Децентрализация государственной власти в федеративном государстве минниахметов алмаз фанилович. Децентрализация в российской федерации Децентрализованная экономика

Мировой опыт показал, что широкие возможности местного самоуправления являются наиболее эффективным инструментом для решения проблем местного уровня. Никогда у центральной власти не будет полного понимания насущных проблем каждого отдельного города или села, конкретного дома или улицы.

Только путём передачи полномочий на уровень местной власти можно эффективно решать самые острые проблемы, позволив на местах распоряжаться финансами наиболее рационально.

Какие проблемы решает реформа децентрализации

Суть понятия децентрализации – распределение, рассеивание функций, сил, власти, финансов от центрального органа управления на нижний уровень. Собственно реформа децентрализации в Украине ориентирована на три наиболее важные направления – дать наибольшую власть на нижний местный уровень управления, оставить основную часть финансов на местах и усилить ответственность местной власти за те решения, которые она будет принимать.

Получив возможность самостоятельно управлять и распоряжаться собственными финансами, не ожидая одобрения из центра, можно существенно сократить время на бюрократическую волокиту и стать потенциально более способным к развитию собственного региона и решению проблем.

Вместе с тем, усиливается контролирующая функция избирателей, ведь теперь ответственным за функционирование города или села становиться тот, кого жители избрали в местный совет.

В рамках реформы децентрализации предусматривается объединение нескольких территориальных громад с разными финансовыми возможностями в одну, способную не только к выживанию, но и к развитию, громаду. Только объединив финансовые возможности и ресурсы можно решать проблемы местного значения, соблюдая интересы местного населения.

Громада с достаточными людскими, экономическими, финансовыми ресурсами может быть способна к развитию и обустройству жизни населения на достойном уровне. При этом появляется возможность самостоятельно определять приоритетные направления развития и привлечения инвестиций. Самостоятельно решать первоочерёдность в устранении собственных проблем и распределению финансовых затрат.

Источники, из которых будет формироваться бюджет объединённой громады:

  • 100% – единого налога
  • 100% – налог на собственность (недвижимость, транспорт)
  • 100% – налог на прибыль предприятий коммунальной формы собственности
  • 60% – налог на доходы физических лиц
  • 25% – экологический налог
  • 5% – акцизного налога от реализации подакцизных товаров
  • Государственные пошлины
  • Туристический сбор
  • Плата за предоставление административных услуг
  • Сборы за парковку автомобилей
  • Рентная плата за использование водных объектов и использование недр
  • Арендная плата за использование коммунальной собственности
  • Плата за лицензии и сертификаты
  • 80% от доходов предприятий, которые содержатся за счёт громады
  • 75% средств от возмещения потерь лесного и сельского хозяйства
  • 50% от взысканий за причинение вреда окружающей среде
  • Плата за предоставление местных гарантий

Эти поступления способны стать мощной ресурсной базой для развития местного самоуправления. Также объединённые громады получают полномочия уровня областных центров.

Децентрализация даёт возможность жителям громад получать социальные, административные, коммунальные услуги на более качественном и доступном уровне. Также громада оставляет в своём распоряжении ресурсы – землю, недра и устанавливать оптимальный уровень арендной платы за их использование.

Объединённые громады смогут получить доступ к международным кредитам, самостоятельному привлечению инвестиций для стимуляции экономического развития региона, созданию новых рабочих мест и, соответственно увеличению поступлений в местный бюджет.

Более мелкие громады получают возможность объединить свои финансовые, имущественные, интеллектуальные, трудовые ресурсы для улучшения качества предоставляемых административных услуг, медицины, образования. Совместными усилиями улучшить местную инфраструктуру. Планировать её усовершенствование и развитие.

Принципы формирования объединённых громад


Формирование объединённых громад проходит по заранее принятой методике, исходя из обязательного условия удобства коммуникации мелких населённых пунктов с центром. Чтобы в экстренных случаях скорая помощь, пожарный расчёт или полицейский патруль могли максимум за 30 минут преодолеть необходимое расстояние. Обязательным является наличие твёрдого дорожного покрытия.

Центром громады могут стать действующие города областного значения, бывшие районные центры, большие села, или города районного значения, имеющие соответствующую инфраструктуру. В центре предполагается разместить все административные и управленческие службы: казначейство, пенсионный фонд, исполком, пожарная охрана, полиция, медицинские учреждения. Это значит, что центр должен обладать способностью к размещению всех этих служб.

Кроме этого, центр громады должен иметь:

  • Хорошие экономические показатели
  • Хорошие демографические показатели
  • Хорошую инфраструктуру

В результате децентрализации искореняется пагубная практика, когда все финансы собираются в государственную казну, а затем распределяются на места, что является крайне неэффективным и порождает коррупционные схемы. Взамен предложена схема формирования местного бюджета из самостоятельно полученных источников, а остаток направляется в казну.

Таким образом, у государства остаются финансовые возможности для обеспечения общегосударственных задач, таких как: обороноспособность, здравоохранение, образование, социальная защита.

Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое правовое государство, закрепляет положение о том, что народ является единственным источником власти и носителем суверенитета Российской Федерации. Также Конституцией определена важная роль местного самоуправления в механизме народовластия. Все это дает возможность сделать вывод о том, что все вопросы, связанные с местным самоуправлением являются актуальными.

Местное самоуправление выступает основой демократии в нашей стране: способствует формированию гражданского общества, укрепляет устойчивость системы общественных связей.

Прежде всего, местное самоуправление отделено от государства, оно решает свои задачи, наделено своими полномочиями. Местное самоуправление призвано приблизить власть к нуждам народа, стабилизировать политическую ситуацию в стране, реализовать повседневные потребности отдельных людей, искать компромисс между государственной властью и народом.

Самоуправление - это органы местной власти, которые обязаны на основе своих полномочии способствовать улучшению жизненных условий граждан на определенной территории.

Развитие местного самоуправления чрезвычайно важно в современных условиях, так как позволит придать новый импульс успешному инновационному развитию территорий, активизировать происходящие на периферии процессы, причем как в общественно-политической, так и в социально-экономической сферах и будет способствовать децентрализации публичной власти и, как следствие, более успешной трансформации властных отношений в условиях тех вызовов, которые ставит перед страной непростая внешнеполитическая ситуация.

В юридической литературе давно идут споры о том, что для России лучше: централизация власти или, напротив, ее децентрализация.

Стоит отметить, что вопрос децентрализации власти сравнительно новое явление в юридической науке. Данный вопрос стал актуален в связи с распадом СССР.

Формирование оптимальной и эффективной модели местного самоуправления невозможно без учета и творческого использования накопленного исторического опыта. В каждой стране развитие местного самоуправления имеет свои особенности, которые определяются историческим прошлым данной страны, менталитетом ее населения, и, в свою очередь, оказывают влияние на динамику государственно-правовых институтов. В этом контексте особую актуальность приобретает мысль о том, что обществу «необходимо выбирать будущее на основе адекватного понимания собственного прошлого».

Показательным является тот факт, что до недавнего времени, найти словарное значение категории «децентрализация» в трудах российских ученых было весьма затруднительно. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает следующее определение данному понятию: «Децентрализация - система, при которой разграничиваются функции центральной власти и местных властей, причем объем прав последних расширяется за счет объема прав первой» . Как отмечается в словаре, понятие децентрализации родственно с понятием самоуправления, но не тождественно ему; первое из этих понятий шире, так как в него входят также федеративный строй и полная автономия областей, тогда как местное самоуправление предполагает непременно зависимость от центральной законодательной власти.

Французско-русский юридический словарь предлагает следующую трактовку этого понятия: «Децентрализация – предоставление местным органам самостоятельности в управлении местными делами» . Конечной целью такого перераспределения управленческих функций является возможность принятия наиболее оптимальных управленческих решений на государственном, региональном и местном уровнях, а также во всех регулируемых сферах жизнедеятельности.

Под децентрализацией в политологии обычно подразумевается рассредоточение доли государственной власти в неком центре (делегируется регионам от центрального правительства). Отметим, что децентрализация власти это процесс, помогающий регионам усилить, расширить ее права и полномочия, центр же напротив – сужает свои. Некоторые ошибочно рассматривают данный процесс в качестве начала развала государства. На самом же деле - это путь, ведущий к укреплению единства страны. Например, ликвидируется диктат некого одного региона над вторым, уходит сращивание личных интересов центральной властью и олигархата, коррупционные схемы же теряют конкретную вертикаль. А вот органы местного самоуправления при этом имеют полномочия, позволяющие на местах решать проблемы местного уровня .

В условиях децентрализации происходит расширение и укрепление прав, полномочий, возможностей мест, отделов, областей, автономий, республик. То есть если все решения принимались в одном месте руководителем, главой, начальником, директором либо управляющим, то при децентрализации некоторой властью наделяются и подчинённые, освободив от некоторых функций своё руководство.

Основными признаками децентрализации являются:

а) максимальная приближенность к объектам;

б) самостоятельность принятия решений;

в) обеспеченность ресурсами;

г) доступность общественного участия и контроля;

д) саморегулирование;

е) соответствующая институциональная организация .

В качестве конкретного процесса децентрализацию следует рассматривать с трех точек зрения:

1) децентрализация управления как передача больших полномочий и ответственности органам власти естественных муниципальных образований (города, поселки, аулы, деревни и пр.);

2) децентрализация управления как предоставление большей самостоятельности региональным органам власти и управления;

3) совокупность мер по реструктуризации системы государственного управления в республике для передачи части функций от центральных органов управления нижестоящим уровням.

Споры о соотношении централизации и децентрализации государственной власти ведутся давно и каждая система имеет как своих приверженцев, так и противников. Особенности государственного устройства федеративных государств определяют меру централизации и децентрализации власти. Оптимальным сочетанием централизованной и децентрализованной власти можно добиться эффективности власти в целом, бесперебойного функционирования государственного механизма. Два процесса – централизация и децентрализация – тесно взаимоувязаны в системе органов исполнительной власти, и невозможно отдельно анализировать эти процессы без учета характеристики устойчивых связей, складывающихся в рамках единой исполнительной власти в Российской Федерации. Для современной системы управления необходимым является взвешенное, обоснованное сочетание элементов централизации и децентрализации в различных сферах государственной и общественной жизни .

Основной задачей в вопросе организации власти является обеспечение эффективного взаимодействия между двумя формами публичной власти – государственной и муниципальной.

Отсутствие преемственности, закрепление новых взглядов на задачи и организацию местного самоуправления ставят актуальной задачей правовой теории муниципального права необходимость переосмысления развития уточнения концепции, отказа от не оправдавших себя подходов и определения путей дальнейшего развития местного самоуправления.

Децентрализация власти осуществляется посредством местного самоуправления. Напомним, что местное самоуправление в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Бесспорно, российскому муниципалитету необходимы реформы и корректировки законодательной базы, которые позволят ликвидировать существующие пробелы законодательства, сделают престижным службу в органах местного самоуправления (особенно это касается сельских и периферийных территорий). Фактическое состояние муниципальных властей позволяет сделать вывод о несостоятельности реформ местного самоуправления, приводящихся на протяжении последних десятилетий.

Следует отметить, что децентрализация власти имеет как сильные (положительные), так и слабые (отрицательные) стороны. К минусам децентрализации можно отнести увеличение возможностей для коррупционных явлений в органах местного самоуправления: бюрократия, непрозрачность власти, конфликт интересов, лоббирование собственных интересов представителей органов местного самоуправления, собственно, коррупция и ослабление контроля за действиями чиновников, что стимулирует последних к совершению неправомерных действий.

Сильными же сторонами децентрализации власти увеличение гибкости органов местного самоуправления, увеличение значимости населения в качестве лиц, перед которыми ответственны чиновники, повышение оперативности принятия решения на местах в зависимости от конкретных условий, более детальное изучение проблем местного значения. Также к плюсам можно отнести: защиту прав и свобод человека (посредством системы вертикальных сдержек, а также противовесов); укрепление демократии (особенный упор этого процесса делается на местах); повышение экономического и социального развития; благодаря тому, что полномочия передаются на места, повышается эффективность органов местной власти; это подходящая почва, чтобы вырастить новых политиков, государственных служащих, администраторов, снизить издержки на управление; повышение качества оказания коммунальных услуг.

Только грамотное распределение полномочий между органами различных уровней (местного и федерального) позволит регулировать и минимизировать негативные стороны процесса децентрализации.

Список литературы:

  1. Габов А.А. Централизация и децентрализация: проблемы понятий // Вестник КрасГАУ. – 2013. – №2. – С. 127-133.
  2. Махина С.Н. Концепция децентрализации государственного администрирования // Административное право и процесс. – 2016. – № 1. – C. 10–13.
  3. Портал французского права [Электронный ресурс]. – URL: http://www.france-jus.ru /index.php? page= fiches&action =fiche&type =droit&droit=394 (дата обращения: 10.08.2018 г.)
  4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс]. – СПб.: Брокгауз–Ефрон, 1890–1907. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron (дата обращения: 10.08.2018 г.)
  5. Шишова Ж.А. Централизация: каковы пределы? // Законодательство и экономика. – 2017. – № 1. – С. 12–13.

В любой организации возникает вопрос распределения полномочий, который является важнейшей проблемой при выборе конструкции организации. При этом существуют два принципиально разных подхода: централизация и децентрализация. Централизация – концентрация прав принятия решений на высшем уровне руководства. Норма управляемости – количество людей, непосредственно подчиненных одному руководителю. Децентрализация – передача или делегирование прав принятия решений на нижние уровни управления. При этом нужно иметь в виду, что все полномочия не могут быть централизованы или децентрализованы. Полной централизации препятствует то, что люди располагают лимитированными ресурсами времени, знаний, опыта и могут одновременно решать лишь определенное число проблем, усваивать ограниченный объем информации, Полная децентрализация невозможна из-за того, что организация по¬теряет управляемость и попадет в состояние хаоса. Это неизбежно приводит к тому, что централизация в одном отношении требует одновременно обратного процесса в другом. Так, излишнее сосредоточение решения тех или иных проблем в вышестоящей управленческой структуре обусловит то, что большинство из них неизбежно будет приниматься на ее нижних этажах, что отнюдь не прибавит им качества, зато снизит оперативность и усилит бюрократизацию управления. Централизация и децентрализация управления могут развиваться как вширь , так и вглубь . В первом случае речь идет об увеличении числа подконтрольных данному субъекту проблем; во втором - об их более обстоятельной и детализированной проработке, которая в противном случае могла бы осуществляться на нижних этажах управленческой иерархии. Степень централизации или децентрализации в организации и ее подразделениях измеряется с помощью следующих переменных: - число решений, принимаемых на каждом уровне управления; - важность принимаемых решений для организации; - степень контроля за исполнением принятого решения.

В небольшой организации все решения могут приниматься ее руководителем. Однако с увеличением размеров организации, масштаба и сложности работ может создаться ситуация, когда руководитель будет перегружен принятием решений и возникнет необходимость делегирования полномочий (децентрализации). Децентрализация указывает, что власть широко распределена по всей организации, в то время как централизация означает, что власть удерживается на верхней ступени организации.

Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Децентрализация – это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

Преимущества централизации

1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями. 2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом. 3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.

Позволяет обеспечить высокую согласованность действий звеньев организации; - улучшает контроль деятельности подразделений; - сокращает количество ошибок при принятии решений; - в концентрации процесса принятия решений в руках тех, кто лучше знает общую ситуацию, имеет больший кругозор, знания, опыт; - в устранении неоправданного дублирования управленческих функций, приводящем к экономии соответствующих затрат; - в усилении стратегической направленности управленческого процесса и обеспечении при необходимости концентрации ресурсов на ключевых направлениях деятельности организации.

Недостатки централизации: - затрачивается много времени на передачу информации, в процессе чего значительная часть ее теряется или искажается; - важнейшие решения принимаются лицами, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию, в то же время исполнители, которым ситуация хорошо знакома, от выработки и принятия решений устранены и те навязываются им в принудительном порядке; - решения оказываются не достаточно качественными и неэффективно реализуются на практике.

Подавление творческой инициативы персонала в реше­нии производственных задач организации;

Снижение оперативности управления;

Снижение возможностей адаптации персонала к новым условиям производства и работы.

Преимущества децентрализации

1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.

2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.

3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе. 4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.

Позволяет оперативно решать проблемы; - позволяет принимать объективные решения; - придает гибкость организации; - стимулирует инициативу, развивает творческие способности руководителей среднего и низшего уровней; - удешевляет делопроизводство; - позволяет отказаться от детальных инструкций из центра, снизив этим самым его перегрузку второстепенными проблемами и сократив информационные потоки. Недостатки децентрализации: - вследствие обособленности процесса принятия решений и концентрации его на нижних этажах управленческой структуры зачастую слабо учитываются или вовсе игнорируются интересы других подразделений и организации в целом; - решения часто носят тактический характер, оказываются мелкими, малоэффективными; - отсутствие общих правил и процедур выработки и принятия решений.

Ослабление контроля и единства в действиях;

Проявление свойств эмерджентности (инф. наличие у системы свойств целостности, т. е. таких свойств, которые не присущи составляющим элементам; э. является одной из форм проявления принципа перехода количественных изменений в качественные; целостность, наличие новых свойств целостности у системы, т. е. таких свойств, которых нет ни у одного из составляющих се элементов);

    стремление к обособлению структурных звеньев.

Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией.

Цель централизации — увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на нижних уровнях управления.

Достоинства централизации управления наиболее полно проявляются при решении глобальных, стратегических задач.

Недостатки централизации управления: снижение оперативности управления; уменьшение возможностей адаптации к новым условиям работы;

Децентрализация управления

Децентрализация — это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления .

Она облегчает процессы , стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности сотрудников на нижних уровнях управления и повышает оперативность руководства, адаптивность организации к новым условиям. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля над ситуацией.

Децентрализация эффективна, если на низших уровнях управленческой иерархии принимают обоснованные и важные решения, и эти решения не требуют согласований и утверждения руководством. Децентрализация многих управленческих функций неизбежна при территориальной разобщенности структурных подразделений предприятия (филиалы, управления структурных подразделений) или при необходимости специализации (НИИ, ОКБ, центральный склад с большим объемом погрузочно- разгрузочных работ и т.д.). Негативные стороны децентрализации — эмерджентность, обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях. Децентрализация управления имеет опасную тенденцию к втягиванию управляемого процесса в анархию, хаос.

Опытные руководители часто и обоснованно опасаются потерять контроль над управляемой системой, а слабые — что появится компетентный неформальный лидер, который может затмить своего начальника, подорвать его авторитет. Делегируя при децентрализации свои полномочия исполнителя или выступая на общем собрании, руководитель часто не может ответить на конкретные вопросы непосредственного начальства. Например, какова текучесть кадров по специальностям за отчетный период, как обеспечен производственный процесс станочниками различного профиля, какие именно необходимы запасные части, какое нужно дополнительное оборудование. Ответы на эти вопросы прекрасно знают компетентные заместители руководителя. Должен ли сам руководитель знать ответы на эти и сотни других мелких производственных вопросов?

Проблема выбора между централизацией и децентрализацией весьма сложна, т.к. решение определяет все структуры организации. На решение менеджмента влияют следующие факторы:

  • размеры организации;
  • вид бизнеса (предпринимательство);
  • качество товаров;
  • степень разделения труда;
  • стремление частей организации к самостоятельности;
  • долевое распределение капитала и финансовые интересы;
  • организационная культура;
  • государственная политика в области демонополизации, налогообложения и т.д.

Теория управления дает четкие, однозначные рекомендации: руководитель должен взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки и делегировать значительную часть своих полномочий опытным заместителям, специалистам своего дела. И при этом не мешать их работе мелкой опекой, постоянным контролем, если они в целом успешно выполняют свои служебные обязанности. И лишь при явной угрозе срыва запланированных работ или очевидном несоответствии исполнителя занимаемой должности руководитель обязан вмешаться в работу отстающего структурного подразделения, применив всю полноту власти вплоть до подмены собой исполнителя.

Редко возможна такая ситуация, когда все структурные подразделения работают без сбоев, планы выполняются, налажена четкая система материально-технического снабжения, труд коллектива разумно мотивирован, и руководитель остается без работы.

В этом случае руководитель — настоящий талант, прекрасный организатор. И все равно он не останется без дела, поскольку необходимо решать перспективные, стратегические задачи, устанавливать новые производственные связи, работать над дальнейшим совершенствованием производственного организма, вопросами развития предприятия. «Хороший менеджмент основывается на примирении централизации и децентрализации», считает руководитель «Дженерал Моторс» А. Слоун.

Организационная структура должна отражать долгосрочную программу и комплекс основных целей организации, поскольку достижение целей является основой совместной деятельности.

Организационная структура эффективна только тогда, когда она способствует достижению поставленных коллективом целей при минимальных затратах труда и ресурсов. Важно отметить, что достижение целей — это не только эффективное решение производственных задач и, как следствие, справедливая оплата труда, но и другие способы мотивации: причастность к решению проблем, престижность работы и уверенность в служебном росте. Поиск оптимальной для данного времени структуры нередко сопровождается серьезными ошибками: превышением нормы управляемости руководящих работников, неверно выбранным стилем управления, попытками добиться экономии за счет объединения близких по профилю работы структурных подразделений (единая канцелярия или объединенное бюро множительной техники и т.п.).

Огромное значение имеет достижение и поддержание в рабочем коллективе баланса власти, определяемого основным законом: уровень влияния властного лица А на лицо Б равно степени зависимости лица Б от лица А.

Повышение власти руководителя возможно только при повышении зависимости сотрудников от менеджера. И наоборот, повышение власти подчиненных над руководителем возможно только при повышении зависимости менеджера от работников. Если власть руководителя над подчиненными больше, чем власть подчиненных над руководителем, баланс власти нарушается, возникают проблемы, зреют конфликты.

Принцип оптимизации лежит в основе любой организационной структуры независимо от применяющихся критериев оптимальности и действующей системы ограничений.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ , или деволюция, передача полномочий от центрального правительства местным властям. Противоположное понятие – централизация – означает, что по закону центральное правительство наделено властью, а местные правительства действуют просто как его представители. Децентрализация может быть политической или административной. О правлении говорят, что оно децентрализовано в политическом смысле, если полномочия по выработке политики делятся между центральными и местными органами. Местные полномочия должны быть значительны по числу и значению, но кроме этого общего утверждения нельзя сформулировать никаких иных принципов. Формы правления сильно различаются степенью свободы действий местных образований по их собственной инициативе. В США на долю штатов оставляют многочисленные и важные вопросы, так что децентрализацию там можно считать довольно обширной. При Веймарской конституции (1919–1933) Германия придерживалась противоположной системы. Функции, оставленные на усмотрение местных властей, были столь немногочисленны и незначительны, что по существу выводили рейх из категории децентрализованных государств. Между этими двумя полюсами – формы правления Канады , Австралии и Швейцарии .

Было бы ошибкой рассматривать понятие децентрализации с чисто правовой точки зрения. Великобритания является в высшей степени централизованным государством, пока речь идет о выработке политики. Каждый местный орган обладает полномочиями, предоставленными ему всемогущим по закону парламентом. На практике, однако, существует сильная традиция местного самоуправления и тем самым – значительная децентрализация. Парламент выносит решения по многим частным законам в отношении муниципальных дел, как правило, приняв во внимание пожелания с мест. Вплоть до установления в 1980-х годах центральным правительством тори во главе с Маргарет Тэтчер строго контроля центра, который должен был противодействовать тенденции городов избирать в местные органы лейбористов, традиционные принципы местной власти редко нарушались.

Административная децентрализация существует, если центральная власть (например, кабинет министров) делегирует региональным учреждениям полномочия по принятию важных решений. Примером могут быть полномочия на окончательное рассмотрение определенных претензий против администрации. Размеры такого делегирования сильно варьируются в разных странах и даже от органа к органу одного и того же правительства. Хотя для повышения оперативности и снижения нагрузки в центральном учреждении считается желательным делегировать значительный объем полномочий подчиненным инстанциям, установить какие-либо принципы, следуя которым можно было бы сделать это единообразно в отношении всевозможных функций, выполняемых правительствами в наше время, крайне сложно. Эксперты в области государственного управления обычно называют такое делегирование не децентрализацией, а деконцентрацией. Если делегирование относительно постоянно, несмотря на возможность его пересмотра центральным правительством, то схема имеет желаемую степень децентрализации с точки зрения тех, кто имеет дело с административными учреждениями.

Во всех национальных государствах долгое время существовала тенденция к централизации, главным образом из-за потребности в единообразии. Всегда присутствовала, однако, и более или менее мощная тяга в противоположном направлении, так как местные или региональные интересы стремились защитить себя от слишком жесткого центрального контроля.

Децентрализация наблюдается также в церквах, профсоюзах, корпорациях, всевозможных добровольных объединениях и других организациях.