Профессия пожарный: описание, история, обучение профессии. Пожарный Для чего нужны пожарные части

Пожарный – это сотрудник МЧС России, осуществляющий тушение пожаров и спасающий людей из огня. Сотрудники ГПС (Государственной противопожарной службы) осуществляют также контроль за соблюдением норм пожарной безопасности и прочие профильные мероприятия. Современных пожарных иногда именуют огнеборцами: это красиво и романтично. Но попробуйте назвать сотрудника ГПС пожарником – сразу же получите суровую отповедь. Дело в том, что пожарниками на Руси называли погорельцев-мошенников, клянчивших подаяние у добросердечных самаритян.

Большинство пожарных включено в состав специальных команд по борьбе с огнем: командир подразделения, пожарный-водитель, несколько пожарных-бойцов. Все пожарные расчеты приписаны к частям МЧС, где и несут круглосуточное дежурство. В спокойное время пожарные совершенствуют собственное профессиональное мастерство и физическую форму, осваивают новые методы борьбы с огнем, осуществляют уход за спецтехникой. Но они постоянно готовы к внезапному выезду: на все сборы по тревоге бойцам отводится лишь 20 секунд. Мероприятия по пожаротушению строго регламентированы: роли между бойцами четко распределены обязанности, каждый знает свое место. В первую очередь проводится эвакуация людей. Командир отделения оценивает ситуацию в целом, продумывает места установки спецтехники, намечает тактику тушения. В случае необходимости он вызывает дополнительные отделения. Бойцы действуют строго по расписанию согласно приказам командира.

Каким должен быть пожарный?

Пожарный должен:

  • четко знать свои должностные обязанности, место согласно расписанию, основные нормативные акты и инструкции;
  • беспрекословно повиноваться приказам командира;
  • содержать в порядке вверенное имущество (амуницию, технику, средства индивидуальной защиты);
  • соблюдать технику безопасности, личную дисциплину;
  • владеть основами первой медицинской помощи;
  • уметь работать в команде;
  • регулярно совершенствовать профессиональное мастерство и физическую форму;
  • иметь устойчивую психику и быструю реакцию.

Физически и психически слабому человеку, легко впадающему в панику, в пожарных частях делать нечего. Несмотря на то, что пожарный должен быть смелым и решительным, безрассудная отвага тоже не приветствуется: огнеборец должен спасать людей и тушить пожары, а не стремиться к героическому самопожертвованию.

Плюсы и минусы профессии

Положительное:

  • героическая профессия, овеянная романтическим ореолом;
  • обычно удобный график дежурств, наличие свободного времени;
  • достойная заработная плата.

Отрицательное:

  • очень высокие риски и ответственность;
  • ограниченные карьерные перспективы (без высшего образования);
  • воинская дисциплина.

Где учат пожарных?

Рядовых бойцов и водителей-пожарных готовят в специализированных колледжах (обычно на базе 9 классов). Однако у солдат-срочников, уволенных в запас, при наличии необходимых моральных качеств и физических кондиций есть шанс стать бойцом пожарной команды после краткосрочных курсов. Высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» можно получить в любом из вузов, подведомственных МЧС. Наиболее престижными считаются вузы, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге, Иваново. Их выпускники работают пожарными дознавателями, экспертами, инспекторами.

Сколько зарабатывает пожарный?

Средняя зарплата пожарного по Москве составляет 45-50 тысяч рублей, в среднем по России – 35-45 тысяч. Максимальная карьерная планка для рядового бойца без высшего образования – командир отделения, но ведь никто не мешает учиться заочно. Профессия пожарного опасная, но почетная и вполне достойно оплачиваемая.

Профессия пожарный (описание для детей) - что это за работа такая? Каждый год пожары губят множество жизней и уничтожают драгоценные гектары собственности. Пожарные помогают защитить людей и имущество. Часто они прибывают первыми, если случилась авария или возникла чрезвычайная ситуация.

Опасная профессия

Когда звучит сигнал тревоги, пожарные должны быстро реагировать, так как (описание для детей) - это опасная и сложная работа. Во время пожара могут прогибаться перекрытия в зданиях, и стены зданий могут обрушиться. Пламя от огня и едкий дым могут обжечь или даже привести к смерти. Пожарные могут вступать в контакт с ядовитыми газами или другими опасными материалами. Чтобы защитить себя, они надевают специальное защитное снаряжение.

Каким должен быть настоящий пожарный?

Кроме этого, представители этой опасной профессии должны быть здоровыми, ловкими и выносливыми. Они должны быть бдительными, смелыми и дисциплинированными, так как иногда приходиться быстро принимать решения. Они должны уметь хорошо ладить с другими людьми, потому что живут и работают в тесном взаимодействии с ними.

Профессия пожарный - описание для детей, как рассказать?

Как рассказать детям, кто такие пожарные и чем они занимаются? Да очень просто. Вызывающие восхищение, они тушат пожары, спасают людей из объятых пламенем помещений, оказывают помощь попавшим во всевозможные автокатастрофы и даже снимают кошек с деревьев и выручают других животных, попавших в беду.

Выбор профессии - сложная задача. Для многих детей решение о том, кем они хотят стать, когда вырастут, является очень сложной задачей. Как правило, по мере взросления мнение о выборе своей будущей профессии претерпевает многочисленные изменения. Школьники становятся старше и начинают лучше понимать, какую ответственность влечет за собой их выбор.

Современный мир предлагает огромное количество самых разнообразных профессий, и процесс выбора может быть довольно увлекательным занятием. Исследуя различные варианты будущей карьеры, нужно обязательно учитывать свои собственные интересы, особенности личности, а также таланты и способности. Описание для пожарника должно включать такие моменты, как полезность, востребованность, сложность, возможности карьерного роста и так далее.

Пожарные не только тушат пожары

Пожарные тушат пожары, однако это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Этот процесс очень опасный и сложный и подразумевает слаженную работу всей пожарной бригады, при этом очень важно Пожарные также спасают людей, которые оказались запертыми в горящих зданиях. Они оказывают первую помощь пострадавшим как при пожарах, так и в других чрезвычайных ситуациях.

Есть также пожарные инспекторы, они проверяют здания и сооружения на пожаробезопасность - для того, чтобы убедиться в соблюдении правил пожарной безопасности. Они также работают со строителями, посещают школы и проводят обучающие лекции. Есть также пожарные следователи, которые занимаются выяснением обстоятельств возникновения пожаров. Они собирают улики с места происшествия и опрашивают свидетелей.

Не всем по зубам огненная наука

Работа, связанная с определенной степенью риска, требует хорошего самочувствия, хорошей физической подготовленности и стрессоустойчивости. Хотя большинство пожарных - это мужчины, успешно осваивают огненную науку и женщины. Будущие герои проходят обучение в специальных школах и сдают письменные и физические тесты для того, чтобы убедиться, что они готовы выполнять эту трудную и важную работу как физически, так и психологически.

Огнедышащая стихия

Огонь, как голодный зверь, поглощает все, что попадается на его пути - деревья, здания, поля и луга. Это химическая реакция, которая питается топливом и кислородом, и это может продолжаться до бесконечности при условии наличия необходимых ресурсов. Слава богу, что существует профессия пожарный (описание для детей), те отважные мужчины и женщины, которые поставили себе цель защищать планету от ненасытной стихии и безответственного отношения к огню.

Несмотря на благородство целей, тяжела и опасна профессия пожарный. Описание для детей в зависимости от возрастной категории стоит строить разумно. Например, не нужно рассказывать все профессиональные тяготы ученикам начальной школы. Профессия пожарный: описание для детей 1 класса должно строиться на принципе героизма. Представители этой профессии - это, прежде всего, герои, которые спасают людей, животных и здания от огня. Упоминать то, что пожарным часто приходится работать в темноте и густом дыме, что любая оплошность может привести к летальному исходу, вовсе не обязательно.

Специальное оборудование

Пожаротушение является одним из самых сложных заданий в работе пожарного, и, кроме человеческих ресурсов, оно требует также специального оборудования. Сюда входят костюмы, сделанные из огнеупорного материала, противогазы, каски, кирки топоры, а также пожарная техника. Шлемы, изготовленные из углеродных являются очень прочными и удароустойчивыми. Специальная смесь стекла и пластика предохраняет козырьки от воздействия повышенных температур.

Оборудована специальным образом, она может перевозить большие объемы воды, иногда на большие расстояния, чтобы погасить пламя. Типичные пожарные машины способны вместить в себя до 1900 литров. Кроме этого, внутри имеются переносные огнетушители для борьбы с небольшими пожарами.

Для маленьких детей очень важна наглядность, поэтому интересное повествование должно подкрепляться цветными картинками по рассматриваемой тематике. Уже в начале своего повествования нужно наладить диалог с учащимися, задавая им наводящие вопросы. Итак, при подготовке темы "Профессия пожарный (описание для детей)" краткое содержание будет включать в себя несколько этапов.

Введение в тему

Начать свое повествование можно с приведения жизненных примеров возникновения пожаров: непогашенная спичка, непотушенный в лесу костер и так далее. Иногда люди сами могут справиться с огнем, но часто случается так, что самостоятельно совладать со стихией уже поздно. И кто же тогда придет на помощь? Конечно же, пожарные. Именно эти смелые и отважные спасатели человеческих жителей и имущества смогут быстро и главное - правильно потушить возникшее пламя. Ребята, а ты помните номер телефона, по которому нужно вызывать пожарных? 101? Молодцы! Сегодня мы познакомимся с такой важной и ответственной работой, как профессия пожарный (описание для детей). Фото с изображением можно продемонстрировать на этом этапе.

Основная часть

Итак, сегодня мы узнаем, как обычно проходит рабочий день пожарных. Как правило, одна смена длится целые сутки, с 8.00 утра до 8.00 утра следующего дня. Готовы? Тогда поехали! Начало дня начинается с совещания. Пожарные, отработавшие смену, информируют вновь прибывших работников о том, как происходило дежурство, другими словами - передают эстафету. Тщательно проверяется пожарное оборудование, так как оно может понадобиться в любой момент.

Важное место в распорядке дня занимают занятия по повышению уровня знаний в области Больше знаний - больше шансов справиться с огнем. А какие качества должен иметь настоящий пожарный? Детские ответы дополняются рассказчиком (смелый, сильный, здоровый, ответственный, обладающий навыками быстрого реагирования в чрезвычайной обстановке и так далее). После занятий начинаются усиленные тренировки в спортзалах, проводятся пожарные учения. Все это делается для того, чтобы в нужный момент проявить все необходимые умения на практике.

Важную роль играет диспетчер, который принимает тревожные вызовы. Во время звонка он узнает, что и где горит, имеются ли пострадавшие. Затем объявляется тревога, по карте определяется точное местоположение и вычисляется самый короткий путь. Профессия пожарного пользуется большим уважением, их считают настоящими спасателями, которые не только тушат пожары, но и спасают собак, попавших в яму, или кошек, которые не могут спуститься с дерева самостоятельно.

Ребятам можно показать на картинках, какие у пожарных есть помощники. В первую очередь это пожарные машины, оборудованные цистерной с водой, шлангами и специальной лестницей. У каждой машины есть сирена. Кто знает, зачем она нужна? Верно. Для того чтобы информировать других водителей, что они должны уступить дорогу. Можно задать детям и другие подобные вопросы: при помощи чего пожарные тушат огонь, как они пробираются в горящие здания и так далее.

Заключение

Вот с такой важной и нужной профессией мы сегодня познакомились. Давайте выясним, что вы усвоили. Далее следует беседа в виде ответов на вопросы: чем занимаются пожарные между вызовами, есть ли у них спецодежда, почему для пожаров самое опасное время - это лето и весна, каким должен быть настоящий пожарный, какой номер нужно набирать во время пожара и другие.


А.М. Ненуженко, технический директор ООО «Пожарный Эксперт», г. Воронеж

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, что установлено статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

По сути – это альтернатива Государственному пожарному надзору. Закон даёт собственнику право выбора, кто будет оценивать объект на соответствие требованиям пожарной безопасности: государство в лице пожарного инспектора или независимая экспертная организация.

В первом случае эта процедура проводится в сроки, определённые планом проверок, независимо от желания собственника (без приглашения) и бесплатно. Однако, если при проверке выявляются нарушения, то выдаётся обязательное для исполнения предписание и накладываются . В случае же повторного нарушения объекту грозит приостановление деятельности на 90 суток. Выдача предписания влечёт за собой обязательную внеплановую проверку с теми же последствиями. При этом в случае невыполнения предписания накладывается ещё и .

Во втором случае услуга по проведению пожарного аудита является платной, проводится на основании договора в согласованные сроки, по результатам выдаётся заключение о независимой оценке пожарного риска.

Что дает собственнику пожарный аудит ? Вот 5 причин, почему это Вам нужно, и что Вы от этого получите.

1. Невключение в план проверок

Объекты, на которые имеется заключение о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, не включаются в планы проверок органами ГПН в течение , установленного п. 44 , с даты регистрации заключения НОР (от 1 до 10 лет в зависимости от присвоенной объекту категории риска).

Кроме того, в соответствии с п. 3 «а» Приложения к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре , категория риска объекта подлежит снижению на одну ступень при наличии заключения о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, что автоматически влечёт за собой уменьшение периодичности проверок. К примеру, если объект отнесён к категории умеренного риска (с периодичностью проверок 1 раз в 10 лет), то при наличии положительного заключения НОР, объект переводится в категорию низкого риска, для которой плановые проверки вовсе не предусматриваются.

Нет проверок – нет предписаний, штрафов, угрозы приостановки деятельности.

2. Прохождение проверки по «упрощённой схеме»

В случае, если объект уже включен в план проверок, то проверки избежать не удастся. Но при наличии положительного заключения НОР проверка проводится не по «полной программе», а по упрощённой схеме.

Согласно п. 63 Административного регламента МЧС в этом случае не проверяется выполнение условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности . То есть инспектор в этом случае не имеет права проверять выполнение требований Технического регламента и нормативных документов по пожарной безопасности. Проверке подлежит только узко по соблюдению противопожарного режима.

3. «Легализация» нарушений

НОР позволяет обосновать допустимость отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности. Делается это путём расчёта пожарного риска с учётом имеющихся нарушений.

Актуально для зданий, в которых:

4. Получение положительного заключения МЧС

Требуется для предоставления в лицензирующий орган при получении лицензии на отдельные виды деятельности:

  • производство, поставка, хранение и продажа алкогольной продукции и этилового спирта;
  • медицинская;
  • образовательная;

В соответствии с нормативно-правовыми актами МЧС России Заключение выдаётся заявителю после проведения проверки организации, при этом в случае выявления нарушений выдаётся отрицательное заключение.

При наличии заключения НОР о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности положительное заключение МЧС выдаётся без проверки объекта.

5. Информация о реальном состоянии пожарной безопасности объекта

По результатам проведения аудита пожарной безопасности собственник получает полную, всестороннюю и достоверную информацию о реальном состоянии пожарной безопасности объекта. Наличие такой информации позволяет:

  • выявить потенциально опасные места (помещения, участки, процессы), создающие непосредственную угрозу возникновения пожара, гибели и травмирования людей при пожаре;
  • получить объективную оценку состояния (исправности, работоспособности, соответствия нормам и проектной документации) систем противопожарной защиты (сигнализации, пожаротушения, оповещения, противодымной вентиляции, противопожарного водопровода), а также выявить недостатки, допущенные сторонними организациями при проектировании, монтаже и техническом обслуживании этих систем;
  • разработать концепцию системы обеспечения пожарной безопасности с учётом риск-ориентированного подхода;
  • реализовать на объекте систему гибкого противопожарного нормирования, в основе которой лежит право собственника рисковать своим имуществом при условии обеспечения допустимого пожарного риска;
  • ранжировать мероприятия по степени важности (опасности);
  • планировать выполнение противопожарных мероприятий и их финансирование с учётом обоснованного риска.

Указанная информация не может быть получена при проведении проверки органом ГПН по следующим причинам :

  • ограниченное количество времени на проверку, жёстко регламентированное законодательством;
  • отсутствие заинтересованности объекта в выявлении нарушений инспектором (не показывается весь объект, «теряются» ключи от «проблемных» помещений, не предоставляются все документы);
  • низкая квалификация инспектора и отсутствие опыта;
  • отсутствие у инспектора технической возможности проведения испытаний и экспертиз;
  • отсутствие заинтересованности инспектора (как правило, переписываются нарушения из старых предписаний);
  • инспектора «боятся» выявлять новые нарушения («я не умнее моих предшественников», нарушения могут быть обжалованы с возможными негативными последствиями по службе);
  • инспектор не обязан разрабатывать мероприятия по устранению нарушений, предлагать наиболее эффективные способы устранения недостатков (в предписании просто указывается нарушение, а как его устранить – это не проблема инспектора, т.к. это не входит в его должностные обязанности).

Ст. 20.4 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 500 000 руб., на должностное лицо – до 30 000 руб.

Ст. 19.5 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 200 000 руб., на должностное лицо – до 20 000 руб., или дисквалификация на 3 года.

1 год – детские сады, общеобразовательные школы, детские лагеря, дома престарелых;

2 года – больницы, поликлиники, санатории;

4 года – объекты, отнесённые к категории значительного риска (особо опасные, технически сложные и уникальные, критически важные для национальной безопасности, особо важные пожароопасные, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, дополнительного образования детей, профессионального образования, Ф4.2, Ф5.1 I, II, III классов опасности, Ф3 с одновременным пребыванием более 200 человек, Ф4.3 высотой более 28 м);

Актуальность

Рано или поздно перед человеком встает проблема выбора профессии. Мы обратили внимание на профессию пожарного, ведь в настоящее время в нашей стране молодые люди все чаще считают профессию пожарного престижной. С каждым днем всё чаще людям требуется помощь спасателей, пожарных.

К нам в школу пришёл Топчий Валерий Валерьевич. Он работает в Верхнедобринской пожарной части №95, старшим пожарным третьей смены. Валерий Валерьевич много рассказал нам о своей службе. Мы тоже не остались в стороне, много читали, смотрели передачи о пожарных, искали информацию в интернете, посетили виртуальный музей истории пожарной охраны России, совершили виртуальное познавательное путешествие в Берлинский музей и экскурсию в Верхнедобринскую пожарную часть №95 (ГКУ Волгоградской области «Противопожарная служба Волгоградской области по Камышинскому району») . Провели социологический опрос учащихся и выяснили, что думают наши ребята о трудностях этой профессии.


Объект и предмет исследования: мы и профессия пожарного.

Гипотеза

Выяснить, что основными проблемами, возникающими в результате деятельности в профессии пожарного, являются: стресс, большая физическая нагрузка.

Цели

Привлечение внимания учащихся к профессии пожарного, необходимой для сохранения жизни людей, государственного и личного имущества.

Методы

    Теоретический метод:

    изучить специальную литературу,

    найти сведения в интернете;

    практический метод:

    экскурсия в пожарную часть;

    интервью у специалиста из пожарной части;

    провести социологического опроса;

    привести и сравнить статистические данные о пожарах в нашей местности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Введение Основная часть:
    Как в старину тушили пожары? Как становятся пожарным? Где учатся? Бывают ли у пожарных учения? Как устроена пожарная часть? Куда поступают звонки 01? Состав боевого расчета Что такое технические средства? Виртуальные музеи:
    -Музей истории пожарной охраны России
- Музей противопожарной охраны города Москвы
    Виртуальное познавательное путешествие в Берлинский Музей Интервью с Топчим Валерием Валерьевичем старшим пожарным третьей смены Верхнедобринской пожарной части №95.
    Заключение и вывод Источники и литература

    Основная часть. Как в старину тушили пожары?

Много лет тому назад первобытные люди узнали, что такое огонь. Позднее людям пришлось придумать способы борьбы с пожарами, потому что огонь иногда становится настоящим бедствием.

Много веков пожары тушили "всем миром". Колокольный звон извещал о пожаре, и жители соседних домов бежали помогать тушить огонь. В деревнях, где дома были почти сплошь деревянными, огонь был особенно страшен. Односельчане вставали цепочкой от колодца до горящего дома, передавая друг другу ведра с водой. Часто дома, стоящие рядом, ломали, чтобы уберечь остальную деревню от огня. Но испуганная толпа людей часто больше мешала тушению огня, чем помогала. В борьбе с огнем успешнее действует небольшая организованная группа специально обученных людей.

Когда и как появилась пожарная охрана?

Профессия «пожарный» - очень древняя. Первые пожарные появились в Древнем Риме. Во время ночных обходов города рабы не только следили за порядком, но и тушили пожары. Лет за 300 до Рождества Христова богатые римляне уже создавали первые платные пожарные команды. Их называли "вигилии", что означает "бодрствующие". Эти пожарные несли еще и полицейскую службу по ночам. Наиболее богатые римляне содержали "персональные" пожарные команды. При тушении пожаров рабы использовали бронзовые ведра и глиняные сосуды.

Первыми законодателями в области пожарной безопасности были немцы, а в начале XVII века в Германии появились первые пожарные команды.

В России пожарная охрана была создана в 1803 году, по приказу императора Александра I, сначала в Петербурге, затем – в Москве. К 1853 году пожарные части имелись уже в 460 городах России.

Сейчас пожарные команды есть в каждом городе.

Как становятся пожарными? Где учатся?

Чтобы стать пожарным, нужно в первую очередь иметь отличное здоровье и соответствующий возраст (от 18 лет). Тому, кто хочет стать профессиональным пожарным, следует выучиться какому-нибудь ремеслу или освоить техническую профессию, например, стать авторемонтником, механиком, слесарем или электриком. Кандидаты в пожарные поступают на курсы, где во всех подробностях изучают оборудование, приборы для защиты органов дыхания и пожарное право.

ВУЗ:

Безопасность общества немыслима без подготовки специалистов особой категории: профессионалов по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. От умения правильно применить свои знания, оперативности и готовности принимать решения в сложнейших ситуациях зачастую зависят жизни людей…

В системе МЧС России подготовку специалистов осуществляют 5 высших учебных заведений:

    Академия гражданской защиты – первый вуз в стране, где начали обучать инженеров спасателей и руководителей спасательных формирований;

    Академия Государственной противопожарной службы;

    Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы;

    Ивановский и Уральский институты ФПС.

Среднее профессиональное образование можно получить:

Технический пожарно-спасательный колледж №57.

Курсы:
Подольский учебный центр федеральной противопожарной службы. Здесь вы можно пройти 11-месячные курсы и претендовать на должности начальников караулов и инспекторов Государственного пожарного надзора.

Бывают ли у пожарных учения?

Пожарным нужно действовать четко и быстро, т.е. хорошо знать свои задачи и обязанности. Поэтому у них регулярно проходят учения. Например, в искусственно задымленных помещениях они совершенствуют работу в противогазах. На специально построенных фасадах зданий они тренируются лазать с помощью лестниц, чтобы спасать людей. Хорошая физическая форма для них также важна, как умелое обращение со специальными техническими средствами. Правильное понимание тактических боевых заданий так же важно, как специальные знания по конструкции зданий и пожарному оснащению. Все это преподается на технических занятиях.

Как устроена пожарная часть?

Пожарная часть - это целый городок. Здесь есть мастерские, душевая, помещение, где хранятся противогазы и огнетушители, а также многое другое. Более 100 человек занимаются тем, чему выучились ранее, работая по специальности. Крупная пожарная часть находится на боевом дежурстве круглые сутки.

Куда поступают звонки 01?

Центр управления – это сердце пожарной охраны. Там находится множество пультов, мониторы, компьютеры, принтеры, дисплеи, табло учета выездов.

В центре управления силами и средствами пожаротушения сидят служащие пожарной охраны, диспетчеры, принимающие сообщения о пожарах. Приняв звонок, они быстро дают сигнал тревоги в пожарную часть, расположенную ближе всего к месту возгорания, направляя туда необходимое количество пожарных машин, а так же машин «скорой помощи» и, если есть, - службы спасения.

Как выглядит современный пожарный?

Одежда и оснащение современного пожарного могут быть самыми разнообразными. Материал для боевой (защитной) одежды подбирался в зависимости от того, какие задачи придется в ней выполнять. Однако любой материал подвергается специальной обработке, благодаря которой он практически не горит. Кроме защитной одежды у пожарных есть еще и повседневная форма, очень похожая на военную.

Выезжая на выполнение задания пожарные надевают:

    Боевую одежду (боевку) из трудно воспламеняющегося материала со светоотражающимися полосами;

    Защитный шлем (каску), кожаные перчатки - краги;

Если пожарному приходиться долгое время находиться в огне, он надевает костюм, покрытый слоем алюминия. Действуя в сильном дыму, пожарный дышит с помощью противогаза, соединенного с баллоном, в котором находиться сжатый воздух. При пожаре или аварии на химическом заводе или атомной электростанции пожарные работают в специальных костюмах, защищающих их от вредных веществ и радиоактивного излучения.

Теплозащитный костюм

Раньше одежду пожарных шили из специальных тканей с нитями из асбеста. Теперь ее шьют из металлизированной ткани, тонкого стекловолокна или синтетического волокна. Костюмы имеют различные степени защиты.

Костюм химическо - кислотной защиты

Он бывает, необходим при авариях на химических заводах. Эти костюмы тоже имеют разные степени защиты – соответствующие уровню опасности на аварийном объекте.

Дорожная безопасность

Одежда пожарного-регулировщика сшита из яркой, хорошо видимой издалека ткани, чаще всего, из полиэстера. На ярко красной жилетке, имеются светоотражающие полосы серебристого цвета, которые в темноте видны даже с большого расстояния.

Состав боевого расчета

На пожар выезжает боевой расчет из нескольких машин и команд. Команда разделена на группы, у каждой свое задание: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение пожара в близлежащих зданиях. При необходимости – машина службы спасения. Боевой расчет состоит из начального боевого расчета, командных отделений и рядовых бойцов. Состав боевого расчета обозначается цифрами, например – 1/2/16. Это означает, что команда состоит из командира расчета, двух командиров отделений и шестнадцати человек пожарных. Среди них есть бойцы, механики, связные.

Что такое «технические средства» ?

В своей работе пожарные используют множество пожарных машин. Одной из основных является машина для тушения и вспомогательных действий. А еще бывают специальные машины, которые есть не в каждой пожарной части. Все пожарные машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют право преимущественного проезда (т. е. их должны пропускать все остальные машины) и могут ехать на красный свет светофора. При этом включается сирена и мигалка. В выездах, как правило, участвует машина службы спасения. Впереди едет начальник пожарной части на легковой машине. Пожарный автокран нужен тогда, когда приходится поднимать и перемещать большие тяжести. Например, если после урагана улицы завалены вырванными с корнями деревьями, автокран убирает их, освобождая проезжую часть для движения. Еще существует машина - автолестница и машина автозащиты. По выдвинутой леснице можно подняться на высоту до 40 метров.

Для тушения пожаров и вспомогательных работ применяются, так называемые обычные пожарные машины различного назначения, причем, вид и количество пожарно-технического вооружения, т.е. технических средств, загружаемых в ту или иную машину, строго определены. Есть так же и рукавные машины возящие много пожарных рукавов.

Технические средства

    Выдвижная лестница;

    Гидравлический насос;

    Носилки;

    Знак разметки дорожного движения;

    Катушка с кабелем;

    Разжимные кусачки с бензогенератором;

    Мотопила;

    Теплозащитные костюмы;

    Рукавные мостики;

    Мобильная рация;

    Фонарь;

    Газозащитная маска;

    Сигнальный флажок;

    Топор;

    Лом;

    Жилетка яркого (предупредительного) цвета;

    Баллоны со сжатым воздухом;

    Контейнеры с пенообразующим средством;

    Рукавная катушка;

    Огнетушитель;

    Напорные рукава;

    Ключи для гидрантов;

    Ручные пожарные стволы (наконечники пожарных рукавов);

    Рукавные разветвления.

Что такое добровольная пожарная охрана?

В нашем селе создана добровольная пожарная охрана. В ней заняты жители, которые добровольно и бесплатно готовы немедленно выехать на тушение пожара.

В каких случаях вызывают пожарных?

Пожарные не только тушат пожары, их вызывают и в других случаях: при наводнениях они участвуют в спасении людей и животных; при автокатастрофах помогают высвобождать людей из поврежденных машин (у нас в стране этим занимается служба спасения). Есть даже пожарные-водолазы, если произошло кораблекрушение или разлилась нефть из танкеров. В гористой местности часто случаются оползни и сход лавин, в других местах – землетрясения или извержения вулканов, иногда в жилых домах происходят взрывы. Для поиска людей, засыпанных обломками зданий или заваленных землей, снегом, используются пожарные-кинологи со специально обученными собаками, входящие в МЧС. Кроме этого, пожарные работают на воде и в аэропортах, тушат лесные пожары.

Виртуальное познавательное путешествие в Берлинский музей .

Берлинская противопожарная служба была основана в 1851 году. На сегодняшний день в немецкой столице с пожарами и за спасение людей борются более 4 тысяч человек и используется более 900 единиц техники. За прошедший год номер службы спасения 112 в Берлине набрали более 350 тысяч раз (около 1000 звонков в день). Из них 80% звонков были адресованы службе спасения и скорой помощи, 11% ложных вызовов, 7% - оказание технической помощи, и 2% - выезды на пожары.
Музей расположен в одной из муниципальных пожарных частей. Третий этаж целиком отдали под экспозиции. Тёмная лестничная клетка, ведущая к музею, оформлена в виде подъезда полусгоревшего здания. Ощущения, честно говоря, жутковатые: всё вокруг чёрное, обуглившееся, протянуты пожарные шланги, да даже запах соответствующий. Эффект присутствия гарантирован.
Внутри всё устроено по аналогичному принципу. Кое-где есть и звук.
В разных тематических залах посетитель узнаёт об истории пожарной охраны, о её развитии,
о применяемой технике, снаряжении и мн. др.

    Заключение и вывод

Мы убеждены , что профессия пожарного подходит только сильным и мужественным людям, так как требует от человека постоянного пребывания в стрессовой ситуации и больших физических затрат.

Пожарный должен уметь работать в коллективе , быть смелым, коммуникабельным, потому что один он никогда не сможет выполнить свою работу. На нем лежит огромная ответственность.

Каждая профессия нуждается в любви , профессия пожарного - не исключение. Нужно уметь отдаваться своему делу целиком, только тогда вы достигнете каких-то положительных результатов и карьерного роста.

Мы пришли к выводу , что выбирать эту профессию можно, если:
- умеете работать в команде;

Имеете хорошую спортивную подготовку;

- любите помогать людям.
И, нельзя выбирать эту профессию , если:
- не занимаетесь спортом
- по натуре конфликтны.
В процессе работы по созданию учебного проекта

    мы научились работе с текстом, составлению таблиц, графиков;

    мы познакомились с требованием к личности пожарного, содержанием его работы;

Андрей Борисович, вы уже более 20 лет обучаете слушателей правилам тушения огня. А как вы пришли в профессию - пожарный?

Родился я в обычной семье, в которойниктоспожарнойохранойсвязан не был. Однако все свое детство я провел возле одной из старейших в Хабаровске пожарных частей - первой. Мыжиливсоседнихдомах,поэтомумальчишками часто бегали с интересом посмотретьнапожарныемашины,понаблюдать за работой огнеборцев. Кроме того,рядомсчастьюбыласпортивная площадка, где в свободное от выездов время ребята с «пожарки» играли в волейбол, занимались спортом, отрабатывали нормативы. Поэтому с юных лет у меня было реальное представление об этойпрофессии.ПослешколыяпоступилвХабаровскийстроительныйтехникумнаотделениепротивопожарной безопасности. Когда мы учились на 4-м курсе,попрограммеобучения должны были идти по пожарным частям на двухмесячную стажировку.Втовремяна службу в пожарную охрану можно было устроиться, даже если ты еще не прошел армию, с 18 лет. Вот мы с друзьями и подумали:чтонамстажировка-теорию мы всю уже знаем, поэтому решили сразу пойти работать. И нас взяли. К тому времени я уже знал, что пойду в «свою» первуюпожарку.Врезультатевместо двухмесяцевпроработалполгода.После срочной службы в Военно-морском флоте вернулся в свою пожарную часть, но уже командиром отделения. Так как дипломтехникумаислужбавармии давалимневозможностьпоступитьна офицерскуюдолжность,черезполтора года я перешел в Хабаровский учебный центр ФПС. В это время здесь появилась вакансия курсового командира. В обычныхпожарныхчастяхэтадолжность называетсяначальниккараула,нотак как в нашем центре действует учебная пожарная часть,поэтомуидолжность соответствующая. А через четыре с половиной года, в 86-м году, мне предложилистатьпреподавателемучебного центра.

Какойслучайизвашегоопыта работы в пожарной части запомнилсябольшевсегов жизниисталнеким уроком в будущем?

Это был один из первых пожаров в моейжизни,когдапришлосьработать взадымленномпомещении.Вавиагородкевподваледомапроизошелпожар, и меня включили в звено газодымозащитной службы. По технике охраны труданапожарезвеноГЗДСдолжно состоять из служащих одной пожарной части,чтобывседругдругазналии понимали сполуслова.Нопожарразвивался сложно, людей не хватало, поэтомусталиделатьсборныезвенья.

Меня присоединили к опытным ребятам из других подразделений. И вот я одел СИЗОД (средство индивидуальной защиты от дыма), и мы пошли. Впереди меня двое, а я - замыкающий. Не знаю, что случилось, но аппарат начал пропускать вовнутрь дым, стало трудно дышать. Несколькоминутяпыталсяподатьзнаки впередиидущимребятам,чтоуменя не в порядке противогаз, но в темноте они решили, что я новичок и просто боюсь идти дальше. Кое-как мне удалось объяснить им, и мы вовремя вернулись назад,быстроустранилинеполадкуи вернулись на свой боевой пост. А ведь могло закончиться и трагично. Если бы я струсил, постеснялся и пошел дальше, то в конечном итоге потерял бы сознание и вместо тушения огня и спасения возможныхпострадавшихмоимколлегам пришлось бы спасать меня. На пожаре все работают в связке, как одно целое, приэтомкаждаяминутапромедления дорога. И если ты не умеешь правильно оценить обстановкуибыстросориентироваться,томожешьпоставитьпод угрозу не только свою жизнь но и других людей, своих коллег. Поэтому, разбирая на занятиях пожары, я всегда обращаю на это внимание слушателей, особенно новичков.

В вашем учебном центре проходятподготовкулюдисразнойпрофессиональной подготовкой - молодыелюди,которыетолькопришли впожарнуюслужбу,иопытные«тушилы»-командирыотделений,начальникикараулов.Несложноли вам объяснять тактику пожаротушения людям, которые каждый день на практике занимаются этой работой?

Конечно, мой опыт работы в условиях реальных пожаров, хоть и не такой большой,какунекоторыхмоихучеников,помогаетвпедагогическойдеятельности. Хотя со многими слушателями за учебной скамьей мы встречаемся неодиндесятоклетнапротяженииих профессиональной жизни. Понятно, что с их 25-летней практикой пожаротушения не сравнить. Но на своих занятиях я всегда говорю: «Тушить пожар - это не просто лить воду. Этим вы можете заниматься и 10 минут, и 20, толку не будет.

Главное в тушении - это правильно выбранная тактика борьбы с огнем, а это уже знания». Ведь это многогранный вопрос. Здесь надо правильно оценить обстановку, принять решающее направление, расставить людей и многое другое.

А это все можно узнать, только прочитав учебники, методические рекомендации, изучивнормативнуюбазу.Поройуних просто на это нет времени, чтобы внимательноизучить,вникнуть,издесья могу им оказать неоценимую помощь.

Как вы думаете сейчас стало легче или труднее тушить пожары?

Соднойстороны,можносказать, чтосталосложнее.Этосвязаностем, чтопоявилосьмногоразличныхвидов потенциальноопасныхпроизводств, выпускаетсябольшоеколичествоновыхстроительныхматериалов,применяемыхвотделкепомещений.Если раньше отделочные материалы использовалисьпреимущественнонапредприятиях, в рабочих кабинетах и цехах.

Тосейчасониактивноприменяютсяв быту, в квартирах. Все это сказывается наувеличениигорючейнагрузки.Кроме того, многие из строительных материаловпригорениисоздаютсильную задымленность,выделяютядовитыеи токсичные продукты. Поэтому обстановка на пожаре из-за этого складывается гораздосложнее.Втожевремялегче стало в том, что на вооружении у пожарныхсейчаспоявляетсяноваятехника, оборудование, которое облегчает работубрандмейстеров,позволяетмаксимально автоматизироватьпроцесстушения огня, работать в труднодоступных местах. Хотя легко нам никогда не будет, как бы техника не совершенствовалась, ведь человек есть человек.

Апрактическийопытваших слушателейпомогаетвпреподавательскойработе?Наверное,они вам тоже подсказывают интересные примеры?

Помимо этого, в рамках учебного курса мы выезжаем на учебные объекты, гдетакжеприрешениипожарно-тактическихзадачполиквидацииусловного пожара, можно рассмотреть роль идействиякаждогоспециалистапри различныхситуациях,выработатьоптимальное решение.

Впоследниенескольколетв разных регионах России произошли крупныепожары,например,возгораниеемкостейнатерриториинефтебазывХанты-Мансийскомавтономномокругевавгусте2009г.

Врезультатетушенияогняпогибли несколькосотрудниковпожарной охраны,ещенесколькочеловекпострадали.Выделаете«работунад ошибками» на своих занятиях?

К сожалению, из-за ограниченного количествавыделенныхчасовнапрохождение учебной дисциплины не всегда удается подробно разобрать все такие случаи. Но совсем без внимания их оставлятьтоженельзя.Ведьзачастую приразборетакихсерьезныхчрезвычайныхситуацийнаходятсяошибкив работе именно пожарных расчетов, неправильныхдействияхруководителей пожаротушения,нарушениитехники безопасности.Врамкахслужебной подготовкивсвоихпожарныхподразделениях ребята могут более подробно изучить все методические документы и детальнуюхронологиюдействийвсех звеньев.Яжестараюсьобратитьвниманиеслушателейнаключевыемоменты в организации тушения пожара, начинаясприбытияпервогорасчета, первоначальной расстановкисили средств, выборе тактики действий.

Каквысчитаете,какимикачествамидолженобладатьсовременный пожарный?

Как и в былые времена огнеборцы - это физически развитые, смелые, отважные люди и, конечно же, мыслящие.

Чтовыобычножелаетесвоим выпускникампоокончанииобучения?

Ребятам, которые прошли первоначальную пожарную подготовку, я всегда желаю учиться, дальше повышать свои профессиональныенавыки,умения и,конечно,карьерногопродвижения.

Аболееопытнымслушателям,таким как командиры подразделений, начальники караулов, у кого в подчинении уже есть личный состав, - внимательно относиться к своим подчиненным, обучать их, помогать повышать им свой профессиональный уровень. В жизни в любое времямыможемоказатьсявтомже подвале-вперединачальник,следом занимкомандиротделения,адальше простой пожарный. Это в пожарной части у нас строгая иерархия, а на пожаре все в одной связке, несмотря на чины и регалии.