Тенденции социально экономического развития регионов. Социально-экономическое развитие регионов россии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Некоторые франкоязычные африканские женщины-иммигранты в Эдмонтоне испытывают эти различия. Удалось ли им выйти за рамки их интеграции в принимающее общество или, по крайней мере, эти различия создают препятствия для их интеграции? В Канаде можно ли считать гендерное равенство само собой разумеющимся или же существуют некоторые различия не только по признаку пола, но и по социальному и этническому происхождению?

С положительной точки зрения интеграция - это полное и активное участие в жизни нового общества, членом которого становится иммигрант. Он также должен быть признан другими членами национального сообщества в его рамках. Это также возможность получить доступ к различным услугам, преимуществам и ресурсам, которые эта компания предоставляет каждому из своих членов, говорит Жан-Клод Риччи. Однако, когда интеграция приобретает смысл ассимиляции, она становится отрицательной. Жан-Клод Риччи объясняет, что «интеграция связана с приемом Другого, дискуссией о роли иностранца на его месте в городе».

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Региональная политика - важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.

Это деликатное и трудное упражнение, потому что интеграция - это необходимое отношение, которое иногда вызывает большую сдержанность, будь то от принимающего сообщества или от самого иммигранта. В случае с принимающим сообществом основные причины этого нежелания в основном основаны на страхе перед вторжением иностранцев, в страхе потерять свою личность и, наконец, в отсутствии знаний о другом. В случае иммигрантов эта оговорка в основном основана на страхе быть отвергнутым или неправильно понятым, на стереотипе и отсутствии информации о принимающем сообществе.

Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально - экономического развития.

Женщины-иммигранты и процесс социально-экономической интеграции

Женщины играют центральную роль в динамичной интеграции членов семьи в общество. Исследования отметили, что женщины-иммигранты сталкиваются с множественными уровнями дискриминации из-за их пола и этнической принадлежности. Это наблюдение, по-видимому, относится к женщинам-иммигрантам без различия профиля. Часто процесс, ведущий к их интеграции, намного медленнее, чем для других членов их семьи, потому что они предпочитают своих детей и социально-профессиональную интеграцию своего супруга, прежде чем начать собственный поиск работы.

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.

Подчеркивая свою роль матерей, они отстают не только в социальной интеграции, но и в продвижении своей карьеры, говорит Элен Карду. Иммиграция часто приводит к радикальному разрыву со стилем жизни, который может оказать существенное влияние на социальную и профессиональную интеграцию женщин. Требуется переопределение ролей каждого члена семьи. Женщины могут испытывать периоды изоляции в своей социально-профессиональной адаптации, поскольку они должны принять новые уставы и справиться с обесцениванием старых уставов, например, роль матери дома.

Многочисленность субъектов Российской Федерации всегда порождала у исследователей желание сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны.

Цели и основные направления экономического развития региона

экономический регион бюджетный

Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Главная цель предстоящего десятилетия -- стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.

Такая ситуация может привести к разрыву в их социально-профессиональной траектории. В этом случае Элен Карду подчеркивает важность наличия сетей поддержки семьи, этнических групп и сообщества. Потеря обычных ссылок наряду с другими трудностями, такими как дискриминация, стереотипирование, исключение и чувство утраты собственного самоконтроля, может усложнить процесс интеграции в женщин.

По мнению респондентов, феномен интеграции имеет разные значения. В то же время интеграция - это, прежде всего, восприятие себя иммигрантом в его новой среде. Это индивидуальный курс, но требует поддержки и поддержки других. Например, в случае женщин-иммигрантов из Черной Африки элементы, которые некоторые из них считаются препятствиями, не относятся к другим. Попросив их отметить препятствия для их интеграции, женщины-иммигранты дали несколько ответов.

Среди основных направлений экономической политики целесообразно выделить следующие направления, которые сегодня актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России:

Конъюнктурная политика;

Политика экономического роста;

Структурная политика;

Региональная политика;

Политика занятости;

Некоторые элементы, которые ранее считались оказавшими большое влияние на процесс интеграции африканских франкоязычных женщин-иммигрантов в Эдмонтоне, не упоминаются среди приоритетных препятствий. Одиннадцать женщин утверждали, что испытывали расизм из-за своих имен, что, безусловно, влияет на процесс их интеграции. Присутствие маленьких детей, для некоторых, считается препятствием. Ибо, в дополнение к работе иногда полный рабочий день, это те, кто должен заботиться о детях, что оставляет им мало времени для деятельности по социализации, например.

Антиинфляционная политика;

Инвестиционная политика;

Социальная политика.

Все эти направления пересекаются, а подчас и противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.

Особое внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе уделено реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса. Кроме того, Правительство РФ намерено разрабатывать меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

Этническое сообщество и африканские франкоязычные женщины-иммигранты в Эдмонтоне

Здесь мы не можем воспринимать отражение сексуального разделения труда? Некоторые считают, что цвет их кожи является препятствием, «потому что, даже если люди не выражают это открыто, мы чувствуем», - сказал один из участников фокус-группы. В большинстве случаев этническая община не играла роли в интеграции женщин. 60% говорят, что они не имели никакого вклада от своего сообщества, когда они прибыли сюда. Некоторые говорят, что они были одними из первых прибывших из своих общин. По мнению других, этническая община придает большее значение поддержанию связей со страной происхождения и передаче культурных ценностей молодым поколениям, чем поддержке новичков в их интеграции в общество.

Планируется продолжить проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.

Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

Однако 40% участников отметили, что их этнические общины играют очень важную роль в их интеграции. Они получили информацию о существующих службах и учреждениях и получили психологическую, моральную, социальную и иногда финансовую поддержку. Большинство женщин рассматривают обменные встречи, организованные этническими общинами, как важные элементы процесса интеграции.

Вклад в социально-экономическое развитие Эдмонтона

Эти встречи позволяют смешиваться с людьми из других культур, мероприятия, которые некоторые женщины находят полезными. Социально-экономическое развитие в целом приводит к повышению уровня жизни населения. Что касается экономического фронта, то развитие относится к позитивному росту, который приводит к созданию богатства и улучшению условий жизни. Как правило, экономическое и социальное развитие относится к совокупности мутаций, которые могут испытывать, например, географические районы. Чтобы измерить этот прогресс, в дополнение к традиционно используемым индикаторам, таким как валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, другие показатели также рассматриваются как показатель человеческого развития, в котором связаны образование и здравоохранение, и лишь некоторые из них. чем эти два элемента.

В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах. Для решения задач, связанных с устранением ограничений инфраструктурного и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.

В этой статье концепция социально-экономического развития в основном связана с интеграцией чернокожих франкоязычных женщин в их принимающей общине, как экономически, так и стабильной работой, что является важным элементом их процесса интеграции. и кто имеет важное значение для их участия и участия в принимающем обществе; только социально - со знанием существующих институтов, языка и истории этого общества. Эти элементы являются важными факторами, которые могут привести к успешной интеграции.

Как правило, вклад иммигрантов в их принимающее общество рассматривается с точки зрения роста населения, трудового и культурного многообразия. Однако, исходя из образовательного уровня иммигрантов, нельзя отрицать вклад своего человеческого капитала в развитие их принимающей общины. Таким образом, мы можем рассматривать иммиграцию как важный вклад в динамику принимающего общества. Что касается франкоязычных африканских женщин в наших исследованиях, то большинство не только способствует разнообразию и инновациям принимающего общества, но и способствует его экономическому росту.

Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.

Опрошенные женщины воспринимают свой вклад в социальное и экономическое развитие региона Эдмонтон по-разному. На социальном уровне 67% респондентов говорят, что они способствуют развитию Эдмонтона. Причинами этого являются осознание общественно-общинной и религиозной деятельности, активное участие в жизни общества, добровольчество, участие в мероприятиях с детьми, помощь новичкам во время их первой установки, социализации и динамизма. По их словам, эти различные материалы показывают, что они полностью участвуют в общественной жизни Эдмонтона, что позволяет им сказать, что они, безусловно, способствуют социальному развитию региона.

Задачи региональной экономической политики:

Укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

Содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

На экономическом уровне большинство опрошенных женщин, 80% из них, говорят, что они вносят свой вклад. Чтобы проиллюстрировать их участие, они раскрывают различные элементы, касающиеся этого вопроса. Например, они указывают, что они платят налоги и указывают, что они работают, и что они являются потребителями. Однако 13% женщин считают, что они не участвуют в экономическом развитии Эдмонтона, потому что они не работают, но добавляют: «Мы также едим и платим налоги».

Комплекс, процесс интеграции для некоторых женщин медленный. Кроме того, есть много вещей, которые следует учитывать в этом процессе. Одной лишь воли недостаточно, хотя это очень важно. Среди респондентов те, кто смог положиться на сети по прибытии, испытывали меньше трудностей в процессе интеграции. Большинство респондентов говорят, что они социально и экономически интегрированы и считают, что они способствуют развитию капитала Альберты.

Сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;

Достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;

Явления, изученные в этой статье, позволили нам выявить суровую реальность, в которой живут африканские женщины-иммигранты, особенно франкофоны, проживающие в Эдмонтоне. Поселившись в новом обществе, где все совершенно по-другому, часто вызывает озабоченность, возникающую из-за различий между образом жизни, известным в стране происхождения, и тем, что женщины должны адаптировать к принимающей стране. Таким образом, проект иммигранта может иметь форму, отличную от планируемой до отъезда. Чаще всего идеалы жизни будут сильно изменены в контакте с новой реальностью.

Развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);

Стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов Российской Федерации;

Оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

То, как иммиграция воспринимается, понимается и переживается женщиной-иммигранткой, может стать важным активом в ее процессе интеграции и интеграции. В общем, разделяемые между различными социокультурными областями, иммигрант может столкнуться не только с внутренними конфликтами, но и с дискриминацией и социальной дифференциацией.

Эти действия сильно зависят от их ожиданий. Во время фокус-групп и интервью с некоторыми франкоязычными африканскими женщинами, которые иммигрировали в Эдмонтон, мы испытали уровень разочарования, горечи, разочарования и иногда даже отставки. Для большинства из них желание начать новую жизнь сильно, но недостаточно. Необходимы активные меры поддержки, чтобы помочь им в их путешествии и особенно помочь им обрести уверенность в себе. Некоторые из наших респондентов осудили дискриминацию, особенно в плане поиска работы.

Разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);

Совершенствование экономического районирования страны.

Одним из главных условий реализации перечисленных задач региональной политики является обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур.

При этом территориальное разделение труда и производственная специализация хозяйства регионов Российской Федерации должны обеспечиваться следующими методами:

Модернизация структуры хозяйства индустриально развитых районов на принципах экономики постиндустриального типа;

Содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями приграничных областей России и соседних государств, включенных в единые производственно-технологические системы;

Обеспечение условий для привлечения ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, а также к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;

Привлечение инвестиций регионов России и иностранных государств, заинтересованных в развитии общероссийской инфраструктуры и ее включении в систему мировых коммуникаций;

Обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, прежде всего в сфере транспорта и энергетики, выравнивающего условия хозяйственной деятельности в различных районах страны.

Основные управленческие моменты, вытекающие из бюджетного послания губернатора на примере Кемеровской области

Заслушав Бюджетное послание губернатора Кемеровской области, парламентарии приняли к сведению изложенные рекомендации при принятии проекта закона Кемеровской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в бюджете региона на 2013-й и плановый период 2014-15 годов не предусмотрено сокращения средств на социальную защиту, образование и здравоохранение.

О полном сохранении существующей системы мер социальной поддержки сообщил губернатор Аман Тулеев, выступивший сегодня с бюджетным посланием перед депутатами областного парламента. Более того, эта поддержка будет увеличена. Так, с 1 января 2013 года минимальный размер пенсии, которую в регионе получают 108 тысяч человек, вырастет до 700 рублей (сейчас 600). А для ста тысяч региональных льготников, получающих вместо льгот денежные выплаты, размер их будет увеличен на пять процентов. Ветераны труда станут получать 420 тысяч рублей, труженики тыла и репрессированные - 629 рублей, а реабилитированные - 833 рубля. Доплаты на питание школьников из многодетных малообеспеченных семей вырастут с 40 до 50 рублей в день. До 130 тысяч рублей подрастет и размер областного материнского капитала для семей, в которых не ранее 1 января 2011 года родился третий ребенок. А малообеспеченным семьям как минимум с тремя детьми, где доходы ниже прожиточного минимума (сегодня он равен 5470 рублей), будут доплачивать именно такую сумму на каждого ребенка до трех лет. На эти цели бюджету потребуется 509 миллионов рублей.

В следующем году области необходимо закупить не менее 50-ти автомобилей для организации услуги "социальное такси" (пока таких машин в регионе 37). Также стать более мобильными людям с ограниченными возможностями здоровья поможет дальнейшее развитие инклюзивного образования.

В области планируется создать еще четыре сердечно-сосудистых и восемь травматологических центров. Кроме того, 700 миллионов рублей из бюджета будет направлено на реализацию национальной программы онкологической помощи. А что касается такой актуальной темы как дошкольное образование, то Аман Тулеев заявил: в Кузбассе очередь в детские сады должна быть ликвидирована уже к концу следующего года.

Социальная направленность областного бюджета, как подчеркнул замгубернатора, начальник главного финансового управления Кемеровской области Сергей Ващенко, сохраняется уже на протяжении пятнадцати лет. Такого рода расходы без учета межбюджетных трансфертов в 2013 году составят 78,4 процента от всех расходов региональной казны. В том числе, 20,8 миллиарда рублей планируется потратить на сферу образования, 19,8 миллиарда - на реализацию социальной политики и 16,3 миллиарда рублей - на здравоохранение.

Что же касается основных параметров бюджета на 2013 год, то они были приняты депутатами в первом чтении в таком виде: доходы - 81,2 миллиарда рублей, расходы - 91,9 миллиарда рублей, дефицит бюджета - 10,9 миллиарда рублей.

Заключение

Концепция развития человеческого потенциала исходит из того, что государство через свои функциональные и региональные институты, обеспечивает не равенство потребления, а равенство возможностей для каждого. В связи с этим видением человеческого потенциала должны быть сформулированы основные направления развития образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, основные идеи, касающиеся политики доходов населения, целый комплекс мероприятий в сфере труда и занятости населения, а также жилищной политики.

В связи с этим можно сделать следующие выводы:

Необходимо четкое и быстрое взаимодействие всех субъектов управления развитием территории в конкретном регионе, что обусловлено различной их административно-правовой природой и ведомственной подчиненностью;

Из первого положения также с необходимостью вытекает необходимость разграничения полномочий всех субъектов управления, отсутствие которого негативно сказывается на эффективности управления;

Необходимо тесное взаимодействие институтов гражданского общества, финансовой и интеллектуальной элиты, органов государственной власти и местного самоуправления, которое способно создать благоприятный климат для создания предпосылок устойчивого развития и экономического роста.

Список используемой литературы

1.Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, М.: Юнити, 2000 - 346 с.

2. Бутов В.И., Игнатов В.Г., «Регионоведение, экономика и управление» - Москва 2000

3. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. «Основы региональной экономики» - Ростов-на-Дону 2000

4. Гранберг А.Г. «Основы региональной экономики» М.: ГУ ВШЭ 2001

5. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 4-е перераб. и доп. / А.А. Васильев, Н.Н.: ИП Гладкова О.В., 2004.-454 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Государственное регулирование экономики региона: необходимость, сущность, методы реализации. Современные тенденции бюджетного финансирования региональных экономических программ. Направления повышения экономического потенциала Акмолинской области.

    диссертация , добавлен 09.10.2013

    Основные цели и задачи анализа показателей социально-экономического развития территориальных образований. Оценка финансового положения региона. Индикаторы социально-экономического развития Архангельской области. Анализ выполнения плана областного бюджета.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2015

    Понятие, виды и уровни экономического развития. Динамика, источники и особенности экономического роста в странах с развитой рыночной экономикой. Экономическое развитие и экономический рост экономики России: предпосылки, качество, условия, новая стратегия.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    Стратегия экономического развития Псковской области, направленная на повышение качества жизни населения региона. Основные пути увеличения экономического потенциала и конкурентной способности области, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2011

    Понятие региона и функциональная система регионов. Экономические условия устойчивого развития Кемеровской области. Социальные условия обеспечения и государственное регулирование устойчивого развития региона. Конкурентоспособность и трудовые отношения.

    научная работа , добавлен 21.05.2013

    Структура экономики Сибирского федерального округа и его субъектов. Особенности стратегии социально-экономического развития региона, анализ его показателей. Направления развития отраслей экономики. Проблемы и перспективы экономического развития.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2015

    Экономико-географическое положение Самарской области, природные условия и ресурсы, население. Основные показатели деятельности региона. Цели и принципы концепции демографической политики. Основные проблемы развития региона и направления их решения.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2015

    Понятие и принципы регионального управления, его направления и критерии оценки эффективности. Сущность и содержание концепции устойчивого развития, условия ее применения. Экономическая основа развития региона, особенности данного процесса на сегодня.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Социально-экономическое развитие регионов в России. Социально-экономическое положение Вологодской области, входящей в состав Северо-Западного региона. Выработке стратегии регионального развития. Динамика промышленного производства, объемы инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2010

    Состав, структура и основные этапы комплексной программы социально-экономического развития региона. Комплексная программа социально-экономического развития Новосибирской области, конкурентные преимущества региона и основные инвестиционные проекты.

Наиболее привлекательные регионы для отечественных инвесторов

Первая группа регионов характеризуется наиболее социальной и устойчивой реакцией на рыночные преобразования. В эту группу входят регионы, в которых реформы осуществляются самыми быстрыми темпами. Этому способствуют относительно благоприятные стартовые условия вхождения в рынок, выгодное геополитическое положение, диверсифицированная структура производства, преимущественная федеральная поддержка по политическим мотивам. Эта группа включает Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самарскую область и др.

Для второй группы регионов характерна достаточно сильная, но не устойчивая реакция на рыночные преобразования, подверженная колебаниям вследствие преимущественно внешних причин. В эту группу регионов входят те, которые имеют ярко выраженную сырьевую специализацию и тем самым обладают широкими, но регулируемыми рыночной конъюнктурой экспортными возможностями. К таким регионам относятся Тюменская, Иркутская области, Красноярский край. Оренбургская область. Республика Башкортостан, Республика Коми, Мурманская, Архангельская области.

Третью группу образуют регионы со средней или подавленной реакцией на рыночные реформы. Для этих регионов характерны моноструктура производства и высокая доля промышленности, специализирующейся на выпуске оборонной продукции или тяготеющей к обеспечению общероссийских потребностей в продукции тяжелой индустрии. К их числу относятся Курганская, Свердловская, Челябинская области, Республика Удмуртия, Тульская, Липецкая, Ярославская, Московская области, Ленинградская, Волгоградская, Ульяновская, Пензенская области.

Четвертая группа регионов характеризуется наиболее слабой рыночной реакцией на проводимые экономические преобразования. В экономике этих регионов присуща моноструктура, преобладание аграрного сектора или отраслей легкой промышленности, которые при рыночном реформировании испытывают наибольшие сложности. Для ряда регионов этой группы актуальны экологические проблемы, прежде всего обусловленные последствиями Чернобыльской катастрофы или высокой вероятностью стихийных бедствий. В настоящее время к полностью депрессивным с точки зрения качества инвестиционного климата относятся Ивановская, Брянская, Калужская области, большинство регионов Центрального Черноземного района. Республика Калмыкия, Северо-Кавказский район (за исключением Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области), Магаданская, Сахалинская области.

В зависимости от факторов определяющих привлекательность для иностранных инвесторов, регионы страны можно разбить на три группы:

с относительно благоприятным инвестиционным климатом, максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур: Москва и Санкт-Петербург, области Калужская, Московская, Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская, нижегородская, Волгоградская, Самарская, Челябинская и Тюменская, Республика Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Красноярский край. На них приходится около 80% всех иностранных инвестиций.

регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. В эту группу входит почти половина регионов России, в том числе: области Белгородская, Оренбургская. Новосибирская, Камчатская, вологодская, Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Томская, Амурская, Магаданская; Приморский и Краснодарский края, Республика Коми, Удмуртская республик. Республика Дагестан;

регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур. Группу составляют примерно 15 регионов, в том числе области Центрально-Черноземного района. Республики Северного Кавказа, Калмыкия, Тыва, Алтай; Чукотский автономный округ. Еврейская автономная область.

Тема. Экономическая и национальная безопасность регионов

На современном этапе развития российской государственности ключевое значение приобретают региональные проблемы ее безопасности, связанные с реализацией идеи национального единства, блокированием контрреформистских и сепаратистских тенденций на местах, развитием интеграционных экономических процессов внутри страны и с ее стратегическими союзниками.

В этих условиях в сфере государственной региональной политики необходимо выделить приоритетные задачи, отвечающие интересам национальной безопасности России:

    укрепление территориальной целостности и государственного суверенитета России на основе принципов федерализма. Сохранение единого экономического пространства как основы формирования общероссийского рынка;

    реализация новой стратегии территориального развития производительных сил страны и размещения отраслевых производств путем поддержания оптимальных территориальных пропорций в развитии экономики, включая ее военно-экономический потенциал. Преодоление резких различий в социально-экономическом уровне субъектов Российской Федерации. Приоритетное развитие регионов, имеющих геополитическое и стратегическое значение;

    совершенствование федеративных отношений. Последовательная реформа федеративного устройства страны. Подчинение интересам федерализма социальной, этнической, бюджетно-налоговой политики;

    последовательное формирование паритетных экономических и бюджетно-финансовых взаимоотношений между региональными и федеральными органами исполнительной власти, исключающих возникновение конфликтных ситуаций.

Особое значение при этом должно быть обращено на стабилизацию социально-экономического положения регионов с высоким уровнем социальной и этнической напряженности. К ним, по нашему мнению, относятся:

    депрессивные районы с очагами межэтнических конфликтов (Северный Кавказ) и резким спадом производства по продукции машиностроения, легкой и пищевой промышленности (Центральный, Волго-Вятский и др. районы);

    районы с особым геополитическим положением (Калининградская, Псковская области, Краснодарский и Приморский края, Чукотский автономный округ, Курильские острова);

    районы с кризисным состоянием угольной промышленности общегосударственного значения (Воркута, Кузбасс, Восточный Донбасс и др.), а также районы размещения крупных предприятий ВПК (Урал, Северо-Запад, Поволжье);

    сельские территории, малые и средние города Нечерноземной зоны России;

    депрессивные районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включая районы проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Экономическая безопасность региона - это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Одновременно это степень, с одной стороны, интеграции региональной экономики с экономикой Федерации, а с другой - региональной независимости.

По нашему мнению, предметом деятельности власти в области экономической безопасности региона, в частности, являются:

    выявление и мониторинг факторов, влияющих на устойчивое развитие территории в текущей ситуации и перспективе:

    формирование экономической политики в русле общегосударственной стратегии экономической реформы:

    недопущение дискриминации со стороны федеральных органов по отношению к территории:

    паритетное участие в федеральных программах по развитию регионов, размещении государственных заказов и т.п.

Структура угроз экономической безопасности региона:

    Внешнеполитические (территориальный сепаратизм, политические угрозы, политическое противостояние с центром).

    Внутренние угрозы безопасности (угрозы в реальном секторе экономики, разрушение инвестиционно-инновационного комплекса, угрозы в социальной сфере, энергетические и продовольственные угрозы).

    Внешнеэкономические угрозы (валютно-финансовые, экономические).

Особое беспокойство вызывает такой сильнодействующий фактор снижения уровня безопасности, как очаги социальной напряженности. К ним относятся: а) очаги межэтнической напряженности; б) регионы с опасной концентрацией населения, находящегося ниже уровня бедности; в) районы вынужденной миграции населения из стран ближнего зарубежья; г) регионы и города - потенциальные центры чрезмерно высокой безработицы.

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, политическую стабильность, целостность общества и экономики, относятся:

    способность экономики функционировать в условиях режима расширенного воспроизводства;

    границы критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране:

    госконтроль над стратегическими ресурсами;

    устойчивость финансовой системы; поддержание научного и инновационного потенциала;

    сохранение экономического единства в регионе;

    обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

В «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608, среди важнейших мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, назван мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. К числу наиболее серьезных угроз отнесено возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. В соответствии с перечнем угроз экономической безопасности, содержащимся в названном выше Указе Президента, и требованиями, определенными в предыдущем разделе, были приняты социально-экономические показатели, характеризующие регион. Дадим весьма краткое обоснование этого перечня.

В связи с поставленной задачей - мониторинг и анализ социально-экономического положения регионов - возникает перечень показателей, который должен обеспечивать, с одной стороны, проведение максимально емкого и достоверного анализа, а с другой - возможность быстрого получения информации для их расчетов.

Согласно Указу Президента объектами экономической безопасности являются экономические отношения субъектов разного уровня, в том числе - регионального.

После ряда экспериментальных расчетов было принято решение об использовании семи основных показателей, отвечающих всем перечисленным требованиям:

Отношение средней заработной платы (с учетом выплат социального характера) к прожиточному минимуму в регионе,

    уровень преступности (число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения),

    просроченная дебиторская задолженность на душу населения,

    просроченная кредиторская задолженность на душу населения,

    задолженность по заработной плате на душу населения,

    уровень безработицы,

    соотношение числа безработных с числом вакансий.

Набор приведенных выше показателей позволяет наиболее оперативно осуществлять сравнительный анализ экономического положения в регионах с точки зрения социально-экономической стабильности. Кроме того, как показала практика, сбор информации для их получения с периодичностью в месяц, обеспечивает возможность организации оперативного мониторинга.