Совершенствование открытости деятельности органов исполнительной власти. Рекомендации по организации мониторинга информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления. Концепт «электронного государства» затрагивает три

До конца апреля 2018 года будут приняты обновлённый стандарт открытости федеральных министерств и ведомств, а также методические рекомендации по внедрению принципов открытости в регионах. Об этом сообщил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов 15 декабря в ходе круглого стола по вопросам повышения открытости госорганов Новосибирской области. Министр подчеркнул, что ключевая цель повышения открытости власти - решение реальных проблем, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни.

По словам Михаила Абызова, открытое государство строится на трёх главных принципах: качественное, понятное и объективное представление людям информации о работе органов власти, вовлечение людей в принятие государственных решений и реализация функций общественного контроля. Власть должна понимать свою подотчётность людям, ради которых она и существует, подчеркнул министр. Эти принципы легли в основу Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти, который реализуется последние несколько лет. Кроме того, в четырёх пилотных регионах - Москве, Туле, Красноярском крае и Татарстане - апробирован региональный стандарт открытости.

На базе этого опыта мы подходим к этапу окончания полномочий правительства и хотели бы до конца апреля 2018 года принять обновлённый стандарт и новую концепцию, учитывающую наработки за эти 5 лет для федеральных органов власти, а также принять методрекомендации для обеспечения основных механизмов открытости для регионов. Этот проект подготовлен Высшей школой экономики и в ближайшее время будет обсуждаться на площадке правительства. Мы будем формировать открытую платформу, чтобы этот механизм не был каким-то образом законсервирован, чтобы стандарт обновлялся и включал в себя библиотеку лучших практик и наработок во всех регионах РФ», - сказал Михаил Абызов.

Министр отметил, что в будущем хотелось бы рассчитывать на большую вовлечённость граждан в дела государства. Но люди не готовы тратить своё время и силы, чтобы просто поговорить на общие темы, - им нужно решение проблем, подчеркнул Михаил Абызов.

Если повестка, которую мы предлагаем для этого диалога, не соответствует вызовам, с которыми сталкивается человек, если она неактуальна - значит, она бессмысленна. Если мы не обсуждаем вопросы образования, здравоохранения, ЖКХ, но начинаем говорить про облачные технологии - эта повестка не нужна. Люди хотят видеть изменения от этих обсуждений, они хотят видеть, каким образом учтены их предложения», - подчеркнул министр.

Всё это должно базироваться на новой культуре чиновников. Если в положения и уставы о деятельности госорганов не будут включены мощные блоки, связанные с ответственностью перед гражданским обществом, то изменить культуру чиновников не получится.

Министр также призвал повышать уровень политической, общественной ответственности конкретных руководителей ведомств в регионах: чтобы региональный министр здравоохранения, образования, а не только губернатор работал с обращениями граждан и решал вопросы.

Сегодня органам власти необходимо расширение открытого аргументированного диалога с представителями общественного движения, общественными организациями, отметил, в свою очередь, врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников.

Обоснованная критика и умение слушать друг друга всегда идёт только на пользу общему делу, если стороны настроены на конструктивный диалог. Благодаря реализации проекта "Открытое правительство" на территории нашего региона в общественном пространстве стали развиваться новые площадки для диалога. Это обусловлено вопросами, вызвавшими общественный резонанс. Очевидно, что формы обсуждения и общения необходимо менять. Но диалог и различные общественные обсуждения не должны быть ради обсуждения, любые дискуссии должны привести к каким-то решениям, компромиссам и движению», - считает глава региона.

Система взаимоотношений человека и государства, человека и власти будет изменяться с применением новых технологий, полагает Михаил Абызов. Форматы открытых дискуссий, офлайн-дискуссий, по его мнению, будут дополняться форматами интернет-взаимодействия.

Моё личное убеждение - невозможно всё перевести в электронную форму: работу с экспертами, вопросы общественного контроля. Я не видел успешных примеров, где качественно реализуется открытость власти без разговора "глаза в глаза", без эмоций и контакта, которые являются связующим звеном между властью и обществом. Но тем не менее эти современные форматы тоже надо реализовывать. Потому что это самый быстрый путь получить обратную связь по большой палитре вопросов. С другой стороны, это быстрый сервис для людей с точки зрения решения вопросов, которые их беспокоят. Но главное - чтобы это не превратилось в фетиш, чтобы это было по делу, удобно и полезно», - отметил Михаил Абызов.

В Новосибирской области, как и в других регионах РФ, реализуется проект «Бюджет для граждан», на базе которого разрабатываются, в том числе, и электронные сервисы, помогающие гражданам разобраться в бюджетных отношениях. 24 ноября в эксплуатацию запущен портал «Открытый бюджет» Новосибирской области.

Запуск портала обеспечивает три перспективы. Во-первых, портал становится значимым инструментом повышения качества общественного контроля в вопросах бюджетной тематики. Во-вторых, портал является хорошим вспомогательным инструментом для повышения финансовой грамотности населения и, в-третьих, портал в перспективе рассматривается как единая технологическая площадка для размещения на нём открытых данных о результатах формирования и исполнения бюджета», - пояснил временно исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Новосибирской области Виталий Голубенко.

Итоги реализации проекта «Бюджет для граждан» в регионах будут подводиться 20 декабря на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства с участием главы Минфина Антона Силуанова, сообщил Михаил Абызов. По мнению министра, этот продукт становится своего рода навигатором, дающим человеку понимание того, на что тратятся деньги и, самое главное, - понимание того, какую поддержку от бюджета и в каких ситуациях человек может получить.

Но человек одновременно может являться и гражданином, имеющим право на субсидии и льготы, и на социальную помощь, и на помощь для семей с детьми. Нужен список вопросов, в котором можно проставить галочки и увидеть, в каком порядке и на что человек имеет право. Чтобы в несколько кликов получить этот сервис. Это будет такой калькулятор прав для человека. "Бюджет для граждан" нужно ориентировать на простого человека, на получение полезной и нужной информации в три клика», - подчеркнул Михаил Абызов.

Что касается непосредственно представления бюджета, то, по мнению министра, нужно на одном слайде делать презентацию с наглядной и конкретной информацией о том, столько детских садов будет построено, сколько школ и больниц отремонтировано, сколько перинатальных центров построено. Всё это нужно также отметить на геокарте.

Я убеждён, что простого человека в первую очередь интересует открытость власти в муниципалитете и в регионе - где он живёт и сталкивается с проблемами. На первый план выходит тема здравоохранения. Люди раньше хотели жить, а сейчас хотят жить долго, здорово. И чем больше мы будем делать в области здравоохранения, тем больше будут требования. Нас ждёт повышенный интерес и радикально повышенные требования со стороны человека к качеству работы наших учреждений здравоохранения. Чтобы не прийти к конфликту, нам нужны правильные нити общения и взаимодействия», - отметил Михаил Абызов.

Он выразил надежду, что после передачи полномочий по независимой оценке качества социальных услуг региональным общественным палатам такая оценка станет более объективной.

Рекомендации по организации мониторинга информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2 годах, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. , предусматривает в качестве одной из программных задач реформы повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также обеспечение информационной открытости федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для решения указанной программной задачи в соответствии с Концепцией предполагается осуществить:

разработку и принятие нормативных правовых актов , закрепляющих процедуры раскрытия информации о деятельности государственных органов;

внедрение механизмов повышения открытости государственных и муниципальных органов, а также совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти и общества;

разработку и поэтапное развертывание системы мониторинга информационной открытости государственных и муниципальных органов и определения рейтингов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по критерию открытости.

Кроме того, как подчеркивается в Концепции, необходимо обеспечить приведение ведомственных Интернет-порталов в соответствие с общими требованиями по размещению информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет.


В соответствии с указанными положениями Концепции административной реформы ниже приведен ряд наших предложений по критериям и системе мониторинга информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации.

Критерии информационной открытости

На наш взгляд, можно выделить три критерия для определения и сравнения информационной открытости органов публичной власти, а именно:

1. Соответствие организационно-процессуальным требованиям действующего законодательства и Концепции административной реформы в Российской Федерации.

2. Соответствие общим требованиям по размещению информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет.

3. Оценка информационной открытости органа публичной власти потребителями.

Каждый из выделенных критериев предполагает и очерчивает группу показателей для конкретного измерения и сравнения уровня информационной открытости органов публичной власти.

Показатели и процедуры мониторинга

Соответствие организационно-процессуальным требованиям действующего законодательства и Концепции административной реформы предполагает практическую реализацию указанных организационно-процессуальных требований в деятельности органа публичной власти.

Применительно к государственным и муниципальным органам исполнительной власти российское законодательство устанавливает специальные требования, обеспечивающие информационную открытость органов публичной власти и их взаимодействия с обществом.

Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в целях совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти и общества должны быть разработаны и внедрены следующие механизмы:

раскрытия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

проведения публичных обсуждений подготавливаемых решений;

проведения общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти;

включения представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти;

создания и деятельности при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества.

Проект Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», одобренный Правительством Российской Федерации, предусматривает порядок раскрытия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу потребителей (граждан и организаций).

Соответствие общим требованиям по размещению информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет предполагает размещение информации в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 98 от 01.01.01 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Пункт 7 Постановления гласит: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности с учетом настоящего Постановления».


С учетом Постановления можно определить следующий перечень сведений о деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования:

1. Федеральные и областные законы, иные нормативные правовые акты, регулирующие сферу деятельности органа исполнительной власти и определяющие задачи, функции, права, обязанности и ответственность органа исполнительной власти.

2. Акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения и др.) органа исполнительной власти, в том числе:

5. Порядок деятельности органа исполнительной власти и подведомственных ему организаций по обеспечению реализации определенных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан.

6. Сведения о реализации областных целевых программ , заказчиком или исполнителем которых является орган исполнительной власти.

7. Сведения об официальных визитах и рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа исполнительной власти.

8. Сведения об официальных мероприятиях, организуемых органом исполнительной власти (заседания, встречи, брифинги , семинары, "круглые столы " и др.).

9. Тексты официальных выступлений и заявлений руководителя и заместителей руководителя органа исполнительной власти.

10. Перечни и существенные условия договоров гражданско-правового характера, заключенных органом исполнительной власти с организациями.

11. Сведения о международных договорах и соглашениях, в реализации которых принимает участие орган исполнительной власти.

12. Сведения о проектах областных законов, областных целевых программ и концепций, разрабатываемых органом исполнительной власти.

13. Аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности органа исполнительной власти.

14. Сведения о взаимодействии органа исполнительной власти и подведомственных ему организаций с иными органами государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями , политическими партиями, профессиональными союзами и другими организациями, в том числе международными.

15. Обзоры обращений граждан и организаций в орган исполнительной власти, обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и о принятых мерах.

16. Сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию в отрасли, входящей в сферу ведения органа исполнительной власти, и динамику ее развития.

17. Прогнозы, подготовленные органом исполнительной власти и подведомственными ему организациями в соответствии с их компетенцией.

18. Официальная статистическая информация, собранная и обработанная органом исполнительной власти.

19. Сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях, проводимых органом исполнительной власти и подведомственными ему учреждениями, в том числе:

условия их проведения;

порядок участия в них физических и юридических лиц;

составы конкурсных комиссий, создаваемых органом исполнительной власти и подведомственными ему учреждениями для проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;


Рекомендации подготовлены в рамках регионального проекта «Обеспечение открытости и доступа потребителей к официальной информации государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Астраханской области» по направлению «Обеспечение прозрачности в процессе принятия решений ».

Целью регионального проекта является оптимизация системы информационной открытости и обеспечения доступа потребителей к официальной информации (решениям и документам) органов государственной власти и органов местного самоуправления Астраханской области с использованием позитивного опыта Канады в области обеспечения права на доступ к информации.

Прежде всего, это касается требований федерального законодательства и законодательства субъектов РФ относительно обязательности официального опубликования правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, иной официальной информации (ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 01.01.2001 N 184-ФЗ в ред. от 01.01.2001, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 в ред. от 15.02.06. Специально оговаривается, что проект бюджета субъекта Российской Федерации, закон о бюджете субъекта Российской Федерации, годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, а также о численности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с указанием фактических затрат на их денежное содержание должны подлежать официальному опубликованию.

Чтобы граждане могли реально участвовать в управлении, они должны располагать необходимой информацией.

Открытость управления - концепция, закрепляющая основные принципы открытости органов исполнительной власти, задачи и механизмы их реализации и содержащая систему стратегических ориентиров в обеспечении прозрачности, подотчетности и подконтрольности власти гражданскому обществу, формирования диалога органов власти с гражданами, общественными объединениями и предпринимателями.

Мы уже говорили о необходимости размещения информации о деятельности органов власти на ведомственных сайтах (Федеральный закон № 8-ФЗ). Следующим шагом стало введение понятия открытости управления. В 2014 г. Правительством РФ был установлен Стандарт открытости (рис. 10.3) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).

Рис. 10.3.

Стандарт обязателен к внедрению федеральными ведомствами. Он призван обеспечить повышение информационной открытости органов власти; их подотчетность; расширение возможностей участия общества в разработке и экспертизе принимаемых решений; развитие механизмов общественного контроля.

Концепция открытости разработана Экспертным советом и утверждена правительством . Она описывает основные принципы и механизмы открытости.

Принципы открытости :

  • информационная открытость - своевременное предоставление открытой, общедоступной и достоверной информации о деятельности ФОИВ;
  • понятность - представление целей, задач, планов и результатов деятельности ФОИВ в форме, обеспечивающей восприятие обществом информации;
  • вовлечение - обеспечение возможности участия граждан, бизнеса, общественных объединений в разработке и реализации управленческих решений;
  • подотчетность - предоставление государственными органами информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества.

К числу установленных механизмов открытости относятся:

  • работа с референтными (целевыми) группами;
  • принятие планов деятельности и годовой публичной декларации целей и задач;
  • размещение информации о деятельности, в том числе на сайте ведомства;
  • публичная отчетность;
  • независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг;
  • обеспечение понятности нормативно-правового регулирования;
  • работа с открытыми данными;
  • взаимодействие с общественным советом;
  • взаимодействие со СМИ;
  • работа с обращениями граждан и общественных объединений.

Данная работа должна проводиться в каждом федеральном ведомстве.

В Методических рекомендациях по реализации принципов открытости раскрывается содержание каждого механизма. В свою очередь, Методика мониторинга и оценки направлена на изучение результатов внедрения этих принципов (рис. 10.4).

Самообследование проводится в ФОИВ по каждому из механизмов открытости, и все показатели оцениваются по факту наличия или отсутствия значения. Эксперты оценивают эффективность применения механизмов открытости по 10-балльной шкале, учитывая такие критерии, как:

  • ориентация работы ведомства на конечного потребителя (референтные группы, граждан, общественные объединения);
  • вовлеченность экспертного сообщества и общественных объединений;
  • прозрачность работы ФОИВ.

Рис. 10.4.

Мониторинг открытости проводится Правительственной комиссией ежегодно, начиная с 2014 г.

На основе полученных данных рассчитываются индексы открытости:

  • частный индекс показывает уровень открытости по определенному параметру;
  • сводный индекс отражает восприятие открытости ФОИВ его целевой аудиторией;
  • комплексный индекс открытости отражает общий уровень открытости ФОИВ.

На основе комплексного индекса создается рейтинг открытости ФОИВ, лидерами которого являются Минобороны, МЧС и Минэкономразвития России, а наименее открытыми ведомствами признаны Минкавказ, Росав- тодор и Служба судебных приставов.

  • Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти».

Проблема

Решение

Законодательный перечень информации, обязательной к раскрытию (определенный, в частности, в Методических рекомендациях по открытости и методике её мониторинга , не включает детализации полномочий органов власти. Ведомственные планы развития открытости не содержат конкретных категорий информации для размещения на сайте. В то же время, у некоторых органов нет подведомственных организаций, другие, например, работают с информацией ограниченного доступа. Пользователь может не знать о подобной специфике и безрезультатно искать соответствующую информацию на сайте, впоследствии создавая поток запросов. Потому существует необходимость сопоставления специфики работы органа и требования к раскрытию информации.

Наиболее эффективное решение - создание законодательной карты - перечня подразделов сайта со ссылками на основные категории информации, подлежащие размещению, в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления». Если отсутствуют основания для размещения определенных категорий информации, на странице с законодательной картой можно разместить указания на отсутствие полномочий или подразделений в структуре органа власти. При наличии утвержденного ведомственного перечня информации в карте может отображаться перечень требований данного нормативного акта. К сожалению, на федеральном уровне данная практика до настоящего момента не распространена. Мы рекомендуем обратить внимание на прогрессивные практики реализации функционала законодательной карты на региональном уровне.

Эксперты предлагают следующие решения:

1. Выявление наиболее востребованной информации, подлежащей размещению в HTML, и последующего закрепления выбора в ведомственных технологических требованиях к размещению информации или перечнях информации о деятельности, публикуемой на сайтах.
На федеральном уровне данная практика не получила широкого распространения. Мы рекомендуем обратить внимание на региональные нормативные правовые акты:
1) Постановление Губернатора Волгоградской области от 15 апреля 2013 г. № 334 «О Портале Губернатора и Правительства Волгоградской области - подсистеме комплексной информационной системы «Электронное Правительство Волгоградской области» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» .
2) Постановление Правительства Нижегородской области от 14 июля 2010 г. № 422 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Губернатора Нижегородской области, Правительства Нижегородской области, органов исполнительной власти Нижегородской области» .
Оба эти документа регламентируют формат отражения для каждой категории обязательного перечня.

2. Размещение информации как в HTML, так и в файловом формате.

Зачастую на сайтах публикуется только ссылка на общий раздел федеральных ресурсов (http://zakupki.gov.ru/ , https://www.gosuslugi.ru/ , http://regulation.gov.ru/), а не на страницу профиля органа власти, описание порядка предоставления услуги или обсуждение конкретного законопроекта. Это значительно усложняет для пользователя поиск нужной информации.

На сайтах органов власти практически отсутствуют проблемы с размещением кратких сведений (номера телефонов, почтовые адреса, адреса электронной почты), однако при публикации объемных материалов (сведения о доходах, результаты проверок, статистическая информация) нередко отсутствует целостность. Иногда результаты проверок публикуются только за последний год, сведения о доходах размещены не для всех должностных лиц.

При публикации больших объемов информации важно вовремя обновлять сведения и сохранять архивные данные. Это позволяет пользователю получить комплексную информацию по тому или иному вопросу.

Так, новый сайт Министерства Российской Федерации по делам Крыма содержит недостаточно информации; Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа своего сайта не имеет. Многие разделы сайта Федерального агентства научных организаций находятся в стадии наполнения. Стоит отметить, что схожие проблемы с информационной открытостью есть и у ряда других ведомств: Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Главного управление специальных программ Президента РФ.

Для обеспечения приемлемого уровня информационной открытости необходимо приступать к созданию официального сайта на этапе формирования самого ведомства.

Подробная информация доступна по клику

Выводы

Исследование информационной открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти выявило ряд положительных тенденций:

    Практически на всех сайтах публикуется базовая информация (наименование государственного органа, контактная информация, описание полномочий, функций, задач, структуры государственного органа).

    Практически все сайты соответствуют базовым техническим требованиям (корректная работа сайта в популярных браузерах, наличие карты официального сайта, наличие на каждой странице сайта основного навигационного меню);

    Изменяется в лучшую сторону дизайн сайтов: они постепенно переходят к современному оформлению и продуманным дизайнерским решениям.

    Развиваются каналы коммуникации: большинство исследованных сайтов содержат онлайн-формы обратной связи, позволяющие оперативно направить необходимый запрос/обращение.

Значительная часть органов власти сохранила позиции, занимаемые в аналогичном исследовании 2013 года. Вместе с тем, текущий рейтинг наглядно демонстрирует недостаточную оперативность исполнения расширившихся нормативных требований, а также недостаточную осведомленность о порядке размещения информации. Ориентация на положительные практики и привлечение экспертов проекта для консультаций могут обеспечить существенное повышение уровня информационной открытости сайтов федеральных органов исполнительной власти.

Примеры размещения информации на сайте

Позитивные

В каждом подразделе можно получить всю релевантную информацию: новости, документы, анонсы, медиа.


На сайте размещена интерактивная карта органов ведомства с разделением на федеральные и территориальные единицы, что упрощает навигацию.


Сайт имеет хорошую версию для слабовидящих, в которой представлено большинство разделов с возможностью выбирать тип контраста.

Негативные

Доступ к сведениям о доходах ограничен вводом регистрационных данных (имя, адрес электронной почты) и CAPTCHA. После этого формируется запрос в госорган, ответа на который нужно ждать (неизвестно, как скоро он придет и придет ли вообще).

Федеральная служба охраны (fso.gov.ru)

Дизайн сайта не приспособлен для пользователей с проблемами со зрением. Его также нельзя назвать современным: отсутствует адаптивная верстка, элементы сайта не являются динамичными.

Федеральное космическое агентство (federalspace.ru)


Некоторые разделы имеют ограниченный доступ без каких-либо ссылок на нормативные правовые акты, которые бы это допускали.

Открытые данные

Публикация информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти в формате открытых данных исследуется проектом «Инфометр» во второй раз. Предыдущий аудит проводился в период с декабря 2013 по февраль 2014 года. С принятием Методических рекомендаций версии 3.0 существенно изменились технологические требования к публикации открытых данных на сайтах органов власти. Активизировался процесс принятия ведомствами самостоятельных дорожных карт по публикации массивов данных в машиночитаемых форматах.

Топ-10 и антирейтинг

Следует отметить, что несмотря на включение в антирейтинг, ряд органов власти активно работали над размещением открытых данных и существенно улучшили первоначальные показатели. Так, активно взаимодействовала с экспертами и обеспечила прирост открытости в 14,38%

Мы надеемся, что дальнейшая работа над совершенствованием раздела "Открытые данные" позволит Росреестру существенно укрепить свои позиции в рейтинге открытости.

Уровень открытости отдельных категорий информации

Открытость в цифрах

224 набора опубликовано из 399 обязательных к публикации по Распоряжению Правительства РФ от 10.07.2013 № 1187-р . Согласно этому документу, подведомственные Правительству РФ органы исполнительной власти должны были разместить по 7 обязательных датасетов.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство научных организаций

Федеральное агентство по делам молодежи

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Служба внешней разведки Российской Федерации

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Федеральная служба охраны Российской Федерации

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам Крыма

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

Федеральное космическое агентство

разместили более 100 наборов открытых данных

Федеральное агентство по туризму

Федеральная служба государственной статистики

разместили более 50 наборов открытых данных

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

разместили более 10 наборов открытых данных

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная миграционная служба

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба по аккредитации

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Федеральная служба по тарифам

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)

Федеральная таможенная служба

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Федеральное дорожное агентство

Федеральное казначейство (федеральная служба)

УДК 342.52:342.55:004.738.5:303.028

КОСАРЕЦКИЙ С.Н. Информационная открытость

сайтов законодательных органов государственной власти субъектов РФ

Автор статьи раскрывает сущность информационной открытости официальных сайтов законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Современные интернет-технологии открывают новые возможности многосторонней коммуникации между государственными органами власти и гражданами. Наиболее эффективным инструментом доступа к полной и достоверной информации о функционировании государства являются официальные сайты государственных органов власти.

Ключевые слова: информационная открытость, официальный сайт, законодательный орган власти, степень информационной открытости.

Сегодня информационная открытость, использование интерактивных технологий - не право, а обязанность государственных органов власти. Это путь к созданию государства, максимально удобного для своих граждан. Интернет часто становится первым источником официальной информации для рядового гражданина.

Информационная открытость - это возможность получения сведений о деятельности органов государственной власти посредством гарантированного доступа к носителям информации (документам, другим аудиальным и визуальным носителям), на которых фиксируются решения, затрагивающие общественно значимые вопросы.

Возможность получения общественностью полной и достоверной информации о функционировании государства и его органов приводит одновременно к нескольким социально значимым результатам. Во-первых, оно способствует формированию активного и информированного электората, осуществляющего политический выбор со знанием дела и в меньшей степени подверженного эмоциям и

популистским настроениям. Усиливается зависимость государственных органов от населения в силу адекватной оценки их деятельности. Кроме того, при условии максимальной осведомленности граждане квалифицированно участвуют в общественной жизни и в обсуждении общественно значимых законопроектов. Приходит понимание и принятие со стороны населения тех целей, которые ставят депутаты, что гарантирует легитимность принятых законодательных актов. Чем больше информации доступно общественности, тем меньше слухов и подозрений о деятельности власти, тем выше народное доверие и поддержка.

Понятие информационной открытости охватывает общий режим циркуляции потоков информации в обществе и в то же время особую характеристику деятельности законодательных органов, когда большая часть создаваемой и используемой этими органами информации находится в свободном доступе для общественности.

Исследовательской группой под руководством И.М. Дзялошинского был проведен ряд исследований по изучению информированности населения о деятель-

ности органов власти1. В частности, была изучена информационная активность населения. Полученные данные свидетельствуют о том, что к числу информационно активных граждан можно отнести примерно 18% опрошенных, которые заявили, что довольно часто пытаются получить дополнительную информацию по различным интересующим их вопросам. Еще 36% опрошенных иногда пытаются получить дополнительную информацию.

Принцип информационной открытости законодательных органов реализуется посредством освещения их деятельности в печати, на радио, телевидении и в сети Интернет через официальные сайты органов законодательной власти. Функция по информационному освещению законотворческой деятельности, как правило, отводится информационно-аналитической службе при законодательном органе власти.

Технологии интернет-коммуникации приобретают все большее значение в вопросах политического управления на разных уровнях. Президент РФ Д.А. Медведев на заседании Совета по развитию информационного общества в феврале 2009 года отметил необходимость обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, внедрения механизмов для работы электронного правительства, расширения использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении2.

В настоящее время официальный сайт законодательного органа власти - это не просто атрибут современной политики, а наиболее эффективное средство распространения официальной информации о деятельности государственной власти. По содержанию официальных сайтов можно судить об уровне информационной открытости и закрытости каждого органа власти и государства в целом, прозрачности управленческих решений и процедур, возможности граждан страны получать интересующую их информацию. В связи с тем, что 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятель-

ности государственных органов и органов местного самоуправления», официальные сайты государственных органов становятся одним из основных источников информации, следовательно, сравнительный анализ их информационного содержания приобретает важное значение.

Эксперты Института развития свободы информации (ИРСИ)3 проводят мони-торинги информационной открытости официальных сайтов государственных органов власти с 2004 года. Официальные сайты законодательных органов власти экспертами ИРСИ оцениваются по 80 параметрам, в свою очередь все параметры делятся на подпараметры и параметры для оценки.

Основными параметрами для оценки информационной открытости сайта законодательного органа власти являются:

1. Общая информация о законодательном органе. В данный параметр включены следующие подпараметры: правовой статус законодательного органа государственной власти субъекта РФ, сведения о руководстве, общая и контактная информация.

2. Структура законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Этот параметр содержит такие подпараметры, как сведения о структурных подразделениях законодательного органа, сведения о депутатах, сведения о представителях законодательного органа государственной власти.

3. Сведения о деятельности законодательного органа в сфере своей основной компетенции включают сведения о законопроектной деятельности; о заседаниях законодательного органа; заседаниях его структурных подразделений, депутатских слушаниях; нормативно-правовом регулировании его деятельности.

4. Работа законодательного органа государственной власти субъекта РФ с гражданами. Его подпараметрами являются: адреса местонахождений приемных депутатов; обзор обращений граждан в законодательный орган государственной власти; интерактивная возможность отправить обращение в законодательный орган через сайт законодательного органа.

5. Дополнительные значимые параметры содержат такие подпараметры, как регистрация официального сайта законодательного органа; наличие базы данных законодательства субъекта Российской Федерации; наличие собственной новостной ленты по тематике деятельности; указание на то, что данный Интернет-сайт является официальным сайтом законодательного органа субъекта РФ; возможность подписки на новости официального сайта; наличие рубрики «вопрос-ответ» на официальном сайте.

6. Технические требования. В данный параметр включены: наличие карты официального сайта; наличие функции поиска по сайту; наличие функции расширенного поиска по сайту законодательного органа; наличие функции поиска по базе данных нормативных правовых актов, размещенных на официальном сайте; указание форматов документов, доступных для загрузки с сайта; указание размеров документов, доступных для загрузки с сайта законодательного органа, наличие функции «версия для печати».

Также сайты оцениваются с точки зрения полноты, актуальности, доступности размещенной информации.

В феврале 2010 года экспертами ИРСИ был опубликован итоговый сводный рейтинг информационной открытости официальных сайтов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2009 год. В рейтинге с большим отрывом лидирует сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга со степенью информационной открытости 80,86%. На втором месте - Законодательное собрание Кировской области (70,40%), на третьем - областная Дума Тюменской области (65,21%). Для сравнения: официальный сайт Орловского областного Совета народных депутатов - на пятьдесят третьем месте со степенью информационной открытости 38,62%.

В федеральных округах Российской Федерации согласно этому рейтингу максимальную степень открытости законодательных органов власти продемонстрировал Уральский федеральный округ. На втором месте - Поволжский федеральный округ, на третьем месте - Сибирский фе-

деральный округ, на четвертом - Дальневосточный федеральный округ, СевероЗападный - на пятом месте, Центральный - только на шестой позиции, а за ним следуют Южный и Северо-Кавказский федеральные округа (рис. 1).

О Степень информационной отткрытостн, о/о

Рис. 1. Степень информационной открытости законодательных органов государственной власти субъектов РФ по федеральным округам

В Центральном федеральном округе наиболее открытым и информационно насыщенным является сайт городской Думы Москвы (59,68%), далее следуют сайты областной Думы Смоленской и Ярославской областей. Сайт Орловского областного Совета народных депутатов4 расположился на девятом месте среди 18 регионов ЦФО (табл. 1).

Если говорить об областях, соседних с Орловской, то нас по информационной открытости обгоняют только официальные сайты Белгородской и Тульской областных дум (рис. 2).

Подводя итог, можно сказать, что информационная открытость деятельности органов законодательной власти - это процесс создания условий для эффективного удовлетворения информационных потребностей граждан РФ. Официальный сайт законодательного органа власти -это один из главных инструментов коммуникаций с обществом. Его открытость и

среднерусский вестник общественных наук

1 Москва Городская Дума http://www.duma.mos.ru 59,68%

2 Смоленская область Областная Дума http://www.smoloblduma.ru 57,71%

3 Ярославская область Областная Дума http: //www. adm.yar.ru/duma 57,40%

4 Московская область Областная Дума http://moduma.ru 49,94%

5 Белгородская область Областная Дума http://duma.bel.ru 49,04%

6 Ивановская область Областная Дума http://www.ivoblduma.ru 47,69%

7 Тверская область Законодательное Собрание http: //www.zsto. ru 43,97%

8 Тульская область Областная Дума http://www.tulaoblduma.ru 41,29%

9 Орловская область Областной Совет народных депутатов http://www.oreloblsovet.ru 38,62%

10 Костромская область Областная Дума http://www.kosoblduma.ru 33,93%

11 Рязанская область Областная Дума http://www.duma.ryazan.net 31,72%

12 Владимирская область Законодательное Собрание http: //www.zsvo. ru 31,62%

13 Воронежская область Областная Дума http://www.vrnoblduma.ru 31,11%

14 Тамбовская область Областная Дума http: //www.tambov.gov. ru/duma 28,43%

15 Калужская область Законодательное Собрание http://parl iament.kaluga.ru 27,13%

16 Курская область Областная Дума http://oblduma.kursknet.ru 26,64%

17 Липецкая область Областной Совет народных депутатов http://www.oblsovet. ru 25,43%

18 Брянская область Областная Дума http://duma.bryansk.ru 17,16%

шСайт Белгородской областной Думы

□ Сайт Тульской областной Думы

□ Сайт Орловского областного Совета народных депутатов

□ Сайт Воронежской областной Думы

□ Сайт Тамбовской областной Думы

□ Сайт Законодательного Собрания Кагдоской области

□ Сайт Курской областной Думы

Рис. 2. Степень информационной открытости законодательных органов государственной власти субъектов РФ граничащих с Орловской областью

в Сайт Липецкого областного Совета народных депутатов □ Сайт Брянской областной Думы

доступность - первые признаки развитого гражданского общества.

Официальные сайты в ближайшем будущем должны занять место основного источника полной и достоверной официальной информации о деятельности государства. К такому выводу позволяют прийти следующие обстоятельства:

Во-первых, государственные информационные ресурсы являются самыми востребованными в обществе;

Во-вторых, государство является владельцем самого большого объема социально значимой информации;

В-третьих, Интернет является самым эффективным современным средством распространения информации;

Наконец, наличие у государственных органов своих официальных сайтов возлагает на них не только юридическую, но и социальную ответственность за размещенную на этих сайтах информацию.

Иные средства распространения информации, в том числе СМИ, теоретически являются независимыми от органов государственной власти и могут лишь представлять собственную интерпретацию официальной государственной точки зрения, порой не совпадающую с первоисточником. В потоке информации, исходящем из различных СМИ, неискушенному гражданину порой очень сложно установить официальную точку зрения своего государства по конкретным событиям, которые волнуют общественность. Развитие государственных общедоступных (электронных) информационных ресурсов позволит решить эту проблему.

Следовательно, развитие официальных сайтов законодательных органов государственной власти субъектов РФ -обязательное условие планомерного развития информационной открытости зако-

нодательной власти и конструктивного взаимодействия с населением, способствующего экономическому и общественному процветанию нашей страны.

Литература

1. Иванченко А.В. Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007. 328 с.

2. Корченкова Н.Ю. Принцип информационной открытости как требование современной демократии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2000. № 1. С. 124-128.

3. Павлов И., Шибалова Ю. Информационная открытость интернет-представительств федеральных органов исполнительной власти // Политическая наука. 2007. № 4. С. 221-236.

4. Россошанский А.В. Проблема информационной открытости публичной власти в современной России // Власть. 2009. № 11. С. 29-33.

5. Смагин В.А. К вопросу об информационной открытости политической системы России // Власть. 2007. № 10. С. 47-48.

6. Шустеров Д.М. Проблемы информационной открытости органов власти как фактор формирования информационного пространства региона // Регионология. 2007. № 1. С. 257-263.

1 Россошанский А.В. Проблема информационной открытости публичной власти в современной России // Власть. 2009. № 11. С. 33.

2 Заседание Совета по развитию информационного общества. Москва, Кремль. 12 февраля 2009 год. Стенографический отчёт. http://www.kremlin.ru/appears/2009/02/12/ 1555_type63378type63381_212850.shtml

3 http://www.svobodainfo.org

4 http://www.oreloblsovet.ru

среднерусский вестник общественных наук