Существуют следующие виды арбитражных судов. Арбитраж: понятие и виды. Преимущества и недостатки арбитражного рассмотрения споров

— это регулирующий орган специальной юрисдикции, который занимается урегулированием экономических споров между предприятиями, а также рассмотрением других дела, попадающих под его компетенцию.

Арбитражный суд является специализированным по отношению к судам общей юрисдикции. Он помогает разрешать споры экономического и коммерческого характера между различными организациями и предприятиями.

На территории России такие суды позиционируются в качестве федеральных и входят в состав общей судебной системы страны. Важно знать, что деятельность арбитражных судов регулируется соответствующим законодательством.

Описание арбитражного суда простыми словами

Арбитражный суд – учреждение, специально созданное государством на основе законов нашей Родины, в котором трудятся люди с высшим юридическим образованием, специально обученные, прошедшие проверку на возможность справедливо решать серьезные вопросы, возникающие между организациями. Делают они это, находя взаимовыгодные условия для сторон.

В компетенцию арбитражного суда входит урегулирование возникающих вопросов между отдельными юридическими лицами, а также между гражданами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, но при этом не имеют образования юридического лица и носят статус частного предпринимателя, который получен в соответствии со всеми установленными нормами действующего законодательства.

В отдельном порядке под рассмотрение попадают также дела между государством и субъектами государства, а также возникающие споры между отдельными субъектами. Кроме этого, в юрисдикции арбитражного суда может оказаться рассмотрение дела об установлении фактов, которые имеют значение для возникновения, изменения или даже прекращения организаций и предприятий в сфере коммерческой деятельности. Реже происходит установление фактов несостоятельности предприятия или граждан, что автоматически влечёт за собой банкротство.

Все решения, которые принимаются арбитражным судом, являются окончательными и не подлежат процедуре обжалования. Они должны быть исполнены в срок, установленный данным органом правосудия. При условии, если срок не назначен, то принятое решение должно вступить в силу немедленно.

Причины обращения в арбитражный суд

Для того, чтобы арбитражный суд смог принять вопрос к рассмотрению, требуется обязательное наличие письменного соглашения между сторонами, в котором говорится о передаче возникшего или возникающего спора. Кроме этого, под юрисдикцию арбитражного суда могут попадать ещё и международные споры. Отдельно взятое дело может быть рассмотрено одним или несколькими арбитрами сразу.

Обращаться в арбитражный суд следует в том случае, если спор возникает из административных или личностных отношений, а также при желании оспорить нормативно-правовые акты, принятые решения, действия уполномоченных органов или должностных лиц, если они касаются предпринимательской или экономической деятельности.

Есть также и множество других причин, которые могут послужить основанием для обращения в такие органы.

  • В частности, под разбирательства арбитражного суда могут попасть дела по поводу взысканий с граждан или организаций, которыми осуществляется любая предпринимательская деятельность.
  • Довольно часто сюда обращаются для произведения взысканий обязательных платежей, установления фактов финансовой несостоятельности отдельно взятого предприятия, что впоследствии транспортируется в обычное банкротство.
  • Под регулированием арбитражного суда может осуществляться создание, реорганизация или даже ликвидация конкретной организации. Данный орган в компетенции разрешить споры акционерного общества, возникающие вопросы в случае отказа в государственной регистрации или даже рассматривать дела при непосредственном участии лиц, не являющихся резидентами отдельно взятой страны.

Данный судебный орган рассматривает проблемы, связанные с предпринимательством, возникновение экономических и трудовых споров. В данное время арбитражные суды стали очень популярны. К ним все чаще обращается население по поводу разрешения споров.

Задачи арбитражных судов

В задачи арбитражных судов входит:

  • Защита прав населения и предприятий;
  • Употребление определенных правил при решении вопросов;
  • Определение соблюдения законов спорящих сторон;
  • Справедливое разрешение споров, в определенные сроки;
  • Формирует уважение, по отношению к законодательству и к суду;
  • Помогает законно и без правонарушений решить предпринимательские разногласия.

Споры в арбитражном суде

Какие споры могут разбираться в арбитражном суде:

  • Экономические разногласия, связанные с предпринимательством;
  • Оспаривание прав и интересов предпринимателя;
  • Взыскание платежей и санкций с организаций или лиц, которые занимаются предпринимательством;
  • Отказ государства регистрировать частное лицо или организацию, как предпринимателя;
  • Защита репутации предпринимателя;
  • Корпоративные разногласия;
  • При разорении (несостоятельности) организации.

Работа, которая выполняется арбитражным судом:

  • Разрешение конфликтов, которые возникли в результате трудовой, предпринимательской или экономической деятельности;
  • Выявление и предупреждение отступлений от закона;
  • Доказательство законных действий со стороны межнациональных предприятий.

Виды арбитражных судов

Арбитражные суды субъектов создаются в округах, автономных областях, городах, республиках, для решения конфликтов и разбирательство дел, связанных с коммерческой, трудовой и хозяйственной деятельностью. Население данных пунктов может обращаться по возникшим вопросам, которые входят в полномочие данного суда.
Апелляционные суды – создаются два на один округ. Арбитражным апелляционным судом проверяются иски, поданные на апелляцию при появлении новых фактов по делу, которое ведется.
Арбитражные суды округов – существует один на каждый округ. Они могут рассматривать дела о компенсациях, которые назначаются в связи с несоблюдением прав человека или организации. Проверяют выполнение этих претензий в указанное судом время.
Суд по интеллектуальным полномочиям — в данном арбитражном суде рассматриваются дела по несоблюдению интеллектуальных полномочий, возмещение убытков по этим прениям.

Если у Вас или Вашей компании возникли проблемы в предпринимательской или экономической деятельности, разрешить которые с помощью мирных переговоров не получается, то следующий шаг это обращение в арбитражный суд.

Арбитражный суд - это специальный судебный орган по разрешению имущественных и коммерческих споров между предприятиями, организациями и предпринимателями.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

В арбитражный суд нужно обращаться, если ваш спор связан с осуществлением предпринимательской или экономической деятельности, если спор вытекает из административных и иных личных отношений, если вы хотите оспорить нормативно-правовой акт или решение, действие органов и должностных лиц, касающиеся вашей предпринимательской или экономической деятельности. В арбитражном суде рассматриваются также дела по поводу взысканий с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций; установления фактов, имеющих юридическое значение; несостоятельности (банкротства); создания, реорганизации и ликвидации юридического лица; отказа в государственной регистрации; споров в акционерных обществах; защиты деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд рассматривает также споры с участием иностранных предпринимателей.

В России работают следующие виды арбитражных судов: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах Российской Федерации.Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе общеизвестных и общепринятых принципах законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. По итогам рассмотрения дела арбитражный суд выносит решения, определения, постановления. Эти судебные акты являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

Деятельность арбитражных судов регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

  • Конституция Российской Федерации,
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (ред. от 03.12.2008),
  • Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации»,
  • Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ (ред. от 28.04.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.02.2009) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»,
  • Регламент арбитражных судов Российской Федерации (Постановление Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7 (ред. от 20.11.2008)),
  • Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I (ред. от 25.12.2008) «О статусе судей в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об исполнительном производстве»,
  • Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 03.12.2008) «О международном коммерческом арбитраже» (вместе с «Положением о международном коммерческом арбитражном суде при торгово-промышленной палате Российской Федерации», «Положением о морской арбитражной комиссии при торгово-промышленной палате российской федерации»).

Арбитражные суды

В нашей стране экономические споры, сторонами в которых являются организации, рассматриваются не общими судами, а специальным видом судов – арбитражными. Обоснованно ли их выделение? Заметим, что во многих странах, например в Англии или США, такого деления судов нет, и все виды правосудия осуществляют суды общей юрисдикции. Представляется, что выделение арбитражных судов или специальных "судов для организаций" вполне справедливо. Это соответствует общей закономерности: по мере развития общества углубляется специализация во всех сферах человеческой деятельности.

Арбитражные суды – это суды, разрешающие споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане-предприниматели, государственные органы.

Она также состоит их четырех звеньев (рис. 4.3).

Рис. 4.3.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов РФ. Они являются нижним звеном в системе арбитражных судов.

Однако в настоящее время создаются и специализированные арбитражные суды. Так, например, создан Арбитражный суд по интеллектуальным правам. Согласимся, что арбитражный судья гораздо быстрее и профессиональнее разберется в деле, если он будет рассматривать дела только одной категории, например дела об интеллектуальной собственности.

Арбитражные апелляционные суды повторно рассматривают дела по существу, если какая-либо из сторон не довольна решением арбитражного суда субъекта РФ.

Федеральные окружные арбитражные суды (создаются на несколько областей, краев или целый регион) проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов субъектов РФ в кассационной инстанции.

Высший Арбитражный Суд РФ в основном занимается рассмотрением дел в порядке надзора. В обязанности Высшего Арбитражного Суда РФ входит изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законодательной инициативой и др.

В целом следует отмстить, что судебная власть – это главенствующий инструмент разрешения конфликтных ситуаций, посредством которого право воздействует на общественные отношения.

Особенности судебной власти подчеркивают ее специфическое положение в системе государственной власти. Оно заключается в следующем.

  • 1. Судебная власть осуществляется только судом. Это означает, что в России нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных, общественных и иных органов, которые бы разрешали и рассматривали гражданские, административные, уголовные и другие дела. Существующие в нашей стране различные товарищеские, третейские суды, суды чести, информационные суды и прочие, не предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами, не входят в судебную систему, судебной властью не обладают и не могут применять меры государственного принуждения.
  • 2. Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон предъявляет к судьям и дополнительные требования – они должны избегать действий, умаляющих авторитет судебной власти: не могут быть избраны депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
  • 3. Судьи независимы и подчиняются только закону. Независимость судей позволяет им беспристрастно, объективно, справедливо рассматривать правовые конфликты. Гарантиями независимости судей являются:
    • – исключение постороннего воздействия на судей в момент вынесения судебного решения (тайна совещательной комнаты);
    • – преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
    • – освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
    • – предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;
    • особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества и др.
  • 4. Судьи несменяемы. Это означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном порядке действительность данных полномочий судьи не ограничивается определенным сроком, судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, его нельзя освободить от должности без его доброй воли.
  • 5. Судьи неприкосновенны. Согласно закону неприкосновенность распространяется на личность судьи, его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности иначе, чем в особом порядке, установленном федеральным законом. Здесь велика роль квалификационной коллегии судей, которая предварительно разбирается в том, не является ли обвинение судьи ложным, и выступает заградительным барьером на пути лишения судьи неприкосновенности.
  • 6. Судебная деятельность осуществляется в особой судебной форме. Судебный порядок разрешения дел отнимает много времени именно потому, что судебная процедура является очень сложной. Процессуальная форма судебной деятельности – еще один барьер на пути принятия скороспелого и несправедливого решения. Судебное разбирательство не только сложное, длительное, но и дорогое. И государство оплачивает его только частично, относя расходы на лиц, участвующих в процессе (судебные пошлины, штрафы и т.п.). Несмотря на то что правосудие имеет немалую цену, оно позволяет обществу обрести ценности более высокого порядка (свободу, справедливость и т.д.).
  • 7. Судебное разбирательство является открытым. Любые граждане могут свободно войти в здание, где проводится судебное заседание и находиться в нем во время слушания дела. Рассмотрение дела в закрытом заседании может допускаться только в случаях необходимости, в строгом соответствии с законом, например если существует возможность разглашения государственной тайны, или в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах лиц, участвующих в деле, или по делам об изнасиловании. Но даже по этим делам приговор провозглашается публично.
  • 8. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении своих требований. Но другая сторона (ответчик, подсудимый) вправе приводить аргументы в свою защиту либо самостоятельно, либо используя специалистов в области права (адвокатов). Обе стороны равноправны, т.е. пользуются одинаковыми правами для защиты своих прав. Решение по разбираемому делу выносит суд, который не связан доводами сторон и свободен в оценке представленных ими доказательств, а также независим от любых посторонних влияний.

Деятельность судьи, например, в Великобритании или США считается очень значимой и даже почетной. В СССР судьи играли крайне незначительную роль. По существу, они были простыми чиновниками, поскольку партийные органы определяли политику страны и могли "командовать" судьями. В настоящее время суды обретают свою самостоятельность.

Крайне важно и то, как граждане относятся к судебной власти. Сейчас продолжает доминировать сложившееся в советский период мнение о том, что суд – это карательный орган, а лица, обратившиеся в суд за рассмотрением спора, – сутяжники. А ведь отстаивать свои права и свободы – это конституционная прерогатива любого гражданина. В цивилизованном обществе все споры решаются не силой, а с помощью суда.

Это надо запомнить

  • 1. Суды общей юрисдикции – это такие судебные органы, которые рассматривают юридические дела между гражданами (или между гражданами и организациями).
  • 2. Арбитражные суды – это суды, разрешающие споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане-предприниматели, государственные органы.
  • 3. Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
  • 4. Судебная власть имеет следующие особенности:

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ

специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями, а также рассмотрению исков предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. А.с. рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

В РФ в рамках судебной реформы, в частности в соответствии с ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российское Федерации" и ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", создана единая судебная система. В ее состав входят и А.с., имеющие статус федеральных.

Организационно-структурная система А.с. строится на трех уровнях.

Первый уровень составляют федеральные А.с. субъектов РФ. В их числе А.с. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела по первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляциям на не вступившие в законную силу решения.

Второй уровень образуют 10 федеральных А.с. округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе А.с., составляющих один судебный округ. Их состав определяется ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

В кассационной инстанции решения А.с. проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права.

Третий уровень представляет ВАС РФ.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ ВАС является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых А.с., осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебно-арбитражной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с КС и судами общей юрисдикции во главе с ВС РФ.

ВАС действует в составе: Пленума ВАС; Президиума ВАС; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений; судебных составов.

ВАС выступает в качестве суда первой инстанции по определенным категориям дел о признании недействительными ненормативных актов высших органов федеральной власти, а также о разрешении экономических споров

между РФ и ее субъектами, между субъектами РФ.

Главным в деятельности ВАС является обеспечение единообразного понимания и применения всеми А.с. законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и дачи разъяснений Пленумом или Президиумом ВАС.

В состав Пленума ВАС входят Председатель и заместители Председателя, а также судьи ВАС. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной власти, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в КС с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент А.с.

Судебные коллегии ВАС рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На ВАС закон возлагает организационное обеспечение деятельности А.с., подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов А.с., финансирование А.с.

При ВАС действует Совет председателей А.с., являющийся совещательным органом (рассматривает вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности). Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при ВАС действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процедурного законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

В целях полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законодательством финансирование системы А.с. производится за счет средств федерального бюджета. Расходы на содержание А.с. предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете.. . ,

Печатным органом ВАС является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Внутренний порядок деятельности. А.с. и взаимоотношения между ними

регулируются Регламентом А.с. (принимается Пленумом ВАС и является для этих судов обязательным).

Структура А.с. различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные А.с. округов действуют в составе президиума федерального А.с. округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

А.с. субъектов РФ осуществляют свою деятельность в составе президиума и судебных составов, но могут быть образованы и соответствующие коллегии.

Президиумы федеральных А.с. округов и А.с. субъектов РФ по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, а также рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

А.с. в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституци-ей РФ, ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими ФЗ.

В течение года А.с. РФ рассматривают по нескольку сотен тысяч дел. Это, в частности, споры по договорам купли-продажи, о собственности, о налогах и оценке актов налоговых органов, о несостоятельности (банкротстве), о кредитных договорах, о страховании, о признании недействительными актов государственных и иных органов и многие другие.

Основными задачами А.с. при этом являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Работа А.с. в РФ строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел и др.

Важное значение для реализации вступивших в законную силу судебных актов А.с. имеет обязательность их ис-

полнения. Неисполнение решений, постановлений и определений А.с.рассматривается как неуважение к суду и влечет за собой ответственность, установ-ленную законодательством.

Яковлев В.Ф,


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ" в других словарях:

    АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ - органы судебной власти, уполномоченные рассматривать и разрешать дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Органы, именуемые А. с., в наши дни четко определены Федеральными конституционными… …

    - … Википедия

    В РФ и ряде других стран разновидность судов, наделенных специальной подсудностью (судов специальной юрисдикции). Им подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: а) между… … Юридический словарь

    Это служебный список статей, соз … Википедия

    Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам - вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    - … Википедия

    АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ - обобщенное наименование арбитражных судов основного звена. Как правило, в каждом субъекте РФ должен быть организован один такой суд. Но закон допускает, с учетом объема работы и иных местных условий, создание одного суда на два и более субъекта… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Федеральные арбитражные суды округов - 1. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях,… … Официальная терминология

    Арбитражные апелляционные суды органы судебной власти Российской Федерации, входящие в систему федеральных арбитражных судов, по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов… … Википедия

    Ниже приводится перечень судебных органов, находящихся на территории Санкт Петербурга. Содержание 1 Конституционный суд 2 … Википедия

Книги

  • Убытки. Нормативные акты, судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов , . В сборнике систематизированы нормативные правовые акты, устанавливающие правила о возмещении убытков, актуальные материалы судебной и судебно-арбитражной практики разрешения споров,…