Раздел iii. судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Кто рассматривает дела об административных правонарушениях? Виды органов уполномоченных рассматривать дела об административных

Дела об административных правоотношениях возникают (появляются) в связи с совершением административных правонарушений. Наличие таких дел требует их рассмотрения.

Рассмотреть дело - это вникнуть в суть, изучить, разобрать, обсудить его с целью принятия правильного и в соответствии с законом решения.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях является второй стадией административного процесса. Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется специально уполномоченными многочисленными государственными органами. Подобное положение объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, разнообразием и спецификой дел об административных правонарушениях. Ведь немало административных правонарушений носит отраслевой характер, т.е. совершаются в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (гл. 11 КоАП), в сфере налогообложения (гл. 13 КоАП), против порядка таможенного регулирования (гл. 14 КоАП), против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (гл. 15 КоАП) и т.д. Для квалифицированного рассмотрения таких дел необходимо обладать не только юридическими знаниями, но и специальными - быть компетентным в соответствующей отрасли. Во-вторых, наличие большого количества таких органов способствует оперативному и экономному административному процессу.

Круг органов и их полномочия в области рассмотрения дел об административных правонарушениях устанавливается законом (ПИКоАП). В соответствии со ст. 3.1 ПИКоАП дела об административных правонарушениях рассматриваются:

  • 1. районным (городским) судом;
  • 2. хозяйственным судом;
  • 3. сельским, поселковым исполнительным комитетом;
  • 4. административной комиссией районного (городского) исполнительного комитета или администрацией района в городе;
  • 5. районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних;
  • 6. органами внутренних дел;
  • 7. органами Комитета государственного контроля;
  • 8. Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
  • 9. другими государственными органами.

Рассматриваемые органы не одинаковы по своему правовому положению, по порядку рассмотрения дел, по характеру и объему компетенции.

По правовому положению следует различать:

  • 1. суды;
  • 2. органы государственного управления, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

К судам относятся районные (городские) суды и хозяйственные суды. Если в материалах дела об административном правонарушении, подпадающем под компетенцию районного (городского) суда, содержатся сведения, составляющие государственные секреты, то рассмотрение дела осуществляется единолично судьей областного (Минского городского) суда (ч. 3 ст. 3.1 ПИКоАП).

Органами государственного управления, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (по КоАП ведущими административный процесс), являются органы, перечень которых дан в ч. 1 ст. 3.1 ПИКоАП, кроме судов. Таких органов насчитывается 25 видов. В КоАП 1984 г. первоначально их было 23 вида, в 1988 - 26, в 1991 г. - 27, в 1988 - 50, в 2001 - 48. По КоАП Российской Федерации их более 59.

В абз. 16 ст. 1.4 в понятие органа, ведущего административный процесс, включается не только орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, но и должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушении. И это правильно, так как указанное должностное лицо является составной частью понятия «ведение административного процесса».

Кроме того, из названия главы 3 и ст. 3.1 вытекает, что суд не относится к органам, ведущим административный процесс. Он отделен от них и представляется органом какого-то другого вида. Разумеется, что подобное не соответствует реальной действительности. Суд относится к указанным органам. В этой связи более правильным было бы из названия главы 3 исключить слово «суд», статью 3.1 назвать так: «Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» и название ст. 3.30 дополнить словом «Должностные».

Дела об административных правонарушениях, которые относятся к компетенции районного (городского) суда, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда, а относящиеся к компетенции хозяйственного суда - единолично судьей такого суда.

По порядку рассмотрения дел об административных правонарушениях выделяются органы: коллегиальные и единоначальные. К коллегиальным относятся сельские, поселковые исполнительные комитеты,3 административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних. Все остальные являются единоначальными органами.

Дела об административных правонарушениях от имени единоначальных органов рассматривают соответствующие должностные лица. От имени органов (органа) дела об административных правонарушениях вправе рассматривать руководители соответствующих органов и их заместители. Также могут конкретизироваться указанные руководители. Так, в ч. 2 ст. 3.6 ПИКоАП указано, что «От имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях вправе рассматривать руководители территориальных органов внутренних дел и их заместители». В части 3 этой статьи подчеркивается, что «от имени органов внутренних дел, дела об административных правонарушениях КоАП вправе рассматривать начальники, заместители начальников управлений, отделов, отделений ГАИ, а при отсутствии в отделах внутренних дел отделов и отделений, такие дела рассматривают старшие государственные автомобильные инспекторы. В ч. 4 и 5 ст. 3.6 продолжается подобная конкретизация должностных лиц.

По характеру компетенции рассматриваемые органы классифицируются на органы общей, отраслевой и специальной (межотраслевой) компетенции.

К органам общей компетенции относятся те, которые рассматривают дела не подпадающие под отраслевую или межотраслевую компетенцию. Ими являются: сельский, поселковый исполнительный комитет; районная (городская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолетних; орган внутренних дел; орган Комитета государственного контроля.

Органы отраслевой компетенции рассматривают дела отраслевого характера. Это, например, органы железнодорожного транспорта, органы Министерства лесного хозяйства, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Органами межотраслевой компетенции являются органы: государственного пожарного надзора; государственного санитарного надзора; пограничной службы Республики Беларусь; таможенные органы и др.

В отдельную группу следует выделить органы особой, исключительной компетенции. К ним относятся административные комиссии и судьи по делам об административных правонарушениях. Основное их назначение - рассмотрение дел об административных правонарушениях. Все остальные органы осуществляют административный процесс - рассматривают дела об административных правонарушениях наряду с основной своей работой. Иными словами, рассмотрение дел об административных правонарушениях для таких органов, является как бы второстепенной функцией. Например, органы пограничной службы, таможенные органы, органы Министерства финансов и финансовые управления (отделы местных исполнительных и распорядительных органов).

Наиболее широкая компетенция в области рассмотрения дел об административных правонарушениях у районных (городских) судов. Они вправе рассматривать дела по более, чем 266 статьям в отношении 420 видов правонарушений. Хозяйственные суды компетентны рассматривать дела по более чем 37 статьям в отношении 75 видов административных правонарушений.

Отличие компетенции между общими и хозяйственными судами определяется тем, что по общему правилу, общие суды рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, хозяйственные - совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Однако эти общие правила имеют многочисленные исключения. Вообще из ведения судов исключены дела о правонарушениях против порядка налогообложения. Из ведения хозяйственных судов, кроме того, исключены дела о некоторых правонарушениях. Рассмотрение дел о правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, отнесено к компетенции общих судов или других органов, ведущих административный процесс.

Хозяйственные суды не компетентны рассматривать дела об административных правонарушениях, если юридические лица предусмотрены только в санкции в качестве субъекта административной ответственности. Таких статей в КоАП немало. Подобные дела рассматривают общие суды и (или) органы, ведущие административный процесс.

Названное подчеркивает отсутствие четкости в разграничении компетенции общих и хозяйственных судов в области рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Общие суды следует считать основными органами в административно- деликтной юрисдикции (в административном процессе), ибо они вправе рассматривать самое большое количество дел об административных правонарушениях. У рассматриваемых судов самая широкая и исключительная компетенция. Только они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях примерно по 145 статьям или их частям. Исключительная компетенция хозяйственных судов определяется 19 статьями или их частями.

На втором месте по количеству рассматриваемых дел об административных правонарушениях находится Комитет государственного контроля. К его компетенции относится примерно 328 видов дел об административных правонарушениях, предусмотренных 184 статьями или их частями, из которых - 40 статьями - исключительного ведения Комитета государственного контроля, 144 статьями - совместного ведения: с общими судами - 54 статьями, с хозяйственными - 11 статьями, с органами, ведущими административный процесс - 79 статьями.

Органы Комитета государственного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены их должностными лицами.

Несмотря на то, что Комитет государственного контроля относится к органам общей компетенции, его полномочия в области рассмотрения дел об административных правонарушениях ограничены определенным характером административных правонарушений. Этот характер определяется областью осуществляемого данным органом государственного контроля: за исполнением республиканского бюджета; использованием государственной собственности; исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля»).

Анализ административно-процессуальных норм, определяющих компетенцию органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, удостоверяет наличие так называемой «двойной» подведомственности, т.е. подведомственности совместного ведения. Такая подведомственность позволяет рассматривать одно дело одного вида различными государственными органами, ведущими административный процесс. Установлено четыре вида указанной подведомственности:

  • 1. двойная;
  • 2. тройная
  • 3. четверная;
  • 4. пятеричная.

Наибольшее число дел подпадает под двойную подведомственность. Она установлена более чем 151 статьей или их частями. Так, дело об административном правонарушении, предусмотренном: ст. 9.6, может рассматривать судья общего суда, руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля; ч. 2 и 3 ст. 11.2 - руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля, должностное лицо органа Национального банка Республики Беларусь, ст. 12.2 - должностное лицо органа внутренних дел, руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля.

Тройная подведомственность присуща более чем 66 статьям. Под нее подпадает, например, ст. 12.6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей вправе рассматривать: судья хозяйственного суда, руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля, руководитель Департамента по ценным бумагам Министерства финансов. По ст. 13.11 такие дела компетентны рассматривать: руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля, начальник инспекции Министерства по налогам и сборам или его заместитель, начальник таможенного органа или его заместитель.

Четверная подведомственность присуща более чем 24 статьям. Она обозначена в ч. 1 ст. 11.1. Дело об административном правонарушении по этой статье рассматривает: судья общего суда; руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля; начальник главного управления Национального банка по области, городу Минску и его заместитель; руководитель территориального органа внутренних дел и его заместитель. Дело об административном правонарушении по ст. 18.33 вправе рассматривать: административная комиссия; руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля; начальник или его заместитель инспекции Министерства по налогам и сборам; начальник Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций; а по ст. 21.14 - административная комиссия; сельский, поселковый исполнительный комитет; руководитель территориального органа внутренних дел; руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля.

Пятеричная подведомственность подпадает под семь статей или их частей. Так, в соответствии со ст. 12.1, дела об административных правонарушениях вправе рассматривать: руководитель территориального органа внутренних дел и его заместитель; руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля; начальник инспекции Министерства по налогам и сборам; руководитель управления (отдела) или его заместитель местного исполнительного и распорядительного органа; начальник Главного управления Национального банка по области, городу Минску и его заместитель, а, например, по ст. 18.32 - административная комиссия; руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля; начальник инспекции Министерства по налогам и сборам; начальник транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникации; должностное лицо органа железнодорожного транспорта.

«Двойную» подведомственность вряд ли можно считать эффективным средством в борьбе с совершением административных правонарушений, ибо здесь отсутствует (не обозначен) главный и ответственный орган за воспитание и предупреждение соответствующих административных правонарушений. Иными словами, такая подведомственность не может считаться лучшим способом ведения борьбы с административными правонарушениями.

При такой подведомственности право преимущественного рассмотрения дела об административном правонарушении принадлежит тому органу, протокол о совершении которого составлен должностным лицом этого органа первым. Должностные лица других органов уже не могут составить протокол о данном правонарушении, а, следовательно, и рассматривать дело.

У административных комиссий подобных должностных лиц нет. Поэтому протоколы о таких правонарушениях составляют должностные лица других органов в зависимости от характера административного правонарушения и передают административной комиссии для рассмотрения8 и принятия соответствующего решения. Среди них должностные лица: сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах; государственной инспекции охраны животного и растительного мира; органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель; органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и др.

Существует и несколько иная двойная подведомственность, в соответствии с которой каждый орган из двух, трех, четырех, пяти органов обеспечивает соблюдение (выполнение) норм (правил) только своего ведения. Здесь протоколы могут составляться должностными лицами каждого вида органа и независимо от того, что уже составлен протокол по одному виду правонарушения, предусмотренного этой статьей.

Так, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 23.16, вправе рассматривать пять видов органов: суд, таможенный орган, налоговый орган, орган Национального банка и орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды с учетом своего ведения и должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении. Если произошло непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения одному из названных органов, то считается совершенным одно административное правонарушение, двум - два правонарушения и т.д.

Как видим, ст. 23.16 содержит пять самостоятельных видов административных правонарушений, которые могут быть совершены одним физическим лицом. Протоколы вправе составлять должностные лица каждого вида органов, независимо от того, что уже составлен протокол о совершенном правонарушении должностным лицом одного из этих органов.

Нельзя обойти вопрос и о территориальной подведомственности. Ей посвящена специальная (отдельная) статья 3.31 ПИКоАП «Место ведения административного процесса». Под нею понимается место рассмотрения дела об административном правонарушении. Она чаще всего определяется местом совершения правонарушения, а в отдельных случаях и местом жительства правонарушителя.

По общему правилу рассмотрение дела об административном правонарушении, а, следовательно, осуществление в целом административного процесса происходит по месту совершения административного правонарушения. Однако из этого общего правила имеется ряд исключений. В ч. 1 ст. 3.31 ПИКоАП установлено, что «В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводится по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства, месту пребывания (месту нахождения)9 лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей».

Так некоторые дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту совершения правонарушения или по месту жительства, месту пребывания (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, разрешается рассматривать по месту регистрации транспортного средства. По общему же правилу такие дела рассматриваются по месту совершения административного правонарушения. Налицо присутствует альтернативная территориальная подведомственность.

Комиссии по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматривают по месту жительства или месту пребывания лица, в отношении которого ведется административный процесс, а в отношении несовершеннолетних граждан, не проживающих в Республике Беларусь, - по месту совершения административного правонарушения. Подобная подведомственность определена и в КоАП Российской Федерации (ч. 3 ст. 29.5). Административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних по КоАП 1984 г. рассматривали дела об административных правонарушениях по месту жительства правонарушителя (абз. 3 ст. 256). Одни виды дел об административных таможенных правонарушениях рассматриваются таможенным органом, другие - судом. Суд рассматривает дела по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.

Органы пограничной службы дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 2 и 4 ст. 18.20 рассматривают по месту совершения правонарушения, а дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.29-23.32, 23.55 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов пограничной службы, рассматривают по месту их расположения.

Следует обратить внимание и на то, что дела об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами в связи с их служебной деятельностью или другими лицами организаций, связанных с их работой, а по КоАП и юридическими лицами, рассматриваются по месту нахождения организации, т.е. по месту их совершения.

административный правонарушение дело государственный

  • 7. Механизм административно-правового регулирования
  • 8. Административно-правовые нормы: понятие, основные черты и виды
  • 9. Административно-правовые отношения: понятие, структура и виды. Юридические факты
  • 10. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
  • 11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 12. Понятие и административно-правовой статус органа исполнительной власти
  • 13. Виды органов исполнительной власти
  • 14. Единая система органов исполнительной власти и принципы ее построения
  • 15. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
  • 16. Правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 17. Система федеральных органов исполнительной власти
  • 18. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений
  • 20. Понятие, виды и принципы государственной службы
  • 21. Административно-правовой статус государственных служащих
  • 22. Прохождение государственной службы
  • 23. Понятие и виды форм государственного управления
  • 24. Административно-правовые акты управления, их основные черты и виды
  • 25. Требования, предъявляемые к административно-правовым актам управления, последствия их несоблюдения
  • 26. Понятие административного процесса, его основные черты и принципы
  • 27. Административные производства и их виды
  • 28. Производство по жалобам и заявлениям граждан
  • 29. Понятие и виды методов государственного управления
  • 30. Убеждение как метод государственного управления
  • 31. Поощрение как метод государственного управления
  • 32. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
  • 33. Административно-правовой режим: понятие и виды
  • 34. Законность и дисциплина в государственном управлении, способы их обеспечения
  • 35. Государственный контроль в сфере управления и его виды
  • 36. Надзор органов прокуратуры, формы реагирования на нарушения законности
  • 37. Понятие административного принуждения, его особенности и виды
  • 38. Меры административного предупреждения
  • 39. Меры административного пресечения
  • 40. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 41. Понятие административной ответственности и её отличие от других видов юридической ответственности
  • 42. Административное правонарушение: понятие и юридический состав
  • 43. Виды составов административных правонарушений
  • 44. Административные правонарушения в сфере общественного порядка и безопасности: виды и правовая характеристика
  • Глава 20 КоАп рф содержит виды составов правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
  • 45. Обстоятельства, служащие основанием освобождения от административной ответственности
  • 46. Административные наказания: понятия и виды
  • 47. Правила назначения административных наказаний
  • 48. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения
  • 49. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и структура
  • 50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • 51. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 52. Процессуальные сроки
  • 53. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • 54. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 55. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  • 56. Материальная ответственность по административному праву
  • 57. Основы организации государственного управления в различных сферах жизнедеятельности общества
  • 58. Государственное управление в социально-политической сфере
  • 59. Государственное управление в социально-экономической сфере
  • 60. Государственное управление в социально-культурной сфере
  • 50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции:

    1) судьями (мировыми судьями);

    3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными исходя из задач и функций.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    1) мировыми судьями;

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

    1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

    К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

    К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы (ст. 23.10), а также военных комиссаров (ст. 23.11).

    Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

    Налоговые органы, Государственные семенные инспекции, Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, Таможенные органы и т.д. также рассматривают дела об административных правонарушениях.

    51. Рассмотрение дела об административном правонарушении

    Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

    1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

    2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

    3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

    4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

    5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

    6) имеются ли ходатайства и отводы.

    Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

    1) является родственником лица, участвующего в деле;

    2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

    При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

    1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

    2) о вызове необходимых лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

    3) об отложении рассмотрения дела;

    4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол;

    5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

    Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

    Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении:

    1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

    2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица или юридического лица;

    3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

    4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

    5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

    6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

    7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

    а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

    8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

    9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

    Оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

      ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: ВИДЫ, КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ

      М.С. СТУДЕНИКИНА

      Разнообразие и распространенность административных правонарушений обусловили множественность таких органов, не однородных по своему характеру и организационно не подчиненных между собой. Одни органы специально созданы для разрешения дел об административных правонарушениях, другие - выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций. Поэтому в настоящее время можно говорить скорее не о системе органов административной юрисдикции, наделенных полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а об их определенной совокупности, представленной в виде законодательно установленных перечней.

      В соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ (в редакции ФЗ от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ) дела об административных правонарушениях, предусмотренных непосредственно самим Кодексом, могут быть рассмотрены:

      1) судьями (мировыми судьями);

      3) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

      4) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

      5) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанными в главе 23 КоАП РФ.

      Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

      1) мировыми судьями;

      2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

      3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Федерации;

      4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Федерации.

      Несмотря на то что в перечнях органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, первыми названы судьи (мировые судьи), на сегодняшний день самое большое количество дел об административных правонарушениях рассматривается все же органами исполнительной власти. В разделе III КоАП РФ ("Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях") перечень органов исполнительной власти с юрисдикционными полномочиями занимает 72 позиции. В основном это органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции.

      Федеральные органы исполнительной власти реализуют предоставленные им полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях через свои структурные подразделения, территориальные органы и их структурные подразделения, а также через уполномоченные на то государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти.

      От имени федеральных органов исполнительной власти, которые наделены правом осуществлять юрисдикцию по делам об административных правонарушениях, эти дела рассматривают единолично уполномоченные на то должностные лица этих органов. Непосредственный перечень таких должностных лиц устанавливается соответствующими статьями главы 23 КоАП РФ.

      Вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, решается законодателем субъекта Федерации самостоятельно.

      Система органов исполнительной власти сама по себе в высшей степени динамична и изменчива. Поэтому КоАП РФ закрепляет принцип решения вопроса о том, какой орган должен будет рассматривать дела об административных правонарушениях при упразднении, реорганизации или переименовании органов с юрисдикционными полномочиями. В КоАП РФ нашли законодательное отражение три возможные ситуации:

      1) в случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения изменения в Кодекс или закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции;

      2) в случае изменения наименований указанных в главе 23 Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов они продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений;

      3) в случае упразднения указанных в главе 23 Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в Кодекс или закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

      Нормы подобного содержания, закрепленные в КоАП РФ (ст. 22.3), укрепляя авторитет суда, способствуют обеспечению бесперебойной реализации Особенной части Кодекса в моменты часто происходящих организационно-структурных и организационно-штатных изменений в системе органов исполнительной власти.

      КоАП РФ в главах 22 и 23 определил не только перечень органов, полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях, но и категории самих дел, подведомственных каждому органу, включенному в этот перечень. Четкое распределение полномочий между субъектами административной юрисдикции имеет важное значение для обеспечения всестороннего и объективного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в точном соответствии с законом.

      Как уже отмечалось, первыми в перечне органов в главе 23 КоАП РФ названы судьи (мировые судьи), полномочия которых в разрешении дел об административных правонарушениях в последние годы существенно расширились. Это расширение шло по нескольким направлениям.

      Во-первых, значительно увеличился перечень категорий дел, которые в соответствии с КоАП РФ могут рассматриваться по первой инстанции только судьями. Сейчас такой перечень составляют дела свыше 180 категорий.

      Прерогативой суда являются сложные дела о наиболее серьезных правонарушениях, где особенно необходимы компетентность и профессионализм в вопросах права, гарантии от возможного проявления ведомственности при вынесении решения.

      Во-вторых, восемь из десяти предусмотренных статьей 3.2 КоАП РФ административных наказаний могут быть назначены только судьей. К числу таких административных наказаний отнесены те, применение которых создает весьма серьезные правовые последствия для гражданина. Так, например, административный арест - это кратковременное лишение гражданина свободы, его изоляция на определенный срок от общества. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - это лишение гражданина его имущества, что может быть осуществлено, в соответствии с Конституцией РФ, только по решению суда. Лишение специального права и дисквалификация часто могут выступать лишением человека на длительное время работы по специальности и, следовательно, источника его существования. Применение административных наказаний такого характера должно быть обеспечено максимумом гарантий, который в большей степени может обеспечить судебный порядок разбирательства.

      В-третьих, расширена так называемая альтернативная судебная подведомственность. В КоАП РФ содержится более 60 составов административных правонарушений, которые рассматриваются в судебном порядке, если орган (должностное лицо), к которому первоначально поступило дело, сочтет необходимым передать его на рассмотрение судье. Такая передача может быть обусловлена личностью нарушителя или характером самого правонарушения, за совершение которого, по мнению субъекта административной юрисдикции, рассматривающего дело, недостаточно применения наказания, которое он может назначить, а нужно использовать предусмотренное санкцией конкретной статьи "Особенной части" КоАП РФ более суровое наказание, назначение которого является прерогативой судьи.

      Особенность предметной подведомственности таких дел состоит в том, что судья, установив состав административного правонарушения, вправе не согласиться с мнением передающего органа и применить любое административное наказание в пределах санкции соответствующей статьи. Следует подчеркнуть, что если речь идет о назначении одного из дополнительных наказаний, являющихся исключительной прерогативой суда, то он должен рассматривать дело в полном объеме, решив вопрос о применении как основного, так и дополнительного наказания (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

      В-четвертых, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, которые были подведомственны органам исполнительной власти, перечисленным в главе 23 КоАП РФ, в случае упразднения этих органов до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ.

      В-пятых, только судья наделен правом при рассмотрении дела об административных правонарушениях одновременно решать вопрос о возмещении причиненного административным правонарушением имущественного ущерба. Причем полномочия судьи не ограничены какими-либо суммами ущерба. Единственное условие, закрепленное КоАП РФ, - это возможность вынесения судьей решения о возмещении ущерба при отсутствии спора сторон по этому поводу (ст. 4.7).

      В соответствии со ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, подведомственных суду по первой инстанции, могут рассматриваться судьями районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов и мировыми судьями. В такой ситуации требуется особая четкость в определении подсудности дел для разных видов судей. Соблюдение установленных в законе правил подсудности, являясь одним из аспектов обеспечения принципа законности, служит гарантией защиты от произвольной передачи дела об административных правонарушениях от одного субъекта юрисдикции к другому по усмотрению самих правоприменительных органов.

      Общее правило решения вопроса о подсудности дел об административных правонарушениях таково: дела, указанные в ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями, если специальными частями этой же статьи Кодекса не установлено иное. Эти специальные нормы определяются исходя из следующих обстоятельств: 1) особенностей субъекта правонарушения; 2) наличия или отсутствия административного расследования как особой формы возбуждения дела об административном правонарушении; 3) вида применяемого административного наказания. Таким образом, подсудность дела мировым судьям определяется путем исключения из их подсудности категорий дел, отнесенных к рассмотрению судей районных судов, гарнизонных военных судов или арбитражных судов.

      Пользуясь установленными самим КоАП РФ критериями подсудности, проиллюстрируем принципы определения подсудности судей районных, гарнизонных военных и арбитражных судов.

      Если субъектом административных правонарушений являются военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, то такие дела рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

      В КоАП РФ закреплено правило о том, что если по делам об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1, проводилось административное расследование, то их рассмотрение входит в юрисдикцию судей районных судов. Аналогичное решение (т.е. в пользу судей районных судов) принято Кодексом и в отношении дел об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и должности муниципальной службы.

      Административное расследование выступает в качестве процессуального критерия предметной подведомственности дел об административных правонарушениях судьям районных судов. При этом важно подчеркнуть следующие обстоятельства. Если судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению установит, что административное расследование фактически не проводилось (т.е. в рамках административного расследования никаких процессуальных действий не совершалось), то он обязан, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 29 КоАП РФ, передать дело на рассмотрение мировому судье. Такое же решение судья районного суда должен принять и в случаях проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.

      При разграничении предметной подведомственности судей общей юрисдикции и арбитражных судов за основу должен быть взят критерий, объединяющий в себе как содержательную, так и субъектную составляющую. Это означает, что в ситуациях, когда субъектом правонарушения по конкретным составам, перечисленным в абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, дело подлежит рассмотрению судьями арбитражных судов.

      В реальной жизни встречаются различные сочетания названных критериев, положенных в основу определения подсудности, что требуется учитывать в правоприменительной практике.

      К числу органов, обладающих правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях, относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Общие задачи и функции этих комиссий определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (с последующими изменениями) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

      Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются в соответствии с КоАП РФ (ст. 23.2) основным органом, рассматривающим все дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Исключения из этого правила составляют дела об административных правонарушениях несовершеннолетних в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ), а также дела о правонарушениях, выразившихся в безбилетном проезде на транспорте (ст. 11.18), которые рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав только в том случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передаст его на рассмотрение указанной комиссии.

      К компетенции комиссий по делам несовершеннолетних отнесено также рассмотрение дел в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей (ст. 5.35), за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ (ч. 2 ст. 6.10), за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака (ст. 6.23), за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо употребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 20.22).

      Согласно ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

      Кроме судей и комиссий по делам несовершеннолетних полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях обладают еще более семидесяти видов органов исполнительной власти. Как уже отмечалось, в основном это органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции. Каждому из этих видов органов в главе 23 КоАП РФ посвящена специальная статья, где определяется предметная подведомственность дел именно этому органу.

      Для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в самих субъектах могут быть созданы административные комиссии и иные коллегиальные органы. Подведомственность дел административным комиссиям, пределы их полномочий и порядок образования субъекты Российской Федерации определяют самостоятельно. На федеральном уровне создание административных комиссий Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено, а сами административные комиссии исключены из перечня органов, рассматривающих дела по нормам Особенной части КоАП РФ.

      КоАП РФ определяет не только предметную, но и территориальную подведомственность дел органам административной юрисдикции.

      В части первой ст. 29.5 Кодекса закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. В большинстве случаев реализация этого правила способствует формированию достаточной доказательственной базы, поскольку облегчает установление необходимых для уяснения истины обстоятельств дела. Тем не менее общее правило территориальной подведомственности может быть изменено по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица (ст. 4.6). Такое ходатайство подлежит удовлетворению не во всех случаях, а только тогда, когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу.

      Следует подчеркнуть, что в КоАП РФ перечислен ряд дел, по которым установлена специальная территориальная подведомственность.

      Так, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

      Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых иных нарушениях, непосредственно связанных с этой категорией лиц, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу. Такой подход можно обосновать необходимостью более углубленного выяснения личности несовершеннолетнего, изучения семейных, бытовых условий его жизни, поведения дома и в учебном заведении.

      При наличии по одному делу совокупности критериев, установленных КоАП РФ, приоритет между соответствующими нормами определяется органом административной юрисдикции, рассматривающим дело. Правда, определенные направляющие координаты в разрешении коллизионной ситуации были даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5.

      С учетом установленной в КоАП РФ предметной и территориальной подведомственности орган административной юрисдикции либо принимает дело к своему производству, либо обязан вынести определение о передаче дела по подведомственности. Нормы императивного характера (ст. 29.4, 29.5), обязывающие передать дело по подведомственности, дают возможность избежать волокиты в рассмотрении дела и пропуска установленных давностных сроков.м

      Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

    Административные правонарушения являются самыми распространенными на текущий момент времени. Вполне очевидно, что такие дела возникают весьма часто, и они должны рассматриваться компетентными инстанциями, на основании четко проработанной структуры ведения дела. Возникает вполне логический вопрос, кто рассматривает дела, об административных правонарушениях ? Ситуация такова, что данные дела, изначально, входят в юрисдикцию судов общего значения. Другими словами, при возникновении административных споров, придется обращаться в мировой или же районный (вышестоящий) суд.

    Кто именно рассматривает дела административных правонарушений?

    Обеспечение эффективности судебной системы, формируется на четком определении круга должностных лиц, вернее, органов, которые имеют полномочия, вести производство об административных правонарушениях. Таким образом, суды общей юрисдикции, хоть и наделяются такими полномочиями, но все равно, формируется специализированная коллегия, которая изначально посвящает свою деятельность именно административным делам.

    Ведущая роль в рассмотрении различных дел, касающихся именно административных правонарушений, отводится именно судьям. В качестве гарантий сохранности прав и ответственности лиц, выступают именно суды, деятельность которых, позволяет рассматривать все дела на основании имеющегося законодательства.

    Кто именно ведет административные дела?

    1. Судьи районных судов и мировые судьи. Сразу же нужно сказать о том, что основное количество административных правонарушений, возникающих на территории нашей страны, рассматриваются именно мировым судьей. Если же после вынесения решения, граждане не согласны с принятым решением, они просто обращаются в вышестоящую инстанцию, то есть, в районный суд, куда подается апелляция;
    2. Комиссия по защите прав несовершеннолетних. В нашем создании рассмотрение административных правонарушений связывается исключительно с судебным разбирательством. Тем не менее, на территории нашей страны работают еще и специализированные комиссии, которые рассматривают дела несовершеннолетних, прямо или же косвенно связанные с административными правонарушениями;
    3. Органы федеральной инспекции труда. Наверное, практически каждый человек знает о том, что нарушение трудового кодекса, чаще всего приводит к формированию административной ответственности. Так, все юристы изначально рекомендуют гражданам обращаться не в суд, а в инспекцию суда. Данный орган, имеет возможность воздействовать в виде административных штрафов на тех людей, которые систематически нарушают трудовое законодательство, тем самым, ухудшая условия работы специалистов;
    4. Органы внутренних дел. В данном случае, речь идет о полиции. Сразу же нужно сказать о том, что данные органы рассматривают весьма существенное количество дел, которые касаются всевозможных административных правонарушений. Это могут быть дела, которые предполагают незаконное приобретение наркотических средств в весьма незначительных размерах. В данном случае, рассматривать дела о таких правонарушениях, а соответственно, налагать административные взыскания, исключительно от имени органов внутренних дел, могут заместители начальников отделов и начальники и пр.
    Таким образом, становится понятно, что на текущий момент времени, существует масса инстанций, которые занимаются вопросами изучения и рассмотрения административных дел. Именно такая структура строения системы наказания, позволяет максимально исключать всевозможные, негативные проявления, в виде активизации распространения таких дел по территории нашей страны.


    Судебные приставы относятся к органам исполнительной власти. Именно они занимаются всеми вопросами исполнения ранее принятых судебных решений. Действовать судебные приставы могут...

    Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

    1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

    1) судьями (мировыми судьями);

    3) федеральными органами исполнительной власти (их около 60), их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    1) мировыми судьями;

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Статья 22.2. Полномочия должностных лиц

    1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

    1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

    2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

    Органы внутренних дел (милиция), налоговые органы, таможенные органы, военные комиссары, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы, многочисленные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор (санитарный, ветеринарный, экологический, природоохранный, энергетический, пожарный, жилищный, строительный и т.п.)

    Особенности рассмотрения дел арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 23.1. КоАП РФ. По этим делам арбитражные суды выступают как органы административной юрисдикции, то есть, наказывающие от имени государства лиц, нарушивших нормы права. По общей логике производство по делу об административном правонарушении должно регулироваться КоАП РФ, поскольку это административное судопроизводство. Однако Высший Арбитражный суд разъяснил, что производство должно вестись по правилам АПК РФ. Таким образом, суд выступает как орган административной юстиции.

    Обжалование постановления о назначении административного наказания осуществляется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Рассмотрение жалобы - это другое производство, другой вид процесса, т.к. при этом осуществляется судебный контроль за законностью назначения наказания, суд выступает как орган административной юстиции.