Муниципальное и местное самоуправление разница. Муниципальная власть и государственная власть: конституционно-правовые основы взаимодействия. Разновидности местных федеральных налогов

Вопрос об отличиях муниципального управления от местного самоуправления достаточно сложный по причине наличия разных мнений на данный счет.

Ключ к понимаю лежит в субъектах муниципального управления и местного самоуправления.

К субъектам местного самоуправления следует отнести:

Население муниципального образования;

Муниципальные органы;

А муниципального управления только:

Муниципальные органы;

Муниципальные должностные лица.

Объекты муниципального управления и местного самоуправления одинаковы – муниципальные образования.

Таким образом, в виду наличия большего числа субъектов управления, можно прийти к выводу: местное самоуправление более широкое понятие, нежели муниципальное управление.

Помимо этого, стоит отметить, что главным действующим лицом, осуществляющим местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сход граждан и др.) и опосредованно (через муниципальные органы, выборных и иных должностных лиц) является население муниципального образования.

Муниципальное управление осуществляют органы местного самоуправления (муниципального управления) и муниципальные должностные лица.

Муниципальное управление - целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Муниципальное управление определяется следующими характеристиками (признаками):

а) муниципальное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;

б) муниципальное управление - это прерогатива только органов муниципального управления;

в) муниципальное управление - в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

г) муниципальное управление - подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

Термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» по своему содержанию во многом тождественны. Однако это несколько разные понятия.

Муниципальное управление осуществляется благодаря наделенной ей властью – муниципальной властью . Термин «муниципальная власть» подчеркивает властный характер отношений , которые осуществляются на локальной (муниципальной) территории между населением муниципального образования и представителями власти. Этот термин также подчеркивает локальный характер действия власти – в пределах определенной территории (муниципального образования).



Термин «местное самоуправление» указывает на источник власти, в лице местного сообщества, и на принцип организации управления . Тем самым данный термин подчеркивает общественную природу местной власти . Термин «местное самоуправление» не указывает на локальность (замкнутость) территории, а подчеркивает лишь «местный» характер. Следовательно этот термин трактуется более широко, понимая под ним организацию и осуществление межмуниципальных связей, а также надмуниципальный уровень управления, образуемый по инициативе органов самоуправления муниципальных образований. В России в отличие от стран Европы и США нет развитых межмуниципальных связей и надмуниципального уровня управления, поэтому в нашей стране термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» (местная власть) практически совпадают по значению.

Понятие “местное самоуправление” шире «муниципального управления», еще и потому, что оно включает в себя все формы реализации местного самоуправления:

1) МСУ как формы непосредственной демократии – когда власть предоставляется населению.

2) Территориальное общественное самоуправления (ТОС) – создание различных территориальных организаций, сообществ, товариществ в городе, районе, улице, во дворах.

3) Выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению муниципального управления на территории муниципальных образований.

А муниципальное управление является только частью местного самоуправления.

В целом можно утверждать, что муниципальное управление - это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.



В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).

Для того, чтобы правильно понять различие межу понятиями «Государственное управление» и «муниципальное управление», необходимо проанализировать сущность обеих категорий.

Государственное управление (менеджмент)

Понятие «государственный менеджмент» в науке рассматривают во многих аспектах. В теории юридической науки существует множество определений данного явления. Ученые определяют государственное управление как работу государственных структур, а также их чиновников, которая направляется на выполнение заданий, возложенных на государство. Такая работа, в свою очередь, не связана с процессами законотворчества и осуществления правосудия. Такой подход к рассматриваемому вопросу позволяет сделать вывод, что государственный менеджмент реализуется исполнительной ветвь властью.

Если рассматривать государственное управление комплексным методом, то следует отметить, что оно является системой взаимодействующих между собой государственных структур и их должностных лиц, которые осуществляют регулирование общественных отношений, возникающих на общегосударственном уровне.

В организационном аспекте — государственный менеджмент — это целенаправленное властное влияние субъекта менеджмента (органов, имеющих властные полномочия) на объект (население, конкретные группы граждан).

Административное законодательство дает такое определение государственное управление: деятельность компетентных органов исполнительной власти,которая основана на законах и цель которой его исполнение и осуществление руководства процессами общественной жизни внутри страны. В этом аспекте выделяют такие составляющие государственного управление как издание нормативных актов, кадровый менеджмент, планирование и прогнозирование и контроль.

Характеристиками государственного управления как подвида социального менеджмента являются:

  1. Организационный аспект — государственное управление осуществляется посредством деятельности должностных лиц государственных органов, которые в процессе выполнения задач, возложенных на них, взаимодействуют между собой.
  2. Волевой аспект — упорядочивает общественные отношения внутри государства путем выдачи нормативных актов, обязательных к исполнению.
  3. Регуляция общественной жизни — проявляется при взаимодействии субъекта и объекта управления в момент осуществления руководящих функций.
  4. Властный аспект — основывается на подчинении воли участников управления.
  5. Имеет собственный руководящий аппарат (комплекс государственных учреждений и чиновников).

Муниципальное управление (менеджмент)

Смысл категории «муниципальное управление» проявляется через процесс осуществления местного самоуправления как права граждан принимать решение относительно вопросов местного уровня. Исходя из этого определения следует, что муниципальное управление является практической реализацией непосредственной демократии народа.

Осуществляется муниципальное управление системой органов местного самоуправления. Эти органы осуществляют руководство в отношении территории отдельной территориальной единицы и решают все вопросы местного значения.

Муниципальное управление следует определить как деятельность органов местного самоуправления, направленная на руководство магистратским имуществом,распределение и формирование местного бюджета, принятие решений по иным вопросам местного уровня.
Отличительными признаками муниципального управления является, то что:

  1. Оно осуществляется в отношении конкретного региона, то есть на местном уровне.
  2. Осуществляется представительскими органами магистратского самоуправления и обладает ограниченной юрисдикцией (решение вопросов локального уровня).
  3. Носит подзаконный характер, поскольку направлено на реализацию законов на локальном уровне.

Муниципальное управление также можно представить как организованную систему субъектов муниципального самоуправления, осуществляющих деятельность по регулированию и руководству объектами территориальной общины. Большинство ученых считают, что главное отличие государственного управления от муниципального состоит в объекте и субъекте управления.

Чем же они отличаются

  • Субъектный состав государственного менеджмента . К субъектам государственного управления принадлежат государственные органы власти и их чиновники, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны.
  • Субъекты муниципального менеджмента . Субъектами же муниципального управления являются выборные органы самоуправления, юрисдикция которых распространяется на территорию конкретной территориальной единицы (город,область, село)
  • Объект государственного управление . Объектом государственного менеджмента являются вся территория страны и ее население.
  • Объект муниципального управления . К объектам менеджмента на местах относиться муниципальная собственность, территория отдельной территориальной единицы и территориальная община.

Отличием этих двух понятий является так же то, что правовые акты государственных органов управления носят обязательный характер для исполнения во всем государстве, а акты органов муниципального менеджмента носят подзаконный и локальный характер (имеют юрисдикцию на местном уровне).

1. Принципы и формы взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления
Исходя из "Основных положений государственной политики в сфере развития местного самоуправления в Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ, взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся на основе принципов законности, сотрудничества, взаимного уважения, взаимной ответственности1. К принципам взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления следует также отнести: всестороннюю поддержку местного самоуправления со стороны государства; невмешательство органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления.
Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обеспечивают защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления, гарантируют и обеспечивают финансовую самостоятельность местного самоуправления. Согласно ст.9 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывает содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. С целью обеспечения становления и развития самоуправления в Российской Федерации Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления1.
Поддержка местного самоуправления со стороны государства и создание условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований, как отмечается в "Основных положениях государственной политики в сфере развития местного самоуправления в Российской Федерации", должна быть ориентирована на "эффективное и согласованное функционирование федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных и гражданских институтов в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан России, повышения жизненного уровня и благосостояния многонационального народа Российской Федерации"2.
Государственная поддержка местного самоуправления осуществляется и органами власти субъектов РФ. В Тюменской области, например, распоряжением Губернатора области утверждена "Концепция содействия комплексному социально-экономическому развитию муниципальных образований Тюменской области".
К основным формам взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления можно отнести: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; заключение договоров и соглашений; создание координационных и консультативных органов, совместных рабочих групп; реализация права законодательной инициативы в представительном органе государственной власти субъекта РФ; направление предложений и обращений органов местного самоуправления в органы государственной власти1.

Понятие и основные черты местного самоуправления.

КРФ рассматривает МС в трех аспектах:

Как основу конституционного строя.

Как право населения на МС

3. Как форму народовластия (КРФ закрепляет 3 формы народовластия: через ОГВ, непосредственно и через ОМС)

МС (по ФЗ №131) - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных КРФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, - законами СРФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через ОМС вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Черты:

1.МС осущ. населением МО.

2.Это деят-ть в пределах, уст. КРФ, ФЗ, законами СРФ

3.Самостоятельность МС в решении отнесенных к его ведению вопросов

4.Ответственность за принятые решения

5.Осуществление МС населением как непосредственно, так и через органы МС,

6.МС имеет свой объект управления: вопросы мест. значения, касающиеся жизнедеятельности населения МО.

7.МС осущ. с учетом интересов населения.

8.В МС находят отражение исторические и иные традиции.

Понятие МС в Европейской хартии МС и в российском зак-ве.

(ЕвроХ)МС - право и реал способность самоуправляющихся территор общностей упр-ть и решать в рамках законов под свою отв-ть значит часть публич дел в интересах гр-н, проживающих на соотв терр-ии

* это дб закреплено в з-не

* решать => могут издавать акты

* управлять => осущ-ть исполнит-распорядит ф-ции

* право и реал способность => четко указано на правосубъектность

Гл идея (Хартии) - органы МС составляют 1 из основ любого демократического строя, право гр-н уч-ть в упр-ии гос делами - 1 из важнейших демократических пр-пов, непосредственно мб осуществлен именно на местном уровне.

Представит органы обязательны, они дб выбраны путем свободных, равных, прямых и всеобщих выборов, МС может проводить собрания гр-н, референдумы и др формы прямого волеизъявления, иметь исполнит органы, управлять значительной частью общественных дел и т.д. Полномочия и финансовые ресурсы дб соразмерны, дб предоставлены средства, причем часть средств поступает за счет местных сборов и налогов.

(131-ФЗ) МС - форма осущ-ия народом своей власти, обеспечивающая в пределах, уст-ых зак-вом, сам-ое и под свою отв-ть решение населением непосредственно и (или) через органы МС? местного значения исходя из интересов населения с учетом историч и иных местных традиций.

КРФ говорит о 2х формах МС, т.е. она закр-ет статус МС как 1)основу конст строя и 2)форму народовластия

Форма децентрализации власти

Форма самоорганизации местных жителей

Деят-ть гр-н по? местного значения

Публичная власть, взаимодействующая с гос властью

Местное самоуправление и государственная власть. Сходство и различие.

Отличие

1. В характере власти . Центральная гос. власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама по себе реформировать, органы же МС - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью.

2. Разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, т. е. отграниченность круга дел, предоставленных МС.

3. Самостоятельные источники средств.

4. Территориально-ограниченный выборный принцип. Территория действия МСУ ограничивается территорией МО. Гос. власть отдалена от народа, а МСУ-приближено.

В отличие от органов гос власти органы МС действуют не от имени гос-ва, а от имени местного сообщества.

Материально-финансовую базу деят органов МС составляет мун собственность, бюджет; органов гос власти - гос собственность и бюджет.

Органы МС не обладают правом осущ. собственно законодат. власти. Отсутствие права издания законов по тем или иным вопросам, для данной местности заменяющих законы общие, является достаточно важным критерием, отличающим МС. Безусловно, органы МС издают НА, но они по своей природе являются подзаконными актами.

Органы МС не обладают «компетенцией устанавливать свою компетенцию», т. е. не могут самостоятельно определять круг своих полномочий; в отличие от гос как такового местное сообщество не обладает суверенитетом.

Сходство:

Будучи разновидностью публичной власти, муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих гос власти: это виды публичной власти; используются те же методы управления и организационного построения управленческих структур, выполняются аналогичные функции(только объём разный)

Основные теории местного самоуправления. Сущность и содержание.

1. Свободной общины - эта теория исторически первая, суть в том, что существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, а согласно теории, есть и четвёртая - муниципальная или общинная. Государство не создаёт общину, а признаёт уже существующую, община существует по тому: 1) что круг общинных дел отличен от круга дел государственных; 2) община является субъектом специальных прав, которые принадлежат только ей; 3) должностные лица, общинного управления, это именно общинные должностные лица, а не государственные. С точки зрения этой теории, можно говорить об общинном характере происхождения местного самоуправления.

2. Хозяйственная теория - возникла как реакция на критику теории свободной общины, суть в том, что собственные дела общины, дела строго хозяйственные. Община должна развивать все формы собственности, формировать органы общины как эффективных собственников и предпринимателей.

3. Юридическая теория - органы местного самоуправления выполняют функции государственного управления, но являются органами не государства, а органами общины. Все общины как самоуправляющие единицы, являются субъектами прав, предоставленных им государством. Суть в том, что государство признаёт неприкосновенность прав общины, и должно всемерно уважать эти права.

4. Политическая теория - суть в том, что противопоставляется земское (муниципальное) и опричное (бюрократическое) начало. Население и его представители не являются чиновниками, государственными служащими. Население осуществляет самодеятельность, независимую от правительства, и свободно в осуществлении местного самоуправления.

5. Государственная теория - местное самоуправление, это часть государства, оно должно заниматься осуществлением государственных задач, всякое публичное управление, есть управление государственное, а, следовательно, тот кто несёт обязанности по местному самоуправлению, выполняет задачи государства.

6. Органическая теория - государство является сложной личностью, состоящей из социальных организмов. Самое низовое структурное подразделение государства, это община, она имеет ряд полномочий, но они не делегированы общине государством, а принадлежат ей как социальному организму.

Все эти теории местного самоуправления содержат в совокупность четыре признака , которые и характеризуют МС:

1) Связано с различием в характере власти - государственная власть суверена, самостоятельна, муниципальная власть подзаконна и действует в порядке и рамках, указанных государством.

2) Связано с разграничением уровней компетенции государства - в унитарном государстве эти уровни разграничиваются на два: государство и местное самоуправление, в федеративном на три: федеративное государство, субъекты федерации и местное самоуправление.

3) Наличие у местного самоуправления собственной материально-финансовой базы.

4) Местное самоуправление всегда территориально организовано и формируется в результате выборов.

5.Понятие и классификация принципов местного самоуправления. руководящие идеи, лежащие в основе организации и деят-ти населения, формируемых им органов, и обязательные для органов гос. и мун. власти. .

1.Принципы, связанные с общими условиями осуществления МСУ:

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Законность в организации и деятельности МС.

Гос. гарантированность МСУ

2. Принципы, определяющие самостоятельность МСУ:

Организационное обособление МС в системе управления гос-вом.(самостоятельное определение структуры органов; недопустимость назначаемости государством; запрет на осущ. МСУ органами гос. власти; обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан).

Самостоятельность решения населения вопросов мест. значения.

Соразмерность полномочий МС материально-финансовым ресурсам.

3. Принципы, закрепляющие формы осуществления населением права на МС:

Многообразие организационных форм осущ. МС

Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан.

Выборность органов и должностных лиц МС

Сочетание коллегиальности и единоначалия

Гласность МС

Ответственность органов и должностных лиц МС

К федеральным налогам относятся налоги, которые устанавливает федеральное законодательство. В эту группу входят акцизы на отдельные виды товаров и услуг, НДС, лесной налог, НДФЛ, экологический налог, государственная пошлина, корпоративный налог, корпоративный налог, налог на доход от капитала, таможенные сборы и пошлина, лицензионные сборы и водный налог.

Виды федеральных налогов

  • Акцизы на некоторые группы товаров
  • Корпоративный налог
  • Водный налог
  • В отличие от местных налогов федеральные налоги выполняют регулирующую функцию, они направлены на пополнение региональных бюджетов.

    Разновидности местных федеральных налогов

    Этот тип налогов в полном размере зачисляется в местный бюджет. Он предназначен для формирования муниципальных доходов и повышения благосостояния определённой территории. Одним из наиболее известных налогов в этой области выступает НДФЛ. Его обязаны платить все граждане Российской Федерации, которые получают за свою работу доход. Также им облагаются иностранцы, ведущие деятельность в РФ.

    На сегодняшний день действует пять ставок налога, их размер зависит от типа дохода. Удобство в администрировании НДФЛ достигается как за счёт этого, так и простоте расчёта налоговой базы, небольшому количеству льгот и плоской шкале.

    Федеральные налоги

    В отличие от местных налогов федеральные налоги обязательны для оплаты по всей территории России. Однако использование особых налоговых режимов позволит отменить некоторые виды федеральных налогов.

    НДС – это косвенный налог, он предполагает перечисление в бюджет добавленной доли. Величина НДС, которая направляется в бюджет, рассчитывается как разница между размером налога, которую выставляет покупатель, и суммой налога, отраженной поставщиками и записанной в книге закупок.

    Налог на прибыль . Представляет собой налог от полученной прибыли (рассчитывается, как разница между доходами и расходами). Налог является прямым. Он уплачивается авансовыми платежами, указанными в налоговой декларации. Его ставка – 20%.

    Налог на доходы физических лиц. Основной вид прямых налогов, рассчитывается в качестве процента от общей прибыли физических лиц, из неё вычитаются предусмотренные законодательством удержания. Расчёт и уплата налога, формирование налоговой декларации в соответствии PIT производится работодателями, в них плательщики налога получили доход в иных случаях.

    Акцизы. Этот вид косвенных налогов, они обычно устанавливаются на объектах массового потребления (автомобиль, табачная и алкогольная продукция, топлива и прочее). Акцизный сбор входит в состав стоимости товаров и услуг. Для каждого объекта его ставки устанавливаются индивидуально.

    Госпошлина – это налог, который накладывается на частных лиц и предприятия при их обращении к государству. На её величину влияет разновидность значимых действий, совершённых лицом. Как правило, государственная пошлина оплачивается до их совершения.

    Водный налог. Плательщиками выступают частных лица и организации, которые выполняют водное использование для гидроэлектроэнергии и других целей.

    Налог на горную промышленность. Продукт горнодобывающей промышленности – это материал, в котором содержится минеральное сырьё, полученное из-под земли. Налогоплательщик определяет оценку стоимости добытых ископаемых, не привязываясь при этом к стоимости их внедрения либо их стоимости расчёта.

    Федеральный корпоративный налог

    Выступает в качестве бюджетообразующих. Налоговый Кодекс устанавливает порядок его начисления и оплаты во всех деталях. Ставка налога – 20%, их них только 2% направляется в федеральный бюджет, а 18% поступает в региональный бюджет.

    Законодатели в регионе имеют право снизить ставку до 13.5% для определённых групп плательщиков. К тому же действуют особые ставки по налогу, они используются для обложения прибыли по отдельным операциям. К примеру, это относится к страховой и финансовой деятельности.

    Одним из наиболее важных налогов в современной системе является НДС. Иногда благодаря ему казна получает около 30% всех доходов. Налог на добавленную стоимость начал действовать в 1992 году. И по сегодняшний день он не утратил своей популярности.

    Плательщики НДС

    Плательщиками Налога на добавленную стоимость выступают все организации с различной формой собственности. Частные предприятия, ведущие деятельность по упрощённой системе, освобождены от уплаты НДС.

    Хотя плательщиками выступают компании, но по факту, налог ложится на плечи потребителей. Налог на добавленную стоимость распространяется на объектные обороты продукции, предоставляемые услуги и выполненные работы.

    Как мы увидели, в отличие от местных налогов федеральные налоги действуют по всей территории Российской Федерации. Однако некоторая их часть может направляться в муниципалитеты. Благодаря им определённые территории могут успешно развиваться.

    Оплата и оптимизация являются залогом успешного ведения бизнеса. На странице рассказывается, как возвратить подоходный налог после покупки квартиры.. Эта и другая информация поможет не иметь никаких проблем с Федеральной налоговой системой.