Главный суд по правам человека. Россия получила право не признавать решения еспч. Жители каких стран чаще всего обращаются в еспч

В 1953 году в мировой судебной практике появился новый орган, который впоследствии стал Европейским судом. Его юрисдикция базировалась на Европейской Конвенции по правам человека. Она провозгласила основные права и свободы человека. Каким был Европейский суд по правам человека раньше, и каким стал сегодня, рассмотрим в статье.

История возникновения

Изначально Конвенция находилась под защитой трёх органов, в который входили Комитет министров, Комиссия суда и сам Европейский суд по правам человека и Секретариат, как вспомогательный орган.

Конвенцию подписали 47 стран-участниц, и поэтому главной задачей вышеназванных органов было следить за тем, как соблюдаются её нормы. Эта задача решается путём рассматривания и разрешения жалоб, которые могут подавать:

  • физические лица;
  • группа лиц;
  • неправительственные организации;
  • страны-участницы.

Изначально жалобы рассматривались Комиссией, и при положительном решении дело передавалось в Европейский суд по правам человека, где принималось окончательное решение. При отрицательном исходе рассматриванием дела занимался Комитет Министров.

В 1994 году система изменилась, и жалобы с положительным исходом самостоятельно передавались заявителями в суд.

В 1998 году изменилась и структура - и Комиссия были объединены в один орган.

Юрисдикция

Несмотря на то, что Конвенцию подписали 47 стран, Европейский суд по делам человека не является для них высшей судебной инстанцией. Поэтому он:

  • не отменяет судебное решение, которое уже принял национальный суд или другой орган госвласти страны-участницы;
  • не даёт указания законодательным органам;
  • не осуществляет контроль за национальным законодательством и органами, их контролирующими;
  • не даёт распоряжение о мерах с юридическими последствиями.

Европейский суд согласно своим компетенциям:

Многолетняя практика суда не знает случаев неисполнения принятых им решений. Отчасти это объясняется тем, что невыполнение может привести к приостановлению членства и исключению из Европейского Совета. Исполнение решений суда контролирует Комитет Министров.

Что входит в компетенцию Европейского суда?

Так как юрисдикция Европейского суда базируется на Конвенции, то и компетенции исходят от неё. Итак, она может:

  • толковать Конвенцию, и ранее вынесенные постановления по запросу Комитета Министров, и давать консультативные заключения, не связанные с рассматриванием дел;
  • рассматривать, как индивидуальные, так и коллективные межгосударственные жалобы, направленные против стран Евросоюза и Совета Европы;
  • признавать факт нарушения права заявителя и присудить ей, в случае выигрыша, компенсацию;
  • установить факт нарушения права в стране, как массовое явление и обязать ее устранить недостаток.

Структура и состав

В судейский состав входит 47 человек - по составу стран, подписавших документ. Каждый судья избирается на 9 лет и не может быть переизбран.

Избрание судьи - функция Парламентской ассамблеи, которая выбирает одного из трёх кандидатов из списка, представленного страной-участницей.

Штат Секретариата включает 679 человек, среди работников 62 - граждане России. Наравне с административным и техническим персоналом работает также штат юристов и переводчиков.

История России в Европейском суде.

Российская Федерация подписала Конвенцию в 1998 году 5 мая. До этой даты и по настоящее время правами человека в РФ занимался Конституционный Суд. Европейский суд имеет ряд отличий от него. Каких?

Европейский суд действует согласно Конвенции, а Конституционный согласно Конституции РФ.

Суды имею различные органы регулирования - Европейский суд межнациональный, а Конституционный - национальный.

Согласно Конституционному суду, призаные неконституционными акты, или их отдельные положения, должны быть изменены, согласно федеральному закону. Европейский суд, напротив, не может изменить решения, принятые национальным судом, это не соответствует Конвенции.

Но, несмотря на различия, ни один из этих судов не стоит выше над другим.

Первым судьей от России стал Анатолий Ковлер (1998-2012). Его заменил Дмитрий Дедов, который является судьёй по настоящее время.

По статистическим данным, Россия занимает первое место по количеству жалоб, переданных в Европейский суд.

Из рассмотренных до 2010 года 862 российских дел в 815 были обнаружены нарушения. Суд предписал принять меры общего характера, что привело к изменениям в уголовно-исполнительной структуре. В настоящее время реформированию подлежат некоторые аспекты судопроизводства.

Но это не значит, что РФ передал Европейскому суду часть суверенитета. Поэтому Россия не исполнит решения, идущие вразрез с её Конституцией.

Условия подачи жалоб

Жалоба, поданная в Европейский суд, должна соответствовать следующим условиям:

  • ее предметом могут быть только права и свободы, которые указаны в Конвенции и ее Протоколах;
  • истцами могут быть физлица, группа лиц, ;
  • в заявлении истец должен указать статьи Конвенции, согласно которым нарушены его права и свободы и свои личные данные: ФИО, дату рождения, место жительства и род занятий;
  • жалоба будет рассмотрена, если она направлена против страны, которая ратифицировала Конвенцию и Протоколы, и события, описываемые в заявлении, произошли после ратификации;
  • ответчиком не может быть частное лицо или организация;
  • срок подачи жалобы не должен превышать 6 месяцев после рассмотрения компетентным органом;
  • указанный срок прерывается при поступлении после первого письменного обращения или заполненного формуляра со стороны заявителя;
  • жалоба считается приемлемой, если заявителем исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

Дело Европейского суда рассматривается от 3 до 5 лет.

Куда направить жалобу?

Если заявление соответствует всем указанным требованиям, то его следует оформить в формуляре. Его можно скачать вместе с Инструкцией по заполнению c echr.coe.int.

Формуляр нужно распечатать, заполнить и отправить в Европейский Суд по правам по нижеуказанному адресу.

В документе должна быть следующая информация:

  • Ф.И.О., дата рождения, гражданство и адрес истца;
  • наименование Стороны или Сторон, против которых подается жалоба;
  • лаконичное и ясное изложение фактов, предполагаемых нарушений или нарушения пунктов Конвенции и их аргументирование, а также заявление о соблюдении условий приемлемости.

Если есть представитель, то в формуляре нужно указать:

  • его Ф.И.О., адрес, номер телефона, факс и электронный адрес;
  • дату и подпись заявителя.

Правильно оформленная жалоба отправляется по нижеуказанному адресу.

Каким бы ни было решение Суда, заявитель будет уведомлен о его решении письмом.

Европейский суд (Международный Суд по Правам Человека) , действующий в Страсбурге, представляет собой эффективную международную организацию, в юрисдикцию которой входит рассмотрение жалоб, поступивших от лиц, группы лиц, или неправительственных организаций, заявивших, что права человека, прописанные в Конвенции, были нарушены.

В каких случаях жалобы принимаются Судом по Правам Человека

Конвенция представлена международным договором, подтверждающим принятые обязательства государств-участников, а также их неукоснительное исполнение. К правам человека, утвержденным в Конвенции, которые защищаются Судом, причисляются:
- право на судебное рассмотрение по уголовным и гражданским делам;
- право на выдвижение собственной кандидатуры в выборах и право участия в них;
- право на свободу вероисповедания, мысли и совести;
- право на свободу мнения;
- право на жизнь и неприкосновенность личности;
- право на свободу распоряжаться собственностью и право на имущество;
- право на свободу объединений и других организаций.

Права, охраняемые Конвенцией, изложены в некоторых Протоколах, а также в самой Конвенции.

Какие дела рассматриваются Судом Страсбурга?

Европейский суд может правомочно приступить к разбирательству дела только после подачи жалобы. Страсбургский суд может рассматривать два вида жалоб: индивидуальную жалобу (физического лица по отношению к государству-участнику Конвенции) и межгосударственную жалобу (одной страны против другой).

Суд рассматривает лишь жалобы, которые относятся непосредственно к нарушениям прав, обозначенных в Конвенции и Протоколах. Суд не является апелляционной, либо кассационной инстанцией в отношении национального суда и не уполномочен изменять, либо отменять принятые государственными инстанциями решения. Кроме того, эта организация не правомочна осуществлять прямое вмешательство в работу органа власти, на работу которого поступила жалоба.

Суд рассматривает только соответственно оформленные жалобы, направленные против государств-участников, ратифицировавших Конвенцию либо Протоколы. При этом Суд не имеет права принимать к рассмотрению те жалобы, которые имеют какое-либо отношение к событиям, произошедшим до ратификации.

Перед подачей жалобы в Европейский Суд по Правам Человека необходимо убедиться, что за события, которые стали причиной нарушения прав человека несет ответственность публичная организация (органы судебной, исполнительной, законодательной власти и др.) определенного государства.

В соответствие со ст.35 п.1 действующей ныне Конвенции, жалоба может быть принята Судом к разбирательству только после применения всех имеющихся средств внутренней правовой защиты. При этом документ может быть подан в Суд не позднее шести месяцев, начиная с момента принятия окончательного решения. Жалобы, не соответствующие установленным требованиям приемлемости, не подлежат рассмотрению.

К примеру, прежде чем отправить жалобу в Европейский Суд по Правам Человека, необходимо прежде обратиться в высшую судебную инстанцию, юрисдикция которого позволяет рассмотреть ваше дело. Но, в случае, если данный документ подается на судебное решение (например, на обвинительный приговор), а также, если дело находится в стадии обжалования, необходимости в дополнительном обращении в соответствующие инстанции нет.

При этом первое письменное обращение в Европейский Суд по Правам Человека (даже в короткой форме) является основанием для прерывания течения шестимесячного срока. В письме должен быть ясно указан предмет жалобы. Также это может быть уже заполненный формуляр жалобы. Обычного письма, в котором указана лишь просьба предоставить необходимую информацию, недостаточно, и оно не может служить основанием для приостановки шестимесячного срока.

Одним из немаловажных условий, которое влияет непосредственно на принятие Судом решения о рассмотрении жалобы, является факт использования всех государственных инстанций, посредством которых можно было бы ликвидировать нарушение прав. Либо предоставление Суду убедительных доказательств того, что в вашем случае, применение таких средств правовой защиты было бы бесполезным и неэффективным.

Используя государственные средства правовой защиты необходимо соблюдение всех процессуальных норм и, что особенно важно, соблюдение сроков, предписанных законом. К примеру, если жалоба отклонена по причине поступления с нарушением процедуры, или с опозданием, вероятность ее рассмотрения в Суде резко уменьшается.

Но при этом, в случаях, если объект жалобы - судебный приговор, то до обращения в в Европейский Суд по Правам Человека проходить судебную процедуру обжалования необязательно. Кроме того, в этом случае также нет необходимости обращаться к процедуре подачи прошения об амнистии, или помиловании.

Рекомендации по заполнению формуляра жалобы в Европейский Суд по Правам Человека

При подаче жалобы в Европейский Суд по Правам Человека важно помнить, что петиции к органам исполнительной, либо законодательной власти не входят в состав средств правовой защиты, которые можно эффективно использовать для обжалования.

Следует отметить особо, что более 90% поступающих в Суд жалоб отклоняется по причине несоблюдения условий, которые представлены выше.

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) был создан в целях обеспечения соблюдения обязательств, вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

4 февраля 2010 г. Россия ратифицировала 14-й Протокол 2004 г. к Конвенции, который реформирует механизм ЕСПЧ и вступил в силу 1 июня 2010 г. 27 мая 2009 г. был принят Протокол № 14-Ыз к Конвенции, который дополняет положения 14-го Протокола.

Структура Суда. По Конвенции число судей ЕСПЧ равно числу участников Конвенции. В соответствии с Протоколом № 14 судьи избираются па девять лет ПАСЕ большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых каждым государством. Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.

Судьи не могут быть переизбраны на новый срок.

Для рассмотрения дел Суд образует Комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую палату в составе 17 судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. В состав Большой палаты входят также председатель Суда, заместители председателя Суда, председатели Палат и другие члены Суда, назначенные в соответствии с Правилами Суда.

Пленарное заседание Суда состоит из судей Суда. В его компетенцию входят: выборы Председателя Суда, его заместителей, а также Председателей палат; образование палат и утверждение их состава; выборы Грефье и его заместителей и др.

В Суде есть четыре Секции, которые образуются на Пленарном заседании Суда по предложению Председателя.

Непосредственно рассматривают дела и выносят решение по существу Палаты Суда и Большая Палата Суда.

По каждому делу, которое по распределению передано в одну из Секций, она образует для его рассмотрения Палату. В состав палаты включаются: Председатель Секции, судья от государства - стороны по делу, и пять членов Секции, которых назначает ее председатель в порядке очередности.

Большая Палата состоит из 17 судей. Председательствует на ее заседаниях Председатель Суда или один из его заместителей. Для рассмотрения дела в Большую Палату в порядке очередности включают необходимое число судей, но обязательно участвует судья от государства - стороны по делу. Таким образом, в каждом случае у Большой Палаты свой состав. Большая Палата рассматривает самые сложные дела.

Комитеты образуются на годичный срок. Комитет решает вопрос о том, является ли жалоба, переданная в Секцию, при которой он создан, "приемлемой" по требованиям Конвенции. При этом комитет не рассматривает жалобу по существу; он проверяет, соответствует ли она критериям приемлемости. Комитеты из трех судей могут принимать решения по типичным делам, где практика Суда очевидна. На основании 14-го Протокола но просьбе Суда Комитет министров сможет уменьшать количество судей в палате, т.е. Суд, например, сможет попросить, чтобы Палата состояла не из семи судей, а из пяти, с тем чтобы быстрее и производительно рассматривать дела.

Грефье руководит Секретариатом ЕСПЧ. Секретариат состоит из юристов государств - участников Конвенции. Секретариат ведет переписку с заявителями, помогает судье-докладчику по делу.

Согласно Федеральному закону от 04.02.2010 № 5-ФЗ "О ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года" применение Протокола должно осуществляться без ущерба для процесса совершенствования процедур функционирования ЕСПЧ, прежде всего для укрепления стабильности его Регламента. Это не исключает принятия Комитетом министров Совета Европы дополнительных мер, направленных на усиление контроля за использованием выделяемых Суду финансовых средств и обеспечением качественного кадрового состава Секретариата Суда, при том понимании, что процессуальные нормы, касающиеся процедур рассмотрения ЕСПЧ жалоб, должны приниматься в форме международного договора, подлежащего ратификации, или посредством выражения государством своего согласия на его обязательность иным способом.

В случае, если одной из сторон в споре является Российская Федерация, и избранный от нее судья не является членом комитета, Россия вправе требовать предоставления указанному судье возможности заместить одного из членов комитета.

Компетенция Суда. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из стран - участниц Конвенции, их прав, указанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Таким образом, жалобу может подать как индивид, так и организация.

Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Данный аспект очень важен, поскольку критерий "исчерпанности" лишает возможности рассмотрения дела в ЕСПЧ.

Применительно к России ЕСПЧ высказал свою позицию относительно исчерпания внутренних средств правовой защиты, признавая эффективным и достаточным для подачи жалобы в суд рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций. Надзорная инстанция не признавалась эффективной, поскольку возбуждение надзорного производства зависело от дискреционных полномочий должностных лиц. Реформирование надзорного производства в России (согласно законодательству заинтересованные субъекты вправе непосредственно обжаловать вступившие в законную силу судебные постановления в три надзорные инстанции) может сказаться и на отношении ЕСПЧ и, возможно, пересмотре позиции в отношении эффективности и достаточности лишь двух инстанций.

В соответствии со ст. 35 Конвенции "суд может принимать дело к рассмотрению в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу". Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. В исключительных случаях Суд может принять жалобу к рассмотрению и вынести решение даже при отсутствии вступившего в силу решения, если национальное судопроизводство неоправданно затягивается.

Суд не принимает к рассмотрению жалобу, если она: является анонимной или является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы.

Если Суд объявляет жалобу приемлемой, он: а) продолжает рассмотрение дела с участием представителей заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет расследование, для эффективного проведения которого заинтересованные государства создают все необходимые условия; б) предоставляет себя в распоряжение заинтересованных сторон с целью обеспечения дружественного урегулирования дела на основе соблюдения прав человека, признанных в Конвенции и Протоколах к ней.

Заседания Суда являются открытыми. При рассмотрении дела против государства должен участвовать судья, избранный от этого государства (ст. 38 Конвенции).

Лица, принимающие участие в процедурах, начатых в Суде, в качестве сторон, представителей или советников, а также свидетели и эксперты, вызванные Судом, и другие лица, приглашенные председателем Суда принять участие в процессе, имеют иммунитеты от судебного разбирательства в отношении сделанных устных или письменных заявлений либо документов или других доказательств, представленных ими в Суд.

Государства уважают право указанных лиц свободно вести переписку с Судом. Что касается заключенных под стражу, то: а) их корреспонденция отправляется и доставляется без незаконной задержки и без изменения; б) они не подвергаются дисциплинарным мерам в связи с любыми сообщениями, отправленными через надлежащие каналы в Суд; в) они имеют право переписываться и консультироваться с адвокатом, квалифицированным предстать перед судами страны, где они задержаны, в отношении заявления Суду или любых процедур, вытекающих из них.

Государства обязуются не препятствовать свободному передвижению и поездкам лиц в целях присутствия на суде и возврата после дачи показаний.

В соответствии со ст. 41 Конвенции "если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне".

Суд может по просьбе Комитета министров Совета Европы выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней.

Решение суда окончательно и не может быть обжаловано.

Если признанное Судом нарушение продолжает иметь негативные последствия для заявителя, возникает необходимость принятия индивидуальных мер во внутреннем праве. Для того чтобы устранить нарушения, касающиеся индивидуального положения заявителя, государство-ответчик может возместить жертве все расходы, вернуть в прежнее состояние, не исполнять решение национального органа, либо возобновить разбирательство по делу на внутригосударственном уровне. Подчеркивая важность возобновления разбирательства, Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендацию № 14 (2000) 2 "По пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского суда по правам человека".

12 мая 2004 г. Комитет министров Совета Европы принял Декларацию "Обеспечить эффективность исполнения Европейской конвенции по правам человека на национальном и европейском уровнях". Согласно ст. 46 Конвенции решение Суда направляется Комитету министров Совета

Европы, который наблюдает за его исполнением. Если Комитет министров посчитает, что исполнение решения ЕСПЧ требует толкования Судом, он может обратиться за этим в Суд.

Государства обязаны добровольно исполнять решения ЕСПЧ. Все меры, которые должны приниматься государством - участником Конвенции во исполнение решений ЕСПЧ, можно разделить на две категории: индивидуальные меры и меры общего характера. Если Комитет министров считает, что государство отказывается исполнять решение Суда, он может констатировать невыполнение обязательств.

Говоря о мерах общего характера, необходимо заметить, что они подчас сложны в определении и осуществлении. Чтобы эффективно исполнить решение ЕСПЧ и принять меры общего характера, необходимо провести аналитическую работу и выявить причины, которые привели к нарушениям. Ими могут быть как противоречие между законодательством и Конвенцией (коллизия), так и отсутствием специального законодательства (правовой вакуум). Нельзя обойти вниманием и субъектный фактор (восприятие судьями положений как внутреннего законодательства, так и норм Конвенции). Вот почему публикация решений ЕСПЧ и изучение их судейским сообществом играет важную роль в их имплементации.

Правовая природа постановлений Суда. Важной является природа постановлений ЕСПЧ. Мнения но этой проблематике высказываются диаметрально противоположные. Одни ученые признают прецедентный характер постановлений, выносимых Судом, другие предлагают рассматривать постановления в качестве идеологического компонента, содержащего рекомендации национальным органам, которые желательно закрепить в законодательстве.

Постановления ЕСПЧ не являются прецедентами (в смысле источников права). Как известно, прецедент - это решение суда или административного органа по конкретному делу, создающее новую норму права и обязательное при рассмотрении аналогичных ситуаций. Индивидуальность, нормативная новизна, обязательность - необходимые признаки, которые в совокупности образуют понятие прецедента как источника права.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" "Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации".

В силу ст. 46 Конвенции высокие договаривающиеся стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Таким образом, ЕСПЧ не создает новых норм МП. Суд проверяет, соблюдена ли государством-участником Конвенция или нет. В постановлении 1978 г. по делу "Ирландия против Соединенного Королевства" Суд подчеркнул, что его акты "служат не только решением конкретных споров, но и, в более широком смысле, разъяснением, защитой и развитием норм Конвенции". Суд также содействуют соблюдению государствами - участниками Конвенции взятых на себя обязательств.

Таким образом, акты ЕСПЧ не являются источниками МП.

Жалобы частных лиц, организаций и государств, связанные с нарушением Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека рассматриваются международным судебным органом, который расположен в Страсбурге, и носит название Европейский суд по правам человека. Обращения рассматривают 47 судей (что соответствует числу государств-участников Конвенции), которые независимы, и не представляют интересы той или иной страны. Как подать жалобу в Европейский суд? Какие дела рассматриваются данным органом? После какой инстанции можно подаватьжалобу в ЕСПЧ? Давайте изучим эти вопросы более детально.

Кто и в каких ситуациях может обратиться в ЕСПЧ?

В страсбургский суд имеют права обращаться:

В качестве ответчика может вступать только страна, ратифицировавшая Конвенцию. Данный орган не рассматривает жалобы на действия физических или юридических лиц, правонарушение должно быть совершено только органом власти.

Обратиться за помощью может только гражданин, чьи права были нарушены. Это можно сделать лично или через представителя.

Обязательным условием для обращения в данный международный судебный орган является нарушение норм, прописанных в Европейской конвенции. Этот документ охраняет права на:

  1. жизнь;
  2. свободу мысли и совести;
  3. справедливое судебное разбирательство;
  4. уважение частной жизни;
  5. свободные выборы;
  6. свободу передвижения и ряд других.

Конвенция запрещает:

  • -пытки;
  • -рабство;
  • -принудительный труд;
  • -незаконный арест;
  • -дискриминацию;
  • -бесчеловечное отношение;
  • -смертную казнь;
  • -высылку за пределы страны.

Это последняя инстанция, которая способна помочь восстановить нарушенные права. Поэтому обращаться к ней можно только после того, как подача жалоб в национальные судебные органы не принесла должного результата.

После какой инстанции можно обращаться в страсбургский суд?

Граждане Российской Федерации, желающие отстоять свои права, должны знать, после какой инстанции они имеют право обратиться в ЕСПЧ:


  1. Жалобы по гражданским делам, связанным с публичными правоотношениями с участием физических лиц, которые были рассмотрены судами общей юрисдикции в соответствии с нормами ГПК Российской Федерации, а также при возникновении споров по публичным правоотношениям, рассмотрение которых происходило в соответствии с нормами КАС РФ, подаются в страсбургский суд в течение 6-ти месяцев после вынесения Верховным судом РФкассационного определения. ВС в данном случае является судом 4-й инстанции, если учесть, что изначально дела рассматриваются на уровне районных органов правосудия.
  2. Если оспариваются решения по уголовным делам или административным правонарушениям, которые были приняты судами общей юрисдикции в соответствии с УК, КоАП, обращаться с заявлением в ЕСПЧ можно уже после обращение в суд второй, апелляционной инстанции.
  3. Оспаривание решений по гражданским делам и в случае возникновения споров, связанных с публичными правоотношениями, участниками которых были юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые были приняты арбитражным судом (в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса) возможно в течение шести месяцев после рассмотрения их судом первой кассационной инстанции.

Если с гражданскими и уголовными делами все понятно, то с оспариванием решений по арбитражным делам существуют некоторые сложности. После ликвидации Высшего арбитражного суда ЕСПЧ не дал разъяснения, является ли в этом случае обращение в Верховный суд России обязательным.

Как правильно подать жалобу?

Процедура обращения в международный судебный орган достаточно длительная и требует привлечения профильного юриста. Самостоятельно оформить необходимые документы, не имея специальных знаний, будет сложно.

Если раньше необходимо было отправлять в Страсбург письмо, в котором излагалась суть проблемы, и ждать, пока в ответ пришлют формуляр суда, то теперь его можно скачать на официальном сайте ЕСПЧ, и направить по почте уже заполненную форму. Документы отправляются по адресу:

The Registrar
European Court of Human Rights

Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex

Обращение в данный орган не требует присутствия заявителя. Следует помнить о существовании граничных сроков для обращения. Документ составляется на официальных английском или французском языках или на официальном языке страны, ратифицирующей Конвенцию (в нашем случае на русском).

При заполнении формуляра кратко излагается предмет жалобы и перечисляются права, которые по мнению заявителя были нарушены. В документе указывают:

  • -ФИО лица, обращающегося за помощью;
  • -данные о месте его регистрации;
  • -информация о государстве-ответчике.

К бланку прилагаются документы, подтверждающие попытку решить проблему на национальном уровне (судебные решения). Обратиться в ЕСПЧ можно анонимно. Только в этом случае придется дать разъяснения, почему заявитель не хочет разглашать свое имя. Решение по данному вопросу принимается председателем суда.

Примечательно, что платить за обращение в Европейский суд по правам человека не нужно. Это сделано специально, чтоб дать возможность малоимущим гражданам отстаивать свои интересы.

О том, принято ли обращение, заявителю сообщают в письменном виде.

Сроки и процедура рассмотрения заявления

Обычно ждать, пока суд займется рассмотрением жалоб, приходится достаточно долго. Это связано с большой загруженностью судей. Однако в случаях, когда жизни или здоровью заявителя действительно угрожает опасность, процедура может быть ускорена.

Процесс рассмотрения заявления можно условно поделить на несколько этапов. На первом определяется, приемлема ли жалоба и соответствует ли она требованиям Конвенции. Если нет, то обращение отклоняется судьей единолично.

В случае, когда заявление принимается, и по делам данного типа ранее принимались решения, оно рассматривается Комитетом из 3-х судей. Если ранее подобные обращения не имели место, дело может рассматриваться Палатой из 7-ми судей. Они сообщают о жалобе государству-ответчику, и предоставляют возможность обеим сторонам дать разъяснения по делу. Решение принимается большинством голосов.

В некоторых случаях сторонам предоставляется возможность в течение 3-х месяцев после принятия решения Палатой из семи судей ходатайствовать перед Большой Палатой, в состав которой входит 17 человек. Принятое ими решение является окончательным.

Для начала разберёмся, что такое Европейский суд по правам человека. Это часто единственная возможность для того, чтобы как-то защитить свои права. Это последний шанс для тех людей, чьи права были нарушены, и подчас очень грубо, властями и правоохранительными органами отдельных государств, и государств стран СНГ - не в последнюю очередь. Бывает так, что гражданин, спасаясь от неправомерного и противоправного преследования, выезжает из России на территорию стран Евросоюза, чтобы не сесть в тюрьму без веских оснований. После выезда из страны ему приходится совмещать такие вещи, как и Если бы не было Европейского суда по правам человека, то во многих случаях добиться правды было бы невозможно, а защита общечеловеческих прав заканчивалась бы в высшей судебной инстанции того или иного государства, которая не всегда бывает справедливой.

Многие граждане, принявшие решение приехать жить во Франции на ПМЖ или в другой стране ЕС, в итоге смогли защитить свои права и снять с себя обвинительные приговоры благодаря грамотной защите в ЕСПЧ, где разбирают дела не предвзято, а опираясь на международные правовые стандарты. Так что любой удар по данной инстанции - это в значительной степени удар по справедливости, которой в современном мире и так не очень много.

Об исполнении решений ЕСПЧ

Если решения главной судебной инстанции государства, например Верховного суда РФ или Конституционного суда Франции, очень быстро "доходят до адресата" и немедленно принимаются к исполнению на территории государства, то решения ЕСПЧ порой непросто довести до исполнения. Что ни говори, а этот суд не внедрён в судебную систему ни одного государства. И вообще существует только два десятка государств, которые приняли Конвенцию и потому обязаны исполнять решения Европейского суда по правам человека. Но "обязаны", опять же, не в том смысле, в каком правоохранительные органы обязаны отправить в тюрьму человека, имея предписание суда. Здесь требуется добрая воля государства, принявшего Конвенцию, а наказаний за отказ соблюдать решения ЕСПЧ вообще не предусмотрено. По факту, решения ЕСПЧ имеют пожелательный характер. И чтобы такое решение было доведено до своего исполнения, может потребоваться изрядная доля дипломатии на переговорах с необходимыми органами и инстанциями той или иной страны. Обычно такие переговоры проводят сами представители ЕСПЧ, имеющие нужные дипломатические каналы. Но не всегда это заканчивается успехом.

Причины отказов в исполнении решений ЕСПЧ

Чаще всего в Европейский суд по правам человека, конечно же, попадают спорные и сложные дела, связанные с преследованием человека за границей. И весьма часто этот человек был как-то связан с политикой или бизнесом, либо и с тем и с другим. И неудивительно, что государство, осудившее гражданина на своей территории, часто говорит о том, что решения ЕСПЧ носили "политический" характер, а потому и исполнять их как бы необязательно. При желании объявить "политическим" можно почти что любое решение. Тем более что политическое решение не обязательно должно быть направлено против человека, который когда-то занимался политикой, всегда можно сказать о том, что тем или иным решением Европейский суд пытается надавить на определённую страну или действовать в рамках интересов западных стран. Хотя Европейский суд по правам человека меньше всего интересуется политическими режимами и взаимоотношениями стран, он был создан с единственной целью - гарантировать, что любой человек сможет спокойно себя чувствовать и знать, что его права всегда будут защищены, даже если ему так и не удалось добиться правды и справедливости в родной стране.

О новом указе Президента РФ: признание решений ЕСПЧ

Согласно новому указу, который вышел 15 декабря, Конституционный суд России получает полномочия принимать решение о возможности или невозможности исполнения решений межгосударственных судебных органов. Проще говоря, если Конституционный суд РФ посчитает, что ЕСПЧ принял неправомерное решение, то исполнять такое решение не будет нужно. Межгосударственных судебных органов на сегодняшний день не так много, и во многом это решение было направлено именно на Европейский суд по правам человека, куда могут обращаться и граждане России, недовольные преследованием по разным мотивам в родной стране и за её пределами.

Документ был подписан Президентом 15 декабря, 4 декабря он был принят Государственной Думой, а 9 декабря - Советом Федерации. Он уже вступил в законную силу, так что уже сегодня отдельные решения ЕСПЧ могут быть отклонены российской судебной системой.

Интересным дополнением является то, что Конституционный суд может признавать или не признавать решения ЕСПЧ по запросу федеральных органов, а также Правительства и Президента.

Как это будет выглядеть на практике? Несложно догадаться, что если кто-то из перечисленных инстанций/лиц обратится в КС РФ, то это как раз будет ярким примером политического решения, потому что по запросу с такого уровня суду просто придётся принять то решение, которое принять "нужно". Да и сам факт подобного обращения уже будет говорить о том, что решение Европейского суда по правам человека требуется не признать на территории РФ. Фактически, канал между ЕСПЧ и российскими судами просто закрыли - теперь между этими инстанциями появился новый участник в лице государственной власти России, которая получает полномочия управлять процессом признания или непризнания судебных решений. Таким образом, защиту прав в Европейском суде по правам человека провести можно, но вот провести в жизнь решение данного суда на территории России сегодня - будем реалистами - стало почти невозможно. Это будет возможно только в том случае, если государственные органы РФ сами этого захотят. Но если бы они изначально хотели, то не было бы и всего дела, не было бы и того, что гражданину пришлось обратиться в ЕСПЧ за непризнанием судебных решений и отстаивать там свои права с компанией Кофранс. Новый закон серьёзно усложнил путь европейскому правосудию на территорию России.

Причины принятия закона о непризнании решений ЕСПЧ

Нетрудно понять, что причины принятия такого закона исключительно политические. В настоящее время Россия ведёт сильную конфронтацию с Европой, так что ограничение действия решений Европейского суда по правам человека на территории России можно считать просто ещё одним способом для того, чтобы максимально "закрыться" от Европы и минимизировать влияние любых европейских инстанций на российские органы. Правда, в погоне за этим, наверное, неплохо бы различать, где находится поле для взаимных ударов и контрударов во время противостояния, а какие области лучше не трогать даже в самый разгар противостояния. И нет сомнений в том, что честный и справедливый суд - одна из таких областей.

В российских судебных кругах закон прокомментировали с позиции того, что речь вроде бы и не идёт о неисполнении решений ЕСПЧ, а только о таких ситуациях, когда российская Конституция лучше защищает права граждан. Вырисовывается ситуация, когда гражданин решил обратиться в Европейский суд по правам человека, этот суд принял решение - а затем оказалось, что российская правовая система "лучше защищает гражданина", то есть более лояльна к нему. Однако это нонсенс, потому что если бы российская правовая система и правда была на стороне гражданина, то он ни за что бы не обратился в ЕСПЧ. Оправдывать такой закон "благими намерениями" можно сколько угодно, но его суть не должна ускользать - а суть состоит в том, что любое решение ЕСПЧ может быть пересмотрено (читаем проще - отменено), если у государственных органов возникнет в том необходимость.

Ещё одна интересная черта нового закона - он устанавливает принцип "отдельного рассмотрения каждого решения ЕСПЧ". То есть, никакие принципы прецедента и аналогии не работают, по каждому делу Конституционный суд РФ выносит самостоятельное решение, принимать решение ЕСПЧ или нет. На первый взгляд звучит неплохо, но если вдуматься, то мы видим тут исключительно подходящую почву для избирательного правосудия и тех же самых политических дел. Можно надеяться, что решение Конституционного суда всегда будут справедливым, а пересмотр решений Европейского суда по правам человека будет осуществляться только в тех случаях, когда это правда в интересах гражданина, обратившегося в суд. Однако опыт показывает, что ожидать этого, к сожалению, было бы весьма наивно и недальновидно.

Практическая сторона: что даёт рассмотрение дела в ЕСПЧ

В каких случаях гражданину есть смысл обратиться в ЕСПЧ, и как это сделать?

Если гражданин преследуется на территории того или иного государства в связи с экономическими, уголовными или политическими делами (впрочем, специального раздела "политических" дел в большинстве государств нет, так что даже самые что ни на есть политические дела всё равно классифицируются как уголовные, гражданские или экономические), то само по себе признание его невиновности в Европейском суде по правам человека конкретно ничего ему не даст. Находясь на территории того государства, где ведётся преследование, нельзя будет чувствовать себя в безопасности. А если гражданин уже принял благоразумное решение приехать во Францию на ПМЖ , то ему бояться нечего - если не нарушать местные законы, а к тому же заручиться поддержкой серьёзной компании Cofrance , чтобы была проведена защита от экстрадиции, то никакое преследование правоохранительных органов его государства не будет ему страшно, в то время как снова приезжать в страну, где ведётся преследование, ни в каком случае не рекомендуется. Особенно если гражданину понятно, что преследование именно политическое, то есть факты и судебные решения подстраиваются под те установки, которые есть с самого начала.

Чаще всего в Европейский суд по правам человека люди обращаются, ставя перед собой вполне конкретные задачи.

1) Основная причина обращения в ЕСПЧ - это как раз защита от неправомерного преследования за границей. В том числе, и от требований экстрадиции. Чтобы экстрадиция не висела дамокловым мечом над головой, проще всего закрыть это дело именно через ЕСПЧ. Россия может сколько угодно отвергать решения такого суда, но ни одно европейское государство не рискнёт выдавать гражданина, если ЕСПЧ принял решение в его пользу и посчитал, что депортация недопустима.

2) Часто требуется разобрать какие-то конфликты, в которых фигурирует имущество, бизнес или финансы. Нередко бывает так, что всё перечисленное отбирается у гражданина на территории страны, которую потом ему самому пришлось спешно покинуть. Порой захват бизнеса и завладение деньгами и имуществом происходят самыми "чёрными" методами. Вот это всё можно будет оспорить в Европейском суде по правам человека. Есть значительный шанс, что все эти объекты или хотя бы часть из них вернутся своему законному владельцу согласно решению ЕСПЧ, или же можно будет получить компенсацию. Так что и в этом отношении добиваться пересмотра дела в Европейском суде по правам человека смысл есть.

Если вас интересует судебная победа в ЕСПЧ, обязательно работайте совместно с командой хороших юристов, таких как специалисты Кофранс . Это даст вам возможность в короткие сроки защитить свои права и начать жить более счастливой жизнью.