Становление государства как социального института. Понятие о государстве. Государство как основной институт общественной системы

Понятие «социальный институт»

Одним из исходных понятий, которое используется при рассмотрении ключевых процессов и явлений современности, является понятие «социальный институт». Многие исследователи не только указывают на его значимость и уникальность, но и называют исходной клеткой социологического анализа.

Определение 1

Несмотря на востребованность, понятие «социальный институт» до сих пор не имеет однозначного определения в рамках социологической науки. В связи с этим, авторы использую многообразие определений, которое представлено в различных словарях. Например, в «Кратком словаре по социологии», который был опубликован в 1988 году, предлагается следующее определение понятие «социальный институт»: это устойчивая и исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей в четко обозначенных условиях.

Социальные институт достаточно неоднородны и структурированы, соответственно и разнообразна их видовая составляющая. К фундаментальным социальным институтам относятся такие, как:

Конечно, это узкая разновидность, так как наше общество постоянно развивается и нуждается в создании новых форм организации совместной деятельности. Более того, современные социальные институты неразрывно связаны друг с другом, а их деятельность зачастую подчиняется одним и тем же правилам, законам и нормам, что делает их еще более связанными друг с другом, а деятельность человека более организованной и регламентированной.

Определение 2

Еще одно определение понятию «социальный институт» закреплено в современном социологическом справочнике (1990 год). Там социальный институт определяется в качестве формы закрепления а также способа дальнейшего осуществления деятельности человека, которая далее обеспечивает стабильное существование и функционирование общественных отношений. Все действия, отношения и результат подчинены социальным нормам и санкциям.

Государство как социальный институт

Государство является основным и самым главным носителем политической власти в обществе. по сути, это – сосредоточение всех правил, решений, законов и указов, которые могут изменить жизнь отдельного человека или огромной группы людей.

Современные государства по праву считаются настоящими социальными институтами, поскольку они выполняют несколько ключевых функций. Опираясь на право, а также на закон как высший орган, в котором сосредоточены все права и свободы граждан, государство может осуществлять как добровольное, так и принудительного регулирование социальных процессов, контролирует их.

Основная цель – обеспечение стабильного, соответствующего общемировым нормам и ценностям функционирования общества, его развитие и соответствие глобальным идеалам во всех сферах: экономической, политической, социальной и духовной.

Если говорить о функциях государства, как социального института, то многие авторы отмечают следующие: обеспечение устойчивости и стабильности, безопасности и социального контроля, регулирование и регламентация деятельности. Обладая всеми возможностями, государство может предписывать действия социальных групп и контролировать их, назначая или наказания, или поощрения, в зависимости от реакции на изменения в обществе.

Признаки государства как социального института

Государство как социальный институт обладает своими ключевыми признаками, которые присущи только ему. Эти признаки подчеркивают уникальность государства и его преимущества перед другими социальными институтами.

Во-первых, у государства есть все властные полномочия, которыми оно и его представители могут пользоваться на законных основаниях. Данные властные полномочия существуют в виде системы государственных органов, учреждений и организаций, которые ответственны за поддержание правопорядка, а также усиления роли государства в жизни каждого человека.

Во-вторых, в ходе реализации социальных функций государства действуют некоторые особые механизмы вышеописанной власти. Они многообразны, но должны обязательно соответствовать всем законам толерантности и гуманности.

В-третьих, политическая власть в праве санкционировать, устанавливать и закреплять систему правовых норм. Также государство может изменять их или вовсе отменять.

В-четвертых, государство как социальный институт ограничено по территории. Это значит, что распространение власти происходит только в рамках определенного пространства и не может выходить за пределы, иначе это будет расцениваться как захват чужой территории и призыв к военным действиям.

Если анализировать государство как социальный институт в рамках России, то здесь отмечается достаточно сложная структура, поскольку в рамках единого государственного института существуют также несколько институтов, которые выполняют свои уникальные функции. Среди них авторы и исследователи в области политологии и социологии выделяют следующие:

  • Института государственного управления, к которым относятся правительство, местные органы управления, администрации, а также учреждения, которые представляют правительство и администрацию;
  • Институты юстиции, а также институты правосудия, которые связаны с правовой и законодательной системами. Любой человек, проживая на территории России, знаком со своими правами и свободами, которые предписаны в Конституции Российской Федерации. Зная об этом, россиянин неукоснительно подчиняется им, так как знает, что за несоблюдение основных правил и норм он может подвергнуться административному или уголовному наказанию;
  • Института, которые охватывают вооруженные силы. Они отвечают за государственную безопасность и неприкосновенность. Сюда также относятся органы охраны общественного порядка и карательные учреждения (колонии, тюрьмы, специальные лечебные и медицинские учреждения).

Государство - социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо­го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Как социальный институт государство характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

История возникновения. Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования.

Важнейшие функции любого типа государства:

· защита государственного строя;

· предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;

· регулирования экономических и других общественных отношений;

· осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений – социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики;



· внешнеполитические функции защиты интересов страны;

· функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и т.д.

Важнейшие социальные функции государства:

· обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;

· обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

· создание условий для быстрого экономического роста;

· обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе.

Государство как социальный институт выполняет следующие функции:

· защитная;

· интеграционная;

· экономическая;

· социального контроля и другие.

Особенности функционирования государства на современном этапе развития условно можно разделить на внутреннее функционирование и внешнее.

К числу внутренних относятся функции:

1. Экономическая - функция реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу, объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном;

2. Финансовая - осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3. Социальная - в социальной функции государства речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи;

4. Политическая - функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5. Экологическая - функция государства – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов;

6. Культурная - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7. Охраны правопорядка, прав и свобод граждан - Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;

8. Обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности;

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1. Последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2. Создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ;

Можно выделить две основные внешние функции современного государства:

1. Военная функция;

2. Функция сотрудничества с другими государствами.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

1. в экономике;

2. в поддержании мира и мирового правопорядка;

3. в природоохранительной деятельности;

4. в борьбе с международной преступностью;

5. в сфере науки, культуры, образования;

6. в решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

Можно выделить основные признаки государства как социального института:

а) наличие публичной власти;

б) взимание налогов с населения;

в) наличие территории, где реализуются полномочия государства;

г) наличие определенных норм права, которые закрепляют существующую власть, права и обязанности граждан;

д) государственный суверенитет;

Функции государства: защитная, интеграционная, экономическая, социального контроля и др.

Государство обеспечивает стабильность в обществе и осуществляет управление обществом. Оно имеет различные формы правления:

Монархия

Республика: парламентская, президентская;

Разные формы государственного устройства:

1) федеративное; 2) унитарное; 3) конфедеративное.

Существует 2 типа политической власти: демократические (парламентские), недемократические (авторитаризм, тоталитаризм).

В гражданском обществе взаимодействие между гражданами, а также граждан с государством регулируются и обеспечиваются нормами права. Существует взаимная ответственность между государством и гражданами. Такое регулирование отношений на основе законов может обеспечить только правовое государство. Право выступает как мера свободы граждан, оно служит интересам личности и государства. Признаки правового государства: верховенство закона во всех сферах жизни общества, реальность прав человека, взаимная ответственность государства и личности. Государство – это главный политический социальный институт, и политическая социология изучает все, что касается властных отношений в государстве и между государствами. Государство может рассматривать как часть общества, которая обладая власть силой и авторитетом, распределяет ресурсы для поддержания функционирования общества.

Понятия и теории личности. Типы личности.

Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений, продукт социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных качеств. Каждая личность обладает индивидуальностью (это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одну личность от другой).

Социальные качества личности :

1) самосознание; 2) самооценка; 3) интересы; 4) убеждения; 5) направленность (совокупность мотивов ориентирующих деятельность человека); 6) ценностные ориентации; 7) идентичность (способность к самоотождествлению индивида с какой-нибудь группой или общностью).

Социальный тип личности – это набор повторяющихся социально значимых качеств личности, характерных для значительных групп людей. Типы личности можно разделить на модальный (усредненный, преобладающий в данном конкретном обществе тип, к которому относятся люди, ориентирующиеся на культурные образцы разделяемые большинством (типичный белорус, средний европеец и др.))и нормативный или базисный (тип личности в котором воплощены главные особенности культуры, в силу чего он играет в обществе роль эталона (образцовый студент, советский человек и др.).

Социализация личности.

Социализация – это двухсторонний процесс усвоения индивидом социального опыта, норм, ценностей за счет их видоизмения. Социализация – это процесс, которые не имеет завершения. В результате социализации у идивида вырабатываются типовые социальные реакции и формы активности, т.е. его поведение становится прогнозируемым. Агенты социализации – это социальные субъекты, связанные с социализацией и ответственные за ее результат. Они бывают :

1) Семья. В современном обществе социальным положением родителей определяется социальный статус ребенка приблизительно на протяжении первых 20 лет жизни. В результате социализации в семье может развиваться индивиантное поведение (отклонение от социальных норм);

2) Группа сверстников. Она оказывает неформальное воздействие, формирует самостоятельность, помогает освоить новые социальные статусы и роли. Уважение сверстников может компенсировать неудачи в учебе и отсутствие внимания у родителей.

3) Школа. Помогает понять значения формальных статусов и ролей, социальные отношения в школе обезличены и авторитарны.

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентны е функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они, и признаны, считаются побочным продуктом

Люди со значительными и высокими институциональными ролями часто недостаточно реализуют латентные эффекты, которые могут повлиять на их деятельность и деятельность связанных с ними людей.

Однако латентные функции институтов могут, как поддерживать признанные цели, так и превращать их в неуместные» Они могут даже приводить к нанесению значительного ущерба нормам института.

Явные функции. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это , прежде всего следующие функции.

  • 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений . Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.
  • 2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.
  • 3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций.

Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция -- это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

  • 4. Транслирующая функция . Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем, как расширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.
  • 5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику -- это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Наиболее выпукло существование латентных функций институтов показано Т. Вебленом, который писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «Кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию -- оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непониманием на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который, прежде всего, должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.

К внутренним функциям государства относятся: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах); охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п.

Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других государств; развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.

38. Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность

Социальная практика общественной жизни есть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида . Без подобных правил общество вообще не могло бы эффективно производить материальные блага, воспроизводить население, социализировать подрастающее поколение, защищать престарелых, развиваться и обеспечивать накопление социально-культурных достижений и т. д.

Таким образом, в обществе для обеспечения его жизнедеятельности вырабатываются определенные правила игры для всех его членов, и эти правила закрепляют и регулируют все формы социальных отношений.

Функциональность общества, следовательно, тем эффективнее практически, чем чётче в нём прописаны правила социальных отношений, чем чётче в нем распределена система ролей и статусов, предписывающая модели поведения индивидов, и чем чётче в нем определены санкции против тех, кто пытается нарушать правила социальных отношения и модели поведения.

Таким образом, эффективность общества определяется тем, насколько оно способно обеспечивать свои СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ , что является важнейшим назначением общества вообще.

Социальная функция общества - это его задача по обеспечению той или иной жизненно важной общественной потребности. Учитывая, что социальные функции общества являются задачами сложными, полиструктурными, взаимоувязанными во всех своих элементах, то для их обеспечения необходимы масштабные усилия специальных организаций и целенаправленные мероприятия множества учреждений и людей.

Эта задача в обществе решается так называемыми СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ, то есть, узко нацеленными на обеспечение той или иной социальной функции общества системами учреждений, организаций и отдельных групп людей. Это: экономические, военные и политические институты, институты права, образования, здравоохранения, науки, культуры, морали, искусства, спорта, идеологии, семьи, и т. д.

Жизнь общества сопровождается периодическим возникновением в нём того или иного процесса институционализации, то есть процесса образования того или иного социального института.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ состоит из нескольких последовательных этапов :

1. Обострение некоторой важной общественной потребности и осознание её обществом в качестве проблемы , требующей совместных усилий для своего решения.

2. Формирование массово преобладающего в данном обществе теоретического концепта для решения возникшей проблемы.

3. Стихийное формирование в ходе социальной практики практических норм и правил решения возникшей проблемы методом проб и ошибок.

4. Появление на основе этих норм и правил определенных процедур решения проблемы , и закрепление тех из них, которые наиболее оптимально проявили себя практически.

5. Формирование на базе закрепленных процедур некоего общего, системного метода решения проблемы , благодаря которому она из статуса проблемы переходит в статус социальной функции, которая надежно обеспечивается общими усилиями.

6. Институционализация норм, правил, процедур и общего системного метода обеспечения этой социальной функции, то есть передача и вменение всего этого в обязанность некоей общественно назначенной совокупности учреждений, организаций и групп людей;

7. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, обеспечивающих данную социальную функцию.

Социальные институты разделяют на основные и не основные . Поскольку каждый социальный институт решает проблему обеспечения той или иной жизненно важной потребности, то

К ОСНОВНЫМ социальным институтам относятся :

1. Экономические институты , организующие хозяйственную деятельность. Удовлетворяют потребность в обеспечении средствами существования .

2. Политические институты , организующие и поддерживающие систему государственной власти. Обеспечивают потребность в обеспечении внутренней безопасности и социального порядка .

3. Семейные институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей. Обеспечивают потребность в обеспечении воспроизводства населения.

4. Военные институты, защищающие общество от физических угроз и потери независимости. Удовлетворяют потребность во внешней безопасности и в сохранении суверенитета .

5. Религиозные институты, организующие исполнение религиозных обрядов и религиозного поклонения. Обеспечивают потребность в решении духовных проблем смысла жизни, приобщения к Высшему, обретения духовной гармонии.

НЕ ОСНОВНЫЕ институты являются так называемыми общественными практиками, с помощью которых обеспечивается функциональность основных институтов .

Так, например, основной институт экономики обеспечивается такими не основными институтами, как конвертирование валюты, маркетинг, рынок, биржа, подготовка и переподготовка кадров, банки, защита собственности и т. д. Основной институт семьи и брака поддерживается не основными институтами: наследования, регистрации актов, наречения имени, родительской ответственности, отцовства, материнства и т. д. Основной институт права поддерживается не основными институтами адвокатуры, судебной экспертизы, прописки, регистрации, судопроизводства, исполнения наказаний и т. д.

ГОСУДАРСТВО по этой классификации можно назвать важнейшим социальным институтом , который осуществляет наиважнейшую социальную функцию - создает механизм контроля за полным обеспечением всех социальных функций общества и управляет работой этого механизма.

Таким образом, государство отвечает за исполнение всех социальных функций общества , и, если говорить о сущности государства, то в социальном плане сущность государства состоит в том, что государство наделено всеми социальными функциями как верховный социальный институт .

Эти функции для государства делятся на внешние и на внутренние:

1. Внутренние функции в глобальной формулировке сводятся к сохранению общественного порядка, политической стабильности и экономической обеспеченности общества.

Для этого государство создает правоохранительную систему, регулирует экономические, имущественные и производственные отношения, занимается социально-экономическим планированием; обеспечивает здравоохранение, пенсии, социальную защиту, образование, судопроизводство и т. д.

2. Внешние функции государства сводятся к задачам обороны страны и отстаивания ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами.

Несмотря на очевидность назначения государства и, несмотря на его функциональность в социальном плане, в философии нет единой теории, как происхождения государства, так и его сущности.

Существует несколько точек зрения на происхождение и сущность государства:

1. Теория естественного государства (берет своё начало в античной мысли, затем развита в теории органического государства Краузе, Аренса и др.):

согласно этой теории, государство является естественной формой завершающего этапа формирования социальных отношений. Человек - существо общительное, стремящееся к совместному бытию и к совместной деятельности. В результате этого само собой, естественным образом, складываются большие союзы людей, объединенные совместным проживанием, совместной производственной деятельностью, близкими коренными интересами, этническим фактором, общей духовностью и образом жизни.

Государство, таким образом, само собой возникло из социальной практики в череде различных стихийных людских объединений - род, племя, союзы племен и, непосредственно, государство.

Следовательно,

происхождение государства проистекает из естественной общительности человека («человек - существо по своей природе политическое», Аристотель), а также из естественных предпосылок социального развития, а

сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма.

2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философии):

государство - это власть, а власть - это сущностный атрибут Бога. Следовательно, если и существует земная власть человека, то она имеет божественный источник, поскольку возникает не из земного, а проистекает из сущностного атрибута Бога.

Таким образом, если кто-то из земных получает власть, то она законна, как власть от Бога, ибо только у Бога власть, и только Богом она может быть кому-либо ниспослана, иначе Бог лишил бы любого его власти. И это есть божий промысел, и все должны его принимать, и подчиняться власти земной, как власти божественной.

Таким образом,

происхождение государственной власти - это Божий промысел, это забота Бога о человеке, это освященный небесами и данный Божьей мудростью порядок человеческой жизни , без которого человек оставался бы диким и раздробленным. А

сущность государства состоит в наделении властью от Бога определенных людей для заботы и охранения своих подданных .

3. Теория вотчинного государства (возникла в позднее средневековье):

вотчина - это право полной собственностью на землю. По этой теории государство сложилось, как следствие укрупнения вотчинных землевладений. Крупные вотчинники, землевладельцы, обладали полным правом собственности не только на свою землю, но и на всё то, что на ней находилось, и на всё то, что на ней происходило.

В итоге естественно-объединительных или насильственных действий, сложились крупные территории, на которых господствовало право одного человека, одной семьи, одного рода, или племени, и т. д. На этих территориях устанавливались единые порядки, неукоснительные для всех, которые стали прототипом государственного устройства.

Затем очевидная эффективность такого правления привела к дальнейшему развитию государственных форм правления, в которые органически перетекли вотчинные модели правления. Таким образом,

происхождение государства состоит в частной собственности на землю, а

сущность государства состоит в произрастании из права на земельную собственность всех остальных властных прав, а потом и обязанностей по поддержанию и защите данной территории.

4. Договорная теория государства (основатели Гроций, Гоббс, Локк):

поскольку ни один человек никогда естественным образом не признает над собой власти другого человека, то возникновение власти можно считать возможным только в результате некогда происшедшей договоренности между людьми.

Стимулом для подобной договоренности было ясное осознание человеком, что наличие собственных естественных прав без их надежного обеспечения приравнивается к их полному отсутствию.

Таким образом, человек понял, что лучше добровольно передать свои естественные права в распоряжение другому, более сильному человеку, в обмен на их обеспечение с его стороны. Так, например, передается имущество или земля в пользование человеку, способному лучше ими распорядиться, в обмен на долю от результатов.

Таким образом, все люди, там или здесь, некогда добровольно передавали свои естественные права (собственности, свободы, различного рода личного выбора и т. д.) одному достойному и сильному лицу с тем, чтобы тот обеспечивал действие этих прав и распространял их в определенной доле на всех остальных.

Так появились представители верховной власти и их подданные, чьи взаимоотношения образовали государственную систему жесткой, вертикально организованной власти. Таким образом,

происхождение государства искусственно, оно в разумности человеческого общества, а

сущность государства состоит в добровольной передаче естественных прав большинства меньшинству.

5. Теория общественного договора (разработчик Руссо):

аналогична договорной теории практически во всём, кроме того, что добровольное соглашение людей о государственной власти было ими заключено по своему смыслу не как передача власти от большинства к отдельным лицам, а как договорной акт, в котором властью была наделена общественная, коллективная воля большинства, принявшая подобное решение. То есть

государство возникло договорным способом, но не как власть отдельного человека, а как власть всеобще осознанного выбора большинства и, тем самым, является всеобще разработанной и коллективно принятой системой права.

6. Государство, как аппарат насилия (марксизм ):

государство - это инструмент подчинения господствующими классами эксплуатируемых классов.

Происхождение государства проистекает из необходимости принуждения эксплуатируемых классов к труду, а

сущность государства состоит в обеспечении сложившихся классовых отношений.

С исчезновением классов (при коммунизме) исчезнет и государство.

Существует также множество воззрений, объясняющих происхождение и сущность государства с других позиций: с чисто философских позиций отвлеченно от исторической практики; или с чисто географических позиций, или с чисто социальных позиций, или с юридических, с нравственных, с рациональных, с культурологических и т. д. позиций.

Однако, несмотря на разность всех этих течений, можно сказать, что в общем смысле

сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а

происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни , потому что исходя из онтологического факта обязательного и повсеместного возникновения государства в исторической практике всех народов, государство есть проявление действия закона, потому что только закон обеспечивает эти две характеристики любого явления - повсеместность и обязательность.

Основные термины

ВЛАСТЬ - способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.

ГОСУДАРСТВО - система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека независимо от социальных условий.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ - процесс образования того или иного социального института.

ОБЩЕСТВО - система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВА - задача общества по обеспечению той или иной жизненно важной социальной потребности.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - узко нацеленная на обеспечение той или иной социальной функции общества система учреждений, организаций и отдельных групп людей.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции Культура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и

Из книги Монизм как принцип диалектической логики автора Науменко Л К

2. Научное понятие и «банальные реальности».Индивидуальный объект и универсальная сущность Противопоставление изменчивых вещей устойчивым сущностям, понимание всеобщего как иной логической сферы, чем единичность, размещение этих предметов в различных плоскостях –

Из книги Философия науки и техники: конспект лекций автора Тонконогов А В

Тема 7. Наука как социальный институт 7.1. Институционализация науки и ее философские проблемы В широком смысле социальный институт трактуется как элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни – совокупность

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

5.1. Сущность социального отклонения Термин «девиация» (лат. deviacia - отклонение) означает отличное от нормы поведения человека или социальной группы.Социологи по-разному объясняют сущность девиантного

Из книги Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие автора Волков Вячеслав Викторович

11.1. Религия как социальный институт Определение религии. Религия - один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, института семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные системы возникали из необходимости объяснять

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Антропосоциогенез: это одновременное возникновение человека и общества как единый процесс.Антропогенез - это процесс формирования человека от антропоида (исходного предкового вида) к человеку разумному.Видимым результатом

Из книги Избранные произведения автора Вебер Макс

Происхождение и сущность морали С появлением классового общества мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер не только по своему содержанию, но и по своему субъекту: можно совершенно точно говорить о морали классов господствующих и о морали классов

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

3. Наука как социальный институт Структура науки Формирование науки как социального института - исторический процесс. Это относится и к науке в целом, и к каждому ее структурному подразделению (комплексу научных знаний).Чтобы лучше понять, о чем идет речь, восстановим в

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора

I. Понятие социологии и «смысла» социального действия Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

2. Понятие социального действия 1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

§ 22. Упрек в Платоновом реализме. Сущность и понятие Особым камнем преткновения вновь и вновь служило то, что мы - будучи «платонствующими реалистами» - выставляем в качестве предметов идеи, или сущности, и приписываем им, как и прочим предметам, действительное

Из книги Философия как духовное делание (сборник) автора Ильин Иван Александрович

Из книги Советский кишлак [Между колониализмом и модернизацией] автора Абашин Сергей

Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА Принцип детерминизма является важнейшим принципом марксистско-ленинской философии. Он означает, что все события, совершающиеся в действительности, вызываются при данных условиях определенными причинами,

Из книги автора

96. Почему лицемерие есть сущность «человека социального»? Именно потому, что человек есть нравственное существо в своей исконной чисто человеческой природе. Нравственное начало настолько сильно и глубоко в человеке, что это поистине его фундаментальная характеристика.

Из книги автора

[Лекция 9], часы 17, 18 Понятие цели. Сущность методологической дифференциации 7) Нам остается, наконец, установить идею цели.Всякая цель вообще есть объект сознательного человеческого хотения, стремления к осуществлению этого объекта в реальной действительности. Целью