Земли для обеспечения охраны государственной границы. Каков правовой режим территорий, которые признаются землями министерства обороны и безопасности РФ? Предоставление земель обороны и безопасности

1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских

формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих

функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории

Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации,

информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных

образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений

по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных

Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение

военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил

флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной,

космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения

оружия и захоронения отходов);

3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном

резервах (хранилища, склады и другие).

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения

учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки

у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и

арендаторов земельных участков не изымаются.

Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному

для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской

Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,

отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки

для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений,

пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через

Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых

для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации,

порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и

иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации

оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов,

военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях

земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или

в аренду.

В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается

особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления,

предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые

меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей

населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства,

жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального

образования.

5. Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей

29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской

Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных

для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование

юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного

и иного использования.

6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных

участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном

статьей 51 настоящего Кодекса.

7. В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники,

другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного,

социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при

возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на

прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации,

войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований

и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

См. комментарий к статье 93 настоящего Кодекса

1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва. При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

5. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
5.1. Допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.

7. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 93 ЗК РФ

Правовой режим земельных участков, используемых для нужд обороны и безопасности, регулируется, помимо комментируемой статьи, иными законами: ФЗ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", Законами РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" и др. Такие земельные участки ограничиваются в обороте правовыми актами.

Многие из названных законов предусматривают, что соответствующие земельные участки находятся в федеральной собственности, что корреспондирует п.4 ст. 27 ЗК РФ, сразу несколько подпунктов которого могут относиться к землям обороны. Вместе с тем земельные участки, не указанные в п.4 ст. 27 ЗК РФ и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, могут находиться в государственной или муниципальной собственности.

Часто деятельность по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов осуществляется в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

Вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия в соответствии с ФЗ от 2 мая 1997 года N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" устанавливаются зоны защитных мероприятий, в пределах которых осуществляются специальные действия, направленные на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 года.

Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утверждено постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года N 405.

В соответствии с этим Положением могут создаваться следующие виды зон:
- запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта;
- зона охраняемого военного объекта - территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта;
- охранная зона военного объекта - территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

Две последние зоны устанавливаются при необходимости в границах запретной зоны. Запретные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его.

На территории зоны охраняемого военного объекта не разрешается строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи; не допускается ликвидация дорог и переправ, а также осушение и отведение русел рек.

На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

При установлении запретной зоны составляется перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, подлежащих изъятию в собственность РФ в случае установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается.

Описание местоположения границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о землеустройстве.

Местоположение границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта обозначается на местности информационными ограничительными знаками в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект.

Судебные споры возникают в связи с неоднозначным толкованием законодательства о налогообложении земельных участков, занятых оборонными объектами в населенных пунктах. При вынесении решений по таким делам, как и по другим делам в отношении земель данной категории, суды ссылаются на ст. 87, 93 ЗК РФ, что в принципе неверно, так как речь идет о земельных участках, относящихся к другой категории земель.

Налоговые органы ошибочно считают, что не облагаются земельным налогом лишь земельные участки, которые отнесены к категории земель специального назначения (к субкатегории "земли обороны и безопасности"). Однако это не соответствует ст. 389 НК РФ , где сказано, что от налогообложения освобождаются земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Очевидно, что для обеспечения обороны и безопасности могут быть предоставлены земельные участки, относящиеся к иным категориям, прежде всего к категории земель населенных пунктов.

При этом налоговые органы справедливо отмечают, что земли населенных пунктов и земли обороны и безопасности - разные категории земель и отнесение земель населенных пунктов к категории земель обороны и безопасности неправомерно. Это действительно так, но для пользования указанной льготой этого и не нужно.

Суды в большинстве случаев выносят правильные по своей сути решения, однако их аргументация подчас бывает весьма спорной. В частности, нельзя согласиться с утверждениями, что "отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации".

________________
См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 декабря 2007 года N А33-6422/07-Ф02-8924/07; от 7 марта 2008 года N А56-20254/2007.

Такая позиция противоречит ЗК РФ, в котором нет таких понятий, как "общая категория" и "специальная категория", и по смыслу которого каждый земельный участок принадлежит только к одной категории земель. Представляется, что в обоснование решения судам достаточно сослаться на нетождественность понятий "земли обороны" (в узком смысле как субкатегория) и "земли, предоставленные для обеспечения обороны" (которые могут находиться и на землях иных категорий), а также исходить из буквального толкования ст. 389 НК РФ.

________________
Точки зрения о возможности отнесения одного земельного участка к нескольким категориям высказывались в юридической литературе (см.: Бобылев А.И., Попов В.В., Лукьянова О.В. Правовое регулирование земель железнодорожного транспорта: теория и практика. М., 2003. С.28). Однако более обоснованным представляется мнение А.П.Анисимова, который подверг эту позицию критике (см.: Анисимов А.П. Понятие земель специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. N 3).

В одном из решений по аналогичному вопросу суд сначала дословно изложил приведенные выше рассуждения об "общих" и "специальных" категориях, а через несколько абзацев привел более убедительные доводы, по сути, опровергающие эти рассуждения.

Суд, в частности, указал, что по смыслу п.4 и 5 ст. 27 ЗК РФ ограничение оборотоспособности земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, или предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, вызвано не отнесением этих земельных участков к землям обороны и безопасности (ст. 93 названного Кодекса), а целевым назначением данных земельных участков.

И далее судом был сделан еще один вывод: то обстоятельство, что спорный земельный участок относится к землям поселений (населенных пунктов), а не к землям обороны и безопасности, не имеет в данном случае правового значения относительно применения льготы по земельному налогу, поскольку учитываются именно действительные цели, для которых предоставлен земельный участок, а также его фактическое использование, а не кадастровый учет.

________________
См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 марта 2008 года N А56-20254/2007).

В конечном итоге суд принял правильное решение. Однако такая противоречивость в его обосновании свидетельствует о неоднозначности проблемы и о том, что ее следовало более четко решить в законодательстве.

Применительно к указанным землям нередко возникает другой вопрос: какую деятельность нужно считать направленной на обеспечение обороны и безопасности? На практике эта деятельность толкуется очень широко. Так, судебные органы включают в число организаций, имеющих право на льготу в отношении предоставленных им земельных участков, не только собственно воинские части, правоохранительные органы и т.п., но и организации, которые, на первый взгляд, выполняют иные функции.

Речь идет об образовательных и медицинских учреждениях (учебные заведения Министерства внутренних дел или Министерства обороны РФ, медико-санитарная часть УВД), оборонных предприятиях и НИИ. Были случаи, когда от налогообложения освобождались земельные участки, занятые детским оздоровительным лагерем, подведомственным ФГУП "Управление специального строительства на территории N 4 Федерального агентства специального строительства".

________________
См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 декабря 2007 года N А33-6422/07-Ф02-8924/07; Определение Высшего арбитражного суда РФ от 15 февраля 2008 года N 1871/08.

См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2008 года по делу N А66-7083/2007.

Поскольку это предприятие находится в ведомственном подчинении Спецстроя России и относится к инженерно-техническим (дорожно-строительным) воинским формированиям при Спецстрое России, то занимаемые им земли относятся к землям обороны и безопасности, в том числе земельный участок, принадлежащий лагерю, который является филиалом предприятия.

________________
См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 марта 2008 года N Ф08-628/08-337А по делу N А32-15073/2007-33/320.

У налоговых органов в большинстве случаев было иное мнение по данному вопросу, однако суды их позицию не поддержали. Эти примеры показывают, что заинтересованным лицам следует активнее отстаивать свои права.

Консультации и комментарии юристов по ст 93 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 93 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Введение

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Особое место в системе земель Российской Федерации занимают земли обороны и безопасности.

Землями, используемыми в целях обеспечения обороны и безопасности, признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным Кодексом, различными федеральными законами.

Правовой режим данных земель описан в статье 93 Земельного кодекса РФ.

Земли обороны и безопасности

Земли обороны и безопасности являются подкатегорией (составной частью, элементом состава) категории "земли специального назначения", а их правовой режим опирается на единые для этой категории принципы.

Понятие земель обороны и безопасности дано в ст. 93 3K РФ. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); 3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Правовой режим данных земель, помимо ЗК РФ; определяется нормами специального законодательства об обороне и безопасности. Так, согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основу правового режима земель, установленных настоящей статьей, помимо требований по их использованию и охране, составляет положение ст. 27 ЗК РФ, согласно которой практически все земли обороны и безопасности либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте, в зависимости от статуса объектов, расположенных на этих землях.

Земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации. Этим образованием признается территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.

Использование земель закрытых административно-территориальных образований осуществляется на основании законодательства об этих образованиях, и прежде всего на основании Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».

Земли, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и объектам.

Земли закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.

В закрытом административно-территориальном образовании в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель.

Земли обороны и безопасности. Понятие, состав таких земель

Понятие земель, предназначенных для обороны и безопасности, четко определено в земельном законодательстве Российской Федерации. Согласно нормам Земельного кодекса РФ понятие земель обороны и безопасности включает в себя, которые или используются, или предназначаются для нормализации и обеспечения возможности осуществления деятельности:

  • Вооруженных Сил РФ;
  • прочих войск;
  • разнообразных воинских формирований;
  • организаций, предприятий и учреждений, которые осуществляют возложенные на них государством функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Все вышеперечисленные государственные учреждения и организации должны осуществлять возложенные на них функции по защите, в том числе с помощью оружия, целостности и неприкосновенности территории государства, обеспечению охраны государственных границ. Кроме того, данные юридические лица осуществляют деятельность, направленную на обеспечение безопасности закрытого административно-территориального образования, а также определенных участков, на которые произошло возникновение права у прочих участников отношений.

Согласно требованиям законодательства земли и все другие природные ресурсы, которые используются для удовлетворения нужд Вооруженных Сил РФ, признаются собственностью государства.

В соответствии с действующим федеральным законодательством все земли и природные ресурсы, которые находятся в собственности субъектов государства, в собственности его отдельных муниципалитетов и в собственности у частных лиц, могут быть изъяты для удовлетворения нужд Вооруженных Сил РФ. При этом подобное изъятие должно осуществляться в строгом соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земель обороны и безопасности, их особенности

Правовой режим земель обороны и безопасности, в частности, особенности такого режима, урегулированы нормами земельного законодательства.

В земельном законодательстве отдельно выделены участки земли, которые индивидуально или в составе друг друга могут быть предоставлены из пользования обычных граждан и организации для удовлетворения нужд Вооруженных Сил России, осуществляющих оборону государства. Подобные участки могут быть использованы для удовлетворения следующих целей:

  • для осуществления строительства, подготовки и поддержания Вооруженных Сил РФ в состоянии готовности. Земли также могут использоваться для аналогичных целей, возникающих в отношении прочих войск, формирований;
  • для осуществления разработки, последующего производства и, как следствие, ремонта военной и специальной техники, используемой для обеспечения обороны государства;
  • для размещения запасов различных материальных ценностей, входящих в состав материального резерва страны.

При возникновении необходимости использования земель в течение определенного промежутка времени, чтобы осуществить проведение учений, связанных с удовлетворением нужд обороны, участки не изымаются у собственников, землепользователей и арендаторов. Использование подобных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством для проведения изыскательских работ, для зон со специальными условиями использования.

Отдельно на законодательном уровне осуществляется рассмотрение государственной границы, как объекта федеральной собственности, обеспечивающего безопасность страны. Правовой режим границ устанавливается соответствующим федеральным законом.

Порядок осуществления процедур по обеспечению безопасности населения в случаях, когда воинские части используют земли, имеющие оборонное назначение. Установление оборонных зон

На законодательном уровне предусматривается специальный порядок, согласно которому должно осуществляться возмещение причиненного ущерба собственнику участка земли, если повреждения произошли в случаях, когда оборонные части использовали данный объект недвижимости для удовлетворения своих целей.

Постановлениями Правительства РФ на отдельных территориях могут быть установлены границы запретных зон, в пределах которых воинские части могут проводить свои испытания.

Обязанность по доведению до населения сведений об установлении подобных зон лежит на органах местного самоуправления. Кроме того, данная территория обозначается специальными межевыми знаками.

Нахождение граждан и их постоянное проживание на огороженной территории категорически запрещается.

Земли закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые входят в состав земель обороны и безопасности

Особенность земель обороны и безопасности заключается в наличии так называемых закрытых административно-территориальных зон. Данное образование, даже с тем учетом, что на его территории располагается собственный орган местного самоуправления, при решении некоторых возникающих вопросов находится в ведении уполномоченного федерального органа.

Уполномоченные государственные органы, входящие в состав федеральной власти, осуществляют контроль по вопросам, касающимся выдачи разрешений о проведении строительства на данных участках земли, которые полностью заняты промышленными объектами и прочими зданиями и сооружениями и которые предназначены для обеспечения безопасности государства.

Закон о ЗАТО регулирует вопросы размещения предприятий и организаций на данной территории.

Согласно этому нормативно-правовому акту все организации, располагающиеся на данной закрытой территории, находятся в собственности государства. Соответственно, для осуществления деятельности, все эти предприятия передаются владельцам на праве бессрочного пользования.

В любом ЗАТО устанавливается особый режим использования земель. Данный режим осуществляется после издания соответствующего решения Правительством государства.

Правила осуществления предоставления участка из земель, которые были предоставлены для удовлетворения нужд обороны и безопасности в постоянное пользование или по праву аренды

Понятие, а также правила осуществления предоставления участка земли на правах бессрочного пользования или временного пользования, определены на уровне федерального законодательства. В соответствии с Земельным кодексом РФ участок может быть предоставлен на основании одного из вышеперечисленных прав, при необходимости удовлетворения следующих нужд государства в целом и Вооруженных Сил РФ в частности:

  • чтобы осуществить строительство или размещение готовых объектов, используемых для разработки, изготовления, хранения и последующей утилизации оружия массового поражения;
  • чтобы осуществить переработку радиоактивных материалов.

Для удовлетворения данных целей, участки могут быть предоставлены только в специально отведенных для этого ЗАТО.

По решению исполнительных органов власти государственного уровня участки, которые были предоставлены в пользование Вооруженных Сил РФ и прочих воинских образований, могут быть переданы в пользование юридическим или физическим лицам:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для охоты;
  • для лесохозяйственного использования.

Также на законодательном уровне отдельно выделяется процедура принудительного изъятия земель у граждан и организаций, если это требуется для удовлетворения нужд обороны и прочих воинских образований.

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ и федеральными законами.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории; безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у их правообладателей не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

Согласно п. 10 и 11 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.

Исполнительные органы государственной власти, указанные ст. 29 ЗК РФ, в порядке, установленном Правительством РФ, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяй- ственного лесохозяйственного и иного использования.

В условиях чрезвычайного или военного положения, предусмотренного федеральными конституционными законами от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», земельные участки для нужд обороны и безопасности могут быть реквизированы у их правообладателей (ст. 51 ЗК РФ).

Особый режим использования земель устанавливается в пограничных зонах. Государственная граница РФ - эго линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ в порядке, установленном федеральным законодательством, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются федеральным законодательством.

Другой разновидностью земель данной субкатегории являются земли, занимаемые закрытыми административно-территориальными образованиями. Закрытое административно-территориальное образование (далее - ЗАТО) - это имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО предусматривает установление ограничений на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.

Земли ЗАТО в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли промышленности, обороны и иные земли. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам. Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного ЗАТО принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления ЗАТО.

Земли ЗАТО, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования. В ЗАТО в соответствии с законодательством РФ по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель. Органы государственной власти субъектов РФ принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления ЗАТО для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования.

В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Как следует из п. 3 постановления Правительства РФ от 17.02.2000 № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов», запретная зона включает территорию, непосредственно примыкающую к территории военного склада. Ширина запретной зоны от внешнего ограждения территории военного склада устанавливается: для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей - до 400 м; для военных складов вооружения и военного имущества - до 100 м.

Обязательным требованием при установлении запретной зоны является обустройство 50-метровой противопожарной полосы, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного склада, в пределах которой осуществляются вырубка деревьев и кустарника и вспашка по всей ширине. На территории запретной зоны запрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из огнестрельного оружия и проведение иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного склада.

Федеральным законом от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» регламентируется установление зоны защитных мероприятий вокруг объектов по хранению или уничтожению химического оружия, в пределах которых осуществляется специальный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций; площадь указанной зоны зависит от расчетного или нормируемого безопасного уровня загрязнения окружающей среды и утверждается Правительством РФ.