрный, гуртовый):

В диагональном сечении эллипс.

Романская связанная система:

1 большой крестовый центральный свод + 2 малых боковых свода.

Ви́мперг (нем. Wimperg от Windberg - защита от ветра) - остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами.

Портал перспективный - строит. разновидность портала в виде нескольких уходящих в глубину уступов, уменьшающихся в размерах.

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus - «обрамляющая дуга») - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature - ряд арок) - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах.

Кубическая капитель (подушка) – тип капителей, использовавшихся при строительстве храмов в Романском архитектурном стиле

Стиль косматеско - декоративный стиль в архитектуре, типичный для средневековой Италии и в особенности Рима.

Стиль характерен для скульптуры, а также предметов религиозной обстановки (колонны, надгробия, канделябры, порталы и т. д.) и предполагает широкое использование штучной мозаики. Примечательны полы в стиле косматеско из белого мрамора с инкрустациями в виде геометрических узоров (квадраты, параллелограммы, круги из темного мрамора), окруженных полосами из красного и зелёного порфира. Материалом для работ Косматов часто служили античные колонны.

Слово «косматеско» происходит от фамилии семьи мраморщиков Космати (итал. Cosmati), представители которой работали в Риме и окрестностях в XII и XIII веках. Мастера использовали классическое наследие в сочетании с византийскими и раннехристианскими традициями. Позднее другие семьи каменотёсов Италии переняли традицию Косматов.

Такие храмы Рима как:

Мозаика в Санта-Мария-Маджоре

Сан-Клименте, пол и канделябр (ок. 1130 года)

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, канделябр (ок. 1170-90 годов)

Санта-Мария-Маджоре

Монастырский храм Сан-Миниато-аль-Монте.

Баптистерий (лат. baptisterium, от др.-греч. βαπτίζω - «крестить», крестильня, крещальня) - пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Внутри баптистерия располагается крестильная купель, как правило, достаточно большого размера, чтобы в неё мог погрузиться взрослый человек, либо даже несколько людей. Баптистерии известны не ранее IV века и первоначально были довольно больших размеров. Часто они служили для подготовки готовившихся принять крещение, а иногда и для собрания христианской общины.

Окно тележное колесо – форма окна, использованная в строительстве храмов германии в период романики.

Компонила – в преводе с итальянского – колокольня. Например, Пезанская компонила (Пезанская башня). В италии компонила не была архитектурна связана со зданием храма.

Особенности готических храмов:

    Соборы стали выше (100 – 160 м)

    Соборы стали вместительнее. Проведение многочисленных молитв и собраний (10 – 20 тыс.чел)

    Мысленное разделение пространсва

    Увеличена площадь остекления

    Уменьшена площадь перед собором(до минимума)

    Более дешёвое строительство, в отличие от храмов романского периода.

Новое конструктивное решение – крестовые ребрестые своды . Отказ от циркульной арки. Уменьшение силы бокового распора. Конструкция как декор.

Стрельчатые арки. Стрельчатые своды:

6-ти частные своды:

Звёздчатый свод: Сетчатый свод:

Разрез готического храма:

Пина́кль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum - крылышко; щипец, конёк) в романской и готической архитектуре - декоративная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить ее сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом.

Контрфо́рс (фр. contre force - «противодействующая сила») - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Аркбута́н (фр. arc-boutant) - один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.

В Римской империи ордер стал абстрагированным символом рациональной упорядоченности и всепроникающего единства «Pax Roman», он освободился от связи с теми смысловыми значениями, которые могли ограничить его применение.

Благодаря этому стало возможно использовать ордер как символ утверждения власти империи, воплощающий организованность и порядок, насаждаемые в ее пределах. Это универсальное средство было порождением культуры, не признававшей старых границ, но вместе с тем оно достаточно гибко, чтобы ассимилировать черты национальной и местной художественной традиции, подчинявшиеся его тектоническому строю. Следствием универсализации значащей формы стало ослабление ее зависимости от конструкции сооружения. Ордер с его стоечно-балочной структурой оказался частью каменной облицовки работающей конструкции другого типа - массивной стеновой или арочной. Закономерности его строя, сохранявшие эстетико-конструктивную и символическую роль, взаимодействовали с технико-конструктивными закономерностями иной природы. Так возникла римская архитектурная ячейка - сочетание массивных опор, соединенных аркой, и приставленных к ним полуколонн, которые несут антаблемент, проходящий выше арки. Эта ячейка стала новой метафорой сочетания целесообразности и эстетической ценности. Она впервые оформлена на фасаде Табулария в Риме - здания государственного архива Римской республики, врезанного в юго-восточный склон Капитолийского холма (78 г. до н.э.).

В императорском Риме появились грандиозные композиции, образованные суммированием множества арочно-ордерных ячеек. Из них складывалась внешняя оболочка замкнутого пространства амфитеатров. Эллиптические очертания плана таких зданий исключали те различим между рядовыми и угловыми элементами, которые неизбежны, если план прямоуголен. Совершенное выражение подобная система получила в четырехъярусном амфитеатре Флавиев в Риме - Колизеее (75-80 гг.) . Мощная внешняя оболочка, вздымающаяся на 45 м, раскрывалась вовне через арки, обрамленные колоннами. Чередование ордеров - тосканского, ионического и коринфского - и тонкие модуляции величин усиливают восприятие грандиозности целого. Антаблементы отмечают границы ярусов, арочно-ордерные ячейки соответствуют уходящим вглубь секциям. Ордер стал основой образа сооружения, предназначенного для громадных людских масс, средством организации его пространственной структуры и его символом. Арочно-ордерные ячейки дали шкалы величин, промежуточных между громадностью целого и человеком. Пространственных размах амфитеатра соразмерялся с заполнявшими его людскими массами; мерой ячеек оставался отдельных человек. Величины ячеек привычны восприятию - высота колонн Колизея близка к обычной для небольшого храма или базилики - в то же время, через них ощутима связь с целым, необозримость которого разложена на звенья.

Из повторяющихся ячеек в Риме формировались сооружения многих типов - термы, рынки, казармы, склады, акведуки , - причем не обязательно с использованием ордера (как многоэтажные «многоквартирные» дома Рима и Остии).

Структуры, образуемые повторением первичных элементов, стали исторически важным нововведение римского зодчества. Отношение к ордеру, как к системе единиц, допускающих различные комбинации, расширяло возможность его использование. В Колизее ордерные ячейки ритмом своего равномерного повторения определяют структуры всей оболочки сооружения и его образ. В других общественных зданиях римской эпохи ордер использовался для того, чтобы создать акценты на главном. Так, вход в гигантский барабан Пантеона выявлен мощных портиком с тяжелым фронтоном , выступающим на фоне нерасчлененной стены. Пространственно обособленная арочно-ордерная ячейка стала основой мемориального сооружения - триумфальной арки.

По-видимому, в композиции триумфальных арок впервые появилась колонна, приставленная к стене, которая несет только выступающую над ней креповку антаблемента. Такая форма -вертикаль, образованная колонной и ее продолжением в креповке - стала удобным средством ритмической организации стены (Проходной форум в Риме, 97 г., с приставными колоннами вдоль боковых стен). В зданиях терм и базилик приставные колонны стали использовать как опоры для крестовых сводов (Большие термы в Лептис Магна, 127 г.; термы Диоклетиана в Риме, 306 г.).

Отношение к ордеру как системе элементов, на основе которой можно создавать, пользуясь определенными правилами, бесконечное множество комбинаций, запечатлела фантастическая архитектура настенных росписей. Живописные имитации ордеров а сочетании с архитектурным пейзажем стали появляться уже во фресках так называемого «второго стиля» в конце II в. до н.э. В росписях «четвертого стиля» после 63 г. н.э. ордерные мотивы складываются в нагромождения форм, причудливость которых усиливается «невозможной» перспективой со смещением планов. В этих архитектурных фантазиях отразились черты бытовавшего в массовом сознании эстетического идеала.
В архитектуре империи стали появляться разнообразные сооружения, где сложнейшие комбинации ордерных элементов весьма изобретательно разыгрывались на громадных поверхностях стен, организация которых была полностью свободна от стесняющих условий, порождаемых конструкцией или функцией. Наиболее естественны такие композиции были в театральных зданиях. Полем для них служил внутренний фасад сцены, поднимавшийся на всю высоту театрона с его крутым амфитеатром (театры в Аспендосе, Малая Азия, II в. н.э.; Сабрате, Ливия, 180 г.; Оранже, Франция, I в. н. э.). Подобный характер получали и композиции на плоских фасадах представительных городских сооружений, например библиотек или нимфеев. Единство громадной стены нимфея в Милете подчеркивалось «шахматным» чередованием двухколонных портиков, обрамлявших равномерно размещенные ниши со статуями. Зодчий, создавший ворота Южного рынка Милета (165 г.), средствами ордерной декорации стремился, напротив, преодолеть плоскостность композиции, развить ее в трехмерности пространства. Трехмерность ордерной декорации особенно смело развивалась зодчеством восточных провинций империи. Ею отмечены уже фасады гробниц набатейских племен, высекавшиеся в скалах Петры, гигантских монолитах розового песчаника (I в. до н.э.). Здесь характерны напряженные сопоставления и контрасты резко выступающих и глубоко западающих частей, выпуклых и вогнутых криволинейных очертаний.

Закономерности формирования ордерных композиций и функционирования ордеров в архитектуре Римской империи подошли к законам естественного языка ближе, чем любые другие художественные системы зодчества. Освобождение ордера от жесткой обусловленности конструкцией позволяло гибко решать и инженерно-конструктивные и художественные задачи.

Виоле ле Дюк, следую морализующей тенденции эстетики середины XIX века, сурово осуждал за это римлян, признавая за ними мастерство инженеров и организаторов. Он писал:

«В римской архитектуре имеется, с одной стороны, структура, правдивая, реальная, утилитарная конструкция, скомбинированная для выполнения программы, начертанная хозяйской рукой; с другой стороны, в ней имеется оболочка, декорация, не зависящая от структуры, подобно тому как одежда независима от человеческого тела».

Он задает вопрос, был и римлянин художником, подобно грекам. Для него, несомненно, - нет. Вывод очевиден - римлянам не следует подражать.

Однако в течении многих столетий подражали именно римской архитектуре. Для зодчих Ренессанса она служила идеальным прообразом; ей следовали по-своему архитекторы барокко и классицизма. Художественная система архитектуры Греции, напротив, оставалась недоступной для повторений. Лишь европейский и американский неоклассицизм прибегали к «неогреческим» стилизациям, вдохновляемые литературностью образного мышления. Которая стала характерной чертой XIX века. Да и в этих стилизациях признаки греческой архитектуры несли только отдельные «знаки» - колонны, антаблементы, высокий фронтон, - внесенные в композицию, идущую от иных художественных систем.

Свойством художественного языка римской архитектуры, определившим возможность адаптации и иным историческим условиям, его пригодность для выражения иных значений, как раз и была относительная независимость функционально-конструктивной структуры сооружения. Эта независимость вела к внутренней конфликтности произведений зодчества. Она исключала целостность - великое завоевание греческой античности, но она обеспечивала универсальность системы, сопрягаемые с другими принципами построения структуры сооружений, наполняющиеся иными значениями.

Нарастающий - в связи с неуклонной экспансией Рима - от столетия к столетию размах строительных начинаний и укрупнение масштабов отдельных сооружений потребовали создания новой строительной техники, предоставляющей архитектору более широкие возможности по сравнению со стоечно-балочными конструкциями греков. Это расширение архитектурных возможностей было достигнуто благодаря внедрению и разработке сводчатых конструкций и использованию нового материала-бетона . Сводчатая конструкция из тесаного камня и из бетона уже в период Римской республики создает совершенно новое общее лицо архитектуры, способствует появлению новых типов архитектурных сооружений и преображает традиционные типы, унаследованные от старины или заимствованные у эллинизма. Технические достижения Республики станут основой для Римской архитектурной революции, начавшейся при императоре Нероне и завершившейся при императоре Адриане при строительстве Пантеона, вершины Римской архитектуры.

Тесаный камень был незаменимым спутником римского бетона и применялся, главным образом, для усиления углов, притолок и арок. Из камня вытесывались части ордера и другие архитектурные детали.Наиболее примечательно диференцированное и глубоко продуманное уже в архитектуре Республики применение разнообразных каменных пород с учетом не только их природных свойств, но и стоимости их обработки и доставки. Отсюда соединение различных пород в одном и том же сооружении, на одном и том же фасаде, в зависимости от нагрузки, декоративной роли и условий выветривания буквально каждого блока.

Бетон . Широкое распространение в Риме бетона объясняется, с одной стороны, дешевизной материала и быстротой выполнения крупных работ из него, с другой стороны - возможностью применения в бетонном строительстве малоквалифицированного дешевого рабского труда. Римский бетон был очень качественным и прочным, и обладал рядом пластических преимуществ и замечательных технических качеств для различных экспериментов с архитектурными формами.

Кирпич . Для массового жилищного строительства применялся воздушно-сухой кирпич. Прекрасно обожженный плоский кирпич вытесняет сырец из городского строительства;в сочетании с бетоном и в комбинации с тесаным камнем мелкого формата будет характерен для архитектуры Империи.

Арка и свод должны считаться вкладом Рима в сокровищницу мирового зодчества, так как только в римско-италийской архитектуре арка и свод приобрели ведущее значение и стали играть роль главного архитектурного средства, а не второстепенного конструктивного элемента. Для сооружения сводов, почти одновременно с камнем римляне начали применять бетон - этот универсальный материал, из которого с одинаковой простотой и быстротой выкладывались и простая стена, и сложнейший свод. Свод позволяет создать устойчивые сложные системы, в которых более низкие помещения, крытые сводами меньшего пролета, подпирают главные помещения более значительных, нередко грандиозных размеров. Этот основной принцип всего римского сводостроения и сочетания объемов был известен уже строителям Республики. Криволинейные формы - новое слово в архитектуре, новое движение взгляда, новые акценты. Новая эстетика.

Купол . Принципы сводостроения были применены при Республике также и для создания полусферического купола. Технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений.

Октавиан Август закладывает предпосылки развития имперской архитектуры. Масштаб, авкустовский классицизм. Начинается активная строительная деятельность. Светоний: «Август принял Рим кирпичным, а оставил мраморным». Изменение сути. Был - убогий, скромный, а стал эллинистическим городом.

При Нероне Пожар 64 года, уничтоживший более двух третей Рима, расчистил поле для реконструкции города, необходимость которой ощущалась уже давно. В результате пожара появилась возможность положить начало перепланировке некоторых районов столицы с широкими улицами, обрамленными портиками. Городская теснота стала причиной умножения количества капитальных инсул - многоэтажных жилых домов с наемными помещениями, заменивших собой многоэтажные же, но весьма опасные в пожарном отношении дома, строившиеся на деревянном каркасе.Площадь, занятая массовым жилищем, быстро увеличивалась, число индивидуальных домов уменьшалось и немногочисленные дома богачей сохранялись преимущественно на окраинах города.

Последующие поколения императоров будут продолжать строительство масштабных сооружений, несущих идеологическую функцию прославления императорской власти. Конечно, при таком размахе было необходимо использовать технику римского бетона.

Римляне полностью переосмысляют греческое наследие : если греческие строения - это архитектура экстерьера, то римская - архитектура внутреннего пространства, которое ативно осваивается, расширяется, расчленяется и структурируется. Настенные росписи привносят тенонику, системность и иерархию стены, экседры, ниши, кесоны - тоже примеры освоения пространства, его расширения, осмысления.

Римская архитектурная ячейка - композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на пилоны, и обрамляющих ее колонн, обычно на пьедесталах, с антаблементом. В отличие от архитектуры Древней Греции, где ордерные элементы были связаны с конструкцией здания, римская архитектурная ячейка демонстрирует разъединение несущих частей (стена, пилон, арка) и декоративных, оформляющих фасад (колонны с антаблементом). Римляне, заимствовав у эллинов колонну, лишили ее конструктивной функции и превратили в украшение фасада. Арка и свод создают боковой распор, по этой причине колонны оказались бы непрочными и могли рухнуть, если их нагрузить всей тяжестью криволинейного перекрытия. Древнеримские строители освободили колонну от нагрузки и перенесли тяжесть перекрытия на массив стены здания.

Излюбленный в Риме мотив аркады - совершенно другая ритмика, другое движение. Ещё 1 сущностное отличие от греков.

Результатом развития техники и мысли римских строителей является Пантеон с его громадным куполом, наложенной ордерной декорацией и глубокой семантической насыщенностю (внутреннее пространство как Вселенная).

Архитектура внутреннего пространства - это ещё и новое осознание человеком себя внутри этой архитектуры.Без достижений, завоеванных римским умом и римской архитектурной революцией, была бы немыслима архитектура последующих поколений, в особенности культовая архитектура христианства и ислама, развивающая внутреннее пространство помещения как сосредоточение божественного духа.

Билет 21. Термы римлян.

Билет 22. Архитектура римских гробниц.

Билет 23. Жилая архитектура эпохи Империи.

Билет 24. Архитектура Италии в эпоху Империи.

Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима. Роль колонн и римская ячейка (Амфитеатр Колизей). Характеристика римской строительной техники

Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима.

Архитектурный язык римского зодчества сложился под влиянием эллинистической культуры. Римские зодчие восприняли от Греции в первую очередь ордер, разработав на основе греческих образцов свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров. В римских ордерах трудно проследить последовательное развитие. Противоположные тенденции часто уживаются здесь рядом друг с другом, поэтому преобладание того или иного ордера не всегда является результатом его эволюции в предшествующий период.

В эпоху империи продолжалось развитие римских вариантов ордеров, соответствующих парадному характеру зданий этого времени. Ионический ордер почти не применялся. Самым употребительным стал коринфский ордер, который приобрел особую пышность. Угловые валюты, средний завиток и поддерживающие их листья вырастали из общего стержня, что придавало капители еще большую целостность. Большой популярностью пользовался композитный ордер, несколько перегруженный деталями. Он соединял лиственные венцы коринфского ордера с волютами ионического типа.

Роль колонн и римская ячейка (Амфитеатр Колизей).

Римляне ввели в обиход аркаду, состоящую из ряда "римских ячеек" - оригинального сочетания арки с двумя приставленными к ней по сторонам колоннами (обычно на пьедесталах). Колонны не поддерживали арочное перекрытие, а были лишь наружным украшением. Из таких "римских ячеек", в несколько ярусов поставленных одна на другую, построены Театр Марцелла в Риме (I в. до н. э.) и знаменитый Колизей.

Фасад амфитеатра членится тремя ярусами аркад и вышележащим ярусом, прорезанным небольшими прямоугольными окнами, которые чередовались с бронзовыми декоративными щитами. По традиции, идущей от театра Марцелла, тосканскому ордеру полуколонн первого яруса соответствует ионический ордер второго и коринфский - третьего яруса. В четвертом ярусе место полуколонн заняли коринфские пилястры

Характеристика римской строительной техники.

В I-IV вв. н. э. в Риме были разработаны сводчатые конструкции большого пролета, осуществление которых стало возможным благодаря применению бетона. В этот период применялись и нашли дальнейшее развитие основные типы сводчатых конструкций, выработанные к концу республики: цилиндрический свод (прямоугольный и полукруглый в плане), разные виды коробовых сводов, крестовый, сомкнутый и купольный своды. Особые успехи были достигнуты в сооружении купольных покрытий большого диаметра. Для облегчения сводов и куполов использовались легкая пемза и керамические сосуды, вводимые в кладку. Они служили так же резонаторами. С конца I в. Н. э. в римском зодчестве усиливаются поиски новых пространственных форм, усложняется планировка зданий и ансамблей, в нее вводятся криволинейные элементы, требующие необычных конструкций сводчатого перекрытия.

В провинциях сводчатые конструкции были мало распространены, за исключением Сирии, где своды употреблялись и в общественных и в жилых зданиях. В отличии от Италии в Сирии своды выполнялись не из бетона, а из тесанного камня.

Арочно-ордерная ячейка (ордерная аркада и аркада на колоннах)

1 Вариант ответа (более простой)

римская архитектурная ячейка - сочетание массивных опор, соединенных аркой, и приставленных к ним полуколонн, которые несут антаблемент, проходящий выше арки.

О ́ рдерная аркада - ряд арочных проемов в стене с применением архитектурного ордера. Ордер частично или полностью теряет своё конструктивное значение - антаблемент является частью стены и перестает быть перекрытием, лежащим на колоннах. Колонны теряют несущую функцию и превращаются в полуколонны (или пилястры). Ордерная аркада представляет собой тектоническое сочетание аркады на пилонах, на пролеты которой наложена ордерная колоннада.

Аркада (от фр. arcade) - ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные, или квадратные столбы - устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.

2 Вариант ответа из книги.

применение



Аркада на колоннах

Ордерная аркада

Пример: Колизей

32. Колизей

Материалы: Колизей построен из туфа; наружные стены сложены из более твердого травертина. Кроме того, для конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон. Кладка выполнена с большим мастерством.

Размещение в структуре города : Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике Нероне. Оставалась нерешённой непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как его называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Рима площадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нём имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр.

Назначение: Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75 - 82 гг. н.э.). Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Устройство игр было средством завоевания популярности и отвлечения римского населения от его реальных интересов.

Объемно – пространственная композиция : В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Система галлерей и множество входов способствовали быстрому заполнению и освобождению здания. Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах, укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент(веларий).

Декор : Внутреннее убранство Колизея изобиловало мраморными облицовками и стуковыми украшениями; в пролетах арок второго и третьего этажа, вероятно, помещались статуи. «Фасад» Колизея представляет собой грандиозную трехъярусную аркаду; в качестве четвертого яруса над ней высится мощная каменная стена, расчлененная пилястрами коринфского ордера.

Конструкции : В Колизее нашла свое выражение характерная для римского зодчествасистема многоярусной аркады ,составляющей своего рода каркасную конструкцию здания, и элементов ордера - полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого - отделять один ярус аркады от другого. Римский архитектор в данном случае применяет ордер не только как средство пропорционального членения фасада), но и как средство для выявления тектонических закономерностей, лежащих в основе архитектурного образа. Полуколонны и антаблементы образно выявляют конструктивное значение многоярусной аркады: примыкающая к арочному столбу полуколонна более красноречиво, нежели сам столб, выражает его опорное значение; в свою очередь антаблемент как бы усиливает несущую способность арки. Ширина арочных проемов и столбов в Колизее одинакова во всех трех ярусах, однако благодаря тому, что полуколонны нижнего яруса выполнены в формах строгого тосканского ордера, полуколонны среднего яруса - в формах более легкого по пропорциям ионического ордера, а полуколонны верхнего яруса - в формах нарядного коринфского ордера, создается необходимое для тектонической логики архитектурного сооружения впечатление постепенного убывания тяжести и облегчения верхней части здания.