Отличие местного управления от местного самоуправления. Местное управление и самоуправление. Федеральный корпоративный налог
Местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Это предполагает организационную обособленность местного самоуправления, муниципальной власти от государственной власти.
Выводя различия между муниципальной и государственной властями, следует отметить, что государственная власть и местная (муниципальная) власть образуют две равноправные разновидности единой публичной власти. Каждый уровень власти обладает своими специфическими признаками. Органы государственной власти решают вопросы государственного значения. В сферу компетенции органов местного самоуправления входят вопросы местного значения.
Вопрос о соотношении и взаимодействии местного самоуправления и государственной власти - один из кардинальных в теории и практике муниципального строительства и права. Не случайно среди основных задач дальнейшего развития местного самоуправления в Указе Президента Российской Федерации "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" от 11 июня 1997 г. названа организация эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.
Акцент ныне перемещается от централизованного государственного руководства, прямого государственного воздействия на деятельность органов местного самоуправления к децентрализации власти, правовому регулированию, государственной поддержке местного самоуправления. Именно такой подход к местному самоуправлению должен стать основным со стороны органов государственной власти как на федеральном, так и региональном уровнях.
Вместе с тем, государство оказывает существенное влияние на организацию и деятельность местного самоуправления. Это проявляется в следующем:
статус местного самоуправления определяется государством в Конституции и федеральных законодательных актах;
государство выступает гарантом осуществления местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ);
государство гарантирует местному самоуправлению право на судебную защиту;
местные дела решаются органами местного самоуправления самостоятельно, но в соответствие с положениями государственной политики;
органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями;
Государственная власть и муниципальная власть имеют ряд общих признаков:
они выступают формами народовластия, относятся к формам осуществления публичной власти;
местное самоуправление и государственная власть обладают необходимыми для их реализации властными полномочиями;
они имеют специфический обособленный аппарат в виде органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих эти ветви власти;
государственная и муниципальная власть обладают непрерывностью во времени, универсальностью, всеобщностью;
обе ветви власти существуют в рамках определенной территории (территория государства в целом, субъекта РФ, муниципального образования) по отношению ко всем находящимся на ней лицам. Территория является непременным условием организации и функционирования публичной власти, ее физической основой и пределами. Территория местного сообщества одновременно является государственной территорией;
создание органов местного самоуправления на территории местного сообщества носит обязательный характер;
органы государственной власти и органы местного самоуправления располагают возможностью привлекать виновных к соответствующему виду юридической ответственности, применять иные меры государственного принуждения;
органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.
органы государственной власти и органы местного самоуправления обладают правом введения и сбора налогов, а также самостоятельного формирования бюджета;
статус местного самоуправления определяется государством в Конституции РФ и законах, принимаемых органами государственной власти, защищается органами государственной власти;
местные дела решаются хотя и самостоятельно, но в рамках единой государственной политики.
Специфическими признаками, отличающие органы местного самоуправления от государственных органов являются:
местное самоуправление – власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных государственной властью. Государственная власть - власть верховная, суверенная;
органы местного самоуправления не могут самостоятельно определять круг своих полномочий, в отличие от государства местное сообщество не обладает суверенитетом;
сферы компетенции государственной и местной власти разграничены;
государственная и муниципальная ветви власти имеют самостоятельные источники финансовых средств;
в системе органов местного самоуправления отсутствует строгая иерархия и соподчиненность, они выступают не от имени государства, а от имени местного сообщества;
материально-финансовую базу деятельности органов местного самоуправления составляет муниципальная собственность и муниципальный бюджет, а органов государственной власти - государственная собственность и государственный бюджет;
органы местного самоуправления обладают более тесной связью с населением, чем федеральные органы. У них практически отсутствуют политические функции. На муниципальном уровне население может гораздо шире выражать формы непосредственного волеизъявления;
органы местного самоуправления издают нормативные акты, содержащие правила поведения общего характера, которые не относятся к законам. По своей природе они являются подзаконными актами;
население самостоятельно определяет структуру муниципальных органов.
Таким образом, муниципальная власть - это система властных отношений, реализующая функции местного самоуправления. Она основывается на аппарате принуждения. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной власти (власти над обществом), действует в пределах муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами местного самоуправления и основана на нормах права.
Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о двойственной природе муниципальной власти, обособление местного самоуправления от государственной власти имеет относительный характер, в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Органы местного самоуправления выступают в качестве важнейшего элемента публично-властного механизма общества.
Устанавливая самостоятельность местной власти, ее негосударственный характер, российская Конституция и федеральное законодательство закрепляют основные параметры взаимодействия местного самоуправления и государственной власти:
1. Признание и гарантированность российским государством местного самоуправления, закрепление его самостоятельности в пределах своих полномочий, невхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации).
2. Установление запрета на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции Российской Федерации).
3. Недопущение осуществления местного самоуправления, образования органов местного самоуправления, назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ч. 5 ст. 14, ч. 3 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
4. Государственная поддержка местного самоуправления, которая включает в себя создание органами государственной власти необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление (ст. 9 Федерального закона).
К государственной поддержке местного самоуправления относятся федеральные и региональные программы развития местного самоуправления, принятие которых входит в число полномочий органов государственной власти (п. 8 ст. 4, п. 7 ст. 5 Федерального закона).
5. Конституционное закрепление возможности законодательного наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Делегирование государственных полномочий осуществляется на основе принципов: законности; социально-экономической обоснованности; материально-финансовой обеспеченности; сочетания региональных и местных интересов; подконтрольности их осуществления; ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за их исполнение.
6. Установление государственных гарантий местного самоуправления. В числе таких гарантий Конституция Российской Федерации устанавливает право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133).
Контрольные вопросы к теме 3
1. Какое место занимает местное самоуправление в системе народовластия?
2.Для чего необходимо изучение принципов местного самоуправления?
4. Каким образом воплощаются в жизнь функции местного самоуправления?
5. Для чего необходима государственная поддержка местному самоуправлению?
6. Назовите общие и специфические признаки муниципальной и государственной власти.
Тесты по теме 3
1. Основным субъектом местного самоуправления является:
1.1. население муниципального образования;
1.2. представительный орган местного самоуправления;
1.3. глава местного самоуправления;
2. Членом местного сообщества может быть:
2.1. человек, проживающий на территории муниципального образования не менее 1 года;
2.2. гражданин, имеющий собственность на территории муниципального образования;
2.3. гражданин, постоянно проживающий на территории муниципального образования;
2.4. гражданин, имеющий миграционную карту
3. Муниципальным образованием признается:
3.1.городской, сельский населенный пункт, в пределах, которых осуществляется местное самоуправление;
3.2. городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория;
3.3. территория, на которой действуют органы местного самоуправления;
3.4. внутригородской район
4. Функции местного самоуправления - это:
4.1. основные начала, лежащие в основе местного самоуправления;
4.2. основные направления муниципальной деятельности;
4.3. основные формы деятельности органов местного самоуправления;
4.4. основные полномочия органов местного самоуправления
5. Органы местного самоуправления:
5.1. входят в систему органов государственной власти РФ;
5.2. входят в систему органов государственной власти субъектов РФ;
5.3. не входят в систему органов государственной власти;
5.4. являются одновременно и государственными и муниципальными органами
6. Местное самоуправление представляет собой:
6.1. негосударственную общественную организацию жителей;
6.2. часть системы управления обществом на местах;
6.3. негосударственный элемент публичной власти, осуществляемой на местах;
6.4. часть государственного управления в пределах муниципального управления
Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными. Приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов в нашем материале.
Список федеральных, региональных и местных налогов и сборов
То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).
Например, торговый сбор введен лишь на территории г. Москвы (п. 1 ст. 410 НК РФ , п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ , Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62).
А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).
В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).
Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:
При этом необходимо иметь в виду, что зачесть между собой федеральные, региональные и местные налоги и сборы нельзя: зачет производится в рамках налогов одного вида (федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, а местные - в счет местных) (
Понятие и основные черты местного самоуправления.
КРФ рассматривает МС в трех аспектах:
Как основу конституционного строя.
Как право населения на МС
3. Как форму народовластия (КРФ закрепляет 3 формы народовластия: через ОГВ, непосредственно и через ОМС)
МС (по ФЗ №131) - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных КРФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, - законами СРФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через ОМС вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Черты:
1.МС осущ. населением МО.
2.Это деят-ть в пределах, уст. КРФ, ФЗ, законами СРФ
3.Самостоятельность МС в решении отнесенных к его ведению вопросов
4.Ответственность за принятые решения
5.Осуществление МС населением как непосредственно, так и через органы МС,
6.МС имеет свой объект управления: вопросы мест. значения, касающиеся жизнедеятельности населения МО.
7.МС осущ. с учетом интересов населения.
8.В МС находят отражение исторические и иные традиции.
Понятие МС в Европейской хартии МС и в российском зак-ве.
(ЕвроХ)МС - право и реал способность самоуправляющихся территор общностей упр-ть и решать в рамках законов под свою отв-ть значит часть публич дел в интересах гр-н, проживающих на соотв терр-ии
* это дб закреплено в з-не
* решать => могут издавать акты
* управлять => осущ-ть исполнит-распорядит ф-ции
* право и реал способность => четко указано на правосубъектность
Гл идея (Хартии) - органы МС составляют 1 из основ любого демократического строя, право гр-н уч-ть в упр-ии гос делами - 1 из важнейших демократических пр-пов, непосредственно мб осуществлен именно на местном уровне.
Представит органы обязательны, они дб выбраны путем свободных, равных, прямых и всеобщих выборов, МС может проводить собрания гр-н, референдумы и др формы прямого волеизъявления, иметь исполнит органы, управлять значительной частью общественных дел и т.д. Полномочия и финансовые ресурсы дб соразмерны, дб предоставлены средства, причем часть средств поступает за счет местных сборов и налогов.
(131-ФЗ) МС - форма осущ-ия народом своей власти, обеспечивающая в пределах, уст-ых зак-вом, сам-ое и под свою отв-ть решение населением непосредственно и (или) через органы МС? местного значения исходя из интересов населения с учетом историч и иных местных традиций.
КРФ говорит о 2х формах МС, т.е. она закр-ет статус МС как 1)основу конст строя и 2)форму народовластия
Форма децентрализации власти
Форма самоорганизации местных жителей
Деят-ть гр-н по? местного значения
Публичная власть, взаимодействующая с гос властью
Местное самоуправление и государственная власть. Сходство и различие.
Отличие
1. В характере власти . Центральная гос. власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама по себе реформировать, органы же МС - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью.
2. Разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, т. е. отграниченность круга дел, предоставленных МС.
3. Самостоятельные источники средств.
4. Территориально-ограниченный выборный принцип. Территория действия МСУ ограничивается территорией МО. Гос. власть отдалена от народа, а МСУ-приближено.
В отличие от органов гос власти органы МС действуют не от имени гос-ва, а от имени местного сообщества.
Материально-финансовую базу деят органов МС составляет мун собственность, бюджет; органов гос власти - гос собственность и бюджет.
Органы МС не обладают правом осущ. собственно законодат. власти. Отсутствие права издания законов по тем или иным вопросам, для данной местности заменяющих законы общие, является достаточно важным критерием, отличающим МС. Безусловно, органы МС издают НА, но они по своей природе являются подзаконными актами.
Органы МС не обладают «компетенцией устанавливать свою компетенцию», т. е. не могут самостоятельно определять круг своих полномочий; в отличие от гос как такового местное сообщество не обладает суверенитетом.
Сходство:
Будучи разновидностью публичной власти, муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих гос власти: это виды публичной власти; используются те же методы управления и организационного построения управленческих структур, выполняются аналогичные функции(только объём разный)
Основные теории местного самоуправления. Сущность и содержание.
1. Свободной общины - эта теория исторически первая, суть в том, что существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, а согласно теории, есть и четвёртая - муниципальная или общинная. Государство не создаёт общину, а признаёт уже существующую, община существует по тому: 1) что круг общинных дел отличен от круга дел государственных; 2) община является субъектом специальных прав, которые принадлежат только ей; 3) должностные лица, общинного управления, это именно общинные должностные лица, а не государственные. С точки зрения этой теории, можно говорить об общинном характере происхождения местного самоуправления.
2. Хозяйственная теория - возникла как реакция на критику теории свободной общины, суть в том, что собственные дела общины, дела строго хозяйственные. Община должна развивать все формы собственности, формировать органы общины как эффективных собственников и предпринимателей.
3. Юридическая теория - органы местного самоуправления выполняют функции государственного управления, но являются органами не государства, а органами общины. Все общины как самоуправляющие единицы, являются субъектами прав, предоставленных им государством. Суть в том, что государство признаёт неприкосновенность прав общины, и должно всемерно уважать эти права.
4. Политическая теория - суть в том, что противопоставляется земское (муниципальное) и опричное (бюрократическое) начало. Население и его представители не являются чиновниками, государственными служащими. Население осуществляет самодеятельность, независимую от правительства, и свободно в осуществлении местного самоуправления.
5. Государственная теория - местное самоуправление, это часть государства, оно должно заниматься осуществлением государственных задач, всякое публичное управление, есть управление государственное, а, следовательно, тот кто несёт обязанности по местному самоуправлению, выполняет задачи государства.
6. Органическая теория - государство является сложной личностью, состоящей из социальных организмов. Самое низовое структурное подразделение государства, это община, она имеет ряд полномочий, но они не делегированы общине государством, а принадлежат ей как социальному организму.
Все эти теории местного самоуправления содержат в совокупность четыре признака , которые и характеризуют МС:
1) Связано с различием в характере власти - государственная власть суверена, самостоятельна, муниципальная власть подзаконна и действует в порядке и рамках, указанных государством.
2) Связано с разграничением уровней компетенции государства - в унитарном государстве эти уровни разграничиваются на два: государство и местное самоуправление, в федеративном на три: федеративное государство, субъекты федерации и местное самоуправление.
3) Наличие у местного самоуправления собственной материально-финансовой базы.
4) Местное самоуправление всегда территориально организовано и формируется в результате выборов.
5.Понятие и классификация принципов местного самоуправления. –руководящие идеи, лежащие в основе организации и деят-ти населения, формируемых им органов, и обязательные для органов гос. и мун. власти. .
1.Принципы, связанные с общими условиями осуществления МСУ:
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
Законность в организации и деятельности МС.
Гос. гарантированность МСУ
2. Принципы, определяющие самостоятельность МСУ:
Организационное обособление МС в системе управления гос-вом.(самостоятельное определение структуры органов; недопустимость назначаемости государством; запрет на осущ. МСУ органами гос. власти; обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан).
Самостоятельность решения населения вопросов мест. значения.
Соразмерность полномочий МС материально-финансовым ресурсам.
3. Принципы, закрепляющие формы осуществления населением права на МС:
Многообразие организационных форм осущ. МС
Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан.
Выборность органов и должностных лиц МС
Сочетание коллегиальности и единоначалия
Гласность МС
Ответственность органов и должностных лиц МС
Понятие МС в Европейской хартии МС и в российском зак-ве.
(ЕвроХ)МС - право и реал способность самоуправляющихся территор общностей упр-ть и решать в рамках законов под свою отв-ть значит часть публич дел в интересах гр-н, проживающих на соотв терр-ии
* это дб закреплено в з-не
* решать => могут издавать акты
* управлять => осущ-ть исполнит-распорядит ф-ции
* право и реал способность => четко указано на правосубъектность
Гл идея (Хартии) - органы МС составляют 1 из основ любого демократического строя, право гр-н уч-ть в упр-ии гос делами - 1 из важнейших демократических пр-пов, непосредственно мб осуществлен именно на местном уровне.
Представит органы обязательны, они дб выбраны путем свободных, равных, прямых и всеобщих выборов, МС может проводить собрания гр-н, референдумы и др формы прямого волеизъявления, иметь исполнит органы, управлять значительной частью общественных дел и т.д. Полномочия и финансовые ресурсы дб соразмерны, дб предоставлены средства, причем часть средств поступает за счет местных сборов и налогов.
(131-ФЗ) МС - форма осущ-ия народом своей власти, обеспечивающая в пределах, уст-ых зак-вом, сам-ое и под свою отв-ть решение населением непосредственно и (или) через органы МС? местного значения исходя из интересов населения с учетом историч и иных местных традиций.
КРФ говорит о 2х формах МС, т.е. она закр-ет статус МС как 1)основу конст строя и 2)форму народовластия
Форма децентрализации власти
Форма самоорганизации местных жителей
Деят-ть гр-н по? местного значения
Публичная власть, взаимодействующая с гос властью
Отличие
1. В характере власти . Центральная гос. власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама по себе реформировать, органы же МС - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью.
2. Разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, т. е. отграниченность круга дел, предоставленных МС.
3. Самостоятельные источники средств.
4. Территориально-ограниченный выборный принцип. Территория действия МСУ ограничивается территорией МО. Гос. власть отдалена от народа, а МСУ-приближено.
В отличие от органов гос власти органы МС действуют не от имени гос-ва, а от имени местного сообщества.
Материально-финансовую базу деят органов МС составляет мун собственность, бюджет; органов гос власти - гос собственность и бюджет.
Органы МС не обладают правом осущ. собственно законодат. власти. Отсутствие права издания законов по тем или иным вопросам, для данной местности заменяющих законы общие, является достаточно важным критерием, отличающим МС. Безусловно, органы МС издают НА, но они по своей природе являются подзаконными актами.
Органы МС не обладают «компетенцией устанавливать свою компетенцию», т. е. не могут самостоятельно определять круг своих полномочий; в отличие от гос как такового местное сообщество не обладает суверенитетом.
Сходство:
Будучи разновидностью публичной власти, муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих гос власти: это виды публичной власти; используются те же методы управления и организационного построения управленческих структур, выполняются аналогичные функции(только объём разный)
Под местным управлением понимают управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую или администрацией вышестоящего территориального уровня или администрацией вышестоящего территориального уровня. Таким уровнем, местное управление обычно реализуется через органы, которые назначаются вышестоящими властными структурами.
В отличие от местного управления местное самоуправление представляет собой деятельность населения местной территориальной единицы для самостоятельного решения вопросов местного значения (ст.1 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении»). Местное самоуправление – форма организации граждан для решения определенных задач, оно способствует приближению. власти к населению с учетом местных условий и особенностей.
Местное самоуправление осуществляется в границах административно–территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.
Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на соответствующей территории.
В нашей республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной, что позволяет четко в законодательстве определять полномочия данных Советов.
К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) районные Советы;
К базовому – городские (городов областного подчинения и районные Советы;
К областному – областные Советы. Минский городской Совет обладает полномочиями базового и областного Совета.
В соответствии со ст.118 Конституции местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года. Согласно Закона от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального деления Республики Беларусь» районы в городах не отнесены к административно территориальным единицам.
В целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности на основании указанного Закона города могут быть разделены на районы, не являющиеся административно-территориальными единицами. В таких территориальных единицах: в районах городов, некоторых поселках городского типа и некоторых городах районного подчинения Советы депутатов не создаются.
Система местных органов управления (в отличие от местных органов самоуправления) состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов. Исполнительными и распорядительными органами являются:
На территории области, района, города, поселка, сельсовета – исполнительный комитет;
На территории района города – местная администрация района.
Исполнительные комитеты первичного, базового и областного уровней являются органами местного управления общей компетенции. В их состав помимо председателя входят заместители, управляющий делами, секретарь и члены исполнительного комитета.
В формировании исполнительных комитетов участвуют две ветви власти. Председатель областного Совета назначается Президентом и утверждается областным Советом. В случае отказа в утверждении кандидатуры Президент предлагает другого кандидата на должность, если и ему будет отказано, Президент вправе сам принять решение и назначит председателя своим решением. Кандидатуры заместителей председателя областного, Мингориспокома, согласуются с Президентом. Назначение на должности председателей районных (городских) исполнительных комитетов производиться Председателем областного исполнительного комитета. Он же принимает окончательное решение в случае повторного отказа соответствующего районного Совета.
В городе Минске руководители местных районных администраций назначаются и освобождаются от должности председателем Минского городского исполнительного комитета. Аналогично назначаются на должности и освобождаются от должности все главы администраций районов, и иных территориальных единиц. Примерная структура исполнительного комитета и районной администрации утверждена Указами Президента.