Нормативные правовые акты не должны противоречить законодательству. Понятие и виды нормативных актов Правовые акты не должны противоречить

Современное Российское законодательство появилось относительно недавно. В связи с этим многие вопросы регулируются актами бывшего Союза ССР, которых насчитывается более 37000. Указанные акты следует применять с учетом содержания новейшего российского законодательства. Рассмотрим вопрос о соотношении локальных нормативных актов организации с требованиями союзного законодательства.

В НЭПС поступило повторное обращение Б. А. Тухтабаева, которому отказано в удовлетворении требований о выплате вознаграждения по итогам работы за год в связи с применением локального нормативного акта, не предусматривающего его выплату лицам, уволенным с работы на момент принятия решения о выплате данного вознаграждения.

В связи с этим возникла необходимость в даче консультации о применении законодательства, регламентирующего выплату вознаграждения по итогам работы за год.

В соответствии со ст. 423 ТК РФ акты бывшего Союза ССР применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей ТК РФ. В ТК РФ отсутствует правовая регламентация выплаты вознаграждения по итогам работы за год.

Поэтому при разработке локальных нормативных правовых актов следует руководствоваться нормативными актами бывшего Союза ССР, регулирующими выплату указанного вознаграждения. Нормативным правовым актом Госкомтруда СССР от 10 августа 1983 года регламентируются порядок и условия выплаты вознаграждения по итогам работы за год.

Право на выплату данного вознаграждения сохраняется за работниками, уволенными в календарном году, за который оно выплачивается, по уважительным причинам. Названным лицам вознаграждение выплачивается пропорционально отработанному времени .

В рассматриваемом случае увольнение проведено 28 декабря 2009 года, за который выплачивалось вознаграждение по итогам работы за год. В рассматриваемом случае увольнение проведено по п. 8 ст. 77 ТК РФ на основании медицинского заключения, то есть по уважительной причине. В связи с чем уволенный незаконно лишен права на получение вознаграждения, гарантированного действующим законодательством. Локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работника по сравнению с законодательством (ст. 8 ТК РФ). В связи с изложенным усматриваются основания для признания полномочным органом недействующим локально правого акта в части, противоречащей законодательству, гарантирующему уволенным лицам выплату вознаграждения по итогам работы за год. Хотя в нашем понимании российское законодательство гарантирует выплату вознаграждения по итогам работы за год, независимо от основания увольнения. Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ вознаграждение по итогам работы за год следует признать частью заработной платы.

Указанное вознаграждение, как и заработная плата, выплачивается за отработанное в соответствующем календарном периоде время. В связи с этим лишение работника этой части заработной платы может быть квалифицировано на основании ч. 3 ст. 4 ТК РФ как использование работодателем принудительного труда. Как известно, принудительный труд запрещен многочисленными нормативными правовыми актами, включая международные. Следовательно, каждый работник имеет право при выплате вознаграждения по итогам работы за год получить его пропорционально отработанному времени. Произвольное лишение данной части заработной платы российское законодательство не допускает.

Представление о признании локального нормативного акта недействующим может быть внесено работодателю соответствующим прокурором. Следует помнить, что для обжалования актов нормативного характера сроки не установлены . Признание локального нормативного акта недействующим позволяет требовать пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам принятых на его основании решений об отказе в выплате вознаграждения по итогам работы за год. Проверка конституционности локальных нормативных актов не предусмотрена. Предметом конституционного обжалования могут стать лишь нормы примененных актов федерального уровня за исключением ведомственных.

Консультация может быть использована на основании рекомендаций НЭПС, в том числе лицами, претендующими на выплату вознаграждения по итогам работы за год, которые могут использовать предлагаемые правовые позиции после ознакомления с ними в журнале «Трудовое право».

Владимир Миронов, заведующий кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, д. ю. н., профессор, член НЭПС и Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, федеральный судья в отставке

Современное Российское законодательство появилось относительно недавно. В связи с этим многие вопросы регулируются актами бывшего Союза ССР, которых насчитывается более 37000. Указанные акты следует применять с учетом содержания новейшего российского законодательства. Рассмотрим вопрос о соотношении локальных нормативных актов организации с требованиями союзного законодательства.

В НЭПС поступило повторное обращение Б. А. Тухтабаева, которому отказано в удовлетворении требований о выплате вознаграждения по итогам работы за год в связи с применением локального нормативного акта, не предусматривающего его выплату лицам, уволенным с работы на момент принятия решения о выплате данного вознаграждения.

В связи с этим возникла необходимость в даче консультации о применении законодательства, регламентирующего выплату вознаграждения по итогам работы за год.

В соответствии со ст. 423 ТК РФ акты бывшего Союза ССР применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей ТК РФ. В ТК РФ отсутствует правовая регламентация выплаты вознаграждения по итогам работы за год.

Поэтому при разработке локальных нормативных правовых актов следует руководствоваться нормативными актами бывшего Союза ССР, регулирующими выплату указанного вознаграждения. Нормативным правовым актом Госкомтруда СССР от 10 августа 1983 года регламентируются порядок и условия выплаты вознаграждения по итогам работы за год.

Право на выплату данного вознаграждения сохраняется за работниками, уволенными в календарном году, за который оно выплачивается, по уважительным причинам. Названным лицам вознаграждение выплачивается пропорционально отработанному времени .

В рассматриваемом случае увольнение проведено 28 декабря 2009 года, за который выплачивалось вознаграждение по итогам работы за год. В рассматриваемом случае увольнение проведено по п. 8 ст. 77 ТК РФ на основании медицинского заключения, то есть по уважительной причине. В связи с чем уволенный незаконно лишен права на получение вознаграждения, гарантированного действующим законодательством. Локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работника по сравнению с законодательством (ст. 8 ТК РФ). В связи с изложенным усматриваются основания для признания полномочным органом недействующим локально правого акта в части, противоречащей законодательству, гарантирующему уволенным лицам выплату вознаграждения по итогам работы за год. Хотя в нашем понимании российское законодательство гарантирует выплату вознаграждения по итогам работы за год, независимо от основания увольнения. Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ вознаграждение по итогам работы за год следует признать частью заработной платы.

Указанное вознаграждение, как и заработная плата, выплачивается за отработанное в соответствующем календарном периоде время. В связи с этим лишение работника этой части заработной платы может быть квалифицировано на основании ч. 3 ст. 4 ТК РФ как использование работодателем принудительного труда. Как известно, принудительный труд запрещен многочисленными нормативными правовыми актами, включая международные. Следовательно, каждый работник имеет право при выплате вознаграждения по итогам работы за год получить его пропорционально отработанному времени. Произвольное лишение данной части заработной платы российское законодательство не допускает.

Представление о признании локального нормативного акта недействующим может быть внесено работодателю соответствующим прокурором. Следует помнить, что для обжалования актов нормативного характера сроки не установлены . Признание локального нормативного акта недействующим позволяет требовать пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам принятых на его основании решений об отказе в выплате вознаграждения по итогам работы за год. Проверка конституционности локальных нормативных актов не предусмотрена. Предметом конституционного обжалования могут стать лишь нормы примененных актов федерального уровня за исключением ведомственных.

Консультация может быть использована на основании рекомендаций НЭПС, в том числе лицами, претендующими на выплату вознаграждения по итогам работы за год, которые могут использовать предлагаемые правовые позиции после ознакомления с ними в журнале «Трудовое право».

1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

5. Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

6. Муниципальные нормативные правовые акты городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты иных муниципальных образований, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, могут подлежать экспертизе, проводимой органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается перечень муниципальных районов, муниципальных и городских округов, в которых проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным. При этом законом субъекта Российской Федерации определяются критерии включения муниципальных районов, муниципальных и городских округов в указанный перечень, отражающие объективные особенности осуществления местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации, включая степень концентрации возложенных на такие муниципальные образования государственных полномочий.

(см. текст в предыдущей редакции)

Важной чертой системы нормативных правовых актов является ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими.

На место нормативного акта в системе указывает его юридическая сила - свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта зависит от положения органа, издавшего этот акт, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов, таким образом, обладают большей юридической силой по отношению к актам

нижестоящих органов. Следовательно, акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать актам вышестоящих органов и не могут им противоречить.

Рассмотрим подробнее виды нормативных правовых актов РФ и их место в иерархической системе.

Закон - нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы по вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношений. Законы РФ подразделяются на:

Конституцию РФ;

Федеральные конституционные законы;

Федеральные законы (в том числе, кодексы).

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Конституция РФ - основополагающий закон и правовая основа законодательства РФ.

В ст. 15 Конституции прямо закреплены правила, согласно которым:

Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы;

Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией и по вопросам, предусмотренным ею, принимаются федеральные конституционные законы. Они посвящены правовым основам общественного и государственного строя.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ.

Федеральные законы - это акты текущего законодательства, которые регулируют отношения в различных сферах жизни общества: в экономике, политике, культуре, финансах и т.н. В правовой литературе такие законодательные акты также называют обыкновенными законами.

Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

Среди законов важное место занимают кодифицированные акты - кодексы.

Кодекс - это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений.

В России приняты и действуют кодексы практически по всем основным отраслям законодательства: Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и другие.

Кодекс, являясь федеральным законом, формально имеет с остальными законами одинаковую юридическую силу. Однако по сути отраслевой кодекс возглавляет соответствующую отрасль законодательства и занимает центральное место в системе законов, регулирующих данную область общественных отношений. Все другие законы и иные нормативные акты данной отрасли

группируются вокруг него. В некоторых кодексах содержится прямое указание на то, что правовые нормы, регулирующие данную область общественных отношений, не могут противоречить нормам, установленным кодексом.

Так, например, в ст. 2 Гражданского кодекса РФ закреплено правило, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Аналогичное положение содержит и ст. 1 Налогового кодекса РФ - федеральные законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с настоящим Кодексом.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Эти нормативные акты распространяют свое действие на территорию принявшего их субъекта РФ.

Подзаконные нормативные акты

Подзаконные нормативные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции.

Они могут конкретизировать нормы законов или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать законам и не противоречить им.

Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также выстраиваются в иерархическую систему в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как пришило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов.

Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) могут издаваться на основе и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. К таким актам, например, относятся приказы Министерства финансов РФ, инструкции Министерства по налогам и сборам РФ и т.д.

Подзаконные акты субъектов РФ также имеют свою иерархическую структуру и распространяют свое действие на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Основные принципы соотношения федеральных законов и подзаконных актов с законами и подзаконными актами субъектов Федерации заложены в Конституции

РФ, где проводится разграничение полномочий федеральных органов

государственной власти и органов власти субъектов Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской

Федерации должны соответствовать и не могут противоречить федеральным

законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам

совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области,

города федерального значения, автономная область и автономные округа

осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и

иных нормативных правовых актов.

Международные договоры.

Внутригосударственные договоры

Важное место в российской правовой системе занимают международные и

внутригосударственные договоры.

Международный договор - это соглашение, заключенное Российской

Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с

международной организацией и регулируемое международным правом.

Международный договор регулирует отношения Российской Федерации с

иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской

Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным

договором Российской Федерации установлены иные правила, чем

предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор регулирует отношения между Российской

Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между различными

субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес

(разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и

субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Наша законодательная система очень развита. Законодательные органы ведут непрестанную работу по усовершенствованию системы. Так как Россия - это федеративное государство, и оно разделено на субъекты, происходит разделение нормативных актов по их отраслям и месту действия. Ведь субъекты имеют право на издание внутренних законов и нормативных актов.

Законодательство субъектов обязано соответствовать федеральному, и не иметь противоречий. Но коллизии происходят с постоянной регулярностью. Напомним, что коллизии – это расхождение и противоречия между всеми правовыми системами.

Конституция, которая была принята в 1993 году, считается основным законом Российской Федерации. Она содержит в себе важнейшие права и свободы, обязанности, устройство государственных органов, поэтому другие законодательные акты не должны противоречить Конституции. Но среди юристов постоянно поднимаются вопросы о противоречиях как внутри Конституции, так и в иных законодательных актах между собой. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Текст Конституции содержит в себе противоречия. Ст. 23 дает право сохранять втайне переписки, телефонные переговоры, почтовые, телеграфные и другие сообщения. А ограничить эти права может только судебное решение. Таким образом, получается, что ограничение противоречит другим статьям Конституции, они гласят - право граждан неотчуждаемо (п.2 ст.17), права являются непосредственно действующими, они есть изначально (ст.18), государство гарантирует нам равенство прав, независимо ни от каких обстоятельств для всех граждан РФ (п.2 ст.19), собирать, хранить и , не допускается (п.1 ст.24), а также статье 29 п.1, п.4, п.5. То есть получается, судебное решение ограничивает граждан в их правах и свободах, которые закреплены Конституцией (п.2 ст. 6 и п.2 ст. 19), и говорят о том, что граждане должны обладать всеми правами. Вынесенное судебное решение не может стать легитимным и соответствовать Конституции.

Можно привести и неточности изложенного текста в Конституции. П. 4 статьи 29 дает право гражданам свободно скапливать и распространять разного содержания информацию. То есть, нас никто не может ограничивать в данных действиях. Информация, в которой содержатся государственные сведения и составляют государственную тайну никак к данному праву не относятся. То есть, надо уточнить и ясно определить, что сведения, находящиеся в свободном доступе не будут являться государственной тайной, а государство прилагает все усилия для сохранения государственной тайны. Информация, содержащая в себе данные о государственной тайне, не находится в свободном доступе. Другим примером может служить коллизия между Конституцией России, федеральными законами и правовыми актами, которые имеют высшую юридическую силу в субъектах. А иногда нормы одного акта противоречат друг другу. Чаще всего эти споры происходят из-за разграничения полномочий между федеральными органами и органами субъектов, неточное разграничение ведет к созданию противоречий в законодательной системе. Чтобы не происходило противоречие надо конкретно разделять полномочия между органами власти всех ступеней.

Другое противоречие состоит в том, что происходит разделение видов налоговых сборов. Есть налоги федерального значения, а субъекты берут на себя право постоянно увеличивать список налоговых сборов. Налоговые органы, находящиеся в субъектах зачастую неправильно толкуют законы субъекта о налоговых сборах, и происходит коллизия между Налоговым Кодексом РФ и налоговыми законами субъекта. Граждане обращаются с исками в арбитражный суд, и ему приходится решать не спор, а разрешать возникшие коллизии, допущенные в законодательстве.

Существуют противоречия между Земельным и Гражданским кодексом (гл. 17). Противоречия между нормами Трудового кодекса и нормами ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не соотносятся между собой и нормы Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О коммерческой тайне» и Гражданского кодекса РФ в вопросах урегулирования ответственности работников, при разглашении сведений, составляющие коммерческую, служебную или иную тайну.

Служебная тайна - это закрытая служебная информация, которую просто необходимо сохранять, а ограничения на распространение такой информации, установлено в нормативных правовых актах, и имеют коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Банковская, налоговая, аудиторская тайна, инсайдерская информация часто совпадают с информацией, составляющей коммерческую или служебную тайну.

Существует противоречие между ФЗ «О коммерческой тайне» и ГК РФ в отношении информации, которая не относится и не составлять коммерческую тайну, в этом виде приоритетом для пользования, являются нормы Закона. Для того чтобы устранить несоответствие между нормами Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О коммерческой тайне» и нормами Гражданского кодекса РФ в части установления материальной ответственности работников за распространение информации, полученной ими в результате своей работы, надо сформулировать точно текст статей и определить правильное его толкование.

Можно привести еще много противоречий в нормах законодательства, но надо искать пути и способы их решения. И надо проводить такую работу систематически в разных отраслях права.

К сожалению, если возникают противоречия или коллизии между нормами одной отрасли права, между двух и более нормами права, то нет возможности воспользоваться нормами закона, который бы регулировал данные вопросы. Такого закона просто не существует. Как было сказано ранее, что у граждан, которые столкнулись с такими ситуациями, есть только один способ для их решения. Это обратиться в суд – Конституционный или Арбитражный. А федеральным законодательным органам надо проводить совместную работу с законодательными органами субъектов для сокращения разного вида противоречий.