Порядок начисления процентной надбавки за выслугу лет и стаж службы. Стажевые надбавки бюджетникам (надбавки за стаж) Когда начислять надбавку за выслугу лет

В Трудовом кодексе РФ вознаграждения за выслугу лет или надбавки за стаж работы по специальности непосредственно не предусмотрены. Зато стимулирующие (поощрительные) выплаты работникам в нем неоднократно упоминаются (ст. 57, 129, 135).

Вознаграждения за выслугу лет прямо нормативными правовыми актами, не входящими в сферу законодательства о труде. Среди них - Закон РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ст. 18), Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (подп. 1 п. 5 ст. 50), Федеральный закон от 30.11.11 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 1 ст. 38).

Правда, надбавки, указанные в названных законах, выплачиваются за счет бюджетных ассигнований. Поэтому в сферу действия главы 25 НК РФ они не попадают. Но главный наш вывод состоит в том, что законодатель не увязывает вознаграждение за выслугу лет с непрерывной работой в какой-либо одной организации. Это выплата за «участие в системе». То же самое можно сказать и в отношении надбавки за стаж работы по специальности. Ведь по одной и той же специальности работник может трудиться у нескольких работодателей, причем не обязательно непрерывно.

Добавим, что термин «за выслугу лет» употребляется в пенсионном законодательстве (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Он применяется исключительно к федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава.

Позиция судов

А какую позицию занимают суды? Обратимся к постановлению ФАС Уральского округа от 23.10.07 № Ф09-6542/07-С2. Оно поддержано определением ВАС РФ от 22.02.08 № 2078/08 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано). В нем разрешен спор относительно выплат в виде единовременных вознаграждений работникам за выслугу лет. Такие выплаты были назначены из фонда материального поощрения и социального развития. Суд разъяснил, что к рассматриваемым правоотношениям подпункт 10 статьи 255 НК РФ неприменим. Единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) относятся к расходам на оплату труда, если их выплата прямо установлена законодательством Российской Федерации. В Трудовом кодексе РФ не установлена обязанность работодателя выплачивать работникам единовременные вознаграждения за выслугу лет.

Те же выводы мы обнаружим в постановлениях ФАС Уральского от 27.02.08 № Ф09-722/08-С2 (поддержано определением ВАС РФ от 19.06.08 № 7854/08), Московского от 28.09.06 № КА-А40/7292-06 (поддержано определением ВАС РФ от 26.01.07 № 296/07) округов.

Позиция контролирующих органов

В официальных разъяснениях неизменно указывается, что вознаграждения за выслугу лет (порядок, размер и условия выплаты) должны быть предусмотрены трудовыми или коллективными договорами, а также локальными нормативными актами. Среди них - письма от 28.04.14 № 03-03-06/1/19700, от 23.01.08 № 03-03-06/2/5. Тот же вывод мы видим и в комментируемом письме. Хотя эта позиция - в пользу налогоплательщика, с ней мы согласиться не можем.

Между тем норм законодательства, относящихся к пункту 10 статьи 255 НК РФ, автор не обнаружила. Обратите внимание, в нем идет речь о единовременных выплатах. Придется признать, что мы имеем дело с «неработающей» нормой. А вот оснований для обращения к статье 135 ТК РФ в данном случае не имеется.

Как же действовать налогоплательщику, который по собственной инициативе решил поощрить своих работников (сделал выплату за выслугу лет, непрерывный стаж в профессии или на предприятии), причем не единовременно, а на систематической основе? К тому же многие отраслевые соглашения (ст. 45 ТК РФ) напрямую обязывают работодателей выплачивать вознаграждения за выслугу лет. Примеры: пункт 3.21.14 Отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года (утв. Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности 01.04.13), пункт 8.4.2.5 Отраслевого соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 18.03.13).

Не вызывает сомнения, что подобные выплаты по инициативе работодателя направлены на стимулирование (поощрение) работников. А такие начисления можно без проблем учесть в расходах на оплату труда на основании пункта 2 статьи 255 НК РФ. Кроме того, перечень расходов на оплату труда является открытым (п. 25 ст. 255 НК РФ).

Но главное, о чем не следует забывать, - это условие, вытекающее из пункта 21 статьи 270 НК РФ. А именно: соответствующие поощрительные выплаты должны быть обязательно прописаны в трудовом договоре (контракте) работника. Впрочем, требование об отражении в трудовом договоре надбавок и поощрительных выплат содержит и статья 57 ТК РФ. Если этот порядок соблюден - налоговых рисков у вас не имеется. Тем более что официальные разъяснения, включая комментируемое письмо, - в пользу налогоплательщиков (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Очевидно, оговорить обсуждаемые вознаграждения только в коллективном договоре недостаточно, а вот дублировать условия поощрений в этом документе необязательно. Кстати, наличие коллективного договора вообще необязательно.

Что же касается локальных нормативных актов, то в Налоговом кодексе РФ они в принципе не упоминаются. Указание на них в комментируемом письме - расширительное толкование налогового законодательства. На недопустимость подобных разъяснений указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.06.10 № 1798/10.

Елена Диркова,

ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

Я много лет проработала библиотекарем в государственном фонде. Заработок не очень высокий, но я люблю эту работу, и мне нравится проводить время среди книжек. Когда продолжительность трудового стажа перевалила за 25 лет, я обратилась к руководителю о небольшой доплате к моему окладу, на которую я имею законное право.

Начальник удивился моей просьбе и сообщил, что на такие выплаты статьи расходов не предусмотрено, поэтому мне не стоит надеяться на такую доплату. Я решила уточнить вопрос у бухгалтера, поскольку знаю, что отдельных расходных статей для этого не требуется.

Все решается в рамках начисления зарплаты. Здесь я тоже получила отказ и решила защитить свои интересы уже в трудовой инспекции. Моя работа посвящена тому, какие надбавки за стаж работы в бюджетном учреждении полагаются сотрудникам и кто принимает подобное решение.

Законом, чтобы компенсировать сложные условия труда, для некоторых граждан предусмотрело специальную доплату к заработку сотрудника. Основанием для такого решения выступают внутренние акты компании, а размер надбавки зависит от должности сотрудника и от решения нанимателя.

В некотором роде, выплаты можно назвать стимулирующими, поскольку они способствуют более качественному исполнению персоналом своих обязанностей и снижают такой показатель, как текучесть кадров. Для отдельных групп населения коэффициенты разрабатывает государства.

К примеру, речь идет о сотрудниках силовых структур, о военных, о госслужащих. В этих сферах деятельности очень важно устранить текучку кадров и создать постоянный коллектив.

Коммерческие компании самостоятельно принимают решение о предоставлении доплаты, что прописывается в коллективном и трудовом соглашении, а также, официально устанавливается внутренним приказом.

Размер доплаты и факт ее получения, во многом определяется выслугой и стажем работы гражданина, что понятно. Чем больше человек трудится в должности, чем большую плату он получает. При этом следует подчеркнуть, что по мере увеличения срока выслуги лет, повышается размер доплаты, а не заработка.

Кто может рассчитывать на дополнительные выплаты

Есть группа лиц, которой доплата положена по закону. К таким получателям можно отнести следующие группы:

  • судьи и сотрудники МВД;
  • госслужащие и военные;
  • медработники и педагоги;
  • работники библиотек, музеев, театров;
  • другие работники госструктур.

Надбавка — это процент от заработка, который плюсуется к окладу. Чем значительнее стаж работы, тем выше будет процентный показатель. Цифра зависит от места работы гражданина, от региона и должности. Средства на оплату выделяются из бюджета.

Чтобы правильно рассчитать сумму процента, необходимо сначала определить выслугу лет, для чего суммировать весь стаж и соотнести его с действующими критериями предоставления доплаты. Подробнее о получении надбавки можно узнать из видео:

Как устанавливается размер надбавки

Чтобы выяснить, какой процент надбавки будет полагаться конкретному гражданину, следует обратить внимание на следующую таблицу:

Выслуга, в годах/% надбавки Военные Госслужащие Судьи Сотрудники МВД Работники бюджетной сферы
0.5-1 5 Все процентные надбавки определяются индивидуально.
1-2 10
1-5 10
2 – 5 25 15 10
5 - 10 40 15 25 15
10 - 15 45 20 30 20
15-20 50 40 25
Более 15 30
20-22 55
Более 20 50
22-25 65 30
Более 25 70 40

Исходя из данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что сотрудники силовых органов и судьи могут получать значительную прибавку к зарплате, после отработки 20-25 лет на своем месте.

Особенности формирования доплат для отдельных групп работников

Помимо использования указанной сетки процентов, руководство учреждений и предприятий, ориентируется на индивидуальные моменты для каждой группы работников.

К таким нюансам можно отнести:

  • служащие по контракту с выслугой свыше 25-ти лет могут получить доплату к пенсионному пособию в размере 25%, если будут уволены с должности;
  • на размер доплаты госслужащих может повлиять регион, где они трудятся. В некоторых российских субъектах она может достигать 40%;
  • надбавка устанавливается уже после года работы на госслужбе, а затем, каждые пять лет увеличивается на 5%. После отработанных 15 лет процент перестает повышаться, но в силу вступают другие привилегии;
  • педагоги, медики и другие работники бюджета вправе получать надбавку за выслугу лет. Процент определяется в каждом заведении индивидуально, с учетом норм, действующих в регионе. Ответственным лицам нужно принимать в учет положения ТК РФ и нормы действующего законодательства.
  • размер доплаты для педагогов и медиков будет зависеть от множества факторов, таких как должность и регион проживания, достижения и загруженность;
  • в коммерческой организации размер выплат заранее прописывается во внутренних локальных актах, но дополнительно формируются приказы, коллективное соглашение, положение о премировании. Важно дополнить, что здесь работодатель самостоятельно оплачивает все расходы, и никто ему не возмещает. Доплату можно учитывать при исчислении налогов.

В заключении необходимо добавить, что данная выплата, как и заработная плата, облагается подоходным налогом. Начисления должны быть удержаны и перечислены в бюджет государства в установленный законом срок.

- как расчитать стаж и выслугу лет

- по каким правилам расчитывается стаж

- как и на основании чего платится процентрая надбавка за выслугу лет или выплата за стаж работы

Основными нормативными документами регламентирующими выплату процентной надбавки за выслугу лет в Министерстве Обороны Российской Федерации являются:

Для военнослужащих - Приказ Приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации"

Для гражданского персонала - Приказ Министра обороны Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. № 555"

Таким образом процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим назначается на основании пунктов 94- 96 Приказа МО РФ № 200 от 30.06.06 г.

94. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,
ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладам
денежного содержания.
Указанная надбавка выплачивается со дня достижения военнослужащими
выслуги лет, дающей право на ее получение и по день исключения
военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с
увольнением с военной службы на основании приказов командиров воинских
частей с указанием выслуги лет и размера надбавки, если иное не
предусмотрено настоящим Порядком.

95. Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной
надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту (далее в настоящем разделе именуются - Правила), приведены в
приложении N 4 к настоящему Порядку.
При этом:
военная служба по призыву (действительная срочная военная служба)
определяется со дня убытия из военного комиссариата субъекта Российской
Федерации к месту прохождения военной службы (с 1 марта 1993 г. до 30
марта 1998 г. - со дня зачисления в списки личного состава воинской
части; до 1 марта 1993 г. - со дня явки в военный комиссариат для
отправки в воинскую часть), а для граждан, поступивших в военные
образовательные учреждения профессионального образования и не проходивших
военную службу - со дня зачисления в указанные образовательные
учреждения;
военная служба по призыву военнослужащих, призванных на военную
службу из числа граждан, окончивших государственные, муниципальные или
имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям
подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения
высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением
воинского звания офицера, определяется со дня убытия к месту прохождения
военной службы, указанного в предписании военного комиссариата (с 1 марта
1993 г. до 30 марта 1998 г. - со дня зачисления в списки личного состава
воинской части);
военная служба по призыву военнослужащих из числа граждан,
призванных на военную службу непосредственно после окончания
государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию
по соответствующим направлениям подготовки (специальностям)
негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального
образования, которым присвоено воинское звание офицера, определяется со
дня убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании
указанных образовательных учреждений (с 1 марта 1993 г. до 30 марта 1998
г. - со дня зачисления в списки личного состава воинской части);
военная служба в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и
военнослужащих сверхсрочной службы при определении их на военную службу
из запаса определяется со дня убытия к месту прохождения военной службы,
указанного в предписании военного комиссариата (до 1 марта 1993 г.);
военная служба по контракту определяется со дня вступления в силу
контракта о прохождении военной службы (с 1 марта 1993 г. до 30 марта
1998 г. - со дня зачисления в списки личного состава воинской части).

96. Периоды военной службы на воинских должностях на льготных
условиях для назначения процентной надбавки за выслугу лет
военнослужащим, выполняющим летную работу, совершающим прыжки с парашютом
или находящимся в плавании, исчисляются на условиях, установленных
пунктами 3 - 8 Правил.
При этом:
летному составу исчисление выслуги лет на льготных условиях
производится при выполнении годовых норм налета, установленных Министром
обороны Российской Федерации для исчисления выслуги лет на пенсию в
льготном порядке, а испытателям парашютов и катапультных установок - при
выполнении годовых норм прыжков, предусмотренных планами
научно-исследовательских работ, утвержденными главнокомандующим
Военно-воздушными силами, но не менее минимальных норм, установленных

пенсию в льготном порядке;
военнослужащим, занимающим воинские должности, выполнение
обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с
парашютом, исчисление выслуги лет на льготных условиях производится при
выполнении годовых норм прыжков, предусмотренных планами боевой (учебной)
подготовки, утвержденными соответственно начальником Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующими
Военно-воздушными силами, Военно-Морским Флотом и командующим
Воздушно-десантными войсками, но не менее минимальных норм, установленных
Министром обороны Российской Федерации для исчисления выслуги лет на
пенсию в льготном порядке;
военнослужащим, занимающим воинские должности в управлениях,
поименованных в подпункте "в" пункта 4 Правил, не размещенным на кораблях
и судах, исчисление выслуги лет на льготных условиях производится при
условии ежегодного, не менее 30 дней, плавания за пределами внешнего
рейда на кораблях и судах, находящихся в строю, или не менее 30 дней
проведения ходовых заводских или государственных испытаний строящихся и
ремонтирующихся кораблей и судов, когда эти корабли и суда находились в
плавании.

Процентная надбавка за выслугу лет гражданскому персоналу назначается на основании пунктов 70- 81 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 г.

Выплаты за выслугу лет

70. Гражданскому персоналу воинских частей устанавливается стимулирующая выплата за выслугу лет к должностным окладам (тарифным ставкам) в следующих размерах:
свыше 1 года – 5 процентов;
свыше 2 лет – 10 процентов;
свыше 3 лет – 15 процентов;
свыше 5 лет – 20 процентов;
свыше 10 лет – 30 процентов;
свыше 15 лет – 40 процентов.

71. В стаж работы, за который выплачивается процентная надбавка, включается все время работы в бюджетных учреждениях Министерства обороны, в том числе в федеральных государственных унитарных предприятиях и федеральных государственных учреждениях (в том числе автономных) Министерства обороны, и в воинских частях независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо.

72. Наравне с работой в бюджетных учреждениях Министерства обороны и воинских частях независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо, в указанный стаж включаются периоды работы:
в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, других министерств и ведомств Российской Федерации и бывшего Союза ССР, в которых законодательством предусмотрена либо была предусмотрена военная служба;
на должностях медицинских и фармацевтических работников в медицинских учреждениях независимо от формы собственности при условии поступления на работу на медицинские и фармацевтические должности в воинские части (подразделения);
в Вооруженных Силах СССР, КГБ СССР и МВД СССР;
в Вооруженных Силах государств – бывших республик Союза ССР до окончания переходного периода (до 31 декабря 1994 г.).

73. В стаж работы, дающий право на получение процентной надбавки, включаются также периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532
«Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 48 (ч. II), ст. 5949).
Кроме того, в стаж работы, дающий право на получение процентной надбавки, включаются также периоды работы:
на ответственных должностях в органах представительной и исполнительной власти СССР, Комитете конституционного надзора СССР, Контрольной палате СССР, органах народного контроля СССР, органах государственного арбитража СССР, судах и органах прокуратуры СССР;
на выборных должностях в государственных органах Российской Федерации и СССР, профсоюзных органах Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил СССР;
на должностях в интеграционных межгосударственных органах, созданных Российской стороной совместно с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, в дипломатических, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом, в международных организациях, в которых граждане Российской Федерации (СССР) представляли интересы государства, если перед направлением за границу они работали в воинской части и после возвращения из-за границы поступили на работу непосредственно в воинскую часть.

74. В стаж работы, исчисленный в соответствии с пунктами 71–73, включаются периоды иной деятельности, а именно:
военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
военная служба в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств – участников Содружества Независимых Государств;
военная служба в Вооруженных Силах государств – бывших республик СССР до окончания переходного периода
(до 31 декабря 1994 г.) и до 31 декабря 1999 г. – в случаях заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров;
служба в органах внутренних дел и таможенных органах Российской Федерации и СССР, федеральных органах налоговой полиции, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
военная служба по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации и СССР, других войсках, воинских формированиях и органах из расчета один день военной службы за два дня работы.
Действительная военная служба офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы для исчисления стажа работы приравнивается к военной службе по контракту, а действительная срочная военная служба сержантов, старшин, солдат, матросов, призывавшихся на военную службу, а также период обучения курсантов в военно-учебных заведениях до заключения контракта – к военной службе по призыву.

75. В стаж работы, исчисленный в соответствии с пунктами 71–74, включается также период выполнения депутатских полномочий депутатом Федерального Собрания Российской Федерации, работавшим на профессиональной постоянной основе, при условии поступления его на работу непосредственно в воинскую часть.

76. В стаж работы, дающий гражданскому персоналу право на получение процентной надбавки, не включаются:
периоды отбывания исправительных работ (в том числе по месту работы без лишения свободы) и административного ареста;
период работы в воинских частях и других войсках, из которых работник был уволен по основаниям, указанным в пунктах 5–11 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, а также при увольнении за другие виновные действия, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы;
периоды военной службы в воинских частях, из которых военнослужащий был уволен по основаниям, указанным в подпунктах «д» – «з» пункта 1 и подпунктов «в», «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475;
№ 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2001, № 7,
ст. 620; № 7, ст. 621; № 30, ст. 3061; 2002, № 7, ст. 631; № 21,
ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029; № 30. ст. 3030; № 30,
ст. 3033; 2003, № 1, ст. 1; № 8, ст. 709; № 27 (ч. I), ст. 2700; № 46
(ч. I), ст. 4437; № 52, (ч. I), ст. 5038; 2004, № 8, ст. 600; № 17,
ст. 1587; № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 27, ст. 2711; № 35,
ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 10, ст. 763; № 14, ст. 1212; № 27, ст. 2716; № 29, ст. 2907; № 30 (ч. I), ст. 3110; № 30 (ч. I), ст. 3111;
№ 40, ст. 3987; № 43, ст. 4349; № 49, ст. 5127; 2006, № 1, ст. 10;
№ 1, ст. 22; № 11, ст. 1148; № 19, ст. 2062; № 28, ст. 2974; № 29,
ст. 3121; № 29, ст. 3123; № 41, ст. 4206; № 44, ст. 4534; № 50,
ст. 5281; 2007, № 2 , ст. 362; № 16, ст. 1830; № 31, ст. 4011; № 45, ст. 5418; № 49, ст. 6070; № 49, ст. 6074; № 50, ст. 6241);
периоды работы в учреждениях, организациях и на предприятиях министерств и ведомств, не поименованных в
пункте 71.

77. Для определения стажа работы в воинских частях и учреждениях, руководители которых имеют право приема на работу и увольнения с работы гражданского персонала, приказами руководителей воинских частей создаются комиссии в составе: заместителя руководителя воинской части – председателя комиссии и членов: начальника финансового органа (главного бухгалтера), начальника кадрового органа или другого лица, занимающегося кадрами работников, и представителя выборного профсоюзного органа или уполномоченного работниками представительного органа.

78. Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка, а для граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, – военный билет.

79. В случаях, когда стаж работы не подтверждается записями в трудовой книжке, военном билете, он может быть подтвержден другими документами, а также справками, оформленными в установленном порядке и скрепленными печатью. Указанные справки выдаются на основании документов по учету личного состава и других документов, подтверждающих стаж работы.

80. Выписка из протокола заседания с решением об установлении стажа работы, подписанная председателем комиссии и скрепленная печатью воинской части, оформляется на каждого работника в отдельности в двух экземплярах, из которых один передается в финансовый орган (бухгалтерию), а второй выдается работнику на руки.

81. По особо сложным или не определенным настоящими правилами случаям исчисления стажа предоставить право давать разъяснения Департаменту социальных гарантий Министерства обороны.

Военнослужащие, как и многие другие категории бюджетных работников, могут получать большую заработную плату за стаж, который у них имеется.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

То есть, чем больше человек находится на службе в военных структурах, тем большее довольствие ему полагается и порой надбавка может составлять 100% от общего оклада, а немного реже всевозможные надбавки и вовсе превышают стандартную заработную плату.

Поэтому следует выяснить, какая положена надбавка военнослужащим за выслугу лет в 2019 году.

Важная информация

Доплаты к довольствию имеют процентное выражение, и формируется не только за стаж в российской армии, но и за службу в вооруженных силах СССР.

Приятным бонусом надбавка будет для гражданских лиц, привлеченных на службу в армию, к примеру для медицинских работников, поваров и прочих специалистов.

Все доплаты оговариваются в законодательстве Российской Федерации и защищены государством. Поэтому если доплата не производится, или имеет меньший размер, чем нужно, то можно смело жаловаться в высшие инстанции и даже судебные органы.

Необходимые термины

Перед тем, как разбираться в доплатах, необходимо определить для себя основные понятия, которые встречаются в сфере зарплат и военной службы:

Понятие Содержание
Выслуга лет Количество лет работы, которое дает право на пенсию, увеличение заработной платы, а также получение различных льгот
Военнослужащий Человек, который проходит службу в вооруженных силах Российской Федерации на постоянной основе и имеет воинское звание. Это касается как контрактных военнослужащих, так и офицеров и даже срочников, на период привлечения их к воинской службы
Надбавка к довольствию Ежемесячная доплата к основной зарплате, которая в военной сфере называется довольствием. Она формируется из стажа, условий службы и принадлежности к роду войск, поэтому в большинстве случаев рассчитывается индивидуально

Эти понятия будут теми основными, которые потребуются для работы с законодательством России и выяснением вопроса с предоставлением льгот, а также пониманием механизма назначения доплат.

Кому предоставляются доплаты

Сама доплата формируется благодаря нескольким нюансам, которые достаточно специфичны для военной сферы и по-особому исчисляется.

Так, она зависит от:

  1. Контрактные военнослужащие.
  2. Моряки, служащие на атомных подлодках и тральщиках.
  3. Военные водолазы.
  4. Летчики.
  5. Служащие на боевых кораблях.
  6. Гражданские, которые привлечены к службе в ВС РФ.

При этом надбавки начисляются не сразу после начала службы, а через определенный срок. Так, военные начинают получать довольствие с надбавками от 2 лет службы, а для гражданских срок меньше и составляет год и более.

Какими нормативными актами регулируется

Надбавки за выслугу лет для военнослужащих регулируются многими законами, среди которых есть и нормативный акт “О финансовом обеспечении военнослужащих граждан”.

Именно в нем прописана ежемесячная выплата надбавки вместе с заработной платой, а также общие принципы вычисления и предоставления подобных доплат.

Еще существует закон 922-ФЗ, в котором регламентировано начисление довольствия контрактным военнослужащим.

А согласно приказам, выпускаемым Минобороны РФ, формируется круг служащих, которые могут получать ежемесячные доплаты и финансовую помощь.

Они постоянно совершенствуются и дополняются, преимущественно в ключе усиления защиты военных и улучшения их качества жизни.

Как начисляется надбавка за выслугу лет военнослужащим

Надбавка будет зависеть от срока службы человека, в том числе и за срочную службу. Поэтому те, кто решили выбрать армию как место работы, могут рассчитывать на зачет периода выполнения воинского долга в общую копилку стажа.

При этом следует понять, сколько она составляет от общего размера довольствия и рассчитать процентную долю можно самостоятельно, если знать количество отслуженных в армейских рядах лет.

Надбавка начисляется автоматически, то есть человеку не нужно обращаться с заявлением о начислении процентов ежемесячно. Часто возникает вопрос, как считается общая сумма?

Этим занимается бухгалтерия, которая выясняет — сколько служит тот или иной военный, добавляет эту сумму к окладу и доплате за звание, после чего начисляет уже окончательную сумму, которая полагается конкретному члену армии РФ согласно закону и установленным правительством нормативам.

Сколько составляет (размер)

В среднем, люди, которые только перешагнули двухлетний рубеж, получают 10% от общей суммы надбавки. При этом некоторые категории военнослужащих могут рассчитывать на повышенный коэффициент доплат .

К таким относятся моряки, которые служат на подводных лодках и минных тралах, а также водолазы и летчики, они получают надбавку в размере 1,5%, то есть в полтора раза больше, чем у обычного военного.

Еще больше получают летчики-испытатели катапульт и парашютисты, которые являются испытателями парашютов, для них месяц считается за два.

Также если речь идет о десантниках и служащих на боевых кораблях, которые включены в океанические экспедиции — для них один месяц считается за полтора.

Фото: рост размеров пенсии за выслугу лет в 2012-2023 гг.

Процентная

Что касается процентов оклада, то они увеличиваются практически с каждым годом, причем гражданские могут рассчитывать на более быстрое увеличение заработной платы, нежели кадровые военные.

Для последних надбавка растет в среднем каждые пять лет, и уже к 15 годам службы они могут получать серьезные деньги к основному довольствию.

Гражданские же, за работу на режимных объектах и определенную принадлежность к военным также могут рассчитывать на неплохую прибавку к зарплате.

Ежемесячная

Как следует из процентов, начинающий военный, который прослужил до 5 лет, может рассчитывать на прибавку около 1 500 рублей в месяц.

В отличие от большинства гражданских профессий, на которых надбавка носит ежегодный характер и выплачивается либо к новому году, либо к профессиональному празднику, военные получают доплаты каждый месяц.

Такое отличие носит мотивационный характер, ведь денежного поощрения вполне хватает для качественного несения службы и постоянного совершенствования.

С ростом стажа человек может получать около 6 тысяч рублей ежемесячной доплаты, а при максимальном процентном поощрении и вовсе выйти на уровень около 75% от всей зарплаты.

Ведь к выслуге лет также прибавляется расчет за воинское звание. То есть, генерал может рассчитывать на большую доплату, чем прапорщик или капитан.

Как она рассчитывается (пример)

Для примера можно рассмотреть военного, оклад которого находится на уровне 15 000 рублей, а за звание он получает около 11 000 рублей. При этом его выслуга будет составлять 12 лет.

Следовательно, просуммировав все выплаты и разделив на полагающийся процент, можно получить размер ежемесячной доплаты военному с таким стажем.

Для вычисления потребуется формула (15 000 + 11 000)*20% = 5200 рублей. Именно на такую доплату может рассчитывать военнослужащий российской армии ежемесячно.

Таким образом, если просуммировать все основные выплаты и доплаты, то военный с таким званием и стажем сможет получать около 31 500 рублей каждый месяц, что делает профессию достаточно привлекательной.

Кроме того, военный может рассчитывать на служебное жилье, вещевое и продовольственное обеспечение, а также социальную льготу.

Будет ли повышение с 1 января 2019 года

С начала 2019 года ожидается отмена моратория на повышения довольствия военных, как следствие, увеличение надбавки за выслугу лет военнослужащим состоится.

На данный момент такой возможности нет из-за бюджетного дефицита и банального отсутствия средств на повышение качества жизни военнослужащих.

В планируемом постановлении Правительства РФ также имеется информация о повышении оклада, но при этом неизвестно, будет ли проведено изменение надбавки за выслугу лет военнослужащим.

На данный момент растет недовольство не только военнослужащих, но и гражданских лиц, которые заняты в военной сфере в качестве работников. Ведь обе категории были затронуты бюджетом денег в дефиците.

Эксперты прогнозируют, что власть не допустит протеста и дальнейшего увеличения общественного напряжения, поэтому повышение выплат все же состоится, но на каком уровне и когда именно — пока не известно.

Надбавка для военнослужащих за выслугу лет занимает очень большую часть ежемесячного довольствия, и этим отличает от многих других профессий.

Следовательно, чем больше времени посвятил человек армии, и чем лучше проявил на службе, тем больше будет его вознаграждение за работу на благо страны.

Видео: основные начисления

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Чтобы получить некоторое представление о надбавках к заработной плате бюджетников, следует уяснить три важных момента:

  • Во-первых, бюджетники бывают разные: военные, милиция, судьи, госслужащие, учителя, врачи, МЧС и так далее.
  • Во-вторых в России довольно давно нет единой для всех системы оплаты труда.
  • В-третьих, правила диктует тот кто платит, иными словами система оплаты труда определяется теми органами власти (федеральными, региональными, муниципальными), в ведении которых находится та или иная группа бюджетников. Отсюда вывод: надбавки везде устанавливают по разному.

Несмотря на имеющееся разнообразие в данной области, существуют и определённые общие подходы. Так, зарплата, как правило складывается из постоянной части – оклада, компенсационной части – например, доплат за вредность или работу в праздники, и стимулирующей части, которая должна подвигать работников на определённые трудовые свершения.

Стимулирующая часть

Надбавки за стаж, или за выслугу лет, в этом смысле относятся в разряд стимулирующих. Стимулируют они желание работников оставаться на работе в данной организации, а не искать счастья на стороне. Для организации уменьшение текучести кадров почти всегда – благо, поскольку во-первых уменьшаются затраты на обучение вновь поступивших работников, возрастает надёжность планирования. Кроме того профессиональные навыки и знания опытных работников – неоценимое богатство. Исходя из этих соображений, во многих организациях, работнику, отработавшему в организации установленное количество лет, к зарплате полагается некоторая надбавка. Ещё через несколько лет – надбавка увеличивается и так далее.

Для более наглядной иллюстрации вышеприведённых рассуждений приведём в качестве примеров несколько документов разных лет, устанавливавших надбавки для различных организаций.

Примеры стажевых надбавок бюджетников

Надбавки за выслугу лет работникам органов центральной исполнительной власти и правоохранительных органов устанавливались на основании Постановления Правительства РФ № 638 от 8 июля 1993 г . «О порядке и условиях выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет для работников центральных органов федеральной исполнительной власти». Согласно этому постановлению надбавки руководителям и специалистам центральных органов федеральной исполнительной власти были установлены в процентах к месячному окладу в размерах: при стаже работы от 1 до 5 лет – 10%; от 5 до 10 лет – 20%, от 10 до 15 лет – 30% от 15 лет и выше – 40%.

Этим же постановлением устанавливались надбавки служащим центральных органов федеральной исполнительной власти: от 3 до 8 лет 10% от 8 до 13 лет – 15%, от 13 до 18 лет – 20%, от 18 до 23 лет – 25%, от 23 лет и выше – 30%. Даже из сравнения этих двух категорий работников видно, что надбавки могут иметь и различную величину и различные сроки их назначения (повышения).

Несколько иная система назначения надбавок применялась до 2008 года в учреждениях здравоохранения. Надбавки за продолжительность непрерывной работы были установлены Положением об оплате труда, утверждённым приказом Минздрава №377 от 15.10.99, которое на текущий момент утратило свою силу . И теперь заработная плата формируется исходя из должностных обязанностей (объема работ, их сложности и т.п.). Стимулирующую часть (надбавки) теперь выплачиваются только отдельным сотрудникам или категориям работников на основании единой сетки, порядок их выплаты и размеры определяется по каждому учреждению отдельно. Решение принимает испольнительная власть.

Ссылка на руководящий документ: Постановление Правительства от 2008 года № 583 , с изменениями в 2014 году.

Очевидно, что даже в условиях ещё унаследованных от СССР более-менее единых систем оплаты труда существовало большое разнообразие подобных надбавок. С 2008 года в связи с применением новых систем оплат труда и передаче большой части полномочий по финансированию бюджетных учреждений в регионы, ситуация стала ещё более разнообразной...

Ситуация усугубляется тем, что большие полномочия в части установления систем оплаты труда Трудовым Кодексом отданы непосредственно трудовым коллективам. Вследствие этого в Коллективных договорах могут быть закреплены некоторые отличия от типовых положений по оплате труда, разработанных региональными органами власти. В связи с этим, теоретически даже в одном городе в разных, например, школах, размеры и условия назначения надбавок за непрерывный стаж работы могут различаться.