Определение производственного экологического контроля. Производственный Экологический Контроль! Что это за зверь и с чем его едят? Особенности производственного экологического контроля в отдельных сферах

Когда наступает уголовная ответственность за экологические правонарушения? Что такое экологический паспорт и общественный экологический контроль? Где заказать программу экологического контроля?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Наверняка каждый из вас неоднократно видел новости по ТВ или ролики в интернете о том, как стремительно сокращаются природные богатства нашей планеты. О том, как ежечасно ухудшается экологическая обстановка в мире. И о том, что предпринимают люди, чтобы исправить эту ситуацию.

Обязательно при этом указываются и источники мировой проблемы - неоправданное использование ресурсов, недопустимо вредное производство, неправильное обращение с его отходами и нарушение всяких норм в этой сфере. Возможно ли это изменить и, главное, - как?

Онлайн-журнал «ХитёрБобёр» и я, Анна Медведева, приветствуем всех, кто заглянул на наш ресурс. Наша статья посвящена теме производственного экологического контроля.

Итак, начнем!

1. Что такое производственный экологический контроль

Вопрос экологии актуален во всем мире. Потому что время технического прогресса, увы, стало временем интенсивного уничтожения природных богатств. Процесс этот настолько глобальный, что возникла необходимость в контроле за безопасностью промышленности и иных действиях, направленных на защиту природы.

Система экологического контроля - это сочетание трех элементов: государственного, производственного и общественного экологического контроля.

Обозначим эти понятия.

Производственный экологический контроль (ПЭК) - это наблюдение за безопасностью производства и проведение мероприятий, необходимых в ходе этой деятельности для охраны природы. Организует такие мероприятия служба экоконтроля.

Общественный экологический контроль - это сфера влияния общественных организаций, объединений, движений. Его весомое преимущество - независимость от госструктур. Благодаря этому он максимально защищает экологические интересы населения.

У каждого предприятия должен быть экологический паспорт . Он нужен для фиксирования экологических показателей промышленности и разумного использования предприятиями природных богатств.

По ГОСТу 17.0.0.04-90 экологический паспорт составляется в виде таблиц:

Разделы Содержание
1 Общая информация о предприятии
2 Природно-климатическая обстановка местности, где находится предприятие
3 Общее описание технологических процессов производства и выпускаемой продукции
4 Сведения, касающиеся эксплуатации земли
5 Сведения о том, какое сырье используется при производстве
6 Описание водопотребления и водоотведения
7 Сведения о том, какие выбросы и в каком количестве производятся в атмосферу
8 Информация о количестве и качестве отходов
9 Сведения о том, как восстанавливаются нарушенные участки земли
10 Данные о транспортных средствах, используемых в производстве
11 Характеристика функционирования предприятия в эколого-экономической сфере

Бывают случаи, когда для предприятия не обязателен контроль состояния окружающей природы.

Перечислим их:

  1. Результаты контроля не имеют значения в принятии оперативных решений управления.
  2. Результаты контроля не требуются для отчетности в госорганы.
  3. В отчет не включаются документы, предписывающие нормы разрешенного воздействия на окружающий мир.

Если производство предприятия нарушает нормы экологичности, руководство несет за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную ответственность.

Не исключена и уголовная ответственность. К таковым относится массовое разрушение экосистем, уничтожение редких представителей флоры и фауны, отравление водоемов или воздуха и другие нарушения норм охраны природы, ведущие к экологическим катастрофам.

Пример

Сейчас в Новосибирской, Иркутской и некоторых других областях России остро стоит вопрос использования сельскохозяйственных земель китайскими предпринимателями.

Иностранные держатели теплиц используют столько недопустимо ядовитых пестицидов в качестве удобрений, что даже после одного сезона их деятельности почвенный покров придется восстанавливать на протяжении десятилетий.

Россельхознадзор бьет тревогу и требует усиления мер по защите природы. Отечественные плодородные земли уничтожаются безжалостно и с невероятной скоростью.

2. Для чего проводится производственный экологический контроль - ТОП-4 главные цели

Теперь поговорим о том, какие цели преследует программа производственного экологического контроля.

Опишем подробно наиболее значимые из них.

Цель 1. Обеспечение экологической безопасности предприятия

Для всякой промышленной деятельности существуют природоохранные нормативы. Это повышает эффективность предприятия. А если оно внедряет энерго- и ресурсосберегающие процессы, то снижается воздействие отравляющих выбросов и на тех, кто там трудится, и на окружающую природу.

Если предприятие соответствует российским и мировым нормам экологичности производства, оно становится конкурентоспособным, поскольку может рассчитывать на сотрудничество с серьезными партнерами.

А когда речь идет о партнерстве с зарубежными заказчиками, экологичность промышленности становится едва ли не главным фактором. Так что перед стоят чрезвычайно важные задачи. Об этом - отдельная публикация.

Цель 2. Соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду

Производственно-хозяйственные нормы касаются не состояния природы, а прежде всего источника отравляющих выбросов. Задача нормативов - ограничить деятельность предприятия строгими лимитами.

Это нормы:

  • разрешенных выбросов;
  • возникновения отходов и ограничения их распределения;
  • разрешенных физических воздействий;
  • рационального использования природных богатств;
  • допустимой степени воздействия на окружающий мир.

Добавим, что нахождение в специально охраняемых природных местностях тоже ограничено строгими рамками.

Цель 3. Обеспечение рационального использования природных и энергетических ресурсов

Необходимость в этом возникла потому, что расход ресурсов природы стал слишком интенсивным. Экологический кризис неизбежно становится следствием их неоправданного использования. Разумное природопользование способствует выходу из этого кризиса.

Это означает, что необходимо по максимуму сохранять природные ресурсы и по минимуму воздействовать на процессы самовосстановления экосистем.

Достигнуть всего этого возможно, если применять на производстве комплексный научно обоснованный подход к расходованию природных и энергетических ресурсов.

Цель 4.

Когда промышленность отрицательно воздействует на мир природы, это наихудшим образом меняет все показатели окружающей среды. Производственный экологический контроль определяет меры для того, чтобы предотвратить или снизить это воздействие.

Добавим, что за недопустимое загрязнение окружающей среды, как и за причиненный вред здоровью работников с предприятия взимается отдельная плата.

3. Какие мероприятия включает в себя производственный экологический контроль - 4 основных мероприятия

Главное назначение производственного экологического контроля - это наблюдать за источниками образования отравляющих выбросов и объектами природы (водоемами, воздухом, землей).

Перед началом проведения программа согласовывается с органами охраны окружающей среды и Роспотребнадзора.

Мероприятие 1. Экологический контроль за использованием поверхностных водных объектов

Комплекс мер по защите водоемов касается ситуации с поверхностными и подземными водами, дном, берегами и водоохранными зонами.

Что делает экослужба:

  • выявляет и прогнозирует процессы, пагубно воздействующие на водоемы;
  • определяет и реализует программу устранения этих процессов;
  • оценивает эффективность уже проводимых мероприятий;
  • контролирует степень засорения поверхностных вод.

Необходимо также оценивать свойства и состав воды. Помогают в этом физические, химические и гидробиологические показатели.

Мероприятие 2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения

Выбросы отравляющих отходов в воздух производятся передвижными и непередвижными устройствами.

Что делают для защиты воздуха:

  • контролируют, насколько соблюдаются нормы разрешенных выбросов;
  • проводят инвентаризацию всех источников образования отходов;
  • проверяют, есть ли лицензия на выброс отравляющих веществ в воздух, выдаваемая органами по защите природы;
  • определяют, насколько токсичны отработанные газы автомобильного транспорта;
  • измеряют степень концентрации отравляющих веществ;
  • контролируют исправность газоочистных установок.

Все параметры требуется заносить в журналы учета.

Мероприятие 3. Экологический контроль в сфере обращения с отходами

Что делать с отходами промышленной деятельности? Здесь законодательство также предусматривает комплекс мероприятий.

Прежде всего необходимо:

  • проверять, правильно ли и в какой последовательности утилизируются отходы;
  • уменьшать, насколько это возможно, объем и степень опасности выбросов;
  • наблюдать за состоянием окружающей среды в местах, где хранятся отходы;
  • регистрировать и анализировать данные;
  • внедрять малоотходные технологии и новые методики переработки и уничтожения отходов;
  • проверять соответствие размещенных отходов существующему лимиту.

Сюда же входит проверка всех документов по учету выбросов - формированию, хранению, переработке либо передаче другим учреждениям.

За отсутствие журнала учета по закону приписывается штраф.

Мероприятие 4. Контроль за своевременностью подачи отчетности в соответствующие инстанции

Все данные, выявленные в ходе ПЭК на предприятии, отображаются в отчете. Он сдается каждый год в территориальный орган Ростехнадзора.

Сдавать отчет необходимо всем предприятиям, эксплуатирующим производственные объекты 1, 2, 3 и 4 класса опасности. Оформить отчет можно в распечатке, на диске либо флэш-карте.

Подробности о документации по охране окружающей среды на предприятии вы узнаете из видеоролика.

4. Как разработать и реализовать программу производственного экологического контроля - 5 простых шагов

Каков порядок осуществления программы производственного экологического контроля?

Чтобы было понятно, с чего начинать и как не упустить важные моменты, мы составили алгоритм действий.

Шаг 1. Выбираем компанию для осуществления экологического контроля

Деятельность компании должна соответствовать законодательству Российской Федерации.

Попросите предоставить образцы уже проведенных мероприятий. Лабораторные исследования должны проводиться в рамках санитарно-эпидемиологических нормативов. Результаты должны оформляться по форме установленных требований Роспотребнадзора и Росаккредитации.

Убедитесь и в том, что в компании работают высококвалифицированные специалисты-экологи с хорошим опытом.

Шаг 2. Заключаем договор и оплачиваем услуги

Стоимость разработки программы ПЭК всегда индивидуальна. Зависит она от категории предприятия, числа промышленных объектов и количества источников вредных отходов.

Шаг 3. Утверждаем программу производственного экологического контроля

Программа ПЭК должна соответствовать требованиям ГОСТа Р 56062-2014 и Р 56061-2014, которые действуют с 1 января 2015 года.

Обязательные пункты программы:

  • информация, как проводится учет отходов, их источников и объектов размещения;
  • список отделов и должностных лиц, которые отвечают за ПЭК;
  • данные об испытательных лабораториях;
  • сведения о том, с какой регулярностью и какими методами осуществляется ПЭК;
  • информация о местах сбора проб и методах измерений.

Кроме прочего, в документ необходимо включить паспортные данные промышленных объектов.

Шаг 4. Ожидаем проведения контрольных мероприятий

Проведение запланированных мероприятий предполагает две системы.

Необходимо:

  1. Контролировать источники и количество выбросов в воздух и водоемы.
  2. Контролировать состояние природных объектов (флоры и фауны, воздуха, водоемов, геологической среды, земли и т. д.).

Завершается комплекс мероприятий систематизацией и оценкой результатов проверки.

Шаг 5. Получаем отчет о проделанной работе

Отчет по программе ПЭК содержит все результаты проведенных мероприятий. Необходимо также определить их соответствие установленным нормам. На основании этого анализа компания выдает указания по эффективному снижению установленных параметров.

Добавим, что своевременное исправление показателей предотвратит штрафы и прочие нежелательные меры административного воздействия за нарушение санитарных нормативов. вы узнаете из соответствующей статьи нашего ресурса.

5. Профессиональная помощь в осуществлении производственного экологического контроля - обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Производственный экологический контроль проводится специализированными учреждениями.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми крупными представителями данного направления.

Вот уже 20 лет компания работает в сфере экологического мониторинга и экспертизы, услуг по охране труда, разработке проектной документации и сертификации по международным стандартам. Одно из самых передовых направлений Ecostandard Group - это внедрение «зеленых» технологий.

У компании собственный лабораторный центр и большой штат высококвалифицированных специалистов. Благодаря этому, все работы и услуги предоставляются здесь на высшем уровне, качественно и оперативно.

Компания сотрудничает как с крупнейшими проектами, так и с представителями малого и среднего бизнеса. Область ее деятельности - Россия и страны СНГ.

Экологическая фирма предлагает полный комплекс услуг в сфере экологического консалтинга. Кроме прочего, вам помогут разработать экопроект, составят экоотчетность, проведут любое лабораторное исследование и подготовят все необходимые документы к проверкам.

В штате компании высококвалифицированные специалисты санитарно-гигиенического профиля и экологи с многолетним опытом работы, постоянно повышающие свой квалификационный уровень. При необходимости сотрудники «ЭкоЦентрПроекта» проведут попутно с ПЭК , поскольку экологичность производства и санитария во многом взаимосвязаны.

Если вам нужен общий производственный контроль, здесь для вас разработают полную программу. Выгодные цены, дополнительные скидки и высокое качество услуг - то, что неизменно привлекает внимание множества заказчиков к «ЭкоЦентрПроекту».

Ассоциация экологов-аудиторов начала свою деятельность еще в 1990 году. Здесь обучают кадры управления и техперсонал по международным стандартам, повышают квалификации аудиторов-экологов, разрабатывают проектные документы и проводят экоаудит.

ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.

Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).

Существуют такие объекты ПЭК, как:

  • системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
  • передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
  • системы для очистки использованных вод;
  • источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
  • цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
  • склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
  • зоны, попадающие под санитарную защиту.

Пример производственного экологического контроля 2019 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.

Какие виды экологического контроля существуют

В России существуют такие виды проверок, как:

  • производственные;
  • государственные;
  • муниципальные.

Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность. Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).

Кем и когда разрабатываются

ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.

Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.

Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:

  • инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
  • инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
  • собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
  • периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.

Для чего нужны

Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

Ответственность за отсутствие

Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.

Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:

  • все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
  • возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
  • невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
  • без программы производственного контроля невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с подпунктом 5.2.42 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325; N 25, ст.3811; N 28, ст.4741; N 29, ст.4816; N 38, ст.5564; N 39, ст.5658; N 49, ст.6904; 2017, N 42, ст.6163),

приказываю:

1. Утвердить требования к содержанию программы производственного экологического контроля согласно Приложению 1.

2. Утвердить порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно Приложению 2.

С.Е.Донской

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

регистрационный N 50598

Приложение 1. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля

Приложение 1

к приказу Минприроды России

1. Программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

2. Программа должна содержать разделы:

общие положения;

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

3. Раздел "Общие положения" должен содержать:

наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;

________________

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 11, ст.1164; N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971, ст.6974; 2014, N 11, ст.1092; N 30, ст.4220; N 48, ст.6642; 2015, N 1, ст.11; N 27, ст.3994; N 29, ст.4359; N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.24; N 15, ст.2066; N 26, ст.3887; N 27, ст.4187, ст.4286, ст.4291; 2017, N 31, ст.4829; 2018 N 1, ст.47, ст.87).

наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице;

дату утверждения Программы.

4. Раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" должен содержать:

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке;

показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества);

сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

5. Раздел "Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников" должен содержать:

сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;

показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;

показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;

сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

_________________

В соответствии с , утвержденным (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2009 г., регистрационный N 14603), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 13 апреля 2012 г. N 105 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области водных отношений" (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2012 г., регистрационный N 24346), приказом Минприроды России от 19 марта 2013 г. N 92 "О внесении изменения в Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" (зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2013 г. N 28590).

6. Раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" должен содержать:

сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов ;

________________

Федеральный классификационный каталог отходов формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с , утвержденным (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313).

сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов;

________________

Государственный реестр объектов размещения отходов формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов , утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 .

сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с , утвержденными (зарегистрирован Минюстом России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 9 декабря 2010 г. "О внесении изменений в Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49" (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19685);

сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов.

________________

В соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов , утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 .

7. Раздел "Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля" должен содержать:

наименование подразделений, их полномочия;

численность сотрудников подразделений;

сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.

8. Раздел "Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации" должен содержать:

наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

9. Раздел "Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений" должен содержать:

подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха";

подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов";

подраздел "Производственный контроль в области обращения с отходами".

9.1. Подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать:

план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;

план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее - План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений;

________________

Для объектов, включенных в перечень, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17, ст.21; N 52, ст.6450; 2011, N 30, ст.4590, ст.4596; N 48, ст.6732; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 30, ст.4059; 2014, N 30, ст.4220; 2015, N 1, ст.11, N 29, ст.4359).

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

9.1.1. В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

9.1.2. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 загрязняющих веществ на границе предприятия.

9.1.3. Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;

выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

9.1.4. План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.

9.1.5. План-график наблюдений должен содержать:

адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;

перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;

методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

периодичность отбора проб атмосферного воздуха.

9.2. Подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов" должен содержать:

мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества , утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 ;

программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, разработанную в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества , утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 ;

план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков;

программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления , утвержденной приказом Минприроды России от 14 марта 2007 г. N 56 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2007 г., регистрационный N 9317), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 26 июня 2009 г. N 169 "О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56" (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2009 г., регистрационный N 14561), приказом Минприроды России от 8 августа 2014 г. N 356 "О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56" (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2014 г., регистрационный N 34359);

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

9.2.1. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная абзацем третьим пункта 9.2 настоящих требований, должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

9.2.2. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал.

9.2.3. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) согласно Перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений , утвержденному приказом Минприроды России от 7 декабря 2012 г. N 425 (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27026), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 5 июля 2016 г. N 384 "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 07.12.2012 N 425 "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений" (зарегистрирован Минюстом России 1 августа 2016 г., регистрационный N 43050) и законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов I, II и III категории, предусмотренными пунктом 9.2.2 настоящих требований.

9.2.4. Периодичность проведения проверок работы очистных сооружений устанавливается не реже двух раз в год.

9.2.5. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, предусмотренная абзацем пятым пункта 9.2 настоящих требований, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

9.3. Подраздел "Производственный контроль в области обращения с отходами" должен содержать:

программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденную в соответствии с , утвержденным приказом Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 10 июня 2016 г., регистрационный N 42512);

________________

Для собственников, владельцев объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации такого объекта, или лиц, в пользовании, эксплуатации которых находится объект размещения отходов.

сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами.

________________

Учёт в области обращения с отходами ведется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в соответствии Порядком учета в области обращения с отходами , утвержденным приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2011 г., регистрационный N 22050), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 25 июня 2014 г. N 284 "О внесении изменений в Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721" (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2014 г., регистрационный N 33658).

Приложение 2. Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

Приложение 2

к приказу Минприроды России

1. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

3. Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

4. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; N 27, ст.3880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, N 14, ст.1668; N 27, ст.3463, ст.3477; 2014, N 11, ст.1098; N 26, ст.3390; 2016, N 1, ст.65; N 26, ст.3889).

5. Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

Электронный текст документа

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке раскроем тему производственного экологического контроля. Проведём своего рода ликбез по данному мероприятию.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (далее — Производственный Экологический Контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Цели производственного экологического контроля

Производственный экологический контроль выполняется в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды
Он позволяет обеспечить полноту, достоверность и оперативность информации об экологическом состоянии на промышленном объекте и в зоне его влияния для принятия управленческих решений по снижению или ликвидации негативных воздействий на окружающую природную среду в процессе производственной деятельности.

Задачи производственного экологического контроля

Основными задачами производственного экологического контроля является выполнение подразделениями предприятия требований природоохранного законодательства, нормативных документов в области охраны окружающей среды, касающихся:

1. соблюдения установленных нормативов воздействия на компоненты окружающей природной среды;
2. соблюдения лимитов пользования природными ресурсами и лимитов размещения отходов;
3. соблюдения нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния предприятия;
4. выполнение планов природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.

Производственный экологический контроль проводится над:

— соблюдением нормативов использования природных ресурсов и эффективностью их использования;
— соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов загрязняющих веществ и лимитов размещения отходов с учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;
— обеспечением своевременной разработки нормативов воздействия на окружающую среду (нормативов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов), установленных для природопользователя;
— источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;
— эффективностью работы природоохранного оборудования (установок по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, систем очистки хозяйственно-бытовых и производственно-ливневых сточных вод; систем оборотного и повторного водоснабжения);
— соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-4 класса опасности;
— использованием опасных и вредных химических веществ в производстве
— выполнением природоохранных планов мероприятий (в том числе противоаварийных), предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;
— получением информации для обоснования размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды;
— своевременным предоставлением информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системами государственного экологического мониторинга, кадастровым учетом и т.п.

Объектами производственного экологического контроля являются:

— стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
— системы очистки отходящих газов;
— источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (в водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты), в системы канализации и сети водоотведения;
— системы очистки отработанных вод;
— системы оборотного и повторного водоснабжения;
— источники образования отходов производства;
— объекты размещения и утилизации отходов (площадки временного хранения, стационарные полигоны);
— склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;
— объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленной площадки, территории, где осуществляется природопользование, санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
— природные ресурсы;

В связи с вступлением в силу изменений внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, добавлены следующие аспекты осуществления производственного контроля (действуют с 1 января 2015 года).

1) Производственный экологический контроль осуществляется на объектах I, II, III категорий.
2) Установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих указанные объекты, разрабатывать программу производственного экологического контроля, которая должна содержать, в том числе, следующие сведения:
— о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
— о собственных и привлекаемых, аккредитованных испытательных лабораториях.
П.С.: Существует особый ГОСТ Р 56061-2014 . Этот стандарт устанавливает общие требования к разработке программы производственного экологического контроля субъектами хозяйственной и иной деятельности. Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. Если на вашем предприятии ее еще нет — скорее разрабатывайте программу производственного экологического контроля.
3) Установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного экологического контроля в обязательном порядке проводить измерения выбросов, сбросов тех загрязняющих веществ, которые характеризуют применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
4) Установлена обязанность фиксации результатов производственного экологического контроля и представления в уполномоченный орган государственной власти отчета о результатах производственного экологического контроля.
5) Требования к форме отчета об организации производственного экологического контроля и результатах его проведения будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти после 1 января 2015 г. (до сих пор сведений об этой отчетности не поступало).

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

На этом у меня всё. До новых заметок!

В свете выхода нового Приказа Минприроды №92 от 16.03.2017 г. требования в отношении разработки программы экологического контроля (ПЭК) ужесточились. А это значит, что усилился и контроль за ее разработкой со стороны контролирующих организаций.

Как и ранее, природопользователь может составить документ самостоятельно, а может довериться специализированной компании. Во втором случае стоит закладывать дополнительные расходы в 25-40 т.р. и сроки от 7 дней.

В целом, производственный экологический контроль представляет собой комплекс мероприятий, целью которых выступает:

  • контроль за влиянием предприятия на состояние экологии,
  • контроль объема поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ,
  • организация системы внутреннего контроля с привлечением сотрудников;
  • организация комплекса эффективных наблюдений за состоянием и изменениями окружающей среды.

Предприятиям данный документ необходим для:

  • систематического контроля воздействия производственной деятельности на экологию,
  • соблюдения требований природоохранного законодательства,
  • прогнозирования возможных изменений в качестве окружающей среды,
  • контроля количества образующихся загрязняющих веществ и отходов
  • и соответствия их установленным нормативам, разработки эффективных природоохранных мер.

На основании каких документов разрабатывается программа экологического контроля?

Необходимость составления документа регламентирована содержанием закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (статья 67). Содержание должно соответствовать требованиям, изложенным в таких законах РФ, как Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, «Водному кодексу», Закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ.

Кроме того, требования к содержанию программы четко изложены в вышеуказанном Приказе №92.

Кому необходимо разрабатывать ПЭК?

Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.

Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.

Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.

Срок действия.

Срок действия разработанной программы не ограничен. Однако, при внесении изменений в технологический процесс, техническую оснащенность предприятия и прочих изменений, способных повлиять на изменение степени воздействия объекта на экологию – данные о них должны быть отражены в содержании программы. При этом законодательством установлены сроки для отражения нововведений, которые должны составить не более 30 дней.

  • сведения юридического характера о самом предприятии;
  • данные инвентаризации источников образования загрязняющих веществ и отходов;
  • перечень ответственных за проведение сотрудников предприятия;
  • описание применяемых методов контроля;
  • планы-графики, в соответствии с которыми проводятся необходимые наблюдения.

Если рассмотреть подробнее, документ содержит несколько разделов, описание которых приведено ниже.

  1. Первый раздел «Общие положения» содержит в себе такие сведения, как:
    • наименование предприятия;
    • организационно-правовая форма;
    • адрес месторасположения и контактные данные;
    • категория объекта как источника негативного влияния на окружающую среду;
    • реквизиты – ИНН, ОКВЭД, регистрационный номер;
    • правоустанавливающие документы на используемые земельные участки;
    • для объектов I категории – степень соответствия применяемой технологии уровню наилучших доступных технологий;
    • наименование организации, принимающей отчет о выполнении программы и сведения об ответственном за передачу данного отчета сотруднике предприятия;
    • дата составления программы.
  2. Второй раздел охватывает комплекс сведения об инвентаризации источников загрязнения атмосферы. В него войдут такие данные, как:
    • дата последней инвентаризации и объем выбрасываемых загрязняющих веществ, выявленный в ее ходе;
    • описание технологического процесса с выявлением мест образования источников загрязнения атмосферы, а также данные об используемом сырье, материалах и топливе;
    • перечень стационарных источников загрязнения атмосферы, определенный по данным инвентаризации, с указанием их высоты и наличием очистных установок;
    • сведения об установленных для предприятия нормативах - временно согласованных или предельно-допустимых выбросах, включая перечень веществ, для которых они установлены;
    • порядок действий в случае оповещения о неблагоприятных метеоусловиях:
    • карта-схема с нанесёнными источниками загрязнения;
    • перечень действующих методик, используемых для расчета объема выделяемых в атмосферу загрязняющих веществ.
  3. Третьим формируется раздел «Сведения об инвентаризации источников сброса». В состав данного раздела включается информация о:
    • применяемых на предприятии схемах по обеспечению водоснабжения/водоотведения;
    • сформированный на основании проведенной инвентаризации перечень источников образования сточных вод;
    • суммарный объем выброса и перечень загрязняющих веществ, поступающих с ним в окружающую среду, с указанием установленных для каждого вещества временно согласованных или предельно допустимых сбросов;
    • данные о наличии сооружений, обеспечивающих очистку стоков.
  4. Четвертый раздел охватывает данные о проведенной на объекте инвентаризации отходов и мест их размещения. В раздел входят:
    • наименования образующихся отходов в соответствии с данными ФККО;
    • характеристика эксплуатируемых мест размещения и накопления отходов;
    • сведения о сотрудниках, имеющих допуск к обращению с отходами 1-4 класса опасности, с указанием документов о прохождении ими специальной подготовки по данному вопросу;
    • копию приказа о назначении ответственного лица за допуск работников к управлению отходами;
    • информация о наличии установок, применяемых для вторичной переработки, внутреннего использования, обезвреживания или утилизации отходов;
    • перечень нормативов, установленных для каждого наименования образующихся отходов.
  5. Следующий раздел посвящен подразделениям и отдельным сотрудникам предприятия, являющихся ответственными за организацию производственного экологического контроля. В разделе приводятся:
    • перечень ответственных сотрудников или наименования ответственных подразделений;
    • общая численность работников предприятия;
    • информации об уровне образования ответственных сотрудников и наличии у них свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, переподготовке по вопросам охраны окружающей среды или обращению с отходами.
  6. В следующем разделе приводятся данные о лабораториях, задействованных в процессах проведения ПЭК – как собственных, так и привлекаемых по договору найма. В разделе требуется указать следующие данные:
    • наименование и адрес привлекаемой лаборатории;
    • номер и область аттестата аккредитации.
  7. Последний раздел программы охватывает сведения о периодичности осуществления контроля, местах наблюдений за окружающей средой, применяемых для контроля методах и методиках. Данный раздел включает несколько подразделов, содержащих сведения:
    • об охране атмосферного воздуха;
    • об охране водных объектов;
    • системе обращения с отходами;
    • об охране земель;
    • об использовании недр;
    • об охране растительного и животного мира.

В разделе рекомендуется также дать описание всем применяемым методам контроля, привести перечень нормативных документов, в соответствии с которым составлен пан наблюдений по каждому компоненту окружающей среды ил источнику загрязнения, составить план-график контроля с четким указанием времени и точек отбора проб. Также в разделе требуется привести графические материалы, на которых отражены места точек контроля.

Передача отчета по экологическому контролю в контролирующие организации.

Проведение на предприятии ПЭК контролируется органом экологического надзора при помощи приема соответствующего отчета о выполнении программы ПЭК. Отчет сдается ежегодно не позднее 25 марта завершившегося года.

Форма предоставления отчета может быть, как бумажной, так и электронной. В любом из перечисленных случаев она должна быть заверена подписью руководителя. Также разрешается передавать отчет и посредством почтовых отправлений с описью приложенных документов и уведомлением о вручении.

Сдается отчет в зависимости от категории объекта и уровнем его поднадзорности. Так, предприятия, относящиеся к органам Федерального эконадзора, сдают отчет в их территориальные департаменты, Регионального – в региональные департаменты.

Ответственность за отсутствие программы ПЭК и отчета.

С учетом того, что разработка программы ПЭК является законодательным требованием, то ответственность за ее отсутствие наступает согласно 8 главы Кодекса об административных правонарушениях. Так, например, ответственность может наступить согласно пункту 8.1, а штраф на сумму до 100 тысяч рулей.

Непредставление или несвоевременная передача отчета о проведении ПЭК, также может караться согласно КоАП. По статье 8.5 сумма штрафных санкции для предприятий может составить до 80 тысяч рублей.