Административные отношения структура и виды. Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений. В зависимости от характера отношений

Административно-правовые отношения – урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения в сфере государственного управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей.

Особенности административно-правовых отношений:

В качестве одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;

Одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным;

Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке - путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

Структура административно-правовых отношений:

Субъекты (участники);

Объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

Юридические факты.

Субъект административно-правовых отношений - тот, кто наделен государственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. Субъекты административно-правовых отношений:

Государственные органы и их структурные подразделения;

Предприятия, учреждения, организации;

Общественные (негосударственные) объединения;

Служащие государственных органов и организаций, общественных объединений;

Представители общественных формирований, наделенные административными правами и обязанностями;

Граждане Российской Федерации;

Иностранные граждане и лица без гражданства.

Общий объект регулирования административно-правовых норм - общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, непосредственный объект – воля, сознание, поведение (действия) субъектов.

Юридические факты - факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических актов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события. Действия - результат активного волеизъявления субъекта. Различают действия правомерные (соответствующие требованиям административно-правовых норм) и неправомерные (не соответствующие требованиям административно-правовых норм, нарушающие их). События - явления, независимые от воли людей (смерть, стихийное бедствие и т.п.).

В зависимости от особенностей участников отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений:

Между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами, между ними и подведомственными им предприятиями и учреждениями и т.п.).

Формула «власть-подчинение» наиболее характерна именно для такого вида правоотношений;

Между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, правительства двух краев, областей). Формула «стороны фактически и юридически равноправны»;

Между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор);

Между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

Между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры);

Между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

Между субъектами исполнительной власти и гражданами.

В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие:

Между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации (между Правительством РФ и правительствами республик);

Между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне (между правительством Хабаровского края и правительством Красноярского края).

В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений выделяют:

Внутренние - отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления. Стороны в этих отношениях - соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица;

Внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).

По характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на отношения:

Порожденные правомерными действиями;

Порожденные неправомерными действиями.

Материальные - общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами административного права;

Процессуальные - отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

10. Понятие и виды административно-правовых актов государственного управления.

Понятие административно-правовых отношений

Это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм.

Норма административного права - это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение , но, с другой стороны, административно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения .

Существуют, например, административно-правовые нормы о чрезвычайном положении, о реквизиции, но до наступления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают административно-правовых отношений.

Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности . Они отличаются от всех других правоотношений, прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.

Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формулируя отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.

Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина административно-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.д.

Виды административно-правовых отношений

Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям.

По своему характеру - материальные и процессуальные

По характеру взаимоотношений участников этих отношений - вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов) административно-правовые отношения.

По характеру порождающих их юридических фактов - отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием - на реализацию ее санкции) административно-правовые отношения.

По продолжительности действия - бессрочные , срочные и краткосрочные административно-правовые отношения.

По объему и месту в системе административно-правового регулирования - общие , отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.

1. Понятие административно-правового отношения и его структура

Административные отношения - общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления.

Административные отношения являются разновидностью правовых отношений и выражают все основные признаки, присущие правоотношениям в целом. Вместе с тем административные правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов отношений.

Административные отношения представляют собой не всякие общественные отношения, а лишь управленческие. Они возникают в области функционирования исполнительной власти или в областях, так или иначе связанных с государственным управлением. Государственное управление распространяется на экономическую, социально-культурную, политическую и иные сферы деятельности государства.

Особенность административно-правовых отношений проявляется в сфере их возникновения. Они возникают в связи с практической реализацией исполнительно-распорядительных функций государства в лице его исполнительных органов и должностных лиц. При этом необходимо учитывать, что административное право интересуют только те отношения, которые связаны с управлением, а не любые отношения с участием органов исполнительной власти и должностных лиц. Так, гражданско-правовые отношения с участием государства - предмет регулирования все же по большей части гражданского права.

Административно-правовые отношения могут возникать, равно как и прекращаться, по инициативе одной стороны таких отношений. Инициатором их возникновения или прекращения вправе выступить должностное лицо государства, юридическое лицо, гражданин или любой иной субъект в рамках предоставленных законодательством полномочий. В отличие от этого гражданско-правовые отношения, например, возникают, изменяются и прекращаются, как правило, по соглашению сторон.

В связи с тем, что это управленческие отношения, они являются властеотношениями, т.е. построены по принципу «власть - подчинение», где изначально предполагается неравенство сторон.

В административных отношениях выражаются воля и интересы государства, и, значит, они носят публично-правовой характер.

Административные отношения требуют наличия особого субъекта. В качестве такового выступает исполнительная власть в лице ее полномочных представителей, наделенных властью и возможностью реализации этой власти.

Для административных отношений характерно то, что они не ограничены рамками своей отрасли Административного права. Они проникают в иные отрасли права и в предусмотренных случаях регулируют отношения, относящиеся к предмету иных отраслей. Например, зачисление работника на работу оформляется приказом администрации предприятия, который, по сути, является управленческим актом. Административному регулированию подвержены некоторые отношения земельного, природоохранного, налогового права.

Если для гражданско-правовых отношений характерно наличие ответственности одной стороны перед другой стороной возникших отношений, то для административных отношений это не свойственно. Нарушения в сфере административного права расцениваются как нарушения, направленные против публичных интересов. Соответственно ответственность наступает перед государством.

Это далеко не весь перечень характерных особенностей административных отношений, здесь мы рассмотрели лишь некоторые из них.

Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание (порядок осуществления управленческой деятельности).

2. Юридические факты в административном праве

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это - дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События - явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).

3. Виды административно-правовых отношений

Государственное управление охватывает многообразные сферы, поэтому административно-правовые отношения различны по своему характеру, направленности и содержанию.

Классификацию административных отношений можно представить следующим образом:

По юридическому характеру:

Материальные, возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами.

Процессуальные, возникающие в сфере управления при разрешении индивидуально-конкретных дел и регулирующиеся процессуальными нормами.

В зависимости от субъектов административных отношении:

Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами. Например, между ректоратом и факультетом

Различными органами, не подчиненными друг другу.

Отношения между государственными и негосударственными органами.

Органами государственного управления и гражданами.

По соотношению прав и обязанностей у субъектов:

Горизонтальные, складывающиеся между несоподчиненными субъектами. Например, между различными министерствами.

Вертикальные. Отношения, в которых один участник подчинен другому. Они возникают по волеизъявлению полномочного органа или должностного лица исполнительной власти и помимо или даже вопреки волеизъявлению другого субъекта.

В зависимости от характера отношений:

Отношения, связанные с непосредственным управлением.

Отношения, не связанные с непосредственным управлением.

По областям деятельности:

В сфере управления народным хозяйством.

В сфере социально-культурного строительства.

В сфере административно-политического строительства.

По способам защиты:

В административном порядке.

В судебном порядке.

Лекция 4. Субъекты административного права

Вопросы: 1. Понятие субъектов административного права и их виды

административный право юридический законодательный

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем, они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.

Для определения таких особенностей прежде всего следует указать на то, что административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления в связи с осуществление государственной управленческой деятельности, направленной на выполнение функций и задач государства. Все это говорит о государственном характере административных отношений (т.е. они складываются в рамках государственной деятельности и не могут возникнуть, например, в семье) и о публично-правовом характере (через административные отношения обеспечиваются интересы государства и общества, а не отдельных частных лиц).

Изложенное позволяет выделить следующие особенности административных отношений:

1) административные отношения возникают в связи с осуществлением государственной управленческой деятельности, поэтому обязательным участником административно-правового отношения выступает орган (должностное лицо) публичной власти. Вместе с тем, эти отношения могут возникать по инициативе любой стороны и независимо от желания и согласия другой, т.е. для того чтобы административное правоотношение возникло, субъекту инициативы не обязательно обладать государственно-властными полномочиями. Например, гражданин, обращаясь в орган государственной власти или к должностному лицу с жалобой по поводу нарушения его прав, инициирует возникновение административного отношения, связанного с рассмотрением его обращения.

Административные отношения не могут возникать только между гражданами или негосударственными организациями.

2) административные отношения, возникают по поводу осуществления государственного управления, которое заключается в воздействии управляющего на управляемого, т.е. это отношения власти и подчинения. С одной стороны, в отношениях участвует орган государственной власти, наделенный властными полномочиями, с другой - гражданин, организация и другие субъекты, не имеющие таких властных полномочий. Таким образом, большинству административно-правовых отношений присуще юридическое неравенство сторон. В то же время, для некоторых административных отношений характерно равенство сторон, например, отношений, возникающих между органами государственной власти, которые не находятся в подчинении друг другу. Такие отношения в административном праве называются горизонтальными.

3) административные отношения имеют публичный характер, выражающийся в том, что во-первых, через эти отношения обеспечиваются интересы общества и государства, во-вторых, если субъект правоотношения не исполняет предписания административной нормы, то он несет ответственность перед государством. Если сравнить административные отношения с гражданско-правовыми, то через последние удовлетворяются частные интересы физического или юридического лица, а если сторона гражданско-правовой сделки нарушит свое обязательство, то она будет нести ответственность перед другой стороной в виде выплаты, например, упущенной выгоды.

1. защита прав сторон административно-правового отношения осуществляется как в административном, так и в судебном порядке, и обеспечивается мерами административной и дисциплинарной ответственности.

Структура административно - правового отношения представляет собой совокупность упорядоченных и взаимосвязанных элементов. Элементами (составными частями) административно-правовых отношений, как и любых правовых отношений, являются: субъект, объект и содержание правоотношения.

Субъект административно-правового отношения это тот, кто наделен административными нормами, субъективными правами и обязанностями. Субъектами административных правоотношений могут быть индивиды и организации. На основе анализа административного законодательства в настоящее время субъектами административно-правовых отношений являются:

1) физические лица - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы;

2) государственные должностные лица, государственные органы, их структурные подразделения, государственные служащие;

3) государственные предприятия, учреждения;

4) органы местного самоуправления;

5) негосударственные формирования (коммерческие и некоммерческие организации) и их представители, наделенные административными обязанностями и правами.

Следует отметить, что служащие государственных предприятий, учреждений, и служащие общественных (негосударственных) объединений не являются субъектами административного права, т.к. государственное управление распространяется не на них, а на формирования, в которых они занимаются трудовой деятельностью. Следовательно, таких служащих следует рассматривать в качестве субъектов трудового права. Субъекты административного права могут быть признаны таковыми при наличии у них административной правосубъектности, которая включает в себя административную правоспособность, административную дееспособность и административную деликтоспособность.

Административная правоспособность - это способность обладать административными правами и обязанностями. Административная дееспособность - это способность своими действиями реализовывать принадлежащие права и выполнять обязанности. Административная деликтоспособность - это способность нести административную ответственность за свои действия.

Полная административная правосубъектность физических лиц связывается с достижением определенного возраста - 18 лет. Частичная правосубъектность может возникать ранее, так, способность нести административную ответственность возникает с 16 лет.

Административная правосубъектность юридических лиц (государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других) возникает с момента их государственной регистрации в реестре. Объединения граждан, которые могут осуществлять свою деятельность без регистрации в качестве юридического лица, приобретают правосубъектность с момента уведомления соответствующего органа местного самоуправления о создании это объединения. Например, граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Административная правосубъектность государственных должностных лиц, государственных служащих наступает с момента их вступления в должность.

Объект административного правоотношения - это то, по поводу чего возникают, изменяются и прекращаются административные правоотношения. Объектом административного правоотношения является поведение, деятельность субъектов административного права, в его качестве не могут выступать вещи материального мира, которые могут быть предметом правоотношения, например, в отношениях связанных с конфискацией орудия или предмета административного правонарушения.

в юридическом смысле, выступает совокупности прав и обязанностей его участников. Фактическим содержанием являются события и действия, в которых эти права реализуются, т.е. юридические факты.

Исходя из изложенного, административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, между субъектами административного права, по поводу реализации их административных прав и обязанностей.

В зависимости от особенностей организационно-правового положения в административных правоотношениях можно выделить два вида субъектов таких правоотношений:

  1. индивидуальные субъекты, т.е. физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством;
  2. организации, т.е. субъекты, состоящие из одного или нескольких (многих) индивидуальных субъектов и имеющие определенную организационно-штатную структуру, например административные органы, государственные и муниципальные унитарные предприятия , государственные учреждения, хозяйственные общества , политические партии и т.п.

В зависимости от места и роли субъектов в конкретных административных правоотношениях условно можно выделить два вида субъектов:

  1. властвующие субъекты - они осуществляют административно-публичную деятельность в отношении иных субъектов конкретного административного правоотношения и наделены в отношении их властно-публичными полномочиями, т.е. административные органы (например, федеральные министерства, органы внутренних дел, налоговые органы и т.п.);
  2. невластвующие субъекты - они не осуществляют административно-публичную деятельность в отношении иных субъектов конкретного административного правоотношения и не наделены в отношении них властно-публичными полномочиями, т.е. обычные физические липа, предприятия, общественные объединения , иные организации, в том числе административные органы, вступающие в отношения с другими административными органами, которым они не подчинены организационно или функционально.

Субъектом административного правоотношения может являться только тот индивидуальный субъект или та организапия, которые обладают административной правосубъектностью , т.е. способностью быть участником данного правоотношения. Административная правосубъектность включает в себя три элемента:

  • административную правоспособность - способность субъекта иметь права и нести обязанности в административно-публичной сфере;
  • административную дееспособность - способность субъекта самостоятельно, посредством своих собственных действий осуществлять права и исполнять обязанности в административно-публичной сфере;
  • административную деликтоспособность - способность субъекта нести предусмотренную нормами административного права дисциплинарную, административную и иную публично-правовую ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения .

Особенности административной правосубъектности отдельных видов субъектов административных правоотношений будут рассмотрены в последующих главах учебника.

Например, содержание административного правоотношения, возникшего по поводу привлечения физического или юридического лица к административной ответственности, образуют субъективные административные права и обязанности административного органа, привлекающего к административной ответственности, и соответствующие права и обязанности лица, привлекаемого к этой ответственности.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений, как и любых других правоотношений, являются юридические факты . Как известно, в общей теории права по волевому признаку выделяют два вида юридических фактов: юридические действия и юридические события.

1. Юридические действия - это такие акты волевого поведения государственных органов и должностных лиц , органов и должностных лиц местного самоуправления, индивидуальных субъектов и организаций, которые направлены на возникновение, изменение или прекращение соответствующих административных правоотношений. Говоря о юридических действиях как об основаниях возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений, мы понимаем под ними любые внешние формы проявления активности субъекта, влекущей названные юридические последствия. При этом указанные юридические действия могут быть как правомерными, т.е. совершаемыми в соответствии с пред-писаниями норм права , так и противоправными, т.е. совершаемыми в нарушение таких предписаний.

Правомерные юридические действия, являющиеся основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений, могут выражаться, в частности, в таких формах, как подача гражданином или юридическим лицом заявления (ходатайства, жалобы) в административный орган, выдача административным органом заявителю соответствующего правоустанавливающего документа (справки, свидетельства, паспорта, лицензии и т.п.), государственная регистрация права или какого-либо объекта, издание индивидуального административно-правового акта (приказа, распоряжения, постановления и т.п.), заключение служебного контракта о прохождении государственной службы , в том числе военной и правоохранительной. Например, подача гражданином в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявления о государственной регистрации его права собственности на объект недвижимости влечет возникновение соответствующего административного правоотношения по государственной регистрации этого права.

Неправомерные юридические действия, являющиеся основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений, могут выражаться в таких формах, как совершение административного правонарушения, совершение дисциплинарного проступка, совершение иного публичного правонарушения, в частности неисполнение должником в исполнительном производстве возложенных на него обязанностей, требований судебного пристава-исполнителя. Например, совершение гражданином административного правонарушения влечет возникновение правоотношения по поводу привлечения его соответствующим административным органом к административной ответственности.

2. Юридические события - это такие фактические обстоятельства, которые наступают независимо от воли субъектов административных правоотношений и непосредственно либо через систему обусловленных ими юридических действий влекут возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений.

К числу таких юридических событий следует отнести стихийные бедствия, пожары, техногенные катастрофы и аварии, смерть (гибель) людей, фактическое истечение предусмотренного нормами административного права срока , с которым связывается наступление определенных последствий. Например, возникновение пожара, техногенной катастрофы является основанием для совершения компетентными административными органами определенных действий, направленных на установление и расследование причин и обстоятельств указанных событий, устранение их последствий и предотвращение в будущем, истечение установленного законом срока давности привлечения лица к административной ответственности, влечет прекращение соответствующего правоотношения, возникшего по поводу привлечения данного лица к административной ответственности.

1. Внешние границы осуществления административно-публичной деятельности, в пределах которых возникают административные правоотношения . В зависимости от этого можно выделить:

  • внутриорганизационные административные правоотношения , возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри отдельно взятых государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (например, управленческие отношения, возникающие внутри Правительства РФ, федерального министерства, суда, администрации района и т.п.);
  • внутрисистемные административные правоотношения , возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри системы государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений (например, управленческие отношения, возникающие в системе органов и учреждений внутренних дел, юстиции, налоговых органов и т.п.);
  • надведомственные (внешневластные) административные правоотношения , возникающие в процессе осуществления административными органами по вопросам своей компетенции внешней административно-публичной деятельности, направленной в отношении не подчиненных этим органам иных административных органов, физических лиц и организаций (например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, совершившим административное правонарушение, между налоговым органом и проверяемым им юридическим лицом, между федеральным антимонопольным органом и органом местного самоуправления и т.п.).

2. Характер организационно-правовой связи между участниками . По этому критерию выделяют:

  • вертикальные административные правоотношения , в которых один субъект организационно или функционально подчинен другому субъекту, что имеет место между вышестоящими и нижестоящими административными органами, между их структурными подразделениями, между этими органами и подчиненными им учреждениями; в то же время «вертикальными» являются и отношения, возникающие между властвующими субъектами - административными органами, с одной стороны, и гражданами, организациями - с другой, основанные на функциональном подчинении последних первым, например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, между налоговым органом и предприятием и т.п.;
  • горизонтальные административные правоотношения , складывающиеся между несоподчиненными субъектами, один из которых организационно не подчинен другому; их участники равноправны, т.е. между ними существует организационно-правовая связь, основанная на координации совместных действий в административно-публичной сфере (примерами являются отношения между федеральными министерствами по поводу издания совместных нормативных правовых актов, между различными контрольно-надзорными органами по поводу проведения совместных проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, между участниками дорожного движения по поводу обеспечения безопасности этого движения и т.п.).

3. Целевое назначение . По данному критерию выделяют:

  • административные правоотношения в связи с решением положительных задач в административно-публичной сфере - административно-регулятивные правоотношения, например, отношения, возникающие при предоставлении физическим лицам и организациям субъективных административных прав, при исполнении ими возложенных на них субъективных административных обязанностей;
  • административные правоотношения в связи с решением задач обеспечения безопасности и правопорядка , охраны и защиты прав физических лиц и организаций в административно-публичной сфере - административно-охранительные правоотношения, например, отношения, возникающие в процессе осуществления административного контроля (надзора), привлечения правонарушителей к административной ответственности и т.п.