Безопасность на железной дороге статья. Безопасность на железнодорожных путях. Основные аспекты обеспечения безопасности на жд путях

Безопасность на железной дороге является одним из основных условий надежности ее функционирования. Помимо путей, эксплуатационная длина которых по территории России составляет более 85 тысяч километров, в ведении РЖД находится более 70 тысяч объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Наряду с обеспечением технологической безопасности, защищать все это приходится от хулиганов и террористов. О том, как РЖД работает над повышением безопасности, сколько инвестирует в это, какие мероприятия реализует и какие планирует реализовать в ближайшие годы, в интервью РИА Новости рассказал вице-президент по корпоративной безопасности РЖД Александр Бобрешов.

Александр Сергеевич, 27 ноября будет два года со дня крушения "Невского экспресса" на границе Новгородской и Тверской областей. Что сделано за это время со стороны РЖД в плане безопасности?

Для руководства РЖД вопросы обеспечения безопасности объектов железнодорожного транспорта, находящихся на них пассажиров и персонала являются приоритетными. И нами, в силу компетенции и возможностей, принимаются необходимые меры для повышения уровня их защищенности.

Для этого имеются серьезные основания, так как угроза совершения актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, в том числе террористического характера, в настоящее время сохраняется. Так, за 10 месяцев текущего года совершено 7 подрывов железнодорожного пути (большинство в Махачкалинском регионе Северо-Кавказской железной дороги), в результате которых создана реальная угроза безопасности движения поездов, причинен значительный материальный ущерб. Кроме того, при проведении профилактических мероприятий своевременно обнаружено и обезврежено несколько взрывных устройств.

В целом, на сети железных дорог зафиксировано свыше 1900 фактов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, в том числе таких, как наложения посторонних предметов на железнодорожные пути, их разоборудование, повреждения средств сигнализации, централизации и блокировки, последствия которых могут быть сравнимы с террористическими актами.

В связи с этим компанией реализуется комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности объектов железнодорожного транспорта и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе потенциальных террористических посягательств.

Приведу конкретные примеры. В текущем году на договорной основе переданы под охрану подразделениям ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта почти 1500 наиболее важных объектов РЖД; свыше 4200 объектов железнодорожного транспорта общего пользования, не относящихся к категории наиболее важных, охраняются работниками частных охранных организаций. Кроме того, организована работа 324 совместных с сотрудниками транспортной полиции специализированных групп.

В целях повышения уровня защищенности объектов железнодорожной инфраструктуры и транспортных средств продолжается оснащение их современными техническими средствами обеспечения безопасности. Приоритетными для нас является объекты с массовым пребыванием людей, в первую очередь железнодорожные вокзалы и вокзальные комплексы, объекты высокоскоростного (скоростного) железнодорожного транспорта, в частности магистраль Санкт-Петербург-Москва, по которой осуществляется движение высокоскоростных поездов "Сапсан".

- Какие системы установлены, на каких участках? Где будут еще установлены?

На магистрали Санкт-Петербург-Москва реализуется комплекс мероприятий по оснащению железнодорожного пути системами технических средств охраны и видеонаблюдения, позволяющими осуществлять в круглосуточном режиме непрерывный контроль за обстановкой вдоль железнодорожного полотна в любых погодных условиях.

На сегодняшний день работы проводятся на участке Санкт-Петербург - Академическая, где уже введены в эксплуатацию 5 опорных пунктов охраны и ситуационный центр. Завершаются работы по вводу в эксплуатацию ситуационного центра безопасности магистрали при едином диспетчерском центре управления перевозочным процессом в Санкт-Петербурге.

Проведены проектно-изыскательские работы по оснащению техническими средствами охраны для контроля и видеонаблюдения железнодорожного пути на участке Академическая - Москва, строительно-монтажные работы будут выполняться в 2012 году.

Завершение мероприятий в полном объеме на всем протяжении магистрали планируется в 2013 году.

Аналогичные работы проводятся по маршрутам курсирования скоростных поездов Allegro, "Сапсан" на направлениях Санкт-Петербург - Хельсинки (на участке Санкт-Петербург - Бусловская), Москва - Нижний Новгород.

Сколько ежегодно компания инвестирует собственных средств в сфере безопасности на железнодорожном транспорте?

Компанией вкладываются значительные средства в организацию охраны объектов железнодорожного транспорта, и эти затраты ежегодно увеличиваются. К примеру, если в 2007 году расходы РЖД на охрану объектов составляли около 9,3 миллиардов рублей, то в 2011 году выделено уже более 12,8 миллиардов рублей.

Помимо этого ежегодно в рамках проекта "Транспортная безопасность" инвестиционной программы компании выделяются значительные финансовые средства на оснащение наиболее важных объектов железнодорожного транспорта техническими средствами охраны.

На сегодняшний день техническими средствами охраны оснащено 1256 объектов, на что затрачено около 5 миллиардов рублей за счет капитальных вложений ОАО "РЖД" (в период с 2002 по 2010 год). В 2011 году на оснащение объектов железнодорожного транспорта инвестиционной программой РЖД предусмотрено 967,5 миллиона рублей собственных средств.

Необходимо также отметить значительные расходы компании на поддержание в работоспособном состоянии систем технических средств охраны, установленных на объектах. Только в текущем году на эти цели было выделено свыше 450 миллионов рублей.

- Сколько выделяет государство на безопасность?

Во исполнение Указа президента РФ от 31 марта 2010 года о создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, постановлением правительства РФ от 30 июля 2010 года утверждена соответствующая Комплексная программа, по которой в 2010-2013 годах из федерального бюджета предусмотрено выделение ОАО "РЖД" субсидий в размере почти 4 миллиардов рублей.

В соответствии с этой программой на выделенные средства проводятся работы по оснащению наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения безопасности. В части, касающейся железнодорожного транспорта, к таким объектам транспортной инфраструктуры программой отнесены объекты высокоскоростного железнодорожного транспорта, объекты железнодорожного транспорта с массовым пребыванием людей, в первую очередь железнодорожные вокзалы и вокзальные комплексы, а также объекты железнодорожного транспорта, находящиеся в Северо-Кавказском регионе.

- В частности, сколько будет выделено на безопасность компанией в 2012 году, сколько государством?

Помимо 15 миллиардов рублей, предназначенных на охрану объектов, РЖД в 2012 году запланировано выделение около 570 миллионов рублей собственных средств на оснащение объектов железнодорожного транспорта техническими средствами охраны.

Из федерального бюджета в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в 2012 году выделяется 575 миллионов рублей на выполнение работ по защите техническими средствами скоростных участков на направлениях Москва - Нижний Новгород и Санкт-Петербург - Бусловская.

РЖД также реализует программу безопасности на ж/д вокзалах. Что компания уже сделала и сделает в рамках нее к концу года?

РЖД проведен комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности объектов железнодорожного транспорта с массовым пребыванием людей. Прежде всего, это касается организации входного контроля пассажиров и посетителей на железнодорожных вокзалах и в вокзальных комплексах, по оснащению их техническими средствами для проведения досмотровых мероприятий.

В настоящее время на внеклассных вокзалах, а также на вокзалах первого и второго классов установлены стационарные металлообнаружители, в том числе на всех вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга, на 21 железнодорожном вокзале в границах Северо-Кавказской и 13 вокзалах в границах Октябрьской, Горьковской, Приволжской и Московской железных дорог, определенных Комплексной программой. Организован входной контроль пассажиров и посетителей.

На Ленинградском вокзале Москвы и Московском вокзале Санкт-Петербурга с апреля нынешнего года реализованы в соответствии с рекомендациями ФСБ России пилотные проекты по созданию зон, оборудованных техническими средствами для бесконтактной проверки пассажиров высокоскоростных поездов "Сапсан", их ручной клади и багажа.

До конца 2011 года 343 железнодорожных вокзала будут оснащены стационарными металлообнаружителями и взрывозащитными контейнерами, а 34 из них в соответствии с Программой - комплексами досмотрового оборудования. За счет средств компании в 2011 году планируется установка 785 стационарных многозонных металлообнаружителей и 104 взрывозащитных контейнеров на всех внеклассных вокзалах, а также на вокзалах первого и второго классов.

С вводом в эксплуатацию технических средств для проведения досмотровых мероприятий в целях организации входного контроля пассажиров и посетителей до конца текущего года планируется введение на железнодорожных вокзалах и в вокзальных комплексах свыше 1400 дополнительных постов работников частных охранных организаций.

Продолжаются работы по созданию на железнодорожных вокзалах интегрированных комплексных систем безопасности (ИКСБ), которые включают в себя системы видеонаблюдения, пожарно-охранную сигнализацию, системы доступа и оповещения, позволяющие определять и оперативно реагировать на нештатные ситуации.
Эти комплексные системы безопасности будет иметь единый ситуационный центр с прямой оперативной связью с дежурными частями подразделений МВД, ФСБ, МЧС России. К концу года ИКСБ планируется охватить 80 наиболее крупных вокзалов, а в 2012 году зона действия ИКСБ будет расширена до 160 вокзалов.

Какие законодательные меры, по мнению компании, необходимо еще ввести для снижения вероятности терактов на ж/д транспорте?

В начале этого года президентом РФ были даны поручения по разработке законопроекта в части введения досмотра пассажиров на железнодорожном транспорте. В настоящее время соответствующий проект разработан и направлен в правительство РФ. Вместе с тем, нормы, заложенные в нем, предполагают разработку и принятие еще как минимум 6 подзаконных актов. Таким образом, даже после принятия закона, регулирующего вопросы досмотра на транспорте, РЖД не сможет приступить к его реализации до формирования полного пакета необходимых нормативных правовых актов.

Кроме того, после введения в действие законодательных норм осуществление полномасштабного досмотра на железнодорожном транспорте и вокзальных комплексах потребует привлечения для этих целей значительно большего количества сотрудников транспортной полиции, что не предусмотрено планами реформирования МВД России.

Крайне важным для РЖД и одновременно проблемным вопросом является выполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, установленных приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 43. Эти требования уже сейчас обязывают субъекта транспортной инфраструктуры осуществлять всеобщий и сплошной досмотр пассажиров, посетителей и персонала на всех объектах железнодорожного транспорта, хотя процедура досмотра физических лиц (пассажиров), их ручной клади и багажа на железнодорожном транспорте до настоящего времени законодательством РФ не введена.

Этими требованиями субъекту транспортной инфраструктуры вменяется в обязанность выявление и установление лиц, подготавливающих или совершающих акты незаконного вмешательства, в том числе террористические, то есть выполнение мероприятий, полномочиями на проведение которых наделены только соответствующие государственные органы.

Анализ требований и прогнозные расчеты по их выполнению показывают, что РЖД потребуется многократно увеличить количество привлекаемых на договорной основе работников охранных организаций, а ежегодные финансовые затраты на обеспечение безопасности инфраструктуры железных дорог будут соизмеримы с бюджетом компании.

Следует отметить, что ни одна транспортная компания, даже такая крупная, как РЖД, на своих объектах и транспортных средствах не в состоянии без участия государственных органов, исполнительной власти и правоохранительных структур реализовать требования Федерального закона "О транспортной безопасности" и тем более в одиночку противостоять угрозам и проявлениям террористического характера.

Также необходимо учитывать, что криминогенная обстановка на объектах железнодорожного транспорта соответствует ее состоянию в том регионе, по которому проходит железная дорога. При этом ответственность за обеспечение безопасности населения законодательно несут местные и региональные органы исполнительной власти, правоохранительные органы.

В сложившихся условиях для обеспечения безопасности необходима консолидация усилий федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, специальных служб и транспортных компаний, перегруппировка имеющихся сил и средств, концентрация их на наиболее важных направлениях. Для решения указанных проблем РЖД считает целесообразным в законодательные акты РФ, регулирующие вопросы противодействия терроризму и обеспечения безопасности населения на транспорте, внести изменения, направленные на их гармонизацию, и ускорить завершение разработки и принятие сбалансированной нормативной правовой базы обеспечения транспортной безопасности.

При этом, с учетом и в соответствии с предназначением и технологическими процессами функционирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, установить реально обоснованные, необходимые и достаточные, адекватные уровням безопасности и потенциальным угрозам совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса требования по обеспечению безопасности этих объектов и транспортных средств. Разграничить полномочия и ответственность субъектов транспортной инфраструктуры, правоохранительных органов, специальных служб, органов исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению транспортной безопасности.

В ходе разработки и принятия законодательных и нормативных правовых актов по обеспечению транспортной безопасности необходимо исходить из принципа разумной достаточности, учитывать влияние принимаемых решений и вводимых ограничений на экономическую и социальную составляющие функционирования транспортного комплекса, доступность его услуг для населения.

Сейчас самые быстрые поезда в РФ - "Сапсаны", они ездят по той же инфраструктуре, что и другие поезда. Но к 2018 году планируется строительство выделенной высокоскоростной ж/д линии, где будут ходить только пассажирские поезда со скоростью до 400 километров в час. Как будет обеспечиваться безопасность там?

Конечно, к безопасности высокоскоростных магистралей предъявляются повышенные требования, поэтому РЖД, открывая новые высокоскоростные направления, заранее планирует и проводит мероприятия по обеспечению их безопасности.

Исходя из этого, уже на этапе проектирования высокоскоростных линий закладываются требования по обеспечению их безопасности, при этом учитывается как международный опыт, так и опыт, приобретенный в ходе реализации мероприятий по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры РЖД.

Следует отметить, что повышенные требования безопасности заложены в Техническом регламенте "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", утвержденном постановлением правительства РФ от 15 июля 2010 года №533 и вступающем в действие в 2013 году.

По словам первого заместителя руководителя Следственного управления на транспорте Олега Тушмалова, ежедневно в России на железной дороге гибнут три человека, еще три получают травмы. И в этой печальной статистике большое число тех, кто пострадал от невнимательности и нежелания выполнять простые правила безопасности на железнодорожном транспорте. Что нужно знать каждому пассажиру поезда, чтобы уберечь себя и близких от опасности?

Правила безопасности на станции и вокзале

Для пассажиров поездов истории путешествий начинаются и заканчиваются на вокзале или на станции. Скопление людей и вещей, шум, суета и многочисленные табло, магазины, ларьки, переходы и залы – большой вокзал или станция сами по себе являются приключением. Но как бы ни кружила вас вокзальная суета, необходимо помнить и соблюдать основные правила безопасности.

  • Не подходите к движущемуся составу ближе, чем на 2 метра, даже если скорость его небольшая.
  • Не заходите за ограничительную линию на платформе.
  • Не входите в вагон и не выходите из него, пока поезд движется. Выход разрешается только на сторону посадочной платформы при полной остановке состава.
  • Не переходите пути, подлезая под вагонами стоящего поезда. Транспорт может тронуться в любой момент.
  • Не теряйте из вида детей. Держите ребенка за руку все время, пока находитесь на вокзале или до того момента, пока не сядете в поезд. В сутолоке вокзальной жизни дети могут потеряться мгновенно.
  • Не играйте на посадочной платформе. Забудьте о мячах, самокатах, гироскутерах, роликах и велосипедах на посадочной платформе.
  • Не прыгайте с пассажирской платформы на ж/д пути.
  • Не отвлекайтесь. Не стоит листать ленту друзей в телефоне, читать переписку, слушать музыку или беседовать по телефону, когда вы входите в вагон или выходите из него. На несколько минут сосредоточьтесь только на своих действиях.
  • Не бегите вдоль вагона движущегося поезда.
  • Не фотографируйте и не делайте селфи с выходом на железнодорожные пути.
  • Не теряйте вещи, документы и деньги.
  • Не разговаривайте с незнакомыми, тем более не пейте с ними спиртные напитки и не рассказывайте о том, что вчера получили полугодовую премию. О подозрительных людях, бесхозных сумках и странных пакетах сразу же сообщайте сотрудникам вокзала или правоохранительных органов. Лучше проявить излишнюю бдительность, чем роковую беспечность.
  • Снабдите детей и престарелых членов семьи контактной информацией. Можно положить им в карманы записки с именами и вашим номером телефона. Для домашних питомцев тоже сделайте информационную капсулу и вложите ее в ошейник или клетку.


Правила безопасности на железнодорожных путях

Ежедневно только в Центральной части России 4 человека получают травмы на железной дороге, а еще 4 – гибнут. Треть из их числа – дети и подростки. Основная причина трагедий – нарушение правил безопасности при переходе или нахождении на железнодорожных путях. Запомните сами и научите детей правилам поведения на железнодорожных путях.

  • Не переходите и не пересекайте пути в неустановленных местах. Для этого существуют специально оборудованные переходы, мосты и настилы.
  • Не пытайтесь перебежать через пути перед проходящим поездом, даже если состав движется медленно. Тормозной путь поезда от 30 до 1 000 метров.
  • Не пересекайте пути через стрелочный переход. Стрелка может сработать в любой момент.
  • Не переходите пути при запрещающем сигнале семафора – остановитесь, даже если шлагбаум открыт.
  • Не залезайте на крыши вагонов, чтобы не получить поражения электрическим током.
  • Не забирайтесь на железнодорожные опоры и другие служебные конструкции. Не трогайте токоведущее оборудование под вагонами. Никогда не подлезайте под вагонами и платформами стоящих поездов. В контактной сети высокое напряжение – до 27 500 вольт. Поражение током может случиться на расстоянии до 2 метров от контактного провода.
  • Не надевайте наушники и не разговаривайте по телефону, если идете вдоль железнодорожного полотна. Будьте внимательны к звуковым и световым сигналам. Держитесь на расстоянии не менее 5 м от ближнего к вам рельса.
  • Не ходите рядом с железнодорожными путями в состоянии алкогольного опьянения. В этом состоянии человек не может адекватно оценить уровень опасности и быстро отреагировать.
  • Не ходите по путям. Железнодорожная колея – техническое сооружение специального назначения, а не прогулочная аллея.
  • Не ходите рядом с высокоскоростными магистралями. Из-за высоких скоростей движения возле состава образуется сильный воздушный поток, из-за которого вы можете потерять равновесие и упасть.
  • Не кладите на рельсы посторонние предметы и не позволяйте делать это детям. Подобные развлечения могут привести к трагическим последствиям.


Правила безопасности в поезде

Поездка в поезде подарит вам массу положительных эмоций при соблюдении несложных правил личной и коллективной безопасности.

  • Не висите на подножках, не стойте на переходных площадках и не открывайте двери вагонов во время движения.
  • Не высовывайтесь из окон.
  • Не употребляйте спиртное.
  • Не оставляйте без присмотра вещи и документы.
  • Запоминайте сведения о попутчиках.
  • Оставляйте в купе включенный ночник.
  • Не разрешайте детям одним переходить из вагона в вагон.
  • Выполняйте требования проводника и соблюдайте тишину и порядок в поезде.
  • Обращайтесь к проводнику в конфликтных ситуациях.
  • Тщательно укладывайте и закрепляйте багаж на верхних полках.
  • Уточните у проводника, где находится аварийный выход и огнетушитель.
  • Не включайте бытовые электроприборы в поездную электросеть.

Кстати, нелишним будет запомнить, что самые безопасные места в поезде – нижние полки в тех купе, которые расположены ближе к выходу в центральной части состава.


Правила безопасности при пересечении ж/д путей на автомобиле

Пересечение железнодорожного переезда на автомобиле не требует каких-то особенных навыков. Чтобы путь был безопасным, от вас потребуется внимание и соблюдение этих правил.

  • Пересекать железнодорожные пути на авто- или мототранспорте только на железнодорожных переездах.
  • Не выезжать на переезд при закрывающемся шлагбауме.
  • Не открывать шлагбаум самостоятельно.
  • Остановитесь, если горит запретительный или предупреждающий сигнал семафора, независимо от положения шлагбаума.
  • Будьте особенно внимательны к световым и шумовым сигналам в темное время суток. Для этого перед переездом выключите музыку в машине и не разговаривайте по телефону даже по специальной гарнитуре.
  • Остановитесь не ближе 5 метров от шлагбаума и 10 метров от ближайшего рельса. При наличии стоп-знака или запретительной линии остановка допускается перед ними.


Запомните! Любая спорная ситуация трактуется как запретительная для движения: затор на противоположной стороне, сигнал дежурного, красный сигнал при поднятом шлагбауме.

Основное правило безопасности на железнодорожном транспорте – это внимание к себе и окружающим. Любое транспортное средство является источником повышенной опасности, поэтому требует от пассажиров осторожности и ответственности.

Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Только в столичном регионе пригородные поезда перевозят в сутки почти 500 000 человек. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

Зачастую всплеск детского травматизма приходится на летнее время, когда многие ребята оказываются предоставленными сами себе. Другой причиной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.


Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плейера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?

Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе, чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

Очень опасно попасть между двумя движущимися составами, почему? Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?

Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

Люди часто жалуются на поведение некоторых пассажиров в электропоездах. Толчея, неуважение к старшим и, конечно, курение. На западе сейчас активно борются с курением в общественных местах. Правда, что курение в вагонах и тамбурах - проблема не только и не сколько плохого воспитания и невежественности наших граждан, но и проблема личной безопасности. К сожалению, приходится констатировать, что многие проблемы связаны, конечно, с менталитетом современного пассажира. Граждане, которые добираются на работу при помощи электропоездов, затрачивают на поездку пусть даже из самых отдаленных районов максимум час, час с половиной. Неужели за это время нельзя обойтись без сигареты? А ведь нередки случаи задымления из-за непотушенной сигареты в составе, на путях.

Для того чтобы искусственно создать вентиляцию в тамбуре, между дверьми ставятся бутылки, банки и другие предметы. Можно представить, сколько средств тратит дорога на ежегодный ремонт подвижного состава - это отдельная тема для разговора. Дело в том, что степень сжатия входных дверей очень высокая, и люди получают порой серьезные травмы. Получается, что люди ради удовлетворения сиюминутных желаний подвергают опасности не только свои, но и чужие жизни.

Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Хочется обратиться именно к детям: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя!

Если перед настилом переезда есть шлагбаум и светофор (и может быть еще дежурный по переезду), это регулируемый переезд. Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя. Такой светофор может быть установлен на переезде без шлагбаума. Если нет шлагбаума и светофора, либо светофор не горит и нет дежурного по переезду, такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым.

В таком случае надо переходить железнодорожный переезд, руководствуясь следующими правилами:
1. Подойти к настилу на железнодорожных путях, сосредоточиться и сказать себе мысленно: «Будь осторожен».
2. Посмотреть во все стороны и прислушаться - не слышен ли звук приближающегося поезда, посмотреть назад - нет ли машин, затем еще раз налево и направо, и только тогда переходить железнодорожные пути.

3. Нельзя переходить пути, если виден приближающийся поезд. Запрещается выходить на переезд при закрытом или начинающем опускаться шлагбауме, независимо от сигнала светофора.

4. Электричка движется с большой скоростью и имеет больше вагонов, чем трамвай. А значит, быстро остановить её трудно. Тормозной путь электрички намного длиннее, чем у трамвая. Перебегать железнодорожные пути, когда по ним едет электричка, очень опасно и недопустимо!

5. Останавливаются электрички у специальных посадочных площадок - платформ. Они довольно высоко подняты над землёй. Вести себя на платформе надо очень осторожно. Запрещается стоять на самом краю платформы и садиться на её ограждения. Не следует подходить к краю платформы, чтобы посмотреть, не идёт ли электричка. Тебя могут нечаянно толкнуть, и ты упадёшь на рельсы. Не стоит бегать и играть на платформе. Ты можешь случайно толкнуть других людей. Могут толкнуть тебя. Последствия бывают очень тяжёлыми.

6. Электрички подходят к платформе на большой скорости, а те, которые не останавливаются у данной платформы, проезжают мимо неё очень быстро. Если вести себя неосторожно, электричка заденет или собьёт тебя.

7. Осторожным надо быть при посадке в вагон электрички и при выходе из него. Ведь между платформой и вагоном есть пространство. Во время толчеи можно оступиться и случайно упасть в это пространство. А ещё закрывающиеся автоматически двери могут плотно зажать твою ногу или руку, а электричка может в этот момент поехать и потащить тебя за собой.

8. В вагоне электрички надо вести себя так же, как и в любом другом виде общественного транспорта. Выходи из электрички спокойно, без суеты и постоянно помни очень важное правило: Переходить железнодорожные пути можно только по надземному или подземному переходу.

9. Нельзя стоять возле путей или идти вдоль железнодорожного полотна. Поезд идет с такой скоростью, что поток воздуха может втянуть пешехода под вагон. При движении поезда летят камни, которые могут ударить пешехода.

Запомним правила перехода через железную дорогу:

1. Посмотреть налево, направо: если нет приближающегося поезда, можно переходить
2. Если только что проехал поезд, посмотреть, не идет ли встречный поезд, его можно не заметить, из-за шума уходящего поезда.

2. Не переходить под вагонами поезд. Он может тронуться в любой момент.

2. Не отставать от родителей.

2. Переходить железнодорожные пути по специально проложенным дорожкам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Характеристика железнодорожного транспорта

Основным видом транспорта являются железные дороги. Они связывают в единое целое все области, обеспечивают потребность населения в перевозках. Железнодорожный транспорт - вид сухопутного транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров по рельсовым путям сообщения. Железнодорожный транспорт отличается массовостью грузопотоков и пассажиропотоков, разнообразием перевозимых грузов, относительно низкой стоимостью перевозок грузов большого объема на большие расстояния. Железнодорожный транспорт использует различные виды энергии, главным образом электрическую и тепловую.

По назначению железнодорожный транспорт делится: - транспорт общего пользования, в том числе городской: трамвай, метрополитен; - промышленный транспорт: заводской, рудничный, лесохозяйственный и др.

Можно отметить, что многие на сегодняшний день пользуются услугами железнодорожного транспорта, так как данный вид транспорта гораздо дешевле остальных, и, во-вторых, высокая скорость доставки. ЖД транспорт может работать как в дневное время, так и в ночное.

Помимо отмеченных положительных качеств, следует подчеркнуть, что проектировщики сталкиваются с рядом определенных проблем. На первое место они выдвигают проблему загрязнения окружающей среды, но как был доказано, железнодорожный транспорт менее всего загрязняет окружающую среду (можно сравнить хотя бы с машинами, данный вид транспорта наиболее всего портит окружающую среду).

И вторая проблема, не менее важная, безопасность на ЖД транспорте и сохранение целостности перевозимых грузов.

2. Проблемы безопасности на ЖД транспорте и пути их решения

Существует множество проблем безопасности на объектах ЖД транспорта. На первом месте стоит терроризм. Согласно федеральному закону "О транспортной безопасности", предусматривается создание правовых и организационных основ безопасности на транспорте в целях обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства. Необходимость закона обусловлена рядом факторов. Основным из них является фактор террористической угрозы, опасность которого для объектов транспортного комплекса резко возросла. Так, в 2004 году совершен целый ряд террористических актов на различных объектах транспорта и транспортных средствах, в том числе в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте, метрополитене, еще несколько десятков попыток таких актов предотвращено. В целом эти события показали недостаточность существующей системы мер обеспечения транспортной безопасности.

На втором месте стоит, конечно же, загрязнение окружающей среды. Но помимо данной проблемы, существует очень острая проблема травм и аварий на железнодорожном транспорте. Так же очень важным аспектом является климатические условия региона. Так вот, например, в зимний период возникают большие трудности на территории передвижения, из-за снежных заносов усложняются условия переходов путей, передвижения по междупутьям. В гололёд резко увеличивается опасность падений. В холодное время года приходится пользоваться тёплой спецодеждой, затрудняющей движения, ухудшающей восприятия звуковых сигналов. Длительная работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к обморожению. Неблагоприятно на условиях труда сказывается резкая перемена погоды. Даже в период одной рабочей смены могут измениться в широком диапазоне температура окружающего воздуха, его влажность, скорость движения. Поэтому спецодежда железнодорожников, работающих на открытом воздухе, должны обладать свойствами, обеспечивающими нормальные условия работы при резкой перемене погоды.

На сегодняшний день при перевозках на железнодорожном транспорте существует ряд основных проблем, связанных с потенциальной безопасностью при данном виде перевозок:

§ захват подвижного состава террористами;

§ возгорание подвижного состава;

§ сход подвижного состава;

§ столкновение поездов;

§ ограбление;

§ неисправности путей;

§ поражающий фактор при столкновении (травматизм);

§ несоблюдение правил безопасности пассажирами.

3. Безопасность на железнодорожном транспорте

Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается путём осуществления комплекса профилактических мер, которые предусматривают:

· Профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные с движением поездов.

· Организацию технического обучения кадров и повышение их квалификации, отработку практических навыков действий в нестандартных ситуациях. железнодорожный транспорт безопасность

· Анализ состояния безопасности движения, выявление «узких» мест, разработку и осуществление мер по их устранению.

· Осуществление постоянной работы по повышению качества ремонта и содержания пути, искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи, электроснабжения, железнодорожных переездов и других технических средств транспорта.

· Проведение работ по внедрению новых технологий безопасности, согласно Законам и Установлениям РФ.

4. Федеральный закон №17-ФЗ от 10.01.2003 О железнодорожном транспорте в Российской Федерации с изменениями 13.07.15

(с изменениями от 7 июля 2003 г.) Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года. Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

Статья 20. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств

1. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляет: правовое и техническое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте технических средств, в том числе установление классификации, порядка служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий;

разработку государственной политики в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств;

абзац четвертый утратил силу с 1 августа 2011 г. согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ;

абзац пятый утратил силу с 1 августа 2011 г. согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ.

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляет функции компетентного органа Российской Федерации по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом, установленные Правительством Российской Федерации.

2. Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают:

безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;

безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;

безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

Законопроект “О транспортной безопасности”. Из которого мы можем сделать общий вывод: целями настоящего законопроекта являются: создание условий для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств от актов незаконного вмешательства, обеспечивающих национальную безопасность и экономическое развитие страны; создание эффективной системы государственного управления в области транспортной безопасности; содействие внедрению современных технологий и стандартов в области обеспечения транспортной безопасности; гармонизация российского законодательства с международными нормативными правовыми актами.

Заключение

И в заключении по поводу, предпринимаемых мер, по отношению железнодорожного транспорта, следует сказать. Что ЖД транспорт наименее всего загрязняет окружающую среду, что является большим плюсом для дальнейшего развития. Так же можно отметит пару положительных качеств ЖД транспорта. Железнодорожный транспорт весьма экономичный, дешевый в эксплуатировании, быстро доставляет необходимые грузы. Но есть и отрицательные стороны данного вида транспорта. Во-первых, для дальнейшего развития необходимы огромные инвестиции, которых на сегодняшний день у Российской Федерации нет. Другой минус ЖД транспорта - слабо защищенность от внешнего вмешательства. Над этой проблемой сегодня усердно работают специальные Министерства, но опять же, для того чтобы снизить опасность на ЖД транспорте, нужны деньги, для того чтобы внедрить новые технологии, новые средства защиты, которых до сих пор нет.

Список источников и литературы

1. Большая советская энциклопедия (3 CD, электронный вариант), 2013г.

2. Закон “О безопасности транспорта”, материалы министерства транспорта, 2005г.

3. Федеральный закон №17-ФЗ от 10.01.2003 О железнодорожном транспорте в Российской Федерации (с изменениями от 7 июля 2003 г.) 13.07.15.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Цели и принципы системы сертификации. Услуги, предоставляемые на железнодорожном транспорте. Порядок проведения сертификации на железнодорожном транспорте. Организация и проведение инспекционного контроля за сертифицированными услугами.

    реферат , добавлен 13.10.2006

    Утверждение Системы технического регулирования на железнодорожном транспорте 14 июня 2006 года. Образование в 2004 году Центрального органа Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте на базе Управления инфраструктуры и перевозок.

    презентация , добавлен 30.05.2014

    Направления, цели и задачи государственного регулирования тарифов и цен на железнодорожном транспорте. Проблемы и меры по его совершенствованию. Тарифная политика как основа формирования оптимальной модели регулирования грузовых железнодорожных перевозок.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Особенности обоснования геометрических размеров транспортного пакета для перевозки груза на основе рядов предпочтительных чисел. Характеристика системы добровольной сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, анализ структуры.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2014

    Принципы организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте России, оценка качества работы дорог. Диспетчерское управление движением поездов. Современные тенденции использования вычислительных средств в системах железнодорожной автоматики.

    реферат , добавлен 11.04.2009

    Структура пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Определение показателей транспортной подвижности населения. Причинно-следственный анализ проблемы убыточности пассажирских перевозок. Возможные направления повышения их эффективности.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Техническая характеристика погрузочно-разгрузочных машин и устройств периодического действия, используемых на железнодорожном транспорте: мостовые, опорные и подвесные краны. Описание грузозахватных приспособлений: тележки, лебедки, траверсы и стропы.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2015

    Обзор существующих конструкций и выбор рациональной схемы крана-штабелера, его назначение и нормативные основы. Конструктивная разработка механизмов и узлов. Условия работы складов на железнодорожном транспорте. Технологический процесс штока гидробуфера.

    дипломная работа , добавлен 01.05.2015

    Сущность программы структурной реформы железнодорожного транспорта и ее принятие в России, особенности и этапы подготовки и направления реализации. Факторы, повлиявшие на процесс реформирования европейских, американских и российских железных дорог.

    реферат , добавлен 26.08.2009

    Структура пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Определение показателей транспортной подвижности населения. Неравномерность пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. "Дерево причин" убыточности пассажирских перевозок.

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека. Наши рекомендации помогут вам их избежать.

Основные профилактические правила


С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.
Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

  • при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
  • тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;
  • не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
  • запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
  • курите только в установленных местах;
  • не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
  • не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
  • при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

Правила поведения при аварии на железной дороге

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов .

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

Как действовать при железнодорожной аварии

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряжёнными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла.

В случае обнаружения в поезде задымления или возгорания немедленно сообщите об этом проводнику и выполняйте его указания. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если это невозможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для органов дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов, выделяет токсичный газ, опасный для жизни .

Оказавшись снаружи, по возможности включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может составить от двух метров на сухой земле до 30 метров – на влажной.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как возможен пожар и взрыв.

Об основных правилах поведения в общественном наземном транспорте, а также, как вести себя при аварии, читайте в наших .

Иллюстрации из фотоархива МЧС России.