Виды мер процессуального принуждения в уголовном процессе. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения. Меры пресечения в уголовно процессе
Уголовно-процессуальным правом предусмотрена возможность применения государственного принуждения к гражданам, не исполняющим требования закона. Также возможны другие предупреждения такого неисполнения.
Они могут носить разный характер: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный.
Меры процессуального принуждения в уголовном процессе применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер.
Применяются органами расследования, судебными органами в пределах их полномочий к лицам, участвующим в деле, ненадлежащее поведение которых может препятствовать успешному ходу уголовного судопроизводства.
Меры процессуального принуждения — это решения и действия органов, которые ведут производство по делу, предусмотренные уголовно-процессуальным правом.
Рассматривая вопрос, что такое меры процессуального принуждения, следует изучить их основные особенности:
- Они имеют конкретные цели, исходя из общего назначения уголовного судопроизводства.
- Применяется, когда есть предусмотренные законом основания, условия и порядок, гарантирующий их законность и обоснованность.
- Имеют особенное содержание и характер.
- Осуществляются помимо воли и желания граждан или объективно ограничивают их права.
Общие основания и предел применения мер процессуального принуждения — это необходимость достижения целей правосудия, обеспечения соответствующего порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.
Меры процессуального принуждения используются только в тех случаях, когда действительно возможны появления препятствий для движения дела.
Общие условия применения процессуального принуждения:
- Возбужденное уголовное дело.
- Субъект применения, который занимает определенную должность и принял дело к своему производству.
- Надлежащий объект — лица, на которые распространяется действие уголовно-процессуального закона, отсутствие служебного иммунитета.
Понятие и виды мер процессуального принуждения предусматривает уголовно-процессуальное законодательство:
![](https://i2.wp.com/ugolovnyi-expert.com/wp-content/uploads/2018/08/domarest.jpg)
Если есть основания для меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны принимать во внимание тяжесть предъявленного обвинения, информацию о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие данные.
Мера пресечение в отношении обвиняемого выбирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При продлении срока расследования одновременно продляется и срок действия меры пресечения.
Исключением является такая мера пресечения, как заключение под стражу. Она имеет собственный срок исчисления, что нуждается в самостоятельном продлении.
Мера пресечения в отношении подозреваемого действует 10 суток . В случае, когда на протяжении данного периода ему не предъявлено обвинение, мера пресечения снимается.
Мера пресечения, которая определена в отношении лиц, подозреваемых в преступлениях, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278,279, 281 и 360 УК, действует в течение месяца, именно в этот срок им должно быть предъявлено обвинение.
Решение о выборе меры пресечения оформляется соответствующим постановлением . Копия данного документа вручается обвиняемому, его защитнику и законному представителю по их просьбе.
Отличие мер пресечения от иных мер процессуального принуждения заключается в:
![](https://i2.wp.com/ugolovnyi-expert.com/wp-content/uploads/2018/08/questionnaire.jpg)
Существует разнообразие процессуальных форм для применения иных мер процессуального принуждения.
Задержание подозреваемого — это мера официального принуждения, которая применяется органом дознания, следователем или прокурором на срок не более, 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Следователь имеет право задержать гражданина по подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Для этого должно быть одно из таких оснований:
- Когда гражданин замечен при совершении преступления или в момент его завершения.
- Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо, как на совершившее преступление.
Если есть другие данные, которые дают основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано.
В случае, когда человек пытался скрыться или не имеет постоянного места жительства, его личность не установлена, а также, если следователем с согласия руководителей в суд направлено ходатайство, об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
После того, как подозреваемый доставляется к следователю, протокол должен быть составлен в течение 3 часов. В нем делается отметка о том, что подозреваемому были разъяснены правила, предусмотрены статьей 46 УПК РФ.
В протоколе следует указать все необходимые данные:
- Год, число, месяц, день, время и место его составления.
- Основания и мотивы задержания подозреваемого.
- Результаты его личного обыска и другие мотивы задержания.
- Протокол задержания подписывается лицом, которое его составило и подозреваемый.
О задержании человека следователь должен сообщить прокурору об этом в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Органы дознания проводят допрос подозреваемого не позже 24 часов, в соответствии с требованиями второй части статьи 46, статьи 189 и 190 УПК РФ.
Прежде, чем начать допрос, подозреваемому по его желанию обеспечивается свидание с его защитником наедине и конфиденциально. При необходимости процессуальных действий с участием подозреваемого, время на свидание может быть ограничено до 2 часов.
Об этом в обязательном порядке ставят в известность подозреваемого и его защитника.
Не позже 12 часов с момента задержания следователь уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или предоставляет такую возможность ему самому.
В случае, когда задержанным подозреваемым является военнослужащий, об этом уведомляется командование воинской части.
Если задерживается сотрудник органа внутренних дел, в известность ставится начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.
Если подозреваемый — это гражданин или подданный иного государства, то не позднее 12 часов с момента задержания об этом извещается посольство или консульство этого государства.
В случае, когда возникает необходимость в интересах расследования сохранить в тайне факт задержания, то с согласия прокурора уведомление может не проводиться. Исключением является случай, когда подозреваемым является несовершеннолетнее лицо.
Задержанный или обвиняемый в преступлении, имеет право пользоваться помощью адвоката. Конституция РФ гарантирует каждому право на защиту.
Защитник обязывается следить за правильным соблюдением всех процессуальных правил. Это дает возможность не допустить нарушения прав подзащитного с момента задержания.
Таким образом, задержание подозреваемого, как мера процессуального принуждения применяется для выяснения причастности задержанного к совершенному преступлению, а также для решения вопроса относительно применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Это возможно только по возбужденному уголовному делу.
Мери процессуального принуждения предусмотрены законом для того, чтоб объективно ограничить права и свободы человека, привлекаемого к уголовному преследованию.
Основная цель — предупреждение или пресечение неправомерных действий этих лиц . Основные отличия мер процессуального пресечения от других мер заключается в субъектах, к которым они применяются, ценностях, что подвергаются ограничению, порядке избрания, изменения и отмены.
Меры уголовно-процессуального принуждения - это уголовно процессуальные средства принудительного характера, применяемые компетентными органами и должностными лицами в отношении различных участников процесса для предупреждения и пресечения их неправомерных действий в целях обеспечения необходимых условий для достижения задач предварительного расследования и уголовного судопроизводства.
Различают следующие виды уголовно-процессуального принуждения:
- а) меры обеспечения получения доказательств, к которым относят привод; задержание; выемка и обыск; освидетельствование; наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка (ст. 174 УПК); получение образцов для сравнительного исследования; отстранение от должности; помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение;
- б) меры обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества (наложение ареста на имущество);
- в) меры поддержания порядка в ходе производства по уголовному делу (- удаление из зала суда подсудимого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей; эксперта; специалиста и переводчика);
Принуждение в уголовном судопроизводстве
Возлагая на участников уголовного судопроизводства определенные обязанности и предоставляя им права при расследовании и разрешении уголовного дела, государство рассчитывает на то, что они будут добросовестно исполняться и использоваться. Однако нельзя не учитывать проблем, связанных с недобросовестным исполнением обязанностей или злоупотреблением правами, что требует применения средств, способных обеспечить исполнение закона. С этой целью установлены меры государственного принуждения.
Меры уголовно-процессуального принуждения -- это предусмотренные законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при наличии основания и в порядке, установленном законом в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц, а также в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполнения назначения уголовного судопроизводства.
Иначе: Меры уголовно-процессуального принуждения - психологическое, материальное, физическое и моральное воздействие органов уголовного преследования на поведение лиц, участвующих в уголовном деле, с целью пресечения и предупреждения совершения ими неправомерных действий.
Общим для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их применения независимо от воли и желания лица, в отношении которого они осуществляются, а также их правоограничительный или правопринудительный характер.
Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К таким ограничениям может относиться ограничение:
неприкосновенности личности (задержание, арест);
свободы передвижения (домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении);
права осуществлять трудовую деятельность (отстранение от должности);
права распоряжаться имуществом (наложение ареста на имущество и т. п.).
Признаки мер уголовно-процессуального принуждения:
применяются только к лицам, участвующим в уголовном деле: к обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и понятому, чье ненадлежащее поведение создает угрозу или препятствует успешному расследованию (разрешению) уголовного дела;
применяются только в рамках производства по уголовному делу;
правом по применению мер уголовно-процессуального принуждения обладают специальные субъекты (дознаватели и следователи указанных в УПК РФ органов, а также суд);
круг оснований, влекущих необходимость применения в отношении лица мер принудительного воздействия, определен законом;
порядок их применения строго регламентирован законом.
Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, залог, временное отстранение от должности и некоторые другие).
Виды мер процессуального принуждения (в соответствии с разделом IV УПК РФ):
задержание, меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.
Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения. Они могут носить гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер. Меры государственного принуждения, применяемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, судов, называются мерами процессуального принуждения. От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствие для успешного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; применяются при наличии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность; имеют особые содержание и характер.
В УПК предусмотрен раздел IV, регламентирующий меры процессуального принуждения, содержание которого позволяет включать в эту категорию следующие виды мер процессуального принуждения.
- 1. Задержание подозреваемого (гл. 12 УПК).
- 2. Меры пресечения (гл. 13 УПК):
подписка о невыезде и надлежащем поведении;
личное поручительство;
наблюдение командования воинской части;
присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
залог; домашний арест; заключение под стражу.
3. Иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК):
обязательство о явке; привод; временное отстранение от должности; наложение ареста на имущество; денежное взыскание.
Меры уголовно-процессуального принуждения неодинаковы по своему характеру и преследуют разные цели. Одни из них направлены на пресечение возможного продолжения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности). Другие связаны с необходимостью доставления или обеспечения явки лиц в органы расследования или в суд (привод, обязательство о явке). Третьи служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество).
Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения могут быть разделены на средства пресечения, предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения. Таким образом, в уголовном судопроизводстве мерами процессуального принуждения являются предусмотренные уголовно-процессуальным законом принудительные средства, применяемые уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами при наличии к тому достаточных оснований и в порядке, установленном законом, в отношении подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а также других участвующих в деле лиц в целях пресечения и предупреждения противоправных действий этих лиц, устранения препятствий для производства по уголовному делу и обеспечения надлежащего исполнения приговора.
1. Понятие мер процессуального принуждения, их значение и система.
2. Задержание подозреваемого.
3. Меры пресечения, их общая характеристика и классификация.
4. Меры пресечения, имеющие своим содержанием личное обеспечение.
5. Меры пресечения, имеющие имущественное обеспечение.
6. Меры пресечения, имеющие морально-нравственное обеспечение.
7. Меры пресечения, имеющие административно-властное обеспечение.
8. Иные меры процессуального принуждения.
1. Процессуальное принуждение , применяемое к участникам процесса, имеет своим назначением предотвращение и пресечение различных форм неисполнения закона. Под мерами уголовно-процессуального принуждения следует понимать применяемое при производстве по уголовному делу превентивное воздействие, направленное на обеспечение надлежащего поведения перечисленных в законе участников уголовного судопроизводства при наличии обстоятельств, вызывающих необходимость применения этого воздействия.
Меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом принудительные средства, принимаемые уполномоченными на то лицами (дознавателем, следователем, прокурором и судьей) в отношении подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и других участников уголовно-процессуальных правоотношений при наличии к тому достаточных оснований и в порядке, установленном законом в целях обеспечения процесса доказывания по уголовному делу и осуществления уголовного преследования и справедливого разрешения уголовного дела, а также собирания доказательств и обеспечения гражданского иска. Они выражаются в лишении или ограничении личной свободы, временном лишении должности, ограничении права собственности, угрозе имущественных потерь и иных лишениях и правоограничениях.
Из приведенного определения могут быть выделены следующие признаки:
1) меры уголовно-процессуального принуждения, по общему правилу, применяются тем органом или должностным лицом, в производстве которого уголовное дело находится в данный момент, – дознавателем, следователем, прокурором или судом. Сказанное означает, что такие меры применяются на всем протяжении уголовного судопроизводства. Исключение составляет лишь стадия возбуждения уголовного дела, а также стадия исполнения приговора;
2) меры уголовно-процессуального принуждения применяются не только в отношении лиц, которые подвергаются уголовному преследованию (подозреваемый, обвиняемый), но и в отношении других участников уголовного судопроизводства. Например, при неявке без уважительных причин приводу могут быть подвергнуты как подозреваемый и обвиняемый, так и свидетель и потерпевший и другие участники процесса (ст. 113 УПК), а арест на имущество может быть наложен даже в том случае, когда оно находится у любого лица, если, конечно, есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого.
Лишение личной свободы, которое составляет суть задержания по подозрению в преступлении и меры пресечения в виде заключения под стражу;
Ограничение личной свободы, которое имеет место, например, при применении меры пресечения в виде подписки о невыезде;
Ограничение права собственности, которое имеет место при наложении ареста на имущество;
Угроза значительной имущественной потери, которая образует суть меры пресечения в виде залога;
Временное лишение должности, которое имеет место при применении временного отстранения от нее;
Иные лишения и правоограничения (например, доставление в правоохранительный орган лица вопреки его воле, которое является содержанием привода, денежное взыскание, означающее причинение убытков, особый режим военной службы, который применяется при избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части).
Меры уголовно-процессуального принуждения применяются в целях обеспечения функций уголовного преследования и разрешения дела по существу, а также в целях собирания доказательств и обеспечения гражданского иска по уголовному делу. Так, задержание подозреваемого и применение меры пресечения призваны обеспечить функции уголовного преследования и разрешения дела; привод свидетеля или потерпевшего – собирание доказательств в виде показаний названных участников уголовного судопроизводства, а наложение ареста на имущество – гражданский иск, предъявленный по уголовному делу.
В зависимости от характера и целей применения все меры принуждения УПК РФ разделяет на три группы:
1) задержание подозреваемого;
2) меры пресечения;
3) иные меры процессуального принуждения.
1) на меры, обеспечивающие задержание лица по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК);
2) меры пресечения, обеспечивающие надлежащее поведение лица, подвергаемого уголовному преследованию и обвинению (ст. 97-98 УПК);
3) меры процессуального принуждения, обеспечивающие порядок уголовного судопроизводства и надлежащее исполнение приговора (ст. 111 УПК).
В зависимости от того, требуется ли судебное решение на применение той или иной меры принуждения, можно их подразделить:
1) на требующие получения судебного решения (домашний арест, заключение под стражу, временное отстранение от должности, наложение ареста на ценные бумаги, на имущество, наложение денежного взыскания);
2) не требующие получения судебного решения (подписка о невыезде, личное поручительство и пр.).
2. Уголовно-процессуальное задержание представляет собой краткосрочное (на время, не превышающее 48 часов) досудебное лишение свободы. Особенность данной меры уголовно-процессуального принуждения определяется, во-первых, тем, что она применяется органами дознания (прежде всего, конечно, милицией) и следователями вне предварительного судебного и прокурорского контроля, а во-вторых, при наличии оснований, которые отнюдь не предполагают полной доказанности виновности лица в совершении преступления.
Согласно ст. 91 УПК орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
Когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
Когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Задержание по подозрению в совершении преступления производится в целях выяснения причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Мотивами же применения данной меры уголовно-процессуального принуждения принято считать обусловленные объективными обстоятельствами дела, служащими основанием для задержания, субъективные побуждения соответствующего должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, не допустить, чтобы лицо, подозреваемое в преступлении: а) уклонилось от дознания или следствия; б) воспрепятствовало производству по уголовному делу; в) продолжало преступную деятельность.
Моментом задержания подозреваемого следует считать официальное объявление управомоченного должностного лица гражданину о том, что он задерживается по подозрению в преступлении. Именно с этого момента между сотрудником правоохранительного органа и физическим лицом возникает правоотношение, смысл которого заключается в том, что свободный гражданин утрачивает свободу, он подлежит аресту, пребыванию под стражей, побег откуда (с любого места) пресекается силой, вплоть до применения оружия. Гражданин обязан подчиниться задержанию, а неподчинение и сопротивление также пресекаются силой с соблюдением правил уголовно-правовых институтов необходимой обороны, крайней необходимости и правомерности вреда, причиненного при задержании.
Законом устанавливается срок, в течение которого необходимо решить вопрос о применении задержания. После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные ст. 46 УПК. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. В тот же срок дознаватель, следователь или прокурор уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части.
Задержанный по подозрению в совершении преступления подлежит личному обыску, который производится без специального постановления. Предполагается, что право личного обыска задержанного дает сам факт задержания, что вполне объяснимо: такой обыск является логическим продолжением задержания, нацеленным, прежде всего, на разоружение подозреваемого в широком смысле данного понятия, т.е. на изъятие всего, что не может быть оставлено при заключении под стражу, а также всего, что может послужить вещественным доказательством по уголовному делу.
Порядок и условия содержания задержанных по подозрению в преступлении и подозреваемых, заключенных под стражу, определяется ФЗ от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с учетом изменений и дополнений). Задержанные по подозрению в преступлении содержатся под стражей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС), которые имеются в органах внутренних дел и в пограничных войсках. В ИВС органов внутренних дел действуют Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденные приказом Министра внутренних дел РФ № 41 от 26 января 1996 г.
3. Меры пресечения являются наиболее строгим видом мер принуждения и призваны обеспечить успешное производство по уголовному делу. Меры пресечения – это меры государственного принуждения, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, применяемые должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу, в отношении лиц, подвергаемых уголовному преследованию, и заключающиеся во временном ограничении их прав и свобод.
Меры пресечения отличаются от уголовного наказания тем, что:
Применяются к лицам, которые еще не признаны виновными в совершении преступления приговорами судов;
Лишены элементов кары;
Не преследуют целей исправления или перевоспитания преступников;
Имеют цель обеспечения решения задач уголовного процесса, если этому стремятся помешать лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности.
Меры пресечения применяются к лицам, обвиняемым в совершении преступлений. Лишь в исключительных случаях возможно применение меры пресечения в отношении подозреваемого, но не более чем на 10 суток (ст. 100 УПК РФ). Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется.
Право на применение мер пресечения принадлежит тому, в чьем производстве находится уголовное дело: в стадии предварительного расследования – следователю и органу дознания, а в судебных стадиях – соответствующей судебной инстанции. Прокурор вправе применить любую меру пресечения как по уголовному делу, принятому к своему производству, так и по любому делу, которое находится в производстве следователей, а также любого органа дознания, действующего на территории, на которую распространяется юрисдикция данного прокурора. С передачей дела в суд прокурор такую прерогативу утрачивает; она переходит к судье.
Виды мер пресечения указаны в ст. 98 УПК РФ. К ним относятся: подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу.
Основаниями избрания меры пресечения является наличие в распоряжении лица, в производстве которого находится уголовное дело, или суда доказательств, указывающих на то, что обвиняемый может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу или впоследствии может помешать исполнению приговора (ст. 97 УПК РФ). При отсутствии подобных оснований у обвиняемого отбирается обязательство о явке.
Под воспрепятствованием обвиняемым установлению истины по делу следует понимать возможность совершения им таких противоправных акций, как воздействие на потерпевших, свидетелей, экспертов, других лиц с помощью физического или психического насилия, фальсификации документов и других подобных деяний. Использование обвиняемым законных способов защиты, включая отказ от дачи показаний, или дачу заведомо ложных показаний нельзя рассматривать в качестве основания для применения меры пресечения.
УПК РФ обязывает учитывать и другие обстоятельства при избрании конкретного вида пресечения. Учет таких обстоятельств позволяет сделать вывод о том, будет ли обвиняемый (подозреваемый) пытаться уклониться от предварительного расследования или судебного разбирательства, препятствовать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность. Если материалы дела не позволяют сделать вывод о возможном ненадлежащем поведении обвиняемого (подозреваемого), то применение к нему меры пресечения будет необоснованным.
Таким образом, при решении об избрании меры пресечения необходимо иметь в виду, что:
1) любая из мер пресечения может быть избрана только после возбуждения уголовного дела;
2) должно быть основание избрания меры пресечения;
3) в деле должны быть доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления.
При этом до сих пор остаются актуальными слова юриста XVIII в. Чезаре Беккариа относительно необходимости строжайшего соблюдения требований закона при аресте: «Существует довольно распространенное заблуждение, которое заключается в том, что решение вопросов тюремного заключения граждан... следует оставлять на усмотрение судьи, который является лишь исполнителем законов. Это противоречит самой цели общества – обеспечивать личную безопасность граждан. Основания должны быть зафиксированы в законе, а не определяться судьями, решения которых всегда ущемляют гражданские свободы, за исключением случаев, когда они прямо вытекают из общих принципов действующего законодательства».
Статья 98 УПК РФ устанавливает виды мер пресечения, которые могут быть применены в отношении как подозреваемого, так и обвиняемого. Перечень этих мер является исчерпывающим.
В зависимости от содержания все меры пресечения можно условно классифицировать: меры пресечения, имеющие своим содержанием личное обеспечение (подписка о невыезде, личное поручительство); меры пресечения, имеющие имущественное обеспечение (залог); имеющие морально-нравственное обеспечение (присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым); имеющие административно-властное обеспечение (наблюдение командования воинской части, домашний арест и заключение под стражу).
4. Подписка о невыезде и надлежащем поведении. Для избрания данной меры пресечения выносится постановление, отбирается подписка о невыезде и надлежащем поведении, которая состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:
1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;
2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или суда;
3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу;
4) не совершать в ходе предварительного следствия преступления и не препятствовать исполнению приговора (ст. 102 УПК РФ).
В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) данной им подписки к нему может быть применена более строгая мера пресечения, вплоть до заключения под стражу, о чем ему должно быть объявлено при отбирании подписки.
По своей природе подписка о невыезде психологически воздействует на давшее ее лицо как самим фактом обязательства, так и опасностью применения более строгой меры пресечения в случае его нарушения. Подписка о невыезде представляет собой процессуальный акт, оформляемый письменным документом, в котором излагается соответствующее обязательство, указывается о последствиях его несоблюдения. Этот документ подписывается обвиняемым (подозреваемым) и приобщается к материалам уголовного дела.
Личное поручительство. Для избрания данной меры пресечения выносится постановление и отбирается от поручителя письменный документ в должном оформлении – подписанное им обязательство, в котором он ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым следующих обязательств:
Являться в назначенный срок по вызовам лица, в производстве которого находится уголовное дело;
Не совершать в ходе производства предварительного следствия преступлений;
Не препятствовать исполнению приговора;
Иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.
Обязательными специфическими условиями этой меры пресечения, предусмотренными в ст. 103 УПК РФ, являются:
Наличие письменного ходатайства одного или нескольких поручителей о применении именно этой меры пресечения;
Согласие лица, в отношении которого дается поручительство;
Разъяснение поручителю существа подозрения или обвинения, а также его обязанностей и ответственности, связанных с выполнением личного поручительства.
Поручитель ставится в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.
Если обвиняемый или подозреваемый не будет являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или суда или будет препятствовать производству по уголовному делу, на поручителя может быть наложено денежное взыскание в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.
Поручителем может быть лицо, заслуживающее доверия: родственники обвиняемого или подозреваемого, друзья или знакомые, которые в состоянии оказать на него воздействие, препятствующее нарушению им своих процессуальных обязанностей. Инициатива в применении данной меры пресечения может исходить как от следователя, так и от лиц, которые принимают на себя это поручительство. Поручители могут подать соответствующее заявление органу дознания, следователю, прокурору или суду, в производстве которых находится уголовное дело. Письменные заявления приобщаются к делу, а устные заносятся в протокол, затем рассматриваются указанными органами или должностными лицами, и по ним принимаются решения. Об отказе удовлетворить данное ходатайство выносится мотивированное постановление.
5. Залог. Сущность залога состоит во внесении на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях:
Обеспечения явки к следователю, прокурору или в суд подозреваемого, обвиняемого;
Предупреждения совершения им новых преступлений. Лицом, внесшим залог, может быть подозреваемый или обвиняемый, или другое физическое или юридическое лицо.
Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым (обвиняемым), то ему разъясняются существо подозрения, обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения (ч. 3 ст. 106 УПК РФ).
Вид и размер залога определяется лицом, избравшим данную меру пресечения, с учетом:
Характера совершения преступления;
Данных о личности подозреваемого, обвиняемого;
Имущественного положения залогодателя.
Данная мера пресечения может быть избрана в любой момент производства по уголовному делу.
Установлен следующий порядок оформления этой меры пресечения:
1) следователь выносит постановление о применении данной меры пресечения с согласия прокурора (если это решение принимает прокурор или суд, согласие других должностных лиц не требуется) и разъясняет залогодателю его права и обязанности;
2) залог вносится залогодателем на депозитный счет органа, в котором работает следователь (или прокурор или судья);
3) залогодатель приносит следователю квитанцию, свидетельствующую о внесении залога на депозитный счет;
4) следователь оформляет протокол о принятии залога, копия которого вручается залогодателю.
С этого момента данная мера пресечения считается примененной. Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый (обвиняемый) остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет залога (ч. 2 ст. 106 УПК РФ).
В случае невыполнения подозреваемым (обвиняемым) обязательств, связанных с внесением за него залога, залог обращается в доход государства. В остальных случаях суд при вынесении приговора, а также определения, постановления о прекращении уголовного дела решает вопрос о возвращении залога залогодателю. При прекращении уголовного дела прокурором, следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела (ч. 5 ст. 106 УПК РФ).
6. Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым. Данная мера состоит в обязательстве родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также должностных лиц специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний обвиняемый, что он:
Не будет покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;
В назначенный срок будет являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора в суд;
Не будет препятствовать производству по уголовному делу;
Не будет совершать в ходе производства предварительного следствия преступлений и препятствовать исполнению приговора.
Лицам, которым несовершеннолетний отдается под присмотр, должно быть разъяснено существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанная с обязанностями по присмотру. Это разъяснение дает дознаватель, следователь, прокурор или суд, в производстве которого находится уголовное дело, и он же выносит постановление о применении данной меры пресечения.
За нарушение взятых на себя обязательств на лиц, осуществляющих присмотр за несовершеннолетними, может быть наложено денежное взыскание в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.
7. Наблюдение командования воинской части . Эта мера пресечения состоит в принятии мер к лицам, указанным в ст. 101 УПК РФ, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того чтобы обеспечить выполнение этим лицами следующих обязательств:
Являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора в суд;
Не препятствовать производству по уголовному делу;
Не совершать в ходе производства предварительного следствия преступлений и не препятствовать исполнению приговора.
Обязательные особые условия избрания данной меры пресечения состоят в том, что:
Данная мера пресечения может быть применена только в отношении военнослужащих или граждан, проходящих военные сборы;
Требуется согласие лица, в отношении которого применяется данная мера пресечения.
Постановление об избрании данной меры пресечения направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения (ч. 3 ст. 104 УПК РФ). Об установлении наблюдения за обвиняемым (подозреваемым) командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, применивший данную меру пресечения.
Военнослужащие на время действия этой меры:
Лишаются права носить оружие;
Постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда;
Не направляются на работу вне части в одиночном порядке;
Не назначаются в караул и другие ответственные наряды;
Не подлежат увольнению в городской отпуск;
Не направляются в отпуск или в командировку.
В случае совершения подозреваемым (обвиняемым) действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.
Домашний арест. Эта мера пресечения предусматривает два вида ограничений: обязательные и возможные .
К обязательным ограничениям относятся те, которые связаны со свободой передвижения подозреваемого (обвиняемого), такие как запрет:
Общаться с определенными лицами;
Получать и отправлять корреспонденцию;
Вести переговоры с использованием любых средств связи.
Кроме обязательных ограничений, к этим лицам могут применяться некоторые другие, например, запрет:
Покидать жилое помещение, где они проживают;
Посещать определенные места;
Выходить из дома в определенное время или в определенные дни и др.
В постановлении или определении суда об избрании данной меры пресечения указываются все ограничения и конкретный орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений.
Заключение под стражу. Это наиболее строгая мера пресечения, так как лицо, взятое под стражу, физически изолировано от общества и содержится под охраной. Как справедливо отметил И.Л. Петрухин, заключение под стражу создает серьезные ограничения свободы личности, что позволяет признать исключительный характер ее применения.
Основания применения данной меры пресечения указаны в ч. 1 ст. 108 УПК РФ. Лишь в исключительных случаях она может быть применена к лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое может быть предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы. Кроме того, применение должной меры пресечения может иметь место при наличии следующих обстоятельств:
1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ;
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он скрылся от органов предварительного расследования или суда.
Заключение под стражу на стадии предварительного расследования применяется по судебному решению.
Порядок принятия решения о заключении под стражу заключается в следующем:
1) сначала прокурор либо следователь (дознаватель) с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства, которое с прилагаемыми к нему материалами направляется в районный или военный суд соответствующего уровня.
а) если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК РФ, то постановление и прилагаемые к нему материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания;
б) постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения по стражу рассматривается судьей единолично в судебном заседании в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд;
2) в судебном заседании участвуют подозреваемый или обвиняемый, прокурор, защитник. В судебном заседании также вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, следователь, дознаватель. Между тем неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого. Без обвиняемого решение о заключении его под стражу может быть принято только в случае объявления обвиняемого в международный розыск. Подозреваемый же, задержанный в порядке ст. 92 УПК РФ, обязательно должен быть доставлен в судебное заседание;
3) судебное заседание начинается с объявления судьей, какое ходатайство подлежит рассмотрению. Затем он разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности, после чего прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. Далее заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица;
4) по итогам рассмотрения ходатайства судья выносит одно из следующих постановлений:
Об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;
Об отказе в удовлетворении ходатайства;
Об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания;
5) постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, копии постановления – прокурору, подозреваемому (обвиняемому);
6) данное судебное решение подлежит немедленному исполнению, т.е. лицо, в производстве которого находится уголовное дело, должно незамедлительно уведомить кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии – других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего – также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.
Когда вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения – заключения под стражу – возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление. Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через трое суток со дня их поступления.
По общему правилу содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать двух месяцев с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, а если таковое не имело места – с момента фактической реализации постановления о заключении под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд. В срок содержания под стражей также засчитывается время:
На которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;
Домашнего ареста;
Принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда;
В течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или выдаче его РФ в соответствии со ст. 460 УПК РФ.
Продление срока содержания под стражей на стадии предварительного расследования применяется по судебному решению. Механизм продления срока содержания под стражей аналогичен предусмотренному для избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения. Согласованное с надзирающим прокурором ходатайство о продлении указанного срока до шести месяцев следователем (дознавателем) возбуждается перед судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненному к нему ходатайству военного прокурора, до 12 месяцев.
Свыше 12 месяцев срок содержания под стражей может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей Верховного Суда республики, краевого или областного суда, суда города Федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ или его заместителя, до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока допускается лишь в случае принятия судьей решения о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела в суд.
8. Иные меры процессуального принуждения могут применяться дознавателем, следователем, прокурором или судом к подозреваемому или обвиняемому, потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного процесса в целях обеспечения порядка уголовного судопроизводства или надлежащего исполнения приговора. Рассмотрим их подробнее.
1) Обязательство о явке. Это письменный документ, в котором подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель обязуется своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом, и делается отметка о том, что данному лицу разъяснены последствия нарушения данного обязательства.
Обязательство о явке не является мерой пресечения, однако при его нарушении к лицу можно применить привод, а к обвиняемому и соответствующую меру пресечения.
2) Привод. Данная мера означает принудительное доставление лица к дознавателю, следователю, прокурору или в суд. Основанием для вынесения постановления или определения о приводе является неявка без уважительных причин по вызову (обычно дважды) подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля. Перед его исполнением данное постановление объявляется задержанному, что удостоверяется его подписью.
Привод не может производиться в ночное время. Нельзя применять данную меру процессуального принуждения к несовершеннолетним в возрасте до 14 лет; беременным женщинам; больным, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, и это удостоверяется врачом.
Привод по указанию следователя, прокурора, дознавателя производится органами дознания, а по поручению суда – приставами-исполнителями.
3) Временное отстранение от должности. Эта мера процессуального принуждения может быть применена только к обвиняемому по постановлению суда и состоит во временном запрете продолжать работу в той должности, в которой обвиняемый трудится. При этом по постановлению судьи (суда) ему выплачивается государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда за счет средств федерального бюджета (ст. 131 УПК РФ).
Ходатайствовать перед судом о применении данной меры пресечения вправе дознаватель, следователь с согласия прокурора. Судья при получении такого ходатайства обязан в течение 48 часов после его получения принять решение о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
Когда в применении этой меры отпадает необходимость, дознаватель, следователь отменяет ее своим постановлением.
Если обвиняемым является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление), то представление о его временном отстранении от должности Генеральный прокурор РФ от своего имени направляет Президенту РФ, который в течение 48 часов должен принять решение о временном отстранении обвиняемого от должности или отказать в принятии такого решения.
4) Наложение ареста на имущество заключается в запрете собственнику или владельцу имущества распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.
Цель наложения ареста на имущество – в обеспечении:
Исполнения приговора в части гражданского иска;
Собирания доказательств;
Возможной конфискации имущества;
Других имущественных взысканий.
Применение данной меры процессуального принуждения сопряжено с соблюдением следующих условий:
Наложение ареста на имущество производится после возбуждения уголовного дела;
Наложение ареста на имущество возможно при наличии достаточных данных о причинении преступлением материального вреда как до заявления гражданского иска, так и после этого;
Арест на ценные бумаги или их сертификаты налагается по месту учета прав владельца ценных бумаг;
Арест на имущество налагается по месту нахождения данного имущества;
Арест может быть наложен и на имущество, находящееся у других лиц, если имеются основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого (обвиняемого).
Денежное взыскание налагается на участника уголовного судопроизводства в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда в двух случаях: за неисполнение им обязанностей, предусмотренных УПК РФ; за нарушение им порядка в судебном заседании.
Однако денежные взыскания не могут быть наложены на государственные органы и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс. Если нарушителями порядка в судебном заседании являются не участники уголовного процесса, то на них денежное взыскание налагаться не может.
За допущенные нарушения денежное взыскание может налагаться как на досудебной, так и на судебной стадии.
На досудебной стадии дознаватель, следователь или прокурор составляют протокол о нарушении, направляют его в районный суд, и судья обязан рассмотреть протокол в течение пяти суток после его поступления. В суд вызывается лицо, составившее протокол, и лицо, на которое может быть наложено денежное взыскание. Если нарушитель не является в суд без уважительной причины, то это не препятствует решению вопроса о наложении на него денежного взыскания.
Судья по результатам рассмотрения протокола вносит постановление о наложении денежного взыскания или об отказе в его наложении. Копии постановления должны быть направлены каждой стороне.
Если нарушитель не может сразу уплатить сумму, определенную судом, то суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение на срок до трех месяцев. Если нарушение было допущено в судебном заседании, то взыскание налагается тем судом, который выносит постановление или определение об этом.
Литература
1. ФЗ от 15 июля 1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г., 31 декабря 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.). М., 2005.*
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. №1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. №5.*
3. Горобец В. Принятие судебных решений о заключении под стражу //Российская юстиция. 2002. №6.*
4. Гриненко А.В. Обоснованность задержания и заключения под стражу по УПК РФ // Журнал российского права. 2003. №9.*
5. Грузд Б., Сайкин Л. При решении вопроса об аресте должно быть гарантировано «равенство возможностей» // Российская юстиция. 2003. №6.*
6. Золотых В. Заключение под стражу по решению суда. Обобщение практики применения ст.108 УПК РФ // Российская юстиция. 2002. №11.*
7. Мельников В.Ю. О совершенствовании норм УПК РФ, связанных с задержанием подозреваемого // Журнал российского права. 2003. №12.
8. Мизулина Е.Б. Новый порядок ареста и задержания соответствует Конституции РФ и международным правовым стандартам // Российская юстиция. 2002. №6.*
9. Михайлов В.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. М., 1996.
10. Назаров С. Задержание – «иное» процессуальное действие // Российская юстиция. 2003. №7.*
11. Петрухин И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. М., 1985.
12. Петрухин И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М., 1989.
13. Руднев В.И. Санкционирование ареста судом как гарантия обеспечения права на свободу и личную неприкосновенность // Адвокат. 2002. №8.
14. Рыжаков А.П . Меры пресечения. М., 1996.*
15. Трунова Л. Меры пресечения в уголовном процессе: ответственность за их несоблюдение // Уголовное право. 2003. №1.*
16. Трунова Л. Домашний арест как мера пресечения // Российская юстиция. 2002. № 11.*
Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона , или для предупреждения такого неисполнения. Они могут носить гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер. Меры государственного принуждения, применяемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, судов , называются мерами процессуального принуждения. От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствие для успешного хода уголовного судопроизводства ; имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; применяются при наличии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность; имеют особые содержание и характер.
В УПК предусмотрен раздел IV, регламентирующий меры процессуального принуждения, содержание которого позволяет включать в эту категорию следующие виды мер процессуального принуждения.
1. Задержание подозреваемого (гл. 12 УПК).
2. Меры пресечения (гл. 13 УПК):
- подписка о невыезде и надлежащем поведении;
- личное поручительство ;
- наблюдение командования воинской части;
- присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
- домашний арест ;
- заключение под стражу.
3. Иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК):
- обязательство о явке;
- привод;
- временное отстранение от должности;
- наложение ареста на имущество;
- денежное взыскание.
Меры уголовно-процессуального принуждения неодинаковы по своему характеру и преследуют разные цели. Одни из них направлены на пресечение возможного продолжения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности). Другие связаны с необходимостью доставления или обеспечения явки лиц в органы расследования или в суд (привод, обязательство о явке). Третьи служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество).
Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения могут быть разделены на средства пресечения, предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения. Таким образом, в уголовном судопроизводстве мерами процессуального принуждения являются предусмотренные уголовно-процессуальным законом принудительные средства, применяемые уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами при наличии к тому достаточных оснований и в порядке, установленном законом, в отношении подозреваемых, обвиняемых в совершении
1)меры процессуального принуждения: понятие и классификация
2)задержание подозреваемого
3)меры пресечения
4)иные меры процессуального принуждения
1)МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Классификация мер процессуального принуждения:
Задержание подозреваемого
Меры пресечения
Иные меры процессуального принуждения
УПК РФ содержит процессуальные гарантии, которые обеспечивают законность применения мер процессуального принуждения. Ими являются:
Применение мер процессуального принуждения только по возбужденному уголовному делу при наличии предусмотренных законом оснований и только до вступления приговора или иного решения суда в законную силу
Исчерпывающий круг участников уголовного судопроизводства, к которому эти меры м б применены, а равно органов и должностных лиц уполномоченных на их применение
Установление четкого процессуального порядка применения каждой меры процессуального принуждения
Любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу, имеет право на возмещение вреда в порядке реабилитации.
Меры процессуального принуждения- предусмотренные законом процессуальные средства принудительно-обеспечительного характера, включающие в себя задержание подозреваемого мерой пресечения и иные меры процессуального принуждения, которые орган дознания, дознаватель, следователь, а также суд в пределах своих полномочий вправе применить к подозреваемому, обвиняемому и иным участникам уголовного судопроизводства при наличии оснований, предусмотренных УПК РФ в целях предупреждения, либо пресечения их неправомерных действий. Меры процессуального принуждения не являются разновидностью уголовного наказания и к осужденным не применяются.
2)ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО
Задержание подозреваемого- мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, следователем, дознавателем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Она может применяться без судебного решения, но только на стадии предварительного расследования и только по уголовным делам о преступлениях, за совершение которых м б назначено наказание в виде лишения свободы.
Основания задержания:
Лицо застигнуто при совершении преступлении или непосредственно после его совершения
Когда потерпевший или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление
Когда на этом лице или его одежде при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Перечисленные в законе основания задержания подозреваемого могут возникнуть только при наличии достаточных данных указывающих на признаки преступления.
Лицо принявшее решение о применении этой меры процессуального принуждения должно произвести следующие дей-ия:
Подозреваемому д б разъяснены суть подозрения и его права предусмотренные ст 46 упк РФ
В срок не позднее 3х часов д б составлен протокол задержания, копия которого вручается подозреваемому
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течении 12 часов с момента задержания подозреваемого.
Подозреваемый д б допрошен
Если в отношении подозреваемого возбуждается ходатайство о заключении его под стражу, то постановление и материалы к нему д б представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.
Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя:
Если не подтвердилось подозрение в совершении преступления
Если отсутствует основание применения мер пресечения в виде заключения под стражу
Если задержание было произведено с нарушением требований УПК РФ
3)МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ
Меры пресечения- предусмотренные УПК РФ 7 мер процессуального принуждения, одну из которых при наличии достаточных оснований дознаватель, следователь или суд вправе избрать обвиняемому, а в исключительных случаях подозреваемому с целью временного ограничения его прав и свобод. Ими являются:
Подписка о невыезде и надлежащем поведении(ст 102 упк)
Личное поручительство(ст 103 упк)
Наблюдение командования воинской части(ст 104)
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым(ст 105 упк)
Залог(ст 106 упк)
Домашний арест(ст 107 упк)
Заключение под стражу(ст 108,109 УПК)
Процессуальными гарантиями законности и обоснованности применения мер пресечения выступают:
Применение меры пресечения не иначе как после возбуждения уг.дела
Применение меры пресечения только в отношении обвиняемого и в исключительных случаях подозреваемого
Предоставление права избирать меру пресечения только дознавателю, следователю или суду и только в пределах своих полномочий
Отсутствие у них обязанности применять меру пресечения
Наделение дознавателя, следователя и суда полномочиями по избранию только одной меры пресечения по её последующей отмене, а также по изменении меры пресечения на более строгую или более мягкую
Обеспечение судебным контролем и другими правовыми гарантиями справедливости и соразмерности процессуальных процедур по избранию мер пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу и продления срока содержания под стражей
Возможность обжалования решения суда, следователя, дознавателя о применении мер пресечения
В исключительных случаях мера пресечения м б избрана в отношении подозреваемого, при этом обвинение ему д б предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу в тот же срок с момента задержания. Об избрании меры пресечения выносится постановление, его копия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, одновременно ему разъясняется порядок обжалования решения о её избрании.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого: не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызову дознавателя, следователя или в суд; иным путем не препятствовать в производстве по уголовному делу.
Личное поручительство - состоит в письменном обязательстве заслуженного доверием лица о том, что оно ручается за выполнением подозреваемым или обвиняемым 2х обязательств:
В назначенный срок являться по вызову дознавателя, следователя в суд
Иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.
Наблюдение командованием воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или проходящим воинские сборы состоит в принятии мер предусмотренных уставом вооруженных сил РФ для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом взяток на себя обязательств.
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами или попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.
Залог- м б избран в любой момент производства по уголовному делу и состоит во внесении или передачи подозреваемым, обвиняемым или другим ЮЛ или ФЛ на стадии предварительного расследования в орган в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства- в суд недвижимого и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению РФ акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого, либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд предупреждения совершения им новых преступлений.
Вид и размер залога определяется судом с учетом следующих обстоятельств:
Характер совершенного преступления
Данных о личности подозреваемого или обвиняемого
Имущественного положения залогодателя
По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не м б менее 100тыс руб, а по уг.делам о тяжких и особо тяжких преступлениях менее 500тыс руб
Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной более мягкой меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной, либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя, либо на иных законных основаниях с возложением ограничений и запретов и осуществлением за ним контроля. Наказание избирается на срок до 2х месяцев.
Заключение под стражу применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое УЗ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3х лет и при невозможности применения иной более мягкой меры пресечения. К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу м б применено в случае если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. Срок содержания под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В ходатайство о продлении срока содержания под стражей д б представлено в суд по месту производства предварительного расследования, либо по месту содержания обвиняемого под стражей не позднее, чем за 7 суток до его истечения. Судья принимает свое решение не позднее чем через 5 суток после получения такого ходатайства. Мера пресечения отменяется когда в ней отпадает необходимость или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменились основания для её избрания. изменение меры пресечения допускается также в целях обеспечения безопасности подозреваемого, обвиняемого
4)ИНЫЕ МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Это группа из 5 мер, особенность которых проявляется в возможности их применения дознавателем, следователем или судом не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к другим участникам уголовного процесса в целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства, а также надлежащего исполнения приговора. Ими являются:
Обязательства явки(ст 112 упк)
Привод(ст 113)
Временное отстранение от должности(ст 114 упк)
Наложение ареста на имущество(ст 115-116 упк)
Денежное взыскание(ст 117-118 упк)
Обязательства явки состоит в письменном обещании подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля своевременно являться по вызову дознавателя, следователя и в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом.
Привод состоит в принудительном доставлении подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего и свидетеля к дознавателю, следователю или в суд.
По общему правилу привод не может производиться в ночное время.
Временное отстранение от должности м б применено только к подозреваемому, обвиняемому, независимо от того является ли он должностным лицом или осуществляет иную деятельность. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого, обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования ходатайство. Постановление судьи о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы либо в вышестоящую организацию и подлежит немедленному исполнению
Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества распоряжаться и пользоваться им, а также в изъятии имущества и передачи его на хранение с целью обеспечить исполнения приговора других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества. Наложение ареста на имущество отменяется на основании постановления или определения лица или органа в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость
Денежное взыскание предназначается только для потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, гражданского ответчика, эксперта, специалиста, переводчика и понятого. Оно м б наложено в случаях неисполнения этими участниками уголовного судопроизводства, предусмотренных упк РФ процессуальных обязанностей, а также при нарушении ими порядка судебного заседания. Процессуальные обязанности за неисполнение которых м б наложено денежное взыскание д б прямо предусмотрено УПЗ. Денежное взыскание налагается судом в том судебном заседании где это нарушение было установлено. Если соответствующее нарушение было допущено в ходе досудебного производства, то дознаватель, следователь составляет протокол о нарушении, который направляется в районный суд и подлежит рассмотрению судьей в течении 5 суток с момента его поступления в суд. Размер денежного взыскания варьируется в пределах до 2500руб. если его единовременная уплата невозможна, то суд при наложении такого взыскания вправе отсрочить или рассрочить на срок до 3 месяцев.